Конспект урока № 1. Прямоугольник. Существенные признаки квадрата
- Познакомить детей с существенными признаками прямоугольника.
- Развивать у школьников умение находить предметы прямоугольной формы в окружающей обстановке, умение находить среди предложенных четырехугольников прямоугольники, умение чертить прямоугольник на клетчатой бумаге.
1. Актуализация ранее полученных знаний.
Учитель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он просит нашей помощи. Поможем Незнайке? (Да.) Незнайке нужен домик, но он не знает, как его построить. На доске вы видите чертеж дома, с помощью геометрических фигур постройте дом для Незнайки.
На доске чертеж домика (Рисунок 1), на партах у детей лежат наборы геометрических фигур: треугольники, прямоугольники, четырехугольники (для трубы), круги разных размеров. Дети из предложенных геометрических фигур на парте конструируют дом (в зависимости от класса это может быть как индивидуальная работа, так и в парах постоянного состава).
Учитель: Какие геометрические фигуры вы использовали для домика?
Дети: 1 большой треугольник, 1 большой и 1 маленький прямоугольники и 1 маленький четырехугольник (труба).
2. Постановка учебной задачи.
Учитель: Я вижу, что вы прекрасно справились с заданием. Незнайка тоже выполнил это задание. Вот что у него получилось. Посмотрите на его домик. Что скажете?
Учитель показывает чертеж Незнайки (Рисунок 2).
Дети: Незнайка вместо большого прямоугольника взял большой четырехугольник.
Учитель: Но Незнайка утверждает, что он выбрал фигуру правильно. Он говорит, что в этой фигуре 4 угла. (Считают хором углы) А также угол № 1 – прямой. Проверим это утверждение. (1 или несколько учеников с помощью угольника проверяют, что угол № 1 прямой). Значит прав Незнайка?
Дети: Нет, Незнайка не прав, данная фигура не является прямоугольником.
Учитель: Почему же? Ведь Незнайка нам объяснил, как он рассуждал, выбирая эту фигуру.
Дети: Значит, незнайка допустил ошибку в рассуждениях.
Учитель: Сегодня на уроке мы постараемся разобраться, какая же фигура может называться прямоугольником. А, кроме того, мы с вами должны объяснить Незнайке, в чем же он ошибся.
3. Открытие нового знания.
На доске — 5 различных четырехугольников (Рисунок3).
Учитель: Рассмотрите внимательно все геометрические фигуры. Что общего вы видите во всех фигурах?
Дети: Все фигуры – четырехугольники. (Доказывают, считая углы и стороны фигур.)
Учитель: Есть ли среди данных четырехугольников прямоугольники?
Дети: Прямоугольниками являются фигуры под № 1 и № 4.
Учитель: Какой вывод можем сделать?
Дети: Прямоугольник – это четырехугольник.
Вывод появляется на доске.
Учитель: По каким признакам мы отличили прямоугольники от остальных четырехугольников?
Дети: Если проверить с помощью угольника, то у четырехугольника все углы прямые.
На доске появляется: «у которого все углы прямые.»
Учитель: Посмотрите на доску, там появилось предложение.
1-й ученик читает вслух: «Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые». Затем под руководством учителя дети хором читают определение.
Учитель: Но наш Незнайка все еще не понимает, в чем же он ошибся. Кто сможет объяснить ошибку Незнайке?
Дети: Незнайка проверил только один угол четырехугольника, а для того, чтобы сделать вывод, что перед нами прямоугольник, нужно проверить все углы: они все должны быть прямыми.
4. Закрепление полученных на уроке знаний и умений.
4.1. Закрепление умения находить предметы прямоугольной формы в окружающей обстановке.
Учитель: Ребята, Незнайка понял свою ошибку, он благодарит вас за помощь и просит вас оглядеться в классе и назвать те предметы, которые имеют форму прямоугольника.
Дети: Двери, окна, стены, потолок, пол, доска, столешница, учебник.
4.2. Отработка умения чертить прямоугольник на клетчатой бумаге.
Учитель: А теперь давайте попробуем начертить прямоугольник в тетради. Как можно легко начертить прямоугольник в тетради?
Дети: Чертить по клеточкам, так как клеточки – тоже прямоугольники.
Учитель чертит на доске (клетчатой части), дети в тетрадях. Затем углы прямоугольника проверяются угольником.
4.3. Закрепление умения находить прямоугольник среди четырехугольников.
Игра «Убери лишнюю фигуру»
На доске (или у каждого ребенка на парте) четырехугольники с разным соотношением сторон, разного цвета, среди которых один не прямоугольник (Рисунок 4):
Учитель: Рассмотрите четырехугольники и найдите лишний. Докажите свой выбор.
Дети: Коричневый четырехугольник – лишний, так как остальные – прямоугольники.
Учитель: Докажите, что этот четырехугольник не является прямоугольником.
Дети: У него только 2 угла прямые, а прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.
5. Повторение ранее изученного материала.
6. Объяснение домашнего задания.
7. Подведение итогов урока.
Каждому ребенку дается карточка, на которой изображены различные геометрические фигуры (Приложение 1).
Задание: Среди данных фигур раскрась прямоугольники.
Конспект урока № 2. Существенные признаки квадрата
- Познакомить детей с существенными признаками квадрата.
- Развивать у школьников умение находить предметы квадратной формы в окружающем мире, умение находить среди предложенных четырехугольников и прямоугольников квадраты, умение чертить квадрат на клетчатой бумаге.
1. Организационный момент.
2. Устный счет, одним из этапов которого является работа с геометрическим материалом:
1. Какая фигура лишняя? (Рисунок 5)
2. Составь из двух треугольников прямоугольник. (Рисунок 6)
3. Дополни фигуру до прямоугольника. (Рисунок 7)
3. Актуализация ранее полученных знаний.
Учитель: Какая геометрическая фигура называется прямоугольником?
Дети: Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.
Учитель: Знание какого свойства сторон прямоугольника помогло нам выполнить последнее задание?
Дети: Противоположные стороны прямоугольника равны.
4. Постановка учебной задачи.
Учитель: Вы видите на доске знакомый домик. Мы строили его для Незнайки. Но сегодня у нас два домика. Сравните их. Что заметили? (Рисунок 8)
Дети: Во втором домике вместо прямоугольников использованы квадраты.
Учитель: А я утверждаю, что это прямоугольники: у них 4 угла, все углы прямые, длины противоположных сторон равны.
Дети: Геометрические фигуры, использованные во втором домике, называются квадратами.
Учитель: Чем же отличается квадрат от прямоугольника? На этот вопрос мы должны сегодня ответить.
5. Открытие нового знания.
У каждого ученика на парте лежат прямоугольник и квадрат.
Учитель: Возьмите геометрические фигуры, которые лежат перед вами. Поднимите и покажите мне квадраты. А теперь – прямоугольники. Не опускайте. Оглянитесь вокруг. Все ли подняли одинаковые фигуры?
Дети: Кто-то поднял прямоугольник, кто-то квадрат, а кто-то обе фигуры.
Учитель: Кто из вас прав?
Дети: У квадрата 4 угла и все они прямые. Значит, квадрат – это прямоугольник. Правы те, кто поднял обе фигуры.
На доске появляется запись: «Квадрат – это прямоугольник».
Учитель: Мы нашли сходства этих двух фигур, и выяснили, что обе фигуры – прямоугольники. Есть ли у них отличия? Как их можно найти?
Дети: Если измерить стороны прямоугольника и квадрата, то получается, что у прямоугольника противоположные стороны равны, а у квадрата все стороны равны.
На доске появляется запись: «все стороны равны».
Учитель: Кто сможет из записей на доске составить предложение.
Дети составляют определение квадрата: «Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны».
Закрепление: выполнение № 1, стр. 31 («Найди среди этих четырехугольников квадраты и выпиши их номера».)
6. Практическое применение полученных на уроке знаний и умений.
6.1. Развитие умения находить предметы квадратной формы в окружающей обстановке.
Учитель: Подумайте и назовите предметы, имеющие форму квадрата, с которыми вы встречаетесь в жизни.
6.2. Отработка умения чертить квадрат на клетчатой бумаге – выполнение № 3, стр. 30. («Начерти в тетради квадрат, длина стороны которого 2 см».)
Учитель чертит на доске, дети в тетрадях.
6.3. Закрепление умения отличать квадрат от других четырехугольников (ромбов).
Игра «Убери лишнюю фигуру».
На доске 3 прямоугольника разного цвета, среди которых 2 квадрата и ромб. (Рисунок 9):
Учитель: Как можно назвать все фигуры одним словом?
Учитель предлагает измерить и сравнить стороны фигур. Учащиеся убеждаются, что у всех четырехугольников стороны равны между собой. С помощью модели прямого угла они находят четырехугольник, у которого углы непрямые.
Учитель: Какая фигура здесь лишняя?
Учитель убирает красную фигуру.
Учитель: Как называют синюю и зеленую фигуры?
Учитель: Как по-другому можно назвать их?
Учитель: Почему красную фигуру нельзя назвать квадратом?
Дети: Потому что она не прямоугольник.
7. Повторение ранее изученного материала.
8. Объяснение домашнего задания.
9. Подведение итогов урока.
Игра «Назови имя».
Учитель вынимает из пакета фигуру и, не показывая ее классу, перечисляет ее признаки. Учащиеся должны назвать «имя» этой фигуры.
У меня в руках фигура красного цвета, у нее 4 угла, 4 вершины, 4 стороны. Какая это фигура? (Четырехугольник.)
У меня синяя фигура из картона, у нее 4 стороны, 4 вершины, 4 угла, все углы прямые. Как называют такую фигуру? (Прямоугольник.)
У меня четырехугольник, у которого два угла прямые. Можно ли этот четырехугольник назвать прямоугольником? (Нет, так как в этом четырехугольнике только два прямых угла, а у прямоугольника все углы прямые.)И т.д.
- Презентация по курсу ТОНКМ для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах по теме «Определение понятий»
- «Календарь счастливой жизни: инструменты и механизм работы для достижения своих целей»
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Скоростное чтение
- Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- контрольная по геометрии. контрольная геометрия. Контрольная работа 7 Изучение геометрических фигур
- 📹 Видео
Видео:Геометрия 8 класс (Урок№6 - Прямоугольник. Ромб. Квадрат.)Скачать
Презентация по курсу ТОНКМ для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах по теме «Определение понятий»
Видео:Геометрия 8. Урок 4 - Прямоугольник, ромб, квадрат - свойства и признаки.Скачать
«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Видео:8 класс, 8 урок, Ромб и квадратСкачать
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Контрольные вопросы по теме «Понятия. Отношения между понятиями» Какие группы математических понятий изучают в начальных классах? Что понимают под объемом и содержанием математического понятия? В каком отношении могут находиться два понятия? В каком случае понятия находятся в отношении рода и вида? Контрольные вопросы по теме «Понятия. Отношения между понятиями»
Самостоятельная работа по теме «Понятия. Отношения между понятиями» 1 вариант 2 вариант Разделить математические понятия на группы: сложение, равенство, точка, отрезок, число, плоскость, неравенство 2. Каков объем понятия? «луч» «прямая» 3. Каково содержание понятия? «параллелограмм» «ромб» 4.Для данногопонятия запишите еще три понятия, находящихся с ним в отношении рода и вида. Какие из них родовые, а какие видовые по отношению к данному? «параллелограмм» «ромб»
Определение понятий Определение — это предложение, разъясняющее суть нового термина.
Выводы Существуют явные и неявные определения; Чтобы определить математическое понятие нужно назвать термин, затем указать ближайшее родовое понятие и перечислить необходимые и достаточные видовые отличия. Определяя понятие, необходимо проверять формулировки на наличие ошибок: определения должны быть соразмерными, не должны содержать порочного круга, должны быть понятными.
Домашнее задание Л.П. Стойлова. Математика. П.14, №7, 10, с. 55. М.А. Бантова. Методика преподавания математики в начальных классах. Подобрать примеры определений математических понятий, указать их вид.
Список источников Л.П. Стойлова. Математика.- М.: Академия,1997. Н.Б. Истомина. Методика обучения математики в начальных классах.- М.: Академия, 2002. Богданович М.В. Определение математических понятий //Начальная школа.- 2001. — № 4. Определение математического понятия http://viripit.ru/Pag1.htm Математические понятия http://fmi.asf.ru/Library/Book/Mpm/8a.html
Правильные ответы 1 вариант 2 вариант 1.Арифметические понятия: сложение, число; Алгебраические понятия: равенство, неравенство; Геометрические понятия: точка, отрезок, плоскость. «луч»2. Объем понятия:«прямая» множество всех лучей множество всех прямых «параллелограмм»3. Содержание понятия:«ромб» -противоположные стороны равны; -противоположные углы равны; -противоположные углы равны; -все стороны равны; -противоположные стороны параллельны; -диагонали перпендикулярны; … … «параллелограмм»4. Четырехугольник – род. Ромб – вид. Квадрат – вид. «ромб» Многоугольник – род. Четырехугольник – род. Квадрат – вид.
Примеры определений Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. Четное число – это число, которое делится на 2. Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число. а есть в Определяемое понятие Определяющее понятие Выявите структуру определений
Структура явного определения а есть в Определяемое понятие Определяющее понятие а тогда и только тогда, когда в а есть в
Пример кластера Ключевое слово Категория 1 Категория 4 Категория 3 Категория 2
Виды определений Остенсивные Через род и видовое отличие Генетические Индуктивные Определения Явные Контекстуальные Неявные
1. Числовые равенства и неравенства 2. Треугольник 3. Уравнение 4. Противоположные стороны 5. Прямоугольник Изучение математических понятий в начальных классах
Квадрат – это прямоугольник с равными сторонами. Структура определения через род и видовое отличие Определяемое понятие Определяющее понятие Родовое понятие Видовые отличия Определяемое понятие Определяющее понятие Родовое понятие Видовые отличия = +
Примеры определений Четное число – это число, которое делится на 2. Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число. Ромб — это параллелограмм с равными сторонами.
Алгоритм построения определения 1. Назвать определяемое понятие (термин); 2. Указать ближайшее родовое понятие; 3. Сформулировать видовые отличия; 4. Проверить, нет ли ошибок.
Продолжи определения Прямоугольный треугольник – это… Параллельные прямые – это… Двузначное число – это…
Продолжи определения Баскетбол – это… Колдун – это… Аттестат – это…
Найди ошибки в определениях Квадрат – это четырехугольник, у которого все стороны равны. Ромб – это когда все стороны равны. Равные треугольники – это треугольники, которые равны. Касательная к окружности – это прямая, которая касается окружности. Прямоугольник — это четырехугольник, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны.
Контрольные вопросы по теме «Определение понятий» Какие бывают виды определений? В чем заключается процесс определения математического понятия? Какие ошибки допускают ученики, определяя понятие? В чем ценность и значимость для вас изученного материала?
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 941 человек из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 894 человека из 81 региона
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
- Сейчас обучается 346 человек из 68 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
- Соколова Ольга СергеевнаНаписать 1946 26.01.2017
Номер материала: ДБ-137072
- 26.01.2017 251
- 26.01.2017 654
- 26.01.2017 245
- 26.01.2017 301
- 26.01.2017 624
- 26.01.2017 513
- 26.01.2017 379
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Детский омбудсмен предложила ужесточить наказание за преступления против детей
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения готовит рекомендации по построению «идеальной школы»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:Параллелограмм, прямоугольник, ромб,квадрат,трапеция, все свойства и определения!!!Скачать
контрольная по геометрии. контрольная геометрия. Контрольная работа 7 Изучение геометрических фигур
Название | Контрольная работа 7 Изучение геометрических фигур |
Анкор | контрольная по геометрии |
Дата | 18.11.2019 |
Размер | 433.77 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | контрольная геометрия.docx |
Тип | Контрольная работа #95686 |
страница | 3 из 3 |
Подборка по базе: Письменная работа — 2021-12-22T231150.301 (3).docx, Математика Контрольная работа.doc, Практическая работа Римское право.docx, Лабораторная работа №4.pdf, контрольная работа математика 4 класс.doc, Практическая работа.Инфор матика.Рубацкая В.В..rtf, Контрольная работа _Продан_.docx, Итоговая контрольная работа.doc, самостоятельная работа по теме 2.docx, Лабораторная работа №3 Силовой расчет механизма (Часть 1).docx 2) Составьте задания дифференцированного характера (по уровню сложности) при обучении учащихся элементарным построениям (на примере треугольника). Выполняет весь класс. — Ребята, отгадайте загадку: Три вершины, Треугольник. (демонстрация треугольника) Разбор образца (три точки, три отрезка) Черчение в тетради: поставить три точки в разных местах листа разным цветом (красный, синий, простой карандаши); соединить линиями все точки поочерёдно. Какая фигура получилась? Сколько точек? Точки – это вершины треугольника. Сколько отрезков? Отрезки, которые соединяют вершины – стороны треугольника. Построить равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 см. Найди его периметр. 3 уровень сложности Построй прямоугольник, используя свойства диагоналей. Дополнительное задание на логику и построение: Как можно провести в треугольнике 1 отрезок так, чтобы получилось 3 треугольника? Выполнение: 3) Назовите причину ошибки ученика и предложите упражнения для ее устранения: «Квадрат — это четырехугольник, у которого все стороны равны». Причина неверного высказывания – недостаток информации в высказывании, который влечет ошибку. Указаны не все свойства квадрата. Не хватает уточнения о прямых углах квадрата, что определяет его в данном случае, также, что отличает его от ромба. Предлагаем практические упражнения для устранения данной ошибки: Практическое изучение — Сколько углов у этой фигуры? (4 – это четырехугольник) — С помощью треугольника определите, какие это углы? (прямые – это прямоугольник) — Сколько сторон? (4) — С помощью линейки определите длины сторон. — Что можем сказать о длинах сторон? (они равны) — Определите, как называется эта фигура. (квадрат) Трансформирование наблюдений в определение а) Добавьте в предложение пропущенные слова Квадрат – это____________ фигура, у которой 4_____ угла, и все стороны_____ . Проверим правильность своих выводов. Откройте учебник на с. 69. Найдите правило, прочитайте. Найдите различие в высказываниях. 📹 ВидеоВсе про РОМБ за 8 минут: Свойства, Признаки, Формулы Периметра и Площади // Геометрия 8 классСкачать Ромб. 8 класс.Скачать Как решить любую задачу с четырёхугольниками? | Математика TutorOnlineСкачать Прямоугольник. 8 класс.Скачать Геометрия 10 класс (Урок№2 - Четырехугольники.)Скачать 8 класс, 4 урок, ПараллелограммСкачать Геометрия 8 класс: Ромб и квадратСкачать Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат // Математика 1 классСкачать Математика 5 класс (Урок№29 - Четырёхугольники.)Скачать Виды четырёхугольниковСкачать 8 класс, 3 урок, ЧетырехугольникСкачать Геометрия. ЧетырехугольникиСкачать ЧетырехугольникиСкачать Все про ПАРАЛЛЕЛОГРАММ за 8 минут: Свойства, Признаки, Формулы Периметра и Площади // ГеометрияСкачать Математика 29. Четырехугольники, прямоугольник, квадрат — Шишкина школаСкачать 8 класс, 7 урок, ПрямоугольникСкачать |