Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- Новые векторы развития образовательной системы в условиях перехода ФГОС – ФГОС 21
- Библиографический список
- Концепция школы – 2020: ключевые компетенции и новая грамотность
- Будущее, в котором мы живем
- Зарубежные и отечественные разработки
- Определены 7 новых принципов обучения:
- С чего начать?
- 4 главных вопроса ученику для определения климата в классе и заинтересованности школьника:
- Формирование стратегических векторов развития российского образования Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»
- Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багишаев З. А.
- Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багишаев З. А.
- Текст научной работы на тему «Формирование стратегических векторов развития российского образования»
- 🎥 Видео
Видео:Вектор. Сложение и вычитание. 9 класс | МатематикаСкачать
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
автор: учитель русского языка и литературы Андреева Е .В.
Видео:🔴 ПСИХОЛОГИЯ. Основные направления и школы психологии. Гештальтпсихология. Бихевиоризм. Гуманист....Скачать
Новые векторы развития образовательной системы в условиях перехода ФГОС – ФГОС 21
Аннотация: В статье рассматриваются современные подходы к образовательной системе, векторы развития образовательной системы, раскрываются объективные и субъективные факторы решения проблем развития образования, охарактеризованы ряд возможных стратегий развития образования: использование воспитательного потенциала современных форм и методов образования.
Сегодня государство уделяет особое внимание развитию образования обучающихся. Об этом свидетельствуют четкие требования к результатам обучения (личностным, метапредметным, предметным) [5] и разработка «Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года» [4], все чаще высшие государственные чины говорят о необходимости перестройки отечественных форм образования. Бесспорно, на это влияют не только развитие новых образовательных технологий, но и вызвавшая широкий общественный резонанс новая коронавирусная инфекция (COVID-19). Мир изменился. Подход к образованию стал иным. Теперь дистанционная форма обучения не является чем-то эфемерным. Все это, с одной стороны подтверждает, что мы достигли той опасной черты, когда образование современных детей уходит в информационное интернет-поле и чревато серьезными последствиями для безопасности нашей страны, а, с другой стороны, создает благоприятную ситуацию для изменений в теории и практике образования.
Сегодня перед образованием стоят серьезные вызовы: неблагоприятная эпидемиологическая обстановка; отсутствие экономического развития в школах; столкновение процессов глобализации и регионализации; рост националистических и ксенофобских настроений, экстремистских проявлений у подростков; криминализация молодежной среды; превалирование декларативных моральных норм над реально действующими в обществе; плохая координация взаимодействия социальных институтов; кризис традиционной семьи; стремительное развитие потребительского общества; возрастание роли СМИ, «информационные войны», проникновение информационных технологий во все сферы человеческой жизни.
Образование ищет новые методы работы, которые будут способствовать наилучшему усвоению учебного материала, реализации образовательных программ, раскрытию творческого потенциала школьника, развитию его коммуникативных навыков, его конкурентоспособности, развитию в социуме.
Сейчас образование вышло на новый уровень, но вместе с тем, дети теряют
«общественное ядро», они обучаются путем открытой глобализации, внедряя новые IT- технологии во все сферы жизнедеятельности.
Острой необходимостью является установление баланса между социумом и технологиями, которые развивает этот социум.
Следует отметить и тот факт, что не все субъекты современной социализации и образования на должном уровне справляются со своей задачей. Речь идет о традиционных субъектах: семье, школе, педагогах, детском коллективе. Люди всё чаще стали предпочитать общение в социальной сети реальному «живому» общению. Это связано с целым рядом как объективных, так и субъективных факторов, на которые повлиять сможет лишь новое поколение, однако, ни без помощи своих более опытных коллег.
За время пандемии, необходимо признать, накоплен уникальный опыт решения проблем образования его участниками. Педагоги выступили в качестве новаторов, смогли в кратчайшие сроки освоить новые образовательные ресурсы, помогли родителям и детям освоить их, не отошли от основной стратегии образования и позволили сконцентрировать внимание на новых инновационных площадках и возможностях.
Сегодня можно зафиксировать ряд новых векторов развития образования, которые позволили бы ответить на серьезные вызовы, стоящие перед ним. Сосредоточимся на трех из них, потому что, они связаны с тенденциями развития современного образования и ролью педагога в этом процессе.
Первый вектор. Дистанционное обучение. Интенсивно развивающееся в последнее время дистанционное образование может иметь особое значение для воспитания и личностного роста человека любого возраста. Такие его принципы как: свобода выбора времени и темпа обучения, отсутствие фиксированных сроков обучения; свобода в выборе места обучения; переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу
«образование через всю жизнь»; переход от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу – знания доставляются человеку; свободное развитие индивидуальности [2] создают уникальные обстоятельства для воспитания принципиально важных для жизни в современном обществе качеств учащихся, таких как: самостоятельность, предприимчивость, инициативность, ответственность, независимость, самокритичность, которые в свою очередь, позволяют растущему человеку осознанно вести себя в социальной среде, избегая ненужных рисков.
В то же время дистанционное образование порождает и определенные трудности, так как происходит в большей мере вне непосредственного контакта как самих обучающихся (это важная основа процесса воспитания), так и между учеником и педагогом. Из этого следует необходимость поиска форм компенсации данного недостатка в процессе обучения, то есть формы обучения при дистанционном образовании требуют изменений.
В связи с информационными технологиями можно говорить и о тех негативных моментах, которые они могут внести в процесс образования. Именно угрозы в этой сфере сегодня рассматриваются как одни из основных для социальной, прежде всего, информационной безопасности подрастающего поколения.
Второй вектор. Субъектность. Ученик и учитель сейчас выполняют равноправные роли субъектов в процессе обучения. Она заключается в осознанном и деятельностном отношении к окружающему миру, определению себя в нём как личности, что, вне всякого сомнения, является положительным фактором нового уровня образования, способствует развитию личности ученика, однако, обилие таких отношений провоцирует обучающегося всё чаще относиться к учителю, как к другу, товарищу, как к равному себе. Это провоцирует все большее непонимание между педагогами и учениками, которые всё чаще говорят о своих правах, но не об обязанностях, к сожалению.
Третий вектор. Гибкость. Неопределённые, неупорядоченные отношения между участниками образовательного процесса проявляются излишней уступчивостью, отказом от первоначальных позиций каждого участника образовательного процесса. Это делает современное образование гибким, что, несомненно, имеет как позитивные, так и негативные стороны.
Отметим, что такая гибкость способствует ускоренной реализации всех образовательных тенденции современного мира. И педагоги, и ученики, и родители активно идут на контакт, ищут подходы и способы взаимодействия, решают всё новые и новые задачи обучения, поставленные государством. Однако, такие взаимоотношения укореняют принципиально новые социальные связи, порождают нестабильную психотравмирующую атмосферу в образовательном социуме.
Реальность показывает нам, что основу построения новой системы образования должны составлять междисциплинарные научные знания о человеке и о личности как феномене историческом, антропологическом, психологическом, культурологическом, социальном, философском и педагогическом, а также о развитии тех обществ, в которых живет человек. Такие знания можно получить путем реализации полисубъектной стратегии [3] образования, использования воспитательного потенциала современных форм и методов образования, где акцент необходимо возлагать на реализацию воспитательных функций педагога.
Видео:Основы менеджмента. Л.4/1. Первая школа управления. Тейлор, Форд: научный подход к производствуСкачать
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 года № 16).
3. Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности (концепция) / Ред. Н.Л. Селиванова. – М.: УРАО «ИТИП», 2009. 64 с.
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 204 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Видео:У-10. Инновационные векторы развития дошкольного образованияСкачать
Концепция школы – 2020: ключевые компетенции и новая грамотность
Будущее, в котором мы живем
Прямо сейчас, общество, экономика, весь мир — претерпевают большие изменения. Меняются средства коммуникации, остро встают глобальные вопросы, трансформируется рынок труда. Так, например, по прогнозам Агентства стратегических инициатив, к 2030 году исчезнет 58 профессий и появится 186 новых. Для современных школьников важно не просто получить определенный набор знаний, а уметь адаптироваться к условиям завтрашнего дня и обновлять свои умения.
В 2017 году в России началась разработка концепции школы будущего. Авторы этого плана поставили перед собой вопросы:
- Как трансформировать современную школу?
- Какие образовательные системы успешно отвечают новым вызовам?
- Какие нужны компетенции и как их развивать?
- Кого можно считать грамотным человеком?
Зарубежные и отечественные разработки
Для получения ответа на главные вопросы был создан международный консорциум. Своим опытом поделились Великобритания, Канада, Китай, Польша, США, Финляндия и Южная Корея. Практически во всех этих странах сформированы модели компетенций, которые они считают для себя важными. Например, в Канаде обучение направлено на развитие креативности, критического мышления, коммуникации, коллаборации, гражданской ответственности и характера.
В России в федеральных стандартах образования также перечислены ключевые компетенции, однако они не образуют целостной системы, из которой было бы понятно, как развивать их в школе и чего учителю ждать от своих учеников. Проанализировав эти стандарты, зарубежный опыт, а также множество списков компетенций, составленных международными организациями, аналитическими структурами и отдельными экспертами, авторы «Концепции школы — 2020» составили собственную модель базовых навыков личности. Эта модель состоит из трех групп компетенций:
- Мышление (критическое, креативное, инновационное, системное, аналитическое и проч.).
- Взаимодействие с другими (способности коммуницировать, подстраиваться под других людей, вести за собой).
- Взаимодействие с собой (саморегулирование, самоорганизация).
- Концепция школы — 2020: презентация спикеров
- Зачем, чему и как учить в XXI веке: по итогам вебинара с Павлом Лукшей
- Итоги IV Московского международного салона образования
Грамотность в своем новом виде определяется как социальное явление, она включает способность выражать себя и воспринимать информацию извне. Базовая грамотность основана на умении обращаться с разнообразными инструментами, связанными со знаками и символами, которые используются в том или ином обществе (читательская грамотность, математическая, цифровая, информационная).
Определены 7 новых принципов обучения:
- в центре — ученик;
- обучение социально по своей природе;
- эмоции играют ключевую роль в обучении;
- индивидуальные различия важны;
- амбициозные задачи для каждого;
- оценивание помогает обучению;
- рост через горизонтальные связи.
С чего начать?
Прийти к вышеперечисленным принципам можно чрез два формата обучения: исследовательский и проектный. Новая концепция направлена на то, чтобы сформировать у школьников привычку учиться, уверенность в себе и самостоятельность. Для этого преподаватель перестает быть оратором и источником информации: он затевает обсуждение, проясняет отдельные вопросы, помогает собрать информацию и сформировать критерии для оценки. Ученик, в свою очередь, становится соратником, коллегой преподавателя: он ищет информацию и решает, как ее преподать, оценивает результат и сопоставляет его с исходной задачей.
4 главных вопроса ученику для определения климата в классе и заинтересованности школьника:
- Можешь ли ты назвать двух взрослых в твоем школьном окружении, которые всегда верят в тебя?
- Чему ты учишься и почему это важно?
- Как у тебя дела с учебой?
- Каковы твои следующие ближайшие цели и шаги?
Ответы на эти вопросы помогут выстроить дальнейший план работы по развитию ключевых компетенций у своих учеников.
В июле 2018 года выйдет международный доклад на тему концепции школы 2020. Далее начнется совместная работа с учителями, родителями и директорами школ, планируется формирование сети школ для начала внедрения новейших разработок.
Видео:Социологическое образование в России. Ключевые направления и векторы развития современной социологииСкачать
Формирование стратегических векторов развития российского образования Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»
Видео:ТРЕК 19. ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ШКОЛЬНИКОВСкачать
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багишаев З. А.
Статья посвящена модернизации образования, разработке новых стратегических направлений, концептуальных теорий, определению и обоснованию содержательно-процессуальной основы построения вариативной модели образования. Основной нитью статьи выступает мысль о стремлении к общеевропейской идентичности в связи с вступление России в Болонский процесс. Проведённый анализ образовательной ситуации на основе теоретических исследований показывает специфику преобразований, происходящих в образовательном пространстве республики Башкортостан.
Видео:Федеральные векторы развития воспитания в системе общего образованияСкачать
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багишаев З. А.
Видео:Воспитание в современной школе: имитация или системный процесс?Скачать
Текст научной работы на тему «Формирование стратегических векторов развития российского образования»
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВЕКТОРОВ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена модернизации образования, разработке новых стратегических направлений, концептуальных теорий, определению и обоснованию содержательно-процессуальной основы построения вариативной модели образования. Основной нитью статьи выступает мысль о стремлении к общеевропейской идентичности в связи с вступление России в Болонский процесс. Проведённый анализ образовательной ситуации на основе теоретических исследований показывает специфику преобразований, происходящих в образовательном пространстве республики Башкортостан.
Необходимость осмысления на новом теоретико-методологическом уровне проблемы определения стратегических направлений развития образования Российской Федерации обусловлена изменением социально-экономических условий развития общества. Вступление мирового сообщества в период нарастающих социальных, экономических, научно-технологических, культурных изменений, появление постиндустриальной цивилизации, отличительной чертой которой является повсеместное и высокоэффективное использование информации и научных знаний в качестве созидательной силы общества, его стратегических ресурсов, факторов развития, а также предметов и результатов труда, и, в свою очередь, ответственность системы образования в этих условиях за приобщение человека к знаниям о мире труда, формирование его отношения к миру, определение его мировоззренческой и нравственной позиции еще более актуализировали проблему согласования стратегий развития образования и стратегий развития современного общества в целом.
Особо важным элементом развития образования выступает то, что сегодня определяются интегративные ориентиры образования, которые вытекают из вхождения российского образования в общеевропейское образовательное пространство, что стало реальностью после подписания Болонской декларации.
Модернизация образования нуждается в научном переосмыслении, оценке достигнутого уровня, выявлении недостатков и их причин, в разработке новых стратегических направлений, концептуальных теорий, определении и обосновании богатой палитры содержательно-процессуальной основы построения вариативной модели осуществления.
Система образования и каждое из ее звеньев в отдельности могут успешно выполнять свои функции только в том случае, если структура, содер-
жание, организация и методы работы достаточно мобильны, полностью ориентированы на перспективу. Сегодня это требование приобретает особую актуальность. Изменения в организации системы общего образования, связанные с его гуманизацией, усилением внимания к личности обучающегося, демократизацией, предоставлением каждому возможности выбора путей и характера образования, дифференциацией и индивидуализацией образовательного процесса, появление новых учебных дисциплин — все это породило ряд новых проблем и в содержании, и в организации широкомасштабной образовательной деятельности, в сферу которой вовлекаются все государственные органы и политические структуры, социальные системы и их институты, а также все население страны, независимо от социального статуса и возрастных особенностей. Современный социальный заказ системе образования на федеральном уровне исследователи формулируют следующим образом: государству нужен здоровый и свободный человек. Система образования должна сделать все возможное для воспитания граждан-патриотов, имеющих полноценное образование, психологически готовых к конкуренции, перемене стиля и места жизни, работы; обладающих свободой мышления и готовностью к творчеству, стремлением к самореализации; способных поддерживать свое здоровье.
Конкурентоспособность современного человека, его профессиональная мобильность на рынке трудовых ресурсов должны обеспечиваться высоким качеством результатов образовательной деятельности, системная интеграция которой обеспечивает формирование мобильной личности, способной к творческой профессиональной деятельности, готовой к масштабной реализации своих потенциальных возможностей в сфере избираемой профессиональной деятельности. Должный уровень образования призван обеспечить подготовленность подрастающих поколений не только соответ-
ственно уровню развития мирового научно-технического прогресса, но и возможность гибко реагировать на предлагаемые обществом альтернативы, тем самым укрепляя стабильность развития как самой системы образования, всего общества, так и отдельной личности.
В последние годы в научной литературе усилились поиски основных идей, смыслов и целей, воплощенных в стратегиях развития образования. Анализ этих идей показывает, что они лежат в основе стратегий развития образования, в основе развития самих представлений об идеях развития образования России как целостной системы. При такой трактовке идеи в науке не только подытоживают опыт предшествующего развития знания, служат основой для синтеза знания в целостную систему и определения новых путей решения проблем. Идеи развития образования охватывают четыре основных субъекта, на которые направлены цели образования: личность, общество, производство и сама сфера образования: гуманизация образования как коренной поворот от его технократической цели как обеспечения производства кадрами, их приспособления к нуждам личности, создания условий для ее самореализации.
Вторая идея (образование — общество) — демократизация образования как переход от жесткой централизованной и совместно единообразной системы организации обучения к созданию условий и возможностей для каждого учебного заведения, каждого учителя, преподавателя и учащегося, студента наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.
Третья идея (образование — производство) -опережающее образование: уровень общего и профессионального образования людей, уровень развития производства, его техники и технологии.
Четвертая идея вытекает из рефлексии, т. е. обращения объекта на самого себя, категории образования (ведь «потребителем» образования является и сама система образования — поступить, к примеру, в вуз возможно только окончив среднюю школу, ПТУ или техникум и т. д.) — идея непрерывного образования как переход от конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции «образование через всю жизнь» (А.М. Новиков).
Весьма важным фактором определения стратегий развития современного образования выступает стремление к общеевропейской идентичности в связи с вступлением России в Болонский про-
цесс. В данном процессе мы выделяем несколько сторон: идентичность в содержании общего и профессионального образования; идентичность в общеобразовательном и профессиональном облике получающего образование молодого человека; идентичность в формах и способах получения образования и путях его дальнейшего продолжения. Без учета этих трех составляющих проблема формирования общеевропейской идентичности приобретает ряд почти неразрешимых компонентов, прежде всего в силу необходимости сохранения национальной уникальности российского образования и своеобразия, сохранения традиций и накопленного позитивного опыта и наследия. Тем не менее, общеевропейская идентичность и стремление к ней определяют одно из стратегических направлений развития образования, при этом необходимо отметить и то, что это становится важным стимулом и новым продуктивным направлением его развития.
Необходимо отметить, что проблема развития образования и формирования его стратегических ориентиров не представлена как хорошо организованная система, осуществляющая целенаправленное воздействие на развитие общества и формирование личности. Анализ философской, пси-холого-педагогической литературы, результаты наших исследований дают основание утверждать, что в большинстве случаев образование в своем развитии и особенно в определении стратегий развития пока еще мало связано с особенностями мирового, федерального и регионального образовательного пространства, потенциальных возможностей различных сфер деятельности обучающихся, учета социально-экономических, национально-региональных особенностей. И хотя в последние годы появилось немало новых концепций развития федерального и регионального образования, прежде всего Национальная доктрина образования, они страдают общим недостатком — в них нет обобщающего стержня, позволяющего наметить конкретные стратегии, в определенном случае они ориентированы на выполнение социального заказа, в них содержится попытка определить развитие с учетом позиций и запросов современных реалий.
Если обратиться к практике определения стратегий развития регионального образования, то видно, что изучение данной проблемы в теоретическом и практическом аспектах в с учетом мировых, федеральных, региональных и национальных осо-
бенностей образовательных систем находится на начальной стадии, нуждается в корректировке, в разработке инновационных стратегий.
Изменяющиеся реалии современной жизни и существенные перемены в системе образования требуют коренного обновления в постановке проблемы и определения путей ее решения. Проблема исследования вытекает из противоречия между осознанной общественной потребностью общества осуществить модернизацию российского образования и недостаточной разработанностью теоретических основ достижения нового качества такой подготовки с учетом необходимости разработки современных стратегических векторов развития образовательных систем и структур.
Развитие общества неразрывно связано с развитием образования, которое на разных этапах определялось специфическими формами, средствами и моделями отношений между образованием и школой. В современных условиях основной проблемой образования становится уже не столько поиск путей, позволяющих человеку усвоить огромный и постоянно увеличивающийся объем знаний, или хотя бы ориентация во все более возрастающем потоке информации, сколько получение, создание, производство нового интеллектуального продукта. Одна из важнейших целей современного образования состоит в том, чтобы своевременно подготовить людей к новым условиям жизни, которые несут с собой стремительно приближающееся будущее. Реализация этой идеи предполагает модернизацию существующей системы образования, и предстоящие изменения должны быть достаточно радикальными, так как прежде всего необходимо обновить содержание образования, его целевую ориентацию, стратегические ориентиры развития и реализации.
Мировые тенденции, общественные, государственные, национальные интересы в области кардинального обновления и модернизации образования позволили создать максимально благоприятные условия для развития и формирования региональной системы образования, органично включенной в единое российское образовательное пространство, учитывающей социокультурные и экономические особенности регионов, в частности Республики Башкортостан.
Обновление системы образования в соответствии с задачами технологизации и информатизации, перехода к вариативным моделям содержания
образования в условиях изменившейся структуры образовательного процесса стало возможным благодаря эффективной реализации системного и программно-целевого подхода при построении региональной стратегии образования, в основу которой были положены принципы свободы педагогического творчества и государственного регулирования, и прежде всего содействия развитию инновационным образовательным процессам.
Необходимость совершенствования образовательной практики с учетом изменившегося социального заказа обусловила создание разветвленной сети таких учебных заведений, каждое из которых отличается самобытностью выстроенной концепции и программы развития, оригинальностью постановки экспериментальной работы, авторскими особенностями, в совокупности образующими неповторимую образовательную «мозаику» российского образования и его региональных компонентов. Развитие инновационных образовательных систем происходит не только за счет заимствования лучших достижений отечественной и зарубежной педагогики, но и через полноценное и эффективное использование имеющихся интеллектуальных ресурсов, перспективных теоретических и опытно-экспериментальных наработок, имеющихся в образовательной системе региона, и базируется на государственной поддержке, на основательной законотворческой и нормотворческой основе.
Проведенный анализ образовательной ситуации на основе фактических материалов и большого объема теоретических исследований наглядно свидетельствует о трудном и противоречивом пути, который проделала инновационная школа за чрезвычайно короткий период своего становления и развития. В ходе исследования удалось определить проблемные зоны в развитии инновационных процессов в регионе, выявить определенные социальные и психолого-педагогические противоречия, оказывающие существенное влияние на становление образовательных систем. Несмотря на то, что в нашей работе констатирован позитивный характер преобразований, происходящих в образовательном пространстве Российской Федерации и — в качестве примера — Республики Башкортостан, нами сделан акцент на необходимость содержательного, логически последовательного и поступательного, а не стихийного развития федерального и регионального образования на основе выделенных по-
зитивных итогов развития за последнее десятилетие и обнаруженных особенностей.
Несмотря на то, что за последние годы разработано и утверждено значительное число федеральных и региональных нормативно-правовых актов, предъявляющих определенные требования и регламентирующих деятельность образовательных учреждений, многие преобразования, происходящие на уровне самих общеобразовательных и профессиональных школ, не носят системного характера:
— наблюдается перегрузка содержания образования массой дополнительных «престижных» предметов и дисциплин в ущерб качеству и здоровью обучающихся, что наблюдается как на уровне общеобразовательной школы, так и на уровне высшего образования;
— разорванность связей и отношений между учебными заведениями, несмотря на то, что делается немало для интеграции на уровне «вуз — школа», «вуз — СПОУ», в результате чего приобретенный опыт, чрезвычайно востребованный образовательной практикой, фактически остается нереализованным;
— отсутствие системы целостного мониторинга развития образования и органов образования и содержания образовательной деятельности.
На фоне всемирной глобализации и интеграции современная школа должна не просто приспособиться, адаптироваться под нынешнюю социально-экономическую ситуацию, но также влиять на формирование интеллектуального и духовного облика общества, формировать гражданина, способного к приумножению материального и духовного благосостояния государства. Совершенствование практики образования представляется нам через дальнейшее внедрение демократических идей при построении инновационной стратегии развития образования, дифференциацию образования, выражающуюся в создании различных типов учебных заведений, в своем содержании реализующих современные технологии и методы обучения.
В целом диверсификация образования в Российской Федерации представлена посредством создания вариативной, многоукладной образовательной системы, представленной инновационными учебными заведениями различных типов, с учетом различных факторов.
Развитие этой сложной многоукладной системы может быть позитивным и целенаправленным только в том случае, если его исследование пред-
полагает анализ основных понятий, дефиниций, раскрывающих сущность исследуемого явления; учитывает тенденции развития образовательных систем в мире и нашей стране; анализирует особенности правового поля, в котором происходит реализация федеральной и региональной образовательной политики; и, наконец, на этом широком по своим масштабам и содержанию анализе разрабатываются методологические предпосылки определения и формирования стратегий развития образования на прогнозных его характеристиках.
Интеграция Российской Федерации в зону европейского политического и образовательного пространства является одним из важных направлений в отечественной государственной образовательной политике и условием участия России в Болонском процессе, что следует рассматривать не только в контексте развития российской общеобразовательной и профессиональной школы, но и в контексте модернизации образования всего Европейского сообщества.
Как известно, для планомерной интеграции в общеевропейское пространство требуется соответствующая основа для полноценного включения России в совместную работу в рамках Болонского процесса. Изменение в политическом и государственном мышлении состоит в том, что необходимо выработать единственно правильную линию по отношению к Болонской декларации как к рекомендуемому к выполнению международному договору. Тогда движение в сторону европейского образовательного пространства предстает как форма проявления инновационной активности в образовании. В месте с тем она инициирует и обеспечивает запуск творческих потенциалов учебных заведений и педагогических коллективов.
Среди основополагающих задач и характеристик интеграции российского образования в Болонский процесс, которыми определяется его развитие на ближайшие годы, можно назвать следующие.
1. Переход на профильную подготовку в завершающих классах (и предпрофильную — в средних классах), что является одним из наиболее серьезных шагов, требующих продуманного решения и взвешенных шагов в формировании образовательной государственной политики.
2. Широкое участие Российской Федерации в всех мероприятиях, реализуемых в рамках Болонского процесса, что приведет к выигрышу не толь-
ко ведущих вузов, но и к соблюдению интересов всех граждан, так как целью процесса является повышение качества и конкурентоспособности высшего образования в нашей стране, а в конечном счете — формированию профессиональной мобильности специалистов различного уровня.
3. Сохранение веками накопленных достоинств и преимуществ отечественного образования, равно как и творческая адаптация позитивного опыта зарубежных образовательных систем, длительное время эволюционирующих в условиях рынка, профессионального образования демократии и формирования социального диалога и социального партнерства в сфере, может обогатить отечественное образование, которое стоит перед выбором стратегически важных направлений и векторов своего развития. Одновременно требуется определение сущности и содержания нескольких важных и объемных для науки и практики проблемных полей, которые изложены в работе.
Образование, которое в большей степени находится под влиянием интеграционных процессов в социальных сообществах, нуждается в выработке метапринципов, методологических подходов в государственной образовательной политике как на федеральном уровне, так и на уровне региональных систем.
Вступление в Совет Европы дает России право на участие в формировании образовательной политики также данной международной организации, и оно обязывает Россию строго придерживаться уже существующих норм и правил, принятых и реализуемых в Европе. Главное условие вхождения в единое образовательное пространство, оговоренное в самих документах Болонского соглашения, можно охарактеризовать как динамичные и в высокой степени толерантные: культура каждого этноса имеет достоинство и ценность, которые должны быть уважаемы и сохранены; в силу плодотворного разнообразия и взаимовлияния все культуры составляют часть общечеловеческого достояния; декларируется задача достижения общеевропейской идентичности при сохранении идентичности этнокультурной. В таком понимании поликуль-турное общество является инструментом для достижения равенства шансов в жизненных стратегиях и траекториях, в том числе и образовательных, а также возможностей для оптимального включения всех членов общества в активную социальную и экономическую жизнь Европы.
Сравнение и сопоставление особенностей развития национальных образовательных пространств говорит в пользу следующего утверждения: образование, его типы и результаты, к которым складывается разноплановое отношение в каждом государстве, может быть довольно дифференцированным в силу этнического своеобразия государства и его образовательного потенциала, а также и самого образовательного пространства.
«Европейское измерение» в образовании может быть основано только на осознании взаимных влияний, открытого подхода, разнообразия, плю-ралистичности, толерантности и конструктивной критики.
Требования нового столетия предполагают изменение компетенции и квалификаций человека, предполагают более высокое и разностороннее развитие профессионального образования, а необходимость развития «европейского измерения» в образовании ведет к улучшению его качества и инновациям. Это выводит образовательные системы на уровень развития концепции образования в течение всей жизни, принятие общих понятий качества в образовании и подготовке специалистов, поощрение культуры и качества обучения на предприятии, учет особенных потребностей в образовании и подготовке для средних предприятий; адекватное вложение инвестиций в исследования, в промышленное развитие, в развитие образования и подготовки; разработку понятной, новаторской и эффективной европейской образовательной политики.
Отметим также и то, что для полного понимания развития образовательной политики в Европе необходимо рассмотреть так называемые «универсальные меры», распространяющиеся на все ступени и уровни образования, и особые формы деятельности.
Политические деятели и аналитики в сфере образования утверждают, что методы и инструменты политики Европейского союза в области образования неотделимы от фундаментальных принципов европейской интеграции и самым непосредственным образом связаны с деятельностью Евросоюза в других областях. Резкие изменения в обладающей позитивной консервативностью образовательной сфере в принципе невозможны, с другой стороны, система образования успела вплотную приблизиться к общепринятым в мире способам организации образования.
Формирование и достижение общеевропейской идентичности открывает путь российским потребителям образования к получению свободного доступа в общее информационное пространство за счет возможности свободного продолжения образования в разных учебных заведениях различных стран и за счет возможности участия в различных проектах, культивируемых в Европе.
В основе целевых установок общеевропейского образования, ориентированного на разнообразную деятельность участников образовательного пространства, лежит система формируемых ценностей, что становится смыслом жизни в современном поликультурном и независимом мире. Современная образовательная политика, как показали наши исследования, должна быть направлена на решение проблем самых широких слоев молодежи. Для этого демократические процедуры должны найти место в организации и управлении школой разных типов, а ученики, студенты, обучающиеся должны быть признаны полноправными членами школьного, вузовского демократического сообщества.
В организации европейского образования принята опора на три позиции. «Первая опора» включает в себя все направления общей политики, осуществляющиеся в рамках таможенного союза и единого внутреннего рынка; вторая призвана координировать и углублять сотрудничество в области внешней политики и политики безопасности Европейского Союза; третья включает в себя сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и юстиции. В совокупности все это приводит к установлению диалога в общеевропейском масштабе между руководством, преподавателями, родителями и неправительственными организациями путем обмена информацией и распрос-
транения новых идей и лучших решений; развитию производственных и экономических факторов, которые одновременно являются факторами индивидуального и социального благополучия и политической стабильности государств; сохранению мира в Европе и во всем мире; способствует помощи молодежи и взрослым становиться активными и самостоятельными гражданами, принимающими фундаментальные ценности правового государства и прав человека, не признающими интолерантность и насилие во взаимоотношениях между людьми; развитию понимания и доверия между народами Европы, уважению различий, поддержанию гармонии внутри государства и между государствами, что выступает необходимым звеном в формировании человека и государства нового типа.
Таким образом, для развития европейского сознания в образовательном пространстве необходимо достигнуть транснационального измерения в образовании, разработать принципы трансформации методов применения адекватной методологии образовательной деятельности в общеобразовательной и профессиональной школе, создать систему международного образования и воспитания в духе прав народов и уважения их различий.
Как показали наши исследования, базирующиеся на многолетней профессиональной деятельности, в том числе политической и управленческой, решение указанной задачи требует основанного на системном и синергетическом подходах учета европейского измерения, и интеграции России как первого условия вхождения ее в Европейский союз, и интеграции российского образования в европейского образовательное пространство — как второго условия. Очевидно, что эти два условия политического характера находятся во взаимосвязанном и взаимообусловленном положении.
🎥 Видео
«PRO Образование 64 Векторы развития»Скачать
Психология. Направления и школы психологии.Скачать
ВЕКТОРЫ 9 класс С НУЛЯ | Математика ОГЭ 2023 | УмскулСкачать
Векторы развития современной РоссииСкачать
ДЕВОЧКА ПРОНЕСЛА В ШКОЛУ БОМБУ И ЧУТЬ НЕ ВЗОРВАЛА ВСЕХСкачать
История экономической мысли #3 МеркантилизмСкачать
Экономические школы (Меркантилизм, Физиократия, Классическая политическая экономия)Скачать
Математика это не ИсламСкачать
Какую школу всё-таки выбрать? Современные системы образования. Павел Компан РазговорСкачать
Итоги и векторы развития системы образования Алтайского краяСкачать
Вектор развития современной герменевтики | Нина Щербак | РХГАСкачать