Разделы: Математика
Класс: 5
Цели урока
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Четырехугольники”;
- Развитие познавательного интереса, воображения, геометрической зоркости в творческой деятельности;
- Воспитание аккуратности, товарищеской поддержки, интереса к оперированию геометрическими понятиями и образами.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование
- Таблицы
- Карточки-задания на раскрашивание фигур;
- Задание по аригами:
- Свободная таблица по теме “Четырехугольники”.
Ход урока
Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту окружающего мира поможет вам геометрия. Козьма Прутков сказал: “Глядя на мир, нельзя не удивляться”.
Сегодня очередной урок геометрии, чем он необычен? Сегодня урок обобщения и повторения темы “Четырехугольники”. На уроке мы повторим все геометрические фигуры, которые мы изучили в этой теме, их элементы, узнаем, какими сходствами и различиями они обладают. А работать будем по плану:
Первый этап. Простейшие геометрические фигуры;
Второй этап. Многоугольники;
Третий этап. Частный вид многоугольника;
Четвертый этап. Сходства и различия четырехугольника;
Пятый этап. Подведение итогов урока;
Шестой этап. Постановка домашнего задания.
Первый этап
Давайте вспомним все представленные фигуры на данной таблице “рис. 1” (задаю вопросы, ребята отвечают, подвожу итог). Все перечисленные геометрические фигуры называются простейшими, так как с их помощью можно составить очень много совершенно разных других геометрических фигур.
Второй этап
Теперь обратим внимание на другую таблицу “рис. 2”.
Ответьте на вопросы:
- Какие геометрические фигуры изображены на таблице?
- Каким одним словом можно объединить эти геометрические фигуры?
- Какая линия образует многоугольник?
- Из каких простейших фигур они состоят?
- Какие элементы многоугольника вы знаете?
- Как называется линия, которая состоит из точек и отрезков?
- Чем она является для многоугольника?
- Что определяет на плоскости замкнутая линия?
- Длина этой “границы” называется…
- Периметр – это “измеряю вокруг” или…
Для проверки ваших умений применять полученные знания, я предлагаю выполнить следующее задание:
Раскрасьте многоугольники, изображённые на рисунке “рис. 3” разными цветами. Треугольники – красным, четырёхугольники – синим, пятиугольники – зелёным, шестиугольники – жёлтым. Как называется многоугольник оставшийся незакрашенным?
Критерии оценки
- быстро
- правильно
- аккуратно
- обязательно ответить на вопрос задания.
За правильно выполненное задание вы получаете жетон.
Третий этап
Продолжаем урок: геометрия изучает форму и взаимное расположение фигур в пространстве. В том пространстве, в котором находимся мы с вами. Посмотрите вокруг себя, совершите путешествие от доски до окна. Остановите свой взгляд на окне “рис. 4” и ответьте на вопрос: из какого количества прямоугольников и квадратов оно составлено?
Очень важно смотреть, видеть и замечать различные особенности геометрических фигур и делать выводы.
А сколько четырехугольников на этой таблице “рис. 5”?
Путешествуя по улицам г. Троицка, его площадям, переулкам обращали ли вы внимание на здания?
Все здания строятся либо из кирпичей, либо из…
Кирпич к кирпичу и дом готов.
Так и геометрические фигуры могут быть составлены из других более мелких и простых фигур.
Четвертый этап
У вас на партах фигуры: прямоугольник и квадрат, разрежьте их и приготовьтесь выполнить следующие задания:
Сложите из полученных фигур прямоугольник, квадрат, параллелограмм, ромб, трапецию. Ответьте на вопрос: как называются все эти фигуры? Зарисуйте их в тетради.
Составляя фигуры из полученных треугольников по предложенному порядку, ответьте на вопросы и запишите результаты в сводную таблицу “рис. 6”.
Работать можно в паре или в группе по 4 человека.
Пятый этап
Подвожу итоги и оцениваю работу пар (групп), учитывая наличие жетонов в каждой паре (группе), полученных в ходе работы на уроке. Ребята получают оценки в виде геометрических фигур:
- пятиугольник – “5”
- четырехугольник – “4”
- треугольник –“3”
Шестой этап
После подведения итогов и выставления оценок ребята получают домашнее задание:
Изготовьте по схеме “рис. 7” – девочки “прыгающую лягушку”, а мальчики – “кузнечика” по схеме “рис. 8”. Ответьте на вопрос: как называется вид искусства, которым вы будете заниматься дома? Расскажите об этом виде искусства. Проявите творчество и смекалку, представляя свое домашнее задание.
Литература
1. Г. В. Дорофеев, С.В. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова и др. Математика 5 класс. М.: просвещение. 1994.
2. Газета “Математика” [Приложение к газете “Первое сентября”] № 6, 2000
3. Газета “Математика” [Приложение к газете “Первое сентября”] № 1, 13, 19, 21, 1997
4. И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганшиева, “Начальная геометрия”. – Смоленск: Русич, 1995.
- Конспект урока по математике на тему «Четырехугольники» (5 класс)
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
- Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Рабочая программа по математике для 10-11 классов к УМК Мордковича А.Г. углублённый уровень
- Конспект урока по математике на тему «Треугольники (2 урок)» (5 класс)
- Конспект урока по математике на тему «Треугольники» (5 класс)
- Конспект урока по математике. Тема: «Единицы площади. Квадратный сантиметр».
- Конспект урока по математике на тему «Свойства делимости» (5 класс)
- Рабочая программа по математике 5-9 классы к УМК Дорофеева Г.В.
- Конспект урока по математике на тему «Признаки делимости» (5 класс)
- Внеклассное занятие по математике на тему «Логические задачи» 6-8 класс
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Математика. 5 класс
- 📺 Видео
Видео:Миникурс по геометрии. ЧетырехугольникиСкачать
Конспект урока по математике на тему «Четырехугольники» (5 класс)
Видео:Как решить любую задачу с четырёхугольниками? | Математика TutorOnlineСкачать
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок математики №63 в 5 классе дата: 03.12.2020г
учитель Пашко Наталья Прокофьевна
Цели: ввести понятие четырехугольника, его элементов, обозначение; рассмотреть вилы четырехугольников
1.Обучающая– научить выделять признаки различных видов четырехугольников.
2.Развивающая –развитие логического мышления для сознательного восприятия учебного материала, внимания, активности обучающихся на уроке.
3.Воспитывающая — воспитание познавательной активности.
Предметные: знать определение четырехугольника, его элементов, обозначение; виды четырехугольников; периметр четырехугольника.
Метапредметные : применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Личностные: ответственное отношение к учению; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи на выполнение действий.
Формы обучения: коллективная, индивидуальная.
Метод обучения: словесный, наглядный, практический.
Тип урока: изучение нового материала
1.Организационный этап. Проверка домашнего задания.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Фронтальная проверка домашнего задания, разбор заданий, вызвавших затруднение в решении (№450 (б)).
Записывают дату проведения урока в тетрадях.
Регулятивные: организация рабочего места. Коммуникативные УУД: умение излагать свои мысли, слушать и слышать других.
2. Актуализация опорных знаний.
1. О строугольным треугольником называется треугольник……………………………………….
2.П рямоугольным треугольником называется треугольник………………………………………
3.Т упоугольным треугольником называется треугольник………………………..…………….…
4.Т реугольник – это фигура, образованная тремя ………………..…. которые соединяют три не лежащие на одной …………………точки.
5.Т ри точки треугольника называются ………………., а отрезки- …………….……
6.Р авнобедренным треугольником называют – треугольник, у которого……………………
7.Р авносторонним треугольником называют – треугольник, у которого……………………
8.Р азносторонним треугольником называют – треугольник, у которого…………………..
9.С умму всех…………треугольника называют периметром.
Дописывают на листочках предложения.
Коммуникативные УУД: умение слушать.
Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию при решении заданий.
Познавательные УУД: структурирование знаний
3. Изучение нового материала. Постановка целей и задач урока
Учитель сообщает тему урока, цели урока
Четырёхугольник — это геометрическая фигура, состоящая из четырёх точек (вершин), никакие три из которых не лежат на одной прямой, и четырёх отрезков (сторон), попарно соединяющих эти точки.
Отрезки AB , BC , С D , AD называются сторонами, углы A , B , C , D – углами, а точки A , B , D , C – вершинами четырехугольника ABCD .
Сумму длин сторон четырехугольника называют периметром и обозначают буквой P . Таким образом,
1.Четырехугольник, у которого все углы прямые (90 0 ), называется прямоугольником.
Точки А, В, С и D называют вершинами прямоугольника, а отрезки АВ, ВС, СD и АD — его сторонами. Нижнюю и верхнюю стороны прямоугольника называют ещё основаниями прямоугольника. Они равны и параллельны. Две другие стороны называют высотами, они тоже равны и параллельны.
Принято считать, что слово «сторона» означает и его длину. Р= (а+в)*2
2.Прямоугольник, у которого все стороны равны, называют квадратом. Р=4*а.
Записывают тему урока в тетрадях.
Составляют конспект в тетради, выполняют построение.
Коммуникативные УУД: умение излагать свои мысли, слушать и слышать других.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задачи.
Регулятивные УУД: искать пути решения проблемы.
Коммуникативные УУД: умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать других.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, Прямо встань.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустить,
Всем улыбки подарить.
№ 461( построить прямоугольник со сторонами 5см и 3 см ),
№463( Найти периметр прямоугольника а)12см и 9см, в)11см и 47мм, г)17см и 3 дм ),
№465( найти периметр прямоугольника, если одна сторона 37см а др. на 6см больше ),
№467( Периметр прямоугольника равен 56см, одна из его сторон равна 17см. Найти другую сторону ),
№469 ( Сторона кв. равна 13см. Найдите его периметр )
Один ученик работает у доски, записывает кратко условие задачи и решение, остальные работают в тетрадях.
Регулятивные УУД: искать пути решения проблемы, Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
умение работать в парах, слушать других.
6.Рефлексия (подведение итогов занятия)
-Верно ли, что если четырёхугольники равны, то равны и их периметры?
-Верно ли, что если периметры двух четырёхугольников равны, то эти четырёхугольники равны?
-Какой четырёхугольник называют прямоугольником?
Какой прямоугольник называют квадратом?
Коммуникативные УУД: владение монологической речью.
Регулятивные УУД: соотнести цели и результаты своей деятельности на уроке
7.Информация о домашнем задании
п.2.8 читать, № 462, 464(а, б), 470 .
Запись в дневнике
Фамилия________________________ Математический диктант:
1. О строугольным треугольником называется треугольник……………………………………….
2. П рямоугольным треугольником называется треугольник………………………………………
3. Т упоугольным треугольником называется треугольник………………………..…………….…
4. Т реугольник – это фигура, образованная тремя …………………….……..…. которые соединяют три не лежащие на одной …………………………точки.
5. Т ри точки треугольника называются ………………., а отрезки- …………….…………………
6. Р авнобедренным треугольником называют – треугольник, у которого…….…………………..
7. Р авносторонним треугольником называют – треугольник, у которого……..………………….
8. Р азносторонним треугольником называют – треугольник, у которого….……………………..
9. С умму всех……………………………. треугольника называют периметром.
Фамилия________________________ Математический диктант:
1.О строугольным треугольником называется треугольник……………………………………….
2.П рямоугольным треугольником называется треугольник………………………………………
3.Т упоугольным треугольником называется треугольник………………………..…………….…
4.Т реугольник – это фигура, образованная тремя …………………….……..…. которые соединяют три не лежащие на одной …………………………точки.
5.Т ри точки треугольника называются ………………., а отрезки- …………….…………………
6.Р авнобедренным треугольником называют – треугольник, у которого…….…………………..
7.Р авносторонним треугольником называют – треугольник, у которого……..………………….
8.Р азносторонним треугольником называют – треугольник, у которого….……………………..
9.С умму всех……………………………. треугольника называют периметром.
Фамилия________________________ Математический диктант:
1.О строугольным треугольником называется треугольник……………………………………….
2.П рямоугольным треугольником называется треугольник………………………………………
3.Т упоугольным треугольником называется треугольник………………………..…………….…
4.Т реугольник – это фигура, образованная тремя …………………….……..…. которые соединяют три не лежащие на одной …………………………точки.
5.Т ри точки треугольника называются ………………., а отрезки- …………….…………………
6.Р авнобедренным треугольником называют – треугольник, у которого…….…………………..
7.Р авносторонним треугольником называют – треугольник, у которого……..………………….
8.Р азносторонним треугольником называют – треугольник, у которого….……………………..
9.С умму всех……………………………. треугольника называют периметром.
Фамилия________________________ Математический диктант:
1.О строугольным треугольником называется треугольник……………………………………….
2.П рямоугольным треугольником называется треугольник………………………………………
3.Т упоугольным треугольником называется треугольник………………………..…………….…
4.Т реугольник – это фигура, образованная тремя …………………….……..…. которые соединяют три не лежащие на одной …………………………точки.
5.Т ри точки треугольника называются ………………., а отрезки- …………….…………………
6.Р авнобедренным треугольником называют – треугольник, у которого…….…………………..
7.Р авносторонним треугольником называют – треугольник, у которого……..………………….
8.Р азносторонним треугольником называют – треугольник, у которого….……………………..
9.С умму всех……………………………. треугольника называют периметром.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 965 человек из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
- Сейчас обучается 340 человек из 71 региона
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 689 человек из 74 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Рабочая программа по математике для 10-11 классов к УМК Мордковича А.Г. углублённый уровень
Конспект урока по математике на тему «Треугольники (2 урок)» (5 класс)
Конспект урока по математике на тему «Треугольники» (5 класс)
Конспект урока по математике. Тема: «Единицы площади. Квадратный сантиметр».
Конспект урока по математике на тему «Свойства делимости» (5 класс)
Рабочая программа по математике 5-9 классы к УМК Дорофеева Г.В.
Конспект урока по математике на тему «Признаки делимости» (5 класс)
Внеклассное занятие по математике на тему «Логические задачи» 6-8 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5439990 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:Математика 5 класс (Урок№29 - Четырёхугольники.)Скачать
Математика. 5 класс
Конспект урока
Перечень рассматриваемых вопросов
Многоугольник – геометрическая фигура, ограниченная замкнутой ломаной, звенья которой не пересекаются.
Четырёхугольник – геометрическая фигура (многоугольник), состоящая из четырёх точек (вершин), никакие три из которых не лежат на одной прямой, и четырёх отрезков (сторон), последовательно соединяющих эти точки.
Прямоугольник – четырёхугольник, у которого все углы прямые (равны 90 градусам).
Квадрат – прямоугольник, у которого все стороны равны.
Никольский С. М. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М.: Просвещение, 2017. – 272 с.
1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5 класс.// П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина. – М.: Просвещение, 2009. – 142 с.
2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 классы.// И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2014. – 95 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Среди всех многоугольников одним из наиболее распространённых является четырёхугольник. У него имеется несколько разновидностей. Сегодня мы поговорим об этой фигуре и её видах. Для начала введём определение многоугольника.
Многоугольник – это геометрическая фигура, ограниченная замкнутой ломаной, звенья которой не пересекаются.
Посмотрите на рисунки. Не все эти фигуры являются многоугольниками. Исходя из определения, фигура 2 –не многоугольник, так как отрезки BD и АС пересекаются.
Изобразим многоугольник, состоящий из четырёх точек. Для этого отметим какие-нибудь четыре точки, не лежащие на одной прямой– например, А,В,С,D. Соединим их с помощью линейки. Получим геометрическую фигуру, которая называется четырёхугольник.
Четырёхугольник – это геометрическая фигура (многоугольник), состоящая из четырёх точек (вершин), никакие три из которых не лежат на одной прямой, и четырёх отрезков (сторон), последовательно соединяющих эти точки.
Отмеченные четыре точки А, В, С и D называются вершинами, отрезки АВ, ВС, АС и DC – сторонами четырёхугольника, а углы А, В, С и D – углами четырёхугольника.
Заметим, что четырёхугольником называют как линию, составленную из отрезков, так и эту линию вместе с частью плоскости, расположенной внутри этой линии.
Рассмотрим некоторые разновидности четырёхугольника.
Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые (то есть равны девяноста градусам).
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Сумму длин всех сторон четырёхугольника называют периметром. Например, периметр четырёхугольника ABCD – это сумма сторон АВ, АС, ВС и CD.
Р = АВ + ВС + АС + СD
Рассмотрим прямоугольник АBCD. Отмеченные четыре точки А, В, С, D называются вершинами прямоугольника, а отрезки АВ, ВС, АС, DC – сторонами прямоугольника. Нижнюю и верхнюю стороны прямоугольника называют ещё основаниями прямоугольника. АВ и DC – основания. Они равны и параллельны.
Две другие стороны называют высотами, они тоже равны и параллельны.AD и ВС – высоты.
Принято считать, что слово «сторона» означает не только отрезок, но и его длину.
Четырёхугольники можно сравнить, например, способом наложения. Если четырёхугольник полностью накладывается на другой четырёхугольник, то такие четырёхугольники равны. В противном случае четырёхугольники не будут одинаковы.
Мир вокруг нас полон геометрических фигур. Одной из наиболее распространённых является четырёхугольник. Посмотрите: в комнате пол, потолок, телевизор, компьютер – это всё прямоугольники.
В строительстве очень часто применяют предметы прямоугольной формы. Например, паркет, ламинат, доски, листы стройматериалов.
В архитектуре тоже наиболее распространена прямоугольная форма: здания и сооружения в большинстве случаев имеют прямоугольную форму.
№ 1. В четырёхугольнике все стороны равны 5 см. Чему равен периметр четырёхугольника?
Решение: для нахождения периметра используем формулу
Р = АВ + АD + ВС + СD.
Так как у четырёхугольника стороны равны, то
Р = 5 см + 5 см + 5 см + 5 см = 20 см
№ 2. Сопоставьте элементы прямоугольника с основанием и вершинами.
Решение: для решения данной задачи вспомним, что основание у прямоугольника – это верхняя и нижняя стороны прямоугольника, а вершины – это точки, в которых пересекаются стороны прямоугольника. Значит, правильный ответ такой:
📺 Видео
ГЕОМЕТРИЯ 8 класс: Четырехугольники | Видеоурок с теорией и решением задачиСкачать
Четырехугольники. Вебинар | МатематикаСкачать
Учебник 5кл.Темы урока: "Четырёхугольники.Треугольники.Периметр четырёхугольников."Скачать
Четырехугольники. 5 класс.Скачать
Многоугольники. 5 класс.Скачать
Математика 5 класс Урок 16 Четырехугольники ПрактикаСкачать
5й класс; Математика; "Четырехугольники"Скачать
Четырехугольники, №470Скачать
Все про ПАРАЛЛЕЛОГРАММ за 8 минут: Свойства, Признаки, Формулы Периметра и Площади // ГеометрияСкачать
п. 2.8. Четырехугольники. №457 - 466Скачать
8 класс, 3 урок, ЧетырехугольникСкачать
Что такое угол? Виды углов: прямой, острый, тупой, развернутый уголСкачать
КАК ИЗМЕРИТЬ УГЛЫ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКА ТРАНСПОРТИРОМ? Примеры | МАТЕМАТИКА 5 классСкачать
Задача, которую боятсяСкачать
Задачи на совместную работу. 5 класс.Скачать
ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК и его элементы. §1 геометрия 8 классСкачать
Угол. Градусная мера угла. Практическая часть - решение задачи. 5 класс.Скачать