Курсовая работа по теме векторы

Реферат: Теория вектора

1. Что такое вектор?

2. Сложение векторов.

3. Равенство векторов.

4. Скалярное произведение двух векторов и его свойства.

5. Свойства операций над векторами.

6. Доказательства и решение задач.

Одним из фундаментальных понятий современной математики являются вектор и его обобщение – тензор. Эволюция понятия вектора осуществлялась благодаря широкому использованию этого понятия в различных областях математики, механики, а так же в технике.

Конец прошлого и начало текущего столетия ознаменовались широким развитием векторного исчисления и его приложений. Были созданы векторная алгебра и векторный анализ, общая теория векторного пространства. Эти теории были использованы при построении специальной и общей теории относительности, которые играют исключительно важную роль в современной физике.

В соответствии с требованиями новой программы по математике понятие вектора стало одним из ведущих понятий школьного курса математики.

Что же такое вектор? Как ни странно, ответ на этот вопрос представляет известные затруднения. Существуют различные подходы к определению понятия вектора; при этом даже если ограничиться лишь наиболее интересным здесь для нас элементарно-геометрическим подходом к понятию вектора, то и тогда будут иметься различные взгляды на это понятие. Разумеется, какое бы определение мы ни взяли, вектор – с элементарно-геометрической точки зрения — есть геометрический объект, характеризуемый направлением ( т.е. заданной с точностью до параллельности прямой и направлением на ней) и длиной.Однако такое определение является слишком общим, не вызывающим конкретных геометрических представлений. Согласно этому общему определению параллельный перенос можно считать вектором. И действительно, можно было бы принять такое определение: “Вектором называется всякий параллельный перенос”. Это определение логически безупречно, и на его основе может быть построена вся теория действий над векторами и развиты приложения этой теории. Однако это определение, несмотря на его полную конкретность , нас здесь также не может удовлетворить, так как представление о векторе как о геометрическом преобразовании кажется нам недостаточно наглядным и далеким от физических представлений о векторных величинах.

Итак, вектором Курсовая работа по теме векторы называется семейство всех параллельных между собой одинаково направленных и имеющих одинаковую длину отрезков (рис.1).

Курсовая работа по теме векторы
Вектор изображают на чертежах отрезком со стрелкой (т.е. изображают не все семейство отрезков, представляющее собой вектор, а лишь один из этих отрезков). Для обозначения векторов в книгах и статьях применяют жирные латинские буквы а, в, с и так далее, а в тетрадях и на доске – латинские буквы с черточкой сверху, Курсовая работа по теме векторы Курсовая работа по теме векторы Курсовая работа по теме векторы

Курсовая работа по теме векторы Курсовая работа по теме векторыТой же буквой, но не жирной , а светлой (а в тетради и на доске- той же буквой без черточки) обозначают длину вектора. Длину иногда обозначают также вертикальными черточками – как модуль (абсолютную величину) числа. Таким образом, длина вектора а обозначается через а или Iа I, а в рукописном тексте длина вектора а обозначается через а или Iа I. В связи с изображением векторов в виде отрезков (рис.2) следует помнить , что концы отрезка, изображающего вектор, неравноправны: одного конца отрезка к другому.

Курсовая работа по теме векторы

Различают начало и конец вектора (точнее, отрезка, изображающего вектор).

Весьма часто понятию вектора дается другое определение:вектором называется направленный отрезок. При этом векторы (т.е. направленные отрезки), имеющие одинаковую длину и одно и то же направление (рис.3), уславливаются считать равными.

Курсовая работа по теме векторы
Векторы называются одинаково направленными, если их полупрямые одинаково направлены.

Все сказанное пока еще не дает понятие вектора достаточно содержательным и полезным. Большую содержательность и богатую возможность приложений понятие вектора получает тогда, когда мы вводим своеобразную “геометрическую арифметику” – арифметику векторов, позволяющую складывать векторы, вычитать их и производить над ними целый ряд других операций. Отметим в связи с этим, что ведь и понятие числа становится интересным лишь при введении арифметических действий, а не само по себе.

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыСуммой векторов а и в с координатами а1 , а2 и в1 , в2 называется вектор с с координатами а1 + в1 , а2 + в2 , т.е.

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыа1 ; а2 ) + в12 ) = с1 + в1 ; а2 + в2 ).

Название: Теория вектора
Раздел: Рефераты по математике
Тип: реферат Добавлен 16:55:06 21 мая 2001 Похожие работы
Просмотров: 3812 Комментариев: 28 Оценило: 16 человек Средний балл: 4.2 Оценка: 4 Скачать
Курсовая работа по теме векторы

Следствие:

Курсовая работа по теме векторы

Для доказательства коммутативности сложения векторов на плоскости необходимо рассмотреть пример.

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыа и в – векторы (рис.5).

Курсовая работа по теме векторы

Пусть

1. Строим параллелограмм ОАСВ: АМ II ОВ, ВН II ОА.

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторы
Для доказательства ассоциативности мы отложим от произвольной точки О вектор ОА = а, от точки А вектор АВ = в и от точки в – вектор ВС = с. Тогда мы имеем:АВ + ВС =АС.

Курсовая работа по теме векторы

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыоткуда и следует равенство а + ( в + с ) = (а + в ) + с. Заметим, что приведенное доказательство совсем не использует чертежа. Это характерно ( при некотором навыке ) для решения задач при помощи векторов.

Курсовая работа по теме векторы Курсовая работа по теме векторыОстановимся теперь на случае, когда векторы а и в направлены в противоположные стороны и имеют равные длины; такие векторы называют противоположными. Наше правило сложения векторов приводит к тому, что сумма двух противоположных векторов представляет собой “вектор”, имеющий нулевую длину и не имеющий никакого направления; этот “вектор” изображается “отрезком нулевой длины”, т.е. точкой. Но это тоже вектор, который называется нулевым и обозначается символом 0.

Два вектора называются равными, если они совмещаются параллельным переносом. Это означает, что существует параллельный перенос, который переводит начало и конец одного вектора соответственно в начало и конец другого вектора.

Из данного определения равенства векторов следует, что разные векторы одинаково направлены и равны по абсолютной величине.

И обратно: если векторы одинаково направлены и равны по абсолютной величине, то они равны.

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторы Курсовая работа по теме векторыДействительно, пусть векторы АВ и С D – одинаково направленные векторы, равные по абсолютной величине (рис.6). Параллельный перенос, переводящий точку С в точку А, совмещает полупрямую СD с полупрямой АВ, так как они одинаково направлены. А так как отрезки АВ и CD равны, то при этом точка D совмещается с точкой В, то есть параллельный перенос переводит вектор CD в вектор АВ. Значит, векторы АВ и С D равны, что и требовалось доказать.

Курсовая работа по теме векторы

Скалярное произведение двух векторов и его свойства.

Скалярным произведением двух нулевых векторов называется число, равное произведению числовых значений длин этих векторов на косинус угла между векторами.

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторы Курсовая работа по теме векторыОбозначение: а х в = Ia I * Ib I * cos ( а, в ).

Свойства скалярного произведения:

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторы Курсовая работа по теме векторы1. а х в = в х а.

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторы Курсовая работа по теме векторы2. Для того, чтобы два нулевых вектора а и в были перпендикулярны, необходимо и достаточно, чтобы скалярное произведение этих векторов было равно нулю, т.е. а х в = 0.

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторы Курсовая работа по теме векторы3. Выражение а х а будем обозначать а 2 и называть скалярным квадратом вектора а .

Свойства операций над векторами.

Курсовая работа по теме векторыИмеют место следующие теоремы об операциях над векторами, заданными в координатной форме.

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторы Курсовая работа по теме векторы1. Пусть даны а = (ах , а y , а z ) и в = ( в x , ву , в z ) , тогда сумма этих векторов есть вектор с , координаты которого равны сумме одноименных координат слагаемых векторов, т.е. с = а + в = (ах + в x ; а y + ву ; а z + в z ).

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыПример 1.

Курсовая работа по теме векторыа = ( 3; 4; 6) и в = ( -1; 4; -3), тогда с = ( 3 + ( -1); 4 + 4; 6 + (-3)) = ( 2; 8; 3).

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторы Курсовая работа по теме векторы2. а = (ах , а y , а z ) и в = ( в x , ву , в z ) , тогда разность этих векторов есть вектор с , координаты которого равны разности одноименных координат данных векторов, т.е. с = а — в = (ах в x ; а y ву ; а z в z ).

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыа = ( -2; 8; -3) и в = ( -4; -5; 0), тогда с = а – в = ( -2 – ( -4 ); 8 – ( -5 ); -3 –0 ) = ( 2; -13; -3).

Курсовая работа по теме векторы3. При умножении вектора а = (ах , а y , а z ) на число м все его координаты умножаются на это число, т.е. ма = ( мах , ма y , ма z ).

Курсовая работа по теме векторыПример 3.

Курсовая работа по теме векторыа = ( -8; 4; 0) и м = 3, тогда 3а = ( -8 х 3; 4 х 3; 0 х 3) = ( -24; 12; 0).

Понятие вектора, которое нашло широкое распространение в прикладных науках, явилось плодотворным и в геометрии. Аппарат векторной алгебры позволил упростить изложение некоторых сложных геометрических понятий, доказательства некоторых теорем школьного курса геометрии, позволил создать особый метод решения различных геометрических задач.

Рассмотрим доказательство некоторых теорем с помощью векторов.

Диагонали ромба взаимно перпендикулярны.

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторы Курсовая работа по теме векторыПусть АВСD – данный ромб (рис.7). Введем обозначения: АВ = а , ВС = в . Из определения ромба: АВ = DC = а , AD = ВС = в.

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторы Курсовая работа по теме векторыПо определению суммы и разности векторов АС = а + в; DВ = а – в.

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторы Курсовая работа по теме векторыРассмотрим АС * DВ = (а + в )( а – в ) = а 2в 2 .

Курсовая работа по теме векторы

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторы Курсовая работа по теме векторыТак как стороны ромба равны, то а = в . Следовательно, AC * DB =0. Из последнего получаем

Рассмотрим теперь решение задач с помощью векторов.

Курсовая работа по теме векторы Курсовая работа по теме векторыДаны два вектора AB и CD, причем А( -1; 2; 4), В ( -4; 5; 4), С( -1; -2; 2) и D(2; 1;5).

Определить, перпендикулярны они друг другу или нет.

Курсовая работа по теме векторы Курсовая работа по теме векторыНайдем сначала координаты векторов. АВ = ( -3; 3; 0) и СD = (3; 3; 3).

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыВычислим теперь скалярное произведение этих векторов:

АВ х СD = ( -3) х 3 + 3 х 3 + 0 х 3 = 0.

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыПоследнее и означает, что АВ СD.

Дан произвольный треугольник АВС. Доказать, что можно построить треугольник, стороны которого равны и параллельны медианам треугольника АВС.

Курсовая работа по теме векторы

Обозначим медианы треугольника АВС через ВЕ, СF и обозначим векторы, идущие вдоль сторон треугольника АВС, через а, в, с :

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыВС = а, СА = в, АВ = с

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыАD = АВ + ВD = АВ +Курсовая работа по теме векторы= с + Курсовая работа по теме векторы

аналогично определяются и другие медианы:

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыВЕ = а + Курсовая работа по теме векторы, СF = в + Курсовая работа по теме векторы

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторы Курсовая работа по теме векторыТак как, в силу условия замкнутости

ВС + СА + АВ = а + в + с = 0,

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыАD + ВЕ + СF = ( с + Курсовая работа по теме векторы ) + (а + Курсовая работа по теме векторы ) + ( в + Курсовая работа по теме векторы ) = Курсовая работа по теме векторы( а + в + с ) = Курсовая работа по теме векторых 0 = 0.

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторы Курсовая работа по теме векторыСледовательно, отложив от точки В, вектор В1 С1 = ВЕ и от точки С1 – вектор С1 D1 = СF, мы получим.

Курсовая работа по теме векторыА1 В1 + В1 С1 + С1 D1 = АD + ВЕ + СF = 0.

А это значит (в силу условия замкнутости), что ломаная А1 В1 С1 D1 является замкнутой, т.е. точка D1 совпадает с А1 .

Таким образом, мы получаем треугольник А1 В1 С1 (рис.9), стороны которого равны и параллельны медианам АD, ВЕ, СF исходного треугольника.

Доказать, что для любого треугольника имеет место формула

с 2 = а 2 + в 2 – 2ав х соs С (теорема косинусов)

Курсовая работа по теме векторы

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыРешение.

Курсовая работа по теме векторыПоложим: а = СВ, в = СА,

Тогда с = а – в , и мы имеем

(учитывая, что угол между векторами а и в равен С):

с 2 = ( а – в ) 2 = а 2 – 2ав + в 2 = а 2 – 2ав х соs С + в 2 .

Докажите, что сумма квадратов диагоналей параллелограмма равна сумме квадратов его сторон.

Курсовая работа по теме векторы

Пусть четырехугольник АВСD – параллелограмм (рис.11). Имеем векторные равенства

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыАВ + AD = АС, АВ – АD = DВ.

Возведем эти равенства в квадрат. Получим:

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыАВ 2 + 2 АВ х АD + АD 2 = АС 2 , АВ 2 – 2АВ х АD + АD 2 = DВ 2

Сложим эти равенства почленно. Получим:

2АВ 2 + 2 АD 2 = АС 2 + DВ 2 .

Так как у параллелограмма противолежащие стороны равны, то это равенство и означает, что сумма квадратов диагоналей параллелограмма равна сумме квадратов его сторон, что и требовалось доказать.

Курсовая работа по теме векторы Курсовая работа по теме векторыДаны три точки: А ( 1; 1), В ( -1; 0), С ( 0; 1). найдите такую точку D ( х; y ), чтобы векторы АВ и СD были равны.

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыВектор АВ имеет координаты –2, -1. Вектор СD имеет координаты х – 0, y 1. Так как АВ = СD, то х – 0 = -2, y 1 = -1. Отсюда находим координаты точки D: х = -2, y = 0.

Курсовая работа по теме векторы Курсовая работа по теме векторыДаны два вектора АВ и СD, причем А ( -1; 2; 4), В ( -4; 5; 4), С ( -1; -2; 2), D ( 2; 1; 5).Определить, перпендикулярны они друг другу или нет.

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыРешение.

Найдем сначала координаты векторов. АВ = ( -3; 3; 0) и СD ( 3; 3; 3).

Курсовая работа по теме векторы Курсовая работа по теме векторыВычислим теперь скалярное произведение этих векторов:

Курсовая работа по теме векторы Курсовая работа по теме векторыAB х CD = ( -3) х 3 + 3 х 3 + 0 х 3 = 0.

Курсовая работа по теме векторыПоследнее озночает, что АВ СD.

Рассмотренные выше примеры задач показывают, что векторный метод является весьма мощных средством решения геометрических и многих физических (и технических) задач.

1. “Векторы в школьном курсе геометрии”. (1976г.) В.А.Гусев. Ю.М.Колягин. Г.Л.Луканкин.

2. “Векторы в курсе геометрии средней школы. (1962г.) В.Г.Болтянский. И.М.Яглом.

Видео:ПРОСТОЙ СПОСОБ, как запомнить Векторы за 10 минут! (вы будете в шоке)Скачать

ПРОСТОЙ СПОСОБ, как запомнить Векторы за 10 минут! (вы будете в шоке)

Векторы на плоскости и в пространстве

Курсовая работа по теме векторы

Видео:РАЗБОР КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ | 9 КЛАСС ГЕОМЕТРИЯ АТАНАСЯН | ВЕКТОРЫСкачать

РАЗБОР КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ | 9 КЛАСС ГЕОМЕТРИЯ  АТАНАСЯН  | ВЕКТОРЫ

Пример курсовой работы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Направленные отрезки 4
2. Векторы 7
3. Сложение и вычитание векторов 11
4. Умножение вектора на число 15
5. Линейная зависимость векторов 18
6. Скалярное,векторное и смешанное произведения векторов 22
7. Применение векторов к решению задач. 24
Заключение 26
ЛИТЕРАТУРА 27

Введение

Одним из фундаментальных понятий современной математики являются вектор и его обобщение – тензор. Эволюция понятия вектора осуществлялась благодаря широкому использованию этого понятия в различных областях математики, механики, а так же в технике.
Конец прошлого и начало текущего столетия ознаменовались широким развитием векторного исчисления и его приложений. Были созданы векторная алгебра и векторный анализ, общая теория векторного пространства. Эти теории были использованы при построении специальной и общей теории относительности, которые играют исключительно важную роль в современной физике. [3]
В соответствии с требованиями новой программы по математике понятие вектора стало одним из ведущих понятий школьного курса математики.
Существуют различные подходы к определению понятия вектора; при этом даже если ограничиться лишь наиболее интересным здесь для нас элементарно-геометрическим подходом к понятию вектора, то и тогда будут иметься различные взгляды на это понятие. Разумеется, какое бы определение мы ни взяли, вектор – с элементарно-геометрической точки зрения — есть геометрический объект, характеризуемый направлением (т.е. заданной с точностью до параллельности прямой и направлением на ней) и длиной. Однако такое определение является слишком общим, не вызывающим конкретных геометрических представлений. Согласно этому общему определению параллельный перенос можно считать вектором. И действительно, можно было бы принять такое определение: “Вектором называется всякий параллельный перенос”. Это определение логически безупречно, и на его основе может быть построена вся теория действий над векторами и развиты приложения этой теории. Однако это определение, несмотря на его полную конкретность, нас здесь также не может удовлетворить, так как представление о векторе как о геометрическом преобразовании кажется нам недостаточно наглядным и далеким от физических представлений о векторных величинах.
Целью данной работы является рассмотреть векторы на плоскости и пространстве.
Реализации данной цели служит ряд задач:
1. Рассмотреть направленные отрезки.
2. Дать понятие вектора.
3. Рассмотреть сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число.
4. Рассмотреть линейную зависимость векторов.
5. Изучить скалярное, векторное и смешанное произведение векторов

Список использованных источников

1. Александров А.Д. Геометрия//Математический энциклопедический словарь. — М.: «Большая российская энциклопедия», 1995.
2. Александров А.Д., Нецветаев Н.Ю. Геометрия.- М.: Наука,1990.
3. Александров П.С. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры. М., Наука, 1979.
4. Артин Э. Геометрическая алгебра. М., Мир, 1970.
5. Атанасян Л. С., Базылев В. Т. Геометрия. Ч. 1, 2 – М.: Просвещение, 1986.
6. Беклемишев Д.В. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры. М., Наука, 2003.
7. Борисенко А. И., Тарапов И. Е. Векторный анализ и начала тензорного исчисления. – Минск: Высшая школа, 1966.
8. Ван де Варден Б.Л. Алгебра. – М., Наука, 1976.
9. Вейль Г. Классические группы, их инварианты и представления. – М.: Иностранная литература, 1947.
10. Вейль Г. Математическое мышление. — М.:Наука,1989.
11. Воеводин В.В. Вычислительные основы линейной алгебры. М., Наука, 1977.
12. Гельфанд И.М. Лекции по линейной алгебре. М., Наука, 1966.
13. Глазман И.М., Любич Ю.И. Конечномерный линейный анализ. М., Наука, 1969.
14. Головина Л.И. Линейная алгебра и некоторые ее приложения. — М.: Наука, 1985.
15. Ефимов Н. В, Розендорн Э.Р. Линейная алгебра и многомерная геометрия. — М.: Наука 1974.
16. Ефимов Н. В. Высшая геометрия. — М.: Наука, 1978.
17. Корн Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. – М.: Наука, 1984.
18. Кострикин А.И. Введение в алгебру. М., Наука, 1977.
19. Кострикин А.И., Манин Ю.И. Линейная алгебра и геометрия. – М.: Изд-во МГУ, 1980.
20. Кочин Н. Е. Векторное исчисление и начала тензорного исчисления. – М.: Наука, 1965.
21. Курош А.Г. Курс высшей алгебры. – М., Наука, 1975.
22. Мальцев А.Н. Основы линейной алгебры. М., Наука, 1970.
23. Математика в понятиях, определениях и терминах. Ч.1,2. – М.: Просвещение, 1982.
24. Минковский Г. Пространство и время. — В кн.: Принцип относительности. — М., Атомиздат,1973.
25. Постников М. М. Аналитическая геометрия. – М.: Наука, 1986.
26. Тышкевич Р. И., Феденко А. С. Линейная алгебра и аналитическая геометрия. – Минск: Высшая школа, 1968.
27. Философский энциклопедический словарь. — Москва: Советская энциклопедия, 1983.
28. Халмош П.Р. Конечномерные векторные пространства. М., Физматгиз, 1963.
29. Чехлов В.И. Лекции по аналитической геометрии и линейной алгебре. – М.: МФТИ, 2000.

Видео:9 кл Геометрия КР№1 ВекторыСкачать

9 кл  Геометрия  КР№1 Векторы

КУРСОВАЯ РАБОТА тема Векторы в курсе математики 9-го класса

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Видео:ВЕКТОРЫ. Контрольная № 4 Геометрия 9 класс.Скачать

ВЕКТОРЫ. Контрольная № 4 Геометрия 9 класс.

«Снятие эмоционального напряжения
у детей и подростков с помощью арт-практик
и психологических упражнений»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Курсовая работа по теме векторы

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Негосударственная автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования

«Дагестанский институт экономики и политики»

Кафедра Методики Преподавания Математики

«Векторы в курсе математики 9-го класса»

Учитель первой квалификационной категории

ГКОУ РД «Кикуникутанская ООШ Гергебильского района»

Расулов Хайрула Рамазанович

1 глава. Понятие вектора в школьном курсе геометрии 4

§1 Место изучения понятия вектор и действий над векторами 4

2 глава. Векторы на плоскости 7

§1 Основные определения 7

§2 Коллинеарные векторы 8

§3 Равенство векторов 9

§4 Координаты вектора 10

§5 Сложение и вычитание векторов 12

§7 Умножение вектора на число 14

§8 Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам 16

§9 Скалярное произведение векторов 16

§10 Разложение вектора по координатным осям 19

Набор упражнений для самостоятельного решения учащимися 21

Список использованных источников 22

Видео:Геометрия 9. Подготовка к КР по теме ВекторыСкачать

Геометрия 9. Подготовка к КР по теме Векторы

Введение

В настоящее время проблемам преподавания математики в школе стали уделять больше внимания. Это связано с научно-техническим прогрессом и развитием наукоемких производств. Технические науки, среди которых, в последнее время, быстро развиваются и имеют огромное практическое значение, такие как информационные технологии, электроника и т.д., немыслимы без математического аппарата.

Основа для математической грамотности закладывается именно в школе, поэтому изучению вопросов, связанных с этим процессом, уделяется пристальное внимание. Математика является одним из опорных предметов школы. Она требует от учащихся волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания. Математика развивает личность учащегося. Изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.

Кроме всего вышесказанного, математика обеспечивает изучение других школьных дисциплин, таких как физика, химия и др. На уроках математики учащиеся получают не только вычислительные навыки для решения прикладных задач, но и узнают такие необходимые для решения, например, физических задач понятия, как: вектор и действия над векторами, аффинная система координат, начинают решать задачи с использованием координатного метода и т.п.

Задачи данной работы: рассмотреть понятие вектора на плоскости, показать действия над векторами, разобрать методы решение геометрических задач с использованием основных векторных соотношений . В работе будут рассмотрены и изучены: печатные учебные пособия для учащихся, используемые в настоящее время в общеобразовательных средних школах; различные учебные пособия по данной теме; электронные учебные пособия и проекты в сети интернет.

Видео:Координаты вектора. 9 класс.Скачать

Координаты вектора. 9 класс.

1 глава.
Понятие вектора в школьном курсе геометрии

Видео:Вектор. Сложение и вычитание. 9 класс | МатематикаСкачать

Вектор. Сложение и вычитание. 9 класс | Математика

§1 Место изучения понятия вектор и действий над векторами

Материалу, непосредственно связанному с изучением векторов на плоскости, отводится достаточно немного времени в школьной программе по математике. Хотя, стоит заметить, что курс геометрии в старших классах средней школы строится именно на основе векторных представлений. Данный материал играет важную роль при решении школьниками многих геометрических и физических задач, закладывает основу для изучения понятия вектора в пространстве.

Изучение векторов начинается в четвертой четверти VIII класса. Для успешного освоения учащимися данного материала, они должны быть знакомы с понятием декартовых координат на плоскости, понятием отрезок, уметь определять координаты на плоскости и расстояние между двумя точками на плоскости, а также понимать значение понятия параллельный перенос и знать его свойства.

В учебнике Погорелова А.В. [4], который сейчас в основном используется в школах, материал преподносится учащимся в следующем порядке:

1) Даются основные понятия: вектор, направление вектора, абсолютная величина (модуль), нулевой вектор.

2) Рассматривается понятие равенства векторов.

3) Определяются координаты вектора.

4) Рассматриваются действия над векторами: сложение (вычитание) векторов, умножение вектора на число. Разбирается, как применяются вектора в физических задачах, на примере сложения сил.

5) Дается понятие коллинеарных векторов и рассматривается разложения вектора по двум неколлинеарным векторам.

6) Рассматривается понятие скалярного произведения векторов.

7) Дается понятия единичного вектора, координатного вектора (орта) и рассматривается разложение вектора по координатным осям.

§2 Основные результаты изучения векторов на плоскости

Прочное освоение в 9 классе материалов, связанных с векторами на плоскости является важным моментом в изучении геометрии, как мы указывали это ранее. Перед преподавателем ставится цель закрепить следующие знания и навыки у учащихся.

1) Учащиеся должны знать:

— основные понятия: вектор, направление вектора, модуль вектора, нулевой вектор, равенства векторов;

— как определяются координаты вектора;

— как выполняются действия над векторами: сложение (вычитание) векторов, умножение вектора на число и какие свойства имеют место при выполнении этих действий;

— понятие коллинеарных векторов;

— понятие скалярного произведения векторов и свойства, которыми обладает скалярное произведение векторов;

— понятия единичного вектора и координатного вектора.

2) Учащиеся должны уметь:

— строить вектор в декартовой системе координат;

— находить модуль вектора;

— находить и записывать координаты вектора;

— выполнять сложение и вычитание векторов графическими методами по «правилу треугольника» и «правилу параллелограмма», а также выполнять эти действия, используя координаты векторов;

— выполнять умножение вектора на число;

— находить скалярное произведение векторов;

— находить разложение вектора по двум неколлинеарных векторам;

— находить разложение вектора по координатным осям;

— решать геометрические задачи, в которых используются основные понятия, связанные с вектором на плоскости, и применять полученные знания о действиях над векторами.

Видео:ВЕКТОРЫ 9 класс С НУЛЯ | Математика ОГЭ 2023 | УмскулСкачать

ВЕКТОРЫ 9 класс С НУЛЯ | Математика ОГЭ 2023 | Умскул

2 глава.
Векторы на плоскости

Методика обучения математики устанавливает, какими способами можно добиться у всех учащихся прочных знаний, умений и навыков, затрачивая на это минимум сил и времени, а также как развивать творческие способности учащихся и достигать всех тех учебно-воспитательных целей, которые ставятся при изучении математики. Для решения этих задач в методике математики разрабатывают систему методов и приемов обучения.

При использовании различных приемов и методик следует учитывать уровень подготовки учащихся, специфику изучаемой темы и т.п. факторы. Используя в своей работе совокупность различных методов, приемов и их комбинации, учитель может добиться желаемых успехов.

Для более глубокого понимания сути вопроса и возможности подбора необходимых методик преподавания изучаемой нами темы, в данной работе мы рассмотрим содержание основной части школьной программы связанной с этим вопросом.

Видео:Координаты вектора в пространстве. 11 класс.Скачать

Координаты вектора  в пространстве. 11 класс.

§1 Основные определения

В различной литературе понятие вектор вводится по-разному. Так в учебнике Погорелова А.В. [4] дается следующее определение:

«Курсовая работа по теме векторыВектором мы будем называть направленный отрезок (рис. 1). Направление вектора определяется указанием его начала и конца. На чертеже направление вектора отмечается стрелкой.»

В пособие Герасимовича А.И. [1] можно увидеть другой подход во введении этого понятия:

«Величина, которая определяется числовым значением и направлением, называется вектором . Примерами векторов являются сила, скорость, момент силы и др. Геометрической интерпретацией векторов служат направленные отрезки.»

Для обозначения векторов обычно используются строчные латинские буквы: а, b, с и т.д. Кроме этого, обозначить вектор можно указанием его начала и конца (причем, начало вектора указывается первым). Вместо слова “вектор” над буквенным обозначением вектора обычно ставят стрелку или черту. Изображенный на рисунке 1 вектор можно обозначить как: Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторыили Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы. “ Абсолютной величиной (или модулем ) вектора называется длина отрезка, изображающего вектор.” [4] Абсолютную величину вектора иногда называют, также, длиной вектора и обозначают: Курсовая работа по теме векторыили Курсовая работа по теме векторы.

Если начало вектора совпадает с его концом, то такой вектор называют нулевым вектором. Такой вектор обозначают Курсовая работа по теме векторы. Длина нулевого вектора равна нулю и он не имеет определенного направления.

Видео:Математика это не ИсламСкачать

Математика это не Ислам

§2 Коллинеарные векторы

Курсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторы

“ Два вектора называются колли­неар­ны­ми, если они лежат на параллельных пря­­мых или на одной прямой.” [1, 4]

Коллинеарные векторы могут быть одинаково направлены или проти­вопо­лож­но направлены . Можно по-разному разъяс­нить эти понятия:

1) Расположим два коллинеарных вектора таким образом, чтобы их начала лежали на одной прямой. Если они оба лежат в одной полуплоскости от­но­си­тельно прямой, то векторы одинаково направлены. Если они лежат в разных полуплоскостях относительно прямой, то векторы противоположно нап­равлены.

2) Векторы Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыназываются одинаково направленными, если полупрямые АВ и CD одинаково направлены. Векторы Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыназываются противоположно направленными, если полупрямые АВ и CD противоположно направлены.

3) Если два вектора лежат на одной прямой, они одинаково направлены в том случае, если их направления совпадают с направлением одной из полупрямых данной прямой, и противоположно направлены, если их направления не совпадают с направлением одной полупрямой.

На рисунке 2 векторы Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыодинаково направлены, а векторы Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыпротивоположно направлены. Одинаково направленные векторы принято обозначать Курсовая работа по теме векторы­­ Курсовая работа по теме векторы, противоположно направленные – Курсовая работа по теме векторы­¯ Курсовая работа по теме векторы.

Видео:18+ Математика без Ху!ни. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.Скачать

18+ Математика без Ху!ни. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.

§3 Равенство векторов

“ Два вектора называются равными , если они одинаково направлены и имеют равные длины.” [1] Такое определение дается в пособии Герасимовича А.И.

В учебнике Погорелова А.В. [4] определение дается через понятие параллельного переноса: “Два вектора называются равными, если они совмещаются параллельным переносом. Это означает, что существует параллельный перенос, который переводит начало и конец одного вектора, соответственно в начало и конец другого вектора.

Из данного определения равенства векторов следует, что равные векторы одинаково направлены и равны по абсолютной величине.

ОКурсовая работа по теме векторыбратно: если векторы одинаково направлены и равны по абсолютной величине, то они равны.”

Рассмотрим наглядно. На рисунке 3 изображены векторы Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыодинаково направленные и равные по модулю. При параллельном переносе точка С переходит в точку А , совмещая, таким образом, полупрямую CD с полупрямой АВ , так как они одинаково направлены (а соответственно и коллинеарны). Так как векторы равны, то при осуществляемом нами параллельном переносе точка D совмещается с точкой В , а следовательно вектор Курсовая работа по теме векторыпереходит Курсовая работа по теме векторы. Следовательно, векторы Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыравны, что и требовалось доказать.

Видео:Геометрия - 9 класс (Урок№1 - Понятие вектора. Равенство векторов)Скачать

Геометрия - 9 класс (Урок№1 - Понятие вектора. Равенство векторов)

§4 Координаты вектора

Пусть вектор Курсовая работа по теме векторыимеет началом точку А 1 ( х 1 ; у 1 ), а концом точку А 2 ( х 2 ; у 2 ) (см. рисунок 4).

ККурсовая работа по теме векторыоординатами вектора Курсовая работа по теме векторыбудем называть числа а 1 = х 2х 1 , а 2 = у 2у 1 . Принято записывать Курсовая работа по теме векторы( а 1 ; а 2 ) или просто Курсовая работа по теме векторы. Координаты нулевого вектора равны нулю.

Применив формулу, выражающую рас­стояние между двумя точками по их координатам, выводится формула определения абсолютной величины (модуля) вектора с координатами а 1 и а 2 , которая будет равна Курсовая работа по теме векторы.

Теорема. Равные векторы имеют равные соответствующие координаты. Обратная: если у векторов соответствующие координаты равны, то векторы равны.

Данную теорему и обратную ей можно доказать двумя способами.

Доказательство 1. Пусть А 1 ( х 1 ; у 1 ) и А 2 ( х 2 ; у 2 ) – начало и конец вектора Курсовая работа по теме векторы. Так как равный ему вектор Курсовая работа по теме векторыполучается из вектора Курсовая работа по теме векторыпараллельным переносом, то его началом и концом будут соответственно Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы. Отсюда видно, что оба вектора Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыимеют одни и те же координаты: х 1х 2 , у 1у 2 .

Обратное утверждение доказывается следующим образом. Пусть соответствующие координаты векторов Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыравны. Докажем, что векторы равны.

Пусть Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы— координаты точки Курсовая работа по теме векторы, а Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы— координаты точки Курсовая работа по теме векторы. По условию теоремы: Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы. Отсюда Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы. Параллельный перенос, заданный формулами

Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы,

переводит точку А 1 в точку Курсовая работа по теме векторы, а точку А 2 в точку Курсовая работа по теме векторы, т.е. векторы Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыравны, что и требовалось доказать.

Доказательство 2. Пусть векторы Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыравны. Это значит, что они имеют одинаковые направления и равные длины: Курсовая работа по теме векторы(см. рисунок 4). прямоугольные треугольники А 1 А 2 А и В 1 В 2 В равны по гипотенузе и острому углу. Из их равенства следует равенство катетов: А 1 А = В 1 В и АА 2 = ВВ 2 или, учитывая координаты точек А 1 ( х 1 , у 1 ), А 2 ( х 2 , у 2 ), В 1 ( х 3 , у 3 ), В 2 ( х 4 , у 4 ), получим х 2х 1 = х 4х 3 и у 2у 1 = у 4у 3 .т.е. координаты равных векторов равны.

Пусть координаты векторов Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыравны. Тогда катеты прямоугольных треугольников А 1 А 2 А и В 1 В 2 В равны и D А 1 А 2 А = D В 1 В 2 В . Из равенства треугольников следует равенство гипотенуз А 1 А 2 и В 1 В 2 , т.е. Курсовая работа по теме векторы, и параллельность прямых А 1 А 2 и В 1 В 2 , так как Ð А 1 А 2 А = Ð В 1 В 2 В . Следовательно, векторы Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыравны, так как они имеют одинаковые направления и равные длины. Что и требовалось доказать.

Задача 1 . Доказать, что четырехугольник АВС D – параллелограмм, если заданы координаты его вершин: А (2;3), В (4;4), С (8;4), D (6;1). [1]

Решение. Точки А, В, С, D не лежат на одной прямой. Рассмотрим векторы Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы. Вычислим их координаты Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы. Координаты векторов одинаковы, поэтому Курсовая работа по теме векторы. Из равенства векторов следует, что Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы, т.е. у четырехугольника ABCD две противолежащие стороны равны и параллельны, следовательно, он – параллелограмм.

Задача 2 . Даны три точки: А (1;1), В (-1;0), С (0;1). Найдите такую точку D ( x ; у ), чтобы векторы Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыбыли равны. [4]

Решение. Вектор Курсовая работа по теме векторыимеет координаты –2, -1. Вектор Курсовая работа по теме векторыимеет координаты х -0, у -1. Так как Курсовая работа по теме векторы= Курсовая работа по теме векторы, то х -0=-2, у -1=-1. Отсюда находим координаты точки D : х =-2, у =0.

Задача 3. Даны три вершины параллелограмма ABCD : А (1;1), В (3;4), С (8;5). Найти координаты четвертой вершины D и точку пересечения диагоналей. [1]

Решение. Точка пересечения диагоналей – середина каждой из диагоналей. Поэтому она является серединой отрезка АС и имеет координаты:

Курсовая работа по теме векторы; Курсовая работа по теме векторы.

Так как точка пересечения диагоналей является серединой отрезка BD , можно найти координаты четвертой вершины D :

Курсовая работа по теме векторы; Курсовая работа по теме векторы.

Видео:Векторы. Метод координат. Вебинар | МатематикаСкачать

Векторы. Метод координат. Вебинар | Математика

§5 Сложение и вычитание векторов

Суммой векторов Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыс координатами а 1 , а 2 и b 1 , b 2 называется вектор Курсовая работа по теме векторыс координатами а 1 + b 1 , a 2 + b 2 , т.е.

Курсовая работа по теме векторы.

Для любых векторов Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторыимеют место следующие свойства:

1) Курсовая работа по теме векторы(коммутативность);

2) Курсовая работа по теме векторы(ассоциативность);

3) Курсовая работа по теме векторы.

Для доказательства достаточно срав­нить соответствующие координаты векторов, стоящих в правой и левой частях равенств. Мы видим, что они равны. А векторы с соответственно равными координатами рав­ны.

Теорема. Каковы бы ни были точки А , В , С имеет место векторное равенство Курсовая работа по теме векторы.

Доказательство. Пусть Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы— данные точки (см. рисунок 5). Вектор Курсовая работа по теме векторыимеет координаты Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы, вектор Курсовая работа по теме векторыимеет координаты Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы. Следовательно, вектор Курсовая работа по теме векторыимеет координаты Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы. А это есть координаты вектора Курсовая работа по теме векторы. Значит, векторы Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыравны. Теорема доказана.

ДКурсовая работа по теме векторы
Курсовая работа по теме векторы
оказанная теорема дает воз­мож­ность следующего графического пос­трое­ния суммы произвольных векторов Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы. Надо от конца вектора Курсовая работа по теме векторыотложить вектор Курсовая работа по теме векторыравный вектору Курсовая работа по теме векторы. Тогда вектор, начало которого совпадает с началом вектора Курсовая работа по теме векторы, а конец – с концом вектора Курсовая работа по теме векторы, будет суммой векторов Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы(см. рисунок 6). Такой способ на­зы­ва­ет­ся «правилом треугольника» сложения векторов.

ДКурсовая работа по теме векторыля двух векторов с общим началом сумма может также изо­бражаться диагональю параллелограмма, построенного на этих векторах. Такой метод построения на­зывается «пра­ви­лом параллело­грамма». Действительно, Курсовая работа по теме векторы, а Курсовая работа по теме векторы. Значит, Курсовая работа по теме векторы(см. рисунок 7).

Разностью векторов Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыназывается такой вектор Курсовая работа по теме векторы, который в сумме с вектором Курсовая работа по теме векторыдает вектор Курсовая работа по теме векторы: Курсовая работа по теме векторы. Отсюда находим координаты вектора Курсовая работа по теме векторы: Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы. Очевидно, что вектор Курсовая работа по теме векторысовпадает с диагональю параллелограмма, построенного на векторах Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы. Началом его является конец вычитаемого вектора Курсовая работа по теме векторы, концом – конец уменьшаемого вектора Курсовая работа по теме векторы(см. рисунок 7).

ЗКурсовая работа по теме векторыКурсовая работа по теме векторыадача 1 . С какой силой F надо удерживать груз весом Р на наклонной плоскости, чтобы он не сползал вниз (см. рисунок 8). [4]

Решение . Пусть О – центр тяжести груза, к которому приложена сила Р . Разложим вектор Курсовая работа по теме векторыпо двум взаимно перпендикулярным направлениям, как показано на рисунке. Сила Курсовая работа по теме векторыперпендикулярна наклонной плоскости и не вызывает перемещения груза. Сила Курсовая работа по теме векторы, удерживающая груз, должна быть равной по величине и противоположной по направлению силе Курсовая работа по теме векторы. Поэтому Курсовая работа по теме векторы.

Задача 2 . Докажите, что точка Х лежит на прямой АВ тогда и только тогда, когда Курсовая работа по теме векторыдля некоторого t и любой точки O . [5]

Решение. Точка Х лежит на прямой АВ тогда и только тогда, когда Курсовая работа по теме векторы, т.е. Курсовая работа по теме векторы.

Задача 3. Дано несколько точек и для некоторых пар ( А,В ) этих точек взяты векторы Курсовая работа по теме векторы, причем в каждой точке начинается столько же векторов, сколько в ней заканчивается. Докажите, что сумма всех выбранных векторов равна Курсовая работа по теме векторы. [5]

Решение. Возьмем произвольную точку О и запишем все выбранные векторы в виде Курсовая работа по теме векторы. В силу условия задачи каждый вектор Курсовая работа по теме векторы, в сумму всех выбранных векторов войдет со знаком «плюс» столько же раз, сколько и со знаком «минус». Следовательно, сумма этих векторов будет
равна Курсовая работа по теме векторы.

Видео:ВЫЧИТАНИЕ ВЕКТОРОВ ЧАСТЬ I #егэ #огэ #математика #геометрия #профильныйегэСкачать

ВЫЧИТАНИЕ ВЕКТОРОВ ЧАСТЬ I #егэ #огэ #математика #геометрия #профильныйегэ

§7 Умножение вектора на число

Произведением вектора Курсовая работа по теме векторына число Курсовая работа по теме векторыназывается вектор Курсовая работа по теме векторы, т.е. Курсовая работа по теме векторы.

Операция умножения вектора на число обладает следующими свойствами для любых векторов и любых чисел:

1) Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы;

2) Курсовая работа по теме векторы(ассоциативность);

3) Курсовая работа по теме векторы(дистрибутивность относительно векторного мно­жи­теля;

4) Курсовая работа по теме векторы(дистрибутивность относительно числового множи­теля.

Теорема. Абсолютная величина вектора Курсовая работа по теме векторыпри Курсовая работа по теме векторысовпадает с направлением вектора Курсовая работа по теме векторы, если Курсовая работа по теме векторы, и противоположно направлению вектора Курсовая работа по теме векторы, если Курсовая работа по теме векторы.

ДКурсовая работа по теме векторы
оказательство. Построим векторы Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы, равные Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторысоответственно (О – начало координат). Пусть Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы— координаты вектора Курсовая работа по теме векторы. Тогда координатами точки А будут числа Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы, а координатами точки В будут Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы(см. рисунок 9). Уравнение прямой ОА имеет вид: Курсовая работа по теме векторы.

Так как уравнению удовлетворяют координаты точки Курсовая работа по теме векторы, то ему удовлетворяют и координаты точки Курсовая работа по теме векторы. Отсюда следует, что точка В лежит на прямой ОА . Координаты Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторылюбой точки С , лежащей на полупрямой ОА , имеют те же знаки, что и координаты Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыполупрямой, дополнительной к ОА , имеют противоположные знаки.

Поэтому если Курсовая работа по теме векторы, то точка В лежит на полупрямой ОА , а следовательно, векторы Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыодинаково направлены. Если Курсовая работа по теме векторы, то точка В лежит на дополнительной полупрямой, векторы Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыпротивоположно направлены.

Абсолютная величина вектора Курсовая работа по теме векторыравна:

Курсовая работа по теме векторы.

Задача 1 . Даны векторы Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы. Найти координаты вектора Курсовая работа по теме векторы. [1]

Решение . Координаты векторов будут равны Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы. Разность векторов Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыимеет координаты, равные разности координат векторов Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы, т.е. Курсовая работа по теме векторы.

Видео:ВЕКТОРЫ решение задач 9 класс АтанасянСкачать

ВЕКТОРЫ решение задач 9 класс Атанасян

§8 Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

Теорема. Необходимым и достаточным условием коллинеарности векторов Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыотличных от нуля является существование числа Курсовая работа по теме векторытакое, что Курсовая работа по теме векторы.

Доказательство. Допустим, векторы Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыодинаково направлены. Векторы Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыодинаково направлены и имеют одну и ту же абсолютную величину Курсовая работа по теме векторы. Значит, они равны: Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы.

В случае противоположно направленных векторов Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыаналогично заключаем, что Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы, что и требовалось доказать.

Пусть Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы— отличные от нуля неколлинеарные векторы. Докажем, что любой вектор Курсовая работа по теме векторыможно представить в виде Курсовая работа по теме векторы.

ПКурсовая работа по теме векторыусть А и В – начало и конец вектора Курсовая работа по теме векторы(см. рисунок 10). Проведем через точки А и В прямые, параллельные векторам Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы. Они пересекутся в некоторой точке С . Имеем: Курсовая работа по теме векторы. Так как векторы Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыколлинеарны, то Курсовая работа по теме векторы. Так как векторы Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыколлинеарны, то Курсовая работа по теме векторы. Таким образом, Курсовая работа по теме векторы, что и требовалось доказать.

Видео:Разбор контрольной работы по геометрии: Векторы в пространствеСкачать

Разбор контрольной работы по геометрии: Векторы в пространстве

§9 Скалярное произведение векторов

Скалярным произведением векторов Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыназывается число Курсовая работа по теме векторы.

Для скалярного произведения векторов используется такая же запись, как и для произведения чисел. Скалярное произведение Курсовая работа по теме векторыобозначается Курсовая работа по теме векторыи называется скалярным квадратом. Очевидно, Курсовая работа по теме векторы.

Скалярное произведение обладает следующими свойствами:

1) Курсовая работа по теме векторы(коммутативность);

2) Курсовая работа по теме векторы(ассоциативность);

3) Курсовая работа по теме векторы(дистрибутивность).

Углом между ненулевыми векторами Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыназывается угол ВАС . Угол между любыми двумя ненулевыми векторами Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыназывается угол между равными им векторами с общим началом. Угол между одинаково направленными векторами считается равным нулю.

Теорема. Скалярное произведение векторов равно произведению их абсолютных величин на косинус угла между ними.

Доказательство. Пусть Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы– данные векторы и Курсовая работа по теме векторы– угол между ними. Имеем:

Курсовая работа по теме векторы,

Курсовая работа по теме векторы.

ОКурсовая работа по теме векторытсюда видно, что скалярное произведение Курсовая работа по теме векторывыражается через длины векторов Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы, а поэтому не зависит от выбора системы координат, т.е. скалярное произведение не изменится, если систему координат выбрать специальным образом. Возьмем систему координат ху так, как показано на рисунке 11. При таком выборе системы координат координатами вектора Курсовая работа по теме векторыбудут Курсовая работа по теме векторыи 0 , а координатами вектора Курсовая работа по теме векторыбудут Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы. Скалярное произведение Курсовая работа по теме векторы. Теорема доказана.

Из доказанной нами теоремы следует, что если векторы перпендикулярны, то их скалярное произведение равно нулю. И обратно: если скалярное произведение отличных от нуля векторов равно нулю, то векторы перпендикулярны.

Задача 1 . Даны векторы Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы. Найти длину вектора Курсовая работа по теме векторы, если известно, что Курсовая работа по теме векторы=4, Курсовая работа по теме векторы=3, а угол между векторами Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыравен 60 ° . [1]

Решение. Согласно одного из свойств скалярного произведения векторов Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы. Следо­ва­тельно, Курсовая работа по теме векторы.

Задача 2 . Вычислить косинусы углов А и В треугольника АВС , вершины которого имеют следующие координаты: А (1;6), В (1;1), С (4;1). [1]

Решение. Согласно определению скалярного произведения векторов Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы, найдем Курсовая работа по теме векторы.

Вычислим координаты векторов Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы: Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы; Курсовая работа по теме векторы.

Затем вычислим координаты векторов Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы: Курсовая работа по теме векторы(0;5), Курсовая работа по теме векторы(3;0), Курсовая работа по теме векторы. Следовательно, Курсовая работа по теме векторы^ Курсовая работа по теме векторы, и Курсовая работа по теме векторы.

Задача 3 . В точках М 1 ( х 1 ; у 1 ), М 2 ( х 2 ; у 2 ) сосредоточены массы, соответ­ственно равные m 1 и m 2 . Найти координаты центра тяжести системы этих
масс. [1]

Решение. Известно, что центр масс С лежит на отрезке М 1 М 2 и удален от точек М 1 и М 2 на расстояние, обратно пропорциональные массам m 1 и m 2 , т.е. точка С , являющаяся центром тяжести системы двух материальных точек, делит отрезок М 1 М 2 в отношении Курсовая работа по теме векторы. Используя формулы для нахождения координат середины отрезка Курсовая работа по теме векторы; Курсовая работа по теме векторыи подставляя в них значение Курсовая работа по теме векторы, после преобразований находим координаты точки С:

Курсовая работа по теме векторы; Курсовая работа по теме векторы.

Задача 4. Пусть О – центр описанной окружности треугольника АВС , а точка Н обладает тем свойством, что Курсовая работа по теме векторы. Докажите, что Н – точка пересечения высот треугольника АВС . [5]

Решение. Докажем что Курсовая работа по теме векторы.

Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы, поэтому Курсовая работа по теме векторы, так как О – центр описанной окруж­нос­ти. Аналогично доказывается, что Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы.

Видео:9 класс, 1 урок, Разложение вектора по двум неколлинеарным векторамСкачать

9 класс, 1 урок, Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

§10 Разложение вектора по координатным осям

ВКурсовая работа по теме векторыектор называется единичным, если его абсолютная величина равна единице. Единичные векторы, имеющие направления положительных координатных полуосей, называются коор­ди­нат­ными векторами или ортами. Обычно их обоз­начают следующим образом Курсовая работа по теме векторына оси х и Курсовая работа по теме векторына оси у (см. рисунок 12).

Так как координатные векторы отличны от нуля и не коллинеарны, то любой вектор Курсовая работа по теме векторыдопускает разложение по этим векторам:

Курсовая работа по теме векторы. (*)

Найдем коэффициенты Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыэтого разложения. Умножим обе части равенства (*) на вектор Курсовая работа по теме векторы. Так как

Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы, то Курсовая работа по теме векторы.

Аналогично, умножая обе части равенства (*) на вектор Курсовая работа по теме векторыполучим Курсовая работа по теме векторы.

Таким образом, для любого вектора Курсовая работа по теме векторыполучается разложение

Курсовая работа по теме векторы.

Задача 1. Найти координаты единичного вектора, одинаково нап­равленного с вектором Курсовая работа по теме векторы(3;4).

Решение. Длина вектора Курсовая работа по теме векторыравна Курсовая работа по теме векторы. Длина единичного вектора Курсовая работа по теме векторы, направленного одинаково с вектором Курсовая работа по теме векторы, равна единице.

Чтобы вычислить координаты вектора Курсовая работа по теме векторы, разделим обе части предыдущего равенства на Курсовая работа по теме векторы:

Курсовая работа по теме векторы.

Следовательно, координаты единичного вектора Курсовая работа по теме векторы, одинаково направленного с вектором Курсовая работа по теме векторы, равны Курсовая работа по теме векторы.

Видео:Скалярное произведение векторов. 9 класс.Скачать

Скалярное произведение векторов. 9 класс.

Набор упражнений для самостоятельного решения
учащимися

1. Даны вектор Курсовая работа по теме векторыи точка С . Отложите от точки С вектор, равный вектору Курсовая работа по теме векторы, если: 1) точка С лежит на прямой Курсовая работа по теме векторы; 2) точка С не лежит на прямой Курсовая работа по теме векторы.

2. Векторы Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторыотложены от начала координат. Чему равны координаты их концов?

3. Даны векторы: Курсовая работа по теме векторы(-3;-1), Курсовая работа по теме векторы(4;0), Курсовая работа по теме векторы(5;-2). Найти координаты векторов:
а) 2 Курсовая работа по теме векторы; б) — Курсовая работа по теме векторы+3 Курсовая работа по теме векторы; в) 2 Курсовая работа по теме векторы+3 Курсовая работа по теме векторы-5 Курсовая работа по теме векторы; г) Курсовая работа по теме векторы.

4. Воспользовавшись условием коллинеарности двух векторов, выяснить, коллинеарны ли векторы:

а) Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы, б) Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы.

5. Докажите, что для векторов Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторыимеет место неравенство Курсовая работа по теме векторы.

6Курсовая работа по теме векторы. К горизонтальной балке на двух равных нитях подвешен груз весом Р . Определите силы натяжения нитей (рисунок 13).

7. В треугольнике ABC проведена медиана АМ . Докажите, что Курсовая работа по теме векторы.

8. Найдите угол между векторами Курсовая работа по теме векторыи Курсовая работа по теме векторы.

9. Даны четыре точки А (0;0), В (1;1), С (0;2), D (-1;1). Докажите, что четырехугольник АВС D – квадрат.

10. Даны вершины треугольника А (1;1), В (4;1), С (4;5). Найдите косинусы углов треугольника.

11. Доказать, что точка М пересечения медиан треугольника с вершинами в точках Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторы, Курсовая работа по теме векторыимеет координаты:

Курсовая работа по теме векторы; Курсовая работа по теме векторы.

12. Докажите, что геометрическое место точек, сумма квадратов расстояний от которых о двух данных точек постоянна, есть окружность с центром в середине отрезка, соединяющего данные точки.

13. Докажите, что проекция Курсовая работа по теме векторывектора Курсовая работа по теме векторына ось абсцисс с координатным вектором Курсовая работа по теме векторызадается формулой Курсовая работа по теме векторы, где Курсовая работа по теме векторы.

Видео:Как выражать вектор? Как решать задачу с вектором? | TutorOnlineСкачать

Как выражать вектор? Как решать задачу с вектором?  |  TutorOnline

Список использованных источников

1. Герасимович А.И., Пушкина-Варварчук Г.Т., Шарикова З.П., Цыганова В.К. Геометрия для подготовительных отделений втузов: Справ. Пособие – Мн.: Выш. Шк., 1987.

2. Колягин Ю.М., Оганесян В.А. и др. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика – учеб. пособие для студентов физ.-мат. факт. пед. институтов. М.: Просвящение, 1975.

3. Колягин Ю.М., Оганесян В.А. и др. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики – учеб. пособие для студентов физ.-мат. факт. пед. институтов. М.: Просвящение, 1977.

4. Погорелов А.В. Геометрия: Учеб. для 7-11 кл. сред. шк. – 3-е
изд. – М.: Просвещение, 1992.

5. Прасолов В.В. Задачи по планиметрии. — 4-е изд., дополнен-
ное — М.: Изд-во Московского центра непрерывного математического образования, 2001 (эл. версия).

6. Программы средней общеобразовательной школы. Математи-
ка – М.: Просвещение, 1988.

7. Рогановский Н.М. Методика преподавания математики в ср. шк.: Учебное пособие – Выш. шк., 1990.

8. Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы. /Под. ред. Блогодатс-
ких В.И. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1983.

📹 Видео

Понятие вектора. Коллинеарные вектора. 9 класс.Скачать

Понятие вектора. Коллинеарные вектора. 9 класс.
Поделиться или сохранить к себе: