Задачи по физике — это просто!
Элементарные задачи из курса школьной физики.
Векторы в физике
Многие физические величины зависят от направления и называются векторными, например, скорость, перемещение, ускорение.
При работе с векторами (векторными величинами) существуют специальные обозначения, которые надо запомнить:
Изображение вектора на чертеже:
Если вектор параллелен координатной оси, то модуль вектора равен модулю проекции вектора на эту ось:
Проекция вектора может быть положительной или отрицательной (в зависимости от его положения относительно оси координат):
Если вектор перпендикулярен оси, то проекция вектора на эту ось равна нулю!
Как бы ни был направлен вектор, его модуль всегда можно рассчитать по формуле:
Сложение векторов (а это часто приходится выполнять в задачах) можно производить графически двумя способами — треугольника и параллелограмма.
Расчетные формулы прямолинейного равномерного движения
Расчетные формулы для прямолинейного равномерного движения — это формулы в проекциях векторов на координатную ось.
Скорость тела:
где
Vx — проекция вектора скорости на координатную ось х
Sx — проекция вектора перемещения на ось х
t — время, за которое совершается данное перемещение
Координата тела в любой момент времени
или после подстановки скорости:
Последнюю формулу иначе называют уравнением прямолинейного равномерного движения:
xo — начальная координата тела
x — конечная координата тела через время t после начала движения
Расстояние между движущимися телами при прямолинейном равномерном движении в любой момент времени:
l — расстояние между телами в любой момент времени движения
x1 — конечная координата первого тела на момент определения расстояния между телами
x2 — конечная координата второго тела на момент определения расстояния между телами
Видео:ВЕКТОРЫ решение задач 9 класс АтанасянСкачать
Применение векторов при решении задач по физике
Геометрический подход к решению физических задач наследуется еще от древних греков. Векторный анализ является пограничной чертой между математикой и физикой. На языке векторов формируются понимание основных законов механики и электродинамики.
На уроках физики учитель при изучении механических явлений дает определение радиус-вектора. Радиус-вектор – это направленный отрезок, проведенный из начала координат в данную точку пространства. Многие физические величины, как и радиус-вектор характеризуют и числовым значением и направлением. Например: скорость, перемещение, импульс, напряженность электрического поля, сила являются физическими векторными величинами. Длину такого вектора называют модулем вектора. Интуитивное понимание вектора у учащихся складывается с первых же уроков физики в 7 и 8 классе.
Проведем сравнение понятия вектора в физике и математике:
В математике | В физике | |
Изучаем векторы ( a ,b , c ) | Изучаем векторные величины ( F, v, S) | |
Вектор можно отложить от любой точки плоскости | Вектор имеет точку приложения (на теле) | |
Правила сложения векторов | ||
Правило треугольника и правило параллелограмма | Чаще применяем правило параллелограмма | |
Длину вектора называем модулем | Длину вектора называем длиной |
Понимание вектора в физике и математике происходит поэтапно, когда ученики раскрывают и изучают следующие вопросы:
В математике: | В физике: |
Координатная прямая. Координатная плоскость. Координаты точки. | Понятие системы отсчета. Координаты, которыми задается положение тела на прямой, на плоскости, в пространстве, и их количество. |
Вектор — направленный отрезок. | |
Точка — это вектор нулевой длины или нулевой вектор. | |
Если от проекции начала вектора к проекции его конца надо двигаться по направлению оси, то проекция вектора на ось считают положительной. Если от проекции начала вектора к проекции его конца надо двигаться в направлении, противоположном направлению оси, то проекция отрицательная. Если вектор перпендикулярен оси координат, то проекция равна нулю. | |
Вспомним, как связаны проекция вектора перемещения и координаты тела. (sx = х — х0, sy = y — y0) Вспомним формулы для расчета координат тела в любой момент времени (х = х0 + sx, y = y0 + sy). | |
Операции сложения векторов. | |
Правило треугольника. Правило многоугольника. | |
Умножение векторов | |
Произведение векторов (9 класс) Произведение векторов – скалярная величина. | Вычисление механической работы (10 класс): Механическая работа – скалярная величина. |
При умножении скаляра на вектор получается вектор. |
|
Операция проектирования | |
Проекция ax вектора на ось X есть отрезок АВ на оси Х, где точки А и В являются основаниями перпендикуляров опущенных из начала и конца вектора на ось Х. Свойства:
| Многие задачи динамики начинаются с записи второго закона Ньютона в векторной форме. Далее переходят к его проектированию на подходящие оси. |
Учителя математики и физики должны комбинировать этот материал, разбавлять свои уроки дополнительной информацией из смежных предметов. Глубокое понимание вектора и действий с векторами у учеников сложится только посредством интеграции математического и физического определения этих понятий. Она должна быть как на уроках математики, так и на уроках физики все время, которое отводится на изучении темы «вектор».
Рассмотрим некоторые физические задачи, которые учитель математики может решить на уроках геометрии.
Задача. Парашютист со скоростью 4 м/с спускается с высоты 2 км вертикально вниз. Скорость горизонтального ветра равно 3 м/с. На какое расстояние отнесет его от места падения?
- Запишем закон сложения скоростей в векторном виде.
- Сделаем чертеж, произведя сложение векторов скоростей.
- Искомый вектор является гипотенузой прямоугольного треугольника. По теореме Пифагора вычислим её, найдя тем самым модуль скорости.
- Зная, что при прямолинейном равномерном движении модуль перемещения пропорционален скорости, составим пропорцию и найдем модуль искомого перемещения.
Следующие задачи рекомендуем рассмотреть после изучения тригонометрических функций острого угла.
Задача. Скорость лодки относительно течения 10 м/с, скорость течения 5 м/с.Под каким углом к береговой линии должен лодочник вести лодку, чтобы попасть на противоположный берег строго против того места, от которого он отплыл? Сделайте чертеж.
Задача. С какой силой F (эф) надо удерживать груз весом Р (пэ) на наклонной плоскости, чтобы он не сползал вниз?
Решение: Пусть O – центр тяжести груза, к которому приложена сила P. Разложим вектор по двум взаимно перпендикулярным направлениям. Сила перпендикулярна наклонной плоскости и не вызывает перемещения груза. Сила , удерживающая груз, должна быть равной по величине и противоположной по направлению силе. Поэтому .
Задача. Тело движется по окружности со скоростью v. Найдите модуль изменения скорости тела за четверть периода.
Решение: Пусть в начале движения в точке A скорость равна v . За четверть периода тело оказалось в точке B. Модуль скорости не изменяется и равен v. Различно направление скорости. Выполним вычитание векторов и придем к результату .
Теперь рассмотрим метод решения задач кинематики и динамики, основанный на построении так называемых векторных многоугольников перемещений, скоростей, ускорений, сил, импульсов. Рассмотрим краткие теоретические основы и некоторые методические рекомендации по возможности применения геометрических (векторных) способов решения задач кинематики и динамики в школьном курсе физики. Применение векторных способов требует знания основ тригонометрии, в частности, теорем синусов и косинусов.
Векторная запись многих уравнений физики более полно отображает соответствующие процессы, в частности в современном школьном курсе механики. Векторная форма уравнений в сочетании с соответствующими рисунками раскрывает физическую ситуацию в задаче и предопределяет ее успешное решение. Есть определенные алгоритмы решения физической задачи векторным способом.
Кинематика |
|
Динамика |
|
Когда в задаче рассматривается движение нескольких тел, нужно записать второй закон Ньютона для каждого тела. При составлении уравнений нужно учесть все кинематические и динамические связи между движущимися телами. |
Для вычислений при решении задачи чаще всего используют соответствующие уравнения в проекции на оси координат, поэтому возникает необходимость обучить учащихся преобразованию векторного уравнения в уравнения для проекций по следующему алгоритму:
- изобразить вектор графически в избранном масштабе; указать на рисунке начало координат и координатную ось;
- спроецировать на ось начальную и конечную точки вектора;
- найти длину отрезка между проекциями этих точек на ось; если можно, выразить длину отрезка через модуль вектора;
- обозначить наименьший угол между положительным направлением оси и направлением вектора; определить этот угол;
- если указанный угол острый, то приписать проекции знак “+», если нет, то приписать проекции знак “-«.
- записать в уравнении длину отрезка проекции вектора с соответствующим знаком.
Теперь решим задачи:
Задача.Тело брошено вверх перпендикулярно плоскости, наклоненной под угломαк горизонту. На каком расстоянии от места броска тело упадет на эту наклонную плоскость? Сопротивлением движения пренебречь.
Решение: Изобразим треугольник перемещений, соответствующий условию задачи и соотношению . Видим, что , откуда время движения . Тогда искомое расстояние будет .
Задача. Две частицы брошены одновременно из одной точки с одинаковыми по модулю скоростямиv: первая – вертикально вверх, вторая – горизонтально. Найдите расстояние между ними спустя время t.
Решение: Так как движение частиц происходит под действием силы тяжести, ускорения частиц одинаковы и равны g. Следовательно, относительное движение второй частицы к первой — равномерное и прямолинейное с постоянной скоростью . Тогда искомое расстояние будет равным: .
Задача. Тело брошено горизонтально со скоростью v0. Найдите скорость тела и угол отклонения через время t.
Решение: В векторной форме процесс описан так: . Проекция скорости на вертикальную и горизонтальную оси: . По теореме Пифагора получаем .
Изучая, разрабатывая и используя новый математический аппарат, физики иногда незаслуженно забывают о ранее найденных и веками эффективно служивших делу физической науки математических способах и приемах. Математика является языком физики, и свободное владение математическим аппаратом облегчает понимание физической сущности явлений и процессов.
Видео:Урок 11. Решение задач на действия с векторамиСкачать
Примеры решения задач с векторами
Вектора применяются во многих науках, таких как: математика, физика, геометрия и многих других прикладных науках. На практике, они позволяют не делать лишних операций и сократить время выполнения задач. Поэтому, будущим специалистам очень важно понять теорию векторов и научиться решать задачи с ними.
Перед изучением примеров решения задач советуем изучить теоретический материал по векторам, прочитать все определения и свойства. Список тем находится в правом меню.
Координаты вектора
Теоретический материал по теме — координаты вектора.
🔥 Видео
Вектор. Сложение и вычитание. 9 класс | МатематикаСкачать
Векторы и действия над ними, проекция вектора на координатные оси. Практическая часть. 9 класс.Скачать
ВЕКТОРЫ 9 класс С НУЛЯ | Математика ОГЭ 2023 | УмскулСкачать
Физика. Векторы. Решение задачСкачать
Векторы и действия над ними, проекция вектора на координатные оси. 9 класс.Скачать
Физика | Ликбез по векторамСкачать
18+ Математика без Ху!ни. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.Скачать
Как выражать вектор? Как решать задачу с вектором? | TutorOnlineСкачать
Урок 8. Векторные величины. Действия над векторами.Скачать
Полный разбор задач с векторами №2 ЕГЭ ПРОФИЛЬ 2024 | Профильная математика ЕГЭ 2024 | УМСКУЛСкачать
Выразить векторы. Разложить векторы. Задачи по рисункам. ГеометрияСкачать
8 класс, 48 урок, Применение векторов к решению задачСкачать
КООРДИНАТЫ ВЕКТОРА В ПРОСТРАНСТВЕ решение задачСкачать
Построение проекции вектора на осьСкачать
Скалярное произведение векторов решение задачСкачать
Алгоритм решения задач на второй закон Ньютона часть 1| Физика TutorOnlineСкачать
Векторные величины Проекция вектора на осьСкачать
Нахождение длины вектора через координаты. Практическая часть. 9 класс.Скачать