Векторы внешней политики россии в 21 веке

Концепция внешней политики России в XXI веке

Россия – крупнейшее государство Европейского континента. Внешняя политика РФ является важной проблемой современности. Что связывают с естественно-географическим положением страны, ее роли в экспорте нефти и газа, других природных ресурсов. Происходящие в РФ изменения политического и экономического порядка отражаются на политике других государств.

Содержание
  1. Внешняя политика РФ в первое десятилетие XXI века
  2. Современная внешнеполитическая ситуация
  3. Внешняя политика России начала 21 века
  4. Концепция внешней политики россии в 21 веке
  5. Президентом РФ утверждена новая Концепция внешней политики России
  6. Василий Лихачев объяснил цели новой концепции внешней политики РФ
  7. Что нового в концепции внешней политики России
  8. Новые задачи: упрочнение и укрепление
  9. Фактор силы. Повышение
  10. Против «смены режимов»
  11. Отношение к расширению НАТО — негативное
  12. США. Разворот над Атлантикой
  13. Европа. Похолодание
  14. Китай и Индия. Историческая дружба
  15. Украина. Больше не приоритет
  16. Сирия. За политическое урегулирование
  17. «Невиданный уровень жестокости»
  18. Новые горизонты ЕАЭС
  19. Trojden | Внешняя политика России в начале XXI в.: Горинов М. М
  20. Путин утвердил новую концепцию внешней политики России :: Политика :: РБК
  21. Основные приоритеты внешней политики России
  22. Новая концепция внешней политики: какой мир нужен России
  23. И снова – сила и правда
  24. 🎬 Видео

Видео:Внешняя политика России в XXI в | История России #56 | ИнфоурокСкачать

Внешняя политика России в XXI в | История России #56 | Инфоурок

Внешняя политика РФ в первое десятилетие XXI века

Внешнюю политику РФ определяет Президент, за исполнение его указаний отвечает МИД. В 2000 г. была сформулирована и принята новая Концепция внешнеполитического развития РФ.

В первое десятилетие 21 века основными задачами внешней политики РФ становятся:

  • укрепление рубежей РФ;
  • единство, независимость и сохранность территории;
  • построение свободного сообщества, чье существование основано на соблюдении норм международного права;
  • создание во внешнем пространстве условий для экономического роста;
  • заключение дружественных союзов с соседствующими государствами, с целью образования пояса добрососедства;
  • поддержка интересов и защита прав граждан РФ, находящихся за рубежом.

Руководствующееся этой Концепцией, правительство РФ признает существование многополярного мира. В это время принимается ряд непопулярных внешнеполитических решений, связанных с уступками Западу. Так, в противовес позиции РФ был расширен блок НАТО. В него включили страны Балтии и Восточной Европы. В постсоветских странах к власти приходят противники РФ. В Грузии и на Украине происходят «цветные революции». Центральная и Средняя Азия, Прикаспийский регион и Закавказье объявляются зоной интересов США. Америка сохраняет ограничивает торговлю с Россией, отказываясь сотрудничать на правах равного партнера.

В связи с чеченской войной, РФ подвергается критике со стороны иностранных государств. В декабре 2001 г. США выходит из договора о ПРО, что дестабилизирует внешнеполитическую обстановку в глобальном смысле. Мнение России по этому вопросу, опять же, не учитывается. В первое десятилетие 21 века создается угроза нацбезопасности. На юге наблюдаются проблемы в таких странах, как Ирак, Афганистан, Пакистан, на востоке растет роль Китая и Японии, на западе расширяется блок НАТО. Нестабильность усиливается еще и за счет разницы в расходах РФ и стран НАТО, США на вооружение.

Главными достижениями внешней политики становятся:

Борьба с терроризмом. После событий 11 сентября 2001 г. в США, правительство РФ содействовало реализации мер по борьбе с террористической угрозой, предпринятых этой страной. Россия открывает воздушный коридор для переброски грузов для американских войск в Афганистане.

Миротворческая миссия. В 2008 г. российские миротворцы останавливают агрессию Грузии против Южной Осетии. Миротворческий контингент сохраняется также и в Молдове (зона нестабильности – Приднестровье).

К значимым внешнеполитическим событиям относят также осуждение РФ вторжения американских войск в Ирак, осуществленное в 2003 г., и отказ от признания независимости Косово.

С 2000 по 2007 г. проходят саммиты Большой Восьмерки, в которых РФ отводится значительная роль. В 2004 – 2005 гг. улучшаются отношения с Китаем. По договору о демаркации границы, Китаю отходит ранее бывшая спорной территория. Президент Путин проводит встречи с президентом США Бушем, участвует в праздничных мероприятиях, посвященных 60-летию ООН (2005 г.). На фоне растущего риска возобновления «цветных революций» в Украине, Грузии, Молдове и ряде других государств постсоветского пространства растет экономическое давление на эти страны со стороны РФ (вводятся санкции и запреты, ужесточается политика продажи газа и нефти).

Видео:История 7 класс (Урок№18 - Внешняя политика России во второй половине XVI в.)Скачать

История 7 класс (Урок№18 - Внешняя политика России во второй половине XVI в.)

Современная внешнеполитическая ситуация

Во втором десятилетии 21 века происходит укрепление позиций РФ на мировой арене. Этому способствует перевооружение армии. В 2010 г. принимается Госпрограмма вооружений на 2011-2020 гг. (на это выделяется свыше 20 трлн. рублей). Россия установила отношения с такими государствами, как Индия, Китай, Бразилия, ЮАР, вошедшими в образованную РФ – БРИКС. Первостепенное значение отводится экономическому сотрудничеству. В 2014 г. создается Евразийский экономический союз.

Россия постоянно отстаивает интересы собственных граждан, границы страны неприкосновенны. В 2012 г. вооруженные силы РФ помешали нападению США на Сирию, в 2013 г. Правительство РФ отказалось выдать США Э. Сноудена, уличившего Америку в шпионаже. В феврале 2014 в связи с приходом к власти на Украине националистических элементов и растущей в этой стране нестабильностью, РФ открыла границу для десятков тысяч беженцев, стремившихся укрыться на ее территории от разразившегося вооруженного конфликта. Весной 2014 г. (14 марта) в Крыму проводится референдум, по результатам которого эта территория присоединяется к РФ. Это приводит к наложению на РФ различных санкций, прежде всего со стороны США и стран блока НАТО.

Огромная территория и большое количество свободных ресурсов наряду с современным вооружением, делают РФ ведущей фигурой международной арены, с мнением которой приходится считаться.

Видно, что внешняя политика России в 21 веке является больше консерватизмом, чем демократией. Так, очевидно, что безопасность в стране и даже зарубежом осуществляется той же «машиной», которая руководила этими процессами в прошлом. Влияние России в Восточной Европе и значительные позиции в ООН, говорят о новом ядерном государстве, которое во всех мировых процессах будет иметь руководящее положение.

Видео:Политическая жизнь России в начале XXI векаСкачать

Политическая жизнь России в начале XXI века

Внешняя политика России начала 21 века

В 2000 г. Президентом Российской Федерации был избран В.В.Путин, с именем которого связывается действительный переход к внешнеполитическому курсу отстаивания национальных интересов.

Внешняя политика России является одной из ключевых проблем современного мира. Это обусловлено многими причинами, главными из которых являются:

  • — большая территория страны и в связи с этим большое количество населения,
  • — запасы полезных ископаемых, добыча которых существенно влияет на мировой рынок,
  • — тесно связанная с предыдущим пунктом — Россия является одним из крупнейших экспортеров нефти и газа, что определяет котировки мировых валют,
  • — вся история нашей страны показывает, что любое событие, происходящее в России, может существенно повлиять на ход истории всех остальных стран.

Все это определяет повышенный интерес к нашей стране. Особенный интерес вызывали происходящие в нашей стране события в конце прошлого начале нынешнего века. Сейчас стираются границы между внутренними и внешними интересами государства. Любой внутренний конфликт может перерасти в международный конфликт, или даже войну. Поэтому внешняя политика становится одной из главнейших при планировании дальнейшего развития страны.

Начало президентства Путина ознаменовано принятием новой Концепции внешней политики Российской Федерации, впервые чётко определившей внешнеполитическую стратегию страны и позиции по основным направлениям российской внешней политики.

Концепция 2000-го года официально закрепляла идею великодержавности России в сочетании с трезвой оценкой мировой ситуации, а также возможностей самой России. В число основных целей внешней политика вошли:

  • — обеспечение надёжной безопасности страны, сохранение и укрепление её суверенитета и территориальной целостности;
  • — формирование стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на нормах международного права;
  • — создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъёма её экономики;
  • — формирование пояса добрососедства по периметру российских границ;
  • — защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом.

В Концепции была подтверждена приверженность модели многополярного мироустройства. Отмечалось, что миропорядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения проблем, стратегия же односторонних действий может дестабилизировать международную обстановку, усугубить межгосударственные противоречия.

Принятие национально ориентированной Концепции и несомненное стремление нового руководства целенаправленно работать над её реализацией ещё не создавали гарантий от ошибок и спорных решений. Среди них ликвидация российских военных баз на Кубе и во Вьетнаме, а также двух дивизий ракетных войск стратегического назначения на железнодорожной основе. Ликвидированные железнодорожные комплексы до сих пор не имеют аналогов в мире.

В этих решениях прослеживается инерция политики уступок Западу и прежде всего США, жёстко реагировавших на растущую самостоятельность поведения России на мировой арене:

  • — позиция России по вопросу о расширении НАТО была полностью проигнорирована и вслед за странами Восточной Европы в НАТО были приняты страны Балтии;
  • — на постсоветском пространстве проводилась политика вытеснения России и поддержки антироссийски настроенных деятелей, что вполне определённо проявилось в ходе так называемых «цветных революций» в Грузии и на Украине;
  • — Центральная (Средняя) Азия, Закавказье, Прикаспий были объявлены зоной интересов США, что предполагало активную американскую политику и ослабление позиций России в этих регионах;
  • — США продолжали сохранять дискриминационные ограничения в торговле с РФ, введённые ещё в бытность СССР, и отказывались предоставить нашей стране на постоянной основе статус наибольшего благоприятствования в торговле, являющийся нормой для стран, находящихся в партнёрских отношениях;
  • — Россия находилась под постоянным огнём критики и давлением в связи с её действиями в Чечне, при этом в оценке этих действий использовался двойной стандарт, что было особенно очевидно на фоне действий НАТО в 1999 г. против Югославии, когда авиация блока, преимущественно американская, 11 недель подвергала бомбардировке всю территорию страны.

Список можно продолжить, но достаточно привести только один факт: в декабре 2001 г. США приняли решение о выходе из Договора ПРО 1972 г., проигнорировав позицию России, считавшей, что развал ПРО угрожает глобальной стратегической стабильности.

Для России на рубеже тысячелетий сложилась непростая ситуация в сфере обеспечения национальной безопасности: на западе расширение НАТО приобрело необратимый характер, усиливалась нестабильность на южном направлении (Афганистан, Ирак, Пакистан), на востоке росло военное могущество Китая и Японии. Плюс к этому — огромный дисбаланс с США не в пользу России во всех сферах, включая военную: в 2004 г. военные расходы США составили 455 млрд. долларов, России — 19,4 млрд. долларов.

Однако и в таких условиях Россия сохранила приверженность принципам и целям своей политики.

Наиболее известные эпизоды внешней политики России минувшего десятилетия:

  • — рассматривая борьбу с международным терроризмом как важнейшую национальную и внешнеполитическую задачу, Россия поддержала меры, предпринятые США после событий 11 сентября 2001 г. и содействовала их реализации, предоставив американской авиации воздушный коридор для доставки грузов войскам в Афганистане;
  • — однозначное осуждение со стороны Российской Федерации получило вторжение США и их союзников в Ирак, осуществлённое весной 2003 г. без санкции ООН под фальшивым предлогом наличия в Ираке оружия массового уничтожения (ОМУ);
  • — последовательно отстаивая хельсинкский принцип нерушимости границ в Европе, Россия не признала провозглашённую албанскими сепаратистами независимость Косово: узаконивание данного прецедента создавало все условия для масштабного пересмотра границ в Европе, и не только;
  • — решительными действиями была остановлена агрессия Грузии против народа Южной Осетии, сопровождавшаяся неспровоцированным нападением на российских миротворцев.

В каждом случае отечественные политики и дипломаты были последовательны в проведении курса, направленного на отстаивание национальных интересов.

Россия медленно, но последовательно восстанавливала свои позиции не только в Евразии, но и за её пределами. Визиты высших российских руководителей во главе представительных делегаций в страны Латинской Америки и Африки, сопровождавшиеся подписанием многочисленных соглашений об экономическом, военном и других видов сотрудничества, продемонстрировали всему миру, что Россия снова возвращается в узкий круг держав с глобальными интересами.

Концентрированное изложение идеологии внешней политики современной России было представлено гражданам РФ и мировому сообществу в июле 2008 года на страницах Концепции внешней политики Российской Федерации, утверждённой Президентом России Д.М. Медведевым. Документ дополняет и развивает положения предыдущей Концепции с учётом изменений в мире после 2000 года.

Главное, что характеризует Концепцию — её реалистичность. В основание внешней политики кладутся прагматизм, открытость, предсказуемость, неконфронтационное продвижение национальных интересов. В качестве отличительной черты российской внешней политики выделяется её сбалансированность и многовекторность.

Впервые в самостоятельный раздел выделена проблема верховенства права в международных отношениях. Подчёркивается, что поддержание и укрепление международной законности — приоритетное направление для Российской Федерации. Обращает на себя внимание то, что тезис о решимости России выступать на международной арене в поддержку права проходит через весь документ.

Другая сквозная тема Концепции — роль и место ООН в современном мире. Главный тезис, который всесторонне обосновывается в тексте документа, утверждает, что ООН и в XXI веке должна оставаться центром регулирования международных отношений и координации мировой политики. Действия каждой страны на мировой арене должны строиться в соответствии с принципами и нормами Устава Организации Объединённых Наций. Любое применение силы с миротворческой целью допустимо только с санкции Совета Безопасности ООН.

В Концепции осуждается применение в международной политике двойных стандартов; отмечается возрастание влияния религиозного фактора в международных отношениях, что требует обращения к таким категориям как справедливость и нравственность; обращается внимание на недопустимость избирательного подхода к истории и превращение исторической темы в инструмент практической политики.

Положения Концепции опираются как на анализ современных международных процессов и тенденций, так и на уроки прошлого, в т. ч. выводы из ошибок СССР. В частности подчёркивается, что Россия не даст вовлечь себя в новую гонку вооружений, разрушительную для экономики и пагубную для внутреннего развития страны.

Итак, можно утверждать, что в «нулевые» годы Россия сделала весомую заявку на право быть самостоятельным центром силы в многополярном мире.

Провозглашённый современным российским руководством курс на модернизацию создаёт необходимые политические условия для перехода именно к такой новой экономике.

В 2000—2007 Путин принимал участие в саммитах «Группы восьми» («Большая восьмёрка») на Окинаве (Япония, 2000), в Генуе (Италия, 2001), Кананаскисе (Канада, 2002), Эвиане (Франция, 2003), Си-Айленде (США, 2004), Глениглсе (Великобритания, 2005) Санкт-Петербурге (Россия, 2006) и Хайлигендамме (Германия, 2007).

6—8 сентября 2000 Путин участвовал в Саммите тысячелетия (официальное название «ООН в 21 веке») в Нью-Йорке. В июне 2001 Путин первый раз встретился с Президентом США Джорджем У. Бушем в столице Словении Любляне.

В ходе президентских выборов на Украине в конце 2004 российские власти поддерживали Виктора Януковича — кандидата от Партии регионов Украины, выступавшей за экономическое сотрудничество с Россией в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) и придание русскому языку статуса второго государственного. Но после выборов 21 ноября оппозиционные партии Виктора Ющенко, Юлии Тимошенко и Александра Мороза вывели на улицу десятки тысяч человек и заявляли о фальсификации выборов (Оранжевая революция). После победы Ющенко в назначенном Верховным судом Украины третьем туре к власти пришла «оранжевая коалиция», провозгласившая главными целями внешней политики вступление в ЕС и НАТО при сохранении сотрудничества с Россией, но без вступления в ЕЭП.

  • 14 октября 2004, в ходе визита в Пекин, Путин подписал договор дополнение к соглашению о российско-китайской государственной границе. В 2005 году состоялась демаркация российско-китайской границы, в ходе которой Китай получил 337 кмІ спорной территории — остров Тарабаров и часть острова Большой Уссурийский. В качестве положительного результата соглашений называлось улучшение отношений с Китаем, протяжённость границы с которым составляет более 4300 км, и снятие потенциальной угрозы территориального конфликта в будущем. С другой стороны, ряд политиков расценивали подписание договора как ослабление позиций России.
  • 24 февраля 2005 Путин провёл встречу с Бушем в Братиславе (Словакия), главной темой которой стала ситуация с демократией в России.
  • 25 апреля 2005 в Послании Федеральному Собранию Путин назвал крушение СССР крупнейшей геополитической катастрофой и призвал общество к консолидации в деле обустройства новой демократической России.
  • 9 мая 2005 в ходе торжеств по случаю 60-летия Победы в Великой Отечественной войне Путин и другие мировые лидеры призвали к борьбе с нацизмом XXI века — терроризмом и поблагодарили победителей фашизма.

В сентябре 2005 Путин участвовал в юбилейных торжествах по случаю 60-летия ООН.

В 2006 году Россия председательствовала в «Группе восьми» («Большая восьмёрка»).

Путиным были подписаны договорённости о выводе российских военных баз из Грузии. По ним Россия обязалась вывести свои военные силы из Грузии до 2008 года. Во время Российско-грузинского шпионского скандала Путин приказал ускорить вывод российских войск из Грузии. 15 ноября 2007 года последний российский военный покинул территорию Грузии.

Соединённые Штаты и Российская Федерация занимают резко противоречащие друг другу позиции по ряду вопросов:

  • · Поддержка «цветных революций» на посоветском пространстве;
  • · Поддержка непризнанных властей Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья;
  • · Вступление Украины и Грузии в НАТО;
  • · Строительство системы ПРО;
  • · Продвижение трубопроводов, доставляющих каспийскую нефть в обход российской территории;
  • · Независимость Косово;
  • · Строительство ядерного реактора в Бушере, Исламская Республика Иран;
  • · Военные поставки Венесуэле;
  • · Приём в Москве представителей террористического движения «Хамас» после его победы на выборах в Палестине.

Обострение отношений происходит на фоне массированных обвинений российских властей в сворачивании демократии, и требованиях исключить Россию из G8, и не допускать в ВТО.

Обостряются также отношения с Польшей, президент которой Александр Квасьневский сыграл заметную роль в событиях «оранжевой революции» 2004 года на Украине, и с Израилем, который выражает сильную обеспокоенность российскими военными поставками Сирии и строительством ядерного реактора в Иране.

Волна «цветных революций» на постоветском пространстве в 2006 году затухает; победа «революции тюльпанов» в Киргизии не привела к смене её внешнеполитической ориентации, Узбекистан и другие бывшие республики СССР приходят к выводу о необходимости жёсткого подавления протестов, невзирая на дипломатическое давление и санкции со стороны США и ЕС. Основные «оранжевые» страны, Украина и Грузия, входят в полосу глубокого политического кризиса. Кроме того, Россия оказывает экономическое давление на Украину, Грузию и Молдавию, также на Польшу и Эстонию.

В апреле 2007 обеспокоенность русского меньшинства в Эстонии своим положением выливается в массовые беспорядки в Таллине. Россия встаёт на сторону протестующих, осуждает действия эстонской полиции, и оказывает на эстонские власти меры дипломатического и экономического давления.

Внешняя политика России определяется её Президентом и осуществляется Министерством иностранных дел.

Россия — один из ключевых участников международных отношений. В качестве одного из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН Россия наравне с остальными постоянными членами Совета Безопасности ООН несет особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Россия входит также в «Большую двадцатку» экономически развитых государств, ранее также входила в «Большую восьмёрку» (в 2014 году членство в ней приостановлено), является членом многих других международных организаций, включая Совет Европы и ОБСЕ. Особое место занимают организации, созданные на пространстве бывшего СССР в основном при ведущей роли России: СНГ, ЕАЭС ОДКБ, ШОС.

Россия вместе с Белоруссией составляют Союзное государство России и Белоруссии.

Российская Федерация установила дипломатические отношения со 190 ныне существующими государствами — членами ООН.

В настоящее время Россия поддерживает дипломатические отношения со 189 государствами — членами ООН, а также с наблюдателями при ООН:

во время своей речи Президент РФ Д. Медведев] уделил большое внимание развитию внешней политики России, а также вовлечению россиян в решение многих вопросов. Он подчеркнул, что только планомерное развитие гражданского общества может дать положительный результат внешней политики страны, а также ее правильной реализации.

В современном мире страна оценивается по многим критериям, в частности по уровню развития культуры, экономики, политики, техники, науки, условиям жизни, уровню обеспеченности населения. Все эти факторы и позволяют стране занять то или иное место в мире. Смена внешней политики России может привести ко многим последствиям, которые не можем предугадать даже сейчас. Прозападно ориентированная Россия так неожиданно поменявшая курс своего партнерского взаимодействия позволила многим странам проявить и даже заявить себя на мировом рынке. Направление внешней политики России оказывает большое влияние на политическое и экономическое развитие многих стран. Произошедшие изменения и усиление роли России за последние годы позволяет по-новому взглянуть на историю становления внешней политики России, оценить критерии, в которых ошибались исследователи и по которым они оказались правы. Именно поэтому многие ученые, экономисты и политологи так интересуются направлением внешней политики России конца XX века — начала XXI века. Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что многие происходящие сейчас события были предопределены и теми событиями, которые случились в ЭТОТ период.

Внешняя политика России существенно изменилась в период экономического и политического преобразования страны. Но это связано не только со- внутренними проблемами государства, но и с происходящими в мире событиями.

Так, усиление роли Америки и ее желание стать господствующей страной, привело к тому, что Россия потеряла интерес к взаимодействию с США и начала искать новых партнеров. В это же время начинают набирать силы страны Азии — Япония, Китай, Тайвань, Индия. Они видят в России не только надежного партнера, но и мощного союзника. У нас много совместных интересов с этими странами, поэтому партнерские отношения только укрепляются с каждым годом. Партнерские отношения наблюдаются как в экономическом и политическом плане, так и в культурном. Восстанавливаются старые связи, которые были между нашими народами многие годы

Россия становится более ориентированной на военное сотрудничество с Китаем, Индией со странами Ближнего Востока, на продажу оружия.

Благодаря своим ресурсам и территории Россия обладает большой потенциальной силой, не учитывать которую не возможно. Многополярный мир установился не благодаря желанию какой-то из стран, а благодаря изменению в мире общей политики. Крупнейшими политическими игроками начинают выступать страны Западной Европы, Китай, Япония и, конечно, же, Россия.

Провозглашённый современным российским руководством курс на модернизацию создаёт необходимые политические условия для перехода именно к такой новой экономике.

Итак, можно утверждать, что в эти годы Россия сделала весомую заявку на право быть самостоятельным центром силы в многополярном мире.

Видео:История 7 класс (Урок№16 - Внешняя политика Российского государства первой трети XVI в.)Скачать

История 7 класс (Урок№16 - Внешняя политика Российского государства первой трети XVI в.)

Концепция внешней политики россии в 21 веке

Видео:Внешняя политика России в конце XIX - начале XX векаСкачать

Внешняя политика России в конце XIX - начале XX века

Президентом РФ утверждена новая Концепция внешней политики России

Векторы внешней политики россии в 21 веке

Указ Президента РФ от 30.11.2016 N 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации»

Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритетные направления, цели и задачи внешней политики РФ.

Отмечается, что современный мир переживает перемены, связанные с формированием полицентричной международной системы. Происходит рассредоточение мирового потенциала силы и развития, его смещение в Азиатско-Тихоокеанский регион. Сокращаются возможности исторического Запада доминировать в мировой экономике и политике.

Приоритетными направлениями внешней политики РФ являются укрепление действующих на пространстве СНГ интеграционных структур с российским участием.

Россия считает ключевой задачу углубления и расширения интеграции в рамках Евразийского экономического союза.

Россия также будет расширять стратегическое взаимодействие с Беларусью в рамках Союзного государства в целях развития интеграционных процессов во всех сферах.

Россия рассматривает борьбу с международным терроризмом в качестве важнейшей государственной задачи и:

— выступает против любого использования государствами террористических организаций для достижения политических, идеологических или иных целей;

— стремится к объединению всего международного сообщества в целях борьбы с терроризмом без политизации и предварительных условий в соответствии с Уставом ООН, нормами и принципами международного права;

— выступает за консолидацию коллективных усилий под эгидой ООН в целях борьбы с иностранными террористами-боевиками посредством блокирования любых форм материальной поддержки террористических организаций.

Отмечается, что осуществляемая НАТО и ЕС геополитическая экспансия при нежелании приступить к реализации политических заявлений о формировании общеевропейской системы безопасности и сотрудничества, вызвали серьезный кризис в отношениях между Россией и государствами Запада.

Россия будет выстраивать отношения с НАТО с учетом степени готовности альянса к равноправному партнерству, реальным шагам по обеспечению общего пространства мира, безопасности и стабильности.

Отмечается, что важным ресурсом продвижения национальных интересов России в европейских и мировых делах является активизация взаимовыгодных двусторонних связей с Германией, Францией, Италией, Испанией и другими государствами Европы.

Россия выступает за конструктивное сотрудничество с США в сфере контроля над вооружениями при обязательном учете неразрывной взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными средствами.

РФ исходит из того, что переговоры о дальнейших сокращениях стратегических наступательных вооружений возможны только с учетом всех без исключения факторов, влияющих на глобальную стратегическую стабильность.

Россия рассматривает создание глобальной системы ПРО США как угрозу своей национальной безопасности и оставляет за собой право принятия адекватных ответных мер.

Россия наращивает взаимодействие с партнерами в рамках «Группы двадцати», БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества). Россия также продолжит курс на выстраивание добрососедских связей и осуществление взаимовыгодного сотрудничества с Японией.

Ранее действовавшая Концепция внешней политики РФ (утв. Президентом РФ 12.02.2013 N Пр-251), признана утратившей силу.

Перейти в текст документа »

Видео:63 Внешняя политика России в начале XXI векаСкачать

63  Внешняя политика России в начале XXI века

Василий Лихачев объяснил цели новой концепции внешней политики РФ

Векторы внешней политики россии в 21 веке

Путин утвердил новую концепцию внешней политики России

Его принятие — отражение геополитической ответственности РФ за прогрессивное развитие миропорядка.

Составная часть такого интеллектуально-содержательного подхода, воплощающего гармонию, диалектику интернациональных и национально-суверенных интересов, — международно-правовая позиция Российской Федерации.

Ее присутствие логично, объективно востребовано, исходя из того, что международная Повестка дня включает комплекс стратегических проблем, которые эффективно могут быть урегулированы лишь на основе принципов, институтов права и демократии.

Запрос объясняется и тем, что международное право для нашей страны, вопросы его эффективного развития всегда были и остаются в перспективе одним из важнейших внешнеполитических приоритетов. С этой точки зрения российский документ существенно позитивно отличается от аналогичных актов зарубежных государств, включая США и членов Европейского Союза.

Главный и отправной лейтмотив закреплен в п. 21 Концепции; «Россия проводит самостоятельный и независимый внешнеполитический курс, который продиктован ее национальными интересами и основой которого является безусловное уважение международного права».

Этот креативный и прагматичный тезис раскрывается в ней посредством разнообразного терминологического и нормативно-практического лексикона.

Глоссарий включает, в частности, такие конструкции, как общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, конвенции и соглашения, верховенство международного права, эффективная защита прав и законных интересов российских граждан и проживающих за рубежом соотечественников, Устав ООН, нормы и принципы Всемирной торговой организации, прочная правовая база международной антитеррористической коалиции, международная легитимность, международная законность, добросовестное соблюдение международно-правовых обязательств, правовые основы межгосударственных отношений, прогрессивное развитие международного права и его кодификация, единообразное толкование и применение международных договоров ООН, правовые основы режима нераспространения ядерного оружия, нормы международного морского права, общепризнанные стандарты в области прав человека, всеобъемлющее выполнение государствами-участниками СНГ обязательств в рамках региональных интеграционных структур, Устав Организации Черноморского экономического сотрудничества, законодательное обеспечение внешнеполитического курса страны и выполнения международных обязательств Российской Федерации.

В Кремле выразили сожаление в связи с санкционной риторикой США

Следующий значимый блок Концепции внешней политики 2016 г. — представление в ней на деле контуров специфической Национальной программы совершенствования и эффективного применения международного права. Блок имеет исключительное значение.

Он ориентирован на оптимизацию правового регулирования международных отношений, повышение качества международного нормотворчества, гармонизацию национальных и международных систем, преодоление накопившихся в последних «критической массы», в частности фактов юридического нигилизма.

В специальном разделе «Верховенство права в международных отношениях» закреплены принципиальные подходы России в этой сфере, имеющие стратегическое для судеб международного сообщества призвание.

Среди них — укрепление правовых основ международных отношений добросовестное соблюдение международно-правовых обязательств, поддержание режима международной законности, содействие верховенству права в миропорядке. Изложенные декларации и целевые установки, соответствующие духу и букве Конституции РФ, транспортируются в более конкретные положения Концепции внешней политики.

Они охватывают весьма существенную часть намерений и объектов поведения России на международной арене как демократической и юридической личности.

Речь идет о: 1) поддержании коллективных усилий по укреплению правовых основ межгосударственных отношений; 2) противодействии попыткам отдельных государств или групп государств подвергать ревизии общепризнанные принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных наций, от 24 октября 1970 г., в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.; попыткам осуществляемого в угоду политической конъюнктуре и интересам отдельных государств произвольного толкования важнейших международно-правовых норм и принципов, таких как неприменение силы или угрозы силой, мирное разрешение международных споров, уважение суверенитета государств и их территориальной целостности, права народов на самоопределение; попыткам выдать нарушение международного права за его творческое применение; попыткам вмешательства во внутренние дела государств в целях осуществления неконституционной смены власти, в том числе посредством поддержки негосударственных субъектов, включая террористические и экстремистские организации; 3) недопущении осуществления под предлогом реализации концепции «ответственность по защите» военных интервенций и прочих форм стороннего вмешательства, нарушающих нормы международного права, в частности принцип суверенного равенства государств; 4) содействии прогрессивному развитию международного права и его кодификации, прежде всего осуществляемым под эгидой ООН, их единообразному толкованию и применению; 5) продолжении усилий по совершенствованию механизма применения санкций, исключении из практики международного взаимодействия незаконных односторонних принудительных мер, принимаемых в нарушение Устава ООН и других норм международного права; 6) активизации процесса международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации, а также границ морских пространств, в пределах которых Россия осуществляет суверенные права и юрисдикцию, при безусловном обеспечении ее национальных интересов, прежде всего в сфере безопасности и экономики, исходя из важности укрепления доверия и сотрудничества с сопредельными государствами.

Лавров заявил об эрозии системы безопасности в Европе

Модернизированная Концепция внешней политики России декларирует и другие, важные с политико-правовой, прикладной точки зрения, позиции.

В соответствии с ее целями, общими и специальными, РФ в сфере международной безопасности неукоснительно соблюдает свои международные обязательства в отношении контроля над вооружениями, добиваясь того же от своих партнеров; придает важное значение выполнению Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений 2010 г.; придерживается курса на упрочение политических и правовых основ режима нераспространения ядерного оружии, других видов оружия массового уничтожения и средств их доставки; выступает за соблюдение Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении 1971 г., Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г., а также за их универсализацию; содействует скорейшему вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г, участвует на основе принципов равноправия и неделимости безопасности в разработке новых договоренностей в области контроля над вооружениями; ведет работу по заключению международного договора по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве, выступает за совершенствование международно-правовых механизмов укрепления технической и физической ядерной безопасности; добивается выработки под эгидой ООН универсальных правил ответственного поведения государств в области обеспечения международной информационной безопасности; рассматривает статью 51 Устава ООН в качестве адекватной и не подлежащей ревизии правовой основы для применения силы в порядке самообороны; применяет в соответствии с международным правом и российским законодательством все необходимые меры по предупреждению терроризма и противодействия ему, защите государства и своих граждан от террористических актов, борьбе с распространением идеологии терроризма и экстремизма. Аналогичный подход присутствует и в разделе «международное экономическое и экологическое сотрудничество Российской Федерации» Концепции 2016 г. В соответствии с ее установками, РФ принимает, основываясь на международных нормах и принципах, необходимые меры в области торговой политики, в сфере международного регулирования климатической политики (с акцентом на Парижское соглашение, принятое на базе Рамочной конвенции ООН 1992 г.), добивается соблюдения норм международного морского права, в том числе в части, касающейся борьбы с международным терроризмом и противодействия морскому пиратству. Россия намерена установить в соответствии с международным правом внешние границы своего континентального шельфа, расширяя тем самым возможности для разведки и добычи его минеральных ресурсов.

В разделе — «международное гуманитарное сотрудничество и права человека» Концепции ставятся иные, связанные с международным порядком, внешнеполитические задачи.

Так, РФ будет обеспечивать защиту прав и законных интересов российских граждан за рубежом, соотечественников проживающих за рубежом на основе норм международного права и международных договоров Российской федерации; наращивать взаимодействие с международными и неправительственными правозащитными организациями в целях укрепления общепризнанных норм в области прав человека.

Сергей Рябков обвинил Запад в трусости и политическом бессилии

Существенные установки по применению международного права, включая инициативы по его прогрессивному развитию, содержит раздел «региональные приоритеты внешней политики Российской Федерации».

Среди них — совершенствование международно-правовых инструментов защиты прав и законных интересов соотечественников, проживающих в государствах — участниках СНГ, в образовательной, языковой, социальной, трудовой, гуманитарной и иных сферах; перевод в юридически обязывающую форму политических деклараций о неделимости безопасности вне зависимости от членства государств в военно-политических союзах; совершенствование договорно-правовой базы взаимодействия с Евросоюзом; обеспечение соблюдения НАТО принципов и норм международного права, в частности, в рамках Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 г., непризнание РФ экстерриториального осуществления США своей юрисдикции вне рамок международного права; достижение на международно-правовой основе всеобъемлющего, справедливого, долгосрочного урегулирования арабо-израильского конфликта во всех его аспектах; политическое решение ситуации в Сирийской Арабской Республике на основе резолюций Совета Безопасности ООН и другие приоритеты.

Подчеркивая актуальность и содержательность новой Концепции внешней политики Российской Федерации, следует обратить внимание на такую, в принципе, новеллу документа, как отражение в нем ряда вопросов, относящихся к международно-правовой субъектности государств и международных организаций. Ее появление неслучайно.

Ведь совершенно очевидно, что, с одной стороны, развитие международного права требует эффективной политической воли его основных субъектов, согласования их позиций, некоего правотворческого единства. С другой стороны, конфликты, коллизии, разломы, которые существуют в современном миропорядке и на которые четко указывает Концепция — 2016 г.

, также связаны с проявлениями (субъективными, агрессивными, алогичными) воли отдельных государств или группы государств. Подтверждение тому внешняя политика стран «золотого миллиарда», с присущими ей элементами эгоизма, юридического нигилизма, отказа от императивов Устава ООН, общепризнанных принципов международного права.

Естественно, российский документ не мог не отреагировать на эти тенденции. В итоге в нем появились реально важные положения. Среди них — определение существенных факторов влияния государств на международную политику (военная мощь, экономические, правовые, технологические, информационные и др.

); указание на навязываемые извне идеологические ценности и рецепты модернизации политической системы государств, которые усиливают негативную реакцию общества на вызовы современности; констатация роли ООН, наделенной международной легитимностью, в качестве центра регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI веке; задача всемерного укрепления потенциала ООН в целях рациональной адаптации к новым мировым реалиям при сохранении ее межгосударственной природы; запрет на поддержку негосударственных субъектов, включая террористические и экстремисткие организации; призыв противодействовать попыткам использования правозащитных концепций в качестве инструмента политического давления и вмешательства во внутренние дела государств, в том числе в целях их дестабилизации и смены законных правительств. Практический интерес, вне всякого сомнения, вызывают и другие аспекты, относящиеся к области субъектности. В их числе — российское содействие становлению Республики Абхазия и Республики Южная Осетия как современных демократических государств, укреплению их международных позиций; всеобъемлющему решению приднестровской проблемы на основе уважения суверенитета, территориальной целостности и нейтрального статуса Республики Молдова при определении особого статуса Приднестровья, урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта; разработка Устава ОБСЕ. В этом же духе поддержания международной законности следует расценивать и российское ожтдание (п.74) о том, что США в своих действиях на мировой арене будут строго соблюдать нормы международного права, прежде всего закрепленные в Уставе ООН. Их глубокая осмысленность особенно актуальна на фоне прихода в Белый дом избранного Президента США Д.Трампа и выработки им внешнеполитической стратегии страны. Думается, вопрос о реформировании международного правопорядка, в рамках двусторонней и многосторонней дипломатии, должен стать одним из центральных в переговорах Москвы и Вашингтона. В этом заинтересованно все международное сообщество.

Матвиенко: РФ заинтересована во взаимодействии с Советом Европы

Таким образом, новая Концепция внешней политики Российской Федерации — свод актуальных и стратегически важных идей и предложений реформирования международных отношений XXI века в соответствии с критериями демократии и справедливости, требованиями общепризнанных принципов международного права и Устава ООН.

Их реализация — зона ответственности властных структур РФ (Федеральное Собрание, Правительство, МИД, Минюст, Россотрудничество и др.). Совершенно очевидно, что в ближайшее время практически необходимо запустить процесс подготовки Национальной программы оптимизации и прогрессивного развития международного права.

Один из важных ее элементов — мониторинг выполнения международно-правовых обязательств России. Другой — составление прогнозного перечня международно-правовых инициатив РФ (по вектору многосторонней и двусторонней дипломатии), и их реализация в международных отношений, включая международные организации с участием Российской Федерации.

Совершенно очевидно, что подобная продукция, например крайне важна для СБ ООН, Комиссии международного права, VI (по правовым вопросам) комитета Генеральной Ассамблеи, других структур Организации Объединенных Наций.

В практических и имиджевых смыслах целесообразно проведение силами МИД РФ, российских загранучреждений, российских СМИ (RT, РИА Новости, ТАСС, «Интерфакс», Спутник и др.

), через структуры соотечественников, проживающих за рубежом, презентации Концепции внешней политики Российской Федерации, с акцентом, в том числе, на стратегию и практику России в сфере правового регулирования международных отношений.

Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере «РГ»

Видео:Внешняя политика России в середине XVI века | Всемирная история 7 класс #33 | ИнфоурокСкачать

Внешняя политика России в середине XVI века | Всемирная история 7 класс #33 | Инфоурок

Что нового в концепции внешней политики России

Векторы внешней политики россии в 21 веке

30 ноября президент РФ Владимир Путин утвердил концепцию внешней политики России. И хотя в значительной степени текст документа цитирует и повторяет предшествующий — его тональность серьезно изменилась.

Она стала более конкретной, стало меньше обтекаемых конструкций, в концепции прямо проговариваются разногласия, которые за последние три года возникли у Москвы с западными державами. Зафиксирован интерес к более интенсивному сотрудничеству с азиатскими государствами.

В концепции изменилась позиция по Украине и впервые упоминается Сирия.

Новые задачи: упрочнение и укрепление

Были названы две новые задачи России на внешнеполитическом направлении. Во-первых, это «упрочение позиций России как одного из влиятельных центров современного мира». Во-вторых, «укрепление позиций российских СМИ и массовых коммуникаций в глобальном информационном пространстве и доведения до широких кругов мировой общественности российской точки зрения».

Фактор силы. Повышение

Раньше обговаривалось, что «Россия последовательно выступает за снижение роли фактора силы в международных отношениях». Теперь в концепции с сожалением отмечается, что «повышается роль фактора силы в международных отношениях» и «возрастают риски региональных конфликтов и эскалации кризисов». Россия «готова к новым вызовам».

Против «смены режимов»

Москва впервые декларирует намерение противодействовать «попыткам вмешательства во внутренние дела государств в целях осуществления неконституционной смены власти, в том числе посредством поддержки негосударственных субъектов, включая террористические и экстремистские организации». При этом «видит свои задачи в том, чтобы не допускать осуществления под предлогом реализации концепции «ответственность по защите» военных интервенций и прочих форм стороннего вмешательства, нарушающих нормы международного права, в частности принцип суверенного равенства государств».

Отношение к расширению НАТО — негативное

И в старой, и в новой версиях документа отмечено, что «Россия будет выстраивать отношения с НАТО с учетом степени готовности альянса к равноправному партнерству».

Раньше отдельным пунктом фиксировалась также «стратегическая общность целей со всеми государствами Евро-Атлантического региона, в том числе со странами — членами НАТО, по поддержанию мира и стабильности, противодействию общим угрозам безопасности: международному терроризму, распространению оружия массового уничтожения, морскому пиратству, незаконному обороту наркотиков, природным и техногенным катастрофам». Сейчас этот пункт исчез. Также исчез пункт о взаимодействии с НАТО в Афганистане.

Вместо него появились тезисы о «геополитической экспансии» НАТО и «нежелании приступить к реализации политических заявлений о формировании общеевропейской системы безопасности и сотрудничества».

США. Разворот над Атлантикой

Оценка роли США и характер отношений с Вашингтоном поменялись кардинально. Раньше в концепции говорилось о «взаимовыгодном сотрудничестве», «подлинно партнерском взаимодействии» и «особой ответственности обоих государств за глобальную стратегическую стабильность и состояние международной безопасности в целом».

Сейчас документ фиксирует, что «проводимый США и их союзниками курс на сдерживание России, оказание на нее политического, экономического, информационного и иного давления подрывает региональную и глобальную стабильность».

Есть очень жесткий пункт про то, что «Россия не признает экстерриториального осуществления США своей юрисдикции вне рамок международного права» и требует от Штатов «соблюдения норм международного права».

Европа. Похолодание

В предыдущей версии концепции Россия была названа «неотъемлемой, органичной частью европейской цивилизации». В новую версию этот тезис не попал, хотя и сохранились пункты о важности экономического, политического и культурного сотрудничества с ЕС. Великобритания в новой концепции вообще не упоминается, хотя до этого обговаривалась «активизация взаимовыгодных двусторонних связей».

Китай и Индия. Историческая дружба

Если раньше Китай достаточно дежурно упоминался как «партнер» и никаких разъяснений характера этого партнерства не делалось, то теперь вместе с Пекином Москва нацелилась на «противодействие новым вызовам и угрозам, решение острых региональных и глобальных проблем, сотрудничество в международных организациях и многосторонних объединениях». То же самое касается Индии. Раньше это просто «член БРИКС» и «партнер». Согласно же новой версии концепции Россия выступает «за дальнейшее углубление особо привилегированного стратегического партнерства с Республикой Индией, основанного на совпадении внешнеполитических приоритетов, исторической дружбе и глубоком взаимном доверии».

Украина. Больше не приоритет

Раньше Москва обозначала намерение «выстраивать отношения с Украиной как приоритетным партнером в СНГ, содействовать ее подключению к углубленным интеграционным процессам». Сейчас говорится лишь о заинтересованности в развитии «многообразия связей», а также что «Россия приложит необходимые усилия для политико-дипломатического урегулирования внутриукраинского конфликта».

Сирия. За политическое урегулирование

В новой версии документа впервые упоминается Сирия и то, что Россия «выступает за политическое урегулирование ситуации» в этой стране. При этом Москва поддерживает «единство, независимость и территориальную целостность» республики «как светского, демократического, плюралистического государства».

«Невиданный уровень жестокости»

Отдельный пункт концепции посвящен террористической организации «Исламское государство» (организация запрещена в России. — Прим. ТАСС), «поднявшей насилие на невиданный уровень жестокости», и необходимости создания широкой международной антитеррористической коалиции «без политизации и двойных стандартов».

Новые горизонты ЕАЭС

В концепции впервые упоминаются Армения и Киргизия как страны, вступившие в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

При этом тоже впервые отмечается способность ЕАЭС «сыграть важную роль в деле гармонизации интеграционных процессов» не только в Евразийском регионе, но и собственно в Европейском.

Тут стоит вспомнить, что недавно ЕАЭС начал переговоры с Сербией об унификации торгового режима.

Андрей Веселов

Видео:Внешняя политика России в XVI векеСкачать

Внешняя политика России в XVI веке

Trojden | Внешняя политика России в начале XXI в.: Горинов М. М

Векторы внешней политики россии в 21 веке

Каковы были основные принципы внешней политики России в начале XXI в.?

1. Разработка новой внешнеполитической стратегии. В июне 2000 г. Президент В. В. Путин подписал Концепцию внешней политики Российской Федерации.

Было отмечено, что главным принципом, которым Россия руководствуется в современных условиях на международной арене, является обеспечение надёжной безопасности страны, сохранение и укрепление её суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе.

Руководство страны исходило из того, что Россия продолжает сохранять статус великой державы. В связи с этим ставилась задача обеспечить воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка.

Особое значение придавалось отношениям с ближайшими соседями. Ставились задачи формирования пояса добрососедства по периметру российских границ, содействия устранению имеющихся и предотвращению потенциальных очагов напряжённости и конфликтов в прилегающих к России регионах.

Отмечалось значение всесторонней защиты прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом, а также содействия позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России.

2. Усиление борьбы с терроризмом. В начале XXI в. первоочередной задачей для России была борьба с международным терроризмом.

На территории России представители международных террористических центров действовали наиболее активно на Северном Кавказе. Территорию Чечни они превратили в плацдарм для развала Российской Федерации.

Сюда поступала финансовая и военная помощь из-за рубежа, а в составе бандформирований действовали наёмники из других стран.

После терактов 11 сентября 2001 г. в США Россия присоединилась к западным странам в борьбе против международного терроризма.

Воздушное пространство и железные дороги Российской Федерации были открыты для поставок военных грузов в Афганистан для антитеррористической коалиции.

Россия согласилась с размещением американских военных баз в Средней Азии. Руководство России шло на это в интересах обеспечения безопасности своих южных рубежей.

По признанию лидеров НАТО, без этих шагов российского руководства успех контртеррористической операции в Афганистане был бы невозможен. В течение короткого времени режим талибов в Афганистане был свергнут. Началась нормализация обстановки и на Северном Кавказе.

3. Отношения России с США и Западом. Отношения с США оставались важнейшим направлением внешней политики России. Исходя из идеи однополярного мира, где сохранилась лишь одна сверхдержава в лице США, администрация президента Дж. Буша-младшего взяла курс на изменение баланса сил на мировой арене в свою пользу. Было объявлено о выходе США из договора 1972 г.

по противоракетной обороне (ПРО), о создании национальной системы ПРО. Это разрушало систему стратегической стабильности, которая существовала в течение 30 лет. Лишь под давлением со стороны российского руководства США пошли на сокращение и ограничение стратегических наступательных вооружений, заключив с Россией в 2002 г.

Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов.

Однако США продолжили свою политику по изменению стратегического баланса. Важнейшим в этом процессе стало расширение НАТО. В 2004 г. в эту организацию были приняты Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва и Эстония. В 2009 г. в НАТО вошли Албания и Хорватия. Было объявлено о грядущем вступлении в НАТО Украины и Грузии.

С началом вторжения США и их союзников в Ирак в 2003 г. Россия решительно выступила против этой агрессии, назвав повод для нападения надуманным, что в дальнейшем подтвердили сами американцы.

Вскоре США начали искать поводы для нападения на Иран. Для борьбы с «иранской угрозой» Дж. Буш объявил о развёртывании американской системы ПРО в Польше и Чехии, что создало прямую военную угрозу России.

Подобные действия мало согласовывались с публичными заявлениями лидеров Запада о стремлении к партнёрству с Россией и в итоге вызвали ответные шаги с её стороны. В апреле 2007 г.

Россия объявила о моратории на исполнение подписанного ранее Договора об ограничении вооружённых сил в Европе (ДОВСЕ).

4. Отношения России со странами ближнего зарубежья. Политика России в отношении стран СНГ и Прибалтики определялась процессами, имевшими место в этих странах.

Вступление в НАТО Латвии, Литвы и Эстонии, их территориальные и материальные претензии к России, переписывание общей истории, нарушение прав русскоязычного населения, глумление над памятью павших в годы Великой Отечественной войны не могли оставить равнодушными граждан и руководство России. Экономические и культурные связи между Россией и прибалтийскими странами значительно сократились.

В ряде стран СНГ при прямой поддержке из-за рубежа произошла смена политического руководства. Осенью 2003 г. в результате «революции роз» в Грузии был свергнут режим Э. Шеварднадзе. Ему на смену пришёл президент М. Саакашвили, поставивший в качестве главной задачи вступление

Грузии в ЕС и НАТО. В 2004 г. была спровоцирована кампания непризнания итогов президентских выборов на Украине. При прямом участии США, Евросоюза и НАТО итоги выборов были, по сути, отменены. В результате вместо победившего с незначительным отрывом В. Ф.

Януковича, выступавшего за укрепление отношений с Россией, к власти был приведён В. А. Ющенко, стремившийся к вступлению Украины в НАТО. Эти события получили название «оранжевой революции». Попытки нового руководства Украины провести на её территории военные учения с участием войск НАТО вызывали массовые протесты населения.

Правительство Украины отказывалось перейти на расчёты за российский газ по рыночным ценам, в результате чего неоднократно возникали перебои со снабжением европейских стран энергоносителями из России.

Украинские власти, игнорируя интересы миллионов собственных граждан, усиленно вытесняли русский язык из средств массовой информации, кинопроката, системы образования. Из года в год сворачивались культурные контакты с Россией.

В 2005 г. в результате «революции тюльпанов» был свергнут президент Киргизии А. А. Акаев. Вскоре в Узбекистане была предпринята попытка свержения президента И. А. Каримова. Все эти события заставили руководство России уделить большее внимание отношениям со странами СНГ, расширить сотрудничество с ними.

5. Россия и русская диаспора за рубежом. В начале XXI в. значительно усилились контакты России с российской диаспорой в других странах. К этому времени за пределами нашей страны проживало около 30 млн россиян.

Был взят курс на поддержку возвращения соотечественников на Родину. Специальная программа на 2007—2012 гг.

предусматривала материальную помощь желающим переехать в Россию, выделение ипотечных кредитов, упрощённое получение российского гражданства.

Впервые за многие годы российское общество стало вновь ощущать общность, единство с соотечественниками за рубежом.

6. Отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки. Руководство России предприняло усилия по развитию союзнических отношений с ближайшими соседями на Востоке. В 2001 г. была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в состав которой вошли Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Позже к ним присоединился Узбекистан.

ШОС последовательно выступала за укрепление стратегической стабильности, поддержание международного правопорядка. Ежегодные встречи лидеров стран, совместные военные учения, крепнущее экономическое сотрудничество превратили ШОС в одну из динамично развивающихся международных организаций.

В качестве наблюдателей в её работе стали участвовать Индия, Иран, Пакистан, Монголия.

Особенно устойчивыми и эффективными становились отношения между Россией и Китаем. В 2001 г. между ними был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

В нём было отмечено отсутствие территориальных претензий друг к другу и провозглашено стратегическое партнёрство. Позднее были урегулированы и пограничные вопросы между странами.

Значительно вырос товарооборот, объёмы научно-технического и гуманитарного сотрудничества. В России прошёл «Год Китая», а в Китае — «Год России», ещё более сблизившие народы двух стран.

Переговоры В. В. Путина с Председателем КНР Ху Цзиньтао

Самыми динамично развивающимися странами мира в те годы были признаны Бразилия, Россия, Индия и Китай (БРИК). Это способствовало их сотрудничеству в условиях растущей мировой экономической интеграции.

Если отношения с Китаем и Индией для России были давней традицией, то устанавливать контакты со странами Латинской Америки приходилось едва ли не с чистого листа. Регулярными стали встречи Президента России с лидерами Бразилии, Аргентины, Венесуэлы, Кубы, Перу, Боливии, Никарагуа. В 2008 г.

состоялся первый официальный визит главы Российского государства в страны Латинской Америки. Впервые традиционные экономические и культурные связи были дополнены военно-политическим сотрудничеством. Осенью 2008 г.

в Венесуэлу прибыл отряд военных кораблей ВМФ России, а также группа стратегических бомбардировщиков для проведения совместных военных учений. Был отменён визовый режим для россиян, выезжающих в Бразилию, Аргентину, Венесуэлу, подписаны контракты на разработку месторождений полезных ископаемых в Латинской Америке.

Всё это создавало дополнительные возможности для реализации идеи многополярного мира.

7. Укрепление позиций России на международной арене. Открытое провозглашение национальных интересов руководством России, твёрдое отстаивание самостоятельности внешнеполитического курса не могли не вызвать укрепления авторитета нашей страны в мире.

Международный размах приняло празднование в 2003 г. 300-летия Санкт-Петербурга, на которое съехались высшие руководители многих стран мира. В праздновании 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2005 г. в Москве приняли участие лидеры ведущих мировых держав.

В июле 2006 г. Россия в качестве страны-председателя принимала в Петербурге лидеров «Большой восьмёрки».

В 2007 г. Международный олимпийский комитет принял решение о проведении Олимпийских игр 2014 г. в Сочи.

8. Итоги внешней политики России. Главным итогом внешней политики России в начале XXI в. стала разработка и реализация концепции внешней политики, исходящей из национальных интересов страны на современном этапе.

Усилиями силовых структур, всего общества России удалось внести важный вклад в борьбу с международным терроризмом, предотвратить угрозу территориальной целостности страны.

В отношениях с США Россия последовательно отстаивала свои национальные интересы, выступала против диктата в международных отношениях.

Попытки западных партнёров изолировать Россию от ближайших соседей посредством «оранжевых» и иных «революций» привели к большей координации действий между странами СНГ.

Участие России в ШОС и других международных организациях, развитие её отношений со странами Европы, Азии, Африки, Латинской Америки во многом способствовали становлению многополярной модели современного мира.

Всё это вело к укреплению международного авторитета и роли России в мировых делах.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

В начале XXI в. авторитет и влияние России в мире заметно выросли.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Как изменилась внешнеполитическая стратегия России в начале XXI в. по сравнению с предыдущим периодом? 2. Какую роль играла Россия в борьбе с международным терроризмом? 3.

Как складывались отношения России с США и странами Запада? 4. Какова была политика России по отношению к странам ближнего зарубежья? 5.

Назовите факты, свидетельствующие об укреплении позиций России на международной арене.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. С помощью фактов (используйте Интернет) докажите, что изменение внешнеполитической стратегии способствовало росту авторитета России в мире. 2. Подумайте, почему произошло обострение отношений между Россией и США.

Почему Россия активно выступает против идеи однополярного мира? 3. Почему стратегия обеспечения национальной безопасности является ключевой для России? 4.

С помощью текста учебника и дополнительной информации подготовьте небольшой реферат на тему «Россия в мире».

Видео:История России. Лекция 24. Империя без границ. Внешняя политика Екатерины Второй | History LabСкачать

История России. Лекция 24. Империя без границ. Внешняя политика Екатерины Второй | History Lab

Путин утвердил новую концепцию внешней политики России :: Политика :: РБК

Векторы внешней политики россии в 21 веке

Востребована «сетевая дипломатия», которая предполагает гибкие формы участия в многосторонних структурах и «инструментов мягкой силы», таких как возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие методы и технологии, говорится в документе.

О том, что МИД России по поручению президента разрабатывает новую концепцию внешней политики, в апреле этого года сообщил глава ведомства Сергей Лавров. Он говорил, что в основе новой концепции будет «переход к полицентричной» системе международных отношений, которые должны будут опираться на взаимодействие ведущих «центров силы в интересах совместного решения глобальных проблем.

Как изменились приоритеты

Как и в документе трехлетней давности, в новой концепции приоритетным названо развитие сотрудничества со странами СНГ и Европейского союза.

Из стран СНГ отдельно упомянуты Украина, Молдавия и Грузия. «Россия приложит необходимые усилия для политико-дипломатического урегулирования внутриукраинского конфликта», говорится в документе. В 2013 году Украина была названа приоритетным партнером в СНГ.

В документе зафиксировано, что Россия заинтересована в нормализации отношений с Грузией в тех сферах, в которых к этому готова грузинская сторона. При этом Россия также продолжит содействовать становлению Абхазии и Южной Осетии как современных демократических государств.

Территориальную целостность Молдавии Москва поддерживает, но при определении особого статуса Приднестровья, указано в документе.

В числе основных партнеров в ЕС в новом документе названы Германия, Франция, Италия и Испания. В 2013 году концепция зафиксировала стремление России развивать также связи с Великобританией, однако сейчас эта страна упомянута не была.

Подходы России к отношениям с НАТО не изменились. Москва будет выстраивать отношения с альянсом с учетом степени его готовности к равноправному партнерству, говорится в новой Концепции внешней политики.

В документе подчеркивается, что Россия «негативно относится к расширению НАТО, приближению военной инфраструктуры альянса к российским границам и наращиванию его военной активности в приграничных с Россией регионах».

Россия, отмечается в концепции, относится к этим действиям как к «нарушающим принцип равной и неделимой безопасности и ведущим к углублению старых и появлению новых разделительных линий в Европе».

В новой концепции больше внимания уделено борьбе с терроризмом. В ней отдельно упомянуто «Исламское государство» (ИГИЛ; террористическое движение, запрещенное в России). Россия выступает за борьбу с терроризмом в рамках международной антитеррористической коалиции на прочной правовой базе, говорится в документе. Этих формулировок не было в версии 2013 года.

Отношения с США

В новой концепции ужесточилась риторика по отношению к США.

«Россия не признает экстерриториального осуществления США своей юрисдикции вне рамок международного права, не приемлет попыток оказания военного, политического, экономического или иного давления и оставляет за собой право жестко реагировать на недружественные действия…», отмечается в документе. Из концепции исчезло стремление России работать над либерализацией визового режима с США, которое содержалось в документе трехлетней давности. Американская ПРО названа в концепции угрозой национальной безопасности России.

Однако Россия продолжает придавать «важное значение» выполнению Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ) от 8 апреля 2010 года, говорится в тексте.

Россия также намерена противодействовать военным интервенциями в другие страны, осуществляемые в рамках концепции «ответственности по защите».

Концепция 2016 года большее внимание уделяет цивилизационному соперничеству и попыткам «навязывания другим государствам собственной шкалы ценностей» — это названо одним из дестабилизирующих факторов для международных отношений.

В новой концепции меньшее внимание уделено «мягкой силе» и использованию гражданского общества для решения внешнеполитических вопросов.

В новой концепции нет обязательства расширять участие России в международных договорах в области прав человека.

Вместо этого концепция предписывает наращивать взаимодействие с международными и неправительственными организациями в целях укрепления общепризнанных норм в области прав человека.

Концепция 2016 года постулирует, что Россия будет отстаивать право каждого человека на доступ к объективнойинформации о событиях в мире, а также к различным точкам зрения на эти события.

Авторы: Мария Лейва, Александр Ратников

Видео:XIX ВЕК. АЛЕКСАНДР I. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 1801-1811 ГГ. Русская ИсторияСкачать

XIX ВЕК. АЛЕКСАНДР I. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 1801-1811 ГГ. Русская История

Основные приоритеты внешней политики России

Векторы внешней политики россии в 21 веке

В конце XX – начале XXI вв. международное положение России претерпело серьезные изменения.

Распад социалистического лагеря и СССР привел к уничтожению «пояса безопасности» на рубежах страны, Россия утратила многие коммуникации, важные порты, на сотни тысяч километров ее граница оказалась не защищена и даже не демаркирована.

Прекращение «холодной войны» принесло, безусловно, положительные результаты – разрядку международной напряженности, отказ от обескровливавшей экономику «гонки вооружений», значительное расширение контактов России с миром.

Но нельзя не отметить и то, что Россия лишилась статуса «сверхдержавы», потеряла право решающего слова в многих вопросах международной политики, утратила свой престиж в глазах некоторых стран. Кроме того, экономический кризис второй половины 1980–1990-х гг. привел к тому, что наша страна оказалась в финансовой зависимости от ряда государств и международных организаций.

Для современной России во внешней политике приоритетными являются такие направления, как:

1) расширение международного сотрудничества. Не скованная идеологическими рамками, наша страна может налаживать контакты на взаимовыгодной основе с любыми странами.

Россия возобновляет интенсивные отношения и со своими старыми партнерами – Китаем, Кубой, странами Юго-Восточной Азии и Восточной Европы, арабскими государствами, и укрепляет отношения со странами Запада, Японией, южной Кореей, Израилем и др.;

2) укрепление позиций России в мире. Современная Россия старается вернуть себе статус одного из мировых лидеров не с помощью ядерного превосходства, а путем взвешенной дипломатии.

Наша страна участвует в процессе урегулирования на Ближнем Востоке, оказывает помощь государствам, пострадавшим во время стихийных бедствий, активно участвует в международных форумах и конференциях.

Несомненным свидетельством значительного статуса России являются встречи «Большой восьмерки», в которой с 1997 г. наша страна занимает место наравне с сильнейшими мировыми державами.

В русле укреплений мировых позиций России развиваются и переговоры о вступление нашей страны в ВТО (Всемирную торговую организацию) и Совет Европы. Способствовала укреплению авторитета России и твердая позиция, занятая президентом В.В. Путиным по отношению к Иракской войне (2003 г.);

3) борьба с международным терроризмом. Россия, имеющая огромный опыт борьбы с терроризмом в Чечне, является одной из стран, ранее других заметивших, что наибольшую угрозу миру на рубеже XX–XXI вв. представляет международный терроризм. Российское руководство прилагает все усилия к тому, чтобы объединить мировое сообщество в противостоянии этому злу;

4) консолидация СНГ. Бывшие советские республики (для России – страны ближнего зарубежья) являются естественными экономическими партнерами России. Прибалтийские страны (Эстония, Латвия, Литва), не входящие в СНГ, долгое время дистанцировались от России, опасаясь возрождения экспансионистских намерений и великодержавных тенденций.

Однако в последнее время контакты с ними оживились, и наметилось определенное потепление отношений, хотя и осложненное их вступлением в НАТО. Продолжает развиваться партнерство со странами СНГ. С 1997 г. между Россией и Белоруссией ведутся переговоры о создании союзного государства.

Страны СНГ являются главными экономическими партнерами России, укрепляется и сотрудничество по многим политическим вопросам.

Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 8410; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Видео:XVIII ВЕК. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ: ОСВОЕНИЕ НОВОРОССИИ И КРЫМА. Исторический ПроектСкачать

XVIII ВЕК. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ: ОСВОЕНИЕ НОВОРОССИИ И КРЫМА. Исторический Проект

Новая концепция внешней политики: какой мир нужен России

Векторы внешней политики россии в 21 веке

1 декабря 2016, 23:40

Новая концепция российской внешней политики подразумевает содействие нашей «мягкой силе», которая могла бы воздействовать на иные страны и цивилизации, чтобы игра на информационном поле не шла в одни ворота, замечает Дмитрий Косырев

Новая Концепция внешней политики, которая подписана и публикуется буквально через несколько часов после оглашения президентского ежегодного послания Федеральному собранию, не могла не быть не связана с этим посланием.

И это было предельно интересно – как буквально в нескольких фразах президент обозначит суть происходящего в мире, если в концепции на это ушло 38 страниц. Владимир Путин, кстати, это сделал, в том числе не упомянув Европу (или Евросоюз) вообще, а только страны Востока и США.

Итак, понятно, что концепция и послание разрабатывались одновременно, и между ними есть связь. В концепции, конечно, не только есть Европа – там, как и положено, перечисляются чуть не все страны мира (или хотя бы их регионы) и суть отношений России с ними.

Документ этот – не роман, ему положено быть тяжеловесным, зато точным. И ясно, что такие документы направлены на вполне определенную аудиторию.

Внутреннюю, которой интересно, чего и зачем мы добиваемся за пределами наших национальных границ, и какой мир нам нужен.

И, естественно, концепция рассчитана и на внешнюю аудиторию, которой тоже хочется, наверное, понять, как мы формулируем задачи нашей дипломатии.

Здесь важна точка отсчета – то есть те концепции, которые были раньше. Заметим, одна (пред-предыдущая) концепция была принята 15 июля 2008 года. То был совсем другой мир и другая внешняя политика. Еще не было нападения войск Михаила Саакашвили на наших миротворцев в Южной Осетии. Не было мощнейшего экономического кризиса, который ударил только в сентябре. Не было неудавшейся «перезагрузки» наших отношений с США, и еще много чего не было.

Затем возник следующий такой документ – от 12 февраля 2013 года. Тоже, в общем, другой мир. Хотя в нем еще не было направленного против России переворота на Украине, до такового оставался еще год, и не было провала попытки задушить Россию санкциями.
Вот этот документ и отменен сегодня, вместо него есть новый. Более жесткий и лишенный прекраснодушных призывов.

Самое интересное в нем – это «философская» часть, насчет того, что происходит в мире. А именно: усложнение структуры международных отношений, смещение центра мирового развития в сторону Тихоокеанского региона. И еще — мировая конкуренция, приобретающая форму соревнования ценностных ориентиров – это когда другим государствам навязывают шкалу чужих ценностей.

И снова – сила и правда

А вот и вывод, который выглядит если не главным во всем документе (в нем много чего – главное), то заметным новшеством и ориентиром. А именно: «борьба за доминирование в формировании ключевых принципов организации будущей мировой системы становится главной тенденцией современного этапа мирового развития».

То есть идет не только и не столько за то, чтобы отнять нефть, газ, рынки и т.д. Не за физическое выживание, в общем. Борьба идет чаще за то, кто имеет моральное право вырабатывать правила игры на мировой арене.

Помните, как в начале украинского кризиса и ухода Крыма из Украины нам пытались сказать, что мы нарушаем «правила игры». А мы отвечали: ничего себе правила, когда вам можно свергать правительства и еще много чего другого можно, а нам нельзя ничего, в том числе невозможно возражать. Вот об этом речь.

А дальше в документе есть несколько интересных положений насчет того, в чем сила. С одной стороны, признается, что, хотя «большая война» маловероятна, зато есть риск столкновений через втягивание в региональные конфликты. Но далее обозначены факторы иного влияния – экономические, правовые, технологические, информационные.

Последние, конечно, интереснее всего, особенно после нестихающего американского визга насчет того, как «Москва подыгрывала Дональду Трампу», и он победил. Мы-то думали, что это Россия (и не только она) годами оказывалась жертвой информационных войн, а оказывается, что бывает и наоборот? И как же это нам удалось?

Впрочем, это только одно направление нашей нынешней внешней политики, цель и смысл которой в документе обозначается, в том числе, и так: участие страны в «формировании справедливого мироустройства».

Но, если возвращаться к смыслу президентского послания Федеральному Собранию, то внешняя политика, которая хорошо понимает, насколько усложняется мир, какими глубокими будут начавшиеся в нем перемены – она не подведет. Важно, чтобы внутри наших границ российское общество оставалось здоровым, способным выдержать этот долгий глобальный переход.

🎬 Видео

История 9 класс (Урок№22 - Внешняя политика Николая I. Кавказская и Крымская войны.)Скачать

История 9 класс (Урок№22 - Внешняя политика Николая I. Кавказская и Крымская войны.)

Краткий пересказ §16 Внешняя политика России в 1725-1762. История России 8 классСкачать

Краткий пересказ §16 Внешняя политика России в 1725-1762. История России 8 класс

Многополярный мир - доктрина, определившая внешнюю политику РоссииСкачать

Многополярный мир - доктрина, определившая внешнюю политику России

История 9 класс (Урок№19 - Внешняя политика Александра I в 1801-1825гг. Отечественная война 1812 г.)Скачать

История 9 класс (Урок№19 - Внешняя политика Александра I в 1801-1825гг. Отечественная война 1812 г.)

XIX ВЕК. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II. Русская История. Исторический ПроектСкачать

XIX ВЕК. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II. Русская История. Исторический Проект

Внешняя политика России во второй половине XVI векаСкачать

Внешняя политика России во второй половине XVI века

История России. Лекция 14. Россия на новых рубежах. Внешняя политика Ивана Третьего | History LabСкачать

История России. Лекция 14. Россия на новых рубежах. Внешняя политика Ивана Третьего | History Lab

XVI ВЕК. ИВАН ГРОЗНЫЙ. ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА. Русская История. Исторический ПроектСкачать

XVI ВЕК. ИВАН ГРОЗНЫЙ. ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА. Русская История. Исторический Проект

История 9 класс (Урок№26 - Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.)Скачать

История 9 класс (Урок№26 - Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.)
Поделиться или сохранить к себе: