Дата публикации — 21.12.2021
Одним из самых важнейших узлов в автотранспорте является коробка переключения передач, которая отвечает за изменение передаточного отношения. КПП на автобусах ПАЗ, в зависимости от модификации, могут устанавливаться разные. Чаще всего это 4-скоростные или пятиступенчатые агрегаты производства ГАЗ или же пятипозиционные ZF S5-42, а также агрегаты производства СААЗ (3206, 136А3, 320670, 132М3 и другие).
При передвижении такой механизм подвергается значительным нагрузкам, а малоопытный водитель может существенно увеличить износ деталей, что потребует ремонта КПП ПАЗ или дорогостоящей замены. Перед эксплуатацией любого транспортного средства необходимо получить представление об устройстве как минимум важнейших узлов и систем.
- Устройство КПП ПАЗ
- Особенности эксплуатации
- Признаки неисправностей и основные проблемы
- Особенности конструкции коробки передач ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234
- Возможные неисправности коробки передач и методы устранения
- Вектор NEXT (ПАЗ-32045SH). Ближе к будущему
- Технические характеристики NEXT (ПАЗ-32045SH)
- 🎥 Видео
Видео:КПП ГАЗон NEXTСкачать
Устройство КПП ПАЗ
Такой агрегат состоит из нескольких основных элементов:
- валы;
- шестерни разного диаметра;
- фланец;
- синхронизаторы;
- механизм управления;
- картер.
Современные коробки от СААЗ выделяется повышенным ресурсом и имеет ряд отличий от предшествующего поколения: присутствием в конструкции конических и игольчатых подшипников, муфтовых и пальчиковых синхронизаторов, а также бесконтактного датчика спидометра и шестерней, не требующих шпоночной посадки.
Видео:Ремонт КПП ГАЗ 3309 (Газон Некст,Валдай, ПАЗ Вектор).Обзор,разборка.Скачать
Особенности эксплуатации
Переключение КПП ПАЗ осуществляется рычагом механизма управления посредством тяги дистанционного привода. Как правило, переключение передач осуществляется легко, без люфтов и вибраций, особенно на современных автобусах. Если смена передачи затруднительна, рекомендуется отрегулировать привод, повернув вилку тяги переключения передач. Также причиной затруднительного переключения может быть остывшее масло из-за длительной стоянки на холоде.
Требуется регулярно заменять смазочную жидкость. При замене масла необходимо выбирать качественное и подходящее трансмиссионное масло. Спецификацию смазочных материалов всегда можно уточнить в сервисном центре (от -30 градусов Цельсия следует использовать специальное масло). Важно помнить, что при смене масла необходимо очищать сапун и магнитную сливную пробку, а также менять прокладку. Слив должен осуществляться сразу после окончания поездки.
Основные правила буксировки:
- не более 100 километров;
- коробка передач ПАЗ при его буксировании должна быть в нейтральном положении;
- не быстрее 60 километров в час;
- нейтральное положение.
Во время ремонта узла нельзя допускать, чтобы внутрь попадала грязь, что может привести к заеданию шестерен. Необходимо следить за целостностью шарнирных чехлов, состоянием резьбовых соединений и шарниров. В случае эксплуатации автобусов на пригородных маршрутах лучше всего делать выбор в пользу КПП для ПАЗ с ускоряющей пятой передачей. На городских же направлениях оптимальным решением будет агрегат с прямой пятой передачей.
Проверка сцепления поможет выяснить, требуется ли проверить и отрегулировать сцепление. Для этого нужно остановить транспорт и нажать на педаль сцепления, а затем, не позже чем через 20 секунд, медленно дать задний ход. Если в этот момент водитель услышит нехарактерный шум (скрежет кулачков муфты), то проверка и регулировка необходима. Стравливать избыточное давление можно через сильфон или воздушный клапан.
Видео:Ремонт КПП ГАЗ 3309 (Газон Некст,Валдай, ПАЗ, Вектор). СборкаСкачать
Признаки неисправностей и основные проблемы
Как и любой другой механизм, коробка переключения передач ПАЗ со временем изнашивается и может выйти из строя. Чтобы избежать дорогостоящего ремонта и выработать максимальный ресурс из агрегата, рекомендуется регулярно подвергать ТС техническому обслуживанию и обращать внимание на малейшие отклонения в работе узла.
Признаки неисправностей и их причины:
- отсутствие возможности переключить передачу – возможна поломка фиксаторов или пальцев, а также может быть нарушена регулировка управляющего привода;
- течь масла – высокое давление в картере, нарушение герметичности крепежа или износ прокладок;
- затруднение переключения – проблемы со сцеплением;
- посторонний шум – износ зубьев шестерен, ослабленное крепление элементов или поломка подшипников;
- переключение КПП ПАЗ вызывает скрежет и удары – поломка каретки и фасок пальцев или износ конусных колец синхронизатора;
- произвольное выключение передачи – слабое крепление головок и вилок, неисправность механизма переключения или существенный износ вилок.
Устранение таких неисправностей выполняется разными способами, от промывки сапуна и подтяжки креплений до замены синхронизаторов и регулировки элементов коробки.
Нередко можно услышать, что из-за короткого передаточного числа первой скорости водители автобусов Павловского завода предпочитают трогаться сразу со второй скорости. Причиной этому является то, что коробка автобусу досталась от грузовика. Как правило, на КПП ПАЗ Вектор такого не бывает, поскольку там стоит более прогрессивный механизм. Разумеется, следует соблюдать рекомендации, приведенные в официальной документации.
Если регулярно проверять уровень масла, не пренебрегать техосмотром, аккуратно управлять транспортом, а также выбирать качественную трансмиссионную жидкость, то коробка передач ПАЗ Вектор и любой другой модели прослужит долго и исправно.
Видео:Чем отличается коробка передач «ГАЗ» от аналога стороннего производителяСкачать
Особенности конструкции коробки передач ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234
Коробка передач производства ЗАО «СААЗ АМО ЗИЛ» – механическая, пятиступенчатая, синхронизированная, с центральным рычагом управления, с прямой или повышающей пятой передачей
Рычаг коробки передач соединяется тягой с рычагом переключения передач на рабочем месте водителя.
Устройство коробки передач и её привода показано на рис. 1 и рис. 2
На автобус могут устанавливаться коробки передач следующих моделей: СААЗ-3206, СААЗ-320670, СААЗ-132А2, СААЗ-132М3.
Новое семейство коробок передач СААЗ-136 имеет повышенный ресурс и следующие отличия от СААЗ-3206:
— все шестерни на вторичном валу установлены на игольчатых подшипниках;
— шестерни промежуточного вала имеют бесшпоночную посадку на вал за счет натяга;
— промежуточный вал установлен на конические подшипники, затяжка которых регулируется специальной гайкой;
— на СААЗ-136М установлены муфтовые синхронизаторы на всех передачах, на СААЗ-136А установлены пальчиковые синхронизаторы со стальными конусными кольцами напыленными молибденом;
— установлен бесконтактный датчик спидометра.
Для лучшего использования эксплуатационных свойств рекомендуется применять на пригородных маршрутах автобусы с коробками передач с ускоряющей 5-й передачей, а на городских маршрутах автобусы с коробками передач с прямой 5-й передачей.
Для заправки маслом имеется заливная резьбовая пробка в правой стенке картера 19. Для слива масла предназначено сливное отверстие в левой стенке картера, внизу, закрываемое магнитной резьбовой пробкой.
Центрирование коробки производится по фланцу крышки первичного вала 20.
Переключение передач производится рычагом механизма управления в крышке 4 (рис. 1) коробки передач через тягу 5 (рис. 2) и рычаг переключения передач 2 на рабочем месте водителя.
При затруднительном включении передач рекомендуется выполнить регулировку привода изменением длины тяги 5 посредством поворота вилки 9 тяги переключения передач.
При обслуживании коробки передач проверяется её крепление к картеру сцепления, крепление деталей самой коробки передач к картеру; заменяется и поддерживается нормальный уровень масла согласно карте смазки.
При смене масла нужно очистить магнит сливной пробки и сапун. Засорение сапуна может вызвать появление течи масла из-за повышения давления в картере.
При смене масла, а также при ремонте коробки передач не допускать попадания в неё загрязнений, которые могут вызвать заедание шестерен.
Видео:Ремонт КПП ГАЗ 3309 (Газон Некст,Валдай, ПАЗ, Вектор). Регулировка промвала, сборка вторичного вала.Скачать
Возможные неисправности коробки передач и методы устранения
Затрудненное включение всех передач
— Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»)
Отрегулировать свободный ход педали сцепления
Включение передач с ударом и скрежетом
а) износ конусных колец синхронизаторов
б) износ блокирующих фасок пальцев и каретки
Самовыключение передач на ходу
а) неполное включение передачи из-за неисправности механизма переключения
Заменить изношенные детали
в) ослабление крепления вилок и головок
Передачи не включаются
— Поломка пальцев и фиксаторов синхронизаторов
Повышенный шум при работе коробки передач
а) ослабление крепежных деталей
б) износ и поломка зубьев шестерен
Заменить изношенные детали
Течь масла из коробки передач
а) износ или потеря эластичности манжет
б) повышенное давление в картере коробки
в) нарушение герметичности по уплотняющим поверхностям
Подтянуть крепежные детали, заменить прокладки
Видео:Правила запуска, работы и остановки двигателя автобуса ВЕКТОР NEXT 320435-14 ЯМЗ CNG КПП FAST GEAR.Скачать
Вектор NEXT (ПАЗ-32045SH). Ближе к будущему
Флагманская линейка автомобильной техники поколения NEXT «Группы ГАЗ» получила продолжение в сегменте общественного транспорта. Летом 2016 года в Нижегородской области началось производство автобуса средней вместимости «Вектор NEXT». Знакомимся с первой моделью Павловского автобусного завода, украшенной фирменной эмблемой с бегущим оленем
Вектор NEXT (ПАЗ-32045SH). Габаритная длина: 7,6 м. Начало продаж: июнь 2016 г. Цена: от 2,97 млн руб.
Автобусы из Павлово хорошо известны в нашей стране. Согласно данным «Автостат-Инфо», парк машин с эмблемой ПАЗ на начало 2016 года составлял 162 тыс. единиц. Для сравнения: у идущего следом в списке КАвЗа этот показатель меньше почти в три раза (53 тыс.). Так что ПАЗ по праву может претендовать на лавры самого массового производителя в сегменте автобусов среднего класса.
До недавнего момента в продуктовом портфеле Павловского автобусного завода роль бюджетного и проверенного автобуса выполняла модель ПАЗ-3205, но в силу возраста и отставших от времени технических решений она удовлетворяла запросам далеко не всех пассажирских перевозчиков.
Между тем, более современный автобус ПАЗ-3204 (с модификациями), вышедший на рынок в 2006 году, стоит ощутимо дороже в силу применения на нем импортной агрегатной базы (двигатель Cummins ISF, МКП ZF или АКП Allison). Во многом из-за этого во все года, что параллельно производятся автобусы ПАЗ-3205 и ПАЗ-3204, машины нового поколения ни разу не превосходили по продажам предыдущее. Возможно, именно этот факт и заставил «Группу ГАЗ» разработать современный вариант практичного и в то же время недорогого в эксплуатации автобуса с применением отечественной компонентной базы.
ПАЗ С ЭМБЛЕМОЙ ГАЗ
Конструктивный подход во многом оказался схож с используемым при работе с моделью 3205, где решалась задача по максимуму использовать уже освоенные в производстве узлы и агрегаты, преимущественно от среднетоннажников Горьковского автозавода.
Модульная конструкция кузова новинки предполагает наличие моделей разной длины: от 7,1 до 8,5 м. Имеется четыре варианта планировки салона, как с накопительными площадками, так и с максимальным количеством посадочных мест. Все модели строятся на специализированном шасси грузовика «ГАЗон NEXT» с удлинителем рамы в заднем свесе.
Специально для «Вектора NEXT» разработана оригинальная приборная панель из прочного не скрипучего пластика
Выпуск семейства «Вектор NEXT» начался с 7,6-метровой модели. Сегодня такая машина предлагается в городском, пригородном и междугороднем исполнении. Автобус с фирменной эмблемой «Группы ГАЗ» уже не раз демонстрировался на отраслевых выставках, где вызывал повышенный интерес публики. А в наших руках недавно оказался один из серийных экземпляров городской модификации автобуса в том виде, в котором он обычно поступает к заказчикам.
Традиционные стрелочные приборы дополняет цифровое табло
Внешне «Вектор NEXT» узнаваем, прежде всего, благодаря оригинальной передней маске, которая получила увеличенную площадь остекления, обновленные приборы головного освещения (блок-фары со светодиодными огнями), плюс асимметричное расположение зеркал заднего вида — дань современному стилю и функциональности. Задняя маска тоже другая — ее выдает объемная форма, куда органично вписались вертикальные фонари с интегрированным противотуманным огнем. Внешний образ подчеркивает сплошная линия остекления по бортам и необычный формат колесных арок.
Подрулевые переключатели, блок управления светом, ручка КП и некоторые другие элементы тут те же, что и в кабинах «ГАЗели NEXT» и «ГАЗона NEXT»
Двери салона одностворчатые, прислонно-поворотные. Их ширина вполне достаточна для удобного входа и выхода пассажиров по одному. Высота нижней ступени 33 см. В салоне установлено 25 простых антивандальных сиденья. На них вполне сносно для городского автобуса можно проехать несколько остановок, не упираясь коленками в спинку впереди стоящего места: шаг сидений 80 мм. При планировке салона «4 места в ряду» пространства в центральном проходе остается не много — впритык, чтобы два пассажира расходились спиной к спине. На потолке по обеим сторонам и перед дверьми закреплены удобные поручни. Из минусов стоит отметить открытые кромки кронштейнов сидений со стороны борта: при излишней подвижности пассажир может повредить одежду. Других замечаний по качеству сборки салона нет.
Силовой агрегат снизу прикрыт защитным кожухом
Обогрев пассажирской зоны у «Вектора NEXT» комбинированный — он включает конвекторы вдоль бортов и четыре отопителя в разных частях салона под сиденьями. Для поддержания необходимой температуры в контуре применяется автономный подогреватель, доступ к оборудованию открывается через боковой люк. Предусмотрена установка накрышного кондиционера.
Открытые кромки кронштейнов сидений могут стать причиной неудобств
Сильная сторона нового автобуса — оформление и эргономика водительского пространства. Специально для «Вектора NEXT» разработана оригинальная приборная панель из прочного не скрипучего пластика. Правое крыло панели развернуто к водителю, чтобы ему не приходилось тянуться к блоку управления климатической установкой, клавишам открывания пассажирских дверей, включения салонных отопителей, подогрева зеркал и прочих функций. Руль и подрулевые переключатели, щиток приборов и блок управления светом, ручка КП и некоторые другие элементы тут те же, что и в кабинах «ГАЗели NEXT» и «ГАЗона NEXT». Исключение составляет разве что блок управления климатической установкой — его поставляет фирма Sanz Clima. Сиденье водителя — марки TIS. Оно имеет анатомичную форму подушек и подрессоренную основу с регулятором жесткости в зависимости от веса водителя. Кроме того, у водителя есть отдельная дверь, упрощающая доступ на рабочее место и являющаяся дополнительным выходом в случае ДТП. Правда, подняться на капитанский мостик не так-то просто, причина тому — отсутствие поручня для правой руки. Но в целом водительская дверь у «Вектора NEXT» сделана грамотнее чем, к примеру, у автобуса Bravis (выпускает СП «КАМАЗ-Марко»).
Планировка пассажирских сидений городской версии — 4 места в ряду
Предлагаемый к установке силовой агрегат пока только один — это рядный 4-цилиндровый турбодизель ЯМЗ-53443, выдающий 150 л. с. и соответствующий экологическому классу Евро-5. Доступ двигателю — из салона. Водитель может провести регламентные проверки, не покидая своего рабочего места. А вот обслуживание воздушного и топливного фильтров — только с улицы, через боковые люки. Коробка передач — механическая, 5-ступенчатая, усиленная версия C40R13 от «ГАЗона NEXT», производства Горьковского автозавода. Она получила усовершенствованные шестерни, синхронизаторы, новые подшипники и уплотнительные манжеты.
Основное конструктивное отличие шасси автобуса от грузового — задняя пневматическая, а не рессорная подвеска
Из других ключевых компонентов, которые нашли применение в шасси новинки, стоит упомянуть сцепление ZF, карданную передачу Spicer с фланцевым соединением, дисковые тормоза, рулевой механизм Bosch с переменным передаточным числом, а также заднюю пневматическую подвеску. Подвеска абсолютно новая. Существенным отличием от прежней конструкции (в свое время ПАЗ уже применял пневмобаллоны в подвеске, но затем вновь перешел на рессоры, объясняя это реакцией на обратную связь с клиентами) является электронное управление. По словам представителя «Группы ГАЗ», частый выход из строя пневматической подвески предыдущей конструкции был обусловлен неправильной эксплуатацией: автобусы ездили преимущественно на полностью накаченных баллонах, в результате чего тяги и упругие элементы быстро разрушались. Сейчас давление регулируется автоматически, ошибки водителя полностью исключены.
НА ПЯТЕРКУ
В движении автобус очень динамичен, двигатель обеспечивает неплохую тягу начиная с холостых оборотов, что позволяет хорошо вписываться в транспортный поток. Рычаг КП имеет умеренные ходы, но передачи иногда переключаются не так четко, как хотелось бы. Впрочем, это можно объяснить тем, что взятый на тест автобус был практически без пробега. Стоит отметить работу пневматических дисковых тормозов: срабатывают без запаздывания, замедление четко дозируется усилием, прилагаемым к педали. В базовом исполнении машина оснащается системой электронного регулирования тормозных усилий WABCO EBD, антипробуксовочной системой ASR. Опционально доступна система курсовой устойчивости ESC.
Рулевое управление я бы оценил на пятерку: руль в меру легкий, но не ватный, позволяет прекрасно чувствовать дорогу. Нет проблем и с маневрированием в тесном пространстве. Передняя ось «Вектора NEXT» отличается увеличенными углами поворота колес.
Проверить состояние технических жидкостей можно не вставая с водительского места
В качестве одного из достоинств нового автобуса производитель называет низкую стоимость владения. На это работают увеличенный межсервисный интервал (20 тыс. км) и низкая трудоемкость обслуживания (отсутствует необходимость смазки шарниров карданного вала и рулевых тяг). Гарантия на автобус составляет три года или 150 тыс. км пробега.
Кстати, уже в следующем году семейство «Некстов» пополнится более комфортабельной междугородней модификацией, а со второго квартала 2018 года в серию пойдет модификация, работающая на газомоторном топливе — метане. Для реализации техники флагманской линейки «Группа ГАЗ» использует специальные программы, в том числе программы утилизации и льготного лизинга.
- Новый дизайн интерьера и экстерьера, комфортное рабочее место водителя, низкая трудоемкость обслуживания
- Неудобный вход со стороны водителя, неудачное решение кронштейнов пассажирских сидений
Количество мест для сидения | 25 |
Пассажировместимость, чел. | 43 |
Габариты (длина/ширина/высота), мм | 7645/2445/2915 |
Колесная база, мм | 3800 |
Снаряженная масса, кг | 6000 |
Полная масса, кг | 10 000 |
Двигатель | |
модель | ЯМЗ-5344, Евро-5 |
тип | дизель, рядный, 4-цилиндровый |
раб. объем, см 3 | 4430 |
мощность, л. с. при мин -1 | 150 при 2300 |
крутящий момент, Нм при мин -1 | 500 при 1200–2100 |
Коробка передач | C40R13 |
Подвеска | передняя/задняя зависимая, рессорная/пневматическая |
Тормоза | спереди/сзади дисковые |
Шины | 245/70R19,5 |
Сервис | |
Заводская гарантия | три года или 150 тыс. км пробега |
Межсервисный пробег | 20 000 км |
Цена | |
Базовая/тестируемого автобуса | 2 970 000 руб. |
Конкуренты | |
КАМАЗ-Марко Bravis, Golden Dragon XML6145CR, Yutong 6852 |
Автобус предоставлен АО «МРО «Техинком».
🎥 Видео
Двигатель и коробка передач ПАЗ Vektor NextСкачать
газон Next у джойстика большой люфтСкачать
Переделка кулисы ПазикаСкачать
Ремонт двигателя паз вектор nextСкачать
КАК ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ПЕРЕДАЧИ НА ПАЗ?Скачать
ПАЗ-передачи без хруста.ЛИАЗ-пропали повороты,глюк кпп.Скачать
ПАЗ ВЕКТОР NEXT НА АКПП! ОМСК!Скачать
Устройство тросика переключения скоростей.Скачать
кпп ПАЗ 3205Скачать
паз некст подвеска и удивительнаяСкачать
ПАЗ ВЕКТОР НЕКСТ снятие двигателя 1Скачать
Ремонт кулисы своими руками или что делать если болтается рычаг КППСкачать
Паз 4х4 детский. Остановка в деревне.Скачать