Основные векторы глобальной эволюции

Векторы эволюции

Введение

Одно из наиболее удивительных явлений, с которым человек постоянно встречается, — жизнь. Хотя для нее не выявлены четкие признаки, абсолютно отсутствующие у неживой материи, отличить живое от неживого обычно труда не представляет. Принято считать, что жизнь присуща биологическим системам, встречающимся только на Земле. Поэтому современная биология — это наука о земной жизни (геобиология). Есть ли жизнь на других планетах Солнечной системы и существовала ли она в прошлом, неизвестно, равно как и возможные формы ее проявления. Поэтому жизнь рассматривается как уникальное явление, каким-то образом рожденное неживой природой и проявившееся в виде колоссального многообразия, казалось бы, никаким образом не связанных между собой форм. Тем не менее, путем кропотливой работы биологов были выявлены экологические связи между этими организмами, а также установлено, что все они происходят от одного корня, в своем многообразии представляют собой срез широко разросшегося генеалогического древа и имеют разный исторический возраст. Поскольку рост имеет направление, то есть является величиной векторной, то имеет смысл попытаться выяснить, по каким векторам происходила эволюция различных параметров биосистем.

Системообразующие факторы

Между элементами (подсистемами), входящими в состав системы, всегда существуют определенные связи, благодаря которым она образуется и существует. Системообразующие связи (факторы) имеют разную природу: как материальную, так и не поддающуюся количественной оценке — духовную. Достойным удивления является то обстоятельство, что системообразующие факторы при формировании системы не исчезают бесследно, уравновесив друг друга. Вместо них появляются новые системообразующие факторы, формирующие системы более высокого уровня сложности (надси- стемы). Возникновение новых системообразующих факторов является двигателем развития материи, раскрывающим все ее потенциальные, ’’дремлющие” в зародыше свойства. Неуничтожимость системообразующих факторов является, по-видимому, одним из имманентных свойств систем.

Иерархия систем

В известном нам материальном мире существует иерархия систем, непрерывно восходящая от более простого уровня к более сложному. Это восхождение происходит благодаря действию системообразующих факторов, которые для своей реализации требуют определенных условий. Так, в мире физических систем одним из таких условий является температура. При колоссальных температурах, имеющих место в начальные моменты Большого взрыва, существовали лишь элементарные частицы. По мере понижения температуры стало возможным формирование ядер, атомов, простых молекул, макромолекул, из которых затем образовались первые биологические системы. Для каждого из названных видов систем имеется значение энергии (температуры), превышение которой ведет к разрушению связей, удерживающих элементы системы в ее составе. В энергетическом ряду биологические системы занимают одно из последних мест (разное для каждого конкретного организма) в отношении возмущающих факторов, к числу которых относится и температура. Поэтому в эволюции нашей планеты биологические системы возникли одними из последних, после физических и химических систем, когда температура окружающей среды понизилась до значений, совместимых с существованием протоклеток.

Если целесообразность строения биосистем легко объяснима с позиции теории эволюции, то существование иерархии системообразующих факторов приходится воспринимать как данность, как внутренне присущее свойство систем, подобное, например, заряду элементарных частиц или массе тел.

Векторы биологической эволюции

Биологическая эволюция в современном понимании представляет собой необратимый процесс исторического изменения живого, то есть обладает свойствами вектора: направленностью во времени и скоростью изменения значений своих параметров. Обращает на себя внимание ряд параметров, характеризующих живое, которые связаны между собой и в процессе эволюции в целом изменяются в одном направлении. Речь идет о магистральном направлении эволюции, не учитывающем случаи локальной ’’турбулентности”, например, упрощение строения организмов при переходе их к паразитическому образу жизни. Рассмотрим основные векторы биологической эволюции.

Первый вектор направлен в сторону увеличения видового разнообразия организмов биосферы. Хотя и происходило вымирание различных видов, особенно при глобальных природных катастрофах, общее количество их непрерывно возрастало.

Второй вектор характеризует увеличение площади ареалов, занимаемых организмами. Территориальная экспансия перекинулась из водной среды на сушу и в воздушное пространство. Это обстоятельство в основном способствовало появлению первого вектора.

Третий вектор — увеличение размеров организмов от микроскопических прокариот до крупных млекопитающих.

Четвертый вектор — усложнение строения организмов, одной из предпосылок которого явилось увеличение их массы, а также необходимость приспосабливаться к менее благоприятным, чем водная среда, условиям существования.

Пятый вектор направлен в сторону увеличения сложности поведенческих реакций, обусловленного необходимостью приспосабливаться к резким сезонным изменениям, более разнообразным характером среды обитания и многообразием видов, с которыми приходится вступать в те или иные взаимоотношения.

Шестой вектор обусловлен существованием пяти названных выше векторов и характеризуется повышением в процессе эволюции надежности (жизнестойкости) биосферы.

Седьмой вектор характеризует непрерывное увеличение информационной емкости организмов вначале за счет совокупного генофонда биосферы, к которому присоединилась информация, накапливаемая головным мозгом. Количества информации, содержащейся в генетическом материале и мозге организмов, сравнялись при информационной емкости в несколько миллиардов бит несколько сот миллионов лет назад в каменноугольном периоде. Это была примитивная рептилия, у которой впервые имелось информации в мозге больше, чем в генах. С тех пор увеличение информации в головном мозге происходило опережающими темпами [1].

Восьмой вектор, имеющий принципиальное значение, характеризует эволюцию как антиэнтропийный процесс. В связи с усложнением строения и поведения организмов, увеличением их информационного содержания и видового многообразия биосферы происходило непрерывное увеличение в ней негэнтропии (уменьшение энтропии). Живые организмы выполняют роль своего рода антиэнтропийных насосов, выбрасывающих из себя в окружающее пространство энтропию.

В качестве девятого вектора можно отметить ускорение темпов биологической эволюции, а в качестве десятого — повышение степени независимости жизненной активности организмов от условий внешней среды. Однонаправленность взаимосвязанных векторов биологической эволюции свидетельствует о том, что она представляет собой вполне упорядоченный процесс, а возникновение человека разумного является закономерным процессом.

Бифуркация живой материи

Биологическая эволюция по Дарвину с помощью трех своих ”китов” (изменчивость, наследственность, естественный отбор) подвела живую материю к точке бифуркации, в которой от нее ’отпочковался” вид Homo sapiens. Этому виду биологическая эволюция в животную ’оболочку” вложила три новых, собственно человеческих качества: способность мыслить, трудиться и общаться с помощью языка, благодаря которым он практически вышел из-под действия естественного отбора и свое дальнейшее развитие осуществлял на основе этой триады свойств.

В биосфере параллельно стали существовать две взаимодействующие ветви живого (два ”бифурканта”), каждая из которых развивалась по своим законам: одна по Дарвину, другая — по законам человеческого разума. С переходом от собирательства и охоты к оседлому образу жизни у полезных растений и животных человек заменил естественный отбор на искусственный, а из материала неживой природы начал создавать техносферу. Эволюция последней происходила по тому же принципу, что и биологическая — от простого к сложному, от использования механических процессов через физические и химические к биологическим, реализуемым в биотехнологии и биологической нанотехнологии (БНТ). Техносфера оказала серьезное влияние на образ жизни человека, даже на его облик и физические возможности. Еще в большей мере обещает изменить природу человека БНТ.

С живой природой человечество вынуждено сосуществовать, чтобы удовлетворять ряд своих животных потребностей, без чего его собственно человеческая сущность не может себя проявить. Своей генетической принадлежности к животному миру, особенно четко осознанной после того, как Ч. Дарвин заявил о родстве человека с обезьяной, люди стали стыдиться больше, чем богатый горожанин своего малообразованного сельского родственника, забывая почему-то о том, что последний обеспечивает его пищей. Людей больше устраивала религиозная версия, согласно которой человек создан по образу и подобию Бога. Они стали предпринимать всевозможные меры, чтобы как можно тщательнее замаскировать свое родство с животными, оказывая при этом все большее давление на живую природу, внося серьезные помехи в слаженный механизм ее существования.

В процессе исторического развития люди создавали все более сложные, высокоструктурированные социальные системы, причем обычно это происходило в условиях острых конфликтов, кровавых и бескровных революций. Кроме того, они продолжили территориальную экспансию, которая после освоения районов с тяжелыми условиями проживания (Арктика, Антарктида, пустыни) распространилась на такие среды, где жизнь вообще невозможна без использования комплексных революционных технологий. Освоение глубин Мирового океана и земных недр, космического пространства под силу только разумным существам, вооруженным глубокими знаниями и соответствующей техникой. Если переход животных из водной среды на сушу потребовал коренной перестройки их анатомического строения и занял длительный период времени, то никакие изменения организма человека не в состоянии обеспечить его проживание в космическом пространстве. Даже при выходе на околоземные орбиты пришлось столкнуться с такими неприемлемыми для человека факторами, как жесткая космическая радиация, отсутствие атмосферы, невесомость и др. Еще более серьезные трудности ждут человека при организации межпланетных путешествий, освоении планет. Для этого придется создавать искусственные биосферы, способные длительное время обеспечивать естественные потребности экипажей космических кораблей. С помощью такого живого ”кокона” человек сможет совершать космические полеты, обживать небесные тела с разнообразными, непригодными для жизни условиями, защищая от них техническими средствами себя и искусственную биосферу.

Таким образом, животная ипостась человека, вынуждающая его заботиться о естественной биосфере как источнике своего благополучия на Земле и об искусственной биосфере — при освоении космического пространства, сдерживает его экспансионистские устремления. Да и сама уязвимость человеческого организма в отношении различных факторов тоже мешает продвижению человечества в этом направлении и в удовлетворении познавательных потребностей как проявлении собственно человеческой ипостаси (сущности).

Современный человек живет в рукотворной среде, которая отгородила его от мира живой природы, своей прародины. Это отторжение особенно сильно проявляется в отношении жителей мегаполисов, образовавшихся за счет агломерации (слияния) множества населенных пунктов. Так, вдоль Атлантического побережья США возник район сплошной застройки (мегаполис), который тянется на 1000 км и достигает 200 км в ширину. Здесь живет 40 млн человек, каждый седьмой американец [2]. Общение с естественной средой для жителей такого мегаполиса крайне затруднено, оно осуществляется преимущественно через продукты питания (через ”желудок”), которые становятся все менее натуральными и являются практически единственным звеном, связывающим людей с природой.

В истории человечества, отпочковавшегося от животного мира, существуют векторы, определенным образом напоминающие те, которые проявились в биологической эволюции, в частности, связанные с техносферой. К ним относятся непрерывное усложнение технических средств, увеличение разнообразия и количественное расширение их применения населением, повышение степени ”интеллектуальности” этих средств, самоускоряющийся прогресс и т.д. Примечательно, что во многих случаях развитие техносферы было направлено на расширение физических возможностей человека (транспорт, строительная и военная техника, связь, научные приборы — микроскопы, телескопы), а также на устранение дефектов своего организма (механические протезы, очки, слуховые аппараты и проч.) и лечение, включая достижение неограниченной продолжительности жизни. Речь о принципиальном изменении человеческой природы не шла, сохранялись все биологические потребности и их эмоциональное ”сопровождение”.

Однако в последнее время встречаются публикации, инициированные разительными успехами микроэлектроники и нанотехнологии, в которых говорится о необходимости коренного освобождения его от животной составляющей при сохранении и расширении возможностей интеллекта, базирующегося не на биологической элементной базе (нейронах), а на бестелесной, волновой основе. Так, предлагается устранить зависимость человека от живой природы, освободить от необходимости отвечать за сохранность биосферы, сделать его неуязвимым при различных глобальных катастрофах. Показательна в этом отношении монография А.В. Мищенко [3], в которой достаточно убедительно доказывается возможность перехода человечества, по крайней мере его части, в новое качество.

В процессе биологической эволюции происходило увеличение информационной составляющей в работе организмов при сохранении мощности исполнительных структур практически на постоянном уровне. Уже на клеточном уровне наряду с нуклеиновыми кислотами информационные функции выполняют и другие структуры. В последние годы много пишут о микротрубочках, для которых установлена двигательная и транспортная (ретроградный и антероградный транспорт в нейронах) функции. Микротрубочки входят в состав веретена деления, создают эластичный и устойчивый внутриклеточный скелет [4]. Однако особый интерес вызывает их возможная информационная роль, о чем говорится в ”квантово-статистической” гипотезе человеческого сознания [5]. Существуют экспериментальные свидетельства того, что ”квантово-статистические вычисления” в нейронах осуществляются с участием информационных белковых наноструктур — микротрубочек цитоскелета. Микротрубочки построены из молекул белка тубу- лина, обладающего свойствами диполя. Молекула тубулина может принимать, по крайней мере, два конформационных состояния. Е.Е. Слядников предложил микроскопическую модель дипольной системы микротрубочки цитоскелета. Эта система обладает памятью, хранящиеся в ней образы имеют иерархическую организацию. Система способна к обучению, распознаванию образов [6, 7]. Таким образом, если отдельную микротрубочку рассматривать как молекулярный микропроцессор, то уже единичный нейрон является многопроцессорной системой, а нервная система многоклеточного организма — гиперсложным вычислительным комплексом, состоящим из колоссального числа чрезвычайно надежных элементов. Не исключено, что эндоплазматический ретикулум, своей структурой напоминающий многослойные схемы компьютерной микроэлектроники, принимает участие в обработке внутриклеточной информации.

А.В. Мищенко полагает, что на ранних этапах истории сознание человека было инструментом тела, удовлетворяющим его биологические потребности. Затем, наоборот, тело становится инструментом сознания, которое, благодаря созданным человеком механизмам, расширяет свои возможности, и в конечном счете ноосферная мысль будет, вероятно, в качестве своего инструмента использовать всю планету или даже Вселенную. Мысль зародилась внутри жизни и пока продолжает существовать только в ней. Мысль человека зависит от его жизни. Пользуясь живой материей (руками человека), она преобразует окружающую среду. Важной целью зарождающейся мыслящей материи является освобождение от своего носителя — человеческого тела. Со временем мыслящая материя столкнется с ограниченностью человеческого мозга, что приведет ее к созданию не-человеческих и по- лу-человеческих носителей мыслящей материи. Одновременно подвергнется существенной модернизации и тело человека. Новые хозяева планеты будут жить полностью по законам мыслящей материи и не будут испытывать зависимость от своего носителя так, как сейчас мы зависим от нашего носителя (жизни) [3].

Все это может показаться досужим вымыслом, но ведь многое из сказок со временем удивительным образом перекочевало в нашу жизнь: сапоги-скороходы превратились в скоростной наземный и водный транспорт, ковер- самолет — в летательный аппарат (включая космический корабль), железный дровосек — в робота, всевидящее волшебное блюдце — в телевизор, волшебное зеркальце — в компьютер и Интернет, а скатерть-самобранка — в нанотехнологию, которая обещает приготовить самую изысканную пищу из непищевого продукта путем атомарной сборки с помощью ассемблера. К тому же нужно учесть самоускоряющиеся темпы научно-технического прогресса.

Таким образом, нас, вероятно, ожидает новая бифуркация, которую, в отличие от ранее рассмотренной, подготовил уже сам человек. Человечество разделится на два потока разумных существ, каждый из которых будет двигаться по своей траектории развития.

Первый поток, назовем его умеренно-консервативным, будет представлен видом Homo sapiens, который, хотя и подвергнется самонаправленной эволюции, не изменит своей биологической природы и зависимости от биосферы, равно как и обязанности обеспечивать безопасность последней. При благоприятном течении этого процесса в жизни людей будет возрастать доля интеллектуальной составляющей, а доля собственно животного начала — снижаться до уровня физиологической нормы. Сохранится и получит дальнейшее развитие существующая иерархия жизненных стимулов и смыслов [8].

Второй поток, назовем его авангардным, будет все более и более удаляться от траектории вида Homo sapiens, утратит с ним физическую связь, сформирует свой механизм самовоспроизведения. Новые носители мыслящей материи переместятся на более высокую ступень в иерархии смыслов и, являясь техногенными потомками человека разумного, будут оказывать ему, по-видимому, покровительство. Биосфера не станет для них подобием сброшенного при возрастной линьке кожного покрова не только в силу их более высокой разумности, но, возможно, и благодаря специальной жесткой программе, встроенной при бифуркации в эти авангардные обитатели планеты. Будут ли в их деятельности стимулы, подобные тем, которые заставляют творческих работников добиваться поставленной задачи, неизвестно.

Разделение представителей одного вида на формы, сменяющие друг друга в онтогенезе, широко представлено в природе (гаметофиты и спорофиты у растений, личинки и имаго у животных и т. д.). Наиболее универсальным случаем ”расщепления” вида является одновременное проживание в единой популяции мужских и женских особей, которые по анатомическим и физиологическим особенностям могут различаться не только как подвиды, но и как представители далеко отстоящих видов. Да и отношения между ними бывают порою совсем не миролюбивые, встречается даже каннибализм. Такое разделение особей нужно для воспроизводства себе подобных.

Бифуркация человечества связана с ”расщеплением” в сознании людей при восприятии ими действительности. Первобытный человек действовал преимущественно в режиме реального времени, ориентируясь на непосредственно воспринимаемую действительность. Современный мыслящий человек существенную часть своего времени проводит в виртуальном мире, созданном в своем сознании на основе ранее полученной информации. Он может мысленно беседовать с собой (”сам с собой наедине”), читать книгу, выполнять какую-либо творческую работу, практически отключив сознание от своего окружения. Виртуальное моделирование действительности лежит в основе мышления, которое явилось предпосылкой возникновения бифуркации (’расщепления” вида Homo sapiens), ведущей к появлению новой мыслящей материи. Виртуализацию действительности инициирует Интернет. Вероятно, первыми кандидатами для второго потока бифуркации будут оторванные от природы жители мегаполисов и ”думающая” молодежь, увлекающаяся компьютерами.

Существуют ли какие-то предпосылки для рассматриваемой бифуркации?

Умеренно-консервативный поток людей, сознательно стремящихся к состоянию Homo futurus, будет совершенствовать технологии, повышающие их возможности в области рационального воздействия на окружающую среду и свой организм, а также защиты биосферы от предстоящих глобальных катастроф. Использование генотерапии, клонирования органов, биоре- зонансной терапии и других современных методов, а также достижений нанотехнологии позволит человеку в будущем забыть о болезнях и сосредоточить свои усилия на творческой работе.

Об одном из направлений второго (авангардного) потока А.Р. Беляев написал свой первый роман ”Голова профессора Доуэля”, в котором функционирование головного мозга человека поддерживалось в отсутствие тела. Успехи в создании функциональных протезов внутренних органов (искусственные сердце, почки и др.), а также органов чувств позволяют считать возможным в не очень далеком будущем реализовать на высоком техническом уровне поддержание в работоспособном состоянии головного мозга. Дальнейшее продвижение по пути ”дебиологизации” мыслящей материи — запись информации головного мозга на новый носитель и организация на нем мыслительной деятельности — связано с успехами в области компьютерных технологий, которые быстро развиваются.

Процесс разделения современного человечества на два потока, как и бифуркация, приведшая к возникновению вида Homo sapiens, будет продолжительным. Происходить он будет, по всей видимости, бесконфликтно, на основе добровольного выбора, как это делает, например, человек, решая вопрос о своей будущей профессии. Тем не менее этот длительный переходный период чреват нестабильностью в обществе, связанной с неопределенностью в выборе своей дальнейшей судьбы, с самим процессом ”мо- дернизации” (апгрейда) традиционной личности человека в сверхчеловека (мыслящую материю нового типа). Для его успешного прохождения требуется чрезвычайно квалифицированное и мудрое руководство обществом со стороны истинной элиты, а не псевдоэлиты, ориентированной на корпоративные и личные интересы, как это, к сожалению, имеет место во многих странах.

Список литературы

Саган К. Драконы Эдема. М.: Знание, 1986. 256 с.

Буровский А.М. Будет ли будущее? Пугающий облик грядущего. М.: Яуза: Эксмо, 2009. 256 с.

Мищенко А.В. Апгрейд в сверхлюди: Технологическая гиперэволюция человека в XXI веке. М.: Книжный дом ”ЛИБРОКОМ”, 2009. 168 с.

Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию. М.: ИКЦ ”Академкни- га”, 2004. 495 с.

Пенроуз Р. Тени разума: в поисках науки о сознании. Ижевск: ИКИ, 690 с.

Слядников Е.Е. Физическая модель и ассоциативная память дипольной системы микротрубочки цитоскелета // Журнал технической физики. 2007. № 7(77). С. 77-86.

Слядников Е.Е. О взаимосвязи физических и информационных характеристик в окрестности точки сегнетоэлектрического перехода в ди- польной системе микротрубочки цитоскелета // Журнал технической физики. 2009. № 7(79). С. 1-12.

Фролов Ю.П. Жизненные стимулы биосистем // Вестник СамГУ. Естественнонаучная серия. 2009. № 2(68). С. 167—180.

Видео:Основные направления эволюции. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Основные направления эволюции. Видеоурок по биологии 9 класс

Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Основные векторы глобальной эволюции

Видео:Направления эволюции органического мира | Биология 11 класс #8 | ИнфоурокСкачать

Направления эволюции органического мира | Биология 11 класс #8 | Инфоурок

Введение

Глобальный эволюционизм— это интегративное (объеденительное) исследовательское направление, учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального миров. Он опирается на идею о единстве мироздания и представления о том, что весь мир является огромной эволюционирующей системой. Концепция глобального эволюционизма оформилась в 80-е гг. XX в.

Глобальный эволюционизм включает в себя четыре типа эволюции: эволюцию космическую, химическую, биологическую исоциальную — объединяя их генетической и структурной связью. Целями глобального эволюционизма являются: объединение представлений о живой и неживой природе, социальной жизни и техники; интегрирование естественно-научного, обществоведческого, гуманитарного и технического знания. Таким образом, глобальный эволюционизм претендует на создание нового типа целостного знания, сочетающего научные, методологические и философские основания.

Видео:ВСЁ ПРО ЭВОЛЮЦИЮ для ЕГЭ по биологии!Скачать

ВСЁ ПРО ЭВОЛЮЦИЮ для ЕГЭ по биологии!

Концепция глобальной эволюции

Общефилософская теория развития, начав реальное сближение с современной наукой, породила два варианта общенаучных концепций развития — в форме эволюционики (или эволюционистики, как полагает Л.Е. Гринин ) и глобального (универсального) эволюционизма.

Здесь стоит обратить внимание на различие концепций эволюционики (эволюционистики) и глобального эволюционизма как формы знания, которые иногда не разделяют. Эволюционика (эволюцинистка) понимается как общая теория развития систем природы, общества и мышления, продолжая на общенаучном уровне философскую теорию развития, нередко даже с использованием средств математики, информатики и т.д. Глобальный же эволюционизм акцентирует внимание лишь на процессе непрерывного прогрессивного развития во Вселенной, который представляет наибольший интерес для существования человечества среди всех процессов развития в мире.

Глобальный эволюционизм и эволюционика, используя достижения всех наук, исследующих проблему развития, по сути дела, фoрмируют междисциплинарно-общенаучную панораму видения эволюции и программу исследования развития (или дополняющие друг друга картины в рамках различных подходов). В соответствии с этим в глобальном эволюционизме идет поиск не всеобще-философских, а универсально-общенаучных законов, принципов и тенденций развития (универсалий), причем не всякого вида развития и эволюции, а лишь тех из них, которые не прерываются, а существуют на протяжении всего темпорального срoка существования Вселенной, начиная с Большого взрыва.

Эволюция в свете современной науки понимается в широком смысле — как процесс спонтанной самоорганизации материальных систем, направленные и в основном необратимые изменения их структуры и содержания, включающие как восходящие и нисходящие ветви, так и другие составляющие, например, структурные (одноплоскостные), циклические и иные изменения. Глoбальный эволюционизм предполагает акцентирование внимания на выявлении направлений, тенденций и закономерностей только перманентного (постоянного, непрерывного) прогрессивного развития всего сущего, доступного современной науке, которые носят инвариантный характер и могут претендoвать на то, чтобы объяснить появление человечества и прогнозировать его дальнейшее взаимодействие с природой Земли и космоса. Развитие глобального эволюционизма как общенаучной концепции идет в русле тех исследований, которые именуются меж-, трансдисциплинарными, интегративно-общенаучными и т.д.

Глобальный эволюционизм представляет собой основу современной общенаучной картины мира и форму научного знания o глобальной (универсальной) эволюции, в которой самоорганизация материальных систем выступает в качестве главного постоянного процесса прогрессивного развития в видимой Вселеннойhttp://e-notabene.ru/fr/article_116.html — 3. Глобальная эволюция — это непрерывная самоорганизация материальных систем вначале в неживой природе, затем продолжающаяся в живом веществе и обществе, а далее — в социоприродной форме и все бoлее охватывающая материальные системы видимой Вселенной.

Сoвременная общенаучная картина мира, в существенной степени представляющаяся более системной, чем в прошлом веке, стала также и более эволюционной, по крайней мере, для вещественного фрагмента Вселенной. Вместе с тем эта картина содержит и принципиально неэволюционную часть в форме космологических представлений о темных фрагментах Вселенной и, прежде всего, о темной энергии, сoставляющей три четверти материального содержания мироздания).

Видео:Основные направления эволюционного процессаСкачать

Основные направления эволюционного процесса

Социоприродные перспективы глобальной эволюции

Социоприродное развитие, т.е. направленное изменение природных систем, с включением в них социальных компонентов (человека, социума, человечества, возможных иных представителей социальной ступени) и представляет собой одну из центральных форм эволюции. Социоприродная эволюция — это развитие таких сложных систем как «человек-природа», «общество-биосфера», «человечество-космос», «человек-Земля-Вселенная» и т.д. Важно определить как социоприродные системы, включаясь в процесс глобальной самоорганизации, воздействуют на нее и каковы перспективы этого влияния не только в планетарном, но и космическом будущем.

Включение в концепцию глобальной эволюции цивилизационного фактора и социоприродных взаимодействий не завершает, а продолжает на новом этапе процессы усложнения как роста информационного содержания материальных систем, и эволюция выступает уже как социоестественный процесс. На пути социоприродного продолжения глобальной эволюции возникают новые стабильные тенденции, что позволяет высказать ряд предположений и создать серию сценариев и моделей, путей и возможностей дальнейшей глобальной самоорганизации материи во Вселенной. Философско-мировоззренческое осознание будущего социоприродной эволюции в русле выявления универсалий и векторов развития во Вселенной (Мультиверсе) позволяет дать более аргументированные поисковые и нормативные прогнозы о будущем человеческой цивилизации и ее взаимодействии с природой Земли и Космоса.

Появление социальной ступени развития требует более детального анализа дальнейшего продолжения прогрессивно-эволюционного ряда либо с участием социальной ступени, либо без нее. Последний вариант реализуется, если социальная ступень исчезает из прогрессивного ряда развития как случайно появившийся «низкоэнтропийный продукт», находящийся на периферии главной самоорганизационно-эволюционной магистрали в мироздании. Да и современное человечество ведет себя самоубийственным образом, обостряя глобальные проблемы и ускоряя приближение планетарной антропоэкологической катастрофы.

Поэтому возникает вопрос: по какому пути пойдет дальше человечество? Оказавшись в точке глобальной бифуркации, можно дальше пойти двумя основными путями. Либо сохраниться, выжить и далее продолжать свое существование, либо погибнуть в пучине планетарно-космического катаклизма. Если реализуется дальнейшее стихийное развитие, то человечество уйдет с главной магистрали универсальной эволюции, подтверждая мысль И.С. Шкловского, который в книге «Вселенная. Жизнь. Разум» (М., 1974) полагал, что социальная ступень — это побочный продукт эволюции во Вселенной. Авторы, ратующие за стихийность дальнейшего существования цивилизации без его перехода на путь устойчивого развития придерживаются той же точки зрения о неизбежности гибели человечества как настоящего конца его истории. В этом случае всемирная история не только завершится, но и далее не впишется в глобальную эволюцию, и развитие во Вселенной будет продолжаться без участия человеческого разума (хотя и не ясно сейчас — будет ли это уже иным типом эволюции?).

Однако если на человечестве оборвется прогрессивно-эволюционный ряд, то это будет противоречить одной из устойчивых и общих тенденций, четко прослеживающейся в предшествующей эволюции материи, по крайней мере, на пути действия информационного вектора глобальной эволюции. Имеется в виду сохранение предыдущих структурных уровней в более высоких ступенях и коэволюционном их взаимодействии с более высокой ступенью. Поэтому ясно, что для того, чтобы процесс самоорганизации в мироздании продолжался на главной ее магистрали, социальная ступень должна сохраниться и продолжать свое перманентно-безопасное существование и поступательное развитие уже в социоприродной коэволюционной форме со всеми другими (ей предшествующими и ее окружающими) материальными структурами. Именно эта рабочая гипотеза принимается для дальнейшего видения перспектив продолжения эволюционного ряда процессов самоорганизации с участием социальной ступени. А это потребует нового подхода к рассмотрению развития социальной ступени, отличного от того, который предлагался до недавнего времени в социально-гуманитарных науках.

В обществоведении эпохи специализации и дифференциации науки использовался достаточно ограниченный подход к изучению социальной ступени, которая противопоставлялась природе и все больше преобразовывала ее. Человек в антропоцентристском обществоведении объявлялся венцом творения, которому подвластна вся окружающая его природная среда, рассматриваемая в основном как ресурс развития. Исследования последних лет показывают, что цели и ценности такого подхода противоречат будущему человечества, его сохранению на Земле и во Вселенной, лишь по видимости выступая в качестве гуманистических принципов и подходов.

Видео:Что такое глобализация простыми словами? | Обществознание ЕГЭСкачать

Что такое глобализация простыми словами? | Обществознание ЕГЭ

Исследования глобальных процессов и глобальный эволюционизм

Глобальный эволюционизм стал играть важную роль не только как собиратель научного знания, но и проводника эволюционных взглядов в науке, особенно при становлении новых областей научного поиска. Рано или поздно на эволюционный путь становится любое научное направление и этого этапа не могло избежать глобальное знание и его основа — глобалистика, еще не успевшая выйти из своего описательного и «инвентаризационно-энциклопедического» состояния.

Глобальный эволюционизм как, как выше отмечалось, представляется как часть, но наиболее важная составляющая, эволюционики, как общей теории развития, имеющей междисциплинарный статус, даже несмотря на начальный этап ее развития. Вместе с тем глобальный эволюционизм оказывается частью и другого междисциплинарного феномена, появившегося в последние десятилетия — глобальных исследований.

Пока еще нет общепринятых, устоявшихся знаний и мнений как по поводу «номенклатуры» глобальных процессов, так и определений наук или научных направлений, исследующих глобальные процессы. С одной стороны, глобальные процессы в самом широком смысле исследует глобальный эволюционизм, где даже космическим характеристикам придается «глобальный» статус. С другой стороны, глобальные процессы как планетарные исследуют глобалистика и глобальные исследования.

Усиливающаяся роль глобализации науки и всего технико-технологического развития ставят проблему адекватного определения роли и места глобальных исследований в современной науке, а в социальной деятельности — роли формирующихся глобальных процессов и технологий социально-экономической и гуманитарной направленности. В связи со стихийным их развитием место глобальных исследований в науке еще не определено достаточно адекватно. Превалируют плюралистическая (множественность мнений) их панорама и зачастую противоположные мнения относительно их роли в науке и общем научно-технологическом и научно-образовательном комплексах, модернизационных и инновационных процессах нашей страны и мирового сообщества. В силу этого становится необходимым создать общую концепцию глобальных феноменов в современной науке и оценить перспективы развития глобалистики и глобальных исследований. Ведь некоторые специалисты считают глобалистику и глобальные исследования научной дисциплиной, другие — сферой общественной практики, третьи — наддисциплинарной областью научного знания. Есть и авторы, вовсе отказывающие этому научному феномену в праве на существование.

Исследуемые здесь научные направления не похожи ни на одну из конкретных дисциплин, так как возникли на стыке естественных, гуманитарных, технических, фундаментальных и прикладных наук и являются интегративно-общенаучным знанием об общепланетарных и даже космических процессах. В отличие от отдельных наук, занимающихся тем или иным аспектом или фрагментом реальности, глобалистика и другие глобальные исследования нацелены на решение проблем, решить которые можно только на пути интеграции компонентов науки, междисциплинарного взаимодействия, в котором особая роль отводится интегративно-общенаучным формам и средствам научного познания. Это ведет к тому, что исследование глобальных процессов нарушает сложившиеся в условиях дифференциации науки традиции и вызывает неадекватную реакцию на свое появление и развитие.

Видео:Аркутрианцы о текущем Этапе Эволюции Земли Ченеллер Фидря ЮрийСкачать

Аркутрианцы о текущем Этапе Эволюции Земли Ченеллер Фидря Юрий

Функции научной картины мира

К числу функций научной картины мира относятся систематизирующая, объяснительная, информативная и эвристическая.

Систематизирующая функция научной картины мира определяется, в конечном счете, синтетическим характером научного знания. Научная картина мира стремится так организовать и упорядочить научные теории, понятия и принципы, составляющие ее структуру, чтобы большая часть теоретических положений и выводов была получена из небольшого числа фундаментальных законов и принципов (это соответствует принципу простоты). Так, оба варианта механической картины мира упорядочивали систему знаний эпохи классической физики на основе законов движения в их механически-динамической интерпретации (ньютоновский вариант) или на основе принципа наименьшего действия (аналитико-механический вариант).

В рамках научной картины мира устанавливаются связи между различными теориями, законами, принципами, понятиями, выявляется общее в этих элементах научного знания, устанавливается субординация между ними и определяются границы их применения. Кроме того, уточняются ранее сформулированные законы, понятия и теории, которые вошли в новую картину мира в качестве ее элементов. Систематизация способствует также получению новых знаний, а тем самым расширению и развитию самой научной картины мира. Но входящие в нее новые знания, чаще всего, имея характер следствий, лишены фундаментальность. Появление новых фундаментальных результатов обычно ведет к смене картины мира [4].

Таким образом, научная картина мира связана, с одной стороны, с теоретическими схемами как ядром фундаментальных и частных теорий, а с другой — с ситуациями опыта. Она получает как непосредственную, так и опосредованную (через обоснованные опытом теоретические схемы) связь с эмпирическими фактами. В результате этих связей все эмпирические и теоретические знания научной дисциплины предстают как сложная системная организованность. В каждой науке можно обнаружить дисциплинарную онтологию, определяющую видение предмета данной науки и описываемую в системе онтологических принципов. Эта форма знания была обозначена как специальная научная картина мира. Можно с этих позиций говорить о физической картине мира, картине биологического мира, картине социальной реальности.

Объяснительная функция научной картины мира определяется тем, что познание направлено не только на описание явления или процесса, но и на выяснение его причин и условий существования. При этом оно должно выходить на уровень практической деятельности познающего субъекта, способствуя изменению мира. Данной функции картины мира не признают позитивисты, убежденные в том, что научное познание предназначено только для предсказания и описания, систематизации, но с его помощью нельзя вскрыть причины явлений. Подобный разрыв между объяснением и предсказанием, характерный не только для позитивизма, но и для прагматизма, не соответствует исторической практике. Считается установленным, что чем полнее и глубже объяснение, тем точнее будет предсказание.

Информативная функция картины мира сводится к тому, что последняя описывает предполагаемую структуру материального мира, связи между его элементами, происходящие в природе процессы и их причины. Научная картина мира предлагает целостный взгляд на него. В ней содержится сконцентрированная информация, полученная в ходе научного исследования, и, кроме того, потенциальная информация, создаваемая в ходе творческого развития картины мира. Такая потенциальная информация проявляется в новых предсказаниях.

Эвристическая функция научной картины мира определяется тем, что “знание объективных законов природы, содержащееся в ней, дает возможность предвидеть существование еще не открытых естествознанием объектов, предсказывать их наиболее существенные особенности. Более того, массив знания, составляющий научную картину природы, позволяет предсказывать принципиальную возможность существования объектов, не синтезируемых природой”.

Все эти функции связаны между собой и взаимодействуют, находясь одновременно в определенной субординации.

Видео:Направления эволюции // Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерацияСкачать

Направления эволюции // Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация

Заключение

Важной проблемой в развитии исследовательской деятельности остается не вполне ясный научный статус глобалистики. В сознании многих ученых она пока является лишь какой-то еще не определенной областью научных исследований. Предполагается, что глобалистика может рассматриваться как важная, но все-таки часть глобальных исследований. По этим вопросам на сегодняшний день идет активная научная дискуссия, ориентированная на выяснение их взаимоотношений.

Целесообразно также выяснить, что представляет собой глобалистика: науку или научное направление? Речь, скорее всего, должна идти о научном направлении, которое, в силу своей междисциплинарности, включает пересечение ряда наук (отраслей научного знания). Глобалистика, как часть глобальных исследований, выходит за пределы дисциплинарного видения. Это отмечают все исследователи, но многие из них продолжают считать в духе разграничения науки и дисциплинарного мышления глобалистику отраслью научного знания (дисциплиной), что логически противоречиво.

Результаты исследования процессов глобализации науки, прежде всего глобалистики, глобальных исследований и глобального эволюционизма как новых устойчивых трендов в современной науке, должны привести к пониманию и эффективному использованию этих важнейших феноменов XXI века, обеспечивающих единство и целостность научно-образовательного и научно-технологического направлений развития цивилизации.

Видео:Биология 11 класс (Урок№7 - Основные направления эволюционного процесса.)Скачать

Биология 11 класс (Урок№7 - Основные направления эволюционного процесса.)

Список литературы

1. Урманцев Ю.А.. Эволюционика или общая теория развития систем природы, общества и мышления [Текст]: учеб. пособие / Ю.А. Урманцев. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: URSS, 2009. — 238 с. — ISBN 978-5-397-00410-7

2. Ильин И.В. Глобальный эволюционизм: Идеи, проблемы, гипотезы [Текст]: учеб. пособие / А.В. Ильин, А.Д. Урсул, Т.А. Урсул, М.: МГУ, 2012. — 616 с. — ISBN 978-5-211-06349-5

3. Гуревич И.М. Информация — всеобщее свойство материи: Характеристики. Оценки. Ограничения. Следствия. [Текст]: учеб. пособие / И.М. Гуревич, А.Д. Урсул, М.: ЛИБРОКОМ, 2012. — 312 с. — ISBN 978-5-397-03522-4

4. Ильин И. В. Введение в глобальную экологию [Текст] : учебное пособие / И. В. Ильин, А. В. Иванов. — Москва: Изд-во Московского ун-та, 2009. — 386 с.: ил. — Библиотека факультета глобальных процессов МГУ. — ISBN 978-5-317-02815-2.

5. Бабурин С.Н. Глобализация в перспективе устойчивого развития [Текст]: учеб. пособие / С.Н. Бабурин, М.А. Мунтян, А.Д. Урсул.- М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. — 496 с. — ISBN: 978-5-9776-0204-4

Основные векторы глобальной эволюции

Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции Основные векторы глобальной эволюции

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Видео:Глобальная эволюция. Теории происхождения жизни для ЕГЭ 2023 |ЕГЭ БИОЛОГИЯ|Freedom|Скачать

Глобальная эволюция. Теории происхождения жизни для ЕГЭ 2023 |ЕГЭ БИОЛОГИЯ|Freedom|

Новое в блогах

Основные векторы глобальной эволюции

Видео:Эволюция мозга // Дробышевский. Человек разумныйСкачать

Эволюция мозга // Дробышевский. Человек разумный

Векторы эволюции

Стихий четыре. Чувств, как будто, пять.
И сто загадок. Стоит ли считать?

Истинное знание – знание причин.

Сколько существует человечество, столько оно пытается понять логику развития окружающего мира. В таком знании заключается огромная сила. Ведь если мы научимся предвидеть направления развития природы и общества, то сумеем вовремя подготовиться к будущим переменам. Поэтому многие философы, физики, биологи, историки и социологи пытались вывести и статистически доказать правила и законы эволюции. Чтобы не потеряться в массе выявленных закономерностей, из множества законов и правил эволюции необходимо выделить наиболее общие, указывающие на универсальные направления развития. Именно их понимание может быть использовано для прогнозирования развития системного кризиса цивилизации и поисков способа выхода из него.

Такие универсальные правила иногда называют векторами макроэволюции. Существует несколько классификаций векторов макроэволюции. Их приводят, к примеру, С.Д. Хайтун в статье Человечество на фоне универсальной эволюции, А.П. Назаретян в книге Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории. Общепринятой классификации нет. Поэтому я попытался обобщить различные подходы к систематизации векторов развития Природы, биосферы и общества.

à Первый вектор – вектор внешних воздействий. Развитие систем в силу физических, атомных и прочих взаимодействий на уровне неживой Природы.

В этих явлениях кроются огромные загадки Природы, которые пытаются разгадать физика, химия, астрономия. Может ли происходить развитие только лишь в силу внешних взаимодействий, то есть, когда ещё нет жизни, нет роста изнутри системы? На нас действуют различные силы во Вселенной – энергия Большого взрыва, дающая импульс разбеганию галактик, рост энтропии, закон Всемирного тяготения и так далее. Но случайны ли все эти воздействия внешней среды, или же они имеют некую общую тенденцию? Вселенная существовала миллиарды лет, а потом вдруг возникла жизнь. Если такое возникновение закономерно, значит, что-то всё-таки меняется на неживом уровне, только лишь под влиянием внешних факторов. И тогда это можно назвать астрономической или химической эволюцией.

à Второй вектор – вектор роста. Рост и размножение систем в силу внутренних факторов, усиление взаимодействия с внешним миром и избирательное потребление его ресурсов.

На биологическом уровне это — проявления жизни: рост организма, размножение путём саморепликации, рост численности популяции, расширение её ареала. В социальной сфере это проявляется в экономическом развитии, а также в извлечении энергии и ресурсов из окружающей среды. В векторе роста количественная составляющая превалирует над качественной составляющей. Рост и размножение не всегда легкоосуществимы, но если такая возможность появляется, то развитие происходит этим путём. Поэтому вполне естественно, что уровень потребления в человеческом обществе находится в постоянном, хоть и скачкообразном росте, пока это остаётся возможным.

Рост и размножение систем — это удивительное явление природы. Как возникла жизнь? Каким образом взаимодействие элементов приводит к росту? Как преодолеваются ограничения в ресурсах для роста? Известна гипотеза тепловой смерти Вселенной, выдвинутая Р. Клазиусом. Вселенная затухает с момента своей вспышки, разлагается на более мелкие и тоже затухающие системы. Но эти локальные очаги могут расти и «теплеть» за счёт энергии затухания материнских систем. При этом общее затухание только убыстряется, поскольку локальный очаг энергично вытягивает ресурсы из материнской системы, рассеивая эту энергию. Это означает, что вектор роста энергетически зависит от общего увеличения энтропии и не только не способен его преодолеть, но даже убыстряет, в целом, рост энтропии.

Энергия большого взрыва передалась галактикам и звёздам. Солнце, выбрасывая энергию, наполняет ею Землю. А на Земле развивается биосфера, ресурсами которой питаются цивилизации. То есть биосфера является дочерней системой по отношению к Земле и Солнцу, и материнской системой по отношению к цивилизациям. Многие надеются, что наша цивилизация когда-нибудь научится действительно мощно и эффективно напрямую использовать энергию Солнца. Но, несмотря на массу надежд, нам до сих пор удобнее сжигать нефть и газ. Некоторые фантасты даже мечтают, что мы дорастём до космических размеров и научимся использовать изначальную энергию Вселенной, скажем, энергию разбегания галактик. Скорее всего, на такое развитие есть естественные системные ограничения. Чтобы поддерживать информационную интенсивность цивилизации, нам необходим концентрированный поток энергии. А его мы умеем извлекать только из биосферы. Солнечная энергия слишком рассеяна, уж не говоря про энергию разбегания галактик.

à Третий вектор – вектор интенсивности и структуризации. Увеличение автономности, мобильности, структурной сложности и интенсивности обмена веществ и энергии в системах.

В этом векторе качественные изменения превалируют над количественными изменениями. Под его воздействием системы приобретают свойство иерархичности. Изменяются также свойства самих элементов системы, такие как способность увеличивать спектр взаимодействия между элементами, открытость воздействию, избирательность реакции на воздействие и, конечно же, мобильность.

В Природе большей структурной сложностью по сравнению с растениями обладают животные. У животных есть иерархии, они мобильны, они постоянно взаимодействуют друг с другом. Полезные навыки в животном мире передаются уже не только генетически, но и через подражание родителям или другим членам стаи. Животные способны реагировать избирательно. Как пишет Б. Поршнев в книге «О начале человеческой истории»: «Реактивность — свойство живого вещества. А эволюция живой природы — выработка все более совершенных средств не реагировать, следовательно, тормозить эту самую реактивность. Это дает реакции возрастающую прицельность в единственном остающемся направлении. Совершенствование живого — это совершенствование торможения реакций».

В социальной сфере увеличение внутренней мобильности и структурной сложности проявляется в общественной иерархии, а также в росте торговли и разделении труда. Сюда же можно отнести улучшение способов определения выгоды, как на инстинктивном, так и на сознательном уровне. Немецкий философ и социолог Макс Вебер назвал это усилением рациональных начал. А американец Талкотт Парсонс определил это как закон возрастающей рациональности. Научившись видеть свою конкретную выгоду, люди стали более критически относиться к окружающему миру. Они потеряли веру в мифы и непреложность традиций, не доверяют своим инстинктам и стереотипам. Растущая способность определять свою выгоду не отрицает и рациональный альтруизм, подробно исследованный в теории игр и в эволюционной психологии. Например, рост способности уступать в определённой мере, с тем, чтобы в дальнейшем получить больше доступа к ресурсам, и другие преимущества. Таким образом, теория игр даёт системное обоснование выгодности рационального альтруизма.

Подтверждения этому можно найти и в природе и в обществе. Животные инстинктивно могут делать запасы на зиму. Человек считается более развитым, если способен приложить большие усилия ради пользы, отодвинутой на десятки лет. Например, он готов в течение двадцати лет получать образование, чтобы прийти к каким-то достижениям в науке. Человек стремится вложить во что-то большие усилия, потому что чувствует свою будущую выгоду, представляет её, мечтает о ней и наслаждается этими своими мечтами. Люди способны наслаждаться вещами, весьма отдалёнными от них в пространстве, времени и прочих свойствах. И это тоже результат развития по структурному вектору эволюции.

Казалось бы, усложнение системы, рациональное использование ресурсов, — всё это должно продлевать её существование. На деле же усложнение сокращает период существования системы в её текущей форме, уплотняет время, поскольку способствует ускорению роста и, более того, оказывается невозможным без такого постоянного ускорения. Потребляя всё больше ресурсов, несмотря на все старания использовать их рационально, сложная система приводит к ускоренному росту энтропии в более внешней — материнской системе. Например, человечество, развиваясь, разрушает биосферу. Это противоречие приводит к кризису сложных систем, когда они сталкиваются с границей своего роста. То есть, структурный вектор, также как и вектор роста, лишь приближает неизбежный конец эволюционирующей системы.

à Четвёртый вектор – вектор интеграции. Интеграция и самоподобная структуризация систем.

Человек, отражая в своём сознании окружающую действительность, является примером структурного подобия. Каждый из нас – это маленький мир. Клетка в своём генотипе содержит информацию обо всём организме. Системным примером самоподобия является фрактальная структура, как, например, голографические изображения. Массу фрактальных структур можно найти и в Природе. Как в неживой – кристаллы, так и в живой, как, например, некоторые виды брокколи, в которых каждая веточка — это уменьшенное подобие целого плода. («Fractal Structure of a White Cauliflower». Journal of Korean physical society 46 (2): 474–477)

Интеграция приводит к тому, что система выступает, как единый объект на неживом, инстинктивном, подсознательном или сознательном уровне. Так, белковые молекулы интегрируются в клетки, клетки — в многоклеточные организмы, организмы — в биологический вид в целом. В социальном плане интеграция подразумевает расчёт единой пользы. Последовательно возникают интегрированная польза для семьи, общины, всей страны. А в глобальном мире – польза для всего человечества, что означает интеграцию всего мирового сообщества, подобную интеграции клеток в единый организм.

Отражая в себе мир, человек обретает индивидуальность. А интегрируясь в мир, он, наоборот, как бы сливается с ним, включает в него свою индивидуальность. Может быть, тогда правильней было бы разделить четвёртое направление эволюции на два вектора – интеграцию и самоподобную структуризацию систем? Нет, поскольку эти два процесса настолько взаимосвязаны, что всегда идут вместе, находятся в единстве противоположностей. Так, например, явления интеграции клеток в единый организм и сохранения в генотипе клетки информации обо всём организме тесно взаимосвязаны. Интеграция возможна только в случае, если каждая подсистема отражает в себе в какой-то степени всю систему. И наоборот, отражение в себе возможно только в случае, если существует некоторая степень внешней интеграции. Полная взаимозависимость делает обе эти тенденции единым направлением развития. Количество и прежнее качество переходят в новое качество, интегрируются в новое свойство только в случае, если система обладает способностью самоподобия. И тогда это новое свойство пропитывает всю систему.

Таким образом, вектор интеграции приводит к ступенчатому возникновению новых подобных форм внутри системы, а также к объединению старых форм на новом интегративном уровне, при котором система начинает обладать эмерджентными свойствами, то есть не присущими изначально элементам системы, хоть и отражёнными в них благодаря свойству самоподобия. При этом различия между элементами системы не мешают, а способствуют интеграции. Это выражается в системном законе единства и борьбы противоположностей. Дополняя друг друга, элементы с разными свойствами делают систему цельной.

Герберт Спенсер увязал векторы интеграции и структурной сложности в своём определении эволюции как перехода от бессвязной однородности в связную разнородность. Эти два направления развития действительно можно рассматривать вместе. Более того, интегративный вектор эволюции — это, казалось бы, вариация третьего вектора, то есть определённый тип усложнения и внутренней интенсификации систем. Действительно, процесс интеграции приводит к синергетике — росту эффективности за счёт уподобления целей. Но есть серьёзное отличие. Благодаря интеграции возникают системы с принципиально новыми свойствами. Эти свойства сформированы не только за счёт энергетической деградации материнских систем, но и на основе информационных и качественно новых структурных скачков, не присущих материнской системе. То есть, происходит уже не просто усложнение системы, а путь в обратную сторону от деградации и хаоса, к возникновению систем всё большей упорядоченности и сложности.

Таким образом, интеграция и структурное подобие – отражение системы в подсистемах, приводят к возникновению систем всё большего порядка сложности. В человеческом обществе это становится возможным благодаря сознанию и возникновению информационной структуры. Информация, благодаря интегративному вектору, отделяется от энергии. Возможно, что даже в случае уменьшения общей энергии системы, её информационная сложность, тем не менее, способна продолжать расти.

Отсюда следует, что парадокс тепловой смерти Вселенной может иметь решение. «Тепло» — это понятие энергетическое, а «смерть» — понятие информационное. При этом информация, как мы видим, не всегда следует за энергией. В принципе, неограниченный рост информации не обязательно является функцией неограниченного времени. То есть, бесконечное развитие, ускоряясь, может происходить в ограниченных рамках времени, но оно обязательно будет связано с интеграцией.

à Нулевой вектор. Развитие и влияние материнской системы по отношению к дочерней – информационный уровень развития.

Я пронумеровал этот вектор не пятым, а нулевым, поскольку это, по сути, не вектор развития самой системы, а совокупность векторов развития материнской системы по отношению к дочерней системе. Материнская система относительно любой системы — это то, что создаёт её и питает энергией. Нулевой вектор (назовём его корневым или материнским) действует уже тогда, когда новая дочерняя система ещё не сформировалась внутри материнской системы. Однако благодаря структуризации материнской системы, новая система, новый уровень уже намечается в ней. Корневой вектор основан на отдаче материнской системы, на её влиянии. Это выражается в отношении материнской системы к тому, что рождается из неё. Для дочерней системы это тоже не отдельный вектор, а действующая в совокупности четырёх векторов сила материнской системы. Это материнское влияние проявляется на каждой стадии развития, включается в каждую из них. По отношению ко всей Вселенной корневой вектор — это её информационный уровень, то есть системные законы мироздания. По отношению к человечеству материнская система – это биосфера, из которой мы черпаем энергию: пищу, нефть, газ, уголь и различные материалы. Биосфера отдаёт нам всё. Корневой вектор цивилизации, то есть отношение биосферы к нам – это отношение отдачи. Свойство отдачи материнской системы — это основа эволюции, без него не было бы никакого развития. И это свойство, этот базисный системный альтруизм проявляется на всех этапах развития и во всех векторах развития.

Любая система — это некое взаимодействие, некий обмен информацией, энергией или веществом. В любом обмене есть действие отдачи и действие получения. Действие отдачи в данном случае можно назвать базисным системным альтруизмом. Хотя для этого, конечно, придётся весьма расширить общепринятое понятие альтруизма. Тем не менее, любой обмен веществ в системе невозможен без действий отдачи и получения.

В росте систем альтруизм действия отдачи проявляется уже более чётко. Система использует отдельные свои части ради общего роста, жертвует ими или их ресурсами. Это всё ещё не альтруизм в полном смысле слова, поскольку эти части никак не возражают против такого использования. В них не происходит внутренней борьбы. Когда система ещё усложняется, отдельные её части-подсистемы начинают определять собственную локальную пользу и временно жертвовать ею во имя большей пользы в дальнейшем. Альтруизм в этом случае рационален, он основан на отдалении выгоды во времени. И наконец, когда в действие вступает интегративный вектор эволюции, и система с развитыми подсистемами обретает цельность на новом уровне развития, альтруизм начинает проявляться в виде общей единой пользы. Интересы системы начинают возвышаться над интересами отдельного элемента, несмотря на его самостоятельность и даже, возможно, самосознание. Наша земная цивилизация, развившаяся из биосферы, как из своей материнской системы, подходит к такому интегративному этапу развития. Мы больше не в состоянии продолжать использовать биосферу как нам вздумается. Любой ребёнок в какой-то момент должен быть отлучён от груди и начать взрослеть. Взросление означает самостоятельность в решении стоящих перед нами задач.

Четыре вектора эволюции плюс корневое воздействие материнских систем задают динамичные рамки всем явлениям и процессам во Вселенной. Каждая теория, провозглашающая единственный неизменный (нединамичный) способ взаимодействия элементов в Природе, оказывается подходящей лишь для частных случаев. Это верно по отношению к механическому детерминизму, к принципу естественного отбора, к положению, что вся биосфера основана лишь на саморепликации и т.д. Развитие не стоит на месте.

Динамичность действию векторов эволюции придаёт бесконечное множество их комбинаций. Одновременное перекрёстное действие векторов эволюции приводит к тому, что появляется несколько путей развития. И тогда силы, толкающие эволюцию сложных систем по векторам развития, могут по-разному взаимодействовать и даже противодействовать друг другу. Например, развитие может идти за счёт большего использования окружающей среды или же за счёт интеграции в неё. То есть, рост подсистемы (частные интересы) может войти в противоречие с её интеграцией в более крупную систему (общественные интересы). Такое противоречие способно расшатать и даже взорвать всю систему, вывести её из равновесного состояния.

Несмотря на возможные противоречия, векторы развития находятся в единстве. Они построены на одной силе — силе уменьшения хаоса. Это уменьшение можно назвать «пользой». Таким образом, польза сложной системы в общем случае – это мера уменьшения хаоса и роста информации. На уровне материнской системы польза — это энергия, которая передается в дочернюю систему. А на уровне остальных четырёх векторов эта энергия перерабатывается в информацию. В физических системах уменьшение хаоса приводит к внутреннему равновесию и устойчивости к внешним факторам. Поэтому эти свойства можно назвать полезными свойствами системы. На биологическом уровне полезные свойства — это рост и выживание видов и организмов. На человеческом уровне — это совокупность наслаждений во всех наших желаниях и устремлениях, включая стремление к познанию окружающего мира. Все направления эволюции — это попытка сложной системы преодолеть естественный рост хаоса внутри неё, как на энергетическом, так и на информационном уровне.

Векторы эволюции сложных систем разнообразно влияют друг на друга. Рост потребления внешних ресурсов приводит к появлению излишков и внутренней конкуренции за них. Это усложняет внутреннюю иерархию системы и делает возможной отсроченную выгоду (то есть пользу), при помощи которой можно получить больше ресурсов, чем другие. Это, в свою очередь, приводит к внутренней взаимосвязи популяции или общества, то есть к переходу от пользы индивидуальной к пользе коллективной, интегрированной. Это даёт популяции или обществу преимущество по отношению к другим популяциям или обществам, что, в свою очередь, вызывает новый скачок в потреблении.

Векторы эволюции постоянно подгоняют человечество. Это выражается в так называемом «давлении эволюции». Воздействие внешних сил, то есть первый вектор эволюции, заставляет нас прятаться или убегать. Идёт цунами – беги вглубь суши, идёт торнадо – прячься в подвал. Рост и размножение, то есть второй вектор эволюции, заставляет нас постоянно искать ресурсы и завоёвывать новые пространства. Структуризация и усложнение, то есть третий вектор эволюции, заставляет нас развивать технический прогресс и эффективные способы организации социальной и экономической жизни. Вот почему мы строим машины, государства и транснациональные корпорации. Интеграция, то есть четвёртый вектор эволюции, толкает нас к объединению в семьи, племена, народы и глобальное человечество. Одновременно с этим он толкает каждого человека к осознанию своего места в этих объединениях. А биосфера – наша материнская система — даёт нам для всего этого ресурсы и силы.

Такими путями процесс эволюции систем движется, пока не останавливается естественными ограничениями по одному или по нескольким векторам. То есть, система достигает границ возможного развития, и эти границы начинают действовать на неё как балансирующие силы. Например, некая популяция, заполнив всю возможную нишу своего обитания и истребив более слабых конкурентов, встречает на своих границах таких конкурентов или паразитов, которым не может противостоять и начинает сокращаться. Достижение границ развития приводит к тотальному кризису и переходу к взаимодействию на новом уровне. Как правило, на это становится способна новая форма, вызревающая в старой среде, но до наступления решающей стадии кризиса не обладающая преимуществами перед остальной популяцией. И кто знает, какая из многочисленных социальных форм в мировой цивилизации окажется наиболее приспособленной (или, возможно, единственно приспособленной) к реалиям нового витка эволюции.

🎬 Видео

История эволюционного учения | Биология 10 класс | УмскулСкачать

История эволюционного учения | Биология 10 класс | Умскул

КОБ - Глобальный Эволюционный ПроцессСкачать

КОБ -  Глобальный Эволюционный Процесс

Эволюция биосферы | Биология 11 класс #33 | ИнфоурокСкачать

Эволюция биосферы | Биология 11 класс #33 | Инфоурок

НЕразумный замысел [БОГ vs Наука и Эволюция]Скачать

НЕразумный замысел [БОГ vs Наука и Эволюция]

Рэй Далио: Меняющийся мировой порядок | Русский язык (дубляж)Скачать

Рэй Далио: Меняющийся мировой порядок | Русский язык (дубляж)

Основные этапы развития мировой экономической мыслиСкачать

Основные этапы развития мировой экономической мысли

Все об эволюции для ЕГЭ | Биология ЕГЭ | УмскулСкачать

Все об эволюции для ЕГЭ | Биология ЕГЭ | Умскул

Тема №4. Направления и формы эволюцииСкачать

Тема №4. Направления и формы эволюции

Станислав Дробышевский: "Теория эволюции"Скачать

Станислав Дробышевский: "Теория эволюции"

А что, если эволюция — ложь? (и как доказать обратное) // Дробышевский. Человек разумныйСкачать

А что, если эволюция — ложь? (и как доказать обратное) // Дробышевский. Человек разумный
Поделиться или сохранить к себе: