Магический четырехугольник целей регулирования экономики

Магический четырехугольник целей регулирования экономики

В экономической науке выделяют так называемую пирамиду целей государственного регулирования.

Высшими целями государственного регулирования являются формирование благоприятных условий для поддержания экономического развития и социальной стабильности общества. Остальные цели вытекают из этих высших целей.

Цели первого порядка (их называют магическим четырехугольником) включают в себя четыре основные цели государственного регулирования: 1) обеспечение роста ВВП; 2) минимизацию безработицы; 3) стабильность уровня цен; 4) внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном платежном балансе. Магическим четырехугольником эти цели называются потому, что они противоречат друг другу. В предыдущих главах мы уже разбирали взаимосвязь инфляции и безработицы, из которой следует, что борьба с одним явлением может вызвать усиление другого. Так, стимулирование занятости посредством увеличения государственных расходов ведет к росту бюджетного дефицита, считающегося одной из важных причин инфляции. Борьба с инфляцией путем «удорожания денег» имеет своим следствием сокращение инвестиций и рост безработицы. Поэтому во всех четырех направлениях следует двигаться равномерно.

Цели второго порядка направлены на создание благоприятных законодательных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного экономического роста, внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, сглаживание цикличности экономики, поддержание удовлетворительного состояния окружающей среды и некоторые другие.

Непосредственным конкретным воплощением целей являются задачи, стоящие перед национальной экономикой. Целый ряд основных задач государственного регулирования осуществляется через государственные функции.

Основной функцией государства в современной экономике является создание правовой базы экономической деятельности. Эта функция государства предполагает разработку, принятие и контроль за выполнением законов и правовых норм, обеспечивающих функционирование экономики в целом, регулирующих экономическую деятельность отдельных ее субъектов. Важной задачей государства является установление (спецификация) прав собственности на экономические ресурсы. Для России очень важен контроль за исполнением законодательных норм.

Проведение антимонопольной политики также считается первостепенной задачей государственной экономической политики. В Германии, к примеру, антимонопольный закон называют конституцией рыночной экономики. Опираясь на антимонопольное законодательство, государство ведет борьбу с монополизмом, защищает принципы свободной конкуренции, что позволяет в конечном итоге реализовывать преимущества рыночной экономики, повышать эффективность хозяйствования.

Создание общественных благ — еще одна важная функция государства. Рыночная экономика, как и любая другая, не может без них существовать. Однако коммерческие организации производят лишь то, что приносит прибыль. Поэтому общественные блага создаются главным образом государством либо негосударственными некоммерческими организациями, которые также пользуются поддержкой государства. Уровень потребления общественных благ, гарантированный государством, зависит от его возможностей, определяемых размерами государственного бюджета.

Регулирование внешних (побочных) эффектов. Внешние эффекты, или экстерналии, — это полезность или издержки, которые не отражены в условиях контракта и не учитываются в системе цен. Они могут быть как отрицательными, так и положительными. Загрязнение окружающей среды в связи добычей нефти служит ярким примером отрицательного внешнего эффекта. Примером положительного внешнего эффекта, например, является разведение пчел одним фермером, что позволяет его соседям повышать урожай плодовых культур, не вкладывая дополнительные инвестиции. Государство призвано регулировать внешние эффекты, уменьшая издержки, приносимые отрицательными экстерналиями, и поддерживая выгоды от положительных.

Создание инфраструктуры экономики — еще одна задача, требующая государственного вмешательства. Развитая инфраструктура является непременным условием эффективной экономики. Под инфраструктурой понимают комплекс отраслей хозяйства, обеспечивающих процесс воспроизводства. Существует несколько видов инфраструктуры:

¦ производственная (транспорт, связь, сеть энергоснабжения);

¦ рыночная (учреждения, организации и службы, обеспечивающие функционирование рынка: сеть оптовой и розничной торговли биржи и пр.);

¦ институциональная (аппарат государственного управления);

¦ социальная (наука, здравоохранение, система образования, учреждения культуры);

¦ информационная (совокупность информационных каналов, хранилищ информации, информационных технологий).

Государство может выступать и в качестве предпринимателя. Под государственным предпринимательством понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики, но, как правило, недостаточно рентабельные для рыночного сектора хозяйства. В отличие от частных предпринимательских структур государственные предприятия ориентируются не только на получение прибыли, но и на предоставление социально значимых товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал.

Перераспределение доходов в целях социально-экономического выравнивания и поддержки социально уязвимых слоев населения стало характерной чертой государственной политики в условиях социально ориентированной экономики. Государство использует различные формы изъятия части доходов у более состоятельных слоев населения с целью передачи их другим лицам, более в них нуждающимся. Такое перераспределение служит условием предупреждения социальных конфликтов и достижения социальной стабильности в обществе, позволяет решать многие задачи общенационального значения.

К основным формам перераспределения доходов относятся:

¦ налоговое перераспределение доходов, которое предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты для других. Таким путем государство решает серьезные социально-экономические задачи: осуществляет поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых слоев, стимулирует малое предпринимательство, развитие социально значимых отраслей, привлекает иностранные инвестиции и пр.;

¦ государственное кредитование и субсидирование хозяйствующих субъектов за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов;

¦ государственная закупка товаров и услуг для государственного потребления. Государство приобретает продукцию для развития бюджетной сферы: армии, гражданского строительства, системы образования и здравоохранения. Вместе с тем государственные закупки товаров и услуг гарантируют предпринимателям стабильный рынок сбыта и прибыль. Эта форма перераспределения доходов способствует решению проблем занятости и повышения благосостояния населения.

В современных условиях весьма важное значение придается такой функции государства, как макроэкономическая стабилизация экономики. При помощи фискальных и денежно-кредитных рычагов экономической политики государство осуществляет меры по сглаживанию экономического цикла: торможение циклического падения производства, оживление экономики в условиях спада, а также охлаждение ее при проявлениях перегрева, чреватого новым кризисом.

К задачам, стоящим перед государственным регулированием экономики, относится поддержка малого бизнеса посредством налоговой и кредитной политики, оказания консультационных услуг, помощи предприятиям во внедрении достижений научно-технического прогресса. Развитие малого бизнеса в настоящее время рассматривается как фактор поддержания конкуренции в рыночной экономике, а также как важное направление борьбы с безработицей.

Важнейшей функцией государства является создание благоприятных внешнеэкономических условий для функционирования национальной экономики. Осуществляя регулирование внешнеэкономической деятельности в соответствии со сложившейся ситуацией на мировых рынках и исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит протекционистскую либо фритредерскую (либеральную) политику. Меры государственной внешнеэкономической политики подразделяют на тарифные, предполагающие активное использование таможенных пошлин, и нетарифные, включающие в себя импортные квоты, лицензирование импорта, использование жестких стандартов и норм качества и т.п.

Остановимся на такой важной функции государства в условиях информационного общества, ориентированного на активное создание и потребление знаний, как поддержка фундаментальной науки, проведение активной научно-технической и инновационной политики. Государство финансирует фундаментальные научные исследования, непосредственно не приносящие прибыль, но необходимые для успешного развития прикладной науки и расширения научного потенциала общества.

Функцией государства выступает также обеспечение экологической безопасности. Хозяйственная деятельность наносит ущерб окружающей среде путем ее загрязнения, разрушения экосистем, исчерпания невосполнимых ресурсов. В свою очередь это приводит к негативным экономическим, финансовым и социальным последствиям для населения. В значительной мере их можно уменьшить или даже устранить с помощью комплекса мер по экологизации производства, реализуемых государством, которое берет на себя организацию системы контроля за состоянием окружающей среды посредством принятия природоохранного законодательства, налоговой политики, принуждает предпринимателей соблюдать природоохранные правила. Государственные органы контролируют эксплуатацию природных ресурсов, осуществляют экспертизу инвестиционных проектов, устанавливают административные санкции за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм вплоть до запрещения выпуска определенных видов продукции или отзыва лицензий на добычу полезных ископаемых

Видео:Способы государственного регулирования экономики.Скачать

Способы государственного регулирования экономики.

Национальная экономика: показатели измерения и структура

Видео:8.4 Методы и инструменты государственного регулирования экономики.Скачать

8.4   Методы и инструменты государственного регулирования экономики.

Теоретические основы макроэкономики. Предмет макроэкономики

Макроэкономический подход к экономическому анализу возник в период меркантилизма, представители которого сделали попытку обосновать систему экономической политики, направленной на увеличение денежного богатства в стране. Ф. Кенэ проанализировал общественное воспроизводство с позиций установления определенных пропорций между натуральными (вещественными) и стоимостными элементами общественного продукта.

Широко использовал макроэкономический подход при анализе общественного производства К. Маркс, разработавший схемы простого и расширенного воспроизводства совокупного общественного продукта, числовые примеры кругооборота капитала, схемы формирования цен производства. Швейцарский экономист Л. Вальрас предложил систему общего экономического равновесия. Существенный вклад в фундаментальные основы макроэкономики как науки внесли Р. Аллен, Дж. Гэлбрейт, Е. Домар, В. Леонтьев, П. Самуэльсон, Р. Харрод и др.

Среди отечественных ученых международное признание получили макроэкономические исследования Н. Д. Кондратьева и В. С. Немчинова.

Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая закономерности функционирования и тенденции развития экономики страны в целом. Деление экономической теории на микро– и макроэкономику стало общепризнанным в 1930-х гг., после выхода в свет работы Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (которого и считают основоположником макроэкономики).

Деление экономической теории на макро– и микроэкономику привело к возникновению двух различных способов описания экономических процессов:

  • микроэкономический подход;
  • макроэкономический подход.

В микроэкономическом подходе основной проблемой является оценка экономического поведения отдельной фирмы, предприятия; в макроэкономическом подходе исходным является обоснование закономерностей функционирования экономики страны в целом. Соответственно в экономической теории возникли микроэкономическое и макроэкономическое научные направления.

Микроэкономическая теория исследует связи фирм с поставщиками и потребителями, взаимодействие с финансовыми органами, с кредитными учреждениями. Регулирование их осуществляется путем выработки стратегии поведения фирмы и экономических методов ее реализации.

Макроэкономическая теория исследует процесс воспроизводства в целом. На макроуровне решаются вопросы нахождения равновесия между сбережениями и инвестициями, доходами и расходами госбюджета, совокупным спросом и совокупным предложением.

Макроэкономика исследует также факторы, воздействующие на народное хозяйство, которые подразделяются на внешние (природные, демографические и др.) и внутренние (производство, реализация, потребление). Регулирование этих процессов осуществляется путем рыночных и государственных рычагов воздействия.

Кроме микро– и макроэкономических теорий изучаются самостоятельные, продвинутые курсы в виде прикладных микро– и макроэкономик.

Следует отметить, что первые и вторые не дублируют друг друга. В теоретических курсах изучаются общие экономические принципы, выявляются закономерности и тенденции развития системы. При этом теоретические курсы опираются на совокупность факторов и явлений, возникающих на микро– и макроуровнях. В прикладных курсах по микроэкономике и макроэкономике эти факторы и явления выступают непосредственно предметом их изучения, а также исследуются методы их моделирования и анализа.

Объектом исследования макроэкономики является национальная экономика в целом, которая представляет собой систему, взаимообусловленную прямыми и обратными связями между ее элементами. Эта система не является простой суммой входящих в нее составных частей. Она приобретает качественно новое состояние, которое принято называть эмерджентным.

Эмерджентные свойства системы возникают в процессе диалектического перехода количественных изменений в качественные (т. е. при формировании системы как органического целого за счет вовлечения новых элементов части ее претерпевают качественные изменения). На микроуровне примером проявления эмерджентных свойств может служить эффект крупного производства, эффект агломерации. Аналогичные явления имеют место на макроуровне. С эмерджентными свойствами связаны такие явления, как социальный престиж, возможность реализации крупномасштабных мероприятий. Выявление и количественная оценка эмерджентных свойств экономики является важнейшей задачей макроэкономической теории.

В процессе исследования макроэкономической системы экономические явления рассматриваются в обобщенном виде и характеризуются агрегированными показателями: совокупный спрос, совокупное предложение, совокупная занятость, совокупные инвестиции и т. д. В результате условно можно считать, что национальная экономика выступает в виде единой совокупной фирмы, которая выпускает продукцию, состоящую из совокупности средств производства и предметов потребления. Различные процентные ставки на отдельные виды ценных бумаг обобщаются макроэкономикой в единую усредненную норму процента.

При изучении макроэкономичеких явлений широко используются количественные методы. Они позволяют осуществлять переход от изучения отдельных фактов к статистическим закономерностям, а от них – к моделированию макроэкономических процессов.

Макроэкономическая модель представляет собой описание в математической форме наиболее существенных связей и экономических явлений анализируемой народно-хозяйственной системы как единого целого.

Микроэкономические модели отображают социально-экономические процессы отдельных хозяйственных ячеек (предприятие, хозяйственный комплекс, сектор экономики).

При анализе макроэкономических систем с использованием моделей применяются генетический и функциональный подходы.

Генетический анализ исследует экономические процессы и явления с точки зрения их происхождения и развития в прошлом.

Функциональный анализ основывается на изучении реально функционирующей системы. С помощью анализа макроэкономической системы и моделирования экономических процессов выявляются причинно-следственные связи, выступающие основой формулирования экономических законов.

Видео:Государственное регулирование экономики // Наталья СмирноваСкачать

Государственное регулирование экономики // Наталья Смирнова

Общие макроэкономические показатели. Характеристика макроэкономических показателей

Макроэкономические показатели количественно или качественно характеризуют общее развитие национального хозяйства и объемы его производства. Они отражают взаимосвязь совокупного спроса и предложения; позволяют определять экономическое равновесие между имеющимися ресурсами и производственными возможностями; между выпускаемой товарной массой и находящимися в обращении денежными знаками; обеспечивают возможность мониторинга уровня инфляции, занятости и социальной обеспеченности. С помощью макроэкономических показателей формируется экономическая политика, определяется необходимость вмешательства государства в экономику, вырабатываются меры по снижению уровня инфляционных процессов и безработицы.

Основные макроэкономические показатели можно подразделить на несколько групп.

Первая группа показателей характеризует общенациональное развитие производства.

1. Национальное богатство представляет собой совокупность материальных благ, накопленных за всю историю существования государства. Чем выше объем национального богатства, тем выше материальные возможности общества для развития народного хозяйства. При этом различают:

  • потенциальное национальное богатство, которое включает в свой состав все природные ресурсы;
  • реальное национальное богатство, включающее те ресурсы, которые вовлечены в процесс производства (разведанные полезные ископаемые, освоенные природные ресурсы и т. д.).

В состав национального богатства включаются основные и оборотные производственные фонды; непроизводственные фонды, к которым относятся жилой фонд, объекты культурно-бытового назначения; личное имущество населения; природные ресурсы, вовлеченные в процесс производства. Кроме этого, национальное богатство охватывает такие нематериальные ценности, как потенциал здоровья нации, образование и объем научных знаний, формирующих интеллектуальный потенциал страны, уровень культуры населения.

Впервые национальное богатство было исчислено английским экономистом У. Петти в 1664 г. как сумма накопленных материальных ценностей. Английский экономист Р. Гиффен проводил исчисление национального богатства на основе сведений о подоходном налоге, другие определяли его исходя из многолетних данных о подаренном имуществе и имуществе, полученном по наследству. В 1947 г. создана Международная ассоциация исследования проблем национального дохода и богатства.

2. Показатель валового (совокупного) общественного продукта (ВОП) был положен в основу статистических расчетов в экономике нашей страны.

ВОП – это вся продукция материального производства, созданная за определенный период времени (обычно за год). ВОП создается в основном такими отраслями, как промышленность, сельское хозяйство, строительство. В СССР в 1990 г. на долю промышленности приходилось 58 % ВОП, на долю сельского хозяйства —18 %, на долю строительства – 10 %.

Показатель ВОП имеет существенный недостаток. Он рассчитывается по стадиям производства и включает в свой состав повторный счет. Для издания книги, например, нужна бумага, исходным сырьем для которой выступает древесина.

Стоимость древесины при этом учитывается трижды: на лесозаготовительных предприятиях, затем на целлюлозно-бумажных комбинатах и еще раз в типографиях. В типографиях в объем валовой продукции включаются кроме собственных затраты на лесозаготовках и целлюлозно-бумажных комбинатах. Чтобы правильно оценить работу каждого предприятия или отрасли, нужно из валовой продукции вычесть повторный счет. С этой целью ВОП подразделяют на промежуточный и конечный продукты.

3. Промежуточный продукт (ПП) – это часть ВОП, которая в течение года направляется на текущие материальные затраты в виде сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, используемых на последующих стадиях производства.

В нашем примере при издании книг в качестве промежуточного продукта выступают древесина лесозаготовительных предприятий и бумага целлюлозно-бумажных комбинатов, которая используется в типографиях.

4. Конечный продукт (КОП) – это готовые материальные блага, используемые для потребления населением, для восстановления изношенных средств производства на предприятиях, для накопления при новом строительстве. КОП не содержит повторного счета, но включает в свой состав старую стоимость в виде амортизации (А). Для более точной оценки деятельности сферы материального производства, которая отражает результативность работы предприятий только за текущий период, используется показатель национального дохода (НД):

5. В состав национального дохода (НД) включается только вновь созданная стоимость.

В соответствии с марксистской концепцией национальный доход на стадии использования подразделяется на фонд потребления (ФП), фонд накопления (ФН) и чистый экспорт (ЧЭ – разница между экспортом и импортом). Связь между этими показателями может быть пред- ставлена в следующей зависимости:

ВОП – ПП = КОП;
КОП – А = НД;
НД = ФН + ФП + ЧЭ
.

В западных странах национальный доход определяется путем сложения всех видов доходов (заработная плата рабочих и служащих, прибыль, процент, рента) как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

В нашей стране НД не отражал результаты экономической деятельности в непроизводственной сфере. Поэтому с 1988 г. в практику экономических расчетов введен дополнительный показатель – валовой национальный продукт.

6. Валовой национальный продукт (ВНП) – это совокупная рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг за год. Он включает в свой состав доходы всех предприятий и организаций как в производственной, так и в непроизводственной сферах, исчисляется по методологии ООН и используется для международных сопоставлений.

7. Валовой внутренний продукт (ВВП) включает в себя результаты производственной деятельности, получаемые только на территории данной страны, независимо от национальной принадлежности предприятий и гражданства работников. По величине ВВП меньше ВНП на сумму доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (проценты, дивиденды, заработная плата).

8. В чистый национальный продукт (ЧНП) в отличие от ВНП не включается величина амортизации.

9. Личный доход (ЛД) – это доход, который получает население на цели личного потребления до уплаты налогов. Он определяется путем вычитания налогов на прибыль корпораций и объема их перераспределенной прибыли; к полученной величине прибавляются трансфертные платежи населению (пенсии, стипендии, пособия).

10. Располагаемый доход (РД) – это доход, который может использовать население по своему усмотрению после уплаты налогов.

В обобщенном виде основные макроэкономические показатели представлены на рис. 14.1.

Магический четырехугольник целей регулирования экономики

Вторая группа показателей характеризует использование производственных фондов, а также материальных и сырьевых ресурсов. К числу важнейших показателей этой группы относятся производственные фонды и их структура (активные и пассивные фонды); коэффициенты обновления и выбытия производственных фондов; коэффициенты использования материальных ресурсов на 1 руб. национального дохода; фондоотдача (выпуск продукции на 1 руб. производственных фондов); фондоемкость (стоимость производственных фондов на единицу объема производства продукции) и др. С одной стороны, наличие производственных фондов и материальных ресурсов характеризует экономический потенциал страны, ее экономические возможности, с другой – уровень использования ресурсов свидетельствует о степени реализации имеющихся возможностей.

Третья группа показателей отражает трудовые затраты и уровень занятости рабочей силы по сферам производства. На основе анализа такого рода показателей государство имеет возможность стимулировать развитие трудоемких отраслей в трудоизбыточных районах, материалоемких отраслей – в районах с богатыми материальными ресурсами, принимать при имеющемся дефиците рабочей силы соответствующие меры по снижению уровня безработицы.

Четвертая группа показателей позволяет определять финансовые возможности страны, формировать и использовать денежные доходы, анализировать воздействие инфляционных процессов на уровень заработной платы, цен, процентных ставок.

На финансовое состояние существенное влияние оказывают уровень цен и процентные ставки. Повышение или понижение цен исчисляется путем определения их общего уровня, который, в свою очередь, рассчитывается при помощи индекса цен. Последний определяется как отношение цен текущего года к ценам базового периода. Индекс цен подразделяется на индексы цен потребительских товаров и товаров производственного назначения. Индекс цен потребительских товаров рассчитывается на основе потребительской корзины. В такую «корзину» в Англии включается 600 наименований товаров и услуг, в Нидерландах – свыше 1000, в нашей стране – порядка 300 наименований. Индекс цен используется также при установлении уровня инфляции, который определяется как процентное изменение разности цен текущего и прошлого периода к ценам прошлого периода.

Видео:Студенты объясняют: Внешние эффекты и методы их регулированияСкачать

Студенты объясняют: Внешние эффекты и методы их регулирования

Цели и инструменты макроэкономики. Магический четырехугольник целей

Каждое государство стремится к такому состоянию экономики, при котором обеспечивается полная занятость, незначительная или нулевая инфляция, внешнеэкономическое равновесие и устойчивый экономический рост.

Немецкие экономисты Х. Зайдель и Р. Теммен составили структурно-логическую схему основных направлений макроэкономической политики, которая получила название «Магический четырехугольник целей» (рис. 14.2). Магический четырехугольник включает, с одной стороны, стабильный уровень цен и внешнеэкономическое равновесие, с другой – высокую степень занятости и экономический рост. Формирование целей требует тщательной проработки и детальной конкретизации при составлении прогнозов и рабочих программ.

Экономические цели общества, на реализацию которых направлена экономическая политика, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Недооценка какой-либо цели в процессе их достижения или, наоборот, приоритетный характер некоторых их них могут привести к невыполнению всех остальных. Например, односторонняя борьба с инфляцией, как правило, сопровождается резким ухудшением других макроэкономических показателей (спад производства, чрезмерное увеличение безработицы, повсеместное распространение неплатежей).

Инструменты макроэкономики. Для достижения поставленных целей в качестве важнейших инструментов используются:

  • фискальная политика, осуществляемая преимущественно правительством (доходы и расходы государства);
  • денежная политика, направленная на регулирование объема денег в обращении и осуществляемая преимущественно Центральным банком;
  • политика регулирования доходов (политика «зарплаты-цены»);
  • внешнеэкономическая политика (обеспечение увеличения ВНП за счет внешнеэкономических связей).

При проведении макроэкономической политики внимание государства концентрируется на наиболее значимых экономических факторах, определяющих фискальную и кредитно-денежную политику (динамика инвестиций, состояние государственного бюджета, платежный баланс, уровень заработной платы, цен, валютный курс и т. д.).

Макроэкономический анализ предполагает выявление ключевых моментов функционирования целостной экономической системы во взаимодействии рынков товаров, рабочей силы и денег как таковых, а также национальной экономики в целом. Речь идет о выработке механизмов установления и поддержания с помощью мер фискальной и монетарной политики краткосрочного долгосрочного общего макроэкономического равновесия, как внутреннего, так и внешнего, и достижения за счет этого устойчивого экономического роста.

Магический четырехугольник целей регулирования экономики

Рис. 14.2. Магический четырехугольник целей

Видео:Модель экономического кругооборотаСкачать

Модель экономического кругооборота

Формирование валового национального продукта. Добавленная стоимость

При формировании ВНП необходимо избежать повторного учета частей продукта, которые продаются и перепродаются в процессе их движения на рынке от производителя к потребителю. В этих целях следует исключить, с одной стороны, двойной счет, с другой стороны – непроизводительные сделки.

Исключение двойного счета. Чтобы избежать повторного счета, при формировании ВНП учитывается только рыночная стоимость конечных продуктов, т. е. тех товаров и услуг, которые покупаются для конечного потребления, а не для перепродажи или дальнейшей обработки.

Для исключения повторного счета используется показатель «добавленная стоимость».

Добавленная стоимость – это рыночная цена продукции, произведенной фирмой за вычетом стоимости потребленных сырья, материалов и полуфабрикатов, приобретенных фирмой у поставщиков. Добавленная стоимость выступает в виде заработной платы, рентных платежей, процента к прибыли. Рассмотрим формирование добавленной стоимости на примере издания книг.

Из табл. 14.1 видно, что для исключения повторного счета в показатель ВНП включается стоимость только конечного продукта, которая формируется по стадиям производства за счет суммирования добавленных стоимостей. В нашем случае конечным продуктом является розничная продажа книг. Она складывается из стоимостных затрат на каждой стадии производства в виде добавленных стоимостей (ДС). ДС = 260 + 80 + 50 + 100 + 110 = 600 тыс. руб. Если сложить добавленные стоимости всех фирм, то получим ВНП.

Магический четырехугольник целей регулирования экономики

В отличие от ВНП валовая общественная продукция или общая стоимость продаж образуется путем сложения рыночных цен по стадиям производства с включением повторного счета за счет промежуточных продуктов.

Рыночная цена продукции = 260 + 340 + 390 + 490 + 600 = 2080 тыс. руб. Если просуммировать рыночные стоимости продаж по всем фирмам, то получим ВОП.

Исключение из ВНП непроизводительных сделок. В ВНП не включаются непроизводительные сделки, которые подразделяются на:

  1. Чисто финансовые сделки.
  2. Продажи подержанных товаров.

Финансовые сделки подразделяются на:

а) государственные трансфертные платежи (выплаты по социальному страхованию, пособия безработным, пенсии ветеранам, стипендии студентам исключаются из ВНП потому, что их получатели не вносят какого-либо вклада в создание текущего объема производства);

б) частные трансфертные платежи (ежемесячные субсидии студентам из дома, разовые дары богатых родственников исключаются из ВНП потому, что они не являются результатом производства);

в) сделки с ценными бумагами (купля-продажа акций, облигаций исключаются из ВНП, так как не влияют на объемы текущего производства, представляя собой обмен бумажными активами).

Продажи подержанных товаров. Такие сделки исключаются из ВНП, так как они не отражают текущего производства и не сказываются на изменении его объема. При таких сделках происходит лишь смена собственника товара.

Видео:Государственное регулирование экономики // ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮСкачать

Государственное регулирование экономики // ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Методы измерения ВНП по доходам и расходам. Номинальный и реальный ВНП. Дефлятор ВНП

При характеристике ВНП зарубежные экономисты используют два метода его измерения: метод «потока продукции» («по расходам») и метод «потока доходов» («по доходам»).

Выше мы рассматривали модель кругооборота предпринимательского капитала на макроуровне. В модели по часовой стрелке показано движение потока продуктов от производителей к потребителям. Против часовой стрелки идет встречный поток в виде денежных доходов. В верхней части модели изображен рынок потребительских товаров, на котором в процессе кругооборота происходит встречное поступление, с одной стороны, потока конечной продукции от предприятий к населению, с другой – потока денежных доходов в обмен на продукцию. Первый является основой определения ВНП по методу «потока продукции», второй – по методу «потока доходов» (табл. 14.2).

Магический четырехугольник целей регулирования экономики

Метод «потока продукции» (по расходам) представляет собой денежную оценку конечной продукции, произведенной за год, которая соответствует величине ВНП. В этот показатель включаются также расходы государства на товары и услуги и частные инвестиции. Отсюда следует, что ВНП выступает как сумма расходов на покупку товаров и услуг, произведенных за год.

Метод «потока доходов» (по доходам) представляет собой определение ВНП как суммы денежных средств населения в виде доходов отдельных лиц и предприятий (заработная плата, проценты, рента и прибыль), которые получает население от производства товаров и услуг за год. С помощью обоих потоков определяется величина ВНП. Оба потока являются равноценными и равны друг другу. То, что затрачено потребителем на приобретение товаров, получено в виде доходов теми, кто производил эти товары.

Номинальный и реальный ВНП. При расчете ВНП на его величину оказывают влияние инфляция, т. е. повышение общего (среднего) уровня цен в экономике; дефляция, т. е. понижение общего (среднего) уровня цен в экономике; изменение физического объема производства. Учитывая эти процессы, вводятся определения номинального и реального ВНП.

Номинальный ВНП – это валовой национальный продукт, исчисленный в фактических или текущих ценах. Данный показатель используется только для расчетов в текущем году.

Реальный ВНП – валовой национальный продукт, скорректированный с учетом инфляции или дефляции. Для корректировки текущего или номинального ВНП используется специальный индекс – дефлятор ВНП.

Дефлятор ВНП для определенного года представляет собой отношение совокупной цены на товары в текущем году к совокупной цене аналогичного набора товаров базового года. Дефлятор ВНП, или индекс цен, может быть использован для того, чтобы инфлировать (повышать денежное выражение ВНП с учетом динамики цен) или дефлировать (понижать денежное выражение ВНП; как правило, при корректировке цен прошлых лет) показатель номинального ВНП. Реальный ВНП определяется как отношение номинального ВНП к дефлятору ВНП:

Магический четырехугольник целей регулирования экономики

В качестве иллюстрации в табл. 14.3 приведены основанные на реальных данных процессы инфлирования и дефлирования валового национального продукта на базе общего уровня цен. За базовый принят 1982 г. Из таблицы видно, что при корректировке цен прошлых лет происходит дефлирование, т. е. понижение денежного выражения ВНП. После 1982 г. происходит инфлирование, т. е. повышение денежного выражения ВНП.

Магический четырехугольник целей регулирования экономики

Видео:Принципы таможенного регулированияСкачать

Принципы таможенного регулирования

Структура национальной экономики. Общеэкономические и межотраслевые пропорции. Теория трех секторов

Воспроизводственная структура – это деление составных частей общественного продукта по принципу функционального их назначения.

Отраслевая структура – это деление хозяйственной системы по основным видам деятельности, отражающее уровень развития производительных сил и общественное разделение труда. Она характеризует уровень развития национальной экономики, долю отдельных отраслей в общем объеме народного хозяйства.

Со структурой общественного производства непосредственно связаны народнохозяйственные пропорции. Обычно понятие структуры общественного производства употребляется как выражение всех народнохозяйственных пропорций. При этом ведущее место в структуре общественного производства занимают пропорции развития производственной сферы.

Общеэкономические пропорции отражают количественные соотношения между элементами общественного воспроизводства макроэкономического уровня, к числу которых относятся соотношения между накоплением и потреблением, между производством средств производства и производством предметов потребления и т. д.

Межотраслевые пропорции включают в себя количественные соотношения между различными отраслями общественного производства, например между добывающей и обрабатывающей промышленностью, между промышленностью и сельским хозяйством, между отраслями материального и нематериального производства и т. д.

Внутриотраслевые пропорции показывают количественные соотношения между отдельными производствами отрасли, например заготовка леса и изготовление мебели, сбор хлопка и выпуск тканей, выплавка стали и производство проката и т. д.

Межгосударственные пропорции – это количественные соотношения между национальными отраслями производства различных государств.

Важнейшими пропорциями в производственной сфере являются соотношения между результатами и факторами производства, в основе которых лежит технологический способ соединения факторов. Он отражает количественную взаимосвязь между объемами производственных ресурсов и выпуском продукции. Такая количественная взаимосвязь определяется, во-первых, путем увеличения одного ресурса и выпуском продукции при фиксированном значении другого ресурса, установления за счет этого предельно допустимого использования ресурсов при заданной эффективности выпускаемой продукции. Во-вторых, путем количественных комбинаций между объемами производственных ресурсов и их взаимозаменяемости. В первом случае может иметь место одна пропорция: между объемами живого и овеществленного труда, позволяющая достичь определенного объема выпуска продукции. Во втором случае будет иметь место множество пропорций. Количественные пропорции могут быть установлены на основе показателей эффективности живого и овеществленного труда.

Теория трех секторов. В зарубежной экономике при исследовании структурных закономерностей народнохозяйственного развития широкое распространение получила теория трех секторов, предложенная в 1930-х гг. новозеландским экономистом А. Фишером и английским экономистом К. Кларком. В основе этой теории лежит деление всех отраслей народного хозяйства на три большие группы, которые получили названия: «первичного», «вторичного» и «третичного» секторов.

В «первичный» сектор включаются отрасли, непосредственно связанные с производством, добычей и использованием естественных ресурсов (сельскохозяйственное производство, лесное, рыбное хозяйство).

«Вторичный» сектор состоит из отраслей обрабатывающей промышленности. Добывающую промышленность иногда относят к «первичному» сектору, иногда – к «вторичному», но чаще всего выделяют в качестве самостоятельной категории.

Такой подход является, на наш взгляд, наиболее правильным.

К «третичному» сектору относят «отрасли услуг» – транспорт, коммунальное обслуживание, строительство (иногда его рассматривают отдельно или относят к «вторичному» сектору), торговля, финансы, образование, здравоохранение, а также госаппарат, армия и т. д.

В КНР в современных условиях выделяются три подразделения общественного производства. По принятой классификации под этими подразделениями подразумеваются сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг.

В работе «Условия экономического прогресса» (1940) К. Кларк делает вывод о том, что производство в каждом из трех секторов подчиняется особым закономерностям развития. «Первичный» сектор развивается по закону убывающей доходности; «вторичный» – по закону возрастающей доходности; «третичный» сектор – одновременно по обоим законам. Необходимо отметить, что «закон убывающей доходности» выступает в виде интерпретации «закона убывающей производительности»; в основу «закона возрастающей доходности» положено известное в экономической литературе положение «экономия на масштабах хозяйственной деятельности».

Изменения в структуре по секторам производства К. Кларк связывал с изменениями в структуре потребительского спроса. Он считал, что по мере роста душевого дохода спрос на сельскохозяйственную продукцию постоянно снижается; на промышленные товары – сначала увеличивается, а после достижения определенного уровня насыщения рынка – сокращается; на услуги – постоянно растет.

К. Кларк сделал вывод, что каждая страна проходит следующие стадии развития:

а) аграрную (медленный рост промышленности);
б) промышленную (рост промышленности достигает максимума);
в) преимущественного роста сферы услуг (темпы роста промышленности вновь замедляются). При этом доля сельского хозяйства в совокупном производстве снижается, доля промышленности растет, в долговременном периоде – уменьшается; доля сферы услуг постоянно повышается.

Следует отметить, что многие высказанные К. Кларком догадки являются спорными.

Вместе с тем с переходом на рыночные методы хозяйствования такая структуризация позволяет идентифицировать дополнительные особенности развития отраслей (хотя включение госаппарата и армии в одну группу с транспортом, коммунальным обслуживанием, торговлей и т. д. вряд ли является правомерным). Кроме этого, существенным недостатком анализа структурного спроса является то, что он основывается лишь на исследовании потребительских товаров, игнорируя динамику спроса на капитал.

Измерение структурных изменений обычно осуществляется индексным методом. В обрабатывающей промышленности, например, широкое распространение получил метод сопоставления долей различных отраслей базового и расчетного периодов:

где C – индекс структурных изменений; a – процентная доля отрасли j в выпуске продукции или доля занятых во всей обрабатывающей промышленности.

Этот метод рекомендован экономической комиссией при ООН для исследования структурных изменений в обрабатывающей промышленности европейских стран.

Уровень структурных изменений в каждый данный момент можно определять путем отраслевой эластичности роста, которая определяется путем отношения темпов отраслевого выпуска продукции к темпам роста всей обрабатывающей промышленности. По этому показателю все отрасли промышленности делятся на три группы:

  • отрасли с высокой эластичностью роста, когда среднегодовые темпы прироста отрасли превышают соответствующий показатель всей обрабатывающей промышленности;
  • отрасли с единичной эластичностью роста, когда среднегодовые темпы роста отрасли и обрабатывающей промышленности совпадают;
  • отрасли с отрицательной эластичностью роста, когда среднегодовые темпы роста отрасли ниже показателя роста обрабатывающей промышленности.

Видео:Государственное регулирование экономики. Лекция 1. Общая характеристика системы.Скачать

Государственное регулирование экономики. Лекция 1. Общая характеристика системы.

Магический четырехугольник

Видео:Модель кругооборота в четырехсекторной экономикеСкачать

Модель кругооборота в четырехсекторной экономике

Сущность магического четырехугольника

Давайте попытаемся представить себе утопическое государство, где не существует экономических проблем. Безработица в таком государстве находится на минимальном (т.н. естественном) уровне, когда практически все желающие зарабатывать деньги имеют работу; темп роста цен стабильно низок; экономический рост стабильно высок; а конкурентоспособность отечественных товаров и эффективность таможенной политики такова, что страна экспортирует за рубеж товаров и услуг больше чем импортирует извне, получая стабильный торговый профицит. В реальной жизни, однако, такое государство пока еще не создано, и, в обозримом будущем, на вряд ли появится. Почему? Во-первых, как уже говорилось, платой за развитие и движение вперед является отсутствие стабильности: нельзя на сколько-нибудь продолжительное время зафиксировать достигнутые благоприятные показатели. Во-вторых, экономика, как вы знаете, это наука об ограниченных ресурсах. Чтобы вложить дополнительные средства в выбранный проект, необходимо эти средства из какого-то другого проекта изъять. При достижении одной цели, зачастую приходится мириться с тем, что другие задачи будут решены лишь частично либо не решены вовсе.

В экономической теории выделяют четыре основных макроэкономическими индикатора здоровья и состояния экономики: темп инфляции, уровень безработицы, прирост национального богатства и равновесие платежного баланса. Каждый из этих индикаторов прямо либо косвенно связан со всеми остальными. Так, увеличение уровня занятости, обычно, влечет за собой рост инфляции. Повышение безработицы, как правило, означает торможение экономического развития. А искусственное оживление экономической жизни, во многих случаях приводит к ухудшению платежного баланса страны и/или наращиванию темпов инфляции. В экономической науке взаимосвязь этих четырех величин, получила название «магический четырехугольник». Само его существование означает, что нельзя одновременно решить все экономические проблемы – выделяя приоритетные цели и направляя усилия на их решение, необходимо чем-то жертвовать.

Все это, безусловно, усложняет эффективное регулирование государством экономики. Хорошо, если реально страна находится перед необходимостью решения только одной задачи, допустим, устранения высокой инфляции или дефицита платежного баланса, тогда потери могут быть незначительны. Другое дело, если все проблемы магического четырехугольника «наваливаются» одновременно и весьма сильно: и экономически, и политически решать их оказывается чрезвычайно сложно, так как выбор приоритетов может быть крайне болезненным для общества и ведет к обострению социально-экономической ситуации. Именно такое положение вещей весьма характерно для стран с переходной экономикой и многих развивающихся государств.

При разработке экономической программы правительство выделяет приоритеты своей политики и цели в достижении определенных результатов. Сравнение задуманного и достигнутого, удобно проводить на графике. На рис. 1 изображён «магический четырёхугольник» для ФРГ 1971 года (источник Majer H. Makrookonomik. 1988). Как видим, правительство ставило своей целью достижение темпов прироста ВНП в среднем на 4% в год (нижняя ось); при этом уровень цен не должен был превышать 2,5% в год (верхняя ось); уровень безработицы — быть не выше 1,5 % (правая ось), а доля чистого экспорта в ВНП составлять не менее 1,5% (левая ось).

На рисунке также видно, что на деле правительство ФРГ смогло обеспечить прирост ВНП лишь на 3%, уровень инфляции составил 5,5%, уровень безработицы составил 1,5%, а доля чистого экспорта в объёме ВНП оказалась менее 0,5%.

Магический четырехугольник целей регулирования экономики

Сравнивая конфигурации четырёхугольников, построенных на основе планируемых и фактических показателей, можно получить представление о результативности стабилизационной политики правительства.

Видео:Теоретический аспект государственного регулирования экономики и его объектСкачать

Теоретический аспект государственного регулирования экономики и его объект

Экономическое регулирование на примере Израиля

Теперь, чтобы закрепить полученные знания, давайте вкратце рассмотрим некоторые моменты развития одного из демократических государств. Для примера я взял Израильское государтво, так как в экономике именно этой страны наиболее характерно проявилось неравномерное распределение ресурсов правительства для решения основных хозяйственных задач. Как следствие возник затяжной кризис охвативший все отрасли экономики.

Основная цель: обеспечить экономический рост и высокая занятость
Исторически сложилось так, что на протяжении первых двух десятилетий существования Израиля, обеспечение полной занятости населения и стабильного экономического роста, составляли первооснову его хозяйственной политики. Для формирующегося, переселенческого государства хозяйственная динамика была особенно важна: все, что поддерживает высокие темпы экономического роста, укрепляет экономическую безопасность страны и отвечает ее национальным интересам. Также была остра проблема обеспечения полной занятости, т.е. сведение безработицы до так называемого «естественного» уровня. Учитывая, что максимизация притока иммигрантов и сведение к минимуму числа эмигрантов составляли основу идеи построения нового государства, безработица расценивалась как крайне неблагоприятный фактор для выполнения сионистской программы. Создание новых рабочих мест в качестве основного условия экономической абсорбции новых иммигрантов в свою очередь напрямую зависело от темпов хозяйственного развития. Интересы государственного руководства, вовлекаемых в воспроизводственный процесс работников и предпринимателей, заинтересованных в наращивании своих капиталов, оказались объединены в единой политике экономического роста.

Видео:4. Государственное регулирование экономики. Михаил ЧернышевСкачать

4. Государственное регулирование экономики. Михаил Чернышев

Реализация идей Кейнса

Государственное обеспечение экономического роста осуществлялось по трем основным направлениям: а) государство прямо или косвенно являлось огромным источником спроса; б) с помощью субсидий оно создавало благоприятные условия для предпринимательства в целом; в) его структурная политика стимулировала импортозамещающее, а также ориентированное на экспорт производство и приток зарубежных инвестиций в динамично развивающиеся отрасли промышленности. Все это, вместе с комбинированным действием многих факторов (приток капитала, массовая иммиграция, развитие военно–промышленного комплекса, хозяйственное освоение новых территорий), которые государство с помощью разнообразных финансовых и административных методов направляло в единое русло создания новой экономики, дало толчок к экономическому развитию молодого государства. Подскочив в 1954 г. сразу почти на 20%, валовой внутренний продукт продолжал затем возрастать в среднем на 10,5% в год вплоть до 1973 г. (не считая кризисные 1966–67 годы). Уровень безработицы снизился с 11,5% в 1953 г. до 3,5% в 1961 г.

Израиль оказался благодатным полем для апробирования идей Дж.М.Кейнса и его последователей.

Негативные последствия высокой занятости и гос. субсидирования
Низкий уровень безработицы обеспечивался с помощью дотаций и субсидий.

Предприниматели, которые теоретически должны были больше других пострадать от состояния полной занятости в экономике, были защищены от снижения прибылей различными видами государственной финансовой помощи, протекционистской защитой внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Все то же государство, контролирующее профсоюзы и поддерживающее жизненный уровень наемных работников с помощью весомых социальных трансфертов, помогало сдерживать экономически необусловленное повышение заработной платы в условиях полной занятости.

Эти жесткие меры постепенно привели к ряду проблем. Опирающиеся на государственное финансирование и защищенные протекционистскими барьерами отрасли экономики (в первую очередь промышленность) были малоэффективны, их развитие являлось чрезвычайно капиталоемким. Поддерживаемое государством, в определенной степени искусственно, состояние полной занятости снижало стимулы к труду, вело к падению его производительности. Отношения зависимости между государством и объектами субсидирования приняли форму спирали: увеличение зависимости от государственной поддержки сопровождалось все новыми требованиями о ее увеличении

Видео:Основные макроэкономические показатели измерение совокупного выпуска и совокупного доходаСкачать

Основные макроэкономические показатели  измерение совокупного выпуска и совокупного дохода

Возникшие проблемы: торговый дефицит, инфляция

Стремительный рост государственных расходов после войны 1973 г. и снижение эффективности затратной израильской экономики в результате энергетического кризиса привели в итоге к замедлению экономического роста (при сохранении полной занятости), росту дефицита платежного баланса и внешней задолженности. Последняя увеличилась в три раза за период с 1975 г. по 1984 г., дефицит госбюджета составлял в среднем 12,6% в 1980–84 годах. Объем зарубежных займов и субсидий стал неадекватен потребностям в финансировании хронических для страны дефицитов, поэтому государство все активнее прибегало к денежной эмиссии. С этого времени дамоклов меч инфляции и несбалансированного внешнеэкономического обмена завис над первостепенными государственными приоритетами (занятость и экономический рост).

Видео:Право в сфере экономики || Конституция как основа регулирования экономических отношенийСкачать

Право в сфере экономики || Конституция как основа регулирования экономических отношений

Либерализация хозяйства

Стало очевидно, что старыми способами невозможно решить возникшие противоречия и необходимо приступить к реформированию утратившей свою былую эффективность системы «субсидируемого государством капитализма». Была провозглашена смена кейнсианской модели развития смешанной экономики на неоклассическую (курс на резкое снижение экономической активности государства, поощрение конкуренции, всестороннюю либерализацию хозяйства).

На первом этапе врагом номер один была признана инфляция. Путем единовременного резкого повышения цен и последующего параллельного замораживания заработной платы, и цен удалось сбить темпы инфляции с рекордной отметки в 445% в 1984 г. до среднего уровня 16–20% во второй половине 80–х годов. На стабилизацию курса израильской валюты было направлено введение «нового израильского шекеля» соотносящегося с прежним шекелем как 1:1000, его девальвация на 19% и установление валютного коридора. Параллельно с этим происходило сокращение бюджетного дефицита, преимущественно за счет уменьшения удельного веса в госбюджете затрат на оборону с 35% в 1986/87 фин. году до 28% в 1990/91 г. Правительство урезало субсидии предпринимателям и потребителям с 11,5% от стоимости ВВП в 1980 г. до 4,9% в 1989 г., ослабило контроль за рынком капиталов. Одновременно проводилась рестрикционная денежная политика.

Принятые меры привели к положительным сдвигам в экономике, которая начала развиваться быстрее. В 1985–86 годах платежный баланс по текущим операциям впервые за тридцать лет был сведен с активным сальдо, а дефицит госбюджета сократился до 1% от ВВП в среднем за период 1985–89 годов. Сокращение роста внутренней и внешней задолженности повысили доверие к израильскому шекелю как среди израильтян, так и за рубежом.

🌟 Видео

1.4 Развитие экономической науки монетаризм и институционализмСкачать

1.4  Развитие экономической науки  монетаризм и институционализм

ЭКОНОМИКА ТРЕТЬЕГО РЕЙХА: КРУППСкачать

ЭКОНОМИКА ТРЕТЬЕГО РЕЙХА: КРУПП

Круглый стол «Актуальные климатические стратегии и углеродное регулирование»Скачать

Круглый стол «Актуальные климатические стратегии и углеродное регулирование»

Обществознание 11 класс (Урок№23 - Экономическая деятельность и ее измерители.)Скачать

Обществознание 11 класс (Урок№23 - Экономическая деятельность и ее измерители.)

Инструменты углеродного регулирования — Игорь Макаров / ПостНаукаСкачать

Инструменты углеродного регулирования — Игорь Макаров / ПостНаука

«Как устроена экономика» Ха-Джун Чанг | СаммариСкачать

«Как устроена экономика» Ха-Джун Чанг | Саммари
Поделиться или сохранить к себе: