Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощи

Методические рекомендации «Изучение математики» для студентов заочного обучения.

Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощи

Методические рекомендации для студентов 1 курса педагогического колледжа специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Изучение математики» для студентов заочного обучения.»

Филиал ГБПОУ Иркутской области «Ангарский педагогический колледж»

в г. Усолье-Сибирское

Изучение дисциплины «Математика»

для студентов заочной формы обучения

специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Олейник З.Ф. Методическое пособие по дисциплине «Математика» для студентов заочного отделения специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Методическое пособие по изучению дисциплины «Математика» предназначено для студентов заочного отделения специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Предложенные задания помогут студенту в межсессионный период лучше понять программный курс математики, организовать тренировочные упражнения и подготовиться к зачету.

Рецензент: Князева Т.Б. к.п.н. завкафедрой экспертиз ОГОУ ДПО «ИРО»

Данные методические рекомендации предназначены для студентов-заочников специальности 44.02.01 «Дошкольное образование». Оно поможет им организовать самостоятельную работу при изучении дисциплины «Математика» и осуществить контроль за качеством усвоения основных вопросов.

Дисциплина «Математика» входит в математический и общий естественнонаучный цикл. Согласно учебному плану на изучение дисциплины отводится 75 часов, из них на самостоятельную работу студента – 63 часа. Дисциплина изучается на 1 курсе установочной сессии и в 1 семестре. По окончанию изучения дисциплины студенты сдают зачет.

В связи с большим объемом самостоятельной работы по новому предмету, в пособии предоставлено примерное распределение изучаемых вопросов на два периода обучения, тематика теоретического материала, тематика и содержание практических заданий, требования к зачету, список рекомендуемой литературы.

В сборник включены основные разделы программы согласно ФГОС СПО «Множества и операции над ними», «Понятия величины и ее измерения», «Этапы развития понятий натурального числа и нуля», «Системы счисления», «Понятие текстовой задачи и процесса ее решения», «Основные свойства геометрических фигур на плоскости и в пространстве», «Правила приближенных вычислений», «Методы математической статистики».

На установочной сессии на изучение каждой темы отводится 1-2 часа, обзорная лекция и практическое занятие. Поэтому выполнению практических заданий предшествует изучение теоретического материала, предназначенного для самостоятельного освоения. В каждом разделе указано количество часов, отведенное на самостоятельную работу согласно учебной программе дисциплины.

Представленные в пособии практические задания студенты выполняют в межсессионный период и представляют их перед сдачей зачета. К зачету допускаются студенты, выполнившие верно более 60% заданий.

В пособии предлагается 1 вариант тестового задания зачета и критерии оценки зачетного задания.

При подготовке теоретического и практического материала к зачету студент может использовать литературу:

Пехлецкий И.Д. Математика: Учебник. – М.: Мастерство, 2011

Стойлова Л.П. Математика: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.

Богомолов Н.В. Самойленко П.И. «Математика», — М., 2002.

Интернет – ресурс «Парадоксы теории множеств». Форма доступа: www.edu.ru/modules.php

Интернет – ресурс http://www.mathematics.ru

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

применять математические методы для решения профессиональных задач;

— решать текстовые задачи;

— выполнять приближенные вычисления;

— проводить элементарную статистическую обработку информации и результатов исследований,

— представлять полученные данные графически.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

— понятие множества, отношения между множествами, операции над ними;

-понятия величины и ее измерения;

-историю создания систем единиц величины;

— этапы развития понятий натурального числа и нуля;

— понятие текстовой задачи и процесса ее решения;

— историю развития геометрии;

— основные свойства геометрических фигур на плоскости и в пространстве;

— правила приближенных вычислений;

— методы математической статистики.

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 12 часа;

самостоятельной работы обучающегося 63 часа.

Понятие множества и элемента множества.

Отношения между множествами.

Операции над множествами

Изображение объединения и пересечения множеств при помощи кругов Эйлера.

Понятие величины и ее измерения.

История создания систем единиц величины.

Действия с величинами.

Решение задач с величинами

Этапы развития натурального числа и нуля.

Правила приближенных вычислений

Системы счисления. История возникновения и развития способов записи целых неотрицательных чисел.

Позиционные системы счисления, отличные от десятичной.

Действительные числа и действия над ними.

Нахождение абсолютных и относительных погрешностей, выполнение действий над числами с учетом погрешностей.

Понятие текстовой задачи и процесса ее решения. Структура текстовой

Этапы решения задачи и приемы их выполнения.

История развития геометрии.

Основные свойства геометрических фигур на плоскости.

Построение геометрических фигур.

Основные свойства геометрических фигур в пространстве.

Изображение пространственных фигур на плоскости.

Видео:Множества и операции над нимиСкачать

Множества и операции над ними

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. РАЗБИЕНИЕ МНОЖЕСТВА НА КЛАССЫ

Цель. Рассмотреть правила разбиения множества на классы, уметь решать задачи на классификацию, освоить математическую символику связанную с этими понятиями.

Теоретическая часть

Вопросы к изучению

1. Понятие разбиения множества на классы.

2. Некоторые задачи, связанные с операциями над конечными множествами.

Ø дихотомическая классификация.

Обозначения

n (A) — число элементов конечного множества А.

Правила

· Разбиения множества на классы;

· Нахождения числа элементов в объединении конечных множеств:

n (А ÈВ) = n (А) + n (В) – n (AÈB);

n (А ÈВ) = n (А) + n (В), если (А Ç B ) = Æ.

Практическая часть

1. Выделите из множества К= два подмножества. В одно включите числа, кратные 2, а в другое – кратные 3. Произошло ли разбиение множества К на класс чисел, кратных 2, и класс чисел, кратных 3? Можно ли разбить данное множество К на три класса: К1= , К2= , К3= ?

2. Определите классы разбиения множества Х четырехугольников, если оно осуществляется при помощи: 1) свойства «быть прямоугольником»; 2) свойств «быть прямоугольником» и «быть ромбом»; 3) свойств «быть прямоугольником» и «быть квадратом»; 4) свойств «быть прямоугольником» и «быть трапецией».

3. Из множества натуральных чисел выделите подмножество чисел, кратных 8. На сколько классов при этом произошло разбиение множества натуральных чисел? Изобразите полученные классы при помощи кругов Эйлера и назовите по два представителя из каждого класса.

4. На какие классы разбивается множество точек плоскости при помощи: а) окружности; б) круга; в) прямой?

5. На множестве натуральных чисел рассматривается свойство «быть кратным 7». Сколько классов разбиения множества N оно определяет? Назовите по два элемента из каждого класса.

6. Из множества четырехугольников выделили подмножество фигур с попарно параллельными сторонами. На какие классы разбивается множество четырехугольников с помощью свойства «иметь попарно параллельные стороны»? Начертите по два четырехугольника из каждого класса.

7. Изобразите при помощи кругов Эйлера множество N натуральных чисел и его подмножества: четных чисел и чисел кратных 7. Можно ли утверждать, что множество N разбито: а) на два класса: четных чисел и чисел, кратных 7; б) на четыре класса: четных чисел, кратных 7; в) нечетных чисел, не кратных 7; г) четных чисел не кратных 7; д) нечетных чисел, кратных 7.

8. На множестве четырехугольников рассматриваются два свойства: «быть прямоугольником» и «быть квадратом». На какие классы разобьется множество четырехугольников при помощи этих свойств? Начертите по два четырехугольника из каждого класса.

9. Изменится ли ответ в предыдущем упражнении, если на множестве четырехугольников рассмотреть свойства: а) «быть прямоугольником» и «быть ромбом»; б) «быть прямоугольником» и «быть трапецией»?

10. Можно ли узнать, сколько человек в классе, если в нем: 1) 17 мальчиков и 15 девочек; 2) 17 мальчиков и 23 спортсмена?

11. Из 50 учащихся 37 изучают английский язык, 17- немецкий. Сколько человек изучают оба языка?

1. Из 32 школьников 12 занимаются в волейбольной секции, 15 – в баскетбольной, 8 человек занимаются и в той и в другой секции. Сколько школьников не занимаются ни в волейбольной, ни в баскетбольной секции?

2. В делегации 6 человек, знающих французский или немецкий язык. Трое из них говорят только на французском, двое – только на немецком. Сколько человек говорят на двух языках – французском и немецком?

3. Из 100 студентов английский язык изучают 28 человека, немецкий – 30 человек, французский – 42, английский и немецкий – 8, английский и французский – 10, немецкий и французский – 15. Все три языка изучают 3 учащихся. Сколько студентов изучают только один язык? Сколько студентов не изучают ни одного языка?

4. В школе 70 учеников. Из них 27 ходит в драмкружок, 32 поют в хоре, 22 увлекаются спортом. В драмкружке 10 ребят из хора, в хоре 6 спортсменов, в драмкружке 8 спортсменов. 3 спортсмена посещают и драмкружок, и хор. Сколько ребят не поют в хоре, не увлекаются спортом и не ходят в драмкружок?

5. Докажите, что если п – число свойств, с помощью которых множество разбивается на максимальное число классов, то число этих классов равно 2 п

Дата добавления: 2021-01-26 ; просмотров: 289 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Видео:Разбиение множества на классыСкачать

Разбиение множества на классы

По какому одному свойству можно разбить множество четырехугольников

Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощи

УСЛОВИЕ:

На множестве четырехугольников рассматриваются два свойства: «быть прямоугольником» и «быть ромбом». На какие классы разобьется множество четырехугольников при помощи этих свойств? Начертите по два четырехугольника из каждого класса.

Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощи

Наверное, на те, у которых стороны попарно параллельны и те, у которых стороны не параллельны.

Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощи

Вопрос к решению?

Добавил vk190290376, просмотры: ☺ 2117 ⌚ 09.01.2018. математика 1k класс

Решения пользователей

Лучший ответ к заданию выводится как основной

Хочешь предложить свое решение?
Войди и сделай это!

Написать комментарий

Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощи

y’=11/cos^2(x)-11
y’=(11-11cos^2(x))cos^2(x)=11(1-cos^2(x)/cos^2(x)=11sin^2(x)/cos^2(x)=11tg^2(x)>0
y’>0. Следовательно функция y(x) возрастает на отрезке [-pi/4;pi/4].
Значит, ее наименьшее значение равно y(-pi/4)= 11*tg(-pi/4)-11*(-pi/4)-11*pi/4+12=11*(-1)+11pi/4-11pi/4+12=-11+12=1
Ответ: 1

Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощи

Если поменять местами x и y, то уравнение [b]не изменится.[/b]

Значит [b] y = x[/b] является решением уравнения и уравнение примет вид:

2y^3+1=y^4+y^2+1 или (2y^3+1)(y^4+y^2+1)=1

y=1 или y^2(y+1)(2y^2+y+1)=0;

а значит x=y=1 или y=-1 не удовлетворяет условию задачи

Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощи

Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощи

Проводим перпендикуляр из точки А на прямую ВС_(1) как высоту [i]равнобедренного [/i]треугольника АВС_(1), проведенную на боковую сторону.
Δ АВС_(1) — равнобедренный, так как

АС_(1)=ВС_(1)=sqrt(2) — диагонали боковых граней, которые являются [blue]квадратами.[/blue]

Найдем высоту [b]h[/b] равнобедренного треугольника АВС_(1)

S_( Δ АВС_(1))=(1/2) * AB*h

C другой стороны

S_( Δ АВС_(1))=(1/2) * BС_(1)*AD

Приравниваем правые части:
(1/2) * AB*h=(1/2) * BС_(1)*AD ⇒ AD=AB*h/BC_(1)=(sqrt(7)/2)/sqrt(2)=sqrt(7)/(2sqrt(2))=sqrt(7)*sqrt(2)/(2*2)=[b]sqrt(14)/4[/b]

Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощи

Проводим АК ⊥ BC

Призма прямая, значит боковые ребра перпендикулярны плоскости АВС, а значит и любой прямой в этой плоскости
Поэтому BB_(1) ⊥ AK

⇒ АК ⊥ ВС и АК ⊥ ВВ_(1)

АК перпендикулярна двум пересекающимся прямым плоскости, значит АК ⊥ пл ВВ_(1)С_(1)С

О т в е т.[b] sqrt(3)/2[/b]

КАРТА – СХЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

продолжительность — 90 минут

Тема занятия: Декартово произведение и разбиение множеств на классы

расширить знания студентов с темы действия с множествами, рассмотреть Декартово произведение, разбиение множеств на классы;

способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления;

создать условия для применения полученных знаний при выполнении расчетных заданий.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение:

Карточки с заданиями самостоятельной работы

Стойлова АП. Математика : учебник для студ. учреждений высш.образования / Л.П. Стойлова. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014.

Стойлова АП. Математика : учебник для студ. учреждений высш.образования / Л.П. Стойлова. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014.

Тип и вид учебного занятия:

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Содержание и виды деятельности преподавателя

1. Организационный этап

Приветствие, выявление отсутствующих, информирование о теме и целях занятия.

2. Актуализация ЗУН

— Что такое множество? Что означает задать множество?

— Способы задания множеств

— Что такое подмножество?

-какие действия выполняем над множествами?

— Что такое пересечение? Объединение?

— Какие свойства пересечения, объединения?

Самостоятельная работа (с взаимопроверкой)

Найдите: а) А∩В; б) А∩С; в) С∩В.

Найдите: а) АUВ; б) АUС; в) СUВ.

Найдите а)(А∩В)∩С; б) )(АВ)С; в) (А В)∩С

3. Изучение нового материала

— разбиение множеств на классы

4. Первичное закрепление

Практическое выполнение заданий

5. Информация о домашнем задании

Методические рекомендации для самостоятельной работы

6. Подведение итогов урока

Подведение итогов работы группы, отдельных студентов.

Корректирование пробелов знаний.

В начальных классах ученики решают задачу: используя цифры 1, 2, 3 образовать всевозможные двузначные числа.

Путем перебора дети получают:

Запись каждого числа состоит из двух цифр, причем существенен порядок их следования. Например, из цифр 1, 2 образованы числа 12 и 21.

В том случае, когда важен порядок следования элементов множества, в математике говорят об упорядоченных наборах элементов. В данной задаче – упорядоченные пары (а; b), образованные из элементов а и b. Это (1; 2), (1; 3), (1; 4) и т.д. Первый элемент а называют первой координатой пары, элемент bвторой.

Значит, в нашей задаче мы оперировали множеством А=<1, 2, 3> и образовывали всевозможные пары.

Рассмотрим другой пример. Пусть А=, B=. Образуем всевозможные пары (а;b) так, что аА, bВ. Получим некоторое новое множество , элементами которого являются упорядоченные пары чисел. Это новое множество называют декартовым произведением множеств А и В.

Операцию нахождения декартового произведения множеств А и В называют декартовым умножением этих множеств.

Рассмотрим следующий пример. Известно, что АВ= . Установим, из каких элементов состоят множества А и В. Так как первая компонента пары декартового произведения принадлежит множеству А, а вторая – множеству В, то данные множества имеют следующий вид: А=, B= <3, 5,6>.

Перечислим элементы, принадлежащие множеству АВ, если
А= <a, b, c,d>, B=A. Декартово произведение АВ=<(a, a), (a, b), (a, c),
(a, d), (b, a), (b, b), (b, c), (b, d), (c, a), (c, b), (c, c), (c, d), (d, a), (d, b) ,(d, c), (d, d)>.

Количество пар в декартовом прoизведении АВ будет равно произведению числа элементов множества А и числа элементов множества В: n(АВ)=n(A)n(B).

В математике рассматривают не только упорядоченные пары, но и наборы из трех, четырех и т.д. элементов. Такие упорядоченные наборы называют кортежами. Так, набор (1, 5, 6) есть кортеж длины 3, так как в нем три элемента.

Используя понятие кортежа, можно определить понятие декартового произведения n множеств.

Декартовым произведением множеств А, А,…, A называют множество кортежей длины n, образованных так, что первая компонента принадлежит множеству А, вторая – А, …, n-ая – множеству А: ААA.

Понятие разбиения множества на классы

Понятие множества и операций над множествами позволяют уточнить представление о классификации.

Классификацияэто действие распределения объектов по классам на основании сходств внутри класса и их отличия от других объектов. Классификация широко применяется в математике.

Например, натуральные числа делятся на четные и нечетные; углы бывают острые, тупые и прямые и т.д.

Любая классификация связана с разбиением некоторого множества объектов на подмножества.

1) подмножества Х, Х,…, Х попарно не пересекаются;

2) объединение этих подмножеств совпадает с множеством Х.

Если не выполнено хотя бы одно из этих условий, классификацию считают неправильной.

Например: а) Множество треугольников Х разбито на три класса: остроугольные, прямоугольные и тупоугольные. Действительно, выделенные подмножества попарно не пересекаются, а их объединение совпадает с множеством Х; b) Из множества треугольников Х выделили подмножества равнобедренных, равносторонних и разносторонних треугольников. Так как множества равнобедренных и равносторонних треугольников пересекаются, значит, не выполнено первое условие классификации, и разбиения множества Х на классы мы не получили.

Так как разбиение множества на классы связано с выделением его подмножеств, то классификацию можно выполнять при помощи свойств элементов множеств.

Рассмотрим, например, множество натуральных чисел. Его элементы обладают различными свойствами. Нас интересуют числа со свойством «быть кратным 3». Это свойство позволяет выделить из множества N подмножество, состоящее из чисел, кратных 3. Тогда про остальные натуральные числа можно сказать, что они не кратны 3, т.е. получаем еще одно подмножество множества N. Так как выделенные подмножества не пересекаются, а их объединение совпадает с множеством N, то имеем разбиение данного множества на два класса.

Вообще, если на множестве Х задано одно свойство, то это множество разбивается на два класса. Первый – это класс объектов, обладающих данным свойством, а второй – дополнение первого класса до множества Х. Во втором классе содержатся такие объекты множества Х, которые заданным свойством не обладают. Такую классификацию называют дихотомической.

Рассмотрим ситуацию, когда для элементов множества заданы два свойства. Например, свойства натуральных чисел: «быть кратным 3» и «быть кратным 5». При помощи этих свойств из множества N можно выделить два подмножества: А – множество чисел, кратных 3 и В – множество чисел, кратных 5. Эти множества пересекаются, но ни одно из них не является подмножеством другого (рис. 13). Разбиения на подмножества А и В в данном случае на произошло. Но круг, изображающий множество N, можно рассматривать как состоящий из четырех непересекающихся областей. Каждая область изображает некоторое подмножество множество N. Множество I состоит из чисел, кратных 3 и 5, множество I – из чисел, кратных 3 и не кратных 5, множество III – из чисел, кратных 5 и не кратных 3, множество IV – из чисел, не кратных 3 и не кратных 5. Объединение этих четырех множеств есть множество N.

Таким образом, выделение двух свойств привело к разбиению множества N натуральных чисел на четыре класса.

Не следует думать, что задание двух свойств элементов множества всегда приводит к разбиению этого множества на четыре класса. Например, при помощи таких двух свойств «быть кратным 3» и «быть кратным 6» множество натуральных чисел разбивается на три класса (рис. 14): I – класс чисел, кратных 6; II – класс чисел, кратных 3, но не кратных 6; III – класс чисел, не кратных 3.

Примеры

Приведем несколько примеров разбиения:

1. Множество четырехугольников Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощиразбито на два класса:
трапеции и прямоугольники. Данные подмножества попарно не пересекаются, а их объединения совпадают с множеством Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощи.

2. Множество четырехугольников Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощиразбито на три класса:
квадраты, параллелограммы, прямоугольники. Так как прямоугольник и квадрат – частные случаи параллелограмма, то данные подмножества пересекаются, значит, не выполнено первое условие классификации, и разбиение множества Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощине получено.

3. Дано множество прямых Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощив пространстве, которое разбито на классы по их взаимному расположению: параллельные, пересекающиеся, скрещивающиеся. Данные подмножества попарно не пересекаются, а их объединения совпадают с множеством Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощи.

4. Дано множество Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощи, которое можно разделить на два класса: Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощии Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощи, где Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощи– множество натуральных четных чисел, а Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощи– множество натуральных нечетных чисел.

5. Множество Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощиразбито на три класса: Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощи, Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощии Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощи. Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощимножество чисел, которые делятся на Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощи, Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощи– множество чисел, которые делятся на Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощи, Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощимножество чисел, которые делятся на Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощи. Но существуют числа, которые могут делится одновременно и на Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощи, Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощии Определите классы разбиения множества x четырехугольников если оно осуществляется при помощи. Отсюда следует, что подмножества пересекаются, и разбиение не получено.

Решение. Элементами множества А1´ А2 ´А3 будут кортежи длины 3 такие, что первая их компонента принадлежит множеству А1, вторая – множеству А2, третья – множеству А3.

Пример 2. Пусть на множестве Х= задано отношение «меньше» (т.е. первый элемент меньше второго, второй меньше третьего). Записать декартово произведение XX. Из этого множества следует выбрать элементы, которые должны удовлетворять отношению «меньше».

Декартово произведение X  Х может быть записано в виде множества из упорядоченных пар:

Из этого множества выбираются элементы, которые удовлетворяют отношению «меньше». В результате получится новое множество из упорядоченных пар:

В новом множестве все пары являются элементами декартова произведения XX. Отношение «меньше» на множестве Х является подмножеством декартова произведения XX. Бинарное отношение на множестве Х есть подмножество декартова произведения W XX.

2) Декартово произведение двух множеств X  Y.

Пусть заданы два множества: X= , Y= .

Записать декартово произведение X  Y .

Декартово произведение двух множеств равно:

Аналогично можно найти декартово произведение трёх множеств: X  Y Z.

Цель. Рассмотреть правила разбиения множества на классы, уметь решать задачи на классификацию, освоить математическую символику связанную с этими понятиями. Уметь привести примеры на использование понятия классификации из начального курса математики.

Теоретическая часть

Вопросы к изучению

1. Понятие разбиения множества на классы.

2. Некоторые задачи, связанные с операциями над конечными множествами.

Ø дихотомическая классификация.

Обозначения

n (A) — число элементов конечного множества А.

Правила

· Разбиения множества на классы;

· Нахождения числа элементов в объединении конечных множеств:

n (А ÈВ) = n (А) + n (В) – n (AÈB);

n (А ÈВ) = n (А) + n (В), если (А Ç B ) = Æ.

Практическая часть

1. Выделите из множества К= два подмножества. В одно включите числа, кратные 2, а в другое – кратные 3. Произошло ли разбиение множества К на класс чисел, кратных 2, и класс чисел, кратных 3? Можно ли разбить данное множество К на три класса: К1= , К2= , К3= ?

2. Определите классы разбиения множества Х четырехугольников, если оно осуществляется при помощи: 1) свойства «быть прямоугольником»; 2) свойств «быть прямоугольником» и «быть ромбом»; 3) свойств «быть прямоугольником» и «быть квадратом»; 4) свойств «быть прямоугольником» и «быть трапецией».

3. Из множества натуральных чисел выделите подмножество чисел, кратных 8. На сколько классов при этом произошло разбиение множества натуральных чисел? Изобразите полученные классы при помощи кругов Эйлера и назовите по два представителя из каждого класса.

4. На какие классы разбивается множество точек плоскости при помощи: а) окружности; б) круга; в) прямой?

5. На множестве натуральных чисел рассматривается свойство «быть кратным 7». Сколько классов разбиения множества N оно определяет? Назовите по два элемента из каждого класса.

6. Из множества четырехугольников выделили подмножество фигур с попарно параллельными сторонами. На какие классы разбивается множество четырехугольников с помощью свойства «иметь попарно параллельные стороны»? Начертите по два четырехугольника из каждого класса.

7. Изобразите при помощи кругов Эйлера множество N натуральных чисел и его подмножества: четных чисел и чисел кратных 7. Можно ли утверждать, что множество N разбито: а) на два класса: четных чисел и чисел, кратных 7; б) на четыре класса: четных чисел, кратных 7; в) нечетных чисел, не кратных 7; г) четных чисел не кратных 7; д) нечетных чисел, кратных 7.

8. На множестве четырехугольников рассматриваются два свойства: «быть прямоугольником» и «быть квадратом». На какие классы разобьется множество четырехугольников при помощи этих свойств? Начертите по два четырехугольника из каждого класса.

9. Изменится ли ответ в предыдущем упражнении, если на множестве четырехугольников рассмотреть свойства: а) «быть прямоугольником» и «быть ромбом»; б) «быть прямоугольником» и «быть трапецией»?

10. Можно ли узнать, сколько человек в классе, если в нем: 1) 17 мальчиков и 15 девочек; 2) 17 мальчиков и 23 спортсмена?

11. Из 50 учащихся 37 изучают английский язык, 17- немецкий. Сколько человек изучают оба языка?

1. Придумайте три примера известных вам классификаций из нематематических наук

2. Из 32 школьников 12 занимаются в волейбольной секции, 15 – в баскетбольной, 8 человек занимаются и в той и в другой секции. Сколько школьников не занимаются ни в волейбольной, ни в баскетбольной секции?

3. В делегации 6 человек, знающих французский или немецкий язык. Трое из них говорят только на французском, двое – только на немецком. Сколько человек говорят на двух языках – французском и немецком?

4. Из 100 студентов английский язык изучают 28 человека, немецкий – 30 человек, французский – 42, английский и немецкий – 8, английский и французский – 10, немецкий и французский – 15. Все три языка изучают 3 учащихся. Сколько студентов изучают только один язык? Сколько студентов не изучают ни одного языка?

5. В школе 70 учеников. Из них 27 ходит в драмкружок, 32 поют в хоре, 22 увлекаются спортом. В драмкружке 10 ребят из хора, в хоре 6 спортсменов, в драмкружке 8 спортсменов. 3 спортсмена посещают и драмкружок, и хор. Сколько ребят не поют в хоре, не увлекаются спортом и не ходят в драмкружок?

6. Докажите, что если п – число свойств, с помощью которых множество разбивается на максимальное число классов, то число этих классов равно 2п

ТЕМА 5. ДЕКАРТОВО ПРОИЗВЕДЕНИЕ МНОЖЕСТВ (ЛЕКЦИЯ)

1. Декартово произведение множеств

2. Свойства операции декартова произведения

3. Кортеж. Длина кортежа

ТЕМА 5.1. НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕКАРТОВЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ МНОЖЕСТВ (С/Р)

1. Число элементов в объединении и разности конечных множеств

2. Число элементов в декартовом произведении конечных множеств

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 4. ДЕКАРТОВО ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Цель. Уметь решать практические задачи на понятие декартова произведения и его свойств.

Теоретическая часть

Вопросы к изучению

1. Декартово произведение множеств

2. Свойства операции декартова произведения

3. Кортеж. Длина кортежа

Ø декартово произведение множеств;

Ø длина кортежа

Обозначения

А ´ В = — запись определения декартова произведения множеств А и В.

Ø Операции над множествами: объединение, пересечение, вычитание, декартово произведение.

Ø Свойства этих операций:

· дистрибутивность декартова произведения относительно объединения и вычитания множеств, т.е. для любых множеств А, В и С выполняются равенства: (AÈB) ´ С = (A ´ С) È (B ´ С), (A B) ´ С = (A ´ С) (B ´ С).

Правила

Ø Нахождения числа элементов в декартовом произведении конечных множеств: n (А ´ В) = n (А) × n (В).

Практическая часть

1. Элементами множеств А и В являются пары чисел: А = , В = . Найдите пересечение и объединение данных множеств.

2. Запишите различные двузначные числа, используя цифры 3, 4 и 5. Сколько среди них таких, запись которых начинается с цифры 3? Как связано решение данной задачи с понятием декартова произведения множеств?

3. Перечислите элементы декартова произведения A ´ В, если: а) А = , B = ; б) А = В = ; в) А = , В = Æ.

4. Даны множества А = и В = . Перечислите элементы множеств A ´ В и В ´ А. Верно ли, что: а) Множества A ´ В и В ´ А содержат одинаковое число элементов; б) Множества A ´ В и В ´ А равны?

5. Проверьте справедливость равенства (AÈB) ´ С = (A ´ С) È (B ´ С) для множеств А = , В = , С = . Выполняется ли для них равенство (A B) ´ С = (A ´ С) (B ´ С) ?

6. Сколько букв в слове «барабан»? Сколько различных букв в этом слове? Сформулируйте эту задачу, используя понятия множества и кортежа.

7. Чем отличается множество цифр в записи числа 56576 от кортежа цифр в его записи?

8. Изобразите в прямоугольной системе координат множество A ´ В, если: а) А = [-2; 2]. В = ; б) А = [-2; 2]. В = (2, 4); в) А = R, В = [2; 4].

1. Изобразите на декартовой плоскости множество [ 0; 1) ´ (0,1); ´ [ 0; 1); [ 0; 1) ´ R; N ´ R; N ´ ; ´ N; ´ R.

2. В звене 7 мальчиков и 6 девочек. Сколькими способами можно выбрать пару учеников, состоящую из мальчика и девочки, для дежурства по классу?

3. В каких случаях А´В = В´А?

4. Составьте таблицу результатов однокругового шахматного турнира трех: Иванова, Петрова, Сидорова (результаты возьмите произвольно).

5. Фабрика верхнего трикотажа изготовляет мужские пуловеры, женские костюмы, кофты и платья следующих расцветок: бордовая, синяя, голубая, зеленая, коричневая, серая. Составьте таблицу, иллюстрирующую декартово произведение множества изделий и множества цветов, и заполните ее.

6. Решите следующие задачи, построив дерево возможных вариантов: А) у продавца имеется три варианта мороженного: клубничное, сливочное и ореховое. Наташа и Катя решили купить по одной порции. Сколько существует вариантов такой покупки? Б) Туристическая фирма планирует посещение туристами в Италии трех городов: Венеции, Рима и Флоренции. Сколько существует вариантов такого маршрута?

📹 Видео

9 класс, 2 урок, Множества и операции над нимиСкачать

9 класс, 2 урок, Множества и операции над ними

РазбиенияСкачать

Разбиения

95 Разбиение множества на классы эквивалентностиСкачать

95 Разбиение множества на классы эквивалентности

Разбиение множества на классы эквивалентности.Скачать

Разбиение множества на классы эквивалентности.

Множество. Элементы множества. 5 класс.Скачать

Множество. Элементы множества. 5 класс.

Отображения множествСкачать

Отображения множеств

3.3 Отношение эквивалентности | Роман Попков | ИТМОСкачать

3.3 Отношение эквивалентности | Роман Попков | ИТМО

Множества. Операции над множествами. 10 класс алгебраСкачать

Множества. Операции над множествами. 10 класс алгебра

Пересечение множеств. Объединение множеств. 5 класс.Скачать

Пересечение множеств. Объединение множеств. 5 класс.

Отношение эквивалентности как разбиение множестваСкачать

Отношение эквивалентности как разбиение множества

Операции над множествамиСкачать

Операции  над  множествами

Выписать подмножества множестваСкачать

Выписать подмножества множества

Разбиение множества на классы Подготовка к контрольной работеСкачать

Разбиение множества на классы  Подготовка к контрольной работе

Алгоритмы. Разбиение множества. Теория.Скачать

Алгоритмы. Разбиение множества. Теория.

ПОДМНОЖЕСТВА. Операции над множества. §14 алгебра 8 классСкачать

ПОДМНОЖЕСТВА. Операции над множества. §14  алгебра 8 класс

Проверяем свойства отношенийСкачать

Проверяем свойства отношений

Числовые множества, 6 классСкачать

Числовые множества, 6 класс
Поделиться или сохранить к себе: