В последние десятилетия Арктика оказалась в фокусе внимания России. Возрастающий интерес к ней продиктован наличием значительного ресурсного резерва, который представлен углеводородными и минеральными ископаемыми, прежде всего в недрах шельфа арктических морей; новыми перспективами торговых путей, которые могут появиться в Арктике в случае продолжения и усиления процесса изменения климата в сторону потепления; необходимостью обеспечения национальной безопасности на северных рубежах.
Арктика включает в себя Северный Ледовитый океан с его морями и прилегающие территории пяти стран: России, США (Аляска), Норвегии, Дании (Гренландии) и Канады, которые часто именуют “Арктической пятеркой” (“Арктика-5”). Именно они составляют так называемый Арктический регион.
Арктика — это сводная северная околополярная область земного шара, включающая Северный Ледовитый океан с входящими в его состав окраинными морями и островами, прилегающие к нему части Атлантического и Тихого океанов, а также окружающие его северные окраины материков Евразии и Северной Америки. Площадь Арктики составляет 21 млн км 2 (4,12% от общей площади земной поверхности), если с юга ее ограничивает Северный полярный круг (66° 33′ с. ш.), или 27 млн км 2 (5,29% земной поверхности), если южной ее границей служит граница зоны тундры. Постоянно находятся под арктическим льдом 5,14 млн км 2 (70%). Площадь арктической суши составляет 7,16 млн км 2 , из которых 3,8 млн км 2 приходится на острова.
Побережье России протянулось от границы Норвегии на Кольском полуострове до Берингова пролива и омывается водами Белого, Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского морей, часть из которых — Белое, Баренцево, Карское моря — относится к западным арктическим морям, а Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское — к восточным арктическим морям.
Островная территория Российской Арктики представлена крупными архипелагами (Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля), рядом островов (наиболее значительные — остров Врангеля, Новосибирские острова) и континентальными территориями (полуостров Таймыр, Чукотский полуостров и др.). Для Арктического региона характерны, прежде всего, суровый климат с продолжительной зимой и коротким вегетационным периодом, определяющим его ледовитость и широкое распространение многолетнемерзлых пород, обедненная флора и фауна, сходство традиционных отраслей хозяйства и др.
Российская политика в Арктике берет начало с XVII-XVIII веков, когда стали осваиваться прибрежные территории и шла организация регулярного судоходства по маршруту, который первоначально получил название “Северо-восточный проход”, а затем “Северный морской путь”. Расширение судоходства определялось необходимостью решения задач экономического и социального развития морских прибрежных и устьевых зон сибирских рек и налаживания устойчивого транспортного и каботажного сообщения.
Первые попытки установить контроль над Арктикой и ее пространствами были предприняты в XIX веке. Арктические государства — Россия, Норвегия, Дания, Канада и США начали переговоры по определению международно-правового режима арктических морей, предложив секторальный принцип. Основанием сектора служило арктическое побережье, а боковыми границами — меридианы, проходящие через крайние точки северного побережья арктических стран. Вершиной каждого сектора являлся Северный полюс. На первый план арктические страны выдвигали военно-политические, экономические и транспортные факторы, связанные с доступом к прибрежным районам арктических морей и находящимися на них ресурсами.
Заключенные в XIX веке между арктическими странами международно-правовые договоры существовали на протяжении десятилетий. Они фиксировали позиции сторон, для которых северное направление представляло важный, но не определяющий компонент внешней политики.
До начала XX века арктические страны (Россия, США, Канада, Норвегия и Дания) осваивали только побережье Северного Ледовитого океана, не заявляя прав на его поверхность и дно. В итоге границы арктических пространств не были четко определены, а вопрос их международно-правового оформления не стоял на повестке дня.
Российская империя последовательно отстаивала свои права на арктические пространства, придерживаясь секторального принципа их раздела. Однако в начале XX века ряд стран поставили под сомнение принадлежность России ранее открытых земель и островов. Это потребовало от России жестко заявить о своих правах на острова и земли, открытые ранее. 4 сентября 1916 г. МИД Российской империи направил правительствам союзных и дружественных стран ноту, в которой сообщалось, что суверенитет России распространяется на сухопутные полярные районы и на арктические острова, заливы, бухты, рейды вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Сделать подобное заявление Россию подтолкнули итоги гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на ледокольных транспортах
“Таймыр” и “Вайгач” под командованием капитана второго ранга Б. А. Вилькицкого в 1913-1915 гг., в результате которых были открыты новые острова и земли, в том числе Северная Земля, остров Врангеля и прилегающие к нему острова.
Спустя два года, 20 сентября 1918 г., российское правительство вновь разослало ноту-депешу, в которой сообщало, что частью России являются острова Генриетты, Жаннетты, Беннетта, Геральд, Уединения, Новосибирские, Врангеля, Новая Земля, Колгуев, Вайгач и др. Это стало официальной заявкой российских властей на арктический сектор, как отмечалось в документе, “ввиду того, что их принадлежность к территориям Империи является общепризнанной в течение столетий” (иными словами, ввиду права первооткрытия и освоения земель российскими мореплавателями начиная с XVI века).
Затем Россия распространила свой суверенитет на территориальные воды, составляющие зону в 12 миль. Это решение было отражено в декрете Совета народных комиссаров РСФСР от 24 мая 1921 г. “Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море”. Этим документом Россия определила внешнюю границу в Баренцевом море и закрепила свое право исключительной эксплуатации рыбных и звериных угодий только в отношении Белого моря (южнее линии, проходящей от полуострова Канин Нос до мыса Святой Нос, и Чешской губы) и Северного Ледовитого океана (от границы с Финляндией до северной оконечности Новой Земли) шириной 12 морских миль.
Заявления и документы, принятые в СССР, не остались незамеченными в других арктических государствах. В частности, в 1924 г. данный вопрос обсуждался в конгрессе США, где рассматривались их права на Арктику. В свою очередь, СССР отреагировал на притязания американской стороны в отношении Арктики. 4 ноября 1924 г. был направлен меморандум Правительства СССР, в котором была повторена и подтверждена действенность ноты российского Министерства иностранных дел от 20 сентября 1916 г. о территориальной принадлежности СССР заявленных арктических земель и островов.
Отправной точкой при рассмотрении внешней политики России на арктическом направлении считается Постановление Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. “Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане”. Данным документом СССР не только обозначил границы своих владений в Арктике, но и зафиксировал свою позицию относительно принципов раздела арктических пространств, в основе которой лежал секторальный подход, поскольку речь шла о землях и островах в пределах арктического сектора, расположенных между меридианами 32° 04′ 35″ в. д. и 168° 49′ 30″ з. д. за исключением восточных островов архипелага Шпицберген. Постановление не затрагивало вопросов правового режима и правового статуса морских пространств. США, Канада, Норвегия и Дания не выступили с протестом по этому поводу, тем самым соглашаясь с секторальным принципом раздела Арктики.
Таким образом, СССР определил границы полярных владений от Кольского полуострова через Северный полюс до Берингова пролива. Общая площадь полярных владений СССР в секторе составила 5,8 млн км 2 .
Границы полярных секторов не считались признанными государственными границами. Правовой режим входящих в сектор морских пространств не затрагивал дна и биологических ресурсов. Практически Арктика была разрезана на пять “кусков” с центром в Северном полюсе. Соответственно, морские пространства, входящие в российский сектор Арктики, не являлись внутренними водами России. Кроме того, Северный Ледовитый океан мог рассматриваться как открытое море со всеми вытекающими из этого понимания международно-правовыми последствиями.
В апреле 1989 г., еще в период СССР, Арктическая зона России законодательно была определена решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики. Она включала территории Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого, Ямало-Ненецкого, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Чукотского автономных округов и частично территории Республики Саха (Якутия), Красноярского края, а также земли и острова, указанные в Постановлении ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. “Об объявлении территории Союза ССР, земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане”, внутренние воды и территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону, прилегающие к северному побережью Российской Федерации.
Несмотря на отсутствие международно-правового статуса арктических пространств, СССР приступил к геологическим исследованиям в своей части арктического шельфа. Это было связано с появлением информации о наличии на шельфе арктических морей значительных запасов нефти и газа. В целом СССР осуществлял в Арктике масштабные научные исследования, направленные на получение данных об углеводородном потенциале. Помимо этого, активно функционировал Северный морской путь, шло освоение северных территорий. Благодаря усилиям советских властей в XX веке на прибрежных территориях были построены новые города и создана портовая инфраструктура.
Новый этап в развитии Арктики, определении международноправового статуса арктических пространств начался после принятия в 1982 г. Конвенции ООН по морскому праву, вступившей в силу в 1994 г. Ее принятию предшествовал многолетний переговорный процесс. Конвенция подтвердила абсолютный суверенитет прибрежного государства на 12-мильную зону территориальных вод и 200 миль исключительной экономической зоны со свободным судоходством, но исключительным правом на использование минеральных и биологических ресурсов на всем ее протяжении. Согласно ст. 76 Конвенции, никакая страна не вправе устанавливать контроль над Арктикой, но имеющие выход к Северному Ледовитому океану государства могут претендовать на исключительную экономическую зону протяженностью свыше 200 морских миль от берега. Эта зона может быть расширена еще на 150 миль, если страна докажет, что арктический шельф является продолжением ее сухопутной территории. В этом случае граница континентального шельфа должна устанавливаться на основе решения Комиссии ООН по границам континентального шельфа. В итоге Конвенция 1982 г. ограничила территориальные претензии прибрежных арктических государств 350 морскими милями, но лишь в том случае, если континентальный шельф простирается за 200-мильную зону.
В своей экономической зоне прибрежное государство имеет преимущественное право на добычу полезных ископаемых, но морская акватория остается открытой для мореплавания и рыболовства.
Таким образом, Конвенция 1982 г., установив ширину территориальных вод и экономической зоны, зафиксировала пределы территориальных притязаний арктических государств.
Принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и появление новых данных о запасах углеводородного сырья на шельфе арктических морей подстегнуло устремления стран региона к продвижению таких принципов определения международноправового статуса Арктики, которые бы обеспечивали беспрепятственный доступ к месторождениям нефти и газа.
Россия имеет крупнейшую и самую протяженную в мире площадь морского шельфа — 6,2 млн км 2 , 22% общей площади мирового шельфа. На Арктику приходится до 85% российского шельфа. Континентальный шельф арктических морей России является крупнейшим регионом потенциальных запасов нефти и газа и охватывает Баренцево (вместе с Печорским — название юго-восточной части Баренцева моря между островами Колгуев и Вайгач), Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря, которые занимают площадь более 3,1 млн км 2 . Из них 2,1 млн км 2 занимает Западная Арктика (Белое, Баренцево и Карское моря). Остальная часть арктического шельфа относится к Восточной Арктике, но она труднодоступна из-за длительного (9-Ю месяцев) закрытия льдами.
Геологические исследования арктического шельфа в СССР начались в 1970-х гг. Тогда впервые заявили о возможных залежах там нефти и газа. За более чем 40-летний период исследований российский шельф изучен менее чем на 5%. В то же время даже на столь малой исследованной площади открыто более 20 крупных нефтегазовых месторождений. Установлено, что общие суммарные извлекаемые углеводородные ресурсы составляют около 100 млрд т в нефтяном эквиваленте (в том числе 13,5 млрд т нефти и около 73 трлн м 3 природного газа). Именно это послужило основанием для развертывания широких нефтегазопоисковых работ на шельфе арктических морей Советского Союза, что позволило открыть крупные нефтегазовые провинции.
В 1973-1985 гг. были пробурены глубокие скважины на островах Шпицберген, Греэм-Белл, Александра, Хейса, входящих в архипелаг Земля Франца-Иосифа, на острове Свердрупа.
Первое промышленное месторождение было открыто и разведано в1982-1985гг.на острове Колгуев в Баренцевом море. Однако дальнейшее исследование месторождений нефти и газа на предмет их последующей разработки сдерживало, как уже говорилось, отсутствие технических средств бурения, пригодных для работы в тяжелых климатических условиях Арктики, и необходимость осуществления значительных капиталовложений.
В 1982 г. была предпринята первая попытка провести бурение в арктических водах, в устье реки Печоры. Полученные при бурении результаты показали наличие потенциально значительных запасов углеводородных ресурсов. В 1983 г. было объявлено об открытии новой крупнейшей в мире газонефтеносной провинции, получившей название Баренцево-Карской.
Наибольшая доля запасов углеводородного сырья (около 67%) приходится на моря Западной Арктики — Баренцево с Печорским и Карское моря, что подтверждается открытием здесь крупнейших газовых и нефтяных месторождений. Всего в акватории Баренцева моря открыто 11 месторождений нефти и газа: три газоконденсатных (уникальное Штокмановское (1988 г., 3,9 трлн м 3 газа и 56 млн т газового конденсата), Ледовое, Поморское), три газовых (Лудловское, Мурманское, Северо-Кильдинское), четыре нефтяных (Долгинское, Приразломное, Медынское-море, Варандейское) и одно нефтегазоконденсатное (Северо-Гуляевское).
На шельфе Карского моря были открыты 11 месторождений: два газоконденсатных: Русановское (1987 г., 3,0 трлн м 3 ) и Ленинградское (1989 г., 3,0 трлн м 3 ) — оба они относятся к числу уникальных; семь газовых (в Обской и Тазовской губах) — Каменномысское-море, Северо-Каменномысское, Чугорьяхинское и др.; два нефтегазоконденсатных — Солекамское, Юрхоровское. Данные месторождения углеводородных ресурсов позволили рассматривать Арктику в качестве новой топливно-энергетической базы.
После распада СССР все достижения и проблемы Арктики перешли к России, которая была вынуждена сформулировать арктическую политику с учетом стремительно меняющейся геополитической ситуации и появления новых прогнозов относительно запасов нефтегазовых и других минеральных ресурсов на шельфе арктических морей.
В 1997 г. Россия ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. Ранее, в 1996 г., Конвенцию ратифицировала Норвегия, а затем, в 2003 г., — Канада, в 2004 г. — Дания. США Конвенцию не ратифицировали.
Длительное время основные усилия СССР были направлены на отстаивание секторального подхода к разделу Арктики и противодействие попыткам США навязать принцип интернационализации арктических пространств. Такой подход не встречал возражений со стороны других арктических государств, но и не получил международного признания. Советскому государству не удалось законодательно закрепить статус границ Российской Федерации в Арктике и тем самым легализовать свои права на обладание сектором.
После ратификации Конвенции ООН по морскому праву Россия активизировала арктическое направление внешней политики, которая стала проводиться с учетом положений данного международного документа, на основе международно-правовых норм. Упор стал делаться на делимитации континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий. Этому способствовала и публикация новых данных относительно запасов углеводородных ресурсов, что усилило интерес к региону.
Основной спор развернулся вокруг подводных хребтов Ломоносова и Менделеева, которые являются естественными продолжениями подводной материковой окраины России. Первый был открыт советскими высокоширотными экспедициями в 1948 г. и назван в честь великого российского ученого М. В. Ломоносова. Хребет тянется примерно на 1800 км (при ширине от 60 до 200 км) от Новосибирских островов России через центральную часть Северного Ледовитого океана к острову Элсмир в Канадском арктическом архипелаге. Хребет возвышается над дном океана на 3300-3700 м. Минимальная глубина над отдельными вершинами свыше 900 м. Хребет фактически разделяет Северный Ледовитый океан на две основные части: тихоокеанскую и атлантическую.
Хребет Менделеева также открыт советскими учеными в 1949 г. на тихоокеанской стороне. Первоначально он идет параллельно хребту Ломоносова, начинаясь в районе канадского острова Элсмир, и, постепенно поворачиваясь, оканчивается в районе российского острова Врангеля. Позднее в центральной части хребта был обнаружен разрыв в виде подводной долины с глубинами до 2700 м. Название “хребет Менделеева” сохранилось лишь за частью, тяготеющей к России. Остальную часть хребта называют хребтом Альфа. В целом хребет Менделеева — Альфа очень широкий и достигает 1000 км при длине 1500 км. Минимальные глубины составляют 1,5-1,7 км.
После ратификации Конвенции ООН по морскому праву дискуссии относительно геологических особенностей хребта Ломоносова приобрели особую актуальность, поскольку от этого зависит делимитация континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий. Для того чтобы доказать, что хребты Ломоносова и Менделеева имеют континентальное происхождение, связанное с территорией России, необходимо было провести масштабные исследования. Только на основании полученных результатов можно было делать окончательные выводы.
В отношении хребта Ломоносова эту идею оспаривает Дания, считающая его затонувшей частью Гренландии. Она заявила права на районы шельфа площадью 895 км 2 , которые охватывают весь подводный хребет Ломоносова и упираются в границы 200-мильной экономической зоны России.
В 1997 г. Россия возобновила исследования, приступив к дальнейшему изучению геологического строения дна арктических морей на предмет их принадлежности к материку и разведке полезных ископаемых. Доказанные запасы углеводородов в российских водах в Баренцевом, Карском, Восточно-Сибирском, Лаптевых и Чукотском морях оценивались в 418 млн т (3 млрд баррелей) нефти и 7,7 трлн м 3 природного газа, а неразведанные — в 9,24 млрд т (67,7 млрд баррелей) нефти и 88,3 трлн м 3 природного газа.
Оценки запасов и тем более прогнозы добычи являлись приблизительными и нуждались в уточнении. Для этого необходимо было осуществить разведочное бурение, результаты которого могли позволить более точно определить объем запасов углеводородного сырья на шельфе арктических морей.
В 2000 г. Россия провела экспедицию “Арктика-2000”, организованную совместно Министерством природы и Министерством обороны. По ее завершении было заявлено, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением континента и арктический континентальный шельф России на 1,2 млн км 2 больше, чем это считалось ранее.
Необходимость уточнения полученных данных активизировала внимание России к Арктике и ее проблемам. В период с 2001 по 2014 г. Россия провела девять экспедиций в Арктике. Основной задачей, которая стояла перед экспедициями, был сбор данных, подтверждающих континентальную природу хребта Ломоносова и хребта Менделеева.
Задачи российской политики нашли отражение в ряде основополагающих документов. Так, тема Арктики присутствует в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года. Этот документ был утвержден Президентом РФ в июле 2001 г. В качестве одного из главных региональных направлений национальной морской политики России выделялось Арктическое региональное направление. Его важность определяется наличием свободного выхода российского флота в Атлантику, богатствами исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, решающей ролью Северного флота для обороны государства с морских и океанических направлений, а также возрастающим значением Северного морского пути для устойчивого развития Российской Федерации. В рамках указанного документа должны решаться такие долгосрочные задачи, как: исследование и освоение Арктики с ориентацией на развитие импортных отраслей хозяйства; создание судов ледового класса для морских перевозок, специализированных судов для рыбопромыслового, научно-исследовательского и других специализированных флотов; учет оборонных интересов государства при разведке и разработке запасов биоресурсов и минерального сырья в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации. Помимо этого, речь идет об обеспечении национальных интересов Российской Федерации в отношении Северного морского пути, соблюдении интересов России при разграничении морских пространств и дна Северного Ледовитого океана с приарктическими государствами. В качестве одного из шагов, направленных на укрепление российских позиций, должно стать развитие российского флота.
В соответствии с данным документом были определены задачи, связанные со строительством новых атомных ледоколов, развитием портов и использованием северных рек России. Так, до 2020 г.
в России должны быть построены шесть мощных атомных ледоколов с энергетическими установками нового типа. В совокупности отмеченные усилия должны привести не только к возрождению Северного морского пути, но и сделать его основной транспортной артерией в Арктике.
В целом с начала XXI века большой интерес к Арктике проявляли российские государственные структуры, усилиями которых были разработаны, а затем и приняты основополагающие документы, в которых сформулированы цели и задачи на арктическом направлении (см. таблицу).
Основные документы, касающиеся политики России в Арктике
Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года
Утверждена Президентом РФ 27 июля 2001 г.
Концепция устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации
Утверждена в 2006 г.
Концепция внешней политики Российской Федерации
Утверждена Президентом РФ 12 июля 2008 г.
Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу
Утверждены Президентом РФ 18 сентября 2008 г.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537
Концепция внешней политики Российской Федерации
Утверждена Президентом РФ 12 февраля 2013 г.
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.
Утверждена Президентом РФ 20 февраля 2013 г.
Государственная программа Российской Федерации “Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации”
Утверждена постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366 (в редакции,введенной в действие с 16 сентября 2017 г.)
Указ Президента РФ “О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации”
От 2 мая 2014 г. № 296
Морская доктрина Российской Федерации
Утверждена Президентом РФ 26 июля 2015 г.
Концепция внешней политики Российской Федерации
Утверждена Указом Президента РФ от 30 ноября 2016 г. №640
В декабре 2001 г. Россия, первая из стран, подписавших Конвенцию ООН 1982 г., подала в Комиссию ООН по границам континентального шельфа заявку на расширение внешней границы своего континентального арктического шельфа. Однако заявка была организационно не подготовлена и не подкреплена конкретными данными. Реализация цели, связанной с доказательством принадлежности континентального шельфа, выходящего за 200-мильную зону, требовала огромных усилий, связанных с проведением масштабных научных исследований и осуществлением глубоководного бурения. В итоге в Комиссии ООН посчитали доказательства, предоставленные российской стороной относительно хребта Ломоносова для однозначного определения этой структуры в качестве подводного продолжения континентального шельфа, недостаточно убедительными и отклонили ее. Одновременно были высказаны замечания о необходимости предоставления дополнительных геолого-геофизических данных, поскольку геосейс-мические исследования хребта и определение мощности лишь осадочного чехла не дают однозначного ответа, который может быть получен только в ходе глубоководного бурения, результаты которого могут удовлетворить Комиссию ООН. Она же рекомендовала России подать повторную заявку.
В ноябре 2002 г. Совет по проблемам Крайнего Севера и Арктики при правительстве России принял решение о разработке Концепции устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации, которая была представлена в 2006 г. Она определила цели и механизмы российской политики в области устойчивого развития Арктики.
В 2005 г. научно-исследовательское судно “Академик Федоров” возглавил крупнейшую арктическую экспедицию “Арктика-2005” и без сопровождения ледокола достиг Северного полюса. В ходе экспедиции была проведена геологическая разведка дна Северного Ледовитого океана, обследованы крупнейшие подводные возвышенности Арктики, в том числе хребет Менделеева. Исследования были направлены на уточнение границ континентального шельфа России.
В мае — июне 2007 г. Россия организовала уникальную экспедицию “Арктика-2007”, которая проводилась на атомном ледоколе “Россия”. В результате был осуществлен сбор дополнительных материалов. Усилия были направлены на то, чтобы подтвердить, что хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением полярных владений России. В рамках данной экспедиции на дно Северного Ледовитого океана Северного полюса с помощью двух глубоководных обитаемых батискафов “Мир” была достигнута глубина 4261 м и произведена установка на дне Государственного флага Российской Федерации. Данные действия России усилили внимание к Арктике других стран региона, открыв новый этап геополитического соперничества.
Россия сохраняла курс на расширение внешней границы континентального шельфа в Арктике. Так, в Концепции внешней политики Российской Федерации, принятой в июле 2008 г., была поставлена задача “установить в соответствии с международным правом внешние границы своего континентального шельфа, расширяя тем самым возможности для разведки и разработки его минеральных ресурсов”. Кроме того, в документе обращалось внимание на необходимость “наращивать динамику двусторонних торгово-экономических связей и инвестиционное сотрудничество при взаимодействии в Арктике”. Приоритетной внешнеполитической задачей России ставилось завершение международно-правового оформления границ континентального шельфа в Арктике.
В сентябре 2008 г. прошло совещание Совета безопасности РФ, где рассматривались вопросы наращивания присутствия России в Арктике. Затем, был принят документ “Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу”. Документом была установлена этапность работ по освоению Арктики, поставлена задача к 2015 г. обеспечить международно-правовое оформление внешней границы Арктической зоны России и на этой основе добиться конкурентных преимуществ России по добыче и транспортировке энергетических ресурсов. Также Россия ставила цель создать арктическую группировку войск для защиты своих экономических и политических интересов в этом районе. Прежде всего речь идет об усилении пограничных войск и создании береговой охраны российских арктических границ. Акцент был сделан на опережающее развитие пограничной инфраструктуры Арктической зоны страны. В документе подчеркивалось, что приоритетами России в
Арктике являются активное освоение природных ресурсов региона, развитие транспортной и пограничной инфраструктуры. До 2020 г. должно быть обеспечено превращение Арктической зоны в ведущую ресурсную базу страны.
Об Арктике говорится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной в 2009 г. В этом документе отмечается, что внимание “международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе. на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики”. Кроме этого, Стратегия прямо указывает на необходимость “обеспечения безопасности государственной границы в Арктической зоне Российской Федерации”, а также “завершения формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктуры в Арктической зоне Российской Федерации”. Арктика на длительную перспективу является не только важнейшей ресурсной базой России, опорным регионом для наращивания ее транзитного потенциала, но и узлом пересечения долгосрочных интересов нашей страны и основных зарубежных стран в международной и экологической сферах.
Для уточнения задач, стоящих перед Россией в Арктике, в 2010 г. было проведено расширенное заседание Совета безопасности РФ, посвященное геополитической ситуации в регионе и его ресурсам. На нем было отмечено, что приполярные страны предпринимают активные шаги по расширению своего научно-исследовательского, экономического и даже военного присутствия в зоне Арктики.
В феврале 2013 г. была утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Документ предусматривал комплексное изучение континентального шельфа. Затем, в апреле 2014 г., была утверждена Государственная программа “Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года”. В мае того же года подписан Указ Президента РФ “О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации”. Наконец, в 2015 г. была утверждена обновленная Морская доктрина Российской Федерации.
Одним из основных факторов, определивших интерес к Арктике, являлись углеводородные ресурсы. Повышенное внимание к арктическим месторождениям нефти и газа объяснялось тем, что многие доступные месторождения на суше в России оказались выработаны и встал вопрос о добыче технологически сложных углеводородов, поиске альтернативных источников энергии. В совокупности все эти факторы вынудили Россию изменить свою политику в Арктике, сделав разворот в сторону ресурсного аспекта привлечения к освоению арктических месторождений зарубежных компаний, располагающих необходимыми технологиями глубоководного бурения в суровых арктических условиях. Без этого было невозможно реализовать планы, обозначенные во многих официальных документах, принятых в России. Так начался новый этап российской политики в Арктике.
В период 2010-2014 гг. российские нефтегазовые компании заключили соглашения с зарубежными компаниями, имеющими опыт и технологии, необходимые для добычи углеводородных ресурсов в сложных условиях Арктики. В 2011 г. российская компания “Роснефть” и американская компания “ExxonMobil” подписали соглашение о стратегическом партнерстве на бурение в Карском море. Соглашение предусматривало совместное осуществление проектов в области геологоразведки и освоения месторождений нефти и газа, а также обмен технологиями и опытом. В 2012 г. Россия продолжила политику, которая предусматривает привлечение зарубежных нефтегазовых компаний к освоению арктических месторождений. “Роснефть” подписала соглашение о стратегическом сотрудничестве с итальянской компанией “Eni”. Была достигнута договоренность о создании совместного предприятия для освоения Федынского и Центрально-Баренцевского участков в Баренцевом море. Общий объем совместных инвестиций на проекты в Баренцевом море оценивался в 50-70 млрд долл.
Компании “Роснефть” и “ExxonMobil” конкретизировали условия заключенного соглашения 2011 г. о сотрудничестве в рамках освоения российского континентального шельфа. “ExxonMobil” должна была принять участие в разработке лицензионных участков в Карском море, ресурсы которых оцениваются в 4,9 млрд т нефти и 8,3 трлн м 3 газа. Инвестиции в совместные проекты в Карском море, как уже отмечалось, оцениваются в 200-300 млрд долл.
В этот же период “Роснефть” и норвежская компания “Statoil” подписали соглашение о сотрудничестве в Баренцевом и Охотском морях. Общий объем инвестиций обеих компаний в разработку участков на шельфе Баренцева и Охотского морей должен был составить 65
Ключевой идеей всех соглашений было достижение договоренностей о предоставлении зарубежными нефтегазовыми компаниями финансирования и технологий в обмен на доступ к арктическим месторождениям. Однако нефтегазовые гиганты не торопятся приступать к разработке арктических месторождений, ограничиваясь обсуждением различных аспектов будущей добычи.
В России ставили задачу значительно увеличить долю добычи нефти и газа в регионах со сложными условиями и низкой освоенностью. Для этого предполагалось реализовать планы по технологическому прорыву в создании автономных систем подледного и подводного освоения и обустройства месторождений с применением современных роботизированных комплексов.
В 2012 г. российское правительство представило долгосрочную программу геологоразведки и добычи минеральных ресурсов до 2030 г., которая была нацелена на увеличение добычи углеводородных ресурсов на арктических месторождениях. При благоприятных условиях к 2030 г. ежегодную добычу нефти на континентальном шельфе планировалось увеличить с 13 млн до 66,3 млн т, а добычу природного газа — с 57 млрд до 330 млрд м 3 .
Усиление политического внимания к Арктике и ее проблемам должно было учитывать технические и технологические вопросы получения доступа к арктическим ресурсам. Без этого невозможно было наладить их промышленную добычу.
Отсутствие собственных технологий для глубоководного бурения на арктических месторождениях усилило интерес России к налаживанию сотрудничества с западными нефтегазовыми компаниями. Для разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения (ШГКМ), расположенного в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря в 650 км от порта Мурманск и в 290 км западнее архипелага Новая Земля, Россия намеревалась привлечь зарубежных партнеров, располагающих необходимыми технологиями глубоководного бурения и транспортировки углеводородов. Это самое большое морское месторождение Арктики и одно из крупнейших в мире.
Однако промышленная разработка месторождения не началась. Сначала Россия и зарубежные нефтегазовые компании обсуждали условия соглашения. Затем, после введения в 2014 г. ан-тироссийских санкций, вопрос о совместной разработке месторождения был снят с повестки дня.
Другим крупным российским проектом в Арктике является нефтяное месторождение Приразломное в Печорском море на территории Ненецкого автономного округа. Именно оно стало одним из первых реализуемых проектов по освоению шельфа российской Арктики.
Месторождение было открыто в 1989 г. Расположено оно на шельфе Печорского моря юго-восточной части Баренцева моря, между островами Колгуев, Вайгач и Новая Земля, в 60 км от берега (поселок Варандей), в 950 км от Архангельска на глубине 20 м. Доказанные запасы нефти — 233,4 млн т.
Особое внимание при эксплуатации месторождения уделялось вопросам экологической безопасности. В проекте предусмотрены все меры, необходимые для защиты арктического шельфа от разливов нефти, — они почти полностью исключены благодаря конструктивным особенностям платформы. Предусмотрено также создание морского и берегового комплексов ликвидации аварий, оснащенных современным оборудованием.
Главными природными особенностями этой акватории в холодный сезон, который длится здесь более 200 суток, являются суровые ледовые условия (толщина льда может достигать 1,5 м и более) и температура воздуха минус 30 °С и ниже. Осенью и весной здесь наблюдаются сложные гидрометеорологические условия: сильные ветры и частые штормы (высота волн до 10 м).
Россия стремится форсировать разработку морских месторождений углеводородов и расширить исключительную экономическую зону в Арктике. В августе 2011 г. платформа “Приразломная” была доставлена и установлена на месторождении. В 2013 г. на месторождении началась промышленная добыча нефти.
В рамках стратегического курса, который Россия реализовывала в Арктике, повышенное внимание уделялось Северному 230
морскому пути (СМП), который пролегает вдоль российских арктических берегов и имеет большое значение.
СМП — главная широтная судоходная магистраль России в Арктике, национальная ледовая трасса во льдах акватории Северного Ледовитого океана, проходящая через Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря, соединяющая Европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. Это наиболее кратчайший водный путь, который соединяет западные и восточные районы России, европейские и азиатские порты. Протяженность от Мурманска до Владивостока — около 5800 миль. Маршрут по этому пути намного короче, чем через Суэцкий (12 800 миль) или Панамский (14 900 миль) канал. Длина основной, ледовой части от архипелага Новая Земля до бухты Провидения на Чукотке 5,6 тыс. км. СМП обслуживает порты Арктики и крупных сибирских рек (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, в том числе за границу, и др.). Крупнейший незамерзающий порт России за полярным кругом, Мурманск, — это северные ворота России, начальный пункт транспорта по СМП из Атлантики в Тихий океан.
СМП является единственной транспортной магистралью, обеспечивающей доступ к природным ресурсам Севера, Сибири и Дальнего Востока, запасы которых, по прогнозным оценкам, в XXI веке станут едва ли не основной сырьевой базой планеты. Отсюда понятно стратегическое значение Северного морского пути в экономике России, который сыграл решающую роль в широкомасштабном хозяйственном освоении северных районов, и особенно Арктической зоны страны. Главные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Хатанга, Амдерма, Мыс Шмидта, Зеленый Мыс, Провидения. Продолжительность навигации 2-4 месяца (на отдельных участках дольше, с помощью ледоколов).
СМП имеет две особенности. Одна из них — это то, что он пролегает вдоль берегов России, а значит, не зависит от сложившейся в тот или иной период времени международной обстановки. Вторая — СМП пролегает вдоль устья крупнейших рек Российского Севера, которые с притоками представляют собой систему внутренних водных путей.
Во многих документах СССР отмечалось, что СМП является внутренней национальной транспортной артерией. Арктические моря, через которые он проходит, представляют узкие и неглубокие ледовые моря заливного типа, которые вдаются в материк.
Значение СМП менялось в зависимости от задач и технических возможностей, которые ставились и становились доступными для его освоения. Повышение интереса к СМП является отражением перспектив экономического развития Арктики, воплощением надежд людей, связанных с началом масштабного освоения богатейших углеводородных ресурсов.
Освоение арктических морей требовало усилий на протяжении многих столетий. Российская империя, а затем и СССР заявляли о своих правах на отдельные акватории. В СССР моря Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и в пределах арктического сектора Чукотское море рассматривались как “исторические моря” с режимом внутренних вод. При этом позиция советского государства опиралась на международную норму, признающую распространение суверенитета прибрежного государства на отдельные заливы и моря заливного типа и длительное осуществление над этими акваториями верховенства Российской империи и СССР.
Правовое положение СМП и морей, через которые он проходит, тесно взаимосвязаны с режимом проливов, соединяющих эти моря: Карские ворота, Югорский шар, проливы Шокальского, Вилькицкого и др., которые входят в территориальные воды России. Исключение составляют проливы Дмитрия Лаптева и Санникова.
Осуществление проводки караванов транспортных судов для обеспечения северного завоза, что необходимо для поддержания и улучшения качества жизни отечественных заполярных территорий, — это основная задача ледокольного флота, который намерено развивать российское правительство.
Арктика имеет для России важное военно-стратегическое значение. Через Северный Ледовитый океан пролегают кратчайшие полетные трассы стратегических бомбардировщиков и баллистических ракет, что обусловило развертывание не только оборонительных, но и наступательных сил и средств.
Военно-стратегические интересы и развитие военной техники и технологий позволили СССР и США в середине XX века приступить к военному освоению Арктики. Именно здесь Россия и США имеют совместные морские границы большой протяженности в
Беринговом и Чукотском морях. В последнее десятилетие Россия предпринимает значительные усилия по модернизации и строительству объектов военной инфраструктуры, наращиванию военного потенциала. Были сформированы специальные части, подготовленные действовать в сложных погодных условиях.
В 2015-2016 гг. Россия усилила внимание к Арктике. В частности, Россия стала разрабатывать планы, связанные с освоением углеводородного потенциала Арктики. Для этого стали реализовываться программы, направленные на строительство новых судов, разработку новых технологий, позволяющих начать самостоятельную разработку месторождений нефти и газа на шельфе арктических морей. Одновременно Россия проводила модернизацию атомного ледокольного флота, рассматривая это в качестве одного из условий развития Северного морского пути. При строительстве атомных ледоколов применялись новые технологические решения: двойная осадка, увеличение мощности атомного реактора. Данные ледоколы призваны обеспечить лидирующие позиции России в Арктике. Также были предприняты шаги по восстановлению сети аэродромов в Арктической зоне.
В феврале 2016 г. Россия вторично подала в Комиссию ООН по границам континентального шельфа заявку на расширение границ континентального шельфа в акватории Северного Ледовитого океана. Тогда же Комиссия ООН приступила к ее рассмотрению.
Геополитическая ситуация, сложившаяся вокруг России в 2014—2017 гг., позволяет сформулировать несколько основных положений, которые целесообразно учитывать российской политике в Арктике на долгосрочную перспективу.
Во-первых, арктические страны находятся на начальном этапе решения международно-правовых проблем, связанных с разделом арктических пространств. Сложность определения правового режима Северного Ледовитого океана определяется различными позициями арктических стран по данному вопросу. Относительно спокойный ход обсуждения международноправовых проблем Арктики может нарушиться с появлением новых технологий, которые откроют доступ к запасам нефти и газа на арктических месторождениях. Это приведет к ужесточению позиций арктических стран, что усилит между ними разногласия, тем самым затрудняя поиск компромиссного варианта.
Во-вторых, большинство стран мира не располагают технологиями, которые могут обеспечить доступ к месторождениям углеводородного сырья в Арктике. В результате борьба за Арктику в конечном итоге станет соперничеством в сфере технологий. Страны, которые сумеют первыми предложить новые технологические решения, получат “приз” в арктической гонке за углеводородные ресурсы.
В-третьих, с высокой долей уверенности можно говорить о том, что ближайшие десятилетия станут подготовительным периодом к освоению Арктики. Промышленная добыча на арктических месторождениях начнется к середине XXI столетия. Исходя из этого, России необходимо уже сегодня готовиться к усилению конкуренции с различными государствами мира за право разработки углеводородных ресурсов.
В-четвертых, для России серьезную проблему представляют вопросы, связанные с развитием береговой инфраструктуры (к примеру, сооружение новых глубоководных портов) и строительством новых буровых платформ.
В-пятых, реализация геополитических амбиций, связанных с отстаиванием своих интересов в Арктике, потребует концентрации значительных финансовых ресурсов. Затраты на освоение Арктики вполне сопоставимы с программами освоения космоса. Средства необходимы для дальнейшего проведения научно-исследовательских работ, технологического перевооружения и строительства новой техники. Без этого заявленные цели российской политики в Арктике будет невозможно реализовать на практике.
В-шестых, защита российских интересов в Арктике требует разработки долгосрочной государственной политики, способной в комплексе учитывать разноплановые факторы. Точное соизмерение стоящих задач и финансовых ресурсов, наличия технической базы и находящихся в распоряжении технологий позволит избежать провалов и не допустить ослабления российских позиций в регионе.
В-седьмых, Россия сталкивается с усилением международного давления. Геополитические теории, обосновывавшие естественность борьбы с Россией и уже не раз послужившие западным странам, вновь могут получить путевку в жизнь. Этот сценарий неизбежно повлечет за собой усиление антироссийской риторики, которая будет направлена на ограниченное участие России в решении ключевых проблем Арктического региона.
В-восьмых, пока Россия не имеет возможностей для самостоятельной разработки континентального шельфа. Доказать принадлежность того или иного участка шельфа к какой-то определенной геологической структуре можно только по результатам бурения. Отсутствие у России собственного оборудования значительно затрудняет задачу получения доказательств. В перспективе этот фактор могут использовать западные страны, обосновывая необходимость более широкого вовлечения иностранных нефтегазовых компаний в разработку российских месторождений. Это потребует от России активной внешней политики, прежде всего в вопросах регулирования международно-правового статуса арктических пространств.
Пока намечаются лишь основные контуры, линии, по которым в будущем может развернуться геополитическая борьба. Помимо вопросов экологии, которые еще до начала добычи углеводородного сырья нуждаются в своем решении, существуют риски, связанные с милитаризацией Арктики, а также с возникновением международных конфликтов. Не стоит забывать, что нынешнее обсуждение международно-правового статуса арктических пространств ведется в условиях неопределенности объемов запасов, которые носят предварительные оценки, и сроков начала добычи углеводородных ресурсов. По мере получения новых данных о запасах этих ресурсов и появления новых технологий, позволяющих добывать в суровых условиях Арктики, соперничество государств может усилиться.
Исход геополитической борьбы за Арктику и ее ресурсы определят не геополитические концепции, скорректированные под складывающиеся в регионе условия, и даже не военный фактор, с которым ряд стран связывают свои надежды на упрочение своих позиций. Победу одержат страны, которые окажутся лучше подготовленными в техническом и технологическом планах. Наличие современных технологий, способных обеспечить надежный доступ к природным ресурсам Арктики, инфраструктуры, которая бы позволила осуществлять транспортировку этих ресурсов на мировой рынок, сведение воедино вопросов недропользования, лицензирования и налогообложения станут решающими факторами, которые обеспечат преимущество России в геополитическом соперничестве в Арктике.
- 1. Александров О. Б. Северный вектор внешней политики России: внешняя политика России на Балтике, в регионе Северной Европы и в Арктике. М.: Спутник, 2012.
- 2. Васильев В. В., Жуков М. А., Истомин А. В., Селин В. С. Оценка условий и перспектив использования природных ресурсов неразграниченных морских пространств в Арктической зоне. Апатиты: Кольский научный центр, 2007.
- 3. Вылегжанин А. Н. Правовой режим Арктики // Международное право / Отв. ред. А. Н. Вылегжанин. М.: Юрайт, 2009. С. 181-192.
- 4. Губанов А. И. Разграничение континентального шельфа в Арктике: международно-правовые проблемы и перспективы. М.: Зеркало-М, 2014.
- 5. Жуков Ю. Н. Сталин: арктический щит. М.: Вагриус, 2008.
- 6. Зонн И. С., Костяной А. Г. Баренцево море: Энциклопедия. М.: Международные отношения, 2011.
- 7. Зонн И. С., Жильцов С. С. Арктическая гонка: захватить и разбурить. М.: Восточная книга, 2013.
- 8. Зонн И. С., Костяной А. Г. Карское море: Энциклопедия. М.: Международные отношения, 2013.
- 9. Зонн И. С., Костяной А. Г. Море Лаптевых: Энциклопедия. М.: Международные отношения, 2014.
- 10. Зонн И. С., Костяной А. Г., Куманцов М. И. Берингово море: Энциклопедия. М.: Международные отношения, 2012.
- 11. Зонн И. С., Костяной А. Г., Куманцов М. И. Чукотское море: Энциклопедия. М.: Международные отношения, 2013.
- 12. Коновалов А. М. Транспортная инфраструктура российской Арктики: проблемы и пути их решения // Арктика: зона мира и сотрудничества / Отв. ред. А. В. Загорский. М.: ИМЭМО РАН, 2011. С. 120-141.
- 13. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Арктика в международной политике: сотрудничество или соперничество? М.: РИСИ, 2011.
- 14. Котляр В. С. Международно-правовой статус Арктики и интересы России в Арктике. М.: Паулсен, 2015.
- 15. Лукин Ю. Ф. Великий передел Арктики. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный ун-т им. М. В. Ломоносова, 2010.
- 16. Поворот на Восток: развитие Сибири и Дальнего Востока в условиях усиления азиатского вектора внешней политики России / Отв. ред. И. А. Макаров. М.: Международные отношения, 2016.
- 17. Россия в Арктике. Вызовы и перспективы освоения / Под ред. М. В. Ремизова. М.: Ин-т нац. стратегии: Книжный мир, 2015.
- 18. Соловьев М. Н., Тихомиров С. Н. Вопросы военной безопасности // Арктика: интересы России и международные условия их реализации. М.: Наука, 2002.
- 19. Терентьев С. А. Арктика и Антарктика. М.: Книговек, 2011.
- 1. Раскройте направления российской политики в Арктике в XVIII-XIX веках.
- 2. Какого принципа раздела арктических пространств придерживались арктические государства до середины XX века?
- 3. Раскройте основное содержание положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
- 4. Какой фактор оказывал ключевое влияние на позиции арктических государств по вопросом международно-правового режима арктических пространств во второй половине XX века?
- 5. Раскройте основные направления российской политики в Арктике после распада СССР.
- 6. С какими трудностями сталкивалась Россия при реализации энергетической политики в Арктике?
- 7. Какие геополитические факторы оказывают влияние на политику России в Арктике?
- Презентация по теме «Арктический вектор внешней политики России» презентация к уроку по истории (11 класс) на тему
- По зарубежным оценкам, это составляет около 25% от неразведанных запасов углеводородов в мире.
- Важно, что более 60% этих ресурсов приходится на территории, которыми уже владеет или на которые, согласно нормам международного права, претендует Россия. В будущем они могут стать источником нефти и газа для России и для мирового рынка в целом.
- В Арктической зоне России сохраняется значительный промышленный потенциал. В течении десятилетий здесь создавались объекты нефтегазового комплекса, магистральные трубопроводы, электростанции, в том числе Билибинская АЭС, шахты, железные дороги, аэродромы, морские и речные порты.
- Северный морской путь служит основной транспортной артерией, связывающей многие арктические регионы с остальной частью России. Кроме того, СМП позволяет доставлять грузы из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион значительно более коротким путем по сравнению с традиционными маршрутами через Суэцкий канал или мыс Доброй Надежды на юге Африки.
- Арктический регион имеет непосредственное отношение к обеспечению безопасности России. Здесь сосредоточен ряд важнейших предприятий оборонной промышленности.
- Государственная граница России на протяжении почти 20 тыс. км проходит по Северному Ледовитому океану.
- Немаловажен и внешний фактор. В случае постоянного присутствия ядерного подводного флота США и размещения систем Противоракетной Обороны ПРО морского базирования здесь будут созданы возможности для перехвата пусков баллистических ракет и нанесения превентивного удара по России.
- Здесь же сохраняется значительный военный потенциал России и НАТО, который, хотя и значительно уменьшился по сравнению с периодом холодной войны, все еще представляет значительную силу. По сути дела противостояние России и НАТО/США по прежнему продолжается, но в более мягкой форме, чем в прошлом.
- Вместе с тем нельзя игнорировать тот факт, что наша страна сталкивается с целым рядом проблем в Арктике.
- Проблема раздела континентального шельфа.
- Международно-правовой статус Арктики остается неопределенным. Он во многом опирается на Конвенцию ООН по морскому праву 1982г., которая отводит каждому государству, имеющему границу с Арктикой, 200-мильную исключительную экономическую зону. В Арктике есть спорные территории между Канадой и Данией, Канадой и США, Россией и Норвегией.
- Проблема морских границ.
- Неурегулированность арктических морских границ продолжает оставаться серьезным источником международных конфликтов в этом регионе и препятствием на пути к сотрудничеству между разными странами, принимающими участие в освоении Арктики.
- Так, переговоры о демилитаризации морских пространств между Россией и Норвегией продолжались около 40 лет. В 2010 году было решено поделить спорный участок Баренцева моря, самый богатый рыбой и нефтегазовыми ресурсами, «пополам». Но сохраняются проблемы вокруг статуса Шпицбергена, которые непосредственно затрагивают интересы России. Страны ЕС, по сути дела, придерживаются позиции изоляции России в освоении арктических пространств.
- Немало проблем и в российско — американских отношениях по поводу Арктики. США стремится сохранить «свободу рук», не ратифицируя Конвенцию ООН по морскому праву.
- Ремилитаризация Арктики.
- В условиях повышения геополитического статуса Арктики наметилась тенденция к новой волне милитаризации региона. Это выражается в усилении военного присутствия стран НАТО в Арктике, в том числе за счет учений, модернизации вооруженных сил полярных стран, дислоцированных в Арктике, и соответствующей военной инфраструктуры, использовании военно морских флотов для отстаивания своих экономических интересов. Для обоснования своего военного присутствия НАТО ссылается на военную активность Москвы в Арктике.
- Политика по обеспечению интересов безопасности России в регионе была определена в сентябре 2008 года в документе «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».
- В сфере обеспечения безопасности стратегической целью названы «обеспечение благоприятного оперативного режима в арктической зоне РФ, включая поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск общего назначения Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в этом регионе». Основная цель развития военной инфраструктуры в регионе видится не в последующем значительном наращивании военного присутствия России, а в установлении системы мер по контролю над воздушным, водным и сухопутным пространствами. Более того, создаваемая инфраструктура должна максимально способствовать решению задачи экономического освоения Арктики.
- О возможностях продвижения по пути сотрудничества, а не конфронтации говорят итоги прошедшего в мае 2008 года в гренландском городе Илулиссате конференции пяти арктических государств. Итогом конференции стало принятие Илулиссатской декларации, в которой сделан акцент на равноправное сотрудничество стран региона и решении проблем Арктики путем переговоров и на основе существующих норм международного права.
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Арктическое направление внешней политики России
Видео:Арктика в новой Концепции внешней политики РФ, порт Лавна и другие арктические новости начала апреляСкачать
Презентация по теме «Арктический вектор внешней политики России»
презентация к уроку по истории (11 класс) на тему
Национальные интересы России в Арктике определяются несколькими факторами. На первом месте стоят экономические интересы. В настоящее время этот регион обеспечивает около 11% национального дохода России, притом что здесь проживает только 1,95 млн чел. — около 1,4% населения всей страны. Именно здесь добывается значительное количество полезных ископаемых, имеющих стратегическую важность для России. Согласно опубликованным прогнозам, в Арктике находятся 90 млрд. баррелей нефти, 47,3 трлн. куб. м газа, 44 млрд. баррелей газового конденсата.
Видео:Шпицберген во внешней политике РФСкачать
По зарубежным оценкам, это составляет около 25% от неразведанных запасов углеводородов в мире.
Видео:Лекция 2. Основные вехи истории международных отношений и внешней политики арктических странСкачать
Важно, что более 60% этих ресурсов приходится на территории, которыми уже владеет или на которые, согласно нормам международного права, претендует Россия. В будущем они могут стать источником нефти и газа для России и для мирового рынка в целом.
Видео:Дмитрий Goblin Пучков об интересах России в АрктикеСкачать
В Арктической зоне России сохраняется значительный промышленный потенциал. В течении десятилетий здесь создавались объекты нефтегазового комплекса, магистральные трубопроводы, электростанции, в том числе Билибинская АЭС, шахты, железные дороги, аэродромы, морские и речные порты.
Видео:Новая стратегия Евросоюза в Арктике. История арктической политики.Скачать
Северный морской путь служит основной транспортной артерией, связывающей многие арктические регионы с остальной частью России. Кроме того, СМП позволяет доставлять грузы из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион значительно более коротким путем по сравнению с традиционными маршрутами через Суэцкий канал или мыс Доброй Надежды на юге Африки.
Видео:Лекция 4. Арктические стратегии стран циркумполярного мираСкачать
Арктический регион имеет непосредственное отношение к обеспечению безопасности России. Здесь сосредоточен ряд важнейших предприятий оборонной промышленности.
Видео:Правовой статус Арктики — Татьяна Сидорова / ПостНаукаСкачать
Государственная граница России на протяжении почти 20 тыс. км проходит по Северному Ледовитому океану.
Видео:АРКТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР Стратегия развития 1 секцияСкачать
Немаловажен и внешний фактор. В случае постоянного присутствия ядерного подводного флота США и размещения систем Противоракетной Обороны ПРО морского базирования здесь будут созданы возможности для перехвата пусков баллистических ракет и нанесения превентивного удара по России.
Видео:АРКТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР Стратегия развития 2 секцияСкачать
Здесь же сохраняется значительный военный потенциал России и НАТО, который, хотя и значительно уменьшился по сравнению с периодом холодной войны, все еще представляет значительную силу. По сути дела противостояние России и НАТО/США по прежнему продолжается, но в более мягкой форме, чем в прошлом.
Видео:«Холодная» война: кому принадлежат спорные участки Арктики?Скачать
Вместе с тем нельзя игнорировать тот факт, что наша страна сталкивается с целым рядом проблем в Арктике.
Видео:Внешнеполитический вектор РоссииСкачать
Проблема раздела континентального шельфа.
Видео:Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков рассказал о развитии Дальнего Востока и АрктикиСкачать
Международно-правовой статус Арктики остается неопределенным. Он во многом опирается на Конвенцию ООН по морскому праву 1982г., которая отводит каждому государству, имеющему границу с Арктикой, 200-мильную исключительную экономическую зону. В Арктике есть спорные территории между Канадой и Данией, Канадой и США, Россией и Норвегией.
Видео:Линия связи на Ямале, самый северный каток и другие арктические новости первой недели мартаСкачать
Проблема морских границ.
Видео:Интересы Китая в АрктикеСкачать
Неурегулированность арктических морских границ продолжает оставаться серьезным источником международных конфликтов в этом регионе и препятствием на пути к сотрудничеству между разными странами, принимающими участие в освоении Арктики.
Видео:АРКТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР Стратегия развития Открытие конференцииСкачать
Так, переговоры о демилитаризации морских пространств между Россией и Норвегией продолжались около 40 лет. В 2010 году было решено поделить спорный участок Баренцева моря, самый богатый рыбой и нефтегазовыми ресурсами, «пополам». Но сохраняются проблемы вокруг статуса Шпицбергена, которые непосредственно затрагивают интересы России. Страны ЕС, по сути дела, придерживаются позиции изоляции России в освоении арктических пространств.
Видео:Международная политика в АрктикеСкачать
Немало проблем и в российско — американских отношениях по поводу Арктики. США стремится сохранить «свободу рук», не ратифицируя Конвенцию ООН по морскому праву.
Видео:Арктический совет и руководство России: проблемы и приоритетыСкачать
Ремилитаризация Арктики.
Видео:Почему Россия занялась интенсивным развитием АрктикиСкачать
В условиях повышения геополитического статуса Арктики наметилась тенденция к новой волне милитаризации региона. Это выражается в усилении военного присутствия стран НАТО в Арктике, в том числе за счет учений, модернизации вооруженных сил полярных стран, дислоцированных в Арктике, и соответствующей военной инфраструктуры, использовании военно морских флотов для отстаивания своих экономических интересов. Для обоснования своего военного присутствия НАТО ссылается на военную активность Москвы в Арктике.
Видео:"У России дорогостоящие претензии на Арктику"Скачать
Политика по обеспечению интересов безопасности России в регионе была определена в сентябре 2008 года в документе «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».
Видео:Дмитрий Goblin Пучков и Игорь Павловский об интересах России в АрктикеСкачать
В сфере обеспечения безопасности стратегической целью названы «обеспечение благоприятного оперативного режима в арктической зоне РФ, включая поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск общего назначения Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в этом регионе». Основная цель развития военной инфраструктуры в регионе видится не в последующем значительном наращивании военного присутствия России, а в установлении системы мер по контролю над воздушным, водным и сухопутным пространствами. Более того, создаваемая инфраструктура должна максимально способствовать решению задачи экономического освоения Арктики.
О возможностях продвижения по пути сотрудничества, а не конфронтации говорят итоги прошедшего в мае 2008 года в гренландском городе Илулиссате конференции пяти арктических государств. Итогом конференции стало принятие Илулиссатской декларации, в которой сделан акцент на равноправное сотрудничество стран региона и решении проблем Арктики путем переговоров и на основе существующих норм международного права.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arkticheskiy_vektor_vneshney_politiki_rossii.pptx | 2.28 МБ |
Хочешь подготовиться к ЕГЭ за 1450 ₽ в месяц?
Вебинары Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ 2022. Поддерживающее коммьюнити из классных преподавателей, которые состоят в комиссии и знают особенности заданий изнутри. Хочешь попробовать бесплатно? Кликай по кнопке!
попробовать бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Арктический вектор внешней политики России.
А́рктика — единый физико -географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с северной границей зоны тундры. Площадь — около 27 млн км²; иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом (66° 33′ с. ш .), в этом случае её площадь составляет 21 млн км². Государства Арктики: Гренландия (автон. терр . Дании), Канада, Норвегия, Россия, США.
Национальные интересы России в Арктике: экономические интересы В настоящее время этот регион обеспечивает около 11% национального дохода России. Именно здесь добывается значительное количество полезных ископаемых, имеющих стратегическую важность для России. Согласно опубликованным прогнозам, в Арктике находятся 90 млрд. баррелей нефти, 47,3 трлн. куб. м газа, 44 млрд. баррелей газового конденсата. По зарубежным оценкам, это составляет около 25% от неразведанных запасов углеводородов в мире.
В Арктической зоне России сохраняется значительный промышленный потенциал. В течении десятилетий здесь создавались объекты нефтегазового комплекса, магистральные трубопроводы, электростанции, в том числе Билибинская АЭС, шахты, железные дороги, аэродромы, морские и речные порты.
Северный морской путь служит основной транспортной артерией, связывающей многие арктические регионы с остальной частью России. Кроме того, СМП позволяет доставлять грузы из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион значительно более коротким путем по сравнению с традиционными маршрутами через Суэцкий канал или мыс Доброй Надежды на юге Африки.
обеспечение безопасности России. Здесь сосредоточен ряд важнейших предприятий оборонной промышленности. Государственная граница России на протяжении почти 20 тыс. км проходит по Северному Ледовитому океану. В случае постоянного присутствия ядерного подводного флота США и размещения систем ПРО морского базирования здесь будут созданы возможности для перехвата пусков баллистических ракет и нанесения превентивного удара по России. Здесь же сохраняется значительный военный потенциал России и НАТО
Проблема раздела континентального шельфа. Международно-правовой статус Арктики остается неопределенным. Он во многом опирается на Конвенцию ООН по морскому праву 1982г., которая отводит каждому государству, имеющему границу с Арктикой, 200-мильную исключительную экономическую зону. В Арктике есть спорные территории между Канадой и Данией, Канадой и США, Россией и Норвегией.
Проблема морских границ. Неурегулированность арктических морских границ продолжает оставаться серьезным источником международных конфликтов в этом регионе и препятствием на пути к сотрудничеству между разными странами, принимающими участие в освоении Арктики. Переговоры о демилитаризации морских пространств между Россией и Норвегией продолжались около 40 лет. В 2010 году было решено поделить спорный участок Баренцева моря, самый богатый рыбой и нефтегазовыми ресурсами, «пополам». Но сохраняются проблемы вокруг статуса Шпицбергена, которые непосредственно затрагивают интересы России. Страны ЕС, по сути дела, придерживаются позиции изоляции России в освоении арктических пространств.
Российско — американские отношения по поводу Арктики. США стремится сохранить «свободу рук», не ратифицируя Конвенцию ООН по морскому праву. Высшим национальным приоритетом США названа свобода трансарктических перелетов и свобода мореплавания применительно ко всей Арктике, включая Северный морской путь, который проходит вдоль территории России.
Проблема милитаризации Арктики. В условиях повышения геополитического статуса Арктики наметилась тенденция к новой волне милитаризации региона. Это выражается в усилении военного присутствия стран НАТО в Арктике, в том числе за счет учений, модернизации вооруженных сил полярных стран, дислоцированных в Арктике, и соответствующей военной инфраструктуры, использовании военно — морских флотов для отстаивания своих экономических интересов. Для обоснования своего военного присутствия НАТО ссылается на военную активность Москвы в Арктике.
Политика по обеспечению интересов безопасности России в регионе была определена в сентябре 2008 года в документе «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В сфере обеспечения безопасности стратегической целью названы «обеспечение благоприятного оперативного режима в арктической зоне РФ, включая поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск общего назначения Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в этом регионе».
Основная цель развития военной инфраструктуры в регионе видится не в последующем значительном наращивании военного присутствия России, а в установлении системы мер по контролю над воздушным, водным и сухопутным пространствами. Более того, создаваемая инфраструктура должна максимально способствовать решению задачи экономического освоения Арктики.
О возможностях продвижения по пути сотрудничества, а не конфронтации говорят итоги прошедшего в мае 2008 года в гренландском городе Илулиссате конференции пяти арктических государств. Итогом конференции стало принятие Илулиссатской декларации , в которой сделан акцент на равноправное сотрудничество стран региона и решении проблем Арктики путем переговоров и на основе существующих норм международного права.
Арктическое направление внешней политики России
Интересы в Арктической зоне России (АЗР) определяются несколькими факторами.
1.Национальные интересы России в Арктике.
На первом месте стоят экономические интересы. Именно здесь добывается значительное количество полезных ископаемых, имеющих стратегическую важность для России. Важно, что более 60% этих ресурсов приходится на территории, которыми уже владеет или на которые, согласно нормам международного права, претендует Россия. В будущем они могут стать основным источником нефти и газа для России и для мирового рынка в целом.
В случае дальнейшего таяния льдов Россия может извлечь немалые экономические выгоды от развития и эксплуатации Северного морского пути (СМП). Он служит основной транспортной артерией, связывающей многие арктические регионы с остальной частью России. Кроме того, СМП позволяет доставлять грузы из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион значительно более коротким путем по сравнению с традиционными маршрутами через Суэцкий канал или мыс Доброй Надежды на юге Африки.
Поэтому развитие СМП даст России как внутриэкономические, так и внешнеэкономические выгоды. Тем более что Россия обладает самым мощным в мире ледокольным флотом для обеспечения перевозок. Хорошие коммерческие перспективы и у освоения и обслуживания международных кросс- полярных авиационных маршрутов.
Арктический регион имеет непосредственное отношение к обеспечению безопасности России.
Здесь сосредоточен ряд важнейших предприятий оборонной промышленности.
Государственная граница России на протяжении почти 20 тыс. км проходит по Северному Ледовитому океану.
Немаловажен и внешний фактор. В случае постоянного присутствия ядерного подводного флота США и размещения систем ПРО морского базирования (которые активно разрабатываются в США) здесь будут созданы возможности для перехвата пусков баллистических ракет и нанесения превентивного удара по России.
Здесь же сохраняется значительный военный потенциал России и НАТО, который, хотя и значительно уменьшился по сравнению с периодом холодной войны, все еще представляет значительную силу. По сути дела, противостояние России и НАТО/США по- прежнему продолжается, но в более мягкой форме, чем в прошлом.
При всем этом Россия пытается занимать взвешенную позицию, ориентированную на сотрудничество с другими государствами, не упуская из виду военную активность других государств в регионе.
Вместе с тем нельзя игнорировать тот факт, что наша страна сталкивается с целым рядом проблем в Арктике.
2. Проблема раздела континентального шельфа
Помимо пяти официальных арктических государств (Россия, США, Канада, Дания и Норвегия) ряд других стран также претендует на участие в освоении Арктики.
Так, Финляндия, Швеция, Китай, Япония, Южная Корея и др., не имеющие официального статуса полярных стран, считают, что политика арктических государств, стремящихся «поделить» Арктику между собой, является недальновидной и дестабилизирующей ситуацию в регионе.
Эти страны рассматривают ресурсы Арктики как достояние всего человечества, и потому освоение ее природных богатств должно проходить в рамках максимально широкого международного сотрудничества. Все желающие и имеющие для этого технические и финансовые возможности должны иметь доступ к эксплуатации ресурсов этого региона. Для этого необходимо выработать дополнительные международно-правовые договоренности.
Нужно отдавать себе отчет, что при любой конфигурации Россия окажется без надежных союзников.
В этих обстоятельствах России необходимо усилить работу по международно-правовому обеспечению российской позиции по разделу арктического пространства.
3. Проблема морских границ
Неурегулированность арктических морских границ продолжает оставаться серьезным источником международных конфликтов в этом регионе и препятствием на пути к сотрудничеству между разными странами, принимающими (или желающими принять) участие в освоении Арктики.
Так, сохраняются проблемы вокруг статуса Шпицбергена, которые непосредственно затрагивают интересы России. В нарушение положений Парижского договора по Шпицбергену (1920 г.) Осло продолжает создавать помехи международной хозяйственной деятельности на самом архипелаге и на его шельфе. Это делается для того, чтобы не допустить предусмотренный Парижским договором льготный экспортный режим для иностранных компаний в случае, если на шельфе архипелага начнется добыча нефти и газа.
Немало проблем и в российско-американских отношениях по поводу Арктики. США стремятся сохранить «свободу рук», не ратифицируя Конвенцию ООН по морскому праву. А если США и присоединятся к Конвенции, то постараются оговорить для себя исключительные условия. Кроме того, США считают Арктический совет (наиболее авторитетную и представительную организацию в регионе) только дискуссионным форумом и выступают против придания ему статуса международной организации, вырабатывающей обязательные решения.
США намерены в рамках юрисдикции по Арктике не только защищать суверенные права над своей исключительной экономической зоной, но и осуществлять «надлежащий контроль» за прилегающей акваторией. Высшим национальным приоритетом названа свобода трансарктических перелетов и свобода мореплавания применительно ко всей Арктике, включая СМП, который проходит вдоль территории России
4. Ремилитаризация Арктики?
В условиях повышения геополитического статуса Арктики наметилась тенденция к новой волне милитаризации региона. Это выражается в усилении военного присутствия стран НАТО в Арктике, в том числе за счет учений; модернизации вооруженных сил полярных стран, дислоцированных в Арктике, и соответствующей военной инфраструктуры; использовании военно-морских флотов для отстаивания своих экономических интересов.
Фактически был объявлен новый приоритет НАТО — борьба за ресурсы в глобальном масштабе. Согласно намерениям руководства альянса основными факторами, влияющими на состояние и развитие военного потенциала блока, являются «политическое состояние мирового сообщества, оперативно-стратегическая обстановка, а также запасы и распределение ресурсов на глобальном уровне».
Фактически перед НАТО ставится задача закрепиться в регионах существующих и перспективных месторождений энергоресурсов и путей их транспортировки. НАТО предлагается сделать форумом для решения спорных вопросов между членами альянса, в который входят четыре полярные страны. Для обоснования своего военного присутствия НАТО ссылается на военную активность Москвы в Арктике.
Страны Запада планируют усилить многостороннее военное сотрудничество в Арктике и помимо структур НАТО. Но и здесь Россию не приглашают к сотрудничеству.
Среди военно-стратегических интересов США в Арктике названы:
— размещение систем ПРО и раннего предупреждения;
— увеличение военной спутниковой группировки, нацеленной на Арктику;
— развертывание наземной и морской инфраструктуры для стратегической переброски сил в регион;
— стратегическое сдерживание вероятного противника;
— присутствие военно-морских сил и проведение морских операций;
— свобода навигации и перелетов для США.
Именно в защиту этих интересов США при необходимости готовы действовать в одностороннем порядке.
Какие последствия будет иметь активизация военной деятельности стран НАТО для России? По всей видимости, негативные.
Ведь при существующем характере отношений с НАТО с трудом удается налаживать отношения даже по совпадающим интересам. Вероятно, в условиях острой конкуренции за ресурсы Арктики НАТО будет выдавливать Россию так же, как выдавливает ее из других регионов планеты в сфере безопасности. Поэтому России следует готовиться к непростой и долгой борьбе за отстаивание своих интересов в регионе.
Это подразумевает усиление Службы береговой охраны ФСЕ и пограничного контроля в АЗР и организацию технического контроля за проливами, устьями рек, лиманами на всей трассе СМП. В Арктике на пограничников помимо охраны морских и сухопутных границ возлагаются задачи борьбы с наркотрафиком, браконьерством, незаконной миграцией из стран СНГ, а также содействие научному изучению Арктики.
Иными словами, основная цель развития военной инфраструктуры в регионе видится не в последующем значительном наращивании военного присутствия России, а в установлении системы мер по контролю над воздушным, водным и сухопутным пространствами. Еолее того, создаваемая инфраструктура должна максимально способствовать решению задачи экономического освоения Арктики.
Подчеркнем, что Россия не будет иметь ресурса для защиты своих интересов без успеха в социально-экономическом возрождении АЗР и развития новейших технологий, в первую очередь по добыче и переработке углеводородов. В противном случае ее так или иначе вынудят пойти на уступки (например, в виде концессий), а военные, экономические и дипломатические усилия по защите национальных интересов России в регионе будут обесценены. Это говорит о необходимости совершенствовать долгосрочные государственные программы по развитию АЗР.
Важным средством обеспечения российских интересов в АЗР является интенсивное развитие гражданской и военной инфраструктур в регионе. Акцент должен быть сделан на возрождении СМП, а также создании благоприятных условий для налаживания кроссполярных авиаперевозок.
Создаваемая военная инфраструктура должна максимально способствовать экономическому освоению Арктики.
Несмотря на конфронтационный, по сути, курс некоторых арктических государств и организаций (НАТО), нацеленный на ущемление интересов России, она не должна идти у них на поводу. Наоборот, ее политика в этом регионе должна основываться на международном сотрудничестве и взаимном учете интересов друг друга. Подобный курс более предпочтителен, чем дальнейшее нарастание соперничества в Арктике, значение которого будет нарастать в обозримом будущем.
О возможностях продвигаться по пути сотрудничества говорят итоги прошедшей в мае 2008 г. в гренландском городе Илулиссате конференции пяти арктических государств.
Итогом конференции стало принятие Илулиссатской декларации, в которой сделан акцент на равноправное сотрудничество стран региона и решении проблем
Арктики путем переговоров и на основе существующих норм международного права.
Достигнутое соглашение о морских границах между Норвегией и Россией (сентябрь 2010 г.) считается подтверждением работоспособности Илулиссатской декларации. Важно закрепить эту позитивную тенденцию, превратить ее в основной вектор развития Арктического региона.