В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2

Задачник «Векторный метод решения задач»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2

Задачник «Векторный метод решения задач»

Составила: Казакова Ольга Сергеевна,

учитель математики МОУ «СОШ № 75» г. Саратова.

Данный задачник предназначен для изучения тем: «Векторы», «Действия с векторами», «Векторный метод решения задач». Инструктивное изложение материала, при постоянной практической пробе, даёт возможность изучить темы самостоятельно.

1.Заполните таблицу. Основные понятия.

Решение и изображение

1)На плоскости отметьте точки A и B , постройте отрезок AB ;

2)На отрезке AB пусть точка A будет началом, а точка B – концом. Укажите стрелкой в конце отрезка направление из начала в конец. Вы получили отрезок, для которого указано, какая из его граничных точек считается началом, а какая – концом, то есть получили направленный отрезок или вектор .

3)Построен вектор В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, его можно обозначить и однострочной латинской буквой, например, В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, которая записывается над изображением вектора.

Сколько векторов можно провести, выбирая начало и конец среди данных на плоскости:

2)трёх точек, не лежащих на одной прямой;

3)четырёх точек, не лежащих на одной прямой?

Отметьте на плоскости любую точку и обозначьте её, например, заглавной буквой M . Вы построили нулевой вектор, его начало и конец совпадают.

Обозначение нулевого вектора: В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2или символом В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

1)Постройте отрезок AB , длина которого 4 см;

2)Постройте вектор В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

Длиной или модулем ненулевого вектора В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2называется длина отрезка AB .

Обозначение: В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2= AB = 4.

Чему равна длина нулевого вектора?

3)Постройте вектор В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, длиной 7 см.

Видео:Вектор. Сложение и вычитание. 9 класс | МатематикаСкачать

Вектор. Сложение и вычитание. 9 класс | Математика

1)Постройте параллельные прямые p и m .

2)На прямой p постройте:

а)вектор В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, произвольной длины и направления;

б)вектор В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, произвольной длины и направления;

3)На прямой m постройте: вектор В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, произвольной длины и направления.

Ненулевые векторы называются коллинеарными , если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых.

Нулевой вектор считается коллинеарным любому вектору.

4)Выпишите попарно коллинеарные векторы.

5)Постройте и обозначьте два произвольных вектора, которые являются не коллинеарными вектору В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2. Будут ли они являться коллинеарными векторам В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2?

Постройте два коллинеарных вектора.

Полученные векторы направлены одинаково или противоположно?

Если одинаково, то вы построили сонаправленные векторы. Обозначение:

В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2 В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

Если противоположно, то вы построили противоположно направленные векторы. Обозначение: В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2 В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

Начертите параллелограмм ABCD . Проведите векторы, начало и конец которых совпадают с какими-то двумя вершинами параллелограмма. Сколько существует пар векторов, которые являются:

1)коллинеарными друг другу;

Постройте векторы В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, так, чтобы:

1) В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2 В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2;

2) В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

Вы построили равные векторы.

Векторы называются равными , если они сонаправлены и их длины равны.

2.Заполните таблицу. Операции над векторами.

Решение и изображение

На плоскости произвольно выберите точку A , приняв её за начало, проведите вектор В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, произвольной длины и направления. Таким образом, вы отложили вектор В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2от точки A .

Можно отложить от другой точки плоскости, вектор, равный данному вектору В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2?

Допустим, что вектор В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2ненулевой, а точки A и B – его начало и конец.

1)Через произвольно взятую точку M плоскости проведите прямую p , параллельную AB (если M – точка прямой AB , то в качестве прямой p возьмём саму прямую AB ).

2)На прямой p отложите два противоположно направленных вектора В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, длины которых равны отрезку AB .

Среди построенных векторов выберите тот, что сонаправлен с вектором В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, он и будет являться искомым вектором, равным вектору В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2. К тому же такой вектор только один, что следует из построения.

А если вектор В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2– нулевой? Ответьте самостоятельно.

Итак, от любой точки M можно отложить вектор, равный данному вектору В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, и при том только один.

1)Векторы В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

2)Произвольная точка A .

3)От точки A отложите вектор В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, равный вектору В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

4)От точки B отложите вектор В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, равный вектору В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

5)Вектор В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

Вы, таким образом, выполнили построение сложения векторов В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2по правилу треугольника . Вектор В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2называется суммой векторов В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

Докажем, что если В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, то В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

Рассмотрим случай, когда точки A , B , В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, точки B , C , В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2и точки A , C , В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2не лежат на одной прямой (остальные случаи рассмотрите самостоятельно).

а) В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2;

б) В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2;

в)Соединим точки A и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, B и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, C и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2;

2) В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2– параллелограмм  В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2;

3) В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2– параллелограмм  В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2;

4)Из 2) и 3)  В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2– параллелограмм;

5)Значит, В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2. Доказано.

Вывод: при необходимости можно работать как с данными векторами, так и с равными им.

Законы сложения векторов.

Для любых векторов В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2справедливы равенства:

В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2 В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2(переместительный закон)

В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2 В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2(сочетательный закон)

Доказательство законов проведите самостоятельно, опираясь на подсказки:

Видео:№776. Начертите два неколлинеарных вектора х и у и постройте векторы: a) x+2y; б) ½y + х; в) 3x+½yСкачать

№776. Начертите два неколлинеарных вектора х и у и постройте векторы: a) x+2y; б) ½y + х; в) 3x+½y

Для доказательства первого закона можете достроить треугольник до параллелограмма и работать как с самими векторами, так и с равными им.

Для доказательства второго закона достаточно несколько раз применить правило треугольника для сложения векторов, последовательно отложенных от концов предыдущих векторов.

1)Произвольная точка A ;

2)Неколлинеарные векторы В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2;

3) От точки A отложите вектор В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, равный вектору В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

4)От точки A отложите вектор В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, равный вектору В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

5)Постройте параллелограмм ABCD ;

6) В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

Вы построили сложение векторов В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2по правилу параллелограмма сложения неколлинеарных векторов.

Как сложить несколько векторов?

Последовательное применение правила треугольника для сложения векторов даёт возможность сложить любое количество векторов. Причём порядок сложения не важен. Сложение нескольких векторов производится следующим образом: два вектора складываются, получившаяся сумма складывается с третьим и т.д.

Выполните сложение пяти любых векторов, используя то, что несколько векторов можно расположить таким образом: первый вектор откладывается от любой точки, второй – от конца первого и т.д. Сумма всех векторов – вектор, направленный от начала первого вектора к концу последнего.

Вы выполнили построение сложения нескольких векторов, пользуясь правилом многоугольника .

Подумайте, чему будет равна сумма векторов, если начало первого вектора совпадает с концом последнего?

Разностью векторов В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2называется такой вектор, сумма которого с вектором В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2равна вектору В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

Вектор В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2называется противоположным вектору В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, если векторы В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2имеют равные длины и противоположно направлены. Обозначение: В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2. В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

Докажите, что В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2. Для этого воспользуйтесь определением разности векторов и прибавлением к обеим частям равенства вектора.

На прямой p от любой точки O отложите вектор В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, от конца вектора В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2отложите вектор В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2. Длина построенного суммарного вектора, равна В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2или В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

Произведением ненулевого вектора В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2 на число k называется такой вектор В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, длина которого равна В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, причём векторы В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2сонаправлены при k  0 и противоположно направлены при k В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

Произведением нулевого вектора на любое число считается нулевой вектор.

Из определения следует:

1)произведение любого вектора на число нуль есть нулевой вектор;

2)для любого числа k и любого вектора В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2векторы В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2коллинеарны.

Свойства умножения вектора на число.

Для любых чисел k , l и любых векторов В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2справедливы равенства:

В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2 В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2(сочетательный закон)

В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2 В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2(первый распределительный закон)

В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2 В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2(второй распределительный закон)

На прямой p от произвольно выбранной точки O отложите: вектор В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, длиной 1 см; вектор В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, сонаправленный с вектором В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, длиной 2 см; вектор В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, противоположно направленный с вектором В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, длиной 3 см.

Попробуем выразить векторы В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2через вектор В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

Во сколько раз длины этих векторов отличаются от длины вектора В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2?

В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2; В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2;

В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2 В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2 В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, т. е. векторы В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2коллинеарны друг другу, значит, можно воспользоваться леммой.

Если векторы В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2 и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2 коллинеарны и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, то существует такое число k , что В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

Итак, можем выразить: В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

От произвольной точки O отложите векторы В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2– произвольные данные векторы. Если В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2не являются сонаправленными, то лучи OA и OB образуют угол AOB , градусную меру которого обозначьте буквой α. Будем говорить, что угол между векторами В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2 и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2равен α. Обозначение: В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

Если В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2 В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, то В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2

Если В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, то векторы В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2называются перпендикулярными.

Скалярным произведением двух векторов называется произведение их длин на косинус угла между ними.

В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2

Напишите формулу скалярного произведения для случаев, когда:

В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2;

В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2;

В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

Сделайте вывод, о том, в каком случае скалярное произведение двух векторов равно нулю.

Напишите формулу скалярного произведения для случая, когда вектор скалярно умножается на себя. В этом случае скалярное произведение называется скалярным квадратом . Обозначение: В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

Итак, перечислите все операции над векторами.

3.Решая задачи, заполните пустые ячейки в таблице.

В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2

В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2k , что В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2

В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2

В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2

точки M и N совпадают

Видео:№768. Точки М и N — середины сторон АВ и АС треугольника ABC. Выразите векторыСкачать

№768. Точки М и N — середины сторон АВ и АС треугольника ABC. Выразите векторы

точка C принадлежит прямой AB

В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, или
В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, или В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2

точка С – середина отрезка AB

точка D разбивает отрезок AC так, что AD : DC = m : n

Заполняя таблицу, вы пользовались векторным методом решения задач.

Векторный метод – один из наиболее общих методов решения геометрических задач.

Для решения задач элементарной геометрии с помощью векторов необходимо, прежде всего, научиться «переводить» условие геометрической задачи на «векторный» язык. После такого перевода осуществляются алгебраические вычисления с векторами, а затем полученное снова «переводится» на «геометрический» язык. В этом и состоит сущность векторного метода решения геометрических задач.

Далее вам необходимо самостоятельно решать задачи. После решения каждой задачи делайте вывод о её значимости. Если результат задачи возможно использовать для решения других, то заносите его в таблицу № 3. Таким образом, вы получите набор базовых задач, на основании которых решаются более сложные.

1)Докажите, что средняя линия треугольника параллельна его третьей стороне и равна её половине.

2)Докажите, что средняя линия трапеции параллельна её основанию и её длина равна полусумме длин её оснований.

3)Если средняя линия четырёхугольника равна полусумме длин её оснований (сторон, не имеющих общей точки со средней линией), то этот четырёхугольник является трапецией или параллелограммом.

4)Около окружности описана равнобочная трапеция ABCD . Точки E и K – точки касания этой окружности с боковыми сторонами AB и CD . Докажите, что отрезок EK параллелен основаниям трапеции.

5)Докажите, что биссектриса угла треугольника делит его сторону на отрезки, пропорциональные прилежащим сторонам. Выразите биссектрису через угол треугольника, который она делит пополам, и через стороны этого угла.

6)Если точки M и N делят отрезки AB и CD соответственно в равных отношениях так, что AM : MB = CN : ND = m : n , то выполняется равенство: В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

7)В треугольнике ABC через M обозначена точка пересечения медиан. Докажите, что В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

8)Пусть M – точка пересечения медиан треугольника ABC , O – произвольная точка. Докажите, что В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

9)Пусть H – точка пересечения высот треугольника ABC , O – центр описанной окружности. Докажите, что В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

10)Докажите, что три точки A , B , C ( A ≠ B ) лежат на одной прямой тогда и только тогда, когда имеет место равенство, В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, в котором α+β=1, где O – некоторая точка.

11)Докажите, что центр описанной окружности

12)Докажите, что если точки пересечения диагоналей четырёхугольника и середины двух его противоположных сторон лежат на одной прямой, то этот четырёхугольник – трапеция или параллелограмм.

13)Докажите, что медианы треугольника пересекаются в одной точке и делятся ею в отношении 2:1, считая от вершины.

14)Докажите, что биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке.

15)Докажите, что высоты треугольника пересекаются в одной точке.

16)Докажите, что четырёхугольник является параллелограммом тогда и только тогда, когда его диагонали в точке пересечения делятся пополам.

17)Докажите, что в произвольном четырёхугольнике средние линии (т. е. отрезки, соединяющие середины противоположных сторон) точкой их пересечения делятся пополам.

Видео:18+ Математика без Ху!ни. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.Скачать

18+ Математика без Ху!ни. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.

18)Найти косинус угла между диагоналями прямоугольника, стороны которого равны a и b .

19)Докажите, что диагонали ромба взаимно перпендикулярны.

20)Докажите, что вписанный угол, опирающийся на диаметр окружности, — прямой.

21)Докажите, что если в треугольнике длины его сторон a , b , c связаны соотношением В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, то угол этого треугольника, лежащий против стороны длины c , — прямой.

22)Даны стороны a , b , c треугольника. Найдите медианы В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, проведённые к этим сторонам.

23)В треугольнике со сторонами a , b , c найти длину высоты В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, опущенную на сторону c .

24)В треугольнике со сторонами a , b , c найти длину биссектрисы В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, проведённой к стороне c .

25)Докажите, что сумма квадратов длин диагоналей параллелограмма равна сумме квадратов длин всех его сторон.

26)Докажите, что сумма квадратов длин диагоналей трапеции равна сумме квадратов длин её боковых сторон плюс удвоенное произведение длин оснований.

27)Доказать, что большей медиане треугольника соответствует меньшая сторона и обратно.

28)Докажите, диагонали прямоугольника равны между собой.

29)Докажите, что отрезок, соединяющий середины диагоналей трапеции, параллелен основаниям и равен их полуразности.

30)В четырёхугольнике ABCD прямая, проведённая через вершину A параллельна стороне BC , пересекает диагональ BD в точке M , а прямая проведённая через вершину B параллельно стороне AD , пересекает диагональ AC в точке N . Докажите, что MN || DC .

31)Четыре окружности радиуса R пересекаются по три в точках M и N , и по две в точках A , B , C , D . Докажите, что ABCD – параллелограмм.

32)Пусть K , L , M , N – середины отрезков AB , BC , CD , DE пятиугольника ABCDE , а точки P и Q – середины отрезков KM и LN соответственно. Докажите, что отрезок PQ в четыре раза меньше стороны AE и параллелен ей.

33)В плоскости даны четырёхугольник ABCD и точка M . Докажите, что точки, симметричные точке M относительно середин сторон этого четырёхугольника, являются вершинами параллелограмма.

34)На диагоналях AC и CE правильного шестиугольника ABCDEF взяты точки M и N соответственно, такие, что AM : AC = CN : CE = λ. Известно, что точки B , M , N лежат на одной прямой. Найдите λ.

35)Дан параллелограмм ABCD ( AD || BC , AB || CD ). На стороне AD выбрана точка K , а на AC – точка L так, что 5 AK = AD , 6 AL = AC . Докажите, что KL || BL и найдите отношение их длин.

36)Точки M и K на сторонах AB и BC треугольника ABC таковы, что AM : MB =3:4, CK : KB =2:3. Отрезки AK и CM пересекаются в точке N . Найдите отношение AN : NK .

37)Точка K на стороне AC и точки L , M на стороне BC треугольника ABC таковы, что AK : KC = CL : LB = BM : MC =1:2, N – середина стороны AC . Найти отношение, в котором точка пересечения отрезков KL и MN делит отрезок KL .

38)Через середину E медианы В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2треугольника ABC проведена прямая AE , пересекающая сторону BC в точке F . Вычислить: AE : EF и CF : FB .

39)Дан параллелограмм ABCD . Точка M делит сторону AD в отношении p , т. е. AM : MD = p ; точка N делит сторону DC в отношении q , т. е. DN : NC = q . Прямые BM и AN пересекаются в точке S . Вычислить отношения AS : SN и BS : SM .

40)В параллелограмме ABCD сторона AD разделена на n равных частей и первая точка деления M (считая от A ) соединена с B . В каком отношении делит точка N диагональ AC и отрезок MB ?

41)В треугольнике ABC проведена медиана CM . Прямая l пересекает отрезки CA , CM , CB в точках В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2соответственно. Докажите равенство В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

42)На сторонах AC и BC треугольника ABC взяты точки M и D так, что AM = В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2AC , BD = В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2BC , а на прямой AD – точка N так, что AN = В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2AD . Доказать, что точки M , N и B лежат на одной прямой. Какую часть от отрезка MB составляет отрезок MN ?

43)На стороне AD и диагонали AC параллелограмма ABCD взяты точки M и N так, что AM = В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2AD , AN = В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2AC . Доказать, что точки M , N и B лежат на одной прямой. В каком отношении делит точка N отрезок MB ?

44)На стороне AB треугольника ABC дана точка P , через которую проведены прямые параллельно его медианам A В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2и A В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2и пересекающие соответственно стороны треугольника в точках В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2и В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2. Докажите, что середина отрезка В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2(точка E ), а также точка P и точка G пересечения медиан треугольника лежат на одной прямой и найдите отношение длин отрезков EG и EP .

45)Докажите, что точки пересечения диагоналей трапеции, боковых сторон, а также середины оснований лежат на одной прямой.

Видео:№770. Дан параллелограмм ABCD. Выразите вектор АС через векторы а и b , если:Скачать

№770. Дан параллелограмм ABCD. Выразите вектор АС через векторы а и b , если:

46)Через точку P – внутреннюю точку параллелограмма ABCD – проведены прямая KM || AD и прямая LN || AB , пересекающие стороны AB , BC , CD , DA параллелограмма в точках K , L , M , N соответственно. Q – точка пересечения средних линий четырёхугольника KLMN , S – точка пересечения диагоналей параллелограмма ABCD . Докажите, что Q – середина отрезка PS .

47)Пусть В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2– середины сторон BC , AC , AB треугольника ABC . Доказать, что точки пересечения медиан треугольника ABC и треугольника В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2 В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2 В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2совпадают.

48)Пусть ABCDEF – произвольный шестиугольник и U , V , W , X , Y , Z – середины его сторон. Докажите, что центры тяжести (т. е. точки пересечения медиан) треугольника UWY и треугольника VXZ совпадают.

49)Докажите, что прямая, соединяющая середины оснований трапеции, и продолжения боковых сторон трапеции пересекаются в одной точке.

50)На сторонах параллелограмма заданы точки, которые делят стороны в одном и том же отношении (в каком-либо одном направлении обхода). Докажите, что точки деления служат вершинами параллелограмма, а центры этих параллелограммов совпадают.

51)На сторонах треугольника заданы точки, которые делят стороны в одном и том же отношении (в каком-либо одном направлении обхода). Докажите, что точки пересечения медиан данного треугольника и треугольника, имеющего вершинами точки деления, совпадают.

52)В треугольнике ABC длины сторон связаны соотношением В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2. Докажите, что медианы, проведённые к сторонам AC и BC , взаимно перпендикулярны.

53)Найдите косинус угла между медианами прямоугольного равнобедренного треугольника, проведёнными к его катетам.

54)Найти косинус угла между медианами равнобедренного треугольника, проведёнными к его боковым сторонам, при условии, что угол при вершине равен α.

55)Найти косинус угла при вершине равнобедренного треугольника, если медианы, проведённые к его боковым сторонам, а) перпендикулярны; б) образую угол В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

56)В треугольнике две стороны равны 2 и 4, а угол между ними равен В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2. Найти угол ψ между короткой стороной и медианой, проведённой к третьей стороне.

57)В окружности с центром O радиуса r вписан четырёхугольник ABCD . Доказать, что если В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, то диагонали четырёхугольника взаимно перпендикулярны.

58)В прямоугольнике ABCD опущен перпендикуляр BK на диагональ AC . Точки M и N – середины отрезков AK и CD соответственно. Докажите, что угол BMN прямой.

59)На стороне AB треугольника ABC с углом ABC , равным α , расположена точка K , причём AK = BC . Пусть P – середина BK , M – середина AC . Найдите угол APM .

60)Точка K – середина стороны AB квадрата ABCD , а точка M лежит на диагонали AC , причём AM : MC = 3 : 1. Докажите, что угол KMD равен В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

61)На сторонах AB и AC треугольника ABC во внешнюю сторону построены квадраты AMNB и CKLA . Докажите, что медиана AP треугольника ABC перпендикулярна прямой ML .

62)На стороне AB треугольника ABC дана точка D . Выразить расстояние CD через длины сторон данного треугольника a , b , c и расстояния AD = m и DB = n .

63)Выразить расстояние от заданной точки O до точки M пересечения медиан треугольника ABC через длины сторон треугольника BC = a , AC = b , AB = c и расстояния от точки O до вершин треугольника OA = В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, OB = В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2, OC = В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

64)В параллелограмме ABCD точка K – середина стороны BC , а точка M – середина стороны CD . Найдите AD , если AK = 6, AM = 3,  KAM = В треугольнике abc вектор ab m и вектор ac n построить m n 2.

Список использованной литературы

Атанасян Л.С. и др. Геометрия. Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003.

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. – М.: Просвещение, 2009.

Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Шестаков С.А., Юдина И.И. Планиметрия. Пособие для углубленного изучения математики – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005.

Василевский А.Б. Методы решения геометрических задач. – Минск: Вышэйш. школа, 1965.

Габович И.Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач. – М.: Просвещение, 1996.

Гордин Р.К. Геометрия. Планиметрия 7-9 кл. – М.: МЦНМО, 2006.

Готман Э.Г., Скопец З.А. Решение геометрических задач аналитическим методом: Пособие для учащихся 9 и 10 кл. – М.: Просвещение, 1979.

Видео:№786. Отрезки AA1, ВВ1 и СС1 — медианы треугольника ABC. Выразите векторы AA1, BB1, СС1Скачать

№786. Отрезки AA1, ВВ1 и СС1 — медианы треугольника ABC. Выразите векторы AA1, BB1, СС1

Гусев В. А. и др. Практикум по элементарной математике: Геометрия: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов и учителей. – М.: Просвещение, 1992.

Зеленяк О. П. Решение задач по планиметрии. Технология алгоритмического подхода на основе задач-теорем. Моделирование в среде Turbo Pascal. – Киев, Москва: ДиаСофтЮП, ДМК Пресс, 2008.

Шарыгин И. Ф. Геометрия. 7 – 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. завед. – М.: Дрофа, 2001.

Шарыгин И.Ф. Решение задач: Учеб. пособие для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1994.

Шестаков С. А. Векторы на экзаменах. Векторный метод в стереометрии. – М.: МЦНМО, 2005.


источники:

💡 Видео

№767. Дан треугольник ABC. Выразите через векторы а=АВ и b=АС следующие векторы:Скачать

№767. Дан треугольник ABC. Выразите через векторы а=АВ и b=АС следующие векторы:

Выразить векторы. Разложить векторы. Задачи по рисункам. ГеометрияСкачать

Выразить векторы. Разложить векторы. Задачи по рисункам. Геометрия

Вычитание векторов. 9 класс.Скачать

Вычитание векторов. 9 класс.

№802. На стороне ВС треугольника ABC отмечена точка N так, что BN=2NC. Выразите вектор AN через вектСкачать

№802. На стороне ВС треугольника ABC отмечена точка N так, что BN=2NC. Выразите вектор AN через вект

№778. Начертите попарно неколлинеарные векторы а, b и c. Постройте векторы:Скачать

№778. Начертите попарно неколлинеарные векторы а, b и c. Постройте векторы:

Задача о векторах, построенных на медиане, биссектрисе и высоте треугольникаСкачать

Задача о векторах, построенных на медиане, биссектрисе и высоте треугольника

Угол между векторами | МатематикаСкачать

Угол между векторами | Математика

Доказать, что векторы a, b, c образуют базис и найти координаты вектора d в этом базисеСкачать

Доказать, что векторы a, b, c образуют базис и найти координаты вектора d в этом базисе

Понятие вектора. Коллинеарные вектора. 9 класс.Скачать

Понятие вектора. Коллинеарные вектора. 9 класс.

Нахождение длины вектора через координаты. Практическая часть. 9 класс.Скачать

Нахождение длины вектора через координаты. Практическая часть. 9 класс.

Координаты вектора. 9 класс.Скачать

Координаты вектора. 9 класс.

№745. В прямоугольнике ABCD AB=3см, BC=4см, M-середина стороны AB.Скачать

№745. В прямоугольнике ABCD AB=3см, BC=4см, M-середина стороны AB.

ВЫЧИТАНИЕ ВЕКТОРОВ ЧАСТЬ I #егэ #огэ #математика #геометрия #профильныйегэСкачать

ВЫЧИТАНИЕ ВЕКТОРОВ ЧАСТЬ I #егэ #огэ #математика #геометрия #профильныйегэ

Математика без Ху!ни. Угол между векторами, применение скалярного произведения.Скачать

Математика без Ху!ни. Угол между векторами, применение скалярного произведения.
Поделиться или сохранить к себе: