- Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бурганова Инна Николаевна
- Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бурганова Инна Николаевна
- FOREIGN POLICY RUSSIAN FEDERATION IN VIEW OF GLOBALIZATION AND REGIONALIZATION
- Текст научной работы на тему «Векторы внешней политики российской Федерации с учетом процессов глобализации и регионализации»
- Концепция внешней политики России в XXI веке
- Внешняя политика РФ в первое десятилетие XXI века
- Современная внешнеполитическая ситуация
- Геополитические коды России — внешнеполитическая стратегия и национальные приоритеты
- Геополитический код
- Масштаб и ориентация российского геополитического кода
- «Друзья» и «враги» России
- 🔥 Видео
Видео:Внешняя политика России в XXI в | История России #56 | ИнфоурокСкачать
Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бурганова Инна Николаевна
В статье рассматриваются особенности внешней политики Российской Федерации в начале XXI в. Автор акцентирует особое внимание на изменении направлений внешнеполитического взаимодействия РФ с другими участниками международного сообщества. Продемонстрировано место России в рамках мировой политики с учетом процессов глобализации и регионализации .
Видео:История 7 класс (Урок№18 - Внешняя политика России во второй половине XVI в.)Скачать
Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бурганова Инна Николаевна
Видео:История 7 класс (Урок№16 - Внешняя политика Российского государства первой трети XVI в.)Скачать
FOREIGN POLICY RUSSIAN FEDERATION IN VIEW OF GLOBALIZATION AND REGIONALIZATION
The article discusses the features of foreign policy at the beginning of the XXI century. The author pays particular attention to the changing directions of the Russian foreign policy cooperation with other members of the international community. Demonstrated Russia’s place in the global policy taking into account the processes of globalization and regionalization .
Видео:XIX ВЕК. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II. Русская История. Исторический ПроектСкачать
Текст научной работы на тему «Векторы внешней политики российской Федерации с учетом процессов глобализации и регионализации»
ВЕКТОРЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧЕТОМ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И РЕГИОНАЛИЗАЦИИ
Бурганова Инна Николаевна
канд.полит. наук, доцент ОГПУ, РФ, г. Оренбург
E-mail: burganovain@yandex. ru
FOREIGN POLICY RUSSIAN FEDERATION IN VIEW OF GLOBALIZATION AND REGIONALIZATION
political Science, Associate Professor of Orenburg State Pedagogical University,
В статье рассматриваются особенности внешней политики Российской Федерации в начале XXI в. Автор акцентирует особое внимание на изменении направлений внешнеполитического взаимодействия РФ с другими участниками международного сообщества. Продемонстрировано место России в рамках мировой политики с учетом процессов глобализации и регионализации.
The article discusses the features of foreign policy at the beginning of the XXI century. The author pays particular attention to the changing directions of the Russian foreign policy cooperation with other members of the international community. Demonstrated Russia’s place in the global policy taking into account the processes of globalization and regionalization.
Ключевые слова: Внешняя политика; Российская Федерация; национальные интересы; глобализация; регионализация; геополитическая парадигма.
Keywords: Foreign policy; the Russian Federation; national interests; globalization; regionalization; geopolitical paradigm.
Введение. Внешняя политика любого современного национального государства находится под влиянием нескольких аспектов, которые нельзя не
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |
учитывать при налаживании взаимодействия с другими участниками международного сообщества:
во-первых, взаимозависимость стран сегодня определяется процессами глобализации, что заставляет государства отчасти соотносить национальные интересы с другими акторами международных отношений;
во-вторых, действия государств во внешней политике ограничиваются геополитическими факторами, где немаловажную роль играют территориальные границы, природные ресурсы, доступ к морю и пр.
в-третьих, участие государства в международных организациях позволяет определить как вектор внешней политики, так и местоположение страны в мире;
в-четвертых, немаловажным фактором, помогающим оценить возможности национального актора в мировой политике является наличие, как союзников, так и противников. Таким образом, рассмотрение указанных параметров позволит определить не только особенности внешней политики РФ, но и оценить, то что сегодня происходит в российской дипломатической сфере.
Основная часть. Внешняя российская политика начала XXI в. была направлена на создание системы многополярного мира. Исходя из поставленной цели, Россия пыталась максимизировать свои интересы, наладить партнерские отношения с другими государствами и приобрести дополнительные дивиденды от участия в различных международных организациях.
Поскольку геополитические парадигмы начали кардинально меняться в связи с событиями 9/11 (серия терактов 11 сентября 2001 г.), то понятно, что внешнеполитическая деятельность не могла остаться неизменной. В частности, национальные интересы нашей страны стали касаться угроз как национальной, так и международной безопасности. Поэтому поиск партнеров по борьбе с различными вызовами современности происходил на фоне оптимизации взаимодействия практически со всеми участниками международного сообщества, обеспокоенными нарушением стабильности в мире. По мере улучшения дипломатического фона РФ и укрепления ее местоположения в мире,
возможности Москвы начали возрастать, что вполне вписывалось в парадигму Концепции внешней политики РФ, принятой в 2000 г.
Исходя из данного документа, многополярный мир для Российской Федерации стал более притягательным, чем конструкция однополярного мира во главе с Вашингтоном. Москва на дипломатических встречах и саммитах на различных уровнях искала дополнительные возможности для своего усиления в мировой политике. Полноценное участие России в различных объединениях способствовало расширению ее влияния в мире. При этом глобализация как процесс, который охватывает все сферы общественной жизни, позволил нашему государству интенсифицировать различные контакты в структуре мирового разделения труда. Показателями включенности России в глобальную экономику стало участие нашей страны в таких форумах, как 0-8 и 0-20. Однако долгое принятие РФ в ВТО свидетельствовало о том, что экономические выгоды от участия Москвы в мировой торговле нивелировались другими участниками данной организации политической конъюнктурой.
Ретроспективный взгляд на внешнюю политику России после 1991 г., демонстрирует смену позиции МИДа в зависимости от состояния внутренней политики [1]. Так, например, курс А. Козырева проходил под углом америкацентризма, когда любые решения Запада принимались полностью российской стороной, даже если они были невыгодны. Кардинальные перемены внешнеполитического ведомства были замечены с приходом к власти Е. Примакова. Поиск союзников и стратегических партнеров осуществлялся в азиатском направлении с помощью создания оси «Москва-Пекин-Дели».
С приходом к власти В. Путина российский МИД взял установку на возвращение РФ в статус полноценного стратегического участника международного сообщества со всеми вытекающими последствиями.
Однако внешняя политика России со стороны США и стран Западной Европы трактуется двояко. С одной стороны, понимание роли России в мире, исходя из ее исторической миссии, геополитического местоположения и владения природными ресурсами. С другой — существует неготовность Запада
разговаривать с Россией на языке равноправного партнерства из-за неодинакового понимания узловых тем мировой политики, отсутствия подлинных гражданских свобод и зрелой демократии в Российской Федерации. Поэтому противоположность мнений сторон становится препятствием в выстраивании конструктивного диалога. К тому же, украинские события делают отношения РФ, США и ЕС еще более сложными. Эпоха глобализации демонстрирует, что механизм санкций Запада по отношению к России становится «игрой с ненулевой суммой».
Оценка местоположения России в мире будет не полной без рассмотрения процессов регионализации. Постсоветское пространство после 1991 г. стало ареной «парада суверенитетов» всех бывших республик СССР. В этой ситуации любые инициативные проекты были обречены на крах, т.к. каждый участник СНГ пытался самостоятельно выстраивать собственную государственность и национальную идентичность. Субсидиарность не могла стать путеводной ниточкой в налаживании сотрудничества бывших республик Советского Союза. Поскольку формат двенадцати (12 стран-участниц СНГ) не получил своего развития, то на постсоветском пространстве стали появляться более дробные организации (Союзное государство России и Белоруссии, ОДКБ и пр.). Практически во всех объединениях лидирующее место занимала РФ из-за геополитических факторов (территория, структура национального хозяйства, население, ресурсы и т. д.). Однако положение России на пространстве СНГ страдает двойственностью. С одной стороны, признание РФ и ее важной роли в этом регионе, с другой — вмешательство в дела других стран-участников СНГ со стороны России воспринимается как нарушение национального суверенитета.
Современная внешняя политика Российской Федерации на постсоветском пространстве соответствует следующим тенденциям: 1. Формат «изменяемой геометрии» позволяет России выстраивать взаимодействия только с теми участниками СНГ, кто реально в этом заинтересован; 2. Модель «твердого ядра» служит вариантом сближения позиций партнеров по таможенному союзу, куда входит Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения. 3. Сохранение лидирующих
позиций России с далеко идущими перспективами в реализации проекта евразийской интеграции [2].
Заключение. Более подробное рассмотрение внешней политики РФ показывает, что произошла реальная смена ее принципов, начиная от америкацентризма до многополярного мира. Участие России в различных международных организациях, а также стратегически важное геополитическое положение позволяет РФ занимать достойное место на международной арене. Однако украинские события негативно повлияли на роль России в мире. Произошла переоценка инвестиционной привлекательности, состоялось исключение РФ из формата G-8 и пр. В этой ситуации Москва вынуждена искать новых союзников. Выходом из сложившейся ситуации могла бы стать регионализация на уровне партнеров по постсоветскому пространству. Таможеный союз и евразийская интеграция становятся важными вехами во внешней политики Российской Федерации, позволяющими объединить усилия России как на глобальном, так и региональном уровне современных международных отношений.
1. Бурганова И.Н. Релевантность российской внешней политики на постсоветском пространстве в условиях многовекторности // Управление мегаполисом: научно-теоретический и аналитический журнал. № 5(41).2014. М.: Изд-во НИК «Контент-Пресс, 2014. — С. 140—145.
Видео:Внешняя политика России в середине XVI века | Всемирная история 7 класс #33 | ИнфоурокСкачать
Концепция внешней политики России в XXI веке
Россия – крупнейшее государство Европейского континента. Внешняя политика РФ является важной проблемой современности. Что связывают с естественно-географическим положением страны, ее роли в экспорте нефти и газа, других природных ресурсов. Происходящие в РФ изменения политического и экономического порядка отражаются на политике других государств.
Видео:XIX ВЕК. АЛЕКСАНДР I. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 1801-1811 ГГ. Русская ИсторияСкачать
Внешняя политика РФ в первое десятилетие XXI века
Внешнюю политику РФ определяет Президент, за исполнение его указаний отвечает МИД. В 2000 г. была сформулирована и принята новая Концепция внешнеполитического развития РФ.
В первое десятилетие 21 века основными задачами внешней политики РФ становятся:
- укрепление рубежей РФ;
- единство, независимость и сохранность территории;
- построение свободного сообщества, чье существование основано на соблюдении норм международного права;
- создание во внешнем пространстве условий для экономического роста;
- заключение дружественных союзов с соседствующими государствами, с целью образования пояса добрососедства;
- поддержка интересов и защита прав граждан РФ, находящихся за рубежом.
Руководствующееся этой Концепцией, правительство РФ признает существование многополярного мира. В это время принимается ряд непопулярных внешнеполитических решений, связанных с уступками Западу. Так, в противовес позиции РФ был расширен блок НАТО. В него включили страны Балтии и Восточной Европы. В постсоветских странах к власти приходят противники РФ. В Грузии и на Украине происходят «цветные революции». Центральная и Средняя Азия, Прикаспийский регион и Закавказье объявляются зоной интересов США. Америка сохраняет ограничивает торговлю с Россией, отказываясь сотрудничать на правах равного партнера.
В связи с чеченской войной, РФ подвергается критике со стороны иностранных государств. В декабре 2001 г. США выходит из договора о ПРО, что дестабилизирует внешнеполитическую обстановку в глобальном смысле. Мнение России по этому вопросу, опять же, не учитывается. В первое десятилетие 21 века создается угроза нацбезопасности. На юге наблюдаются проблемы в таких странах, как Ирак, Афганистан, Пакистан, на востоке растет роль Китая и Японии, на западе расширяется блок НАТО. Нестабильность усиливается еще и за счет разницы в расходах РФ и стран НАТО, США на вооружение.
Главными достижениями внешней политики становятся:
Борьба с терроризмом. После событий 11 сентября 2001 г. в США, правительство РФ содействовало реализации мер по борьбе с террористической угрозой, предпринятых этой страной. Россия открывает воздушный коридор для переброски грузов для американских войск в Афганистане.
Миротворческая миссия. В 2008 г. российские миротворцы останавливают агрессию Грузии против Южной Осетии. Миротворческий контингент сохраняется также и в Молдове (зона нестабильности – Приднестровье).
К значимым внешнеполитическим событиям относят также осуждение РФ вторжения американских войск в Ирак, осуществленное в 2003 г., и отказ от признания независимости Косово.
С 2000 по 2007 г. проходят саммиты Большой Восьмерки, в которых РФ отводится значительная роль. В 2004 – 2005 гг. улучшаются отношения с Китаем. По договору о демаркации границы, Китаю отходит ранее бывшая спорной территория. Президент Путин проводит встречи с президентом США Бушем, участвует в праздничных мероприятиях, посвященных 60-летию ООН (2005 г.). На фоне растущего риска возобновления «цветных революций» в Украине, Грузии, Молдове и ряде других государств постсоветского пространства растет экономическое давление на эти страны со стороны РФ (вводятся санкции и запреты, ужесточается политика продажи газа и нефти).
Видео:Внешняя политика России в XVII веке. Видеоурок по истории России 10 классСкачать
Современная внешнеполитическая ситуация
Во втором десятилетии 21 века происходит укрепление позиций РФ на мировой арене. Этому способствует перевооружение армии. В 2010 г. принимается Госпрограмма вооружений на 2011-2020 гг. (на это выделяется свыше 20 трлн. рублей). Россия установила отношения с такими государствами, как Индия, Китай, Бразилия, ЮАР, вошедшими в образованную РФ – БРИКС. Первостепенное значение отводится экономическому сотрудничеству. В 2014 г. создается Евразийский экономический союз.
Россия постоянно отстаивает интересы собственных граждан, границы страны неприкосновенны. В 2012 г. вооруженные силы РФ помешали нападению США на Сирию, в 2013 г. Правительство РФ отказалось выдать США Э. Сноудена, уличившего Америку в шпионаже. В феврале 2014 в связи с приходом к власти на Украине националистических элементов и растущей в этой стране нестабильностью, РФ открыла границу для десятков тысяч беженцев, стремившихся укрыться на ее территории от разразившегося вооруженного конфликта. Весной 2014 г. (14 марта) в Крыму проводится референдум, по результатам которого эта территория присоединяется к РФ. Это приводит к наложению на РФ различных санкций, прежде всего со стороны США и стран блока НАТО.
Огромная территория и большое количество свободных ресурсов наряду с современным вооружением, делают РФ ведущей фигурой международной арены, с мнением которой приходится считаться.
Видно, что внешняя политика России в 21 веке является больше консерватизмом, чем демократией. Так, очевидно, что безопасность в стране и даже зарубежом осуществляется той же «машиной», которая руководила этими процессами в прошлом. Влияние России в Восточной Европе и значительные позиции в ООН, говорят о новом ядерном государстве, которое во всех мировых процессах будет иметь руководящее положение.
Видео:XVIII ВЕК. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ: ОСВОЕНИЕ НОВОРОССИИ И КРЫМА. Исторический ПроектСкачать
Геополитические коды России — внешнеполитическая стратегия и национальные приоритеты
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
К.полит.н., в.н.с., директор Центра пространственного анализа международных отношений ИМИ МГИМО МИД России
Внешняя политика любого государства, включая Россию, основывается не только на объективных предпосылках, но и на субъективных представлениях. В критической геополитике в последние десятилетия закрепилось понятие «геополитический код» страны, представляющий собой совокупность ключевых представлений жителей страны и политических элит о своем месте в мире, внешнеполитической стратегии и национальных приоритетах. В данной статье мы ставим задачу выявить основные переменные российского геополитического кода, то есть сформулировать базовые ментальные установки, без которых невозможно понять логику поведения нашей страны на мировой арене в долгосрочной перспективе. Более того, в силу сложившейся именно в русской культуре, литературе и философии подчеркнутой значимости нематериальных ценностей, исключительного понимания многих универсальных концепций (например, духовности, справедливости, дружбы), наше обращение к такому конструктивистскому подходу для интерпретации внешней политики именно России будет особенно ценно.
Анализ показывает, что с точки зрения российской внешней политики в мире сохраняются два доминирующих игрока — США и (с большим отставанием) Китай. Это означает, что Москва продолжает считать, что большинство мировых проблем решаются в узком кругу привилегированных лидеров, к которым хочет относить и саму Россию. Кроме того, по результатам исследования, прослеживается поворот России на Восток, но это движение не совсем то, каким оно задумывалось. Во-первых, это смещение интересов не на Дальний Восток, а на Ближний, возвращение в тугой клубок интересов в Леванте, то есть этот поворот не экономического свойства, каким хотелось бы его видеть, а в первую очередь — геополитического. Во-вторых, поворот происходит за счет сужения зоны внешнеполитической активности: если раньше Россия пыталась играть глобально, более равномерно распределяя свои интересы по всем континентам, то теперь концентрируется на узловых для себя точках — Сирии и ее окружении, странах ЕАЭС, Венесуэле, Восточной Европе, отступая в менее значимых регионах — Латинской Америке, Африке южнее Сахары, странах АСЕАН.
Российский геополитический код напоминает маятник — по тому, насколько сильно он отклонился в одну сторону, можно предсказывать, как быстро его качнет в другую. Сегодняшний полюс российской внешней политики тянет ее к изоляционизму и национальному протекционизму, значит, на следующем витке можно ждать ее рьяного западничества и глобального мессианства. В этой неустойчивости и дуальности, на самом деле, и состоит главная черта российского геополитического кода.
Внешняя политика любого государства, включая Россию, основывается не только на объективных предпосылках, но и на субъективных представлениях. В критической геополитике в последние десятилетия закрепилось понятие «геополитический код» страны, представляющий собой совокупность ключевых представлений жителей страны и политических элит о своем месте в мире, внешнеполитической стратегии и национальных приоритетах. В данной статье мы ставим задачу выявить основные переменные российского геополитического кода, то есть сформулировать базовые ментальные установки, без которых невозможно понять логику поведения нашей страны на мировой арене в долгосрочной перспективе. Более того, в силу сложившейся именно в русской культуре, литературе и философии подчеркнутой значимости нематериальных ценностей, исключительного понимания многих универсальных концепций (например, духовности, справедливости, дружбы), наше обращение к такому конструктивистскому подходу для интерпретации внешней политики именно России будет особенно ценно.
Видео:11 класс - История - Внешняя политика России в 1990-2000-е гг. Часть 1Скачать
Геополитический код
Под понятием «геополитический код страны» в современной политической географии понимаются представления населения (или элиты) государства о его положении относительно поверхности Земли, а также по отношению к другим объектам, с которыми он находится во взаимодействии. Данный концепт используется в роли ключевой характеристики, отражающей положение государства в международной системе и тенденций развития ее внешней политики. В.А. Колосов подчеркивает, что геополитический код представляет собой набор стратегических предположений населения относительно других стран при формировании внешней политики [1]. Становление геополитического кода, по мнению одного из авторов этого концепта К. Флинта, таким образом, представляет собой поиск ответов на следующие пять вопросов [2].
1. Кто является нынешними и потенциальными союзниками?
2. Кто является нынешними и потенциальными врагами?
3. Как сохранить нынешних союзников и привлечь потенциальных?
4. Как противостоять нынешним врагам и предотвратить появление потенциальных?
5. Как объяснить эти четыре выбора населению и международному сообществу? (причем, значение последнего вопроса в современном мире становится определяющим).
В обоих случаях авторы указывают на дискурсивный и субъективный характер понятия геополитического кода. Геополитический код основывается на образных и нематериальных представлениях о пространстве. Это значит, что геополитический код отличает конструируемость и множественность.
Конструируемость означает, что он еще в большей степени, чем политико-географическое положение, является не предзаданным, а моделируемым обществом (как правило, лидерами общественного мнения и СМИ), его переменные оказываются очень гибкими и легко подстраиваются под изменения внутренней или внешней политической повестки дня. Множественность же означает, что в обществе всегда присутствуют разные представления о географическом положении страны, и динамика геополитического кода отражает конкуренцию данных представлений. Стоит дополнительно уточнить, что в русском языке под словом «код» понимается одна комбинация символов, что при переносе на геополитический код означало бы одну фразу или формулировку, скажем, национальную идею. В то же время code по-английски — это кодекс, т.е. свод предположений о роли страны, ее союзниках, о возможных конфигурациях тактик и стратегий.
Попробуем произвести деконструкцию российских геополитических кодов — наших представлений о самих себе в контексте мировой политики. Сразу оговоримся, что они не могут складываться в единую жесткую схему — это скорее наложение оттенков и лучей на картине импрессиониста, нестройное и нечеткое, но передающее общее настроение. И во-вторых, это будут наши «представления о представлениях», в подобных деконструкциях невозможно отделить автора от его произведения, а значит, у любого читателя непременно получилась бы своя трактовка, и в данном случае это и хорошо, именно их совокупность отражала бы российский геополитический код в единственном числе.
Видео:Внешняя политика России в XVI векеСкачать
Масштаб и ориентация российского геополитического кода
Традиционно в геополитическом коде выделяют две ключевые переменные: масштаб и ориентацию. Масштаб характеризует локальный, региональный или глобальный уровень интересов и влияния государства. Ориентация описывает, на какой из центров глобальной силы страна ориентируется: на Европу, США, Россию, АТР или любой другой.
Первая переменная российского геополитического кода — стремление мыслить глобально, действуя локально. Французский журнал «Le Monde» в своем регулярном геополитическом атласе мира за 2010 г. попробовал в виде детских рисунков показать, как выглядит мир глазами жителей разных стран. Рисунок 1, якобы принадлежавший россиянам, помогает понять масштаб российского геополитического кода. На нем Россия изображена в центре планеты, при этом большая часть окружающего мира остается в серых тонах, тогда как красками начинают играть только отдельные регионы, в основном расположенные по периметру весьма протяженной российской границы. Это наблюдение представляется близким к истине: при глобальных амбициях, наши интересы сосредоточены на отдельных регионах мира, в первую очередь, на соседних странах, которые формируют длинную цепь партнеров от Северной и Восточной Европы через Закавказье и Центральную Азию до Северо-Восточной Азии. За пределами этой цепи есть только небольшие островки российского влияния — Венесуэла, Сирия, Израиль, Египет и некоторые другие.
Отчасти подобные флуктуации российского геополитического кода нашли отражение в трансформации официальных стратегий внешней политики. В первом внешнеполитическом документе постсоветского периода — концепции внешней политики РФ 1993 г. [3] — есть претензии как на статус великой державы, так и на статус региональной державы. В качестве приоритетного направления внешней политики в концепции выдвигается ближнее зарубежье (прежде всего СНГ), и в числе главных задач на данном направлении упоминается урегулирование приграничных конфликтов и защита прав этнических русских.
В следующим документе периода президентства Б. Ельцина — концепции национальной безопасности 1997 г. [4] — констатируется, что степень влияния России на глобальные процессы существенно снизилась, хотя, в целом, миропорядок движется в сторону многополярности. Несмотря на то, что в концепции упоминаются новые регионы, в которых у России есть свои интересы, приоритетным региональным вектором внешней политики остается максимальная интеграция со странами СНГ. Тем не менее в концепции уже четко постулируется, что Россия должна играть роль великой державы, имея уникальное и стратегически важное положение на континенте, культуру, традиции, запасы сырья, ядерный потенциал, огромную территорию, играя важную роль в мировых процессах, будучи «одним из крупнейших многонациональных государств» с многовековой историей, способного «обеспечить процветание своего народа», ответственного за «поддержание глобальной стабильности и устойчивого развития общечеловеческой цивилизации».
Концепция национальной безопасности 2000 г. [5] во многом перекликается с предыдущей, но отличается большим упором на необходимость участия России в разрешении различных локальных и глобальных проблем и на наличие довольно жесткой позиции по всем вопросам. Если в прошлой версии документа говорилось о том, что Российская Федерация должна предпринять определенные усилия, чтобы стать великой державой, то в новой версии величие России уже признается фактом. В Концепции внешней политики РФ 2008 г. великодержавность и влияние на определение международной повестки признаются неоспоримыми фактами («Новая Россия, встав на твердую почву национальных интересов, обрела полноценную роль в глобальных делах» и участвует не только «в реализации международной повестки дня, но и в ее формировании»).
Согласно Концепции внешней политики РФ 2013 г. российская внешняя политика характеризуется самостоятельностью, независимостью, преемственностью, последовательностью и отражает «уникальную сформировавшуюся за века роль страны как уравновешивающего фактора в международных делах и в развитии мировой цивилизации». В концепции даже затрагивается мессианская роль России в области обеспечения конструктивного диалога между цивилизациями в интересах взаимообогащения культур и религий (в т.ч. в рамках ООН и других международных и региональных организаций), При этом на региональном направлении сотрудничество со странами СНГ все также остается приоритетным.
Рис. 1. Мир, как он видится из России.
Источник: Атлас Le Monde Diplomatique /* под ред. Иноземцева В.Л. М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2011. С. 72.
Вторая переменная российского геополитического кода — внешняя обусловленность ее великодержавного статуса. Согласно представлениям российского общества, точкой входа в современность — то есть моментом, когда сложилась современная система международных отношений — следует считать конец Второй мировой войны, когда в результате переговоров членов антигитлеровской коалиции в Тегеране, Ялте и Потсдаме были выработаны актуальные правила поведения на международной арене и определены основные игроки: Россия и США, и с некоторым отставанием Китай и Европа. На Западе же трактовка статуса в мировой политике основана на том, что современные правила игры сложились не в 1945 г., а в 1991 г. по результатам холодной войны.
«Советские» амбиции России часто рассматриваются как архаичные и необоснованные. В этом проявляется, на наш взгляд, важная черта российского понимания статуса великой державы — при непреклонной уверенности в наличии у нас такового, для полноценной уверенности нам необходимо его признание на Западе. В такой ситуации Россия столетиями пытается не столько утвердить свой статус в международных делах, сколько непременно получить его подтверждение в столицах западных держав, что в некотором смысле делает великодержавный статус России обусловленным восприятиями оппонентов. Отсюда проистекает и еще одно искажение российского внешнеполитического фокуса: мировая политика даже в XXI в. продолжает казаться нам результатом сговора нескольких держав, даже нескольких лидеров, что порождает излишнюю российскую ориентацию на личностный фактор и двусторонние отношения с сильнейшими державами и игнорирование, как считается, «несуверенных», то есть не самостоятельных в своем внешнеполитическом выборе, средних и малых игроков, а также многосторонних институтов (за исключением Совета безопасности ООН). Характерно в этой связи, что даже при принятии российской концепции содействия международному развитию — априори сфере, связанной с многосторонними инструментами, — Россия все равно сделала акцент на двухстороннем взаимодействии.
Третья переменная российского геополитического кода — вопрос о ее принадлежности Европе/Западу. Происхождение этого спора, по-видимому, относится еще к середине XV в., когда христианская пост-романская идентичность (границы распространения которой включали и Древнюю Русь) дополнялась пространственной характеристикой, формируя современные границы «европейской» цивилизации (подробнее об этом можно почитать в «Ориентализме» Э. Саида и «Использовании «Другого» И. Нойманна) [6]. Это связано с почти одновременным успехом Реконкисты на Пиренеях и падением Константинополя на Балканах, в результате чего границы христианского мира стали больше совпадать с географическими границами континента. В то же время подобный пространственный образ актуализует необходимость оформления восточной границы европейской цивилизации, которая может быть только ментальной, а не географической. Ордынское иго на Руси в то время и попытка создания национальной идеи нового московского государства через позиционирование себя в качестве наследника Византии стали причинами, оформившими эту ментальную границу. Она пролегла между католической Западной Европой и православной Россией, образовав буферную серую зону на территории славянских, балтийских и финно-угорских народов. Дискурс о противопоставлении Европы и России, будучи импортированным в Россию в XVIII в., стал ключевой дихотомией российской внешней политики (в качестве примера можно привести, например, извечный спор западников и славянофилов). Андрей Цыганков, описывая историю российской науки о международных отношениях, разделяет ее не на традиционные школы реализма, либерализма и конструктивизма, а на западничество, державничество и «третьеримство» [7]. Российский курс с тех пор стал цикличным и зависимым от флуктуаций национальной идентичности. На одном витке Россия вспоминает, что она — не Европа, а, может быть, даже и анти-Европа, начинает конфликтовать со Старым Светом и производить антагонистические ему ценности. Однако поскольку российская пространственная идентичность двойственна, в какой-то момент Россия вспоминает, что она — самая что ни на есть настоящая Европа и должна быть с континентом вместе, а, может быть, даже и в его авангарде. Тогда Россия устремляется в Европу, быстро воспринимает все западное и стремительно «меняет кафтан и сюртук». Такое очарование длится недолго — ровно до тех пор, пока она не понимает, что в Европе ее за свою не воспринимают, и тогда мы снова утверждаем, что мы не совсем Запад, а, может быть, совсем не Запад; и цикл российской внешней политики начинает новой виток изоляционизма. Сегодня, пожалуй, Россия находится на пике антизападнического витка. Вероятно, что очень скоро Москва начнет задумывать новое ценностное «похищение Европы». В итоге, мы имеем внешнеполитическую идентичность России, всегда ориентированную на Запад, однако полюс этого магнита постоянно меняется с положительного на отрицательный и наоборот; и российский геополитический код то стремится подражать Западу вплоть до слияния с ним, то начинает отталкиваться от него, выстраиваться в противопоставление всему западному.
Видео:Запад — не враг! Владимир Путин утвердил Концепцию внешней политики РоссииСкачать
«Друзья» и «враги» России
Со времен крылатой фразы Александра III хорошо известно, что у России «во всем свете только два верных союзника — наша армия и флот». Тем не менее для восприятия Россией международных отношений крайне важным остается деление стран на «братские» и «враждебные», и проистекающую отсюда особенную обиду на предательство первых (если они ведут себя не так, как ожидалось) и крайнюю подозрительность к дружелюбию вторых (если они проявляют дружественные шаги).
На самом деле в отношении восприятия стран в качестве друзей и врагов в России существует неоднозначность трактовок. В таблице представлены данные социологического опроса ФОМ о том, какие страны являются дружественными и не дружественными для России, какие представляются нужными партнерами, а также данные о контактах министра иностранных дел за последние 10 лет и объем внешнеторгового оборота за последние три года.
Дружественные страны, опрос ФОМ в апреле 2019 г. [8]
Недружественные страны, опрос ФОМ в апреле 2019 г. [9]
Самый нужный партнер России, опрос ФОМ в апреле 2019 г. [10]
Наибольшее число контактов С. Лаврова в 2010–2019 гг.
Внешнеторговые партнеры России по данным ФТС за 2017–2019 гг.
🔥 Видео
История России. Лекция 24. Империя без границ. Внешняя политика Екатерины Второй | History LabСкачать
XIX ВЕК. АЛЕКСАНДР I. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 1801-1811 ГГ. Русская ИсторияСкачать
История 9 класс (Урок№22 - Внешняя политика Николая I. Кавказская и Крымская войны.)Скачать
Стратегические направления внешней политики России в многополярном мире. Лекция Р.Д. ГребневаСкачать
Внешняя политика России в XVII векеСкачать
США названы главной угрозой - новая концепция внешней политики РФСкачать
Внешняя политика России в конце XIX - начале XX векаСкачать
Вектор внешней политики РФ. Украинский фактор. Канал FREEДОМСкачать
10.6. Внешняя политика второй половины XIX векаСкачать