Каждый народ имеет свои своеобразные черты, которые считаются визиткой его самобытной культуры. Из истории северных коренных малочисленных народов (ханты и манси) известно о хантыйских узорах и орнаментах. Картинки нашей статьи дадут вам некоторое представление об особенностях и символичности таких мотивов. Ведь это не просто рисунки, в них закодирована информация о культуре народа, ее развитии. Эти узоры северный народ использовал для вышивки, резьбы по дереву и кости, украшения бисером. Картинки хантыйских орнаментов и узоров оживляют любую вещь, делают ее заметной, красивой и оригинальной. Сибирская земля богата трудолюбивыми мастерами, которые с помощью узоров смогли передать красочность природы своей земли, богатый духовный мир ее жителей. Предлагаем вам познакомиться с хантыйскими орнаментами и их значениями.
- Немного из истории коренных народов Севера
- Чем был орнамент для народов ханты и манси?
- Основа орнаментальной системы хантов
- Самые распространенные узоры хантов
- Хантыйские орнаменты и их значение
- Применение узоров для вышивания
- Бисерные работы
- Шерстяные изделия с узорами
- Украшение орнаментами одежды
- Священные свойства узоров, защитные и тотемные функции
- Научно-исследовательская работа «Орнамент северных народов»
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- Исследовательский проект «Тайна северных узоров» проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- 🔍 Видео
Видео:Орнаменты северных народов.Скачать
Немного из истории коренных народов Севера
Новгородские летописи, созданные задолго до присоединения сибирских земель к России, повествуют о племенах северной Азии, которые были предками нынешних народов Сибири – ханты, манси, ненцы. Этнической общностью ханты стали в 1 тыс. н. э., когда слились южные угорские племена и племена рыболовов и охотников таежного Зауралья. Литература говорит о некоторых особенностях культуры и языка разных групп ханты. Южные и северные ханты – так поделили их специалисты.
На севере основным занятием жителей ханты считается рыболовство, оленеводство, охота. Они строят деревянные домики и чумы. Рыболовы и охотники могут иметь несколько жилищ в разных местах. Оленеводы имеют обычай ставить чум там, где остановятся. Любая постройка у них именуется хот. Они бывают берестяные, земляные, дощатые.
Хантыйские мужчины и женщины разделяют между собой быт. Мужчины занимаются изделиями из дерева, кости и кожи, а женщины мастерят меховую одежду, ткут сукно, украшают наряды бисером. До наших дней дошли своеобразные элементы языческой культуры – узоры и хантыйские орнаменты. Картинки этих мотивов доказывают своеобразное видение мира северных народов. Эти орнаментальные композиции имеют свои художественные принципы. Народ ханты ими выражал свои нравственные и эстетические идеалы. Ведь нужно быть мужественным, чтобы жить на этой земле, нужно обладать щедрым сердцем, чтобы любить суровый север. Коренным жителям нравятся его неяркие краски, скупая весна и белое лето.
Видео:Обереговые знаки и орнаменты народов СевераСкачать
Чем был орнамент для народов ханты и манси?
Художественный язык народа ханты отличается многообразностью. Само слово «орнамент» имеет значение – «украшение». Орнамент был элементом художественного стиля для зодчества, ваяния, живописи, графики. Узоры для народов Севера не были самоцелью, они создавали их, чтобы что-то украшать. Применяли они их довольно широко – от рисунков на наружных и внутренних стенах зданий – до посуды. Их использовали для декорации тканей, вышивок, кружев, металлических изделий, отделки одежды. Орнаменты давали новую жизнь обыденным предметам, выражали отношение ко всему окружающему, создавали особый художественный мир.
Хантыйские узоры и их названия подтверждают то, что их использовали в аппликации, окаймовке вещей. С их помощью делали параллельные ряды, вертикальные и наклонные полоски. Весомость и полноту этим рисункам придают оконтуренные мотивы. Важно отметить, что, как и все орнаменты, хантыйские мотивы также состоят из раппортов, постоянно повторяющихся частей.
Видео:Роль орнамента в жизни коренных народов ханты и мансиСкачать
Основа орнаментальной системы хантов
Основными элементами орнамента коренных народов Севера были треугольник, квадрат, ромб, зигзаг, крест. Все эти элементы соединяли в результате долгого наблюдения за окружающим миром. Многих интересуют хантыйские орнаменты с названиями, которые давали по сходству и подобию с предметами, растениями, животными, явлениями природы. Такие узоры оживляли вещи, делали их более заметными, добавляли красоты и оригинальности.
Чаще всего орнаментика включала в себя символическое изображение представителей фауны и флоры. Оттенки характеризовались яркостью и контрастностью цветов.
Главной темой узоров является солнце, ведь в тех краях каждый его луч на вес золота. Вторым по значимости идет образ оленя или его рогов. Ведь для северных народов олень считается лучшим другом, кормильцем, извозчиком, спасителем. Из него берут кости для изготовления оружия и жил для шитья.
Видео:Народы севера, Орнамент Ханты Зубы щукиСкачать
Самые распространенные узоры хантов
Строгий порядок присущ геометрическому хантыйскому орнаменту. В его основе лежит строгое геометрическое чередование. После геометрического узора следует растительный мотив. Его чаще всего используют в резьбе по дереву.
А теперь более подробно о геометрическом узоре. Очень часто у хантов использовался крест. С его помощью они старались оградиться от боли и укрыться от болезни. Крест несет охранительную функцию, это граница между мирами. Встречается косой крест под названием «собачья лапа», ограничивающий людей от враждебных существ в этом мире.
Особое место ханты уделяли ромбу, его называли «сердца углублением». Поверх него нельзя больше наносить узор, чтобы не испортить судьбу человеку. Встречается ромб с пустотой внутри или в виде лягушки, которая почиталась северным народом. Ее ассоциировали с «прыгающей женщиной», способной дарить счастье.
Часто в полосках орнаментов встречаются прямые линии и зигзаги. Прямая линия считается простейшим геометрическим орнаментом, но довольно часто встречающимся элементом украшения одежды у хантов. Для берестяных изделий, а также аппликаций тканью по ткани использовались зигзаги. Извилистую линию в центре орнамента считали олицетворением жизни и живого существа. С зигзагом связано все живое, одушевленное. Часто именно им украшали берестяные колыбельки для детишек или спинки и бортики люлек.
Некоторые мотивы узоров связаны с треугольником. Именно на него похож топор, с которым у хантов много связано. Топор применяли во многих свадебных, похоронных обрядах, медвежьих игрищах. У топора очистительная функция. Чтобы очиститься, через топор должна была перешагнуть каждая женщина. Также треугольник использовался для орнаментов «утиный выводок», «щучьи зубы», «кедровая шишка».
Видео:Народные орнаменты долган, нганасан и ненцев — издана книга таймырских этнографовСкачать
Хантыйские орнаменты и их значение
Узоры для народа ханты – целая система, которая заменяла письменность и сопровождала человека от его первых шагов до смерти. Интересны и хантыйские узоры, и их названия, которые имеют все мотивы. Эти названия говорят, откуда прибыл обладатель, есть ли у него богатство, о масти его оленя, о рукодельнице-жене. Мастерицы с помощью берестяного трафарета вырезали узоры из камуса (шкуры, которую снимали с ноги оленя). Камус подбирали по оттенку и длине ворса. Затем с помощью оленьих сухожилий детали сшивались, а швы отделывались вставками из цветного сукна. Предлагаем вам познакомиться поближе с некоторыми узорами:
- «Заячьи ушки». Применяется для украшения детских вещей и связан с плодородием.
- «Глухарь». Эта птица считается хранительницей сна ребенка и его здоровья.
- «Выводок утят».
- «Лапа лисы».
- «Малая рябь воды».
- «Крыло гуся».
- «Заячьи уши».
- «След белки».
- «Выдра».
- «Человек на лошади».
- «Кедровая шишка».
- «Лягушка».
- «Жук».
- «Рога оленя».
- «Березовая ветвь».
- «Медвежий след».
- «Цветущий куст».
- «Накаты волн».
С ромбом у хантов связаны узоры «жук», «мужика половина», дровяная поленница», «ель», «мышь». К жукам у народов Севера особое отношение, в них они видят своих бабушек и дедушек. Они считают, что после смерти души превращаются в маленьких жучков. Ель считается священным деревом. В самой ели и ее корнях ханты видели соединение верхнего и нижнего миров. С мышью связано уничтожение всех враждебных существ нижнего мира. Как вы уже заметили, названия узорам давались по сходству и подобию с предметом.
Кроме вышеперечисленных символов, на орнаментах можно было увидеть мифического мамонта, соболя, кедр. С оленем связана победа добра над злом, с пчелой – трудолюбие, с крыльями – движение.
Из зверей в узорах встречается змея, ползучая змея, соболь. На тему птиц можно увидеть хвост тетерева, крылья чайки, шею утки. Тему растений представляют шишки, верхушки еловых веточек, обломанные ветки березы. О явлениях природы напоминают накаты волн, рябь воды. Все эти узоры бывают либо линейного, либо розеточного типа.
А теперь представим вам названия орнаментов на языке северного народа:
- полоска (тун пант);
- треугольник (пав);
- ромб (тун пант);
- крест (перна);
- волна (зигзаг);
- хантыйский орнамент «головка» (кит пис пуххопи).
Видео:Коренной орнамент 2022Скачать
Применение узоров для вышивания
Существует три способа хантыйской вышивки: «керем-ханч», ектем-ханч», «севем-ханч». Первые две похожи на русскую двустороннюю вышивку. А последняя, позаимствованная коренным населением у переселенцев, выполняется крестом и считается одной из последних техник южно-хантыйской вышивки. с помощью восстановленных узоров и техник вышивания и сейчас мастерицами создаются национальные костюмы, украшенные колоритными орнаментами. Такой вышивкой современные мастерицы украшают сумки, кошельки, головные уборы, пояса.
Главная особенной вышивки таких узоров в том, что они строго геометричны и состоят из прямоугольников, углов, ромбов, зигзагов. В этих вышитых полосках закодирована информация народов ханты.
Видео:Главная тайна Славянских узоров .Об этом вы точно не зналиСкачать
Бисерные работы
Декоративное искусство народов ханты пронизано большой ролью в нем женщины. Одним из самых интересных видов женского творчества считается изготовление украшений из бисера по местным узорам. Когда-то бисер доставлялся на север англичанами в обмен на пушнину. Купцы покупали бисер и продавали его ханты. В Тобольске находился целый склад бисера. У северных хантов бисер имел название «сак» и «сек», что означало «камень». В XX веке был популярным фарфоровый бисер.
Женщины украшают бисерными орнаментами рукава, подолы, полы и груди летних нарядов. Для молодых девушек и девочек в изделиях используется оранжевый, зеленый, голубой, красный цвет. Практикуется не только вышивание бисером, но и плетение ажурных цепочек, мозаичных изделий. Очень часто бисерные работы с хантыйскими орнаментами представлены на различных выставках декоративно-прикладного искусства. Очень эффектно смотрятся подвески из бисера к головным уборам, салфеточки, пояса, браслеты и кошелечки.
Видео:Полярные чтения - 2021. 19 мая. Чистяков А.Ю. Орнаменты народов Севера в современной символике...Скачать
Шерстяные изделия с узорами
Одним из немногих женских занятий хантов, которые сохранились до сих пор, является узорное вязание на шерсти. В основном, вяжут только теплые варежки. Хантыйские орнаменты для них очень подходят. Каждой мастерице с детства знакомы основные рисунки, которые она сама корректирует во время вязания. Мотивы на варежках имеют столь же много значений, как и в других видах рукоделия.
Иногда узоры также используются для вязания носков. Мастерицы знают, что важно при вязании не оставить орнамент неоконченным. Иногда рисунок одной варежки продолжается на второй или на ладошке. За многие годы узорное вязание хантов почти не изменилось, менялся лишь состав пряжи и палитра оттенков. Когда-то использовалась для вязания только черная, белая и серая гамма, затем подключился синий и зеленый цвет. Шерсть ханты покупали, но потом сами ее красили.
Видео:ОРНАМЕНТ. ВИДЫ ОРНАМЕНТОВ.Скачать
Украшение орнаментами одежды
Северные народы по-своему представляли красоту. По-настоящему красивая женщина должна быть рукодельницей, ведь именно она считается носительницей орнаментальных традиций. С помощью узоров на одежде ханты отражали родоплеменные особенности. На меховых женских шубах орнаменты располагают по краям изделий. На рукавицах часто изображали медвежий след, что предрекало успех будущему охотнику.
На демисезонной женской одежде часто делали узорную аппликацию. Меховую мозаику делали на детских шубках. Хантыйские узоры украшают различные сахи, бурки, платья.
Основным материалом для теплой одежды хантов служили оленьи шкуры. Такая женская шуба называется «сах». У нее впереди находятся завязки, внутренняя подкладка также меховая. Иногда верх может выполняться из яркого прочного сукна. В тех районах, где обитало мало оленей, мастерицы сшивали множество маленьких лапок и шкурок в одно большое полотнище. Такой сах расшивали различными орнаментами по краям.
У женщин хантов было специальное приспособление – тутчан, который передавали от матери к дочери. Это специальная берестяная коробочка для хранения приспособлений для рукоделия. Иголки хранились в специальных игольницах. Женщины работали целый день, не жалели ни глаз, ни рук. Некоторые сложные работы выполнялись годами. Северными узорами украшались платки, косынки, штаны, варежки. Также узоры использовали для аппликаций на мужских рубахах, халатах, подушках, покрывалах для оленей, сумках.
Сегодня фигурные мотивы можно сделать дерева, пластика, картона, кожи. Высочайшая точность нужна для вырубки хантыйского орнамента из фанеры. Это можно использовать для изготовления фоторамок. В учебных заведениях сегодня на уроках труда продумано выполнение поделок для младших школьников с хантыйским орнаментом.
Видео:Светлана Жарникова / Кому мешают русские гусли? / ProtohistoryСкачать
Священные свойства узоров, защитные и тотемные функции
Узоры хантов были не только украшением одежды, но и считались священными символами. Такие священные орнаменты применяли для изготовления ритуальных поясов, варежек, шапок. Предметы с их изображением предназначались для духов-охранителей. В священных узорах таится некая сила, заряд энергии для очищения предмета, на котором они изображены. Среди священных узоров излюбленным считается медвежья тема. Медведю ханты приписывали небесное происхождение и считали его сыном Торума. Есть верование в то, что у медведя несколько душ, способных все видеть, понимать и чувствовать. Узор «след медведя» применялся для того, чтобы стать удачливым охотником.
Часто встречаются узоры, связанные с оленем. Они тоже священны, символизируют землю, где живут стада этих животных. Хантыйский орнамент «солнце» связан с дарительницей силы, энергии для поддержания земной жизни, которую называли «найматерь» (солнце). Штрихи возле солнца символизируют семена жизни, из которых родятся не только люди, но и животные, растения.
Важно отметить, что синий цвет в орнаментах хантов символизирует реки и озера края, белый цвет связан со снегом, зеленый – с тайгой. А вот «рога оленя» считаются национальным орнаментов северного народа, своеобразным оберегом. Часто эти узоры красуются на подвесках медальонов.
Видео:ИЗО 4 класс (Урок№17 - Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира.)Скачать
Научно-исследовательская работа «Орнамент северных народов»
Видео:Орнамент: важнее, чем вы думаетеСкачать
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №6»
Самойленко Дарья Дмитриевна,
Шаймарданова Лилия Лутфулловна,
учитель культуры народов Ямала
Орнамент северных народов
Зашифрованы в узорах,
Чтобы радовать людей
Синь озёр, а на озёрах,
Гордый контур лебедей.
Рыбы лов, охоты сценки,
Ритм труда, азарт игры.
С древних пор владеют ненки
Тайной мастерства иглы.
Актуальность работы : тема приобщения учащихся к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в повседневной жизни. Возрастает проблема формирования у подрастающего поколения подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.
Цель работы: познакомить с образцами орнаментов северных народов и их значениями, глубже проникнуть в изучение культуры нашей малой родины.
Объект исследования : орнамент северных народов.
Предмет исследования : орнаменты в национальной одежде народов Севера и различных предметах.
изучить теоретическую информацию в научно-популярной литературе и интернет – ресурсах;
посетить губкинский музей освоения Севера, городскую и школьную библиотеки;
рассмотреть орнаментальную отделку одежды ненцев, научиться читать язык орнамента;
подготовить текст и иллюстрирующие материалы
Основные методы исследования : поиск, анализ и изучение орнаментов народов Севера.
Каждый народ выработал свою философию общения с природой. И осознание этого приходит к каждому человеку с самого раннего детства – через сказки, песни, пословицы, поговорки, через наблюдения за поведением родителей, соседей, через игры, обряды и орнаменты.
Северные народы и их предки очеловечили Заполярье – суровый край со сдержанной краской.
Предки лесных ненцев испокон веков вслушивались в неторопливую речь леса, шёпот прибрежной волны, пытались постичь смысл зверей и отразили в своих узорах всё, что они постигли и чему научились. Орнаменты – художественная летопись самого народа, но прочесть её можно лишь зная правила расшифровки сложного и во многом непонятного сегодня стиля. Несмотря на значительную литературу, посвящённую феномену ненецкого орнамента, далеко не все его тайны и загадки раскрыты.
Слово “орнамент” образовано от латинского слова “ornamentum”, которое переводится как “украшение”.
Основными занятиями народов Севера несколько тысячелетий назад были охота и рыболовство. Одежда изготавливалась из шкур добытых зверей – зайца, северного оленя, соболя, куницы, белки – и входила в сферу женского рукоделия.
Ненцы никогда не выбрасывали даже самые маленькие кусочки шкурок — считалось, что не будет удачи в охоте. Шкурки с ушей и лапок белок выделывали и нашивали на кусок кожи, который потом использовали для одежды. Первые орнаменты были округлые по очертаниям, постепенно орнаменты стали прямоугольными, причем, почти все они построены так, что обе части — светлая и тёмная — совершенно одинаковы и как будто входят одна в другую.
Все это большой кропотливый труд. Сначала подбирают шкурки — по цвету, качеству, направлению меха, длине и размеру. Кроят на специальных досках для раскроя узоров, прорезая сразу обе шкуры (светлую и тёмную). В работе нередко используют берестяные трафареты.
Народные умельцы украшали обыденные предметы, выражая свое отношение к окружающему миру, создавая свой художественный мир. С помощью геометрических фигур: линий, ромбов, треугольников люди изображали свое жилище, северное сияние, течение реки, рога оленей, уши зайца…
«…Пошёл Нум по земле дальше и встретил мужчину и женщину. Махнул рукой, и появились у них олени, нарты, малицы, ягушки и кисы. «Всё это ваше, живите счастливо,- сказал Нум. — Но жить вы должны по законам. Вот они: орнамент на твоих кисах. Это не просто рисунок . Треугольник кисов — это твой чум , поперечные полоски – запреты , ещё один треугольник – дымок над чумом . А верхний ободок на носу кисов – это небо над твоей головой . Полоски в разные стороны могут означать лучи солнца над чумом. Орнамент вокруг кисов означает, что под небом ты не одна ; вокруг твоего чума живут и другие…» . 1
Назначение орнамента – украсить поверхность предмета, изделия, сделать его более красивым и оригинальным, передать через орнаменты информацию о мастерице, о месте её проживания, по роду занятий, о ее семье, показать ее мастерство и творчество.
Присутствие узоров на предмете придаёт им завершенность и зрелищность. Орнамент несёт в себе не только декоративную нагрузку, но и смысловую. Каждый орнамент имеет своё название и значение. По орнаментам можно узнать, откуда прибыл её носитель, богат он или не очень, какой масти у него олени, рукодельница ли его жена.
Орнаменты состоят из геометрических фигур, каждая из которых является не просто украшением, а имеет своё название и символическое значение . Считается, что орнаменты придают вещам свойства оберегов и играют роль магической защиты самого предмета и его владельца. Орнаментировали прежде всего ворот, рукава, подол, то есть все отверстия, через которые болезни или злые силы могут проникнуть внутрь. В узорах изображают растения, животных, солнце, луну, землю, огонь. Эти рисунки не дают приблизиться злым духам и привлекают добрых покровителей человека. Одевшись в орнаментированную одежду, человек защищает себя от духов болезни , которые не смогут проникнуть через защитный магический узор.
Композиция орнамента выражает представление этих народов о единстве и равноценности двух начал – светлого и тёмного, символизирующих свет и тьму, зиму и лето, мужское и женское, добро и зло.
Сшивание узорных половин в единую ленту, вырезание узорных половин дело очень сложное и ответственное. Для орнаментов используют более гладкую, прочную и ценную часть оленьей шкуры.
Так же глаз рукодельницы зорко следит за тем, чтобы узоры орнаментальной линии были строго прямоугольные и соразмерные друг другу. Далеко не каждой представительнице народа под силу соответствовать всем требованиям предъявляемым меховой орнаментации, не каждая женщина могла заниматься таким мастерством.
Жёны мастерицы украшают одежду орнаментами из меха оленя, цветной ткани и бисера. Цвет бисера в орнаменте отражает красоту природы севера. Красный – это яркое солнце, синий и голубой – небо, вода, лед. Желтый, оранжевый и зеленый – летняя тундра. Белый – чистота и бесконечность, а черный – полярная ночь. Одежду украшают орнаментами из меховой мозаики, она составляется из кусочков светлого и темного меха. Нужно громадное терпение, чтобы составить из кусочков меха мельчайшую мозаику – орнамент, какую делают мастерицы, не оставляя неиспользованным ни одного даже самого маленького кусочка.
В настоящее время орнаменты служат больше украшением, чем оберегом. Но их древнее значение можно расшифровать по их названиям и изображениям. Самые простые геометрические узоры изображают землю и воду (волнистая линия или зигзаг). Круг обозначает небо и солнце, крест – человека или бога.
Узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Ненцы трактуют эти рисунки как живое воспроизведение близкой им северной природы. Орнамент ненцев основан на прямом восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия: «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты», «сосновая шишка», «лебеди» и другие.
Ненецкие орнаменты широко используются в оформлении того или иного предмета, архитектурного сооружения, текстильного изделия, печатного издания.
Заголовки газет Ненецкого автономного округа украшают орнаменты «оленьи рога», «локоть лисицы».
Домашний олень — основа жизни в тундре. Оленеводы хоро шо знают характер и повадки этого животного. Они различают каждого оленя в тысячеголовом стаде по масти, форме ро гов, полу, возрасту, степени прирученности, назначению в уп ряжке, по его роли в стаде и многому другому. На бытовых вещах и одежде применяют узоры «маленького оленя рога»- ай хор оцат. На юге Шурышкарского района его называют еще и «заячьи уши» — совал пал. Орнамент «рога боль шого хора» (оленя-производителя) — ун хор оцат особенно рас пространен на женских меховых шубах и бисерных нагрудных украшениях, часто используют его и на детских парках. Ниж нюю часть меховой шубы украшают узором «рога лесного оле ня» — ур хор оцат. В более сложном варианте он применяется и в бисерных украшениях детской люльки, на на циональных подушках из сукна или ткани и на женских укра шениях для оленьей упряжи.
Орнаментом «оленьи рога» не украшали обувь. «Нельзя топтать оленя и его голову, без оле ня мы никто», — так обычно выражаются ненцы.
Другие орнаменты, связанные с оленем, например «оленья тропа» — калац сарпай, чаще всего применяются на мужской меховой обуви, редко, но встречается он и на женских сумках.
В декоративно-прикладном искусстве применяется орна мент «лосиные рога». Он напоминает узор «оле ньи рога», но более раскидист, это крупный узор. Он встреча ется только в южных районах округа. Применять этот узор на обуви не рекомендуется.
Излюбленными узорами угорских и самодийских народов были «голова медведя», «медвежий след», «лосиный нос», «рог оленя» . Северные народы были убеждены, что их прародителями были эти животные.
Изображали в орнаменте пушных зверей, таких, как соболь, заяц, белка. Птицы тоже были предками родов. Орёл и кедровка считались родоначальниками у селькупов. В селькупских легендах богатыри превращались в орла, глухаря и кедровку, чтобы спастись от неминуемой гибели. Их изображение часто встречается в узорах этого народа. Образ птицы тесно связан ещё и с представлениями о душе человека. У ханты известен мотив глухарки на дереве. В облике глухарки изображена «сонная душа» человека. Она улетает во время сна, покидая тело спящего. Её путешествия человек наблюдает во сне. Когда же душа – глухарка возвращается к владельцу, он просыпается. Изображением глухарей чаще всего украшали люльку младенца, чтобы сон был спокойным.
Рассмотрим подробней рисунки и детали на отдельных вещах. Какие мысли и чувства, например, вложила женщина, когда она готовила капюшон для мужской одежды и шапку для женщины.
Более подробно остановимся на деталях женской шап ки. В орнаментах и рисунках отражены все заботы, тре воги и обязанности хозяйки тундры — хранительницы родового огня семьи. По ним нетрудно догадаться о том, что северянка хорошо защищена и окружена вниманием тех, кого она опекает. Об этом говорят на ее орнаментах изображения «бюстов мужчин», ее надежных защитников. Мужчина для нее не только защитник, кормилец, отец любимых детей, воспитатель сыновей, но и человек, о котором она должна заботиться в первую очередь, обе регая его холода и голода.
На шапках женщин можно увидеть и изображения жилища северянина, орнамент чум. Чум строился не без помощи оленей. Владея ими, человек мог иметь теплое жилище, надежную упряжку на все случаи жизни, одежду и обувь, заменяющие ему крышу над головой в экстремальных условиях долгих кочевок, постоянного пребывания на воздухе.
Узор совар пал «заячьи уши» — наиболее простой и популярный. Им любят украшать детские изделия, но чаще всего этот орнамент используют на обуви вай. У хантов зайчи ха является одной из ипостасей богини — Калтащ. В молитве, обращенной к ней, говорится:
Покровительница в шапке из зимнего заячьего меха, наша мать, Покровительница в шапке из летнего заячьего меха, которая нас породила.
Очень распространенными и часто употребляемыми почти во всех изделиях из разных материалов являются «лисья лапа» — охсар кус тай, «лисий локоть» — охсар кус олан . Эти орнаменты больше всего любят применять на женской обуви.
Орнамент «зуб белки» встречается на мелких изделиях — чаще всего на маленьких сумочках.
По-особому относятся к орнаментам, изображающим час ти тела медведя, и не каждая женщина рискнет выполнять их на своих изделиях. Берется за них только та мастерица, кото рая уверена в своих силах и сможет в течение всей своей жизни выполнять требования, связанные с этой категорией орнамен тов. Выполнив их, она попадает в разряд мастериц высшей ка тегории. Изделия с узорами мойпар пал «медвежьи уши» , мойпар ловкар «медвежий позвоночник », мойпар колтом «медвежий след» женщина должна вы полнить за свою жизнь в семи изделиях. Вещи, в которых есть орнамент, связанный с медведем, не должны валяться, где по пало, их не смеет носить женщина во время беременности. В этой одежде не должны ходить на кладбище и в особые священные места, ее нельзя дарить или отдавать людям легкого поведения, да и просто несерьезным. Чаще такие орнаменты используют в детской одежде — на детских меховых шубках, малицах, парках, они являются как бы оберегом.
Медвежьи орнаменты обычно используют при изготов лении мужской одежды. Мужчина по сравнению с женщиной является сакрально чистым «неопоганенным» существом. Ему можно ходить на любые священные места, присутствовать при различных культовых и религиозных церемониях, носить одеж ду из любой шкуры и с любым орнаментом — простым и свя щенным. В мужской одежде изображения частей тела медведя употребляют на рукавах малицы, на подоле, капюшоне и рука вах парки.
Опираясь на изложенные материалы, можно распределить узоры по следующим тематическим группам:
Росписи-рисунки ненецкой женщины на одежде, обуви — уникальные узоры, рассказывающие о прошлом и настоящем нашего края. На орнаментах, геометрически точно вырезанных, ею изображена вся тундра, с реками, озерами, оленями, следами других животных, птиц и зверей.
Видео:«Орнамент в традиционном ткачестве Русского севера», лекция Любови Мироновой.Скачать
Исследовательский проект «Тайна северных узоров»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Слово «орнамент» происходит от латинского слова «ornare» – украшать.
Однако было бы неверно, говоря об орнаментах, сводить все к украшательству. Почти всегда несложные знаки, которые воспринимаются нашим просвещенным взором как кружки, волнистые линии, зигзаги или крестики, на самом деле имели для создателей этих композиций совсем другое значение.
Внутренняя структура орнамента имеет изобразительное, прикладное и
семантическое начало. Все орнаменты имеют свои названия, а вот для расшифровки их смысла привлекаются как объяснения мастериц, так и религиозно-мифологические представления, а также устойчивые фольклорные и бытовые выражения, так как в их основе – одна и та же система представления о мире. Представления о картине мира передаются от
поколения к поколению, и осознается она лишь частично. Тем и актуальней становится тема исследования, окунающая нас в мир самобытности коренных народов Севера.
Видео:Откровения Светланы Жарниковой. Битва за историю. Полная версия интервьюСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayna_severnyh_uzorov_kseniya_savchak.docx | 978.78 КБ |
Видео:РЕДКОЕ ИНТЕРВЬЮ - @ProtoHistory - Светлана Васильевна Жарникова, "Куда ушли гиперборейцы", 2001Скачать
Предварительный просмотр:
Конкурс научно-исследовательских работ и творческих проектов воспитанников и обучающихся муниципальных образовательных учреждений
возрастная категория: конкурс проектов среди дошкольников
«Я – юный исследователь »
«Тайна северных узоров»
Выполнила: Савчак Ксения , 6 лет,
старшая группа № 1, МАДОУ «Катюша»
Руководители: Сидоренко Татьяна Александровна, воспитатель ; Савчак Олеся Анатольевна, воспитатель
г. Лабытнанги – 2016 г.
Облачившись в платье цвета неба синего,
По подолу – злато расписного стиля.
И взяла б я в руки солнца бубен алый,
Обжигая пальцы с ним бы станцевала.
Окроплю водицей все вокруг я талой –
Вот такой орнамент я нарисовала!
Цель работы: раскрыть тайну северных узоров и узнать их значение.
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, материалов сети — интернет;
2. эмпирический: социологический опрос — анкетирование;
3. анализ полученных данных.
В результате работы я сделала выводы:
1. Орнамент – это узор, который основан на повторе и чередовании его элементов.
2. Северные узоры строго геометричны и состоят из квадратов, зигзагов, углов, ромбов.
3. Названия узоров связаны с названиями животных или отдельными их частями.
4. В своих орнаментах коренные жители используют обереги и талисманы.
5. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными.
С лово «орнамент» происходит от латинского слова «ornare» – украшать.
Однако было бы неверно, говоря об орнаментах, сводить все к украшательству. Почти всегда несложные знаки, которые воспринимаются нашим просвещенным взором как кружки, волнистые линии, зигзаги или крестики, на самом деле имели для создателей этих композиций совсем другое значение.
Внутренняя структура орнамента имеет изобразительное, прикладное и
семантическое начало. Все орнаменты имеют свои названия, а вот для расшифровки их смысла привлекаются как объяснения мастериц, так и религиозно-мифологические представления, а также устойчивые фольклорные и бытовые выражения, так как в их основе – одна и та же система представления о мире. Представления о картине мира передаются от
поколения к поколению, и осознается она лишь частично. Тем и актуальней становится тема исследования, окунающая нас в мир самобытности коренных народов Севера.
Проблема : мы мало знаем о северных узорах и их значениях.
Объект исследования: изделия коренных жителей.
Предмет исследования: северные орнаменты
Гипотеза: предполагаю, что орнаменты несут в себе скрытую информацию и у каждого орнамента есть свое значение.
Для решения этой проблемы, наметила план действий .
- Найти и изучить орнаменты на изделиях коренных жителей.
- Провести опрос среди ребят моей группы.
- Познакомиться с названиями орнаментов и их значениями.
Цель проекта – раскрыть тайну северных узоров и узнать их значение.
- Расширить знания о декоративно-прикладном творчестве народов Крайнего Севера.
- Формировать представление об истории создания орнаментов и их описании.
- Использовать материалы для игровой деятельности.
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, материалов сети — интернет;
2. эмпирический: социологический опрос – анкетирование;
3. анализ полученных данных.
1. Меня зовут Ксения Савчак, по национальности я ненка, из рода Сэротэтто. Большинство моих родственников живут в тундре, и мне близко все, что связано с моим краем, ее людьми и природой.
Однажды с мамой я рассматривала книгу о Ямале, меня заинтересовали узоры на одежде северян. Мне кажется, они не похожи на узоры других народов, потому что за каждым северным узором стоит какая-то загадка, и своя история. Я решила узнать, что они обозначают и какую тайну в себе хранят.
В начале исследования, я со своим руководителем провели опрос моих товарищей из группы (Приложение 1).
Я выяснила, что дети очень мало знают о культуре народов Севера. О значении орнаментов не знал ни один ребёнок. В то же время, все дети очень хотели узнать больше о традициях и обычаях северных народов, а также об их декоративно-прикладном искусстве. Таким образом, была определена тема моего проекта.
Начать поиск информации я решила обратиться к словарю С. И. Ожегова и узнать значения слова «орнамент».
Орнамент — это узор, который основан на повторе и чередовании его элементов.
Северные узоры строго геометричны и состоят из квадратов, зигзагов, углов, ромбов.
2. Знакомясь с материалами по данной теме в интернете, я пришла к выводу, что информации о северной культуре, традициях и обычаях очень мало.
Поэтому мы решили пойти в наш городской краеведческий музей.
3. На экскурсии смотрители музея Н.В. Вештебей и Ф.А. Чупрова рассказывали мне и моим товарищам о культуре и быте народов севера.
В беседе с хранительницами музея, я узнала об особенностях национальной одежды:
- Веками женщины одевали всю свою семью, шили одежду.
- Но прежде чем приняться за шитье, надо было снять шкуру с убитого зверя и выделать ее, это тоже считалось женским занятием.
- С детских лет мастерицы постигают традиционное ремесло выделки, шитья и украшения меховых изделий.
- Они искусно подбирают различный по фактуре и цвету материал — кожу, мех, подшейный волос оленя, бисер.
- Особенно тщательно прорабатывается орнамент. В узоре заключено то — немногое, что человек видит вокруг себя на севере. Отсюда и названия: «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты». В каждом орнаменте четкость, определенность, твердость и ясный ритм.
Знакомясь с экспозицией музея, мне было интересно узнать, что декорированное изделие является не только украшением, но и оберегом. Оно способно уберечь от злых духов, также обереги одевали при болезнях.
По орнаментам на одежде коренного жителя можно определить, из какой местности приехал человек. Так, орнамент ненцев, ханты во многом отличается от орнамента чукчей. У ненцев орнамент имеет больше геометрических форм, а у чукчей – украшен завитками, волнами, ближе к эскимосскому узору.
4. Беседа с носителем культуры народов севера .
Это моя бабушка – Сэротэтто Надежда Сёптевна.
Она много лет прожила в тундре, рассказала о символическом значении орнаментов, используемых у народов Севера. Из беседы я узнала, что орнамент оживляет вещи, делает их более заметным, красивыми и оригинальными. В орнаменте в яркой форме раскрываются художественные особенности народа, его эстетические вкусы, богатство и национальное своеобразие искусства.
Моя бабушка говорит, что мастерица не вышивает, а рассказывает.
И действительно, самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности.
« Квадраты» — четыре стороны света.
Узор чаще встречается на одежде и обуви.
Орнамент «Ромбы» — символизирующий землю
(очень похожи на плавающие льдины).
«Ромб» является основой многих узоров: «жук», «солнышко», «поленница дров», «ель», «мышь».
Существует много узоров с пустым внутри ромбом и отходящими от вершин «крючкообразными» отростками.
Чаще всего присутствует на бересте, при аппликации тканью по ткани. Извилистая линия в центре изображения считается признаком жизни и живого существа. За ним закреплена функция охраны жизни, поэтому наиболее часто этот узор встречается на берестяных колыбелях.
«Уголок» лежит в основе многих значимых узоров орнамента. Можно назвать следующие узоры.
«Уши маленького зайца»
Орнаменты «Локоть лисицы», «Заячья лапка».
Основа более сложных узоров.
Много изображений птиц – на детских и женских вещах. Эти изображения можно объединить в несколько подгрупп: «Глухаря сна узоры», «Чайки изображение», «Трясогузки изображение» и другие.
На спинку люльки против того места, где находится голова ребенка, обычно наносится «Глухаря сна узор». Колыбельные начинаются так:
Сонный глухарь, птица,
Сюда прилетай, садись,
Пестрый глухарь, птица,
Сюда прилетай, садись.
« Узор оленя» должен символизировать землю, «наполненную оленями».
В ходе моего исследования я узнала, что названия узоров связаны с названиями животных или отдельными их частями. Кроме того, коренные жители в своих орнаментах нередко используют обереги, талисманы, которые несут в себе цель беречь своего владельца от сглаза, недобрых помыслов, хранить здоровье и сон.
Я раскрыла удивительный мир северных орнаментов и убедилась в необыкновенности их названий и изображений. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными.
5. Познавательная игра «Угадай орнамент»
Цель: закрепить полученные знания и применить их на практике.
Материал: презентация с орнаментами, медали с оберегами.
Ход проведения игры:
На слайдах будет изображен орнамент, ваша задача узнать, какой это орнамент. Самые активные участники будут награждены медалями-оберегами.
Вывод: Данная познавательная игра вызывает интерес у участников, расширяет кругозор, воспитывает любовь и уважение к декоративно-прикладному творчеству народов Севера.
Используя разные источники информации, методы исследования, моя гипотеза подтвердилась:
1. Орнамент – это узор, который основан на повторе и чередовании его элементов.
2. Северные узоры строго геометричны и состоят из квадратов, зигзагов, углов, ромбов.
3. Названия узоров связаны с названиями животных или отдельными их частями.
4. В своих орнаментах коренные жители используют обереги и талисманы.
5. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными.
🔍 Видео
Интервью с этнографом о традиционных одеждах северянСкачать
Орнаменты коренных народов Югры.Хантыйские орнаменты и их значениеСкачать
"Северные мотивы" Народный коллектив ансамбль танца "Вектор" г. КатайскСкачать
Жизнь в тундре. В Муравленко появилось настоящее стойбищеСкачать
Узоры предковСкачать