Основные определения и свойства. Число π |
Формулы для площади круга и его частей |
Формулы для длины окружности и ее дуг |
Площадь круга |
Длина окружности |
Длина дуги |
Площадь сектора |
Площадь сегмента |
- Основные определения и свойства
- Формулы для площади круга и его частей
- Формулы для длины окружности и её дуг
- Площадь круга
- Длина окружности
- Длина дуги
- Площадь сектора
- Площадь сегмента
- Лабораторная работа по математике на тему: «Вывод формулы длины окружности и площади круга»
- Ход урока
- Глоссарий. Алгебра и геометрия
- Вывод формулы, выражающей длину окружности
- Длина дуги окружности
- 🌟 Видео
Видео:Длина окружности. Площадь круга. 6 класс.Скачать
Основные определения и свойства
Фигура | Рисунок | Определения и свойства | ||||||||||||||||||||||||
Окружность | ||||||||||||||||||||||||||
Дуга | ||||||||||||||||||||||||||
Круг | ||||||||||||||||||||||||||
Сектор | ||||||||||||||||||||||||||
Сегмент | ||||||||||||||||||||||||||
Правильный многоугольник | ||||||||||||||||||||||||||
Окружность |
Множество точек плоскости, находящихся на одном и том же расстоянии от одной точки — центра окружности
Часть окружности, расположенная между двумя точками окружности
Конечная часть плоскости, ограниченная окружностью
Часть круга, ограниченная двумя радиусами
Часть круга, ограниченная хордой
Выпуклый многоугольник, у которого все стороны равны и все углы равны
Около любого правильного многоугольника можно описать окружность
Определение 1 . Площадью круга называют предел, к которому стремятся площади правильных многоугольников, вписанных в круг, при неограниченном возрастании числа сторон.
Определение 2 . Длиной окружности называют предел, к которому стремятся периметры правильных многоугольников, вписанных в круг, при неограниченном возрастании числа сторон.
Замечание 1 . Доказательство того, что пределы площадей и периметров правильных многоугольников, вписанных в круг, при неограниченном возрастании числа сторон действительно существуют, выходит за рамки школьной математики и в нашем справочнике не приводится.
Определение 3 . Числом π (пи) называют число, равное площади круга радиуса 1.
Замечание 2 . Число π является иррациональным числом, т.е. числом, которое выражается бесконечной непериодической десятичной дробью:
Число π является трансцендентным числом, то есть числом, которое не может быть корнем алгебраического уравнения с целочисленными коэффициентами.
Видео:Длина окружности и площадь кругаСкачать
Формулы для площади круга и его частей
Числовая характеристика | Рисунок | Формула | |||||||||
Площадь круга | |||||||||||
Площадь сектора | |||||||||||
Площадь сегмента |
Площадь круга |
,
где R – радиус круга, D – диаметр круга
,
если величина угла α выражена в радианах
,
если величина угла α выражена в градусах
,
если величина угла α выражена в радианах
,
если величина угла α выражена в градусах
Видео:Длина окружности. Площадь круга - математика 6 классСкачать
Формулы для длины окружности и её дуг
Числовая характеристика | Рисунок | Формула | |
Длина окружности | |||
Длина дуги |
Длина окружности |
где R – радиус круга, D – диаметр круга
если величина угла α выражена в радианах
,
если величина угла α выражена в градусах
Видео:Длина окружности. Площадь круга, 6 классСкачать
Площадь круга
Рассмотрим две окружности с общим центром ( концентрические окружности ) и радиусами радиусами 1 и R , в каждую из которых вписан правильный n – угольник (рис. 1).
Обозначим через O общий центр этих окружностей. Пусть внутренняя окружность имеет радиус 1 .
Поскольку при увеличении n площадь правильного n – угольника, вписанного в окружность радиуса 1 , стремится к π , то при увеличении n площадь правильного n – угольника, вписанного в окружность радиуса R , стремится к числу πR 2 .
Таким образом, площадь круга радиуса R , обозначаемая S , равна
Видео:Формулы длины окружности и площади круга. 6 класс .Скачать
Длина окружности
то, обозначая длину окружности радиуса R буквой C , мы, в соответствии с определением 2, при увеличении n получаем равенство:
откуда вытекает формула для длины окружности радиуса R :
Следствие . Длина окружности радиуса 1 равна 2π.
Видео:Математика 6 класс (Урок№76 - Длина окружности. Площадь круга.)Скачать
Длина дуги
Рассмотрим дугу окружности, изображённую на рисунке 3, и обозначим её длину символом L(α), где буквой α обозначена величина соответствующего центрального угла.
В случае, когда величина α выражена в градусах, справедлива пропорция
из которой вытекает равенство:
В случае, когда величина α выражена в радианах, справедлива пропорция
из которой вытекает равенство:
Видео:Длина окружности и площадь круга | Математика 6 класс #24 | ИнфоурокСкачать
Площадь сектора
Рассмотрим круговой сектор, изображённый на рисунке 4, и обозначим его площадь символом S (α) , где буквой α обозначена величина соответствующего центрального угла.
В случае, когда величина α выражена в градусах, справедлива пропорция
из которой вытекает равенство:
В случае, когда величина α выражена в радианах, справедлива пропорция
из которой вытекает равенство:
Видео:Формула Площади Круга. Доказательство АрхимедаСкачать
Площадь сегмента
Рассмотрим круговой сегмент, изображённый на рисунке 5, и обозначим его площадь символом S (α), где буквой α обозначена величина соответствующего центрального угла.
Поскольку площадь сегмента равна разности площадей кругового сектора MON и треугольника MON (рис.5), то в случае, когда величина α выражена в градусах, получаем
В случае, когда величина α выражена в в радианах, получаем
Видео:Геометрия 9 класс (Урок№23 - Длина окружности.)Скачать
Лабораторная работа по математике на тему: «Вывод формулы длины окружности и площади круга»
Разделы: Математика
Цели урока
- Обучающие. Опытным путем получить зависимость между длиной окружности и её диаметром, вывести формулы длины окружности и площади круга.
- Развивающие. Способствовать дальнейшему развитию внимания, наблюдательности, самоконтроля учащихся.
- Воспитательные. Воспитывать аккуратность и дисциплинированность школьников, умение работать в тишине, помогать товарищам.
Учащиеся должны иметь с собой картон, лист цветной бумаги, ножницы, нитки, циркуль, цветной карандаш, простой карандаш, клей-карандаш, калькулятор, линейку, фломастер.
Ход урока
В первую очередь актуализируются опорные знания, необходимые для выполнения лабораторной работы. Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
- Что называют отношением двух величин?
- Как округлить десятичную дробь до десятых? До сотых?
- Чему равна площадь прямоугольника?
- Что такое окружность? Радиус? Диаметр?
- Если фигуру площадью S разделить на части с площадями S1 и S2, будет ли выполняться равенство S=S1+S2
- Если фигуру площадью S разделить на части и из них составить другую фигуру, будет ли её площадь равна площади первоначальной фигуры?
Учащиеся выполняют практические задания по команде учителя и записывают свои наблюдения (учитель может все проделывать на доске, если класс не достаточно подготовлен к самостоятельной работе, или предложить ученикам работать в парах).
- На картонном листе начертить окружность с произвольным радиусом, отметить её центр, записать значение радиуса в миллиметрах(R) и значение диаметра в миллиметрах(D).
- Провести клеем-карандашом по окружности и, пока клей не высох, проложить нитку точно по контуру окружности и аккуратно отрезать её на стыке.
- Снять нитку с картона и очень точно измерить её длину в миллиметрах. Этот размер назовем длиной окружности(L). Записать значение L.
- Найти отношение
с помощью калькулятора, округлить получившуюся дробь до тысячных, до сотых, до десятых, до целых. Сделать соответственные записи.
Далее ученики называют свои результаты и замечают, что, хотя окружности были построены у всех разные, отношения длины к диаметру получились примерно одинаковые.
Отношение длины окружности к её диаметру – величина постоянная и не зависит от размеров окружности. Число, выражающее это отношение, принято называть греческой буквой (“пи”) – первой буквой слова “периферия” (греч. “окружность”). Общеупотребительным такое обозначение стало с середины восемнадцатого века. Число выражается бесконечной непериодической десятичной дробью и приближенно равно 3,141592653589…
В глубокой древности считалось, что окружность ровно в 3 раза длиннее диаметра. Эти сведения содержатся в клинописных табличках Древнего Междуречья. Итак, первым приближением числа было 3. Однако уже во II тысячелетии до н.э. математики Древнего Египта находили более точное отношение.
Три первые цифры числа =3,14…запомнить совсем несложно. А для запоминания большего числа знаков существуют забавные поговорки и стихи. Например, такие:
Нужно только постараться
И запомнить все как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
С.Бобров. “Волшебный двурог”
Вывод формулы длины окружности.
Итак, мы имеем следующее соотношение: =. Выведем из этой формулы L: L=D или L=2R. Эта формула называется формулой длины окружности. Чтобы найти длину окружности, надо знать её радиус или диаметр.
Учащимся предлагается выполнить несколько упражнений:
- D=6см, найти L.
- R=3дм3мм, найти L.
- L=6см, найти R.
- L=8мм, найти R.
Вывод формулы площади круга.
Учащиеся выполняют практические задания по команде учителя (учитель может проделывать все на доске).
- На листе цветной бумаги начертить окружность с произвольным радиусом и провести фломастером по её контуру.
- Разделить круг с помощью линейки и карандаша на несколько секторов, затем разрезать его. (см. рис.1) Заметим, что не следует делить круг на меньшее, чем 8 секторов.
- В одном из секторов следует провести радиус, делящий его на 2 равных сектора, которые назовём крайними (см. рис.2) и отложить.
- На картонном листе провести горизонтальную прямую и приклеить вдоль неё сектора, как показано на рис.3. (На рис.3,а – круг разделен на 8 секторов, на рис.3,б – на 16 секторов). Крайние сектора приклеить по краям. Заметно, что получившаяся фигура при увеличении количества секторов становится очень похожей на прямоугольник. Значит, и её площадь можно найти по формуле площади прямоугольника. Ширина нашего прямоугольника равна радиусу окружности(R), а длина прямоугольника равна половине длины окружности (). Площадь прямоугольника равна произведению длины на ширину, т. е. S=, а т.к. L=2R, значит S= или S=R 2 .
.Так как прямоугольник был составлен из частей круга, то их площади равны. Значит, площадь круга равна: S=R.
Применение формул для решения задач.
- Сравнить площади кругов с радиусами 3дм и 300мм.
- Найти площадь круга, если D=6см.
- Найти площадь круга, если L=10.
- Сравнить площадь круга с R=5см с площадью квадрата со стороной 5см.
Следует отметить, что этот этап нужно включать в ход урока, если использован двухчасовой урок. В этом случае можно провести небольшую проверочную работу, которую учащиеся выполнят прямо на своих картонных листах. Учитель оценит правильность решения задач и аккуратность выполнения практической части.
В противном случае оценивается только практическая часть.
Комментарий: Данный урок является нетрадиционным, что особенно нравится детям любого возраста. Практика показывает, что получение или вывод формул “своими силами” прочно запоминается ввиду своей наглядности, четко простроенной цепочки выводов. Для учащихся 5-6 классов формулы длины окружности и площади круга – одни из первых, которые надо прочно запомнить. Так пусть дети их выведут сами!
Видео:ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ и ПЛОЩАДЬ КРУГА 9 класс геометрия АтанасянСкачать
Глоссарий. Алгебра и геометрия
Длина окружности обозначается буквой C и вычисляется по формуле:
C = 2πR,
где R — радиус окружности.
Видео:Как найти центр круга в мастерской (4 способа)Скачать
Вывод формулы, выражающей длину окружности
Путь C и C’ — длины окружностей радиусов R и R’. Впишем в каждую из них правильный n-угольник и обозначим через Pn и P’n их периметры, а через an и a’n их стороны. Используя формулу для вычисления стороны правильного n-угольника an = 2R sin (180°/n) получаем: Pn = n · an = n · 2R sin (180°/n), P’n = n · a’n = n · 2R’ sin (180°/n). Следовательно, Pn / P’n = 2R / 2R’. (1) Это равенство справедливо при любом значении n. Будем теперь неограниченно увеличивать число n. Так как Pn → C, P’n → C’, n → ∞, то предел отношения Pn / P’n равен C / C’. С другой стороны, в силу равенства (1) этот предел равен 2R / 2R’. Таким образом, C / C’ = 2R / 2R’. Из этого равенства следует, что C / 2R = C’ / 2R’, т. е. отношение длины окружности к ее диаметру есть одно и то же число для всех окружностей. Это число принято обозначать греческой буквой π («пи»). Из равенства C / 2R = π получаем формулу для вычисления длины окружности радиуса R: С = 2πR.
Видео:Масштаб. 6 класс.Скачать
Длина дуги окружности
Так как длина всей окружности равна 2πR, то длина l дуги в 1° равна 2πR / 360 = πR / 180. Поэтому длина l дуги окружности с градусной мерой α выражается формулой l = (πR / 180) · α.
🌟 Видео
6 класс, 3 урок, Длина окружности и площадь кругаСкачать
Длина окружности. Математика 6 класс.Скачать
Лучший способ найти площадь кругаСкачать
Почему площадь сферы в четыре раза больше её тени? [3Blue1Brown]Скачать
Длина окружности. 9 класс.Скачать
Длина окружности. Площадь круга.Скачать
КАК ИЗМЕРИТЬ ДЛИНУ ОКРУЖНОСТИ? · ФОРМУЛА + примеры · Длина окружности как найти? Математика 6 классСкачать
Окружность Круг Формулы длины окружности и площади 1Скачать