Радиус основной окружности зубчатого колеса

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Эвольвентным зубчатым колесом называют звено зубчатого механизма, снабженное замкнутой системой зубьев. При проектировании зубчатого колеса вначале нужно определить его число зубьев z , а затем определить параметры зубьев. Для этого нужно произвольную окружность колеса r y разделить на z частей, каждая из которых называется окружным шагом p y .

Радиус основной окружности зубчатого колеса

где m y = p y / p = d y / z — модуль зацепления по окружности произвольного радиуса.

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Модулем зацепления называется линейная величина в p раз меньшая окружного шага или отношение шага по любой концентрической окружности зубчатого колеса к p . В зависимости от окружности по которой определен модуль различают делительный, основной, начальный. Для косозубых колес еще и нормальный, торцевой и осевой модули. В ряде стран используется величина обратная модулю, которая называется питчем. Питч (диаметральный) — число зубьев колеса, приходящееся на дюйм диаметра. Исходя из этого модуль можно определить как число милиметров диаметра, приходящееся на один зуб. На колесе можно провести бесчисленное число окружностей на каждой из которых будет свой модуль. Для ограничения этого числа ГОСТом введен стандартный ряд модулей. Стандартной модуль определяется по окружности называемой делительной. Точнее делительной называется такая окружность зубчатого колеса, на которой модуль и шаг принимают стандартное значение. Окружным шагом или шагом называется расстояние по дуге окружности между одноименными точками профилей соседних зубьев (под одноименными понимаются правые или левые профили зуба). Угловой шаг t — центральный угол соответствующий дуге p — окружному шагу по делительной окружности.

Примечание: Согласно ГОСТ основные элементы зубчатого колеса обозначаются по следующим правилам: линейные величины — строчными буквами латинского алфавита, угловые — греческими буками; установлены индексы для величин :

по окружностям: делительной — без индекса, вершин — a , впадин — f , основная — b , начальная — w , нижних точек активных профилей колес — p , граничных точек — l ;

по сечениям: нормальное сечение — n , торцевое сечение — t , осевое сечение — x ;

относящихся к зуборезному инструменту — 0 .

Для параметров зубчатого колеса справедливы следующие соотношения

Радиус основной окружности зубчатого колеса— диаметр окружности произвольного радиуса,

Радиус основной окружности зубчатого колеса— диаметр делительной окружности,

Радиус основной окружности зубчатого колеса— шаг по окружности произвольного радиуса,

Радиус основной окружности зубчатого колеса— шаг по делительной окружности,

Радиус основной окружности зубчатого колеса

где a — угол профиля на делительной окружности,

a y — угол профиля на окружности произвольного радиуса.

Углом профиля называется острый угол между касательной к профилю в данной точки и радиусом — вектором, проведенным в данную точку из центра колеса.

Шаг колеса делится на толщину зуба s y и ширину впадины e y . Толщина зуба s y — расстояние по дуге окружности r y между разноименными точками профилей зуба. Ширина впадины e y — расстояние по дуге окружности r y между разноименными точками профилей соседних зубьев.

На основной окружности a b => 0 и cos a b => 1 , тогда

Радиус основной окружности зубчатого колеса

В зависимости от соотношения между толщиной зуба и шириной впадины на делительной окружности зубчатые колеса делятся на:

нулевые s = e = p * m / 2 , D = 0;

положительные s > e , => D > 0;

отрицательные s D D — коэффициент изменения толщины зуба (отношение приращения толщины зуба к модулю). Тогда толщину зуба по делительной окружности можно записать

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Более подробно познакомиться с основными определениями и расчетными зависимостями можно в литературе [ 11.1 ] и в ГОСТ 16530-83.

Толщина зуба колеса по окружности произвольного радиуса .

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Толщина зуба по дуге делительной окружности

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Угловая толщина зуба по окружности произвольного радиуса из схемы на рис. 12.2

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Подставляя в формулу угловой толщины эти зависимости, получим

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Методы изготовления эвольвентных зубчатых колес .

Существует множество вариантов изготовления зубчатых колес. В их основу положены два принципиально отличных метода:

метод копирования, при котором рабочие кромки инструмента по форме соответствуют обрабатываемой поверхности ( конгруентны ей, т. е. заполняют эту поверхность как отливка заполняет форму );

метод огибания, при котором инструмент и заготовка за счет кинематической цепи станка выполняют два движения — резания и огибания (под огибанием понимается такое относительное движение заготовки и инструмента , которое соответствует станочному зацеплению , т. е. зацеплению инструмента и заготовки с требуемым законом изменения передаточного отношения).

Из вариантов изготовления по способу копирования можно отметить:

Нарезание зубчатого колеса профилированной дисковой или пальцевой фрезой (проекция режущих кромок которой соответствует конфигурации впадин). При этом методе резание производится в следующем прядке: прорезается впадина первого зуба, затем заготовка с помощью делительного устройства (делительной головки) поворачивается на угловой шаг и прорезается следующая впадина. Операции повторяются пока не будут прорезаны все впадины. Производительность данного способа низкая, точность и качество поверхности невысокие.

Отливка зубчатого колеса в форму. При этом внутренняя поверхность литейной формы конгруентна наружной поверхности зубчатого колеса. Производительность и точность метода высокая, однако при этом нельзя получить высокой прочности и твердости зубьев.

Из вариантов изготовления по способу огибания наибольшее распространение имеют:

Обработка на зубофрезерных или зубодолбежных станках червячными фрезами или долбяками. Производительность достаточно высокая, точность изготовления и чистота поверхностей средняя. Можно обрабатывать колеса из материалов с невысокой твердостью поверхности.

Накатка зубьев с помощью специального профилированного инструмента. Обеспечивает высокую производительность и хорошую чистоту поверхности. Применяется для пластичных материалов, обычно на этапах черновой обработки. Недостаток метода образование наклепанного поверхностного слоя, который после окончания обработки изменяет свои размеры.

Обработка на зубошлифовальных станках дисковыми кругами. Применяемся как окончательная операция после зубонарезания (или накатки зубьев) и термической обработки. Обеспечивает высокую точность и чистоту поверхности. Применяется для материалов с высокой поверхностной прочностью.

Понятие о исходном, исходном производящем и производящем контурах .

Для сокращения номенклатуры режущего инструмента стандарт устанавливает нормативный ряд модулей и определенные соотношения между размерами элементов зуба. Эти соотношения определяются:

для зубчатых колес определяются параметрами исходной рейки через параметры ее нормального сечения — исходный контур;

для зубчатого инструмента определяются параметрами исходной производящей рейки через параметры ее нормального сечения — исходный производящий контур.


Радиус основной окружности зубчатого колеса

По ГОСТ 13755-81 значения параметров исходного контура должны быть следующими:

угол главного профиля a = 20 ° ;

коэффициент высоты зуба h * a = 1 ;

коэффициент высоты ножки h * f = 1.25 ;

коэффициент граничной высоты h * l = 2 ;

коэффициент радиуса кривизны переходной кривой r * f =с * /(1-sin a )= 0.38 ;

коэффициент радиального зазора в паре исходных контуров с * = 0.25.

Исходный производящий контур отличается от исходного высотой зуба h 0 = 2.5m.

Исходный и исходный производящий контуры образуют между собой конруентную пару (рис. 12.3), т.е. один заполняет другой как отливка заполняет заготовку (с радиальным зазором с * Ч m в зоне прямой вершин зуба исходной рейки). Принципиальное отличие этих контуров в том, что исходный контур положен в основу стандартизации зубчатых колес, а исходный производящий — в основу стандартизации зуборезного инструмента. Оба эти контура необходимо отличать от производящего контура — проекции режущих кромок инструмента на плоскость перпендикулярную оси заготовки.

Станочным зацеплением называется зацепление, образованное заготовкой колеса и инструментом, при изготовлении зубчатого колеса на зубообрабатывающем оборудовании по способу обката. Схема станочного зацепления колеса и инструмента с производящим контуром, совпадающим с исходным производящим контуром, изображена на рис. 12.4.

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Линия станочного зацепления — геометрическое место точек контакта эвольвентной части профиля инструмента и эвольвентной части профиля зуба в неподвижной системе координат.

Смещение исходного производящего контура x*m — кратчайшее расстояние между делительной окружностью заготовки и делительной прямой исходного производящего контура.

Уравнительное смещение D y*m — условная расчетная величина, введенная в расчет геометрии зацепления с целью обеспечения стандартного радиального зазора в зацеплении (величина, выражающая в долях модуля уменьшение радиуса окружностей вершин колес, необходимое для обеспечения стандартной величины радиального зазора).

Окружность граничных точек r l — окружность проходящая через точки сопряжения эвольвентной части профиля зуба с переходной кривой.

Основные размеры зубчатого колеса .

Определим основные размеры эвольвентного зубчатого колеса, используя схему станочного зацепления (рис. 12.4).

Радиус окружности вершин

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Радиус окружности впадин

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Толщина зуба по делительной окружности.

Так как стночно-начальная прямая перекатывается в процессе огибания по делительной окружности без скольжения, то дуга s-s по делительной окружности колеса равна ширине впадины e-e по станочно-начальной прямой инструмента. Тогда, c учетом схемы на рис. 12.5, можно записать

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Виды зубчатых колес (Классификация по величине смещения) .

В зависимости от расположения исходного производящего контура относительно заготовки зубчатого колеса, зубчатые колеса делятся на нулевые или без смещения, положительные или с положительным смещением, отрицательные или с отрицательным смещением.

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Подрезание и заострение зубчатого колеса .

Если при нарезании зубчатого колеса увеличивать смещение, то основная и делительная окружность не изменяют своего размера, а окружности вершин и впадин увеличиваются. При этом участок эвольвенты, который используется для профиля зуба, увеличивает свой радиус кривизны и профильный угол. Толщина зуба по делительной окружности увеличивается , а по окружности вершин уменьшается.

Радиус основной окружности зубчатого колеса

На рис. 12.7 изображены два эвольвентных зуба для которых

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Для термобработанных зубчатых колес с высокой поверхностной прочностью зуба заострение вершины зуба является нежелательным. Термообработка зубьев (азотирова-ние, цементация, цианирование), обеспечивающая высо Рис. 12.7 кую поверхностную прочность и твердость зубьев при сохранении вязкой серцевины, осуществляется за счет насыщения поверхностных слоев углеродом. Вершины зубьев, как выступающие элементы колеса, насыщаются углеродом больше. Поэтому после закалки они становятся более твердыми и хрупкими. У заостренных зубьев появляется склонность к скалыванию зубьев на вершинах. Поэтому рекомендуется при изготовлении не допускать толщин зубьев меньших некоторых допустимых значений. То есть заостренным считается зуб у которого

Радиус основной окружности зубчатого колеса

При этом удобнее пользоваться относительными величинами [s a /m ]. Обычно принимают следующие допустимые значения

улучшение, нормализация [s a /m ] = 0.2;

цианирование, азотирование [s a /m ] = 0.25. 0.3;

цементация [s a /m ] = 0.35. 0.4.

Подрезание эвольвентных зубьев в станочном зацеплении

В процессе формирования эвольвентного зуба по способу огибания, в зависимости от взаимного расположения инструмента и заготовки возможно срезание эвольвентной части профиля зуба той частью профиля инструмента, которая формирует переходную кривую. Условие при котором это возможно определяется из схемы станочного зацепления. Участок линии зацепления, соответствующий эвольвентному зацеплению определяется отрезком B 1 . где точка B l определяется пересечением линии станочного зацепления и прямой граничных точек инструмента. Если точка B l располагается ниже (см. рис.12.8) точки N , то возникает подрезание зуба. Условие при котором нет подрезания можно записать так

Содержание
  1. Детали машин
  2. Геометрические параметры эвольвентного зацепления
  3. Начальные окружности
  4. Делительная окружность
  5. Окружной шаг зубьев
  6. Основной шаг
  7. Окружная толщина зуба и окружная ширина впадины
  8. Окружной модуль зубьев
  9. Высота головки и ножки зуба
  10. Длина активной линии зацепления
  11. Коэффициент торцового перекрытия
  12. Лекция 12. Эвольвентная зубчатая передача.
  13. § 2. Толщина зуба колеса по окружности произвольного радиуса.
  14. § 3. Методы изготовления эвольвентных зубчатых колес.
  15. § 4. Понятие о исходном, исходном производящем и производящем контурах.
  16. § 5. Станочное зацепление.
  17. § 6. Основные размеры зубчатого колеса.
  18. § 7. Виды зубчатых колес (Классификация по величине смещения).
  19. § 8. Подрезание и заострение зубчатого колеса.
  20. § 9. Подрезание эвольвентных зубьев в станочном зацеплении.
  21. § 10. Понятие о области существования зубчатого колеса.
  22. § 11. Цилиндрическая эвольвентная зубчатая передача.
  23. Вопросы для самопроверки
  24. 📺 Видео

Видео:№1110. Расстояние между серединами зубьев зубчатого колеса, измеренное по дуге окружности, равноСкачать

№1110. Расстояние между серединами зубьев зубчатого колеса, измеренное по дуге окружности, равно

Детали машин

Видео:Модуль шестерни и параметры зубчатого колесаСкачать

Модуль шестерни и параметры зубчатого колеса

Геометрические параметры эвольвентного зацепления

Эвольвентное зацепление зубчатых колес характеризуется различными геометрическими параметрами, оказывающими существенное влияние на свойства и работу передачи. К таким параметрам относятся диаметры начальной, основной и делительной окружностей, окружной шаг зубьев, модуль зацепления, высота головок и ножек зубьев, длина активной линии зацепления, угол наклона линии зуба косозубого колеса, коэффициент перекрытия и некоторые другие.

В обозначении геометрических параметров зацепления используют индексы, относящиеся к характерным окружностям зубчатых колес:

  • w – начальной;
  • b – основной;
  • a – вершин зубьев;
  • f – впадин зубьев.

Параметрам, относящимся к делительной окружности, индекс не присваивается.

При обозначении параметров пары зубчатых колес индекс «1» присваивается шестерне, «2» — колесу.

Начальные окружности

Начальными называют окружности, которые в процессе зацепления перекатываются одна по другой без скольжения (рис. 1), при этом отношение их радиусов (расстояний от центров О1 и О2 до полюса П ) при неизменном межосевом расстоянии О1О2 тоже остается неизменным.
При изменении межосевого расстояния aw меняются и диаметры dw начальных окружностей шестерни и колеса, т. е. у пары зубчатых колес может быть множество начальных окружностей.
У отдельно взятого колеса начальной окружности не существует – по определению этот параметр образуется в зацеплении, т. е. в зубчатой передаче.

Межосевое расстояние определяется по формуле:

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Делительная окружность

Окружность, на которой шаг p и угол зацепления α соответственно равны шагу p и углу α профиля инструментальной рейки, называют делительной окружностью (рис. 1). Эта окружность принадлежит отдельно взятому колесу, ее диаметр d при изменении межосевого расстояния остается неизменным.

Делительные окружности совпадают с начальными, если межосевое расстояние пары зубчатых колес равно сумме радиусов делительных окружностей.

У большинства зубчатых передач диаметры делительных и начальных окружностей совпадают, т. е.:

Исключение составляют передачи с угловой модификацией.

Окружной шаг зубьев

Расстояние между одноименными сторонами двух соседних зубьев, взятое по дуге делительной окружности, называют окружным шагом зубьев по делительной окружности и обозначают буквой p (рис. 1).
Для пары зацепляющихся зубчатых колес окружной шаг зубьев должен быть одинаковым.

Основной шаг

Этот параметр, обозначаемый pb , относится к основной окружности. На основании второго и четвертого свойств эвольвенты расстояние по нормали между одноименными сторонами двух соседних зубьев равно шагу pb .
Из треугольника О2ВП (см. рис. 1) диаметр основной окружности db2 = 2 rb2 = d2 cos αw , откуда основной шаг может быть определен по формуле:

Окружная толщина зуба и окружная ширина впадины

Окружная толщина зуба st и окружная ширина впадины et по дуге делительной окружности колеса передачи без смещения теоретически равны. Однако при изготовлении зубчатых колес на теоретический размер st назначают такое расположение поля допуска, при котором зуб получается тоньше, чем и гарантируется боковой зазор j (рис. 1), необходимый для нормального зацепления. По делительной окружности всегда st + et = p .

Окружной модуль зубьев

Из определения окружного шага следует, что длина делительной окружности зубчатого колеса πd = pz , где z – число зубьев. Следовательно,

Шаг зубьев p , так же как длина окружности, включает в себя трансцендентное число π , а поэтом шаг — также число трансцендентное. Для удобства расчетов и измерения зубчатых колес в качестве основного расчетного параметра принято рациональное число p/π , которое называют модулем зубьев , обозначают m и измеряют в миллиметрах:

d = mz или m = d/z .

Модуль зубьев m – часть диаметра делительной окружности, приходящаяся на один зуб.

Модуль является основной характеристикой размера зубьев. Для пары зацепляющихся колес модуль должен быть одинаковым.

Для обеспечения взаимозаменяемости зубчатых колес и унификации дорогостоящего зубонарезного оборудования и инструмента значения m регламентируются стандартом в диапазоне от 0,05 до 100 мм.
В соответствии со стандартным рядом I модуль может принимать следующие значения: 1,0, 1,25, 1,5, 2,0, 2,5, 3,0, 4,0, 5,0, 6,0, 8,0, 10,0.
Стандартный ряд II значительно расширяет диапазон применяемых на практике модулей ( m = 1,125, 1,375, 1,75 и т. д.).

При выборе модулей из стандартных рядов первый ряд следует предпочитать второму.

Высота головки и ножки зуба

Делительная окружность делит зуб по высоте на головку ha и ножку hf . Для создания радиального зазора с (см . рис. 1) необходимо

Для передачи без смещения ha = m .

Длина активной линии зацепления

При вращении зубчатых колес точка зацепления S (см. рис. 1) пары зубьев перемещается по линии зацепления NN . Зацепление профилей начинается в точке S’ пересечения линии зацепления с окружностью вершин колеса и заканчивается в точке S» пересечения линии зацепления с окружностью вершин шестерни.
Отрезок S’S» линии зацепления называют длиной активной линии зацепления и обозначают gα . Длину gα легко определить графически, для чего радиусами окружностей вершин обоих колес отсекают на линии зацепления NN отрезок S’S» и замеряют gα .

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Коэффициент торцового перекрытия

Коэффициентом торцового перекрытия εα называют отношение длины активной линии зацепления к основному шагу:

где z1 и z2 – числа зубьев шестерни и колеса; β – угол наклона линии зуба косозубого колеса.

Непрерывность работы зубчатой передачи возможна при условии, когда последующая пара зубьев входит в зацепление до выхода предыдущей, т. е. когда обеспечивается перекрытие работы одной пары зубьев другой. Чем больше пар зубьев одновременно находится в зацеплении, тем выше плавность работы передачи.

За период работ пары зубьев точка их зацепления проходит путь, равный по длине gα (см. рис. 1), а расстояние между профилями соседних зубьев по линии зацепления равно основному шагу pb . При gα > pb необходимое перекрытие зубьев обеспечивается.

По условию непрерывности зацепления должно быть εα > 1. С увеличением количества зубьев z увеличивается и коэффициент торцового перекрытия εα .

Видео:Построение эвольвентного зацепленияСкачать

Построение эвольвентного зацепления

Лекция 12. Эвольвентная зубчатая передача.

Эвольвентным зубчатым колесом называют звено зубчатого механизма, снабженное замкнутой системой зубьев. При проектировании зубчатого колеса вначале нужно определить его число зубьев z , а затем определить параметры зубьев. Для этого нужно произвольную окружность колеса ry разделить на z частей, каждая из которых называется окружным шагом py .

где my= py / p = dy / z — модуль зацепления по окружности произвольного радиуса.

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Модулем зацепления называется линейная величина в π раз меньшая окружного шага или отношение шага по любой концентрической окружности зубчатого колеса к π . В зависимости от окружности по которой определен модуль различают делительный, основной, начальный. Для косозубых колес еще и нормальный, торцевой и осевой модули. В ряде стран используется величина обратная модулю, которая называется питчем. Питч (диаметральный) — число зубьев колеса, приходящееся на дюйм диаметра. Исходя из этого модуль можно определить как число милиметров диаметра, приходящееся на один зуб. На колесе можно провести бесчисленное число окружностей на каждой из которых будет свой модуль. Для ограничения этого числа ГОСТом введен стандартный ряд модулей. Стандартной модуль определяется по окружности называемой делительной. Точнее делительной называется такая окружность зубчатого колеса, на которой модуль и шаг принимают стандартное значение. Окружным шагом или шагом называется расстояние по дуге окружности между одноименными точками профилей соседних зубьев (под одноименными понимаются правые или левые профили зуба). Угловой шаг t — центральный угол соответствующий дуге p окружному шагу по делительной окружности.

Примечание: Согласно ГОСТ основные элементы зубчатого колеса обозначаются по следующим правилам: линейные величины — строчными буквами латинского алфавита, угловые — греческими буками; установлены индексы для величин :

  • по окружностям: делительной — без индекса, вершин — a , впадин — f , основная — b , начальная — w , нижних точек активных профилей колес — p , граничных точек — l ;
  • по сечениям: нормальное сечение — n , торцевое сечение — t , осевое сечение — x ;
  • относящихся к зуборезному инструменту — 0 .

Для параметров зубчатого колеса справедливы следующие соотношения

Радиус основной окружности зубчатого колеса — диаметр окружности произвольного радиуса,

Радиус основной окружности зубчатого колеса — диаметр делительной окружности,

Радиус основной окружности зубчатого колеса — шаг по окружности произвольного радиуса,

Радиус основной окружности зубчатого колеса — шаг по делительной окружности,

Радиус основной окружности зубчатого колеса

где α — угол профиля на делительной окружности,

α y — угол профиля на окружности произвольного радиуса.

Углом профиля называется острый угол между касательной к профилю в данной точки и радиусом — вектором, проведенным в данную точку из центра колеса.

Шаг колеса делится на толщину зуба sy и ширину впадины ey . Толщина зуба sy — расстояние по дуге окружности ry между разноименными точками профилей зуба. Ширина впадины ey — расстояние по дуге окружности ry между разноименными точками профилей соседних зубьев.

Радиус основной окружности зубчатого колеса

В зависимости от соотношения между толщиной зуба и шириной впадины на делительной окружности зубчатые колеса делятся на :

где ∆ — коэффициент изменения толщины зуба (отношение приращения толщины зуба к модулю). Тогда толщину зуба по делительной окружности можно записать

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Более подробно познакомиться с основными определениями и расчетными зависимостями можно в литературе и в ГОСТ 16530-83.

Видео:Ответы на вопросы по листу №3 ТММСкачать

Ответы на вопросы по листу №3 ТММ

§ 2. Толщина зуба колеса по окружности произвольного радиуса.

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Толщина зуба по дуге делительной окружности

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Угловая толщина зуба по окружности произвольного радиуса из схемы на рис. 11.2

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Подставляя в формулу угловой толщины эти зависимости, получим

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Видео:Построение эвольвенты окружностиСкачать

Построение эвольвенты окружности

§ 3. Методы изготовления эвольвентных зубчатых колес.

Существует множество вариантов изготовления зубчатых колес. В их основу положены два принципиально отличных метода:

  • метод копирования, при котором рабочие кромки инструмента по форме соответствуют обрабатываемой поверхности ( конгруентны ей, т. е. заполняют эту поверхность как отливка заполняет форму );
  • метод огибания , при котором инструмент и заготовка за счет кинематической цепи станка выполняют два движения — резания и огибания (под огибанием понимается такое относительное движение заготовки и инструмента , которое соответствует станочному зацеплению, т. е. зацеплению инструмента и заготовки с требуемым законом изменения передаточного отношения).

Из вариантов изготовления по способу копирования можно отметить:

  • Нарезание зубчатого колеса профилированной дисковой или пальцевой фрезой (проекция режущих кромок которой соответствует конфигурации впадин). При этом методе резание производится в следующем прядке: прорезается впадина первого зуба, затем заготовка с помощью делительного устройства (делительной головки) поворачивается на угловой шаг и прорезается следующая впадина. Операции повторяются пока не будут прорезаны все впадины. Производительность данного способа низкая, точность и качество поверхности невысокие.
  • Отливка зубчатого колеса в форму. При этом внутренняя поверхность литейной формы конгруентна наружной поверхности зубчатого колеса. Производительность и точность метода высокая, однако при этом нельзя получить высокой прочности и твердости зубьев.

Из вариантов изготовления по способу огибания наибольшее распространение имеют:

  • Обработка на зубофрезерных или зубодолбежных станках червячными фрезами или долбяками . Производительность достаточно высокая, точность изготовления и чистота поверхностей средняя. Можно обрабатывать колеса из материалов с невысокой твердостью поверхности.
  • Накатка зубьев с помощью специального профилированного инструмента. Обеспечивает высокую производительность и хорошую чистоту поверхности. Применяется для пластичных материалов, обычно на этапах черновой обработки. Недостаток метода образование наклепанного поверхностного слоя, который после окончания обработки изменяет свои размеры.
  • Обработка на зубошлифовальных станках дисковыми кругами. Применяемся как окончательная операция после зубонарезания (или накатки зубьев) и термической обработки. Обеспечивает высокую точность и чистоту поверхности. Применяется для материалов с высокой поверхностной прочностью.

Видео:Что такое МОДУЛЬ шестерни? Ты ТОЧНО поймешь!Скачать

Что такое МОДУЛЬ шестерни? Ты ТОЧНО поймешь!

§ 4. Понятие о исходном, исходном производящем и производящем контурах.

Для сокращения номенклатуры режущего инструмента стандарт устанавливает нормативный ряд модулей и определенные соотношения между размерами элементов зуба. Эти соотношения определяются:

  • для зубчатых колес определяются параметрами исходной рейки через параметры ее нормального сечения — исходный контур;
  • для зубчатого инструмента определяются параметрами исходной производящей рейки через параметры ее нормального сечения — исходный производящий контур.

Радиус основной окружности зубчатого колеса

По ГОСТ 13755-81 значения параметров исходного контура должны быть следующими:

  • угол главного профиля a= 20° ;
  • коэффициент высоты зуба h * a= 1 ;
  • коэффициент высоты ножки h * f= 1.25 ;
  • коэффициент граничной высоты h * l= 2 ;
  • коэффициент радиуса кривизны переходной кривой r * f =с * /(1-sina ) = 0.38 ;
  • коэффициент радиального зазора в паре исходных контуров с * = 0.25.

Исходный производящий контур отличается от исходного высотой зуба h0 = 2.5m.

Исходный и исходный производящий контуры образуют между собой конруентную пару (рис. 12.3), т.е. один заполняет другой как отливка заполняет заготовку (с радиальным зазором с * m в зоне прямой вершин зуба исходной рейки). Принципиальное отличие этих контуров в том, что исходный контур положен в основу стандартизации зубчатых колес, а исходный производящий — в основу стандартизации зуборезного инструмента. Оба эти контура необходимо отличать от производящего контура — проекции режущих кромок инструмента на плоскость перпендикулярную оси заготовки.

Видео:FreeCad Шестерни эвольвентаСкачать

FreeCad Шестерни эвольвента

§ 5. Станочное зацепление.

Станочным зацеплением называется зацепление, образованное заготовкой колеса и инструментом, при изготовлении зубчатого колеса на зубообрабатывающем оборудовании по способу обката. Схема станочного зацепления колеса и инструмента с производящим контуром, совпадающим с исходным производящим контуром, изображена на рис. 12.4.

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Линия станочного зацепления — геометрическое место точек контакта эвольвентной части профиля инструмента и эвольвентной части профиля зуба в неподвижной системе координат.

Смещение исходного производящего контура x*m — кратчайшее расстояние между делительной окружностью заготовки и делительной прямой исходного производящего контура.

Уравнительное смещение D y*m — условная расчетная величина, введенная в расчет геометрии зацепления с целью обеспечения стандартного радиального зазора в зацеплении (величина, выражающая в долях модуля уменьшение радиуса окружностей вершин колес, необходимое для обеспечения стандартной величины радиального зазора).

Окружность граничных точек rl — окружность проходящая через точки сопряжения эвольвентной части профиля зуба с переходной кривой.

Видео:Зубчатые передачиСкачать

Зубчатые передачи

§ 6. Основные размеры зубчатого колеса.

Определим основные размеры эвольвентного зубчатого колеса, используя схему станочного зацепления (рис. 12.4).

  1. Радиус окружности вершин

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Радиус основной окружности зубчатого колеса

  1. Радиус окружности впадин

Радиус основной окружности зубчатого колеса

  1. Толщина зуба по делительной окружности.

Так как станочно-начальная прямая перекатывается в процессе огибания по делительной окружности без скольжения, то дуга s-s по делительной окружности колеса равна ширине впадины e-e по станочно-начальной прямой инструмента. Тогда, c учетом схемы на рис. 12.5, можно записать

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Видео:6.3 Зубчатые цилиндрические передачиСкачать

6.3 Зубчатые цилиндрические передачи

§ 7. Виды зубчатых колес (Классификация по величине смещения).

В зависимости от расположения исходного производящего контура относительно заготовки зубчатого колеса, зубчатые колеса делятся на нулевые или без смещения, положительные или с положительным смещением, отрицательные или с отрицательным смещением.

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Видео:Вращательное движение. 10 класс.Скачать

Вращательное движение. 10 класс.

§ 8. Подрезание и заострение зубчатого колеса.

Если при нарезании зубчатого колеса увеличивать смещение, то основная и делительная окружность не изменяют своего размера, а окружности вершин и впадин увеличиваются. При этом участок эвольвенты, который используется для профиля зуба, увеличивает свой радиус кривизны и профильный угол. Толщина зуба по делительной окружности увеличивается, а по окружности вершин уменьшается.

Радиус основной окружности зубчатого колеса

На рис. 12.7 изображены два эвольвентных зуба для которых

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Для термобработанных зубчатых колес с высокой поверхностной прочностью зуба заострение вершины зуба является нежелательным. Термообработка зубьев (азотирование, цементация, цианирование), обеспечивающая высокую поверхностную прочность и твердость зубьев при сохранении вязкой серцевины , осуществляется за счет насыщения поверхностных слоев углеродом. Вершины зубьев, как выступающие элементы колеса, насыщаются углеродом больше. Поэтому после закалки они становятся более твердыми и хрупкими. У заостренных зубьев появляется склонность к скалыванию зубьев на вершинах. Поэтому рекомендуется при изготовлении не допускать толщин зубьев меньших некоторых допустимых значений. То есть заостренным считается зуб у которого

Радиус основной окружности зубчатого колеса

При этом удобнее пользоваться относительными величинами [ sa / m ] . Обычно принимают следующие допустимые значения

улучшение, нормализация [ sa / m ] = 0.2;

цианирование, азотирование [ sa / m ] = 0.25. 0.3;

Видео:ЭВОЛЬВЕНТНОЕ зубчатое зацепление шестерен. Как это работает?Скачать

ЭВОЛЬВЕНТНОЕ зубчатое зацепление шестерен. Как это работает?

§ 9. Подрезание эвольвентных зубьев в станочном зацеплении.

В процессе формирования эвольвентного зуба по способу огибания , в зависимости от взаимного расположения инструмента и заготовки возможно срезание эвольвентной части профиля зуба той частью профиля инструмента, которая формирует переходную кривую. Условие при котором это возможно определяется из схемы станочного зацепления. Участок линии зацепления, соответствующий эвольвентному зацеплению определяется отрезком B1. где точка Bl определяется пересечением линии станочного зацепления и прямой граничных точек инструмента. Если точка Bl располагается ниже (см. рис.12.8) точки N , то возникает подрезание зуба. Условие при котором нет подрезания можно записать так

Радиус основной окружности зубчатого колеса.

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Радиус основной окружности зубчатого колеса

где zmin — минимальное число зубьев нулевого колеса нарезаемое без подрезания.

Избежать подрезания колеса можно если увеличить смещение инструмент так, чтобы точка Bl оказалась бы выше точки N или совпала с ней. Тогда смещение инструмента при котором не будет подрезания

Радиус основной окружности зубчатого колеса

В предельном случае, когда точка Bl совпадает с точкой N

Радиус основной окружности зубчатого колеса

где xmin — минимальное смещение инструмента при котором нет подрезания.

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Видео:Зубчатые колесаСкачать

Зубчатые колеса

§ 10. Понятие о области существования зубчатого колеса.

Параметры в зубчатых передачах удобно разделять на параметры зубчатого колеса и параметры зубчатой передачи. Параметры зубчатого колеса характеризуют данное зубчатое колесо и, как составная часть, входят в параметры зубчатой передачи, образованной этим колесом с другим парным ему колесом. К параметрам зубчатого колеса относятся: число зубьев, модуль, параметры исходного контура инструмента, которым оно обрабатывалось и коэффициент смещения. Как отмечено выше, на выбор этих параметров накладываются ограничения по заострению и подрезанию зуба. Поэтому можно ввести понятие области существования зубчатого колеса — диапазона коэффициентов смещения при которых не будет подрезания и заострения. На рис. 12.11 показан пример такой области существования.

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Видео:Практика_№14_Синтез эвольвентного зацепленияСкачать

Практика_№14_Синтез эвольвентного зацепления

§ 11. Цилиндрическая эвольвентная зубчатая передача.

Два зубчатых колеса с одинаковым модулем и с числами зубьев соответствующими заданному передаточному отношению образуют зубчатую передачу или простейший зубчатый механизм. В этом трехзвенном механизме зубчатые колеса образуют между собой высшую пару, а со стойкой низшие пары. Зубчатая передача, кроме параметров образующих ее колес, имеет и собственные параметры: угол зацепления a w , межосевое расстояние aw , воспринимаемое смещение y*m и уравнительное смещение D y*m . Передаточное отношение механизма u12, числа зубьев колес z1 и z2, начальные окружности rw1 и rw2 (или центроиды ) и межосевое расстояние aw связаны между собой следующими соотношениями (см. основную теорему зацепления и раздел по кинематике зубчатой передачи):

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Изобразим схему зацепления эвольвентной зубчатой передачи (рис.12.12).

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Основные уравнения эвольвентного зацепления.

Так как перекатывание начальных окружностей друг по другу происходит без скольжения, то

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Толщину зуба по начальной окружности можно записать, используя формулу для толщины зуба по окружности произвольного радиуса

Радиус основной окружности зубчатого колеса

а шаг по начальной окружности равен

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Поставляя эти выражения в формулу для шага по начальной окружности, получим

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Из схемы эвольвентного зацепления (рис.12.12) можно записать

Радиус основной окружности зубчатого колеса

после подстановки, получим

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Из схемы эвольвентного зацепления (рис.12.12) можно записать

Радиус основной окружности зубчатого колеса

4. Уравнительное смещение D y * m

Из рис. 12.12 Радиус основной окружности зубчатого колеса

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Подставим эти выражения

Радиус основной окружности зубчатого колеса

и, после преобразований, получим

Радиус основной окружности зубчатого колеса

Видео:SolidWorks. Создание параметрического зубчатого колесаСкачать

SolidWorks. Создание параметрического зубчатого колеса

Вопросы для самопроверки

— Что называется зубчатым колесом?

— Назовите основные достоинства и недостатки зубчатых передач?

— Каково взаимное расположение геометрических осей колес в цилиндрических, конических и гиперболоидных передачах?

— Как различаются зубчатые передачи по расположению зубьев относительно образующей тела заготовки колеса?

— Чем отличаются внешнее, внутреннее и реечное зацепления?

— Назовите различие рядовой и планетарной передач?

— В чем сущность основной теоремы зубчатого зацепления?

— Назовите элементы зубчатого колеса, какими линиями очерчивается профиль зуба?

— Назовите элементы зацепления пары колес.

— Что называется шагом колеса, модулем, головкой, ножкой зуба?

— Что такое полюс зацепления?

— Какой угол называется углом зацепления?

— Что такое линия зацепления, активная линия зацепления?

— Какая окружность колеса называется начальной окружностью?

— Какая окружность колеса называется основной?

— Какими свойствами обладает делительная окружность?

— Какие зубчатые колеса называются нулевыми, положительными и отрицательными?

— Что является центроидами относительного движения колес при постоянном передаточном отношении?

— Что такое удельное скольжение, почему возникает скольжение в контакте зубъев?

— Почему в полюсе зацепления удельное скольжение равно нулю?

— Происходит ли проскальзывание сопряженных профилей зубьев: в полюсе зацепления, в точках контакта, не совпадающих с полюсом?

— От чего зависит скорость относительного скольжения сопряженных профилей?

— На какой параметр работоспособности передачи влияет величина скорости скольжения?

— Что такое коэффициент удельного давления, где он применяется?

— Какие формы профиля зубьев отвечают основной теореме зубчатого зацепления?

— Дайте определение модуля зацепления.

— Что называется окружным шагом?

— Что такое передаточное число зубчатой передачи?

— Как определить передаточное отношение многоступенчатой зубчатой передачи?

— От чего зависит передаточное отношение рядовой передачи с последовательным соединением колес?

— Какая окружность зубчатого колеса называется делительной?

— Какая часть зуба называется головкой?

— Что такое коэффициент высоты головки зуба, чему он равен?

— Какая часть зуба называется ножкой?

— Могут ли два колеса, находящиеся в зацеплении иметь разный модуль?

— Какая окружность называется окружностью вершин?

— Какая окружность называется окружностью впадин?

— Чему равна высота головки зуба?

— Чему равна высота ножки зуба?

— Каково соотношение между высотой головки и и ножки зуба?

— В каком месте измеряется толщина зуба, ширина впадины колеса?

— Как рассчитать диаметр окружности вершин?

— Как рассчитать диаметр окружности впадин?

— Какая окружность называется эвольвентной?

— Какими свойствами обладает эвольвента окружности?

— Что такое эвольвентная функция?

— Назовите качественные характеристики эвольвентного зацепления?

— Какие профили зубъев колес называются сопряженными?

— Какими методами изготавливают эвольвентные зубъя, в чем заключается существо методов? Каковы основные достоинства и недостатки методов?

— Что такое реечный производящий исходный контур (инструментальная рейка)?

— Что такое коэффициент перекрытия? Каково его минимальное значение, необходимое для нормальной работы передачи?

— Для чего назначаются коэффициенты смещения при нарезании зубчатых колес?

— Какое число зубъев считается минимальным, от чего оно зависит?

— Чем определяется наименьшее число зубьев, обеспечивающее нормальную работу передачи?

— Что такое подрез зубчатого колеса?

— Как предотвратить подрез зубчатого колеса?

— Что такое коэффициент смещения исходного контура?

— Как изменится межосевое расстояние зубчатой передачи, если оба колеса имеют положительную коррекцию?

— Дайте определения окружного и углового шага эвольвентного зацепления.

— Запишите формулу для толщины зуба по окружности произвольного радиуса.

— Какие методы изготовления эвольвентных зубчатых колес Вы знаете ?

— В чем заключается сущность изготовления эвольвентных колес методом огибания ?

— Выведите основные размеры зубчатого колеса ( ra , s,h ), используя схему станочного зацепления.

— Запишите условие отсутствия подрезания в станочном зацеплении.

— Что такое x min ? Выведите формулу для определения x min .

— Запишите формулу для определения угла зацепления эвольвентной зубчатой передачи.

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

📺 Видео

КПД эвольвентного прямозубого зацепления. (Excel-калькулятор).Скачать

КПД эвольвентного прямозубого зацепления. (Excel-калькулятор).

Лекция «Зубчатые передачи»Скачать

Лекция «Зубчатые передачи»

Лекция 6 Взаимозаменяемость зубчатых колесСкачать

Лекция 6  Взаимозаменяемость зубчатых колес

Геометрические параметры зубчатых колёс. Перекрытие. Смещение.Скачать

Геометрические параметры зубчатых колёс. Перекрытие. Смещение.

Расчет цилиндрических зубчатых передач, каф. МеханикаСкачать

Расчет цилиндрических зубчатых передач, каф. Механика

SolidWorks. Цилиндрические зубчатые колесаСкачать

SolidWorks. Цилиндрические зубчатые колеса
Поделиться или сохранить к себе: