Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
- Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся
- Начертите ненулевой вектор а и отметьте на плоскости три точки А, В и С. Отложите от точек А, В и С векторы, равные а.
- Ваш ответ
- решение вопроса
- Похожие вопросы
- Сложение и вычитание векторов
- Сумма векторов. Сложение векторов. Правило треугольника
- Разность векторов. Вычитание векторов
- Умножение вектора на число
- 🔍 Видео
Видео:Вектор. Сложение и вычитание. 9 класс | МатематикаСкачать

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
 
Задачник «Векторный метод решения задач»
Составила: Казакова Ольга Сергеевна,
учитель математики МОУ «СОШ № 75» г. Саратова.
Данный задачник предназначен для изучения тем: «Векторы», «Действия с векторами», «Векторный метод решения задач». Инструктивное изложение материала, при постоянной практической пробе, даёт возможность изучить темы самостоятельно.
№ 1.Заполните таблицу. Основные понятия.
Решение и изображение
1)На плоскости отметьте точки A и B , постройте отрезок AB ;
2)На отрезке AB пусть точка A будет началом, а точка B – концом. Укажите стрелкой в конце отрезка направление из начала в конец. Вы получили отрезок, для которого указано, какая из его граничных точек считается началом, а какая – концом, то есть получили направленный отрезок или вектор .
3)Построен вектор 

Сколько векторов можно провести, выбирая начало и конец среди данных на плоскости:
2)трёх точек, не лежащих на одной прямой;
3)четырёх точек, не лежащих на одной прямой?
Отметьте на плоскости любую точку и обозначьте её, например, заглавной буквой M . Вы построили нулевой вектор, его начало и конец совпадают.
Обозначение нулевого вектора: 

1)Постройте отрезок AB , длина которого 4 см;
2)Постройте вектор 
Длиной или модулем ненулевого вектора 
Обозначение: 
Чему равна длина нулевого вектора?
3)Постройте вектор 
1)Постройте параллельные прямые p и m .
2)На прямой p постройте:
а)вектор 
б)вектор 
3)На прямой m постройте: вектор 
Ненулевые векторы называются коллинеарными , если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых.
Нулевой вектор считается коллинеарным любому вектору.
4)Выпишите попарно коллинеарные векторы.
5)Постройте и обозначьте два произвольных вектора, которые являются не коллинеарными вектору 


Постройте два коллинеарных вектора.
Полученные векторы направлены одинаково или противоположно?
Если одинаково, то вы построили сонаправленные векторы. Обозначение:
 

Если противоположно, то вы построили противоположно направленные векторы. Обозначение: 

Начертите параллелограмм ABCD . Проведите векторы, начало и конец которых совпадают с какими-то двумя вершинами параллелограмма. Сколько существует пар векторов, которые являются:
1)коллинеарными друг другу;
Постройте векторы 

1) 

2) 
Вы построили равные векторы.
Векторы называются равными , если они сонаправлены и их длины равны.
№ 2.Заполните таблицу. Операции над векторами.
Решение и изображение
На плоскости произвольно выберите точку A , приняв её за начало, проведите вектор 

Можно отложить от другой точки плоскости, вектор, равный данному вектору 
Допустим, что вектор 
1)Через произвольно взятую точку M плоскости проведите прямую p , параллельную AB (если M – точка прямой AB , то в качестве прямой p возьмём саму прямую AB ).
2)На прямой p отложите два противоположно направленных вектора 

Среди построенных векторов выберите тот, что сонаправлен с вектором 

А если вектор 
Итак, от любой точки M можно отложить вектор, равный данному вектору 
1)Векторы 

2)Произвольная точка A .
3)От точки A отложите вектор 

4)От точки B отложите вектор 

5)Вектор 
Вы, таким образом, выполнили построение сложения векторов 




Докажем, что если 


Рассмотрим случай, когда точки A , B , 


а) 
б) 
в)Соединим точки A и 


2) 


3) 


4)Из 2) и 3)  

5)Значит, 
Вывод: при необходимости можно работать как с данными векторами, так и с равными им.
Законы сложения векторов.
Для любых векторов 






Доказательство законов проведите самостоятельно, опираясь на подсказки:
Для доказательства первого закона можете достроить треугольник до параллелограмма и работать как с самими векторами, так и с равными им.
Для доказательства второго закона достаточно несколько раз применить правило треугольника для сложения векторов, последовательно отложенных от концов предыдущих векторов.
1)Произвольная точка A ;
2)Неколлинеарные векторы 

3) От точки A отложите вектор 

4)От точки A отложите вектор 

5)Постройте параллелограмм ABCD ;
6) 
Вы построили сложение векторов 

Как сложить несколько векторов?
Последовательное применение правила треугольника для сложения векторов даёт возможность сложить любое количество векторов. Причём порядок сложения не важен. Сложение нескольких векторов производится следующим образом: два вектора складываются, получившаяся сумма складывается с третьим и т.д.
Выполните сложение пяти любых векторов, используя то, что несколько векторов можно расположить таким образом: первый вектор откладывается от любой точки, второй – от конца первого и т.д. Сумма всех векторов – вектор, направленный от начала первого вектора к концу последнего.
Вы выполнили построение сложения нескольких векторов, пользуясь правилом многоугольника .
Подумайте, чему будет равна сумма векторов, если начало первого вектора совпадает с концом последнего?
Разностью векторов 



Вектор 





Докажите, что 
На прямой p от любой точки O отложите вектор 




Произведением ненулевого вектора 





Произведением нулевого вектора на любое число считается нулевой вектор.
Из определения следует:
1)произведение любого вектора на число нуль есть нулевой вектор;
2)для любого числа k и любого вектора 


Свойства умножения вектора на число.
Для любых чисел k , l и любых векторов 







На прямой p от произвольно выбранной точки O отложите: вектор 




Попробуем выразить векторы 


Во сколько раз длины этих векторов отличаются от длины вектора 
 

 






Если векторы 



Итак, можем выразить: 

От произвольной точки O отложите векторы 








Если 

Если 


Скалярным произведением двух векторов называется произведение их длин на косинус угла между ними.
Напишите формулу скалярного произведения для случаев, когда:
 
 
 
Сделайте вывод, о том, в каком случае скалярное произведение двух векторов равно нулю.
Напишите формулу скалярного произведения для случая, когда вектор скалярно умножается на себя. В этом случае скалярное произведение называется скалярным квадратом . Обозначение: 
Итак, перечислите все операции над векторами.
№ 3.Решая задачи, заполните пустые ячейки в таблице.
 

точки M и N совпадают
точка C принадлежит прямой AB
 
 
точка С – середина отрезка AB
точка D разбивает отрезок AC так, что AD : DC = m : n
Заполняя таблицу, вы пользовались векторным методом решения задач.
Векторный метод – один из наиболее общих методов решения геометрических задач.
Для решения задач элементарной геометрии с помощью векторов необходимо, прежде всего, научиться «переводить» условие геометрической задачи на «векторный» язык. После такого перевода осуществляются алгебраические вычисления с векторами, а затем полученное снова «переводится» на «геометрический» язык. В этом и состоит сущность векторного метода решения геометрических задач.
Далее вам необходимо самостоятельно решать задачи. После решения каждой задачи делайте вывод о её значимости. Если результат задачи возможно использовать для решения других, то заносите его в таблицу № 3. Таким образом, вы получите набор базовых задач, на основании которых решаются более сложные.
1)Докажите, что средняя линия треугольника параллельна его третьей стороне и равна её половине.
2)Докажите, что средняя линия трапеции параллельна её основанию и её длина равна полусумме длин её оснований.
3)Если средняя линия четырёхугольника равна полусумме длин её оснований (сторон, не имеющих общей точки со средней линией), то этот четырёхугольник является трапецией или параллелограммом.
4)Около окружности описана равнобочная трапеция ABCD . Точки E и K – точки касания этой окружности с боковыми сторонами AB и CD . Докажите, что отрезок EK параллелен основаниям трапеции.
5)Докажите, что биссектриса угла треугольника делит его сторону на отрезки, пропорциональные прилежащим сторонам. Выразите биссектрису через угол треугольника, который она делит пополам, и через стороны этого угла.
6)Если точки M и N делят отрезки AB и CD соответственно в равных отношениях так, что AM : MB = CN : ND = m : n , то выполняется равенство: 
7)В треугольнике ABC через M обозначена точка пересечения медиан. Докажите, что 
8)Пусть M – точка пересечения медиан треугольника ABC , O – произвольная точка. Докажите, что 
9)Пусть H – точка пересечения высот треугольника ABC , O – центр описанной окружности. Докажите, что 
10)Докажите, что три точки A , B , C ( A ≠ B ) лежат на одной прямой тогда и только тогда, когда имеет место равенство, 
11)Докажите, что центр описанной окружности
12)Докажите, что если точки пересечения диагоналей четырёхугольника и середины двух его противоположных сторон лежат на одной прямой, то этот четырёхугольник – трапеция или параллелограмм.
13)Докажите, что медианы треугольника пересекаются в одной точке и делятся ею в отношении 2:1, считая от вершины.
14)Докажите, что биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке.
15)Докажите, что высоты треугольника пересекаются в одной точке.
16)Докажите, что четырёхугольник является параллелограммом тогда и только тогда, когда его диагонали в точке пересечения делятся пополам.
17)Докажите, что в произвольном четырёхугольнике средние линии (т. е. отрезки, соединяющие середины противоположных сторон) точкой их пересечения делятся пополам.
18)Найти косинус угла между диагоналями прямоугольника, стороны которого равны a и b .
19)Докажите, что диагонали ромба взаимно перпендикулярны.
20)Докажите, что вписанный угол, опирающийся на диаметр окружности, — прямой.
21)Докажите, что если в треугольнике длины его сторон a , b , c связаны соотношением 
22)Даны стороны a , b , c треугольника. Найдите медианы 


23)В треугольнике со сторонами a , b , c найти длину высоты 
24)В треугольнике со сторонами a , b , c найти длину биссектрисы 
25)Докажите, что сумма квадратов длин диагоналей параллелограмма равна сумме квадратов длин всех его сторон.
26)Докажите, что сумма квадратов длин диагоналей трапеции равна сумме квадратов длин её боковых сторон плюс удвоенное произведение длин оснований.
27)Доказать, что большей медиане треугольника соответствует меньшая сторона и обратно.
28)Докажите, диагонали прямоугольника равны между собой.
29)Докажите, что отрезок, соединяющий середины диагоналей трапеции, параллелен основаниям и равен их полуразности.
30)В четырёхугольнике ABCD прямая, проведённая через вершину A параллельна стороне BC , пересекает диагональ BD в точке M , а прямая проведённая через вершину B параллельно стороне AD , пересекает диагональ AC в точке N . Докажите, что MN || DC .
31)Четыре окружности радиуса R пересекаются по три в точках M и N , и по две в точках A , B , C , D . Докажите, что ABCD – параллелограмм.
32)Пусть K , L , M , N – середины отрезков AB , BC , CD , DE пятиугольника ABCDE , а точки P и Q – середины отрезков KM и LN соответственно. Докажите, что отрезок PQ в четыре раза меньше стороны AE и параллелен ей.
33)В плоскости даны четырёхугольник ABCD и точка M . Докажите, что точки, симметричные точке M относительно середин сторон этого четырёхугольника, являются вершинами параллелограмма.
34)На диагоналях AC и CE правильного шестиугольника ABCDEF взяты точки M и N соответственно, такие, что AM : AC = CN : CE = λ. Известно, что точки B , M , N лежат на одной прямой. Найдите λ.
35)Дан параллелограмм ABCD ( AD || BC , AB || CD ). На стороне AD выбрана точка K , а на AC – точка L так, что 5 AK = AD , 6 AL = AC . Докажите, что KL || BL и найдите отношение их длин.
36)Точки M и K на сторонах AB и BC треугольника ABC таковы, что AM : MB =3:4, CK : KB =2:3. Отрезки AK и CM пересекаются в точке N . Найдите отношение AN : NK .
37)Точка K на стороне AC и точки L , M на стороне BC треугольника ABC таковы, что AK : KC = CL : LB = BM : MC =1:2, N – середина стороны AC . Найти отношение, в котором точка пересечения отрезков KL и MN делит отрезок KL .
38)Через середину E медианы 
39)Дан параллелограмм ABCD . Точка M делит сторону AD в отношении p , т. е. AM : MD = p ; точка N делит сторону DC в отношении q , т. е. DN : NC = q . Прямые BM и AN пересекаются в точке S . Вычислить отношения AS : SN и BS : SM .
40)В параллелограмме ABCD сторона AD разделена на n равных частей и первая точка деления M (считая от A ) соединена с B . В каком отношении делит точка N диагональ AC и отрезок MB ?
41)В треугольнике ABC проведена медиана CM . Прямая l пересекает отрезки CA , CM , CB в точках 



42)На сторонах AC и BC треугольника ABC взяты точки M и D так, что AM = 


43)На стороне AD и диагонали AC параллелограмма ABCD взяты точки M и N так, что AM = 

44)На стороне AB треугольника ABC дана точка P , через которую проведены прямые параллельно его медианам A 




45)Докажите, что точки пересечения диагоналей трапеции, боковых сторон, а также середины оснований лежат на одной прямой.
46)Через точку P – внутреннюю точку параллелограмма ABCD – проведены прямая KM || AD и прямая LN || AB , пересекающие стороны AB , BC , CD , DA параллелограмма в точках K , L , M , N соответственно. Q – точка пересечения средних линий четырёхугольника KLMN , S – точка пересечения диагоналей параллелограмма ABCD . Докажите, что Q – середина отрезка PS .
47)Пусть 





48)Пусть ABCDEF – произвольный шестиугольник и U , V , W , X , Y , Z – середины его сторон. Докажите, что центры тяжести (т. е. точки пересечения медиан) треугольника UWY и треугольника VXZ совпадают.
49)Докажите, что прямая, соединяющая середины оснований трапеции, и продолжения боковых сторон трапеции пересекаются в одной точке.
50)На сторонах параллелограмма заданы точки, которые делят стороны в одном и том же отношении (в каком-либо одном направлении обхода). Докажите, что точки деления служат вершинами параллелограмма, а центры этих параллелограммов совпадают.
51)На сторонах треугольника заданы точки, которые делят стороны в одном и том же отношении (в каком-либо одном направлении обхода). Докажите, что точки пересечения медиан данного треугольника и треугольника, имеющего вершинами точки деления, совпадают.
52)В треугольнике ABC длины сторон связаны соотношением 
53)Найдите косинус угла между медианами прямоугольного равнобедренного треугольника, проведёнными к его катетам.
54)Найти косинус угла между медианами равнобедренного треугольника, проведёнными к его боковым сторонам, при условии, что угол при вершине равен α.
55)Найти косинус угла при вершине равнобедренного треугольника, если медианы, проведённые к его боковым сторонам, а) перпендикулярны; б) образую угол 
56)В треугольнике две стороны равны 2 и 4, а угол между ними равен 
57)В окружности с центром O радиуса r вписан четырёхугольник ABCD . Доказать, что если 
58)В прямоугольнике ABCD опущен перпендикуляр BK на диагональ AC . Точки M и N – середины отрезков AK и CD соответственно. Докажите, что угол BMN прямой.
59)На стороне AB треугольника ABC с углом ABC , равным α , расположена точка K , причём AK = BC . Пусть P – середина BK , M – середина AC . Найдите угол APM .
60)Точка K – середина стороны AB квадрата ABCD , а точка M лежит на диагонали AC , причём AM : MC = 3 : 1. Докажите, что угол KMD равен 
61)На сторонах AB и AC треугольника ABC во внешнюю сторону построены квадраты AMNB и CKLA . Докажите, что медиана AP треугольника ABC перпендикулярна прямой ML .
62)На стороне AB треугольника ABC дана точка D . Выразить расстояние CD через длины сторон данного треугольника a , b , c и расстояния AD = m и DB = n .
63)Выразить расстояние от заданной точки O до точки M пересечения медиан треугольника ABC через длины сторон треугольника BC = a , AC = b , AB = c и расстояния от точки O до вершин треугольника OA = 


64)В параллелограмме ABCD точка K – середина стороны BC , а точка M – середина стороны CD . Найдите AD , если AK = 6, AM = 3,  KAM = 
Список использованной литературы
Атанасян Л.С. и др. Геометрия. Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003.
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. – М.: Просвещение, 2009.
Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Шестаков С.А., Юдина И.И. Планиметрия. Пособие для углубленного изучения математики – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005.
Василевский А.Б. Методы решения геометрических задач. – Минск: Вышэйш. школа, 1965.
Габович И.Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач. – М.: Просвещение, 1996.
Гордин Р.К. Геометрия. Планиметрия 7-9 кл. – М.: МЦНМО, 2006.
Готман Э.Г., Скопец З.А. Решение геометрических задач аналитическим методом: Пособие для учащихся 9 и 10 кл. – М.: Просвещение, 1979.
Гусев В. А. и др. Практикум по элементарной математике: Геометрия: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов и учителей. – М.: Просвещение, 1992.
Зеленяк О. П. Решение задач по планиметрии. Технология алгоритмического подхода на основе задач-теорем. Моделирование в среде Turbo Pascal. – Киев, Москва: ДиаСофтЮП, ДМК Пресс, 2008.
Шарыгин И. Ф. Геометрия. 7 – 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. завед. – М.: Дрофа, 2001.
Шарыгин И.Ф. Решение задач: Учеб. пособие для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1994.
Шестаков С. А. Векторы на экзаменах. Векторный метод в стереометрии. – М.: МЦНМО, 2005.
Видео:№770. Дан параллелограмм ABCD. Выразите вектор АС через векторы а и b , если:Скачать

Начертите ненулевой вектор а и отметьте на плоскости три точки А, В и С. Отложите от точек А, В и С векторы, равные а.
Видео:Выразить векторы. Разложить векторы. Задачи по рисункам. ГеометрияСкачать

Ваш ответ
Видео:№743. Начертите ненулевой вектор a и отметьте на плоскости три точки A, B, C.Скачать

решение вопроса
Видео:№776. Начертите два неколлинеарных вектора х и у и постройте векторы: a) x+2y; б) ½y + х; в) 3x+½yСкачать

Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,282
- гуманитарные 33,619
- юридические 17,900
- школьный раздел 606,989
- разное 16,829
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Видео:№768. Точки М и N — середины сторон АВ и АС треугольника ABC. Выразите векторыСкачать

Сложение и вычитание векторов
 
Теорема 1 От любой точки ( K ) можно отложить вектор единственный ( overrightarrow ) .
Существование: Имеем два следующих случая:
Здесь получаем, что искомый нами вектор совпадает с вектором ( overrightarrow ) .
Из данного выше построения сразу же будет следовать единственность данного вектора.
Видео:Геометрия - 9 класс (Урок№1 - Понятие вектора. Равенство векторов)Скачать

Сумма векторов. Сложение векторов. Правило треугольника
Сложение векторов выполняется по правилу треугольника или по правилу параллелограмма.
 
Суммой нескольких векторов ( vec ) , ( vec ) , ( vec,;ldots ) называется вектор ( vec ) , получающийся в результате последовательного сложения данных векторов.
Такая операция выполняется по правилу многоугольника.
 
Сумма векторов в координатах 
При сложении двух векторов соответствующие координаты складываются. 
( vec + vec = left( <+ , + , + > right) )
Отметим несколько свойств сложения двух векторов:
Для произвольного вектора ( overrightarrow ) выполняется равенство
Для произвольных точек ( A, B и C ) справедливо следующее равенство
Замечание Таким способом также можно строить сумму любого числа векторов. Тогда оно будет носить название правила многоугольника.
 
Видео:8 класс, 42 урок, Откладывание вектора от данной точкиСкачать

Разность векторов. Вычитание векторов
 
Разность двух одинаковых векторов равна нулевому вектору : 
( vec — vec = vec )
Длина нулевого вектора равна нулю: 
( left| vec right| = 0 )
Разность векторов в координатах 
При вычитании двух векторов соответствующие координаты также вычитаются. 
( vec — vec = left( <- , — , — > right) )
Видео:Геометрия 9 Откладывание вектора от данной точкиСкачать

Умножение вектора на число
Пусть нам дан вектор ( overrightarrow ) и действительное число ( k ) .
Определение Произведением вектора ( overrightarrow ) на действительное число ( k ) называется вектор ( overrightarrow ) удовлетворяющий следующим условиям:
Длина вектора ( overrightarrow ) равна ( left|overrightarrowright|=left|kright||overrightarrow| ) ;
Векторы ( overrightarrow ) и ( overrightarrow ) сонаправлены, при ( kge 0 ) и противоположно направлены, если ( kle 0 )
Обозначение: ( overrightarrow=koverrightarrow ) .
🔍 Видео
№362. Точка К — середина ребра ВС тетраэдра ABCD. Разложите вектор DK по векторамСкачать

Откладывание вектора от данной точки | Геометрия 7-9 класс #78 | ИнфоурокСкачать

№786. Отрезки AA1, ВВ1 и СС1 — медианы треугольника ABC. Выразите векторы AA1, BB1, СС1Скачать

81. Откладывание вектора от данной точкиСкачать

№369. Медианы грани ABC тетраэдра ОABC пересекаются в точке М. Разложите вектор ОАСкачать

№767. Дан треугольник ABC. Выразите через векторы а=АВ и b=АС следующие векторы:Скачать

8 класс, 40 урок, Понятие вектораСкачать

Нахождение длины вектора через координаты. Практическая часть. 9 класс.Скачать

10.04 9a Откладывание вектора от данной точкиСкачать

№748. Диагонали параллелограмма ABCD пересекаются в точке O. Равны ли векторы?Скачать

18+ Математика без Ху!ни. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.Скачать













