Построй два разных четырехугольника

Содержание
  1. Построй два разных четырехугольника со сторонами ТЕ и АМ?
  2. Запиши название всех треугольников имеюих ; общию вершину — точку А общию сторону — отрезок Ам Запиши названия всех четырехугольников?
  3. Напишите обозначение четырехугольников?
  4. Построй 2 луча CP и DK так что бы точка C лежала на луче DK, а точка D лежала на луче CP?
  5. Построй два разных четырехугольника со сторонами ТЕ и АМ?
  6. Начертите произвольный четырехугольник соедините середины его сторон ?
  7. Построй какой — нибудь пятиугольник, обозначь его буквами и выпиши обозначения всех его вершин и сторон?
  8. Построй какой нибудь пятиугольник, обозначь его буквами и выпиши обозначения всех его вершин и сторон?
  9. Могут ли две точки с отрицательными кординатоми лежать по разные стороны от нуля?
  10. Могут ли 2 точки с отрицательными координатами лежать по разные стороны от нуля?
  11. Найди прямые углы у четырехугольника мнпк и пятиугольника abcd и запиши их обозначения?
  12. Четырехугольник — виды и свойства с примерами решения
  13. Внутренние и внешние углы четырехугольника
  14. Сумма внутренних углов выпуклого четырёхугольника
  15. Сумма внешних углов выпуклого четырёхугольника
  16. Параллелограмм
  17. Параллелограмм и его свойства
  18. Признаки параллелограмма
  19. Прямоугольник
  20. Признак прямоугольника
  21. Ромб и квадрат
  22. Свойства ромба
  23. Трапеция
  24. Средняя линия треугольника
  25. Средняя линия трапеции
  26. Координаты середины отрезка
  27. Теорема Пифагора
  28. Справочный материал по четырёхугольнику
  29. Пример №1
  30. Признаки параллелограмма
  31. Пример №2 (признак параллелограмма).
  32. Прямоугольник
  33. Пример №3 (признак прямоугольника).
  34. Ромб. Квадрат
  35. Пример №4 (признак ромба)
  36. Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника
  37. Пример №5
  38. Пример №6
  39. Трапеция
  40. Пример №7 (свойство равнобедренной трапеции).
  41. Центральные и вписанные углы
  42. Пример №8
  43. Вписанные и описанные четырёхугольники
  44. Пример №9
  45. Пример №10
  46. Построй два разных четырехугольника со сторонами ТЕ и АМ?
  47. Запиши название всех треугольников имеюих ; общию вершину — точку А общию сторону — отрезок Ам Запиши названия всех четырехугольников?
  48. Напишите обозначение четырехугольников?
  49. Построй 2 луча CP и DK так что бы точка C лежала на луче DK, а точка D лежала на луче CP?
  50. Построй два разных четырехугольника со сторонами ТЕ и АМ?
  51. Начертите произвольный четырехугольник соедините середины его сторон ?
  52. Построй какой — нибудь пятиугольник, обозначь его буквами и выпиши обозначения всех его вершин и сторон?
  53. Построй какой нибудь пятиугольник, обозначь его буквами и выпиши обозначения всех его вершин и сторон?
  54. Могут ли две точки с отрицательными кординатоми лежать по разные стороны от нуля?
  55. Могут ли 2 точки с отрицательными координатами лежать по разные стороны от нуля?
  56. Найди прямые углы у четырехугольника мнпк и пятиугольника abcd и запиши их обозначения?

Видео:Периметр прямоугольника. Как найти периметр прямоугольника?Скачать

Периметр прямоугольника. Как найти периметр прямоугольника?

Построй два разных четырехугольника со сторонами ТЕ и АМ?

Математика | 1 — 4 классы

Построй два разных четырехугольника со сторонами ТЕ и АМ.

Запиши обозначения их границ.

Где будут лежать точки S и D?

Построй два разных четырехугольника

Построй два разных четырехугольника

S и D Не лежат на отрезке.

Построй два разных четырехугольника

Видео:Что такое угол? Виды углов: прямой, острый, тупой, развернутый уголСкачать

Что такое угол? Виды углов: прямой, острый, тупой,  развернутый угол

Запиши название всех треугольников имеюих ; общию вершину — точку А общию сторону — отрезок Ам Запиши названия всех четырехугольников?

Запиши название всех треугольников имеюих ; общию вершину — точку А общию сторону — отрезок Ам Запиши названия всех четырехугольников.

Построй два разных четырехугольника

Видео:3 правила для вписанного четырехугольника #shortsСкачать

3 правила для вписанного четырехугольника #shorts

Напишите обозначение четырехугольников?

Напишите обозначение четырехугольников?

Построй два разных четырехугольника

Видео:Математика 2 класс (Урок№33 - Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой.)Скачать

Математика 2 класс (Урок№33 - Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой.)

Построй 2 луча CP и DK так что бы точка C лежала на луче DK, а точка D лежала на луче CP?

Построй 2 луча CP и DK так что бы точка C лежала на луче DK, а точка D лежала на луче CP.

Построй два разных четырехугольника

Видео:Параллельные прямые | Математика | TutorOnlineСкачать

Параллельные прямые | Математика | TutorOnline

Построй два разных четырехугольника со сторонами ТЕ и АМ?

Построй два разных четырехугольника со сторонами ТЕ и АМ.

Запиши обозначения их границ.

Где будут лежать точки S и D?

Построй два разных четырехугольника

Видео:Площадь прямоугольника. Как найти площадь прямоугольника?Скачать

Площадь прямоугольника. Как найти площадь прямоугольника?

Начертите произвольный четырехугольник соедините середины его сторон ?

Начертите произвольный четырехугольник соедините середины его сторон .

Обозначте все точки буквами и запишите значками свойства углов и сторон полученного четырехугольника.

Построй два разных четырехугольника

Видео:Построение симметричного четырехугольника. #ShortsСкачать

Построение симметричного четырехугольника. #Shorts

Построй какой — нибудь пятиугольник, обозначь его буквами и выпиши обозначения всех его вершин и сторон?

Построй какой — нибудь пятиугольник, обозначь его буквами и выпиши обозначения всех его вершин и сторон.

Построй два разных четырехугольника

Видео:Построение угла с помощью транспортираСкачать

Построение угла с помощью транспортира

Построй какой нибудь пятиугольник, обозначь его буквами и выпиши обозначения всех его вершин и сторон?

Построй какой нибудь пятиугольник, обозначь его буквами и выпиши обозначения всех его вершин и сторон.

Построй два разных четырехугольника

Видео:Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними. 7 класс. Геометрия.Скачать

Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними. 7 класс. Геометрия.

Могут ли две точки с отрицательными кординатоми лежать по разные стороны от нуля?

Могут ли две точки с отрицательными кординатоми лежать по разные стороны от нуля?

Построй два разных четырехугольника

Видео:Сложи квадрат из трапеции.Скачать

Сложи квадрат из трапеции.

Могут ли 2 точки с отрицательными координатами лежать по разные стороны от нуля?

Могут ли 2 точки с отрицательными координатами лежать по разные стороны от нуля?

Построй два разных четырехугольника

Видео:Математика. 2 класс. Виды углов. Многоугольники /11.01.2021/Скачать

Математика. 2 класс. Виды углов. Многоугольники /11.01.2021/

Найди прямые углы у четырехугольника мнпк и пятиугольника abcd и запиши их обозначения?

Найди прямые углы у четырехугольника мнпк и пятиугольника abcd и запиши их обозначения.

На этой странице сайта, в категории Математика размещен ответ на вопрос Построй два разных четырехугольника со сторонами ТЕ и АМ?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 1 — 4 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Построй два разных четырехугольника

5 целых 1 / 8 — 5 / 8 = 4 целых 1 / 8 + 8 / 8 — 5 / 8 = 4 целых 4 / 8 сокращаем = 4 целых 2 / 4.

Видео:Математика. 2 класс. Построение фигур /13.01.2021/Скачать

Математика. 2 класс. Построение фигур /13.01.2021/

Четырехугольник — виды и свойства с примерами решения

Содержание:

Четырёхугольник — это фигура, которая состоит из четырёх точек и четырёх последовательно соединяющих их отрезков. При этом, никакие три из указанных точек не должны быть расположены на одной прямой, а соединяющие их отрезки не должны пересекаться. Данные точки называются вершинами четырёхугольника, а соединяющие их отрезки — сторонами четырёхугольника.

Построй два разных четырехугольника

Вершины, являющиеся концами одной стороны четырёхугольника, называются соседними, а вершины, не принадлежащие одной стороне — противолежащими. Стороны, имеющие общую вершину, называются соседними сторонами, а не имеющие общих вершин — противолежащими сторонами. Отрезки, соединяющие противолежащие вершины, называются диагоналями четырёхугольника. Точки, принадлежащие четырёхугольнику, делят плоскость q на два множества, которые образуют две области — внутреннюю и внешнюю.

Построй два разных четырехугольника

Четырёхугольник называется выпуклым, если все точки, принадлежащие внутренней области, находятся в одной полуплоскости от линии, содержащей любую сторону четырёхугольника, если эти точки находятся в разных полуплоскостях, то четырёхугольник называется невыпуклым (вогнутым).

Построй два разных четырехугольника

Если соединить любые две точки внутренней области выпуклого многоугольника, то отрезок, соединяющий эти точки, целиком находится во внутренней области четырёхугольника.

Диагонали выпуклого четырёхугольника находятся во внутренней области. У невыпуклого четырёхугольника одна из диагоналей находится во внешней области. Каждая из двух диагоналей выпуклого четырёхугольника делит его на два треугольника.

Построй два разных четырехугольника

Видео:Фирменное упражнение Ивана Поддубного с 2-х пудовыми гирями на борцовском мосту. Халаджи Д.Скачать

Фирменное упражнение Ивана Поддубного с 2-х пудовыми гирями на борцовском мосту. Халаджи Д.

Внутренние и внешние углы четырехугольника

Угол, смежный любому углу выпуклого четырёхугольника, называется внешним углом. Из любой вершины четырёхугольника можно провести два внешних угла, которые являются вертикальными углами и соответственно равны друг другу. Поэтому, говоря о внешнем угле четырёхугольника, мы будем иметь в виду, один из них. На рисунке для внутренних углов Построй два разных четырехугольникауглы Построй два разных четырехугольникаявляются внешними.

Построй два разных четырехугольника

Каждый внутренний угол выпуклого четырёхугольника меньше Построй два разных четырехугольникаГрадусная мера внутреннего угла невыпуклого четырёхугольника может быть больше Построй два разных четырехугольника

Построй два разных четырехугольника

Сумма внутренних углов выпуклого четырёхугольника

Теорема. Сумма внутренних углов выпуклого четырёхугольника равна Построй два разных четырехугольникаПострой два разных четырехугольника

Построй два разных четырехугольника

Докажите теорему, основываясь на том, что сумма внутренних углов треугольника равна Построй два разных четырехугольникаДоказательство представьте в виде двухстолбчатой таблицы.

Сумма внешних углов выпуклого четырёхугольника

Теорема. Сумма внешних углов выпуклого четырёхугольника равна Построй два разных четырехугольника

Построй два разных четырехугольника

Докажите теорему, опираясь на то, что внешний и внутренний угол, при каждой вершине являются смежными углами.

Параллелограмм

Параллелограмм и его свойства

Параллелограммом называется четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны. Построй два разных четырехугольника

Теорема 1. Противоположные стороны параллелограмма конгруэнтны. Построй два разных четырехугольника

Теорема 2. Противоположные углы параллелограмма конгруэнтны. Построй два разных четырехугольника

Теорема 3. Сумма углов, прилежащих к одной стороне параллелограмма равна Построй два разных четырехугольникаПострой два разных четырехугольника

Построй два разных четырехугольника

Теорема 4. Диагонали параллелограмма пересекаются и делятся точкой пересечения пополам. Построй два разных четырехугольника

Теорема 5. Диагонали параллелограмма делят его на два конгруэнтных треугольника. Построй два разных четырехугольника

Построй два разных четырехугольника

Признаки параллелограмма

Теорема 1. Четырёхугольник у которого две противоположные стороны конгруэнтный параллельны есть параллелограмм.

Теорема 2. Четырёхугольник с попарно конгруэнтными сторонами есть параллелограмм.

Теорема 3. Если диагонали четырёхугольника пересекаются и в точке пересечения делятся по полам, то этот четырёхугольник есть параллелограмм.

Прямоугольник

Параллелограмм, все углы которого прямые, называется прямоугольником.

Все свойства параллелограмма относятся к прямоугольнику.

Наряду с этим прямоугольник имеет следующее свойство:

Теорема. Диагонали прямоугольника конгруэнтны. Построй два разных четырехугольника

Признак прямоугольника

Параллелограмм, у которого диагонали конгруэнтны есть прямоугольник.

Построй два разных четырехугольника

Ромб и квадрат

Свойства ромба

Параллелограмм, у которого все стороны конгруэнтны, называется ромбом. Все свойства параллелограмма относятся к ромбу. Наряду с этим, ромб обладает следующими свойствами:

Теорема 1. Диагонали ромба являются биссектрисами его углов и пересекаются под прямым утлом. Построй два разных четырехугольника

Теорема 2. (Обратная георема). Параллелограмм, у которого диагонали перпендикулярны, есть ромб. Если Построй два разных четырехугольникато параллелограмм Построй два разных четырехугольникаявляется ромбом.

Построй два разных четырехугольника

Доказательство теоремы 1.

Дано: Построй два разных четырехугольникаромб.

Докажите, что Построй два разных четырехугольника

Доказательство (словестное): По определению ромба Построй два разных четырехугольникаПри этом, так как ромб является параллелограммом, а диагонали параллелограмма делятся точкой пересечения пополам, тогда можно записать, что Построй два разных четырехугольникаравнобедренный. Медиана Построй два разных четырехугольника(так как Построй два разных четырехугольника), является также и биссектрисой и высотой. Т.е. Построй два разных четырехугольникаТак как Построй два разных четырехугольникаявляется прямым углом, то Построй два разных четырехугольника. Аналогичным образом можно доказать, что Построй два разных четырехугольника

Если четырёхугольник является ромбом или квадратом, то справедливы следующие утверждения.

Ромб:

  • 1. Все свойства параллелограмма действительны для ромба.
  • 2. Все стороны конгруэнтны.
  • 3. Диагонали взаимно перпендикулярны.
  • 4. Диагонали ромба делят его углы пополам.

Квадрат:

  • 1. Все свойства прямоугольника и ромба действительны для квадрата.
  • 2. Все углы прямые.
  • 3. Все стороны конгруэнтны.
  • 4. Диагонали равны, взаимно перпендикулярны, делятся точкой пересечения пополам, являются биссектрисами углов квадрата.

Построй два разных четырехугольника

Трапеция

Четырёхугольник, у которого только две стороны параллельны, называется трапецией.

Параллельные стороны трапеции называются основаниями, не параллельные стороны называются боковыми сторонами.

Построй два разных четырехугольника

Трапеция, у которой боковые стороны равны называется равнобедренной трапецией.

Трапеция, у которой одна из боковых сторон перпендикулярна основанию называется прямоугольной трапецией.

Теорема 1. В равнобедренной трапеции углы, прилежащие к основанию конгруэнтны. Построй два разных четырехугольника

Теорема 2. Диагонали равнобедренной трапеции конгруэнтны. Построй два разных четырехугольника

Построй два разных четырехугольника

План доказательства теоремы 2

Дано: Построй два разных четырехугольникаравнобедренная трапеция. Построй два разных четырехугольника

Докажите: Построй два разных четырехугольника

Построй два разных четырехугольника

Средняя линия треугольника

Теорема Фалеса. Если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной его стороне конгруэнтные отрезки, то они отсекают конгруэнтные отрезки и на другой его стороне. Если Построй два разных четырехугольникатогда Построй два разных четырехугольникаЗапишите в тетради доказательство теоремы, заполнив пропущенные строки.

Доказательство: через точку Построй два разных четырехугольникапроведем параллельную прямую к прямой Построй два разных четырехугольника

Построй два разных четырехугольника

Если в условии теоремы Фалеса, вместо угла взять две произвольные прямые, то результат не изменится.

Исследование: 1) В треугольнике Построй два разных четырехугольникачерез точку Построй два разных четырехугольника— середину стороны Построй два разных четырехугольникапроведите прямую параллельную Построй два разных четырехугольникаКакая фигура получилась? Является ли Построй два разных четырехугольникатрапецией? Измерьте и сравните основания полученной трапеции. 2) Измерьте и сравните длины отрезков Построй два разных четырехугольникаМожно ли утверждать, что Построй два разных четырехугольника

Построй два разных четырехугольника

Определение: Отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольника называется средней линией этого треугольника. Теорема. Средняя линия, соединяющая середины двух сторон треугольника, параллельна третьей стороне и равна ее половине Построй два разных четырехугольника

Построй два разных четырехугольника

Доказательство. Пусть дан треугольник Построй два разных четырехугольникаи его средняя линия Построй два разных четырехугольникаПроведём через точку Построй два разных четырехугольникапрямую параллельную стороне Построй два разных четырехугольникаПо теореме Фалеса, она проходит через середину стороны Построй два разных четырехугольникат.е. совпадает со средней линией Построй два разных четырехугольникаТ.е. средняя линия Построй два разных четырехугольникапараллельна стороне Построй два разных четырехугольникаТеперь проведём среднюю линию Построй два разных четырехугольникаТ.к. Построй два разных четырехугольникато четырёхугольник Построй два разных четырехугольникаявляется параллелограммом. По свойству параллелограмма Построй два разных четырехугольникаПо теореме Фалеса Построй два разных четырехугольникаТогда Построй два разных четырехугольникаТеорема доказана.

Средняя линия трапеции

Средней линией трапеции называется отрезок, соединяющим середины боковых сторон трапеции.

Построй два разных четырехугольника

Теорема. Средняя линия трапеции параллельна основаниям и равна их полусумме.

Построй два разных четырехугольника

Доказательство: Через точку Построй два разных четырехугольникаи точку Построй два разных четырехугольникасередину Построй два разных четырехугольникапроведём прямую и обозначим точку пересечения со стороной Построй два разных четырехугольникачерез Построй два разных четырехугольника

Построй два разных четырехугольника

Координаты середины отрезка

Исследование: Начертите числовую ось. Постройте окружность с центром в точке Построй два разных четырехугольникарадиусом 3 единицы. Вычислите значение выражения Построй два разных четырехугольникаЕсть ли связь между значением данного выражения и координатой точки Построй два разных четырехугольника

Построй два разных четырехугольника

Координаты середины отрезка

1) Пусть на числовой оси заданы точки Построй два разных четырехугольникаи Построй два разных четырехугольникаи точка Построй два разных четырехугольникакоторая является серединой отрезка Построй два разных четырехугольника

Построй два разных четырехугольникато Построй два разных четырехугольникаа отсюда следует, что Построй два разных четырехугольника

Построй два разных четырехугольника

2) По теореме Фалеса, если точка Построй два разных четырехугольникаявляется серединой отрезка Построй два разных четырехугольникато на оси абсцисс точка Построй два разных четырехугольникаявляется соответственно координатой середины отрезка концы которого находятся в точках Построй два разных четырехугольникаи Построй два разных четырехугольника

Построй два разных четырехугольника

3) Координаты середины отрезка Построй два разных четырехугольникас концами Построй два разных четырехугольникаи Построй два разных четырехугольникаточки Построй два разных четырехугольниканаходятся так:

Построй два разных четырехугольника

Убедитесь, что данная формула верна в случае, если отрезок Построй два разных четырехугольникапараллелен одной из осей координат.

Теорема Пифагора

В этом разделе вы научитесь:

  • различать рациональные и иррациональные числа;
  • упрощать выражения, содержащие квадратные корни;
  • решать задания на извлечение квадратного корня;
  • основам теоремы Пифагора;
  • решать практические задачи, применяя теорему Пифагора.

При решении таких задач как вычисления силы шторма на море, скорости автомобиля при аварии, определения места приземления при прыжке с парашютом часто приходится проводить вычисления с числами, стоящими под знаком корня.

Теорема Пифагора очень часто используется при решении геометрических задач.

Имя Пифагора ассоциируется с прямоугольным треугольником и соотношением между его сторонами. Греческий учёный Пифагор, живший в VI веке до нашей эры, является основателем школы, в которой преподавались музыка, гимнастика, философия и геометрия. Ученики школы называли себя Пифагорейцами. Они провозглашали гармонию музыки и чисел в природе и не верили в существование иррациональных чисел.

Практическая работа:

Шаг 1. Вырежьте из картона два одинаковых квадрата.

Шаг 2. На стороне одного из них отметьте отрезки Построй два разных четырехугольникакак показано на рисунке и разрежьте его на два квадрата и два прямоугольника.

Построй два разных четырехугольника

Шаг 3. Полученные фигуры расположите, как показано на рисунке.

Построй два разных четырехугольника

Шаг 4. На сторонах другого квадрата отметьте отрезки Построй два разных четырехугольникакак показано на рисунке и отрежьте четыре прямоугольных треугольника.

Построй два разных четырехугольника

Шаг 5. Что вы можете сказать о конгруэнтности данных треугольников? К какому виду относится оставшаяся фигура, после того, как вы отрезали треугольники и убрали их? Чему равен каждый внутренний угол данного четырёхугольника?

Шаг 6. Расположите полученные фигуры, как показано на рисунке.

Построй два разных четырехугольника

Шаг 7. Сравните результаты, которые вы получили на 3 и 6 шагах. К какому выводу вы пришли?

Теорема Пифагора:

В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Построй два разных четырехугольника

Если рассмотреть площади квадратов, построенных на сторонах прямоугольного треугольника, то теорему Пифагора можно перефразировать так: в прямоугольном треугольнике площадь квадрата, построенного на гипотенузе, равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах: Построй два разных четырехугольника

Построй два разных четырехугольника

Если в прямоугольном треугольнике заданы две стороны, то третью сторону можно найти по теореме Пифагора.

Пример:

Найдём длину катета на рисунке:

Построй два разных четырехугольника

Построй два разных четырехугольника

Историческая справка: Пифагор родился в 569 году до нашей эры на острове Самос в Греции. В истории его имя увековечено теоремой, которая называется теоремой Пифагора. Она известна своей простотой и практическим значением. Об этой теореме знали ещё задолго до Пифагора. Однако, из письменных источников следует, что впервые её доказал именно Пифагор. Помимо оригинального доказательства теоремы самим Пифагором, известны также доказательстве» Эвклида, Леонардо да Винчи, Президента Америки Джеймса Гарфилда. В 1940 году широкой публике была представлена книга, где приводилось 370 доказательств теоремы. На рисунке вы видите статую, возведённую в честь Пифагора на его родине на острове Самос.

Обратная теорема:

Если квадрат одной из сторон треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, то такой треугольник является прямоугольным треугольником. Если Построй два разных четырехугольникато, Построй два разных четырехугольника— прямоугольный.

Построй два разных четырехугольника

Прямоугольные треугольники, которых выражаются натуральными числами, называются Пифагоровыми треугольниками. Самый распространённый прямоугольный треугольник имеет стороны 3; 4; 5. Древние египтяне повсеместно пользовались этим треугольником для измерений. Такой треугольник называется Египетским треугольником. Треугольники со сторонами 5,12,13; 8,15,17; 7,24,25. также являются треугольниками Пифагора. А эти числа называются Пифагоровыми тройками. Если числа Построй два разных четырехугольникаявляются Пифагоровыми тройками, то и числа Построй два разных четырехугольникатакже являются Пифагоровыми тройками.

Видео:Измерение угла с помощью транспортираСкачать

Измерение угла с помощью транспортира

Справочный материал по четырёхугольнику

Обозначим четыре точки, например А, В, С, D, из которых никакие три не лежат на одной прямой. Последовательно соединим их непересекающимися отрезками АВ, ВС, CD, DA. Получим четырёхугольник ABCD.

Построй два разных четырехугольника(рис. 1).

Точки А, В, С, D — вершины четырёхугольника, отрезки АВ, ВС, CD, DA — его стороны. Углы DAB, ABC, BCD, CDA — это углы четырёхугольника. Их также обозначают одной буквой — Построй два разных четырехугольникаПострой два разных четырехугольника

Вершины, стороны и углы четырёхугольника называют его элементами. ? | Почему фигуры, изображённые на рисунках 2 и 3, не являются четырёхугольниками?

У фигуры на рисунке 2 отрезки АС и BD пересекаются, а у фигуры на рисунке 3 точки A, D, С лежат на одной прямой. Построй два разных четырехугольника

Четырёхугольник обозначают, последовательно записывая его вершины, начиная с любой из них. Например, четырёхугольник на рисунке 4 можно обозначить так: ABCD, или BCDA, или CDAB и т. д. Но для данного четырёхугольника запись, например, ADBC либо CDBA — неверна.

Две вершины, два угла или две стороны четырёхугольника могут быть либо соседними, либо противоположными. Например, в четырёхугольнике ABCD (рис. 4) вершины А и D, ZA и ZD, стороны AD и АВ — соседние, а вершины А и С, Построй два разных четырехугольника, стороны AD и ВС — противоположные.

Отрезки, соединяющие противоположные вершины четырёхугольника, называются его диагоналями. На рис. 4 отрезки АС и BD — диагонали четырёхугольника ABCD.

Четырёхугольники бывают выпуклыми и невыпуклыми.

Если четырёхугольник лежит по одну сторону от каждой прямой, соединяющей две его соседние вершины, то он выпуклый. На рисунке 5 четырёхугольник выпуклый, а на рисунке б — невыпуклый, поскольку он не лежит по одну сторону от прямой, проходящей через вершины М и N.

Построй два разных четырехугольника

Мы будем изучать лишь выпуклые четырёхугольники. Сумма длин всех сторон четырёхугольника называется его периметром. Периметр обозначают буквой Р.

Записать, что периметр четырёхугольника ABCD равен 40 см, можно так: Построй два разных четырехугольника=40 cm

Пример:

Докажите, что каждая сторона четырёхугольника меньше суммы трёх других его сторон.

Решение:

Диагональ АС четырёхугольника ABCD делит его на два треугольника ABC и ADC (рис. 7). В Построй два разных четырехугольника+ CD (по неравенству треугольника). Тогда Построй два разных четырехугольника. Аналогично АВ 45 и DC и секущей АС. Из равенства треугольников ABC и CD А следует: 1) АВ = DC, ВС = AD 2) Построй два разных четырехугольника. Углы А и С параллелограмма равны как суммы равных углов.

Может ли в параллелограмме быть только один острый угол? Не может, так как, согласно доказанной теореме, таких углов два.

Пример №1

Сумма углов, прилежащих к одной стороне параллелограмма, равна 180°. Докажите это.

Построй два разных четырехугольника

Решение:

Построй два разных четырехугольника(рис. 31) по свойству внутренних односторонних углов при параллельных прямых ВС и AD и секущей АВ. Аналогично Построй два разных четырехугольника(АВ CD, ВС-секущая), Построй два разных четырехугольника(ВС || AD, CD — секущая), Построй два разных четырехугольника(АВ || CD, AD- секущая).

Теорема (свойство диагоналей параллелограмма).

Диагонали параллелограмма точкой их пересечения делятся пополам.

Дано: ABCD — параллелограмм (рис. 32), АС и BD — диагонали, О — точка пересечения диагоналей. Доказать: АО = ОС, ВО = OD.

Построй два разных четырехугольника

Доказательство. Построй два разных четырехугольникапо стороне А и прилежащим к ней углам. Из них ВС = AD как противоположные стороны параллелограмма, Построй два разных четырехугольникакак внутренние накрест лежащие углы при параллельных прямых ВС и AD и секущей BD, (BC || AD, АС— секущая). Из равенства треугольников AOD и СОВ следует: АО = ОС, ВО = OD.

Для того чтобы доказать равенство отрезков (углов) в параллелограмме, докажите равенство треугольников, соответствующими элементами которых являются эти отрезки (углы).

Свойства параллелограмма приведены в таблице 3.Построй два разных четырехугольника

1. Возникает вопрос: Сколько данных необходимо для построения параллелограмма ?Таких данных должно быть три, среди которых — не более одного из его углов (один угол параллелограмма определяет остальные углы).

2. Название «параллелограмм» (parallelogrammon) происходит от сочетания греческих слов: «параллелос» — идущий рядом и «грамма» — линия.

Этот термин впервые упоминается в «Началах» Евклида (III в. до н. э.). Сначала вместо термина «параллелограмм» древнегреческий учёный использовал словосочетание «образованная параллельными линиями площадь» (часть плоскости, ограниченная двумя парами параллельных прямых).

Признаки параллелограмма

Решaя задачи, иногда требуется установить, что данный четырёхугольник — параллелограмм. Для этого используют признаки параллелограмма.

Теорема (признак параллелограмма).

Если противоположные стороны четырёхугольника попарнo равны, то такой четырёхугольник — параллелограмм.

Построй два разных четырехугольника

Дано: ABCD — четырёхугольник (рис. 52), АВ = DC, ВС = AD.

Доказать: ABCD— параллелограмм.

Доказательство. Проведём диагональ BD (рис. 52). Построй два разных четырехугольникапо трём сторонам. У них BD— общая сторона, АВ = DC и ВС = AD по условию. Из равенства треугольников следует: Построй два разных четырехугольника Построй два разных четырехугольникаУглы CBD и ADB— внутренние накрест лежащие при прямых ВС и AD и секущей BD. Поэтому ВС || AD. Углы ABD и СОВ также внутренние накрест лежащие при прямых АВ и DC и секущей BD. Поэтому АВ || DC. Так как в четырёхугольнике ABCD ВС ||AD и АВ ||DC, то, по определению, этот четырёхугольник — параллелограмм.

Можно ли считать четырёхугольник параллелограммом, если в нём две противоположные стороны равны, а две другие — параллельны?

Нет, нельзя. На рисунке 53 АВ = CD, ВС || AD, но четырёхугольник ABCD — не параллелограмм. Построй два разных четырехугольника

Теорема (признак параллелограмма).

Если в четырёхугольнике две противоположные стороны равны и параллельны, то такой четырёхугольник — параллелограмм.

Дано: ABCD — четырёхугольник (рис. 54), и АВ = DC, АВ || DC.

Построй два разных четырехугольника

Доказать: ABCD — параллелограмм.

Доказательство. Проведём диагональ АС (рис. 54). Построй два разных четырехугольникапо двум сторонам и углу между ними. У них АС — общая сторона, АВ = DC по условию, Построй два разных четырехугольникакак внутренние накрест лежащие углы при параллельных прямых АВ и DC и секущей АС. Из равенства треугольников следует: Построй два разных четырехугольникаНо углы DAC и ВС А — внутренние накрест лежащие при прямых ВС и AD и секущей АС. Поэтому ВС || AD. Поскольку в четырёхугольнике ABCD AD || БС(по доказанному) и АВ || DC (по условию), то, по определению, этот четырёхугольник — параллелограмм.

Пример №2 (признак параллелограмма).

Если диагонали четырёхугольника делятся точкой их пересечения пополам, то такой четырёхугольник — параллелограмм. Докажите это.

Построй два разных четырехугольника

Решение:

Пусть ABCD—данный четырёхугольник, О — точка пересечения его диагоналей и ВО= OD, АО= ОС (рис. 55). Докажем, что ABCD — параллелограмм. Построй два разных четырехугольникапо двум сторонам и углу между ними. У них ВО = OD, АО = ОС по условию, Построй два разных четырехугольникакак вертикальные. Из равенства треугольников следует: ВС= AD и Построй два разных четырехугольникаНо углы ОВС и ODA — внутренние накрест лежащие при прямых BCuADh секущей BD. Поэтому BC\AD.

Поскольку в четырёхугольнике ABCD ВС= AD и ВС || AD, то, согласно доказанному признаку, этот четырёхугольник — параллелограмм.

Чтобы установить, что четырёхугольник — параллелограмм, докажите, что в нём:

  1. либо противоположные стороны попарно параллельны (определение параллелограмма),
  2. либо противоположные стороны попарно равны (признак),
  3. либо две противоположные стороны равны и параллельны (признак),
  4. либо диагонали делятся точкой их пересечения пополам (признак).

Вам уже знакомы понятия «необходимо», «достаточно», «необходимо и достаточно». В таблице 5 рассмотрите пары утверждений А и В и выясните смысл этих понятий.

Построй два разных четырехугольника

Обратите внимание, что утверждения «Л достаточно для в» и «А необходимо для В» — взаимно обратные. Их можно объединить и сформулировать следующим образом.

Для того чтобы четырехугольник был параллелограммом, необходимо и достаточно, чтобы его противоположные стороны были попарно равны.

Иногда вместо «необходимое и достаточное условие» говорят «необходимый и достаточный признак», а чаще — просто «признак». Поэтому теоремы этого параграфа называем «признаками параллелограмма».

Прямоугольник

Параллелограммы, как и —у треугольники, можно разделить на виды. Прямоугольник — один из видов параллелограмма. На рисунке 73 вы видите параллелограмм ABCD являющийся прямоугольником. Дайте определение прямоугольнику и сравните его с приведённым в учебнике. Построй два разных четырехугольника

Параллелограмм, у которого все углы прямые, называется прямоугольником.

Поскольку прямоугольник — частный вид параллелограмма, то ему присущи все свойства параллелограмма:

  1. противоположные стороны равны;
  2. противоположные углы равны;
  3. диагонали делятся точкой их пересечения пополам.

Кроме этих свойств прямоугольник имеет ещё и особое свойство.

Дано: ABCD — прямоугольник, АС и BD — диагонали (рис. 74).

Построй два разных четырехугольника

Доказать: АС = BD.

Доказательство. Прямоугольные треугольники ACDw DBA равны по двум катетам. При этом AD — общий катет, а катеты АВ и DC равны как противоположные стороны параллелограмма. Из равенства треугольников следует: АС = BD.

Свойства прямоугольника приведены в таблице 8.

Построй два разных четырехугольникаМожно ли утверждать, что параллелограмм, в котором диагонали равны, является прямоугольником? Да, но это нужно доказать.

Пример №3 (признак прямоугольника).

Если диагонали параллелограмма равны, то такой параллелограмм — прямоугольник. Докажите это.

Решение:

Пусть ABCD — параллелограмм, в котором АС = BD (рис. в табл. 8). Докажем, что Построй два разных четырехугольника. Построй два разных четырехугольникапо трём сторонам. У них AD — общая сторона, АС = BD по условию, АВ = DC — как противоположные стороны параллелограмма. Из этого следует, что Построй два разных четырехугольника. Поскольку в параллелограмме противоположные углы равны, то: Построй два разных четырехугольника. По свойству углов четырёхугольника, Построй два разных четырехугольника

Следовательно, Построй два разных четырехугольника: 4 = 90°, то есть параллелограмм ABCD — прямоугольник.

Для того чтобы установить, что данный параллелограмм — прямоугольник, докажите, что у него: либо все его углы прямые (определение прямоугольника), либо диагонали равны (признак).

Можно ли утверждать, что четырёхугольник, в котором диагонали равны, — это прямоугольник? Нет, нельзя (см. рис. 75). Необходимо проверить, выполняется ли один из признаков параллелограмма. Например, делятся ли диагонали точкой их пересечения пополам.

Построй два разных четырехугольника

Возникает вопрос: Можно ли сформулировать другие определения прямоугольника ?

В младших классах прямоугольником называли четырёхугольник, все углы в котором прямые. Теперь мы определили прямоугольник как частный вид параллелограмма. Возможны и такие определения прямоугольника: параллелограмм, в котором все углы равны (действительно, сумма углов параллелограмма составляет 360°, тогда каждый из них равен 90°); параллелограмм, в котором есть прямой угол (действительно, в параллелограмме сумма смежных углов составляет 180е, а противоположные углы равны. Если один из его углов прямой, то и три остальные — прямые). Эти определения прямоугольника эквивалентны.

Следовательно, существуют разные определения одного и того же понятия.

Ромб. Квадрат

Могут ли в параллелограмме все стороны быть равными? Да, могут. На рисунке 94 в параллелограмме ABCD АВ = ВС = = CD = AD. Это ещё один вид параллелограмма — ромб.

Построй два разных четырехугольника

Параллелограмм, у которого все стороны равны, называется ромбом.

Можно ли утверждать, что параллелограмм является ромбом, если две его смежные стороны равны? Да, можно. Равенство всех сторон такого параллелограмма следует из свойства: противоположные стороны параллелограмма равны.

Теорема (свойства диагоналей ромба). Диагонали ромба взаимно перпендикулярны. Диагонали ромба делят его углы пополам.

Построй два разных четырехугольника

Дано: ABCD — ромб (рис. 95), О— точка пересечения диагоналей АС и BD.

Доказать: Построй два разных четырехугольника

Доказательство. Согласно определению ромба АВ = ВС, поэтому треугольник ABC— равнобедренный. Так как ромб ABCD— параллелограмм, то АО — ОС. Отсюда ВО— медиана равнобедренного треугольника ABC, следовательно, высота и биссектриса этого треугольника. Поэтому Построй два разных четырехугольника. Построй два разных четырехугольника

Аналогично доказываем, что диагональ BD делит пополам угол D, а диагональ АС— углы А и С ромба ABCD.

Свойства ромба приведены в таблице 10. Таблица 1 О

Построй два разных четырехугольника

Пример №4 (признак ромба)

Докажите, что параллелограмм, диагонали которого взаимно перпендикулярны, является ромбом.

Решение:

Пусть ABCD — данный параллелограмм, в котором Построй два разных четырехугольника(рис. 96). Докажем, что ABCD— ромб. Построй два разных четырехугольникапо двум сторонами и углу между ними.

Построй два разных четырехугольника

Так как ромб — это частный вид параллелограмма, то он имеет все свойства параллелограмма (назовите их). Кроме того, ромб обладает особыми свойствами. У них сторона АО — общая, OB = OD по свойству диагоналей параллелограмма, Построй два разных четырехугольникапо условию. Из равенства треугольников следует: АВ = AD. Тогда АВ = CD и AD = ВС по свойству противоположных сторон параллелограмма. Итак, все стороны параллелограмма равны, поэтому он является ромбом.

Для того чтобы установить, что данный параллелограмм — ромб, докажите, что в нем:

  • либо все стороны равны (определение ромба),
  • либо диагонали взаимно перпендикулярны (признак).

Прямоугольник, в котором все стороны равны, называется квадратом.

На рисунке 97 вы видите квадрат ABCD.

Построй два разных четырехугольника

Существуют и другие определения квадрата: ромб, в котором все углы прямые, называется квадратом; прямоугольник, в котором все стороны равны, называется квадратом; параллелограмм, в котором все стороны равны и все углы прямые, называется квадратом. Следовательно, квадрат имеет все свойства параллелограмма, прямоугольника и ромба. Перечислим свойства квадрата.

  1. Противоположные стороны и противоположные углы квадрата равны. Диагонали квадрата в точке пересечения делятся пополам (свойства параллелограмма).
  2. Диагонали квадрата равны (свойство прямоугольника).
  3. Диагонали квадрата взаимно перпендикулярны и делят его углы пополам (свойства ромба).

Квадрат является частным видом и ромба, и прямоугольника, и параллелограмма. Ромб и прямоугольник — это частные виды параллелограмма. Соотношение между видами параллелограммов показано на Построй два разных четырехугольника

1. Рассмотрите таблицу классификации параллелограммов по соседним углам и смежным сторонам. Предложите собственную классификацию изученных видов параллелограмма.

Построй два разных четырехугольника

2. Кроме параллелограммов есть ещё один вид четырёхугольников — дельтоид. Эту фигуру получим, если два равнобедренных треугольника ABC и ADCc равными основаниями АС приложить друг к другу так, как показано на рисунке 99.

Построй два разных четырехугольника

Свойства дельтоида следуют из свойств равнобедренного треугольника. Например, диагонали взаимно перпендикулярны, одна из них делит углы пополам и другую диагональ — пополам. Сформулируйте, пользуясь рисунком, другие свойства дельтоида. Если равнобедренные треугольники, из которых образован дельтоид, равны, то такой дельтоид является ромбом. Если равнобедренные треугольники к тому же прямоугольные, то дельтоид является квадратом.

3. Слово «ромб» происходит от греческого rhombos — юла, вращение. Слово «квадрат» происходит от латинского quadratum — четырёхугольник. Квадрат был первым четырёхугольником, который рассматривался в геометрии.

Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника

Начертите угол ABC (рис. 117).

Построй два разных четырехугольника

Произвольным раствором циркуля отложите на стороне АВ угла равные отрезки Построй два разных четырехугольникаи Построй два разных четырехугольникаПроведите с помощью чертёжного угольника и линейки через точки Построй два разных четырехугольникапараллельные прямые, которые пересекут сторону ВС этого угла в точках Построй два разных четырехугольникаПри помощи циркуля сравните длины отрезков Построй два разных четырехугольникаСделайте вывод.

Теорема Фалёса. Если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.

Дано: Построй два разных четырехугольника

Построй два разных четырехугольника

Доказать: Построй два разных четырехугольника

Доказательство. Проведём через точки Построй два разных четырехугольникапрямые Построй два разных четырехугольникапараллельные ВС. Построй два разных четырехугольникапо стороне и прилежащим к ней углам. У них Построй два разных четырехугольникапо условию, Построй два разных четырехугольникакак соответственные углы при параллельных прямых. Из равенства этих треугольников следует, что Построй два разных четырехугольникаи Построй два разных четырехугольникакак противоположные стороны параллелограммов Построй два разных четырехугольника

Справедлива ли теорема Фалеса, если вместо сторон угла взять две произвольные прямые? Да, справедлива. Параллельные прямые, пересекающие две заданные прямые и отсекающие на одной прямой равные отрезки, отсекают равные отрезки и на другой прямой (рис. 119).

Построй два разных четырехугольника

Пример №5

Разделите данный отрезок АВ на пять равных частей.

Решение:

Проведём из точки А луч АС, не лежащий на прямой АВ (рис. 120).

Построй два разных четырехугольника

Отложим на луче АС пять равных отрезков: АА,Построй два разных четырехугольникаПроведём прямую Построй два разных четырехугольника. Через точки Построй два разных четырехугольникапроведём прямые, параллельные прямой Построй два разных четырехугольника. По теореме Фалеса, эти прямые делят отрезок АВ на пять равных частей.

Средней линией треугольника называется отрезок, соединяющий середины двух его сторон.

На рисунке 121 отрезок MN — средняя линия Построй два разных четырехугольника, так как точки М и N — середины сторон АВ и ВС.

Построй два разных четырехугольника

Теорема (свойства средней линии треугольника). Средняя линия треугольника параллельна третьей его стороне и равна её половине.

Дано: Построй два разных четырехугольника(рис. 122), AD = BD, СЕ= BE.

Построй два разных четырехугольника

Доказать: Построй два разных четырехугольника

Доказательство. 1) Пусть DE- средняя линия Построй два разных четырехугольника. Проведём через точку D прямую, параллельную АС. Согласно теореме Фалеса, она пересекает отрезок ВС в его середине £, то есть содержит среднюю линию DE. Следовательно DE || АС.

2) Проведём прямую EF|| АВ. По теореме Фалеса, прямая EFделит отрезок 1

АС пополам: Построй два разных четырехугольника. По построению, четырёхугольник ADEF- параллелограмм, поэтому DE= AF. Следовательно, Построй два разных четырехугольника

Пример №6

Докажите, что середины сторон четырёхугольника являются вершинами параллелограмма.

Решение:

Пусть ABC— данный четырёхугольник и М, N, Р, К — середины его сторон (рис. 123). Докажем, что MNPK — параллелограмм. Проведём диагональ AC. MN— средняя линия ААВС.

Построй два разных четырехугольника

Поэтому Построй два разных четырехугольника. КР— средняя линия треугольника ADC. Поэтому КР || АС и Построй два разных четырехугольника

Получаем: MN || АС и КР || АС, отсюда MN || КРПострой два разных четырехугольника, отсюда MN= КР. Противоположные стороны MN и КР четырёхугольника MNPK равны и параллельны, следовательно, это параллелограмм.

Если по условию задачи даны середины некоторых отрезков, то можно использовать свойства средней линии треугольника.

Древнегреческого учёного Фалеса из Милета (625 — 548 гг. до н. э.) считают одним из семи мудрецов мира. Гений Фалеса нашёл воплощение в разных сферах деятельности. Он занимался инженерным делом, был государственным деятелем, математиком, астрономом. Особой заслугой Фалеса является то, что он ввёл в математику идею доказательства. Учёный доказал, что углы при основании равнобедренного треугольника равны, что диаметр делит окружность на две равные части, что прямой угол можно вписать в полуокружность и т. д. Историки полагают, что именно Фалес начал использовать основные геометрические инструменты — циркуль и линейку. Учёный измерял высоту египетских пирамид по длине их теней, впервые предсказал солнечное затемнение, наблюдавшееся в 585 г. до н. э.

Построй два разных четырехугольника

Трапеция

Вы уже знаете, что четырёхугольник с попарно параллельными противоположными сторонами — параллелограмм.

На рисунке 143 изображён четырёхугольник ABCD, две стороны AD и ВС которого параллельны, а две другие — АВ и CD — непараллельны. Такой четырёхугольник — трапеция. Дайте определение трапеции и сравните его с приведённым в учебнике.

Построй два разных четырехугольника

Трапецией называется четырёхугольник, в которомдве стороны параллельны, а две другие — непараллельны.

Построй два разных четырехугольника

Параллельные стороны трапеции называются её основаниями, а непараллельные — боковыми сторонами. На рисунке 144 AD и ВС — основания трапеции, АВ и CD — боковые стороны.

Могут ли основания трапеции быть равными? Не могут, поскольку тогда получим параллелограмм.

Высотой трапеции называется перпендикуляр, проведённый из любой точки одного основания к другому основанию либо его продолжению (рис. 144).

Трапеция, в которой боковые стороны равны, называется равнобедренной. На рисунке 145 трапеция MNKP — равнобедренная, поскольку MN = КР.

Трапецию, один из углов которой прямой, называют прямоугольной. Трапеция ABCD (рис. 146) — прямоугольная, поскольку Построй два разных четырехугольника= 90*.

Средней линией трапеции называется отрезок, соединяющий середины её боковых сторон.

На рисунке 147 отрезок EF — средняя линия трапеции ABCD, так как точки Е и F — середины боковых сторон АВ и CD.

Построй два разных четырехугольника

Теорема (свойства средней линии трапеции). Средняя линия трапеции параллельна основаниям и равна их полусумме.

Дано: ABCD — трапеция с основаниями AD и ВС (рис. 148), EF— средняя линия. Доказать: Построй два разных четырехугольника

Построй два разных четырехугольника

Доказательство. Поскольку EF — средняя линия трапеции ABCD, то АЕ= BE, DF= CF. Через точки В и проведём прямую, пересекающую продолжение основания ADb точке Q. Построй два разных четырехугольникаno стороне и прилежащим к ней углам. У них CF = FD по условию, Построй два разных четырехугольникакак вертикальные, Построй два разных четырехугольникавнутренние накрест лежащие углы при параллельных прямых ВС и АО и секущей CD. Из равенства треугольников следует: BF— F0, то есть средняя линия ЕF трапеции является средней линией треугольника АВО.

1) По свойству средней линии треугольника EF || АО, поэтому EF || AD. Поскольку AD || ВС, то EF\ ВС.

Пример №7 (свойство равнобедренной трапеции).

В равнобедренной трапеции углы при основании равны. Докажите это.

Решение:

Пусть в трапеции ABCD (рис. 149) АВ = CD. Докажем, что углы при основании AD равны.

Построй два разных четырехугольника

Проведём СЕ || АВ. Полученный четырёхугольник АВСЕ— параллелограмм, так как его противоположные стороны попарно параллельны. По свойству параллелограмма, АВ = СЕ, а по условию — АВ = CD. Следовательно, С£= CD и Построй два разных четырехугольникаравнобедренный. Поэтому Построй два разных четырехугольникасоответственные углы при параллельных прямых СЕ и АВ и секущей АЁ. Отсюда

Построй два разных четырехугольника

Если в условии задачи дана трапеция, то полезно такое дополнительное построение: проведите через вершину трапеции прямую, параллельную боковой стороне (рис. 149 или 150), и используйте свойства полученных параллелограмма и треугольника.

Решите предыдущую задачу, используя рисунок 150. Посмотрите на рисунок 151, где изображены изученные вами

Построй два разных четырехугольника

Центральные и вписанные углы

Проведём окружность с центром О и построим угол с вершиной в центре окружности (рис. 182). Получили центральный угол в окружности.

Угол с вершиной в центре окружности называется центральным углом. Построй два разных четырехугольникаПострой два разных четырехугольника

Теорема (о вписанном угле). Вписанный угол измеряется половиной дуги, на которую он опирается.

Дано: Построй два разных четырехугольника— вписанный в окружность с центром О (рис. 188 — 190).

Доказать: Построй два разных четырехугольника

Доказательство. Рассмотрим три случая расположения центра , окружности относительно сторон данного вписанного угла.

1. Центр окружности лежит на стороне вписанного угла (рис. 188). Проведём отрезок ОД тогда центральный угол АОС является внешним углом Построй два разных четырехугольника. По свойству внешнего угла треугольника, Построй два разных четырехугольникаПострой два разных четырехугольника— равнобедренный (ОВ= OA = R). Поэтому Построй два разных четырехугольникаизмеряется дугой АС. Следовательно, вписанный угол ABC измеряется половиной дуги АС.

2. Центр окружности лежит во внутренней области вписанного угла (рис. 189). Проведём луч ВО, тогда данный угол равен сумме двух углов:Построй два разных четырехугольника

Из доказанного в первом случае следует, что Построй два разных четырехугольникаизмеряется половиной дуги AD, a Построй два разных четырехугольника— половиной дуги DC. Поэтому Построй два разных четырехугольникаизмеряется суммой полудуг AD и DC, то J есть половиной дуги АС.

3. Центр круга лежит во внешней области вписанного угла (рис. 190). Проведём луч ВО, тогда: Построй два разных четырехугольника

Построй два разных четырехугольника

Следствие 1.

Вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу, равны (рис. 191). Действительно, каждый из них измеряется половиной одной и той же дуги.

Следствие 2.

Вписанный угол, опирающийся на диаметр, — прямой (рис. 192). Действительно, такой угол измеряется половиной полуокружности, то есть 180°: 2 = 90°. Построй два разных четырехугольника

Равны ли вписанные углы, опирающиеся на равные дуги (рис. 193)? Да, так как каждый из этих углов измеряется половиной равных дуг, градусные меры которых равны.

Пример №8

Хорды окружности АВ и ВС образуют угол 30°. Найдите хорду АС, если диаметр окружности равен 10 см.

Решение:

Проведём диаметр CD и соединим точки A и D (рис. 194). Построй два разных четырехугольникакак вписанные, опирающиеся на дугу АС (следствие 1). Поэтому Построй два разных четырехугольника, так как опирается на диаметр окружности (следствие 2). Тогда в прямоугольном треугольнике ADC катет АС лежит против угла 30° и равен половине гипотенузы CD. Следовательно, Построй два разных четырехугольника

Для того чтобы доказать равенство двух углов, покажите, что они являются вписанными в одну окружность и опираются на одну и ту же дугу либо на равные дуги данной окружности.

Рассмотрим геометрическое место точек, которое используется при решении сложных задач на построение.

Пусть АВ — некоторый отрезок прямой а, М— произвольная точка, не лежащая на прямой a, Построй два разных четырехугольника(рис. 195). Тогда говорят: из точки М отрезок АВ виден под углом а.

Если описать окружность около Построй два разных четырехугольника(рис. 196), то из любой точки дуги АМВ (кроме точек А и В) отрезок АВ виден под углом а (следствие 1 из теоремы о вписанном угле). Поскольку точку можно взять и с другой стороны от прямой а, то существует ещё одна дуга, например ANB(рис. 197), из каждой точки которой (кроме точек А и В) отрезок АВ виден под углом а. Поэтому геометрическим местом точек, из которых отрезок АВ виден под углом а, является фигура, состоящая из двух дуг АМВ и AN В без точек А и В. Чтобы построить одну из двух дуг этого геометрического места точек для острого угла а, необходимо: Построй два разных четырехугольника

Вписанные и описанные четырёхугольники

Отметим на окружности четыре точки и соединим их хордами (рис. 222). Получили четырёхугольник, вписанный в окружность. Построй два разных четырехугольника

Четырёхугольник, все вершины которого лежат на окружности, называется вписанным в эту окружность, а окружность — описанной около этого четырехугольника.

Отметим на окружности четыре точки и проведём через них отрезки касательных, как показано на рисунке 223. Получили четырёхугольник, описанный около окружности.

Построй два разных четырехугольника

Четырёхугольнику все стороны которого касаются окружности, называется описанным около этой окружности, а окружность — вписанной в этот четырёхугольник.

Свойство вписанного четырёхугольника и его признак связаны с углами этого четырёхугольника.

Теорема (свойство углов вписанного четырёхугольника). Сумма противоположных углов вписанного четырёхугольника равна 180″.

Дано: четырёхугольник ABCD, вписанный в окружность (рис. 224).

Построй два разных четырехугольника

Доказать: Построй два разных четырехугольника

Доказательство. Углы А, В, Си D вписаны в окружность.

Из теоремы о вписанном угле следует: Построй два разных четырехугольника

Тогда Построй два разных четырехугольника

Сумма всех углов четырёхугольника равна 360°, а сумма углов А и С — 180°. Тогда Построй два разных четырехугольника

Около каждого ли четырёхугольника можно описать окружность? В отличие от треугольника не каждый четырёхугольник — вписанный. Приведём признак вписанного четырёхугольника без доказательства.

Теорема (признак вписанного четырёхугольника). Если в четырёхугольнике сумма двух противоположных углов равна 180е, то около такого четырёхугольника можно описать окружность.

Пример №9

Докажите, что около равнобедренной трапеции можно описать окружность.

Решение:

Пусть ABCD — равнобедренная трапеция с основаниями AD и ВС (рис. 225). Построй два разных четырехугольника

Докажем, что Построй два разных четырехугольника. В любой трапеции сумма углов, прилежащих к одной боковой стороне, равна 180° (следует из свойства параллельных прямых).

Поэтому, Построй два разных четырехугольника. По свойству равнобокой трапеции, Построй два разных четырехугольника

Тогда Построй два разных четырехугольникаи, согласно признаку вписанного четырёхугольника, трапеция ABCD— вписанная. Свойство описанного четырёхугольника и его признак связаны со сторонами этого четырёхугольника.

Теорема (свойство сторон описанного четырёхугольника). Суммы противоположных сторон описанного четырёхугольника равны.

Дано: четырёхугольник ABCD, описанный около окружности (рис. 226), Е, F, K и P — точки касания.

Построй два разных четырехугольника

Доказать: АВ + CD = ВС + AD.

Доказательство. По свойству касательных, проведённых к окружности из одной точки: АЕ = АР; BE = BF, СК = CF, DK = DP. Сложив почленно эти равенства, получим: АЕ + BE + СК + DK = АР + BF + CF + DP, то есть АВ + CD = ВС + AD.

В каждый ли четырёхугольник можно вписать окружность? В отличие от треугольника, не в каждый четырёхугольник можно вписать окружность. Приведём признак описанного четырёхугольника без доказательства.

Теорема (признак описанного четырёхугольника). Если в четырёхугольнике суммы противоположных сторон равны, то в этот четырёхугольник можно вписать окружность.

Чтобы доказать, что четырёхугольник MNKP (рис. 227) — вписанный, покажите, что: либо ے M + ے K = 180°, либо ے N + ے P= 180°. Чтобы доказать, что четырёхугольник ABCD (рис. 227) — описанный, покажите, что: AB + CD = AD + BC.

1. Кроме окружностей, вписанной и описанной около четырёхугольника, существуют ещё и вневписанные окружности.

Построй два разных четырехугольника

Проведём в произвольном четырёхугольнике ABCD биссектрисы внешних углов при вершинах А, В, С и D [рис. 228). Точки их пересечения Построй два разных четырехугольникацентры четырёх вневписанных окружностей. Каждая из них касается одной стороны четырёхугольника и продолжении двух других его сторон. Вневписанные окружности имеют следующее свойство: их центры являются вершинами четырёхугольника Построй два разных четырехугольникавписанного в окружность. Действительно,

Построй два разных четырехугольника

Следовательно, четырёхугольник Построй два разных четырехугольника— вписанный в окружность.

2. Древнегреческие учёные открыли, кроме уже известных вам, другие интересные свойства вписанных и описанных четырёхугольников. Например.

Теорема Птолемея (II в.). Произведение диагоналей вписанного четырёхугольника равно сумме произведений его противоположных сторон.

Задача Архимеда (III в. до н. э.). Если диагонали вписанного четырёхугольника перпендикулярны, то сумма квадратов четырёх отрезков, на которые делятся диагонали точкой пересечения, равна квадрату диаметра описанной окружности. Позднее (IX — XIII в.) арабские учёные дополнили сведения о вписанных и описанных четырёхугольниках и способах исследования их свойств. Так, одарённый геометр Гасан ибн-Гайтем (умер в 1038 г.) предложил, способ, позволяющий установить, используя лишь циркуль, является ли данный четырёхугольник вписанным. Пусть дан четырёхугольник ABCD(рис. 229).

Построй два разных четырехугольника

Продолжим сторону AD за точку D. Проведём дуги равных окружностей с центрами в точках В и D. Если KL = МО, то четырёхугольник ABCD — вписанный, так как ے ABC + ے ADC = 180° (докажите это). В иных случаях четырёхугольник не является вписанным.

4 | 3. При решении задач иногда рассматриваются окружности, не заданные в условии. На рисунке к задаче сначала находим четырёхугольник, около которого можно описать окружность либо в который можно вписать окружность, а потом используем свойства хорд, диаметров, вписанных углов, углов с вершиной внутри окружности и т. д.

Построй два разных четырехугольника

Пример №10

Из произвольной точки М катета ВС прямоугольного треугольника ABC проведён перпендикуляр MD к гипотенузе АВ (рис. 230). Докажем, что ے MAD= ے MCD.

Решение:

Около четырёхугольника ADMC можно описать окружность, так как ے ACM+ ے ADM= 180°.

Тогда ے MAD= ے MCD— вписанные углы, опирающиеся на одну дугу MD.

Рекомендую подробно изучить предметы:
  • Геометрия
  • Аналитическая геометрия
  • Начертательная геометрия
Ещё лекции с примерами решения и объяснением:
  • Площади фигур в геометрии
  • Площади поверхностей геометрических тел
  • Вычисление площадей плоских фигур
  • Преобразование фигур в геометрии
  • Парабола
  • Многогранник
  • Решение задач на вычисление площадей
  • Тела вращения: цилиндр, конус, шар

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Видео:Строим трёхэтажную кровать для тройняшек! Девушка Круг, Квадрат и ТреугольникСкачать

Строим трёхэтажную кровать для тройняшек! Девушка Круг, Квадрат и Треугольник

Построй два разных четырехугольника со сторонами ТЕ и АМ?

Математика | 1 — 4 классы

Построй два разных четырехугольника со сторонами ТЕ и АМ.

Запиши обозначения их границ.

Где будут лежать точки S и D?

Построй два разных четырехугольника

Построй два разных четырехугольника

S и D Не лежат на отрезке.

Построй два разных четырехугольника

Видео:Прямоугольник. Что такое прямоугольник?Скачать

Прямоугольник. Что такое прямоугольник?

Запиши название всех треугольников имеюих ; общию вершину — точку А общию сторону — отрезок Ам Запиши названия всех четырехугольников?

Запиши название всех треугольников имеюих ; общию вершину — точку А общию сторону — отрезок Ам Запиши названия всех четырехугольников.

Построй два разных четырехугольника

Видео:ЛоманаяСкачать

Ломаная

Напишите обозначение четырехугольников?

Напишите обозначение четырехугольников?

Построй два разных четырехугольника

Видео:Как перевести одну величину в другую?Как научить ребенка переводить единицы измерения:СМ в М,КГ в ГРСкачать

Как перевести одну величину в другую?Как научить ребенка переводить единицы измерения:СМ в М,КГ в ГР

Построй 2 луча CP и DK так что бы точка C лежала на луче DK, а точка D лежала на луче CP?

Построй 2 луча CP и DK так что бы точка C лежала на луче DK, а точка D лежала на луче CP.

Построй два разных четырехугольника

Видео:Диагонали четырехугольника равны 4 и 5.Скачать

Диагонали четырехугольника равны 4 и 5.

Построй два разных четырехугольника со сторонами ТЕ и АМ?

Построй два разных четырехугольника со сторонами ТЕ и АМ.

Запиши обозначения их границ.

Где будут лежать точки S и D?

Построй два разных четырехугольника

Видео:Что такое периметр. Как найти периметр многоугольника?Скачать

Что такое периметр. Как найти периметр многоугольника?

Начертите произвольный четырехугольник соедините середины его сторон ?

Начертите произвольный четырехугольник соедините середины его сторон .

Обозначте все точки буквами и запишите значками свойства углов и сторон полученного четырехугольника.

Построй два разных четырехугольника

Построй какой — нибудь пятиугольник, обозначь его буквами и выпиши обозначения всех его вершин и сторон?

Построй какой — нибудь пятиугольник, обозначь его буквами и выпиши обозначения всех его вершин и сторон.

Построй два разных четырехугольника

Построй какой нибудь пятиугольник, обозначь его буквами и выпиши обозначения всех его вершин и сторон?

Построй какой нибудь пятиугольник, обозначь его буквами и выпиши обозначения всех его вершин и сторон.

Построй два разных четырехугольника

Могут ли две точки с отрицательными кординатоми лежать по разные стороны от нуля?

Могут ли две точки с отрицательными кординатоми лежать по разные стороны от нуля?

Построй два разных четырехугольника

Могут ли 2 точки с отрицательными координатами лежать по разные стороны от нуля?

Могут ли 2 точки с отрицательными координатами лежать по разные стороны от нуля?

Построй два разных четырехугольника

Найди прямые углы у четырехугольника мнпк и пятиугольника abcd и запиши их обозначения?

Найди прямые углы у четырехугольника мнпк и пятиугольника abcd и запиши их обозначения.

На этой странице сайта, в категории Математика размещен ответ на вопрос Построй два разных четырехугольника со сторонами ТЕ и АМ?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 1 — 4 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Построй два разных четырехугольника

5 целых 1 / 8 — 5 / 8 = 4 целых 1 / 8 + 8 / 8 — 5 / 8 = 4 целых 4 / 8 сокращаем = 4 целых 2 / 4.

Поделиться или сохранить к себе: