Матрица вектора экономического состояния

Видео:Математика это не ИсламСкачать

Математика это не Ислам

Матричные методы стратегического анализа. Классификация и внедрение

В стратегическом планировании и маркетинге применяется достаточно много матриц той или иной направленности. Существует необходимость систематизации этих матриц, а также поэтапного внедрения матричного подхода на всех этапах стратегического анализа и планирования.

Уровни стратегического планирования при матричном измерении. В стратегическом планировании можно выделить уровень корпорации, бизнес-уровень, функциональный уровень.

Матрицы стратегического планирования на уровне корпорации анализируют входящие в корпорацию бизнесы, т.е. помогают осуществлять портфельный анализ, а также анализ ситуации в корпорации в целом.

Бизнес-уровень включает матрицы, которые имеют отношение к данной бизнес-единице. Матрицы и относятся чаще всего к одному товару, анализируют свойства этого товара, ситуацию на рынке данного товара и т.д.

Матрицы функционального уровня исследуют факторы, влияющие на функциональные сферы предприятия, из которых наиболее важными являются маркетинг, управление персоналом.

Видео:Математика без Ху!ни. Метод Гаусса. Совместность системы. Ранг матрицы.Скачать

Математика без Ху!ни. Метод Гаусса. Совместность системы. Ранг матрицы.

Классификация матриц стратегического анализа и планирования.

Существующие матрицы стратегического анализа и планирования исследуют различные аспекты данного процесса. Классификация матриц необходима для выявления закономерностей и особенностей применения матричного метода в стратегическом анализе и планировании.

Матрицы по существующим признакам можно классифицировать следующим образом:

    Классификация по количеству исследуемых ячеек.

Чем больше ячеек содержит матрица, тем она сложнее и более информативна. В этом случае возможно деление матриц на четыре группы. К первой группе относятся матрицы, состоящие из четырех ячеек. Во второй группе находятся матрицы, состоящие из девяти ячеек, в третьей — из шестнадцати, в четвертой — более шестнадцати ячеек.

Классификация по объекту изучения.

Классификация по объекту изучения делит матрицы на группы в зависимости от изучаемого объекта. В матрице «Осведомленность – отношение» объектом изучения является персонал, так же как и в матрице «Влияние оплаты на взаимоотношения в группе». Другим объектом исследования выступает портфель компании. В этой группе примерами могут служить матрицы Shell/DPM, BCG.

Классификация по получаемой информации.

Данная классификация разделяет матрицы на две группы по получаемой информации: либо количественной, либо смысловой. В этой группе примером матрицы, образованной за счет информации в виде числа, является матрица вектора экономического состояния организации, а образованной за счет логической информации — матрица основных форм объединений.

Видео:Урок 1. Матрицы, определитель матрицы и ранг матрицы | Высшая математика | TutorOnlineСкачать

Урок 1. Матрицы, определитель матрицы и ранг матрицы | Высшая математика | TutorOnline

Внедрение матричного инструментария в анализ и планирование деятельности предприятия.

На первом этапе предлагается произвести первичный анализ деятельности предприятия. Для этой цели подобраны три матрицы. Матрица SWOT широко описана в литературе. Матрица MCC предполагает анализ соответствия миссии предприятия и его основных возможностей. Матрица вектора экономического развития предприятия представляет собой таблицу, в которой представлены числовые данные основных показателей предприятия. Из этой матрицы можно почерпнуть информацию для других матриц, а также на основе этих данных сделать различные выводы уже на данном этапе.

Вторым этапом применения матричных методов является анализ рынка и отрасли. Здесь анализируются рынки, на которых функционирует предприятие, а также отрасль в целом. Основными в подгруппе «Рынок» являются матрица BCG, исследующая зависимость темпов роста и доли рынка, и матрица GE, анализирующая сравнительную привлекательность рынка и конкурентоспособность в отрасли и имеющая две разновидности: вариант Дэйа и вариант Мониенсона. Подгруппа «Отрасль» содержит матрицы, исследующие отраслевое окружение, закономерности развития отрасли. Основной в данной подгруппе является матрица Shell/DPM, исследующая зависимость отраслевой привлекательности и конкурентоспособности.

Следующие этапы стратегического планирования – анализ дифференциации и анализ качества. Дифференциация и качество выступают в данном случае как составляющие, с помощью которых возможно получение требуемого результата. В группе «Дифференциация» находятся три матрицы. Матрица «Улучшение конкурентной позиции» позволяет наглядно выявить закономерности и зависимости дифференциации от охвата рынка. Матрица «Дифференциация – относительная эффективность затрат» выявляет зависимость относительной эффективности затрат на данном рынке от дифференциации. Матрица «Производительность – инновации/дифференциации» показывает зависимость между производительностью данной бизнес-единицы и внедрением инноваций.

Объект исследования группы «Анализ качества» – выявление факторов и закономерностей, влияющих на такой аспект, как качество производимой продукции. Группа может включать две матрицы. Матрица «Стратегии установления цен» позиционирует продукты в зависимости от качества и цены. Матрица «Качество – ресурсоемкость» определяет соотношение качества произведенного продукта и ресурсов, на него потраченных.

Группы «Анализ управления» и «Анализ маркетинговой стратегии» не входят в процесс пошагового внедрения матричного метода в стратегическое планирование. Эти группы являются обособленными. Матрицы, из которых состоят данные группы, могут применяться на всех стадиях стратегического планирования и затрагивают вопросы функционального планирования. Группа «Анализ управления» состоит из двух подгрупп. Первая подгруппа — «Руководство» — рассматривает руководство компании в целом, процессы, влияющие на руководство, менеджмент компании. Подгруппа «Персонал» рассматривает процессы, протекающие между сослуживцами, влияние различных факторов на работоспособность персонала.

В предложенной схеме стратегического анализа и планирования в каждой группе матрицы взаимодействуют друг с другом, но нельзя опираться на результат или вывод только одной матрицы – необходимо учитывать выводы, получаемые из каждой матрицы в группе. После проведения анализа в первой группе проводится анализ в следующей. Анализ в группах «Управление» и «Маркетинговая стратегия» осуществляется на всех этапах анализа в стратегическом планировании.

Видео:Матрицы: начало. Высшая математикаСкачать

Матрицы: начало. Высшая математика

Характеристика отдельных матриц

SWOT-анализ – это один из самых распространенных видов анализа в стратегическом управлении на сегодняшний день. SWOT: Strengths (Cилы); Weaknesses (Слабости); Opportunities (Возможности); Threats (Угрозы). SWOT-анализ позволяет выявить, структурировать сильные и слабые стороны компании, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет сравнения внутренних сил и слабостей своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес, и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.

Цель SWOT-анализа – сформулировать основные направления развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах фирмы, а также о потенциальных возможностях и угрозах.

Самое привлекательное, в этом методе то, что информационное поле формируется непосредственно самими руководителями, а также наиболее компетентными сотрудниками компании на основании обобщения и согласования собственного опыта и видения ситуации. Общий вид матрицы первичного SWOT-анализа приведен на Рис.1.

Матрица вектора экономического состояния

Рис.1. Матрица первичного стратегического SWOT — анализа.

На основании последовательного рассмотрения факторов, принимаются решения по корректировке целей и стратегий предприятия (корпоративных, продуктовых, ресурсных, функциональных, управленческих), которые, в свою очередь, определяют ключевые моменты организации деятельности.

Анализ бизнес-портфеля компании должен помочь менеджерам оценить поле деятельности компании. Компания должна стремиться вкладывать средства в более прибыльные области своей деятельности и сокращать убыточные. Первым шагом руководящего звена при анализе бизнес-портфеля является выявление ключевых направлений деятельности, определяющих миссию компании. Их можно назвать стратегическими элементами бизнеса – СЭБ.

На следующем этапе анализа бизнес-портфеля руководство должно оценить привлекательность различных СЭБ и решить, какой поддержки заслуживает каждое из них. В некоторых компаниях это происходит неформально в процессе работы. Руководство изучает совокупность направлений деятельности и товаров компании и, руководствуясь здравым смыслом, решает, сколько каждый СЭБ должен приносить и получать. Другие компании используют формальные методы для планирования портфеля.

Формальные методы можно назвать более точными и основательными. Среди наиболее известных и удачных методов анализа бизнес-портфеля с помощью формальных методов можно назвать следующие:

  • Метод компании Boston Consulting Group (BCG);
  • Метод компании General Electric (GE).

Метод BCG основан на принципе анализа матрицы рост/доля рынка. Этот метод планирования портфеля, который оценивает СЭБ компании с точки зрения темпов роста их рынка и относительной доли этих элементов на рынке. СЭБ делятся на «звезд», «дойных коров», «темных лошадок» и «собак» (см. рис. 2).

Т
е
м
п

р
ы
н
к
а

в
ы
с
о
к
и
й
“Звезда”“Дойные коровы”
н
и
з
к
и
й
“Дойная корова”“Собака”
высокоенизкое
Относительное долевое участие на рынке

Рис.2. Матрица BCG.

Вертикальная ось на рис.2, темпы роста рынка, определяет меру привлекательности рынка. Горизонтальная ось, относительная доля рынка, определяет прочность положения компании на рынке. При делении матрицы рост/доля рынка на секторы можно выделить четыре типа СЭБ.

«Звезды». Быстро развивающиеся направления деятельности, товары, имеющие большую долю рынка. Они требуют обычно мощного инвестирования для поддержания своего роста. Со временем их рост замедляется, и они превращаются в «дойных коров».

«Дойные коровы». Направления деятельности или товары с низкими темпами роста и большой долей рынка. Этим устойчивым преуспевающим СЭБ для удержания их доли рынка требуется меньше инвестиций. При этом они приносят высокий доход, который компания использует для оплаты своих счетов и для поддержания других СЭБ, требующих инвестирования.

«Темные лошадки». Элементы бизнеса, имеющие небольшую долю быстрорастущих рынков. Они требуют большого количества средств даже для поддержания своей доли рынка, не говоря уже об ее увеличении. Руководству следует тщательно продумать, каких «темных лошадок» стоит превратить в «звезды», а какие поэтапно ликвидировать.

«Собаки». Направления деятельности и товары с низкой скоростью роста и небольшой долей рынка. Они могут приносить достаточный доход для поддержания самих себя, но не обещают стать более серьезными источниками дохода.

Каждый СЭБ выносится на данную матрицу пропорционально ее доли в валовом доходе компании. После классификации СЭБ компания должна определить роль каждого элемента в будущем. В отношении каждого СЭБ можно применить одну из четырех стратегий. Компания может увеличить инвестиции в какой-либо элемент бизнеса, чтобы отвоевать для него долю рынка. Либо она может инвестировать ровно столько, сколько нужно для сохранения доли СЭБ на текущем уровне. Она может выкачивать ресурсы из СЭБ, изымая его краткосрочные денежные ресурсы в течение определенного промежутка времени, не считаясь с отдаленными последствиями. Наконец, она может изъять капиталовложения из СЭБ, продав его или приступив к поэтапной ликвидации, и использовать ресурсы в другом месте.

С течением времени СЭБ меняет свое положение в матрице рост/доля рынка. У каждого СЭБ свой жизненный цикл. Многие СЭБ начинают как «темные лошадки» и при благоприятно складывающихся обстоятельствах переходят в категорию «звезд». Позже, по мере замедления роста рынка, они становятся «дойными коровами» и, наконец, на закате своего жизненного цикла угасают или превращаются в «собак». Компании необходимо непрерывно вводить новые товары и виды деятельности, чтобы часть из них становилась «звездами», а затем и «дойными коровами», помогающими финансировать другие СЭБ.

Матричные методы играют очень важную роль в стратегическом анализе, планировании и маркетинге. Матричный метод очень удобен – именно этим объясняется его распространенность. Однако использование только матричных методов не является достаточным, так как матрицы позволяют исследовать стратегическое планирование и маркетинг с отдельных сторон, и не показывают полной картины, но в соединении с остальными методами матричный подход дает возможность наглядно увидеть закономерности в процессах, происходящих на предприятии, и сделать правильные выводы.

Таблица 1. Матричный инструментарий в анализе и планировании деятельности организации

Видео:Матрица линейного оператора (01)Скачать

Матрица линейного оператора (01)

Матричные методы стратегического планирования деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Видео:Для чего матрицы в жизни? | Высшая математика | TutorOnlineСкачать

Для чего матрицы в жизни? | Высшая математика | TutorOnline

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алимов М.Ш., Гичиев Н.С.

На современном этапе экономических преобразований одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления хозяйствующими субъектами является дальнейшее развитие теории и практики планирования. Экономическая наука располагает большим количеством разных методических подходов к планированию и прогнозированию основных финансово-экономических показателей предприятия, которые позволяют специалисту по планированию обеспечить принятие стратегических решений , на основе правильного выбора метода прогнозирования и планирования.

Видео:Умножение матрицСкачать

Умножение матриц

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алимов М.Ш., Гичиев Н.С.

Видео:Метод Крамера за 3 минуты. Решение системы линейных уравнений - bezbotvyСкачать

Метод Крамера за 3 минуты. Решение системы линейных уравнений - bezbotvy

MATRIX METHODS OF STRATEGIC PLANNING OF ACTIVITY OF THE ENTERPRISE

At the present stage of economic transformations of one of the major problems of formation of an effective control system managing subjects is the further development of the theory and practice of planning. The economic science has a lot of different methodical approaches to planning and forecasting of the basic financial and economic parameters of the enterprise which allow the expert to provide acceptance of strategic decisions on planning, on the basis of a correct choice of a method of and planning.

Видео:Матрицы: виды и действия над ними | Высшая математика | Линейная алгебра | TutorOnlineСкачать

Матрицы: виды и действия над ними | Высшая математика | Линейная алгебра | TutorOnline

Текст научной работы на тему «Матричные методы стратегического планирования деятельности предприятия»

_АЛИМОВ М.Ш., ГИЧИЕВ Н.С.

МАТРИЧНЫЕ МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

На современном этапе экономических преобразований одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления хозяйствующими субъектами является дальнейшее развитие теории и практики планирования. Экономическая наука располагает большим количеством разных методических подходов к планированию и прогнозированию основных финансово-экономических показателей предприятия, которые позволяют специалисту по планированию обеспечить принятие стратегических решений, на основе правильного выбора метода прогнозирования и планирования.

MATRIX METHODS OF STRATEGIC PLANNING OF ACTIVITY OF

At the present stage of economic transformations of one of the major problems of formation of an effective control system managing subjects is the further development of the theory and practice ofplanning.

The economic science has a lot of different methodical approaches to planning and forecasting of the basic financial and economic parameters of the enterprise which allow the expert to provide acceptance of strategic decisions on planning, on the basis of a correct choice of a method of and planning.

Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегические решения, методические вопросы, прогнозирование, методы планирования.

Развитие взглядов на планирование как функцию управления связано с работами представителей классической школы: в Великобритании -Л.Урвика (1928,1943 гг.), во Франции — с А.Файолем (1916г.), в США — с Л.Гьюликом (1937г.) и Л.Э.Алленом (1958г.) и другими (табл.1).

Генезис методологии планирования как функции управления

Основные направления Основные представители Основные положения взглядов на планирование

Школа научного управления Ф.Тейлор, Г.Ганнт, Ф. и Л. Гэлбрейт Принцип вертикального разделения труда: за менеджером должна быть закреплена функция планирования, за работником — функция исполнения

Классическая школа (1916-1958) А.Файоль, Л.Урвик, Л.Гьюлик, Л.Аллен Существует связь между внешней средой и организацией. План должен быть основан на учете внутренних ресурсов и будущих тенденций, обязательно существует цель планирования

Развитие взглядов классической школы Г.Кунц, С.О’Доннел, Р.Акофф Ведущая роль планирования в достижение целей и задач организации, вездесущность планирования, эффективность планов, основные принципы планирования: первичность планирования, принцип участия, принцип эластичности и др.

Источник: Виханский О.С. Стратегическое планирование. — М.: Гардарики, 1999; Мак-Дональд M. Стратегическое планирование маркетинга. — СПб., 2000; Bock F., Hellweg M., Lube M.-M. A Strategy for Supporting Innovation and Growth inTimes of High Uncertainty — Arthur D. Little, 1998.

При этом процесс планирования основывается на следующих принци-

_Основные принципы планирования_

Наименование группы принципов Принципы планирования Характеристика принципов планирования

Цель и характер планирования Содействие достижению целей Функция всяких планов, в том числе и производственных, -облегчить достижение целей предприятия

Эффективность планов Затраты связанные с составлением и осуществлением плана не должны превышать выгоды предприятия получаемые вследствие организации планирования своей деятельности

Первичность планирования Планирование логически предшествует выполнению всех других управленческих функций

Структура планов Использование плановых предположений Согласование и взаимоувязка, планов различных подразделений повышает скоординированность планирования в масштабе предприятия

Взаимосвязь структуры, стратегии и политики Взаимоувязанность и эффективность структуры планов предприятия определяется восприятием всеми стратегии и политики организации

Согласование во времени Эффективное и результативное планирования предполагает формирование взаимосвязанной сети производственных и вспомогательных программ.

Процесс планирования Принцип ограничивающего фактора Выделение и учет ограничений в достижении цели способствует более определенному и четкому формированию и выбору плановых альтернатив

Горизонт планирования Логическое планирование охватывает такой период времени в будущем, который необходим для того, чтобы обеспечить (посредством ряда действий) выполнение обязательств, связанных с принимаемым плановым решением

Эластичность планов Гибкость планов способствует снижению возможных убытков вследствие наступления неожиданных событий, однако затраты, связанные с обеспечением гибкости, должны быть сопоставимы с получаемыми преимуществами

Адаптивность планов Периодическое проведение корректировок планов повышает надежность и достоверность планов

Источник: Ефремов В.С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель ЛЭЬ/ЬС // Менеджмент в России и за рубежом. -1998. — №2 1; Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. — М.: Инфра-М, Сибирское соглашение, 2001

Иерархичность формирования системы планирования хозяйствующего субъекта обусловливает доминирование вышестоящего процесса планирования и формирование нижестоящего плана на основе вышестоящего, вследствие чего различаются следующие виды планирования: общее планирование — направленное на формирование концепции развития предприятия; стратегическое, целенаправленное планирование, включающее планирование производства, сферы сбыта, финансирования, развития персонала и т.д.; тактическое планирование — планирование хозяйственных операций (производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала, и т.д.); оперативное планирование — планирование содержания программ и акций.

Основные отличительные черты различных уровней планирования показаны в таблице 3.

Дифференциация иерархических уровней планирования

Сравнительный Стратегическое планирование Тактическое планирование Оперативное планирование

Назначение Долгосрочное существование предприятия на рынке и выполнение основной цели Реализация стратегических планов (прежде всего, в области финансирования, инвестиций, сбыта, персонала) Обеспечение относительной надежности и относительного структурирования деятельности организации

Субъект Высшие уровни управления Высшие и средние уровни управления Средние и низшие уровни управления

Горизонт планирова- Длительный (год и более) Средний (квартал, год) Краткий (месяц)

Широта сфер плани- Глобальное планирование Крупноблочное планирование Детальное планирование

Диапазон планирования Широкий диапазон вариантов развития и диверсификации Альтернативы в рамках выбранного варианта Ограниченное число способов действия

Источники информации Изменения внешней среды Изменение внутренних условий под влиянием внешних изменений Внутренние условия (мощности, договоры о поставках и т.д.)

Источник: Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. — М.: Финпресс, 1998; Bock F., HellwegM., Lube M.-M. A Strategy for Supporting Innovation and Growth inTimes of High Uncertainty — Arthur D. Little, 1998

В стратегическом планировании можно выделить уровень корпорации, бизнес-уровень, функциональный уровень (рис. 1).

Рис. 1. Уровни стратегического планирования

Матрицы стратегического планирования на уровне корпорации анализируют входящие в корпорацию бизнесы, т.е. помогают осуществлять портфельный анализ, а также анализ ситуации в корпорации в целом.

Бизнес-уровень включает матрицы, которые имеют отношение к данной бизнес-единице и относятся чаще всего к одному товару, анализируют свойства этого товара, ситуацию на рынке данного товара и т.д.

Матрицы функционального уровня исследуют факторы, влияющие на функциональные сферы предприятия, из которых наиболее важными являются маркетинг, управление персоналом.

В экономической литературе приводится множество различных матриц, которые соответствуют уровням стратегического планирования. В таблице 4 представлено применение имеющихся матриц по отношению к данным уровням.

Применение матриц на различных уровнях стратегического планирова-

1. Корпоративный уровень Матрица BCG* Матрица МСС(соответствие целям, соответствие возможностям предприятия). Матрица SWOT Матрица GE Матрица Hofer / Schendel Матрица Shell / DPM Матрица ADL(стадии жизненного цикла отрасли, относительное положение на рынке) Матрица Портера Матрица стратегий бизнеса, переживающего спад Матрица основных форм объединений(производственная кооперация, наличие совместной собственности) Матрица вектора экономического состояния организации(основные показали ФХД предприятия, года) Матрица Томпсона — Стрикленда

2. Бизнес-уровень Матрица улучшения конкурентной позиции(охват рынка, дифференциация) Матрица дифференциация — относительная эффективность затрат Матрица эластичности конкурентной реакции на рынке(стадии развития отрасли, стратегическое положение организации) Матрица альтернативных стратегий ценообразованияи ценности(определяет качество товара в зависимости от цены) Матрица производительность — инновации /дифференциации Матрица группировки товара(ответная реакция сбыта, маржа валовой прибыли) Матрица качество-ресурсоемкость(зависимость качества от ресурсоемкости продукта) Матрица воздействие неопределенность

3. Функциональный уровень Маркетинг Матрица стратегии расширения марочных семейств(отличительные преимущества, сегменты целевого рынка) Матрица осведомленность-отношение к марке товара(степень осведомленности, отношение к марке) Матрица маркетинговых каналов(темпы развития рынка, ценность добавляемая каналом) Матрица контакт-уровень приспособления услуг(степень контакта персонала с клиентом, уровень приспособления услуг к требованиям клиентов) Матрица диагностики маркетинга(осуществление стратегии, стратегия(верная, неверная)) Матрица типов покупательского поведения(степень вовлечения покупателей, степень рациональности) Матрица эволюции конкурентной стратегии(инновации, производительность) Матрица важность выполнение работы Матрица Блейка-Моутона

Источник: Ефремов В.С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель 8ИБЬЬ/ОРМ1 // Менеджмент в России и за рубежом. — 1998. — № 3; Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: анализ, практика, внедрение, контроль. — СПб.: Питер, 1999; Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. -М.: Дело, 2001

Классификация матриц стратегического планирования

Классификация на основе Классификация по количеству Классификация

объекта изучения ячеек по получаемой

Объект Объект — 4 ячейки 9 ячеек 16 ячеек более 16 яче- Количе- Смысло-

i изучения изучения- О w ек ствен- вые

Ü марке- компании И ные

to тинговая (напри- ц и Напри- Напри- Напри- Например: Напри- Напри-

о деятель- мер:матр риат мер: мер: мер: мат- матрица век- мер: мат- мер, мат-

ность ица м матрица матрица рица тора эконо- рица век- рица основ-

1 1 компании (напри- Shell/DP M, мат- ® й S 5 ио Бостонской General Electric Hofer/ Schendel мического состояния тора эко-номиче-

ч® 3 ч к § s § ° о 1 Л мер: матрица маркетинговых рица Boston Consulting рк 5 S но ( р ру ca Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Отрасль Матрица Купера Анализ привлекательности отрасли и силы бизнеса Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент М.: ИНФРА-М -Сибирское соглашение, 2001.

14 Матрица ShellDPM Анализ привлекательности ресурсоемкой отрасли в зависимости от конкурентоспособности Shell, 1975 Классические модели стратегического анализа и планирования: модель Shell/DPM //Менеджмент в России и за рубежом, №3 1998.

15 Матрица стратегий переживающего спад бизнеса Анализ конкурентных преимуществ в отраслевом окружении Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент М.: ИНФРА-М -Сибирское соглашение, 172001.

16 Матрица основных форм объединений Анализ объединения в отраслевом окружении Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент М.:ИНФРА-М Сибирское согла-шение,2001.

17 Анализ дифференциации Матрица улучшения конкурентной позиции Анализ дифференциации и охвата рынка Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика СПб.:Питер, 1999

18 Матрица «Диф- ференциация относительная эффективность затрат» Анализ дифференциации и относительной эффективности затрат Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент М.:Дело, 2001

19 Матрица «Производительность — инновации/ дифференциации» Анализ инноваций/ дифференциации и производительности Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент М.:Дело, 2001

20 Анализ качества Матрица «Цена—качество» Позиционирование продукта в зависимости от качества и цены Виханский О С. Стратегическое планирование М.:Гардарики, 1999.

21 Матрица «Качество— ре-сурсоемкость» Анализ зависимости качества от ресурсоем-кости Виханский О.С. Стратегическое планирование М.:Гардарики, 1999

22 Анализ маркетинговой стратегии Матрица стратегии расширения марочных семейств Анализ зависимости отличительных преимуществ и сегментации целевого рынка Мак-Дональд M. Стратегическое планирование маркетинга С-Пб., 2000.

23 Матрица «Осведомленность— отношениек марке товара» Анализ зависимости маржи валовой прибыли и ответной реакции сбыта Мак-Дональд M. Стратегическое планирование маркетинга С-Пб., 2000.

№ п/п Уровни решения задач Матрица Основные характеристики Источник информации

24 Матрица маркетинговых каналов Анализ зависимости темпов развития рынка и ценности, добавляемой каналом Мак-Дональд M. Стратегическое планирование маркетинга С-Пб., 2000.

25 Матрица «Контакт— уровень приспособления услуг» Анализ зависимости уровня приспособления услуг к требованиям клиентов от степени контакта с клиентом Мак-Дональд M. Стратегическое планирование маркетинга С-Пб., 2000.

26 Матрица «Диагностика маркетинга» Анализ зависимости стратегии от осуществления стратегии Мак-Дональд M. Стратегическое планирование маркетинга С-Пб., 2000

27 Анализ управления Руководство Матрица способов стратегического управления Анализ зависимости стратегии и влияния планирования Мескон M., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.:Дело, 1999.

28 Матрица модели стратегического менеджмента Анализ зависимости модели менеджмента от типа изменений Мескон M., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.:Дело, 1999.

29 Матрица Херси— Бланшара Анализ ситуативной модели руководства Мескон M., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.:Дело, 1999.

30 Матрица «Комбинации размерностей стилей руководства университета Огайо» Анализ комбинаций размерностей стилей руководства Мескон M., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.:Дело, 1999.

31 Матрица «Управленческая решетка» Анализ типов руководства Мескон M., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.:Дело, 1999.

32 Персонал Матрица «Изменение— сопротивление в организации» Анализ зависимости изменений, происходящих в организации и сопротивления этим изменениям Виханский О С. Стратегическое планирование М.:Гардарики, 1999.

33 Матрица влияния оплаты на взаимоотношения в группе Анализ зависимости взаимоотношений в группе от дифференциации оплаты Виханский О.С. Стратегическое планирование М.:Гардарики, 1999.

34 Матрица типов включения человека в группу Анализ зависимости отношения к ценностям организации и отношения к нормам поведения в организации Виханский О.С. Стратегическое планирование М.:Гардарики, 1999.

35 Матрица «Основные деловые способности» Анализ рынка и основных деловых способностей Мескон M., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.:Дело, 1999

36 Матрица «Важности выполнение работы» Анализ зависимости выполнения работы от важности Slack N. The Importance-Performance Matrix as a Determinant of Improvement Priority- Warwick Business School, UK 1994

№ п/п Уровни решения задач Матрица Основные характеристики Источник информации

37 Матрица существующих формальных систем критерия качества работы Анализ существующих формальных систем критерия качества работы Weber J., Schäffer P. On the Way to Active Management of Performance Measures D., 1995.

38 Матрица результатов управления критериями качества работы Анализ результатов управления критериями качества работы Weber J., Schäffer P. On the Way to Active Management of Performance Measures D., 1995.

39 Матрица Блей-ка—Моутона Анализ зависимости выполнения работы от количества людей и от количества задач Мак-Дональд M. Стратегическое планирование маркетинга С-Пб., 2000.

40 Матрица Мак-Дональда Анализ производительности McDonald M. Advanced Marketing Planning Advanced Marketing Planning — Cranfield School of Management, 1998.

Источник: Ефремов В.С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель ADL/LC // Менеджмент в России и за рубежом. — 1998. — N° 1; Ефремов В.С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель SHELL/DPMI // Менеджмент в России и за рубежом. — 1998. — № 3; Ефремов В.С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель HOFER/SCHENDEL // Менеджмент в России и за рубежом. — 1998. — № 2

На первом этапе предлагается произвести первичный анализ деятельности предприятия. Для этой цели подобраны три матрицы. Матрица SWOT широко описана в литературе. Матрица MCC предполагает анализ соответствия целей предприятия и его основных возможностей. Матрица вектора экономического развития предприятия представляет собой таблицу, в которой представлены числовые данные основных показателей предприятия. Из этой матрицы можно почерпнуть информацию для других матриц, а также на основе этих данных сделать различные выводы уже на данном этапе.

Вторым этапом применения матричных методов является анализ рынка и отрасли. Здесь анализируются рынки, на которых функционирует предприятие, а также отрасль в целом. Основными в подгруппе «Рынок» являются матрица BCG, исследующая зависимость темпов роста и доли рынка, и матрица GE, анализирующая сравнительную привлекательность рынка и конкурентоспособность в отрасли и имеющая две разновидности: вариант Дэйа и вариант Мониенсона. Подгруппа «Отрасль» содержит матрицы, исследующие отраслевое окружение, закономерности развития отрасли. Основной в данной подгруппе является матрица Shell/DPM, исследующая зависимость отраслевой привлекательности и конкурентоспособности.

Следующие этапы стратегического планирования — анализ дифференциации и анализ качества. В группе «Дифференциация» находятся три матрицы. Матрица «Улучшение конкурентной позиции» позволяет наглядно выявить закономерности и зависимости дифференциации от охвата рынка. Матрица «Дифференциация — относительная эффективность затрат» выявляет зависимость относительной эффективности затрат на данном рынке от диф-

ференциации. Матрица «Производительность — инновации/дифференциации» показывает зависимость между производительностью данной бизнес -единицы и внедрением инноваций.

Объект исследования группы «Анализ качества» — выявление факторов и закономерностей, влияющих на такой аспект, как качество производимой продукции. Группа может включать две матрицы. Матрица «Стратегии установления цен» позиционирует продукты в зависимости от качества и цены. Матрица «Качество-ресурсоемкость» определяет соотношение качества произведенного продукта и ресурсов, на него потраченных.

Группы «Анализ управления» и «Анализ маркетинговой стратегии» не входят в процесс пошагового внедрения матричного метода в стратегическое планирование. Матрицы, из которых состоят данные группы, могут применяться на всех стадиях стратегического планирования и затрагивают вопросы функционального планирования.

В предложенной схеме стратегического планирования в каждой группе матрицы взаимодействуют друг с другом, но нельзя опираться на результат или вывод только одной матрицы — необходимо учитывать выводы, получаемые из каждой матрицы в группе.

Характеризуя основные матрицы стратегического планирования можно выделить матрицу «Управленческая решетка» Блэйка и Моутона, включающую пять основных стилей руководства. Как показано на рисунке 2, вертикальная ось этой схемы ранжирует «заботу о человеке» по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует «заботу о производстве» также по шкале от 1 до 9 [5].

Управление в духе гаго родного клуба Скрупулезное внимание к удовлетворению потребностей людей ведет к созданию комфортной и дружелюбной атмосферы и к рабочему ритму в организации 1.9 Групповое управление Производственные успехи обусловлены преданными своей работе людьми; взаимозависимость через общую ставку на организационные цели ведет к созданию взаимоотношений, основанных на доверии и уважении 9,9

Органи:ационное управление Можно добиться хорошей организации управления путем балансирования необходимости в производственных результатах и поддержания на удовлетворительном уровне морального настроя людей 5,5

1,1 Обедненное управление Приложение минимальных усилий для достижения необходимых произ в одет в енн ых резуль тато в достаточно для сохранения членства в организации 9,1 Власть — подчинение Эффективность производства зависит от создания таких рабочих условий, где человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени

Степень у^ета интересов производства Рис. 2. Матрица «Управленческая решетка»

Создатели матрицы исходили из того, что самым эффективным стилем руководства — оптимальным стилем = является поведение руководителя в позиции 9,9.

Матричные методы играют очень важную роль в стратегическом планировании и маркетинге. Однако использование только матричных методов не является достаточным, так как матрицы позволяют исследовать стратегическое планирование и маркетинг с отдельных сторон и не показывают полной картины, но в соединении с остальными методами матричный подход дает возможность наглядно увидеть закономерности в процессах, происходящих на предприятии, и сделать правильные выводы.

1. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. — М.: Финпресс, 1998.

2. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. — М.: Ин-фра-М, Сибирское соглашение, 2001.

3. Виханский О.С. Стратегическое планирование. — М.: Гардарики, 1999.

4. Мак-Дональд M. Стратегическое планирование маркетинга. — СПб., 2000.

5. Мескон M., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1999.

6. 7 нот менеджмента. — 5-е изд. — М.: Журнал «Эксперт», 2001.

7. Bock F., Hellweg M., Lube M.-M. A Strategy for Supporting Innovation and Growth inTimes of High Uncertainty — Arthur D. Little, 1998.

8. Moutinho L., Brownlie D. The Strategic Approach to the Analysis of Competitive Position. — UK, 1994.

9. McDonald M. Advanced Marketing Planning Advanced Marketing Planning. -Cranfield School of Management, 1998.

10.Weber J., Schaffer P. On the Way to Active Management of Performance Measures. — D., 1995.

11.Frank E., Pelletier M. Revisiting strategic decision success Harrison-San Francisco State University. — Napa, California, USA, 1999.

12.Slack N. The Importance-Performance Matrix as a Determinant of Improvement Priority. — Warwick Business School, UK, 1994.

13.Nicholls J. The MCC decision matrix: a tool for applying strategic logic to everyday activity. — Management decision 33,6, USA, 1996.

14.Thompson A.J., Strickland A.J. Strategic Management: Concepts and Cases. — 3 ed. — Plano, Tex.: Business Publications, 1984.

15.Ефремов В.С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель ADL/LC // Менеджмент в России и за рубежом. — 1998. -№ 1.

16.Ефремов В.С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель SHELL/DPM1 // Менеджмент в России и за рубежом. -1998. — № 3.

17. Ефремов В.С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель HOFER/SCHENDEL //Менеджмент в России и за рубежом. -1998. — № 2.

18. Watts G.,Cope J., Hulme M. Ansoff’s Matrix, pain and gain. — Lancaster University Management School, Lancaster, UK.

19. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. — М.: Дело, 2001.

20.Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: анализ, практика, внедрение, контроль. — СПб.: Питер, 1999.

21.Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. — СПб.: Питер, 1999.

Видео:Матрица перехода от одного базиса к другомуСкачать

Матрица перехода от одного базиса к другому

Лекция 1. Стратегический анализ как этап стратегического управления (стр. 5 )

Матрица вектора экономического состоянияИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

Матрица вектора экономического состояния

2. Организационный срез включает: организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

3. В производственный срез входят: изготовление продукта; снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка.

4. Маркетинговый срез охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции: стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

5. Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации:

поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности;

создание инвестиционных возможностей и т. п.

Внутренняя среда полностью пронизывается организационной культурой, которая также должна подвергаться самому серьезному изучению.

SNW-подход к анализу внутренних ресурсов

Наиболее традиционный подход к стратегическому анализу внутренней среды как ресурсу организации – это уже упоминавшийся SWOT-анализ в части сильных и слабых сторон организации (SW-подход).

Управленческие цели традиционного SW-подхода очевидны: сильные стороны как хороший ресурс организации сохранить и постараться дополнительно усилить; а слабые стороны – т. е. плохой внутренний ресурс –устранить.

Следовательно, выявленные в результате стратегического анализа внутренней среды первичные элементы ее силы надо использовать как «кирпичики» для построения уникального конкурентного преимущества именно данной организации. И, наоборот, выявленные слабости, т. е. первичную основу конкурентного недостатка, — «ликвидировать как класс, который для данной организации является вредным и чуждым».

SNW – это аббревиатура трех английских слов, которые означают: S –

Strength – сильная позиция (сторона), N – Neutral – нейтральная позиция, W –Weakness – слабая позиция (сторона).

Таким образом, при SNW-подходе или стратегическом SNW-анализе все изложенное про SW-подход сохраняется, но при этом еще добавляется особая нейтральная, т. е. N-позиция.

Как показала практика, в ситуации стратегического анализа внутренней среды организации в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации.

В результате получаем: во-первых, при SNW-подходе все достоинства SW-подхода остаются в силе; во-вторых, при SNW-анализе четко фиксируется ситуационное среднерыночное состояние, т. е. своеобразная нулевая точка конкуренции.

Поэтому для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем – кроме одной – ключевым позициям или факторам находится в состоянии N (нейтральная) и только по одному фактору – в состоянии S (сильная).

В нейтральной позиции фиксируется среднерыночное состояние. Для победы в конкурентной борьбе достаточным может оказаться состояние, когда организация относительно конкурентов по всем (кроме одной) ключевым позициям находится в состоянии N и только по одному фактору –

в состоянии S. Таким образом, стратегический анализ внутренней среды организации должен быть системным как с точки зрения охвата всех структурных и процессных элементов организации, так и в плане применяемого аналитического инструмента.

Анализ цепочки создания ценности

Для обеспечения успеха на рынке компания должна предлагать потребителю продукт, имеющий для него ценность. В этом случае ценность понимается как совокупность получаемых потребителем выгод и понесенных

им расходов, или часто говорят о лучшем (или худшем) соотношении «цена-

качество». Чем выше ценность продукта или услуги для потребителя и чем в большей степени потребитель считает цену приемлемой, тем вероятнее, что компания будет действовать успешно в долгосрочной перспективе, поэтому повышение ценности товара или услуги является ключевой задачей стратегического планирования и выбора стратегии. Однако вклад в создание ценности отдельных процессов и структур организации, как правило, существенно различается. Разработчики стратегии должны учитывать эти различия, имея в виду, что компания остается прибыльной только в том случае, если создаваемая ею ценность превышает стоимость использованных

М. Портер предложил схему, которая полезна при анализе ресурсов в стратегическом плане. Эта схема получила название «цепочка создания ценности». Основной идеей Портера является то, что степень оценки продуктов или услуг покупателями (пользователями) определяется тем, как выполняются действия, необходимые для разработки, производства, выведения на рынок, поставки и поддержки данного продукта или услуги.

Эта деятельность должна тщательно анализироваться, если ставится задача достичь понимания стратегических возможностей организации. В своей модели Портер разграничивает основную и вспомогательную деятельность компании. Основная деятельность группируется им в следующие пять областей.

1. Входящие поставки. Это такие действия, как приобретение,

хранение и распределение исходных ресурсов для производства продукции или услуг.

2. Операции (производство). Они состоят из таких действий, как

Управление трудовыми ресурсами

Маркетинг и продажи

обработка, сборка, контроль качества и т. п., и их основная функция

заключается в том, чтобы превратить исходные ресурсы в конечный продукт или услугу.

3. Исходящие поставки. Эта деятельность связана с распределением

продукта между покупателями и включает хранение, погрузку и разгрузку и управление складскими запасами.

4. Маркетинг и продажи. Эта деятельность связана с ознакомлением потребителей с продуктом или услугой, а также включает решения в области ценообразования товара, его продвижения на рынке, дилерской поддержки и др.

5. Обслуживание. Эта деятельность направлена на повышение или сохранение ценности продукта или услуги и включает предпродажную подготовку, обслуживание в торговых точках, послепродажное обслуживание, ремонт и т. п.

Все виды основной деятельности связаны со вспомогательной деятельностью. Портер определяет четыре вида вспомогательной деятельности: материально-техническое снабжение, технические разработки,

управление трудовыми ресурсами и инфраструктура фирмы.

Рассмотрим содержание этих видов деятельности.

Материально-техническое снабжение – это мероприятия по приобретению ресурсов (компонентов производственного процесса).

Технические разработки – деятельность, связанная с созданием стоимости: обеспечение технологического процесса, разработка изделия, управление потоками сырья и материалов.

Управление трудовыми ресурсами – действия, которые включают набор, подготовку, развитие и стимулирование кадров.

Инфраструктура фирмы – обслуживание производства, обеспечение нормального хода производственного процесса. К ней относятся строения, коммуникации, оборудование, продуктопроводы и т. п.

Портер считает, что при проведении анализа внутренних ресурсов необходимо исследовать и использование ресурсов, которые определяются результативностью и эффективностью.

Результативность использования ресурсов определяется независимо от их назначения. Наиболее общие показатели результативности:

Прибыльность. Это обобщающий показатель результативности, подходящий для коммерческих организаций. Его следует использовать в тесной связи с другими финансовыми показателями, такими как оборачиваемость запасов и период погашения дебиторской задолженности.

Прибыльность дает представление о результативности использования конкретных видов ресурсов.

Оборотный капитал. Исследование этого параметра результативности использования ресурсов может показать, как финансовые ресурсы используются с точки зрения стратегии организации. Важным является требование поддержания низкого уровня оборотного капитала.

Производительность труда. Показатель отражает результативность использования трудовых ресурсов организации. Специфическими индикаторами могут быть производительность в расчете на одного работающего, уровень прогулов и опозданий, относительная численность различных подразделений и соотношение между сотрудниками основного и неосновного производств.

Материалоемкостъ. Этот показатель выходит на первый план в случаях, когда сырье или энергия являются основными составляющими себестоимости.

Загрузка производственных мощностей. Этот показатель становится одним из основных в тех случаях, когда накладные расходы являются основными в себестоимости.

Эффективность использования ресурсов проявляет, используются ли ресурсы организации по целевому назначению. Выделим следующие показатели эффективности:

Использование капитала. Конкретные области анализа в этом случае включают в себя вопросы изменения структуры капитала компании, допустимые показатели прибыльности, а также степень сложности получения средств для запланированных инвестиций.

Использование трудовых ресурсов. Исследуются такие области, как гибкость трудовых ресурсов, характер системы оплаты труда, размеры рабочих бригад, типы систем контроля на местах, уровень руководства в критические моменты, уровни внутреннего соперничества и сотрудничества.

Использование финансовых систем. Области исследования включают соответствие нуждам компании системы калькуляции затрат, степени ее соответствия требованиям стратегии, способа составления сметы, применения методов оценки инвестиций.

Использование возможностей маркетинга. Конкретные показатели могут включать расходы на рекламу в процентах от оборота, объем продаж на одного продавца, затраты на распределение в процентах от оборота, эффективность рекламы и т. п.

Приведенные показатели всего лишь образец, и в каждом данном случае разработчики стратегии могут найти более подходящие параметры для решения конкретных задач, связанных с исследованием внутренней среды организации.

В стратегическом управлении результаты анализа внешней и внутренней среды используются на всех этапах: их результаты могут повлиять на формулировку миссии организации, на их основе определяются цели организации (и впоследствии стратегии).

Анализ среды — это очень важный и очень сложный процесс для выработки стратегии организации, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.

Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям.

ЛЕКЦИЯ 4. ПРИМЕНЕНИЕ МАТРИЧНЫХ МЕТОДОВ ПОРТФЕЛЬНОГО АНАЛИЗА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ И ПЛАНИРОВАНИИ

Классификация матриц стратегического планирования

Суть портфельного анализа заключается в том, что компания рассматривается как совокупность стратегических бизнес-единиц, каждая из которых относительно самостоятельна. Цель портфельного анализа – согласование стратегий и наиболее эффективное использование имеющихся инвестиционных ресурсов с точки зрения достижения устойчивого положения компании в целом и роста финансовых результатов.

Наиболее распространенным методами портфельного анализа являются

матричные методы. Матрицы для портфельного анализа обычно являются двумерными таблицами (нам известна лишь одна трехмерная матрица стратегического анализа – вариация матрицы Ансофа), где по осям откладываются пограничные значения рассматриваемых факторов (важное условие: между факторами не должно быть строгой функциональной зависимости. Квадранты образуются пересечением пограничных значений обоих факторов. Попадание бизнес-единиц в тот или иной квадрант означает применимость к ним типовых стратегических рекомендаций.

Наиболее известные матрицы для портфельного анализа:

Матрица БКГ (BCG) – Анализ темпов роста и доли рынка;

Матрица МКК (MCC) – Анализ соответствия бизнеса миссии

предприятия и его ключевым компетенциям;

Матрица GE/McKinsey – Анализ сравнительной привлекательности

рынка и конкурентоспособности бизнеса;

Матрица Shell – Анализ привлекательности ресурсоемкой отрасли в

зависимости от конкурентоспособности;

Матрица Ансофа – Анализ стратегии по отношению к рынкам и

Матрица ADL – Анализ жизненного цикла отрасли и относительного положения на рынке.

Однако в специальной литературе приводится множество различных матричных методов, которые соответствуют различным уровням стратегического планирования.

Классификация матриц необходима для выявления закономерностей и особенностей применения матричного метода в стратегическом планировании.

Матрицы стратегического планирования по существующим признакам

можно классифицировать следующим образом.

1. Классификация по количеству исследуемых ячеек.

Чем больше ячеек содержит матрица, тем она сложнее и более информативна. В этом случае возможно деление матриц на четыре группы. К первой группе относятся матрицы, состоящие из четырех ячеек. Во второй группе находятся матрицы, состоящие из девяти ячеек, в третьей — из шестнадцати, в четвертой— более шестнадцати ячеек.

2. Классификация по объекту изучения.

Классификация по объекту изучения делит матрицы на группы в зависимости от изучаемого объекта. В матрице «Осведомленность—отношение» объектом изучения является персонал, так же как и в матрице

«Влияние оплаты на взаимоотношения в группе». Другим объектом исследования выступает портфель компании. В этой группе примерамимогут служить матрицы Shell/DPM, BCG.

3. Классификация по получаемой информации. Данная классификация разделяет матрицы на две группы по получаемой информации: либо количественной, либо смысловой. В этой группе примером матрицы, образованной за счет информации в виде числа, является матрица вектора экономического состояния организации, а образованной за счет логической информации — матрица основных форм объединений. На первом этапе предлагается произвести первичный анализ деятельности предприятия. Для этой цели подобраны три матрицы. Матрица SWOT широко описана в литературе. Матрица MCC предполагает анализ соответствия целей предприятия и его основных возможностей. Матрица вектора экономического развития предприятия представляет собой таблицу, в которой представлены числовые данные основных показателей предприятия. Из этой матрицы можно почерпнуть информацию для других матриц, а также на основе этих данных сделать различные выводы уже на данном этапе.

Вторым этапом применения матричных методов является анализ рынка и отрасли. Здесь анализируются рынки, на которых функционирует предприятие, а также отрасль в целом. Основными в подгруппе «Рынок» являются матрица BCG, исследующая зависимость темпов роста и доли рынка, и матрица GE, анализирующая сравнительную привлекательность рынка и конкурентоспособность в отрасли и имеющая две разновидности: вариант Дэйа и вариант Мониенсона. Подгруппа «Отрасль» содержит матрицы, исследующие отраслевое окружение, закономерности развития отрасли. Основной в данной подгруппе является матрица Shell/DPM, исследующая зависимость отраслевой привлекательности и конкурентоспособности.

Следующие этапы стратегического планирования — анализ дифференциации и анализ качества. Дифференциация и качество выступают в данном случае как составляющие, с помощью которых возможно получение требуемого результата. В группе «Дифференциация» находятся три матрицы. Матрица «Улучшение конкурентной позиции» позволяет наглядно выявить закономерности и зависимости дифференциации от охвата рынка. Матрица «Дифференциация— относительная эффективность затрат» выявляет зависимость относительной эффективности затрат на данном рынке от дифференциации. Матрица «Производительность — инновации/дифференциации» показывает зависимость между производительностью данной бизнес-единицы и внедрением инноваций.

Объект исследования группы «Анализ качества» — выявление факторов и закономерностей, влияющих на такой аспект, как качество производимой продукции. Группа может включать две матрицы. Матрица «Стратегии установления цен» позиционирует продукты в зависимости от качества и цены. Матрица «Качество-ресурсоемкость» определяет соотношение качества произведенного продукта и ресурсов, на него потраченных.

Группы «Анализ управления» и «Анализ маркетинговой стратегии» не входят в процесс пошагового внедрения матричного метода в стратегическое планирование. Эти группы являются обособленными. Матрицы, из которых состоят данные группы, могут применяться на всех стадиях стратегического планирования и затрагивают вопросы функционального планирования.

Группа «Анализ управления» состоит из двух подгрупп. Первая подгруппа— «Руководство» — рассматривает руководство компании в целом, процессы, влияющие на руководство, менеджмент компании. Подгруппа «Персонал» рассматривает процессы, протекающие между сослуживцами, влияние различных факторов на работоспособность персонала.

В предложенной схеме стратегического планирования в каждой группе матрицы взаимодействуют друг с другом, но нельзя опираться на результат или вывод только одной матрицы — необходимо учитывать выводы, получаемые из каждой матрицы в группе. После проведения анализа в первой группе проводится анализ в следующей. Анализ в группах «Управление» и «Маркетинговая стратегия» осуществляется на всех этапах анализа в стратегическом планировании.

💡 Видео

МАТРИЦЫ математика УМНОЖЕНИЕ МАТРИЦ и простейшие операции с матрицамиСкачать

МАТРИЦЫ математика УМНОЖЕНИЕ МАТРИЦ и простейшие операции с матрицами

Обратные матрицы, пространство столбцов и нуль пространство | Сущность Линейной Алгебры, глава 6Скачать

Обратные матрицы, пространство столбцов и нуль пространство | Сущность Линейной Алгебры, глава 6

Линейная комбинация. Линейная зависимость (независимость) матриц.Скачать

Линейная комбинация. Линейная зависимость (независимость) матриц.

Базис и матрица перехода. Координаты вектора в разных базисах.Скачать

Базис и матрица перехода. Координаты вектора в разных базисах.

1. Матрицы ( основные понятия, виды матриц )Скачать

1. Матрицы ( основные понятия, виды матриц )

Модель межотраслевого баланса. Часть 1 ТеорияСкачать

Модель межотраслевого баланса. Часть 1 Теория

Самый короткий тест на интеллект Задача Массачусетского профессораСкачать

Самый короткий тест на интеллект Задача Массачусетского профессора

«Типы Энергетических Матриц»Скачать

«Типы Энергетических Матриц»

Как использовать интеграл в обычной жизни. Математик МГУ и Савватеев #shortsСкачать

Как использовать интеграл в обычной жизни. Математик МГУ и Савватеев #shorts
Поделиться или сохранить к себе: