Векторы внешней политики китая

Китай: внешняя политика. Основные принципы, международные отношения

Векторы внешней политики китая Векторы внешней политики китая

Китай – одно из древнейших государств мира. Сохранение своих территорий – это результат многовековых традиций. Китай, внешняя политика которого имеет уникальные особенности, последовательно отстаивает свои интересы и при этом умело выстраивает отношения с соседними государствами. Сегодня эта страна уверенно претендует на мировое лидерство и это стало возможным в том числе благодаря «новой» внешней политике. Тройка крупнейших государств на планете — Китай, Россия, США — на данный момент является важнейшей геополитической силой, и позиция Поднебесной в этой триаде выглядит очень убедительно.

Векторы внешней политики китая

Содержание
  1. История международных отношений Китая
  2. «Новая» внешняя политика
  3. Геополитика
  4. Принципы внешней политики
  5. Китай и США: партнерство и противостояние
  6. Китай и Япония: сложные соседские отношения
  7. Китай и Россия: дружба и сотрудничество
  8. Китай и Индия: стратегическое партнерство
  9. Китай и Южная Америка
  10. Китай и Африка
  11. Китай и страны Азии
  12. Китай и Северная Корея
  13. Территориальные конфликты
  14. Основные векторы внешней политики Китая в 2018 г.
  15. Ближневосточный вектор внешней политики КНР Текст научной статьи по специальности « Политологические науки»
  16. Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Арсентьева Ирина Ильинична
  17. Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Арсентьева Ирина Ильинична
  18. CHINA’S FOREIGN POLICY TOWARDS THE MIDDLE EAST
  19. Текст научной работы на тему «Ближневосточный вектор внешней политики КНР»
  20. 🌟 Видео

Видео:Пленарная сессия «Евразийский вектор внешней политики России и Китая» RUCN2016Скачать

Пленарная сессия «Евразийский вектор внешней политики России и Китая» RUCN2016

История международных отношений Китая

В течение трех тысячелетий Китай, граница которого и сегодня включает исторические территории, существует как крупная и важная держава региона. Этот огромный опыт установления взаимоотношений с самыми разными соседями и последовательное отстаивание собственных интересов творчески применяется и в современной внешней политике страны.

На международные отношения Китая наложила отпечаток общая философия нации, которая основывается во многом на конфуцианстве. Согласно китайским воззрениям истинный владыка ничто не считает внешним, поэтому международные отношения всегда рассматривались как часть внутренней политики государства. Еще одной особенностью представлений о государственности в Китае является то, что, согласно их взглядам, Поднебесная не имеет конца, она охватывает весь мир. Поэтому Китай мыслит себя некой глобальной империей, «Срединным государством». Внешняя и внутренняя политика Китая строится на главном положении – китаецентризме. Это легко объясняет достаточно активную экспансию китайских императоров в разные периоды истории страны. При этом китайские правители всегда считали, что влияние куда более значительно, чем власть, поэтому Китай устанавливал особые отношения с соседями. Его проникновение в другие страны связано с экономикой и культурой.

До середины 19 века страна существовала в рамках имперской идеологии Большого Китая, и только европейское вторжение заставило Поднебесную менять свои принципы взаимоотношения с соседями и другими государствами. В 1949 году провозглашается Китайская Народная Республика, и это приводит к значительным переменам во внешней политике. Хотя социалистический Китай декларировал партнерские отношения со всеми странами, однако постепенно произошло деление мира на два лагеря, и страна существовала в его социалистическом крыле, вместе с СССР. В 70-х годах правительство КНР меняет это распределение сил и заявляет, что Китай находится между сверхдержавами и странами третьего мира, и что Поднебесная никогда не захочет стать сверхдержавой. Но к 80-м годам концепция «трех миров» начала давать сбои — появляется «координатная теория» внешней политики. Усиление США и их попытка создать однополярный мир привели к тому, что Китай заявляет о новой международной концепции и своем новом стратегическом курсе.

Видео:Всемирный военно-политический кризис: векторы напряженности. Китай-Тайвань после выборов.Скачать

Всемирный военно-политический кризис: векторы напряженности. Китай-Тайвань после выборов.

«Новая» внешняя политика

В 1982 году правительство страны провозглашает «новый Китай», который существует на принципах мирного сосуществования со всеми государствами мира. Руководство страны умело налаживает международные отношения в рамках своей доктрины и при этом соблюдает свои интересы, как экономические, так и политические. В конце 20 века наблюдается рост политических амбиций США, которые ощущают себя единственной сверхдержавой, которая может диктовать собственный миропорядок. Это не устраивает Китай, и, в духе национального характера и дипломатических традиций, руководство страны не делает никаких заявлений и меняет свою линию поведения. Успешная экономическая и внутренняя политика Китая выводит государство в ранг самых успешно развивающихся на рубеже 20 и 21 веков. При этом страна старательно избегает присоединения к любой из сторон многочисленных геополитических конфликтов мира и старается защищать исключительно свои интересы. Но усиление давления со стороны США заставляет порой руководство страны предпринимать различные шаги. В Китае существует разделение таких понятий, как государственные и стратегические границы. Первые признаются незыблемыми и ненарушаемыми, а вторые, по сути, не имеют пределов. Это сфера интересов страны, и она распространяется практически на все уголки земного шара. Эта концепция стратегических границ и является базой для современной китайской внешней политики.

Векторы внешней политики китая

Видео:Эксперт прокомментировал концепцию внешней политики КитаяСкачать

Эксперт прокомментировал концепцию внешней политики Китая

Геополитика

В начале 21 века планету охватывает эпоха геополитики, т. е. происходит активное перераспределение сфер влияния между странами. Причем о своих интересах заявляют не только сверхдержавы, но и небольшие государства, которые не желают становиться сырьевыми придатками к развитым странам. Это приводит к возникновению конфликтов, в том числе и вооруженных, и союзов. Каждое государство ищет наиболее выгодный для себя путь развития и линию поведения. В связи с этим не могла не измениться и внешняя политика Китайской Народной Республики. К тому же на современном этапе Поднебесная набрала значительную экономическую и военную мощь, которая позволяет ей претендовать на больший вес в геополитике. В первую очередь Китай начал противиться поддержанию однополярной модели мира, он выступает за многополярность, и поэтому ему, волей-неволей, приходится сталкиваться с конфликтом интересов с США. Однако КНР умело выстраивает собственную линию поведения, которая, как обычно, ориентирована на отстаивание своих экономических и внутренних интересов. Китай напрямую не заявляет о претензиях на господство, но постепенно проводит свою «тихую» экспансию мира.

Видео:Пленарная сессия «Евразийский вектор внешней политики России и Китая» RUCN2016Скачать

Пленарная сессия «Евразийский вектор внешней политики России и Китая» RUCN2016

Принципы внешней политики

Китая заявляет, что его главной миссией является сохранение мира на всей земле и всяческая поддержка всеобщего развития. Страна всегда была сторонницей мирного сосуществования с соседями, и это является базовым принципом Поднебесной в выстраивании международных отношений. В 1982 году в стране был принят Устав, в котором зафиксированы основные принципы внешней политики Китая. Их всего 5:

— принцип взаимного уважения суверенитета и государственных границ;

— принцип невмешательства в дела других государств и недопущения вмешательства во внутреннюю политику собственной страны;

— принцип равноправия в отношениях;

— принцип мира со всеми государствами планеты.

Позже эти базовые постулаты были расшифрованы и скорректированы с учетом изменяющихся мировых условий, хотя суть их осталась неизменной. Современная внешнеполитическая стратегия предполагает, что Китай будет всячески способствовать развитию многополярного мира и стабильности международного сообщества.

Государство провозглашает принцип демократизма и уважает различия культур и право народов на самоопределение своего пути. Также Поднебесная выступает против всех форм терроризма и всячески способствует созданию справедливого экономического и политического миропорядка. Китай стремится к установлению дружеских и взаимовыгодных отношений со своими соседями по региону, а также со всеми странами планеты.

Эти базовые постулаты являются основой политики Китая, но в каждом отдельном регионе, в котором у страны есть геополитические интересы, они реализуются в конкретной стратегии построения взаимоотношений.

Векторы внешней политики китая

Видео:Universal Outlook - Внешняя политика Китая (Корсун В.А.)Скачать

Universal Outlook - Внешняя политика Китая (Корсун В.А.)

Китай и США: партнерство и противостояние

У взаимоотношений Китая и США долгая и непростая история. Эти страны долгое время находились в латентном конфликте, который был связан с противодействием Америки коммунистическому режиму Китая и с поддержкой Гоминьдана. Снижение напряженности начинается только в 70-х годах 20 века, дипломатические отношения между США и КНР установлены в 1979 году. Долгое время китайская армия была готова отстаивать территориальные интересы страны в случае нападения Америки, которая считала Поднебесную своим противником. В 2001 году госсекретарь США заявила, что считает Китай не противником, а конкурентом в экономических отношениях, что означало изменение политики. Америка не могла игнорировать бурный рост китайской экономики и наращивание его военной мощи. В 2009 году США даже предложили руководителю Поднебесной создать особый политико-экономический формат – G2, союз двух сверхдержав. Но Китай отказался. Он часто не согласен с политикой американцев и не желает брать на себя часть ответственности за нее. Между государствами постоянно растет объем торговли, Китай активно вкладывает средства в американские активы, все это только усиливает необходимость партнерских отношений в политике. Но США периодически пытается навязать Китаю свои сценарии поведения, на что руководство Поднебесной реагирует резким сопротивлением. Поэтому отношения между этими странами постоянно балансируют между противостоянием и партнерством. Китай говорит, что готов «дружить» с США, но ни в коем случае не допустит их вмешательства в свою политику. В частности, постоянным камнем преткновения является судьба острова Тайвань.

Видео:Экономическое чудо Китая за 13 минут.Скачать

Экономическое чудо Китая за 13 минут.

Китай и Япония: сложные соседские отношения

Взаимоотношения двух соседей часто сопровождались серьезными разногласиями и сильнейшим влиянием друг на друга. С истории этих государств есть несколько серьезных войн (7 века, конца 19 и середины 20 века), которые имели серьезные последствия. В 1937 году Япония напала на Китай. Ей оказывали серьезную поддержку Германия и Италия. Китайская армия значительно уступала японской, что позволило Стране восходящего солнца быстро захватить большие северные территории Поднебесной. И сегодня последствия той войны являются препятствием для установления более дружеских отношений между Китаем и Японией. Но эти два экономических гиганта сегодня слишком тесно связаны торговыми отношениями, чтобы позволить себе конфликтовать. Поэтому страны идут на постепенное сближение, хотя много противоречий остается неразрешенными. Например, Китай и Япония никак не придут к согласию по нескольким проблемным территориям, в том числе по Тайваню, что не позволяет странам сильно сблизиться. Но в 21 веке отношения между этими азиатскими экономическими гигантами сильно потеплели.

Видео:Как Китай стал Великим? Экономическое чудо КитаяСкачать

Как Китай стал Великим? Экономическое чудо Китая

Китай и Россия: дружба и сотрудничество

Две огромные страны, расположенные на одном материке, просто не могут не пытаться строить дружеские отношения. История взаимодействия двух стран насчитывает уже более 4 столетий. За это время были разные периоды, плохие и хорошие, но прервать связь между государствами было невозможно, слишком тесно они переплелись. В 1927 году официальные отношения России и Китая были прерваны на несколько лет, но в конце 30-х годов связи начинают восстанавливаться. После Второй мировой войны к власти в Китае приходит коммунистический лидер Мао Цзэдун, начинается тесное сотрудничество между СССР и КНР. Но с приходом к власти в СССР Н. Хрущева отношения ухудшаются, и только благодаря большим дипломатическим усилиям их удается наладить. С перестройкой отношения России и Китая значительно теплеют, хотя между странами есть спорные вопросы. В конце 20 и начале 21 века Китай становится важнейшим стратегическим партнером для России. В это время усиливаются торговые связи, растет обмен технологиями, заключаются политические соглашения. Хотя Китай, как обычно, прежде всего блюдет свои интересы и неуклонно их отстаивает, и России порой приходится идти на уступки большому соседу. Но обе страны понимают значимость их партнерства, поэтому на сегодняшний день Россия и Китай – большие друзья, политические и экономические партнеры.

Векторы внешней политики китая

Видео:Многополярный мир - доктрина, определившая внешнюю политику РоссииСкачать

Многополярный мир - доктрина, определившая внешнюю политику России

Китай и Индия: стратегическое партнерство

Эти две крупнейшие азиатские страны связывают более чем 2-тысячелетние отношения. Современный этап начался в конце 40-х годов 20 века, когда Индия признала КНР и установила с ней дипломатические контакты. Между государствами существуют пограничные споры, что мешает большему сближению государств. Однако экономические индийско-китайские отношения только улучшаются и расширяются, что влечет за собой и потепление политических контактов. Но Китай остается верен своей стратегии и не уступает в своих важнейших позициях, осуществляя тихую экспансию, в первую очередь на рынки Индии.

Векторы внешней политики китая

Видео:Дмитрий Евстафьев: большая европейская войнаСкачать

Дмитрий Евстафьев: большая европейская война

Китай и Южная Америка

Такая крупная держава, как Китай, имеет свои интересы по всему миру. Причем в поле влияния государства попадают не только ближайшие соседи или равные по уровню страны, но и сильно отдаленные регионы. Так, Китай, внешняя политика которого значительно отличается от поведения на международной арене других сверхдержав, уже много лет активно ищет точки соприкосновения со странами Южной Америки. Эти усилия достигают успеха. Верный своей политике Китай заключает со странами этого региона договоры о сотрудничестве и активно налаживает торговые связи. Китайский бизнес в Южной Америке связан со строительством дорог, электростанций, добычей нефти и газа, развивается партнерство в области космоса и автомобилестроения.

Видео:Стратегические направления внешней политики России в многополярном мире. Лекция Р.Д. ГребневаСкачать

Стратегические направления внешней политики России в многополярном мире. Лекция Р.Д. Гребнева

Китай и Африка

Такую же активную политику правительство Китая проводит и в странах Африки. КНР осуществляет серьезные инвестиции в развитие государств «черного» континента. Сегодня китайский капитал присутствует в добывающей, обрабатывающей, военной промышленности, в строительстве дорог и производственной инфраструктуры. Китай придерживается деидеологизированной политики, соблюдая свои принципы уважения других культур и партнерства. Эксперты отмечают, что китайские инвестиции в Африку сегодня уже столь серьезны, что меняют экономический и политический ландшафт этого региона. Влияние Европы и США на страны Африки постепенно снижается, и тем самым реализуется главная цель Китая – многополярность мира.

Видео:Внешняя политика Китая относительно различных регионов мираСкачать

Внешняя политика Китая относительно различных регионов мира

Китай и страны Азии

Китай, как азиатская страна, очень много внимания уделяет соседним государствам. При этом во внешней политике последовательно реализуются заявленные базовые принципы. Эксперты отмечают, что правительство Китая чрезвычайно заинтересовано в мирном и партнерском соседстве со всеми странами Азии. Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан – это зона особенного внимания Китая. В этом регионе существует немало проблем, которые обострились с распадом СССР, но Китай старается разрешить ситуацию в свою пользу. Серьезных успехов удалось достичь КНР в установлении отношений с Пакистаном. Страны совместно разрабатывают ядерную программу, что очень пугает США и Индию. Сегодня Китай ведет переговоры по совместному строительству нефтепровода для обеспечения Поднебесной этим ценным ресурсом.

Векторы внешней политики китая

Видео:Ван И озвучил основные приоритеты и векторы внешней политики на ближайшие месяцы 2017 года.Скачать

Ван И озвучил основные приоритеты и векторы внешней политики на ближайшие месяцы 2017 года.

Китай и Северная Корея

Важным стратегическим партнером Китая является ближайший сосед – КНДР. Руководство Поднебесной поддержало Северную Корею в войне в середине 20 века и всегда выражало готовность оказать помощь, в том числе и военную, при первой необходимости. Китай, внешняя политика которого всегда направлена на защиту своих интересов, ищет в лице Кореи надежного партнера по дальневосточному региону. Сегодня Китай является самым крупным торговым партнером КНДР, отношения стран складываются позитивно. Для обоих государств партнерские связи в регионе очень важны, поэтому у них есть прекрасные перспективы для сотрудничества.

Векторы внешней политики китая

Видео:Пленарная сессия «Евразийский вектор внешней политики России и Китая» RUCN2016 -Скачать

Пленарная сессия «Евразийский вектор внешней политики России и Китая» RUCN2016 -

Территориальные конфликты

Несмотря на все дипломатическое искусство, Китай, внешняя политика которого отличается тонкостью и хорошей продуманностью, не может решить всех международных проблем. У страны есть целый ряд спорных территорий, которые осложняют отношения с другими странами. Больной темой для Поднебесной является Тайвань. Уже более 50 лет руководство двух Китайских республик не может решить вопрос о суверенитете. Руководство острова все годы поддерживает правительство США, и это не позволяет решить конфликт. Еще одной нерешаемой проблемой является Тибет. Китай, граница которого определялась в 1950 году, после революции, считает, что Тибет входит в состав Поднебесной еще с 13 века. Но коренные тибетцы под предводительством Далай-ламы считают, что имеют право на суверенитет. Китай проводит жесткую политику по отношению к сепаратистам, и пока решение этой проблемы не предвидится. Есть территориальные споры у Китая и с Туркестаном, с Внутренней Монголией, Японией. Поднебесная очень ревностно относится к своим землям и не желает идти на уступки. В результате распада СССР Китай смог получить часть территорий Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана.

Видео:Как Китай захватывает мир? / История от бедной деревни до главного мирового строителя @posle_zavtraСкачать

Как Китай захватывает мир? / История от бедной деревни до главного мирового строителя @posle_zavtra

Основные векторы внешней политики Китая в 2018 г.

Векторы внешней политики китая

Китайская внешняя политика представляет особый интерес, не только из-за усиливающейся роли Китая в мире в последние десятилетия, но и ввиду её специфика и особенности. Современная политика Китая на международной арене определяется теми задачами, которые стоят перед страной, исходя из целей сформулированных Коммунистической партией Китая. В этом плане был недавний 19-й съезд КПК был знаковым. Он проходил в октябре 2017 г. в Пекине и на нем, генеральный секретарь КПК Си Цзиньпинь определил основные задачи Поднебесной во внешней политике. Кроме того, на действия Китая в отношениях с другими странами влияют общая геополитическая и региональная ситуация в мире, действия других геополитически активных игроков. Это, в свою очередь, определяет многовекторную, многоуровневую и многомерную дипломатическую концепция, которая лежит в основе современной дипломатии Китая с китайской спецификой.

Курс на создание сообщества единой судьбы

Построение сообщества единой судьбы не является задачей Китая исключительно на 2018 г. Это скорее инициатива перманентного выполнения и стратегической долгосрочной имплементации, которая была впервые произнесена ещё на 18-ом Всекитайском съезде КПК. Тем не менее на эту инициативу, повторно высказанную в ходе 19-го съезда КПК, нельзя не обратить внимания. Наоборот, мы видим уникальную последовательную демонстрацию видения Китая будущей системы международных отношений.

Согласно докладу Си Цзиньпина на 19-м съезде КПК: «Необходимо в целом учитывать внутреннюю и внешнюю обстановку, неизменно идти по пути мирного развития, реализовывать стратегию открытости, ориентированную на взаимную выгоду и совместный выигрыш. Твердо придерживаясь правильного понимания справедливости и выгоды, следует утвердить новую основанную на сотрудничестве концепцию всеобщей, комплексной и устойчивой безопасности. Необходимо стремиться к открытому, инновационному, инклюзивному и взаимовыгодному развитию, содействовать межцивилизационным обменам, предполагающим гармоничное сосуществование при сохранении своеобразия, взаимовосприятие и взаимодополнение, создавать экологическую систему, уважающую природу и зеленое развитие. Китай будет неизменно стимулировать мир во всем мире, вносить свой вклад в глобальное развитие и защищать международный порядок».

Руководство КПК, таким образом, формулирует основной внешнеполитический постулат современной внешней политики Китая – мирное сосуществования со всеми народами. На первый взгляд эта идея кажется банальной и очевидной, поскольку любое государство, даже КНДР постоянно декларирует свою приверженность миру во всем мире. Однако теория не всегда соответствует практике, а декларации конкретным шагам. Особенно, если мы говорим о таких геополитически активных игроках, как, например, США И РФ, которые время от времени для достижения своих внешнеполитических целей используют военные методы, то Китая на фоне них со своей миролюбивой риторикой выглядит более убедительным.

К примеру, по данным Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI) Китай занимает лишь пятое место в списке стран, которые обладают наибольшим количеством ядерного вооружения. «В 2017 году в мире насчитывается 14 935 ядерных боеголовок (в 2016 году эта цифра составляла 15 395). 93 процента мирового ядерного арсенала приходится на долю двух стран: Россия обладает в общей сложностью 7 000 ядерными боеголовками и США — 6 800, из них на вооружении находятся соответственно 1 950 и 1 800. Оставшуюся часть делят семь государств: Франция, Великобритания, Китай, Индия, Пакистан, Израиль и Северная Корея».

Следовательно, Китай, который имеет громадные экономические возможности, не занимается активной гонкой вооружений, не инвестирует колоссальные финансовые средства в модернизацию и производство новых типов ядерного вооружения, для того, чтобы догнать и перегнать РФ, США и другие страны, предпочитая этому более мирные пути осуществления своей внешней и оборонной политики. Китайское руководство посредством своей инициативы создание сообщества единой судьбы человечества выгодно отличается от других стран, которые видят устройство мирового порядка по-другому.

«Мы призываем народы всех стран общими усилиями строить сообщество единой судьбы человечества, создавать чистый и прекрасный мир, где царит долгосрочный мир, всеобщая безопасность, совместное процветание, открытость и инклюзивность. Мы должны уважать друг друга, проводить равноправные консультации, с твердой решимостью отказаться от менталитета холодной войны и политики силы. К межгосударственным отношениям следует применить новые подходы, исходящие из диалога и партнерства, а не конфронтации и блокового мышления. Споры и разногласия должны решаться путем диалога и консультаций».

По сути, КНР, сознательно используя словосочетание «сообщества единой судьбы человечества», формулирует своё видение современных глобализационных процессов. В современных условиях, когда мы наблюдаем кризис в международных отношениях, любые новые инициативы представляют особый интерес для других стран. В этой связи нельзя не вспомнить классика британской социологической мысли Зигмунта Баумана, который отмечал, что сегодняшний «новый мировой беспорядок» нельзя объяснить лишь ссылкой на обстоятельство, служащее непосредственной и наиболее очевидной причиной ощущения потерянности и потрясения: а именно «похмельную» растерянность после внезапного окончания «великого раскола мира» и мгновенного исчезновения привычной рутины блоковой политики — даже если это исчезновение действительно было сигналом тревоги, возвещающем о «новом беспорядке.

Пятилетняя годовщина выдвижения инициативы «Один пояс, один путь»

«Один пояс, один путь» — краеугольный камень внешней политики Китая в ближайшие годы, в том числе в 2018 г. Под этот проект подвязаны многочисленные форумы, инициативы, встречи, выставки и т.д., направленные на популяризацию и усиление указанной концепции. Си Цзиньпина на 19-м съезд КПК по этому поводу отметил следующее: «Неуклонно продолжая основную государственную политику открытости внешнему миру, осуществляя строительство при открытых дверях, Китай будет активно стимулировать международное сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс и один путь», всеми силами обеспечивать политическую координацию, взаимосвязанность инфраструктуры, бесперебойную торговлю, свободное передвижение капитала и взаимное сближение чаяний народов, чтобы создать новые площадки международного сотрудничества, придать новые импульсы совместному развитию.

«Один пояс — один путь» — это современное возрождение Великого Шелкового пути, его реинкарнации в виде нового, более модернизированного проекта. Следует также отметить, в ближайшие годы Китайский банк развития, крупнейший иностранный инвестиционный банк КНР, планирует выделить $250 млрд. в виде займов на торговый проект «Один пояс один путь». Сумма должна пойти на реализацию и поддержку многочисленных проектов в рамках нового «шёлкового пути». Как отмечают китайские ученые: «Ініціатива «Один пояс, один шлях» не має на меті кинути виклик чи підмінити нині чинні міжнародні системи, натомість вона сприяє їхньому реформуванню й удосконаленню. Упроваджуючи ініціативу «Один пояс, один шлях», Китай виходить з принципів відкритості, інклюзивності, співробітництва та спільного виграшу, і як велика країна, що розвивається, намагається конструктивно вписатися в світовий порядок, яким керують США.

По мнению украинского китаеведа С. Кошевого: «Потенциально на страны, участвующие в проекте «Один пояс, один путь», приходится 55% мирового ВВП, 70% населения планеты и 75% всех известных энергоресурсов. Если китайская инициатива будет реализована на практике, она может серьезно повлиять на геополитический ландшафт и привести к созданию целого ряда альтернативных экономических объединений и возможностей».

В настоящее время в экспертной и журналисткой среде в Украине и за рубежом публикуется масса материала, посвященного инициативе «Один пояс, один путь». На наш взгляд, кроме всего прочего, нужно обратить внимание на то, как Китай постоянно пытается модернизировать, диверсифицировать, расширить и углубить свой внешнеполитический проект, не зацикливаясь на каком-то одном направление или регионе.

Так, например, недавно Китай призвал на основе освоения и эксплуатации арктического морского маршрута (АММ) создать «Шелковый путь на льду» совместно с другими заинтересованными сторонами. Об этом говорится в Белой книге об арктической политике страны.

Важной задачей для Китая в 2018 г. является сохранения активного участия тех, стран, которые уже активно вовлечены в инициативу «Один пояс, один путь». С геополитической точки зрения в этом плане интересны Казахстан и Пакистан. За влияние на эти страны идёт серьёзная борьба между РФ, США и Китаем.

Казахстан — уникальное государство постсоветского пространства, поскольку ему удалось сохранить стабильность как у себя в стране, так и во внешних отношениях с мировыми державами, и ни с кем не поругавшись. Казахстан за 26 лет своей независимости смог сохранить национальную идентичность в условиях глобализации, адаптировавшись к современным, динамичным реалиям. Мало кто из постсоветских государств может похвастаться подобными достижениями во внутренней и внешней политике.

Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву всегда удавалось лавировать между геополитическими гигантами, отстаивая при этом интересы своей страны. Согласно данным китайской стороны, с января по декабрь 2017 года объем торговли между Китаем и Казахстаном составил 18 млрд. долларов США, по сравнению с тем же периодом прошлого года вырос на 37,4%. Объем экспорта из Китая в Казахстан – 11,64 млрд. долларов США, по сравнению с тем же периодом прошлого года вырос на 40,4%, объем импорта из Казахстана в Китай 6,36 млрд. долларов США, по сравнению с тем же периодом прошлого года вырос на 32,3%.

Между КНР и Казахстаном в рамках инициативы «Один пояс один путь» существует колоссальное инфраструктурное и экономическое сотрудничество, так как в силу географических причин Казахстан является естественным участником нового «шёлкового пути». В ближайшие годы, скорее всего, взаимовыгодное сотрудничество между двумя странами только усилиться. Нечто подобное ждёт и пакистанско-казахские отношения.

В последнее время связи меду США и Пакистаном заметно ухудшились. Причиной этому служат постоянные обвинения руководства США в адрес Пакистана о поддержке талибов, а также неразумное (по мнению Вашингтона) использование финансовой помощи США, которые последние выделяли на протяжении многих лет Исламабаду. Недавно американский президент Д. Трамп буквально заявил следующее: «Соединенные Штаты по глупости дали Пакистану более 33 миллиардов долларов помощи за последние 15 лет, а они нам ничего не дали, кроме лжи и обмана, полагая, что наши лидеры — дураки. Они дают укрытие террористам, которых мы разыскиваем в Афганистане, помощи никакой. Хватит!».

Подобное поведение США толкает Пакистан на более активное сотрудничество с Китаем, которое уже находится на достаточно высоком уровне. Существуют также личные теплые отношения между китайским лидером Си Цзиньпином и президентом Пакистана Мамнуном Хусейном.

Сближение Китая и Пакистана создаёт проблемы и России. «Пекин и Исламабад договорились о создании китайско-пакистанского экономического коридора, а также о дальнейшем развитии военного сотрудничества. Экономический коридор – это инфраструктурный проект на сумму 46 млрд. долларов, который включает в себя строительство железных и автомобильных дорог, а также трубопроводов.

Таким образом, Пакистан и Казахстан, ввиду геополитических и географических причин в настоящее время являются активными участниками китайской инициативы «Один пояс, один путь. Однако не только те страны, которые уже являются полноценными участниками указанной инициативы представляют интерес для Китая. Важно также понимать, что китайская сторона заинтересована в привлечении новых государств к этой инициативе, в том числе и Украины.

По словам вице-премьера Украины С. Кубива, Китай готов вложить 7 миллиардов долларов в украинские проекты, среди которых инфраструктура — в частности, портовая, а также в Кременчуге, большая окружная дорога вокруг Киева на условиях концессии, ветка метро в Киеве и многое другое, — аграрный сектор, включая инновационные проекты, энергетика и энергоэффективность и т. п.

В начале декабря 2017 года Украина и Китай подписали дорожную карту по реализации инициатив «Экономический пояс Большого шелкового пути» и «Морской шелковый путь», призванных усилить экономическое сотрудничество между Европой и Азией. Инициатива Китая «Один пояс — один путь» предполагает развитие торговых отношений между Китаем и Европой.

Следовательно, создана солидная юридическая база для возможного участия Украины в новом «шелковом пути». Для реализации этого плана необходимо взаимно доверие, гарантии с украинской стороны стабильности законодательства и взятых на себя обязательств.

Китай и Европа

Китай — второй после США торговый партнер ЕС. В 2018 году планируется масштабный саммит стран ЕС и Китая. Продолжаются также переговоры Китая и ЕС по поводу соглашения о двусторонних инвестициях, что относится к числу важнейших торгово-экономических переговоров, в которых в настоящее время принимает участие Китай. Поднебесная рассматривает ЕС как важного партнера в новом «шёлковом пути». В январе текущего года в Венеции состоялась церемония открытия «Года туризма Китая и ЕС». В 2018 году в Болгарии состоится 7-я встреча государственных и правительственных руководителей стран Центральной и Восточной Европы и Китая. КНР предоставит $3 млрд. на развитие сотрудничества с этими 16 странами, 11 из которых, являются членами ЕС. Подобное сотрудничество существует в рамках особого формата «16+1», где некоторые европейские страны взаимодействуют в экономической сфере с Китаем, причем минуя официальное руководство ЕС в Брюсселе.

Вообще отношения между ЕС и КНР непростые. В недавнем интервью журналу Spiegel Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль выразил мнение, что Соединенные Штаты, Китай и Россия не ценят Европейский Союз и не проявляют к нему должного уважения. Этот же тезис он повторил во время своего выступления в ходе Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2018 г.

Такие страны, как Голландия, Франция, Германия, Италия являются важными торговыми партнерами Китая. Например, Германия и Франция входят в пятерку крупнейших торговых партнеров Китая из стран ЕС.

Недавний визит Макрона в Китай был призван усилить сотрудничество между Францией и Китаем. Президент Макрон хочет придать импульс развитию французской науки и исследований новых технологий, что не может не заинтересовать китайского лидера. Дело в том, что Китай испытывает огромную потребность в западных технологиях, особенно с учетом потенциального истощения их американского источника. Как отмечают некоторые аналитики, в Пекине Макрон прямо указал на то, что его переговоры в Китае касаются не только двусторонних отношений Франции и КНР, но и Евросоюза с Китаем. Получается, что пока канцлер Германии Ангела Меркель завязла с проблемой формирования своего правительства, Макрон наращивает преимущество, демонстрируя, что именно он является дееспособным лидером Евросоюза.

В настоящее время сложно давать однозначную оценку отношениям между ЕС и КНР и роли Макрона либо Меркель в них. Ещё сложнее делать какой-то прогноз на ближайшее время. Это объясняется как сложными процессами, происходящими внутри ЕС (Брексит, экономические сложности и т.д.), так и внешними факторами (давление на европейские страны со стороны США и РФ, борьба за европейские рынки между ними и т.п.). Однако не подлежит сомнению заинтересованность КНР в выстраивании долгосрочных отношений с европейскими странами. По сути, конечной целью инициативы «Один пояс один путь» является ЕС. Именно европейский рынок представляет собой наиболее приоритетное направление внешней экономической политики Китая. Это подтверждается регулярными встречами китайских высших должностных лиц с европейскими коллегами, наличием особого формата сотрудничества Поднебесной с европейскими странами в виде 16+1, а также солидным торговым оборотом, который существует между ЕС и КНР. Таким образом, Китай является ещё одним конкурентом США и РФ в их борьбе за рынки ЕС.

Американо-китайские отношения

Пожалуй, именно США и Китай в значительной степени определяют многие геоэкономические и геополитические процессы в мире. От состояния отношений между этими странами зависит также региональная ситуация в Юго-Восточной Азии и Азиатско-тихоокеанском регионе. Когда анализируются отношения между РФ и США, то, как правило, на передний план выходит военно-техническое соперничество. Если же мы говорим об американо-китайских отношениях, то тут преобладает состязательность в социально-экономической сфере.

По мнению Г. Киссинджера: «Самое сильное соперничество между Соединенными Штатами и Китаем, вероятнее всего, в социально-экономической, а не в военной сфере. Если в обеих странах будут продолжаться нынешние тенденции в экономическом росте, состоянии финансов, расходах на инфраструктуру, инфраструктуру образования, то разрыв в развитии может оказать воздействие на их относительное влияние на третью сторону, в частности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но это перспектива, которую Соединенные Штаты в состоянии остановить собственными усилиями или, возможно, повернуть вспять».

Несмотря на предостережения Г. Киссинджера, разработчики новой стратегии по национальной безопасности США, которая была опубликована в декабре 2017 г., обвиняют Китай в разбойничьей экономической политике, проводимой для запугивания соседних государств, а также милитаризации Южно-Китайского моря. Китай и РФ рассматриваются нынешней администрацией Д. Трампа как главные угрозы для США.

«Применение новейших технологий для дискредитации и подрыва демократических процессов в Грузии, Крыму и Восточной Украине достаточны, но в сочетании с расширением и модернизацией ядерного арсенала проблема очевидна…Становится все более очевидным, что Китай и Россия хотят сформировать мир, соответствующий их авторитарной модели — получение права вето над экономическими, дипломатическими и безопасными решениями других стран».

За месяц до опубликования указанного доклада, президент США Д. Трамп совершил успешный визит в Пекин, где были проведены важные переговоры по всему спектру двухсторонних отношений между странами. При этом несмотря на жесткую риторику, которую Трамп на протяжении года использовал регулярно по отношению к Китаю, особенно в связи с ситуацией на Корейском полуострове, во время своего пребывания в Поднебесной американский президент был предельно дипломатичен и аккуратен в высказываниях. Были достигнуты важные договорённости об увеличении торгового оборота между странами. Более того, Д. Трамп продемонстрировал китайскому лидеру Си Цзиньпиню свою внучку Арабеллу Кушнер, которая на китайском языке декламировала китайскую поэзию и пела китайские песни.

Однако, скорее всего, возрастающего экономического соперничества между США и КНР не избежать. Американцы постоянно наращивают своё экономическое присутствие в юго-азиатском регионе, где традиционно сильны позиции Китая. «Для зміцнення стратегічної позиції в Східній Азії влада США прагне урізноманітнити свої дії в регіоні, застосовуючи як силові, так і несилові методи в своїй політиці. Для політичного істеблішменту США сьогодні очевидно, що спираючись тільки на силову складову своєї зовнішньої політики в регіоні їм буде не легко відстоювати тут своє лідерство. Керівництво США також більш активно використовує несилові методи реалізації свої стратегії, зокрема потенціал нових регіональних колективних інститутів співробітництва, що знаходяться під їх контролем».

С опаской смотрят американцы и на новый «шёлковый путь», который Китай успешно прокладывает через Азию в Европу. С точки зрения геополитики, в случае позитивного развития инициативы «Один пояс один путь», КНР может добиться серьёзного экономического влияния в странах Европы, что может, не понравится США. «Деякі американські автори розглядають ініціативу в рамках політичного реалізму, як особливий спосіб формування китайської «сфери впливу». Доказом цього називають посилення китайської воєнної присутності та жорстку позицію Пекіна щодо територіальних суперечок у Східно-Китайському та Південно-Китайському морях. Проте, з цим поки важко погодитися, — на відміну від Росії на даний момент КНР і на рівні заяв і в практичних діях всіляко дистанціюється від застосування безпосередньо силової дипломатії».

К слову следует отметить, что многие американские аналитики и журналисты признают опасность для самих США в возможной экономической гонке с Китаем. «Имплементацию более конкурентной экономической стратегии США в отношении Китая будет сложно воплотить в жизнь. Эта задача является затруднительной, прежде всего, из-за размера китайской экономики и взаимозависимости, которая существует между Пекином, с одной стороны, и Соединенными Штатами и их союзниками по Азиатско-Тихоокеанскому региону — с другой. Тем не менее, если Вашингтон хочет эффективно конкурировать с Китаем, он должен разработать политику, которая ограничит возможности для китайского экономического влияния, и не позволит Пекину использовать приманку торговли и инвестиций для уменьшения дипломатического сопротивления дестабилизирующему поведению.

Если рассматривать потенциальные поводы для разногласий между США и КНР, то ими могут стать извечный тайваньский вопрос, урегулирование территориальных споров в Южно-китайском море, а также КНДР. Особенно сложна ситуация вокруг Северной Кореи, которая постоянными военными провокациями провоцирует США, Южную Корею и Японию на более активную фазу противостояния.

Во многих вопросах КНДР действует хаотично. И главная проблема для США, РФ и Китая состоит в том, что никто не может контролировать северокорейскую ядерную программу. Она представляет реальную угрозу практически всему миру. Есть два варианта развития ситуации – военный и дипломатический. Последний не дал никаких результатов до сих пор. Вопрос остается нерешенным, так как нет уверенности в том, что КНДР прекратит разработки ядерного оружия. Военный путь крайне опасен. Он приведет ко второй корейской войне и серьезным геополитическим столкновениям. И если Д. Трамп решится на превентивный военный удар, то это может существенно ухудшить отношения США и Китая. Исторически Пекин является союзником КНДР и пассивно на такие действия Вашингтона смотреть не будет.

В китайской прессе публикуются заявления МИД Китая о том, что вопрос с КНДР должен решаться исключительно дипломатических путем. Пекин выступает гарантом возобновления шестисторонних переговоров (переговоры по ядерной программе КНДР с участием Китая, США, России, Южной Кореи и Японии).

Например, кризис в отношениях, который возник между США и РФ в связи аннексией Россией Крыма и поддержкой сепаратистов на Донбассе привел к внедрению санкций со стороны США и других стран Запада против РФ. Действие санкций не так ощутимо для американской стороны, как для россиян. Если же нечто подобное произойдет между США и КНР, например, на почве северокорейского кризиса, американцы не смогут действовать схожим образом из-за высокой взаимозависимости американской и китайской экономик.

Российско-китайское сотрудничество

В отличие от сложной диалектики отношений между США и КНР, российско-китайские связи выглядят более стабильными, особенно в военно-технической сфере, где двум странам стратегически важно на сегодняшний день держатся одного фарватера. Российско-китайское военно-техническое сотрудничество (ВТС) представляют особый интерес и для украинских экспертов и исследователей, которые в условиях фактической войны между Россией и Украиной ищут пути взаимодействия с Поднебесной. Пожалуй, эта тема заслуживает отдельного специального исследования.

По прогнозам аналитиков авторитетного аналитического центра Stratfor, Китай будет играть важную роль во внешней и внутренней политике России в 2018 году. Будучи крупнейшим торговым партнером России, Китай помог ей ослабить экономическую зависимость от Запада. Москва намерена следовать этой тенденции в ближайшие годы, обеспечив по всей стране китайские инвестиции в энергетику, транспорт и сельское хозяйство. Кроме того, Пекин будет помогать Москве в ее попытках укрепить свои финансовые системы и кибервозможности.

В 2018 г. взаимодействие между РФ и Китаем будет проходить по линии ситуации на Корейском полуострове, Ближнем Востоке и в Северной Африке, в Украине, вокруг иранской ядерной программы. В рамках многосторонней дипломатии российской-китайский диалог будет поддерживаться «на полях» ООН, «Группы двадцати», АТЭС, БРИКС, ШОС, РИК.

В контексте дипломатической работы, которая ведется в ООН, а также с учетом той роли, которую играет Китай в СБ ООН, как постоянный участник этой структуры, в случае начала процедуры развертывания миротворческой миссии на Донбассе, содействие КНР в таким условиях крайне важно.

На сегодняшний день ещё нет официальной позиции Китая касательно поддержки украинского или российского плана введения миротворцев. В связи с этим, Чрезвычайный и Полномочный посол КНР в Украине Ду Вэй заявил: «Мы поддерживаем все варианты, которые способствуют политическому урегулированию украинского кризиса. Это такая принципиальная позиция. Здесь не идет речь, кого конкретно поддерживать».

Таким образом, внешнеполитическая повестка дня Китая в 2018 г. весьма обширна. Безусловно, выше приведены далеко не все приоритетные направления дипломатии Поднебесной в текущем году. Остаются ещё такие регионы, как АСЕАН, где Китай проводит активную работу, углубление отношений со странами Африки и Латинской Америки, выход в Арктику и т.д. Этим направлениям можно посвятить отдельные исследования.

Резюмирую направления внешней политики Китая, которые были описаны выше, следует сказать, что в 2018 г. Поднебесная продолжить энергично воплощать в жизнь инициативу «Один пояс один путь» и идею построения сообщества общей судьбы человечества. Подобные глобальные задачи КНР будут способствовать активизации её дипломатии в различных регионах мира и на различных уровнях. Грамотная внешнеэкономическая политика Китая укрепит его авторитет на международной арене, а борьба за европейский рынок сбыта может усилить конкуренцию на нем между Китаем, США и РФ. Несмотря на то, что американцы воспринимают РФ и Китай, как главных экономических конкурентов и, возможно, даже как угрозу своему мировому влиянию, до серьёзного прямого обострения дело вряд ли дойдет, так как и Китай, и США заинтересованы в стабильных и долгосрочных отношениях. Взаимозависимость двух экономик, американской и китайской, делает невозможным резкое ухудшение отношений между двумя странами в ближайшее время.

Видео:Круглый стол «Внешняя политика КНР накануне ХХ съезда Коммунистической партии Китая»Скачать

Круглый стол «Внешняя политика КНР накануне ХХ съезда Коммунистической партии Китая»

Ближневосточный вектор внешней политики КНР Текст научной статьи по специальности « Политологические науки»

Видео:Ван И рассказал о приоритетах внешней политики КитаяСкачать

Ван И рассказал о приоритетах внешней политики Китая

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Арсентьева Ирина Ильинична

В статье рассматривается политика Китая в отношении Ближнего Востока на современном этапе. Анализируются отношения с арабскими странами , Турцией и Ираном. Характеризуются проблемы и перспективы ближневосточного направления внешней политики КНР .

Видео:💬 Политика Китая в отношении РФ. Вектор ЕС – КНР. Разбор эксперта-международникаСкачать

💬 Политика Китая в отношении РФ. Вектор ЕС – КНР. Разбор эксперта-международника

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Арсентьева Ирина Ильинична

Видео:Иностранные журналисты побывали на брифинге на тему дипломатии с китайской спецификойСкачать

Иностранные журналисты побывали на брифинге на тему дипломатии с китайской спецификой

CHINA’S FOREIGN POLICY TOWARDS THE MIDDLE EAST

The article covers China’s foreign policy towards the Middle East at the present stage. The author analyses the relations between China and the Arab world, Turkey , Iran and characterizes problems and prospects of China’s Middle East policy.

Видео:Интересы Китая и восточный поворот во внешней политике России. Экспертная дискуссия в МГИМОСкачать

Интересы Китая и восточный поворот во внешней политике России. Экспертная дискуссия в МГИМО

Текст научной работы на тему «Ближневосточный вектор внешней политики КНР»

РАЗДЕЛ 2. РАБОТЫ В РАМКАХ ГРАНТА РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ФОНДА

БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КНР* CHINA’S FOREIGN POLICY TOWARDS THE MIDDLE EAST

В статье рассматривается политика Китая в отношении Ближнего Востока на современном этапе. Анализируются отношения с арабскими странами, Турцией и Ираном. Характеризуются проблемы и перспективы ближневосточного направления внешней политики КНР.

Ключевые слова: внешняя политика КНР, Ближний Восток, арабские страны, Турция, Иран.

The article covers China’s foreign policy towards the Middle East at the present stage. The author analyses the relations between China and the Arab world, Turkey, Iran and characterizes problems and prospects of China’s Middle East policy.

Key words: China’s foreign policy, the Middle East, Arab states, Turkey, Iran.

Последние полтора десятилетия Китайская Народная Республика последовательно расширяет географию своих национальных интересов. Показательно в этом плане понятие «глобальное добрососедство», активно используемое в китайской политической науке и практике с середины 2000-х гг. наряду с уже ставшим традиционным понятием «пояс добрососедства» (под ним подразумеваются отношения с сопредельными странами). Параллельно с этим происходит внедрение в общественное сознание психологии «великой державы» и идеи «великого возрождения китайской нации». Подобные концептуальные установки свидетельствуют о том, что Китай постепенно отказывается от «стратегии 24 иероглифов», сформулированной Дэн Сяопином в начале 1990-х гг., и политики «избегать солнечного света, скрываться в тени» [1], т.е. претендует на более значимый международный статус, нежели региональная держава.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект «Политика Китая в отношении «государств-изгоев»» (№ 15-37-01208).

В настоящее время во внешнеполитические приоритеты Пекина входит не только формирование механизмов двустороннего и многостороннего взаимодействия со странами Большой Восточной Азии (понятие введено российским китаистом А.Д. Воскресенским и включает Северо-Восточную, Юго-Восточную, Южную и Центральную Азию), но и расширение присутствия в более отдаленных в географическом отношении регионах, таких как Латинская Америка, Западная Европа, Ближний Восток, Африка, Арктика.

Ближневосточный вектор китайской внешней политики, который станет предметом рассмотрения в данной статье, никогда не значился в списке важных внешнеполитических магистралей. Однако сегодня ситуация меняется: Пекин постепенно наращивает свое присутствие на Ближнем Востоке, используя в первую очередь торгово-экономические и инвестиционные механизмы. Это обусловлено необходимостью решения «двух ключевых задач XXI столетия»: к 2021 г. (100-летие образования Коммунистической партии Китая) построить в стране общество сяокан — «общество среднего достатка», а к 2049 г. (100-летие образования КНР) создать «процветающую, демократическую, высококультурную и гармоничную социалистическую державу» [2]. Очевидно, что решение обеих этих задач предполагает активную и многовекторную внешнюю политику.

Факторы активизация ближневосточной политики КНР

Рост заинтересованности Китая в Ближневосточном регионе имеет в своем основании ряд объективных причин. Обозначу лишь некоторые из них, наиболее очевидные.

Во-первых, непрестанно возрастающая потребность в энергетических ресурсах. По оценкам специалистов, китайский «спурт» в области энергопотребления коррелирует с темпами развития национальной экономики. Если в 1980-е гг. КНР была крупнейшим восточноазиатским экспортером нефти, то уже с 1993 г. она становится нетто-импортером, несмотря на увеличение нефтедобычи внутри страны. В 2003 г. страна вышла на второе место в мире (после США) по потреблению нефти и нефтепродуктов [3]. К 2020 г., по прогнозам International Energy Agency, Китай будет импортировать как минимум 60 % необходимых ему объемов нефти и 30 % природного газа (по другим оценкам, 70 и 50 % соответственно), а к 2030 г. сравняется по энергопотреблению с Соединенными Штатами.

В складывающейся ситуации, представляющей вполне очевидный вызов национальной безопасности, китайское руководство должно решать це-

лый ряд непростых задач, главная из которых — нахождение надежных и бесперебойных зарубежных источников нефти и газа. При этом стратегия Пекина заключается в том, чтобы избежать монопольной зависимости от кого бы то ни было. Исходя из этого, проводится постоянная диверсификация источников и маршрутов поставок энергоресурсов. Очевидно, что Ближний Восток с его огромными нефтяными запасами (по разным оценкам, от 60 до 70 % разведанных общемировых) представляет для китайцев огромный интерес.

Во-вторых, ближневосточные страны входят в орбиту китайской стратегии по возрождению Шелкового пути. Как известно, Великий шелковый путь, берущий свое начало во II в. до н.э., представлял собой не единый торговый маршрут, а разветвленную сеть, соединяющую страны, народы, цивилизации. Южная сухопутная ветвь проходила в том числе через Ближний Восток. Также существовал Морской шелковый путь. Шелк, фарфор, нефрит и другие товары доставлялись покупателям через порты вдоль берегов нынешних Вьетнама, Малайзии, Индонезии, Таиланда, Индии, Шри-Ланки, Пакистана, Ирана, стран Персидского залива, Аравийского полуострова и Восточной Африки. Кстати, есть работы китайских историков, доказывающие, что морской маршрут на несколько веков старше своего сухопутного «собрата» [4].

Последние несколько лет ознаменовались повышенным вниманием руководства КНР к идее реконструкции этих уникальных транспортных артерий. Во многих китайских городах проходят форумы, конференции, круглые столы, симпозиумы по этой проблематике; схожие мероприятия организуются при финансовом участии китайской стороны и за границей. В сентябре 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин совершил первое официальное турне по странам Центральной Азии. Выступая в Назарбаев-Университете, он предложил проект «Экономического пояса Шелкового пути», а спустя месяц в своей речи перед Советом народных представителей Индонезии озвучил идею «Морского Шелкового пути XXI столетия». Финансировать проект планируется из средств Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, где заглавную роль играет Пекин. Крайне важно, что «Морской Шелковый путь» призван гарантировать безопасность поставок через Индийский океан и Малаккский пролив, т.к. этим путем Пекин получает свыше 75 % импортной нефти.

Естественно, эти планы привлекают внимание ближневосточных государств, также заинтересованных в восстановлении Шелкового пути. Например, еще несколько лет назад Кувейт выдвинул масштабный проект по строительству The City of Silk (Madinat al-Hareer), который призван стать важной зоной свободной торговли между Европой и Азией. Город площадью 250 кв. км на 700 тыс. жителей построят к 2030 г. на одном из островов и соединят со

столицей страны 24-километровым мостом. Предварительная стоимость проекта — 132 млрд долларов США [5].

Китай же в настоящее время пытается запустить строительство железной дороги, конечной точкой которой станут иранские порты в Ормузском проливе. Рассматриваются два основных варианта маршрута — через Киргизию, Узбекистан и Афганистан либо же через Киргизию, Таджикистан и Афганистан. Особо можно выделить участие китайских компаний в модернизации египетского порта Саид, расположенного у северного входа в Суэцкий канал, а также строительство в Турции высокоскоростной железной дороги Анкара-Стамбул. Ее главный участок был введен в эксплуатацию в июле 2014 г., что стало первым реализованным проектом китайских компаний по строительству железнодорожных электромагистралей за рубежом.

В-третьих, что крайне важно для успешной политики в конкретном регионе, присутствие Китая на Ближнем Востоке не ограничивается лишь экономическим сектором. В настоящее время Пекин начинает выстраивать фундамент военно-политического участия в жизни Ближнего Востока. Так, например, активизируется его военно-техническое сотрудничество с Израилем. Согласно отчету комиссии Конгресса США по оценке американо-китайских отношений, Израиль является для Китая основным поставщиком сложных военных технологий: оборудование для перехвата целей и управления огнем для китайского ВМФ, крылатые ракеты YF-12A, YJ-62, YJ-92, радиолокационные системы, бортовые радиолокационные станции, оптическое и телекоммуникационное оборудование, беспилотные самолеты и авиационные тренажеры, танковые тепловизоры; самолеты китайских ВВС вооружены израильскими ракетами Python-3 класса «воздух-воздух». В последние годы наметилась тенденция укрепления прямых связей между армиями обеих стран. Также Пекин планирует использовать израильский опыт в борьбе с терроризмом в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) [6].

Интересная ситуация, похожая на бесконечный бразильский сериал, складывается с поставками китайских зенитно-ракетных комплексов в Турцию. В 2009 г Анкара объявила тендер стоимостью 4 млрд долларов на закупку ЗРК большой дальности для системы ПВО. В сентябре 2013 г. было объявлено, что победу одержала китайская компания China Précision Machinery Import & Export Corporation (CPMIEC), которая обошла российских, американских и европейских производителей. В результате давления, оказанного на Турцию ее союзниками по НАТО, итоги тендера аннулировали. Однако лучшей в новом тендере опять оказалась китайская заявка. МИД КНР, комментируя сложившуюся ситуацию, выразил надежду, что Турция сделает

выбор, исходя из собственных интересов. В феврале 2015 г. министр обороны Турции Исмет Йылмаз заявил, что его страна планирует создать в сотрудничестве с Китаем систему противоракетной обороны. Также он добавил, что эта система не будет интегрирована в систему НАТО. Правда, позднее представитель турецкого президента Ибрахим Калын заявлял, что разрабатываемая система противоракетной обороны будет совместима с системами НАТО. В марте представитель компании СРМ1ЕС подтвердил, что Китай и Турция подписали контракт о поставках зенитно-ракетных комплексов HQ-9 (Hongqi-9 — «Красное знамя-9», экспортное обозначение FD-2000) [7].

Также Китай развивает военно-техническое сотрудничество с Саудовской Аравией, Ираком, Сирией, Катаром. Прослеживается устойчивый рост продаж малых вооружений практически всем арабским странам. Безусловно, китайское военно-политическое влияние в регионе не идет ни в какое сравнение с американским, однако с учетом короткого периода ближневосточной активности КНР можно смело утверждать, что сделано немало.

В-четвертых, немаловажную роль играют угрозы со стороны «Исламского государства» и других террористических организаций, стремительно распространяющих свое влияние на Ближнем Востоке. Пекин прекрасно осознает, что проникновение исламских радикалов в Центральную Азию и Синьцзян вполне вероятно. По сообщениям СМИ, члены «Исламского движения Восточного Туркестана», действующего на территории СУАР и соседних стран, планируют завоевать признание со стороны международных террористических организаций, наладить каналы связи и обзавестись боевым опытом, а затем вернуться в Китай, чтобы применять полученные знания на практике. В настоящее время, если верить оценкам тех же СМИ, в рядах боевиков ИГ воюет около 100 граждан КНР.

В-пятых, страны Ближнего Востока играют не последнюю роль в геополитической стратегии Китая, который рассматривает этот регион как важный компонент формирующегося полицентричного миропорядка. Некоторые эксперты даже полагают, что Пекин активизируется на Ближнем Востоке в ответ на непрекращающиеся попытки Вашингтона сформировать проамериканскую «ось» в АТР.

Краткая характеристика торгово-экономического сотрудничества

Если говорить о двусторонних экономических контактах, то среди китайских приоритетов можно выделить отношения с Ираном и Турцией, из арабского мира — с Саудовской Аравией и Египтом. Именно Иран и Саудов-

ская Аравия являются основными поставщиками нефти в Китай. Попутно отмечу, что до 2011 г. особую роль в ближневосточной политике КНР играла Ливийская Джамахирия: в последние годы своего правления Муаммар Каддафи открыл страну для китайских инвестиций, объем которых накануне Ливийской революции превысил 18,5 млрд долларов.

В настоящее время Китай является основным торговым партнером Исламской Республики Иран. В 2012 г. их товарооборот составил порядка 36 млрд долларов, а по итогам 2014 г. превысил 51 млрд [8]. Подавляющую часть этих показателей образуют закупки иранской нефти, доля которой в китайском нефтяном импорте составляет 11-14 %. Немаловажно, что с 2012 г. расчеты ведутся в юанях, которые иранская сторона тратит опять же на закупку китайских товаров. Кроме того, как уже отмечалось, Китай стремится интегрировать Иран в проекты формирования «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI столетия».

Что касается отношений Китая с Турецкой Республикой, то в 2013 г. их товарооборот превысил 28 млрд долларов (в планах — повышение до 100 млрд к 2020 г.), Китай стал вторым по величине поставщиком товаров в Турцию и одиннадцатым в списке импортеров турецкой продукции [9], а в 2014 г. занял лидирующие позиции среди инвесторов в турецкую экономику. Как отмечает И.А. Свистунова, сближение Турции и Китая обусловлено рядом экономических и политических мотивов, как конъюнктурного, так и долгосрочного характера. Экономическая мощь и мировое влияние КНР, претендующей на обретение статуса сверхдержавы, притягивают внимание турецкого руководства, стремящегося к усилению международных позиций Турции как на Западе, так и на Востоке. В то же время Китай привлекает выгодное геостратегическое положение Турции, открывающее прямой выход на различные регионы, а также ее роль в мусульманском и тюркском мире [10].

Отдельного рассмотрения заслуживают отношения Китая с арабскими странами, товарооборот с которыми вырос с 25,5 млрд долларов в 2004 г. до 238,9 млрд в 2013 г. В настоящее время Лига арабских государств занимает седьмое место среди торговых партнеров КНР. По прогнозам, в течение последующих десяти лет объем китайско-арабской торговли достигнет отметки 600 млрд. Такие внушительные показатели имеют под собой реальную основу: с 2004 г. действует Форум китайско-арабского сотрудничества; в 2010 г. принята Тяньцзиньская декларация «Китайско-арабские стратегические отношения в интересах всестороннего сотрудничества и совместного развития»; с рядом арабских стран установлены «стратегические отношения» (Египет, Турция, Алжир, Саудовская Аравия, ОАЭ); учрежден механизм стратеги-

ческого диалога с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива [11]. Показательно, что Мухаммед Мурси, став в 2012 г. президентом Египта, с первым официальным визитом за пределы региона отправился именно в Пекин, где заключил восемь двусторонних соглашений на сумму порядка 2 млрд долларов. Линия усиления ориентации на Китай была продолжена и при новом египетском президенте — идеологическом противнике М. Мурси. В декабре 2014 г. Абдель Фаттах ас-Сиси совершил визит в Поднебесную, подписав в общей сложности 25 соглашений.

В июне 2014 г. на совещании, прошедшем в рамках Форума китайско-арабского сотрудничества, председатель КНР Си Цзиньпин призвал арабских коллег модернизировать стратегические отношения путем углубления двустороннего сотрудничества в различных сферах, начиная от финансов и энергетики и заканчивая космическими технологиями.

Совершенно очевидно, что КНР, интенсифицируя экономические контакты со странами Ближнего Востока, увеличивает влияние в регионе в целом и постепенно становится одним из гарантов его социально-экономического развития. Эксперты образно называют ближневосточную линию КНР «тихой» и «мягкой» дипломатией, или «дипломатией терпения». При этом главный принцип реализуемой Пекином политики — невмешательство во внутренние дела какого-либо государства. Однако, как ни странно, за подобный подход Китай всё чаще подвергается критике.

Проблемы и перспективы ближневосточной политики КНР

Несмотря на успехи ближневосточной политики КНР, существует ряд причин, которые препятствуют закреплению ее позиций в регионе.

Во-первых, конфликтогенный потенциал самого Ближнего Востока объективно затрудняет политику любого внерегионального актора.

Во-вторых, воздействие так называемого «американского фактора». Нельзя отрицать, что влияние Вашингтона на Ближнем Востоке несколько снизилось, однако он по-прежнему остается наиболее заметным игроком на «ближневосточной шахматной доске». Понятно, что возрастающая активность Китая в регионе вызывает у американского истеблишмента не энтузиазм, а стремление реализовывать политику сдерживания.

В-третьих, еще одним фактором, в какой-то степени затрудняющим проникновение Китая на Ближний Восток, выступает невысокий интерес китайцев к исламской культуре.

В-четвертых, как уже отмечалось, ближневосточная политика КНР строится на принципах невмешательства и нейтральности. Именно в этой плоскости кроются ключевые отличия китайской внешней политики от американской и даже российской. Но, по некоторым оценкам, такая политическая линия не вполне соответствует статусу ведущей мировой державы. Кроме того, сама ситуация на Ближнем Востоке не предполагает пассивной позиции. В этой связи эксперты доказывают, что пришло время менять прежнюю, слишком «тихую» и «мягкую» ближневосточную политику Китая.

Однако здесь хотелось бы возразить. Не тихой и не мягкой является политика Китая в крайне чувствительных для национальной безопасности областях, где проводится так называемая дипломатия «красных линий» [12]. На практике это означает, что Пекин наметил ряд проблем, по которым занимает предельно жесткую позицию. Прежде всего, это вопросы, касающиеся его политики в отношении Тибета, СУАР, Тайваня. Во всех остальных случаях китайцы предпочитают не форсировать события, вполне обоснованно полагая, что когда китайские инвестиции достигнут значительных объемов, их партнеры, в том числе на Ближнем Востоке, станут более сговорчивыми и в других сферах. Китайская дипломатия, исходя из традиций своей политической культуры, не мыслит категориями «здесь и сейчас». Интересную мысль в этой связи высказывает С. Михеев: «Все, к чему прикасаются китайцы, становится китайским. Если. чего-то и стоит опасаться, так это именно того, что китайцы не теряют своей идентичности на протяжении веков. Они дружат с вечностью. В этом и есть главная китайская угроза и главный урок, который Китай преподносит. всему миру» [13].

Список использованных источников и литературы

1. Калишевский М. «Тао гуан ян хуэй». ШОС — нависающая тень Поднебесной // ЦентрАзия. — 22.03.2011. — Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1300775880

2. Xi Jinping: The Governance of China. — Beijing, 2014.

3. Более подробно см.: Котлов М.В. Концепция нефтяной безопасности КНР // Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии. — М., 2007. — С. 699-714.

🌟 Видео

История России. Лекция 24. Империя без границ. Внешняя политика Екатерины Второй | History LabСкачать

История России. Лекция 24. Империя без границ. Внешняя политика Екатерины Второй | History Lab
Поделиться или сохранить к себе: