Ох уж эти треугольники! Треугольник можно наблюдать во всех сферах взаимодействия людей друг с другом.
Немного психологии: треугольник во взаимодействии между людьми имеет название «треугольник Карпмана» (или «треугольник судьбы»). Это, своего рода, психологическая и социальная модель. Модель описывает три привычные психологические роли, которые люди занимают — жертва, преследователь и спасатель (преследователь виноватого, жертва преследования, спасатель)
Жертва — вечно всем недовольна, но не пытается менять ситуацию. Страдает.
Спасатель — приходит на помощь жертве, поддерживает и сочувствует.
Преследователь — терроризирует жертву, считает себя сильнее и выше по социальному статусу.
Понимание и осознание своей роли в этой «геометрической фигуре» — уже шаг к успеху. Важно увидеть себя в ней со стороны.
Не поверите, но каждый попадает в треугольники ещё в раннем возрасте. Если быть точнее, то самый первый наш треугольник — это мама , папа и ребёнок. Таким образом, девочка влюбляется в папу и жутко ревнует его к маме, а мальчик глаз не сводит с мамы и воспринимает папу как потенциальную угрозу. Происходит это в возрасте трёх лет. Вот она: первая любовь. Сильная и настоящая! Потом, правда, все встаёт на свои места. Говорить о любовных треугольниках ребёнка в его будущем мне совсем не хочется, а вот рассказать про треугольник, где любви, как раз таки, нет — очень даже.
Треугольник: ученик, учитель, родитель. Мы разберём «who is who», и в каких позициях стоит каждый участник. А главное, я хочу, чтобы вы увидели, где и в чем выражается здоровая позиция каждого. Через осознание можно, и даже нужно, выйти из этой геометрической задачки. Тогда и стресса меньше, и счастья больше, и наконец-таки , школа (любое другое учебное заведение, в том числе и дошкольное) не будет казаться каторгой.
Часть 1
Треугольник: позиция родителя. Рассмотрим, какие же роли играет родитель, попадая в каждый угол «треугольника».
Преследователь. Родитель яро настроен либо против фигуры учителя (репетитора, школы, любого другого учебного или дошкольного заведения), либо против своего же ребёнка (конечно с благими целями).
Например, ребёнок получил двойку, отстаёт по программе, плохо ведёт себя на уроках, не выполняет домашнюю работу — вариантов куча. И тут в ход идут кнуты без пряников. Ребёнка ругают, манипулируют лишениями, иногда даже наказывают физически. Такой родитель часто употребляет фразы: «ты ничего не умеешь» , «дворником станешь», «бестолочь» , «гулять пойдёшь в следующем году», «ни на что не годишься».
Если родитель настроен против учителя, то для него педагог будет виноват в любой ситуации и при любом положении вещей.
Помню, я однажды шла по улице, и впереди меня шли мама с дочкой лет 8. Они о чём-то беседовали, и тут мама громким голосом заявляет: «Сейчас я вашей этой Марьи Ивановне устрою! Попляшет она у меня! Глаза ей выколоть!»
«Бедная Марья Ивановна», — подумалось мне. Родитель в роли преследователя настроен не всегда только против конкретного лица, но и против школы как системы. Ключевые фразы родителя-преследователя: «да я там всем задам», «в министерство напишу», «вашу училку на ковёр», «всем скажи , я в школу приду». Таким отношением родитель настраивает ребёнка против школы и против учителя, подрывая авторитет педагога и значимость образования в целом.
Позиция жертвы. Родитель вечно прибывает в состоянии горя и печали. Фразы: «это ты в отца такой/такая», «это я виноват(а) — недовоспитала, недодала», «помочь тебе не знаю как». На родительских собраниях эти люди сидят с опущенными глазами, полные стыда за своего ребёнка. Учителей боятся так, будто они все ещё сами сидят в третьем ряду за первой партой, не выучив домашнего задания. Стоит учителю вызвать родителя для беседы (взрослые ведь люди), начинается перекладывание ответственности. Например, мамы часто отправляют на разговор папу или бабушку — тех, кто посмелее. Кстати, абсолютная правда, что родители боятся учителей больше, чем их дети. Почему? Они переносят свои детские страхи, оставшиеся со школы, на учителя своего ребёнка. Вдруг этот педагог сейчас накажет дополнительной домашней работой 36-летнюю Татьяну.
Спасатель. Такой родитель берет на себя абсолютно все. Самое опасное — он спасает ребёнка от всего, лишая его личной зоны ответственности, а значит и роста. Родитель собирает портфель в школу, завязывает шнурки, проверяет наличие тетрадей и ластика, пишет за него сочинения в 11 классе и решает примеры (количество домашних работ, которые мне сдавали на проверку, написанных рукой мамы — просто не сосчитать). Стараясь уберечь ребёнка от плохой оценки, вмешиваясь в его отношения с одноклассниками и учителями, имея в побуждениях благородную цель — сделать как можно лучше, родитель доводит ситуацию до того, что в 30 лет уже достаточно взрослый человек идёт с мамой устраиваться на работу, потому что «там тетки сидят, и я не знаю что сказать».
Здоровая позиция (вне треугольника). Родитель не критикует своего ребёнка, не унижает, не высмеивает, не игнорирует. Родитель РЯДОМ. Он поддерживает. Реагирует, если ребёнку нужна помощь. Мотивирует и находит нужные слова: «подучи и все получится», « приложи усилия», «я знаю твои способности — ты справишься». Родитель подсказывает, направляет, структурирует, даёт время, но не делает всё за свое чадо. Он осознаёт, что ни один учитель в мире не настроен против его ребёнка (у учителей просто нет на это ни времени, ни желания), но ситуации случаются разные, здесь нет крайностей. С учителем можно и нужно разговаривать, прояснять, выслушивать. Бывает так, что родитель не видит ту сторону своего ребёнка, которую видит учитель. Не вставайте в позицию «виноватого» — вы делаете максимально то, что можете для своего ребёнка здесь и сейчас. Общайтесь с учителем, он не враг.
Ещё с института я запомнила одну интересную мысль: родитель и учитель — это две фигуры, которые должны не воевать холодной войной, а взаимодействовать друг с другом для того, чтобы раскрыть в ребёнке все самое лучшее и дать ему возможность реализоваться в этом мире, поскольку дети проводят значительную часть жизни в школе(дет.саде) и в родительском доме. Это те две среды, которые в достаточной мере влияют на ребёнка и формируют его как личность.
P.S. А надо ли ругать ребёнка за лень и плохие оценки? Да! Но для начала нужно сформировать у ребёнка понятие, что это его зона ответственности, и учится он для себя, а не для вас с Марьей Ивановной. И кнут должен быть жесткий, но обязательно с пряником — любовью и принятием.
Часть 2
Треугольник: позиция учителя. Среди педагогов часто можно услышать фразу «мы же тоже люди!». Да, безусловно. И точно так же, как и в любой другой профессии, они выгорают, ошибаются, бывают неправы. Но главное в таких ситуациях не впадать в агрессию с первых же минут, а спокойно разобраться, договориться и найти достойный и приемлемый для всех выход из положения.
Преследователь. Наказать, накричать, позвонить и пожаловаться родителям — вот поведение педагога в этой позиции. По-моему мнению, это крайние меры, к которым только можно прибегнуть в действительно сложной ситуации. Педагогическая компетенция и выражается именно в том, чтобы уметь найти общий язык с ребёнком, правильно выстроить границы и эффективно взаимодействовать, не привлекая третьих лиц, не совершая психологическое насилие путём унижения, манипуляций и звонков родителям при первом диссонансе. Исходя из личного опыта, могу утверждать, что дружба с родителями и совместные решения в той или иной ситуации, дают бóльшие плоды, нежели настраивание родителей против их чада, жалоб и требований незамедлительно его наказать.
Жертва. С моей точки зрения, жертвами становятся те учителя, которые преподают «по принуждению». Они, порой, сами не понимают, зачем этим занимаются. «Так получилось», — говорят они, и страдают, ужасно страдают. От всего. От нагрузки, от детей-«спиногрызов», от родителей, что вечно с претензиями, от незнания своего личного ресурса и своего дальнейшего развития в данной профессии. Как правило, они занимают нейтральную , даже безразличную, позицию по отношению к ребёнку и родителю — отработали и ушли.Счастливы ли они в своей самореализации? Уверена, нет .
Спасатель. Учителя, которые взваливают на себя слишком много. Я их называю «вершители судеб». Они уверены в том, что только они способны «вытянуть», «подтянуть» и «воспитать» каждого и всех разом. Они часто вешают ярлыки — «ваш Вася такой, поэтому вот так» ,ставят диагнозы — «тут вам не место, у вас аутизм, недоразвитие и т.д.», или предсказывают будущее — «станешь/не станешь, пожалеешь/не пожалеешь».
Они забывают, что взаимодействуют с ребёнком только частично, порой, не зная всех воздействующих на него обстоятельств: кто его воспитывает и в каких условиях, как расставлены приоритеты, каковы взгляды семьи и тому подобное. Или любимое — переходят границы ребёнка/родителя, залезая в семью без приглашения. Не педагогично.
Учителю следует осознать, что каждый имеет право выбирать свою жизнь, своё поведение, своё образование, свои приоритеты.
Учитель стоит РЯДОМ по отношению к родителю и ребёнку. Даёт советы с психолого-педагогической точки зрения только тогда, когда к нему обращаются. А диагнозы оставим специалистам и врачам.
Здоровая позиция. Учитель — авторитет для ребёнка, специалист для родителя.
Педагог подаёт пример ребёнку своим стилем жизни, жаждой к знаниям, своим широким мировоззрением . Он принимает ребёнка таким, какой он есть. Любого. Без осуждений и попыток исправить. Учитель даёт возможность проявить и раскрыть потенциал на максимум. Он не ставит свой предмет на первое место в жизни ребёнка, но показывает ему насколько он важен, интересен и помогает его развитию.
Часть 3
Ребёнок. Тяжело мне далась эта часть. С детьми я работаю 12 лет, и очень сложно описать их основные роли в треугольнике. Тут нужно быть внимательным: психика детей пластична, дети проходят так называемые кризисы взросления (о них обязательно напишу), и порой, их поведение обуславливается кризисом, а не треугольником.
Преследователь.
Манипулятор. Ребёнок требует, чтобы за него решили всë («вы меня родили — вот и выкручивайтесь»). Уроки делаются за него всей семьей — «зачем самому, если бабушка на пенсии, вот пусть и займётся делом». С учителями это вечное «поставьте 5, ну хоть 4», «ну пока не ставьте, я завтра принесу». В случае отказа — манипуляция истерикой.
Жертва. Ребёнок «вечное страдание» — ругают везде. В школе и дома. Оценки плохие чаще всего из-за низкой мотивации к учебе в целом. «Смысл это учить/писать? Всё равно 2 поставит». Дома ругают, наказывают ремнём или лишением интернета. Радости ноль. В школе — лузер, дома — изгой. Тюрьма. А если хочешь жить — умей вертеться. С этого момента ребёнок учится врать: чем сильнее давление, тем изворотливее он лжет . Все это во избежание плохой оценки и последующего наказания дома.
Спасатель. «На мне держится все хозяйство, слабину давать нельзя, надо быть лучшим»- и в математике, и в астрономии. «У мамы с папой на меня надежды, ведь они столько в меня вложили. Бабушку вообще нельзя разочаровывать — я её радость. Я — будущее семьи». Отсюда у детей повышенная тревожность, напряжение, срывы. В школе он тоже гордость: победитель Олимпиад, конкурсов, соревнований — везде он. «Марья Ивановна сказала, честь школы надо защищать.»
Здоровая позиция. Ребёнок понимает, учебная деятельность — это его зона ответственности. Домашнее задание и поделки — его ответственность. В этом случае родитель РЯДОМ и может контролировать или включиться в процесс («делаем вместе новогоднюю игрушку»), но не делать ЗА него. Если ребёнок плохо учится из-за низкой мотивации — поддерживать его, хвалить за каждую красивую запятую. Принять ребёнка. Поддержать. Он не обязан ни школе, ни Марье Ивановне участвовать там, где он не хочет или не может. Школа была, есть и будет. Здоровая позиция «отстаивать честь школы», если ребёнку реально это в кайф: проявить себя, попробовать себя в этом, посмотреть «смогу ли я?». Ребёнок не должен собой закрывать потребности родителей, раз они решили сделать из него звезду. У ребёнка свой путь. Он не должен проживать жизнь своих родителей и реализовывать их потенциал, если у них там что-то где-то когда-то не получилось. Ребёнок берёт ответственность за свою деятельность, школа — не вся его жизнь. Его жизнь должна быть полна и насыщена не только школьными событиями.
Видео:Учитель - Родитель - Ребёнок / Треугольник отношений. Консультации психолога.Скачать
«Золотой Треугольник: учитель, ученик, родитель»
методическая разработка на тему
Видео:Школьный треугольник: ученик, учитель и родительСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитательная работа классного руководителя | 70.12 КБ |
Видео:Работа с родителями. Рекомендации молодым педагогам от профессионаловСкачать
Предварительный просмотр:
Концепция «Золотой Треугольник: учитель, ученик, родитель»
Собраться вместе – это начало,
Остаться вместе – это прогресс.
Работать вместе – это успех.
Воспитание – один из важнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного.
Ребенок, Родители, Классный руководитель – это золотой треугольник , в котором все стороны равны, каждая его грань является несущей и главной. Каждому в нем отведена своя роль. Стоит лишь чуть-чуть уменьшить роль из одного из участников, он сразу перестает быть разносторонним, т.е. равнозначным. Тема моей концепции звучит так: «Золотой треугольник: учитель, ученик, родитель».
И все же при всем равенстве сторон, на вершине треугольника находится Ребенок. Все помыслы и действия взрослых направлены на воспитание, «взращивание» здоровой, духовно-нравственной личности. Этого можно добиться только в содружестве между родителями и классным руководителем. Поэтому актуальность моей работы я определила так:
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего люди.
На первом месте – родители и педагоги».
Как же наладить взаимосвязь между учителем и семьей? Как заинтересовать обе стороны в изучении, раскрытии и развитии лучших качеств ребенка? Как не потерять его в этом большом и противоречивом мире? Ведь не секрет, что родители с неохотой посещают школу. Отсутствие желаемой активности, самостоятельности всех участников образовательного процесса приводит к тому, что не все родители и дети в полной мере участвуют в жизни класса и школы. В этом заключается проблема . Каждый классный руководитель ищет свои пути решения этой проблемы. И я не исключение.
Школа – это, пожалуй, единственный социальный институт, через который проходят практически все дети. Поэтому, школа должна начинаться с любви.
Иначе, зачем она? Школа – это большой дом, в котором каждый класс как отдельная квартира. Класс – это место, где каждого любят, ценят, независимо от успехов, за то, что он человек. О каждом заботятся настолько, что он становится интересен себе и другим. Класс – это место, где учатся быть счастливыми.
Цель концепции : развитие субъективности всех участников образовательного процесса при условии сохранения и развития здоровья физического, психического и нравственного.
Из цели вытекают задачи, направленные на всех участников Золотого треугольника:
1. Создание комфортных условий для проявления и развития нравственного, творческого, физического потенциала учащихся.
2. Воспитание у учащихся гражданской позиции, ответственности и достоинств.
3. Осуществление комплексного подхода для создания партнерских отношений между родителями, детьми и классным руководителем.
4. Формирование активной жизненной позиции через участие в органах самоуправления класса.
5. Оказание психологической поддержки на всех этапах воспитательной работы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Сегодня воспитание – это взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Это деятельность, вплетенная органично в целостную ткань проживания детьми, подростками, старшими школьниками своей индивидуальной жизни среди других людей. Цель воспитания в этом случае ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Педагог должен вовремя распознать насущные интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности его развития и создать с учетом этого комфортные условия для их реализации в реальной жизни. При этом в действие вступают следующие принципы воспитания :
- Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка.
- Принцип культуросообразности воспитания.
- Принцип целесообразности и природосообразности.
- Принцип креативности, творческого начала в воспитании.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания.
- Принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса.
Важнейшими, на мой взгляд, в процессе воспитания являются следующие направления деятельности классного руководителя:
1. Семейное воспитание , которое способствует социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям.
2. Гражданско-патриотическое воспитание , которое способствует формированию у детей демократической культуры отношений, правого самосознания, навыков общественной жизни.
3. Оздоровительное и спортивное воспитание , которое способствует здоровому образу жизни, формирует силу, выносливость, красоту человеческого тела.
4. Нравственное воспитание , которое способствует осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего «Я», развивает рефлексию.
5. Художественно-эстетическое воспитание , которое способствует развитию потребности в прекрасном, реализует индивидуальные задатки и способности.
Для того чтобы реализовать эти направления деятельности в практике школьной жизни я использую следующие технологии:
- Технология семейного воспитания.
- Технология саморазвития личности школьника.
- Технология коллективно-творческих дел.
- Технология «Педагогика успеха».
- Технология развития самоуправления в классе.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ
ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧАЩИМИСЯ, РОДИТЕЛЯМИ И
Прежде чем обозначить формы и методы, направленные на создание партнерских отношений между всеми участниками «Золотого треугольника», следует проанализировать воспитательную деятельность за прошедший период, выяснить, что сделано с классом:
- Количество проведенных мероприятий, их результативность, влияние на классный коллектив, на отдельных воспитанников.
- Работа с органами самоуправления – активность общая и отмечаются отдельные активисты по классу и школе.
- Работа с родителями, отмечаются активные родители, на которых опираюсь в своей работе.
- Работа с общественностью – какие структуры были задействованы, насколько эффективно сработано это взаимодействие.
- Итоговые выводы по анализу воспитательной деятельности с классом – какие задачи в процессе работы решены и что не далось выполнить полностью и почему.
Когда работа проанализирована, становится ясно, какие цели и задачи поставить на будущее. Итак, задачи поставлены. Какие шаги я предпринимаю для их реализации. В своей воспитательной деятельности для продуктивной совместной работы с детьми и родителями я использую определенные формы и методы .
Видео:Работа педагога-психолога с родителямиСкачать
Проект «Золотой треугольник: учитель, ученик, родитель»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Концепция «Золотой Треугольник: учитель, ученик, родитель»
Собраться вместе – это начало,
Остаться вместе – это прогресс.
Остаться вместе – это успех
Воспитание – один из важнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного.
Ребенок, Родители, Классный руководитель – это золотой треугольник , в котором все стороны равны, каждая его грань является несущей и главной. Каждому в нем отведена своя роль. Стоит лишь чуть-чуть уменьшить роль одного из участников, он сразу перестает быть равносторонним, т.е. равнозначным.
Тема моей концепции звучит так:
«Золотой треугольник: учитель, ученик, родитель».
И все же при всем равенстве сторон, на вершине треугольника находится Ребенок. Все помыслы и действия взрослых направлены на воспитание, «взращивание» здоровой, духовно-нравственной личности. Этого можно добиться только в содружестве между родителями и классным руководителем. Поэтому актуальность моей работы я определила так:
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего люди.
На первом месте – родители и педагоги».
Как же наладить взаимосвязь между учителем и семьей? Как заинтересовать обе стороны в изучении, раскрытии и развитии лучших качеств ребенка? Как не потерять его в этом большом и противоречивом мире? Ведь не секрет, что родители с неохотой посещают школу. Отсутствие желаемой активности, самостоятельности всех участников образовательного процесса приводит к тому, что не все родители и дети в полной мере участвуют в жизни класса и школы. В этом заключается проблема .
Каждый классный руководитель ищет свои пути решения этой проблемы. И я не исключение. Начиная со второго класса, я провожу праздники «День именинника» в каждое время года, в котором участвует каждый ученик в определенной роли по сценарию и его родитель (готовит угощение).
Школа – это, пожалуй, единственный социальный институт, через который проходят практически все дети.
Поэтому, школа должна начинаться с любви. Иначе, зачем она?
Школа – это большой дом, в котором каждый класс как отдельная квартира.
Класс – это место, где каждого любят, ценят, независимо от успехов, за то, что он человек. О каждом заботятся настолько, что он становится интересен себе и другим. Класс – это место, где учатся быть счастливыми.
Цель концепции : развитие субъективности всех участников образовательного процесса при условии сохранения и развития здоровья физического, психического и нравственного.
Из цели вытекают задачи, направленные на всех участников Золотого треугольника:
1. Создание комфортных условий для проявления и развития нравственного, творческого, физического потенциала учащихся.
2. Воспитание у учащихся гражданской позиции, ответственности и достоинств.
3. Осуществление комплексного подхода для создания партнерских отношений между родителями, детьми и классным руководителем.
4. Формирование активной жизненной позиции через участие в органах самоуправления класса.
5. Оказание психологической поддержки на всех этапах воспитательной работы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО
Сегодня воспитание – это взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Это деятельность, вплетенная органично в целостную ткань проживания детьми своей индивидуальной жизни среди других людей. Цель воспитания в этом случае ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Педагог должен вовремя распознать насущные интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности его развития и создать с учетом этого комфортные условия для их реализации в социуме.
При этом в действие вступают следующие принципы воспитания :
Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка.
Принцип креативности, творческого начала в воспитании.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания.
Принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса.
Важнейшими, на мой взгляд, в процессе воспитания являются следующие направления деятельности классного руководителя:
1. Семейное воспитание , которое способствует социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям.
2. Гражданско-патриотическое воспитание , которое способствует формированию у детей демократической культуры отношений, правого самосознания, навыков общественной жизни.
3. Оздоровительное и спортивное воспитание , которое способствует здоровому образу жизни, формирует силу, выносливость, красоту человеческого тела.
4. Нравственное воспитание , которое способствует осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего «Я», развивает рефлексию.
5. Художественно-эстетическое воспитание , которое способствует развитию потребности в прекрасном, реализует индивидуальные задатки и способности.
Для того чтобы реализовать эти направления деятельности в практике школьной жизни я использую следующие технологии:
Технология семейного воспитания.
Технология саморазвития личности школьника.
Технология коллективно-творческих дел.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ
ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧАЩИМИСЯ, РОДИТЕЛЯМИ И
Прежде чем обозначить формы и методы, направленные на создание партнерских отношений между всеми участниками «Золотого треугольника», следует проанализировать воспитательную деятельность за прошедший период, выяснить, что сделано с классом:
Количество проведенных мероприятий, их результативность, влияние на классный коллектив, на отдельных воспитанников.
Работа с родителями, отмечаются активные родители, на которых опираюсь в своей работе.
Работа с общественностью – какие структуры были задействованы, насколько эффективно сработано это взаимодействие.
Итоговые выводы по анализу воспитательной деятельности с классом – какие задачи в процессе работы решены и что не далось выполнить полностью и почему.
Когда работа проанализирована, становится ясно, какие цели и задачи поставить на будущее. Итак, задачи поставлены. Какие шаги я предпринимаю для их реализации. В своей воспитательной деятельности для продуктивной совместной работы с детьми и родителями я использую определенные формы и методы .
группы по интересам;
оказание индивидуальной помощи;
Совместный поиск решения проблемы;
Убеждения.
Наблюдения (своего и других).
Дети и родители у нас творческие, яркие, энергичные, постоянно что-то выдумывают, делают праздники незабываемыми. Ни один ребенок в классе не остается не замеченным, не привлеченным в какао – то дело.
Всю свою воспитательную работу провожу совместно с психологом, привлекаю библиотекаря, приглашаю на классные часы интересных людей.
КАК ВЫСТРОИТЬ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ
ВСЕМИ УЧАСТНИКАМИ «ЗОЛОТОГО ТРЕУГОЛЬНИК»?
Я его выстраиваю таким образом, чтобы оно получило новое развитие и работало на формирование модели выпускника, способного к самостоятельному и конструктивному выбору в различных ситуациях с той или иной степенью неопределенности, социально состоятельного – способного к эффективной ориентации и самореализации в разных социальных средах, социально и граждански зрелого.
Классный руководитель – это связующее звено между детьми и родителями. Какой я должна быть, чтобы не распался наш треугольник?
Должна быть: Одновременно выступающая в роли:
● не равнодушная; ● классного руководителя;
● творческая натура; ● социального педагога;
● открытая в общении; ● психолога;
Я считаю, нельзя добиться хорошего воспитания, если в воспитательный процесс не вовлечены родители, если на деле не реализуется принципы уважения всех участников этого процесса.
Все направления деятельности классного коллектива отражаются в годовом плане воспитательной работы в классе. Ключевым делом в классе является реализация проекта «Золотой треугольник».
При составлении плана воспитательной работы перед собой ставлю
Цель: Развивать личность ребенка, обеспечивая его физическое и нравственное здоровье.
1 .Обеспечение скорейшей адаптации учащихся в классном коллективе.
2 .Изучение семьи ребенка , его интересов.
3 . Формирование дружного коллектива, в котором происходит всестороннее развитие личности.
4. Развитие креативных способностей в разнообразных видах деятельности.
5 . Создание содружества детей, классного руководителя и родителей.
Воспитательную систему класса я строю следующим образом:
общность детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии
воспитательной системы. В нее входят: классный руководитель, дети, родители,
школьный психолог, учителя-предметники.
цели и задачи воспитания;
перспектив жизнедеятельности класса;
принципы построения воспитательной системы.
критерии эффективности воспитательной системы (воспитанность, защищенность, комфортность и т.д.);
методы и приемы результативности воспитательной системы;
критерии оценки деятельности
Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы , является классный час. Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.
Исходя из воспитательных целей и задач, поставленных на новый учебный год, я разделяю классные часы (для полной ясности) следующим образом:
Цель – выбор актива класса, вице-классного; планирование внеклассной работы на четверть (полугодие), распределение обязанностей для подготовки к какому-либо мероприятию; составление графика дежурства по классу; составление списка детей, посещающих предметные кружки.
Формы – беседа, свободное обсуждение, регламентированная дискуссия.
Цель – предупреждение правонарушений, несчастных случаев; профилактика заболеваний, вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни.
Формы – беседа, ролевая игра, устный журнал, ток-шоу.
Цель – изучение учащимися своих индивидуальных особенностей, особенностей классного коллектива, оценка отношений с ровесниками, родителями, учителями.
Формы – беседы, тесты, психологические тренинги.
Цель – получение учащимися патриотического, нравственного, этического и эстетического воспитания.
Формы – экскурсы, диспуты, дискуссии.
Цель – расширение кругозора учащихся, применение ими знаний, полученных на уроках и в семье.
Формы – викторины, турниры, КВН.
Цель – поздравление именинников с днем рождения, учащихся со знаменательными датами.
Формы – конкурсы, концерты, турниры, игры.
Тематика этих классных часов находит отражение в специальных целевых программах:
Задачи классного руководителя:
1. Выработать совместно с родителями оптимальный для каждого ученика режим жизни и работы в соответствии с индивидуальными особенностями.
2. Организовать профилактические классные часы.
Воспитательная работа в этом направлении.
● Совместная работа с медицинским работником
(сведения о заболеваниях детей, определение групп для занятий физкультурой).
● Индивидуальные беседы с родителями о рациональном использовании
рабочего учебного времени.
● Пресс-конференция «За здоровый образ жизни».
● День здоровья «Зимние забавы» (с привлечением родителей).
● Индивидуальные беседы с учащимися (по мере возникновения вопросов, проблем).
Задачи классного руководителя:
1 . Изучение деятельности учащихся и наблюдения за ними на уроках и во внеурочной деятельности.
2. Выявить группу учащихся, нуждающихся в профессиональной помощи учителей, организуя
самостоятельную работу с ребятами для повышения качества образования.
3. Повышение мотивации учащихся, желания участвовать в предметных неделях, олимпиадах, научно-
практических конференциях, также постоянно самосовершенствоваться.
4. Проведение внеклассных мероприятий по расширению кругозора и познавательных интересов учащихся.
Воспитательная работа в этом направлении:
● Помощь учащимся по предметам, как для повышения качества образования, так и для адаптации учащихся.
● Участие в предметных неделях, олимпиадах, в научно-практических конференциях.
● Индивидуальные беседы с учащимися.
● «Мозговые штурмы» по разным предметам.
● Подведение итогов успеваемости по четвертям (награждения. поощрения).
● Познавательный классный час, подготовленный инициативной группой.
● Проведение родительских собраний.
Задачи классного руководителя:
1. Войти в сферу общения детей, понять положение каждого из них.
Научиться корректировать отношения между детьми.
2. Вести работу по обретению детьми культуры общения, поведения, соблюдения норм элементарной
3. Осуществлять общение с родителями.
4. Проводить воспитательные и организационные классные часы.
Воспитательная работа в этом направлении:
● Классный час «Как я провел летние каникулы».
● Организационный классный час.
● Час общения «Мое хобби».
● Воспитательный классный час «Что такое нравственность?».
Задачи классного руководителя:
1. Изучение возрастных особенностей учащихся.
2. Изучение индивидуальных особенностей учащихся, класса (совместно с психологом).
3. Налаживание взаимоотношений между воспитанниками и учителями, родителями, ровесниками.
Воспитательная работа в этом направлении:
● Психологический классный час о возрастных особенностях учащихся.
● Психологическое упражнение «Кто я такой?».
● Тренинг «Мой внутренний портрет».
● Проигрывание психологических ситуаций.
● Создание творческих работ «Образ «Я» (помещение работ в папку класса).
Задачи классного руководителя:
1. Поддерживать индивидуальные и общественные интересы каждого.
2. Помогать детям в общественной работе.
3. Организовать работу по совместному отдыху, по проведению праздников.
Воспитательная работа в этом направлении:
● Линейка «Мы рады встретиться друзья»
● Игра «Моя Федерация»
● Ток-шоу «В дружбе – сила».
● Конкурс «Озорные девчонки».
● Урок мужества «Помнят люди».
по результатам изучения состояния воспитанности
обучающихся в 4 «А» классе
Цель: выявление уровня сформированности нравственных знаний, убеждений, нравственного поведения.
Задача: фиксировать, в ходе изучения обучающихся, повторяющиеся поступки, наблюдать за поведением в ситуации выбора.
Материал: личностные характеристики компонентов воспитанности (нравственные знания, нравственные убеждения, нравственное поведение). Таблица обобщенных данных по результатам диагностики. (В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень).
Результат по классу
Выводы и рекомендации
Высокий уровень воспитанности: (выстроенный профиль находится на уровне 8-12 баллов положительной направ-ленности) широкий запас нравственных знаний (об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к себе).
Синтез – нравственных представлений в целостное индивидуальное мировоззрение. Согласованность нравствен-ных знаний с личными убеждениями, мотивами. Гармония знаний и убеждений с нравственным поведением, единство слова и дела в учении, спорте, труде, общении. Развернутые познавательные и социальные мотивы в учении, интерес к приемам работы. «Сильное» целеполагание – удержание целей в ситуации затруднений, ошибок, помех. Доведение работы до конца. Преобладание положительных конструктивных эмоций в учении.
Средний уровень воспитанности: (этот профиль колеблется между положительным и отрицательным рядом черт и находится, в основном, на уровне 4-76) нравственные знания имеются, но личными убеждениями они не стали.
Нравственное поведение не всегда соотносится с нравственными знаниями, есть разлад между словом и делом, взятое поручение зачастую не выполняется. При помехах, ошибках дело не доводится до конца. Желание вести себя хорошо присутствует, но часто отрицательные эмоции одерживают верх, что проявляется в поведении.
Провести работу по увеличению запаса знаний о нормах межличностных отношений, научить приемам принятия решения в ситуации выбора и ответственности за сделанный выбор.
Формировать умение доводить начатое дело до конца в ситуации внешних и внутренних трудностях.
Психологу провести работу по формированию произвольности поведения.
Низкий уровень воспитанности: (0-3 баллов) слабые, разрозненные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, усвоенные нравственные знания не всегда принимаются как основа личных убеждений, личные мотивы рассогласованы с общепринятыми правилами и нормами. Разлад, рассогласование нравственных знаний, убеждений, поступков. Мотивы обучения на уровне интереса к фактам, узкая ориентация на результат работы, при отсутствии интереса к способам работы. Цели не гибкие, нереалистические, ситуативные и не перспективные исчезают в условиях затруднений и помех. Преобладают отрицательные деструктивные эмоции в обучении, тревожность, неуверенность в себе
Метод исследования: анкетирование, наблюдение.
Общие результаты уровня воспитанности в 4 «А» классе.
🎥 Видео
Конфликт "учитель – родитель" Как наладить контакт со "сложным" родителемСкачать
Школа: как это работает. Родитель и УчительСкачать
Этика педагогических отношений: педагог, ученик, родительСкачать
Как разрешить конфликт в «школьном треугольнике»: учитель-ученик-родителиСкачать
Педагогические ситуации в деятельности учителя, их виды и способы разрешенияСкачать
Как разрешить конфликт с учителем? | Психология TutorOnlineСкачать
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯСкачать
Учителя + ученики + родители = взаимопониманиеСкачать
Имею право: Права родителей школьникаСкачать
Имею право: Что делать, если родители столкнулись с непрофессиональным поведением педагогаСкачать
Решение конфликтных педагогических ситуаций: приемы и способыСкачать
Родители у директора школы. Как грамотно отстаивать право детей на образование. #ЗадетейСкачать
Тренинг для педагоговСкачать
Студент первый раз пришел на пару за весь год! (с субтитрами)Скачать
Реакция учителя из СССР на самого милого учителяСкачать
Как учителю работать с родителями? Как проводить родительское собрание? Школа молодого учителяСкачать