«Многоугольник конкурентоспособности» — метод, позволяющий достаточно быстро провести анализ конкурентоспособности товара компании в сравнении с ключевыми конкурентами и разработать эффективные мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности продукции.
В статье мы предлагаем на готовом примере разобрать построение многоугольника конкурентоспособности предприятия. У статье также прилагается удобный шаблон, с помощью которого вы можете построить многоугольник конкурентоспособности для продукта вашей компании.
- Описание метода
- Пример построения и использования многоугольника конкурентоспособности
- Метод построения многоугольника конкурентоспособности
- Многоугольник конкурентоспособности
- Особенности применения метода
- Для оценки конкурентоспособности не отдельного товара или услуги, а компании в целом, используется расширенная шкала свойств, которая включает анализ:
- 💥 Видео
Видео:Строим треугольник по трем сторонам (Задача 5).Скачать
Описание метода
Суть данного метода заключается в сравнительной оценке ключевых свойств товара компании и товаров конкурентов, и в последующей визуализации результатов сравнения в форме многоугольника:
Каждая грань такого многоугольника представляет отдельную характеристику товара, по которой проводится сравнительная оценка.
Видео:Построение треугольника по трем сторонам. 7 класс . Геометрия.Скачать
Пример построения и использования многоугольника конкурентоспособности
Использовать метод построения многоугольника конкурентоспособности на практике очень просто! Для этого достаточно пройти три последовательных этапа анализа.
Сперва определите ключевые критерии товара компании, которые влияют на приверженность и удовлетворенность товаром, прибыль от продажи товара и привлекательность товара для целевой аудитории. Затем оцените конкурентоспособность вашего товара и товара конкурентов по 10-ти бальной шкале, где 1 — самый низкий балл, а 10 — максимальный балл. И в заключении составьте план действий по улучшению конкурентоспособности товара по тем критериям, которые ниже конкурентов.
На практике этот процесс выглядит следующим образом:
Готовые решения
Вы можете скачать шаблон для построения многоугольника конкурентоспособности в разделе Готовые шаблоны по маркетингу
Видео:Построение треугольника в трёх проекцияхСкачать
Метод построения многоугольника конкурентоспособности
Удобным инструментом сравнения возможностей фирмы и основных конкурентов является построение многоугольников конкурентоспособности, представляющих собой графическое соединение оценок положения фирмы и конкурентов по наиболее значимым направлениям деятельности, представленных в виде векторов — осей (рисунок 10.3).
Пользуясь этим методом, можно выявить сильные и слабые стороны одной фирмы по отношению к другой, накладывая многоугольники конкурентоспособности различных фирм по отношению друг к другу. Для количественного выражения характеристик применяется экспертный метод, используется метод шкалирования. Чаще всего используют семи- или пятнадцатибалльную шкалу.
Основными недостатками данного метода являются:
• применение экспертного метода, т.е. привнесение своей субъективной оценки;
• трудность в количественном выражении таких, например, качественных характеристик, как послепродажное обслуживание;
• данны й метод не дает точной количественной оценки характеристик фирм по заданным критериям. %
Положительными сторонами метода являются:
• наглядность слабых и сильных сторон товаров и производителей;
• быстрота и легкость в определении положения исследуемой фирмы относительно ее конкурентов.
Интегральная оценка уровня конкурентоспособности фирмы по данному методу может быть получена отношением площади многоугольника анализируемой фирмы к площади многоугольника наиболее сильного конкурента. В то же время оценка площади достаточно затруднена.
Аналитические методы оценки конкурентоспособности фирмы
К аналитическим методам оценки уровня конкурентоспособности фирмы можно отнести:
1) метод, базирующийся на оценке уровня конкурентоспособности товаров фирмы;
2) метод на основе расчета рыночной доли;
3) дифференцированный метод оценки;
4) интегральный (индексный) метод оценки;
5) метод, основанный на теории эффективной конкуренции.
Метод, базирующийся на оценке уровня конкурентоспособности товаров фирмы. Данный метод использует в качестве основного подхода оценку уровня конкурентоспособности товаров фирмы по показателям качества и цены. Этот метод отражает наиболее традиционное суждение деятелей рынка о конкурентоспособности фирмы и базируется на рассуждении о том, что конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его товаров.
Метод на основе расчета рыночной доли. Суть метода заключается в оценке конкурентоспособности фирмы на основе ее рыночной доли. Чем выше доля на рынке, тем выше рыночная сила и уровень конкурентоспособности фирмы. Конкурентоспособность фирмы определяется результатом конкурентной борьбы во времен ном периоде — занятой или, точнее, отвоеванной долей конкретного рынка.
Дифференцированный метод оценки. Суть данного метода заключается в оценке конкурентоспособности фирмы путем прямого сравнения показателей фирмы и конкурентов, т.е. дается обобщающая оценка деятельности фирмы по сравнению с главными конкурентами по каждому из показателей оценки. Оценке подлежат основные наиболее важные факторы.
Интегральный (индексный) метод оценки. При оценке конкурентоспособности фирмы наибольшее распространение получил комплексный интегральный метод оценки на основе сравнительной характеристики деятельности фирмы и наиболее сильных конкурентов по ряду факторов. Решающую роль здесь играет выбор и оценка факторов. Следует отметить, что при таком подходе производится одновременный учет и факторов конкурентоспособности товара, и факторов конкурентоспособности фирмы. Это усложняет задачу оценки и снижает ее точность.
В каждом конкретном случае выбор факторов конкурентоспособности следует осуществлять с учетом особенностей производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности фирмы. В связи с тем, что факторов, влияющих на конкурентоспособность фирмы, достаточно много, действие их часто разнонаправлено. При определении уровня конкурентоспособности фирмы следует использовать обобщающие оценки:
1) метод суммы мест — по каждому выделенному фактору конкурентоспособности для анализируемой фирмы и ее наиболее сильных конкурентов проставляются места, занимаемые конкурирующими фирмами. Уровень конкурентоспособности фирмы в целом определяется на основе суммы полученных мест по всем факторам и сравнения этой величины с аналогичными показателями конкурентов;
2) метод балльной оценки — по каждому из выделенных факторов оценки конкурентоспособности фирмы проставляются баллы для конкурирующих фирм по заранее выбранной балльной шкале. Уровень конкурентоспособности фирмы определяется на основе суммы полученных баллов по всем факторам и сравнения этой величины с аналогичными показателями конкурентов;
3) метод балльной оценки с учетом коэффициентов весомости факторов — каждому из факторов присваивается относительный вес значимости (сумма относительных весов всех факторов должна быть равна единице), производится оценка по балльной шкале, выполняется пересчет балльной оценки с учетом коэффициентов весомости факторов, производится суммирование полученных оценок по всем факторам для каждой из конкурирующих фирм.
Относительный показатель конкурентоспособности фирмы по сравнению с наиболее сильным конкурентом определяется по формулам:
Усовершенствованием интегрального метода служит метод, предусматривающий отдельный учет факторов конкурентоспособности товаров и предприятия. Согласно этому методу показатель конкурентоспособности фирмы определяется как произведение индекса конкурентоспособности товара или товарной массы, К, на индекс относительной эффективности производственной деятельности Iэф,
В качестве показателей эффективности деятельности фирмы используются такие показатели, как рентабельность, объем продаж и их модификации: рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность основного капитала, рентабельность собственного капитала, производительность труда, оборачиваемость активов, основного капитала, оборотного капитала, материально- производственных запасов и др. В расчетах также могут быть учтены показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия: коэффициент независимости, риска, коэффициент самофинансирования текущих капиталовложений, коэффициент покрытия, коэффициент ликвидности оборотных активов и др.
В то же время данный метод не учитывает маркетинговые аспекты деятельности предприятия в целом: маркетинговую поддержку товара или товарной массы (используемые инструменты комплекса маркетинговых коммуникаций и их эффективность, имидж фирмы, организацию сбыта и др.), характеристику целевых рынков (темпы роста, доступность, привлекательность, острота конкуренции). Кроме того, следует отметить, что в условиях рыночных отношений одним из главных факторов успеха фирмы является конкурентоспособность ее персонала (уровень квалификации работников, профессионализм, опыт, традиции и т.д.) Оценка конкурентоспособности персонала способствует оптимизации численности персонала, разграничению работников в зависимости от значимости профессий 1 и индивидуального уровня конкурентоспособности, разработке системы заработной платы в зависимости от индивидуального уровня конкурентоспособности работников. В целях совершенствования этого метода можно предложить определение показателя конкурентоспособности предприятия по следующей формуле:
где П— показатель конкурентоспособности фирмы;
К— индекс конкурентоспособности товара фирмы;
Пример оценки конкурентоспособности фирмы интегральным (индексным) методом, методом построения профиля требований, методом построения многоугольника конкурентоспособности
Исходные данные для расчета представлены в таблице 10.6.
Таблица 10.6 Исходные данные для оценки уровня конкурентоспособности фирмы
|
Интегральный (индексный метод)
Оценка конкурентов по сумме мест выполнена в таблице 10.7.
Наиболее сильный конкурент для анализируемого предприятия — фирма «Элит» (сумма мест 12).
Относительный показатель конкурентоспособности фирмы по сравнению с наиболее сильным конкурентом определяется по формуле (10.2):
Таким образом, согласно методу суммы мест, анализируемая фирма «Стиль» превосходит по конкурентоспособности ближайшего конкурента на 20 % или в 1,2 раза.
Метод балльной оценки конкурентов реализован в таблице 10.8.
Примечание. Оценка произведена по пятибалльной шкале.
Относительный показатель конкурентоспособности фирмы по сравнению с наиболее сильным конкурентом определяется по формуле (10.3):
Следовательно, согласно методу балльной оценки, анализируемая фирма «Стиль» превосходит по конкурентоспособности ближайшего конкурента на 29 % или в 1,29 раза.
Использование метода балльной оценки с учетом коэффициента весомости показано в таблице 10.9.
Таблица 10.9 Балльная оценка с учетом коэффициента весомости
|
Примечание. Весовые оценки получены экспертным путем посредством установления степени важности факторов конкурентоспособности предприятия. |
Относительный показатель преимуществ фирмы по сравнению с наиболее сильным конкурентом определяется по формуле (10.3):
Показатель [(П — 1)х100%] отображает превышение преимуществ фирмы над конкурентами. По данным зарубежной практики, если преимущества предприятия превышают преимущества конкурента на 30 %, то это означает, что надо позаботиться об изучении существующего опыта работы на данном рынке, внимательно присмотреться к тому, как действуют конкуренты. При 30—50 % фирма занимает достаточно устойчивое положение на рынке. Превышение в 50—70 % означает, что фирма работает успешно и ей надо наращивать имеющиеся достижения. Если превышение больше 70 %, то фирма по существу может контролировать рынок и надо думать над тем, как сохранить завоеванные позиции.
В рассмотренном примере превышение преимуществ фирмы «Стиль» над преимуществами конкурента составляет 22 %, следовательно, положение фирмы на рынке недостаточно устойчивое.
Видео:Построение равностронего треугольника.Скачать
Многоугольник конкурентоспособности
Конкурентоспособность предприятия или продукта – это свойство, обеспечивающее стабильность и успешность бизнеса в рыночных условиях, его способность превзойти конкурентов и удержать постоянных потребителей. К оценке конкурентоспособности прибегают как непосредственно сами производители товаров и услуг, так и государство, инвесторы и другие субъекты. При этом анализу подвергаются различные факторы: от характеристик качества выпускаемой продукции до ценовой политики и применяемых рекламных технологий. К категории наиболее удобных способов оценки эксперты относят многоугольник конкурентоспособности, который дает возможность сравнить и визуально представить широкий спектр ключевых свойств продукта.
Видео:Геометрия - Построение правильного треугольникаСкачать
Особенности применения метода
Метод построения многоугольника конкурентоспособности относится к графическим способам оценки характеристик продукта/предприятия относительно его аналогов или других игроков на рынке. Визуально он представлен векторами, направленными из одной точки в разные стороны и описывающими ключевые свойства объекта:
- Ассортимент продукции и ее стоимость;
- Эффективность и результат;
- Внешний вид продукта;
- Срок хранения;
- Дистрибуция;
- Уровень рекламной активности;
- Уникальность торгового предложения;
- Уровень знания бренда целевыми аудиториями;
- Степень лояльности к марке;
- Качество квалификации и работы персонала.
В перечень критериев, подвергающихся анализу, могут также входить концепция продукта, предпродажная подготовка, качество постпродажного обслуживания, внешняя среда и рынок сбыта, финансовая состоятельность предприятия.
Для оценки конкурентоспособности не отдельного товара или услуги, а компании в целом, используется расширенная шкала свойств, которая включает анализ:
— рыночных возможностей и стратегических направлений развития;
— эффективности маркетинговой деятельности;
— технико-технологического и кадрового потенциала;
— качества менеджмента и финансового состояния;
— системы управления качеством и контроля запасов;
— уровня затрат на научно-исследовательские разработки и инновации;
— уровня конкуренции на рынке;
— отношений с целевыми аудиториями, в том числе с поставщиками;
— влияния экономической и политической ситуации на деятельность компании;
— конкурентоспособности отдельных товаров.
Для построения многоугольника создается шкала, оси которой соответствуют конкретным выделенным критериям. Каждый критерий оценивается по системе от 1 до 10 баллов, где 10 – максимальное значение. Затем, в соответствии с проведенным анализом, определяются точки-показатели, которые соединяются между собой. Одновременно выстраивается многоугольник свойств аналогичного продукта конкурента.
После того как диаграмма была построена, данные могут быть дополнительно занесены в таблицу:
Товар конкурента 1
Товар конкурента 2
Алгоритм проведения анализа предполагает определение цели, выбор базы сравнения и подлежащих оценке характеристик. Допускается, что по некоторым свойствам сравниваемый объект может уступать, а по другим – превосходить конкурирующие объекты. Например, преимуществами одной торговой сети будут являться местоположение и ценовая политика, а второй – ассортимент продукции, площади и качество обслуживания.
В результате анализа достигается высокая степень наглядности имеющихся сильных и слабых сторон продукта/предприятия и обеспечивается возможность сравнительной оценки ключевых преимуществ собственной компании и конкурентов. Сопоставление полученных результатов становится отправной точкой для определения действительной конкурентоспособности организации и создает достаточные основания для совершенствования деятельности предприятия и усиления его позиций на рынке.
Построение многоугольника имеет несколько особенностей, которые учитываются в ходе анализа. Так, в первую очередь оцениваются внутренние конкурентные преимущества (эффективность менеджмента и маркетинга, рентабельность, имидж и репутация, конкурентоспособность продукта, финансовое состояние компании), и только затем строится их модель для компании, конкурента и идеального (желаемого) варианта. Считается, что перечень критериев для анализа не должен быть слишком обширным – для того, чтобы обеспечивалась оперативность оценки и выработки решений для устранения выявленных недостатков.
Затруднение, касающееся построения модели, заключается в сложности сбора информации о конкурентах. В качестве возможных источников получения сведений выступают потребители и посредники, средства массовой информации, специализированные выставки, ценовой мониторинг и др. Несмотря на достоинства способа, он оказывается неприменим в ситуации, когда требуется прогнозирование будущности продукта или предприятия. Кроме этого, он не позволяет учитывать методы недобросовестной конкуренции, которые зачастую имеют место на рынке, и не дает возможности определить значение обобщенного показателя конкурентоспособности компании. Как следствие, для обеспечения полноты данных построение многоугольника конкурентоспособности используется в комплексе с другими методами исследования.
💥 Видео
Построение высоты в треугольникеСкачать
Построение медианы в треугольникеСкачать
Геометрические фигуры на HTML и CSS // Треугольник стрелка круг трапеция и другиеСкачать
№194. Начертите треугольник. Через каждую вершину этого треугольника с помощью чертежногоСкачать
Построение высоты в тупоугольном и прямоугольном треугольниках. 7 класс.Скачать
Построение треугольника по трем сторонам. 7 класс.Скачать
Как построить равнобедренный или равносторонний треугольник по клеткам.Скачать
Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними. 7 класс. Геометрия.Скачать
Определение натуральной величины треугольника АВС методом вращения вокруг горизонтали или фронталиСкачать
Как провести Треугольник Петрова? Первый урок на Lidraughts.org | #шашкиСкачать
Осевая симметрия, как начертить треугольники симметричноСкачать
Построение биссектрисы в треугольникеСкачать
Расчет конкурентноспособностСкачать
Построение равнобедренного треугольникаСкачать
Лепестковая диаграмма в ExcelСкачать