Вектор лежит в образе

Ядро и образ линейного отображения

Ядром линейного отображения называется множество таких векторов , что , т.е. множество векторов из , которые отображаются в нулевой вектор пространства . Ядро отображения обозначается:

Образом линейного отображения называется множество образов всех векторов из . Образ отображения обозначается или

Заметим, что символ следует отличать от — мнимой части комплексного числа.

Содержание
  1. Примеры ядер и образов линейных отображений
  2. Свойства ядра и образа линейного отображения
  3. Линейное отображение с примерами решения и образцами выполнения
  4. Определение линейного отображения. Образ и ядро линейного отображения
  5. Примеры линейных отображений
  6. Матрица линейного оператора
  7. Собственные значения и собственные элементы
  8. Достаточность. Способ построения собственного элемента
  9. Сопряженный оператор
  10. Свойства операции сопряжения
  11. Симметричный оператор
  12. Свойства симметричного оператора
  13. Свойства положительного оператора
  14. Квадратичные формы
  15. Критерий Сильвестра (знакоположительное квадратичной формы)
  16. Метод Лагранжа
  17. Классификация кривых и поверхностей второго порядка
  18. Кривые
  19. Поверхности
  20. Дополнение к линейным отображениям
  21. Векторы на плоскости и в пространстве — основные определения
  22. Определение вектора
  23. Нулевой вектор
  24. Длина вектора
  25. Коллинеарность векторов
  26. Направление векторов
  27. Равные и противоположные векторы
  28. Углы между векторами
  29. 🎬 Видео

Видео:Собственные векторы и собственные числа линейного оператораСкачать

Собственные векторы и собственные числа линейного оператора

Примеры ядер и образов линейных отображений

1. Ядром нулевого отображения является все пространство , а образом служит один нулевой вектор, т.е.

2. Рассмотрим отображение , которое ставит в соответствие каждому вектору n-мерного линейного пространства его координатный столбец относительно заданного базиса . Ядром этого отображения является нулевой вектор пространства , поскольку только этот вектор имеет нулевой координатный столбец . Образ преобразования совпадает со всем пространством , так как это преобразование сюръективно (любой столбец из является координатным столбцом некоторого вектора пространства ).

3. Рассмотрим отображение , которое каждому вектору n-мерного евклидова пространства ставит в соответствие алгебраическое значение его проекции на направление, задаваемое единичным вектором . Ядром этого преобразования является ортогональное дополнение — множество векторов, ортогональных . Образом является все множество действительных чисел .

4. Рассмотрим отображение , которое каждому многочлену степени не выше ставит в соответствие его производную. Ядром этого отображения является множество многочленов нулевой степени, а образом — все пространство .

Видео:Ядро и образ линейного оператораСкачать

Ядро и образ линейного оператора

Свойства ядра и образа линейного отображения

1. Ядро любого линейного отображения является подпространством: .

В соответствии с определением требуется доказать, что множество является непустым и замкнутым относительно операций сложения векторов и умножения вектора на число. В самом деле, из однородности отображения следует, что

т.е. нулевой вектор отображается в нулевой вектор . Следовательно, ядро любого линейного отображения не является пустым и содержит, по крайней мере, нулевой элемент: . Покажем, что множество замкнуто по отношению к операциям сложения векторов и умножения вектора на число. Действительно:

Следовательно, множество является линейным подпространством пространства .

2. Образ любого линейного отображения является подпространством: .

В самом деле, докажем, например, замкнутость множества по отношению к операции умножения вектора на число. Если , то существует вектор такой, что . Тогда , то есть .

Поскольку ядро и образ линейного отображения являются линейными подпространствами (свойства 1 и 2), можно говорить об их размерностях.

Дефектом линейного отображения называется размерность его ядра: , а рангом линейного отображения — размерность его образа: .

3. Ранг линейного отображения равен рангу его матрицы (определенной относительно любых базисов).

В самом деле, если любой базис пространства , то . Поэтому максимальное число линейно независимых векторов системы (ранг системы векторов) равно максимальному числу линейно независимых столбцов матрицы отображения, т.е. рангу матрицы: .

4. Линейное отображение инъективно тогда и только тогда, когда , другими словами, когда дефект отображения равен нулю: .

Действительно, образом нулевого вектора служит нулевой вектор . Поэтому, если отображение инъективно, то ядро содержит только нулевой вектор , иначе два разных вектора имели бы один и тот же образ . Обратно, при условии разные векторы не могут иметь одинаковые образы , так как в этом случае из равенств , следует, что ненулевой вектор (приходим к противоречию).

5. Линейное отображение сюръективно тогда и только тогда, когда , другими словами, когда ранг отображения равен размерности пространства образов: .

6. Линейное отображение биективно (значит, обратимо) тогда и только тогда, когда и одновременно.

Теорема (9.1) о размерностях ядра и образа. Сумма размерностей ядра и образа любого линейного отображения равна размерности пространства прообразов:

Действительно, пусть . Выберем в подпространстве базис и дополним его векторами до базиса всего пространства . Покажем, что векторы образуют базис подпространства .

Во-первых, , так как образ любого вектора линейно выражается через векторы

Во-вторых, образующие линейно независимы. Если их линейная комбинация равна нулевому вектору:

то вектор принадлежит ядру (его образ — нулевой вектор). Однако, по построению этот вектор принадлежит алгебраическому дополнению . Учитывая, что , заключаем: . Получили разложение нулевого вектора по линейно независимой системе векторов, значит, все коэффициенты . Поэтому равенство справедливо только для тривиальной линейной комбинации, т.е. система векторов линейно независимая.

Таким образом, векторы образуют базис подпространства , а его размерность определяется количеством базисных векторов, т.е. , что равносильно (9.3).

Следствие. Линейное отображение биективно (значит, обратимо) тогда и только тогда, когда обратима его матрица (определенная относительно любых базисов).

Действительно, для обратимости преобразования (см. свойство 6) его матрица (размеров ) должна удовлетворять условиям (см. свойства 3,4,5):

Тогда по теореме 9.1 заключаем, что , т.е. матрица — квадратная n-го порядка и невырожденная , что и требовалось доказать.

Обратимые линейные отображения называются также невырожденными (имея в виду невырожденность их матрицы).

Видео:Образ, ядро, собственные векторы линейного оператораСкачать

Образ, ядро, собственные векторы линейного оператора

Линейное отображение с примерами решения и образцами выполнения

Линейное отображение — обобщение линейной числовой функции, а точнее, функции на случай более общего множества аргументов и значений. Линейные отображения, в отличие от нелинейных, достаточно хорошо исследованы, что позволяет успешно применять результаты общей теории, так как их свойства не зависят от природы величин.

Вектор лежит в образе

Видео:Как разложить вектор по базису - bezbotvyСкачать

Как разложить вектор по базису - bezbotvy

Определение линейного отображения. Образ и ядро линейного отображения

Пусть V и W — линейные пространства (либо оба вещественные, либо оба комплексные). Линейным отображением линейного пространства V в линейное пространство W называется правило А, согласно которому каждому элементу х из пространства V ставится в соответствие (единственный) элемент у = Ах из пространства W так, что

Вектор лежит в образе

Эти два требования можно объединить в одно:

Вектор лежит в образе

Обозначение: A:VW.

Примеры линейных отображений

  1. Пусть V = W = Мп, где Мп — пространство многочленов, степень которых не выше п. Правило

Вектор лежит в образе

согласно которому каждому многочлену из Мп ставится в соответствие его производная, является линейным отображением (производная суммы равна сумме производных, постоянный сомножитель можно выносить из-под знака производной).

2. Правило, по которому каждому элементу х из V ставится в соответствие элемент λх из V ( λ ≠ 0 и фиксировано), — преобразование подобия — является линейным отображением (рис. 1).

Вектор лежит в образе

3. Пусть у = (еi…, еn) — базис пространства V. Поставим произвольному элементу

Вектор лежит в образе

в соответствие элемент

Вектор лежит в образе

(здесь k Вектор лежит в образе

4. Cовокупность Т2 тригонометрических многочленов вида

Вектор лежит в образе

образует линейное пространство. Правило

Вектор лежит в образе

является линейным отображением

Вектор лежит в образе

5. Пусть Вектор лежит в образе— фиксированная матрица, X — произвольный столбец высоты п. Умножение столбца X на матрицу А слева является линейным отображением пространства столбцов высоты п в пространство столбцов высоты m,

Вектор лежит в образе

Образом линейного отображения А: V → W называется множество im А всех элементов из пространства W, обладающих следующим свойством элемент у лежит в im А, если в пространстве V найдется элемент х, такой, что Ах = у. Примеры.

1′. Образом операции дифференцирования V : Мn — Мп является совокупность многочленов, степень которых не выше п — 1,

2′. Образ отображения подобия совпадает со всем пространством V.

3′. Образ отображения проектирования V : V → V является подпространством

Вектор лежит в образе

4′. Образ операции дифференцирования V : T2 → Т2 совпадает со всем пространством Т2

Теорема:

Образ im А линейного отображения А: V → W является линейным подпространством пространства W.

Пусть у1 и у2 — элементы из im А. Это означает, что в пространстве V найдутся элементы x1 и х2, такие, что -Ax1 = y1 и Ах2 = у2. Из формулы

Вектор лежит в образе

вытекает, что произвольная линейная комбинация элементов y1 и у2 также лежит в im А.

Размерность образа линейного отображения называется рангом этого линейного отображения.

Обозначение: rang А.

Определение:

Линейные отображения А: V → W и В: V W называются равными, если для любого элемента х из пространства V выполняется равенство Ах = Вх.

Обозначение: А = В.

Теорема:

Построение линейного отображения. Пусть V и W — линейные пространства, e = (e1… , еn) — базис пространства V, a f1. . ., fn — произвольные элементы из пространства W. Тогда существует и притом ровно одно линейное отображение

A :V → W,

Вектор лежит в образе

А. Существование. Разложим произвольный элемент х из пространства V по базису с этого пространства,

Вектор лежит в образе

и построим отображение А: V → W по следующему правилу:

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

В линейности отображения А убедимся непосредственно. Пусть

Вектор лежит в образе

Тогда согласно правилу (2)

Вектор лежит в образе

Б. Единственность. Покажем, что требованием (1) линейное отображение А определяется однозначно.

Пусть В: V → W — линейное отображение и

Вектор лежит в образе

Вычисляя действия А и В на произвольный элемент х из V, убеждаемся в том, что в обоих случаях результат один и тот же —

Вектор лежит в образе

Значит, отображения A и В совпадают.

Таким образом, линейное отображение можно задать его действием только на элементы базиса.

Ядром линейного отображения А: V → W называется множество ker А всех элементов из пространства V, каждый из которых отображение А переводит в нулевой элемент θw пространства W.

Вектор лежит в образе

Примеры:

1″. Многочлены нулевой степени образуют ядро операции дифференцирования V: Мп -> Мп.

2″. Ядро отображения подобия состоит из нулевого элемента θv пространства V.

3″. Ядром отображения проектирования P: V→V является линейное подпространство L(ek+1,…, еn) (рис. 3).

4″. Ядро операции дифференцирования D:T2→Т2 состоит из нуля.

5″. Ядром отображения

Вектор лежит в образе

является множество решений однородной линейной системы

АХ = 0.

Теорема:

Ядро линейного отображения А: V
W является линейным подпространством пространства V.

Из равенств Ах = θw и Ay = θw вытекает, что

Вектор лежит в образе

Размерность ядра линейного отображения называется дефектом этого отображения.

Обозначение: defect . Операции над линейными отображениям

Пусть V и W — линейные пространства и A:V W, B:V→W — линейные отображения. Суммой линейных отображений А и В называется отображение С: V→W, определяемое п о следующему правилу:

Сх = Ах + Вх

для любого элемента х из V. Нетрудно убедиться в том, что отображение С является линейным. В самом деле,

Вектор лежит в образе

Обозначение: С = А + В.

Произведением линейного отображения A:V→W на число а называется отображение В: V —> W, определяемое по правилу:

Вх = аАх

для любого элемента х из V. Отображение В линейно:

Вектор лежит в образе

Обозначение: В = а А.

В дальнейшем мы ограничимся рассмотрением линейных операторов — линейных отображений, действующих из пространства V в это же пространство V. Среди рассмотренных выше примеров отображений линейными операторами являются дифференцирование, подобие и проектирование; умножение столбца на квадратную матрицу также является линейным оператором.

Оператор I: V —> V, задаваемый правилом Ix = х для любого элемента х из V, называется тождественным.

Введем операцию умножения линейных операторов. Пусть А: V → V и В: V→V — линейные операторы. Произведением оператора А на оператор В называется отображение С: V → V, определяемое по правилу

Сх = В(Ах),

где х — произвольный элемент из V. Покажем, что С — линейный оператор:

Вектор лежит в образе

Обозначение: С = В А.

Замечание:

Порядок сомножителей в произведении линейных операторов является существенным, как показывает следующий пример.

Пример:

Пусть V = R 2 . Отображения

Вектор лежит в образе

— линейные операторы, действующие из R 2 в R 2 (рис. 4). Тогда

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Пусть A: V → V — линейный оператор. Линейный оператор В: V → V называется обратным оператору А, если выполнены следующие равенства

ВА = АВ= I,

где I: V —> V — тождественный оператор.

Теорема:

Для того, чтобы у линейного оператора А: V → V был обратный, необходимо и достаточно, чтобы образ оператора А совпадал со всем пространством,

im А = V.

Предположим сначала, что обратный оператор В у заданного оператора А существует и покажем, что произвольно взятый элемент у из пространства V непременно лежит в im А. Подействовав оператором А на элемент х = В у, согласно определению (1), получим

Ах = А(Ву) = (АВ)у = Iу — у.

Значит, элемент у является образом элемента х = By и, следовательно, лежит в im А. Тем самым imA = V.

Вектор лежит в образе

Пусть теперь образ оператора А совпадает со всем пространством V:

imA = V.

rang А = dim V.

Поэтому оператор А переводит базис пространства V снова в базис:

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Построим линейный оператор В по следующему правилу

Вектор лежит в образе

Согласно теореме 1, условием (2) оператор В определяется однозначно.

Пусть х — произвольный элемент пространства V. Вычислим (ВA)х и (АВ)х. Разложим х по базису с. Имеем

Вектор лежит в образе

Подействовав на него оператором В А, с учетом формул (2) получаем, что

Вектор лежит в образе

Аналогично, раскладывая элемент х по базису f,

Вектор лежит в образе

и действуя на него оператором АВ, имеем

Вектор лежит в образе

ВAх = х, АВх = х

для любого элемента х из V и, значит,

В А = АВ = I.

Замечание:

В ходе доказательства этой теоремы мы установили также, что обратный к А оператор В определен однозначно.

Для оператора, обратного к А, принято следующее обозначение: А -1 .

Следствие:

Линейный оператор А: VV обратим (имеет обратный) тогда и только тогда, когда его ядро тривиально,

ker А= < θ v>.

Справедливость этого утверждения вытекает из теоремы 3 и формулы.

Вектор лежит в образе

Пример:

Вектор лежит в образе

осуществляет равномерное сжатие плоскости к оси ξ 1 (с коэффициентомВектор лежит в образе); обратный оператор

Вектор лежит в образе

— равномерное растяжение (с коэффициентом 3/2) (рис. 5).

Матрица линейного оператора

Пусть линейный оператор А: V —> V преобразует элементы базиса e = (e1,…, еn) пространства V по следующему правилу

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

столбцами которой являются координаты образов базисных элементов, называется матрицей линейного оператора А в базисе e.

Пример:

Матрица D(с) оператора дифференцирования V: Мз → Mз в базисе ео = l. e1 = t, Вектор лежит в образеимеет вид

Вектор лежит в образе

Пример:

Матрица D(e) оператора дифференцирования V: T2 → T2 в базисе e1 = cos t, е2 = sin t имеет вид

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

У = Ax.

Разложим элементы x и у no базису e:

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

элементов х и у в базисе с связаны соотношением

у(e) = A(e)х(e). (1)

Вектор лежит в образе

в силу единственности разложения элемента у по базису e получаем

Вектор лежит в образе

Записывая полученные п равенств в матричной форме

Вектор лежит в образе

получаем требуемое равенство (1).

Теорема:

Ранг матрицы А(с) линейного оператора А: V —> V не зависит от выбора базиса с и равен рангу rang А оператора А.

Вектор лежит в образе

то rang A равен максимальному числу линейно независимых элементов в системе Ае1,…, Аеn. В силу теоремы 4 главы V, последнее совпадает с максимальным числом линейно независимых столбцов матрицы А(e), т. е. с ее рангом. Таким образом,

rang А(с) = rang A.

Легко убедиться в том, что при сложении линейных операторов их матрицы (вычисленные в одном базисе) складываются, а при умножении линейного оператора на число его матрица умножается на это число.
Матрица произведения С = ВА операторов А и B равна произведению матриц этих операторов (относительно одного и того же базиса e):

С(e) = В(e)А(e). (2)

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Вследствие того, что Вектор лежит в образеиз формул (3) и (4) получаем

С (e) = В(e)А(e).

Отсюда, в частности, вытекает, что

матрица оператора A -1 , обратного к A, является обратной к его матрице А.

В самом деле, из соотношений

Вектор лежит в образе

определяющих обратный оператор, получаем, что его матрица В удовлетворяет равенствам

ВА = I, АВ = I,

и, значит, является обратной к А:

В = A -1 .

Теорема:

Матрицы А = А(е) и А’ = А(е’) линейного оператора А: V → V относительно базисов с и с’ пространства V связаны равенством

Вектор лежит в образе

где S — матрица перехода от базиса е к базису е’.

Пусть у = Ах. Координатные столбцы элементов х и у относительно базисов с и с’ связаны равенствами

у(е) = Ах (е), у(е’) = А’х(е’) (6)

соответственно. Согласно свойству 2 матрицы перехода имеем

х(е) = Sx(c’), у(е) = Sy(е’). (7)

Заменяя в первом из равенств (6) столбцы х(е) и у(е) их выражениями (7), получаем

Sy(е’) = ASx(е’).

Пользуясь вторым равенством (6), имеем

SA’x(е’) = ASx(е’).

Отсюда в силу произвольности столбца х(е’) получаем, что

SA’ = AS.

Так как матрица перехода S невырождена и, значит, обратима, то умножая обе части последнего равенства на матрицу S -1 слева приходим к требуемой формуле (5).

Следствие:

Определитель матрицы линейного оператора не зависит от выбора базиса.

Вычислим определитель матрицы

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Последнее равенство выполняется в силу того, что

Вектор лежит в образе

Таким же свойством обладает и определитель матрицы линейного оператора

А — tI,

где I — тождественный оператор, a t — произвольное число. * Рассмотрим матрицы этого оператора в базисах e и e’ соответственно:

Вектор лежит в образе

Воспользовавшись равенством (5)

Вектор лежит в образе

и доказанным выше следствием, получаем, что

Вектор лежит в образе

Пусть Вектор лежит в образе— матрица линейного оператора A в каком-нибудь базисе. Функция

Вектор лежит в образе

является многочленом от t и, согласно только что доказанному, не зависит от выбора базиса. Расписав определитель матрицы А — t1 подробнее, получаем, что

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

называется характеристическим многочленом линейного оператора А (матрицы А). Его корни называются характеристическими, или собственными, числами линейного оператора А (матрицы А).

Видео:Вектор. Сложение и вычитание. 9 класс | МатематикаСкачать

Вектор. Сложение и вычитание. 9 класс | Математика

Собственные значения и собственные элементы

Ненулевой элемент х ∈ V называется собственным элементом линейного оператора А: V —> V, если найдется такое число λ — собственное значение линейного оператора А, что

Ах = λх.

Пример:

Всякий многочлен нулевой степени является собственным элементом оператора дифференцирования

Вектор лежит в образе

соответствующее собственное значение равно нулю:

Вектор лежит в образе

Пример:

Оператор дифференцирования собственных элементов не имеет.

Вектор лежит в образе

Пусть некоторый тригонометрический многочлен a cos t + β sin t после дифференцирования переходит в пропорциональный:

Вектор лежит в образе

Это означает, что

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Последнее равенство выполняется в том и только в том случае, если

Вектор лежит в образе

откуда вытекает, что а = β = 0 и, значит, многочлен может быть только нулевым.

Теорема:

Вещественное число λ является собственным значением линейного оператора А в том и только в том случае, когда это число — корень его характеристического многочлена: х( λ ) = 0.
Необходимость, Пусть λ — собственное значение оператора А. Тогда найдется ненулевой элемент х, для которого Ах = λх.

Пусть е = (е1 …, еп) — базис пространства. Тогда последнее равенство можно переписать в эквивалентном матричном виде

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Из того, что х — собственный элемент, вытекает, что его координатный столбец х(е) ненулевой. Это означает, что линейная система (1) имеет ненулевое решение. Последнее возможно лишь при условии, что

Вектор лежит в образе

x (λ) = у.

Достаточность. Способ построения собственного элемента

Пусть λ — корень многочлена т- е-

Вектор лежит в образе

Рассмотрим однородную линейную систему с матрицей А(е) — λ1:

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

В силу условия (2) эта система имеет ненулевое решение Вектор лежит в образе.

Построим элемент х по правилу

Вектор лежит в образе

Координатный столбец х(е) этого элемента удовлетворяет условию

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Последнее эквивалентно тому, что

Ах = λх.

Следовательно, х — собственный элемент линейного оператора λ, а А — соответствующее ему собственное значение.

Замечание:

Для нахождения всех собственных элементов, отвечающих заданному собственному значению λ, необходимо построить ФСР системы (3).

Пример:

Найти собственные векторы линейного оператора

Вектор лежит в образе

действующего по правилу

Вектор лежит в образе

(оператор проектирования) (рис.6).

Вектор лежит в образе

Рассмотрим действия линейного оператора Р на базисные векторы. Имеем

Вектор лежит в образе

Запишем матрицу оператора:

Вектор лежит в образе

построим характеристический многочлен

Вектор лежит в образе

и найдем его корни. Имеем λ1 = λ2,з = 1. Построим однородные линейные системы с матрицами:

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Найдем фундаментальные системы решений для каждой из этих систем. Имеем

Вектор лежит в образе

Таким образом, собственными векторами этого оператора проектирования являются: вектор к с собственным значением 0 и любой вектор Вектор лежит в образес собственным значением 1.

Пример:

Найти собственные элементы линейного оператора дифференцирования D, действующего в пространстве M3 многочленов степени не выше двух:

Вектор лежит в образе

Матрица D заданного оператора в базисе I, t, t 2 имеет вид

Вектор лежит в образе

характеристический многочлен — λ 3 имеет ровно один корень λ = 0. Решением системы

Вектор лежит в образе

является набор 1,0,0, которому соответствует многочлен нулевой степени.

Видео:Компланарны ли векторы: a=(2;5;8), b=(1;-3;-7) и c=(0;5;10)?Скачать

Компланарны ли векторы: a=(2;5;8), b=(1;-3;-7) и c=(0;5;10)?

Сопряженный оператор

В евклидовом пространстве над линейными операторами можно ввести еще одно действие — операцию сопряжения.

Пусть V — n-мерное евклидово пространство. С каждым линейным оператором

A: V → V,

действующим в этом пространстве; естественно связан другой линейный оператор, сопряженный данному.

Определение:

Л*: V → V

(читается: «а со звездой») называется сопряженным линейному оператору А: V → , если для любых элементов х и у из пространства V выполняется равенство

(Ах, у) = (х, A*у). (1)

Линейный оператор А*, сопряженный данному оператору А, всегда существует.

Пусть e = (e1…..еn) — ортобазис пространства V и А = А(e) = Вектор лежит в образе— матрица линейного оператора А в этом базисе, т. е.

Вектор лежит в образе

Непосредственными вычислениями можно убедиться в том, что для линейного оператора А*: V —> V, определяемого по правилу

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

равенство (1) выполнено при любых х и у. Напомним. что согласно теореме 1, для того, чтобы построить линейный оператор, достаточно задать его действие на базисные элементы.

Пример:

Введем в линейном пространстве М многочленов с вещественными коэффициентами степени не выше первой операцию скалярного умножения по следующему правилу. Пусть

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Тем самым, М1 — двумерное евклидово пространство.

Пусть D: М1 — М1 — оператор дифференцирования-. D(a + bt) = b. Построим сопряженный оператор D*: М1 → М1.

Многочлены l и t образуют ортобазис пространства Af (, так как согласно правилу (*) (1. 1) = (t, t) = 1. (l, t) = 0. Матрица оператора D в этом базисе имеет вид

Вектор лежит в образе

т.к. D(1) = 0, D(t) = 1. Тогда

Вектор лежит в образе

— матрица сопряженного оператора D* действующего по правилу:

D*(l)=l, D*(t)=0.

Для произвольного многочлена φ(t) = а +bt получаем

Вектор лежит в образе

Свойства операции сопряжения

  1. У каждого линейного оператора существует ровно один сопряженный ему оператор.

Пусть В и С — операторы, сопряженные заданному оператору A. Это означает, что для любых элементов х и у из пространства V выполняются равенства

(Ах, у) = (х, By), (Ах, у) = (х, Су).

Отсюда вытекает, что

(х, Ву)=(х, Су)

(х, By — Су) = 0.

В силу произвольности выбора элемента х заключаем, что элемент Ву-Су ортогонален любому элементу пространства V и, в частности, себе самому. Последнее возможно лишь в случае, когда By — Су = θ и, значит, By = Су. Вследствие того, что у — произвольный элемент, получаем В = С.

2. (аA)* = аA*, где а — произвольное вещественное число.

Пусть A: V —> V н B: V → V — линейные операторы. Тогда

Свойства 2-5 легко вытекают из единственности сопряженного оператора.

6. Пусть e — ортобазис пространства V. Для того, чтобы операторы А: V —> V и В: V —> V были взаимносопряженными, т.е. выполнялись равенства В = А, А= В, необходимо и достаточно, чтобы их матрицы А = А(e) и В = В(e) получались одна из другой транспонированием.

Замечание:

Подчеркнем, что свойство 6 справедливо только для матриц, построенных в ортонормиро-ванном базисе. Для произвольного базиса оно неверно.

7. Если линейный оператор А невырожден, то сопряженный ему оператор А* также невырожден и выполняется равенство

Вектор лежит в образе

Видео:Собственные векторы и собственные значения матрицыСкачать

Собственные векторы и собственные значения матрицы

Симметричный оператор

Линейный оператор А называется самосопряженным (или симметричным), если он совпадает с сопряженным ему оператором А*, т. е.

А* = А.

В силу свойства 6 из предыдущего параграфа матрица самосопряженного оператора в ортобазисе симметрична, т. е. не изменяется при транспонировании. Поэтому самосопряженный оператор называют также симметричным оператором.

Вектор лежит в образе

Пример:

Рассмотрим оператор Р ортогонального проектирования трехмерного евклидова пространства Oxyz на координатную плоскость Оху (рис. 7). В ортобазисе i,j,k матрица этого оператора имеет следующий вид

Вектор лежит в образе

(так как Рi = i, Рj = j, Pk = θ, т. е. является симметричной. Значит, оператор проектирования P симметричен.
Симметричный оператор обладает рядом замечательных свойств.

Свойства симметричного оператора

Первые два вытекают из его определения.

  1. Для того, чтобы линейный оператор А: V → V был симметричным, необходимо и достаточно, чтобы для любых элементов х и у из пространства V выполнялось равенство
    (Ах, У) = (х, Aу). (6)
  2. Для того, чтобы линейный оператор был симметричен, необходимо и достаточно, чтобы его матрица в (каком-нибудь) ортонормированном базисе была симметрична.
  3. Характеристический многочлен симметричного оператора (и симметричной матрицы) имеет только вещественные корни.

Напомним, что вещественный корень λ характеристического многочлена линейного оператора А является его собственным значением, т.е. существует ненулевой элемент х (собственный вектор оператора А), который оператор А преобразует так: Ах = λх.

4. Собственные элементы симметричного оператора, отвечающие различным собственным значениям, ортогональны.

Пусть x1 и х2 — собственные элементы оператора А,

Вектор лежит в образе

И Вектор лежит в образе. В силу симметричности оператора имеем

Вектор лежит в образе

С другой стороны,

Вектор лежит в образе

Из вытекающего отсюда равенства

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Отсюда в силу неравенства Вектор лежит в образеимеем

Вектор лежит в образе

5. Пусть А: V —> V — симметричный оператор. Тогда в пространстве V существует ортонормированный базис е = (е1,… ,еп), состоящий из собственных элементов оператора А:

Вектор лежит в образе

В приведенном выше примере таким базисом является тройка i, j, к: векторы i и j — собственные векторы оператора проектирования Р с собственными значениями, равными единице, а к — его собственный вектор с нулевым собственным значением.

6. Пусть А: V —» V — невырожденный симметричный оператор. Тогда обратный ему оператор А -1 : V —> V также является симметричным.

Замечание:

Все собственные значения невырожденного оператора отличны от нуля. Если λ ≠ 0 — собственное значение оператора А, то Вектор лежит в образе— собственное значение обратного оператора А -1 .

Симметричный оператор называется положительным, если для любого ненулевого элемента х из пространства V выполняется неравенство (Ах, х) > 0.

Свойства положительного оператора

  1. Симметричный оператор А: V —» V является положительным в том и только в том случае, когда все его собственные значения λ1…, λп положительны.
  2. Положительный оператор невырожден (обратим).
  3. Оператор, обратный положительному, также положителен.

Видео:Матрица линейного оператораСкачать

Матрица линейного оператора

Квадратичные формы

Пусть А = (aij) — симметричная матрица порядка п, ajj = Выражение
(1)

Вектор лежит в образе

называется квадратичной формой переменных Вектор лежит в образе. Матрица А называется матрицей этой квадратичной формы.

Примером квадратичной формы двух переменных х и у может служить выражение ах2 + 2bху + су2, где а, b и с — некоторые действительные числа; ее матрица

Вектор лежит в образе

Набор чисел Вектор лежит в образеможно рассматривать как координаты элемента п-мерного евклидова пространства V в некотором фиксированном ортобазисе e = (e1,…, еn) этого пространства,

Вектор лежит в образе

Тогда выражение (1) будет представлять собой числовую функцию аргумента х, заданную на всем пространстве V. Эту функцию принято обозначать так: A(х, х). О такой квадратичной форме
(2)

Вектор лежит в образе

говорят, что она задана в n-мерном евклидовом пространстве

Со всякой квадратичной формой A(x, x) естественно связана симметричная билинейная форма
(3)

Вектор лежит в образе

где Вектор лежит в образе— координаты элемента у в ортобазисе e:

Вектор лежит в образе

Замечание:

Форма (3) называется билинейной, так как она линейна по каждому аргументу — и по х, и по у :

Вектор лежит в образе

(здесь a1, a2, β1, β2 — произвольные числа).

Билинейная форма (3) называется симметричной вследствие того, что ее значение не зависит от порядка аргументов,

Вычисляя значения билинейной формы A (x, у) на базисных элементах, т. е. полагая х = еk, у = ет, получаем, что (4)

Вектор лежит в образе

Это означает, что элементы матрицы А квадратичной формы (2) суть значения билинейной формы на элементах базиса с.

Примером билинейной формы может служить скалярное произведение векторов n-мерного координатного пространства Rn

Вектор лежит в образе

где Вектор лежит в образеСоответствующая квадратичная форма

Вектор лежит в образе

определяет квадрат длины вектора ξ.

При переходе к другому базису координаты элемента х изменяются. Меняется и матрица А = А(e) квадратичной формы.

В приложениях часто возникает необходимость приведения квадратичной формы к наиболее простому виду. Таким видом является диагональный, или нормальный вид. Будем говорить, что квадратичная форма в базисе с имеет нормальный вид, если все коэффициенты при произведениях различных координат равны нулю, т.е. аij = 0 при i ≠ j. Тогда

Вектор лежит в образе

Матрица квадратичной формы в этом базисе имеет диагональный вид:

Вектор лежит в образе

Теорема:

Для каждой квадратичной формы, заданной в евклидовом пространстве, можно указать (ортонормированный) базис, в котором ее матрица имеет диагональный вид.
Чтобы убедиться в справедливости этого утверждения, воспользуемся свойствами симметричного оператора. Построим линейный оператор А: V → V так, чтобы его матрица Вектор лежит в образев базисе е совпадала с матрицей (aij) квадратичной формы в этом же базисе е, т.е. положим Вектор лежит в образе= aij. В силу симметричности матрицы Вектор лежит в образеоператор А симметричен.’

Вычислим (Aх, х). Замечая, что

Вектор лежит в образе

вследствие ортонормированности базиса e, получаем

Вектор лежит в образе

Тем самым, м ы установили важную связь

A(х, х) = (Aх, х) (5)

между квадратичной формой, заданной в евклидовом пространстве V, и действующим в нем симметричным оператором.

В силу симметричности построенного оператора А в евклидовом пространстве V существует ортонормированный базис f = (f1,… ,fn) состоящий из собственных элементов оператора А:

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Разложим элемент х по базису f,

Вектор лежит в образе

и вновь вычислим (Aх, х). Имеем

Вектор лежит в образе

Отсюда в силу равенства (5) получаем, что

Вектор лежит в образе

Тем самым, матрица A(f) исходной квадратичной формы в базисе f является диагональной:

Вектор лежит в образе

Сам диагональный вид квадратичной формы можно (с точностью до порядка слагаемых) записать и не вычисляя элементов базиса f. Достаточно найти собственные значения линейного оператора А или, что тоже самое, собственные значения матрицы А = (aij) и выписать их с учетом кратности.

Пример:

Привести квадратичную форму

A(х, х) = 2ху + 2yz + 2xz

к диагональному виду.
Запишем матрицу квадратичной формы

Вектор лежит в образе

и построим ее характеристический многочлен:

Вектор лежит в образе

Приравняв полученное выражение к нулю, найдем его корни:

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Построение соответствующего ортобазиxа сложнее.

Собственные векторы симметричного оператора А суть собственные векторы матрицы квадратичной формы. Найдем их.

Пусть λ = 2. Рассмотрим однородную линейную систему с матрицей

Вектор лежит в образе

Все решения системы

Вектор лежит в образе

пропорциональны набору (1 1 1 ) т.

Пусть λ = — I. Однородная линейная система с матрицей

Вектор лежит в образе

сводится к одному уравнению

х + y + z = 0

и имеет два линейно независимых решения. Выберем их так, чтобы они были ортогональны: (1 -2 1 )Т, (1 0 — 1 )Т. Легко убедиться в том, что векторы с найденными координатными столбцами попарно ортогональны. Пронормируем их:

Вектор лежит в образе

Искомый базис построен:

Вектор лежит в образе

Замечание:

В качестве пространства V можно взять любое п-мерное евклидово пространство. Однако в задачах наиболее часто встречается координатное пространство Rn, элементами которого являются всевозможные упорядоченные наборы действительных чисел — ξ = (Вектор лежит в образе), стандартный базис состоит из наборов (1,0,…, 0,0), (0,1…..0,0),… , (0,0,….,), 0), (0,0…..0, I), а скалярное произведение наборов ξ = (Вектор лежит в образе) и η = (Вектор лежит в образе) определяется формулой

Вектор лежит в образе

Опишем алгоритм, посредством которого для произвольной квадратичной формы, заданной в n-мерном координатном пространстве, строится базис, в котором эта квадратичная форма имеет диагональный вид.

Вектор лежит в образе

— заданная квадратичная форма.

  1. Выпишем матрицу квадратичной формы

Вектор лежит в образе

2. Построим характеристический многочлен

Вектор лежит в образе

и найдем его корни (в силу симметричности матрицы все корни вещественны). Запишем их с учетом кратности:

Вектор лежит в образе

3. Пусть λ — один из этих корней, кратности k. Однородная линейная система с матрицей

Вектор лежит в образе

имеет ровно к линейно независимых решений (образующих фундаментальную систему решений). Ортонормировав ее, получим к попарно ортогональных решений единичной длины.

4. Поступая так с каждым корнем характеристического многочлена, получаем набор ровной попарно ортогональных элементов единичной длины, т. с. ортобазис f1 …, fn пространства Rn.

В построенном ортобазисе f = (f1,…,fn) заданная квадратичная форма имеет диагональный вид:

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Определение:

Вектор лежит в образе

называется положительно определенной или знакоположительной, если для любого ненулевого элемента х (или, что то же, для любого ненулевого набора Вектор лежит в образе, выполняется неравенство

A(х, х) > 0.

Примером знакоположительной квадратичной формы может служить скалярный квадрат произвольного вектора ξ = (Вектор лежит в образе) координатного пространства:

Вектор лежит в образе

После приведения знакоположительной квадратичной формы к диагональному виду получаем

Вектор лежит в образе

где λ1 > 0, …, λn > 0

Критерий Сильвестра (знакоположительное квадратичной формы)

Для того, чтобы квадратичная форма (6) была знакоположительной, необходимо и достаточно, чтобы все миноры ее матрицы, расположенные в левом верхнем углу, были положительны, т. е.

Вектор лежит в образе

Метод Лагранжа

Существует еще один (простой) метод приведения квадратичной формы к диагональному виду, удобный, например, при получении ответа на вопрос, является ли квадратичная форма знакоопределенной или нет. Этот метод Лагранжа, или метод выделения полного квадрата, заключается в следующем. Пусть

Вектор лежит в образе

— заданная квадратичная форма и a11 ≠ 0. Выпишем сначала все слагаемые, содержащие переменную ξ 1 и преобразуем их так:

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Замечая, что выражение

Вектор лежит в образе

также является квадратичной формой, но уже зависящей от меньшего числа переменных, вновь выделяем полный квадрат и т.д.

Если a11 = 0, но отлично от нуля аii(2 Вектор лежит в образе

В результате проведенного преобразования координат, в частности, получим

Вектор лежит в образе

И, тем самым, придем к общему случаю.

Пример:

Методом Лагранжа привести к диагональному виду квадратичную форму

A(x, х) = 2ху + 2yz + 2zx.

Введем новые координаты Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Замечание:

Недостаток метола Лагранжа состоит в том, что при указанных преобразованиях координат новые координатные оси уже не являются попарно ортогональными.

Существуют и другие способы приведения квадратичной формы к диагональному виду.

Сравнивая результаты описанных выше двух способов приведения квадратичной формы 2ху + 2yz + 2zx к диагональному виду (речь идет о последних двух разобранных примерах), можно заметить, что в них соответственно одинаковы: число отрицательных коэффициентов и число положительных коэффициентов. Это совпадение не случайно, а является важным свойством квадратичных форм, называемым законом инерции:

число положительных, число отрицательных и число нулевых коэффициентов при квадратах неизвестных в диагональном виде квадратичной формы всегда одни и те же и не зависят от способа приведения квадратичной формы к этому виду.

Видео:Доказать, что векторы a, b, c образуют базис и найти координаты вектора d в этом базисеСкачать

Доказать, что векторы a, b, c образуют базис и найти координаты вектора d в этом базисе

Классификация кривых и поверхностей второго порядка

Применим описанный выше алгоритм приведения квадратичной формы к диагональному виду для классификации кривых и поверхностей второго порядка.

Кривые

Рассмотрим общее уравнение кривой второго порядка на плоскости Оху :

Вектор лежит в образе

Построим матрицу квадратичной части ах2 + 2bху+су2:

Вектор лежит в образе

Найдем корни λ1 и λ2 характеристического многочлена и соответствующие им собственные векторы i и j (единичные и взаимноортогональные).. Возьмем эти векторы за орты новых осей Ох и Оу (рис. 8).

Вектор лежит в образе

Переходя к новым координатам Вектор лежит в образе, получим

Вектор лежит в образе

Возможны два случая: 1) λ1 • λ2 ≠ 0, 2) λ1 (или λ2 ) равно нулю.

В первом случае сдвигом точки начала отсчета

Вектор лежит в образе

добиваемся исчезновения линейных членов

Вектор лежит в образе

Далее, как это и делалось, рассматриваем всевозможные сочетания знаков у коэффициентов λ1, λ2 и f. В результате получаем: эллипс, гиперболу, пару пересекающихся прямых, точку, пустое множество.

Во втором случае (положим для определенности λ1 = 0, λ2 ≠ 0) сдвигом начала отсчета

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

приходим к уравнению

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Если же d= 0,то взяв а = 0, имеем

Вектор лежит в образе

В зависимости от знака Вектор лежит в образеполучаем: пару параллельных прямых, пару совпадающих прямых, пустое множество.

Замечание:

Операция отыскания корней характеристического многочлена квадратичной части уравнения кривой и взаимноортогональных единичных собственных векторов, описанная здесь, заменяет уничтожение произведения разноименных координат путем поворота на подходящий угол. В случае поверхностей второго порядка дело обстоит сложнее (и для того, чтобы разобраться с классификацией до конца, нужны и внимание и терпение).

Поверхности

Общее уравнение поверхности второго порядка имеет следующий вид

Вектор лежит в образе

Упростим вид квадратичной части этого уравнения (подчеркнута), пользуясь описанным выше алгоритмом. Построим матрицу

Вектор лежит в образе

найдем корни λ1, λ2, λз характеристического многочлена

Вектор лежит в образе

и соответствующие им собственные векторы i, J, k так, чтобы они образовывали ортонормированную тройку (это всегда возможно). Возьмем векторы i, J и k за орты новых координатных осей Ox, Ox, Oz. Производя замену координат, получим (*)

Вектор лежит в образе

Возможны три случая:

(I) Все три корня λ1, λ2, λ3 отличны от нуля. Путем сдвига начала

Вектор лежит в образе

уравнение (*) поверхности приводится к следующему виду

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

имеют один и тот же знак, противоположный знаку Вектор лежит в образе.

Вектор лежит в образе

получаем уравнение эллипсоида

Вектор лежит в образе

β ) Знаки λ1 и λ2 противоположны знаку Вектор лежит в образе, а знаки A3 и Вектор лежит в образесовпадают. Полагая

Вектор лежит в образе

получаем уравнение однополостного гиперболоида

Вектор лежит в образе

γ ) Знаки λ1 и λ2 совпадают со знаком Вектор лежит в образе, а знаки λ3 и Вектор лежит в образепротивоположны. Полагая

Вектор лежит в образе

получаем уравнение двуполостного гиперболоида

Вектор лежит в образе

б. Вектор лежит в образе= 0.

а) Если λ1, λ2 и λз имеют один и тот же знак, то получаем точку (0, 0, 0).

β) Если одно из λ, имеет знак, противоположный знаку двух других, то получаем уравнение конуса второго порядка

Вектор лежит в образе

(II) Ровно один корень равен нулю (для определенности λз = 0). Полагая

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образеТогда сдвигом точки начала отсчета

Вектор лежит в образе

получаем уравнение вида

Вектор лежит в образе

а) Если λ1 и λ2 — одного знака, то, полагая

Вектор лежит в образе

(можно считать, что знак Вектор лежит в образепротивоположен знаку λ1 и λ2; этого всегда можно добиться, поменяв в случае необходимости ориентацию оси z на противоположную), получаем уравнение эллиптического параболоида

Вектор лежит в образе

β) Если λ1 и λ2 имеют противоположные знаки, то, положив

Вектор лежит в образе

получим уравнение гиперболического параболоида

Вектор лежит в образе

б. Вектор лежит в образе=0. Тогда уравнение поверхности имеет следующий вид

Вектор лежит в образе

Классификация поверхностей с уравнениями такого типа приводится в таблице.

Замечание:

Отсутствие третьей координаты (точнее, ее неявное присутствие) приводит к цилиндрическим поверхностям, направляющими которых являются кривые второго порядка, лежащие в плоскости Z = 0 и имеющие уравнения вила

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

(III) Ровно два корня равны нулю (для определенности λ2 = λ3 = 0). Преобразованием координат

Вектор лежит в образе

приходим к уравнению

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образеПокажем, что этот случай всегда можно свести к такому: Вектор лежит в образе, Вектор лежит в образе= 0. Преобразованием координат

Вектор лежит в образе

уравнение поверхности приводится к следующему виду

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Замечание:

Преобразование координат, упрощающее вид уравнения, выбирается так, чтобы новая координатная система вновь была прямоугольной декартовой.

Сдвигом начала координат

Вектор лежит в образе

получаем уравнение параболического цилиндра

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе

описывает либо пару параллельных плоскостей ( λ1 • Вектор лежит в образе0).

Видео:Образ линейного оператора. ПримерСкачать

Образ линейного оператора. Пример

Дополнение к линейным отображениям

Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе

Решение заданий и задач по предметам:

Дополнительные лекции по высшей математике:

Вектор лежит в образе

Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе Вектор лежит в образе

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Видео:Крайон. Создай пространство счастья и успеха вокруг себя. 10 важнейших уроков. Артур Лиман.Скачать

Крайон. Создай пространство счастья и успеха вокруг себя. 10 важнейших уроков. Артур Лиман.

Векторы на плоскости и в пространстве — основные определения

Видео:11.1 Образ и ядро линейного оператораСкачать

11.1 Образ и ядро линейного оператора

Определение вектора

В статье пойдет речь о том, что такое вектор, что он из себя представляет в геометрическом смысле, введем вытекающие понятия.

Для начала дадим определение:

Вектор – это направленный отрезок прямой.

Исходя из определения, под вектором в геометрии отрезок на плоскости или в пространстве, который имеет направление, и это направление задается началом и концом.

В математике для обозначения вектора обычно используют строчные латинские буквы, однако над вектором всегда ставится небольшая стрелочка, например a → . Если известны граничные точки вектора – его начало и конец, к примеру A и B , то вектор обозначается так A B → .

Видео:Что такое вектора? | Сущность Линейной Алгебры, глава 1Скачать

Что такое вектора? | Сущность Линейной Алгебры, глава 1

Нулевой вектор

Под нулевым вектором 0 → будем понимать любую точку плоскости или пространства.

Из определения становится очевидным, что нулевой вектор может иметь любое направление на плоскости и в пространстве.

Вектор лежит в образе

Видео:Лекция 16. Понятие вектора и векторного пространства. Базис векторного пространства.Скачать

Лекция 16. Понятие вектора и векторного пространства. Базис векторного пространства.

Длина вектора

Под длиной вектора A B → понимается число, большее либо равное 0, и равное длине отрезка АВ.

Длину вектора A B → принято обозначать так A B → .

Понятия модуль вектора и длина вектора равносильны, потому что его обозначение совпадает со знаком модуля. Поэтому длину вектора также называют его модулем. Однако грамотнее использовать термин «длина вектора». Очевидно, что длина нулевого вектора принимает значение ноль.

Видео:Математика без Ху!ни. Уравнение плоскости.Скачать

Математика без Ху!ни. Уравнение плоскости.

Коллинеарность векторов

Два вектора лежащие на одной прямой или на параллельных прямых называются коллинеарными.

Два вектора не лежащие на одной прямой или на параллельных прямых называются неколлинеарными.

Следует запомнить, что Нулевой вектор всегда коллинеарен любому другому вектору, так как он может принимать любое направление.

Коллиниарные векторы в свою очередь тоже можно разделить на два класса: сонаправленные и противоположно направленные.

Видео:Ядро и образ линейного оператора. ТемаСкачать

Ядро и образ линейного оператора. Тема

Направление векторов

Сонаправленными векторами называют два коллинеарных вектора a → и b → , у которых направления совпадают, такие векторы обозначаются так a → ↑ ↑ b → .

Противоположно направленными векторами называются два коллинеарных вектора a → и b → , у которых направления не совпадают, т.е. являются противоположными, такие векторы обозначаются следующим образом a → ↑ ↓ b → .

Считается, что нулевой вектор является сонаправленым к любым другим векторам.

Вектор лежит в образе

Видео:Ефимов В.А. "Что за перевалом СВО. Смыслы будущего"Скачать

Ефимов В.А. "Что за перевалом СВО. Смыслы будущего"

Равные и противоположные векторы

Равными называются сонаправленные вектора, у которых длины равны.

Противопожными называются противоположно направленные вектора, у которых их длины равны.

Вектор лежит в образе

Введенные выше понятия позволяют нам рассматривать векторы без привязки к конкретным точкам. Иначе говоря, можно заменить вектор равным ему вектором, отложенным от любой точки.

Пусть заданы два произвольных вектора на плоскости или в пространстве a → и b → . Отложим от некоторой точки O плоскости или пространства векторы O A → = a → и O B → = b → . Лучи OA и OB образуют угол ∠ A O B = φ .

Видео:С 21 января Плутон в Водолее 2024-2044 Новая эра. Кардинальное изменение жизни. Подробно каждый знакСкачать

С 21 января Плутон в Водолее 2024-2044 Новая эра. Кардинальное изменение жизни. Подробно каждый знак

Углы между векторами

Угол φ = ∠ A O B называется углом между векторами a → = O A → и b → = O B → .

Вектор лежит в образе

Очевидно, что угол между сонаправленными векторами равен нулю градусам (или нулю радиан), так как сонаправленные векторы лежат на одной или на параллельных прямых и имеют одинаковое направление, а угол между противоположно направленными векторами равен 180 градусам (или π радиан), так как противоположно направленные векторы лежат на одной или на параллельных прямых, но имеют противоположные направления.

Перпендикулярными называются два вектора, угол между которыми равен 90 градусам (или π 2 радиан).

🎬 Видео

Высшая математика. Линейные пространства. Векторы. БазисСкачать

Высшая математика. Линейные пространства. Векторы. Базис

5 1 Ядро и образ линейного отображенияСкачать

5 1  Ядро и образ линейного отображения
Поделиться или сохранить к себе: