- Ваш ответ
- решение вопроса
- Похожие вопросы
- Основы российской внешней политики 1990-х годов
- Общие задачи российской внешней политики 1990-х годов
- Основные приоритеты внешней политики РФ 1990-х годов
- Приоритеты первого периода
- Приоритеты второго периода
- Основные шаги российской дипломатии 1990-х годов
- Отношения с западными государствами
- Восточная и Юго-Восточная политика
- Отношения с бывшими республиками и странами Варшавского договора
- Итоги внешнеполитических мероприятий РФ в 1990-х годах
- Векторы внешней политики в 1990 е гг кратко
- 🔍 Видео
Видео:История 11 класс (Урок№31 - Геополитическое положение России и внешняя политика в 90-е гг.)Скачать
Ваш ответ
Видео:11 класс - История - Внешняя политика России в 1990-2000-е гг. Часть 1Скачать
решение вопроса
Видео:Оценка внешней политики России в 1990 - е годыСкачать
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,280
- гуманитарные 33,618
- юридические 17,900
- школьный раздел 606,971
- разное 16,829
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Видео:59 Геополитическое положение и внешняя политика в 1990 е годыСкачать
Основы российской внешней политики 1990-х годов
Формирование внешнеполитической доктрины – важнейший этап становления любого государства. В последние годы ХХ века происходило формирование основ внешней политики Российской Федерации как восстановленного после распада СССР независимого государства. Процесс шел непросто, ибо пораженная экономическим и политическим кризисом держава не могла позволить себе твердую позицию на международной арене. Однако к концу указанного периода Россия в основном определилась со своим местом в международной системе и начала действовать как самостоятельный субъект международных отношений.
Видео:Развитие Российской Федерации в начале 1990-х гг | История России 10 класс #30 | ИнфоурокСкачать
Общие задачи российской внешней политики 1990-х годов
Поскольку Российская Федерация после 1991 года оказалась полностью новой фигурой в системе международных отношений, ее дипломатам предстояло решить множество непростых задач. Среди них можно выделить несколько главных направлений.
- Обеспечение официального признания государственности РФ и права страны на надлежащую часть наследия СССР.
- Сохранение по возможности статуса великой державы в новой системе международных отношений.
- Перестройка на новой основе отношений с бывшими республиками СССР и странами советского блока.
- Установление нового формата отношений с США и западным блоком.
- Определение приоритетных направлений своей международной политики и заключение соответствующих договоренностей.
Каждое из названных направлений требовало множества дипломатических шагов и решений, причем успех зависел не только от российских дипломатов. Общепринятым считается мнение, что все российские достижения и просчеты в этой сфере в это время связаны более с деятельностью МИДа, нежели Президента. Хотя Б.Н. Ельцин проявлял большую международную активность, он слабо разбирался как в проблематике международных отношений, так и в приемах дипломатии.
Видео:Какая была геополитика в 90-е и 2000-е?Скачать
Основные приоритеты внешней политики РФ 1990-х годов
Со значительной долей условности историю внешней политики России 1990-х гг. делят на 2 периода, выделяя их по личности руководителей МИДа: А.В. Козырева (1991-1996 гг.) и Е.М. Примакова (1996-1998 гг.). Преемники Примакова склонны были продолжать именно его линию.
Приоритеты первого периода
Важнейшей задачей первого периода было обеспечение международной легализации Российской Федерации. Также кризисное положение экономики делало необходимым создание условий для прихода в страну зарубежных инвесторов – их деньги могли бы помочь создать рабочие места, повысить уровень жизни и запустить экономику, уже на рыночной основе. Наконец, следовало определиться с отношением к договорам, заключенным ранее на международной арене СССР – многие из них нуждались в корректировке.
В первой половине 1990-х для российской внешней политики была характерна принципиальная, даже демонстративная, смена приоритетов. Отношения с традиционными партнерами РСФСР (бывшие союзные республики, бывшие государства СЭВ, страны Ближнего Востока, Вьетнам, Лаос и некоторые другие) были либо законсервированы, либо отодвинуты «на периферию». Вместо этого А.В. Козырев заявил о намерении превратить в главного стратегического партнера РФ США, а заодно страны западного блока.
При этом объявлялось и о переходе на новую основу в строительстве международных отношений. МИД заявлял, что ныне РФ ни одно государство не считает своим потенциальным противником, и намерена защищать свои интересы исключительно через доверие и сотрудничество. Страна заявляла о своей готовности ограничивать вооружения и присоединяться к различным кампаниям за их нераспространение. РФ также прекратила поддержку любых государств и режимов, чья политика вызывала неодобрение США.
Главной проблемой данного периода стал тот факт, что США и их союзники вовсе не были намерены оставлять за Россией статус великой державы и регионального лидера. Соответственно, они стремились навязать стране неравноправные договора и чрезмерные обязательства. Эта ситуация не способствовала международному престижу РФ и доверию к власти внутри страны.
Приоритеты второго периода
Различия между первым и вторым периодом не являются кардинальными. Тенденции на сближение с Западом, установление близких контактов с США и НАТО, оставались ведущими.
Однако одновременно Россия начала уделять больше внимания традиционным связям на Востоке, а также укреплению отношений с бывшими союзными республиками в рамках Содружества Независимых Государств. Были заложены основы новых перспективных союзов вне рамок западного мира (например, с Индией и Китаем).
Отношения же с Западом в конце 1990-х начали осложняться. Несмотря на готовность России идти на многочисленные уступки, США и западные страны повели себя недружественно в связи с началом Второй Чеченской войны (1999 год). При этом собственные обещания западные партнеры нередко не выполняли. Такая ситуация вызвала негативное отношение значительной части россиян к идее единения с Западом любой ценой. В результате после смены власти начала меняться и внешняя политика – тем более, что страна уже в основном завершила трансформацию экономики, стала менее зависимой от внешнего «донорства».
Видео:11 класс - История - Внешняя политика России в 1990-2000-е гг. Часть 2Скачать
Основные шаги российской дипломатии 1990-х годов
Первой и самой важной задачей российской дипломатии после распада СССР было оформить международный статус страны. Это было сделано не без некоторых проблем, но быстро. Международное признание Российская Федерация получила до конца 1991 года; 24 декабря этого же года страна подтвердила членство в ООН (которое уже имела как РСФСР, по решениям Ялтинской конференции 1945 года).
До 1993 года включительно были решены все вопросы, связанные с правопреемственностью от СССР по международным договорам и обязательствам. В частности, для РФ был подтвержден статус постоянного члена Совета Безопасности.
Отношения с западными государствами
Согласно новой доктрине ориентации на США и их союзников, Россия в 1990-е годы заключила немало двусторонних и многосторонних договоров с западными странами.
- В 1992 году были подписаны Декларация о новых отношениях (в которой было заявлено, что страны более не считают друг друга противниками) и Хартия российско-американского партнерства.
- В этом же году в результате встречи Б.Н. Ельцина с лидерами «большой семерки» ведущими мировыми государствами была принята программа оказания России помощи в проведении экономических реформ.
- В 1993 году президентами РФ и США был подписан договор о сокращении стратегических вооружений и уничтожении устаревших ракет.
- В 1995 году были проведены консультации с США по вопросам безопасности, в результате чего был подтвержден договор по ПРО от 1972 года.
- В 1996 году Россия была принята в Совет Европы и подписала Соглашение о сотрудничестве и партнерстве с ЕС.
- В 1997 году «большая семерка» в результате вступления в нее России была трансформирована в «большую восьмерку».
- В этом же году был подписан Акт о сотрудничестве между РФ и НАТО. Однако пункт о неразмещении воинских контингентов США в странах, недавно вступивших в альянс, в него включен не был – такие заверения существовали лишь на словах.
Значение этих соглашений для РФ уменьшалось из-за того, что многие из них были неравноправными – страны и блоки Запада получали больше, чем давали взамен. Так, по договору 1993 года РФ следовало уничтожить значительно больше вооружений, чем это брались сделать США. Договор о партнерстве с ЕС давал преференции торговле этих государств в РФ, но не наоборот.
Также в 1994 году, вопреки данным еще М.С. Горбачеву устным обещаниям насчет нерасширения блока, начался процесс приема в Альянс бывших членов Организации Варшавского договора в Восточной Европе. Тем не менее, российская сторона и в 1997 году была вынуждена принять лишь устные заявления насчет того, что на территории новых стран НАТО не будет постоянных американских контингентов. Это обещание было нарушено практически сразу.
Восточная и Юго-Восточная политика
Этому направлению в первой половине 90-х уделялось гораздо меньше внимания. Однако уже в конце 1992 года Б.Н. Ельцин посетил Южную Корею и Китай, в 1995 году А.В. Козырев нанес визит в Иран. В 1993 году была подписана Токийская декларация, поднимавшая вопрос о территориальных разногласиях и мирном договоре между РФ и Японией.
Заметные сдвиги на восточном направлении наметились во второй половине 1990-х. Важнейшими событиями стали визит в 1996 году Б.Н. Ельцина в Пекин и подписание в 1997 году Декларации о многополярном мире. Фактически этот документ утверждал несогласие как Китая, так и РФ с единоличным мировым доминированием США. В 1996 году появилась «Шанхайская пятерка» – был подписан договор о военном доверии и сотрудничестве между РФ, Китаем, Казахстаном, Таджикистаном и Киргизией. Количество же двухсторонних договоров об экономическом и культурном сотрудничестве между РФ и странами Востока и Юго-Востока в конце 1990-х росло весьма быстро.
Важнейшим событием на восточном направлении стала сформулированная Е.М. Примаковым (на тот момент премьером) в 1998 году идеи тесного, многопланового союза между РФ, Китаем и Индией. Такая «ось» могла стать реальным противовесом военному и экономическому влиянию США. Однако реализован проект был позже.
Отношения с бывшими республиками и странами Варшавского договора
Несмотря на создание в начале 1990-х Содружества Независимых Государств, в которое вошли большинство бывших союзных республик, в начале 1990-х центробежные силы в отношениях между ними и РФ преобладали над центростремительными. В отношениях с бывшими странами советского блока эта тенденция была еще более выраженной.
В первой половине 1990-х РФ была участником переговоров по установлению безъядерного статуса бывших союзных республик, в первую очередь Украины. В 1992 году страна была вовлечена в конфликт в Приднестровье. Были определенные проблемы и с демаркацией границ.
С середины 1990-х интеграционные процессы в рамках СНГ усилились. С 1995 года началось формирование таможенного союза с Казахстаном, Киргизией и Белоруссией. С рядом стран СНГ были начаты переговоры об установлении зоны свободной торговли.
В 1997 году был решен важнейший вопрос с Украиной – о статусе Севастополя и разделе Черноморского флота. Договоренность позволила РФ и далее использовать Севастополь в качестве военно-морской базы. В этом же году заключение договора с Белоруссией фактически положило начало будущему Союзному государству.
С бывшими странами советского блока такого сближения не происходило. Их экономики не были столь тесно интегрированы с советской; эти государства переориентировались на Запад, и влияние на них России стало незначительным. Во время войны в Югославии Россия сочла возможным пойти на уступки Западу, что привело к ее дипломатическому проигрышу в этом регионе.
Видео:Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг. Видеоурок 54 (1). История 11 классСкачать
Итоги внешнеполитических мероприятий РФ в 1990-х годах
Внешней политике РФ на начальном этапе существования независимого государства нельзя дать однозначную оценку. С одной стороны, страна смогла решить многочисленные и сложные международные проблемы. С другой – она шла на многочисленные уступки странам Запада, и эти уступки часто не окупались и вредили международному имиджу.
Важнейшим достижением российской дипломатии 90-х стало оформление статуса РФ как субъекта международной политики. Страна заняла место в важнейших международных организациях, утвердила свои права в качестве преемницы СССР, получила всеобщее признание. Президент Б.Н. Ельцин весьма активно разъезжал по миру и принимал лидеров других государств в Москве, что также влияло на интеграцию РФ в международное сообщество.
Приоритеты внешней политики радикально изменились. Страна теперь стремилась к максимально тесному союзу с западными государствами. Было провозглашено, что Россия более не видит для себя в мире противников. Хотя лидеры государства заявляли, что рассматривают всю территорию бывшего СССР в качестве сферы своих интересов, на деле в международной повестке РФ этот регион отошел на второй план. То же относится к странам Восточной Европы.
Однако вскоре практика показала, что сотрудничество с ЕС, НАТО и США не столь выгодно, как казалось. Помощь России эти страны предоставляли только при условии выполнения множества навязанных ими условий. Заключенные с ними договора были более выгодны западным участникам. Обещания нерасширения НАТО на восток были нарушены совершенно откровенно, и то же случилось с гарантиями безопасности при этом расширении.
Познакомившись с реалиями западной жизни непосредственно благодаря расширению возможности путешествовать (эта возможность – еще одно достижение российской дипломатии), россияне изменили свое отношение к западной системе и ее ценностям. Оказалось, что эти ценности часто вступают в противоречие с теми, что свойственны русскому менталитету. Россияне не так, как граждане западных стран, понимали свои жизненные интересы, и желали иметь совсем не те права, что считались фундаментальными там.
В результате некоторых очевидных провалов в отношениях с западом и изменения общественного запроса в начале нового века приоритеты внешней политики РФ снова претерпели изменения. Новое руководство страны решило исправить недочеты в действиях своих предшественников.
Видео:Политическое развитие России в 1991 - 2000 гг. Видеоурок по истории России 11 классСкачать
Векторы внешней политики в 1990 е гг кратко
Подробное решение параграф § 48 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016
Какие новые черты приобрела российская внешняя политика в 1990-е гг.?
С распадом СССР положение России в мире серьёзно осложнилось. Перед страной вновь встала задача укрепления своей обороноспособности и отстаивания национальных интересов.
Почему в начале 1990-х гг. был взят курс на тесное сотрудничество и партнёрство с США и развитыми западными странами?
Поначалу цели внешней политики страны определялись представлениями о том, что в первую очередь необходимо обеспечить международную финансово-политическую помощь реформам в России со стороны Запада. Руководство страны взяло курс на установление союзнических отношений с США и развитыми европейскими странами. Президент Ельцин в начале 1992 г. объявил, что ядерные ракеты России больше не нацелены на объекты в США и других странах НАТО. Была подписана декларация о прекращении состояния «холодной войны»: «Россия и Соединённые Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников», их отношения «характеризуются отныне дружбой и партнёрством, основанными на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе».
Вспомните о причинах и истории Балканского кризиса, роли России в его разрешении.
Истоки и причины современного балканского кризиса
1) Стремление сербского народа сохранить прежний общественный строй и установить свою гегемонию на всей югославской территории.
2) После отделения Словении и Хорватии некоторые национальности стали дискриминирующим меньшинством во вновь созданных государствах, сербский народ, сам того не желая, оказался разбросанным в разных странах.
3) Югославская федерация была создана с учетом интересов не только народов, проживающих в ней, но и интересов авторов международного порядка, сложившегося в Европе после первой и второй мировой войн, в результате чего она стала одной из первых жертв крушения биполярной системы на континенте.
В дни Балканского кризиса руководители России и Китая выступили с заявлением о необходимости наладить стратегическое партнёрство, обеспечить многополярность современного мира.
1. Какие внешние угрозы, сложившиеся в начале 1990-х гг., потребовали выработать новую внешнеполитическую концепцию России?
Внешние угрозы – расширение НАТО на Восток. На западе рубежи России на сотни километров были отодвинуты в глубь страны, они вернулись к границам середины XVII в. По периметру границ вместо прежнего «пояса безопасности» из дружественных и союзных стран возникли новые угрозы. Они были связаны с приходом к власти в ряде соседних стран Восточной Европы, а также в постсоветских государствах (Эстонии, Латвии, Литве и др.) политиков-националистов, враждебно настроенных к России и русскоязычному населению собственных стран. Разрастались военные конфликты вблизи границ России. Отсутствовали фиксированные границы со странами СНГ.
Лидеры западных стран не собирались поступаться своими интересами ради дружбы с Россией, где это поняли далеко не сразу.
К 1996 г. внешнеполитическая линия страны претерпела заметные изменения. Российское руководство заявило о приверженности идее многополярного мира — мира, в котором безопасность строится не на силе, а на праве и ни одна страна не может претендовать на роль единоличного лидера.
Ведущие страны Запада, заявляя о союзнических отношениях с Россией, в меньшей, чем в прежние годы, степени учитывали её позицию и интересы. Так, в частности, было при принятии решений о расширении НАТО на Восток и включении в повестку дня вопроса о приёме в эту военную организацию некоторых бывших советских республик.
Усилилось отставание России от стран Запада и Японии в научно-техническом отношении.
Всё это требовало постоянной корректировки внешнеполитического курса, выработки новой концепции, определяющей место России в мире, её национальные интересы.
2. Как менялась политика России в отношении стран Запада в 1990-е гг.?
Ведущие страны Запада, заявляя о союзнических отношениях с Россией, в меньшей, чем в прежние годы, степени учитывали её позицию и интересы. Так, в частности, было при принятии решений о расширении НАТО на Восток и включении в повестку дня вопроса о приёме в эту военную организацию некоторых бывших советских республик.
Усилилось отставание России от стран Запада и Японии в научно-техническом отношении.
Всё это требовало постоянной корректировки внешнеполитического курса, выработки новой концепции, определяющей место России в мире, её национальные интересы
3. Расшифруйте аббревиатуры: НАТО, СНГ, ГУУАМ, АТЭС, ОБСЕ. Какие задачи ставили перед собой эти объединения?
НАТО — Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, Североатлантический Альянс (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO
СНГ – содружество независимых государств
ГУУАМ — Грузия Украина Узбекистан Азербайджан Молдова. Это региональная организация (образованная в 1997 году) в каком-то роде альтернатива, а точнее противоположник СНГ. После 2005 года, когда из этой организации вышел Узбекистан, она стала называться, соответственно, ГУАМ.
АТЭС — Азиатское Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Целью АТЭС является повышение экономического роста, процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.
ОБСЕ — (OSCE: англ. Organization for Security and Co-operation in Europe, фр. Organisation pour la sécurité et la coopération en Europe) — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности.
4. Назовите достижения и противоречия в отношениях России со странами СНГ.
Перед лидерами и народами новых независимых государств, возникших после распада СССР, стояла исторической важности задача — не допустить, чтобы территориальные и политические противоречия переросли в вооружённые конфликты. Так произошло в Югославии: распад государства привёл здесь к кровопролитной гражданской войне.
Руководство России сумело избежать опасных крайностей — попытки силой восстановить союзное государство и полного отказа от участия в решении проблем, возникших на постсоветском пространстве — так называют страны СНГ.
С помощью российских войск были погашены очаги военных конфликтов в Таджикистане, Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе, Приднестровье.
5. Охарактеризуйте результаты внешней политики России в 1990-е гг.
Внешняя политика России в 1990-е гг. имела противоречивый характер. Были и серьёзные достижения. Снизился уровень военного противостояния со странами Запада. Стала менее острой угроза мировой ракетно-ядерной войны. Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, включилась в деятельность ведущих международных организаций. Во второй половине 1990-х гг. активизировалось восточное направление российской внешней политики. Наша страна заняла центральное место в СНГ.
Однако выявились новые опасности и проблемы. Ведущие страны Запада, заявляя о союзнических отношениях с Россией, в меньшей, чем в прежние годы, степени учитывали её позицию и интересы. Так, в частности, было при принятии решений о расширении НАТО на Восток и включении в повестку дня вопроса о приёме в эту военную организацию некоторых бывших советских республик.
Усилилось отставание России от стран Запада и Японии в научно-техническом отношении.
Всё это требовало постоянной корректировки внешнеполи¬тического курса, выработки новой концепции, определяющей место России в мире, её национальные интересы
1. Какой принцип внешней политики был заявлен Б.Н. Ельциным в качестве главного?
Принцип внешней политики, заявленый Б.Н. Ельциным в качестве главного — принцип многополярности
2. В чём причины возникшего в 1999 г. охлаждения в отношениях между Россией и Западом?
Обоснованность нашего последовательного неприятия расширения НАТО на Восток. Неприемлемы и попытки НАТО подменить собой ООН, ОБСЕ и навязать силовые решения в Европе и за её пределами.
1. Привлекая дополнительные материалы, составьте в тетради таблицу «Внешнеполитическая деятельность России в 1990-е гг.» (графы: министр иностранных дел, цели и задачи, итоги деятельности).
2. Почему США стремились поддерживать «геополитический плюрализм» на постсоветском пространстве и отказывались признать территорию бывшего СССР сферой интересов самой России?
США стремились поддерживать «геополитический плюрализм» на постсоветском пространстве и отказывались признать территорию бывшего СССР сферой интересов самой России потому, что США строили и продолжают строить внешнюю политику исходя только из собственных интересов и стремления занять ведущую позицию в мире.
3. Почему в 1990-е гг. восточноевропейские страны стали для России, по словам историков, «зоной холода и недоверия»?
В 1990-е гг. восточноевропейские страны стали для России, по словам историков, «зоной холода и недоверия» потому, что история отношений в социалистическом прошлом не была ровной и безоблачной. В этих странах СССР подавлял все попытки самостоятельного развития.
4. Подготовьте сообщение на тему «Векторы внешней политики в 1990-е гг.».
В первые годы существования Российской Федерации как самостоятельного субъекта международных отношений, либеральная элита ожидала, что Россия будет признана Западом в качестве великой евроазиатской державы и отношения с ней будут строиться на равноправной основе, как ранее с СССР. Как следствие, будет признано доминирование интересов и влияния России на постсоветском пространстве и в Восточной Европе. Отсутствовало понимание того, что признав Россию правопреемницей СССР, Запад не имел намерений сохранять за РФ на мировой арене статус Советского Союза в условиях резкого ослабления России и сужения её базы международного влияния.
Практика отношений с Западом достаточно быстро показала иллюзорность имевшихся ожиданий. Тем не менее, выраженная прозападная политика, в центре которой был курс на достижение любой ценой стратегического партнёрства с США, продолжалась. Её проводником стал министр иностранных дел А.В.Козырев.
Козырев считал, что партнёрству с США нет альтернативы и проводил в отношениях с Западом линию максимальных уступок. Этот курс разделял и тогдашний президент РФ. Наиболее показательно в этом отношении согласие Б.Ельцина на неравноправные для России условия Договора СНВ-2. По нему США получили право на складирование снятых с ракет атомных боеголовок, в то время как Россия обязалась их уничтожить. Тем самым США получали потенциальное превосходство над Россией, поскольку снятые боеголовки можно в кратчайшие сроки вернуть на ракетоносители.
Предполагалось, что такая политика поможет высвобождению внутренних ресурсов для завершения рыночных реформ, создаст условия для получения крупномасштабной экономической помощи и, вместе с тем, будет способствовать принятию России в клуб великих мировых держав. Трудно не заметить, что эти ожидания противоречат друг другу.
Принятая в 1992 г. Концепция внешней политики России первенствующим направлением провозглашала отношения со странами СНГ. Однако Концепция осталась чисто декларативным документом. Внешняя политика РФ была по-прежнему американоцентричной. Другие направления (Ближний и Средний Восток, Латинская Америка, Индия, Китай и т.д.) были свёрнуты, либо поддерживались на крайне низком уровне, во многом формально. Собственно в СНГ Россия занимала настолько пассивную позицию, что это вызывало критику даже со стороны некоторых лидеров Содружества.
Очевидные слабость и несамостоятельность российской внешней политики породили разочарование даже в среде российских либералов. Внешнюю политику России, вслед за лево-патриотической оппозицией, резкой критике подвергла новая либеральная оппозиция. Во-первых, за отсутствие чётко сформулированной стратегии; во-вторых, за односторонние уступки Западу по различным проблемам.
Характерна в этом отношении статья известного политолога А.Миграняна, опубликованная в «Независимой газете» 10 декабря 1994 года под весьма красноречивым заголовком — «Внешняя политика России: катастрофические итоги трёх лет». Автор указал на наиболее очевидные провалы российского МИДа: расширение НАТО; поддержка в 1993 г. американских бомбардировок Багдада; согласие на использование сил НАТО в конфликтах в Боснии и Хорватии; отсутствие чёткой позиции по вопросу об интеграции Белоруссии и России; провал украинской политики. Внешнюю политику России в целом А. Мигранян охарактеризовал как «суету, импровизацию, некомпетентность и шараханье из стороны в сторону».
Другой политолог, А.Пушков, отмечал, что Москва «отвергла логику геополитики», хотя Запад продолжал строить свою политику в соответствии с её законами. Курс Козырева он охарактеризовал как «подыгрывание стремлению США максимально укрепить своё геополитическое положение за счёт слабеющего влияния Москвы».
Общество настаивало на отказе от провального курса Козырева.
Общественные настроения совпали с позицией военных. Поддержав в событиях осени 1993 года Ельцина, они требовали, чтобы политика в области безопасности была переориентирована на защиту российских жизненных интересов, особенно в ближнем зарубежье, а не на интеграцию любой ценой в контролируемую США международную систему.
В январе 1996 г. на пост министра иностранных дел был назначен Е.М.Примаков, представивший концепцию многополярного мира как основу политики Российской Федерации. Министр обозначил условия перехода к новому миропорядку, формирование которых должно стать приоритетом внешней политики России:
1. «Нельзя допустить, чтобы место старых фронтов противостояния заняли новые разделительные линии. Эта важнейшая задачпра едопределила наше чётко негативное отношение и к идее расширения НАТО и к попыткам сделать этот альянс осью новой системы европейской безопасности».
2. «Освобождение от менталитета «ведущих» и «ведомых», который «непосредственно подталкивает тенденцию к созданию однополярного мира. Такую модель миропорядка не приемлет сегодня преобладающая часть мирового сообщества».
3. «Демократизация международных экономических отношений, одним из главных элементов которой является отказ от использования экономических средств в эгоистических политических целях».
4. Скоординированность действий международного сообщества при решении таких проблем, как урегулирование конфликтов, сокращение вооружений и укрепление доверия в военной сфере, укрепление гуманитарного и правового компонентов безопасности, помощь развивающимся странам.
С приходом в МИД нового главы
— начался активный диалог с НАТО по вопросу об оформлении двухсторонних отношений: в 1997 г. состоялось подписание Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО; Россия стала членом Совета евроатлантического партнёрства;
— активизировалась политика на ближневосточном и азиатском направлениях: Россия вступила в Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС); на встрече в Шанхае руководителей РФ, КНР, Казахстана, Киргизии и Таджикистана была подписана «Шанхайская декларация», положившая начало Шанхайской организации сотрудничества (ШОС);
— были предприняты шаги по развитию более тесных отношений со странами СНГ: оформлен ряд много- и двухсторонних соглашений, в т. ч. с Украиной, Азербайджаном, Казахстаном; в апреле 1997г. подписан Договор о союзе с Беларусью.
С приходом Е. Примакова в российской внешней политике обозначился отказ от американоцентризма и поворот к многовекторности, реализму, защите национальных интересов.
Приверженность начатому курсу была эффектно продемонстрирована уже премьер-министром Е.Примаковым в марте 1999 г., когда без согласования с ООН силы НАТО начали бомбардировку Белграда. Премьер, направлявшийся в тот момент с официальным визитом в США, развернул самолет с полпути прямо над Атлантикой. На следующий день Президент Б. Ельцин выступил с заявлением, в котором действия НАТО были названы «неприкрытой агрессией».
Констатируя положительные перемены во внешней политике России второй половины 1990-х гг., не следует их преувеличивать. Всё это было результатом упорства отдельных государственников в правительстве, но ещё не стратегия руководства. Как пишет профессор В. Б. Кувалдин, «в 90-х гг. прошлого века Россия для Запада была партнёром, о котором можно только мечтать. Щедрые внешнеполитические подарки ельцинского руководства принимались охотно, не думая о взаимности. Героические усилия Примакова и всех, кто поддерживал его линию, направленную на то, чтобы как-то выправить, сделать более сбалансированными наши отношения, воспринимались как досадное недоразумение»
5. Сравните внешнюю политику 1990-х гг. и реализацию идей «нового политического мышления» второй половины 1980-х гг.
Во внешней политике 1990-х гг. было много общего с идей «нового политического мышления» второй половины 1980-х гг.: сближение с Западом, уступки Западу и США, партнерство.
🔍 Видео
§ 48 Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е годыСкачать
§48. Геополитическое положение и внешняя политика в 1990‑е гг.Скачать
История 10 класс (Урок№15 - Международная политика в 20-е гг.)Скачать
Внешняя политика ельцинского руководства. Видеоурок по истории России 11 классСкачать
Внешняя политика СССР в 30 е гг | История России #29 | ИнфоурокСкачать
Внешняя политика М.С. ГорбачёваСкачать
Экономические реформы 1990-х: причины, характер, последствияСкачать
55 Политическое развитие Российской Федерации в 1990 е годыСкачать
Россия в 1993-1999 гг. Социально-экономическое развитие | История России 11 класс #32 | ИнфоурокСкачать
История России с Алексеем ГОНЧАРОВЫМ. Лекция 196. РФ в 1992-1999. Внешняя политикаСкачать
История России. ХХ век. Лекция 32. Горбачёв. Перестройка | History LabСкачать