Правила построения сечений многогранников:
1) проводим прямые через точки, лежащие в одной плоскости;
2) ищем прямые пересечения плоскости сечения с гранями многогранника, для этого
а) ищем точки пересечения прямой принадлежащей плоскости сечения с прямой, принадлежащей одной из граней (лежащие в одной плоскости);
б) параллельные грани плоскость сечения пересекает по параллельным прямым.
Примеры построения сечений:
Рассмотрим прямоугольный параллелепипед ABCDA1B1C1D1. Построим сечение, проходящее через точки M, N, L.
Соединим точки M и L, лежащие в плоскости AA1D1D.
Пересечем прямую ML ( принадлежащую сечению) с ребром A1D1, они лежат в одной плоскости AA1D1D. Получим точку X1.
Точка X1 лежит на ребре A1D1, а значит и плоскости A1B1C1D1, соединим ее сточкой N, лежащей в этой же плоскости.
X1 N пересекается с ребром A1B1 в точке К.
Соединим точки K и M, лежащие в одной плоскости AA1B1B.
Найдем прямую пересечения плоскости сечения с плоскостью DD1C1C:
пересечем прямую ML (принадлежащую сечению) с ребром DD1, они лежат в одной плоскости AA1D1D, получим точку X2;
пересечем прямую KN (принадлежащую сечению) с ребром D1C1, они лежат в одной плоскости A1B1C1D1, получим точку X3;
Точки X2 и X3 лежат в плоскости DD1C1C. Проведем прямую X2 X3 , которая пересечет ребро C1C в точке T, а ребро DC в точке P. И соединим точки L и P, лежащие в плоскости ABCD.
MKNTPL — искомое сечение.
Рассмотрим ту же самую задачу на построение сечения, но воспользуемся свойством параллельных плоскостей. Это облегчит нам построение сечения.
.
Соединим точки M и L, лежащие в плоскости AA1D1D.
.
Через точку N, проведем прямую NT параллельную прямой ML. Прямые NT и ML лежат в параллельных плоскостях по свойству параллелепипеда.
.
Пересечем прямую ML ( принадлежащую сечению) с ребром A1D1, они лежат в одной плоскости AA1D1D. Получим точку X1.
.
Точка X1 лежит на ребре A1D1, а значит и плоскости A1B1C1D1, соединим ее сточкой N, лежащей в этой же плоскости.
X1 N пересекается с ребром A1B1 в точке К.
.
Соединим точки K и M, лежащие в одной плоскости AA1B1B.
.
Проведем прямую TP через точку T, параллельно прямой KM ( они лежат в параллельных плоскостях).
.
Соединим точки P и L ( они лежат в одной плоскости).
.
Видео:СЕЧЕНИЯ. СТРАШНЫЙ УРОК | Математика | TutorOnlineСкачать
Методы построения сечений многогранников
Разделы: Математика
Метод сечений многогранников в стереометрии используется в задачах на построение. В его основе лежит умение строить сечение многогранника и определять вид сечения.
Данный материал характеризуется следующим особенностями:
- Метод сечений применяется только для многогранников, так как различные сложные (наклонные) виды сечений тел вращения не входят в программу средней школы.
- В задачах используются в основном простейшие многогранники.
- Задачи представлены в основном без числовых данных, чтобы создать возможность их многовариантного использования.
Чтобы решить задачу построения сечения многогранника ученик должен знать:
- что значит построить сечение многогранника плоскостью;
- как могут располагаться относительно друг друга многогранник и плоскость;
- как задается плоскость;
- когда задача на построение сечения многогранника плоскостью считается решенной.
Поскольку плоскость определяется:
- тремя точками;
- прямой и точкой;
- двумя параллельными прямыми;
- двумя пересекающимися прямыми,
построение плоскости сечения проходит в зависимости от задания этой плоскости. Поэтому все способы построения сечений многогранников можно разделить на методы.
Существует три основных метода построения сечений многогранников:
- Метод следов.
- Метод вспомогательных сечений.
- Комбинированный метод.
Первые два метода являются разновидностями Аксиоматического метода построения сечений.
Можно также выделить следующие методы построения сечений многогранников:
- построение сечения многогранника плоскостью, проходящей через заданную точку параллельно заданной плоскости;
- построение сечения, проходящего через заданную прямую параллельно другой заданной прямой;
- построение сечения, проходящего через заданную точку параллельно двум заданным скрещивающимся прямым;
- построение сечения многогранника плоскостью, проходящей через заданную прямую перпендикулярно заданной плоскости;
- построение сечения многогранника плоскостью, проходящей через заданную точку перпендикулярно заданной прямой.
В федеральный перечень учебников по геометрии для 10-11 класов входят учебники авторов:
- Атанасяна Л.С., Бутузова В.Ф., Кадомцева С.Б. и др (Геометрия, 10-11);
- Погорелова А.В. (Геометрия, 7-11);
- Александрова А.Д., Вернера А.Л., Рыжик В.И. (Геометрия, 10-11);
- Смирновой И.М. (Геометрия, 10-11);
- Шарыгина И.Ф. (Геометрия, 10-11).
Рассмотрим подробнее учебники Л.С, Атанасяна и Погорелова А.В.
В учебнике Л.С. Атанасяна на тему “Построение сечений многогранников” выделено два часа. В 10 классе в теме “Параллельность прямых и плоскостей” после изучения тетраэдра и параллелепипеда отводится один час на изложение параграфа “Задачи на построение сечений”. Рассматриваются сечения тетраэдра и параллелепипеда. И тема “Параллельность прямых и плоскостей” завершается решением задач на одном или двух часах (всего задач на построение сечений в учебнике восемь).
В учебнике Погорелова А.В. на построение сечений отводится около трех часов в главе “Многогранники”: один – на изучение темы “Изображение призмы и построение ее сечений”, второй – на изучение темы “Построение пирамиды и ее плоских сечений” и третий – на решение задач. В списке задач, приведенных после темы, задач на сечение насчитывается всего около десяти.
Мы предлагаем систему уроков по теме “Построение сечений многогранников” для учебника Погорелова А.В.
Материал предлагается расположить в той последовательности, в какой он может применяться для обучения учащихся. Из изложения темы “Многогранники” предлагается исключить следующие параграфы: “Построение сечений призмы” и “Построение сечений пирамиды” с тем, чтобы систематизировать данный материал в конце этой темы “Многогранники”. Классифицировать его по тематике задач с примерным соблюдением принципа “от простого к сложному” можно весьма условно следующим образом:
- Определение сечения многогранников.
- Построение сечений призмы, параллелепипеда, пирамиды методом следов. (Как правило в школьном курсе стереометрии используются задачи на построение сечений многогранников, решаемые основными методами. Остальные методы, в связи с их более высоким уровнем сложности, учитель может оставить для рассмотрения на факультативных занятиях или на самостоятельное изучение. В задачах на построение основными методами требуется построить плоскость сечения, проходящую через три точки).
- Нахождение площади сечений в многогранниках (без использования теоремы о площади ортогональной проекции многоугольника).
- Нахождение площади сечений в многогранниках (с применением теоремы о площади ортогональной проекции многоугольника).
СТЕРЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА ПОСТРОЕНИЕ СЕЧЕНИЙ МНОГОГРАННИКОВ И МЕТОДИКА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ В 10-11 КЛАССАХ.
(система уроков и факультативных занятий по теме “Построение сечений многогранников”)
Тема урока: “Построение сечений многогранников”.
Цель урока: ознакомление с методами построений сечений многогранников.
Видео:Сечение, параллельное заданной прямойСкачать
Построение сечений
Определение
Сечение — это плоская фигура, которая образуется при пересечении пространственной фигуры плоскостью и граница которой лежит на поверхности пространственной фигуры.
Замечание
Для построения сечений различных пространственных фигур необходимо помнить основные определения и теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей, а также свойства пространственных фигур. Напомним основные факты.
Для более подробного изучения рекомендуется ознакомиться с темами “Введение в стереометрию. Параллельность” и “Перпендикулярность. Углы и расстояния в пространстве”.
Важные определения
1. Две прямые в пространстве параллельны, если они лежат в одной плоскости и не пересекаются.
2. Две прямые в пространстве скрещиваются, если через них нельзя провести плоскость.
3. Прямая и плоскость параллельны, если они не имеют общих точек.
4. Две плоскости параллельны, если они не имеют общих точек.
5. Две прямые в пространстве называются перпендикулярными, если угол между ними равен (90^circ) .
6. Прямая называется перпендикулярной плоскости, если она перпендикулярна любой прямой, лежащей в этой плоскости.
7. Две плоскости называются перпендикулярными, если угол между ними равен (90^circ) .
Важные аксиомы
1. Через три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна.
2. Через прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость, и притом только одна.
3. Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость, и притом только одна.
Важные теоремы
1. Если прямая (a) , не лежащая в плоскости (pi) , параллельна некоторой прямой (p) , лежащей в плоскости (pi) , то она параллельна данной плоскости.
2. Пусть прямая (p) параллельна плоскости (mu) . Если плоскость (pi) проходит через прямую (p) и пересекает плоскость (mu) , то линия пересечения плоскостей (pi) и (mu) — прямая (m) — параллельна прямой (p) .
3. Если две пересекающиеся прямых из одной плоскости параллельны двум пересекающимся прямым из другой плоскости, то такие плоскости будут параллельны.
4. Если две параллельные плоскости (alpha) и (beta) пересечены третьей плоскостью (gamma) , то линии пересечения плоскостей также параллельны:
[alphaparallel beta, alphacap gamma=a, betacapgamma=b Longrightarrow aparallel b]
5. Пусть прямая (l) лежит в плоскости (lambda) . Если прямая (s) пересекает плоскость (lambda) в точке (S) , не лежащей на прямой (l) , то прямые (l) и (s) скрещиваются.
6. Если прямая перпендикулярна двум пересекающимся прямым, лежащим в данной плоскости, то она перпендикулярна этой плоскости.
7. Теорема о трех перпендикулярах.
Пусть (AH) – перпендикуляр к плоскости (beta) . Пусть (AB, BH) – наклонная и ее проекция на плоскость (beta) . Тогда прямая (x) в плоскости (beta) будет перпендикулярна наклонной тогда и только тогда, когда она перпендикулярна проекции.
8. Если плоскость проходит через прямую, перпендикулярную другой плоскости, то она перпендикулярна этой плоскости.
Замечание
Еще один важный факт, часто использующийся для построения сечений:
для того, чтобы найти точку пересечения прямой и плоскости, достаточно найти точку пересечения данной прямой и ее проекции на эту плоскость.
Для этого из двух произвольных точек (A) и (B) прямой (a) проведем перпендикуляры на плоскость (mu) – (AA’) и (BB’) (точки (A’, B’) называются проекциями точек (A,B) на плоскость). Тогда прямая (A’B’) – проекция прямой (a) на плоскость (mu) . Точка (M=acap A’B’) и есть точка пересечения прямой (a) и плоскости (mu) .
Причем заметим, что все точки (A, B, A’, B’, M) лежат в одной плоскости.
Пример 1.
Дан куб (ABCDA’B’C’D’) . (A’P=dfrac 14AA’, KC=dfrac15 CC’) . Найдите точку пересечения прямой (PK) и плоскости (ABC) .
Решение
1) Т.к. ребра куба (AA’, CC’) перпендикулярны ((ABC)) , то точки (A) и (C) — проекции точек (P) и (K) . Тогда прямая (AC) – проекция прямой (PK) на плоскость (ABC) . Продлим отрезки (PK) и (AC) за точки (K) и (C) соответственно и получим точку пересечения прямых – точку (E) .
2) Найдем отношение (AC:EC) . (triangle PAEsim triangle KCE) по двум углам ( (angle A=angle C=90^circ, angle E) – общий), значит, [dfrac=dfrac]
Если обозначить ребро куба за (a) , то (PA=dfrac34a, KC=dfrac15a, AC=asqrt2) . Тогда:
Пример 2.
Дана правильная треугольная пирамида (DABC) с основанием (ABC) , высота которой равна стороне основания. Пусть точка (M) делит боковое ребро пирамиды в отношении (1:4) , считая от вершины пирамиды, а (N) – высоту пирамиды в отношении (1:2) , считая от вершины пирамиды. Найдите точку пересечения прямой (MN) с плоскостью (ABC) .
Решение
1) Пусть (DM:MA=1:4, DN:NO=1:2) (см. рисунок). Т.к. пирамида правильная, то высота падает в точку (O) пересечения медиан основания. Найдем проекцию прямой (MN) на плоскость (ABC) . Т.к. (DOperp (ABC)) , то и (NOperp (ABC)) . Значит, (O) – точка, принадлежащая этой проекции. Найдем вторую точку. Опустим перпендикуляр (MQ) из точки (M) на плоскость (ABC) . Точка (Q) будет лежать на медиане (AK) .
Действительно, т.к. (MQ) и (NO) перпендикулярны ((ABC)) , то они параллельны (значит, лежат в одной плоскости). Следовательно, т.к. точки (M, N, O) лежат в одной плоскости (ADK) , то и точка (Q) будет лежать в этой плоскости. Но еще (по построению) точка (Q) должна лежать в плоскости (ABC) , следовательно, она лежит на линии пересечения этих плоскостей, а это – (AK) .
Значит, прямая (AK) и есть проекция прямой (MN) на плоскость (ABC) . (L) – точка пересечения этих прямых.
2) Заметим, что для того, чтобы правильно нарисовать чертеж, необходимо найти точное положение точки (L) (например, на нашем чертеже точка (L) лежит вне отрезка (OK) , хотя она могла бы лежать и внутри него; а как правильно?).
Т.к. по условию сторона основания равна высоте пирамиды, то обозначим (AB=DO=a) . Тогда медиана (AK=dfrac2a) . Значит, (OK=dfrac13AK=dfrac 1a) . Найдем длину отрезка (OL) (тогда мы сможем понять, внутри или вне отрезка (OK) находится точка (L) : если (OL>OK) – то вне, иначе – внутри).
а) (triangle AMQsim triangle ADO) по двум углам ( (angle Q=angle O=90^circ, angle A) – общий). Значит,
[dfrac=dfrac=dfrac=dfrac 45 Rightarrow MQ=dfrac 45a, AQ=dfrac 45cdot dfrac 1a]
Значит, (QK=dfrac2a-dfrac 45cdot dfrac 1a=dfrac7a) .
б) Обозначим (KL=x) .
(triangle LMQsim triangle LNO) по двум углам ( (angle Q=angle O=90^circ, angle L) – общий). Значит,
Следовательно, (OL>OK) , значит, точка (L) действительно лежит вне отрезка (AK) .
Замечание
Не стоит пугаться, если при решении подобной задачи у вас получится, что длина отрезка отрицательная. Если бы в условиях предыдущей задачи мы получили, что (x) – отрицательный, это как раз значило бы, что мы неверно выбрали положение точки (L) (то есть, что она находится внутри отрезка (AK) ).
Пример 3
Дана правильная четырехугольная пирамида (SABCD) . Найдите сечение пирамиды плоскостью (alpha) , проходящей через точку (C) и середину ребра (SA) и параллельной прямой (BD) .
Решение
1) Обозначим середину ребра (SA) за (M) . Т.к. пирамида правильная, то высота (SH) пирамиды падает в точку пересечения диагоналей основания. Рассмотрим плоскость (SAC) . Отрезки (CM) и (SH) лежат в этой плоскости, пусть они пересекаются в точке (O) .
Для того, чтобы плоскость (alpha) была параллельна прямой (BD) , она должна содержать некоторую прямую, параллельную (BD) . Точка (O) находится вместе с прямой (BD) в одной плоскости – в плоскости (BSD) . Проведем в этой плоскости через точку (O) прямую (KPparallel BD) ( (Kin SB, Pin SD) ). Тогда, соединив точки (C, P, M, K) , получим сечение пирамиды плоскостью (alpha) .
2) Найдем отношение, в котором делят точки (K) и (P) ребра (SB) и (SD) . Таким образом мы полностью определим построенное сечение.
Заметим, что так как (KPparallel BD) , то по теореме Фалеса (dfrac=dfrac) . Но (SB=SD) , значит и (SK=SP) . Таким образом, можно найти только (SP:PD) .
Рассмотрим (triangle ASC) . (CM, SH) – медианы в этом треугольнике, следовательно, точкой пересечения делятся в отношении (2:1) , считая от вершины, то есть (SO:OH=2:1) .
Теперь по теореме Фалеса из (triangle BSD) : (dfrac=dfrac=dfrac21) .
3) Заметим, что по теореме о трех перпендикулярах (COperp BD) как наклонная ( (OH) – перпендикуляр на плоскость (ABC) , (CHperp BD) – проекция). Значит, (COperp KP) . Таким образом, сечением является четырехугольник (CPMK) , диагонали которого взаимно перпендикулярны.
Пример 4
Дана прямоугольная пирамида (DABC) с ребром (DB) , перпендикулярным плоскости (ABC) . В основании лежит прямоугольный треугольник с (angle B=90^circ) , причем (AB=DB=CB) . Проведите через прямую (AB) плоскость, перпендикулярную грани (DAC) , и найдите сечение пирамиды этой плоскостью.
Решение
1) Плоскость (alpha) будет перпендикулярна грани (DAC) , если она будет содержать прямую, перпендикулярную (DAC) . Проведем из точки (B) перпендикуляр на плоскость (DAC) — (BH) , (Hin DAC) .
Проведем вспомогательные (BK) – медиану в (triangle ABC) и (DK) – медиану в (triangle DAC) .
Т.к. (AB=BC) , то (triangle ABC) – равнобедренный, значит, (BK) – высота, то есть (BKperp AC) .
Т.к. (AB=DB=CB) и (angle ABD=angle CBD=90^circ) , то (triangle ABD=triangle CBD) , следовательно, (AD=CD) , следовательно, (triangle DAC) – тоже равнобедренный и (DKperp AC) .
Применим теорему о трех перпендикулярах: (BH) – перпендикуляр на (DAC) ; наклонная (BKperp AC) , значит и проекция (HKperp AC) . Но мы уже определили, что (DKperp AC) . Таким образом, точка (H) лежит на отрезке (DK) .
Соединив точки (A) и (H) , получим отрезок (AN) , по которому плоскость (alpha) пересекается с гранью (DAC) . Тогда (triangle ABN) – искомое сечение пирамиды плоскостью (alpha) .
2) Определим точное положение точки (N) на ребре (DC) .
Обозначим (AB=CB=DB=x) . Тогда (BK) , как медиана, опущенная из вершины прямого угла в (triangle ABC) , равна (frac12 AC) , следовательно, (BK=frac12 cdot sqrt2 x) .
Рассмотрим (triangle BKD) . Найдем отношение (DH:HK) .
Заметим, что т.к. (BHperp (DAC)) , то (BH) перпендикулярно любой прямой из этой плоскости, значит, (BH) – высота в (triangle DBK) . Тогда (triangle DBHsim triangle DBK) , следовательно
[dfrac=dfrac Rightarrow DH=dfrac3x Rightarrow HK=dfrac6x Rightarrow DH:HK=2:1]
Рассмотрим теперь (triangle ADC) . Медианы треугольника точной пересечения делятся в отношении (2:1) , считая от вершины. Значит, (H) – точка пересечения медиан в (triangle ADC) (т.к. (DK) – медиана). То есть (AN) – тоже медиана, значит, (DN=NC) .
💡 Видео
Построение сечения параллельно прямойСкачать
10 класс, 14 урок, Задачи на построение сеченийСкачать
Как строить сечения параллелепипедаСкачать
№14 из профильного ЕГЭ по математике. Как строить сечения на изи. Серия-1Скачать
Как строить сеченияСкачать
Построение сечений. Метод параллельных прямыхСкачать
Построение прямой, параллельной даннойСкачать
Параллельные прямые | Математика | TutorOnlineСкачать
ВСЕ О СЕЧЕНИЯХ В СТЕРЕОМЕТРИИСкачать
Как строить сечения тетраэдра и пирамидыСкачать
🔥Как строить сечения куба, параллелепипеда через заданные точки?Скачать
№2. Строим сечения призм — простое свойство!Скачать
№3. Как строить сечения пирамидСкачать
Как строить сечение куба? Стереометрия. 10-11 класс | Математика | TutorOnlineСкачать
Построение сечения параллелепипеда через три точкиСкачать
Как строить сечения в стереометрии? Задача 13Скачать
Построение сечений Занятие 1Скачать
Провести сечение через две точки на гранях параллельно ребру призмыСкачать