Счислении пути судна
В практике судовождения часто случается, что течение и ветер действуют на судно одновременно.
Если угол дрейфа от ветра (a) и элементы течения (КТ, uТ) известны– производится последовательный учет сначала дрейфа от ветра (a), а затем течения (b).
Угол суммарного сноса
(8.17)
– алгебраическая сумма значений углов a и b.
На путевой навигационной карте вначале прокладывается линия ПУa = ИК + a ® линия, по которой следовало бы судно, если бы не было течения (рис. 8.15).
Рис. 8.15. Совместный учет дрейфа от ветра и течения
На линии ПУa откладывается вектор скорости судна по лагу в выбранном масштабе (отрезок ). Из конца вектора скорости судна (т. К) откладывается вектор скорости течения в том же масштабе (отрезок ). Соединив начальную точку начала учета a и b (т. С) с концом вектора течения (т. Б), получим линию пути. Отрезок укажет путевую скорость судна.
Если нам известны элементы течения (КТ, uТ) и a и нужно рассчитать безопасный курс (или курс в заданную точку), то (рис. 8.16):
Рис. 8.16. Расчет безопасного курса судна при учете дрейфа от ветра и течения
1.Из начальной точки учета дрейфа и течения (т. С) проводим линию безопасного пути (отрезок СД) на безопасном расстоянии (Dбез) от опасности.
2.Из этой же точки (т. С) откладываем величину вектора течения (отрезок ).
3.Из конца вектора течения (т. В) раствором циркуля равным величине вектора скорости судна по лагу VЛ, делаем засечку на линии пути (т. Б). Отрезок даст направление линии ПУa.
4.Отрезок переносим параллельно в т. С – проводим линию ПУa (отрезок ).
5.Рассчитываем значение ИК = ПУa – a и значение КК = ИК – DК. Последнее значение (КК) и задаем рулевому.
Выводы
1. Внешними факторами, влияющими на перемещение судна, являются ветер и течение.
2. Направление ветра определяется по правилу ® «ветер дует в компас»; течения ® «течение из компаса».
3. Угол дрейфа для его учета выбирается из «Таблицы углов дрейфа» РТШ, элементы течения – направление и скорость – из Руководств для плавания и навигационных карт.
4. Правильный учет дрейфа от ветра и течения повышают точность плавания судна в море.
- Учет приливо-отливных течений, совместный учет дрейфа и течения
- Совместный учет дрейфа и течения при ручном графическом счислении
- Расчет пути корабля и счислимого места на заданный момент времени при углах дрейфа менее 5,0° (рис. 2.4.1):
- Расчет компасного курса для следования корабля по заданной линии пути, предвычисление времени и отсчета лага прихода корабля в назначенную точку (рис. 2.4.2):
- Для предвычисления времени и отсчета лага прибытия в заданную точку:
- Учет суммарных течений
- 📺 Видео
Видео:Навигационные задачи. Учет ветра и теченияСкачать
Учет приливо-отливных течений, совместный учет дрейфа и течения
Видео:Учет ветрового дрейфа и приливо отливного течения при счислении пути судна Обратная задачаСкачать
Совместный учет дрейфа и течения при ручном графическом счислении
В процессе плавания корабля, как правило, достаточно сложно выделить влияние на его движение ветра и течения. Однако в тех случаях, когда это возможно, применяется способ совместного учета дрейфа и течения.
Видео:Моя Мишель - Ветер меняет направлениеСкачать
Расчет пути корабля и счислимого места на заданный момент времени при углах дрейфа менее 5,0° (рис. 2.4.1):
- Из «Справочных таблиц штурмана» выбрать угол дрейфа α, по курсовому углу ветра определить его знак, рассчитать путь корабля при дрейфе ПУα=ИК+α и проложить его на карте из исходной точки Т1/ол1.
- На линии пути ПУα отложить вектор относительной скорости корабля Vo, из конца которого построить на карте вектор течения Vт.
- Соединить начальную точку Т1/ол1 с концом вектора течения vТ – полученная линия – путь корабля ПУс при совместном учете дрейфа и течения, угол между линией ПУα и ПУс – угол сноса течением β.
- Рассчитать суммарный снос С = α + β и у линии ПУс на карте подписать: КК 35,0° (+1,0°) С=+6,0°
- Для нахождения счислимого места на момент Т2/ОЛ2 рассчитать пройденное расстояние по относительному лагу SЛ = (ол2 – ол1) kЛ и проложить на карте по линии ПУα от Т1/ол1 – полученная точка А.
- Точку А снести по направлению вектора течения на линию ПУс – полученная точка — счислимое место на момент Т2/ол2.
Видео:✓ Что такое вектор? Чем отличается понятие "вектор" от понятия "направленный отрезок" | Борис ТрушинСкачать
Расчет компасного курса для следования корабля по заданной линии пути, предвычисление времени и отсчета лага прихода корабля в назначенную точку (рис. 2.4.2):
Видео:Вектор Умова-Пойнтинга ● 1Скачать
Для предвычисления времени и отсчета лага прибытия в заданную точку:
- Нанести заданную точку на линию пути ПУс –истинный пеленг траверзный для выхода в точку на траверз ориентира
- Параллельно вектору течения через заданную точку провести отрезок до пересечения с линией ПУα, полученная точка — D
- Измерить расстояние SЛ, которое пройдет корабль по линии ПУα от исходной точки до точки D.
- Рассчитать время плавания t = SЛ / Vo и разность отсчетов лага, на которое изменит показание счетчик пройденного расстояния лага: рол= SЛ / kЛ.
- Рассчитать искомые время и отсчет лага в момент прихода корабля в заданную точку: Т2 = Т1 + t; ол2 = ол1 + рол.
Видео:Урок 222. Поток вектора напряженности электрического поляСкачать
Учет суммарных течений
В общем случае любой вектор течения может быть представлен как результат действия трех типов течений различных по своей природе:
Vтп – постоянное течение, сведения о котором содержатся в атласах и руководствах для плавания;
Vтв – ветровое течение, возникающее в результате продолжительного воздействия ветра на водную поверхность, элементы которого могут быть рассчитаны по формулам: Ктв = Кw + 180 ±45⁰; Vтв =0,136√u / sin φ
- где: Кw – направление истинного ветра;
- u – скорость истинного ветра;
- φ — географическая широта места
Vпр – приливное течение, обусловленное явлением приливов в данном районе, сведения о котором содержатся в навигационных пособиях (атласах, таблицах, морских навигационных картах).
Таким образом, суммарный вектор течения равен: ∑ Vт=Vтп+Vтв+Vпр. При определении элементов течений и его учете наибольшую сложность представляют приливные течения, характеризующиеся постоянно изменяющимися элементами – направлением и скоростью.
Для выбора элементов приливных течений из атласа или таблицы на заданное судовое время ТС необходимо:
- на заданную дату для основного пункта, на который рассчитаны атлас течений или таблица на карте, из «Таблиц приливов» выбрать ближайшее к судовому времени ТС табличное время наступления полной воды – Тпв;
- рассчитать судовое время наступления полной воды: Тпв с=Тпв±N, где N – номер часового пояса, по которому идут судовые часы (плюс – восточный, минус – западный часовой пояс);
- построить шкалу водного времени (рис. 2.4.3) и определить, в каком водном часе находится заданное ТС;
- по «Морскому астрономическому ежегоднику» на заданную дату определить фазу Луны, по которой сделать вывод о характере течения:
— новолуние или полнолуние – сизигия, течение максимальное;
— 1 или 3 четверти – квадратура, течение минимальное;
— в промежутке между сизигией и квадратурой – течение промежуточное; - Выбрать элементы течения, соответствующие данному водному часу и учитывать течение до окончания водного часа
- с наступлением очередного водного часа выбрать новые элементы течения и учитывать его в течение следующего часа и т. д. – такой способ учета приливного течения называется почасовой.
📺 Видео
Поток вектора напряженности электрического поля. Теорема Гаусса. 10 класс.Скачать
Ветер. Видеоурок по географии 6 классСкачать
Тема "Векторы" Почему яхта может двигаться против ветра.Скачать
Навигация. Дрейф судна и его расчётСкачать
2.4 Путевой уголСкачать
Истинный ветер. Прямая и обратная навигационные задачи | ИнструкцияСкачать
Как парусникам удается плыть против ветра?Скачать
Яхтенная школа RENSEL (IYT& ГИМC) Урок 2 задачи по морской навигации с учетом ветра и течения 2-чСкачать
Урок 3. Произведение векторов и загадочный угол между векторами. Высшая математика | TutorOnlineСкачать
Ветрочет и решаемые задачи.Скачать
Как работает парус и почему яхта движется против ветраСкачать
16 учет течения 1Скачать
ВЫЧИТАНИЕ ВЕКТОРОВ ЧАСТЬ I #егэ #огэ #математика #геометрия #профильныйегэСкачать
Расчет t и ОЛ на траверзе ориентира при учете ветра и течения, прямая задача №1Скачать