Параллелепипед сечение которого треугольник

Видео:СЕЧЕНИЯ. СТРАШНЫЙ УРОК | Математика | TutorOnlineСкачать

СЕЧЕНИЯ. СТРАШНЫЙ УРОК | Математика | TutorOnline

Параллелепипед с сечением треугольник

Видео:Как строить сеченияСкачать

Как строить сечения

Построение сечений в тетраэдре и параллелепипеде.

Параллелепипед сечение которого треугольник

Построение сечений в тетраэдре и параллелепипеде.

Просмотр содержимого документа
«Построение сечений в тетраэдре и параллелепипеде.»

Параллелепипед сечение которого треугольник

Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда

©Затеева Валентина Павловна ,

учитель математики школы № 15 с углубленным изучением отдельных предметов.

Параллелепипед сечение которого треугольник

  • Цели и задачи
  • Введение
  • Понятие секущей плоскости
  • Определение сечения
  • Правила построения сечений
  • Виды сечений тетраэдра
  • Виды сечений параллелепипеда
  • Задача на построение сечения тетраэдра с объяснением
  • Задача на построение сечения тетраэдра с объяснением
  • Задача на построение сечения тетраэдра по наводящим вопросам
  • Второй вариант решения предыдущей задачи
  • Задача на построение сечения параллелепипеда
  • Задача на построение сечения параллелепипеда
  • Источники информации
  • Пожелание учащимся

Параллелепипед сечение которого треугольник

Развитие пространственных представлений у учащихся.

  • Познакомить с правилами построения сечений.
  • Выработать навыки построения сечений тетраэдра и параллелепипеда при различных случаях задания секущей плоскости.
  • Сформировать умение применять правила построения сечений при решении задач по темам «Многогранники».

Параллелепипед сечение которого треугольник

Для решения многих геометрических задач необходимо строить их сечения различными плоскостями.

Параллелепипед сечение которого треугольник

Секущей плоскостью параллелепипеда (тетраэдра) называется любая плоскость, по обе стороны от которой имеются точки данного параллелепипеда (тетраэдра).

Параллелепипед сечение которого треугольник

Секущая плоскость пересекает грани тетраэдра (параллелепипеда) по отрезкам.

Многоугольник , сторонами которого являются данные отрезки, называется сечением тетраэдра (параллелепипеда).

Параллелепипед сечение которого треугольник

Для построения сечения нужно построить точки пересечения секущей плоскости с ребрами и соединить их отрезками.

При этом необходимо учитывать следующее:

1. Соединять можно только две точки, лежащие

в плоскости одной грани.

2. Секущая плоскость пересекает параллельные грани по параллельным отрезкам.

3. Если в плоскости грани отмечена только одна точка, принадлежащая плоскости сечения, то надо построить дополнительную точку. Для этого необходимо найти точки пересечения уже построенных прямых с другими прямыми, лежащими в тех же гранях.

Параллелепипед сечение которого треугольник

Какие многоугольники могут получиться в сечении ?

Тетраэдр имеет 4 грани

В сечениях могут получиться:

Параллелепипед сечение которого треугольник

Параллелепипед имеет 6 граней

Параллелепипед сечение которого треугольник

Построить сечение тетраэдра DABC плоскостью, проходящей через точки M,N,K

точки М и К, т.к. они лежат

в одной грани (АDC).

2. Проведем прямую через точки К и N, т.к. они лежат в одной грани (СDB).

3. Аналогично рассуждая, проводим прямую MN.

4. Треугольник MNK –

Параллелепипед сечение которого треугольник

Построить сечение тетраэдра плоскостью,

проходящей через точки E, F, K.

3. Продолжим EF, продол- жим AC.

Параллелепипед сечение которого треугольник

Построить сечение тетраэдра плоскостью,

проходящей через точки E, F, K.

С какой точкой, лежащей в той же грани можно соединить полученную дополнительную точку?

Какие прямые можно продолжить, чтобы получить дополнительную точку ?

Соедините получившиеся точки, лежащие в одной грани, назовите сечение.

Какие точки можно сразу соединить?

Параллелепипед сечение которого треугольник

Построить сечение тетраэдра плоскостью,

проходящей через точки E, F, K.

Параллелепипед сечение которого треугольник

Вывод: независимо от способа построения сечения одинаковые.

Параллелепипед сечение которого треугольник

Построить сечение параллелепипеда плоскостью,

проходящей через точки M,A,D.

3. ME//AD, т.к. (ABC)//(A 1 B 1 C 1 )

5. AEMD – сечение.

Параллелепипед сечение которого треугольник

Построить сечения параллелепипеда плоскостью, проходящей через точки В 1 , М, N

7. Продолжим MN и BD.

5. В 1 О ∩ А 1 А=К

10. B 1 Е ∩ D 1 D=P , PN

Параллелепипед сечение которого треугольник

  • 1. Геометрия 10-11: учебник для общеобразоват. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.,М.Просвещение
  • 2. Задачи к урокам геометрии 7-11 классы / Б.Г.Зив,С.-Петербург, НПО «Мир и семья», изд-во «Акация».
  • 3. Математика: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы / Д.И.Аверьянов, П.И.Алтынов – М.: Дрофа

Параллелепипед сечение которого треугольник

Видео:Как строить сечения параллелепипедаСкачать

Как строить сечения параллелепипеда

Геометрия

План урока:

Видео:Как строить сечение куба? Стереометрия. 10-11 класс | Математика | TutorOnlineСкачать

Как строить сечение куба? Стереометрия. 10-11 класс | Математика | TutorOnline

Тетраэдр

Пусть в пространстве есть точки М, Н, К, которые образуют ∆МНК и, таким образом, задают плоскость. Отметим в пространстве ещё одну точку Р, которая НЕ находится в плоскости МНК. Если мы соединим Р с вершинами ∆МНК, то получится объемная фигура. Её как раз именуют тетраэдром. Можно дать несколько различных определений тетраэдра, мы остановимся на следующем:

Такое название связано с тем, что в древнегреческом языке слово «тетра» означает «четыре». У тетраэдра ровно 4 грани и ровно 4 вершины. Приведем пример тетраэдра:

Легко увидеть, что гранями тетраэдра являются треугольники, в данном случае это ∆МРН, ∆МКР, ∆МНК и ∆РКН. Иногда одну из граней выделяют особенно и называют ее основанием тетраэдра. В этом случае три остальные грани именуют боковыми гранями тетраэдра.

Легко видеть, что есть всего 6 ребер тетраэдра. Действительно, назовем ∆МКН основанием тетраэдра. Оно, как и всякий треугольник, имеет 3 стороны. Ещё три ребра – это отрезки, соединяющие каждую из трех вершин ∆МКН с точкой Р. Перечислим грани, показанные на рисунке: МК, КН, МН, МР, НР и КР.

Заметим, что каждое ребро пересекается с четырьмя другими ребрами, и лишь с одним ребром скрещивается. Пары скрещивающихся ребер именуют противоположными ребрами. На рисунке противоположны друг другу грани РК и МН, МК и РН, МР и КН.

Тетраэдр называют простейшим многогранником. Действительно, у него всего 4 вершины, а меньшего количества вершин у многогранника быть не может (ведь любые три точки располагаются в одной плоскости). В этом тетраэдр во многом похож на треугольник – простейший из многоугольников. Как и треугольник, тетраэдр является очень жесткой конструкцией, поэтому его нередко используют в технике. Встречается тетраэдр и во многих научных дисциплинах, в том числе и в физике. Так, кристаллическая решетка алмаза, наиболее твердого материала на Земле, состоит из множества тетраэдров.

Наконец, отметим, есть особый, так называемый правильный тетраэдр. Его особенность заключается в том, что все его ребра имеют одинаковую длину.

Рассмотрим несколько задач.

Задание. Известно, что в тетраэдре АВСD:

Найдите длины ребер АВ, ВС и АС этого тетраэдра, а также площадь ∆АВС. Ответы округлите с точностью до целых.

Неизвестные стороны можно вычислить, применяя теорему косинусов для каждой грани тетраэдра. Запишем ее для ∆ADB:

Далее используем ∆ADC. Так как ∠ADC = 90°, то вместо теоремы косинусов можно записать ее частный случай – теорему Пифагора:

Осталось найти площадь ∆АВС. Так как нам известны длины всех его сторон, то удобнее всего воспользоваться формулой Герона. Напомним, что для ее использования надо предварительно рассчитать полупериметр треугольника:

Задание. На ребрах АВ и АС тетраэдра ABCD отмечены их середины – точки M и N соответственно. Верно ли, что плоскость BCD и прямая MN параллельны?

Так как отрезок MN соединяет середины сторона АС и АВ, то он является средней линией в ∆АВС. Это значит, что NM||ВС. Получается, что в плоскости ВСD есть прямая, параллельная NM. Ранее мы изучали теорему, согласно которой из этого факта следует, что MN либо параллельна BCD, либо полностью находится в ней. Очевидно, что MN не располагается в BCD, ведь в противном случае в BCD полностью находились бы прямые АС и АВ (в том числе и точка А), а по определению тетраэдра А находиться в плоскости BCD не может. Значит, остается один вариант – NM и BCD параллельны.

Задание. Верно ли, что плоскость, проходящая через середины трех ребер тетраэдра, обязательно будет параллельна одной из граней тетраэдра?

Решение. Обозначим вершины тетраэдра буквами М, Н, К, Р. Пусть плоскость будет проходить по точкам N, T и L, которые являются серединами ребер MP, HP и КР соответственно:

Ясно, что плоскость NTL пересекает как минимум три грани: РМН, РНК и РКМ, то есть она может быть параллельна только грани МНК.

Заметим, что TL – это средняя линия в ∆НРК, а NT – средняя линия в ∆РМН. Поэтому TL||НК и NT||МН.

Получается, что в плоскостях NTL и МНК есть по две пересекающихся прямых, которые попарно параллельны. В NTL ими являются NTи TL, а в МНК– МН и НК. Напомним, что по признаку параллельности плоскостей этого факта как раз достаточно, чтобы NTL и МНК считались параллельными плоскостями. То есть утверждение, приведенное в условии задачи, верно.

Видео:ВСЕ О СЕЧЕНИЯХ В СТЕРЕОМЕТРИИСкачать

ВСЕ О СЕЧЕНИЯХ В СТЕРЕОМЕТРИИ

Параллелепипед

Построим в плоскости параллелограмм АВСD. Далее через каждую его вершину проведем прямые, которые пересекут плоскость параллелограмма и при этом будут параллельны. Отложим на каждой такой прямой точки А1, В1, С1 и D1 так, чтобы все они находись по одну сторону от плоскости АВСD и выполнялось равенство:

Заметим, что в таком случае четырехугольники АА1D1D, АВВ1А1, ВСС1В1 и СDD1C1 будут параллелограммами, ведь у каждого из них две противоположные стороны одинаковы и параллельны. Также можно убедиться, что отрезки А1D1 и В1С1 тоже параллельны и одинаковы по свойству транзитивности:

Это значит, что и А1D1C1B1– параллелограмм. Получается, что мы смогли построить многогранник с 6 гранями, каждая из которых является параллелограммом. Такой многогранник именуется параллелепипедом.

Легко подсчитать, что у параллелепипеда ровно 8 вершин и 12 ребер. Если у граней параллелепипеда есть общее ребро, то их называют смежными гранями. В противном случае грани именуются противоположными. Также противоположными могут быть и вершины параллелепипеда, если они не находятся на одной грани. Так, в приведенном выше примере противоположны вершины А и С1, В и D1, C и А1, D и B1.

Существуют также и диагонали параллелепипеда. Это прямые, соединяющие его противоположные вершины:

Иногда в параллелепипеде выбирают две противоположные грани и называют их основаниями параллелепипеда. В таком случае остальные четыре грани именуются боковыми гранями.

Сформулируем важное свойство параллелепипеда.

Действительно, рассмотрим параллелепипед АВСDА1В1С1D1:

Сравним грани АВВ1А1 и CDD1C1. СD||АВ как стороны в параллелограмме АВСD, а DD1||А1A уже как стороны в параллелограмме АА1D1D. По признаку параллельности плоскостей выходит, что грани АВВ1А1 и CDD1C1 параллельны, ведь они содержат пересекающиеся прямые (СDи DD1 в CDD1C1, АВ и АА1 в АВВ1А1), которые друг другу попарно параллельны.

Теперь продемонстрируем, что эти грани ещё и равны. Отрезки АВ и СD одинаковы, так как входят в состав параллелограмма АВСD. По той же причине одинаковы и отрезки АА1 и DD1 (они находятся в другом параллелограмме, в АА1D1D). Также одинаковы ∠СDD1 и ∠ВАА1, так как у этих углов стороны являются сонаправленными лучами. Равенства двух сторон и находящегося между ними угла достаточно для доказательства равенства параллелограммов АВВ1А1 и CDD1C1, ч. т. д.

Второе важное свойство параллелепипеда связано с его диагоналями.

Всего в параллелепипеде есть 4 диагонали. Докажем сначала утверждение только для двух диагоналей, например, для А1С и В1D. Рассмотрим четырехугольник А1В1СD. Две его стороны, А1В1 и СD, равны и параллельны третьему отрезку – D1C1. Тогда, по свойству транзитивности, можно утверждать, что они также параллельны и равны друг другу. Значит, А1В1СD – параллелограмм, причем А1С и В1D – его диагонали. Но мы знаем, что диагонали параллелограмма пересекаются, а точка их пересечения (обозначим ее как О) делит их пополам.

Теперь возьмем диагонали В1D и, например, АС1. Аналогично и для них можно доказать, что у них есть общая точка, делящая их пополам (для этого надо рассмотреть параллелограмм В1С1D1A).Но мы уже знаем, что В1D1 делится пополам точкой О. Значит, именно она – общая для В1Dи АС1.

Наконец, рассмотрим также диагонали В1D и ВD1. И снова для них можно показать (используя параллелограмм BDD1B1), что они пересекаются в точке, делящей их пополам. И снова этой точкой будет О. Получается, что все четыре диагонали проходят через О, которая является для каждой из них серединой, ч. т. д.

Задание. Сумма длин всех ребер в параллелепипеде АВС1В1С1D1 составляет 120 см. Известно, что ВС больше АВ в 1,25 раза, а ВВ1 больше ВС в 1,2 раза. Найдите длину каждого ребра данного параллелепипеда.

Заметим важный факт – хотя у параллелепипеда 12 ребер, их длины принимают всего три различных значения. Действительно, по свойству параллелограммов, являющихся его гранями, мы можем записать равенства:

Таким образом, сумма трех взаимно пересекающихся ребер (например, АВ, ВС и ВВ1) будет ровно в 4 раза меньше суммы длин всех ребер:

Используя условие задачи, выразим длины ВС и ВВ1 через АВ:

Задание. В параллелепипеде АВС1В1С1D1 отметили точки М, М1, N и N1, которые являются серединами АВ, А1В1, СD и С1D1 соответственно. Докажите, что многогранник МВNDM1B1N1D1– это также параллелепипед.

Заметим, что ребра АВ, СD, А1В1 и С1D1 одинаковы. Значит, одинаковы и их половины:

Отрезки ND и N1D1 лежат на параллельных ребрах СD и С1D1, значит, они сами параллельны. Если учесть, что они ещё и одинаковы, то получается, что DNN1D1 – параллелограмм. Аналогично МВ||DN, МВ||М1В1 и М1В1||N1D1, поэтому четырехугольники МВND, МВВ1М1 и М1В1N1D1– параллелограммы.Теперь нам осталось показать, что грани М1D1DМи В1N1NB– тоже параллелограммы.

Отметим, что ММ1 = ВВ1 (из параллелограмма МВВ1М1) и ВВ1 = DD1 (это параллельные грани параллелепипеда), поэтому отрезки ММ1 и DD1 одинаковы. Также они и параллельны, так как ММ1||ВВ1 и ВВ1||DD1. Это значит, что М1D1DМ – параллелограмм. Аналогично, сравнивая NN1и ВВ1 с отрезком DD1, можно показать, что и В1N1NB– параллелограмм. В итоге получается, что у многогранника MBNDМ1B1N1D1 каждая из 6 граней – параллелограмм. То он по определению является параллелепипедом, ч. т. д.

Видео:СЕЧЕНИЯ ТЕТРАЭДРА И ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДАСкачать

СЕЧЕНИЯ ТЕТРАЭДРА И ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА

Построение сечений

Любую объемную фигуру можно условно «разрезать» на две части, если провести через нее плоскость. Такая плоскость, проходящая через объемную фигуру, называется секущей плоскостью.

При пересечении плоскости и объемной фигуры образуется какая-нибудь плоская фигура, ее называют сечением. На рисунке выше сечение – это ∆NTL. Ещё раз отметим разницу между понятиями «секущая плоскость» и «сечение». Плоскость – это безграничная фигура, то есть она не имеет границ. Сечение же – это плоская фигура, имеющая границы.
Один из вопросов, который исследует стереометрия – это форма сечений тех или иных фигур.

Секущая плоскость пересекается с каждой гранью многогранника по отрезку, причем концы этих отрезков располагаются на ребрах многогранника. В результате сечение тетраэдра, параллелепипеда и вообще любого многогранника представляет собой плоский многоугольник. В тетраэдре всего 4 грани, поэтому его сечение не может иметь более 4 сторон. Другими словами, сечение тетраэдра – это либо четырехугольник, либо треугольник. У параллелепипеда уже шесть граней, а потому его сечения также могут быть даже шестиугольниками.

Важно уметь строить сечения, зная лишь несколько общих точек объемной фигуры и секущей плоскости. В случае многогранников достаточно просто найти все общие точки секущей плоскости и ребер, после чего их надо соединить отрезками. Заметим, что каждая сторона сечения должна находиться на одной из граней многогранника. Если с учетом этого ограничения построить сечение не получается, это значит, что сечение пересекает ещё какие-то ребра многогранника, и соответствующие точки пересечения надо найти. Рассмотрим несколько примеров задач на построение сечений.

Задание. Постройте сечение тетраэдра АВСD, проходящее через точки M, N и P:

Решение. Мы уже имеем три точки сечения. Однако просто соединить их нельзя, ведь точки M и P находятся на разных гранях. Значит, надо найти ещё одну общую точку сечения, находящуюся на каком-нибудь ребре.

Заметим, что плоскость MNP имеет с плоскостью BCD две общие точки – N и P. Значит, они пересекаются по прямой NP. Это значит, что если прямая ВС пересекается с NP, то эта точка пересечения будет принадлежать секущей плоскости. Продолжим ВС и NP, они пересекутся в некоторой точке Е, которая, как мы только что выяснили, находится на секущей плоскости:

Е находится на ВС, а ВС – это часть плоскости АВС. Значит, точка Е располагается на плоскости АВС. С другой стороны, и М находится на АВC. Получается, что у прямой ЕМ две точки принадлежат плоскости АВС, а потому она вся принадлежит АВС. Тогда мы можем найти ее точку пересечения с прямой АС, просто продлив прямую ЕМ:

Здесь мы обозначили точку пересечения ЕМ и АС буквой К. В итоге мы можем построить сечение MNPK, ведь каждая сторона этого многоугольника будет принадлежать одной из граней тетраэдра:

На картинке слева показано сечение MNPK. Именно это построение и необходимо выполнить, решая данную задачу. Справа для наглядности показан исходный тетраэдр, от которого секущая плоскость «отсекла» лишнее. Правую картинку строить при решении подобных задач не надо, она показана только для наглядности.

Заметим, что в этой задаче нам в качестве исходных данных были указаны три точки секущей плоскости, и этого хватило для построения сечения. Действительно, одна из аксиом стереометрии говорит, что три точки (если это не точки одной прямой) однозначно определяют плоскость, поэтому, зная только три точки, с помощью построений можно найти и все остальные точки.

Задание. В тетраэдре АВСD на грани АВD отмечена точка М. Постройте такое сечение тетраэдра, которое проходит через М и при этом параллельно грани АВС.

Решение. Секущая плоскость и плоскость АВС параллельны, при этом они пересекаются третьей плоскостью АВD. Тогда, по одной из изученных нами теорем, линии их пересечения с ABD будут параллельны. То есть чтобы построить отрезок, по которому секущая плоскость и грань ABD пересекаются, надо просто провести через M отрезок, параллельный ребру АВ:

Удалось получить две точки, Q и P, которые лежат на гранях. Теперь, чтобы найти линию пересечения секущей плоскости и грани АСD, надо провести через Р отрезок, параллельный АС. В итоге на грани CD мы получим ещё одну точку K:

Теперь у нас есть три точки сечения, при этом все отрезки, соединяющие их, лежат на гранях тетраэдра. Значит, мы уже можем построить сечение:

Обратите внимание, что отрезок QK также получился параллельным ребру СD, что говорит о правильности построения.

Задание. Постройте сечение параллелепипеда, проходящее через точки M, N и P, отмеченные на его гранях:

Решение. Здесь у задачи очень простое решение. Точки M, N, Р уже можно соединить так, что все соединяющие их отрезки будут находиться на гранях. Значит, никаких других точек искать не надо:

Задание. Решите предыдущую задачу, но при другом расположении точек М, N и Р:

Решение. Для начала мы можем построить отрезки MN и MР, по которым секущая плоскость пересекает грани АВВ1А1 и ВСС1В1:

Напомним, что противоположные грани у параллелепипеда параллельны. Поэтому и отрезки, которые образуются при их пересечении с секущей плоскостью, также должны быть параллельными. Значит, мы можем через N провести отрезок, параллельный MP, а через Р– отрезок, параллельный MN:

Теперь мы можем соединить KH (ведь K и H находятся на одной грани АВСD) и получить искомое сечение:

Задание. Решите предыдущую задачу при следующем расположении точек M, N и P:

Решение. На первом шаге мы можем построить отрезки MN и РМ. Секущая плоскость и плоскость АВВ1А1 пересекаются по прямой РМ. Найдем вспомогательную точку Е, в которой с РМ пересекается. Эта точка Е должна находиться в плоскости нижней грани АВСD, также она принадлежит секущей плоскости:

Так как верхняя и нижняя грани параллельны, то должны быть параллельны и линии их пересечения с секущей плоскостью. Но мы уже знаем, что секущая плоскость проходит через Е. Значит, линии пересечения секущей плоскости и нижней грани проходит через Е и параллельна MN. Этой информации достаточно для ее построения:

В результате нам удалось найти ещё две точки Q и F. Далее через F проводим отрезок, параллельный РМ:

В итоге мы получили 6 точек, которых достаточно для построения сечения:

Задание. В параллелепипеде АВС1В1С1D1 отрезок АС – это диагональ грани АВСD, а BD1 – диагональ параллелепипеда. Постройте сечение, проходящее через АС и при этом параллельное диагонали BD1.

Решение. Проведем на нижней грани диагональ BD. Она пересечется с АС в некоторой точке О:

Теперь мы можем в плоскости BDD1 построить через точку О прямую, параллельную BD1. Так как в этой же плоскости находится и DD1, то DD1 обязательно пересечется с этой прямой в какой-нибудь точке H:

Теперь проанализируем расположение плоскости АНСи диагонали BD1. Так как BD1||ОН, а ОН полностью принадлежит АНС, то получается, что BD1||АНС. При этом АНС проходит через диагональ АС. Значит, АНС удовлетворяет условиям задачи и является искомым сечением:

В рамках сегодняшнего урока мы познакомились с простейшими объемными фигурами – тетраэдром и параллелепипедом. Также мы узнали о сечениях и способах их построения.

Видео:Как строить сечения тетраэдра и пирамидыСкачать

Как строить сечения тетраэдра и пирамиды

Геометрия. 10 класс

Тетраэдр и параллелепипед
Тетраэдр и параллелепипед
Необходимо запомнить

Тетраэдр – это многогранник, состоящий из плоскости треугольника, точки, не лежащей в этой плоскости, трех отрезков, соединяющих эту точку с вершинами основания треугольника.

Отрезок, соединяющий противоположные вершины, называется диагональю параллелепипеда.

Параллелепипед – это шестигранник с параллельными и равными противоположными гранями.

Следует отметить, что многоугольник в пространстве представляет собой плоскую поверхность, а тетраэдр и параллелепипед – фигуры, составленные из плоских поверхностей (соответственно треугольников и параллелограммов).

Сечением поверхности геометрических тел называется – плоская фигура, полученная в результате пересечения тела плоскостью и содержащая точки, принадлежащие как поверхности тела, так и секущей плоскости.

Виды сечений: сечение параллельное плоскости основания, диагональное сечение, сечение, параллельное плоскости грани, произвольное сечение.

Фигуры, которые получаются в результате сечения:

Тетраэдр и параллелепипед

Теорема. Квадрат диагонали прямоугольного параллелепипеда равен сумме квадратов трех его измерений.

Примечание. Длины трех рёбер, исходящих из одной вершины прямоугольного параллелепипеда, являются измерениями прямоугольного параллелепипеда. Их иногда называют длина, ширина, высота.

Доказать: АС1 2 = АВ 2 + AD 2 + AA1 2 .

Параллелепипед сечение которого треугольник

Прямая СС1 перпендикулярна плоскости АВС, а значит, и прямой АС. Значит, треугольник СС1А – прямоугольный. По теореме Пифагора:

Рассмотрим прямоугольный треугольник АВС. По теореме Пифагора:

АС 2 = АB 2 + BC 2

Но ВС и AD – противоположные стороны прямоугольника. Значит, ВС = AD. Тогда:

АС 2 = АB 2 + AD 2

Так как АС1 2 = АC 2 + CC1 2 , а АС 2 = АB 2 + BC 2 , то АС1 2 = АВ 2 + AD 2 + CC1 2 . Поскольку СС1 = АА1, то АС1 2 = АВ 2 + AD 2 + AA1 2 , что и требовалось доказать.

Сечение тетраэдра

Постройте сечения тетраэдра SABC плоскостью MNK

Видео:10 класс, 14 урок, Задачи на построение сеченийСкачать

10 класс, 14 урок, Задачи на построение сечений

Прямоугольный параллелепипед. Что это такое?

Параллелепипед сечение которого треугольник

О чем эта статья:

10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Видео:Сечение параллелепипедаСкачать

Сечение параллелепипеда

Определение параллелепипеда

Начнем с того, что узнаем, что такое параллелепипед.

Параллелепипедом называется призма, основаниями которой являются параллелограммы. Другими словами, параллелепипед — это многогранник с шестью гранями. Каждая грань — параллелограмм.

Параллелепипед сечение которого треугольник

На рисунке два параллелограмма АВСD и A1B1C1D1. Основания параллелепипеда, расположены параллельно друг другу в плоскостях. А боковые ребра АA1, ВB1, CC1, DD1 параллельны друг другу. Образовавшаяся фигура — параллелепипед.

Внимательно рассмотрите, как выглядит параллелепипед и каковы его составляющие.

Когда пересекаются три пары параллельных плоскостей, образовывается параллелепипед.

Основанием параллелепипеда является, в зависимости от его типа: параллелограмм, прямоугольник, квадрат.

Параллелепипед — это:

Видео:Геометрия 10 класс (Урок№7 - Тетраэдр и параллелепипед.)Скачать

Геометрия 10 класс (Урок№7 - Тетраэдр и параллелепипед.)

Свойства параллелепипеда

Быть параллелепипедом ー значит неотступно следовать законам геометрии. Иначе можно скатиться до простого параллелограмма.

Вот 4 свойства параллелепипеда, которые необходимо запомнить:

  1. Противолежащие грани параллелепипеда равны и параллельны друг другу.
  2. Все 4 диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке и делятся этой точкой пополам.
  3. Параллелепипед симметричен относительно середины его диагонали.
  4. Квадрат длины диагонали прямоугольного параллелепипеда равен сумме квадратов трёх его измерений.

Параллелепипед сечение которого треугольник

Подготовка к ЕГЭ по математике онлайн в школе Skysmart — отличный способ освежить знания и снять стресс перед экзаменом.

Видео:Построение сечения параллелепипеда через три точкиСкачать

Построение сечения параллелепипеда через три точки

Прямой параллелепипед

Прямой параллелепипед — это параллелепипед, у которого боковые ребра перпендикулярны основанию.

Основание прямого параллелепипеда — параллелограмм. В прямом параллелепипеде боковые грани — прямоугольники.

Свойства прямого параллелепипеда:

  1. Основания прямого параллелепипеда — одинаковые параллелограммы, лежащие в параллельных плоскостях.
  2. Боковые ребра прямого параллелепипеда равны, параллельны и перпендикулярны плоскостям оснований.
  3. Высота прямого параллелепипеда равна длине бокового ребра.
  4. Противолежащие боковые грани прямого параллелепипеда — равные прямоугольники.
  5. Диагонали прямого параллелепипеда точкой пересечения делятся пополам.

На слух все достаточно занудно и сложно, но на деле все свойства просто описывают фигуру. Внимательно прочтите вслух каждое свойство, разглядывая рисунок параллелепипеда после каждого пункта. Все сразу встанет на места.

Формулы прямого параллелепипеда:

  • Площадь боковой поверхности прямого параллелепипеда
    Sб = Ро*h
    Ро — периметр основания
    h — высота
  • Площадь полной поверхности прямого параллелепипеда
    Sп = Sб+2Sо
    Sо — площадь основания
  • Объем прямого параллелепипеда
    V = Sо*h

Видео:№86. Изобразите параллелепипед ABCDA1B1C1D1 и постройте его сечение плоскостью, проходящейСкачать

№86. Изобразите параллелепипед ABCDA1B1C1D1 и постройте его сечение плоскостью, проходящей

Прямоугольный параллелепипед

Определение прямоугольного параллелепипеда:

Прямоугольным параллелепипедом называется параллелепипед, у которого основание — прямоугольник, а боковые ребра перпендикулярны основанию.

Внимательно рассмотрите, как выглядит прямоугольный параллелепипед. Отметьте разницу с прямым параллелепипедом.

Видео:Стереометрия 10 класс. Часть 1 | МатематикаСкачать

Стереометрия 10 класс. Часть 1 | Математика

Свойства прямоугольного параллелепипеда

Прямоугольный параллелепипед обладает всеми свойствами произвольного параллелепипеда.

  1. Прямоугольный параллелепипед содержит 6 граней. Все грани прямоугольного параллелепипеда — прямоугольники.
  2. Противолежащие грани параллелепипеда попарно параллельны и равны.
  3. Все углы прямоугольного параллелепипеда, состоящие из двух граней — 90°.
  4. Диагонали прямоугольного параллелепипеда равны.
  5. В прямоугольный параллелепипеде четыре диагонали, которые пересекаются в одной точке и делятся этой точкой пополам.
  6. Любая грань прямоугольного параллелепипеда может быть принята за основание.
  7. Если все ребра прямоугольного параллелепипеда равны, то такой параллелепипед является кубом.
  8. Квадрат диагонали прямоугольного параллелепипеда равен сумме квадратов трех его измерений (длины, ширины, высоты).

Параллелепипед сечение которого треугольник

Формулы прямоугольного параллелепипеда:

  • Объем прямоугольного параллелепипеда
    V = a · b · h
    a — длина, b — ширина, h — высота
  • Площадь боковой поверхности
    Sбок = Pосн·c=2(a+b)·c
    Pосн — периметр основания, с — боковое ребро
  • Площадь поверхности
    Sп.п = 2(ab+bc+ac)

Видео:ПОСТРОЕНИЕ СЕЧЕНИЙ ТЕТРАЭДРА ПЛОСКОСТЬЮСкачать

ПОСТРОЕНИЕ СЕЧЕНИЙ ТЕТРАЭДРА ПЛОСКОСТЬЮ

Диагонали прямоугольного параллелепипеда: теорема

Не достаточно просто знать свойства прямоугольного параллелепипеда, нужно уметь их доказывать.

Если есть теорема, нужно ее доказать. (с) Пифагор

Теорема: Квадрат диагонали прямоугольного параллелепипеда равен сумме квадратов трех его измерений.

В данном случае, три измерения — это длина, ширина, высота. Длина, ширина и высота — это длины трех ребер, исходящих из одной вершины прямоугольного параллелепипеда.

Дан прямоугольный параллелепипед ABCDA1B1C1D1. Доказать теорему.

Параллелепипед сечение которого треугольник

Доказательство теоремы:

Чтобы найти диагональ прямоугольного параллелепипеда, помните, что диагональ — это отрезок, соединяющий противоположные вершины.

Все грани прямоугольного параллелепипеда — прямоугольники.

ΔABD: ∠BAD = 90°, по теореме Пифагора

ΔB₁BD: ∠B₁BD = 90°, по теореме Пифагора

d² = d₁² + c² = a² + b² + c²

d² = a² + b² + c²

Доказанная теорема — пространственная теорема Пифагора.

Видео:ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД 10 11 класс сечение параллелепипедаСкачать

ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД 10 11 класс сечение параллелепипеда

Куб: определение, свойства и формулы

Кубом называется прямоугольный параллелепипед, все три измерения которого равны.

Каждая грань куба — это квадрат.

Параллелепипед сечение которого треугольник

Свойства куба:

  1. В кубе 6 граней, каждая грань куба — квадрат.
  2. Противолежащие грани параллельны друг другу.
  3. Все углы куба, образованные двумя гранями, равны 90°.
  4. У куба четыре диагонали, которые пересекаются в центре куба и делятся пополам.
  5. Диагонали куба равны.
  6. Диагональ куба в √3 раз больше его ребра.
  7. Диагональ грани куба в √2 раза больше длины ребра.

Помимо основных свойств, куб характеризуется умением вписывать в себя тетраэдр и правильный шестиугольник.

Формулы куба:

  • Объем куба через длину ребра a
    V = a3
  • Площадь поверхности куба
    S = 6a2
  • Периметр куба
    P = 12a

Видео:Параллелепипед. Видеоурок 6. Геометрия 10 классСкачать

Параллелепипед. Видеоурок 6. Геометрия 10 класс

Решение задач

Чтобы считать тему прямоугольного параллелепипеда раскрытой, стоит потренироваться в решении задач. 10 класс — время настоящей геометрии для взрослых. Поэтому, чем больше практики, тем лучше. Разберем несколько примеров.

Задачка 1. Дан прямоугольный параллелепипед. Нужно найти сумму длин всех ребер параллелепипеда и площадь его поверхности.

Параллелепипед сечение которого треугольник

Для наглядного решения обозначим измерения прямоугольного параллелепипеда: a — длина, b — ширина, c — высота. Тогда a = 10, b = 5, c = 8.

Так как в прямоугольном параллелепипеде всего по 4 — высота, ширина и длина, и все измерения равны между собой, то:
1) 4 * 10 = 40 (см) — сумма длин параллелепипеда;
2) 4 * 5 = 20 (см) — суммарное значение ширины параллелепипеда;
3) 4 * 8 = 32 (см) — сумма высот параллелепипеда;
4) 40 + 20 + 32 = 92 (см) — сумма длин всех ребер прямоугольного параллелепипеда.

Отсюда можно вывести формулу по нахождению суммы длин всех сторон ПП:
X = 4a + 4b + 4c (где X — сумма длин ребер).

Формула нахождения площади поверхности параллелепипеда Sп.п = 2(ab+bc+ac).
Тогда: S = (5*8 + 8*10 + 5*10) * 2 = 340 см2.

Задачка 2. Дан прямоугольный параллелепипед АВСDA1B1C1D1.

Нужно найти длину ребра A1B1.

Параллелепипед сечение которого треугольник

В фокусе внимания треугольник BDD1.
Угол D = 90°.

По теореме Пифагора:
BD1 2 = DD1 2 + BD 2
BD 2 = BD1 2 – DD1 2
BD 2 = 26 – 9 = 17
BD = √17
В треугольнике ADB угол А = 90°.
BD 2 = AD 2 + AB 2
AB 2 = BD 2 — AD 2 = (√17)2 — 4 2 = 1
A1B1 = AB = 1.

Задачка 3. Дан прямоугольный параллелепипед АВСDA1B1C1D1.

AB = 4
AD = 6
AA1= 5
Нужно найти отрезок BD1.

Параллелепипед сечение которого треугольник

В треугольнике ADB угол A = 90°.

По теореме Пифагора:
BD 2 = AB 2 +AD 2
BD 2 = 4 2 + 6 2 = 16 + 36 = 52
В треугольнике BDD1 угол D = 90°.
BD1 2 = 52 + 25 = 77
BD1 = √77.

Видео:Сечение параллелепипеда.Скачать

Сечение параллелепипеда.

Самопроверка

Теперь потренируйтесь самостоятельно — мы верим, что все получится!

Задачка 1. Дан прямоугольный параллелепипед. Измерения (длина, ширина, высота) = 8, 10, 20. Найдите диагональ параллелепипеда.

Параллелепипед сечение которого треугольник

Подсказка: если нужно выяснить, чему равна диагональ прямоугольного параллелепипеда, вспоминайте теорему.

Задачка 2. Дан прямоугольный параллелепипед АВСDA1B1C1D1.

Вычислите длину ребра AA1.

Как видите, самое страшное в параллелепипеде — 14 букв в названии. Чтобы не перепутать прямой параллелепипед с прямоугольным, а ребро параллелепипеда с длиной диагонали параллелепипеда, вот список основных понятий:

  • прямой параллелепипед — это параллелепипед, у которого боковые ребра перпендикулярны основанию;
  • параллелепипед называется прямоугольным, когда его боковые ребра перпендикулярны к основанию;
  • основание прямоугольного параллелепипеда — прямоугольник;
  • три измерения прямоугольного параллелепипеда: длина, ширина, высота;
  • диагональ параллелепипеда равна сумме квадратов его измерений.

Видео:Тетраэдр. 10 класс.Скачать

Тетраэдр. 10 класс.

Геометрия

План урока:

Видео:10 класс, 12 урок, ТетраэдрСкачать

10 класс, 12 урок, Тетраэдр

Тетраэдр

Пусть в пространстве есть точки М, Н, К, которые образуют ∆МНК и, таким образом, задают плоскость. Отметим в пространстве ещё одну точку Р, которая НЕ находится в плоскости МНК. Если мы соединим Р с вершинами ∆МНК, то получится объемная фигура. Её как раз именуют тетраэдром. Можно дать несколько различных определений тетраэдра, мы остановимся на следующем:

Такое название связано с тем, что в древнегреческом языке слово «тетра» означает «четыре». У тетраэдра ровно 4 грани и ровно 4 вершины. Приведем пример тетраэдра:

Легко увидеть, что гранями тетраэдра являются треугольники, в данном случае это ∆МРН, ∆МКР, ∆МНК и ∆РКН. Иногда одну из граней выделяют особенно и называют ее основанием тетраэдра. В этом случае три остальные грани именуют боковыми гранями тетраэдра.

Легко видеть, что есть всего 6 ребер тетраэдра. Действительно, назовем ∆МКН основанием тетраэдра. Оно, как и всякий треугольник, имеет 3 стороны. Ещё три ребра – это отрезки, соединяющие каждую из трех вершин ∆МКН с точкой Р. Перечислим грани, показанные на рисунке: МК, КН, МН, МР, НР и КР.

Заметим, что каждое ребро пересекается с четырьмя другими ребрами, и лишь с одним ребром скрещивается. Пары скрещивающихся ребер именуют противоположными ребрами. На рисунке противоположны друг другу грани РК и МН, МК и РН, МР и КН.

Тетраэдр называют простейшим многогранником. Действительно, у него всего 4 вершины, а меньшего количества вершин у многогранника быть не может (ведь любые три точки располагаются в одной плоскости). В этом тетраэдр во многом похож на треугольник – простейший из многоугольников. Как и треугольник, тетраэдр является очень жесткой конструкцией, поэтому его нередко используют в технике. Встречается тетраэдр и во многих научных дисциплинах, в том числе и в физике. Так, кристаллическая решетка алмаза, наиболее твердого материала на Земле, состоит из множества тетраэдров.

Наконец, отметим, есть особый, так называемый правильный тетраэдр. Его особенность заключается в том, что все его ребра имеют одинаковую длину.

Рассмотрим несколько задач.

Задание. Известно, что в тетраэдре АВСD:

Найдите длины ребер АВ, ВС и АС этого тетраэдра, а также площадь ∆АВС. Ответы округлите с точностью до целых.

Неизвестные стороны можно вычислить, применяя теорему косинусов для каждой грани тетраэдра. Запишем ее для ∆ADB:

Далее используем ∆ADC. Так как ∠ADC = 90°, то вместо теоремы косинусов можно записать ее частный случай – теорему Пифагора:

Осталось найти площадь ∆АВС. Так как нам известны длины всех его сторон, то удобнее всего воспользоваться формулой Герона. Напомним, что для ее использования надо предварительно рассчитать полупериметр треугольника:

Задание. На ребрах АВ и АС тетраэдра ABCD отмечены их середины – точки M и N соответственно. Верно ли, что плоскость BCD и прямая MN параллельны?

Так как отрезок MN соединяет середины сторона АС и АВ, то он является средней линией в ∆АВС. Это значит, что NM||ВС. Получается, что в плоскости ВСD есть прямая, параллельная NM. Ранее мы изучали теорему, согласно которой из этого факта следует, что MN либо параллельна BCD, либо полностью находится в ней. Очевидно, что MN не располагается в BCD, ведь в противном случае в BCD полностью находились бы прямые АС и АВ (в том числе и точка А), а по определению тетраэдра А находиться в плоскости BCD не может. Значит, остается один вариант – NM и BCD параллельны.

Задание. Верно ли, что плоскость, проходящая через середины трех ребер тетраэдра, обязательно будет параллельна одной из граней тетраэдра?

Решение. Обозначим вершины тетраэдра буквами М, Н, К, Р. Пусть плоскость будет проходить по точкам N, T и L, которые являются серединами ребер MP, HP и КР соответственно:

Ясно, что плоскость NTL пересекает как минимум три грани: РМН, РНК и РКМ, то есть она может быть параллельна только грани МНК.

Заметим, что TL – это средняя линия в ∆НРК, а NT – средняя линия в ∆РМН. Поэтому TL||НК и NT||МН.

Получается, что в плоскостях NTL и МНК есть по две пересекающихся прямых, которые попарно параллельны. В NTL ими являются NTи TL, а в МНК– МН и НК. Напомним, что по признаку параллельности плоскостей этого факта как раз достаточно, чтобы NTL и МНК считались параллельными плоскостями. То есть утверждение, приведенное в условии задачи, верно.

Видео:Задача, которую боятсяСкачать

Задача, которую боятся

Параллелепипед

Построим в плоскости параллелограмм АВСD. Далее через каждую его вершину проведем прямые, которые пересекут плоскость параллелограмма и при этом будут параллельны. Отложим на каждой такой прямой точки А1, В1, С1 и D1 так, чтобы все они находись по одну сторону от плоскости АВСD и выполнялось равенство:

Заметим, что в таком случае четырехугольники АА1D1D, АВВ1А1, ВСС1В1 и СDD1C1 будут параллелограммами, ведь у каждого из них две противоположные стороны одинаковы и параллельны. Также можно убедиться, что отрезки А1D1 и В1С1 тоже параллельны и одинаковы по свойству транзитивности:

Это значит, что и А1D1C1B1– параллелограмм. Получается, что мы смогли построить многогранник с 6 гранями, каждая из которых является параллелограммом. Такой многогранник именуется параллелепипедом.

Легко подсчитать, что у параллелепипеда ровно 8 вершин и 12 ребер. Если у граней параллелепипеда есть общее ребро, то их называют смежными гранями. В противном случае грани именуются противоположными. Также противоположными могут быть и вершины параллелепипеда, если они не находятся на одной грани. Так, в приведенном выше примере противоположны вершины А и С1, В и D1, C и А1, D и B1.

Существуют также и диагонали параллелепипеда. Это прямые, соединяющие его противоположные вершины:

Иногда в параллелепипеде выбирают две противоположные грани и называют их основаниями параллелепипеда. В таком случае остальные четыре грани именуются боковыми гранями.

Сформулируем важное свойство параллелепипеда.

Действительно, рассмотрим параллелепипед АВСDА1В1С1D1:

Сравним грани АВВ1А1 и CDD1C1. СD||АВ как стороны в параллелограмме АВСD, а DD1||А1A уже как стороны в параллелограмме АА1D1D. По признаку параллельности плоскостей выходит, что грани АВВ1А1 и CDD1C1 параллельны, ведь они содержат пересекающиеся прямые (СDи DD1 в CDD1C1, АВ и АА1 в АВВ1А1), которые друг другу попарно параллельны.

Теперь продемонстрируем, что эти грани ещё и равны. Отрезки АВ и СD одинаковы, так как входят в состав параллелограмма АВСD. По той же причине одинаковы и отрезки АА1 и DD1 (они находятся в другом параллелограмме, в АА1D1D). Также одинаковы ∠СDD1 и ∠ВАА1, так как у этих углов стороны являются сонаправленными лучами. Равенства двух сторон и находящегося между ними угла достаточно для доказательства равенства параллелограммов АВВ1А1 и CDD1C1, ч. т. д.

Второе важное свойство параллелепипеда связано с его диагоналями.

Всего в параллелепипеде есть 4 диагонали. Докажем сначала утверждение только для двух диагоналей, например, для А1С и В1D. Рассмотрим четырехугольник А1В1СD. Две его стороны, А1В1 и СD, равны и параллельны третьему отрезку – D1C1. Тогда, по свойству транзитивности, можно утверждать, что они также параллельны и равны друг другу. Значит, А1В1СD – параллелограмм, причем А1С и В1D – его диагонали. Но мы знаем, что диагонали параллелограмма пересекаются, а точка их пересечения (обозначим ее как О) делит их пополам.

Теперь возьмем диагонали В1D и, например, АС1. Аналогично и для них можно доказать, что у них есть общая точка, делящая их пополам (для этого надо рассмотреть параллелограмм В1С1D1A).Но мы уже знаем, что В1D1 делится пополам точкой О. Значит, именно она – общая для В1Dи АС1.

Наконец, рассмотрим также диагонали В1D и ВD1. И снова для них можно показать (используя параллелограмм BDD1B1), что они пересекаются в точке, делящей их пополам. И снова этой точкой будет О. Получается, что все четыре диагонали проходят через О, которая является для каждой из них серединой, ч. т. д.

Задание. Сумма длин всех ребер в параллелепипеде АВС1В1С1D1 составляет 120 см. Известно, что ВС больше АВ в 1,25 раза, а ВВ1 больше ВС в 1,2 раза. Найдите длину каждого ребра данного параллелепипеда.

Заметим важный факт – хотя у параллелепипеда 12 ребер, их длины принимают всего три различных значения. Действительно, по свойству параллелограммов, являющихся его гранями, мы можем записать равенства:

Таким образом, сумма трех взаимно пересекающихся ребер (например, АВ, ВС и ВВ1) будет ровно в 4 раза меньше суммы длин всех ребер:

Используя условие задачи, выразим длины ВС и ВВ1 через АВ:

Задание. В параллелепипеде АВС1В1С1D1 отметили точки М, М1, N и N1, которые являются серединами АВ, А1В1, СD и С1D1 соответственно. Докажите, что многогранник МВNDM1B1N1D1– это также параллелепипед.

Заметим, что ребра АВ, СD, А1В1 и С1D1 одинаковы. Значит, одинаковы и их половины:

Отрезки ND и N1D1 лежат на параллельных ребрах СD и С1D1, значит, они сами параллельны. Если учесть, что они ещё и одинаковы, то получается, что DNN1D1 – параллелограмм. Аналогично МВ||DN, МВ||М1В1 и М1В1||N1D1, поэтому четырехугольники МВND, МВВ1М1 и М1В1N1D1– параллелограммы.Теперь нам осталось показать, что грани М1D1DМи В1N1NB– тоже параллелограммы.

Отметим, что ММ1 = ВВ1 (из параллелограмма МВВ1М1) и ВВ1 = DD1 (это параллельные грани параллелепипеда), поэтому отрезки ММ1 и DD1 одинаковы. Также они и параллельны, так как ММ1||ВВ1 и ВВ1||DD1. Это значит, что М1D1DМ – параллелограмм. Аналогично, сравнивая NN1и ВВ1 с отрезком DD1, можно показать, что и В1N1NB– параллелограмм. В итоге получается, что у многогранника MBNDМ1B1N1D1 каждая из 6 граней – параллелограмм. То он по определению является параллелепипедом, ч. т. д.

Построение сечений

Любую объемную фигуру можно условно «разрезать» на две части, если провести через нее плоскость. Такая плоскость, проходящая через объемную фигуру, называется секущей плоскостью.

При пересечении плоскости и объемной фигуры образуется какая-нибудь плоская фигура, ее называют сечением. На рисунке выше сечение – это ∆NTL. Ещё раз отметим разницу между понятиями «секущая плоскость» и «сечение». Плоскость – это безграничная фигура, то есть она не имеет границ. Сечение же – это плоская фигура, имеющая границы.
Один из вопросов, который исследует стереометрия – это форма сечений тех или иных фигур.

Секущая плоскость пересекается с каждой гранью многогранника по отрезку, причем концы этих отрезков располагаются на ребрах многогранника. В результате сечение тетраэдра, параллелепипеда и вообще любого многогранника представляет собой плоский многоугольник. В тетраэдре всего 4 грани, поэтому его сечение не может иметь более 4 сторон. Другими словами, сечение тетраэдра – это либо четырехугольник, либо треугольник. У параллелепипеда уже шесть граней, а потому его сечения также могут быть даже шестиугольниками.

Важно уметь строить сечения, зная лишь несколько общих точек объемной фигуры и секущей плоскости. В случае многогранников достаточно просто найти все общие точки секущей плоскости и ребер, после чего их надо соединить отрезками. Заметим, что каждая сторона сечения должна находиться на одной из граней многогранника. Если с учетом этого ограничения построить сечение не получается, это значит, что сечение пересекает ещё какие-то ребра многогранника, и соответствующие точки пересечения надо найти. Рассмотрим несколько примеров задач на построение сечений.

Задание. Постройте сечение тетраэдра АВСD, проходящее через точки M, N и P:

Решение. Мы уже имеем три точки сечения. Однако просто соединить их нельзя, ведь точки M и P находятся на разных гранях. Значит, надо найти ещё одну общую точку сечения, находящуюся на каком-нибудь ребре.

Заметим, что плоскость MNP имеет с плоскостью BCD две общие точки – N и P. Значит, они пересекаются по прямой NP. Это значит, что если прямая ВС пересекается с NP, то эта точка пересечения будет принадлежать секущей плоскости. Продолжим ВС и NP, они пересекутся в некоторой точке Е, которая, как мы только что выяснили, находится на секущей плоскости:

Е находится на ВС, а ВС – это часть плоскости АВС. Значит, точка Е располагается на плоскости АВС. С другой стороны, и М находится на АВC. Получается, что у прямой ЕМ две точки принадлежат плоскости АВС, а потому она вся принадлежит АВС. Тогда мы можем найти ее точку пересечения с прямой АС, просто продлив прямую ЕМ:

Здесь мы обозначили точку пересечения ЕМ и АС буквой К. В итоге мы можем построить сечение MNPK, ведь каждая сторона этого многоугольника будет принадлежать одной из граней тетраэдра:

На картинке слева показано сечение MNPK. Именно это построение и необходимо выполнить, решая данную задачу. Справа для наглядности показан исходный тетраэдр, от которого секущая плоскость «отсекла» лишнее. Правую картинку строить при решении подобных задач не надо, она показана только для наглядности.

Заметим, что в этой задаче нам в качестве исходных данных были указаны три точки секущей плоскости, и этого хватило для построения сечения. Действительно, одна из аксиом стереометрии говорит, что три точки (если это не точки одной прямой) однозначно определяют плоскость, поэтому, зная только три точки, с помощью построений можно найти и все остальные точки.

Задание. В тетраэдре АВСD на грани АВD отмечена точка М. Постройте такое сечение тетраэдра, которое проходит через М и при этом параллельно грани АВС.

Решение. Секущая плоскость и плоскость АВС параллельны, при этом они пересекаются третьей плоскостью АВD. Тогда, по одной из изученных нами теорем, линии их пересечения с ABD будут параллельны. То есть чтобы построить отрезок, по которому секущая плоскость и грань ABD пересекаются, надо просто провести через M отрезок, параллельный ребру АВ:

Удалось получить две точки, Q и P, которые лежат на гранях. Теперь, чтобы найти линию пересечения секущей плоскости и грани АСD, надо провести через Р отрезок, параллельный АС. В итоге на грани CD мы получим ещё одну точку K:

Теперь у нас есть три точки сечения, при этом все отрезки, соединяющие их, лежат на гранях тетраэдра. Значит, мы уже можем построить сечение:

Обратите внимание, что отрезок QK также получился параллельным ребру СD, что говорит о правильности построения.

Задание. Постройте сечение параллелепипеда, проходящее через точки M, N и P, отмеченные на его гранях:

Решение. Здесь у задачи очень простое решение. Точки M, N, Р уже можно соединить так, что все соединяющие их отрезки будут находиться на гранях. Значит, никаких других точек искать не надо:

Задание. Решите предыдущую задачу, но при другом расположении точек М, N и Р:

Решение. Для начала мы можем построить отрезки MN и MР, по которым секущая плоскость пересекает грани АВВ1А1 и ВСС1В1:

Напомним, что противоположные грани у параллелепипеда параллельны. Поэтому и отрезки, которые образуются при их пересечении с секущей плоскостью, также должны быть параллельными. Значит, мы можем через N провести отрезок, параллельный MP, а через Р– отрезок, параллельный MN:

Теперь мы можем соединить KH (ведь K и H находятся на одной грани АВСD) и получить искомое сечение:

Задание. Решите предыдущую задачу при следующем расположении точек M, N и P:

Решение. На первом шаге мы можем построить отрезки MN и РМ. Секущая плоскость и плоскость АВВ1А1 пересекаются по прямой РМ. Найдем вспомогательную точку Е, в которой с РМ пересекается. Эта точка Е должна находиться в плоскости нижней грани АВСD, также она принадлежит секущей плоскости:

Так как верхняя и нижняя грани параллельны, то должны быть параллельны и линии их пересечения с секущей плоскостью. Но мы уже знаем, что секущая плоскость проходит через Е. Значит, линии пересечения секущей плоскости и нижней грани проходит через Е и параллельна MN. Этой информации достаточно для ее построения:

В результате нам удалось найти ещё две точки Q и F. Далее через F проводим отрезок, параллельный РМ:

В итоге мы получили 6 точек, которых достаточно для построения сечения:

Задание. В параллелепипеде АВС1В1С1D1 отрезок АС – это диагональ грани АВСD, а BD1 – диагональ параллелепипеда. Постройте сечение, проходящее через АС и при этом параллельное диагонали BD1.

Решение. Проведем на нижней грани диагональ BD. Она пересечется с АС в некоторой точке О:

Теперь мы можем в плоскости BDD1 построить через точку О прямую, параллельную BD1. Так как в этой же плоскости находится и DD1, то DD1 обязательно пересечется с этой прямой в какой-нибудь точке H:

Теперь проанализируем расположение плоскости АНСи диагонали BD1. Так как BD1||ОН, а ОН полностью принадлежит АНС, то получается, что BD1||АНС. При этом АНС проходит через диагональ АС. Значит, АНС удовлетворяет условиям задачи и является искомым сечением:

В рамках сегодняшнего урока мы познакомились с простейшими объемными фигурами – тетраэдром и параллелепипедом. Также мы узнали о сечениях и способах их построения.

Поделиться или сохранить к себе: