…Жестокой была месть Нарта Батраза за смерть отца своего Хамыца: многих Нартов он истребил. Пробил он гладкую отвесную скалу крепости Уарпп и со своим мечом Дзус‑хъара предстал перед советом небожителей — зэдов и дауагов… Победил и их неугомонный Батраз. Оставшиеся из небожителей отправились на небеса — Богу жаловаться. Но Бог не желал совершить насилие над Батразом:
— Он еще мало жил, и не хочется мне, чтобы раньше времени в страну мертвых отправлялся.
Батраз, прослышав, что зэды пожаловались Богу, решил сам направиться к Богу на небо — узнать, каков он.
…Бог, чтобы угомонить самого [именитого] из Нартов, бросает перед ним клубок золотой пряжи. Такой крепости и длины была она, как все корни, какие только на земле есть. [Подумал]: «пригодится мне Сатане шубу штопать». — И с коня (за клубком) нагнулся. Клубок же даже с места не сдвинулся. Слез Батраз с коня, раз-другой попробовал поднять клубок, но так и не смог.
— Есть и посильнее меня, — сказал Нарт Батраз. — От вражды пользы нет.
Собрались снова на совет небожители и сказали:
— Отчего нам не убить Батраза, ведь Бог нас не слушает.
Началась еще более страшная битва на Хазмийском поле. Опять гибнут небожители, — кто от меча, кто от стрел Батраза.
Снова пошли зэды и дауаги к Богу и сказали:
— Как хочешь — либо Батраз, либо мы!
— Без ангелов я ничего не поделаю…
— Если не погибнет он своей смертью, нет ему погибели. С ним же следует так поступать: за один день я дам солнцу столько жару, как за все семь лет. Из булата он, — (от жажды) станет изнывать. Посреди степи есть один родник, Батраз всегда пьет из него. Высушу я родник, и тогда (Батраз) подастся к морю. И море по моей воле тоже высохнет, и он умрет…
И выглянуло такое солнце, что мир весь закипел. Начал Батраз изнывать от жажды. Горят его булатные бока. И отправился он к роднику посреди степи. Зэды и дауаги напали на него, Нарт же Батраз словно и не замечает их. (Говорит):
— Погодите, усы, выпачканные толокняной похлебкой, выпью воды, а там рассчитаемся. К роднику-то (Батраз) добрался, но высох родник. Тогда Батраз бросился к морю, но и в море даже глотка не оказалось Раскалился докрасна сын Хамыца Батраз… (У Батраза, когда его жег Курдалагон, одна кишка внутри осталась сырой. Когда она загорелась, то Батраз упал).
И испустил дух на берегу моря. Зэды и дауаги в тот же миг окружили умирающего. (Батраз) же испускал такой дух, что многие из небожителей погибли, многие в обморок попадали. И (они) опять предстали перед Богом:
— Живым он нам такого не чинил, какое причинил мертвым. Когда он умер, то испустил такой дух, что истребил нас…
А Бог сказал им:
— Пойдите к его мертвому телу, помолитесь ему: «В склепе небесного Сафы (вариант — Софийском склепе) твое вечное место, стань тоньше рыбьей чешуи, легче хмельного лепестка» … Так и поступили небожители. …Отыскали двух бычков, рожденных (в дни) Тутыра, и запрягли их. …(Батраз) поверил, сделал себя легким, и отнесли его в склеп…
Когда подошли к дверям, (Батраз) уперся коленом в притолку, и (потому он) не проходил внутрь…
…Зэды и дауаги отправили к Богу своего посланника:
— Не хочет проходить в склеп, уперся в двери своими большими ногами.
…Вот пришел Бог к нему и сказал ему:
— Мой названный сын, чего ты не слушаешься?
— Потому, что тебя не видел!
Тогда Бог Три Слезы (на Батраза) выронил, и из них одна стала Таранджелос, другая — Мыкалгабырта, а третья — Реком. Так положили Батраза в склеп…
(А меч Батраза при помощи нескольких тысяч животных подвинули) к берегу и бросили в море. Заброшен меч — пошли волны и ураганы, само море пришло в кипящее состояние, а потом приняло кровавый цвет…
(С тех пор) когда весной с небес раздается гром, то говорят, что это удары плети сына Хамыца Батраза, когда он садится на своего коня. (Нарты, Книга 2, Главная редакция Восточной литературы, стр.293, Москва, 1989 г.).
…Теперь Батраза зовут Уаскергием (Уастырджи)» (Всеволод Миллер, Осетинские этюды, стр.154, Владикавказ, 1992 г.) — так выглядит в основе своей обобщенное из нескольких вариантов сказание о смерти Нарта Батраза и происхождение трех главных святилищ Осетии: «Реком»-а, «Таранджелос»-а и «Мыкалгабыртæ».
«Три Слезы Бога» — это духовно-идеологическая познавательная система постижения знаний элиты индоевропейского мира — Нартов, оставленная для будущих продолжателей «Славы Нартов» Батразом.
«Три Слезы Бога»: белая — «Реком», золотая — «Таранджелос», черная — «Мыкалгабырта», — предшествуют друг другу [порождают друг друга] и образуют на общем — «воинском» алом фоне вокруг центра — пика «Мировой Горы» триединый символ — «Триквестр». В каждой из «слез Бога» расположился соответствующий «ступени-Слезе» крест: в «белой Слезе» — Рекомовский крест-«двусторонняя свастика»; в «золотой Слезе» — Таранджелосовский крест — «крест с раздвоенными концами»; в «черной Слезе» — Мыкалгабыртовский крест-«крест с расширенными концами». Триквестр окантован, защищен бирюзовым цветом хранителя-Майрама.
Джанаев С.Х. Три слезы Бога. / Владикавказ: СОИГСИ, 2007.
ӃОNА –Нарты Батраз (Ансамбль осетинского аутентичного песнопения и старинных музыкальных инструментов им. Сослана Моураова).
- Анализ символа «Три слезы Бога»
- 3 Комментарии
- Оставить комментарий Отменить ответ
- Æхсæнадон организаци «Иудзинад» бакуыста ирон къæлиндарыл
- НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ ОСЕТИН
- Фамильный совет Хадиковых: увековечение памяти Виссариона (Беж) Хадикова
- Ромашки для подполковника Джатиева
- Открытие монумента на Осетинской Слободке
- На горных священных сединах святого Кавказа
- 📹 Видео
Видео:Таранджелос. МидисСкачать
Анализ символа «Три слезы Бога»
Трискелион (также трискель, трискел, трискеле, от греч. τρισκελης — трёхногий, треножник) — один из самых древних знаков, известный на всех континентах , символизирующий Солнце. Многим народам мира была с древних времён известна эта трёхлучевая свастика — символический знак, представляющий собой три изогнутые линии, исходящие из одного центра; также иногда эти линии принимают форму ног, «бегущих» друг за другом. Изначально трискель являлся одним из первых солярных символов и отображал движение солнца в его трёх основных положениях: восход, зенит и закат, поэтому иногда трискелион называют тройной, треугольной, трёхлучевой или трёхконечной свастикой. Однако, впоследствии в этом значении, он был оттеснён четырёхлучевой свастикой. Трискелион стал олицетворять «бег времени», ход истории и вращение светил.
Изображение Трискелиона менялось от географического расположения и верований народа, но смысл оставался и остаётся неизменным. Этот древний знак был известен у греков, крито-микенцев, этрусков, кельтов, а также (в несколько ином виде) у древних японцев и народов Гималаев, у вентов, угро-финских и полабских славян, а также в Азии, на Алтае, на Кавказе и в Междуречье. Этот символ часто присутствует в геральдике: в гербах многих государств, родов и сословий (например, его можно увидеть на флаге Сицилии).
На Руси «Трискель» называли «Триглавом». У славян символ «Триглава» ассоциировался с живой и мёртвой водой. Он считается хорошим оберегом от внезапной смерти, превратностей судьбы, является путеводной нитью на жизненном пути и спиралью самой жизни. «Трискель» может обозначать «три мира»: Правь, Явь и Навь. Его центр олицетворяет бога Рода, а лучи — божественные Триглавы, исходящие из него: Сварога, Перуна, Велеса, что даёт единство и многоплановость этого знака. В археологических находках этот символ встречается крайне редко, что говорит о его закрытости, тайности и принадлежности к группе так называемых «волховских оберегов».
Трискель — это кольцевая система и содержит элемент переплетения трёх стихий: Огонь, Вода, Воздух, уходящих в Бесконечность (стихию Земли), обозначенную в центре точкой или кругом. Таким образом трискель обозначал равновесие с природой этих четырёх стихий. Равновесие стихий в природе даёт спокойствие, защиту и энергию жизни, а симметрия положения – независимость от смены обстоятельств и самодостаточность.
Трискель — частый символ различных магических обрядов. При этом предмет, на который был нанесён знак, мог и не участвовать в ритуале — достаточно было его присутствия в магическом круге.
Трискель использовался не только в обрядах, но и как самостоятельный оберег. Он даёт защиту и энергию жизни, самодостаточность и благополучный исход всех дел, независимо от обстоятельств.
Это был небольшой экскурс в историю символа, ставшего негласной эмблемой народных верований Алании, так называемой «Три слезы Бога». Но мне бы хотелось подробнее разобрать энергетическую работу несколько видоизменённого символа.
В результате, по сути «новодела», мы получили довольно интересное, яркое решение, которое быстро прижилось в народе. Но, на мой взгляд, не все добавленные элементы пошли ему на пользу. Не смотря на то, что символ встречался в осетинских орнаментах и ранее, во вновь созданном варианте, помимо заключения трёхлучевой свастики в круг, в него добавились кресты, найденные на Рекоме. Что в целом довольно логично, исходя из концепции трёх основных святилищ Алании: Рекома, Таранджелоса и Цæразонты Сидæны Мыкалгабыртæ.
Но, с точки зрения физических законов, это было неправильное размещение символов относительно друг друга. Особенно если вспоминать расхожую фразу: «вставлять палки в колёса». Глядя на эмблему, которую я также использовала в своих картинах не подумав, я всё время замечала то, что кресты стали этими «палками» в колесе движения солярного символа. И работа свастики не только прекратилась, но и стала препятствовать той идее, которая была в неё заложена — кресты перекрыли движение энергии.
Крест — это неподвижная система, для которой свойственны постоянство, устойчивость, стабильность. Движение энергии в нём распределено по вертикальной и горизонтальной осям, в то время как у трёхлучевой свастики оно движется по кругу и даёт цикличное распределение энергии, необходимое для движения.
Зная принципы работы подшипников, я поняла что кресты просто необходимо заключить в окружность, и тем самым можно восстановить энергетический баланс внутри эмблемы.
Кресты, заключённые в окружности не только фиксируют положение трискелиона в пространстве, но и обеспечивают ему любые виды движения: вращение, качение или линейное перемещение. Как один из примеров подобного движения — это популярные игрушки спиннеры.
Солярные знаки в осетинском орнаменте изображались на разнообразных предметах, архитектурных элементах, одежде, утвари. Солярный знак венчал изобразительный образ Мирового древа как вершину мира. Символ Древа жизни венчали колесом, символом Солнца (древние верили, что Древо жизни есть опора солнца). Поэтому есть смысл внести небольшие исправления в наш символ, чтобы дать ему возможность полноценного движения для положительных изменений в нашей жизни, в нашем обществе, в нашей истории, культуре и традициях.
© Swati Farnæ
3 Комментарии
На первом рисунке ничего не понятно. Текст не прочитать. Или так и задумывалось?
Спасибо за позитивный настрой по отношению к организации!
Что то мне не понятно, откуда вы все это взяли? Что символы венчали колесом и что это опора солнца! Нигде в жизни я этого не читал и не слышал! Прощу вас прислать мне научно исторические свидетельство! Спасибо.
Оставить комментарий Отменить ответ
Видео:Вектор А — В порядке (Official video)Скачать
Æхсæнадон организаци «Иудзинад» бакуыста ирон къæлиндарыл
Æхсæнадон организаци «Иудзинад»-ы куыст бирæвæрсыг у. Йæ равзæрдæй абоны онг архайынц иудзинады мæсыг саразыныл, æмæ кæд сæ фыдæбоны къуылымпытимæ æмбæлынц, уæддæр сæ ныфс ис, сæ […]
Видео:Нартский эпос алан. Миф о Батразе.Скачать
НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ ОСЕТИН
В данной статье мы хотим ознакомить читателей с порядком исчисления календарных дат традиционной народной осетинской религии, которую наши предки называли: — нæ уæларвон зонын дзинад […]
Видео:Вектор А - Зависал (official video)Скачать
Фамильный совет Хадиковых: увековечение памяти Виссариона (Беж) Хадикова
Еще несколько минут — и одним белым пятном в истории станет меньше. Герой Первой Мировой войны Хадиков Виссарион предстанет перед потомками и односельчанами в бронзе. […]
Видео:Перевод имён НартовСкачать
Ромашки для подполковника Джатиева
9 мая , члены представительства в Санкт-Петербурге общественной организации «Иудзинад» совместно с представителями осетинской диаспоры Санкт-Петербурга, Ленинградской области и делегатами из республики Северная Осетия-Алания, почтили […]
Видео:Нартский эпос - позор осетинам!Скачать
Открытие монумента на Осетинской Слободке
Владикавказ . Какой он будет к 9 мая? Вы знаете, какой Владикавказ будет 9 мая? Нет. А мы теперь знаем. Он солнечный, с тёплым ветерком, […]
Видео:ДРАКА ДЕТЕЙ ДО СЛЕЗ / КТО ВИНОВАТ?Скачать
На горных священных сединах святого Кавказа
На горных священных сединах святого Кавказа,
Небес измеренья полны чистоты и любви!
В безмолвных ущельях сокрыты премудрость и сказы,
Предвечного голос звучит нисходя с высоты.
Не мерною мерой отмерены дни и причалы,
Не властны над ними ни боги, ни демоны тьмы.
Из тысяч дорог освещающих путь отстрадали,
Наш ясный кристалл из Всевышнего трижды слезы.
«Три Слезы Бога» — это духовно-идеологическая познавательная система постижения знаний элиты индоевропейского мира — Нартов, оставленная для будущих продолжателей «Славы Нартов» Батразом.
«Три Слезы Бога»: белая — «Реком», золотая — «Таранджелос», чёрная — «Мыкалгабырта», — предшествуют друг другу [порождают друг друга] и образуют на общем — «воинском» алом фоне вокруг центра — пика «Мировой Горы» триединый символ — «Триквестр». В каждой из «слёз Бога» расположился соответствующий «ступени-Слезе» крест: в «белой Слезе» — Рекомовский крест-«двусторонняя свастика»; в «золотой Слезе» — Таранджелосовский крест — «крест с раздвоенными концами»; в «чёрной Слезе» — Мыкалгабыртовский крест-«крест с расширенными концами». Триквестр окантован, защищён бирюзовым цветом хранителя-Майрама.
📹 Видео
Вектор А - Не вернусь (Mood Video)Скачать
БОЕВИК ВЗОРВАЛ ИНТЕРНЕТ! КРУТОЙ ФИЛЬМ! "Опасное Небо : Мертвая Зона" Зарубежные фильмы, боевикиСкачать
KRBK ft. Криминальный бит - СкроменСкачать
Школьник читает реп в школе! Чётко!Скачать
Кто такой УастырджыСкачать
Вектор А - ЛирикаСкачать
Мыкалгабыртæ. МидисСкачать
До концаСкачать
ГАМОРА - Дыхание улиц (Official clip 2011)Скачать
- СИЛЬНЫЕ СЛОВА 🖤Скачать
Вектор А - До концаСкачать
ВОЕННЫЙ ЭКШЕН 2022 ГОДА! СМЕРТЕЛЬНАЯ БИТВА ИСТРЕБИТЕЛЕЙ! Опасное небо. Мертвая зона. Лучшие ТриллерыСкачать
ВЕКТОРСкачать