Россия – крупнейшее государство Европейского континента. Внешняя политика РФ является важной проблемой современности. Что связывают с естественно-географическим положением страны, ее роли в экспорте нефти и газа, других природных ресурсов. Происходящие в РФ изменения политического и экономического порядка отражаются на политике других государств.
- Внешняя политика РФ в первое десятилетие XXI века
- Современная внешнеполитическая ситуация
- Векторы внешней политики российской Федерации с учетом процессов глобализации и регионализации Текст научной статьи по специальности « Политологические науки»
- Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бурганова Инна Николаевна
- Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бурганова Инна Николаевна
- FOREIGN POLICY RUSSIAN FEDERATION IN VIEW OF GLOBALIZATION AND REGIONALIZATION
- Текст научной работы на тему «Векторы внешней политики российской Федерации с учетом процессов глобализации и регионализации»
- Векторы внешней политики новой россии
- 1.Основные риски и угрозы внешнеполитическим интересам России на современном этапе.
- 2.Современная внешняя политика России
- 3.Прогноз: внешнеполитическая ситуация в среднесрочной перспективе
- Используемая литература и источники
- 📽️ Видео
Видео:Многополярный мир - доктрина, определившая внешнюю политику РоссииСкачать
Внешняя политика РФ в первое десятилетие XXI века
Внешнюю политику РФ определяет Президент, за исполнение его указаний отвечает МИД. В 2000 г. была сформулирована и принята новая Концепция внешнеполитического развития РФ.
В первое десятилетие 21 века основными задачами внешней политики РФ становятся:
- укрепление рубежей РФ;
- единство, независимость и сохранность территории;
- построение свободного сообщества, чье существование основано на соблюдении норм международного права;
- создание во внешнем пространстве условий для экономического роста;
- заключение дружественных союзов с соседствующими государствами, с целью образования пояса добрососедства;
- поддержка интересов и защита прав граждан РФ, находящихся за рубежом.
Руководствующееся этой Концепцией, правительство РФ признает существование многополярного мира. В это время принимается ряд непопулярных внешнеполитических решений, связанных с уступками Западу. Так, в противовес позиции РФ был расширен блок НАТО. В него включили страны Балтии и Восточной Европы. В постсоветских странах к власти приходят противники РФ. В Грузии и на Украине происходят «цветные революции». Центральная и Средняя Азия, Прикаспийский регион и Закавказье объявляются зоной интересов США. Америка сохраняет ограничивает торговлю с Россией, отказываясь сотрудничать на правах равного партнера.
В связи с чеченской войной, РФ подвергается критике со стороны иностранных государств. В декабре 2001 г. США выходит из договора о ПРО, что дестабилизирует внешнеполитическую обстановку в глобальном смысле. Мнение России по этому вопросу, опять же, не учитывается. В первое десятилетие 21 века создается угроза нацбезопасности. На юге наблюдаются проблемы в таких странах, как Ирак, Афганистан, Пакистан, на востоке растет роль Китая и Японии, на западе расширяется блок НАТО. Нестабильность усиливается еще и за счет разницы в расходах РФ и стран НАТО, США на вооружение.
Главными достижениями внешней политики становятся:
Борьба с терроризмом. После событий 11 сентября 2001 г. в США, правительство РФ содействовало реализации мер по борьбе с террористической угрозой, предпринятых этой страной. Россия открывает воздушный коридор для переброски грузов для американских войск в Афганистане.
Миротворческая миссия. В 2008 г. российские миротворцы останавливают агрессию Грузии против Южной Осетии. Миротворческий контингент сохраняется также и в Молдове (зона нестабильности – Приднестровье).
К значимым внешнеполитическим событиям относят также осуждение РФ вторжения американских войск в Ирак, осуществленное в 2003 г., и отказ от признания независимости Косово.
С 2000 по 2007 г. проходят саммиты Большой Восьмерки, в которых РФ отводится значительная роль. В 2004 – 2005 гг. улучшаются отношения с Китаем. По договору о демаркации границы, Китаю отходит ранее бывшая спорной территория. Президент Путин проводит встречи с президентом США Бушем, участвует в праздничных мероприятиях, посвященных 60-летию ООН (2005 г.). На фоне растущего риска возобновления «цветных революций» в Украине, Грузии, Молдове и ряде других государств постсоветского пространства растет экономическое давление на эти страны со стороны РФ (вводятся санкции и запреты, ужесточается политика продажи газа и нефти).
Видео:США названы главной угрозой - новая концепция внешней политики РФСкачать
Современная внешнеполитическая ситуация
Во втором десятилетии 21 века происходит укрепление позиций РФ на мировой арене. Этому способствует перевооружение армии. В 2010 г. принимается Госпрограмма вооружений на 2011-2020 гг. (на это выделяется свыше 20 трлн. рублей). Россия установила отношения с такими государствами, как Индия, Китай, Бразилия, ЮАР, вошедшими в образованную РФ – БРИКС. Первостепенное значение отводится экономическому сотрудничеству. В 2014 г. создается Евразийский экономический союз.
Россия постоянно отстаивает интересы собственных граждан, границы страны неприкосновенны. В 2012 г. вооруженные силы РФ помешали нападению США на Сирию, в 2013 г. Правительство РФ отказалось выдать США Э. Сноудена, уличившего Америку в шпионаже. В феврале 2014 в связи с приходом к власти на Украине националистических элементов и растущей в этой стране нестабильностью, РФ открыла границу для десятков тысяч беженцев, стремившихся укрыться на ее территории от разразившегося вооруженного конфликта. Весной 2014 г. (14 марта) в Крыму проводится референдум, по результатам которого эта территория присоединяется к РФ. Это приводит к наложению на РФ различных санкций, прежде всего со стороны США и стран блока НАТО.
Огромная территория и большое количество свободных ресурсов наряду с современным вооружением, делают РФ ведущей фигурой международной арены, с мнением которой приходится считаться.
Видно, что внешняя политика России в 21 веке является больше консерватизмом, чем демократией. Так, очевидно, что безопасность в стране и даже зарубежом осуществляется той же «машиной», которая руководила этими процессами в прошлом. Влияние России в Восточной Европе и значительные позиции в ООН, говорят о новом ядерном государстве, которое во всех мировых процессах будет иметь руководящее положение.
Видео:XIX ВЕК. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II. Русская История. Исторический ПроектСкачать
Векторы внешней политики российской Федерации с учетом процессов глобализации и регионализации Текст научной статьи по специальности « Политологические науки»
Видео:«Новая концепция внешней политики России. На пути к новому миропорядку»: лекция Дмитрия ТренинаСкачать
Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бурганова Инна Николаевна
В статье рассматриваются особенности внешней политики Российской Федерации в начале XXI в. Автор акцентирует особое внимание на изменении направлений внешнеполитического взаимодействия РФ с другими участниками международного сообщества. Продемонстрировано место России в рамках мировой политики с учетом процессов глобализации и регионализации .
Видео:История России. Лекция 22. Реформы Петра Первого | History LabСкачать
Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бурганова Инна Николаевна
Видео:История 7 класс (Урок№18 - Внешняя политика России во второй половине XVI в.)Скачать
FOREIGN POLICY RUSSIAN FEDERATION IN VIEW OF GLOBALIZATION AND REGIONALIZATION
The article discusses the features of foreign policy at the beginning of the XXI century. The author pays particular attention to the changing directions of the Russian foreign policy cooperation with other members of the international community. Demonstrated Russia’s place in the global policy taking into account the processes of globalization and regionalization .
Видео:Путин утвердил новую редакцию концепции внешней политики РФСкачать
Текст научной работы на тему «Векторы внешней политики российской Федерации с учетом процессов глобализации и регионализации»
ВЕКТОРЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧЕТОМ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И РЕГИОНАЛИЗАЦИИ
Бурганова Инна Николаевна
канд.полит. наук, доцент ОГПУ, РФ, г. Оренбург
E-mail: burganovain@yandex. ru
FOREIGN POLICY RUSSIAN FEDERATION IN VIEW OF GLOBALIZATION AND REGIONALIZATION
political Science, Associate Professor of Orenburg State Pedagogical University,
В статье рассматриваются особенности внешней политики Российской Федерации в начале XXI в. Автор акцентирует особое внимание на изменении направлений внешнеполитического взаимодействия РФ с другими участниками международного сообщества. Продемонстрировано место России в рамках мировой политики с учетом процессов глобализации и регионализации.
The article discusses the features of foreign policy at the beginning of the XXI century. The author pays particular attention to the changing directions of the Russian foreign policy cooperation with other members of the international community. Demonstrated Russia’s place in the global policy taking into account the processes of globalization and regionalization.
Ключевые слова: Внешняя политика; Российская Федерация; национальные интересы; глобализация; регионализация; геополитическая парадигма.
Keywords: Foreign policy; the Russian Federation; national interests; globalization; regionalization; geopolitical paradigm.
Введение. Внешняя политика любого современного национального государства находится под влиянием нескольких аспектов, которые нельзя не
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |
учитывать при налаживании взаимодействия с другими участниками международного сообщества:
во-первых, взаимозависимость стран сегодня определяется процессами глобализации, что заставляет государства отчасти соотносить национальные интересы с другими акторами международных отношений;
во-вторых, действия государств во внешней политике ограничиваются геополитическими факторами, где немаловажную роль играют территориальные границы, природные ресурсы, доступ к морю и пр.
в-третьих, участие государства в международных организациях позволяет определить как вектор внешней политики, так и местоположение страны в мире;
в-четвертых, немаловажным фактором, помогающим оценить возможности национального актора в мировой политике является наличие, как союзников, так и противников. Таким образом, рассмотрение указанных параметров позволит определить не только особенности внешней политики РФ, но и оценить, то что сегодня происходит в российской дипломатической сфере.
Основная часть. Внешняя российская политика начала XXI в. была направлена на создание системы многополярного мира. Исходя из поставленной цели, Россия пыталась максимизировать свои интересы, наладить партнерские отношения с другими государствами и приобрести дополнительные дивиденды от участия в различных международных организациях.
Поскольку геополитические парадигмы начали кардинально меняться в связи с событиями 9/11 (серия терактов 11 сентября 2001 г.), то понятно, что внешнеполитическая деятельность не могла остаться неизменной. В частности, национальные интересы нашей страны стали касаться угроз как национальной, так и международной безопасности. Поэтому поиск партнеров по борьбе с различными вызовами современности происходил на фоне оптимизации взаимодействия практически со всеми участниками международного сообщества, обеспокоенными нарушением стабильности в мире. По мере улучшения дипломатического фона РФ и укрепления ее местоположения в мире,
возможности Москвы начали возрастать, что вполне вписывалось в парадигму Концепции внешней политики РФ, принятой в 2000 г.
Исходя из данного документа, многополярный мир для Российской Федерации стал более притягательным, чем конструкция однополярного мира во главе с Вашингтоном. Москва на дипломатических встречах и саммитах на различных уровнях искала дополнительные возможности для своего усиления в мировой политике. Полноценное участие России в различных объединениях способствовало расширению ее влияния в мире. При этом глобализация как процесс, который охватывает все сферы общественной жизни, позволил нашему государству интенсифицировать различные контакты в структуре мирового разделения труда. Показателями включенности России в глобальную экономику стало участие нашей страны в таких форумах, как 0-8 и 0-20. Однако долгое принятие РФ в ВТО свидетельствовало о том, что экономические выгоды от участия Москвы в мировой торговле нивелировались другими участниками данной организации политической конъюнктурой.
Ретроспективный взгляд на внешнюю политику России после 1991 г., демонстрирует смену позиции МИДа в зависимости от состояния внутренней политики [1]. Так, например, курс А. Козырева проходил под углом америкацентризма, когда любые решения Запада принимались полностью российской стороной, даже если они были невыгодны. Кардинальные перемены внешнеполитического ведомства были замечены с приходом к власти Е. Примакова. Поиск союзников и стратегических партнеров осуществлялся в азиатском направлении с помощью создания оси «Москва-Пекин-Дели».
С приходом к власти В. Путина российский МИД взял установку на возвращение РФ в статус полноценного стратегического участника международного сообщества со всеми вытекающими последствиями.
Однако внешняя политика России со стороны США и стран Западной Европы трактуется двояко. С одной стороны, понимание роли России в мире, исходя из ее исторической миссии, геополитического местоположения и владения природными ресурсами. С другой — существует неготовность Запада
разговаривать с Россией на языке равноправного партнерства из-за неодинакового понимания узловых тем мировой политики, отсутствия подлинных гражданских свобод и зрелой демократии в Российской Федерации. Поэтому противоположность мнений сторон становится препятствием в выстраивании конструктивного диалога. К тому же, украинские события делают отношения РФ, США и ЕС еще более сложными. Эпоха глобализации демонстрирует, что механизм санкций Запада по отношению к России становится «игрой с ненулевой суммой».
Оценка местоположения России в мире будет не полной без рассмотрения процессов регионализации. Постсоветское пространство после 1991 г. стало ареной «парада суверенитетов» всех бывших республик СССР. В этой ситуации любые инициативные проекты были обречены на крах, т.к. каждый участник СНГ пытался самостоятельно выстраивать собственную государственность и национальную идентичность. Субсидиарность не могла стать путеводной ниточкой в налаживании сотрудничества бывших республик Советского Союза. Поскольку формат двенадцати (12 стран-участниц СНГ) не получил своего развития, то на постсоветском пространстве стали появляться более дробные организации (Союзное государство России и Белоруссии, ОДКБ и пр.). Практически во всех объединениях лидирующее место занимала РФ из-за геополитических факторов (территория, структура национального хозяйства, население, ресурсы и т. д.). Однако положение России на пространстве СНГ страдает двойственностью. С одной стороны, признание РФ и ее важной роли в этом регионе, с другой — вмешательство в дела других стран-участников СНГ со стороны России воспринимается как нарушение национального суверенитета.
Современная внешняя политика Российской Федерации на постсоветском пространстве соответствует следующим тенденциям: 1. Формат «изменяемой геометрии» позволяет России выстраивать взаимодействия только с теми участниками СНГ, кто реально в этом заинтересован; 2. Модель «твердого ядра» служит вариантом сближения позиций партнеров по таможенному союзу, куда входит Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения. 3. Сохранение лидирующих
позиций России с далеко идущими перспективами в реализации проекта евразийской интеграции [2].
Заключение. Более подробное рассмотрение внешней политики РФ показывает, что произошла реальная смена ее принципов, начиная от америкацентризма до многополярного мира. Участие России в различных международных организациях, а также стратегически важное геополитическое положение позволяет РФ занимать достойное место на международной арене. Однако украинские события негативно повлияли на роль России в мире. Произошла переоценка инвестиционной привлекательности, состоялось исключение РФ из формата G-8 и пр. В этой ситуации Москва вынуждена искать новых союзников. Выходом из сложившейся ситуации могла бы стать регионализация на уровне партнеров по постсоветскому пространству. Таможеный союз и евразийская интеграция становятся важными вехами во внешней политики Российской Федерации, позволяющими объединить усилия России как на глобальном, так и региональном уровне современных международных отношений.
1. Бурганова И.Н. Релевантность российской внешней политики на постсоветском пространстве в условиях многовекторности // Управление мегаполисом: научно-теоретический и аналитический журнал. № 5(41).2014. М.: Изд-во НИК «Контент-Пресс, 2014. — С. 140—145.
Видео:История 9 класс (Урок№19 - Внешняя политика Александра I в 1801-1825гг. Отечественная война 1812 г.)Скачать
Векторы внешней политики новой россии
Центр стратегических оценок и прогнозов
Автономная некоммерческая организация
Видео:Внешняя политика в СССР в 1920-1930-х гг. Видеоурок по истории России 11 классСкачать
1.Основные риски и угрозы внешнеполитическим интересам России на современном этапе.
Государственный переворот, а затем и война на востоке Украины спровоцировали крупнейшие со времен холодной войны геополитическое противостояние между современным Западом в лице США и ЕС и Россией. Сложность современного украинского кризиса обусловлена целым рядом факторов. Во-первых, любой внутри государственное противостояние, основанное на этно-конфессиональной или цивилизационной составляющей в принципе крайне трудно поддается быстрому урегулированию. Во-вторых, конфликт на юго-востоке Украины происходит при беспрецедентном внешнем давлении, которое оказывается на Россию со стороны ЕС и США, с одной стороны, и при активной помощи данных игроков киевскому режиму, с другой.
Немаловажным аспектом данного кризиса применительно к внешнеполитическому курсу РФ является тот факт, что произошедший на Украине переворот провел красную черту под политику, провидимую Россией на протяжении всего постсоветского периода, связанную с попытками встроиться в западные экономико-политические структуры и структуры безопасности.[2]Украинский кризис наглядно продемонстрировал, что, несмотря на различные мнения внутри ЕС и симпатии отдельных политиков и первых лиц государств по отношению к РФ (таких, как М. Земан в Чехии, канцлер Австрии В. Файман и ряд других), в совокупности Европейский союз придерживается политики атлантической солидарности с США в вопросах Украины и Крыма.
На сегодняшний день, несмотря на относительное затишье на Донбассе, говорить о полноценном перемирии преждевременно: периодически происходят позиционные боестолкновения и обстрелы практически по всей линии соприкосновения сторон, кроме того, группировка украинских войск на Юго-Востоке имеет тенденцию лишь к наращиванию численности, производится ротация отдельных частей и подразделений, в целом украинской группировкой сформирован наступательный боевой порядок.[3] Эти данные говорят о том, что в целом украинский генералитет готов возобновить активные наступательные действия на территории ДНР и ЛНР – для этого требуется лишь политической решение в Киеве. Таким образом, на сегодняшний день ситуацию в непризнанных республиках Донбасса можно охарактеризовать скорее как балансирование на гране войны, чем продвижением к сколько-нибудь устойчивому миру.
Еще одним серьезным последствием украинского кризиса для России стало введение рядом западных стран экономических санкций против нашей страны. Санкционное давление Запада на РФ, прежде всего отрезание российской экономики от источников финансирования в Европе и США, прекращение сотрудничества с западными компаниями в таких вопросах, как геологоразведка и добыча нефти, в особенности на шельфе, создает серьезные трудности для российской экономики и вынуждает РФ, с одной стороны, искать эффективную замену Западу в экономическом плане, а с другой, продолжать активные попытки урегулирования Украинского кризиса и снятия санкций.[4]
Помимо этого, Украинский кризис стал катализатором обострения «газового вопроса» как в формате РФ- Украина, так и между РФ и Западом. Очевидно, что ЕС намерен использовать нестабильность на Украине в целях оказания давления на РФ по двум направлениям. Во-первых, западные политики рассчитывают на снижение цены на газ и вынуждение России продавать газ на границе с Украиной. Во-вторых, разоренная войной и экономическим кризисом, Украина, тем не менее, пребывает в ассоциации с ЕС, в этом контексте ЕС не хочет брать на себя издержки по восстановлению украинской экономики и снабжению ее энергией, а стремится переложить это бремя на РФ.
Ситуация на южном направлении российской внешней политики также претерпела значительные изменения за последнее время. Резкая активизация радикальной группировки «Исламское государство» в Сирии и Ираке летом 2014 года привела к резкому обострению военной обстановки в регионе. Для России рост влияние ИГ на территории Сирии и Ирака представляет опасность по следующим позициям. Во-первых, под угрозу попадают российские нефтяные проекты в Ираке (компании Лукойл, Газпромнефть). Во-вторых, усиление влияние ИГ может повлечь за собой дестабилизацию обстановки не только на Ближнем Востоке, но и в Каспийском регионе и Закавказье, что напрямую затрагивает интересы РФ и ее ближайшего союзника в регионе – Армении. Так же стоит отметить, что, по данным спецслужб, в рядах ИГ воюет до нескольких тысяч граждан РФ[5], что в перспективе может нести серьезную угрозу возникновения ячеек этой организации на российской территории, прежде всего на Северном Кавказе, в Поволжье, в Москве и Санкт-Петербурге.
Другим немаловажным регионом в контексте национальных интересов России является Центральная Азия (ЦА). Постсоветские режимы этих стран не могут не вызывать обеспокоенность внешнеполитического руководства России в связи с целым рядом проблем: тлеющий водный конфликт между Узбекистаном и Киргизией с Таджикистаном, проблема Ферганской долины. Серьезным вызовом безопасности в ЦА является общая нестабильность политико-экономических систем государств региона: в большинстве своем эти страны представляют собой жесткие авторитарные режимы, где в силовом формате подавляется любая оппозиция, но при этом институты центральной власти являются не в полной мере оформленными и устойчивыми. В таких странах, как Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, в принципе отсутствует механизм сменяемости правителей; в Киргизии подобные смены обернулись двумя революциями за 10 лет.
В таких условиях любая возможная дестабилизация чревата серьезными угрозами государственности стран ЦА. Угроза исламского радикализма также остается актуальной для региона в целом. Перманентным источником расползание религиозного экстремизма в Центральной Азии является Афганистан, где базируются основные террористические группировки, имеющие интересы в регионе такие, например, как Исламское движение Узбекистана. Негативным трендом в данном контексте может выступать проникновение Исламского Государства в Афганистан и в дальнейшем в страны ЦА, что уже вызвало серьезную озабоченность ряда стран региона.[6]
Данные риски особенно сильны для таких стран, как Таджикистан и Киргизия, которые представляют собой не только неустойчивые политические образования, но также весьма слабы экономически. Необходимо учитывать, что в случае эскалации ситуации основные издержки, связанные с обеспечением безопасности и поддержки государств региона, безусловно, лягут на плечи Российской Федерации.
Также РФ не может оставить без внимания усиливающееся проникновение (прежде всего экономическое) Китая в Центральную Азию, что в перспективе может поставить под вопрос влияние РФ на эти страны, это особенно актуально в контексте развития Евразийского экономического союза, к которому недавно присоединилась Киргизия. Попытка КНР оторвать страны региона от России и переформатировать систему взаимоотношений в ЦА с многостороннего формата в рамках СНГ и ЕАЭС, предлагаемого нашей страной, в формат двусторонних связей с Пекином может создать серьезную угрозу проектам Евразийского союза и ОДКБ, которые российская дипломатия выстраивала в центральноазиатских республиках на протяжении последнего времени.
Таким образом, на сегодняшний день Россия сталкивается со множеством вызовов и угроз безопасности как экономического, так и военного характера, по сути дела по всему периметру своих границ, поэтому современную внешнеполитическую обстановку вокруг нашей страны можно характеризовать как напряженную.
Видео:История России. Лекция 24. Империя без границ. Внешняя политика Екатерины Второй | History LabСкачать
2.Современная внешняя политика России
Современный внешнеполитический курс РФ нацелен на превращение России в одного из ведущих глобальных игроков формирующегося нового мирового порядка в XXI веке. Внешняя политика нашего государства – это «один из важнейших инструментов поступательного развития страны, обеспечения ее конкурентоспособности в глобализирующемся мире».[7] Исходя из поставленных задач внешнеполитический курс России на современном этапе можно подразделить на ряд составляющих.
Безусловно, одним из важнейших элементов внешнеполитического курса РФ является интеграционная составляющая. Постсоветское пространство является жизненно важным для России регионом – со временем СССР между РФ и бывшими союзными республиками имеются прочные экономические связи, кроме того, сохранение этих стран в зоне влияния РФ во многом решает проблемы обеспечения безопасности страны. Первые попытки реинтеграции республик бывшего СССР имели место еще в 90-е гг.: первоначально на роль такой интеграционной структуры претендовал СНГ, затем были попытки создания Таможенного союза, Союзного государства России и Белоруссии, которое де-юре действует до сих пор. Тем не менее решающая стадия формирования интеграционного блока имела место во второй половине нулевых, когда на базе ЕврАзЭС было принято решения сформировать Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана. В дальнейшем интеграция прошла этап Единого экономического пространства и в 2015г. начал действовать Евразийский Экономический Союз. На сегодняшний день к Союзу присоединились Армения и Киргизия.
Для РФ данный проект имеет исключительно важное значение так как это, по сути дела, последняя попытка реально удержать постсоветские страны в орбите российского влияния, если данный интеграционный проект провалится, то, без сомнения, постсоветские республики в ЦА войдут в зону исключительного влияния Китая, который, как уже говорилось выше, уже активно экономически проникает в данные государства. В Восточной Европе идет конкуренция интеграций между ЕЭС и ЕС, ряд постсоветских стран (Молдавия, Белоруссия, Украина) присоединились к проекту Восточное партнерство, а Молдавия и Украина уже вошли в ассоциацию с ЕС. В странах Закавказья растет влияние Турции и Ирана.
Другим важным направлением внешней политики РФ является активное участие в развитии таких организаций, как ШОС и БРИКС. Взаимодействие со странами БРИКС создает серьёзную альтернативу влиянию Запада на мировую политику и снижает влияние ведущих западных институтов (Всемирного Банка и МВФ) в контексте создания странами БРИКС Банка Развития. Координация в формате БРИКС позволяет ведущим незападным странам формулировать единую позицию и обмениваться мнениями по основным вопросам международной повестки дня без участия и давления со стороны США и других ведущих стран Запада.
Кооперация в рамках ШОС позволяет предпринять практические шаги по противодействию трем основным угрозам: терроризму, экстремизму и сепаратизму[8], а также наркоторговле, преимущественно в регионе Центральной Азии, укрепляет взаимоотношения между РФ и Китаем, кроме того, создает реальную альтернативу НАТО в регионе.
Еще одной важной составной частью внешнеполитического курса РФ на современном этапе является ее политика в отношении ООН. Россия, которая, как продолжатель СССР, унаследовала кресло постоянного члена СБ ООН, проводит политику, направленную на поддержание и укрепление авторитета ООН. РФ полагает, что ООН на сегодняшний день является единственным надежным регулятором международных отношений. МИД РФ неоднократно подчеркивал опасность для международной стабильности, которую несут «попытки регулировать кризисы путем применения вне рамок СБ ООН одностороннего санкционного давления и иных мер силового воздействии, включая вооруженную агрессию».[9] В связи с этим РФ рассматривает как угрозу применение силы в обход решений СБ ООН, которую демонстрируют США и другие страны Запада, в контексте вторжения в Ирак, бомбардировки Ливии и т.д.
На сегодняшний день не теряет актуальности вектор внешний политики РФ, связанный с отношениями с США и ЕС. В свете продолжающегося Украинского кризиса, западных санкций, РФ заинтересована в выстраивании конструктивных отношений с западными партнёрами. Несмотря на существенное давление, оказываемое Западом на Россию, в данный момент не в интересах РФ идти на жесткую конфронтацию, так как Запад, прежде всего ЕС, продолжает являться основным экономическим партнером современной России. В связи с этим ключевыми являются усилия российской дипломатии по налаживанию и укреплению отношений с теми странами-членами ЕС, которые заинтересованы в партнерстве с Россией. Визит В. Путина в Венгрию, его встреча с греческим премьер-министром А. Ципрасом являются прекрасно иллюстрацией данной политики. Одним из важнейших пунктов выстраивания политики с Западом на сегодняшний день является дипломатические попытки РФ разрешить украинский кризис. Переговоры в Минске и консультации в Нормандском формате лишний раз подчеркивают высокую озабоченность РФ ситуацией на Востоке Украины.
Принципиально новым в российском внешнеполитическом курсе стала начавшаяся осенью 2015 года военно-воздушная операция российских ВКС на территории Сирии. Действия России на Ближнем востоке демонстрируют новую тенденцию по превращению нашей страны в более активного военно-политического игрока на мировой арене. Стоит отметить, что подобные акции в целом укладываются в общий смысл российской внешнеполитической доктрины, ключевыми направлениями которой в мировом масштабе являются идеи противодействия распаду института суверенного национального государства, противостояния анархии и революционным преобразованиям режимов различных стран, начиная от Ливии и заканчивая Украиной. В этом смысле Россия выступает в качестве лидера консервативного направления в мировой политике, нацеленного на постепенные осторожные преобразования и не рассматривающего, в отличие от атлантистов, демократизацию как гарант устойчивого развития.[10]
Таким образом, современный внешнеполитический курс РФ характеризуется многовекторностью и необходимостью отвечать на различные вызовы и угрозы безопасности и в то же время эффективно продвигать интересы России как в региональном, так и в мировом масштабе.
Видео:Внешняя политика России в XVI векеСкачать
3.Прогноз: внешнеполитическая ситуация в среднесрочной перспективе
Говоря о политическом прогнозе, стоит отметить, что в условиях современного мира, где обстановка может измениться кардинально за считанные дни, весьма сложно говорить о прогнозах на отдаленную перспективу. Прекрасной иллюстрацией данного тезиса является Украинский кризис и воссоединение Крыма с Россией о возможности которого, еще за полгода до событий на Площади Независимости в Киеве, не могли подумать даже самые смелые политические аналитики. Рассуждая о развитии внешнеполитической ситуации вокруг РФ, имеет смысл говорить лишь о вероятностях развития того или иного из множества возможных сценариев.
В краткосрочной перспективе в отношениях России с ЕС и США детерминирующим фактором будет развитие событий на востоке Украины. Опыт предшествующих попыток мирного урегулирования показал, что между сторонами конфликта имеются кардинальные различия в видении будущего развития украинского государства и таким образом скорое прекращения вооруженного противостоянии маловероятно.
Тем не менее, вопрос о том, как будет развиваться украинский конфликт, остается открытым. В настоящее время среди возможных сценариев развития ситуации наиболее вероятными выглядят сценарий эскалации напряженности и сценарий замороженного конфликта.
Первый вариант исходит из того, что внутриполитическая обстановка на Украине остается крайне сложной. С учетом нарастающего экономического кризиса, роста безработицы, увеличения миграционных потоков как внутренних, так и внешних, вероятность усиления влияния радикалов на политику центральной власти существенно возрастает, кроме того, правительство в Киеве само осознанно может пойти на эскалацию конфликта в целях отвлечения внимания населения от экономических проблем. Кроме этого, любые вспышки насилия на Донбассе автоматически становятся аргументом Украины в переговорах с Западом по выделению новых кредитов по линии МВФ, оказанию иной помощи, в том числе направленной на перевооружения украинской армии. Подобная эскалация напряженности может привести как к военной победе Киева и установлению полного контроля над территорией республик, так и, наоборот, к полному поражению и дезорганизации украинской армии и как следствие всего украинского государства.
Тем не менее, такой вариант представляется нежелательным для России на данном этапе, так как, безусловно, повлечёт за собой новый виток напряженности в отношениях с Западом. Помимо этого, даже в случае победы ДНР и ЛНР на Россию ляжет груз по восстановлению инфраструктуры и экономики республик, приемы дополнительного потока беженцев и другие расходы, которые, учитывая современное положение дел в российской экономики, могут повлечь весьма негативные последствия.
Второй вариант – замораживание конфликта является одним из наиболее вероятных и в тоже время наиболее приемлемых для России. Возможность этого сценария обусловлена тем, что сегодня ни одна из сторон конфликта не может гарантировать себе безусловной победы в случае возобновления полномасштабных боевых действий, а издержки от неудачи, напротив, чрезмерно высоки. Также идущий с переменным успехом Минский переговорный процесс позволяет сторонам за счет различной трактовки достигнутых соглашений говорить о своем успехе, не переводя конфликт в горячую фазу. При реализации данного варианта развития ситуации не стоит ожидать каких-либо кардинальных изменений в отношениях РФ и Запада в ближайшее время: вопрос о Крыме и снятии санкций навряд ли будет урегулирован, до тех пор пока украинская тематика будет актуальна для западных стран, прежде всего США. Замораживание конфликта имеет долгосрочную перспективу, и в этом плане решающую роль будет играть социально-экономическое положение как на Украине, так и в ДНР и ЛНР.[11]
На южном направлении ситуация продолжит оставаться стабильно напряженной. Борьба против ИГ как и любая война на Ближнем Востоке не имеет быстрого окончания. Боевики ИГ имеют широкую поддержку среди суннитского населения Ирака, которое не стремится вернуться под контроль шиитского правительства в Багдаде. С учетом того, что борьба с ИГ неразрывно связана с гражданской войной в Сирии и курдским вопросом, в среднесрочной перспективе не будет найдено пути к полноценному урегулированию. Это значит, что нестабильность с Ближнего Востока будет распространяться на сопредельные регионы: в Закавказье, Северный Кавказ, Пакистан, Афганистан. Таким образом, перед РФ встает задача укрепления как безопасности границ страны, так и в области борьбы с терроризмом, торговлей наркотиками и организованной преступностью. В Закавказье данную политику эффективно можно реализовать через сотрудничество с Арменией в рамках ОДКБ.
В Центральной Азии в краткосрочной перспективе обстановка не претерпит значительных изменений. Однако в ближайшие 3-5 возможно ожидать смену режимов в Узбекистане, Таджикистане, где лидеры стран находятся у власти еще с 90-х годов. В связи с этим России надо быть готовой к резкому ухудшению ситуации в регионе, появлению новых очагов нестабильности, росту влияния исламизма. В перспективе будут также нарастать трения, связанные с вопросами о водных ресурсах, с учетом агрессивной риторики Узбекистана и приостановке членства страны в ОДКБ, возможно ожидать перехода конфликта в горячую фазу. Здесь РФ нужно приложить максимум усилий, выступая в роли посредника и миротворца, чтобы не допустить эскалации напряженности.
Роль БРИКС и ШОС в краткосрочной перспективе не окажет существенного влияния на внешнеполитическую обстановку вокруг России. Стоит отметить, что несмотря на вербальную поддержку, в реальности ни страны БРИКС и ШОС, ни основные союзники РФ в СНГ (Белоруссия, Казахстан) не признали воссоединение Крыма с Россией и по возможности стараются дистанцироваться от украинской повестки. В то же время в перспективе РФ может извлечь значительные преимущества из кооперации в рамках БРИКС, прежде всего за счет создания альтернативных мировых финансовых институтов (Банк Развития) и формирования единого мнения ведущих не западных стран, альтернативное к позициям США и ЕС. В то же время с учетом возможной дестабилизации в Центральной Азии взаимодействие с Китаем в рамках ШОС может оказать существенное положительное влияние на обстановку в регионе.
Немаловажным направлением российской политики в ближайшие годы станет активное продвижений идеи сопряжение российского проекта ЕАЭС и китайского Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). В российском экспертном сообществе сформировалось мнение о том, что «главная цель России – сделать ЭПШП инструментом укрепления и совершенствования ЕАЭС, не допустить их конкуренции, а в дальнейшем – положить ресурсы ЭПШП в основу формирования экономико-политического Сообщества Большой Евразии».[12] Подобное сообщество, с одной стороны, способно создать противовес Атлантическим державам по главе с США, с другой стороны, минимизирует риски экономического поглощения Китаем стран ЦА, о чем было сказано выше.
В контексте резкого ухудшения отношений с Западом в краткосрочной и среднесрочной перспективе возможна активизация взаимоотношений России и Турции. Турция, которая так и не добилась членства в ЕС, в настоящее время активно позиционирует себя как государство лидер на Ближнем Востоке и Балканах, в связи с этим РФ как один из крупнейших экономических партнеров Турции может оказать ей существенную поддержку. В качестве примера активизации двустороннего сотрудничества может служить новый газовый проект «Турецкий поток», который на данный момент рассматривается руководством РФ как основная альтернатива блокированному ЕС проекту «Южный поток». Тем не менее, усилению сотрудничества между Турцией и Россией объективно может помешать российская военная операция в Сирии, так как Турция с самого начала данного конфликта открыто выступила за смещение режима Асада, кроме того, Турции частично выгодно усиление позиций ИГ, так как с территорий контролируемой этой группировкой через город Ракка в Турцию поступает значительный поток дешевой нефти с иракских месторождений.[13] С другой стороны, ИГ объективно ослабляет позиции непримиримого противника Анкары – курдов.
Видео:ВЕК ИМПЕРАТРИЦ. Русская История. Исторический ПроектСкачать
Используемая литература и источники
- Концепция внешней политики РФ 2013 г. Официальный сайт МИД РФ // Электронный ресурс. 2013. http://archive.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F
- Хартия Шанхайской организации сотрудничества. Официальный сайт ШОС // Электронный ресурс. 2002. http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=86
- Бордачев Т.В. Новое евразийство // Россия в глобальной политике. – 2015. — №5. //Электронный ресурс.// http://globalaffairs.ru/number/Novoe-evraziistvo-17754
- Гущин А. Украинский вызов для России / Гущин А., Маркедонов С., Цибулина А.; рабочая тетр. No 24/2015 / [гл. ред. И. С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: Спецкнига, 2015. – 48 с.
- Иноземцев В.Л. Осторожно, двери закрываются. Следующая санкция…// Бизнес-журнал.2014. №12(225).
- Небольсина М. ИГИЛ – угроза государствам постсоветского пространства. Российский совет по международным делам (РСМД). //Электронный ресурс. 2015.// http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=5667#top-content
- Тимофеев И. Новая предсказуемость России. Российский совет по международным делам (РСМД). //Электронный ресурс. 2015.// http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=6754#top-content
- Соловьев О. Дата начала наступления на Донбасс уже определена. Информационно-аналитический портал Free News. //Электронный ресурс. 2015// http://free-news.su/politika/4083-data-nastupleniya-opredelena
- Кто покупает нефть «Исламского государства»?. Вести. Экономика.// Электронный ресурс.2014.// http://www.vestifinance.ru/articles/47615
- Хренников П. «Исламское государство» прирастает Россией. // Электронное периодическое издание «MK.ru // http://www.mk.ru/politics/2015/02/20/islamskoe-gosudarstvo-prirastaet-rossiey-bortnikov-nazval-kolichestvo-grazhdan-rf-voyuyushhikh-v-irake.html
[1] Концепция внешней политики РФ 2013 г. Официальный сайт МИД РФ // Электронный ресурс. 2013. http://archive.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F
[2] Гущин А. Украинский вызов для России / Гущин А., Маркедонов С., Цибулина А.; рабочая тетр. No 24/2015 / [гл. ред. И. С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: Спецкнига, 2015. – 48 с.
[3] Соловьев О. Дата начала наступления на Донбасс уже определена. Информационно-аналитический портал Free News. //Электронный ресурс. 2015// http://free-news.su/politika/4083-data-nastupleniya-opredelena
[4] Иноземцев В.Л. Осторожно, двери закрываются. Следующая санкция…// Бизнес-журнал.2014. №12(225).
[6] Небольсина М. ИГИЛ – угроза государствам постсоветского пространства. Российский совет по международным делам (РСМД). //Электронный ресурс. 2015.// http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=5667#top-content
[7] Концепция внешней политики РФ 2013 г. Официальный сайт МИД РФ // Электронный ресурс. 2013. http://archive.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F
[8] Хартия Шанхайской организации сотрудничества. Официальный сайт ШОС // Электронный ресурс. 2002. http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=86
[9] Концепция внешней политики РФ 2013 г. Официальный сайт МИД РФ // Электронный ресурс. 2013. http://archive.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F
[10] Тимофеев И. Новая предсказуемость России. Российский совет по международным делам (РСМД). //Электронный ресурс. 2015.// http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=6754#top-content
[11] Гущин А. Украинский вызов для России / Гущин А., Маркедонов С., Цибулина А.; рабочая тетр. No 24/2015 / [гл. ред. И. С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: Спецкнига, 2015. – 48 с.
📽️ Видео
История 9 класс (Урок№22 - Внешняя политика Николая I. Кавказская и Крымская войны.)Скачать
Внешняя политика России в XXI в | История России #56 | ИнфоурокСкачать
Внешняя политика России в конце XIX - начале XX векаСкачать
Запад — не враг! Владимир Путин утвердил Концепцию внешней политики РоссииСкачать
Внешняя политика России в XVII веке. Видеоурок по истории России 10 классСкачать
История 9 класс (Урок№26 - Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.)Скачать
Стратегические направления внешней политики России в многополярном мире. Лекция Р.Д. ГребневаСкачать
Внешняя политика Александра II. Видеоурок по истории России 8 классСкачать