Наиболее простым и наглядным методом решения задачи линейного программирования (ЗЛП) является графический метод. Он основан на геометрической интерпретации задачи линейного программирования и применяется при решении ЗЛП с двумя неизвестными:
Будем рассматривать решение этой задачи на плоскости. Каждое неравенство системы функциональных ограничений геометрически определяет полуплоскость с граничной прямой апх, + + aj2х2 = bn i = 1, т. Условия неотрицательности определяют полуплоскости с граничными прямыми х <= 0, х2 = 0 соответственно. Если система совместна, то полуплоскости, пересекаясь, образуют общую часть, которая является выпуклым множеством и представляет собой совокупность точек; координаты каждой из этих точек являются решением данной системы. Совокупность этих точек называют многоугольником решений. Он может быть точкой, отрезком, лучом, ограниченным и неограниченным многоугольником.
Геометрически ЗЛП представляет собой отыскание такой угловой точки многоугольника решений, координаты которой доставляют максимальное (минимальное) значение линейной целевой функции, причем допустимыми решениями являются все точки многоугольника решений.
Линейное уравнение описывает множество точек, лежащих на одной прямой. Линейное неравенство описывает некоторую область на плоскости.
Определим, какую часть плоскости описывает неравенство 2х <+ Зх2 0, j = 1, п). Координаты любой точки, принадлежащей области определения, являются допустимым решением задачи.
Для нахождения экстремального значения целевой функции при графическом решении ЗЛП используют вектор-градиент, координаты которого являются частными производными целевой функции:
Этот вектор показывает направление наискорейшего изменения целевой функции. Прямая c[xl + с2х2 = f(x0), перпендикулярная вектору-градиенту, является линией уровня целевой функции (рис. 2.2.2). В любой точке линии уровня целевая функция принимает одно и то же значение. Приравняем целевую функцию постоянной величине а. Меняя значение а, получим семейство параллельных прямых, каждая из которых является линией уровня целевой функции.
Рис. 2.2.2. Вектор-градиент и линии уровня
Важное свойство линии уровня линейной функции состоит в том, что при параллельном смещении линии в одну сторону уровень только возрастает, а при смещении в д р у г у ю сторону — только убывает.
Графический метод решения ЗЛП состоит из четырех этапов:
- 1. Строится область допустимых решений (ОДР) ЗЛП.
- 2. Строится вектор-градиент целевой функции (ЦФ) с началом в точке х0 (0; 0): V = (с,, с2).
- 3. Линия уровня CjXj + с2х2 = а (а — постоянная величина) — прямая, перпендикулярная вектору-градиенту V, — передвигается в направлении вектора-градиента в случае максимизации целевой функции f(xv х2) до тех пор, пока не покинет пределов ОДР. При минимизации /(*,, х2) линия уровня перемещается в направлении, противоположном вектору-градиенту. Крайняя точка (или точки) ОДР при этом движении и является точкой максимума (минимума) f(xpjc2).
Если прямая, соответствующая линии уровня, при своем движении не покидает ОДР, то минимума (максимума) функции f(xр х2) не существует.
Если линия уровня целевой функции параллельна функциональному ограничению задачи, на котором достигается оптимальное значение ЦФ, то оптимальное значение ЦФ будет достигаться в любой точке этого ограничения, лежащей между двумя оптимальными угловыми точками, и, соответственно, любая из этих точек является оптимальным решением ЗЛП.
4. Определяются координаты точки максимума (минимума). Для этого достаточно решить систему уравнений прямых, дающих в пересечении точку максимума (минимума). Значение f(x<, х2), найденное в полученной точке, является максимальным (минимальным) значением целевой функции.
Возможные ситуации графического решения ЗЛП представлены в табл. 2.2.1.
- Линейное программирование — основные понятия с примерами решения
- Задача линейного программирования
- Приведение общей задачи линейного программирования к канонической форме
- Множества допустимых решений
- Опорное решение задачи линейного программирования, его взаимосвязь с угловыми точками
- Симплекс-метод с естественным базисом
- Симплексный метод с искусственным базисом (М-метод)
- Теория двойственности
- Графическое решение задач линейного программирования. — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » Графическое решение задач линейного программирования.» — Транскрипт:
- 💥 Видео
Видео:Геометрия. 9 класс. Уравнение прямой. Направляющий вектор и вектор нормали прямой /22.10.2020/Скачать
Линейное программирование — основные понятия с примерами решения
Содержание:
Исследование различных процессов, в том числе и экономических, обычно начинается с их моделирования, т.е. отражения реального процесса через математические соотношения. При этом составляются уравнения или неравенства, которые связывают различные показатели (переменные) исследуемого процесса, образуя систему ограничений. В этих процессах выделяются такие переменные, меняя которые можно получить оптимальное значение основного показателя данной системы (прибыль, доход, затраты и т.д.). Соответствующие методы, позволяющие решать указанные задачи, объединяются под общим названием «математическое программирование» или математические методы исследования операций.
Математическое программирование включает в себя такие разделы математики, как линейное, нелинейное и динамическое программирование. Сюда же относят и стохастическое программирование, теорию игр, теорию массового обслуживания, теорию управления запасами и некоторые другие.
Математическое программирование — это раздел высшей математики, посвященный решению задач, связанных с нахождением экстремумов функций нескольких переменных, при наличии ограничений на переменные.
Методами математического программирования решаются задачи о распределении ресурсов, планировании выпуска продукции, ценообразования, транспортные задачи и т.д.
Построение математической модели экономической задачи включает следующие этапы:
- выбор переменных задачи;
- составление системы ограничений;
- выбор целевой функции.
Переменными задачи называются величины
Система ограничений включает в себя систему уравнений и неравенств, которым удовлетворяют переменные задачи и которые следуют из ограниченности ресурсов или других экономических или физических условий, например, положительности переменных и т.п.
Целевой функцией называют функцию переменных задачи, которая характеризует качество выполнения задачи, и экстремум которой требуется найти.
Общая задача математического программирования формулируется следующим образом: найти экстремум целевой функции: и соответствующие ему переменные при условии, что эти переменные удовлетворяют системе ограничений:
Если целевая функция и система ограничений линейны, то задача математического программирования называется задачей линейного программирования и в общем виде может быть записана следующим образом:
Данная запись означает следующее: найти экстремум целевой функции задачи и соответствующие ему переменные X = (). при условии, что эти переменные удовлетворяют системе ограничений и условиям неотрицательности.
Допустимым решением (планом) задачи линейного программирования называется любойX = (). удовлетворяющий системе ограничений и условиям неотрицательности. Множество допустимых решений (планов) задачи образует область допустимых решений.
Оптимальным решением (планом) задачи линейного программирования называется такое допустимое решение задачи, при котором целевая функция достигает экстремума.
Видео:Направляющий и нормальный вектор прямой на плоскости | Векторная алгебраСкачать
Задача линейного программирования
В общем случае задача линейного программирования записывается так, что ограничениями являются как уравнения, так и неравенства, а переменные могут быть как неотрицательными, так и произвольно изменяющимися. В случае, когда все ограничения являются уравнениями и все переменные удовлетворяют условию неотрицательности, задачу линейного программирования называют канонической. Каноническая задача линейного программирования в координатной форме записи имеет вид:
Используя знак суммирования эту задачу можно записать следующим образом:
Каноническая задача линейного программирования в векторной форме имеет вид:
В данном случае введены векторы:
Здесь С — X — скалярное произведение векторов С и X.
Каноническая задача линейного программирования в матричной форме записи имеет вид:
Здесь А — матрица коэффициентов системы уравнений, X -матрица-столбец переменных задачи; — матрица-столбец правых частей системы ограничений.
Нередко используются задачи линейного программирования, называемые симметричными, которые в матричной форме записи имеют вид:
Приведение общей задачи линейного программирования к канонической форме
В большинстве методов решения задач линейного программирования предполагается, что система ограничений состоит из уравнений и естественных условий неотрицательности переменных. Однако, при составлении математических моделей экономических задач ограничения в основном формулируются системы неравенств, поэтому возникает необходимость перехода от системы неравенств к системе уравнений. Это может быть сделано следующим образом. К левой части линейного неравенства:
прибавляется величина такая, что переводит неравенство в равенство , где:
Неотрицательная переменная называется дополнительной переменной.
Основания для возможности такого преобразования дает следующая теорема.
Теорема. Каждому решению неравенства соответствует единственное решение уравнения: и неравенства и, наоборот, каждому решению уравнения: и неравенства соответствует единственное решение неравенства:
Доказательство. Пусть — решение неравенства. Тогда:
Если в уравнение вместо переменных подставить значения , получится:
Таким образом, решение удовлетворяет уравнению: и неравенству .
Доказана первая часть теоремы.
Пусть удовлетворяет уравнению и неравенству , т.е. . Отбрасывая в левой части равенства неотрицательную величину , получим:
т.е. удовлетворяет неравенству: что и требовалось доказать.
Если в левую часть неравенств системы ограничений вида
добавить переменную , то получится система ограничений — уравнений В случае, если система неравенств-ограничений имеет вид , то из левой части неравенств-ограничений нужно вычесть соответствующую неотрицательную дополнительную переменную
Полученная таким образом система уравнений-ограничений, вместе с условиями неотрицательности переменных, т.е. и целевой функцией является канонической формой записи задачи линейного программирования.
Дополнительные переменные вводятся в целевую функцию с нулевыми коэффициентами и поэтому не влияют на ее значения.
В реальных практических задачах дополнительные неизвестные имеют определенный смысл. Например, если левая часть ограничений задачи отражает расход ресурсов на производство продукции в объемах , а правые части — наличие производственных ресурсов, то числовые значения дополнительных неизвестных и означают объем неиспользованных ресурсов i-го вида.
Иногда возникает также необходимость перейти в задаче от нахождения минимума к нахождению максимума или наоборот. Для этого достаточно изменить знаки всех коэффициентов целевой функции на противоположные, а в остальном задачу оставить без изменения. Оптимальные решения полученных таким образом задач на максимум и минимум совпадают, а значения целевых функций при оптимальных решениях отличаются только знаком.
Множества допустимых решений
Множество точек называется выпуклым, если оно вместе с любыми двумя своими точками содержит их произвольную выпуклую линейную комбинацию.
Выпуклой линейной комбинацией произвольных точек Евклидова пространства называется сумма — произвольные неотрицательные числа, сумма которых равна 1.
Геометрически это означает, что если множеству с любыми двумя его произвольными точками полностью принадлежит и отрезок, соединяющий эти точки, то оно будет выпуклым. Например, выпуклыми множествами являются прямолинейный отрезок, прямая, круг, шар, куб, полуплоскость, полупространство и др.
Точка множества называется граничной, если любая окрестность этой точки сколь угодно малого размера содержит точки, как принадлежащие множеству, так и не принадлежащие ему.
Граничные точки множества образуют его границу. Множество называется замкнутым, если оно содержит все свои граничные точки.
Ограниченным называется множество, если существует шар с радиусом конечной длины и центром в любой точке множества, содержащий полностью в себе данное множество. В противном случае множество будет неограниченным.
Пересечение двух или более выпуклых множеств будет выпуклым множеством, так как оно отвечает определению выпуклого множества.
Точка выпуклого множества называется угловой, если она не может быть представлена в виде выпуклой линейной комбинации двух других различных точек этого множества.
Так, угловые точки треугольника — его вершины, круга — точки окружности, ее ограничивающие, а прямая, полуплоскость, плоскость, полупространство, пространство не имеют угловых точек.
Выпуклое замкнутое ограниченное множество на плоскости, имеющее конечное число угловых точек, называется выпуклым многоугольником, а замкнутое выпуклое ограниченное множество в трехмерном пространстве, имеющее конечное число угловых точек, называется выпуклым многогранником.
Теорема. Любая тонка многоугольника является выпуклой линейной комбинацией его угловых точек.
Теорема. Область допустимых решений задачи линейного программирования является выпуклым множеством.
Уравнение целевой функции при фиксированных значениях самой функции является уравнением прямой линии (плоскости, гиперплоскости и т.д.). Прямая, уравнение которой получено из целевой функции при равенстве ее постоянной величине, называется линией уровня.
Линия уровня, имеющая общие точки с областью допустимых решений и расположенная так, что область допустимых решений находится целиком в одной из полуплоскостей, называется опорной прямой.
Теорема. Значения целевой функции в точках линии уровня увеличиваются, если линию уровня перемещать параллельно начальному положению в направлении нормали и убывают при перемещении в противоположном направлении.
Теорема. Целевая функция задачи линейного программирования достигает экстремума в угловой точке области допустимых решений; причем, если целевая функция достигает экстремума в нескольких угловых точках области допустимых решений, она также достигает экстремума в любой выпуклой комбинации этих точек.
Опорное решение задачи линейного программирования, его взаимосвязь с угловыми точками
Каноническая задача линейного программирования в векторной форме имеет вид:
Положительным координатам допустимых решений ставятся в соответствие векторы условий. Эти системы векторов зависимы, так как число входящих в них векторов больше размерности векторов.
Базисным решением системы называется частное решение, в котором неосновные переменные имеют нулевые значения. Любая система уравнений имеет конечное число базисных решений, равное , где n — число неизвестных, r- ранг системы векторов условий. Базисные решения, координаты которых удовлетворяют условию неотрицательности, являются опорными.
Опорным решением задачи линейного программирования называется такое допустимое решение , для которого векторы условий, соответствующие положительным координатам линейно независимы.
Число отличных от нуля координат опорного решения не может превосходить ранга r системы векторов условий (т.е. числа линейно независимых уравнений системы ограничений).
Если число отличных от нуля координат опорного решения равно m, то такое решение называется невырожденным, в противном случае, если число отличных от нуля координат опорного решения меньше т, такое решение называется вырожденным.
Базисом опорного решения называется базис системы векторов условий задачи, в состав которой входят векторы, соответствующие отличным от нуля координатам опорного решения.
Теорема. Любое опорное решение является угловой точкой области допустимых решений.
Теорема. Любая угловая точка области допустимых решений является опорным решением.
Пример:
Графический метод решения задачи линейной оптимизации рассмотрим на примере задачи производственного планирования при n = 2.
Предприятие изготавливает изделия двух видов А и В. Для производства изделий оно располагает сырьевыми ресурсами трех видов С, D и Е в объемах 600, 480 и 240 единиц соответственно. Нормы расхода ресурсов на единицу продукции каждого вида известны и представлены в табл. 14.1
Прибыль от реализации изделия А составляет 40 млн. руб., а изделия В — 50 млн.руб. Требуется найти объемы производства изделий А и В, обеспечивающие максимальную прибыль.
Построим математическую модель задачи, для чего обозначим — объемы производства изделий А и В соответственно.
Тогда прибыль предприятия от реализации изделий А и изделий В составит:
Ограничения по ресурсам будут иметь вид:
Естественно, объемы производства должны быть неотрицательными
Решение сформулированной задами найдем, используя геометрическую интерпретацию. Определим сначала многоугольник решений, для чего систему ограничений неравенств запишем в виде уравнений и пронумеруем их:
Каждое из записанных уравнений представляет собой прямую на плоскости, причем 4-я и 5-я прямые являются координатными осями.
Чтобы построить первую прямую, найдем точки ее пересечения с осями координат: а при .
Далее нас интересует, по какую сторону от прямой будет находиться полуплоскость, соответствующая первому неравенству. Чтобы определить искомую полуплоскость, возьмем точку O(0,0) подставив ее координаты в неравенство, видим, что оно удовлетворяется. Так как точка O(0,0) лежит левее первой прямой, то и полуплоскость будет находиться левее прямой
. На рис 14 , расположение полуплоскости относительно первой прямой отмечено стрелками.
Аналогично построены 2-я и 3-я прямые и найдены полуплоскости, соответствующие 2-му и 3-му неравенству. Точки, удовлетворяющие ограничениям , находятся в первом квадранте. Множество точек, удовлетворяющих всем ограничениям одновременно, является ОДР системы ограничений. Такой областью на графике (рис. 14.1) является многоугольник ОАВС.
Любая точка многоугольника решений удовлетворяет системе ограничений задачи и, следовательно, является ее решением. Это говорит о том, что эта задача линейной оптимизации имеет множество допустимых решений, т.е. моговариантпа. Нам же необходимо найти решение, обеспечивающее максимальную прибыль.
Чтобы найти эту точку, приравняем функцию к нулю и построим соответствующую ей прямую. Вектор-градиент прямой функции
имеет координаты
Изобразим вектор на графике и построим прямую функции перпендикулярно вектору на рис. 14.1. Перемещая прямую функции параллельно самой себе в направлении вектора, видим, что последней точкой многоугольника решений, которую пересечет прямая функции, является угловая точка В. Следовательно, в точке В функция достигает максимального значения. Координаты точки В находим, решая систему уравнений, прямые которых пересекаются в данной точке.
Решив эту систему, получаем, что
Следовательно, если предприятие изготовит изделия в найденных объемах, то получит максимальную прибыль, равную:
Алгоритм решения задачи линейного программирования графическим методом таков:
- Строится область допустимых решений;
- Строится вектор нормали к линии уровня с точкой приложении в начале координат;
- Перпендикулярно вектору нормали проводится одна из линий уровня, проходящая через начало координат;
- Линия уровня перемещается до положения опорной прямой. На этой прямой и будут находиться максимум или минимум функции.
В зависимости от вида области допустимых решений и целевой функции задача может иметь единственное решение, бесконечное множество решений или не иметь ни одного оптимального решения.
На рис. 14.3 показан случай, когда прямая функции параллельна отрезку АВ, принадлежащему ОДР. Максимум функции Z достигается в точке А и в точке В, а, следовательно, и в любой точке отрезка АВ, т.к. эти точки могут быть выражены в виде линейной комбинации угловых точек А и В.
На рисунке 14.4 изображен случай, когда система ограничений образует неограниченное сверху множество. Функция Z в данном случае стремится к бесконечности, так как прямую функции можно передвигать в направлении вектора градиента как угодно далеко, а на рисунке 14.5 представлен случай несовместной системы ограничений.
Основные понятия симплексного метода решения задачи линейного программирования.
Среди универсальных методов решения задач линейного программирования наиболее распространен симплексный метод (или симплекс-метод), разработанный американским ученым Дж.Данцигом. Суть этого метода заключается в том, что вначале получают допустимый вариант, удовлетворяющий всем ограничениям, но необязательно оптимальный (так называемое начальное опорное решение); оптимальность достигается последовательным улучшением исходного варианта за определенное число этапов (итераций). Нахождение начального опорного решения и переход к следующему опорному решению проводятся на основе применения рассмотренного выше метода Жордана-Гаусса для системы линейных уравнений в канонической форме, в которой должна быть предварительно записана исходная задача линейного программирования; направление перехода от одного опорного решения к другому выбирается при этом на основе критерия оптимальности (целевой функции) исходной задачи.
Симплекс-метод основан на следующих свойствах задачи линейного программирования:
- Не существует локального экстремума, отличного от глобального. Другими словами, если экстремум есть, то он единственный.
- Множество всех планов задачи линейного программирования выпукло.
- Целевая функция ЗЛП достигает своего максимального (минимального) значения в угловой точке многогранника решений (в его вершине). Если целевая функция принимает свое оптимальное значение более чем в одной угловой точке, то она достигает того же значения в любой точке, являющейся выпуклой линейной комбинацией этих точек.
- Каждой угловой точке многогранника решений отвечает опорный план ЗЛП.
Рассмотрим две разновидности симплексного метода: симплекс-метод с естественным базисом и симплекс-метод с искусственным базисом (или М-метод).
Симплекс-метод с естественным базисом
Для применения этого метода задача линейного программирования должна быть сформулирована в канонической форме, причем матрица системы уравнений должна содержать единичную подматрицу размерностью mхm. В этом случае очевиден начальный опорный план (неотрицательное базисное решение).
Для определенности предположим, что первые m векторов матрицы системы составляют единичную матрицу. Тогда очевиден первоначальный опорный план:
Проверка на оптимальность опорного плана проходит с помощью критерия оптимальности, переход к другому опорному плану — с помощью преобразований Жордана-Гаусса и с использованием критерия оптимальности.
Полученный опорный план снова проверяется на оптимальность и т.д. Процесс заканчивается за конечное число шагов, причем на последнем шаге либо выявляется неразрешимость задачи (конечного оптимума нет), либо получаются оптимальный опорный план и соответствующее ему оптимальное значение целевой функции.
Признак оптимальности заключается в следующих двух теоремах.
Теорема 1. Если для некоторого вектора, не входящего в базис, выполняется условие:
то можно получить новый опорный план, для которого значение целевой функции будет больше исходного; при этом могут быть два случая:
- если все координаты вектора, подлежащего вводу в базис, неположительны, то задача линейного программирования не имеет решения;
- если имеется хотя бы одна положительная координата у вектора, подлежащего вводу в базис, то можно получить новый опорный план.
Теорема 2. Если для всех векторов выполняется условие то полученный план является оптимальным.
На основании признака оптимальности в базис вводится вектор Ак, давший минимальную отрицательную величину симплекс-разности:
Чтобы выполнялось условие неотрицательности значений опорного плана, выводится из базиса вектор , который дает минимальное положительное отношение:
Строка называется направляющей, столбец и элемент — направляющими (последний называют также разрешающим элементом).
Элементы вводимой строки, соответствующей направляющей строке, в новой симплекс-таблице вычисляются по формулам:
а элементы любой другой i-й строки пересчитываются по формулам:
Значения базисных переменных нового опорного плана (показатели графы «план») рассчитываются по формулам:
Если наименьшее значение Q достигается для нескольких базисных векторов, то чтобы исключить возможность зацикливания (повторения базиса), можно применить следующий способ.
Вычисляются частные, полученные от деления всех элементов строк, давших одинаковое минимальное значение Q на свои направляющие элементы. Полученные частные сопоставляются по столбцам слева направо, при этом учитываются и нулевые, и отрицательные значения. В процессе просмотра отбрасываются строки, в которых имеются большие отношения, и из базиса выводится вектор, соответствующий строке, в которой раньше обнаружится меньшее частное.
Для использования приведенной выше процедуры симплекс -метода к минимизации линейной формы следует искать максимум функции затем полученный максимум взять с противоположным знаком. Это и будет искомый минимум исходной задачи линейного программирования.
Симплексный метод с искусственным базисом (М-метод)
Симплексный метод с искусственным базисом применяется в тех случаях, когда затруднительно найти первоначальный опорный план исходной задачи линейного программирования, записанной в канонической форме.
М-метод заключается в применении правил симплекс-метода к так называемой М-задаче. Она получается из исходной добавлением к левой части системы уравнений в канонической форме исходной задачи линейного программирования таких искусственных единичных векторов с соответствующими неотрицательными искусственными переменными, чтобы вновь полученная матрица содержала систему единичных линейно-независимых векторов. В линейную форму исходной задачи добавляется в случае её максимизации слагаемое, представляющее собой произведение числа (-М) на сумму искусственных переменных, где М — достаточно большое положительное число.
В полученной задаче первоначальный опорный план очевиден. При применении к этой задаче симплекс-метода оценки А, теперь будут зависеть от числа М. Для сравнения оценок нужно помнить, что М — достаточно большое положительное число, поэтому из базиса будут выводиться в первую очередь искусственные переменные.
В процессе решения M-задачи следует вычеркивать в симплекс-таблице искусственные векторы по мере их выхода из базиса. Если все искусственные векторы вышли из базиса, то получаем исходную задачу. Если оптимальное решение М-задачи содержит искусственные векторы или М-задача неразрешима, то исходная задача также неразрешима.
Путем преобразований число вводимых переменных, составляющих искусственный базис, может быть уменьшено до одной.
Теория двойственности
Любой задаче линейного программирования можно сопоставить сопряженную или двойственную ей задачу. Причем, совместное исследование этих задач дает, как правило, значительно больше информации, чем исследование каждой из них в отдельности.
Любую задачу линейного программирования можно записать в виде:
Первоначальная задача называется исходной или прямой.
Модель двойственной задачи имеет вид:
Переменные двойственной задачи называют объективно обусловленными оценками или двойственными оценками.
Связь исходной и двойственной задач заключается, в частности, в том, что решение одной из них может быть получено непосредственно из решения другой. Каждая из задач двойственной пары фактически является самостоятельной задачей линейного программирования и может быть решена независимо от другой.
Двойственная задача по отношению к исходной составляется согласно следующим правилам:
- Целевая функция исходной задачи формулируется на максимум, а целевая функция двойственной задачи — на минимум, при этом в задаче на максимум все неравенства в функциональных ограничениях имеют вид
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Видео:Cимплексный метод решения задачи линейного программирования (ЗЛП)Скачать
Графическое решение задач линейного программирования. — презентация
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАлександра Гендрикова
Похожие презентации
Видео:Некоторые способы построения целевой функцииСкачать
Презентация на тему: » Графическое решение задач линейного программирования.» — Транскрипт:
1 Графическое решение задач линейного программирования
2 Задача линейного программирования с двумя неизвестными может быть решена графически Замечание: К такой форме может быть сведена и каноническая задача (с ограничениями в виде уравнений), когда число переменных n больше числа уравнений m на 2
3 Пусть задача линейного программирования задана в виде:
4 1. Построить область допустимых решений (ОДР) в системе координат, заданную системой ограничений Алгоритм графического решения ЗЛП
5 2. Построить градиент целевой функции F = с 1 х 1 +с 2 х 2 (вектор нормали к прямой с 1 х 1 +с 2 х 2 = F) Алгоритм графического решения ЗЛП
6 3. Построить опорную прямую, перпендикулярную вектору нормали – линию уровня целевой функции Алгоритм графического решения ЗЛП
7 4. Перемещая опорную прямую в направлении вектора нормали, определить «точку входа» и «точку выхода» (первая встретившаяся опорной прямой точка из ОДР и последняя встретившаяся опорной прямой точка из ОДР соответственно) В точке входа: F min В точке выхода: F max Алгоритм графического решения ЗЛП
8 5. Определить координаты оптимальной точки (точки входа или точки выхода) и найти значение целевой функции в ней Алгоритм графического решения ЗЛП Замечание: Оптимальная точка является угловой точкой выпуклой области допустимых решений
9 Минимальное значение целевая функция достигает в точке В: F min = F(B) Максимальное значение: F max = Частные случаи
10 Минимальное значение целевая функция достигает в точке E: F min = F(E) Максимальное значение целевая функция достигает во всех точках отрезка ВС : F min = F(B)= F(C) Частные случаи
11 Решить графически ЗЛП
12 1. Построим область допустимых решений, заданную системой неравенств (см. презентацию Геометрический смысл линейного неравенства)
13 Решить графически ЗЛП 2. Построим вектор нормали N(3;4) и перпендикулярную ему опорную прямую
14 Решить графически ЗЛП 3. Перемещаем опорную прямую в направлении вектора нормали и определяем «точку выхода» Файл 04_model_01. ggb В – точка выхода
15 Решить графически ЗЛП 4. Найдем координаты точки В, как точки пересечения прямых (1) и (3)
16 Решить графически ЗЛП 4. Найдем координаты точки В, как точки пересечения прямых (1) и (3):
17 Решить графически ЗЛП 5. Найдем значение целевой функции в точке В
18 Решить графически ЗЛП Ответ:
19 Литература 1. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Исследование операций в экономике. — М.: ЮНИТИ, с. 2. Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах. Часть 1. — М.: Высшая школа, – C
💥 Видео
Лекция 9. Целевые функцииСкачать
Урок 1.Поиск решения, оптимизация, оптимальный план производстваСкачать
Графический метод решения задачи линейного программирования (ЗЛП)Скачать
Решение задачи линейного программирования при помощи надстройки Поиск решенияСкачать
Графический метод решения задачи линейного программирования.Скачать
Лекция 1. Комментарии к дистанционной лекции по линейному программированию.Скачать
СИМПЛЕКС МЕТОД: ЗАДАЧА ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯСкачать
Самый короткий тест на интеллект Задача Массачусетского профессораСкачать
9 класс, 4 урок, Простейшие задачи в координатахСкачать
Математика без Ху!ни. Частные производные функции нескольких переменных. Градиент.Скачать
Собственные векторы и собственные числа линейного оператораСкачать
Графический метод решения задач линейного программирования | Высшая математика TutorOnlineСкачать
Прямая и двойственная задачи линейного программирования (ЗЛП)Скачать
Графический метод решения задач оптимизацииСкачать
Целевая функция в управлении Народными советамиСкачать
10 класс, 43 урок, Уравнение касательной к графику функцииСкачать