Это направление внешней политики не имело в тот период приоритетного характера. В 1992-1993 годах состоялась серия официальных визитов Президента РФ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточную Азию. Закладывались основы взаимоотношений с ведущими странами этих регионов. Были подписаны договоры о дружбе и сотрудничестве с Ю. Кореей, Индией, Китаем.Однако в каждом конкретном случае существовал целый комплекс проблем, который требовал взаимных шагов навстречу. Первой страной, которую посетил Президент РФ в декабре 1992 года, стал Китай.Подписанная тогда совместная Декларация об основах взаимоотношений между двумя государствами, констатировала их дружественный характер и взаимные обязательства не участвовать в каких-либо военно-политических союзах, направленных против другой стороны. Обсуждались вопросы о взаимном сокращении вооруженных сил, укреплении доверия в военной области в районе границы. Еще в 1991 году Россия подписала с Китаем соглашение о восточном участке российско-китайской границы. Территориальный спор урегулировался на основе международного принципа разграничения пограничных рек по середине основного фарватера реки. В результате к Китаю отошел ряд речных островов, ранее принадлежавших России. В этот период закладывался фундамент новых взаимоотношений на основе договоров о дружбе и сотрудничестве с Индией. Что же касалось территориальных претензий Японии, то дальше словесных подтверждений поэтапного урегулирования дело не шло. Во время визита Б.Н.Ельцина в Японию в октябре 1993 годастороны взаимно соглашались, что необходимо как можно быстрее заключить мирный договор, но при этом решить вопрос о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи. Японское правительство предложило начать совместные консультации по вопросу о территориальном статусе Южных Курил. Но Россия была не готова приступить к конкретному обсуждению этой спорной проблемы. В 1992 году Россия подписала Договор об основах отношений с Ю. Кореей, вторым по значению после Японии, стратегическим партнером США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Решение Москвы признать Сеул привели к ухудшению отношений с КНДР. В 1995 году Москва официально уведомила Пхеньян об отказе от продления союзного договора 1961 года, заключенного между СССР и КНДР, в соответствии с которым в случае войны на Корейском полуострове должна была бы поддерживать Северную Корею. Россия предложила бывшему союзнику начать разработку нового договора. Но корейская сторона прохладно отнеслась к этому предложению. В то же время в первой половине 1990-х годов Россия отказалась от своих традиционных сфер влияния в странах Африки, арабского Ближнего Востока, Ц. Азии, С-В и Ю-В Азии. Это были те региональные направления советской дипломатии, разрабатываемые Кремлем со времени XX съезда КПСС, которые когда-то приоритетное направление в советской внешней политике. Российское представительство в бывших «просоветских» странах и регионах Большого Востока было сведено к минимуму. В первой половине 90-х годов отношениям со странами Востока Россия придавала второстепенное значение. Однако вскоре российское руководство поняло ошибочность своей восточной политики. С 1996 года, после смены руководства МИД РФ, активизировались отношен. со странами Азии, Африки, Лат. Америки. Одним из крупнейших внешнеторговых партнеров России стал Китай. Расширялось сотрудничество с Индией, Вьетнамом, Ираном, Японией, Южной Кореей. В 1998 году Россия была принята в организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Это дало новый импульс развитию экономических связей Рос. со странами региона и усилило ее политические позиции. Балканск. кризис сильнее сблизил Рос. и Китай. Две страны взяли курс на стратегическое партнерство, заявили о необходимости строить многополярный мир.
33. Идеи многополюсного мира в российской дипломатии.
В середине 1990-х годов международная ситуация чрезвычайно осложнилась. Мировое сообщество захлестнули дискуссии и серьезные разногласия вокруг ключевых проблем обеспечения международной безопасности и стабильности. Впервые открыто столкнулись два принципиально разных подхода к формированию нового миропорядка. Один из них нацелен на построение однополярной модели, при которой доминировали бы мнения и подходы Государственного Департамента США. Другой достаточно отчетливо определялся многополярным видением будущей структуры мира, в соответствии с которым осуществлялась постепенная перегруппировка стран в макрорегиональные общности, «ядром» которых выступали бы наиболее развитые государства. Сторонником этого подхода выступал Е. Примаков, назначенный в январе 1996 года министром иностранных дел РФ. Президент Б.Н. Ельцин одобрил концепцию «многополярного мира».В мае 1998 года во время официального посещения Министерства иностранных дел Б.Н. Ельцин в своем выступлении дал высокую оценку новому внешнеполитическому курсу. По мнению Президента, концепция приобрела четкие очертания и «Россия на деле доказывает: с ней необходимо считаться». В качестве примера возросшего влияния страны на международной арене Ельцин привел успех в разрешении кризиса вокруг Ирака и усилия по защите прав соотечественников в Латвии. Внешняя политика при министре Е. Примакове опирается «на все возрастающее согласие между различными общественно- политическими силами». По Е. М. Примакову если же недостает политической и экономической мощи, то надо создавать союзы, и объединенными усилиями организовать давление на тех, с кем нельзя справиться в одиночку.Несмотря на сильное давление США, он занял твердую позицию в вопросе российско-иранского сотрудничества в сфере атомной энергетики и не согласился на уступки. Сразу после назначения министром иностранных дел Евгений Примаков дал пресс-конференцию, где высказался против расширения НАТО на Восток, за ратификацию договора СНВ-2, подписанного еще Б.Н. Ельциным и Дж. Бушем, а также за сохранение неизменным договора по ПРО. Важнейшей задачей внешней политики, по его мнению, должна была стать поддержка международного статуса и авторитета ООН, как решающей силы в урегулировании мировых конфликтов. Существенно изменилась тактика дипломатических действий России. Не отказываясь от «стратегического партнерства» с ведущими государствами Запада, глава российского МИДа настойчиво проводил в жизнь идею «доверительного» партнерства с крупнейшими развивающимися странами, такими как Китай и Индия, а также индустриальными «гигантами Востока» — Южной Кореей и Японией. Анализ Е.М. Примакова строился на расчете, что у европейских стран будет усиливаться тяготение к «евроцентру», что постепенно приведет к ослаблению их трансатлантической ориентации на США. Усиление глобальной значимости ЕС может стать залогом формирующегося многополюсного мира. Особое место в будущем миропорядке должны были занять, по его мнению, Китай и Индия. В соответствии с этой геополитической проекцией, возникновение стратегического союза Рос. – Китай — Индия могло бы уравновесить турбулентные международные отношения и стать гарантом многополюсной структуры. Важнейшей составляющей нового внешнеполитического курса была идея «евразийства», первоначально разработанная кругом русских философов в эмиграции в 1920-е годы. Концепция «неоевразийства» во второй половине 1990-ых годов была востребована разными направлениями российской интеллектуальной мысли. Ряд ее положений были использованы российским МИДом для обоснования концепции «многополярности». Во-первых, усиливалось представление о том, что Россия в силу своего географического фактора играет роль своеобразного моста между Западом и Востоком. Это дает ей преимущество в разнообразных транзитных коммуникациях. Во-вторых, особое значение придавалось многовекторной дипломатии. Страна не должна вовлекаться в жесткие рамки союзнических обязательств перед другим государством. Внешняя политика РФ приобрела активный характер, особенно в переговорном процессе вокруг международных кризисов: от иракского до балканского. Москва действовала на первый взгляд вызывающе по отношению к внешнеполитической линии США, выступая «адвокатом» тех политических лидеров «государств-изгоев», которых Запад представлял воплощением всемирного зла: Саддама Хусейна, Слободана Милошевича, Фиделя Кастро. Стратегия переговорного процесса, которую осуществлял глава МИД, была ориентирована на вовлечение РФ в мировой переговорный процесс. Урегулирование югославского кризиса, который в этот период достиг кульминационного обострения, арабо-израильского конфликта, международного положения Ирака и Ливии — все эти направления внешней политики РФ получили горячую поддержку в самом российском обществе.
34. Особенности российско-белорусских отношений.
Российско-белорусские отношения носят характер союзного сотрудничества. Дипломатические отношения с Российской Федерацией установлены 25 июня 1992 года.
8 декабря 1999 г. подписан Договор о создании Союзного государстваБеларуси и России, 15-летие которого страны широко отметили в декабре 2014 года. Его подписанию предшествовало образование в апреле 1996 г. Сообщества России и Беларуси, а в апреле 1997 г. — Союза Беларуси и России.
Руководящие органы Союзного государства – Высший Государственный Совет (ВГС), в который входят главы государств, парламентов и правительств (председатель — А.Г.Лукашенко) и Совет Министров, состоящий из глав правительств, министров иностранных дел, экономики и финансов государств-участников (председатель — Д.А.Медведев). Действуют Парламентское Собрание (председатель – С.Е.Нарышкин), а также рабочий орган Союзного государства – Постоянный Комитет под руководством Государственного секретаря Г.А.Рапоты.
Прямым результатом интеграционных процессов в рамках союзного строительства стал выход на самый высокий в СНГ уровень взаимодействия. Правовую базу двусторонних отношений составляют более 160 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений.
В социальной сфереработа ведется в соответствии с Договором о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. Важным шагом в его реализации стало создание равных возможностей в получении бесплатного образования и при трудоустройстве, обеспечение одинаковых имущественных прав граждан двух стран. Эта работа существенно активизировалась после вступления в силу подписанного в январе 2006 г. пакета соглашений по обеспечению равенства прав российских граждан в Белоруссии и белорусских граждан в России в сфере здравоохранения, социального обеспечения и налогообложения. Многое сделано в вопросах обеспечения равных прав белорусов и россиян в сфере образования. Этим правом в настоящее время пользуются 20 тыс. белорусских студентов, обучающихся в России, и 2 тыс. россиян, которые учатся в белорусских вузах. Для работающих белорусов и россиян при переезде в соседнее государство обеспечивается право на получение медицинской помощи. Ведется работа по гармонизации законодательства в экономической сфере, в области налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, валютного регулирования.
Сегодня Россия и Белоруссия находятся по сути в едином миграционном пространстве, обеспечиваются условия взаимных поездок по внутренним национальным документам без прохождения таможенного и пограничного контроля. Граждане двух стран имеют возможность находиться на территории другого государства без регистрации и постановки на миграционный учет в течение 30 дней.
Активно развиваются российско-белорусские торгово-экономические связи.В 2013 г. товарооборот Белоруссии и России, традиционно занимавшей позицию ее ведущего торгового партнера, составил 39,716 млрд. долл. США (сокращение по сравнению с 2013 г. на 9,4 %). Экспорт товаров из России в Белоруссию составил 22,887 млрд. долл. США (сокращение на 16,9 %), импорт товаров в Россию из Белоруссии – 16,829 млрд. долл. (рост на 3,2 %), сальдо сложилось отрицательным для Белоруссии в размере 6,058 млрд. долл. США.
Взаимодействие на международной аренеотличается насыщенным характером. Многосторонние соглашения о сотрудничестве связывают наши страны в рамках СНГ, ОДКБ, других международных организациях.
Начиная с 1999 г. регулярно проводятся совместные заседания коллегий министерств иностранных дел России и Белоруссии (очередная коллегия состоялась в октябре 2014 г. в Минске). Успешно реализуется Программа согласованных действий в области внешней политики на 2014-2015 гг. Регулярно проходят встречи глав внешнеполитических ведомств двух стран.
Принципиально новым шагом в дальнейшем развитии интеграционного взаимодействия стала начало функционирования с 1 января с.г. Евразийского экономического союза, первым председателем в котором стала Республика Беларусь.
Укрепляется российско-белорусское сотрудничество в сфере обороны и безопасности. В 2001 г. принята Военная доктрина Союзного государства. 3 февраля 2009 г. подписано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь. 10 декабря 2009 г. в Москве подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества.
В сентябре 2013 г. на территориях Гродненской области Белоруссии и Калининградской области России состоялись масштабные совместные российско-белорусские стратегические учения «Запад-2013», на которых присутствовали В.В.Путин и А.Г.Лукашенко. С декабря 2013 г. на аэродромах в Барановичах и Лиде базируются дежурные звенья российских истребителей Су-27.
Активно развивается сотрудничество России и Белоруссии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. В 2013 г. страны приняли участие в совместных КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2013» (27-28 сентября, Белоруссия), миротворческом учении ОДКБ «Нерушимое братство – 2013» (7-11 октября, Россия) и коалиционном учении ВС государств-участниц СНГ «Боевое содружество-2013» (10-11 сентября, Россия).
Россия и Беларусь являются тесными партнёрами в экономической, политической и военных сферах. Началом международных отношений между Россией и Белоруссией как независимыми государствами можно считать подписание Беловежских соглашений и образование СНГ после распада СССР в 1991 году. 13 ноября 1992 было подписано Соглашение о свободной торговле.6 января 1995 было подписано соглашение о Таможенном союзе, 21 февраля 1995 — Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сроком на 10 лет. 2 апреля 1996 Президент России Борис Ельцин и Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписали договор о создании Сообщества России и Белоруссии. 2 апреля 1997 года, — новый договор о преобразовании Сообщества в Союз . 25 декабря 1998 были подписаны Декларация о дальнейшем единении России и Белоруссии (предполагающая введение единой валюты), договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. Перед самым уходом Ельцина со своего поста, 8 декабря1999 года, Договор о создании Союзного государства был наконец подписан. Стороны обязались активизировать подготовку единого Конституционного акта и вынести его на всенародное обсуждение. Договор вступил в силу 26 января2000. В январе 2000 госсекретарём Союза был избран Павел Бородин.Руководящие органы Союзного государства – Высший Государственный Совет (ВГС), в который входят главы государств, парламентов и правительств (председатель — А.Г.Лукашенко) и Сов. Мин., состоящий из глав правительств, министров иностранных дел, эк-ки и финансов государств-участников (председатель — Д.А.Медведев). Действуют Парламентское Собрание (председатель – С.Е.Нарышкин), а также рабочий орган Союзного государства – Постоянный Комитет под руководством Государственного секретаря Г.А.Рапоты.В соц. сфере работа ведется в соответствии с Договором о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. создание равных возможностей в получении бесплатного образования и при трудоустройстве, обеспечение одинаковых имущественных прав граждан 2 стран. Эта работа активизир. после вступления в силу подписанного в январе 2006 г. пакета соглашений по обеспечению равенства прав российских граждан в Белоруссии и белорусских граждан в России в сфере здравоохранения, соц. обеспечения и налогообложения. Активно развиваются российско-белорусские торгово-экономические связи. В 2013 г. товарооборот Белоруссии и России, традиционно занимавшей позицию ее ведущего торгового партнера, составил 39,716 млрд. долл. Экспорт товаров из России в Белоруссию составил 22,887 млрд. долл. импорт товаров в Россию из Белоруссии – 16,829 млрд. долл. Взаимодействие на м/унар. арене . Многосторонние соглашения о сотрудничестве страны в рамках СНГ, ОДКБ.с 1999 г. регулярно проводятся совместные заседания коллегий МИД Рос.и Белоруссии (очередная коллегия состоялась в окт. 2014 г. в Минске). Успешно реализуется Программа согласованных действий в области внешней политики на 2014-2015 гг. начало функционирования с 1 января с.г. Евразийского экономического союза, первым председателем в котором стала Республика Беларусь. Укрепляется российско-белорусское сотрудничество в сфере обороны и безопасности. В 2001 г. принята Военная доктрина Союзного государства. 3 февраля 2009 г. подписано Соглашение м/у Р.Ф. и Респуб. Беларусь о совместной охране внешней границыСоюзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Р,Ф, и Респуб. Беларусь. 10 декабря 2009 г. в Москве подписан Договор м/у Р.Ф и Респуб. Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества.В сентябре 2013 г. на тер. Гродненской обл. Белоруссии и Калининградской обл. Рос.состоялись масштабные совместные российско-белорусские стратегические учения «Запад-2013. С декабря 2013 г. на аэродромах в Барановичах и Лиде базируются дежурные звенья российских истребителей Су-27. Активно развивается сотрудничество России и Белоруссии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности и коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. В 2013 г. страны приняли участие в совместных КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2013» (27-28 сентября, Белоруссия), миротворческом учении ОДКБ «Нерушимое братство – 2013» (7-11 октября, Чебаркуль, Россия) и коалиционном учении ВС государств-участниц СНГ «Боевое содружество-2013» (10-11 сентября, Россия).
35. Российская Федерация – Украина. Основные векторы сотрудничества.
Российская Федерация установила дипломатические отношения с Украиной 14 февраля 1992 года.Основополагающими документами российско-украинских отношений являются:Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 года, Договор об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 гг. от 28 февраля 1998 года,ряд межправительственных соглашений в сфере топливно-энергетического комплекса, а также три «базовых» соглашения по Черноморскому флоту от 28 мая 1997 года.Всего между Россией и Украиной заключено около 200 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. После распада Советского Союза между Украиной и РФ возникли различные спорные вопросы. Одним из них была принадлежность Крымского полуострова, при передаче которого УССР в 1954 году было нарушено действовавшее советское законодательство. Вопрос был решён, когда Россия согласилась на то, чтобы Крым остался в составе Украины, сохраняя при этом автономный статус. 5 декабря 1994 года лидерами Украины, США, России и Великобритании, был подписан Меморандум о гарантиях безопасности в связии с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия (Будапештский меморандум), подтверждавший выполнение в отношении Украины положений Заключительного акта СБСЕ, Устава ООН и Договора о нераспространении ядерного оружия как не обладающего ядерным оружием государства-участника Договора. 31 мая 1997 года Президенты России и Украины Борис Ельцин и Леонид Кучма подписали в Киеве Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной, в соответствии с которым стороны взяли на себя обязательство уважать территориальную целостность друг друга. Верховная Рада ратифицировала договор 14 января 1998 года, Госдума — 25 декабря 1998 года. В 1990-х годах Украина открыто изымала предназначенный для западных покупателей российский газ, а после того, как были заключены новые договоры, её огромные долги были оплачены за счёт трансфера советских вооружений и ядерных арсеналов, унаследованных Украиной от СССР, в том числе бомбардировщиков Ту-160. На протяжении 1990-х лет обе страны вместе с другими бывшими республиками СССР основали Содружество Независимых Государств, в рамках которого далее осуществлялось экономическое сотрудничество. Во время президентства Леонида Кучмы Украина придерживались «многовекторного» геополитического курса, благодаря чему отношения между Украиной и Россией оставались на приемлемом уровне. Ситуация обострилась со времён «Оранжевой революции» 2004 года, которую российская политическая элита оценила как антиконституционную и стимулированную Западом. Первая встреча новоизбранного президента Украины Ющенко с президентом РФ Путиным прошла уже 24 января 2005 года. Значительное место в российско-украинских отношениях занимали «газовые конфликты». Нестабильность политической ситуации на Украине заставила российскую сторону выйти из некоторых крупных совместных промышленных проектов в сфере авиации и оборонной промышленности. В апреле 2010 года заключены Харьковские соглашения, предусматривающие сохранение базы российского флота в Севастополе до как минимум 2042 года и скидки для Украины на российский газ. В июле 2010 года премьер-министр Украины Н. Я. Азаров заявил, что правительство Украины ведёт переговоры о создании газотранспортного консорциума между Украиной, ЕС и Россией. Резко обострились отношения между Украиной и Россией в 2014 году во время политического кризиса на Украине.
36. Концепции национальной безопасности и внешней политики 2000 года.
17 декабря 1997 года в сложной внутриполитической обстановке, в целях консолидации усилий федеральных и местных органов власти, организаций и граждан РФ по обеспечению национальных интересов и безопасности РФ (Указом Президента РФ № 1300) впервые была утверждена Концепция национальной безопасности — официальная система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
В январе 2000 года исполняющим обязанности Президента России В.В. Путиным была утверждена новая редакция Концепции (Указ Президента РФ от 10.01.2000 N 24). В новой редакции были уточнены направления и средства государственной политики РФ по восстановлению ее мощи и ослабленной обороноспособности.
Были определены национальные интересы России — совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.
Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти. Уже через два года ситуация в мире, в стране и на ее границах потребовала внесения ряда дополнений и изменений в Концепции.
В Концепции впервые были четко и системно обозначены основные угрозы нашей национальной безопасности (НБ). Плачевное состояние экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально — политическая поляризация российского общества, криминализация общественных отношений, рост организованной преступности, увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и международных отношений создали широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.
Концепция установила основные задачи в области обеспечения НБ РФ. Ее обеспечение и защита интересов России в экономической сфере признаны приоритетными направлениями политики государства.
Главной целью обеспечение военной безопасности РФ признавалось обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть.
В области охраны и укрепления здоровья граждан признавалось необходимым усиление внимания общества, органов власти к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицинской помощи
В Концепции были определены приоритеты в экологической сфере: рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения, предотвращение загрязнения окружающей среды
Выполняя задачи, поставленные Концепцией, Россия в течение первого десятилетия XXI века преодолела многие негативные последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века. Остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта многополярных международных отношений.
Нац.безопасностисистема взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности,общества и гос. от внеш. и внутр. угроз во всех сферах . Основнымипринципами обеспечения нац. безопасности яв: приоритет национальных интересов ибезопасности, законность, скоординированность действий всех органов гос. власти,эффективность применяемых мер по обеспечению нац. безопасности. В РФ Концепция национальной безопасности вводится вдействие указом Президента РФ после ее принятия Советом Безопасности РФ и подлежит утверждениюФедеральным собранием РФ.
Направления и задачи по обеспечению нац. безопасности определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
Интересы гос-ва состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и тер.целостности Рос, в полит, эк.исоц.стабильности, в обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного мународного сотрудничества.
Основными задачами обеспечения нац.безопасности РФ яв:
-своевременное прогнозирование и выявление внеш.и внутр.угрознац.безопасностиРФ;
-реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внут. и внеш.угроз;
-обеспечение суверенитета и тер.й целостности РФ, безопасности ее пограничного пространства;
-подъем эк. страны, проведение независимого и социально ориентированного эк. курса;
-преодоление научно-технической и технологической зависимости РФ от внешних источников;
-обеспечение на тер.Рос.личной безопасности человека и гражданина, его конституц.прав и свобод;
-совершенствование системы гос. власти РФ, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства РФ, формирование гармоничных межнац. отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-полит. стабильности общ-ва;
-обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства РФ всеми гражданами, должностными лицами, гос. органами, полит.партиями, общественными и религиоз.организациями;
-обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества Рос., прежде всего с ведущими гос-ми мира;
-подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военн.потенциала гос-ва;
-укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
-принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных гос., направленной против РФ;
-коренное улучшение экологической ситуации в стране.
37. Энергетическая парадигма российской политики.
Разработки коллективов отраслевых и академических институтов легли в основу Концепции энергетической политики России в новых экономических условиях. Концепция была представлена на рассмотрение в Правительство России рядом организаций — Минтопэнерго, Минэкономики, Миннауки России и Российской академией наук. Правительство Российской Федерации одобрило основные положения концепции на заседании правительства от 10.10.92 и после доработки проект документа был передан в Верховный Совет России.
Для реализации энергетической политики России в рамках комплексной энергетической программы было предложено несколько конкретных федеральных, межотраслевых и научно-технических программ. Среди основных программ предложены следующие:
1) Национальная программа энергосбережения. Результатом осуществления этой программы должна явиться ежегодная экономия в 50-70 млн. тонн условного топлива к 2010 году. В подпрограмме предлагается несколько принципиально новых мер экономии первичных энергоресурсов, но и по замещению дефицитных видов энергоносителей на более дешевые и доступные. Предлагается, например, модернизировать нефтеперерабатывающие заводы, улучшить переработку природного газа. Также здесь предлагается полностью использовать попутный газ, который в настоящее время попросту сжигается в факелах. Предполагается, что эти меры дадут эффект, соизмеримый с ежегодными размерами рентных платежей отраслей ТЭК.
2) Национальная программа повышения качества энергоснабжения. Здесь предусмотрено повышение потребление энергии в бытовом секторе, газификация целых регионов, средних и малых населенных пунктов в сельской местности.
3) Национальная программа по защите окружающей среды от вредных воздействий энергетики. Целью программы является снижение в несколько раз выбросов газов в атмосферу, прекращение сброса вредных веществ в водоемы. Полностью отвергается здесь и идея равнинных ГЭС.
4) Предусматривается развитие энергостроения, предусмотрена подпрограмма по улучшению подготовки специалистов.
5) Газоэнергетическая программа “Ямал”. Программа предусматривает развитие газовой промышленности, рост производства конденсата и углубление нефтепереработки, реконструкцию электроэнергетики и системы теплоснабжения.
Приоритетными задачами Энергетической стратегии являются:
Главным средством достижения целей и решения задач Энергетической стратегии является формирование цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством. Государственное регулирование этих процессов будет осуществляться на основе применения следующих инструментов:
— взаимоувязанной ценовой, налоговой, инвестиционной политики государства, политики в области регулирования внешнеторговой деятельности, защиты и развития внутреннего рынка;
— проведения эффективной антимонопольной политики и институциональных преобразований в ТЭК в направлении развития рыночных отношений и конкуренции;
— стимулирования инновационной, инвестиционной и энергосберегающей активности хозяйствующих субъектов.
38. Россия и борьба с международным терроризмом.
26 февраля2006Госдума приняла закон «О противодействии терроризму». Закон предусматривает создание государственной системы противодействия терроризму — в частности, формирование организации, которая обеспечивает предупреждение и пресечение терактов, регулирует участие Вооружённых сил в противодействии терроризму и координирует действия органов исполнительной власти.
Основные полномочия по борьбе с терроризмом возлагаются на ФСБ, директор которой возглавляет оперативный штаб и координирует действия вооружённых сил, органов внутренних дел, юстиции и гражданской обороны.
В законе впервые сформулировано определение понятия «терроризм» — «идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий».
Новый закон позволяет ФСБ привлекать для борьбы с терроризмом вооружённые силы, которые, в частности, могут использоваться для «пресечения полётов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами» — вплоть до их полного уничтожения. В том числе, по решению президента России, военные могут быть привлечены для нанесения ударов по базам террористов за рубежом.
В июле 2006 в связи с похищением и убийством работников российского посольства в Ираке президент РФ Владимир Путин обратился к Совету Федерации с просьбой дать разрешение на использование российских формирований вооружённых сил и подразделений спецназначения за рубежом для борьбы с терроризмом — для «защиты прав и свобод человека, обеспечения приоритета защиты прав лиц, подвергающихся террористической опасности, неотвратимости наказания за совершение терактов, охраны суверенитета РФ». 7 июля Совет Федерации единогласно проголосовал за предоставление такого права бессрочно и без каких-либо дополнительных условий.
Одновременно 5 июля 2006 Госдума внесла поправки в законы «О ФСБ» и «О противодействии терроризму», которые дают президенту право не ставить Совет федерации в известность о сроках, количестве и типе подразделений, использующихся в спецоперациях.
Другими поправками в законодательство по борьбе с терроризмом предусматривается:
· право президента РФ единолично принимать решение об использовании спецподразделений ФСБ за пределами России,
· возможность заочного судебного разбирательства и вынесения заочного приговора в отношении лиц, обвиняемых в тяжких и особо тяжких преступлениях и недостижимых для правоохранительных органов,
· разрешение спецслужбам пренебрегать тайной переписки, телефонных переговоров и неприкосновенностью жилища,
· запрет средствам массовой информации не только заниматься публичным оправданием терроризма, но и разглашать информацию о средствах, методах и других подробностях проведения спецопераций.
Борьба против терроризма сегодня становится одним из непременных условий обеспечения интеграционных процессов сообщества. В борьбе с терроризмом страны объединяются на континентальном и региональном уровнях.
- История. 11 класс
- Западное и восточное направления во внешней политике России в 90-е гг. Хх в Текст научной статьи по специальности « История и археология»
- Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мальченков Станислав Александрович
- Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мальченков Станислав Александрович
- Western and Eastern directions in the foreign policy of Russia in 1990s
- Текст научной работы на тему «Западное и восточное направления во внешней политике России в 90-е гг. Хх в»
- 🌟 Видео
Видео:11 класс - История - Внешняя политика России в 1990-2000-е гг. Часть 1Скачать
История. 11 класс
Конспект урока
История, 11 класс. Урок № 31.
Тема – Геополитическое положение России и внешняя политика в 90-е гг.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Новое место России в мире.
- Взаимоотношения с США и странами Запада.
- Агрессия НАТО в Югославии и изменение политика России в отношении Запада.
- Восточный вектор внешней политики.
Геополитика – это концепция, которая провозглашает зависимость внешней политики страны от её географических факторов (положение страны, природные ресурсы, климат и др.)
АТЭС — Азиатское Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Целью АТЭС является повышение экономического роста, процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.
ГУУАМ — Грузия Украина Узбекистан Азербайджан Молдова. Это региональная организация (образованная в 1997 году) в каком-то роде альтернатива, а точнее противоположник СНГ.
Концепция внешней политики — система взглядов на место и роль страны в мире и вытекающие из этого задачи на международной арене.
НАТО – Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, Североатлантический Альянс
ОБСЕ — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности.
СНГ – содружество независимых государств
Внешнеполитическая конференция; расширение НАТО на Восток; НАТО, СНГ, ГУУАМ, АТЭС, ОБСЕ, геополитика
Основная и дополнительная литература по теме урока:
История России.10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.1. /М.М. Горинов, А.А.Данилов и др./; под ред. А.В. Торкунова.-М.; Просвещение, 2016.
Колосов В.А, Туровский Р.Ф. Геополитическое положение России на пороге XXI века: реалии и перспективы.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.
После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России.
Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев.
В конце того же года состоялся первый официальный визит Б. Н. Ельцина за рубеж — в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявила страны Европейского сообщества. В 1993—1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира». Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику. Россия активно включалась в решение важнейших международных вопросов. В октябре 1997 г. Государственная Дума ратифицировала Женевскую конвенцию о запрещении разработки, производства и применения химического оружия.
В мае 1997 г. в Париже было подписано соглашение о взаимоотношениях между РФ и странами НАТО. Документ зафиксировал обязательства сторон об отказе от применения силы в отношениях друг с другом. Предусматривалось предотвращение конфликтов и урегулирование возможных споров исключительно мирными средствами. Однако очень скоро руководство стран НАТО нарушило взятые обязательства. Прием в состав НАТО Венгрии, Польши, Чехии, а также стран Балтии свидетельствовал о стремлении этой организации расширить свое влияние на Восток. Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты. Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.
Разбор типового тренировочного задания
1.Единичный /множественный выбор
В какие годы было отмечено падение товарооборота с государствами СНГ?
Правильный вариант/варианты: 2
2.Вставьте пропущенные слова в предложениях:
________________ это концепция, которая провозглашает зависимость внешней политики страны от её географических факторов (положение страны, природные ресурсы, климат и др.)
______________– Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, Североатлантический Альянс.
_____________ содружество независимых государств. Мировоззренческих; сверхъестественное
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Видео:Оценка внешней политики России в 1990 - е годыСкачать
Западное и восточное направления во внешней политике России в 90-е гг. Хх в Текст научной статьи по специальности « История и археология»
Видео:§ 48 Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е годыСкачать
Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мальченков Станислав Александрович
В статье рассматриваются региональные геостратегические приоритеты России в период последнего десятилетия XX в.; показываются уникальные особенности ее геополитической трансформации; анализируется соотношение между западным и восточным направлениями внешней политики России.
Видео:§48. Геополитическое положение и внешняя политика в 1990‑е гг.Скачать
Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мальченков Станислав Александрович
Видео:Параграф 25 "Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг."Скачать
Western and Eastern directions in the foreign policy of Russia in 1990s
The article is dedicated to the most important regional geostrategic priorities of the Russian Federation in the last decade of the 20th century. The author focuses on unique qualities of the Russian geopolitical transformation. The article analyses the correlation between western and eastern directions of the Russia foreign policy .
Видео:Какая была геополитика в 90-е и 2000-е?Скачать
Текст научной работы на тему «Западное и восточное направления во внешней политике России в 90-е гг. Хх в»
УДК 327(470+571) «1990» DOI: 10.15507/VMU.024.201403.053
западное и восточное направления во внешней политике россии в 90-е гг. XX в.
В статье рассматриваются региональные геостратегические приоритеты России в период последнего десятилетия XX в.; показываются уникальные особенности ее геополитической трансформации; анализируется соотношение между западным и восточным направлениями внешней политики россии.
Ключевые слова: внешняя политика, геополитика, геостратегические приоритеты, цивилизационный выбор, Европейский союз, Азиатско-Тихоокеанский регион.
WESTERN AND EASTERN DIRECTIONS IN THE FOREIGN POLICY OF RUSSIA IN 1990s.
The article is dedicated to the most important regional geostrategic priorities of the Russian Federation in the last decade of the 20th century. The author focuses on unique qualities of the Russian geopolitical transformation. The article analyses the correlation between western and eastern directions of the Russia foreign policy.
Keywords: foreign policy, geopolitics, geostrategical priorities, civilizational choice, European Union, Pacific Rim.
Период становления российской внешней политики в 90-е гг. XX в. ха-рактеризируется отсутствием согласия по вопросу о ее приоритетных направлениях. Главный спор разгорелся по поводу выбора между двумя вариантами геополитического курса — западным и азиатско-тихоокеанским.
В течение этого десятилетия идеологи внешнеполитического курса признали, что по интересам России соответствует политика баланса западного и восточноазиатского направлений. Возникло понимание того, что россия должна быть активным участником процессов в Тихоокеанском сообществе, которое за короткое время превратилось в мировой центр экономики и политики. Однако, согласно замечанию корейского историка Ли Ен Квона, за прошедшие десятилетия россия оказалась изолированной от экономических и политиче-
ских процессов, происходящих в Азиатско-Тихоокеанском регионе [1, с. 45].
Наряду с изменением геополитического положения в мире перед государством возникла необходимость строить новую европейскую и азиатскую политику, не противопоставляя одну другой. Идейные дебаты привели к острому спору о том, в чем заключаются истинные интересы России. Министр иностранных дел А. В. Козырев и государственный советник Российской Федерации по политическим вопросам С. Б. Станкевич разошлись в определении главных направлений российской внешней политики. Первый настаивал на том, что «Россия должна пойти по пути вхождения в западную семью государств и следовать западным нормам, чтобы скорее стать цивилизованным государством». Второй полагал, что в последнее время во внешнеполитической
© Мальченков С. А., 2014
практике России намечаются две линии, которые условно можно обозначить как «атлантизм» и «евразийство», и предупреждал, что «ни одна из этих идей ни в коем случае не может и не должна доводиться до крайности» [1, с. 46].
Основные положения концепции внешней политики РФ появились в самый разгар этих споров. Создатели попытались примирить оба направления, выделив сразу 10 региональных приоритетов: страны Содружества; США; Европа; Азиатско-Тихоокеанский регион; Южная и Западная Азия; Ближний Восток; Африка; Латинская Америка; ООН и другие международные организации; Движение неприсоединения [4, с. 36].
Сейчас можно с уверенностью утверждать, что такое расширенное толкование не было оправданным. Фактически для реализации примерно половины из заявленных направлений в 1990-е гг. ничего не предпринималось — они остались лишь задекларированными на бумаге [2, с. 177].
Тем не менее список представляет значительный интерес, поскольку на его основе мы можем сделать вывод о своеобразной «иерархии» значимости регионов для России. Рассуждая таким образом, отметим, что западное направление в начале 90-х гг. ХХ в. преобладало над восточным.
Развитие отношений с США оказались на втором месте в списке региональных приоритетов России во многом по инициативе министра иностранных дел того времени А. Козырева — сторонника западного направления внешней политики. Условия, в которых начали складываться двусторонние отношения, безусловно, были непростыми: государствам предстояло пересмотреть существовавшие подходы, избавиться от наследия «холодной войны».
В российско-американских отношениях последнего десятилетия XX в. четко прослеживаются два этапа:
1) 1991-1996 гг. — время первоначальной «эйфории»;
2) 1996-1999 гг. — период охлаждения отношений.
В первой половине 1990-х гг. встречи лидеров США и России были регулярными и во многом плодотворными. В этот период основной темой переговоров являлись проблемы международной безопасности. Констатируем, что, несмотря на потерю статуса сверхдержавы, Россия по-прежнему оставалась влиятельным субъектом в сфере борьбы с глобальными угрозами.
К сожалению, в других сферах (например, экономической) сотрудничество оказалось не настолько продуктивным. Прежде всего это объясняется тем, что в рассматриваемый период Россия не могла выступать в качестве равнозначного партнера Америки.
В дальнейшем двусторонние отношения не получили должного развития. Новый глава МИД Е. М. Примаков подходил к вопросам российско-американских отношений более скептично; частота контактов между странами в 1996-1999 гг. заметно снизилась.
Кроме того, вторая половина 1990-х гг. ознаменовалась расхождением позиций по вопросу урегулирования конфликта в Югославии. Статус-кво перестал существовать 23 марта 1999 г. в связи с подготовкой военной акции НАТО против Югославии. Председатель Правительства России Е. М. Примаков прервал свой визит в США. Это можно было расценить как начало нового витка напряжения.
В целом период 1990-х гг. в отношениях России и США определим как «эпоху упущенных возможностей»: различные интересы и цели во внешней политике не позволили странам наладить реальное партнерство на взаимовыгодной основе.
Отношения России и Европейского союза в этот период складывались более благоприятно. Это отразили такие важные документы как «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» (1994 г.), «Общая стратегия ЕС в отношении России» (лето 1999 г.) и ответная «Стратегия развития отношений
Российской Федерации и Европейского союза на среднесрочную перспективу (2000-2010)» (осень 1999 г.) [6, с. 18].
После распада СССР главным направлением российской внешней политики являлось вхождение страны в семью европейских демократических государств, сотрудничество с Западом и международными институтами для подтверждения России как ведущей европейской державы — государства, воспринявшего статус СССР. Эта позиция была расценена российским обществом как верная.
Тем не менее итогом почти десятилетия благоприятных отношений оказался глубокий кризис 1999 г. Позиции России и всех без исключения членов ЕС резко разошлись по вопросу о косовском конфликте (европейцы подвергли нелицеприятной критике Москву за ее действия в Чечне), одновременно обострилась полемика вокруг проблемы российского долга Парижскому клубу стран-кредиторов. Все это сопровождалось антироссийскими высказываниями ведущих европейских СМИ [Там же, с. 22].
Ряд европейских авторов справедливо указывает на то, что за 1990-е гг. Россия не выработала единой и скоординированной политики в отношении ЕС. Она всегда поддерживала отношения по отдельности с Великобританией, Германией, Францией, Италией и другими странами Европы, но никогда — с Европейским союзом как таковым. Такое отношение к ЕС российская внешняя политика унаследовала от СССР [Там же, с. 25].
Осложнение ситуации мы видим в том, что обе стороны находились в процессе трансформации: для Европы он заключался в расширении Евросоюза и углублении степени его интегриро-ванности вплоть до включения оборонного компонента; для России — во внутренней стабилизации и формировании осознанной внешней политики.
Отношения со странами Востока в первой половине 1990-х гг. были второстепенным направлением интересов России. По мнению дел А. В. Козырева, «выпячивание восточного направления
нашей политики. превращает евразийство в азиатчину. » [1, с. 23].
В этот период Россия, исходя из «приоритета экономической дипломатии», ограничилась вниманием к Японии, рассчитывая разрешить территориальный спор и заключить мирный договор, чтобы на этой основе всесторонне улучшить отношения между двумя странами. Надо отметить, что сотрудничество с Японией рассматривалось не как с восточноазиатской, а, скорее, как с западной державой, обладающей большой экономической мощью.
События следующих лет показали, что подход, основанный на недооценке восточного направления российской внешней политики, является ошибочным. Впоследствии во внешнюю политику России были внесены некоторые коррективы. Поездки Б. Н. Ельцина в КНР и Южную Корею в конце 1992 г. явились началом изменения внешнеполитического курса российского правительства.
Одним из крупнейших торговых партнеров России стал динамично развивающийся Китай. 25 апреля 1996 г. Б. Н. Ельцин и Председатель КНР Цзян Цзэминь подписали в Пекине Совместную российско-китайскую Декларацию о стратегическом взаимодействии в XXI в., в соответствии с которой стороны провозгласили свою решимость развивать отношения равноправного доверительного партнерства.
В конце 1997 г. произошло официальное принятие РФ в АТЭС — ведущую структуру по выработке стратегии экономической интеграции в регионе [5, с. 142]. Членство в этой влиятельной организации, официально оформленное в ноябре 1998 г., не только позволило России получить значительные преимущества в торговле, но и усилило ее политические позиции.
Следует отметить, что значимость Азиатско-Тихоокеанского региона для экономического развития России в 1990-е гг. была оценена по-новому. В связи с утратой ею ряда портов на Балтийском и Черном морях дальневосточ-
ные порты приобрели «стратегическое значение» для международных коммуникаций. Россия впервые была поставлена перед необходимостью формулирования собственных национальных и экономических интересов в данном регионе, а также разработки стратегии сотрудничества, соответствующей новой расстановке сил между ведущими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона [Там же, с. 146].
Заметим, что азиатско-тихоокеанское направление стало единственным во внешней политике РФ, где в конце 1990-х гг. можно было ожидать прогресса, в отличие от советского периода. Это в первую очередь объясняется значительным повышением роли Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой политике и экономике.
Подводя итоги, отметим, что анализ положения России на международной арене в 1990-х гг. свидетельствует о значительных трудностях в определении внешнеполитической стратегии. Не всегда лидеры государства принимали во внимание то, что Россия — евразийское государство, и в силу его географического положения, исторического опыта, политических и экономических условий внешнеполитические приоритеты страны должны быть направлены
в равной степени и на Запад, и на Восток. Также заметим, что ни по одному из обозначенных в «Основных положениях концепции внешней политики» региональных направлений поставленные задачи не были решены в полной мере.
В сотрудничестве с США России не удалось добиться статуса равноправного партнерства — слишком разным оказался «геополитический вес» государств. Отношения со странами ЕС и НАТО оказались испорченными в связи с дефолтом 1998 г. и войной в Югославии 1999 г. Фактически отношения с Западом в первой и второй половине 1990-х гг. противоположны по своим результатам.
Что касается других региональных направлений, то они оказались на задворках внешнеполитической стратегии России по причине дефицита геополитических ресурсов. Ощутимый успех был достигнут лишь в отношениях со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Почти такими же неоднозначными были в 90-е гг. российские достижения в реализации внутриполитических приоритетов, а также интересов в сфере глобальной политики [3, с. 62]. Все это означало, что большую часть из поставленных в 1992-1993 гг. задач государству придется решать в XXI в.
список использованных источников
1. Квон, Ли Ен. Внешняя политика России в 1990-е гг.: проблемы и тенденции / Ли Ен Квон // Москва, 1999. — 191 с.
2. Мальченков, С. А. Геостратегия России: внутренние и внешние приоритеты / С. А. Мальчен-ков // Известия Российского педагогического университета имени А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2008. — № 26 (60) — С. 176-181.
3. Мальченков, С. А. Реализация геостратегических приоритетов во внутренней политике России в 1991-1999 гг. / С. А. Мальченков // Вестник Мордовского университета. — 2012. — № 3-4. — С. 60-63.
4. Основные положения Концепции внешней политики Российской Федерации // Внешняя политика и безопасность современной России: 1991-2002 : хрест. в 4 т. / ред.-сост. Т. А. Шаклеина. — Москва, 2002. — Т. 4. — С. 19-50.
5. Попова, Л. В. Формирование системы экономических интересов России в АТР : (На примере развития российско-китайского сотрудничества) : дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук / Л. В. Попова. — Санкт-Петербург, 1999. — 302 с.
6. Худолей, К. И. Отношения России и Европейского союза: новые возможности, новые проблемы / К. И. Худолей ; под ред. А. Мошеса. — Москва : Гендальф, 2003. — 119 с.
Поступила 11.10.2013 г.
мальченков Станислав Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры регио-новедения и политологии Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, Россия), stamal@yandex.ru
Для цитирования: Мальченков, С. А. Западное и восточное направления во внешней политике России в 90-е гг. ХХ в. / С. А. Мальченков // Вестник Мордовского университета. — 2014. -№ 3. — С. 53-57.
1. Lee Yeon Kwon. Vneshnjaja politika Rossii v 1990-e gody: Problemy i tendencii [Russian Foreign Policy in the 1990s: Issues and Trends]. Moscow, 1999, 191 p.
2. Malchenkov S. A. . Geostrategija Rossii: vnutrennie i vneshnie prioritety [Russian geostrategy: domestic and foreign priorities]. Izv. Ros. ped. un-ta imeniA.I. Gercena — Reports of Herzen State Pedagogical University of Russia. St. Petersburg, 2008, no. 26 (60), pp. 176 — 181.
3. Malchenkov S. A. Realizacija geostrategicheskih prioritetov vo vnutrennej politike Rossii v 1991-1999 godah [Implementation of geostrategic priorities in Russia’s domestic politics during 1991-1999]. Vestnik Mordovskogo Universiteta — Mordovia University Bulletin, «Historical sciences» series. 2012, no. 3 — 4, pp. 60 — 66.
4. Osnovnye polozhenija Koncepcii vneshnej politiki Rossijskoj Federacii. Vneshnjaja politika i bezopasnost’ sovremennoj Rossii, [Main provisions of the Foreign Policy Concept of the Russian Federation. Foreign and Security Policy of modern Russia. 1991-2002]. Moscow, 2002, Vol. 4, pp. 19 — 50.
5. Popova L. V. Formirovanie sistemy jekonomicheskih interesov Rossii v ATR (Na primere razvitija rossijsko-kitajskogo sotrudnichestva) [Formation of Russia’s economic interests in the Asia-Pacific region (the example of development of Russian-Chinese cooperation), autoabstract of Cand. Econ. Sci. Diss.]. St. Petersburg, 1999, 302 p.
6. Khudoley K. I. Otnoshenija Rossii i Evropejskogo sojuza: novye vozmozhnosti, novye problemy. Rossija i Evropejskij sojuz: pereosmyslivaja strategiju vzaimootnoshenij [Relations between Russia and the European Union: new opportunities, new challenges. Russia and the European Union: rethinking of relations strategy]. Moscow, Gandalf Publ., 2003, 119 p.
About the author:
Mal’chenkov Stanislav Aleksandrovich, associate professor of Regionology and Politology chair, Oga-rev Mordovia State University (Saransk, Russia), Kandidat Nauk (PhD) degree holder in Historical sciences, stamal@yandex.ru
For citation: Mal’chenkov S. A. Zapadnoe i vostochnoe napravlenija vo vneshnej politike Rossii v 90-e gg. XX v. [Western and Eastern directions in the foreign policy of Russia in 1990s]. Vestnik Mordovskogo Universiteta — Mordovia University Bulletin. 2014, no. 3, pp. 53 — 57.
🌟 Видео
59 Геополитическое положение и внешняя политика в 1990 е годыСкачать
История России с Алексеем ГОНЧАРОВЫМ. Лекция 196. РФ в 1992-1999. Внешняя политикаСкачать
Внешняя политика ельцинского руководства. Видеоурок по истории России 11 классСкачать
Политическое развитие России в 1991 - 2000 гг. Видеоурок по истории России 11 классСкачать
Многополярный мир - доктрина, определившая внешнюю политику РоссииСкачать
Семинар «От югославского кризиса 1990-х гг. к современности: внешняя политика России на Балканах»Скачать
Армии нужна реформа. Время. Эфир 24 декабря 1990Скачать
Лекция 34. «Выборы 1992 года. Внешняя политика в 1990-е годы»Скачать
Девяностые в России: Краткая История 90 На ПальцахСкачать
56 Межнац отношения и нац политика в 1990 е годыСкачать
55 Политическое развитие Российской Федерации в 1990 е годыСкачать
Время. Эфир 15 мая 1990Скачать
Экономические реформы 1990-х: причины, характер, последствияСкачать
История России в 1990-е годы. Ключевые решения и выборы властей и общества.Скачать