Пусть — вектор пространства. Рассмотрим отображение пространства на себя, при котором образом любой точки M пространства является такая точка M ′ , что вектор ′ равен вектору : ′ = (рис. 23).
Можно доказать, что точка M имеет при данном отображении единственный образ — точку М ′ , а для точки М ′ существует единственный прообраз — точка М .
Таким образом, получаем биективное отображение пространства на себя, т. е. преобразование пространства, которое называют параллельным переносом на вектор .
Определение. Параллельным переносом на вектор называется такое преобразование пространства, при котором любая точка М отображается на такую точку M ′ , что выполняется векторное равенство: ′ = .
Иногда параллельный перенос называют коротко переносом. При этом вектор называют вектором переноса. Если при переносе на вектор точка М отображается на точку M ′ , то пишут: М ′ = ( М ) или ( M ) = M ′ .
Из определения следует, что параллельный перенос задаётся либо вектором, либо парой соответствующих точек ( М, М ′ ) .
Если при переносе на вектор точка М отображается на точку M ′ , то ′ = (рис. 24). Тогда = – . Значит, точка М ′ отображается на точку M переносом на вектор – , т. е. преобразование, обратное переносу на вектор , есть перенос на вектор – .
Перенос на нулевой вектор является тождественным преобразованием: ( М ) = М для любой точки М пространства.
5.2. Параллельный перенос в координатах
Пусть в прямоугольной системе координат Охyz задан вектор ( a ; b ; с ) . Найдём зависимость между координатами точки М ( x ; y ; z ) и её образа M ′ ( х ′ ; y ′ ; z ′ ) при переносе на вектор .
Так как M ′ = ( М ) , то ′ = (рис. 25). Вектор ′ имеет координаты: ′ ( x ′ – x ; y ′ – y ; z ′ – z ). Тогда векторное равенство ′ = равносильно системе трёх равенств x ′ – х = a, y ′ – у = b, z ′ – z = с, откуда
(1)
Соотношения (1) называются формулами параллельного переноса пространства на вектор ( a ; b ; c ) .
Докажем, что параллельный перенос пространства есть движение . Пусть: A ( x 1 ; y 1 ; z 1 ) и C ( x 2 ; y 2 ; z 2 ) — данные точки; A ′ ( ; ; ), C ′ ( ; ; ) — их образы при переносе на вектор ( a ; b ; с ). На основании (1) имеем
= x 1 + a, = y 1 + b, = z 1 + c,
= x 2 + a, = y 2 + b, = z 2 + c . (2)
Расстояние между точками А и C равно
.
Найдём расстояние между точками А ′ и C ′ .
Учитывая (2), получаем
| A ′ C ′ | = =
= = | AC| .
Таким образом, при параллельном переносе расстояние между точками сохраняется. Значит, параллельный перенос есть движение.
5.3. Свойства параллельного переноса
Можно доказать, что параллельный перенос отображает :
— прямую на параллельную ей прямую либо на себя;
— луч на сонаправленный с ним луч;
— вектор на равный ему вектор (на себя);
— плоскость на параллельную ей плоскость либо на себя.
Докажем, например, что параллельный перенос отображает плоскость на параллельную ей плоскость или на себя.
Действительно, параллельный перенос — движение, поэтому он отображает плоскость α на некоторую плоскость α′ . Докажем, что α′ || α или α′ совпадает с α .
На плоскости α выберем две пересекающиеся прямые a и b ; a ∩ b = O.
Пусть ( a ) = a ′ , ( b ) = b ′ (рис. 26). Тогда a || a ′ , b || b ′ .
Так как любое преобразование отображает пересечение фигур на пересечение их образов и прямые a и b пересекаются в точке O, то пересекаются и прямые a ′ и b ′ в такой точке O ′ , что O ′ = ( О ). Тогда либо плоскости α и α′ совпадают, либо по признаку параллельности плоскостей эти плоскости параллельны, что и требовалось доказать. ▼
Рассмотрим вопрос о неподвижных точках, неподвижных прямых и неподвижных плоскостях при параллельном переносе.
Неподвижных точек параллельный перенос на ненулевой вектор не имеет.
Неподвижной прямой при параллельном переносе на ненулевой вектор является любая прямая, параллельная вектору ; на каждой из этих прямых индуцируется параллельный перенос на вектор .
Неподвижной плоскостью при параллельном переносе на ненулевой вектор является любая плоскость, параллельная вектору ; на каждой из этих плоскостей индуцируется параллельный перенос на вектор .
Параллельный перенос, отображая любой вектор на себя, не меняет ориентацию пространства, следовательно, является движением первого рода.
Рассмотрим композицию двух переносов, заданных векторами и . Её обычно обозначают не ∘ , а + .
Пусть М — любая точка пространства. Перенос на вектор точку М отображает на такую точку М ′ , что ′ = (рис. 27). Последующий перенос на вектор точку М ′ отображает на такую точку M ″ , что ″ = . По правилу сложения векторов имеем ″ = ′ + ″ = + . Это означает, что ( + )( M ) = M ″ , т. e. перенoc на вектор ( + ) точку М отображает на точку М ″ .
Таким образом, композиция переносов на векторы и есть перенос на вектор + .
Так как + = + , то композиция переносов обладает свойством коммутативности: ( + )( M ) = ( + )( М ).
5 .4. Скользящая симметрия
Среди преобразований пространства важное место занимает «скользящая симметрия», представляющая собой композицию симметрии S α относительно плоскости α и параллельного переноса на вектор , который параллелен этой плоскости (рис. 28).
Отметим ряд характерных свойств скользящей симметрии:
— скользящая симметрия является движением (как композиция двух движений);
— скользящая симметрия не имеет неподвижных точек;
— любая прямая плоскости α , параллельная вектору переноса, является неподвижной прямой скользящей симметрии; на каждой из них индуцируется параллельный перенос;
— неподвижной плоскостью скользящей симметрии является не только плоскость симметрии α (на ней индуцируется параллельный перенос на вектор ) , а также любая плоскость, перпендикулярная плоскости α и параллельная вектору переноса (на каждой из таких плоскостей индуцируется скользящая симметрия, осью которой является прямая пересечения этой плоскости с плоскостью α , а вектором переноса — вектор );
— скользящая симметрия меняет ориентацию тетраэдра (значит, и ориентацию пространства), т. е. является движением второго рода;
— преобразованием, обратным скользящей симметрии, заданной плоскостью α и вектором , является скользящая симметрия, заданная той же плоскостью α и вектором – .
Попробуйте доказать самостоятельно, что композиция двух центральных симметрий есть параллельный перенос, причём Z B ∘ Z A = 2 . Наоборот, любой параллельный перенос может быть разложен (неоднозначно) в композицию двух центральных симметрий.
- Параллельный перенос
- Геометрия для новичков. Часть 1: координаты и векторы — теория
- О чем данная статья
- На кого рассчитана статья
- Введение
- Зачем нужны координаты точек в играх
- Пример координат вектора
- Векторы
- Что такое направленный отрезок
- Что такое вектор
- Равенство векторов
- Длина вектора
- Коллинеарные векторы
- Нулевой вектор
- Единичные векторы
- Обратный вектор
- Арифметические операции над векторами
- Координаты вектора
- Разложение вектора по 2 неколлинеарным векторам
- Определение координат вектора
- Арифметические операции над координатами векторов
- Радиус-вектор
- Связь между координатами вектора и координатами концов отрезка
- Нахождение длины вектора по его координатам
- Заключение
- Литература
- PS: корректность определения вектора в статье
Видео:Координаты точки и координаты вектора 1.Скачать
Параллельный перенос
Параллельный перенос — это преобразование плоскости, при котором точки смещаются в одном и том же направлении на одно и то же расстояние.
Строгое определение параллельного переноса даётся либо через декартовы координаты, либо через вектор.
1) Введём на плоскости декартовы координаты x, y.
Параллельный перенос — это такое преобразование фигуры F, при котором её произвольная точка (x;y) переходит в точку (x+a; y+b), где a и b — некоторые числа, одинаковые для всех точек (x;y) фигуры F.
Формулы параллельного переноса
Если при параллельном переносе точка A(x;y) переходит в точку A1(x1;y1)
то параллельный перенос задаётся формулами:
Говорят также, что A1 является образом точки A при параллельном переносе на вектор (a; b). Точка A называется прообразом.
2) Параллельный перенос на данный вектор ā называется отображение плоскости на себя, при котором каждая точка A отображается в такую точку A1, то вектор AA1 равен вектору ā:
Свойства параллельного переноса
1) Параллельный перенос есть движение (то есть параллельный перенос сохраняет расстояние).
2) При параллельном переносе точки смещаются по параллельным (или совпадающим) прямым на одно и то же расстояние.
3) При параллельном переносе каждая прямая переходит в параллельную ей прямую (или в себя).
4) Каковы бы ни были точки A и A1, существует единственный параллельный перенос, при котором точка A переходит в точку A1.
В алгебре параллельный перенос широко используется для построения графиков функций.
Видео:Координаты вектора в пространстве. 11 класс.Скачать
Геометрия для новичков. Часть 1: координаты и векторы — теория
Внимание! Этот документ ещё не опубликован.
Видео:Геометрия 9 класс (Урок№29 - Параллельный перенос.)Скачать
О чем данная статья
В данной статье дается теоретическое описание векторов, координат векторов и операций над ними.
Видео:Геометрия 9 Откладывание вектора от данной точкиСкачать
На кого рассчитана статья
Прежде чем читать эту статью, нужно знать:
- что такое прямоугольная система координат и координаты точки на плоскости
- что такое теорема Пифагора
Видео:Геометрия 9 класс (Урок№30 - Поворот.)Скачать
Введение
Видео:81. Откладывание вектора от данной точкиСкачать
Зачем нужны координаты точек в играх
В любой игре положение игрового объекта задается координатами какой-либо точки, привязанной к этому объекту, т.е. эта точка перемещается вместе с объектом. Например, мы можем задать координаты объектов в «Супер Марио» следующим образом:
На этом рисунке крупные черные точки — это точки, привязанные к игровым объектам. Координаты этих точек мы и будем считать координатами игровых объектов.
Итак, на этом рисунке:
- координаты Марио равны (-0.5, -2)
- координаты улитки равны (3, -2)
- координаты кубика равны (4, 1)
Видео:Как построить точки в системе координат OXYZСкачать
Пример координат вектора
Я намеренно не написал конкретные значения для координат точек – пусть они будут произвольными.
Зададим себе вопрос «Как нужно изменить начальные координаты Марио, что получить конечные?» Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно найти пару чисел (x, y), таких, чтобы:
Ax + x = Bx
Ay + y = By
Решая эти 2 уравнения, получаем:
x = Bx — Ax
y = By — Ay
Пара (x, y) в нашей задаче является координатами вектора перемещения Марио. Но это — лишь конкретный пример координат вектора. Что такое вектор и что такое его координаты в общем случае? Сейчас узнаем.
Видео:Вектор. Сложение и вычитание. 9 класс | МатематикаСкачать
Векторы
Видео:11 класс, 12 урок, Параллельный переносСкачать
Что такое направленный отрезок
Стрелка показывает, что А – начало отрезка, а B – конец.
Видео:8 класс, 42 урок, Откладывание вектора от данной точкиСкачать
Что такое вектор
Что у этих отрезков общего? Хм, пожалуй 2 вещи:
- Направление
- Длина
Так вот, вектор – это как раз и есть совокупность направления и длины.
Направленный отрезок – не вектор, который мы изучаем в геометрии. Направленный отрезок задает, или как еще говорят, представляет вектор. Но это — не вектор.
В нашем примере направленный отрезок представляет вектор . Разницу в черточках наверху заметили? Еще часто вектор обозначают 1 буквой, например:
Примечание: о тонкостях приведенного мной определения — в конце статьи.
Видео:Векторы. Метод координат. Вебинар | МатематикаСкачать
Равенство векторов
Если задуматься, все направленные отрезки одинаковой длины, которые лежат на параллельных прямых и указывают в одну сторону, имеют одинаковое направление и длину. Следовательно, все эти направленные отрезки представляют один и тот же вектор. Из этого следует определение равенства 2 векторов:
Два вектора и , представленные направленными отрезками и называются равными, если:
- и лежат на параллельных прямых
- и направлены в одну сторону
- и имеют одинаковую длину
Из данного определения следует, что при параллельном переносе произвольный направленный отрезок продолжает представлять тот же вектор, что он представлял до переноса. Это свойство активно используется для операций над векторами.
Видео:Нахождение длины вектора через координаты. Практическая часть. 9 класс.Скачать
Длина вектора
Видео:Координаты вектора. 9 класс.Скачать
Коллинеарные векторы
На рисунке любая пара из векторов , , является коллинеарными векторами
Если отрезки, представляющие коллинеарные векторы, имеют одинаковое направления, то векторы называют сонаправленными:
Пишут:
Если отрезки, представляющие коллинеарные векторы, имеют противоположное направления, то векторы, представленные данными отрезками, называют противоположно направленными:
Пишут:
Видео:11 класс, 3 урок, Связь между координатами векторов и координатами точекСкачать
Нулевой вектор
Видео:Параллельный перенос. Симметрия. Поворот | МатематикаСкачать
Единичные векторы
=1
Видео:Математика без Ху!ни. Уравнение плоскости.Скачать
Обратный вектор
Видео:Радиус векторСкачать
Арифметические операции над векторами
- Вектор можно умножать на число. Вектор , умноженный на число, записывается как k*. Вектор будет сонаправлен (противоположно направлен) с вектором , если k — положительное (отрицательное) число. Вектор k* будет иметь длину |k|*||:
|k*| = |k|*||
k* , если k>0
k* , если k 0, такое, что:
|k * |=1
Т.е. в результате нормализации мы получаем единичный вектор, сонаправленный с исходным вектором
Важно: нулевой вектор НЕЛЬЗЯ нормализовать, так как для любого числа k:
|k*| = |k|*|| = k * 0 = 0
Итак, как же найти это число k?
Распишем |k * | по определению:
|k * | = |k| * || = k * || = 1
Здесь мы убрали с k знак модуля, так как по определению k > 0.
Итак:
k * || = 1
Из этого следует, что:
k = 1 / ||
Т.е. чтобы нормализовать произвольный ненулевой вектор, нам нужно разделить вектор на его длину.
Видео:Образ точкиСкачать
Координаты вектора
Вроде бы из примера, приведенного в начале статьи, все понятно: координаты вектора — разность координат конца и начала направленного отрезка, представляющего вектор.
Но это не так. Действительно, значения координат вектора численно равны этой разности. Но определение координат вектора в корне отличается от определения координат точки.
Видео:Прямоугольная система координат в пространстве. 11 класс.Скачать
Разложение вектора по 2 неколлинеарным векторам
В геометрии доказывается следующий факт.
Ecли мы возьмем 2 неколлинеарных вектора и ,
то для каждого вектора можно подобрать 2 числа k и s, для которых выполняется равенство:
= k* + s*
Теперь возьмем в качестве таких неколлинеарных векторов и следующие векторы:
- вектор – направление – вдоль оси Ox, длина равна 1
- вектор – направление – вдоль оси Oy, длина равна 1
Векторы и называют координатными векторами.
Определение координат вектора
= x* + y*
то пара чисел (x, y) будет называться координатами вектора .
Часто пишут:
= (x, y)
Эта запись означает, что вектор имеет координаты x и y.
Арифметические операции над координатами векторов
— = (-ax, -ay)
Координаты вектора, умноженного на число, равны координатам исходного вектора, умноженными на это число:
k* = (k*ax, k*ay)
Пусть у нас есть 2 произвольных вектора =(ax, ay) и =(bx, by). Тогда:
- кoординаты суммы 2 векторов равны сумме x- и y-координат векторов:
+ = (ax + bx, ay + by) - как следствие из предыдущих свойств, координаты разности 2 векторов равны разности координат этих векторов:
— = (ax — bx, ay — by)
Т.е. арифметика для координат векторов – такая же, как и для обычных чисел, только все считается покоординатно.
Радиус-вектор
Можно доказать, что численные значения координат точки совпадают со значения координат ее радиус-вектора. Здесь примем это как факт:
=(Ax, Ay)
где (Ax, Ay) — координаты точки A
Связь между координатами вектора и координатами концов отрезка
если – направленный отрезок, представляющий вектор , то значения координат вектора (x, y) вычисляются по формуле:
(x, y) = (Bx — Ax, By — Ay)
где (Ax, Ay), (Bx, By) — координаты точек А и B соответственно.
Докажем это.
Мы можем записать простое равенство для произвольного вектора :
= —
Заметим, что и — радиус векторы.
Из равенства значений координат точки и радиус-вектора и предыдущей формулы следует, что:
(x, y) = (Bx — Ax, By — Ay)
Нахождение длины вектора по его координатам
Пусть у нас есть вектор , представленный отрезком . Координаты вектора равны (x, y).
Чтобы найти длину вектора через его координаты, воспользуемся теоремой Пифагора и равенством:
= +
По теореме Пифагора:
AC = || = |x|,
СB = || = |y|
то в итоге получаем равенство:
Заключение
Применению векторов в реальных задачах игровой разработки будет посвящена следующая моя статья. В ней практически не будет математики и будет много программирования.
Здесь же я описал то, что будет необходимо для понимания практических приемов использования векторов.
Если не иметь представления, как связаны координаты точек и координаты векторов, очень сложно понять, как работают алгоритмы определения расстояний от точки до геометрической фигуры, алгоритмы обнаружения столкновений и т.д.
Так что не жалейте, если вы (о ужас!) кое-что запомнили из «всей этой математики». Все это вам пригодится очень скоро, обещаю.
Литература
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. «Геометрия», 7-9 классы»
Главы: «Векторы», «Метод координат».
PS: корректность определения вектора в статье
Вся хитрость в том, что существует несколько определений вектора даже в рамках геометрии.
Направленный отрезок – тоже вектор, так называемый фиксированный вектор. Но нужно учитывать один важный факт – 2 фиксированных вектора равны тогда и только тогда, когда их концы и начала совпадают. А это не то определение равенства 2 векторов, что дает учебник геометрии.
Определение вектора, данное в этой статье – определение так называемого свободного вектора.
Каждый свободный вектор – это множество фиксированных векторов, которые имеют равную длину и одинаковое направление.
Именно это определение учебник геометрии и пытается дать в неявном виде, когда вводит понятие равенства векторов. Но здесь возникает нестыковка – учебник объясняет, как работать со свободными векторами, изначально дав определение фиксированного вектора.
Надеюсь, вышесказанное объясняет, почему я привел в данной статье «свое» определение вектора.