Восточный вектор внешней политики россии в 90 годы

Видео:XVIII ВЕК. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ: ОСВОЕНИЕ НОВОРОССИИ И КРЫМА. Исторический ПроектСкачать

XVIII ВЕК. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ: ОСВОЕНИЕ НОВОРОССИИ И КРЫМА. Исторический Проект

Восточная» политика России в 90-е годы.

Это направление внешней политики не имело в тот период приоритетного характера. В 1992-1993 годах состоялась серия официальных визитов Президента РФ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточную Азию. Закладывались основы взаимоотношений с ведущими странами этих регионов. Были подписаны договоры о дружбе и сотрудничестве с Ю. Кореей, Индией, Китаем.Однако в каждом конкретном случае существовал целый комплекс проблем, который требовал взаимных шагов навстречу. Первой страной, которую посетил Президент РФ в декабре 1992 года, стал Китай.Подписанная тогда совместная Декларация об основах взаимоотношений между двумя государствами, констатировала их дружественный характер и взаимные обязательства не участвовать в каких-либо военно-политических союзах, направленных против другой стороны. Обсуждались вопросы о взаимном сокращении вооруженных сил, укреплении доверия в военной области в районе границы. Еще в 1991 году Россия подписала с Китаем соглашение о восточном участке российско-китайской границы. Территориальный спор урегулировался на основе международного принципа разграничения пограничных рек по середине основного фарватера реки. В результате к Китаю отошел ряд речных островов, ранее принадлежавших России. В этот период закладывался фундамент новых взаимоотношений на основе договоров о дружбе и сотрудничестве с Индией. Что же касалось территориальных претензий Японии, то дальше словесных подтверждений поэтапного урегулирования дело не шло. Во время визита Б.Н.Ельцина в Японию в октябре 1993 годастороны взаимно соглашались, что необходимо как можно быстрее заключить мирный договор, но при этом решить вопрос о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи. Японское правительство предложило начать совместные консультации по вопросу о территориальном статусе Южных Курил. Но Россия была не готова приступить к конкретному обсуждению этой спорной проблемы. В 1992 году Россия подписала Договор об основах отношений с Ю. Кореей, вторым по значению после Японии, стратегическим партнером США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Решение Москвы признать Сеул привели к ухудшению отношений с КНДР. В 1995 году Москва официально уведомила Пхеньян об отказе от продления союзного договора 1961 года, заключенного между СССР и КНДР, в соответствии с которым в случае войны на Корейском полуострове должна была бы поддерживать Северную Корею. Россия предложила бывшему союзнику начать разработку нового договора. Но корейская сторона прохладно отнеслась к этому предложению. В то же время в первой половине 1990-х годов Россия отказалась от своих традиционных сфер влияния в странах Африки, арабского Ближнего Востока, Ц. Азии, С-В и Ю-В Азии. Это были те региональные направления советской дипломатии, разрабатываемые Кремлем со времени XX съезда КПСС, которые когда-то приоритетное направление в советской внешней политике. Российское представительство в бывших «просоветских» странах и регионах Большого Востока было сведено к минимуму. В первой половине 90-х годов отношениям со странами Востока Россия придавала второстепенное значение. Однако вскоре российское руководство поняло ошибочность своей восточной политики. С 1996 года, после смены руководства МИД РФ, активизировались отношен. со странами Азии, Африки, Лат. Америки. Одним из крупнейших внешнеторговых партнеров России стал Китай. Расширялось сотрудничество с Индией, Вьетнамом, Ираном, Японией, Южной Кореей. В 1998 году Россия была принята в организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Это дало новый импульс развитию экономических связей Рос. со странами региона и усилило ее политические позиции. Балканск. кризис сильнее сблизил Рос. и Китай. Две страны взяли курс на стратегическое партнерство, заявили о необходимости строить многополярный мир.

33. Идеи многополюсного мира в российской дипломатии.

В середине 1990-х годов международная ситуация чрезвычайно осложнилась. Мировое сообщество захлестнули дискуссии и серьезные разногласия вокруг ключевых проблем обеспечения международной безопасности и стабильности. Впервые открыто столкнулись два принципиально разных подхода к формированию нового миропорядка. Один из них нацелен на построение однополярной модели, при которой доминировали бы мнения и подходы Государственного Департамента США. Другой достаточно отчетливо определялся многополярным видением будущей структуры мира, в соответствии с которым осуществлялась постепенная перегруппировка стран в макрорегиональные общности, «ядром» которых выступали бы наиболее развитые государства. Сторонником этого подхода выступал Е. Примаков, назначенный в январе 1996 года министром иностранных дел РФ. Президент Б.Н. Ельцин одобрил концепцию «многополярного мира».В мае 1998 года во время официального посещения Министерства иностранных дел Б.Н. Ельцин в своем выступлении дал высокую оценку новому внешнеполитическому курсу. По мнению Президента, концепция приобрела четкие очертания и «Россия на деле доказывает: с ней необходимо считаться». В качестве примера возросшего влияния страны на международной арене Ельцин привел успех в разрешении кризиса вокруг Ирака и усилия по защите прав соотечественников в Латвии. Внешняя политика при министре Е. Примакове опирается «на все возрастающее согласие между различными общественно- политическими силами». По Е. М. Примакову если же недостает политической и экономической мощи, то надо создавать союзы, и объединенными усилиями организовать давление на тех, с кем нельзя справиться в одиночку.Несмотря на сильное давление США, он занял твердую позицию в вопросе российско-иранского сотрудничества в сфере атомной энергетики и не согласился на уступки. Сразу после назначения министром иностранных дел Евгений Примаков дал пресс-конференцию, где высказался против расширения НАТО на Восток, за ратификацию договора СНВ-2, подписанного еще Б.Н. Ельциным и Дж. Бушем, а также за сохранение неизменным договора по ПРО. Важнейшей задачей внешней политики, по его мнению, должна была стать поддержка международного статуса и авторитета ООН, как решающей силы в урегулировании мировых конфликтов. Существенно изменилась тактика дипломатических действий России. Не отказываясь от «стратегического партнерства» с ведущими государствами Запада, глава российского МИДа настойчиво проводил в жизнь идею «доверительного» партнерства с крупнейшими развивающимися странами, такими как Китай и Индия, а также индустриальными «гигантами Востока» — Южной Кореей и Японией. Анализ Е.М. Примакова строился на расчете, что у европейских стран будет усиливаться тяготение к «евроцентру», что постепенно приведет к ослаблению их трансатлантической ориентации на США. Усиление глобальной значимости ЕС может стать залогом формирующегося многополюсного мира. Особое место в будущем миропорядке должны были занять, по его мнению, Китай и Индия. В соответствии с этой геополитической проекцией, возникновение стратегического союза Рос. – Китай — Индия могло бы уравновесить турбулентные международные отношения и стать гарантом многополюсной структуры. Важнейшей составляющей нового внешнеполитического курса была идея «евразийства», первоначально разработанная кругом русских философов в эмиграции в 1920-е годы. Концепция «неоевразийства» во второй половине 1990-ых годов была востребована разными направлениями российской интеллектуальной мысли. Ряд ее положений были использованы российским МИДом для обоснования концепции «многополярности». Во-первых, усиливалось представление о том, что Россия в силу своего географического фактора играет роль своеобразного моста между Западом и Востоком. Это дает ей преимущество в разнообразных транзитных коммуникациях. Во-вторых, особое значение придавалось многовекторной дипломатии. Страна не должна вовлекаться в жесткие рамки союзнических обязательств перед другим государством. Внешняя политика РФ приобрела активный характер, особенно в переговорном процессе вокруг международных кризисов: от иракского до балканского. Москва действовала на первый взгляд вызывающе по отношению к внешнеполитической линии США, выступая «адвокатом» тех политических лидеров «государств-изгоев», которых Запад представлял воплощением всемирного зла: Саддама Хусейна, Слободана Милошевича, Фиделя Кастро. Стратегия переговорного процесса, которую осуществлял глава МИД, была ориентирована на вовлечение РФ в мировой переговорный процесс. Урегулирование югославского кризиса, который в этот период достиг кульминационного обострения, арабо-израильского конфликта, международного положения Ирака и Ливии — все эти направления внешней политики РФ получили горячую поддержку в самом российском обществе.

Восточный вектор внешней политики россии в 90 годы

34. Особенности российско-белорусских отношений.

Российско-белорусские отношения носят характер союзного сотрудничества. Дипломатические отношения с Российской Федерацией установлены 25 июня 1992 года.

8 декабря 1999 г. подписан Договор о создании Союзного государстваБеларуси и России, 15-летие которого страны широко отметили в декабре 2014 года. Его подписанию предшествовало образование в апреле 1996 г. Сообщества России и Беларуси, а в апреле 1997 г. — Союза Беларуси и России.

Руководящие органы Союзного государства – Высший Государственный Совет (ВГС), в который входят главы государств, парламентов и правительств (председатель — А.Г.Лукашенко) и Совет Министров, состоящий из глав правительств, министров иностранных дел, экономики и финансов государств-участников (председатель — Д.А.Медведев). Действуют Парламентское Собрание (председатель – С.Е.Нарышкин), а также рабочий орган Союзного государства – Постоянный Комитет под руководством Государственного секретаря Г.А.Рапоты.

Прямым результатом интеграционных процессов в рамках союзного строительства стал выход на самый высокий в СНГ уровень взаимодействия. Правовую базу двусторонних отношений составляют более 160 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений.

В социальной сфереработа ведется в соответствии с Договором о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. Важным шагом в его реализации стало создание равных возможностей в получении бесплатного образования и при трудоустройстве, обеспечение одинаковых имущественных прав граждан двух стран. Эта работа существенно активизировалась после вступления в силу подписанного в январе 2006 г. пакета соглашений по обеспечению равенства прав российских граждан в Белоруссии и белорусских граждан в России в сфере здравоохранения, социального обеспечения и налогообложения. Многое сделано в вопросах обеспечения равных прав белорусов и россиян в сфере образования. Этим правом в настоящее время пользуются 20 тыс. белорусских студентов, обучающихся в России, и 2 тыс. россиян, которые учатся в белорусских вузах. Для работающих белорусов и россиян при переезде в соседнее государство обеспечивается право на получение медицинской помощи. Ведется работа по гармонизации законодательства в экономической сфере, в области налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, валютного регулирования.

Сегодня Россия и Белоруссия находятся по сути в едином миграционном пространстве, обеспечиваются условия взаимных поездок по внутренним национальным документам без прохождения таможенного и пограничного контроля. Граждане двух стран имеют возможность находиться на территории другого государства без регистрации и постановки на миграционный учет в течение 30 дней.

Активно развиваются российско-белорусские торгово-экономические связи.В 2013 г. товарооборот Белоруссии и России, традиционно занимавшей позицию ее ведущего торгового партнера, составил 39,716 млрд. долл. США (сокращение по сравнению с 2013 г. на 9,4 %). Экспорт товаров из России в Белоруссию составил 22,887 млрд. долл. США (сокращение на 16,9 %), импорт товаров в Россию из Белоруссии – 16,829 млрд. долл. (рост на 3,2 %), сальдо сложилось отрицательным для Белоруссии в размере 6,058 млрд. долл. США.

Взаимодействие на международной аренеотличается насыщенным характером. Многосторонние соглашения о сотрудничестве связывают наши страны в рамках СНГ, ОДКБ, других международных организациях.

Начиная с 1999 г. регулярно проводятся совместные заседания коллегий министерств иностранных дел России и Белоруссии (очередная коллегия состоялась в октябре 2014 г. в Минске). Успешно реализуется Программа согласованных действий в области внешней политики на 2014-2015 гг. Регулярно проходят встречи глав внешнеполитических ведомств двух стран.

Принципиально новым шагом в дальнейшем развитии интеграционного взаимодействия стала начало функционирования с 1 января с.г. Евразийского экономического союза, первым председателем в котором стала Республика Беларусь.

Укрепляется российско-белорусское сотрудничество в сфере обороны и безопасности. В 2001 г. принята Военная доктрина Союзного государства. 3 февраля 2009 г. подписано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь. 10 декабря 2009 г. в Москве подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества.

В сентябре 2013 г. на территориях Гродненской области Белоруссии и Калининградской области России состоялись масштабные совместные российско-белорусские стратегические учения «Запад-2013», на которых присутствовали В.В.Путин и А.Г.Лукашенко. С декабря 2013 г. на аэродромах в Барановичах и Лиде базируются дежурные звенья российских истребителей Су-27.

Активно развивается сотрудничество России и Белоруссии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. В 2013 г. страны приняли участие в совместных КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2013» (27-28 сентября, Белоруссия), миротворческом учении ОДКБ «Нерушимое братство – 2013» (7-11 октября, Россия) и коалиционном учении ВС государств-участниц СНГ «Боевое содружество-2013» (10-11 сентября, Россия).

Россия и Беларусь являются тесными партнёрами в экономической, политической и военных сферах. Началом международных отношений между Россией и Белоруссией как независимыми государствами можно считать подписание Беловежских соглашений и образование СНГ после распада СССР в 1991 году. 13 ноября 1992 было подписано Соглашение о свободной торговле.6 января 1995 было подписано соглашение о Таможенном союзе, 21 февраля 1995 — Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сроком на 10 лет. 2 апреля 1996 Президент России Борис Ельцин и Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписали договор о создании Сообщества России и Белоруссии. 2 апреля 1997 года, — новый договор о преобразовании Сообщества в Союз . 25 декабря 1998 были подписаны Декларация о дальнейшем единении России и Белоруссии (предполагающая введение единой валюты), договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. Перед самым уходом Ельцина со своего поста, 8 декабря1999 года, Договор о создании Союзного государства был наконец подписан. Стороны обязались активизировать подготовку единого Конституционного акта и вынести его на всенародное обсуждение. Договор вступил в силу 26 января2000. В январе 2000 госсекретарём Союза был избран Павел Бородин.Руководящие органы Союзного государства – Высший Государственный Совет (ВГС), в который входят главы государств, парламентов и правительств (председатель — А.Г.Лукашенко) и Сов. Мин., состоящий из глав правительств, министров иностранных дел, эк-ки и финансов государств-участников (председатель — Д.А.Медведев). Действуют Парламентское Собрание (председатель – С.Е.Нарышкин), а также рабочий орган Союзного государства – Постоянный Комитет под руководством Государственного секретаря Г.А.Рапоты.В соц. сфере работа ведется в соответствии с Договором о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. создание равных возможностей в получении бесплатного образования и при трудоустройстве, обеспечение одинаковых имущественных прав граждан 2 стран. Эта работа активизир. после вступления в силу подписанного в январе 2006 г. пакета соглашений по обеспечению равенства прав российских граждан в Белоруссии и белорусских граждан в России в сфере здравоохранения, соц. обеспечения и налогообложения. Активно развиваются российско-белорусские торгово-экономические связи. В 2013 г. товарооборот Белоруссии и России, традиционно занимавшей позицию ее ведущего торгового партнера, составил 39,716 млрд. долл. Экспорт товаров из России в Белоруссию составил 22,887 млрд. долл. импорт товаров в Россию из Белоруссии – 16,829 млрд. долл. Взаимодействие на м/унар. арене . Многосторонние соглашения о сотрудничестве страны в рамках СНГ, ОДКБ.с 1999 г. регулярно проводятся совместные заседания коллегий МИД Рос.и Белоруссии (очередная коллегия состоялась в окт. 2014 г. в Минске). Успешно реализуется Программа согласованных действий в области внешней политики на 2014-2015 гг. начало функционирования с 1 января с.г. Евразийского экономического союза, первым председателем в котором стала Республика Беларусь. Укрепляется российско-белорусское сотрудничество в сфере обороны и безопасности. В 2001 г. принята Военная доктрина Союзного государства. 3 февраля 2009 г. подписано Соглашение м/у Р.Ф. и Респуб. Беларусь о совместной охране внешней границыСоюзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Р,Ф, и Респуб. Беларусь. 10 декабря 2009 г. в Москве подписан Договор м/у Р.Ф и Респуб. Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества.В сентябре 2013 г. на тер. Гродненской обл. Белоруссии и Калининградской обл. Рос.состоялись масштабные совместные российско-белорусские стратегические учения «Запад-2013. С декабря 2013 г. на аэродромах в Барановичах и Лиде базируются дежурные звенья российских истребителей Су-27. Активно развивается сотрудничество России и Белоруссии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности и коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. В 2013 г. страны приняли участие в совместных КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2013» (27-28 сентября, Белоруссия), миротворческом учении ОДКБ «Нерушимое братство – 2013» (7-11 октября, Чебаркуль, Россия) и коалиционном учении ВС государств-участниц СНГ «Боевое содружество-2013» (10-11 сентября, Россия).

35. Российская Федерация – Украина. Основные векторы сотрудничества.

Российская Федерация установила дипломатические отношения с Украиной 14 февраля 1992 года.Основополагающими документами российско-украинских отношений являются:Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 года, Договор об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 гг. от 28 февраля 1998 года,ряд межправительственных соглашений в сфере топливно-энергетического комплекса, а также три «базовых» соглашения по Черноморскому флоту от 28 мая 1997 года.Всего между Россией и Украиной заключено около 200 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. После распада Советского Союза между Украиной и РФ возникли различные спорные вопросы. Одним из них была принадлежность Крымского полуострова, при передаче которого УССР в 1954 году было нарушено действовавшее советское законодательство. Вопрос был решён, когда Россия согласилась на то, чтобы Крым остался в составе Украины, сохраняя при этом автономный статус. 5 декабря 1994 года лидерами Украины, США, России и Великобритании, был подписан Меморандум о гарантиях безопасности в связии с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия (Будапештский меморандум), подтверждавший выполнение в отношении Украины положений Заключительного акта СБСЕ, Устава ООН и Договора о нераспространении ядерного оружия как не обладающего ядерным оружием государства-участника Договора. 31 мая 1997 года Президенты России и Украины Борис Ельцин и Леонид Кучма подписали в Киеве Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной, в соответствии с которым стороны взяли на себя обязательство уважать территориальную целостность друг друга. Верховная Рада ратифицировала договор 14 января 1998 года, Госдума — 25 декабря 1998 года. В 1990-х годах Украина открыто изымала предназначенный для западных покупателей российский газ, а после того, как были заключены новые договоры, её огромные долги были оплачены за счёт трансфера советских вооружений и ядерных арсеналов, унаследованных Украиной от СССР, в том числе бомбардировщиков Ту-160. На протяжении 1990-х лет обе страны вместе с другими бывшими республиками СССР основали Содружество Независимых Государств, в рамках которого далее осуществлялось экономическое сотрудничество. Во время президентства Леонида Кучмы Украина придерживались «многовекторного» геополитического курса, благодаря чему отношения между Украиной и Россией оставались на приемлемом уровне. Ситуация обострилась со времён «Оранжевой революции» 2004 года, которую российская политическая элита оценила как антиконституционную и стимулированную Западом. Первая встреча новоизбранного президента Украины Ющенко с президентом РФ Путиным прошла уже 24 января 2005 года. Значительное место в российско-украинских отношениях занимали «газовые конфликты». Нестабильность политической ситуации на Украине заставила российскую сторону выйти из некоторых крупных совместных промышленных проектов в сфере авиации и оборонной промышленности. В апреле 2010 года заключены Харьковские соглашения, предусматривающие сохранение базы российского флота в Севастополе до как минимум 2042 года и скидки для Украины на российский газ. В июле 2010 года премьер-министр Украины Н. Я. Азаров заявил, что правительство Украины ведёт переговоры о создании газотранспортного консорциума между Украиной, ЕС и Россией. Резко обострились отношения между Украиной и Россией в 2014 году во время политического кризиса на Украине.

36. Концепции национальной безопасности и внешней политики 2000 года.

17 декабря 1997 года в сложной внутриполитической обстановке, в целях консолидации усилий федеральных и местных органов власти, организаций и граждан РФ по обеспечению национальных интересов и безопасности РФ (Указом Президента РФ № 1300) впервые была утверждена Концепция национальной безопасности — официальная система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

В январе 2000 года исполняющим обязанности Президента России В.В. Путиным была утверждена новая редакция Концепции (Указ Президента РФ от 10.01.2000 N 24). В новой редакции были уточнены направления и средства государственной политики РФ по восстановлению ее мощи и ослабленной обороноспособности.

Были определены национальные интересы России — совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти. Уже через два года ситуация в мире, в стране и на ее границах потребовала внесения ряда дополнений и изменений в Концепции.

В Концепции впервые были четко и системно обозначены основные угрозы нашей национальной безопасности (НБ). Плачевное состояние экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально — политическая поляризация российского общества, криминализация общественных отношений, рост организованной преступности, увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и международных отношений создали широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

Концепция установила основные задачи в области обеспечения НБ РФ. Ее обеспечение и защита интересов России в экономической сфере признаны приоритетными направлениями политики государства.

Главной целью обеспечение военной безопасности РФ признавалось обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть.

В области охраны и укрепления здоровья граждан признавалось необходимым усиление внимания общества, органов власти к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицинской помощи

В Концепции были определены приоритеты в экологической сфере: рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения, предотвращение загрязнения окружающей среды

Выполняя задачи, поставленные Концепцией, Россия в течение первого десятилетия XXI века преодолела многие негативные последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века. Остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта многополярных международных отношений.

Нац.безопасностисистема взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности,общества и гос. от внеш. и внутр. угроз во всех сферах . Основнымипринципами обеспечения нац. безопасности яв: приоритет национальных интересов ибезопасности, законность, скоординированность действий всех органов гос. власти,эффективность применяемых мер по обеспечению нац. безопасности. В РФ Концепция национальной безопасности вводится вдействие указом Президента РФ после ее принятия Советом Безопасности РФ и подлежит утверждениюФедеральным собранием РФ.

Направления и задачи по обеспечению нац. безопасности определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.

Интересы гос-ва состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и тер.целостности Рос, в полит, эк.исоц.стабильности, в обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного мународного сотрудничества.

Основными задачами обеспечения нац.безопасности РФ яв:

-своевременное прогнозирование и выявление внеш.и внутр.угрознац.безопасностиРФ;

-реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внут. и внеш.угроз;

-обеспечение суверенитета и тер.й целостности РФ, безопасности ее пограничного пространства;

-подъем эк. страны, проведение независимого и социально ориентированного эк. курса;

-преодоление научно-технической и технологической зависимости РФ от внешних источников;

-обеспечение на тер.Рос.личной безопасности человека и гражданина, его конституц.прав и свобод;

-совершенствование системы гос. власти РФ, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства РФ, формирование гармоничных межнац. отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-полит. стабильности общ-ва;

-обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства РФ всеми гражданами, должностными лицами, гос. органами, полит.партиями, общественными и религиоз.организациями;

-обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества Рос., прежде всего с ведущими гос-ми мира;

-подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военн.потенциала гос-ва;

-укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

-принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных гос., направленной против РФ;

-коренное улучшение экологической ситуации в стране.

37. Энергетическая парадигма российской политики.

Разработки коллективов отраслевых и академических институтов легли в основу Концепции энергетической политики России в новых экономических условиях. Концепция была представлена на рассмотрение в Правительство России рядом организаций — Минтопэнерго, Минэкономики, Миннауки России и Российской академией наук. Правительство Российской Федерации одобрило основные положения концепции на заседании правительства от 10.10.92 и после доработки проект документа был передан в Верховный Совет России.

Для реализации энергетической политики России в рамках комплексной энергетической программы было предложено несколько конкретных федеральных, межотраслевых и научно-технических программ. Среди основных программ предложены следующие:

1) Национальная программа энергосбережения. Результатом осуществления этой программы должна явиться ежегодная экономия в 50-70 млн. тонн условного топлива к 2010 году. В подпрограмме предлагается несколько принципиально новых мер экономии первичных энергоресурсов, но и по замещению дефицитных видов энергоносителей на более дешевые и доступные. Предлагается, например, модернизировать нефтеперерабатывающие заводы, улучшить переработку природного газа. Также здесь предлагается полностью использовать попутный газ, который в настоящее время попросту сжигается в факелах. Предполагается, что эти меры дадут эффект, соизмеримый с ежегодными размерами рентных платежей отраслей ТЭК.

2) Национальная программа повышения качества энергоснабжения. Здесь предусмотрено повышение потребление энергии в бытовом секторе, газификация целых регионов, средних и малых населенных пунктов в сельской местности.

3) Национальная программа по защите окружающей среды от вредных воздействий энергетики. Целью программы является снижение в несколько раз выбросов газов в атмосферу, прекращение сброса вредных веществ в водоемы. Полностью отвергается здесь и идея равнинных ГЭС.

4) Предусматривается развитие энергостроения, предусмотрена подпрограмма по улучшению подготовки специалистов.

5) Газоэнергетическая программа “Ямал”. Программа предусматривает развитие газовой промышленности, рост производства конденсата и углубление нефтепереработки, реконструкцию электроэнергетики и системы теплоснабжения.

Приоритетными задачами Энергетической стратегии являются:

Главным средством достижения целей и решения задач Энергетической стратегии является формирование цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством. Государственное регулирование этих процессов будет осуществляться на основе применения следующих инструментов:

взаимоувязанной ценовой, налоговой, инвестиционной политики государства, политики в области регулирования внешнеторговой деятельности, защиты и развития внутреннего рынка;

проведения эффективной антимонопольной политики и институциональных преобразований в ТЭК в направлении развития рыночных отношений и конкуренции;

стимулирования инновационной, инвестиционной и энергосберегающей активности хозяйствующих субъектов.

38. Россия и борьба с международным терроризмом.

26 февраля2006Госдума приняла закон «О противодействии терроризму». Закон предусматривает создание государственной системы противодействия терроризму — в частности, формирование организации, которая обеспечивает предупреждение и пресечение терактов, регулирует участие Вооружённых сил в противодействии терроризму и координирует действия органов исполнительной власти.

Основные полномочия по борьбе с терроризмом возлагаются на ФСБ, директор которой возглавляет оперативный штаб и координирует действия вооружённых сил, органов внутренних дел, юстиции и гражданской обороны.

В законе впервые сформулировано определение понятия «терроризм» — «идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий».

Новый закон позволяет ФСБ привлекать для борьбы с терроризмом вооружённые силы, которые, в частности, могут использоваться для «пресечения полётов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами» — вплоть до их полного уничтожения. В том числе, по решению президента России, военные могут быть привлечены для нанесения ударов по базам террористов за рубежом.

В июле 2006 в связи с похищением и убийством работников российского посольства в Ираке президент РФ Владимир Путин обратился к Совету Федерации с просьбой дать разрешение на использование российских формирований вооружённых сил и подразделений спецназначения за рубежом для борьбы с терроризмом — для «защиты прав и свобод человека, обеспечения приоритета защиты прав лиц, подвергающихся террористической опасности, неотвратимости наказания за совершение терактов, охраны суверенитета РФ». 7 июля Совет Федерации единогласно проголосовал за предоставление такого права бессрочно и без каких-либо дополнительных условий.

Одновременно 5 июля 2006 Госдума внесла поправки в законы «О ФСБ» и «О противодействии терроризму», которые дают президенту право не ставить Совет федерации в известность о сроках, количестве и типе подразделений, использующихся в спецоперациях.

Другими поправками в законодательство по борьбе с терроризмом предусматривается:

· право президента РФ единолично принимать решение об использовании спецподразделений ФСБ за пределами России,

· возможность заочного судебного разбирательства и вынесения заочного приговора в отношении лиц, обвиняемых в тяжких и особо тяжких преступлениях и недостижимых для правоохранительных органов,

· разрешение спецслужбам пренебрегать тайной переписки, телефонных переговоров и неприкосновенностью жилища,

· запрет средствам массовой информации не только заниматься публичным оправданием терроризма, но и разглашать информацию о средствах, методах и других подробностях проведения спецопераций.

Борьба против терроризма сегодня становится одним из непременных условий обеспечения интеграционных процессов сообщества. В борьбе с терроризмом страны объединяются на континентальном и региональном уровнях.

Видео:Оценка внешней политики России в 1990 - е годыСкачать

Оценка внешней политики России в 1990 - е годы

Внешняя политика России 90-х годов по отношению к странам Востока

Наряду с укреплением отношений с Западом, российская дипломатия вела диалог и со странами Востока. Основные надежды возлагались на улучшение отношений с Японией. Нормализацию отношений с Россией, подписание мирного договора японское правительство тесно увязало с вопросом о возвращении Японии Южно-Курильских островов, которые отошли к СССР в результате второй мировой войны. Еще М.С. Горбачев признал существование территориального вопроса между СССР и Японией. Впоследствии Б.Н. Ельцин и министр иностранных дел А. Козырев, стремясь оживить динамику политических и экономических связей, сделали ряд двусмысленных заявлений о необходимости решения территориального спора. Однако это заявление вызвало крайне негативную реакцию в российском обществе. Президент вынужден был подтвердить незыблемость российских границ. Только с 1996 года наметился некоторый прогресс во взаимоотношениях. Е. Примаков внес ряд предложений о совместной экономической деятельности на Южных Курилах. К 2000 г. завершилась демаркация границ с Китаем. Все пограничные споры были сняты, Китай превратился в одного из крупнейших торговых партнеров России. Важнейшим направлением внешней политики России стал Средне-Азиатский регион

Вывод советских войск из Афганистана не привел к прекращению там боевых действий. Конфликт перерос в межнациональные столкновения. Столкновения различных национальных группировок перекинулись на территорию бывшего СССР, охватили Таджикистан и создал непосредственную угрозу южным республикам России.

В то же время ослабли контакты с традиционными партнерами СССР — КНДР, Монголией, Вьетнамом. Разорваны были все отношения с Ираком. «Восточное» направление российской внешней политики оставалось второстепенным. Лишь, начиная с 1997 года, в связи с расширением НАТО на войне, Россия несколько активизировала отношения с Индией и Китаем.

В целом к концу 90-х годов внешняя политика России приобрела более четкие очертания, учитывающие национальные интересы и приоритеты страны.

Деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.

Видео:11 класс - История - Внешняя политика России в 1990-2000-е гг. Часть 1Скачать

11 класс - История - Внешняя политика России в 1990-2000-е гг. Часть 1

Восточный вектор внешней политики России

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

(17 голосов)

Восточный вектор внешней политики россии в 90 годы

Чрезвычайный и Полномочный Посол России, ректор Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации, член РСМД

После полуторавекового доминирования Запада в глобальной экономике, что было обусловлено Промышленной революцией и созданием колониальных империй, роль её мотора возвращается в Азию.

В течение последних десятилетий вес стран Восточной и Юго-Восточной Азии в системе международных экономических отношений неуклонно растет. Здесь сосредоточено больше половины населения планеты. Китай уже вышел на первое место в мире по размерам ВВП по паритету покупательной способности/ППС (к 2028 г. прогнозируется, что это произойдет и по номиналу), Индия может выйти на третье (после США) место по ППС уже в 2023 году. На Азию приходится 38% мирового ВВП. По данным McKinsey Global Institute на сентябрь 2019 года, доля Азии составила в мировой торговле — 33%, в инвестициях — 23%, патентах — 65%, контейнерных перевозках — 62%, производстве энергоресурсов — 29% и потреблении энергоресурсов — 43%.

Восток сближается с Западом и по ВВП на душу населения: у Китая он составляет 30% (по ППС) от уровня США и 44% — от уровня ЕС; у Индии — 20% от уровня ЕС. Доля экспорта в ВВП Китая сократилась с 16 до 8% за период с 2007 по 2018 гг. В Индии имеет место аналогичный процесс. Здесь уже проживает половина глобального среднего класса, в то время как он разрушался в последние десятилетия на Западе в результате рыночной глобализации. Эта тенденция отражает продолжающийся процесс индустриализации и урбанизации, рост производительности труда, динамичное развитие корпоративного сектора. Премьер-министр Индии Нарендра Моди на одном из последних заседаний Азиатского банка инфраструктурных инвестиций заявил, что «теперь континент оказался в центре глобальной экономической активности. Он стал важнейшим мотором экономического роста в мире. Действительно, мы находимся, как утверждают многие, в «азиатском столетии»».

Одновременно Азия догоняет Запад по таким параметрам, как устойчивый рост, неравенство и защита окружающей среды, что делает эти страны незаменимыми партнерами в деле противодействия глобальным угрозам и вызовам. Трудно не заключить, что мы наблюдаем историческую конвергенцию между Востоком и Западом. Причем эти процессы здесь, да и на глобальном уровне не чреваты конфликтами, как это было с историческим подъемом Запада в предшествующие два столетия, именно в силу различия культур.

В отличие от США/ЕС Азиатско-Тихоокеанский регион в значительной степени смог удержать пандемию под контролем и теперь стремится поскорее восстановить экономику. Важным шагом стало подписание в ходе онлайн-саммита 16 ноября 2020 г. Соглашения о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП) десятью странами АСЕАН, а также пятью странами-партнерами — Китаем, Японией, Южной Кореей, Австралией и Новой Зеландией. Ратификация документа (на это уйдет два года) приведет к созданию крупнейшей в мире зоны свободной торговли. Характерна оценка данного события в Китае — как «победы многосторонности и свободной торговли». Партнерство даст Пекину возможность укрепить отношения со многими своими соседями и начать работу над устранением существующих противоречий.

Россия не осталась в стороне, когда тенденции мирового развития указывали на Запад. Мы не можем не быть частью движения глобального маятника в обратном направлении.

Не может не бросаться в глаза, что общественные дискуссии на тему внешней политики страны, в том числе многочисленные ток-шоу на телевидении, почти исключительно сосредоточены на проблемах наших отношений с США/ЕС и ситуации на постсоветском пространстве. Понятно, что это — наиболее острые темы, чреватые в том числе сенсациями, а проблемы наших ближайших соседей, с которыми мы тесно связаны, причем не только общей историей, не могут не волновать широкое общественное мнение. Но в итоге рисуется неадекватная, искаженная картина российской дипломатии, одним из базовых принципов которой является многовекторность.

Восточный вектор внешней политики россии в 90 годы

Верно и то, что регион Восточной Азии, всего Азиатско-Тихоокеанского пространства — сравнительно менее «шумный» и меньше обращает на себя внимания. Но в этом как раз одно из его преимуществ: здесь больше стабильности и во внутреннем плане, и в области международных отношений. Государства региона научились налаживать между собой тесные связи на основе взаимоуважения и равноправия. Тон задают государства АСЕАН, играющие, безусловно, системообразующую роль во всех региональных проектах, проецируя на них свою политическую культуру и практику, — так называемое «ведение дел по-асеановски»/ASEAN way.

И это в условиях, когда после полуторавекового доминирования Запада в глобальной экономике, что было обусловлено Промышленной революцией и созданием колониальных империй, роль её мотора возвращается в Азию. При этом создается высококонкурентная среда между Западом и Востоком, которые вопреки догме Р. Киплинга сходятся на почве торговли и инвестиций, свободной конкуренции в сфере технологий. Хотя при Трампе США взяли курс на деглобализацию и воссоздание своего рода КОКОМа времен холодной войны, дабы поддержать иллюзию своего технологического превосходства и изолировать Китай, провозгласив его «главным геополитическим вызовом Америке» (кандидат на пост директора ЦРУ У. Бернс на слушаниях в Сенате), следуя логике «ловушки Фукидида» и игр с нулевой суммой. Собственно, практика холодной войны, геостратегические и идеологические постулаты прошедшей эпохи продолжают служить главным источником напряженности в этом обширном регионе.

Есть и собственные проблемы, в том числе территориальные конфликты (индо-пакистанский по Кашмиру, индо-китайский в Гималаях, вокруг принадлежности островов в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях и целый ряд других). Но они не создают глобальной напряженности, если на ту или иную ситуацию не проецируется старая геополитика в духе «больших игр» XIX века. Нет нужды скрывать, что главный застрельщик тут — Вашингтон, опирающийся на свои старые союзы и пытающийся воспроизвести в регионе политику сдерживания, в частности, посредством создания закрытых диалоговых площадок, таких как Индо-Тихоокеанская «четверка» в составе США, Индии, Австралии и Японии. Как представляется, перспектив у такой «большой стратегии» мало. Не в последнюю очередь это связано с тем, что в АТР выпукло воспроизводится многополюсная среда, характерная для современного мира вообще. Таких полюсов здесь, как минимум, четыре — наряду с США и КНР это Индия и Россия, которая играет важную балансирующую роль, взаимодействуя с Пекином и Нью-Дели в трехстороннем формате РИК и в рамках БРИКС, равно как и по двусторонней линии.

В течение последних десятилетий вес стран Восточной и Юго-Восточной Азии в системе международных экономических отношений неуклонно растет. Здесь сосредоточено больше половины населения планеты. Китай уже вышел на первое место в мире по размерам ВВП по паритету покупательной способности/ППС (к 2028 г. прогнозируется, что это произойдет и по номиналу), Индия может выйти на третье (после США) место по ППС уже в 2023 году. На Азию приходится 38% мирового ВВП. По данным McKinsey Global Institute на сентябрь 2019 года, доля Азии составила в мировой торговле — 33%, в инвестициях — 23%, патентах — 65%, контейнерных перевозках — 62%, производстве энергоресурсов — 29% и потреблении энергоресурсов — 43%.

Восточный вектор внешней политики россии в 90 годы

Восток сближается с Западом и по ВВП на душу населения: у Китая он составляет 30% (по ППС) от уровня США и 44% — от уровня ЕС; у Индии — 20% от уровня ЕС. Доля экспорта в ВВП Китая сократилась с 16 до 8% за период с 2007 по 2018 гг. В Индии имеет место аналогичный процесс. Здесь уже проживает половина глобального среднего класса, в то время как он разрушался в последние десятилетия на Западе в результате рыночной глобализации. Эта тенденция отражает продолжающийся процесс индустриализации и урбанизации, рост производительности труда, динамичное развитие корпоративного сектора. Премьер-министр Индии Нарендра Моди на одном из последних заседаний Азиатского банка инфраструктурных инвестиций заявил, что «теперь континент оказался в центре глобальной экономической активности. Он стал важнейшим мотором экономического роста в мире. Действительно, мы находимся, как утверждают многие, в «азиатском столетии»».

Не менее важно и то, что растет внутрирегиональная торговля, включая производственные цепочки, ориентир на рост внутреннего потребления (уже составляет порядка 40% глобального). Об успехе такой регионализации, служащей мощным фактором обеспечения устойчивости развития этих стран, свидетельствуют цифры: на взаимную торговлю приходится 60% общего объема их международной торговли, 71% инвестиций в стартапы и 59% иностранных прямых инвестиций. 74% авиапассажиров путешествуют внутри региона. В целом растет самодостаточность, а взаимодополняемость экономик стимулирует процесс интеграции и формирование мощных экономических сетей.

Одновременно Азия догоняет Запад по таким параметрам, как устойчивый рост, неравенство и защита окружающей среды, что делает эти страны незаменимыми партнерами в деле противодействия глобальным угрозам и вызовам. Трудно не заключить, что мы наблюдаем историческую конвергенцию между Востоком и Западом. Причем эти процессы здесь, да и на глобальном уровне не чреваты конфликтами, как это было с историческим подъемом Запада в предшествующие два столетия, именно в силу различия культур.

В отличие от США/ЕС Азиатско-Тихоокеанский регион в значительной степени смог удержать пандемию под контролем и теперь стремится поскорее восстановить экономику. Важным шагом стало подписание в ходе онлайн-саммита 16 ноября 2020 г. Соглашения о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП) десятью странами АСЕАН, а также пятью странами-партнерами — Китаем, Японией, Южной Кореей, Австралией и Новой Зеландией. Ратификация документа (на это уйдет два года) приведет к созданию крупнейшей в мире зоны свободной торговли. Характерна оценка данного события в Китае — как «победы многосторонности и свободной торговли». Партнерство даст Пекину возможность укрепить отношения со многими своими соседями и начать работу над устранением существующих противоречий.

Партнерство также включает положения об интеллектуальной собственности, телекоммуникациях, финансовых услугах и электронной коммерции. В отличие от ЕС, участники ВРЭП не устанавливают единых стандартов в отношении труда и окружающей среды, а также не обязывают страны-участницы открывать уязвимые области своих экономик. Благодаря этим гибким правилам соглашение одновременно отвечает интересам самых разных стран региона — от Мьянмы и Вьетнама до Сингапура и Австралии. Как подчеркивает директор по исследованиям Пертского американо-азиатского центра (Perth USAsia Centre) Джеффри Уилсон, ВРЭП обещает стать «важной платформой для восстановления Индо-Тихоокеанского региона после пандемии COVID-19».

Восточный вектор внешней политики россии в 90 годы

Нью-Дели принимал активное участие в разработке ВРЭП, поэтому двери партнерства остаются для него открытыми. В новом блоке не оказалось и США, которые не проявили интереса к ВРЭП даже на стадии обсуждения. Примечательно, что союзники Америки пошли на подписание документа, не дожидаясь вступления в должность нового президента США. Другими словами, «караван идет» вопреки прежним геополитическим императивам.

За последние годы в Восточной Азии набирают силу многие позитивные тенденции: снижается роль силового фактора в политике безопасности, военно-политическая обстановка становится все более стабильной и предсказуемой. Страны региона прошли немалый путь в своих взаимоотношениях, постепенно освобождаясь от стереотипов конфронтации и взаимного недоверия. По-видимому, в обозримой перспективе Афганистан сохранит роль дестабилизирующего фактора, что так или иначе будет требовать поиска регионалами регионального решения этого конфликта.

Тем более недопустимо превращать регион в арену геополитической конфронтации. В том числе и поэтому требуется, чтобы России было больше в делах этого региона, частью которого мы являемся в не меньшей мере, чем частью Европы. Уже не говоря о том, что именно Россия/Советский Союз стал каналом распространения европейской цивилизации на Восток. Россия не осталась в стороне, когда тенденции мирового развития указывали на Запад. Мы не можем не быть частью движения глобального маятника в обратном направлении.

📸 Видео

59 Геополитическое положение и внешняя политика в 1990 е годыСкачать

59  Геополитическое положение и внешняя политика в 1990 е годы

§ 48 Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е годыСкачать

§ 48 Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е годы

XIX ВЕК. АЛЕКСАНДР I. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 1801-1811 ГГ. Русская ИсторияСкачать

XIX ВЕК. АЛЕКСАНДР I. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 1801-1811 ГГ. Русская История

Политическое развитие России в 1991 - 2000 гг. Видеоурок по истории России 11 классСкачать

Политическое развитие России в 1991 - 2000 гг. Видеоурок по истории России 11 класс

Внешняя политика СССР в 1953-1964 | История ЕГЭСкачать

Внешняя политика СССР в 1953-1964 | История ЕГЭ

Девяностые в России: Краткая История 90 На ПальцахСкачать

Девяностые в России: Краткая История 90 На Пальцах

Внешняя политика 20-30-х гг. СССР I ЕГЭ История | Эля СмитСкачать

Внешняя политика 20-30-х гг. СССР I ЕГЭ История | Эля Смит

Как создавалась Россия. Экономика 90хСкачать

Как создавалась Россия. Экономика 90х

Внешняя политика Николая I в 1826— 1849 гг. Видеоурок по истории России 8 классСкачать

Внешняя политика Николая I в 1826— 1849 гг. Видеоурок по истории России 8 класс

История 9 класс (Урок№26 - Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.)Скачать

История 9 класс (Урок№26 - Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.)

Внешняя политика СССР в послевоенные годы 1945-1985 гг. Видеоурок по истории России 11 классСкачать

Внешняя политика СССР в послевоенные годы 1945-1985 гг. Видеоурок по истории России 11 класс

История 9 класс (Урок№19 - Внешняя политика Александра I в 1801-1825гг. Отечественная война 1812 г.)Скачать

История 9 класс (Урок№19 - Внешняя политика Александра I в 1801-1825гг. Отечественная война 1812 г.)

Внешняя политика России. Русско-японская война 1904-1905 гг. Видеоурок по истории России 11 классСкачать

Внешняя политика России. Русско-японская война 1904-1905 гг. Видеоурок по истории России 11 класс

Какая была геополитика в 90-е и 2000-е?Скачать

Какая была геополитика в 90-е и 2000-е?

Внешняя политика России 1762-1796 гг. Часть 1. Видеоурок 12. История 8 классСкачать

Внешняя политика России 1762-1796 гг. Часть 1. Видеоурок 12. История 8 класс

Россия в 1993-1999 гг. Социально-экономическое развитие | История России 11 класс #32 | ИнфоурокСкачать

Россия в 1993-1999 гг. Социально-экономическое развитие | История России 11 класс #32 | Инфоурок

Полный Абзац | 22.01.24Скачать

Полный Абзац | 22.01.24
Поделиться или сохранить к себе: