Общий вектор политического и социально экономического развития стран европы центральной восточной

Содержание
  1. § 29. Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945—2013 гг.
  2. Становление коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы и его кризис
  3. Общие черты «строительства социализма»
  4. Кризис коммунистических режимов
  5. Революции 1989—1991 гг.
  6. Реформы в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)
  7. Основные направления социально-экономических преобразований
  8. «Шоковая терапия»
  9. Социальное расслоение
  10. Этнические конфликты
  11. Страны ЦВЕ и Европейский союз
  12. Проверьте себя
  13. Подумайте
  14. Дополнительные материалы
  15. Географическое, экономическое и политическое положение стран Центральной и Восточной Европы
  16. Географическое положение
  17. Границы
  18. Страны
  19. Крупные
  20. Зависимые
  21. Список всех
  22. Экономическое положение
  23. Достопримечательности
  24. Интересные факты
  25. Видео
  26. Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945-2013 гг. план-конспект урока по истории (9 класс)
  27. Скачать:
  28. Предварительный просмотр:
  29. Видео

Видео:Социально-экономическое развитие стран Запада во второй половине ХХ века. ВидеоурокСкачать

Социально-экономическое развитие стран Запада во второй половине ХХ века. Видеоурок

§ 29. Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945—2013 гг.

Видео:§ 19-20 Особенности политического и социально-экономического положения в разных государствах мираСкачать

§ 19-20 Особенности политического и социально-экономического положения в разных государствах мира

Становление коммунистических режимов
в странах Центральной и Восточной Европы и его кризис

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы (Польша, Германская Демократическая Республика, Венгрия, Болгария, Румыния, Чехословакия, Югославия и Албания) многие годы было принято называть странами Восточной Европы.

В годы войны некоторые из них были оккупированы германскими войсками (Польша, Чехия, Югославия, Албания), другие оказались союзниками Германии и Италии (Болгария, Венгрия, Румыния).

В результате разгрома немецко-фашистских войск Красной Армией и освобождения Европы от фашизма они оказались в орбите влияния Советского Союза.

Все они входили в группу стран, названную социалистическим лагерем или мировой социалистической системой, к которой в последующие годы подключились ряд стран Азии и Куба.

Общие черты «строительства социализма»

В странах Восточной Европы в 1945—1948 гг. при помощи Советского Союза утвердились у власти коммунистические партии, оттеснившие своих политических противников. Проведённые в эти годы в Восточной Европе, как и во многих европейских странах, преобразования носили демократический характер: осуждение фашизма и наказание военных преступников, восстановление парламентских режимов, принятие демократических конституций, восстановление всеобщего избирательного права, проведение аграрной реформы, национализация собственности активных нацистских преступников и их сообщников. Эти преобразования в восточноевропейских странах называли народно-демократическими революциями, а сами страны — народными демократиями.

Однако позднее высказывались и иные точки зрения, в частности, отрицалась трактовка событий как народно-демократических революций и утверждалось, что имел место насильственный экспорт советской модели социализма. В Болгарии и Югославии считалось, что социалистическая революция началась сразу после освобождения от фашизма.

Утвердившись у рычагов государственного управления, коммунистические партии взяли курс на строительство социализма, приняв исходной моделью социально-экономическую и политическую систему, созданную в Советском Союзе.

Установление единовластия компартий, огосударствление промышленности, банков, коллективизация сельского хозяйства, государственное планирование и распределение трактовались как начало и развитие социалистических революций.

В результате образовалось социалистическое Содружество (социалистический лагерь), включавшее СССР и свыше 10 государств в Европе и Азии, а также Кубу, где революция победила в 1959 г.

В странах социализма были приняты пятилетние экономические планы, создана командно-административная система управления экономикой и обществом. К концу 1950-х гг. в странах Восточной Европы была осуществлена программа построения основ социализма, что означало модернизацию экономики на пути индустриализации, коллективизацию сельского хозяйства и попытки утвердить единомыслие.

В последующие годы провозглашалась цель построения развитого социализма. По ряду направлений экономического развития были достигнуты несомненные успехи. Форсирование индустриализации по модели «индустрии угля и стали», т. е. модели XIX в., экстенсивного типа, модернизировало социально-экономическую структуру этих стран.

Были построены мощные металлургические комбинаты и электростанции в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии. Относительно улучшились материальные условия жизни, особенно по сравнению с СССР.

Широкие народные массы связывали с преобразованиями надежды на создание подлинной демократии, возможностей для духовного развития общества. Между тем положение в Венгрии, Чехословакии, Польше и ГДР по сравнению с капиталистическими соседями — Австрией, ФРГ — было не в пользу социалистических стран. Избранный метод модернизации и курс на самообеспечивающуюся экономику нанесли непоправимый ущерб слабым и малым по своему потенциалу странам и условиям жизни людей. Задача создания общества социальной справедливости оказалась нереализованной.

Кризис коммунистических режимов

Начиная с 1953 г., т. е. со времени принятия планов социалистического строительства в ряде стран, открытые формы приняло недовольство ухудшением условий жизни и контролем над гражданским обществом. Так, в 1953 г. волнения и стачки прокатились по ряду городов ГДР и Польши. Эти выступления были подавлены армейскими частями. В июне 1956 г. прошли стачки в Польше, во время разгона которых погибли 74 человека и сотни были ранены. В октябре 1956 г. в Венгрии началось народное восстание, подавленное советскими танками. Попытки реформирования общества, в частности предпринятые чехословацким руководством в 1968 г. (Пражская весна), также оказались безрезультатными из-за введения в страну войск пяти соседних социалистических государств.

Это был системный кризис режимов советского типа, ибо неоднократные попытки их реформирования, демократизации заканчивались возвратом к старым методам управления обществом.

«Реальный социализм» оказался тупиковой ветвью развития, и его крушение было лишь вопросом времени. Особенно это стало очевидным, когда после кризисов 1970-х и 1980-х гг. страны Восточной Европы и СССР оказались невосприимчивыми к новым экономическим требованиям и к новой технологической революции из-за ориентации на устаревшие модели развития и консерватизм командно-административной системы, лишавшей людей творческой инициативы и свободы выбора.

Приближение развязки политического кризиса в восточноевропейских странах было ускорено перестройкой в Советском Союзе, утверждением гласности, а также новой внешней политикой СССР. Отношение к соседям как к равноправным партнёрам, отказ от «доктрины Брежнева» (идея ограниченного суверенитета социалистических стран) открыли возможность для развёртывания демократической борьбы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы.

Революции 1989—1991 гг.

В 1988 г. в Польше прошли забастовки, организованные профсоюзом «Солидарность», в котором состояли миллионы рабочих. Это объединение стало массовым общественно-политическим движением.

С лета 1989 г. в ГДР начались демонстрации и стачки в крупных городах. В октябре в Берлине манифестации привели к смене правительства и руководства СЕПГ, а 8 ноября 1989 г. пала Берлинская стена, открылись Бранденбургские ворота и Восточная Германия начала путь к объединению с ФРГ.

В других странах революции начинались с попыток властей сменить вывеску, провозгласить реформы (Польша, Венгрия, Болгария, Албания). Но это заканчивалось уходом с политической арены коммунистических правительств и выдвижением новых лидеров и новых партий. Бывший электрик и лидер «Солидарности» Лех Валенса в Польше, драматург и правозащитник Вацлав Гавел в Чехословакии, университетский профессор Желе Желев в Болгарии приходят к государственному руководству.

Эти процессы смены власти, представлявшие по своему значению революции, проходили в мирных формах. Только в Румынии диктатор Чаушеску пытался потопить в крови народное восстание.

Во всех странах бывшего социалистического лагеря в Восточной Европе была восстановлена многопартийность, проведены выборы новых органов власти и либерализация режимов, начали осуществляться реформы.

Видео:Развитие стран Восточной Европы во второй половине XX в | Всемирная история 9 класс #22 | ИнфоурокСкачать

Развитие стран Восточной Европы во второй половине XX в | Всемирная история 9 класс #22 | Инфоурок

Реформы в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)

Революции 1989—1991 гг. определили общий вектор политического и социально-экономического развития.

Отстранение коммунистических партий от власти проходило в результате активных действий широких демократических движений, которые первоначально оформлялись в аморфные политические объединения (чаще всего в форумы).

Левые политические силы, прежде всего бывшие коммунистические партии, не исчезли с политической сцены. Потеряв властные позиции, они тем не менее сохранили значительное влияние. Это позволило реформистскому крылу этих партий участвовать в политической борьбе под новыми вывесками и программами.

Польская объединённая рабочая партия объявила о самороспуске, но в стране возродилась социалистическая партия.

В Болгарии образовалась Демократическая партия левых сил, в Венгрии — Венгерская социалистическая партия и несколько других социалистических партий и т. д. Общая тенденция перестройки политических сил левого фланга состояла в переходе новых лидеров левых сил на социал-демократические позиции.

В большинстве бывших социалистических стран были проведены с большей или меньшей степенью радикализма либерализация, приватизация и рыночные реформы.

Основные направления социально-экономических преобразований

При всём различии положения в странах ЦВЕ определились общие линии реформ:

  • либерализация экономической жизни и восстановление регулирующей роли рынка и полноценных товарно-денежных отношений, включая обоснованное ценообразование, прибыль;
  • осуществление антиинфляционных мер и курс на обеспечение конвертируемости валют;
  • изменение отношения к формам собственности, признание частной собственности, её защита, включая реституцию (возвращение собственности, конфискованной в годы социалистических преобразований);
  • демонтаж командно-административной системы и сведение до минимума внеэкономических методов управления, а также ликвидация привилегий и неоправданных льгот.

Все эти преобразования и реформы означали полный разрыв и отказ от советской модели социализма, возвращение к идеям и моделям либеральной демократии и рыночной экономики.

«Шоковая терапия»

Названные «шоковой терапией», эти реформы имели негативные последствия в виде инфляции, роста дороговизны, безработицы. В ряде случаев произошла ломка того механизма социального обеспечения, который многими расценивался как позитивная черта социалистической системы. В результате в обществе усилилось социальное расслоение и в то же время произошло размежевание интересов социальных групп.

В итоге распались те форумы, которые определили победу политической оппозиции. Разочарование населения привело в ряде стран на выборах 1994 г. к власти социал-демократические партии, т. е. фактически бывших коммунистов. Однако вскоре и эти политические силы показали свою беспомощность. Поэтому в Польше, Болгарии, Венгрии, Румынии, Югославии и ряде других стран в 1996—1997 гг. социал-демократические группировки вновь оттесняются и у власти оказываются новые политические силы.

Последствия «шоковой терапии», т. е. либерализация экономики, переход к рыночным отношениям, определялись различными факторами. Главное противоречие послереволюционной эпохи — это противоречие между завышенными ожиданиями улучшения жизни и реальными проблемами перехода к рыночным отношениям. Важно было, по мнению ряда экономистов, провести реформы быстро, использовать революционный подъём людей. Таким путём пошли в Польше (план Л. Бальцеровича). В других странах реформы были менее радикальными, но быстрыми и последовательными (Чехия, Венгрия, Словения).

Начатые значительно раньше (в 1980-е гг.), реформы в Польше и Венгрии позволили ослабить тяжёлые удары «шоковой терапии» и ускорить переход к стабилизации. В Польше в 1995 г. резко снизилась инфляция (до 20 %), и страна вышла на наивысший в Европе уровень прироста ВВП (6,5%). Вместе с тем в стране оставалась высокой безработица (15%), сохранялась социальная напряжённость. На выборах президента Польши в 1996 г. победил представитель левых сил, а на парламентских выборах 1997 г. — правые партии.

В отличие от Польши, для других восточноевропейских стран в эти кризисные годы характерен менее радикальный путь приватизации и либерализации.

В Болгарии, где в 1990-е гг. правительство возглавляли социалисты, произошло торможение реформ и социально-экономическое положение оказалось критическим. Стране угрожали голод и финансовое банкротство (к тому же внешний долг превысил 10 млрд долларов). В это время вновь произошла смена власти. В 1997 г. президентом был избран представитель правой оппозиции и состоялись досрочные выборы парламента.

Поздний переход Албании к реформам и «шоковая терапия», низкий уровень политической культуры, отсутствие демократических традиций, коррупция во властных структурах вызвали в 1997 г. в стране глубокий политический кризис, который перерос в восстание, и «власть толпы» разрушила государственные институты, ввергла страну в хаос.

Аграрный сектор в восточноевропейских странах подвергся наиболее болезненной ломке в период «социалистических преобразований».

Создание новой системы власти в сельской местности проходило в различных странах неодинаково. Однако общим явлением было стремление возвратиться к системам местного самоуправления, исторически сложившимся до коммунистического правления.

Местные новые власти старались привить населению новое понимание идентичности национального и гражданского самосознания через восстановление исторической памяти, обычаев, традиций, фольклора, народных и религиозных празднеств. Таким образом шёл процесс воссоздания гражданского общества и освобождения от последствий тоталитаризма.

В Польше и Югославии кооперирование сельского хозяйства не имело столь большого распространения, как в ряде других стран ЦВЕ, и поэтому экономические отношения на селе не претерпели большой ломки. Что касается других стран, то там были приняты законы о роспуске кооперативов и возвращении земли крестьянам. Они становились фермерами, возникали новые проблемы. Ситуация сложная: нет капитала, нет рабочей силы, малоземелье, не установились новые каналы сбыта продукции, отсутствие источников получения кредита и сельскохозяйственного инвентаря, отстаёт развитие мелкого и среднего бизнеса на селе.

Польша, Венгрия, Чехия, Словения сумели быстрее, чем другие страны, побороть инфляцию, остановить рост безработицы, выйти на высокий уровень роста экономики. Эти страны приблизились к главным развитым странам мира по основным показателям (ВВП на душу населения и др.).

Социальное расслоение

Общая болезненная проблема для всех стран бывшего социалистического лагеря — это растущая социальная дифференциация. Бедные и богатые — эти контрасты всё больше заметны и в городе, и на селе. Исследователь аграрного вопроса в Польше писал: «Польские фермеры не приняли реальный социализм, но они не принимают и новый польский капитализм».

Этнические конфликты

Не обошли стороной этот европейский регион этнические конфликты и вспышки национализма. Чехословакия в 1993 г. распалась на свои исходные части — Чехию и Словакию.

Революционные процессы в Югославии 1990-х гг. ушли в сторону этнических (и отчасти религиозных) конфликтов. Прежняя Югославия распалась на несколько государств. Образовались суверенные Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Хорватия. В 2006 г. вышла из Югославии Черногория. В Боснии, где сложный религиозный состав населения (католики, мусульмане, православные) и этническая пестрота (боснийцы, сербы, хорваты и др.), шла война в 1992—1995 гг. Она была прекращена в результате вооружённого вмешательства НАТО.

В 1998 г. вновь обострилась проблема Косово и сепаратистского движения в этом районе, что породило новую фазу этнического конфликта в Югославии и вмешательство в эти конфликты НАТО. В 2008 г. албанские власти Косово в одностороннем порядке провозгласили независимость вопреки решениям ООН и протестам Сербии и России.

Страны ЦВЕ и Европейский союз

«Назад в Европу!» — таким стал общенациональный лозунг большинства стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Евросоюз не стремился к столь масштабному расширению, но, увидев трудности реформ, опасаясь дестабилизации в регионе, решил форсировать приём новых членов. С этого времени вся внутренняя политика стран ЦВЕ была направлена на выполнение огромного числа требований по демократизации и экономическому реформированию. В законы были внесены поправки. В 2004 г. членами Евросоюза стали Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, в 2007 г. — Болгария и Румыния, в 2013 г. — Хорватия.

Проверьте себя

  1. Выделите главные направления «социалистических преобразований» в странах Восточной Европы после войны. Подумайте, в чём их сходство и отличие от аналогичных преобразований в СССР в 1930-е гг.
  2. Каковы основные проявления кризиса коммунистических режимов в восточноевропейских странах?
  3. Попробуйте классифицировать по значимости причины революций 1989—1991 гг. в странах Центральной и Восточной Европы: а) недовольство широких масс населения; б) неспособность «реального социализма» решить проблемы, стоявшие перед обществом; в) ослабление СССР и отказ Москвы от силовых действий в отношении своих союзников по соцлагерю.
  4. Назовите главные направления реформ и «шоковой терапии» в странах Центральной и Восточной Европы в 1990-е гг.
  5. Каким образом на характере реформ в разных странах отразилась смена власти?
  6. Какие трудности встают при проведении аграрной политики в восточноевропейских странах после революций? Способно ли решить проблемы села возвращение к традициям?

Подумайте

  1. Подготовьте и проведите диспут на тему «Реальный социализм» и его место в истории». Выскажите своё мнение и обоснуйте его.
  2. Проведите исследование на тему «Шоковая терапия»: за и против». С помощью аргументов и примеров обоснуйте позиции сторонников и противников реформ такого типа. Сравните ход реформ и последствия «шоковой терапии» в странах Центральной и Восточной Европы и в 1992-1998 гг. в России, используя материалы из отечественной истории, дополнительную литературу и интернет-ресурсы.
  3. Обсудите вопрос: можно ли решить этнические проблемы, обострившиеся на Балканах в 1990-е гг., с помощью военной силы?

Дополнительные материалы

Из книги Л. Бальцеровича «Социализм, капитализм, трансформация: очерки на рубеже эпох». 1997 г.

Польша добилась в 1990-1993 гг. лучших, чем другие страны, результатов в борьбе с инфляцией и за экономический рост. Выявление причин этого успеха требует дальнейших исследований. Здесь я ограничиваюсь лишь констатацией: их нельзя сводить ни к менее чувствительным внешним потрясениям (хотя различия здесь и играли определённую роль), ни к лучшим стартовым экономическим условиям. Основу польских достижений следует искать в сфере экономической политики.

Всё это подводит к выводу ещё более общего характера. Стратегия, принятая в Польше, оправдала себя в том смысле, что иные стратегии, со всей очевидностью отличающиеся от польской, в тех же исходных условиях и внешних обстоятельствах дали бы значительно худшие результаты. С этой точки зрения польская экономическая программа была успехом. И я хочу выделить три главные причины. Во-первых, именно из-за своего радикализма и комплексности программа смогла переломить инерционность и структуру старой экономической системы, смогла учесть связи и взаимоподдержку различных процессов экономической реформы, а также использовать политический капитал, порождённый великим политическим переломом 1989 г. Во-вторых, программа последовательно проводилась в жизнь как единое целое, несмотря на усиливающуюся критику и давление, особенно в 1991 г. В-третьих, одно из ключевых правил, обязательных как на стадии разработки программы, так и на стадии её реализации в 1990-1991 гг., — недопустимость дифференциации политики по отношению к отдельным отраслям или, что ещё хуже, к отдельным предприятиям. Введение новых, обязательных для всех правил стало основой создания чётких правовых рамок, повышения эффективности и предотвращения усиления давления со стороны различных групп интересов.

Я убеждён, что именно этими двумя последними чертами польская экономическая реформа 1990-1991 гг. больше всего и отличается от вариантов реформ, реализуемых в Румынии, России и большинстве других постсоветских республик.

Видео:Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине XX – начале XXI века. ВидеоурокСкачать

Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине XX – начале XXI века. Видеоурок

Географическое, экономическое и политическое положение стран Центральной и Восточной Европы

Территории, лежащие восточнее Германии, относят к странам Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Близость расположения и общие исторически сложившиеся тенденции развития позволяют объединить эти страны в один регион. От государств Западной Европы их отличает схожесть экономического и политического развития, географическое положение, уровень жизни населения, формирование национального состава.

Общий вектор политического и социально экономического развития стран европы центральной восточной

Видео:Основные тенденции социально-экономического развития европейского общества. ВидеоурокСкачать

Основные тенденции социально-экономического развития европейского общества. Видеоурок

Географическое положение

Географически сторона света Европа делиться на 4 региона.

  1. Западная, включающая 11 государств: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария.
  2. В состав Восточной Европы входят: Россия, Беларусь, Украина, Молдова, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия.
  3. К Северной Европе относят: Данию, Швецию, Норвегию, Финляндию, Латвию, Литву, Эстонию, Исландию.
  4. Самой многочисленной по количеству стран является Южная Европа: Греция, Испания, Италия, Португалия, Андорра, Албания, Босния и Герцеговина, Сан-Марино, Ватикан, Мальта, Словения, Сербия, Республики Македония, Хорватия, Черногория.

Территориально регион ЦВЕ затрагивает страны, расположенные в 3-х вышеуказанных частях Европы, кроме западной. Следует отметить, что до объединения обеих Германий, ее восточная часть, ГДР, входила в состав ЦВЕ. Страны Прибалтики (Литва, Латвия, Эстония) традиционно включается в регион, тогда как бывшие республики Советского Союза (Белоруссия, Украина и Молдавия) часто оставляют за границами этой части Европы.

Общая площадь региона составляет 1379 млн кв. км. С юга на север эта территория простирается от Греции до Балтийского моря. С запада регион отделяет восточная граница Германии. На востоке крайняя линия пролегает по границе бывшего СССР.

Общий вектор политического и социально экономического развития стран европы центральной восточной

Весь регион отличается значительными изменениями рельефа. Основная его часть находится на Восточно-Европейской равнине, средняя высота которой составляет 171 м. В центре региона находятся горы Карпаты, их наивысшей точкой является гора Герлаховский Штит (2655 м), расположенная в Словакии.

Расстояние с запада на восток составляет около тысячи километров. С севера на юг — вдвое больше.

Крайние точка находится:

  1. Западная расположена на территории Чехии, на 12 градусе восточной долготы.
  2. Южная — на границе Республики Македония и Греции — 41 градус с. ш., 26 градус в. д.
  3. Восточный предел расположен в польской деревне Зосин — 50 градус с. ш., 24 градус в. д.
  4. По направлению синей стрелки компаса, а именно север региона оканчивается городом Владыславово, крайний рубеж которого расположен на следующих координатах: 54 градуса с. ш., 18 градусов в. д.

Границы

Территория стран ЦВЕ находится в европейской части евроазиатского континента, в рамках восточных границ Польши, Венгрии, Словакии, Болгарии — с востока и Германии, Австрии, Италии — с запада. С севера — ограничивается южным побережьем Балтийского моря. На юге упирается в северные границы Греции.

Общий вектор политического и социально экономического развития стран европы центральной восточной

Видео:Социально-экономическое развитие стран Запада | Всемирная история 11 класс #14 | ИнфоурокСкачать

Социально-экономическое развитие стран Запада | Всемирная история 11 класс #14 | Инфоурок

Страны

Деление региона на Центральную и Восточную Европу носит в первую очередь экономический и политический характер. Исторически к ней относились страны-участницы Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и Организации Варшавского Договора (ОВД), прекратившие свое существование с падением Советского Союза. В настоящее время чаще используется деление по географическому принципу.

Крупные

Стадии экономического и политического развития страны центральной и восточной Европы проходят неравномерно. Это зависит от наличия природных ресурсов, степени включения в европейские экономические и политические процессы, уровня социального развития.

Самые крупные страны ЦВЕ, являющиеся членами ЕС:

  1. Польша (Республика Польша). Столица — Варшава. Является унитарным государством, по форме правления — парламентская республика. В экономическом плане является аграрно-индустриальной страной. Отличается высокими темпами роста промышленного производства. Имеет значительные запасы природных ископаемых. Уровень развития сельского хозяйства находится на высоком уровне. Широко развит туризм.
  2. Чехия (Чешская республика). Столица — Прага. Образовалась в результате распада Чехословакии в 1993 году, является парламентской республикой, глава государства — президент. Это индустриальная страна с наиболее успешным развитием экономики в регионе. Основные отрасли промышленности: машиностроение, металлургия, топливно-энергетическая и т. д.
  3. Словакия. Столица — Братислава. Стала независимой в 1993 году. Унитарное государство с формой правления — парламентская республика. Развитая индустриально-аграрная страна, отличается высокими темпами роста экономики.
  4. Венгрия. Столица — Будапешт. Имеет унитарное государственное устройство. Парламентская республика. Имеет быстроразвивающуюся экономику. Находится на завершающей стадии интеграции. Основные виды промышленности здесь — автомобилестроение и фармацевтика.
  5. Болгария (Республика Болгария). Столица — София. Республиканская форма правления во главе с Парламентом. Страна с высокими темпами индустриализации и высоко развитым сельским хозяйством. Одной из основ экономики является туризм.
  6. Румыния. Столица — Бухарест. Государство имеет унитарное устройство и президентско-парламентскую республиканскую форму правления. В экономическом плане относится к развивающимся странам. Отличается высокими темпами развития. Основная отрасль — добыча и экспорт нефти.

Также к странам ЦВЕ, являющимся членами Евросоюза, относятся Латвия, Литва, Эстония, Словения, Хорватия.

Общий вектор политического и социально экономического развития стран европы центральной восточной

Зависимые

К зависимой территории региона можно отнести Аландские острова по причине их географического положения. Находятся они в Балтийском море на входе в Ботнический залив. Являются автономной территорией в составе Финляндии. Официальный язык островов — шведский, в общении часто используется аландский диалект. Численность населения немногим меньше 30 тыс. человек. Основные виды деятельности здесь — рыболовство и молочное животноводство. Также широко развит туризм.

Общий вектор политического и социально экономического развития стран европы центральной восточной

Список всех

В зависимости от того, относить бывшие советские республики к странам ЦВЕ или нет и включать ли в ее состав территории, имеющие статус непризнанных или частично признанных республик, количество государств в различных источниках меняется.

Тем не менее официально признанными государствами этого региона являются:

  • Польша,
  • Чехия,
  • Словакия,
  • Венгрия,
  • Болгария,
  • Румыния,
  • Словения,
  • Хорватия,
  • Босния и Герцеговина,
  • Черногория,
  • Сербия,
  • Албания,
  • страны Балтии: Литва, Латвия, Эстония.

Часто в этот список включают Северную Македонию и Республику Косово. Изредка можно встретить упоминание Украины и Белоруссии, продолжаются споры о Молдавии.

Общий вектор политического и социально экономического развития стран европы центральной восточной

Видео:Социалистические страны и особенности их развития | Всемирная история 11 класс #16 | ИнфоурокСкачать

Социалистические страны и особенности их развития | Всемирная история 11 класс #16 | Инфоурок

Экономическое положение

Более позднее внедрение в общеевропейскую экономику, бедность полезными ископаемыми, преимущественно аграрный тип ведения хозяйства привели к тому, что страны региона находятся на догоняющих позициях. Постепенная интеграция в Евросоюз, специализация производства выводит государства на общеевропейский путь развития. Многие ведущие страны находятся на достаточно высоком экономическом и социальном уровне развития.

Но в регионе остаются и периферийные территории, относящиеся к развивающимся странам, имеющие догоняющие позиции социального развития. Главным образом представляют собой слабоурбанизированные, аграрные государства.

Уровень ВВП в регионе крайне неровный. Меняется от 5000 до 35000 долларов США на душу населения в различных странах. Эти показатели находятся на среднем уровне от общемировых.

Доля ВВП стран ЦВЕ в Евросоюзе колеблется от 0,14 до 2,86 % в зависимости от уровня развития и интеграции государства.

Общий вектор политического и социально экономического развития стран европы центральной восточной

Видео:Страны Центральной и Юго-Восточной Европы | Всемирная история, 9 класс, ЦТ/ЦЭСкачать

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы | Всемирная история, 9 класс, ЦТ/ЦЭ

Достопримечательности

Регион ЦВЕ отличается большим количеством достопримечательностей и курортов. Туристическое направление экономики широко развито почти во всех странах. Поэтому здесь очень трепетно относятся к памятникам культуры.

Наиболее популярными для посещения являются:

  1. Город Краков является одним из самых старых и исторически важных городов не только Польши, но и всей территории этой части Европы. Здесь расположено огромное количество церквей, замков, площадей и зданий, которые погрузят туриста в атмосферу древнего города и покажут судьбу живших здесь людей. К ним можно отнести: здание Ратуши, Мариацкий костел, Суконные ряды, Вавельский замок и др.
  2. Не менее потрясающей и наполненной интересными историческими и современными местами и сооружениями является город Прага (Чехия). Он по праву среди туристов называется городом-музеем. Мистическая атмосфера Пражского града в вечернее время поддерживается традиционным освещением, в котором узкие улочки и готические церкви выглядят по-колдовски таинственно. Обязательными местами для посещения здесь можно назвать: Вышеград, Карлов мост, Собор святого Вита, множественные сады, потрясающие красотой в период цветения, Староместская и Вацлавская площади и множество других старинных и современных достопримечательностей.
  3. Привлекающая вампирскими историями Румыния также полна интереснейших мест. Как правило, эту страну ассоциируют с замками, которых здесь множество: замок Бран, замок Пелеш, город Сигишоаре и множество других. Помимо их, в этой стране находится огромное количество природных достопримечательностей, церквей, памятников и др.

Общий вектор политического и социально экономического развития стран европы центральной восточной

Это лишь малая доля всего, что можно посетить туристам в регионе.

Не менее интересными являются:

  • гора ведьм в Литве,
  • музей Виру в Эстонии,
  • морской орган в Хорватии,
  • национальные парки Черногории,
  • озеро Блед в Словении,
  • Мостар в Боснии и Герцеговине и множество других.

Общий вектор политического и социально экономического развития стран европы центральной восточной

Видео:Всеобщая история. 10 класс. §22. Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной ЕвропыСкачать

Всеобщая история. 10 класс. §22. Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы

Интересные факты

Центральная и Восточная Европа — это интересный и многогранный регион, имеющий своеобразную историю и путь развития. Находясь на стыке западноевропейской и восточнославянской культур, он несет в себе особенный их симбиоз.

К интересным фактам этого региона можно отнести следующие:

  1. По национальному составу большинство населения этой части Европы являются славянами.
  2. Только на этой территории и в России четное количество цветов считается похоронным.
  3. Самым старым государством Европы является Болгария.
  4. В регионе, составляющем большую часть Европы, проживает всего лишь треть ее населения.
  5. На территории Боснии сохранился реликтовый лес — Перучица.
  6. Дно Дуная усыпано множеством исторических вещей: монет, пушечных ядер, остатками оружия.

Общий вектор политического и социально экономического развития стран европы центральной восточной

Видео:Социально экономическое развитие страны в первой четверти XIX векаСкачать

Социально экономическое развитие страны в первой четверти XIX века

Видео

Историческая информация о развитии региона представлена в следующем видео.

Видео:Европейский союз - краткая история на картеСкачать

Европейский союз - краткая история на карте

Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945-2013 гг.
план-конспект урока по истории (9 класс)

Общий вектор политического и социально экономического развития стран европы центральной восточной

Видео:Страны Европы и США в начале XX века | Всемирная история 9 класс #2 | ИнфоурокСкачать

Страны Европы и США в начале XX века | Всемирная история 9 класс #2 | Инфоурок

Скачать:

ВложениеРазмер
p._29_ist._9_vseobshch.doc29.5 КБ

Видео:§ 21 Установление и эволюция коммунистических режимов в государствах Восточной ЕвропыСкачать

§ 21 Установление и эволюция коммунистических режимов в государствах Восточной Европы

Предварительный просмотр:

Тема: Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945-2013 гг.

— показать эволюцию политических идеологий и гражданского общества в 1945 — начале 2000-х гг.;

— определить особенности политического и социально-экономического развития СССР в 1945 — начале 2000-х гг.;

— выделять наиболее общие причины революций 1989 — 1991 гг.;

— формировать навыки работы с текстом, историческим источником, исторической картой; развивать умение строить логические связи.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия и термины: тоталитарный политический режим, командная экономика, «бархатные революции», «шоковая терапия».

II. Повторение изученного. Проверка д/з (тест)

III. Изучение нового материала.

Общие черты «строительства социализма».

Задание: прочитать с. 237-239, ответить на вопросы и выполнить задания.

В чём заключается особенность установления новой власти в странах Восточной Европы?

Проанализируйте перечисленные факты из истории Польши и сделайте вывод об общих экономических тенденциях, характерных для стран Восточной Европы во второй половине 1940-х — начале 1950-х гг.:

а) в январе 1946 г. был принят закон, закрепивший национализацию основных средств производства и переход в руки государства решающих позиций в экономике; национализированный сектор в промышленности в 1946 г. составил 86,3 %, к 1949 г. — 90 %;

б) в 1947 г. проведена земельная реформа, ликвидировавшая помещичье землевладение и создавшая сильный государственный сектор в сельском хозяйстве — госхозы;

в) государство осуществляло основные капиталовложения в тяжёлую промышленность, создавало новые отрасли — судостроение, автомобильную, построило металлургический комбинат.

Почему руководство СССР заставило страны Восточной Европы отказаться от экономической помощи по плану Маршалла?

Что означало объединение в 1948 г. в большинстве стран Восточной Европы коммунистических партий с социал-демократическими?

В чём была суть советско-югославского конфликта?

В результате проведённых реформ уже к середине 1950-х гг. страны Восточной Европы достигли впечатляющих успехов в «догоняющем развитии» -был совершён рывок в наращивании производственного потенциала, урбанизации, модернизации социальной структуры. Однако в обществе нарастали тенденции недовольства. С чем это могло быть связано?

7. Дискуссии в коммунистических партиях восточноевропейских стран, формирование в них влиятельных реформаторских группировок состоялись после 1953 и 1956 гг. Почему это происходило именно в эти годы? Как руководство СССР должно было относиться к такого рода событиям?

Кризис коммунистических режимов.

Задание: прочитать с. 239-240.

Вопрос: Каковы основные проявления кризиса коммунистических режимов в восточноевропейских странах?

Революции 1989-1991 гг.

Творческая работа учащихся с текстом учебника.

Попробуйте классифицировать по значимости причины революций 1989 — 1991 гг. в странах Восточной Европы:

а) недовольство широких масс населения — ?

б) неспособность «реального социализма» решить проблемы, стоящие перед обществом — ?

в) ослабление СССР и отказ Москвы от силовых действий в отношении своих союзников по соцлагерю — ?

Реформы в странах Центральной и Восточной Европы.

Задание: изучить в учебнике текст пункта «Реформы в странах Центральной и Восточной Европы» (с. 240 — 243) и составить план — конспект по его содержанию:

— общий вектор (направление) политического и социально-экономического развития этой группы стран;

— судьба бывших коммунистических партий; основные направления социально-экономических реформ;

— что такое «шоковая терапия»;

— последствия «шоковой терапии» (приватизация, промышленное производство, аграрный сектор, социальные и этнические проблемы).

Задание: изучить фрагмент из книги Л. Бальцеровича (с. 244 — 245), выполнить задания к нему.

5. Страны Центральной и Восточной Европы в Европейский союз.

Задание: работа с картой «Политическая карта Европы» (см. цветную вклейку);

— показать на карте страны Центральной и Восточной Европы, бывшие страны социалистического лагеря;

— определить, какие из них являются членами Евросоюза.

IV. Закрепление изученного материала.

Вопрос: Какие страны и почему быстрее других преодолели сложности 1990-х гг.?

🔍 Видео

ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать

ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!

Капитализм и Социализм. В Чем Отличие Капитализма от Социализма.Скачать

Капитализм и Социализм. В Чем Отличие Капитализма от Социализма.

География. 9 класс. Группировка стран мира по уровню экономического развитияСкачать

География. 9 класс. Группировка стран мира по уровню экономического развития

Революции в странах Центральной Европы. Видеоурок по Всеобщей истории 11 классСкачать

Революции в странах Центральной Европы. Видеоурок по Всеобщей истории 11 класс

Конфискация у врагов, Сбор за Надеждина: регионы, Нежелательная антивоенность. Гуриев, КолесниковСкачать

Конфискация у врагов, Сбор за Надеждина: регионы, Нежелательная антивоенность. Гуриев, Колесников

Социально - экономическое развитие страны на рубеже XIX - XX ввСкачать

Социально - экономическое развитие страны на рубеже XIX - XX вв

Урок 2. Главные экономические показатели развития страныСкачать

Урок 2. Главные экономические показатели развития страны
Поделиться или сохранить к себе: