Вектор интегрированный урок физики и математики

Интегрированный урок математики и физики в 9 классе по теме «Вектор и его применение»
план-конспект урока по геометрии (9 класс) на тему

Вектор интегрированный урок физики и математики

Интегрированный урок математики и физики в 9 классе по теме «Вектор и его применение»

Содержание
  1. Скачать:
  2. Предварительный просмотр:
  3. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ. ВЕКТОРЫ.
  4. «Снятие эмоционального напряжения у детей и подростков с помощью арт-практик и психологических упражнений»
  5. Описание презентации по отдельным слайдам:
  6. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  7. Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
  8. Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
  9. Дистанционные курсы для педагогов
  10. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  11. Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся
  12. Другие материалы
  13. Вам будут интересны эти курсы:
  14. Оставьте свой комментарий
  15. Автор материала
  16. Дистанционные курсы для педагогов
  17. Подарочные сертификаты
  18. Урок по физике и математике «Векторы»
  19. 📸 Видео

Видео:Вектор. Сложение и вычитание. 9 класс | МатематикаСкачать

Вектор. Сложение и вычитание. 9 класс | Математика

Скачать:

ВложениеРазмер
integrirovannyy_urok_matematiki_i_fiziki_v_9_klasse_po_teme.docx237.08 КБ

Вектор интегрированный урок физики и математики

Подготовка к ЕГЭ за 4 месяца

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

попробовать бесплатно, онлайн, 40 минут

Видео:Урок 8. Векторные величины. Действия над векторами.Скачать

Урок 8. Векторные величины. Действия над векторами.

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок математики и физики в 9 классе по теме «Вектор и его применение»

  • Научить учащихся использовать понятие вектора при решении физических и математических задач.
  • Развивать интерес учащихся к изучению математики и физики.
  • Активизировать познавательную активность учащихся.
  • Продолжить формирование и закрепление навыков выполнения действий над векторами.
  • Показать связь между физикой и математикой.
  • Способствовать развитию внимания и интереса у учащихся к математике и физике.
  • Воспитывать чувство взаимопомощи и объективной оценке знаний.
  • Воспитывать устойчивый интерес к изучению физики и математики через реализацию межпредметных связей,
  • Развивать логическое мышление, память, самостоятельность,
  • Продолжать показ тесной связи точных наук,

На данном уроке учащиеся смогут увидеть применение вектора к решению задач по физике. На уроке также осуществлена межпредметная связь с литературой.

«…нет ни одной области в математике,

которая когда-либо не окажется применимой

к явлениям действительного мира…»

  • Научить учащихся использовать понятие вектора при решении физических и математических задач.
  • Развивать интерес учащихся к изучению математики и физики.
  • Активизировать познавательную активность учащихся.
  • Продолжить формирование и закрепление навыков выполнения действий над векторами.
  • Показать связь между физикой и математикой.
  • Способствовать развитию внимания и интереса у учащихся к математике и физике.
  • Организовать деятельность учащихся по изучению терминологии.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

  • Мультимедийный проектор, компьютер, презентатор
  • Чертежные инструменты
  • Карточки-задания, канцелярские. принадлежности, в т.ч. фломастеры
  • Песочные часы
  • Выставка литературы (сказки, басни)
  • Геометрия. 7-9 класс. Атанасян В.Ф.
  • Физика. 9 класс. Громов С.В., Родина Н.А.

1.Целеполагание и мотивация. Приветствие.

На уроках математики, решая задачи, мы с вами составляем математические модели реальных ситуаций. Но в жизни достаточно ситуаций, зависящих от природных явлений, т.е. физических величин.

— Давайте поставим цели урока.

— Значит мы должны научиться решать задачи на основе реальных ситуаций, чтобы отвечать на множество возникающих вопросов в жизни.

Вступительное слово учителя:

Учитель математики Вступительное слово учителей математики:

Мы изучаем векторы. А где это применяется?

Векторная история — это пограничная история, между математикой и физикой. Геометрический подход к физическим задачам наследуется еще от древних греков. Смещение от числовых, или скалярных, координат из аналитической геометрии к житейскому понятию направление, смешанному с иллюстративно-художественным подходом, постепенно трансформировало образы мышления физиков.

Задачи подобного содержания предлагались многим предыдущим поколениям. Одна из них, сформулированная в задачнике Ивана Всеволодовича Мещерского (одного из крупнейших русских — советских ученых, профессора механики, основоположника механики тел переменной массы) будет предложена и вам ровно в той же формулировке. Задачник был написан в 1914 году (первая мировая война).

Задача из задачника И.В. Мещерского.

Корабль идет курсом ЮВ со скоростью a узлов, при этом флюгер на мачте показывает ветер В. Корабль уменьшает ход до a/2 узлов, флюгер показывает ветер СВ. Определить:

1) направление и

2) скорость ветра.

-Сегодня на примере решения физических задач с векторными величинами мы постараемся убедиться в истинности данного высказывания.

Учитель физики : Следующую часть урока ведёт учитель физики.

В физике дается определение радиус-вектора.

Радиус-вектор – это направленный отрезок, проведенный из начала координат в данную точку пространства.

Если противоречие между двумя определениями, сформулированными в математике и физике? (В любом случае, сделать акцент на идею направления в обоих определениях)

Далее говорится о векторных величинах.

Многие физические величины характеризуются подобно радиус-вектору не только числовым значением, но и направлением. Например: скорость, перемещение, импульс, напряженность электрического поля, сила и др..Эти физические величины называют векторными. Длину такого вектора называют модулем вектора.

Законы сложения и вычитания векторов мы будем использовать с вами на уроках физики неоднократно, изучая разные темы. Сейчас мы изучаем тему «Относительность механического движения, законы сложения скоростей и перемещений».

Рассмотрим сегодня на уроке задачи практического содержания по этой теме .

Парашютист опускается вертикально вниз со скоростью 4 м/с в безветренную погоду. С какой скоростью он будет двигаться при горизонтальном ветре, скорость которого относительно Земли 3 м/с. На какое расстояние отнесет его от места падения, если он спускается с высоты 2км?

Работа над задачей.

  1. Запишем закон сложения скоростей в векторном виде.
  2. Сделаем чертеж, произведя сложение векторов скоростей.
  3. Искомый вектор является гипотенузой прямоугольного треугольника. По теореме Пифагора вычислим её, найдя тем самым модуль скорости.
  4. Зная, что при прямолинейном равномерном движении модуль перемещения пропорционален скорости, составим пропорцию и найдем модуль искомого перемещения.

Штурман пытается провести судно в тумане через узкий проход между рифами. Представьте себе, что проход между рифами идет в северном направлении, Скорость океанского течения равна 5м/с, направлено оно на восток, а скорость, сообщаемая винтом судну 9 м/с. Выполните построение и покажите в каком направлении штурман должен вести судно по компасу.

Идет аналогичная работа над задачей.

Скорость лодки относительно течения 10 м/с, скорость течения 5 м/с. Под каким углом к береговой линии должен лодочник вести лодку, чтобы попасть на противоположный берег строго против того места, от которого он отплыл? Сделайте чертеж.

Мишень находится от лучника на расстоянии 50м. Мишень имеет форму концентрических окружностей. Диаметр центрального круга 10 см, толщина каждого кольца тоже 10 см. Стрела во время полете имеет скорость 50 м/с. Дует боковой ветер со скоростью 0,8 м/с. Попадет ли стрела в цель.? В какой круг должен целится стрелок, чтобы попасть в десятку? Сделайте чертеж и решите задачу.

Напомню, возникнув, понятие «вектор» сразу нашло применение в физике. И неслучайно, вектор в школьной программе изучается в математике и физике. Важность этого понятия никто уже не оспаривает. Я предлагаю нам с вами провести сравнительный анализ понятия «вектор » и действий над векторами при изучении вектора в математике и в физике.

Учитель математики. (презентация ) показывают подходы в изучении понятия «вектор» в математике и физике. Учащиеся самостоятельно делают вывод в тетради в таблицу

Особенности применения понятия «вектор» в математике и физике.

силы приложены к одной точке

вектор можно отложить от любой точки плоскости

при сложении векторов правило треугольника и правило параллелограмма,

длину вектора называют длиной

длину вектора называют модулем

Вывод:(учитель подводит итог)

-особенности: в математике вектор можно отложить от любой точки плоскости, в физике силы приложены к одной точке; в математике используют при сложении векторов правило треугольника и правило параллелограмма, в физике чаще пользуются правилом параллелограмма; в математике длину вектора называют модулем, в физике –длиной.

Ученики делают вывод: в каждом учебном предмете вектор рассматривается так, как это удобно для изучаемого вопроса, но суть – одна.

  1. Создание проблемной ситуации

История о том, как «лебедь, рак и щука вести с поклажей воз взялись» известна всем. Напомним её

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись

И вместе, трое, все в него впряглись;

Из кожи лезут вон,

А возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад,

А Щука тянет в воду!

Кто виноват из них, кто прав –

Да только воз и ныне там!”

Вектор интегрированный урок физики и математики

Басня утверждает, что «воз и ныне там» …

На протяжении урока мы выясним эту проблему и еще раз вернемся к этой басне

Для более успешной работы весь класс разбит на три группы, в каждой групп три задачи по геометрии и три по физике.

Учитель математики : Для того, чтобы вам понадобилось как можно меньше времени на решение этого теста, внутри группы распределите предложенные вам задачи. Потом после того, как вы решите все задачи, обсудите их в группе. Проверка осуществляется другой группой.

Учитель математики : Каждой группе предлагается очень кратко и быстро рассказать изученные на уроках геометрии правила сложения и вычитания векторов (Блинова Е., Бут Е., Никулина Н.)

Тренинг по профилактике нарушений зрения по методике Базарного.

— Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.

— Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз)

— Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).

4. Практическое применение понятия вектора и действий с векторами в физике.

1. Сила — векторная величина.

  • Постановка проблемы, проведение фронтальных опытов.
  • Практическая работа по группам. Тема: “ Геометрическое сложение сил”

Из слов, написанных на экране мир, тема, дно , составьте название прибора, необходимого для проведения работы (динамометр).

1 группа. Задание: экспериментальная установка правила сложения сил.

Свяжем нитями пружины трех динамометров. При растянутых пружинах динамометров точка О оказывается неподвижной. Тогда |F 3 | = …

Проведите измерения. Заполните пропуски. Исправь ошибку в буквенной записи.

На рисунке изображено положение динамометров, при котором точка О остается неподвижной. Определите для этого случая соотношения между силами |F 1 |, |F 2 |, |F 3 | :

Проведите измерения. Заполните пропуски. Исправь ошибку в буквенной записи.

Вектор интегрированный урок физики и математики

Проведите измерения. Заполните пропуски. Исправь ошибку в буквенной записи.

После выполнения работы консультанты групп оформляют свой ответ на доске.

Делаем вывод: Сила является векторной величиной. Силы, действующие на тело под углом друг к другу, складываются геометрически.

5. Обобщение изученного на уроках физики и геометрии в ходе игры “Брейн – ринг”.

В ходе жеребьевки, учащиеся разбиваются на две команды, между которыми проводится игра. Та команда, которая раньше готова ответить на вопрос, дает сигнал

  1. В каких случаях тела считают материальными точками: на станке изготовляют спортивный диск, тот же диск после броска пролетел расстояние 55 м?
  2. Какую величину измеряет спидометр автомашины: векторную или скалярную?
  3. ABCD – параллелограмм. Докажите, что вектор AB равен вектору DC.
  4. Что такое ускорение и для чего его нужно знать?
  5. Как связан вектор перемещения с его координатами?
  6. Два вектора равны друг другу по модулю, но направления различны. Можно ли сказать, что векторы равны?
  7. Буксир толкает по реке баржу. Относительно каких тел отсчета баржа движется? Относительно какого тела покоится?
  8. Может ли тело двигаться с большой скоростью, но малым ускорением?
  9. Какие векторы называются сонаправленными и противоположно направленными?
  10. В чем заключается основная задача механики?
  11. В чем состоит относительность движения?
  12. Какие векторы называют равными?

6. Подведение итогов урока.

Вернемся к целям нашего урока. Достигли мы их или нет?

Значит справедливы слова эпиграфа:

Практика рождается из тесного соединения физики и математики.

Возможно решать физические задачи математическими методами ?

Сегодня вы решали и простые задачи, знакомыми методами, и сложные задачи, в которых при решении приходилось использовать давно известные формулы и теоремы в новых условиях. Научились решать задачи на основе реальных ситуаций?

Итак, этот урок является своеобразным “мостиком” между уроками математики и физики. Что же вы взяли для себя с этого урока? Чему научились и какие трудности испытывали при решении задач?

Предлагаю вам продолжить высказывание:

(ответы на карточку, карточку каждый на доску)

Заключительная часть урока.

Подводится итог. Выставляются оценки за урок. Идет обобщение материала.

V. Домашнее задание (по выбору, с учетом индивидуальных способностей учащихся) Составить:

— задачу для решения на уроках математики и физики;

— составить тест для проверки знаний, умений навыков в компьютерном

варианте на электронных носителях (по выбору).

Систематическое использование интегрированных уроков способствует более глубокому усвоению материала, расширению границ изученного материала, развитию творческих способностей учащихся, которые развиваются в рамках двух дисциплин, умению логично, научно и доступно излагать свои мысли, математически грамотно говорить.

  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Поздняк Л.В., Юдина И.И. Геометрия 7-9 кл. Просвещение,2006
  2. Зив Б. Г., Мейлер В. М. Геометрия. Дидактические материалы для 8 класса . Просвещение,2006
  3. Задачник Степановой Г.Н.для 7-9 классов
  4. А.В. Пёрушкин, Е.М. Путник Физика -9 .Просвещение,2006

Видео:Физика | Ликбез по векторамСкачать

Физика | Ликбез по векторам

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ. ВЕКТОРЫ.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Видео:Урок 11. Решение задач на действия с векторамиСкачать

Урок 11. Решение задач на действия с векторами

«Снятие эмоционального напряжения
у детей и подростков с помощью арт-практик
и психологических упражнений»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Вектор интегрированный урок физики и математики

Вектор интегрированный урок физики и математики

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вектор интегрированный урок физики и математики

Применение векторов в решении задач

Вектор интегрированный урок физики и математики

Цели урока: 2.Рассмотреть применение векторов в задачах разного вида. 1.Повторить понятие “вектор”, действия над векторами;

Вектор интегрированный урок физики и математики

Понятие вектора в физике в математике Изучаем векторные величины ( F, v , S ) Изучаем векторы ( a ,b , c ) Чаще есть точка приложения ( на теле )Вектор можно отложить от любой точки плоскости Правила сложения векторов Чаще применяем правило параллелограммаПравило треугольника и правило параллелограмма Длину вектора называем длинойДлину вектора называем модулем

Вектор интегрированный урок физики и математики

Главное отличие – точка приложения! Понятия вектора в физике отличается от понятия вектора в математике – точкой приложения.

Вектор интегрированный урок физики и математики

Разминка Задачи на движение : векторные величины направлены вдоль одной прямой

Вектор интегрированный урок физики и математики

Определите скорость катера относительно берега. vтеч vсоб =5м/c vтеч =1м/с vпо теч. =6м/с 1

Вектор интегрированный урок физики и математики

vтеч vсоб =5м/c vтеч =1м/с vпр. теч. =4м/с Определите скорость катера относительно берега. 2

Вектор интегрированный урок физики и математики

Самостоятельная работа Задачи на движение : векторные величины лежат в одной плоскости 3 4 5 6 далее

Вектор интегрированный урок физики и математики

Вектор интегрированный урок физики и математики

Вектор интегрированный урок физики и математики

Вектор интегрированный урок физики и математики

Вектор интегрированный урок физики и математики

Вектор интегрированный урок физики и математики

Работа в парах 7 8 9 10 далее

Вектор интегрированный урок физики и математики

На самолет действует в вертикальном направлении сила тяжести 550 Н и подъемная сила 555 Н, а в горизонтальном направлении – сила тяги 162 Н и сила сопротивления воздуха 150 Н. Найти модуль и направление равнодействующей. 550 Н 555 Н 150 Н 162 Н 13 Н 5 Н 7

Вектор интегрированный урок физики и математики

Катер, переправляясь через реку, движется перпендикулярно течению реки со скоростью 4 м/с в системе отсчета, связанной с водой. На сколько метров будет снесен катер течением, если ширина реки 800 м, а скорость течения 1 м/с? 1 м/с ? 200 м 8

Вектор интегрированный урок физики и математики

Груз опускается на парашюте с высоты 120 м с постоянной вертикальной скоростью 4 м/с. Ветер, дующий горизонтально, относит его в сторону со скоростью 3 м/с. Какой путь пролетает груз? 150 м 9 4 м/c 3 м/c 5 м/c В С D E А

Вектор интегрированный урок физики и математики

Вектор интегрированный урок физики и математики

Применение векторов в литературных произведениях

Вектор интегрированный урок физики и математики

Вектор в сказке!

Вектор интегрированный урок физики и математики

Почему дед не смог вытянуть репку, а мышь смогла? Разве она самая сильная? 10

Вектор интегрированный урок физики и математики

Вектор интегрированный урок физики и математики

Вектор интегрированный урок физики и математики

Вектор интегрированный урок физики и математики

Большое спасибо за урок!

Вектор интегрированный урок физики и математики

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 943 человека из 80 регионов

Вектор интегрированный урок физики и математики

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 508 человек из 77 регионов

Вектор интегрированный урок физики и математики

Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность

  • Сейчас обучается 493 человека из 71 региона

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Видео:Математика это не ИсламСкачать

Математика это не Ислам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 499 866 материалов в базе

Видео:ВЫЧИТАНИЕ ВЕКТОРОВ ЧАСТЬ I #егэ #огэ #математика #геометрия #профильныйегэСкачать

ВЫЧИТАНИЕ ВЕКТОРОВ ЧАСТЬ I #егэ #огэ #математика #геометрия #профильныйегэ

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Вектор интегрированный урок физики и математики

Другие материалы

Вектор интегрированный урок физики и математики

  • 26.11.2019
  • 317
  • 26.11.2019
  • 76
  • 26.11.2019
  • 385

Вектор интегрированный урок физики и математики

  • 26.11.2019
  • 153
  • 26.11.2019
  • 317

Вектор интегрированный урок физики и математики

  • 26.11.2019
  • 582

Вектор интегрированный урок физики и математики

  • 26.11.2019
  • 4052

Вектор интегрированный урок физики и математики

  • 26.11.2019
  • 117

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 26.11.2019 684 —> —> —> —>
  • PPTX 4 мбайт —> —>
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пышьева Александра Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

Вектор интегрированный урок физики и математики

  • На сайте: 2 года и 1 месяц
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 1239
  • Всего материалов: 3

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Видео:Урок 3. Произведение векторов и загадочный угол между векторами. Высшая математика | TutorOnlineСкачать

Урок 3. Произведение векторов и загадочный угол между векторами. Высшая математика | TutorOnline

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Вектор интегрированный урок физики и математики

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Вектор интегрированный урок физики и математики

WWF выпустил настольную игру об изменении климата

Время чтения: 3 минуты

Вектор интегрированный урок физики и математики

Каждый второй российский студент недоволен своим вузом

Время чтения: 1 минута

Вектор интегрированный урок физики и математики

В Роспотребнадзоре заявили о широком распространении COVID-19 среди детей

Время чтения: 1 минута

Вектор интегрированный урок физики и математики

В Госдуме предложили доплачивать учителям за работу в классах, где выявлен ковид

Время чтения: 1 минута

Вектор интегрированный урок физики и математики

Число иностранных студентов в РФ увеличилось за три года

Время чтения: 1 минута

Вектор интегрированный урок физики и математики

В школьном курсе мировой истории планируют уделить больше внимания Азии и Африке

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Видео:Зачем нужен ВЕКТОР. Объяснение смыслаСкачать

Зачем нужен ВЕКТОР. Объяснение смысла

Урок по физике и математике «Векторы»

fiz.na5bal.ru > Математика > Урок
Интегрированный урок по физике и математике «Векторы».

Повторение и закрепление основных понятий в математике и физике,

связанных с векторами.

Повторить и закрепить основные понятия, связанные с векторами, закрепить умение решать задачи, применяя теоретический материал геометрии и физики. Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания.

Цель урока:

  • Обобщение знаний теоретического материала по теме «Векторы»;
  • Использование метапредметных способностей обучающихся для освоения новых знаний и применение УУД;
  • Использование математических знаний для изучения многообразных явлений и процессов физики;
  • Создание ситуации применения знаний, полученных на уроках математики и физики, на практике;
  • Активизация познавательной деятельности.

Задачи урока:

  • Сформировать у обучающихся осознанное понятие вектора;
  • Сформировать у обучающихся устойчивый навык решения геометрических и физических задач;
  • Развивать у учащихся умение пользоваться опорными знаниями в нестандартной ситуации;
  • Развивать навыки самостоятельной работы.

Ученик должен знать:

  • определение вектора и связанных с ним понятий,
  • находить сумму, разность и скалярное произведение двух векторов,
  • вычислять значение угла между векторами.

Ученик должен уметь:

  • применять теоретические знания при решении геометрических и физических задач.

Тип урока:
Комбинированный урок повторения изученного материала.
Технология:

КЭС: векторы, сумма, разность, умножение вектора на число, координаты вектора,скалярное произведение двух векторов, вычисление значений угла между векторами, радиус-вектор, практическая значимость понятия «вектор».

Структура урока:

  • Организационный момент.
  • Повторение.
  • Обобщение и систематизация.
  • Практические задания на слайдах и тест.
  • Самостоятельная работа (выполнение теста).
  • Рефлексия.
  • Домашнее задание.

Сценарий урока:

1. Подготовка к восприятию материала:

Вступительное слово учителя математики:

«…нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…» Н.И.Лобачевский

-Мы изучаем векторы. А где это применяется?

Векторная история это пограничная история, между математикой и физикой. Геометрический подход к физическим задачам наследуется еще от древних греков. Смещение от числовых, или скалярных, координат из аналитической геометрии к житейскому понятию «направление», смешанному с иллюстративно-художественным подходом, постепенно трансформировало образы мышления физиков.

Прежде, чем говорить об использовании векторов при решении физических задач, вспомним действия, которые можно выполнять с векторами.

(Задавая вопросы, учитель может использовать игровой компонент: бросая мячик, формулировать вопрос, принимая его, получать ответ).

— Какие способы сложения векторов вам известны? (Правило треугольника и правило параллелограмма)

— В чем принципиальное отличие этих правил? ( При сложении по правилу треугольника начало второго вектора совмещается с концом первого (слайд 2), а при сложении по правилу параллелограмма начала обоих векторов совпадают (слайд 3).)

— Что будет вектором суммы при сложении векторов по правилу треугольника? (Вектор, берущий начало в начале первого и заканчивающийся в конце второго вектора.)

Что будет вектором суммы при сложении векторов по правилу параллелограмма? (Вектор, являющийся диагональю параллелограмма, построенного на исходных векторах, исходящий из общего начала слагаемых векторов.)

— Что будет вектором разности двух векторов? (Вектор, соединяющий концы векторов и идущий в направлении уменьшаемого (слайд 4)).

— А если нужно выполнить действие с векторами, которые не выходят из одной точки? (Один из векторов параллельным переносом перенести так, чтобы начала их совпали.)

— Что происходит при умножении вектора на положительное число? (Длина вектора изменяется во столько раз, на какое число выполняется умножение, а направление не изменяется).

— А если выполняем умножение на отрицательное число? (Направление меняется на противоположное (слайд 5)).

— Как называются получившиеся векторы? (Коллинеарные (сонаправленные и противоположно направленные)).

Построить вектор Вектор интегрированный урок физики и математики, равный сумме трех заданных векторов (слайд 6).

Вектор интегрированный урок физики и математики

Решение (слайд 7):

Вектор интегрированный урок физики и математики

Построить вектор Вектор интегрированный урок физики и математики. (слайд 8).

Вектор интегрированный урок физики и математики

Решение (слайд 9).

Вектор интегрированный урок физики и математики

Задача 3 (слайд 10).

Вектор интегрированный урок физики и математики

Решение (слайд 11).

Вектор интегрированный урок физики и математики

Задача 4 (слайд 12).

Вектор интегрированный урок физики и математики

Решение (слайд 13).

Вектор интегрированный урок физики и математики

— Как найти координаты вектора, зная координаты его начала и его конца (слайд 14)? (Чтобы найти координаты вектора, нужно из координат конца вычесть соответствующие координаты начала вектора (слайд 15)).

— Как найти длину вектора, зная координаты его начала и его конца (слайд 16)? ( Длина вектора равна корню из суммы квадратов разностей соответствующих координат начала и конца вектора) .

Задача 5(слайд 17).

Вектор интегрированный урок физики и математики

Решение (слайд 18).

Вектор интегрированный урок физики и математики

— Как найти координаты суммы двух векторов? (Найти сумму соответствующих координат (слайд 19)).

— Как найти координаты разности двух векторов? (Найти разность соответствующих координат (слайд 20)).

— Что называют «скаляром»? (Скаляр – это физический термин, обозначающий число).

-Почему умножение векторов называется скалярным? (Потому что в результате умножения двух векторов получается число).

— А что получается при умножении вектора на число (скаляр)? (Вектор).

— Как найти в этой ситуации координаты нового вектора? (Координаты исходного вектора умножить на скаляр (слайд 21)).

— Модуль вектора – это скаляр или вектор? (Скаляр, так как модуль – это длина вектора).

— Чему равен модуль вектора? (Корню из квадрата этого вектора (слайд 22)).

— Как найти модуль вектора, если нам известны его координаты? (Извлечь корень из суммы квадратов координат этого вектора (слайд 23)).

— Как найти скалярное произведение векторов, зная их координаты? (Сложить произведения соответствующих координат этих векторов (слайд 24)).

— Как найти скалярное произведение векторов другим способом? (Умножить произведение длин этих векторов на косинус угла между ними (слайд 25)).

В физике дается определение радиус-вектора.

Радиус-вектор – это направленный отрезок, проведенный из начала координат в данную точку пространства.

Если противоречие между двумя определениями, сформулированными в математике и физике? (В любом случае, сделать акцент на идею направления в обоих определениях)

Многие физические величины характеризуются подобно радиус-вектору не только числовым значением, но и направлением. Например: скорость, перемещение, импульс, напряженность электрического поля, сила и др. Эти физические величины называют векторными. Длину такого вектора называют модулем вектора.

Законы сложения и вычитания векторов мы будем использовать с вами на уроках физики неоднократно, изучая разные темы. Сейчас мы рассматриваем задачи по теме «Относительность механического движения, законы сложения скоростей и перемещений». Данные задачи обязательно встретятся вам на ГИА в этом году и при сдаче ЕГЭ по физике в 11 классе.

Рассмотрим сегодня на уроке задачи практического содержания по этой теме.
Задача 1.

Парашютист опускается вертикально вниз со скоростью 4 м/с в безветренную погоду. С какой скоростью он будет двигаться при горизонтальном ветре, скорость которого относительно Земли 3 м/с. На какое расстояние отнесет его от места падения, если он спускается с высоты 2км?

Работа над задачей.

  1. Запишем закон сложения скоростей в векторном виде.
  2. Сделаем чертеж, произведя сложение векторов скоростей.
  3. Искомый вектор является гипотенузой прямоугольного треугольника. По теореме Пифагора вычислим её, найдя тем самым модуль скорости.
  4. Зная, что при прямолинейном равномерном движении модуль перемещения пропорционален скорости, составим пропорцию и найдем модуль искомого перемещения. (Слайды 26 – 29).

Вектор интегрированный урок физики и математики

Штурман пытается провести судно в тумане через узкий проход между рифами. Представьте себе, что проход между рифами идет в северном направлении, Скорость океанского течения равна 5м/с, направлено оно на восток, а скорость, сообщаемая винтом судну 9 м/с. Выполните построение и покажите в каком направлении штурман должен вести судно по компасу.

Идет аналогичная работа над задачей.

Вектор интегрированный урок физики и математики

Скорость лодки 4 м/с, скорость течения 2 м/с. Под каким углом к береговой линии должен лодочник вести лодку, чтобы попасть на противоположный берег строго против того места, от которого он отплыл? Сделайте чертеж.

Вектор интегрированный урок физики и математики

В конце урока предлагается тест по материалам урока. Вопросы теста по карточкам, которые выдают каждому обучающемуся.

Тест на тему «Векторы» ученика 9 класса гимназии №1799 «Экополис» _______________________________________________.

  1. Начертите два неколлинеарных вектора. Найдите сумму векторов двумя способами.

  1. M,H,P,O,S-произвольные точки. Найдите сумму Вектор интегрированный урок физики и математики+Вектор интегрированный урок физики и математики+Вектор интегрированный урок физики и математики+Вектор интегрированный урок физики и математики+Вектор интегрированный урок физики и математики.

3. Лодка должна попасть на противоположный берег реки кратчайшим путем в системе отсчета, связанной с берегом. Скорость течения рекиВектор интегрированный урок физики и математики, а скорость лодки относительно воды Вектор интегрированный урок физики и математики. Модуль скорости лодки относительно берега должен быть равен

1) Вектор интегрированный урок физики и математики2) Вектор интегрированный урок физики и математики3) Вектор интегрированный урок физики и математики4)Вектор интегрированный урок физики и математики

4. Два автомобиля движутся по прямой дороге: один — со скоростью (–10 м/с), другой – со скоростью (–25 м/с). Скорость второго автомобиля относительно первого равна

1) –35 м/с 2) –15 м/с 3) –20 м/с 4) 35 м/с

5. Пилот поднялся на воздушном шаре на высоту 800м, за это время шар был отнесен ветром в горизонтальном направлении на 600м. Найдите перемещение шара относительно земли?

1) 1400м 2)200м 3)1000м 4) 800м

Заключительная часть урока.

Подводится итог. Выставляются оценки за урок. Идет обобщение материала.

1. Лодка с туристами потерпела крушение в 40 м от берега, налетев на пороги. Туристы поплыли к берегу со скоростью 2 м/с, относительно воды перпендикулярно линии берега, но быстрое течение со скоростью 10 м/с сносило их в сторону. С какой реальной скоростью относительно берега двигались туристы? На какое расстояние их снесло, когда они выплыли на берег? Сделайте чертежи.

2. Вертолет летел на юг со скоростью 20 м/с. С какой скоростью и под каким углом к меридиану будет лететь вертолет, если подует восточный ветер со скоростью 10 м/с?

3. Задачник Степановой Г.Н. №№ 61, 60,59.

Интегрированные уроки имеют огромное значение для создания предметных, метапредметных и личностных компетенции обучающихся, являются мощным мотивом к интеллектуальному труду, способствуют более глубокому усвоению материала, расширению границ изученного материала, развитию творческих способностей учащихся, которые развиваются в рамках двух дисциплин, умению логично, научно и доступно излагать свои мысли, математически грамотно говорить.

📸 Видео

Электромагнитная индукция. Закон Фарадея. Разбираем теорию по-честному. ОГЭ по физике 2024Скачать

Электромагнитная индукция. Закон Фарадея. Разбираем теорию по-честному. ОГЭ по физике 2024

Векторы в физике. Что нужно знать? | 50 уроков физики (2/50)Скачать

Векторы в физике. Что нужно знать? | 50 уроков физики (2/50)

Интегрированный урок математики и физики на тему Координатная плоскостьСкачать

Интегрированный урок математики и физики на тему Координатная плоскость

8 класс, 40 урок, Понятие вектораСкачать

8 класс, 40 урок, Понятие вектора

Вектор в Физике. Как Рисовать Вектор? Модуль Вектора || Урок Физики 8 класс // Подготовка к ЕГЭСкачать

Вектор в Физике. Как Рисовать Вектор? Модуль Вектора || Урок Физики 8 класс // Подготовка к ЕГЭ

Аналитическая геометрия, 1 урок, Векторы в пространствеСкачать

Аналитическая геометрия, 1 урок, Векторы в пространстве

Интегрированный урок (физика + математика)Скачать

Интегрированный урок (физика + математика)

Интегрированный урок (Физика -математика)Скачать

Интегрированный урок (Физика -математика)

5Б интегрированный урок математика и физическая культураСкачать

5Б интегрированный урок математика и физическая культура

Интегрированный урок Математика и Физика Анапияев Н и Ботабеков НСкачать

Интегрированный урок Математика и Физика Анапияев Н  и Ботабеков Н
Поделиться или сохранить к себе: