Вектора применяются во многих науках, таких как: математика, физика, геометрия и многих других прикладных науках. На практике, они позволяют не делать лишних операций и сократить время выполнения задач. Поэтому, будущим специалистам очень важно понять теорию векторов и научиться решать задачи с ними.
Перед изучением примеров решения задач советуем изучить теоретический материал по векторам, прочитать все определения и свойства. Список тем находится в правом меню.
Координаты вектора
Теоретический материал по теме — координаты вектора.
Видео:Выразить векторы. Разложить векторы. Задачи по рисункам. ГеометрияСкачать
Примеры решений по векторной алгебре
Видео:Урок 11. Решение задач на действия с векторамиСкачать
Векторная алгебра для чайников
В этом разделе вы найдете бесплатные решения задач по векторной алгебре: вектора, углы, взаимное расположение на плоскости и пространстве, базис из векторов, действия с векторами и т.п.
Видео:Вектор. Сложение и вычитание. 9 класс | МатематикаСкачать
Решения задач с векторами
Задача 1. На оси $Ох$ найти точку, равноудаленную от точек $А(2;-4;5)$ и $В(-3;2;7)$.
Задача 2. Написать разложение вектора $X$ по векторам $(a, b, c)$.
Задача 3. Найти косинус угла между векторами $AB$ и $AC$.
Задача 4. Вычислить площадь треугольника с вершинами $$A=(-4;4;4), B=(3;1;0), C=(-1;0;6).$$
Задача 5. Компланарны ли вектора $a, b, c$? $$a=(-3;2;1), b=(3;1;2), c=(3;-1;4)$$
Задача 6. Заданы два вектора в пространстве. Найти:
а) их сумму;
б) их разность; косинус угла между ними;
в) их векторное произведение.
$a=(0;1;1), b=(-2;0;1).$
Задача 7. Сила $F$ приложена к точке $А$. Вычислить:
а) работу силы $F$ в случае, когда точка её приложения, двигаясь прямолинейно, перемещается в точку $В$;
b) модуль момента силы $F$ относительно точки $В$.
Задача 8. Найти ранг и базис системы векторов, перейти к новому базису. Записать разложения векторов по найденным базисам.
Задача 11. Написать разложение вектора $bar$ по векторам $bar, bar, bar$.
Задача 13. Вычислить площадь параллелограмма, построенного на векторах $bar
$, $bar$.
Видео:Полный разбор задач с векторами №2 ЕГЭ ПРОФИЛЬ 2024 | Профильная математика ЕГЭ 2024 | УМСКУЛСкачать
Задание по геометрии — вектора.
Эта страница посвящена группе задач по геометрии, связанной с векторами, и является продолжением рассмотрения серии геометрических заданий, характерных для ЕГЭ и ОГЭ по математике.
Если вы не занимались другими типами этого задания, перейдите по ссылкам в конце страницы.
Видео:Новая задача ЕГЭ! Всё о векторахСкачать
Задачи на вектора.
Длина отрезка называется модулем вектора. Два вектора равны, если они имеют равные модули и одинаково направлены.
Вектора обозначают либо строчными латинскими буквами a, b, c . , либо указанием концов отрезка AB, CD, MN. Чтобы отличить обозначение вектора от обозначения просто отрезка, эти символы сверху дополняются черточками или стрелочками. В печатном тексте строчные латинские буквы часто выделяют только полужирным шрифтом.
Если вектор обозначен двумя буквами (концами отрезка), то на первом месте всегда стоит начало вектора.
Задать вектор можно разными способами:
1. Графически — изобразить на координатной сетке.
2. Задать начальную и конечную точки и их координаты.
3. Задать длину отрезка и направление. Направление определяют углы с осями координат (направляющие косинусы).
4. Задать координаты вектора.
Уточним понятие координаты вектора.
На рисунке вектор AB имеет координаты (9;5). Обратите внимание, что эти числа фактически задают катеты прямоугольного треугольника, гипотенузой которого является отрезок АВ. Длина этих катетов не изменится, если мы переместим параллельным переносом отрезок, а с ним и весь треугольник, в другое место. Координаты вектора не зависят от его положения на плоскости, а только от длины отрезка и направления. Если направление вектора не совпадает с направлением оси координат, то соответствующая координата вектора будет равна длине катета со знаком «минус».
Вектора можно складывать, вычитать, умножать на число. Для векторов также определены специальные виды умножения — скалярное произведение, результатом которого является число, и — векторное произведение, результатом которого является вектор. (Векторное произведение не входит в обязательную школьную программу по математике, но частично встречается на уроках физики, когда изучают законы индукции магнитного поля.) Операции над векторами можно производить либо координатным методом, либо графическим (правило параллелограмма, правило треугольника. ). Повторите эти правила по учебнику или справочнику и выберите себе «любимое». Я привожу решение тем методом, который короче для конкретной задачи.
Для следующей группы задач чертёж в условии, вообще говоря, не обязателен. Если решать задачи координатным методом, то и в решении можно обойтись без чертежа, тем более, не нужна сетка. Однако лучше чертежи делать всегда, чтобы избежать нечаянных ошибок. А сетка помогает зрительно контролировать своё решение. Конечно, в том случае, если масштаб данных позволяет.
Две стороны прямоугольника ABCD равны 6 и 8.
Найдите длину вектора AC .
Длина вектора AC — равна длине отрезка AC, который является гипотенузой прямоугольного треугольника ABC с известными катетами.
AC 2 = AB 2 + BC 2 = 8 2 + 6 2 = 64 + 36 = 100; AC = 10.
Ответ: 10
Две стороны прямоугольника ABCD равны 6 и 8.
Найдите длину суммы векторов AB и AD .
По правилу параллелограмма: сумма векторов совпадает с диагональю параллелограмма, проходящей через точку, в которой совмещены начала векторов-слагаемых; начало вектора-суммы находится в точке начала обоих векторов. На рисунке это вектор AC — . Его длину мы находили в предыдущей задаче:
AC 2 = AB 2 + BC 2 = 8 2 + 6 2 = 64 + 36 = 100; AC = 10.
Ответ: 10
Две стороны прямоугольника ABCD равны 6 и 8.
Найдите длину разности векторов AB и AD .
По правилу параллелограмма: разность векторов совпадает с другой диагональю параллелограмма (соединяющей концы векторов-слагаемых, если их начала совмещены в одной точке); вектор разности направлен от вычитаемого к уменьшаемому. На рисунке это вектор DB — , направлен от D к B, так как я нахожу разность AB — − AD — .
DB 2 = AB 2 + AD 2 = 8 2 + 6 2 = 64 + 36 = 100; DB = 10.
Ответ: 10
Замечание: Ответы совпали, потому что дан один и тот же прямоугольник, а диагонали в прямоугольнике, как известно, равны.
Две стороны прямоугольника ABCD равны 6 и 8.
Найдите скалярное произведение векторов AB и AD .
Скалярное произведение двух векторов a и b находится по любой из двух формул.
1) Через координаты по формуле (a,b) = a1·b1 + a2·b2
2) Через длины векторов и угол между ними по формуле (a,b) = |a|·|b|·cosα
Способ I.
Координаты вектора AB — равны (8;0), вектора AD — равны (0;6).
Значит ( AB — , AD — ) = 8·0 + 0·6 = 0.
Способ II.
| AB — | = AB = 8, | AD — | = AD = 6, cosα = cos∠DAB = cos90° = 0.
Значит ( AB — , AD — ) = | AB — |·| AD — |·cos∠DAB = 8·6·0 = 0.
Ответ: 0
Замечание: Есть несколько способов обозначения скалярного произведения. Можно со скобками (a,b) или без них a·b _ _ , как обычное умножение.
Две стороны прямоугольника ABCD равны 6 и 8.
Диагонали пересекаются в точке O. Найдите длину суммы векторов AO и BO .
Вспомним, что диагонали прямоугольника пересекаются в его центре и в точке пересечения делятся пополам.
Способ I.
Координаты вектора AO — равны (4;3), обе положительны, потому что вектор направлен вверх, как ось Oy и вправо, как ось Ox. Координаты вектора BO — равны (-4;3), вектор направлен вверх, как ось Oy, но влево, противоположно оси Ox. Чтобы найти сумму векторов, воспользуемся тем, что при сложении векторов их соответствующие координаты складываются. Пусть вектор s(s1;s2) — сумма, тогда s1 = 4 + (- 4) = 4 — 4 = 0; s2 = 3 + 3 = 6. Квадрат длины вектора |s| 2 = s1 2 + s2 2 = 0 2 + 6 2 = 36;
длина вектора |s| = 6.
Способ II.
Чтобы решить задачу графически, надо применить к одному или к обоим векторам параллельный перенос. Для применения правила параллелограмма надо сместить их так, чтобы обе начальные точки совпали. Для применения правила треугольника надо начало одного из векторов-слагаемых совместить с концом другого. Здесь сместили вектор BO — вдоль линии ВD. На рисунке показан результат графического сложения — это вектор AD — . Как видно непосредственно по рисунку, его длина равна 6.
Ответ: 6
Две стороны прямоугольника ABCD равны 6 и 8.
Диагонали пересекаются в точке O. Найдите длину разности векторов AO и BO .
‘Способ I.
Координаты вектора AO — равны (4;3), вектора BO — равны (-4;3). Чтобы найти разность векторов, нужно найти разность их соответствующих координат. Пусть вектор d(d1;d2) — разность, тогда d1 = 4 — (- 4) = 4 + 4 = 8; d2 = 3 — 3 = 0. Квадрат длины вектора |d| 2 = d1 2 + d2 2 = 8 2 + 0 2 = 64; длина вектора |d| = 8.
Способ II.
Чтобы решить задачу графически, совмещаем начала векторов параллельным переносом обоих векторов вдоль диагоналей прямоугольника. На рисунке показан результат графического вычитания — это вектор DС — . Как видно непосредственно по рисунку, его длина равна 8.
Ответ: 8
Продолжить и повторить решение типовых задач ЕГЭ по математике на темы:
Перейдите по стрелке, чтобы найти ссылки на другие задачи ЕГЭ по математике.
🔍 Видео
НОВОЕ ЗАДАНИЕ ЕГЭ-2024 ПО ПРОФИЛЮ: ВСЕ ТИПЫ ЗАДАЧ НА ВЕКТОРЫ ЗА 60 МИНУТ | ЕГЭ 2024Скачать
ВСЕ Задачи Про Векторы из Книжки Ященко 2024 профильный уровень | Школа ПифагораСкачать
100 тренировочных задач #135 Угол между векторамиСкачать
Векторное произведение векторов решение задачСкачать
ВЕКТОРЫ решение задач 9 класс АтанасянСкачать
Как выражать вектор? Как решать задачу с вектором? | TutorOnlineСкачать
Профильный ЕГЭ 2024. Векторы. Координатная плоскость. Задача 2Скачать
Решение задач на векторное и смешанное произведения векторовСкачать
18+ Математика без Ху!ни. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.Скачать
Урок 8. Векторные величины. Действия над векторами.Скачать
Вычитание векторов. 9 класс.Скачать
Нахождение длины вектора через координаты. Практическая часть. 9 класс.Скачать
Решение типовых задач по векторной алгебреСкачать
Математика без Ху!ни. Смешанное произведение векторовСкачать
ВЕКТОРЫ 9 класс С НУЛЯ | Математика ОГЭ 2023 | УмскулСкачать