Развитие технологий повлекло за собой информатизацию общества. Сегодня трудно представить себе дом, в котором не было бы телевизора и компьютера, человека, который не умеет пользоваться интернетом. Информационные технологии прочно и уверенно проникают во все сферы нашей жизни. Не стала исключением и система образования. Сегодня проблемами внедрения занимается не только министерство, но и центр информатизации и оценки качества образования, расположенный в городе Иваново.
Далее мы поговорим об основных проблемах и задачах данной тенденции, ее возможностях, а также рассмотрим положительные и отрицательные моменты.
- Определение проблемы
- Основные причины
- Основы процесса
- Основные направления информатизации образования
- Преимущества информатизации
- Недостатки использования ИКТ в обучении
- Возможности
- Трудности в реализации
- Средства информатизации
- Использование компьютеров в образовательном процессе
- Электронный учебник как одно из основных средств информатизации
- Ивановский центр информатизации
- Выводы
- Понятие информатизации образования в общемировом контексте
- Программы информатизации в мировом масштабе
- 🔍 Видео
Видео:Информатизация образованияСкачать
Определение проблемы
Информатизация образования – это довольно сложная современная тенденция, связанная с внедрением в учебно-образовательный процесс различного рода информационных средств, работающих на основе микропроцессоров, а также электронной продукции и новых педагогических технологий, базирующихся на использовании ИКТ для обучения.
Информатизация образования, в первую очередь, направлена на разработку методов и средств, ориентированных на реализацию основных воспитательных и образовательных педагогических целей с помощью использования новейших достижений компьютерной техники. Сюда относится компьютерное обучение школьников, овладение ими современными достижениями ИКТ, модернизация образования, целей, методов, и форм обучения, его содержания.
Процесс информатизации образования имеет свои цели. К ним относится:
1. Создание благоприятных условий для доступа к учебной, научной и культурной информации.
2. Интенсификации взаимодействия участников педагогического процесса с помощью применения средств информатизации.
3. Изменение модели управления образованием.
4. Повышение качества образования за счет использования ИКТ.
Видео:Этапы информатизации образования.wmvСкачать
Основные причины
Развитие информатизации образования имеет следующие предпосылки:
— Стремительный процесс информатизации общества в целом. Так, на сегодняшний день все больше и больше людей имеют персональные компьютеры, подключаются к всемирной сети, в том числе школьники, студенты.
— Рост технических возможностей средств информатики и снижение их стоимости, что делает их более доступными. Практически в каждой школе есть свой компьютерный класс, а большинство современных школ и университетов устанавливают компьютеры, мультимедийные проекторы и доски в каждой аудитории.
— Курс на формирование новой информационной среды общества, инфосферы. Естественно, что при таких перспективах важно научить школьников и студентов правильно и с пользой использовать ИКТ.
Видео:Информационное обществоСкачать
Основы процесса
Информатизация сферы образования основывается на достижении педагогических и компьютерных наук, таких как:
Благодаря им в образование внедряются не только новые компьютерные технологии, с помощью которых учащиеся могут более эффективно овладевать знаниями, но и разрабатываются методы и подходы к обучению, его контролю. Создаются электронные учебники, тесты, образовательные программы, которые используют как новейшие достижения информатики, так и основополагающие принципы дидактики.
Видео:Информатизация госсектора: эксперты делятся мнениямСкачать
Основные направления информатизации образования
Для реализации основных целей центр информатизации качества образования предлагает проводить работы по следующим направлениям:
1. Компьютеризация образовательных учреждений, в которую входит не только обеспечение школ и университетов компьютерами, но и периферийным оборудованием, таким как мультимедийные проекторы и доски, принтеры, сканеры, модемы и прочее.
2. Подключение образовательных учреждений к сети интернет. В дальнейшем это позволит ученикам пользоваться информационно-образовательными ресурсами непосредственно во время урока, а учителя смогут проводить уроки удаленно либо же посещать дистанционные курсы повышения квалификации на рабочем месте.
3. Создание и реализация технологий дистанционного обучения. На сегодняшний день данная форма обучения считается одной из наиболее перспективных. Но в тоже время дистанционное образование имеет ряд недостатков, среди которых можно выделить высокую стоимость курсов и несколько непроработанную систему контроля знаний. В дальнейшем планируется тщательно проработать методику обучения и снизить его стоимость, что позволит сделать его доступным каждому.
4. Создание единой информационной системы мониторинга обучения, что поможет проводить своевременные срезы знаний, определять недостатки и преимущества того или иного способа обучения. Это одна из главных задач, которую преследует информатизация. Качество образования при этом должно значительно вырасти, считают эксперты.
5. Обеспечение образовательных учреждений электронными учебными пособиями, соответствующими образовательным программам. В последнее время популярной стала и проблема разработки электронных учебников, которые позволят значительно повысить эффективность обучения. В тоже время, на сегодняшний день отсутствуют единые, составленные согласно учебной программе, учебники. В большинстве случаев учителя самостоятельно разрабатывают электронные пособия для своих учеников.
6. Открытие информационных образовательных центров, в которых не только ученики, но и учителя смогут повысить свою компьютерную грамотность, ознакомиться с новейшими информационными технологиями и методами их применения в образовательной сфере.
7. Информатизация образования – это и создание нормативно-правовой базы по внедрению в учебный процесс информационных коммуникационных технологий. Естественно, что для внедрения новых технологий необходима законодательная база, которая не только зафиксирует права и обязанности, порядок внедрения ИКТ, но и учтет вопрос авторских прав на электронные пособия.
Видео:Лапчик М П , Объект и предмет информатизации образованияСкачать
Преимущества информатизации
Отметим основные преимущества данного процесса.
1. Совершенствование методов и технологий отбора учебных материалов.
2. Введение новых специализированных дисциплин, связанных с изучением информатики и информационных технологий как в университетах, так и в школах.
3. Изменение в методике преподавания традиционных школьных дисциплин, не связанных с информатикой. К примеру, использование компьютеров на уроках биологии или химии позволит проводить опыты путем моделирования их с помощью специальных программ.
4. Дополнительная мотивация обучающихся, которая приводит к повышению эффективности обучения. Замечено, что уроки с применением компьютерных технологий более интересны детям, чем традиционные.
5. Информатизация системы образования также позволит создать новые формы взаимодействия в ходе обучения: ученик – компьютер.
6. Совершенствование системы управления образованием.
7. Развитие альтернативного и логического мышления.
8. Формирование стратегий поиска решения учебных и практических задач с помощью ИКТ.
9. Индивидуализация обучения.
Видео:Ответ на 1 вопрос "Этапы информатизации образования в XX-XXI в.в."Скачать
Недостатки использования ИКТ в обучении
Несмотря на свою привлекательность и массу преимуществ, информатизация современного образования имеет и ряд существенных недостатков:
1. Ограничение живого общения между учителем и учениками. При использовании ИКТ основная роль в обучении постепенно отходит техническим средствам, учитель же, по большей части, занимается отбором необходимого материала и последующей его презентацией.
2. Снижение коммуникативных навыков из-за наличия диалога: ученик — компьютер. Чем больше времени учащийся общается с техническими средствами обучения, тем меньше времени остается на беседы с учителем и другими учениками. В такой ситуации существенно снижаются навыки коммуникации, что в дальнейшем негативно влияет и на социализацию.
3. Снижение социальных контактов, что напрямую связано с предыдущим пунктом. Общение с компьютером снижает уровень социальной активности не только на уроке, но и в жизни в целом.
4. Использование готовой информации. Используя современные ИКТ, дети все меньше времени уделяют поиску и обработке информации. Они берут из интернета уже готовые доклады и рефераты и зачитывают их. При этом они не проводят детального подбора и анализа материала, а берут уже готовые образцы. В дальнейшем таким детям будет довольно сложно самостоятельно писать курсовые и дипломные работы с высоким уровнем уникальности.
5. Постоянная работа за компьютером может стать причиной зависимости. Это серьезная проблема, которая может привести не только к проблемам с учебой, но и психическим, физиологическим отклонениям.
6. Снижение здоровья. Постоянная работа за компьютером отрицательно влияет на формирование осанки ребенка, его зрение.
Видео:Вебинар "Об основных направлениях информатизации образования в 2018-2019 учебном году" 21.08.2018Скачать
Возможности
Центр информатизации образования отмечает, что внедрение ИКТ в образовательный процесс позволит:
— Создать открытую систему образования, обеспечивающую возможность получения качественного самообразования. Процесс обучения станет дифференцированным и индивидуальным.
— Внести изменения в организацию процесса познания и его смещение в сторону системного мышления.
— Предоставить новые возможности для ускорения интеллектуального развития личности.
— Разработать новые педагогические практики.
— Организовать мгновенную обратную связь между учениками и средствами ИКТ.
— Визуализировать учебную информацию.
— Создать новую высокоэффективную систему управления образованием.
Видео:Процедура аттестации информационных систем. Секреты и требованияСкачать
Трудности в реализации
Информатизация системы образования имеет две основные проблемы, которые существенно влияют на скорость внедрения ИКТ в учебный процесс.
1. Формирование постоянной потребности педагогов применять компьютеры. Переход на новую систему требует постоянного и непрерывного применения ИКТ в ходе обучения. На сегодняшний день далеко не все педагоги понимают значимость данного процесса и стремятся проводить занятия по старым стандартам, без использования технологий.
2. Необходимость непрерывного повышения информационной компетентности педагога. При работе с ИКТ учитель должен постоянно совершенствоваться, узнавать новые методы и приемы работы, осваивать все новые и новые программы. Далеко не всех устраивает такое положение дел. Кроме того, как это ни прискорбно, далеко не все педагоги умеют пользоваться компьютером.
Видео:Инфографика "Информатизация"Скачать
Средства информатизации
Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть — средства информатизации образования. Это компьютерное аппаратное и программное обеспечение, которое используется для достижения образовательных целей.
К основным средствам информатизации относятся:
— средства для записи и воспроизведение звука и видео;
— радио и телетехника;
— проекционное и оптическое кинооборудование;
— компьютерные средства обучения – программы, учебники;
— телекоммуникационные средства обучения.
Ниже мы рассмотрим особенности применения компьютеров и электронных учебников в сфере образования.
Видео:Методическое объединение по информатизацииСкачать
Использование компьютеров в образовательном процессе
Как уже упоминалось, информатизация образования – это также и использование компьютеров в образовательном процессе. Данное направление получило название компьютеризации и подразумевает активное применение компьютерных технологий в процессе обучения.
Как можно разнообразить урок при помощи персонального компьютера?
- Ознакомить учеников с той или иной темой, подкрепив ее красочной презентацией. С ее помощью будет задействовано сразу два канала, отвечающих за прием информации – слух и зрение. В презентации могут быть не только картинки и таблицы, основные определения, но и видео, аудиоматериалы.
- Использование видеоматериалов — фильмов, видеороликов. Особенно удачно использование таких материалов при изучении истории, литературы, биологии и географии, химии, астрономии.
- Использование специальных компьютерных программ-модуляторов. С их помощью можно проводить различные опыты – физические или химические, моделировать галактики и системы в астрономии. Все, что для этого нужно – задать компьютеру данные.
- Использование программ-тренажеров. Наиболее известны программы для изучения языков, которые предлагают не только выбрать правильный вариант ответа, но и ввести перевод слова, оставить фразы из определенного набора букв.
- Введение компьютерного тестирования. Использование компьютеров для поверки знаний не только облегчит жизнь преподавателям, но и позволит добиться более точно оценивания. Компьютер сам в произвольном порядке задает ученикам вопросы из заложенной в него базы знаний и предлагает варианты ответов. В зависимости от того, сколько правильных даст ученик, выставляется итоговая оценка.
- Использование специальных справочных программ, словарей и переводчиков. Ведется работа и над электронными словарями и справочниками. Благодаря им ученики смогут найти нужную информацию в считанные минуты, всего лишь открыв нужную программу и введя ключевое слово для поиска.
Видео:Лекция "Информационные процессы, информатизация общества и образования"Скачать
Электронный учебник как одно из основных средств информатизации
Когда мы разбирали технологии информатизации образования, то упоминали и электронные учебники и пособия. Считается, что с их помощью учащиеся смогут намного лучше усвоить учебный материал. В чем же причины? В использовании не только текстового, но и мультимедийного материала.
Классический электронный учебник содержит в себе:
- Текстовую информацию. Это могут быть правила, факты, тексты для чтения.
- Графику. Сюда относят не только иллюстрации и фотографии, но и таблицы, схемы, графики.
- Аудио и видеоматериалы. Сюда относят аудиозаписи произведений, тексты для аудирований и пересказов и т. д., научно-документальные фильмы, благодаря которым учащиеся смогут лучше усвоить ту или иную тему.
- Блок проверочных заданий. Сюда относятся тесты и задания открытой формы. При этом важно, чтобы электронный учебник содержал поля для ввода ответов, мог проверять и анализировать их, указывая на допущенные ошибки.
- Блок справочной информации. Тут должны быть ссылки на дополнительные материалы, онлайн-библиотеки и другие информационные ресурсы.
Однако проблема состоит в том, что нет единого электронного учебника для преподавания того или иного предмета. Центр информатизации образования в дальнейшем обязан провести работу по созданию единых для всех учебников по предметам для дальнейшего их использования в школах.
Видео:Информатизация образования начального общего образованияСкачать
Ивановский центр информатизации
На сегодняшний день наиболее заинтересован в решении данных проблем Ивановский центр информатизации и оценки качества образования.
Специалисты центра проводят работы в следующих направлениях:
1. Информатизация образовательных учреждений Ивановской области.
2. Обучение педагогов в области применения ИКТ.
3. Оценка качества образования в области.
4. Работа со школьниками в области ИКТ.
5. Проведение ежегодных курсов повышения квалификации для учителей ИКТ и информатики.
6. Презентация и содействие в приобретении новых учебников по ИКТ и информатике.
7. Создание банка программного обеспечения по курсу информатики и ИКТ.
8. Проведение семинаров и курсов по новым компьютерным технологиям.
9. Создание банка методический работ учителей информатики и ИКТ.
10. Работа лагеря «Юный информатик».
11. Дистанционная школа заочного обучения «Творите и общайтесь».
Видео:C210513file3Скачать
Выводы
Информатизация образования – это сложный и длительный процесс, направленный на внедрение в обучение средств ИКТ и новых методик обучения. Он имеет как преимущества, так и недостатки. Его основная цель состоит в повышении качества образования на всех уровнях.
Видео:информатизация обществаСкачать
Понятие информатизации образования в общемировом контексте
Современное состояние информационного общества вступило в противоречие с существующей образовательной системой, о чем свидетельствуют многочисленные попытки профессионального педагогического сообщества во всем мире не только искать новые методы и формы обучения, но и сформулировать новую концепцию современного образования, отвечающую вызовам информационного общества. Среди современных вызовов образованию отмечают, в частности, недостаточный для сегодняшней экономики уровень подготовленности выпускников по естествознанию, математике, информационным технологиям, рост неравенства в доступе к качественному образованию, к современным информационным технологиям Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. — Сп-Б.: Изд-во «КАРО», 2007. — 144 с..
В исследованиях истории информатизации отечественные ученые К.К. Колин и А.Ю. Уваров утверждают, что в большинстве западных стран термин «информатизация» вообще не употребляется Колин К.К. Будущее информатики в 21 веке: российский ответ на американский вызов // Открытое образование. —2006. — № 2(55). — С. 73-77. Уваров А.Ю. Информатизация школы: вчера, сегодня, завтра.— М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 484 с..
Термин встречается в 1978 году в статье Норы Саймон и Алана Минка (Nora Simon, Alain Minc) «L’Informatisation de la sociйtй: Rapport а M. le Prйsident de la Rйpublique». На английском языке в 1980 г. она была названа «The Computerization of Society: A report to the President of France», что внесло некоторую путаницу, однако в последующих статьях Минк использует только термин «informatisation», а не «computerization».
Тем не менее, применительно к школе значительно чаще в англоязычной литературе встречаются термины «computational science» (вычислительная наука) и позднее — «ICT in school» («ИКТ в образовании» или «ИКТ в школе»). Эти формулировки свидетельствуют о том, что использование компьютеров в образовании принято относить к сфере образовательных технологий. Причем если изначально использование ИКТ понимается как применение технических средств обучения, то позже применение информационных технологий рассматривается сквозь призму педагогического дизайна, а затем — как средство достижения новых образовательных результатов. Так, например, в докладе конгрессу США в 2008 году Билл Гейтс говорит о возможностях средств ИКТ и связанных с ними педагогических технологий для достижения «образовательных максимумов» Gates B. Testimony before the Committee on Science and Technology, U.S. House of Representatives. [Electronic resource]. URL: http://news.microsoft.com/2008/03/12/bill-gates-testimony-before-the-committee-on-science-and-technology-u-s-house-of-representatives/ (date: 16.02.15).
Событием, положившим начало информатизации образования, можно назвать создание Сеймуром Пейпертом (Seymour Papert) в 1967 году языка программирования LOGO для детей, открывшего школьникам доступ к новым технологиям. В своих книгах «Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи» (1980) и «Машина для детей: переосмысление школы в компьютерный век» (1992) он сформулировал рекомендации по обучению с использованием информационных технологий.
Так, в 1982 году Пейперт реализует в Сенегале проект по обучению детей из бедных районов с помощью компьютеров Ярмахов Б.Б. «1 ученик : 1 компьютер». Образовательная модель мобильного обучения в школе. — М.: 2012 — 234 с.. Впоследствии этим же путем пойдут Сугэта Митра (2003) и Николас Негропонте (2005), организуя с помощью компьютера само- и взаимообучение детей из самых бедных районов. Примечательно, что попытки вынести обучение с помощью компьютеров из стен школы на этом этапе, по мнению Бадарча Дендева, не увенчались убедительным успехом, однако, по данным международных исследований, среди школьников, получивших доступ к использованию ИКТ, самый заметный прирост образовательных результатов дают именно дети из малообеспеченных семей Российская школа: от PISА-2000 к PISA-2003/ Венгер А.Л., Калимуллина Г.Р., Каспржак А.Г., Поливанова К.Н., Соколова О.В., Тюменева Ю.А.; под общ.ред. Каспржака А.Г., Поливановой К.Н.. — М.: Логос, 2006. — 196 с..
В одной из своих статей Роберт Козьма выделяет следующие основания инвестирования в информатизацию образования:
- ? поддержание экономического роста, в первую очередь — за счет развития человеческого капитала, повышения производительности труда;
- ? социальное развитие, обмен знаниями, развитие творчества;
- ? обеспечение доступности государственных услуг и повышения социальной сплоченности;
- ? продвижение реформы образования;
- ? поддержка образовательного менеджмента и отчетности Kozma R.B. Comparative Analysis of Policies for ICT in Education // Digital Knowledge Сentre. [Electronic resource]. URL: http://digitalknowledgecentre.in/files/2012/02/Comparative-Analysis-of-Policies-for-ICT-in-Education.pdf (date: 22.02.15).
Проследим разнообразие целей информатизации в разных странах на одном лишь примере внедрения модели обучения «один ученик : один компьютер» (One Laptop Per Child — OLPC).
В 1990 году в частной школе Мельбурна (Австралия) происходит первый эксперимент по внедрению модели обучения «1 ученик : 1 компьютер» (One Laptop Per Child — OLPC). Целью эксперимента было создание ситуации, в которой у каждого есть возможность использовать компьютер для обучения, что повлекло за собой радикальные изменения в системе учебной деятельности: часть уроков стала происходить вне классной комнаты, продолжительность урока стала гибкой, учебная нагрузка стала дифференцированной. Не ставя перед собой цель добиться высоких предметных результатов, экспериментаторы развивали у учащихся творческие способности, алгоритмическое мышление. В течение короткого времени Австралия становится мировым лидером в использовании модели «1:1».
- 1996 год — пилотный проект OLPC в США под девизом «Учиться всегда и везде». При этом ноутбук становится не предметом изучения, а инструментом учебного процесса. Отмечены следующие положительные результаты у учителей: рост мотивации саморазвития, освоение навыков использования ИКТ. Учащиеся при этом показали:
- · повышение мотивации к самостоятельной работе;
- · освоение навыков сотрудничества;
- · рост ответственности за результаты обучения Ярмахов Б.Б. «1 ученик : 1 компьютер». Образовательная модель мобильного обучения в школе. — М.: 2012 — 234 с. .
Существенной разницы в предметных знаниях у учащихся пилотного проекта «1:1» не выявлено, однако более поздние результаты мониторинга (2005 г.) показывают улучшение (на 3,5 %) таких предметных результатов, которые напрямую связаны с использованием компьютера (например, навыков письменной речи).
Уже в это время ученые отмечают необходимость разработки нового типа тестов, с помощью которых можно оценить навыки человека XXI века, провозглашенные Юнеско Всемирный доклад по образованию 1998 года: Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии.? Барселона: Юнеско, 1998.?176 с..
Далее масштабирование проекта «1 ученик : 1 компьютер» происходит стремительно.
Португалия. Проект OLPC — одно из направлений информатизации образования, целью которого является предоставление доступа детям и учителям к электронным ресурсам, применение информационных технологий на уроке, дистанционное обучение. Обучение происходит как в классной комнате, так и вне ее. Идет дискуссия об изменении системы оценивания образовательных результатов с учетом использования компьютеров в обучении.
Венгрия. Целью проекта OLPC является разработка инструментов и цифровых ресурсов для реализации учебных программ, основанных на компетенциях XXI века.
Чехия. Цель проекта — преодоление цифрового разрыва между сельскими и городскими школами.
Великобритания. Цель проекта — предоставление дополнительных возможностей учащимся из малообеспеченных семей.
Австрия. Цель проекта — обеспечение доступа к интернету обучающимся в школе и за ее пределами.
Германия. Цель проекта — осуществление индивидуального подхода к обучению школьников с разными образовательными запросами.
Важно отметить, что организация учебного процесса с использованием компьютеров способна решать разные задачи: как образовательные (например, в Венгрии, Германии), так и социальные (в Чехии, Великобритании). В связи с этим можно говорить о том, что измерение эффектов информатизации является сложным процессом, поскольку эти эффекты могут проявляться в разных областях.
Резюмируя инициативы в области информатизации, можно утверждать, что к концу первого десятилетия XXI века основными векторами информатизации в странах ОЭСР являются
- ? формирование образования, основанного на компетенциях;
- ? индивидуализация образования;
- ? использование ИКТ на всех предметах;
- ? сетевое взаимодействие учащихся;
- ? сотрудничество учителей друг с другом и с учащимися;
- ? повсеместный доступ к сети Интернет и «повсеместное обучение».
Существенное влияние на общемировую политику в области информатизации образования оказали провозглашенные Юнеско компетенции человека XXI века Salas-Pilco S.Z. Evolution of the framework for 21st century competencies // Knowledge Management & E-Learning: An International Journal, Vol.5, No.1 [Electronic resource]. URL: http://hub.hku.hk/bitstream/10722/191519/1/content.pdf?accept=1 (date: 22.02.15) и деятельность Института Юнеско по информационным технологиям в образовании.
Данные, полученные в ходе международных сравнительных исследований, позволяют сделать выводы об общих тенденциях в информатизации образования.
В 2006 году под эгидой Международной ассоциации по оценке достижений в образовании (IEA) проводилось исследование SITES 2006 Brese, F., & Carstens, R. (Eds.). (2009). Second Information Technology in Education Study: SITES 2006 user guide for the international database. Amsterdam: IEA: [Electronic resource]. URL: http://www.iea.nl/fileadmin/user_upload/Publications/Electronic_versions/SITES_2006_Technical_Report.pdf (date: 26.02.15), в котором, в частности, ставилась задача определения степени применения ИКТ для развития навыков XXI века: какие условия для этого существуют в учебных заведениях, какие педагогические практики для этого используются. В результате этого исследования выявлено, что при существенных политических, экономических различиях стран — участниц исследования применение ИКТ в образовании имеет много общего:
- ? целью информатизации образования является достижение учащимися «компетенций человека XXI» века, провозглашенных Юнеско Всемирный доклад по образованию 1998 года: Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии.? Барселона: Юнеско, 1998.?176 с., в том числе, готовности и способности к обучению на протяжении всей жизни, информационной грамотности, навыков сотрудничества и др.;
- ? по данным исследования, в 20 из 22 странах наблюдается рост государственного финансирования на программное обеспечение и оборудование для применения информационных технологий;
- ? за исключением одной страны, все остальные подтвердили использование в школе сети Интернет в образовательных целях;
- ? во всех странах степень использования ИКТ в учебном процессе зависит не только от материально-технических условий в конкретных школах, но и от государственных образовательных стандартов;
- ? достижение высоких образовательных результатов не обеспечивается одним только использованием ИКТ, но требует перестройки учебного процесса.
Связанные с информатизацией образования сущностные преобразования школы в Сингапуре, Австралии, Финляндии, других странах затрагивают содержание образования, учебные планы, критерии и методы оценки образовательных результатов, ИКТ-компетенции педагогов, все процессы функционирования образовательной организации.
Видео:Модель нарушителяСкачать
Программы информатизации в мировом масштабе
Государственное участие в процессах информатизации оформляется в виде специализированных программ, причем каждое государство определяет свою тактику поддержки процессов перехода к информационному обществу.
Анализ национальных планов информатизации позволяет выделить ключевые факторы, определяющие различия между ними. К ним относятся:
- — экономический потенциал, государственное устройство, политическая ситуация;
- — специфика законодательства, обеспечивающего (или тормозящего) движение к информационному обществу;
- — макроэкономическая политика государства в контексте формирования информационного общества;
- — особенности идеологии построения информационного общества;
- — характеристики национальной культуры и менталитета [1] .
Основными сферами информатизации общества, в которых государство занимает активную позицию, являются следующие:
- — социальная сфера;
- — информатизация социального обеспечения;
- — информатизация системы образования;
- — материальное производство;
- — управление;
- — информатизация государственного управления;
- — информатизация армии.
Цели программ информатизации вне зависимости от выбранной конкретным государством тактики заключаются в следующем:
- — содействие динамичной конкуренции в области развития телекоммуникаций;
- — поощрение частных капиталовложений в развитие информационной инфраструктуры;
- — участие в разработке гибкого, способного к адаптации законодательства в сфере информатизации;
- — обеспечение открытого доступа к информационным сетям;
- — содействие предоставлению гражданам эффективных и доступных информационных услуг;
- — участие в обсуждении международных проблем построения глобального информационного общества.
В настоящее время выделяют следующие основные подходы к информатизации в обществе (рис. 1.4).
В основе дифференциации западной и азиатской моделей информатизации общества два параметра: отношение государства и частных лиц к информационному развитию и особенности законодательства (табл. 1.13).
Рис. 1.4. Основные подходы к информатизации общества в мировом масштабе
Критерии дифференциации западной (европейской, американской) и азиатской моделей развития информационного общества
1. Отношение государства и частных лиц к информационному развитию
Баланс между полным контролем со стороны государства и стихийностью рынка
Функции государства сводятся к минимуму, а частных лиц -— к максимуму
Эффективное сотрудничество государства и рынка, попытка установить связь между социальными трансформациями и культурными ценностями. Эта модель отражает философский принцип сосуществования и сопроцветания — альтернативный способ социально-экономического развития региона и конфронтацию с Западом
2. Нормативно-правовая база
Континентальная Европа имеет более жесткое законодательство в области регулирования
Перевес частной инициативы во всех проявлениях развития: оставить все в руках частного сектора и рынка, полная либерализация
Управляющее звено обязано заботиться о подчиненных, а те должны беспрекословно выполнять директивы.
Роль государства — создавать благоприятные условия для творчества, уменьшать риск предпринимателей, действующих в приоритетных сферах.
Роль бизнеса состоит в развитии новых, высоких технологий
рынка труда, продуктов и услуг, чем США и Великобритания
рынка информационных технологий, ограничение государственного управления в сфере телекоммуникаций
Западной моделью информатизации называют путь, по которому идут индустриально развитые страны. Однако в его рамках следует отделить путь, по которому идет континентальная Европа, от американо-английского пути. Европейский путь — это поиск некоего баланса между полным контролем со стороны государства и стихийностью рынка, динамическое сочетание правительственных и рыночных сил, с учетом того, что роль каждой из них может меняться во времени. Все страны ЕС имеют собственную программу и взгляды на информатизацию, основной идей каждой из них остается социальная направленность и государственное регулирование большинства процессов, затрагивающих преобразование общества. Однако акценты информатизации могут несколько отличаться (см. рис. 1.4). В табл. 1.14 показаны примеры развития программ информатизации в некоторых европейских странах: Дания, Швеция, Франция.
Западная модель информатизации: Дания, Швеция, Франция
Европейский путь (модель)
Это поиск баланса между полным контролем со стороны государства и стихийностью рынка, динамическое сочетание правительственных и рыночных сил, с учетом того, что роль каждой из них может меняться во времени. Все страны ЕС имеют собственную программу и взгляды на информатизацию, основной идей каждой из них остается социальная направленность и государственное регулирование большинства процессов, затрагивающих преобразование общества. Однако акценты информатизации могут несколько отличаться
В отчете датского правительства «Информационное общество 2000» подчеркивается, что рынку нельзя позволить взять контроль над стратегией разработки инфомагистралей
В шведском правительственном отчете «ИТ — крылья человеческим возможностям» предлагается введение переходного периода, во время которого правительство берет руководство на себя и является гарантом интересов не только рынка, но и индивидуумов
Франция наиболее жестко настаивает на централизованном развитии инфраструктуры информационного общества. Она предполагает обобщить опыт использования телеинформа-ционной системы «Минитель» (разработка 70-х гг., аппарат связи выдается в почтовом отделении бесплатно, пользователь платит только за услуги), которая в 2009 г., несмотря на существование Интернета, имела не менее миллиона пользователей
Азиатская модель информатизации основана на эффективном сотрудничестве государства и рынка, попытке установить связь между социальными трансформациями и культурными ценностями. Эта модель отражает философский принцип сосуществования и сопроцветания — альтернативный способ социально-экономического развития региона и конфронтацию с Западом. В рамках азиатской модели выделяются Япония и «азиатские тигры» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг) (см. табл. 1.15).
В Японии процессы информатизации обязаны базироваться на главной идее общества, когда каждый знает свой статус по отношению к другим и ведет себя в соответствии с целями своей группы. Японский стиль управления основан на иной, по сравнению с европейской, корпоративной культуре, когда управляющее звено обязано заботиться о подчиненных, а те должны беспрекословно выполнять директивы. Японское правительство считает, что для стимуляции творческой деятельности интеллектуальный капитал нации должен стать достоянием всех. Основной акцент в будущем Японии делается на повседневные нужды людей, на разработку и внедрение ИКТ, способствующих повышению качества жизни населения.
В основе развития региона Восточной и Юго-Восточной Азии — «четырех тигров» — лежит японская модель. Однако процессы перехода к информационному обществу в этих странах имеют отличные от Японии стартовые условия. В значительной степени эти государства можно отнести к развивающимся странам. Экономическому успеху «тигров» в большой мере способствовали японские капиталовложения, вместе с ними они восприняли от Японии философию взаимоотношений государства и бизнеса. Взаимоотношение «государство — рынок» в этих странах остается социологическим и политическим, а не чисто экономическим.
Модели информатизации развивающихся стран. В развивающихся странах выделяют две идеологии построения информационногообщества — латиноамериканскую и азиатскую, в основе которых лежат две модели реформы телекоммуникаций, технической основы информатизации.
Для развивающихся стран возможны две принципиально различные стратегии реформы — приватизация и либерализация. Приватизация — это передача государственных предприятий и видов деятельности в полное или частичное владение или контроль. Либерализация — это снижение барьеров для вхождения в рынок или его часть с помощью разрешения третьим сторонам конкурировать с известными, обычно монопольными производителями товаров и услуг. Опыт показал, что те страны, которые пытались одновременно проводить приватизацию и либерализацию, потерпели неудачу и растянули достижение реформы во времени (табл. 1.15).
Модель развивающихся стран: схема
Латиноамериканская модель начинается с приватизации, предназначенной быстро улучшить качество телекоммуникационных услуг ценой задержки введения на рынок конкуренции. Азиатская модель реформы развивающихся стран характеризуется тем, что реформа начинается с внедрения конкуренции, оставляя всякую серьезную приватизацию на потом. Латиноамериканская модель более быстрая и смелая.
В условиях глобального характера проблем перехода к информационному обществу возникает необходимость выравнивания условий информатизации в различных регионах и странах. В настоящее время формируются международные программы, определяющие главные векторы глобальной информатизации.
В июле 2000 г. на Окинаве состоялся саммит «Большой восьмерки». Там впервые официально был провозглашен переход мирового сообщества к глобальному информационному обществу. Окинавская хартия (Okinawa Charter on the Global Information Society) устанавливает основные принципы вхождения государств в глобальное информационное общество и является важнейшим документом, призванным организовать и активизировать деятельность международного сообщества в области формирования глобального информационного общества. На рис. 1.5 представлены четыре основных раздела Окинавской хартии.
По материалам лекционных курсов Национального открытого университета «Интуит». URL: http://www.intuit.ru/studies/courses/3481/723/lecture/14226? page=4 (дата обращения: 25.07.2017).
1. Использование возможностей цифровых технологий
- 3. Содействие всеобщему участию
- 2. Преодоление электронноцифрового разрыва
4. Дальнейшее развитие
Рис. 1.5. Четыре раздела Окинавской хартии 2000 г. (Okinawa Charter on the Global Information Society)
Основными принципами вхождения государств и стран в глобальное информационное общество, отраженное в документах Окинавской Хартии, являются следующие:
- 1. Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) — один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества.
- 2. Суть стимулируемой ИТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей.
- 3. Руководители стран «восьмерки» подтверждают свою приверженность принципу участия в этом процессе, исходя из того, что все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества.
- 4. Руководители стран «восьмерки» будут осуществлять руководство в продвижении усилий правительств по укреплению соответствующей политики и нормативной базы [1] .
5. Руководители стран «восьмерки» отмечают, что Хартия является прежде всего призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторах ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний.
Точкой отсчета становления «электронного правительства» в России считается 2000 г., с подписания президентом В. В. Путиным вместе с другими лидерами «Большой восьмерки» Окинавской Хартии глобального информационного общества. Хартия провозглашала принцип участия, согласно которому «все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества» [3] .
🔍 Видео
ge10 6 INFLUENCE OF EDUCATION INFORMATIZATION ON THE FORMATION OF PROFESSIONALСкачать
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯСкачать
Центр информатизации и...Скачать
информатизация обществаСкачать
Медицина трудаСкачать