Практическая работа построение узора из окружностей 5 класс

Удивительный мир окружностей
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Практическая работа построение узора из окружностей 5 класс

интегрированный урок геометрии и изобразительного искусства для учащихся 5 классов

Видео:Узор из окружностейСкачать

Узор из окружностей

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_udivitelnyy_mir_okruzhnostey.doc56 КБ
okruzhnosti._prilozhenie_1.ppt2.08 МБ
prilozhenie_2.doc240 КБ
tehnologicheskaya_karta.prilozhenie_3.doc140.5 КБ

Видео:Математика 5 класс (Урок№26 - Окружность и круг. Сфера и шар.)Скачать

Математика 5 класс (Урок№26 - Окружность и круг. Сфера и шар.)

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 3 им. В.Н. Щеголева

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАКРЬІТОГО

АДМИНИСТРАТИВНО — ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Удивительный мир окружностей

План-конспект интегрированного урока

по наглядной геометрии

и изобразительного искусства в 5 классе

Сапельникова Алевтина Васильевна

Учитель изобразительного искусства:

Михайлюкова Светлана Алексеевна

Тема урока: «Удивительный мир окружностей»

Тип урока: урок обобщения знаний, интегрирования знаний по наглядной геометрии в изобразительное искусство

Триединая цель урока:

— организовать деятельность учащихся по обобщению, систематизации и закреплению полученных знаний, по применению теоретических знаний для выполнения заданий практического характера.

— развитие геометрической интуиции на образы, логического мышления учащихся, умения анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать геометрические образы.

-развитие познавательного интереса учащихся, формирование навыков продуктивного делового взаимодействия и принятия группового решения;

— учиться видеть красоту и совершенство окружающего мира.

Содержание этапов урока

Виды и формы урока

2.Мотивационное начало урока

Постановка целей урока и знакомство учащихся с планом урока

3.Воспризведение и коррекция опорных знаний

Работа с использованием презентации

4.Проектная деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений в нестандартной ситуации

Выполнение творческой практической работы прикладного характера

5.Подведение итогов урока в виде защиты мини-проекта

Рефлексия урока учащимися и учителями

6. Домашнее задание

Оформление классной доски.

Дата. Тема урока.

Форма проведения урока: урок с использованием ИКТ.

Методы: словесные, наглядные, проектная деятельность, групповые.

Оборудование урока: чертежные инструменты, клей, ножницы, цветная бумага, проектор, экран.

К уроку каждый из вас должен

определение и элементы окружности, круга;

строить с помощью чертежных инструментов окружность, выполнять деление окружности на 3, 6 частей; построение узоров;

уметь применять окружности в декоративно-прикладном искусстве.

— обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания и рассмотреть их развитие в перспективе;

— развивать культуру геометрических построений;

— уметь применять окружности в декоративно-прикладном искусстве.

  1. Организация начала занятий:

А) приветствие учащихся;

Б) психологический настрой для снятия напряжения учащихся и их вовлечения в плодотворную работу.

2.Мотивационное начало урока:

А) мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости изученного материала;

Б) сообщение темы, цели и задач урока.

— Здравствуйте, ребята. Наши последние занятия были посвящены теме «Окружность», мы изучили основные определения, познакомились с терминологией, различными методами деления окружности и построения узоров и орнаментов, состоящих из окружностей. Сегодня наш урок интегрированный, на занятии мы повторим, обобщим, закрепим полученные знания, как на уроках геометрии, так и на уроках изобразительного искусства. И, конечно, мы продемонстрируем свои творческие способности при выполнении небольших проектных работ.

3.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Используя слайды 1-12 презентации по теме «Окружность» (приложение 1), повторяются основные понятия:

  1. Какая геометрическая фигура представлена на слайде?
  2. Каким свойством обладают точки, определяющие полученную фигуру?
  3. Дайте определение окружности.
  4. Какое особое предназначение носит заданная точка?

Далее ведется беседа по обозначению окружности, знанию ее элементов. Рассматривается вопрос об отличии окружности и круга с приведением примеров предметов, имеющих формы изученных геометрических фигур.

исторические сведения об окружности в древнем мире. Слайд 13

А)Закройте глаза. Представьте, что перед вами черный квадрат. Мысленно зарисуйте этот квадрат цветом, который вам больше нравится так, чтобы не было пробелов, а теперь зарисуйте другим цветом.

Б) Посмотрите на кружок, расположенный на стекле окна, затем посмотрите вдаль. Повторите упражнение 2-3 раза.

В) Поднимите руки вверх и как можно выше потяните руки.

Деятельность учащихся по применению знаний, умений и навыков в практической деятельности : (изобразительное искусство)

Ребята, вы очень хорошо работали на математике. Но я хочу отправиться с вами в мир искусства.

Скажите, окружность мы можем встретить только в математике? (ответы детей)

А где в искусстве мы можем встретить окружность? (декоративно-прикладное творчество, архитектура, одежда…) приложение 1.слайд 15-23

Учитель: Прекрасный дар природы – способность человека видеть мир. Давайте посмотрим на рисунок, выполненный творческой группой учащихся. (учащимися заранее заготовлен рисунок на формате А1 или А2, рисунок должен быть не законченным, т.к. учащиеся во время урока будут украшать его элементами выполненными из цветной бумаги). Приложение 2.

Весна. Весна – это всегда праздник, хорошее настроение. Мы видим с вами красивый пейзаж и девушку в русском костюме. Скажите, а наш рисунок полностью передает праздничное настроение? (нет)

А чего не хватает в рисунке, чем мы можем его дополнить, применяя ранее уже полученные знания и навыки? (цветы, листья, животное выполненные из кругов…). Наша работа будет носить декоративно- прикладной характер, что являлось основной темой на протяжении всего 5 класса.

Работа в группах. Принцип формирования рабочих групп.

Группы были сформированы из учащихся одного класса в соответствии с видом деятельности, с учётом их интересов.

Каждая группа должна выполнить определенный вид работы.

(из цветной бумаги нужно вырезать круги, при помощи деления кругов на 3 и 6 частей нужно получить элемент узора ( лепестки…). Из полученных элементов сложить узор

В каждой группе есть консультант, на столах находятся технологические карты. Приложение 3.

На выполнение задания 15 минут.

По окончании работы каждая группа учеников подходит к доске и приклеивает свои элементы узора.

Мы закончили нашу работу. В начале у нас был просто рисунок, а сейчас у нас что получилось? (декоративное панно). Чем отличается наша работа от начальной? (стала красочней, ярче, эмоциональней, праздничней). И все это мы выполнили благодаря кругам.

Давайте посмотрим на экран и еще раз вспомним, где встречаются круги? (ответы детей)

Вывод: Каждый из вас в будущем выберет профессию. Даже если вы не будете математиками, а будете творческими людьми (архитекторами, дизайнерами, конструкторами, художниками…), то вы обязательно в своей работе встретитесь с окружностями. А значит математика очень важная наука, которая неразделимо связана с искусством.

Подведение итогов урока.

Рефлексия: ( для учащихся)

-Что же каждый из вас прибавил сегодня на уроке к своим знаниям?

-Какие практические навыки вы приобрели при работе в группах?

— Довольны ли вы своей работой?

Отметьте свое настроение, используя смайлики, которые находятся у каждого на столе в конверте.

-Сегодня мы с вами обобщили наши знания об окружности и круге, увидели практическое применение в жизни этих знаний и убедились в том, что красота и гармония в мире не может обойтись без знаний о геометрических фигурах.

Подготовить презентации по темам:

— «Архитектура и чугунные кружева»,

-Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия; «Дрофа», 2012г.

Гаврилова Т.Д. Занимательная математика, 2005г., Г.Волгоград;

-Большой справочник для школьников «Математика», М. , «Дрофа»,2002г.

компьютер, чертежные инструменты, клей, ножницы, цветная бумага, проектор, экран.

Видео:Построение узора из окружностей.Скачать

Построение узора из окружностей.

Конспект урока » Орнамент в круге, овале» (5 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Видео:Построение пятиугольника циркулемСкачать

Построение пятиугольника циркулем

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Практическая работа построение узора из окружностей 5 класс

Информационно-технологическая карта урока

Раздел тематического планирования

Технологии изготовления предмета труда

2.2.1 Орнаментальное искусство

ФИО учителя: Пилявская Т.Ю.

Орнамент в круге, овале.

Особенности расположения узоров и композиций.

5.2.1.1.5 з нать и использовать инструменты (ножницы, циркуль) , приспособления (линейка) , используемые в изготовлении орнамента;

5.2.1.1.9 различать и называть цвета красок, подбирать гармонические сочетания цветов в декоративной росписи;

5.2.1.1.10 закрашивать элементы орнамента красками , соблюдая контуры рисунка, направление штрихов;

5.2.1.1.11 выполнять построение замкнутого орнамента (в квадрате, ромбе, круге, овале);

5.2.1.1.12 уметь использовать симметрию, пропорции, чередующиеся элементы в составлении орнаментов;

Цели обуче-ния, которые достигаются на данном уроке

Ознакомить учащихся с замкнутым орнаментом, заполняющим круг, овал.

Закрепить знания детей о симметрии, пропорции, художественной выразительности.

Совершенствовать умения составления узора одинаковыми или чередующими элементами.

Развивать умения ориентироваться в задании, планировать работу и анализировать выполненную работу.

Развивать у учащихся умения пользоваться ножницами, линейкой и карандашом.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, гибкость и ловкость пальцев, пространственное и творческое воображение, произвольное внимание, зрительную память, глазомер, тактильные анализаторы, абстрактное и образное мышление, активную связную диалогическую речь, долговременную память, пространственную ориентировку, чувство цвета и его преобразование, чувство ритма и меры, наблюдательность, творческую деятельность.

Формировать у детей прочные умения и навыки пространственных и временных понятий.

Формировать терпение, усидчивость, стремление доводить до конца начатое дело, самостоятельность, интерес к составлению собственных сюжетов и композиций.

Поддерживать интерес учащихся к творческому воспроизведению изделия в разной технике.

Расширять кругозор учащихся, словарный запас, понимание художественных терминов.

Воспитывать любовь к народному творчеству.

Воспитывать художественный вкус в процессе правильного и гармоничного расположения элементов на плоскости и в пространстве.

Воспитывать аккуратность, усидчивость, навыки взаимопомощи.

Воспитывать любовь к труду, усидчивость, самостоятельность, аккуратность в выполнении работы, эстетический вкус, экономию материала.

иллюстрации, образцы аппликаций орнамента

ножницы, бумага (плотная), бумага для фона, цветная бумага, картон, карандаши (простые, цветные), стирательная резинка, клей, кисточки, рабочие коробки, рабочая одежда

(повторение, сообщение новых сведений, закрепление, практическая работа).

зооморфный, антропоморфный, орнамент, симметрия, ассиметрия, композиция, ритм, мотив, раппорт, розета, бордюр

После каждого ответа учащихся поощрять положительными эмоциями, показывать, как хорошо они справляются с выполнением задания, если есть ошибки, указать на них и проанализировать их причины, способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся, создание благоприятной учебной атмосферы

Применяются следующие приёмы: «Чистый родник», фронтальный (формативный) опрос, метод «Мозговой штурм», коллективная и индивидуальная работа, «Обратная связь», «Вопрос-ответ», «Рассуждаем вместе», «Рефлексия по кругу», «Большой палец», «Таблица ЗУХ», рефлексия — «Светофор»

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Дифферен-цирован-ный подход к ученикам

I . Психолого-педагогический настрой

Подготовка учащихся к занятию

Подготовка рабочих мест

Сообщение темы и цели занятия

Стратегия «Чистый родник»

Цель: задать позитивный настрой на урок

Задание: У вас на партах лежат карточки «Настроение родника», вы должны найти в списке имя прилагательное, которое будет описывать ваше желание и настроение, объясните свой выбор.

Практическая работа построение узора из окружностей 5 класс

Ученики 1-2, 3 тип. группы

Что такое орнамент?

Какие элементы применяются в орнаменте ?

Какие виды орнаментов вы знаете?

Какие типы орнаментов в зависимости от структуры вы знаете?

Что называется симметрией в искусстве?

Что такое плоскость симметрии?

Как выполняется симметричная фигура (деталь)?

Какие виды симметрии в орнаменте вы знаете?

Что такое мотив?

Что такое раппорт узора?

Что такое бордюр?

Что такое розета?

Что такое композиция в орнаменте ?

От чего зависит цветовое решение орнамента?

Какие бывают орнаменты?

Как изображаются природные формы в орнаменте?

От чего зависит характер орнамента?

Учащиеся 1-2 группы -отвечают самостоя-тельно,

3 группы – с помощью учителя

III . Сообщение новых сведений

Орнамент в круге, овале.

Особенности расположения узоров и композиций.

Метод «Мозговой штурм» (актуализация знаний, опыта учащихся)

А родня – одни блины. (круг)

Если взял бы я окружность,

С двух сторон немного сжал,

Отвечайте дети дружно —

На вид орнамент не приметен,

Но он столетия живёт.

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережёт.

Для чего я это стихотворение

Практическая работа построение узора из окружностей 5 классПрактическая работа построение узора из окружностей 5 класс

Как вы думаете, что мы будем сегодня выполнять ? Орнамент в круге, овале

Ой, знаете ребята, я несла вам орнамент на тарелочке, а он рассыпался и теперь мне нужна ваша помощь. Помогите собрать орнамент обратно на тарелочку.

Но чтобы собрать правильный орнамент, мы должны с вами вспомнить основные правила построения.

Кто из вас помнит, что такое орнамент?

Орнамент это узор из повторяющихся в определённом порядке одинаковых рисунков элементов.

А чем же орнамент отличается от узора? Мы знаем, что разница между понятием «орнамент» и «узор» небольшая, так как эти художественные элементы напрямую взаимосвязаны.

Но есть небольшая разница, какая?

Узоры в основном берутся из природы, а орнамент продумывает и создаёт человек.

А для чего нам нужны орнаменты?

Орнамент предназначается для украшений различных предметов (посуды, текстильных изделий, мебели, книг и т. д.), архитектурных сооружений.

Какие виды орнамента вы знаете?

Если изображаются растения, то это растительный орнамент, а если геометрические предметы это геометрический орнамент.

Давайте вспомним основные геометрические формы , а также назовём какого цвета эта форма (показать цветные фигуры квадрата ,круга, треугольника, овала…).

Чтобы определить в какой форме мы будем рисовать, отгадайте загадку:

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня! Круг

Практическая работа построение узора из окружностей 5 класс

Выведение темы урока

Мы с вами начинаем изучать новую тему: « Орнамент в круге, овале. Особенности расположения узоров и композиций.

Мы с вами знаем, что бы правильно построить орнамент нам нужно соблюдать

следующие основные правила: соблюдать ритм, симметрию и гармоническое

Ритм – м ногократное повторение одних и тех же рисунков.

Симметрия- это когда части рисунка или какого – то предмета как бы зеркально отражаются, т.е. левая и правая половинки одинаковы.

Линия, которая делит наш предмет пополам, называется осью симметрии . И, конечно же, мы должны соблюдать гармоничное сочетание цветов.

Цвета могут у нас чередоваться, тогда рисунок будет смотреться интереснее.

Орнамент нельзя раскрашивать всё одним цветом и слишком большое количество

цветов тоже не совсем гармонично смотрится.

Посмотрите на изображение орнамента и определите, есть ли тут ошибки?

Узор для украшения зависит от формы изделия, его назначения.

Замкнутым орнаментом заполняют геометрические фигуры: квадраты, ромбы, круги, овалы, многоугольники.

Орнамент в круге называют – розетой.

В орнаменте применяются растительные, геометрические элементы.

Основная особенность орнамента – его ритмичность – повторение одинаковых или чередование разных элементов узора.

Цветовое решение композиций зависит от национального стиля, выбранного украшения, имеющих материалов.

Орнаменты по цвету могут быть как монохромным (одноцветным), так и полихромным (многоцветным).

Монохромный – в орнаменте использован один цвет, кроме цвета фона.

Практическая работа построение узора из окружностей 5 классПрактическая работа построение узора из окружностей 5 класс

Полихромный (от греч. polys – многочис-ленный и chroa — цвет) — это многоцвет-ный орнамент , в котором использовано два и более цветов, вся цветовая палит-ра. Полихромный орнамент более популя-рен, чем монохромный.

Практическая работа построение узора из окружностей 5 классПрактическая работа построение узора из окружностей 5 классПрактическая работа построение узора из окружностей 5 класс

Природные формы в орнаменте обычно стилизованными (упрощенными)

Характер орнамента зависит как от формы, материала и назначения украшаемой вещи, так и от техники исполнения.

Композиция – построение художественного произведения, т.е. взаимное расположение, величина основных и дополнительных фигур на выбранном формате (листе).

Узор – рисунок, представляющий собой сочетание линий, цветов, теней и т.д.

При размещении элементов орнамента в круге сначала находим и показываем (помечаем) центр, диагонали круга. Берём готовый круг диаметром 30*30 см (можно 20*20, 15*15 см). Начинать следует с размещения одного крупного элемента только в центре, затем менее крупные элементы только по воображаемым углам, только по диагоналям и т.д. В дальнейшем круг делится на 4 равные части, в каждой из которых располагается элемент, который может повторяться или чередоваться. После этого располагать элементы узора по краям круга, при этом середина круга остается свободной. Еще один вариант расположения элементов узора — по диагоналям.

Аналогичная работа проводится и при построении узора в овале.

Чтобы составить узор в круге, нужно вычертить круг, разделить его на равные части (3, 4, 6, 8, 10, 12) и провести внутри 2-3 дополнительные окружности в зависимости от размеров элементов узора и самого орнамента.

Затем равномерно расположить узор по сетке вспомогательных линий.

При самостоятельном составлении орнамента учащийся проговаривает и рисует эскиз. Элементы для орнамента ученик выбирает из предложенных учителем элементов или придумывает сам. Выполнив набросок орнамента, подбирает цветовое решение. При раскрашивании орнамента внимание обращается на прорисовывание деталей элементов орнамента. Для рисования орнамента можно использовать не только белую, но и цветную бумагу.

Раскрасить орнамент нужно в два цвета, которые сочетаются между собой. Вспомним правила раскрашивания. Раскрашиваем в одном направлении, начиная от линии рисунка, двигаясь к середине.

Видео:Деление окружности на пять равных частей. Урок 7. (Часть 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)Скачать

Деление окружности на пять равных частей. Урок 7. (Часть 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)

Практические работы по геометрии в 5 классе

Предлагаю разработку практических работ по геометрии в 5 классе.Те знания, которые были приобретены посредством напряжения своих собственных сил, которые сопровождались эмоционально окрашенным фоном, становятся тем багажом, который учащиеся вынесут за стены школы.
Одним из способов пробудить у учащихся познавательный интерес на уроках геометрии – это использование такой формы работы, как практическая работа.

Целевая аудитория: для 5 класса

Автор: Артамонова Л.В.
Место работы: МКОУ «Москаленский лицей»
Добавил: spec

Практическая работа построение узора из окружностей 5 класс

Практическая работа построение узора из окружностей 5 класс

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Практическая работа построение узора из окружностей 5 класс

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Практическая работа построение узора из окружностей 5 класс

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Практическая работа построение узора из окружностей 5 класс

Практическая работа построение узора из окружностей 5 класс

Практическая работа построение узора из окружностей 5 класс

Практическая работа построение узора из окружностей 5 класс

© 2007 — 2022 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Фотографии предоставлены Практическая работа построение узора из окружностей 5 класс

🔥 Видео

1 2 4 сопряжение окружностейСкачать

1 2 4  сопряжение окружностей

Окружность. Круг. 5 класс.Скачать

Окружность. Круг. 5 класс.

Рисунок гелевой ручкой|Рисунок циркулем|Рисуем узоры гелевой ручкой|Рисунок цветными карандашамиСкачать

Рисунок гелевой ручкой|Рисунок циркулем|Рисуем узоры гелевой ручкой|Рисунок цветными карандашами

разметка узора циркулемСкачать

разметка узора циркулем

Красивое деление окружности на 20 частей циркулемСкачать

Красивое деление окружности на 20 частей циркулем

Окружность и круг | Математика 5 класс #22 | ИнфоурокСкачать

Окружность и круг | Математика 5 класс #22 | Инфоурок

How to draw a flower of life mandala | Full videoСкачать

How to draw a flower of life mandala | Full video

Тор. Построение / Сакральная ГеометрияСкачать

Тор. Построение  /  Сакральная Геометрия

Деление окружности на равные части. Урок 6. (Часть 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)Скачать

Деление окружности на равные части. Урок 6. (Часть 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)

расписание в школу если у вас начинается уроки в 8:30Скачать

расписание в школу если у вас начинается уроки в 8:30

Ловкий циркуль часть 1Скачать

Ловкий циркуль часть 1

ПОСТРОИТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ПЯТИУГОЛЬНИК [construction a regular pentagon]Скачать

ПОСТРОИТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ПЯТИУГОЛЬНИК [construction a regular pentagon]

КРАСИВЫЕ УЗОРЫ С ПОМОЩЬЮ ЦИРКУЛЯ! ВАУ!!Скачать

КРАСИВЫЕ УЗОРЫ С ПОМОЩЬЮ ЦИРКУЛЯ! ВАУ!!

Рисуем цветок циркулем !Скачать

Рисуем цветок циркулем !

5 класс, 22 урок, Окружность и кругСкачать

5 класс, 22 урок, Окружность и круг
Поделиться или сохранить к себе: