Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

Точки М и N—середины сторон ВС и AD четырёхугольника ABCD, точки Р и К — середины его диагоналей АС и BD. Определите вид четырёхугольника MKNP.

Видео:№768. Точки М и N — середины сторон АВ и АС треугольника ABC. Выразите векторыСкачать

№768. Точки М и N — середины сторон АВ и АС треугольника ABC. Выразите векторы

Ваш ответ

Видео:№432. Точки М и N — середины сторон AD и ВС параллелограмма ABCD. Докажите, что прямыеСкачать

№432. Точки М и N — середины сторон AD и ВС параллелограмма ABCD. Докажите, что прямые

решение вопроса

Видео:Геометрия Точки M, N, K и P – середины сторон AB, BC, CD и AD параллелограмма ABCD соответственноСкачать

Геометрия Точки M, N, K и P – середины сторон AB, BC, CD и AD параллелограмма ABCD соответственно

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,277
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,754
  • разное 16,824

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Видео:В треугольнике отмечены середины M и N сторон BC и AC ... | ОГЭ 2017 | ЗАДАНИЕ 12 | ШКОЛА ПИФАГОРАСкачать

В треугольнике отмечены середины M и N сторон BC и AC ... | ОГЭ 2017 | ЗАДАНИЕ 12 | ШКОЛА ПИФАГОРА

Повторение. Решение задач (стр. 2 )

Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8

Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

1. Векторы могут использоваться для решения геометрических задач. Рассмотрим вспомогательную задачу.

2. Разобрать решение задачи 1 на с. 208 учебника по рис. 264.

IV. Решение задач.

1. Решить задачу 2. Точки M и N – середины сторон AB и CD четырехугольника ABCD. Докажите, что Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

Пусть О – произвольная точка. Согласно задаче 1 из п. 84 имеем Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kпоэтому Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kТочки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k.

Примечание. Результат задачи 2 можно использовать при доказательстве теоремы о средней линии трапеции на следующем уроке.

2. Решить задачу 3. Точка С лежит на отрезке AB, причем АС : СВ =
=
2 : 3. Докажите, что для любой точки О справедливо равенство

Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

По условию AC : CB = 2 : 3, поэтому Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

Но Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

Следовательно, Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kоткуда получается

Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

Примечание. Задача 3 является частным случаем более общей задачи 806.

3. Решить задачу № 000 на доске и в тетрадях.

4. Решить задачу № 000 на доске и в тетрадях.

Так как точка А1 – середина стороны ВС, то Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kТочки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k.

Далее Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

5. При наличии времени решить задачу 4.

Точки K, L, M, N – середины сторон AB, BC, CD, DE пятиугольника ABCDE, а точки P и Q – середины отрезков KM и LN. Докажите, что PQ || AE и PQ = 1/4 AE.

Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

Пусть О – произвольная точка. Согласно задаче 1 из п. 84

Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k.

Аналогично, Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k.

Из этих равенств следует, что Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

Отсюда следует, что PQ || AE и PQ = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kAE.

Домашнее задание: повторить материал пунктов 76–84; разобрать решения задачи 2 из п. 84 и задачи № 000 и записать в тетрадь; решить задачу № 000.

Урок 8
Средняя линия трапеции

Цели: ввести понятия средней линии трапеции; доказать теорему о средней линии трапеции с помощью векторов; упражнять учащихся в решении задач.

I. Проверка усвоения учащимися материала.

1. Устно ответить на вопросы:

1) Какие векторы называются коллинеарными? Изобразите на рисунке сонаправленные векторы Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kи Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kи противоположно направленные векторы Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kи Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k.

2) Какой вектор называется произведением данного вектора на данное число?

3) Могут ли векторы Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kи Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kбыть неколлинеарными?

4) Сформулируйте основные свойства умножения вектора на число.

2. Решить задачу на доске и в тетрадях по готовому чертежу:

Точки M и N лежат соответственно на сторонах AD и BC четырехугольника ABCD, причем AM : MD = BN : NC =
= 3 : 4.

Докажите, что середины отрезков AB, MN и CD лежат на одной прямой.

Пусть K1 – середина AB, K2 – середина MN, K3 – середина CD. Согласно задаче 2 из п. 84 имеем

Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k. Из условия следует, что Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k, поэтому Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k.

Таким образом, векторы Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kи Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kколлинеарны, и, значит, точки K1, K2 и K3 лежат на одной прямой.

II. Объяснение нового материала.

1. Определение трапеции. Виды трапеций.

2. Определение средней линии трапеции.

3. Доказательство теоремы о средней линии трапеции (проводит сам учитель).

При доказательстве теоремы целесообразно использовать результат задачи 2, решенной на предыдущем уроке.

Доказательство можно оформить на доске и в тетрадях в виде следующей краткой записи:

Дано: ABCD – трапеция, AD || BC, M – середина стороны AB; N – середина стороны CD (рис. 266 учебника).

Доказать: MN || AD, MN = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k.

1) Согласно рассмотренной в классе задаче 1 Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k.

2) Так как Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k, то Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kи, значит, MN || AD.

3) Так как Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k, то Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k= AD + BC, поэтому

MN = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k(AD + BC).

III. Закрепление изученного материала (решение задач).

1. Решить на доске и в тетрадях задачу № 000.

Пусть a и b – основания трапеции, тогда а + b = 48 – (13 + 15) =
= 20 (см); средняя линия MN = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k= 10 (см).

2. Решить задачу № 000.

3. Решить задачу № 000 на доске и в тетрадях.

Пусть BK – перпендикуляр, проведенный к основанию AD данной трапеции.

Но AK = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k, поэтому KD =
= ADТочки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k, то есть

Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

отрезок KD равен средней линии трапеции. Значит, средняя линия трапеции равна 7 см.

IV. Проверочная самостоятельная работа.

Точка K делит отрезок MN в отношении MK : KN = 3 : 2. Выразите вектор Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kчерез векторы Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kи Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k, где A – произвольная точка.

Точка A делит отрезок EF в отношении EA : AF = 2 : 5. Выразите вектор Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kчерез векторы Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kи Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k, где K – произвольная точка.

Домашнее задание: изучить материал пункта 85; ответить на вопросы 18–20, с. 214 учебника; решить задачи №№ 000, 794, 796.

Основные требования к учащимся:

В результате изучения параграфа учащиеся должны знать, какой вектор называется произведением вектора на число; уметь формулировать свойства умножения вектора на число; знать, какой отрезок называется средней линией трапеции; уметь формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции; уметь решать задачи типа №№ 000–787; 793–799.

МЕТОД КООРДИНАТ (10 часов)

Урок 1
Разложение вектора по двум данным
неколлинеарным векторам

Цели: доказать лемму о коллинеарных векторах и теорему о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам и закрепить их знание в ходе решения задач.

I. Анализ результатов самостоятельной работы.

II. Устная работа.

1. Устно решить задачи по заранее заготовленному чертежу на доске:

Дан параллелограмм ABCD с диагоналями AC и BD, пересекающимися в точке О, а также отрезки MP и NQ, соединяющие соответственно середины сторон AB и CD, BC и AD. Требуется выразить:

1) вектор Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kчерез вектор Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k;

2) вектор Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kчерез вектор Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k;

3) вектор Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kчерез вектор Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k;

4) вектор Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kчерез вектор Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k.

2. Вопрос учащимся:

можно ли для любой пары коллинеарных векторов подобрать такое число, что один из векторов будет равен произведению второго вектора на это число?

III. Изучение нового материала.

1. Формулировка леммы о коллинеарных векторах. Для понимания учащимися формулировки леммы полезно обсудить, во-первых, почему важно условие Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kи, во-вторых, будет ли верно утверждение, если рассматривать произвольные (в том числе и неколлинеарные) ненулевые векторы.

2. Доказательство леммы.

3. Решить задачу по рисунку параллелограмма ABCD на доске (тем самым подвести учащихся к мысли о возможности выражения вектора через два данных неколлинеарных вектора):

Точки M и Q – середины сторон AB и AD параллелограмма ABCD. Выразите:

1) вектор Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kчерез векторы Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kи Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k;

2) вектор Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kчерез векторы Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kи Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k;

3) вектор Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kчерез векторы Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kи Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k;

4) вектор Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kчерез векторы Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kи Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k.

4. Рассмотреть теорему о разложении вектора по двум данным неколлинеарным векторам, в ходе ее доказательства полезно обратить внимание на роль леммы в доказательстве.

IV. Закрепление изученного материала (решение задач).

1. Решить задачи № 000 (а, б); № 000 (б, в).

2. Решить задачи № 000 (по готовому чертежу) и № 000 (а, б).

Задание на дом: изучить материал пункта 86; решить задачи №№ 911 (в, г), 912 (ж, е, з), 916 (в, г).

Урок 2
Координаты вектора

Цели: ввести понятие координат вектора и рассмотреть правила действий над векторами с заданными координатами.

I. Проверка домашнего задания.

1. Устно решить задачи:

1) назвать числа х и у, удовлетворяющие равенству: Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k; Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k;

2. На доске двое учащихся решают задачи №№ 000 (в) и 912 (и, к).

II. Изучение нового материала.

1. Напомнить задание прямоугольной системы координат и начертить ее.

2. Ввести координатные векторы Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kи Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k(рис. 275).

3. Нулевой вектор можно представить в виде Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k; его координаты равны нулю: Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k(0; 0).

4. Координаты равных векторов соответственно равны.

5. Рассмотреть правила, позволяющие по координатам векторов находить координаты их суммы, разности и произведения вектора на число (доказательства указанных правил учащиеся могут рассмотреть самостоятельно).

6. Записать в тетрадях правила:

Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kи Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k– данные векторы

1) Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k;

2) Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k;

3) Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k.

III. Закрепление изученного материала (решение задач).

1. Решить задачу № 000 на доске и в тетрадях.

2. Устно по рисунку 276 решить задачу № 000.

3. Решить задачу № 000 (самостоятельно).

4. Решить задачу № 000 (а, в) на доске и в тетрадях.

5. Устно решить задачи № 000–925, используя правила, записанные в тетрадях.

6. Записать утверждение задачи № 000 без доказательства:

1) Если два вектора коллинеарны, то координаты одного вектора пропорциональны координатам другого: если Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kколлинеарен вектору Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k, то x1 : x2 = y1 : y2.

2) Если координаты одного вектора пропорциональны координатам другого вектора, то эти векторы коллинеарны.

7. Решить задачу № 000.

Используем условие коллинеарности векторов: Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k.

1) Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k(3; 7) и Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k(6; 14), так как Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k;

2) Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k(–2; 1) и Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k(2; –1), так как Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k.

IV. Самостоятельная работа контролирующего характера.

Решить задачи № 000 (а, г); № 000 (г); № 000 (а, б); № 000 (а, в);
№ 000 (а).

Решить задачи №№ 000 (в, д); 920 (д); 988 (в, г); 921 (б, г); 914 (б).

Домашнее здание: подготовиться к устному опросу по карточкам, повторить материал пунктов 76–87; ответить на вопросы 1–20, с. 213–214 и на вопросы 1–8, с. 249 учебника; решить задачи №№ 000, 795; 990 (а) (для векторов Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kи Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k).

Урок 3
Связь между координатами вектора
и координатами его начала и конца.
Простейшие задачи в координатах

Цели: рассмотреть связь между координатами вектора и координатами его начала и конца; разобрать задачи о нахождении координат середины отрезка, о вычислении длины вектора по его координатам и нахождении расстояния между двумя точками.

1. Указать ошибки, сделанные учащимися при выполнении работы.

2. Решить на доске задачи, вызвавшие затруднения у учащихся.

II. Изучение нового материала (лекция).

1. Рассмотреть по учебнику рис. 277 и рис. 278 и ввести понятие радиус-вектора Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k.

Без доказательства записать в тетрадях утверждения:

а) координаты точки М равны соответствующим координатам ее радиус-вектора;

б) каждая координата вектора равна разности соответствующих координат его конца и начала:

џ Устно решить задачу № 000.

2. Введение системы координат дает возможность изучать геометрические фигуры и их свойства с помощью уравнений и неравенств и, таким образом, использовать в геометрии методы алгебры. Такой подход к изучению свойств геометрических фигур называется методом координат.

3. Рассмотрим три вспомогательные задачи.

1) Координаты середины отрезка.

Используя формулу из п. Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kи координаты векторов Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kзаписать равенство в координатах: Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kотсюда x = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k; y = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k.

Вывод: каждая координата середины отрезка равна полусумме соответствующих координат его концов.

џ Устно решить задачу № 000.

2) Вычисление длины вектора по его координатам.

Используя рис. 280 учебника, вывести формулу Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k, если Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

џ Устно решить задачу № 000.

3) Расстояние между двумя точками.

Пусть точка M1 (x1; y1) и точка M2 (x2; y2); тогда вектор Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k(x2 – x1;
y2 – y1); следовательно, длина этого вектора может быть найдена по формуле Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kно Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k= d, таким образом, расстояние d между точками M1 (x1; y1) и M2 (x2; y2) выражается формулой

d = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

џ Решить задачу № 000 (а, б) на доске и в тетрадях.

III. Закрепление изученного материала (решение задач).

1. Решить задачу № 000.

Найти расстояние от точки М (3; –2): а) до оси абсцисс; точка В (x; y) лежит на оси абсцисс; тогда расстояние равно 2; б) расстояние до оси ординат равно 3; в) до начала координат равно d = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

2. Решить задачу № 000 на доске и в тетрадях.

MN = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

NP = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

MP = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

PΔMNP = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k.

Задание на дом: изучить материал пунктов 88, 89; решить задачи №№ 000, 952.

Урок 4
Простейшие задачи в координатах.
Решение задач

Цели: закрепить знания учащихся в ходе решения задач; учить решать задачи в координатах.

I. Повторение изученного материала.

1. Двое учащихся по карточкам работают у доски:

1) Вывести формулы координат середины отрезка.

2) Решить задачу № 000.

1) Вывести формулу расстояния между двумя точками.

2) Решить задачу № 000.

2. С остальными учащимися проводится устная работа по решению задач:

1) Найдите координаты вектора Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k, равного разности векторов Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kи Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k, если Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k(–5; 6), Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k(0; –4).

2) Найдите координаты вектора Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k, равного сумме векторов Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kи Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k, если Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k(3; 7), Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k(4; –5).

3) Найдите координаты середины отрезка DK, если D (–6; 4), K (2; –8).

4) Найдите длину отрезка CP, если С (3; –2), P (–5; 4).

5) Найдите длину вектора Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k, равного Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k, если Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k(5; 0) и Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k(0; –12).

6) Найдите координаты вектора 3Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k, если Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k(4; –2); вектора –2Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k, если Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k(–2; 5).

II. Решение задач.

1. Решить задачу № 000 (а).

Найдем длины сторон треугольника АВС по формуле

d = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k:

AB = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

BC = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

AC = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

Так как АВ = АС, то по определению равнобедренного треугольника АВС – равнобедренный. Найдем его площадь; проведем высоту АМ Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kВС:

SΔABC = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kBCAM; AM – высота и медиана в равнобедренном треугольнике.

Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

x = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k= 3; y = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k= –1.

Значит, точка М (3; –1).

Найдем длину отрезка AM = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

Площадь треугольника АВС равна S = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k= 13.

2. Решить задачу № 000 (б).

d = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k; (2x + 1)2 + (3 – x)2 = 72;

Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

3. Решить задачу № 000 (б) на доске и в тетрадях.

Пусть точка М (0; y) лежит на оси ординат; по условию МС = MD;

(4 – 0)2 + (–3 – y)2 = (8 – 0)2 + (1 – y)2;

Значит, точка М (0; 5).

4. Решить задачу № 000 (б) на доске и в тетрадях.

Найдем координаты точки пересечения диагоналей четырехугольника О (x; y): для диагонали NQ имеем:

x = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k= –3;

Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

y = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k= 3; точка О (–3; 3).

Для диагонали МР имеем:

x = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k= –3; y = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k= 3; точка О (–3; 3).

Значит, диагонали MP и NQ точкой пересечения делятся пополам; по признаку параллелограмма MNPQ – параллелограмм.

MP = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

NQ = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

Ответ: 4 Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kи 2Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k.

5. Решить задачу № 000 (а).

AB =Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k= 4;

CD =Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k= 4;

BC =Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k= 2;

AD =Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k=2.

Так как AB = CD = 4 и BC = AD = 2, то по II признаку параллелограмма ABCD – параллелограмм. Найдем диагонали АС и BD параллелограмма ABCD: AC =Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

BD =Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

Если диагонали равны AC = BD, то ABCD – прямоугольник.

III. Итоги урока.

Домашнее здание: повторить материал пунктов 88 и 89; решить задачи №№ 000 (б), 949 (а), 951 (б), 953.

Урок 5
Уравнение линии на плоскости.
Уравнение окружности

Цели: познакомить учащихся с понятием уравнения линии на плоскости; вывести уравнение окружности и научить записывать уравнение окружности.

I. Математический диктант (10–15 мин).

1. Найдите координаты середины отрезка AB, если A (–2; 3), B (6; –3).

2. Найдите длину отрезка EH, если E (–3; 8), H (2; –4).

3. Какая фигура состоит из множества всех точек плоскости, каждая из которых равноудалена от двух данных точек?

4. Принадлежит ли точка A (–6; 2) графику функции y = – 0,5x?

5. Функция задана уравнением y = 2x – 3. Какая линия служит графиком этой функции?

6. На окружности радиуса 7 см даны точки А и В, расстояние между которыми равно 13 см. лежит ли центр окружности на прямой АВ?

7. Вершины треугольника ABC имеют следующие координаты: А (8; –3); В (5; 1); С (12; 0). Докажите, что Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kB = Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и kC.

1. Найдите координаты середины отрезка CD, если C (3; –4), D (–3; 6).

2. Найдите длину отрезка KB, если K (–6; –3), B (2; 3).

3. Прямая l является серединным перпендикуляром к основанию AB треугольника ABC и проходит через вершину C. Определите вид треугольника ABC.

4. Принадлежит ли точка В (2; –8) графику функции y = – 4x?

5. Функция задана уравнением y = 5 – x. Какая линия служит графиком этой функции?

6. Какой фигурой является множество точек, равноудаленных от данной точки?

7. Вершины четырехугольника ABCD имеют следующие координаты: А (–3; –1); В (1; 2); С (5; –1), D (1; –4). Докажите, что этот четырехугольник – ромб.

II. Объяснение нового материала.

1. Разобрать пятое задание диктанта, обратив внимание учащихся на то, что им уже известны графики некоторых функций. В частности, графиком линейной функции y = kx + b является прямая линия, а уравнение y = kx + b называется уравнением этой прямой.

2. Вспомнить уравнения параболы и гиперболы и их графики.

3. Понятие уравнения произвольной линии дается в ознакомитель-ном плане. При этом важно добиться понимания учащимися следующего: чтобы установить, что данное уравнение является уравнением данной линии, нужно доказать, что: 1) координаты любой точки линии удовлетворяют данному уравнению и 2) координаты любой точки, не лежащей на данной линии, не удовлетворяют этому уравнению.

4. Введение уравнения окружности радиуса r с центром С в заданной прямоугольной системе координат (рис. 286):

где C (x0; y0). Уравнение окружности радиуса r с центром в начале координат О (0; 0) имеет вид: x2 + y2 = r2.

5. Не любое уравнение второй степени с двумя переменными задает окружность. Например, уравнение 4х2 + у2 = 4 в прямоугольной системе координат не окружность, а эллипс (с этой фигурой учащиеся знакомились в курсе черчения), уравнение х2 + у2 = 0 задает единственную точку – начало координат, а уравнению х2 + у2 = –4 не удовлетворяют координаты ни одной точки, поэтому это уравнение не задает никакой фигуры.

Видео:Пятнадцатое задание ОГЭ по математике(12) #огэ #огэ2023 #огэпоматематике #математика #огэматематикаСкачать

Пятнадцатое задание ОГЭ по математике(12) #огэ #огэ2023 #огэпоматематике #математика #огэматематика

Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

БАЗА ЗАДАНИЙ

Задание № 16. Планиметрия с доказательством.

1. Прямая, проходящая через вершину B прямоугольника ABCD перпендикулярно диагонали AC, пересекает сторону AD в точке M, равноудалённой от вершин B и D.
а) Докажите, что ∠ABM =∠DBС = 30°.
б) Найдите расстояние от центра прямоугольника до прямой CM, если BC = 9.

Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

2. К окружности, вписанной в квадрат ABCD, проведена касательная, пересекающая стороны AB и AD в точках M и N соответственно.
а) Докажите, что периметр треугольника AMN равен стороне квадрата.
б) Прямая MN пересекает прямую CD в точке P. В каком отношении делит сторону BC прямая, проходящая через точку P и центр окружности, если AM : MB = 1 : 3?
Ответ: б) 1:3

3. Диагонали AC и BD четырёхугольника ABCD, вписанного в окружность, пересекаются в точке P, причём BC=CD.
а) Докажите, что AB:BC = AP:PD.
б) Найдите площадь треугольника COD, где O— центр окружности, вписанной в треугольник ABD, если дополнительно известно, что BD — диаметр описанной около четырёхугольника ABCD окружности, AB = 6, а BC = 6√2.
Ответ: б) 18√3

4. В треугольнике ABC точки A 1 , B 1 , C 1 — середины сторон BC, AC и A B соответственно, AH— высота, ∠BAC = 60°, ∠BCA = 45°.
а) Докажите, что точки A1, B1, C1, H— лежат на одной окружности.
б) Найдите A1 H, если BC = 2√3.

5. Две окружности касаются внутренним образом в точке A, причём меньшая проходит через центр большей. Хорда BC большей окружности касается меньшей в точке P. Хорды AB и AC пересекают меньшую окружность в точках K и M соответственно.
а) Докажите, что прямые KM и BC параллельны.
б) Пусть L— точка пересечения отрезков KM и AP. Найдите AL, если радиус большей окружности равен 10, а BC = 16.
Ответ: б) √10

6. Две окружности касаются внутренним образом в точке A, причём меньшая окружность проходит через центр O большей. Диаметр BC большей окружности вторично пересекает меньшую окружность в точке M, отличной от A. Лучи AO и AM вторично пересекают большую окружность в точках P и Q соответственно. Точка C лежит на дуге AQ большей окружности, не содержащей точку P.
а) Докажите, что прямые PQ и BC параллельны.
б) Известно, что sin ∠AOC=√15/4. Прямые PC и AQ пересекаются в точке K. Найдите отношение QK:KA.
Ответ: б) 1:4

7. Две окружности касаются внутренним образом в точке K, причём меньшая проходит через центр большей. Хорда MN большей окружности касается меньшей в точке C. Хорды KM и KN пересекают меньшую окружность в точках A и B соответственно, а отрезки KC и AB пересекаются в точке L.
а) Докажите, что CN:CM = LB:LA.
б) Найдите MN, если LB:LA = 2:3, а радиус малой окружности равен √23.
Ответ: б) 115/6

8. Дан прямоугольный треугольник ABC с прямым углом C. На катете AC взята точка M. Окружность с центром O и диаметром CM касается гипотенузы в точке N.
а) Докажите, что прямые MN и BO параллельны.
б) Найдите площадь четырёхугольника BOMN, если CN = 4 и AM:MC = 1:3.

9. Точка B лежит на отрезке AC. Прямая, проходящая через точку A, касается окружности с диаметром BC в точке M и второй раз пересекает окружность с диаметром AB в точке K. Продолжение отрезка MB пересекает окружность с диаметром AB в точке D.
а) Докажите, что прямые AD и MC параллельны.
б) Найдите площадь треугольника DBC, если AK = 3 и MK = 12.

10. Точка M лежит на стороне BC выпуклого четырёхугольника ABCD, причём B и C — вершины равнобедренных треугольников с основаниями AM и DM соответственно, а прямые AM и MD перпендикулярны.
а) Докажите, что биссектрисы углов при вершинах B и C четырёхугольника ABCD пересекаются на стороне AD.
б) Пусть N— точка пересечения этих биссектрис. Найдите площадь четырёхугольника ABCD, если известно, что BM:MC=1:3, а площадь четырёхугольника, стороны которого лежат на прямых AM, DM, BN и CN, равна 18.

11. В равнобедренном тупоугольном треугольнике ABC на продолжение боковой стороны BC опущена высота AH. Из точки H на сторону AB и основание AC опущены перпендикуляры HK и HM соответственно.
а) Докажите, что отрезки AM и MK равны.
б) Найдите MK, если AB = 5, AC = 8.
Ответ: б) 2,88

12. Точка O — центр окружности, описанной около остроугольного треугольника ABC, I — центр вписанной в него окружности, H — точка пересечения высот. Известно, что ∠BAC =OBC+OCB.
а) Докажите, что точка H лежит на окружности, описанной около треугольника BOC.
б) Найдите угол OHI, если ∠ABC = 55°.

13. Точки P, Q, W делят стороны выпуклого четырёхугольника ABCD в отношении AP:PB = CQ:QB = CW:WD = 3:4, радиус окружности, описанной около треугольника PQW, равен 10, PQ = 16, QW = 12, угол PWQ— острый.
а) Докажите, что треугольник PQW— прямоугольный.
б) Найдите площадь четырёхугольника ABCD.

14. Окружность проходит через вершины В и С треугольника АВС и пересекает АВ и АС в точках C 1 , B 1 соответственно.
а) Докажите, что треугольник АВC подобен треугольнику AB 1 C 1 .
б) Вычислите длину стороны ВС и радиус данной окружности, если ∠ А = 45°, B 1 C 1 =6 и площадь треугольника AB 1 C 1 в восемь раз меньше площади четырёхугольника BCB 1 C 1 .

Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

15. Дана трапеция ABCD с основаниями AD и BC. Диагональ BD разбивает её на два равнобедренных треугольника с основаниями AD и CD.
а) Докажите, что луч AC— биссектриса угла BAD.
б) Найдите CD, если известны диагонали трапеции: AC = 15 и BD = 8,5.

16. В прямоугольном треугольнике АВС с прямым углом С точки М и N – середины катетов АС и ВС соответственно, СН – высота.
а) Докажите, что прямые MH и NH перпендикулярны
б) Пусть Р – точка пересечения прямых АС и NH, а Q – точка пересечения прямых ВС и MH. Найдите площадь треугольника PQM, если АН = 12 и ВН = 3.

17. В треугольнике АВС угол АВС равен 60°. Окружность, вписанная в треугольник, касается стороны AC в точке M.
а) Докажите, что отрезок BM не больше утроенного радиуса вписанной в треугольник окружности.
б) Найдите sin ∠BMC если известно, что отрезок ВМ в 2,5 раза больше радиуса вписанной в треугольник окружности.
Ответ: б) 0,65

18. В треугольнике АВС проведены высоты АК и СМ. На них из точек М и К опущены перпендикуляры МЕ и КН соответственно.
а) Докажите, что прямые ЕН и АС параллельны.
б) Найдите отношение ЕН:АС, если угол АВС равен 30.
Ответ: б) 3:4

19. Окружность, вписанная в треугольник KLM, касается сторон KL, LM, MK в точках A, B и C соответственно.
а) Докажите, что KC = (KL+KM-LM)/2 .

б) Найдите отношение LB:BM, если известно, что KC:CM = 3:2 и ∠ MKL = 60.
Ответ: б) 5:2

20. Дана равнобедренная трапеция ABCD с основаниями AD и BC. Окружность с центром O, построенная на боковой стороне AB как на диаметре, касается боковой стороны CD и второй раз пересекает большее основание AD в точке H, точка Q — середина CD.
а) Докажите, что четырёхугольник DQOH — параллелограмм.
б) Найдите AD, если ∠BAD = 75° и BC =1.
Ответ: б) 3

21. Квадрат ABCD вписан в окружность. Хорда CE пересекает его диагональ BD в точке K.
а) Докажите, что CK*CE = AB*CD.
б) Найдите отношение CK к KE, если ∠ ECD = 15.
Ответ: б) 2:1

22. В прямоугольном треугольнике ABC точки M и N – середины гипотенузы AB и катета BC соответственно. Биссектриса ∠ BAC пересекает прямую MN в точке L
а) Докажите, что треугольники AML и BLC подобны.
б) Найдите отношение площадей этих треугольников, если cos ∠BAC = 7/25.
Ответ: б) 25:36

23. Окружность касается стороны AC остроугольного треугольника ABC и делит каждую из сторон AB и BC на три равные части.
а) Докажите, что треугольник ABC равнобедренный.
б) Найдите, в каком отношении высота этого треугольника делит сторону BC.
Ответ: б) 5:4

24. На катетах AC и BC прямоугольного треугольника ABC как на диаметрах построены окружности, второй раз пересекающиеся в точке M. Точка Q лежит на меньшей дуге MB окружности с диаметром BC. Прямая CQ второй раз пересекает окружность с диаметром AC в точке P.
а) Докажите, что прямые PM и QM перпендикулярны.
б) Найдите PQ, если AM = 1, BM = 3, а Q – середина дуги MB.

25. Окружность, построенная на медиане BM равнобедренного треугольника ABC как на диаметре, второй раз пересекает основание BC в точке K.
а) Докажите, что отрезок BK втрое больше отрезка CK.
б) Пусть указанная окружность пересекает сторону AB в точке N. Найдите AB, если BK = 24 и BN = 23.

Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

26. В прямоугольной трапеции ABCD с прямым углом при вершине A расположены две окружности. Одна из них касается боковых сторон и большего основания AD, вторая – боковых сторон, меньшего основания BC и первой окружности.
а) Прямая, проходящая через центр окружностей, пересекает основание AD в точке P. Докажите, что AP/PD = sin ∠D.
б) Найдите площадь трапеции, если радиусы окружностей равны 3 и 1.

Точки m и n середины сторон bc и ad четырехугольника abcd точки p и k

27. В трапецию ABCD с основаниями AD и BC вписана окружность с центром O.
а) Докажите, что sin ∠AOD = sin ∠ BOS.
б) Найдите площадь трапеции, если ∠ BAD = 90, а основания равны 5 и 7.

28. Дана трапеция с диагоналями равными 8 и 15. Сумма оснований равна 17.
а) Докажите, что диагонали перпендикулярны.
б) Найдите площадь трапеции.

🎥 Видео

№68. Точки М и N — середины ребер АВ и АС тетраэдра ABCD. Докажите, что прямая MN параллельнаСкачать

№68. Точки М и N — середины ребер АВ и АС тетраэдра ABCD. Докажите, что прямая MN параллельна

ОГЭ. Геометрия. Из открытого банка заданий ОГЭ (ФИПИ). Медианы №1Скачать

ОГЭ.  Геометрия.  Из открытого банка заданий ОГЭ (ФИПИ).  Медианы №1

Геометрия Точки M, K, N, P являются соответственно серединами сторон AB, BC, CD и AD квадрата ABCDСкачать

Геометрия Точки M, K, N, P являются соответственно серединами сторон AB, BC, CD и AD квадрата ABCD

Геометрия Точки M и K – середины сторон AB и AC треугольника ABC соответственно. Найдите периметрСкачать

Геометрия Точки M и K – середины сторон AB и AC треугольника ABC соответственно. Найдите периметр

№346. Точки М и N — середины оснований АВ и CD трапеции ABCD, а О — произвольнаяСкачать

№346. Точки М и N — середины оснований АВ и CD трапеции ABCD, а О — произвольная

№382. Диагонали параллелограмма ABCD пересекаются в точке О. Докажите, что четырехугольникСкачать

№382. Диагонали параллелограмма ABCD пересекаются в точке О. Докажите, что четырехугольник

1707 точка M и N являются серединами сторон AB и BC треугольника ABCСкачать

1707 точка M и N являются серединами сторон AB и BC треугольника ABC

№166. Отрезки АВ и CD пересекаются в их общей середине О. Точки М и N — середины отрезков АС и BD.Скачать

№166. Отрезки АВ и CD пересекаются в их общей середине О. Точки М и N — середины отрезков АС и BD.

СЕЧЕНИЯ. СТРАШНЫЙ УРОК | Математика | TutorOnlineСкачать

СЕЧЕНИЯ. СТРАШНЫЙ УРОК | Математика | TutorOnline

Стереометрия 10 класс. Часть 1 | МатематикаСкачать

Стереометрия 10 класс. Часть 1 | Математика

Красивая задача №3 из ЕГЭ-2022. Параллелограмм Вариньона |ЕГЭ по математике профильного уровняСкачать

Красивая задача №3 из ЕГЭ-2022. Параллелограмм Вариньона |ЕГЭ по математике профильного уровня

18+ Математика без Ху!ни. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.Скачать

18+ Математика без Ху!ни. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.

№ 401-500 - Геометрия 9 класс МерзлякСкачать

№ 401-500 - Геометрия 9 класс Мерзляк

№158. Через вершину В ромба ABCD проведена прямая ВМ, перпендикулярная к его плоскости. НайдитеСкачать

№158. Через вершину В ромба ABCD проведена прямая ВМ, перпендикулярная к его плоскости. Найдите

№555. Точки М, N и Р лежат соответственно на сторонах АВ, ВС и СА треугольника ABC, причем MN||AC,Скачать

№555. Точки М, N и Р лежат соответственно на сторонах АВ, ВС и СА треугольника ABC, причем MN||AC,
Поделиться или сохранить к себе: