ВНИМАНИЕ: ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ ДАННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАПЕЧАТАНА В ГАЗЕТЕ «МОРСКОЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ ТЕЛЕГРАФ» (НА СТР.8). ВЫ МОЖЕТЕ ЗАЙТИ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ И ОЗНАКОМИТЬСЯ С НЕЙ: http://www.bro.sp.ru/mt/tele9_27.pdf
ГАЗЕТА РАЗМЕЩЕНА В ИНТЕРНЕТЕ В ФОРМАТЕ PDF. ВЫ МОЖЕТЕ ТАКЖЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ И СДРУГИМИ ИНТЕРЕСНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ ПО ВАШЕМУ ВЫБОРУ, ЕСЛИ ЗАЙДЁТЕ НА САЙТ ГАЗЕТЫ «МОРСКОЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ ТЕЛЕГРАФ», КОТОРАЯ ИЗДАЁТСЯ БАЛТИЙСКОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА МОРЯКОВ (БТО РПСМ): WWW.BRO.RU
Мир делится на живых, мертвых и…моряков.
Морякам посвящаю!
НАГРУДНЫЕ ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ
СТАРШЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА
МОРЯКОВ ТОРГОВОГО ФЛОТА
К старшему командному составу моряков торгового флота относятся: капитан, старший помощник капитана и старший механик.
«Бог- на небе,
царь- на земле,
капитан – на корабле»
(старинная народная поговорка).
Термин «капитан» произошел от латинского «caput» — голова и означает человека, стоящего во главе чего-то. Термин «капитан», как командир военного корабля, утвердился впервые в России при Петре I. В 1713 году были введены воинские звания «капитан-лейтенант», капитаны 1,2,3-го рангов, которые и в настоящее время существуют в Военно-морском флоте (ВМФ) нашей страны. В российском флоте в разные периоды существовало еще воинское звание «капитан-командор».
С появлением паровых торговых судов, которыми в начале командовали в основном офицеры ВМФ, в коммерческом флоте утвердился термин «капитан», а после Крымской войны, стали употреблять термин «командир» корабля.
Петр I в «Морском уставе» уделил правам и обязанностям капитана главу в 30 страниц и записал в статье 32 , что «капитан имеет почетен быть на своем корабле яко губернатор, или комендант крепости».
Обязанности капитана (корабельщика) торгового судна в России были впервые подробно регламентированы в «Уставе купеческого водоходства», изданном в 1781 году, в котором имелась специальная глава: «Должность корабельщика или судовщика». Каждый корабельщик, желавший наняться к купцу, обязан был иметь «лист о своем искусстве в водоходстве» и принять в порту специальную присягу, о чем делалась запись в маклерскую книгу. В присяге в частности, говорилось: «Я нижепоименованный хочу и должен по чистой моей совести, вести вверенный мне корабль или судно с грузом, колико силы и возможности есть, цело и невредимо». Присяга принималась на Библии, а если капитан был другой веры – то на священном писании его религии.
Появление паровых судов, увеличение их размеров и количества членов экипажа, внесли значительные коррективы в морское право, однако положение о статусе капитана, его правах и обязанностях, заложенные в екатерининском Уставе купеческого водоходства, в основном сохранились до конца XIX века, а некоторые и до Октября 1917 года.
В 1921 году в СССР началась планомерная подготовка кадров для морского торгового флота (МТФ). 2 августа 1924 года вышло Постановление Совета народных комиссаров (СНК) СССР о судоводителях и судовых механиках морского торгового флота. Судоводителей разделили на шесть категорий – от капитана дальнего плавания с дипломом высшего морского учебного заведения до судоводителя маломерных судов. Судовые механики подразделялись на 3, 2 и 1 (высший) разряды.
В качестве признания особой роли капитана, появляется специальный нагрудный знак, созданный на основе нагрудного знака штурманского офицера, учрежденного Приказом по флоту и Морскому ведомству 13 июня 1913 года (Фото №1) (право на его ношение получили офицеры, успешно окончившие временный Штурманский офицерский класс и получившие при этом звание штурманского офицера 2-го разряда, все штурманские офицеры 1-го разряда, выпускники Гидрографического отделения Николаевской морской академии и профессорско-преподавательский состав штурманской специальности. Знак представляет собой круг, образованный якорной цепью, с закрепленной на нем картушкой магнитного компаса, адмиралтейским якорем и секстаном. При этом якорная цепь, якорь и секстан выполнены из темной бронзы, а картушка – из светлого металла).
18 февраля 1925 года, выходит Приказ Наркомата путей сообщения (НКПС) № 6619 «Об установлении нагрудных знаков для лиц, имеющих звание или приравненных в правах: капитана дальнего плавания МТФ, штурмана дальнего плавания МТФ и судового механика первого разряда МТФ», в котором установлено следующее:
1. Лицам, имеющим звание или приравненных в правах: капитана дальнего плавания МТФ, штурмана дальнего плавания МТФ или механика первого разряда согласно Постановления СНК СССР от 2.08.1924 г. о судоводителях и судовых механиках морского торгового флота, присваивается к ношению особые нагрудные знаки на правой стороне груди.
Примечание: Звание определяется имеемым на руках дипломом или практическим свидетельством для судовых механиков.
2. Знак имеет овальную форму и состоит: из якоря системы Марреля вокруг которого обведена якорная цепь. Между штоком и лапами на веретене якоря помещается соответственно: 1) золотой секстан или 2) картушка белой эмали с румбами черной эмали, обод картушки золотой или 3) золотой трехлопастной винт, две лопасти которого упираются в лапы якоря. Якорь и цепь оксидированные черные. Высота знака 5 см, наибольшая ширина 3,7 см, выпуклость – 1см.
3. Капитану дальнего плавания морского торгового флота присваивается нагрудный знак с золотым секстаном (Фото №2).
4. Судовому механику 1 разряда морского торгового флота присваивается нагрудный знак с золотым трехлопастным винтом (Фото №3).
5. Штурману дальнего плавания морского торгового флота присваивается нагрудный знак с картушкой компаса (данный знак является редкостью, нет точной информации сколько человек его получили. В дальнейшем в истории нашей страны он больше не применялся. Фото №4).
С конца 50-х годов начинается стремительный рост флота. Если в 1960 году в составе Министерства морского флота (ММФ) было 800 судов, то в 1970 году – 1500, а в 1980 – 1748 судов. Число капитанов в 1980 году составляло 2403 человека.
К 70-м годам сложилась определенная система и традиции посвящения в капитаны. Кандидаты, отобранные на должности капитанов, проходили курсы повышения квалификации при пароходствах, затем краткие сборы в Москве и после утверждения на коллегии ММФ министр морского флота вручал им нагрудный знак «Капитан дальнего плавания» и удостоверение к нему.
8 июля 1977 года вышел Приказ министра морского флота № 139-пр «Форма одежды и знаки различия работников морского флота». Эта форма просуществовала до распада СССР.
В главе «Отличительные знаки и эмблемы к форменной одежде» дается описание:
• НАГРУДНЫЙ ЗНАК КАПИТАНА ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ (Фото №5).
Нагрудный знак капитана дальнего плавания представляет собой металлический выпуклый якорь в овальном венчике из якорь-цепи с распорками.
Якорь к якорь-цепь оксидированы. В центре знака помещен позолоченный накладной бронзовый секстан.
Знак венчается эмблемой «Серп и молот».
Высота знака 50 мм, ширина — 36 мм, диаметр секстана 18 мм, диаметр эмблемы 8 мм.
На оборотной стороне знака имеется штифт с гайкой для крепления к одежде.
Знак следует носить на правой стороне форменного костюма.
• НАГРУДНЫЙ ЗНАК СУДОВОГО МЕХАНИКА ПЕРВОГО РАЗРЯДА (Фото №6 ).
Нагрудный знак судового механика первого разряда представляет собой металлический слегка выпуклый якорь в овальном венчике из якорь-цепи с распорками.
Якорь и якорь-цепь оксидированы. В центре знака помещен накладной бронзовый гребной винт.
Знак венчается эмблемой «Серп и молот».
Высота знака 50 мм, ширина — 35 мм, диаметр винта 18 мм, диаметр эмблемы 8 мм.
На оборотной стороне знака имеется штифт с гайкой для крепления к одежде.
Знак следует носить на правой стороне форменного костюма.
Сегодня, к сожалению, в России нет утвержденного документа о новой форме одежды и знаках различия не только работников Федерального агентства морского и речного транспорта (есть только ПРОЕКТ). Хотя существует Приказ №11 от 10 марта 1992 года «Об упорядочении системы выдачи нагрудных знаков «Капитан дальнего плавания» и «механик 1 разряда» подписанный Директором Департамента морского транспорта, в котором введен порядок выдачи нагрудных знаков:
• Нагрудные знаки «Капитан дальнего плавания» и «Механик
I разряда» вручаются при получении соответствующих дипломов у
капитанов морских торговых портов.
Проект новых Российских знаков КДП и Механика 1-го разряда (Фото №7) выглядят точно так же, как и предыдущие, только без «серпа и молота» в верхней части знака.
Нагрудные знаки капитана дальнего плавания и механика первого разряда с изменениями сохранились и выдаются в бывших республиках СССР — Латвии, Литве, Эстонии (Фото№8 и №9), Украине.
Если у Вас есть другие нагрудные знаки старшего командного состава моряков торгового флота не указанные в статье или дополнительная информация о них, Авторы будут искренне благодарны и просят Вас сообщить любую дополнительную информацию по нагрудным знакам различия старшего командного состава моряков торгового флота любой страны.
Соломонов В.П.
Санкт-Петербург, сентябрь 2007 года
Видео:Капитан Дальнего плавания - Старший механик - Знаки ОтличийСкачать
Please wait.
Видео:Нагрудной знак Капитан дальнего плавания Российской Федерации.Скачать
We are checking your browser. starina.ru
Видео:Нагрудной знак СССР Старший механик морского флота. ММД.Скачать
Why do I have to complete a CAPTCHA?
Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.
Видео:Какой он капитан дальнего плавания?Скачать
What can I do to prevent this in the future?
If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.
If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.
Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.
Cloudflare Ray ID: 6d37fce46f838fdc • Your IP : 85.95.179.65 • Performance & security by Cloudflare
Видео:Нагрудный знак "Командир подводной лодки" вручен главному инженеру телерадиокомпании "Зеленогорск"Скачать
Нагрудный знак капитана дальнего плавания в векторе
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СОЮЗА ССР
ФОРМЕННОЙ ОДЕЖДЫ ДЛЯ РАБОТНИКОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
Модели новой одежды, помещенные в Каталоге, утверждены приказом министра морского флота № 139-пр от 08.07.1977г.
Каталог согласован с Главморинспекцией и Мортехснабом ММФ.
Каталог издан в качестве пособия для организаций и работников морского транспорта, заказывающих форменную одежду, а также для швейных предприятий и ателье, осуществляющих ее пошив.
Пальто мужское со смещенной бортовой застежкой, полуприлегающего силуэта, на подкладке донизу, с пристегивающимся утеплителем и меховым воротником, застегивается до перегиба лацкана на три форменные морские пуговицы диаметром 22—23 мм. Изготовляется из драповых тканей черного цвета.
Воротник отложной. Меховой воротник пристегивается к основному воротнику со стороны подворотника на пять пуговиц и петель, к подбортам и горловине меховой воротник пристегивается на пять пуговиц и петель из ткани подкладки.
Полочки с вытачками от проймы и внешними боковыми прорезными карманами с клапанами.
Спинка состоит из двух частей, внизу шов заканчивается шлицей, по линии талии с хлястиком из трех частей. Боковые хлястики втачаны в боковые швы и пристегиваются к среднему на две.форменные морские пуговицы диаметром 14—16 мм.
Рукава втачные, двухшовные, внизу на верхних частях рукавов нашиваются колодки с установленными по должностным категориям знаками различия. Расстояние от нижнего края колодки до низа рукава 9,5 см (в готовом виде).
Утеплитель выстеган ромбообразными строчками и пристегивается к подбортам на 11 пуговиц и петель.
П р и м е ч а н и е. По желанию заказчика допускается изготовление пальто без утеплителя и мехового воротника, мод. 72-78.
2.1.2. ПАЛЬТО ЛЕТНЕЕ С ЦЕНТРАЛЬНОЙ БОРТОВОЙ ЗАСТЕЖКОЙ.
МОД. 679, ОСТ 17-551—75
(Разработано Общесоюзным Домом моделей одежды, г. Москва)
Пальто мужское с центральной бортовой застежкой, полуприлегающего силуэта, на подкладке донизу, застегивается до перегиба лацкана на три форменные морские пуговицы диаметром 22—23 мм, по талии с поясом, застегивающимся на пряжку и передвижную шлевку.
Изготовляется из шерстяных или полушерстяных тканей черного цвета.
Воротник отложной.
Полочки с внешними боковыми прорезными карманами с клапанами.
Спинка состоит из двух частей, внизу шов заканчивается шлицей.
Рукава двухшовные, внизу на верхних частях рукавов нашиваются колодки с установленными по должностным категориям знаками различия. Расстояние от нижнего края колодки до низа рукава 9,5 см (в готовом виде).
По воротнику, лацканам, бортам и низу пальто, клапанам, по шву притачивания клапана и поясу проложена отделочная строчка на расстоянии 1 см от края.
2.1.3. ПЛАЩ.
МОД. 686, ОСТ 17-132—72
(Разработано Общесоюзным Домом моделей одежды, г. Москва)
Плащ мужской с центральной бортовой застежкой, полуприлегающего силуэта, застегивается до перегиба лацкана на три форменные морские или пластмассовые пуговицы диаметром 22—23 мм, по талии с поясом, застегивающимся на пряжку и передвижную шлевку.
Изготовляется из плащевых тканей черного или темно-синего цвета.
Воротник отложной на притачной стойке, концы острые.
Полочки с вытачками от проймы. В размерах 54—60 вытачки от горловины. Внешние боковые карманы на полочках прорезные с листочкой.
Спинка с отлетной кокеткой, состоит из двух частей, внизу шов заканчивается шлицей.
Рукава втачные, трехшовные.
По воротнику, бортам, краю кокетки, листочкам и поясу проложены две отделочные строчки: первая — на расстоянии 0,1—0,2 см от края, вторая — на расстоянии 0,7 см от первой.
По низу плаща проложена отделочная строчка на расстоянии 2 см от края.
Знаки различия на плащ не нашиваются.
Костюм мужской (пиджак и брюки) изготовляется из шерстяных или полушерстяных тканей черного цвета.
Пиджак оо смещенной застежкой, полуприлегающего силуэта, на подкладке донизу, застегивается до перегиба лацкана на три форменные морские пуговицы диаметром 22—23 мм.
Воротник отложной.
Полочки с отрезнымИ боковыми частями и вытачками по талии. Внешние боковые карманы на полочках прорезные, в рамку, с клапанами. На левой полочке внешний передний прорезной карман с листочкой.
Спинка состоит из двух частей, внизу шов заканчивается шлицей. Рукава втачные, двухшовные, внизу с двумя форменными морскими пуговицами диаметром 14—16 мм. На верхних частях рукавов нашиваются установленные по должностным категориям знаки различия.
По воротнику, лацканам, бортам, клапанам, листочке проложена отделочная строчка на расстоянии 0,8 см от края.
Примечание. По желанию заказчика допускается пошив костюма с карманами без клапанов.
Брюки без манжет, слегка расширены книзу.
Передние половинки брюк с одной складочкой по талии и отрезными бочками. Внешние боковые карманы обработаны в шве передней половинки и отрезных бочков. В шве притачивания пояса обработан карман для часов. Задние половинки брюк с четырьмя вытачками (по две на каждой половинке).
Правая задняя половинка с внешним задним карманом в рамку, застегивающимся на одну навесную петлю и пуговицу.
Брюки на притачном поясе. На поясе шесть шлевок для продевания ремня. Пояс левой передней половинки со свободным концом, застегивающимся на две петли и пуговицы. Бант застегивается гульфиком на три пуговицы.
Пиджах мужской изготовляется по модели черного форменного пиджака со смещенной бортовой застежкой (мод. 45-76) из шерстяных или полушерстяных тканей белого и кремового цвета.
Пиджак следует носить с черными форменными брюками, белой верхней сорочкой и черным галстуком.
Костюм мужской (пиджак темно-синего цвета, брюки черного цвета) изготовляется из шерстяных или полушерстяных тканей.
Пиджак с центральной бортовой застежкой полуприлегающего силуэта, на подкладке донизу, застегивается до перегиба лацкана на четыре форменные пуговицы диаметром 22—23 мм.
Воротник отложной.
Полочки с отрезными боковыми частями, вытачками по талии и внешними накладными передними и боковыми карманами. Карманы с бантовой складкой посередине, на подкладке, с фигурными клапанами, застегивающимися на форменную морскую пуговицу диаметром 14—16 мм.
Спинка состоит из двух частей, внизу шов заканчивается шлицей.
Рукава втачные, двухшовные, внизу с двумя форменными морскими пуговицами диаметром 14 —16 мм.
По воротнику, лацканам, бортам и низу пиджака проложена отделочная строчка на расстоянии 0,7 см от края.
На внешних карманах и клапанах проложены две отделочные строчки: первая — на расстоянии 0,1—0,2 см от края, вторая — на расстоянии 0,5 см от первой.
На плечевых швах — знаки различия, установленные по должностным категориям.
Пиджак следует носить с черными форменными брюкам», белой верхней сорочкой и черным галстуком.
Брюки изготовляются по модели брюк черного форменного костюма со смещенной бортовой застежкой, мод. 45-76.
Костюм мужской (пиджак и брюки) изготовляется из шерстяных или полушерстяных тканей бежевого цвета.
Пиджак с центральной бортовой застежкой, полуприлегающего силуэта, на подкладке до талии, застегивается до перегиба лацкана на четыре форменные морские пуговицы диаметром 22—23 мм. Воротник отложной.
Полочки с отрезными боковыми частями, вытачками по талии и внешними накладными передними и боковыми карманами. Карманы с бантовой складкой посередине, на подкладке, с фигурными клапанами, застегивающимися на форменную морскую пуговицу диаметром 14—16 мм.
Спинка состоит из двух частей, внизу шов заканчивается шлицей. Рукава втачные, двухшовные, внизу с двумя форменными морскими пуговицами диаметром 14—16 мм.
По воротнику, лацканам и бортам проложена отделочная строчка на расстоянии 0,7 см от края.
По низу рукава и пиджака проложена отделочная строчка на расстоянии 2 см от края.
На внешних карманах и клапанах проложены две отделочные строчки: первая — на расстоянии 0,1—0,2 см от края, вторая — на расстоянии 0,5 см от первой.
На плечевых швах — знаки различия, установленные по должностным категориям.
Брюки изготовляются по модели брюк черного форменного костюма с центральной бортовой застежкой (мод. 45-76).
Костюм следует носить с верхней белой сорочкой и черным галстуком.
Пиджак мужской изготовляется по модели летнего форменного пиджака с центральной бортовой застежкой (мод. 54-77) из шерстяных или полушерстяных тканей белого цвета.
Пиджак следует носить с черными форменными брюками, белой верхней сорочкой и черным галстуком.
Верхняя сорочка мужская. полуприлегающего силуэта, с короткими рукавами, застегивается доверху на шесть-семь пуговиц диаметром 10—12 мм: одна — на стойке воротника, пять-шесть — на полочке.
Изготовляется из хлопчатобумажных сорочечных тканей белого цвета.
Воротник стояче-отложной под галстук, с отделочной строчкой на расстоянии 0,5 см от края, с жесткой прокладкой в отлете и стойке и усилителями в концах.
Полочки с внешними передними накладными карманами со складкой и с клапанами, застегивающимися на пуговицу.
Спинка с кокеткой, слегка приталена двумя рельефными швами.
Рукава втачные, одношовные, короткие, с манжетами. В швы втачивания рукавов встрочены декоративные погончики, к которым пристегиваются наплечные знаки различия по установленным должностным категориям.
На внешних карманах проложена одна отделочная строчка на расстоянии 0,1—0,2 см от края.
На погончиках, клапанах и верхних краях манжет проложена отделочная строчка на расстоянии 0,5 см от края.
На кокетке проложена отделочная строчка на расстоянии 0,1 — 0,2 см от края.
Верхнюю сорочку заправляют в брюки, носят с черным галстуком.
Шорты без манжет, на притачном поясе. Изготовляются из льняных или хлопчатобумажных тканей бежевого цвета.
Передние половинки брюк с одной складочкой по талии и отрезными бочками. Внешние боковые карманы обрабатывают в швах передних половинок и отрезных бочков. В шве притачивания пояса обработан карман для часов.
Задние половинки брюк с двумя вытачками (по одной на каждой половинке). Правая задняя половинка с внешним задним карманом в рамку, застегивающимся на одну навесную петлю и пуговицу.
Брюки на притачном поясе. На поясе шесть шлевок для продевания ремня. Пояс левой передней половинки со свободным концом застегивается на две петли и пуговицы.
Бант застегивается гульфиком на три пуговицы.
2.1.10. ВЕРХНЯЯ СОРОЧКА.
МОД. 75-78, ОСТ 17-310—79
(Разработан Промкомбинатом ЧМП, г. Одесса)
Верхняя сорочка, свободного силуэта, с длинными рукавами, застегивается доверху на восемь-девять пуговиц диаметром 10—12 мм: одна — на стойке воротника, пять-шесть — на полочке, две — на поясе.
Изготовляется из сорочечных тканей белого цвета.
Воротник стояче-отложной под галстук, без отделочной строчки, с жесткой прокладкой в отлете и стойке и усилителями в концах.
Полочки с внешними передними накладными карманами со складкой и с клапанами, застегивающимися на пуговицу.
Спинка с кокеткой и двумя складочками, расположенными в шве притачивания кокетки.
Рукава длинные, с притачными манжетами, застегивающимися на две пуговицы, внизу рукавов шлицы. На верхних частях рукавов в сторону локтевого шва заложены по две складочки. В швы втачивания рукавов втачаны декоративные погончики, к которым пристегиваются наплечные знаки различия по должностным категориям.
Пояс верхней сорочки с резинками внизу, в области боковых швов.
На внешних карманах и клапанах проложены две отделочные строчки: первая — на расстоянии 0,1—0,2 см от края, вторая— на расстоянии 0,5 см от первой.
На погонах проложена отделочная строчка на расстоянии 0,5 см от края.
На кокетке проложена отделочная строчка на расстоянии 0,1— 0,2 см от края.
Верхнюю сорочку носят поверх брюк застегнутой на все пуговицы, с черным галстуком.
Примечание. По желанию заказчика допускается пошив верхней сорочки с притачным поясом, застегивающимся на пуговицы в области боковых швов.
Пальто женское, со смещенной бортовой застежкой, полуприлегающего силуэта, на подкладке донизу, с пристегивающимся утеплителем и меховым воротником, застегивается до перегиба лацкана на три форменные морские пуговицы диаметром 22—23 мм.
Изготовляется из драповых тканей черного цвета.
Воротник отложной. Меховой воротник пристегивается к основному воротнику со стороны подворотника на пять пуговиц и петель, к подбортам и горловине — на три пуговицы и петли из ткани подкладки.
Полочки с фигурными рельефными швами от плечевых швов, в которых обработаны внешние карманы с листочкой.
Спинка состоит из двух частей, с отрезными бочками, от плечевых швов на спинке по одной вытачке.
Рукава втачные, двухшовные, внизу на верхних частях рукавов нашиваются колодки с установленными по должностным категориям знаками различия. Расстояние от нижнего края колодки до низа рукава 9,5 см (в готовом виде).
Утеплитель выстеган ромбообразными строчками и пристегивается к подбортам на 13 пуговиц и петель.
По воротнику, рельефным швам, внешним карманам и бортам проложена отделочная строчка на расстоянии 1 см от края.
Примечание. По желанию заказчика допускается изготовление пальто без утеплителя и мехового воротника.
Пальто женское, с центральной бортовой застежкой, полуприлегающего силуэта, застегивается до перегиба лацкана на три форменные морские пуговицы диаметром 22—23 мм, по талии с поясом, застегивающимся на пряжку и передвижную шлевку.
Изготовляется из шерстяных или полушерстяных тканей черного или темно-синего цвета.
Воротник отложной.
Полочки с рельефными швами от плечевых швов до внешних боковых карманов. Внешние карманы прорезные с фигурными клапанами, застегивающимися на форменную морскую пуговицу диаметром 22—23 мм.
Спинка с отрезными боковыми частями и со швом посередине, внизу шов заканчивается шлицей, от плечевых швов по одной вытачке.
Рукава втачные, двухшовные, внизу на верхних частях рукавов нашиваются колодки с установленными по должностным категориям знаками различия. Расстояние от нижнего края колодки до низа рукава 9,5 см (в готовом виде).
По воротнику, лацканам, бортам, рельефным швам, поясу и клапанам проложена отделочная строчка на расстоянии 1 см от края.
2.2.3. ПЛАЩ.
МОД. 1-2368, ОСТ 17-132—72
(Разработан Общесоюзным Домом моделей одежды, г. Москва)
Плащ женский, с центральной бортовой застежкой, полуприлегающего силуэта, застегивается доверху на пять форменных морских или пластмассовых пуговиц диаметром 22—23 мм, по талии с поясом, застегивающимся на пряжку и блочки.
Изготовляется из плащевых тканей синего цвета.
Воротник отложной, на притачной стойке.
Полочки с вытачками от плечевых швов, вверху с отлетной кокет-кой. Внешние боковые карманы накладные, выше карманов расположены отделочные клапаны.
Спинка с отлетной кокеткой состоит из двух частей, внизу шов заканчивается односторонней складкой. От плечевых швов на спинке и кокетке спинки по одной вытачке.
Рукава втачные, одношовные, с хлястиком внизу, застегивающимся на форменную морскую или пластмассовую пуговицу диаметром 14—16 мм.
Над плечевыми швами декоративные погончики, один конец которых втачан в верхнюю часть оката, другой конец прикреплен форменной морской или пластмассовой пуговицей диаметром 14—16 мм.
По краю борта проложена отделочная строчка на расстоянии 0,5 см от края.
По воротнику, погончикам, отлетным краям кокеток, полочек и спинки, по клапанам и внешним накладным карманам, по поясу и хлястикам рукавов проложены две отделочные строчки: первая — на расстоянии 0,15 см от края, вторая — 1 см от края.
По низу плаща и низкам рукавов проложена отделочная строчка на расстоянии 1,5 см от края.
Знаки различия на плащ не нашиваются.
Костюм женский (жакет и юбка) изготовляется из шерстяных и полушерстяных тканей черного цвета. Жакет с центральной бортовой застежкой, полуприлегающего силуэта, на подкладке донизу, застегивается до перегиба лацкана на три форменные морские пуговицы диаметром 22—23 мм.
Воротник отложной.
Полочки с отрезными боковыми частями, с вытачками от плечевых швов, с боковыми прорезными карманами и клапанами.
Спинка состоит из двух частей, от плечевых швов по одной вытачке. Рукава втачные, двухшовные, внизу с двумя форменными морскими пуговицами диаметром 14—16 мм. На верхних частях рукавов нашиваются установленные по должностным категориям знаки различия.
Первый ряд галуна нашивают на расстоянии 9,5 см от линии подгиба низа рукава.
По воротнику, лацканам, бортам и клапанам проложена отделочная строчка на расстоянии 0,7 см от края.
Юбка двухшовная, с притачным поясом, застегивается в левом боковом шве на тесьму «молния», на поясе — на обметную петлю и пуговицу.
Переднее полотнище юбки с двумя вытачками. Заднее полотнище с четырьмя вытачками и со швом посередине, внизу шов заканчивается встречной или односторонней складкой.
Костюм следует носить с белой блузкой и черным галстуком.
Жакет женский изготовляется по модели черного форменного с центральной бортовой застежкой жакета (мод. 1-2004) из шерстяных тканей белого или кремового цвета.
Жакет следует носить с черной форменной юбкой, белой блузкой и черным галстуком.
Костюм женский (жакет темно-синего цвета, юбка черного цвета) изготовляется из шерстяных или полушерстяных тканей.
Жакет с центральной бортовой застежкой, полуприлегающего силуэта, застегивается до перегиба лацкана на три форменные морские пуговицы диаметром 22—23 мм.
Воротник отложной.
Полочки на кокетке, с притачными боковыми частями. Внешние боковые карманы прорезные, с фигурными клапанами, застегивающимися на форменную морскую пуговицу диаметром 14—16 мм. На полочках в шов притачки кокетки втачаны внешние передние фигурные клапаны, на которые пришиты форменные морские пуговицы диаметром 14—16 мм.
Спинка состоит из двух частей, внизу шов заканчивается шлицей, от плечевых швов по одной вытачке.
Рукава втачные, двухшовные, внизу с двумя форменными морскими пуговицами диаметром 14—16 мм.
По воротнику, лацканам, бортам, краю кокетки, отрезным бочкам и клапанам проложена отделочная строчка на расстоянии 0,7 см от края.
На плечевых швах — знаки различия по должностным категориям.
Жакет следует носить с черной юбкой, белой блузкой и черным галстуком.
Юбка изготовляется по модели юбки черного форменного костюма с центральной бортовой застежкой (мод. 1-2004).
Костюм женский (блузка и юбка) изготовляется из шерстяных или полушерстяных тканей бежевого цвета. Блузка полуприлегающего силуэта застегивается доверху на семь форменных морских пуговиц диаметром 14—16 мм, с поясом, застегивающимся на металлическую пряжку и две шлевки.
Воротник отложной, концы острые.
Полочки с обрезными боковыми частями от плечевых швов донизу.
Спинка цельновыкроенная с двумя вытачками: от плечевых швов и по линии талии.
Рукава втачные, длинные, одношовные, с притачными манжетами, застегивающимися на две форменные морские пуговицы диаметром 14— 16 мм, внизу рукавов шлицы. На рукавах по шву притачки к манжете заложено по две односторонние складочки, направленные внешними сгибами к спинке. В швы втачивания рукавов встрочены декоративные погончики, к которым пристегиваются наплечные знаки различия по должностным категориям.
По воротнику, бортам, погончикам, манжетам и поясу проложена отделочная строчка на расстоянии 0,7 см от края.
Юбка четырехшовная, с притачным поясом, застегивается в левом боковом шве на тесьму «молния», на поясе — на обметную петлю и пуговицу.
Переднее полотнище юбки с двумя вытачками и двумя встречными складками. Заднее полотнище с двумя вытачками.
Блузка женская, полуприлегающего силуэта, застегивается до перегиба лацкана на пять пуговиц диаметром 14—17 мм.
Изготовляется из хлопчатобумажных тканей белого цвета.
Воротник отложной.
Полочка с отрезными боковыми частями.
Спинка вверху на кокетке, переходящей на полочки. На спинке от шва притачки кокетки заложены по две мягкие односторонние складочки.
Рукава втачные, одношовные, длинные, с притачными манжетами, застегивающимися на две пуговицы.
Внизу рукавов шлицы. На рукавах по шву притачки к манжете заложены по две односторонние складочки, направленные внешними сгибами к спинке.
В швы притачивания рукавов встрочены декоративные погончики, к которым пристегиваются наплечные знаки различия по должностным категориям.
По воротнику, лацканам, бортам, погончикам и манжетам проложена отделочная строчка на расстоянии 0,5 см от края.
Юбка с притачным поясом, четырехшовная. Швы расположены: два по бокам и два спереди в сгибах складок. В левом боковом шве застежка на тесьму «молния», на поясе — на одну обметную петлю и пуговицу.
Изготовляется из льняной или хлопчатобумажной ткани бежевого цвета.
Юбка дополняется поясом из основной ткани, продергивающимся через четыре шлевки (по две спереди и сзади) и застегивающимся на металлическую пряжку.
2.2.9. БЛУЗКА.
МОД. 81-78, ОСТ 17-167—79
(Разработана Промкомбинатом ЧМП, г. Одесса)
Блузка женская, полуприлегающего силуэта, застегивается доверху на шесть пуговиц диаметром 12—13 мм. Изготовляется из хлопчатобумажных тканей белого цвета.
Воротник стояче-отложной с цельновыкроенной стойкой, с жесткой прокладкой.
Полочки на кокетке с внешними передними фигурными клапанами, притачной планкой, вытачками по линии груди и талии.
Спинка цельновыкроенная, с двумя вытачками: от плечевых швов и по линии талии. Рукава втачные, короткие, одношовные, с манжетами.
В швы втачивания рукавов встрочены декоративные погончики, к которым пристегиваются наплечные знаки различия по должностным категориям.
По воротнику, кокетке, клапанам, планке, погончикам и манжетам проложена отделочная строчка на расстоянии 0,5 см от края.
Полупальто мужское, со смещенной бортовой застежкой, полуприлегающего силуэта, на подкладке донизу, с пристегивающимся утеплителем, застегивается на три форменные морские пуговицы диаметром 22—23 мм до перегиба лацкана и четвертую — доверху.
Изготовляется из полушерстяных драпов черного цвета.
Воротник отложной.
Полочки с вытачками от проймы, внешними боковыми прорезными карманами с листочкой.
Спинка состоит из двух частей, внизу шов заканчивается шлицей, по линии талии с хлястиком из трех частей, боковые хлястики втачаны в боковые швы и пристегиваются к среднему на форменную морскую пуговицу диаметром 22—23 мм.
Рукава втачные, двухшовные.
Утеплитель выстеган ромбообразными строчками и пристегивается к подбортам на 11 пуговиц и петель.
По воротнику, лацканам, бортам, листочкам, хлястикам и низу пальто проложена отделочная строчка на расстоянии 1 см от края.
3.1.2. ПЛАЩ.
МОД. 686, ОСТ 17-132—72
(Разработано Общесоюзным Домом моделей одежды, г. Москва)
Описание внешнего вида плаща дается в модели плаща для командного состава.
Куртка мужская, с центральной бортовой застежкой, на подкладке, свободного силуэта, с притачным поясом, застегивается до перегиба лацкана на четыре форменные морские пуговицы диаметром 22—23 мм.
Изготовляется из полушерстяных или суконных тканей темно-синего цвета. Воротник отложной.
Полочки с внешними передними накладными карманами и клапанами. По шву притачки пояса заложены по две складочки. Спинка с вытачками от плечевых швов, по шву притачивания пояса заложены две складочки.
Пояс полочек пристегивается к поясу спинки на форменную морскую пуговицу диаметром 22—23 мм.
Рукава длинные, двухшовные, с притачными манжетами, застегивающимися на форменную морскую пуговицу диаметром 22—23 мм, внизу рукавов шлицы.
На верхних частях рукавов в сторону локтевого шва заложены по две складочки. На левый рукав нашивается эмблема с надписью «Морфлот» на расстоянии 15 см от шва втачивания рукава.
По воротнику, бортам, манжетам, поясу и проймам рукавов на полочке проложена отделочная строчка на расстоянии 11 см, по спинке до локтевого шва — на расстоянии 0,6 см от края.
На внешних карманах, клапанах и швах притачивания клапанов проложены две отделочные строчки: первая — на расстоянии 0,15 см от края, вторая — на расстоянии 0,5 см от первой.
Брюки без манжет, слегка расширены книзу, изготовляются из полушерстяных или суконных тканей черного цвета.
Передние половинки брюк с одной складочкой по талии и отрезными бочками. Внешние боковые карманы — в швах передней половинки и отрезных бочков. В шве притачивания пояса обработан карман для часов.
Задние половинки брюк с четырьмя вытачками (по две на каждой половинке). Правая задняя половинка с внешним задним карманом в рамку, застегивающимся на одну навесную петлю и пуговицу.
Брюки на притачном поясе. На поясе шесть шлевок для продевания ремня. Пояс левой передней половинки со свободным концом, застегивается на две пуговицы и петли. Бант застегивается гульфиком на три пуговицы.
Свитер мужской, прямой формы, темно-синего цвета, чистошерстяной, трикотажный, машинной вязки, с закрытым воротником, втачными рукавами.
Манжеты рукавов, воротник и низ свитера связаны в виде широкой резинки.
Свитер носят поверх брюк.
3.1.5. КОСТЮМ ЛЕТНИЙ (КУРТКА И БРЮКИ).
МОД, 688, ОСТ 17-240—73
(Разработано Общесоюзным Домом моделей одежды, г. Москва)
Куртка мужская, с центральной бортовой застежкой, прямого силуэта, без подкладки, без пояса, застегивается до перегиба лацкана на пять форменных морских или пластмассовых пуговиц диаметром 14—17 мм. Изготовляется из хлопчатобумажных или льняных тканей бежевого цвета. Воротник отложной.
Полочки с двумя внешними передними накладными карманами с клапанами, застегивающимися на пуговицу; посередине карманов планка, создающая вид бантовой складки.
Спинка с вытачками от плечевых швов. Боковые швы с разрезами.
Рукава длинные, двухшовные, с притачными манжетами, застегивающимися на пуговицу. На верхних частях рукавов в сторону локтевого шва заложено по две мягкие складочки. На левый рукав нашивается эмблема с надписью «Морфлот». В швы втачивания рукавов встрочены декоративные погончики, застегивающиеся на пуговицу.
По воротнику, бортам, клапанам, планке внешних карманов, манжетам, шву притачивания клапанов, боковым и плечевым швам, швам рукавов, погончикам и пройме проложена отделочная строчка на расстоянии 0,6 см от края. По внешним накладным карманам проложены две отделочные строчки: первая— на расстоянии 0,15 см от края, вторая — на расстоянии 0,6 см от края. По низу куртки проложена отделочная строчка на расстоянии 2 см от края.
Брюки без манжет, на притачном поясе.
Передние половинки брюк с одной складочкой по талии и отрезными бочками. Внешние боковые карманы обработаны в швах передней половинки и отрезных бочков. В шве притачивания пояса обработан карман для часов.
Задние половинки брюк с четырьмя вытачками (по две на каждой половинке). Правая задняя половинка с карманом в рамку, застегивающимся на одну навесную петлю и пуговицу.
На поясе шесть шлевок для продевания ремня. Пояс левой передней половинки со свободным концом, застегивается на две пуговицы и петли. Бант застегивается гульфиком на три пуговицы.
Примечание. По желанию заказчика разрешается носить куртку летнего костюма с брюками из полушерстяной или суконной ткани черного цвета.
3.1.6. КОСТЮМ ТРОПИЧЕСКИЙ (ВЕРХНЯЯ СОРОЧКА И ШОРТЫ).
МОД. 70-77, ОСТ 17-240—73, ОСТ 17-310—79
(Разработан Промкомбинатом ЧМП, г. Одесса)
Верхняя сорочка мужская, полуприлегающего силуэта, с короткими рукавами, застегивается доверху на шесть-семь пуговиц диаметром 12—14 мм: одна — на стойке воротника, пять-шесть — на полочке.
Изготовляется из хлопчатобумажных сорочечных тканей белого или бежевого цвета.
Воротник стояче-отложной под галстук, с отделочной строчкой на расстоянии 0,5 см от края, с жесткой прокладкой в отлете и стойке и усилителями на концах.
Полочки с внешними передними накладными карманами со складкой и с клапанами, застегивающимися на пуговицу.
Спинка с кокеткой слегка приталена двумя рельефными швами. Рукава втачные, одношовные, короткие, с манжетами. В швы втачивания рукавов встрочены декоративные погончики.
На внешних карманах проложена одна отделочная строчка на расстоянии 0,1—0,2 см от края.
На погонах, клапанах и по верхнему краю манжет проложена отделочная строчка на расстоянии 0,5 см от края. На кокетке проложена отделочная строчка на расстоянии 0,1—0,2 см от края. Верхнюю сорочку заправляют в брюки.
Шорты без манжет, на притачном поясе.
Изготовляются из льняных или хлопчатобумажных тканей бежевого цвета.
Передние половинки брюк с одной складкой по талии и отрезными бочками. Внешние боковые карманы обрабатывают в швах передних половинок и отрезных бочков. В шве притачивания пояса обработан карман для часов.
Задние половинки брюк с двумя вытачками (по одной на каждой половинке). Правая задняя половинка с внешним задним карманом в рамку, застегивающимся на одну навесную петлю и пуговицу.
Брюки на притачном поясе. На поясе шесть шлевок для продевания ремня. Пояс левой передней половинки со свободным концом, застегивается на две пуговицы и петли. Бант застегивается гульфиком на три пуговицы.
Пальто женское, со смещенной бортовой застежкой, прямого силуэта, застегивается до перегиба лацкана на три форменные морские пуговицы диаметром 22—23 мм.
Изготовляется из полушерстяных драпов черного цвета.
Воротник отложной. Меховой воротник пристегивается к основному со стороны нижнего воротника на пять пуговиц и петель, к подбортам и горловине — на пять пуговиц и петель из ткани подкладки.
Полочки с вытачками от плечевых швов и проймы, с внешними боковыми прорезными карманами с клапанами.
Спинка состоит из двух частей, внизу шов заканчивается односторонней складкой; от плечевых швов — по одной вытачке.
Рукава втачные, двухшовные.
По воротнику, лацканам, бортам и клапанам проложена отделочная строчка на расстоянии 1,5 см от края.
3.2.2. ПЛАЩ.
МОД. 1-2368, ОСТ 17-132—72
(Разработано Общесоюзным Домом моделей одежды, г. Москва)
Описание внешнего вида плаща дается в модели плаща для командного состава.
Костюм женский (жакет и юбка) изготовляется из полушерстяных или суконных тканей черного цвета. Жакет с центральной бортовой застежкой, полуприлегающего силуэта, на подкладке донизу, застегивается до перегиба лацкана на три форменные морские пуговицы диаметром 22—23 мм.
Воротник отложной.
Полочки с отрезными боковыми частями, вытачками от плечевых швов, с внешними боковыми прорезными карманами с клапанами.
Спинка состоит из двух частей; от плечевых швов — по одной вытачке.
Рукава втачные, двухшовные, внизу с двумя форменными морскими пуговицами диаметром 14—16 мм. На левый рукав на расстоянии 15 см от шва втачивания рукава нашивается эмблема с надписью «Морфлот».
По воротнику, лацканам, бортам и клапанам проложена отделочная строчка на расстоянии 0,7 см от края.
Юбка двухшовная, с притачным поясом, застегивается в левом боковом шве на тесьму «молния», на поясе — на обметную петлю и пуговицу.
Переднее полотнище юбки с двумя вытачками, заднее полотнище — с четырьмя вытачками и со швом посередине, внизу шов заканчивается встречной или односторонней складкой.
Костюм женский (блузка и юбка) изготовляется из хлопчатобумажных или льняных тканей бежевого цвета. Блузка полуприлегающего силуэта, застегивается доверху на семь форменных морских пуговиц диаметром 14—16 мм, с жестким поясом, застегивающимся на металлическую пряжку и две шлевки.
Воротник отложной, концы острые.
Полочки с отрезными боковыми частями от плечевых швов донизу.
Спинка цельновыкроенная с двумя вытачками от плечевых швов и по линии талии.
Рукава втачные, длинные, одношовные, с притачными манжетами, застегивающимися на две форменные морские пуговицы диаметром 14— 16.мм. Внизу рукавов шлицы. На рукавах по шву притачки заложено по две односторонние складочки, направленные внешними сгибами к спинке. В швы втачивания рукавов встрочены декоративные погончики, застегивающиеся на форменную морскую пуговицу диаметром 14— 16 мм. На левый рукав на расстоянии 15 см от шва втачивания рукава нашивается эмблема с надписью «Морфлот».
По воротнику, бортам, погончикам, манжетам и поясу проложена отделочная строчка на расстоянии 0,5 см от края.
Юбка четырехшовная, с притачным поясом, застегивается в левом боковом шве на тесьму «молния», на поясе — на обметную петлю и пуговицу.
Переднее полотнище юбки с двумя вытачками от талии и двумя встречными складками.
Заднее полотнище с двумя вытачками от талии.
Блузка женская, полуприлегающего силуэта, застегивается до перегиба лацкана на пять пуговиц диаметром 14—17 мм.
Изготовляется из хлопчатобумажных тканей белого цвета.
Воротник отложной.
Полочка с отрезными боковыми частями.
Спинка вверху на кокетке, переходящей на полочки. На спинке от шва притачки кокетки заложено по две мягкие односторонние складочки.
Рукава одношовные, длинные, с притачными манжетами, застегивающимися на две пуговицы. Внизу рукавов шлицы. На рукавах по шву притачки к манжете заложено по две односторонние складочки, направленные внешними сгибами к спинке. В швы втачивания рукавов встрочены декоративные погончики.
По воротнику, лацканам, бортам, погончикам и манжетам проложена отделочная строчка на расстоянии 0,5 см от края.
Юбка с притачным поясом, четырехшовная; швы расположены: два по бокам и два спереди, в сгибах складок; в левом боковом шве застежка на тесьму «молния», на поясе — на одну обметную петлю и пуговицу.
Изготовляется из льняных или хлопчатобумажных тканей бежевого цвета.
Юбка дополняется поясом из основной ткани, продергивающимся через четыре шлевки (по две спереди и сзади) и застегивающимся на металлическую пряжку и две шлевки.
Фуражки являются форменным головным убором для высшего командного, старшего командного, командного, а также рядового состава ММФ.
Фуражки различаются в зависимости от назначения эмблемами, а также материалами, из которых они изготовляются.
Фуражки для высшего командного, старшего командного и командного состава изготовляются из шерстяных и полушерстяных тканей черного цвета, для рядового состава — из суконных и полушерстяных тканей черного цвета.
Фуражка состоит из донышка овальной формы, четырех стенок, прямого околыша, налобника, козырька и раздвижного подбородного ремешка с двумя шлевками, прикрепленного двумя форменными пуговицами к околышу.
Фуражка имеет три канта: один втачан в шов соединения донышка со стенками, второй — в шов стенок с околышем, третий вытачной кант из основного материала расположен на расстоянии 0,5 см от нижнего края околыша и служит для поддержания репсовой шелковой ленты, надетой на околыш фуражки.
Фуражка с металлическим каркасом, вставленным в донышко; на подкладке настрочена накладка с изображением товарного знака.
Для высшего командного состава козырек фуражки обтянут сверху черной лакированной кожей с вышитым канителью 5%-ного золочения орнаментом из дубовых листьев.
Для старшего командного и командного состава козырек фуражки лакированный, для рядового состава — полиэтиленовый.
Вместо лакированного подбородного ремешка черного цвета высший командный состав и капитаны судов носят фуражки с филигранным ремешком золотого цвета.
Над серединой козырька на околыше укрепляется установленная эмблема.
Фуражку можно носить с белым чехлом.
Летняя фуражка состоит из корпуса фуражки, подкладки и съемного чехла.
Корпус фуражки-подкладки состоит из донышка с марлевой прокладкой, четырех стенок, околыша и козырька.
Съемный чехол состоит из донышка, четырех стенок и канта, втачанного при соединении донышка со стенками.
Фуражка с двумя металлическими каркасами: один вставлен в донышко корпуса фуражки-подкладки, другой — в донышко чехла.
Над серединой козырька на околыше укрепляется установленная эмблема.
Чехлы белого цвета.
Шапка-ушанка на стеганой ватной подкладке состоит из четырехклинного колпака, козырька, бортика с цельновыкроенными наушниками.
Изготовляется комбинированной: верх козырька и бортика с наушниками — из меха черного цвета; остальные детали верха шапки — из кожи черного цвета.
К концам наушников пришиты завязки из тесьмы.
В центре козырька прикрепляется соответствующая эмблема.
Все детали шапки-ушанки должны быть расположены симметрично относительно средних швов колпака, находящихся против середины козырька и бортика.
Берет форменный, черного цвета, без швов, имеет круглую мягкую форму.
Спереди на берет прикрепляется соответствующая эмблема. Берет является головным убором для женского персонала.
Эмблема представляет собой венок из 16 лавровых листьев на фоне якоря и герба Советского Союза.
Размер эмблемы 7,5X5,3 см. Эмблема вышита канителью 5%-ного золочения и мишурой 3%-ного золочения. Якорь и герб Советского Союза вышиты мишурой 3%-ного золочения. Изображение символа республик герба отделано коричневой ниткой. Над якорем — пятиконечная звезда, вышитая канителью 5%-ного золочения.
Ткань под эмблему имеет форму прямоугольника с размером сторон 9х9 см.
На лакированном козырьке фуражки канителью 5%-ного золочения и мишурой из плющенки 5%-ного золочения на основе натурального шелка № 45 в две нити вышит орнамент из 22 дубовых листьев золотистого цвета.
Вдоль орнамента из листьев вышита окантовка.
Эмблема представляет собой венок из 10 лавровых листьев на фоне якоря и герба Советского Союза.
Размер эмблемы 6,6X6,6 см. Эмблема, якорь, герб Советского Союза вышиты мишурой и канителью марки ЛА-85-05. Ткань под эмблему прямоугольной формы с размерами сторон 8,5X8,5 см.
Эмблема представляет собой венок из 10 лавровых листьев на фоне якоря. Размер эмблемы 5,7х5,7 см.
Эмблема, якорь и пятиконечная звезда над якорем вышиты канителью марки ЛА-84-05.
Ткань под эмблему прямоугольной формы с размерами сторон 7,5х7,5 см.
Отличительный знак состоит из эмблемы к головному убору командного состава морских судов СССР с укрепленным на ней флажком.
Флажок состоит из изображения флага Советского Союза, окаймленного по периметру белой полосой.
Размеры флажка: длина изображения Государственного флага СССР — 20 мм, ширина — 10 мм.
Ширина окаймляющей полосы — 3 мм.
Флажок изготовляется из металла с покрытием эмалевыми красками.
На оборотной стороне знака имеется штифт с гайкой для закрепления.
Эмблема имеет форму правильного круга, диаметр круга 45 мм.
Изготовляется методом штампования из металла.
Центр эмблемы выпуклый. В центре эмблемы на черном фоне, покрытом эмалевой краской, расположены якорь и над ним пятиконечная звезда.
Якорь, звезда и окаймление эмблемы выполнены из металла в виде крученой канители золотого цвета.
Эмблема по окружности окаймлена выпуклой полоской шириной 5 мм.
Нагрудный знак капитана дальнего плавания представляет собой металлический выпуклый якорь в овальном венчике из якорь-цепи с распорками.
Якорь к якорь-цепь оксидированы. В центре знака помещен позолоченный накладной бронзовый секстан.
Знак венчается эмблемой «Серп и молот».
Высота знака 50 мм, ширина — 36 мм, диаметр секстана 18 мм, диаметр эмблемы 8 мм.
На оборотной стороне знака имеется штифт с гайкой для крепления к одежде.
Знак следует носить. на правой стороне форменного костюма.
Нагрудный знак судового механика первого разряда представляет собой металлический слегка выпуклый якорь в овальном венчике из якорь-цепи с распорками.
Якорь и якорь-цепь оксидированы. В центре знака помещен накладной бронзовый гребной винт.
Знак венчается эмблемой «Серп и молот».
Высота знака 50 мм, ширина — 35 мм, диаметр винта 18 мм, диаметр эмблемы 8 мм.
На оборотной стороне знака имеется штифт с гайкой для крепления к одежде.
Знак следует носить на правой стороне форменного костюма.
Нагрудный знак работника морской инспекции ММФ изготовляется из латуни и представляет собой правильный круг диаметром 50 мм, окаймленный кантом, окрашенным краской золотого цвета.
По периметру знака нанесены эмалью рельефные надписи: «Морская инспекция» — черного цвета на белом фоне и «ММФ» — белого цвета на голубом фоне.
В центре круга, покрытого голубой эмалью, находится якорь, на веретено которого накладывается рельефный герб Советского Союза, окрашенный в золотой цвет. Якорь и герб изготовляются из латуни.
Ленты с названиями республик и пятиконечная звезда покрыты эмалью красного цвета.
Каждый знак имеет порядковый номер, который наносится на оборотную сторону, там же имеется штифт с гайкой для крепления к одежде.
Знак следует носить на правой стороне форменного костюма.
Форма — прямоугольник, рифленая окантовка, три горизонтальные полосы: верхняя и нижняя — синие, средняя — белая.
На синих полосах выполнена надпись на русском и английском языках «Дежурный по вокзалу».
На белой полосе — якорь.
Дежурный по морскому вокзалу носит эмблему на форменной одежде на левой стороне пиджака или куртки выше клапана кармана.
Форма — четырехугольник с дугообразными сторонами и рифленой окантовкой. Фон синий. В верхней части эмблемы на русском и английском языках надпись «Пассажирская служба». На всей плоскости эмблемы — якорь Холла.
Дежурный администратор, старшая проводница пассажирского судна носят эмблему на форменной одежде на левой стороне пиджака или куртки выше клапана кармана.
Знак состоит из двух элементов: Государственного герба СССР и адмиралтейского якоря. Изготовляется из тяжелого нержавеющего металла.
Размер знака 40X60 мм.
Герб темно-золотого цвета, барельефный, накладывается на веретено якоря между штоком и лапами якоря.
Якорь вороненый, рельефный; на штоке — выпуклая надпись «ММФ»; на лапах — выпуклая надпись «Администрация Севморпути». Цвет надписи серебряный.
Каждый знак имеет свой порядковый номер, который наносится на оборотную сторону, там же имеется штифт с гайкой для крепления к одежде.
Знак следует носить на правой стороне форменного костюма.
Эмблема представляет собой прямоугольную (типа жетона) пластину размером 60X80 мм со скошенными углами, выполненную из нержавеющего металла. Цвет эмблемы белый.
В центре пластины помещен знак, состоящий из двух элементов: шестигранника и адмиралтейского якоря.
Размер знака 40X55 мм.
Шестигранник слегка выпуклый, серого цвета, расположен на веретене и лапах якоря. В середине шестигранника изображен рельефный силуэт судна черно-белого цвета, оттененный от нижней части шестигранника рельефной белой волнистой линией.
В верхней части шестигранника выбиты буквы «ММФ», а в нижней части — надпись «Инспекция портового надзора». Якорь рельефный, темно-серого цвета. На верхней части пластины изображена черная рельефная надпись на русском языке «Портнадзор». На нижней части пластины — аналогичная надпись на английском языке.
Работники дежурной службы портового надзора носят эмблему во время дежурства на правой стороне форменной одежды.
Эмблема крепится к одежде при помощи булавки.
Эмблема рядового состава ММФ представляет собой дугу синего цвета длиной 105 мм, шириной 22 мм.
Дуга окаймлена кантом золотистого цвета шириной 2 мм. По внутреннему изгибу дуги располагается надпись золотистого цвета «Морфлот». Высота букв 12 мм, толщина шрифта 3 мм.
Нашивается на левый рукав форменной куртки.
ВЫСШИЙ КОМАНДНЫЙ СОСТАВ.
Министр, 14-я категория: — 1 широкий и 3 средних галуна;
13-я категория: — 1 широкий, 2 средних и 1 узкий галун;
12-я категория: — 1 широкий и 2 средних галуна;
11-я категория: — 1 широкий и 1 средний галун.
СТАРШИЙ КОМАНДНЫЙ СОСТАВ.
10-я категория: — 1 широкий галун;
9-я категория: — 4 средних галуна;
8-я категория: — 3 средних и 1 узкий галун;
7-я категория: — 3 средних галуна.
КОМАНДНЫЙ СОСТАВ.
6-я категория: — 2 средних и 1 узкий галун;
5-я категория: — 2 средних галуна;
4-я категория: — 1 средний галун.
РЯДОВОЙ СОСТАВ.
Нарукавный знак «Морфлот».
Орнамент из семи дубовых листьев золотистого цвета вышит канителью 5%-ного золочения и мишурой из плющенки 5%-ного золочения на основе натурального шелка № 45 в две нитки.
Орнамент вышит на черном или белом сукне. По краю орнамента — кант из основной ткани шириной 0,2—0,3 см.
Орнамент нашивается на уголки воротника.
Нарукавные знаки различия нашивают непосредственно на рукава мужских форменных со смещенной бортовой застежкой пиджаков и женских шерстяных жакетов. Мягкие пришивные колодки-шевроны, изготовленные из драпов черного цвета, нашивают на рукава форменных пальто по установленным должностным категориям.
Нарукавный знак различия нашивают на верхней части рукава на расстоянии 9,5 см ог линии подгиба низа рукава.
Размеры нарукавного знака различия-шеврона: длина — 14 см, ширина — 11 см.
Наплечные знаки различия представляют собой съемные и пришивные прямоугольные колодки с кантом, изготовленные из шерстяных тканей черного цвета.
Наплечные знаки различия пришивают на плечевые швы форменного пиджака или жакета.
На мужские верхние сорочки и женские блузки знаки различия пристегивают на декоративные погончики.
Размеры наплечного знака различия: длина — 14 см, ширина — 6 см.
Форменные пуговицы золотистого цвета с изображением якорей и герба Советского Союза на гладком фоне изготовляются следующих размеров (диаметров):
22—23 мм — для пальто, пиджака, жакета;
14—16 мм — для хлястика пальто, манжет рукавов и карманов пиджака, летнего костюма и фуражки.
Форменные пуговицы золотистого цвета с изображением якоря на рифленом фоне, окантованного по краю пуговицы рифленым кантом, изготовляются следующих размеров (диаметров):
22—23 мм — для пальто, пиджака, жакета;
14—16 мм — для хлястика пальто, манжет рукавов и карманов пиджака, летнего костюма и фуражки.
Форменные пуговицы золотистого цвета с изображением якоря на гладком фоне, с кантом или без канта по краю изготовляются следующих размеров (диаметров):
22—23 мм — для полупальто, куртки и жакета;
14—16 мм — для рукавов жакета, летнего костюма и фуражки.
8.1.1. Право ношения форменной одежды и знаков различия имеют работники морского флота, указанные в Перечне должностей, утвержденном приказом ММФ № 139 от 08.07.1977 г.
8.1.2. Ношение форменной одежды и знаков различия работниками морского флота устанавливается в строгом соответствии с настоящими Правилами. Все предметы форменной одежды и знаки различия должны отвечать установленным образцам, быть аккуратно и тщательно подогнаны и содержаться в безупречном состоянии.
8.1.3. Работники морского флота, которым положена форменная одежда, при исполнении служебных обязанностей должны быть одетыми по форме.
8.1.4. Форменная одежда устанавливается выходная и повседневная. В зависимости от сезона и климатических условий форма одежды может быть зимней, летней и тропической.
8.1.5. Дата перехода на летнюю или зимнюю форму одежды в зависимости от климатических условий устанавливается приказом начальника пароходства, действие которого распространяется на все предприятия, учреждения и организации, находящиеся в его ведомстве, а также на экипажи судов других пароходств, находящихся в портах. Для центрального аппарата и организаций, расположенных в Москве, эти сроки устанавливаются начальником Главной морской инспекции.
Форму одежды на судах устанавливает капитан.
8.1.6. ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
смешение предметов форменной одежды с предметами другой одежды неустановленного образца, предметов летней одежды — с предметами зимней.
Примечание. Допускаются сочетания:
а) брюки черные и пиджак с центральной бортовой застежкой бежевый у всего командного состава;
б) брюки черные и куртка бежевая у рядового состава флота. Другие комбинации не допускаются;
ношение не присвоенных по должностной категории знаков различия и отдельных предметов форменной одежды, а также знаков различия неустановленных размеров;
ношение в карманах крупных предметов, нарушающих линию формы одежды;
ношение лицами, одетыми в форменную одежду, небрежно упакованных и громоздких предметов, хозяйственных сумок.
8.1.7. Контроль за соблюдением Правил ношения форменной одежды и знаков различия работниками морского флота осуществляется Главной морской инспекцией ММФ, руководителями управлений и организаций, пароходств и портов и капитанами судов.
Все предметы форменной одежды всегда должны быть вычищены и выглажены. Клапаны карманов пальто, плаща, пиджака, верхней сорочки должны быть выпущены наружу.
Форменные костюмы следует носить с белой верхней сорочкой и черным галстуком. Галстук прикрепляется к верхней сорочке зажимом между третьей и четвертой пуговицами сверху.
Кашне (черного или белого цвета) должно быть аккуратно заправлено под воротник пальто, полупальто или плаща. Верхний край кашне должен равномерно выступать над воротником на 1—2 см.
Обувь должна быть черного цвета, в хорошем состоянии, всегда вычищена, ботинки и полуботинки аккуратно зашнурованы.
Носки должны быть черного цвета при черных брюках; в других случаях — под цвет костюма (брюк).
Шапку-ушанку и фуражку следует надевать с небольшим наклоном в правую сторону, так, чтобы козырек фуражки находился на уровне бровей, а нижний край шапки-ушанки — на ширине одного-двух пальцев, горизонтально приложенных к бровям. Центр кокарды должен находиться над переносицей.
Ношение шапки-ушанки с опущенными наушниками разрешается при температуре —10°С и ниже. При опущенных наушниках концы тесьмы шапки-ушанки должны быть связаны под подбородком, при поднятых наушниках связанные концы тесьмы заправляются под наушники.
В летнее время, а также при плавании в тропиках следует носить форменную фуражку с белым чехлом или летнюю фуражку с белым чехлом.
Женский берет следует надевать с небольшим наклоном на правую сторону, так, чтобы его нижний край находился на уровне верхнего края правого уха. Кокарда прикрепляется по центру берета.
Все ордена, медали и ленты орденов и медалей, а также нагрудные знаки должны располагаться в соответствии с Правилами ношения орденов, медалей СССР, орденских лент и лент медалей на планках и других знаков отличия, опубликованными в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 28 марта 1980 г. № 1806-Х.
Ношение орденов и медалей или лент орденов и медалей и нагрудных знаков на форменной одежде является обязательным.
Медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда носят на форменной одежде и размещают на левой стороне груди выше всех орденов, медалей и лент орденов и медалей, так, чтобы верхний край колодочки медали был на одном уровне с верхним углом лацкана.
Ордена, носимые на колодочках, и медали размещают на левой стороне груди и располагают горизонтально в один или несколько рядов, в следующем порядке:
орден Ленина;
орден Октябрьской Революции;
орден Красного Знамени;
орден Трудового Красного Знамени;
орден Дружбы народов;
орден «Знак Почета»;
орден Славы I степени;
орден Славы II степени;
орден Славы III степени;
орден Трудовой Славы I степени;
орден Трудовой Славы П степени;
орден Трудовой Славы III степени;
медаль «За отвагу»;
медаль «За боевые заслуги»;
медаль «За трудовую доблесть»;
медаль «За трудовое отличие».
Далее располагают все остальные медали, кроме медалей «За отличие в воинской службе» I и II степени. Их следует носить на правой стороне груди.
Юбилейные медали «За воинскую доблесть в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» и «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» прикрепляют на прямоугольной колодке и размещают на левой стороне груди ниже медалей «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда, а при отсутствии этих медалей — на их месте.
Ордена, носимые без колодочек, размещают на правой стороне груди в один или несколько рядов горизонтально, в следующем порядке:
орден Суворова I степени;
орден Ушакова I степени;
орден Кутузова I степени;
орден Нахимова I степени;
орден Богдана Хмельницкого 1 степени;
орден Суворова II степени;
орден Ушакова II степени;
орден Кутузова II степени;
орден Нахимова II степени;
орден Богдана Хмельницкого II степени;
орден Суворова III степени;
орден Кутузова III степени;
орден Богдана Хмельницкого III степени;
орден Александра Невского,
орден Отечественной войны I степени;
орден Отечественной войны II степени;
орден Красной Звезды.
Ордена и медали иностранных государств на колодочках носят на левой стороне груди под нижним рядом орденов и медалей Советского Союза. Ордена, носимые без колодочек, размещают на правой стороне груди под нижним рядом орденов Советского Союза.
Ленты орденов и медалей на планках носят на левой стороне груди ниже уровня верхнего угла лацкана пиджака или над верхним краем нагрудного кармана и размещают в следующем порядке:
лента ордена Ленина;
лента ордена Октябрьской Революции;
лента ордена Красного Знамени;
лента ордена Суворова I степени;
лента ордена Ушакова I степени;
лента ордена Кутузова I степени;
лента ордена Нахимова I степени;
лента ордена Богдана Хмельницкого I степени;
лента ордена Суворова II степени;
лента ордена Ушакова II степени;
лента ордена Кутузова II степени;
лента ордена Нахимова II степени;
лента ордена Богдана Хмельницкого II степени;
лента ордена Суворова III степени;
лента ордена Кутузова III степени:
лента ордена Богдана Хмельницкого III степени;
лента ордена Александра Невского;
лента ордена Отечественной войны I степени;
лента ордена Отечественной войны II степени;
лента ордена Трудового Красного Знамени;
лента ордена Дружбы народов;
лента ордена Красной Звезды;
лента ордена «Знак Почета»;
лента ордена Славы I степени;
лента ордена Славы II степени;
лента ордена Славы III степени;
лента ордена Трудовой Славы I степени;
лента ордена Трудовой Славы II степени;
лента ордена Трудовой Славы III степени;
лента медали «За отвагу»;
лента медали «За боевые заслуги»;
лента медали «За трудовую доблесть»;
лента медали «За трудовое отличие»;
лента медали «За воинскую доблесть в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
лента медали «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
Далее располагают ленты всех остальных медалей.
Ленты орденов и медалей иностранных государств носят на отдельных планках ниже планок с лентами орденов и медалей Советского Союза.
Нагрудные знаки на пиджаке носят и располагают в следующем порядке:
на правой стороне груди:
почетные знаки лауреатов Ленинской и Государственной премий СССР;
знак «Почетный работник морского флота»;
» «Почетный полярник»;
» «Ударник пятилетки»;
» «Победитель социалистического соревнования»;
» «Капитан дальнего плавания»;
» «Механик I разряда»;
» «За безаварийную работу»;
» об окончании высшего или среднего учебного заведения;
служебный знак («Морская инспекция», «Администрация Северного морского пути», «Дежурная служба портового надзора»);
другие нагрудные знаки, на которые выданы удостоверения;
на левой стороне груди:
знак депутата Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик, местных Советов;
значок ВЛКСМ.
Начальник Главной морской инспекции ММФ.
На белой верхней сорочке носят только служебные нагрудные знаки: «Морская инспекция», «Администрация Северного морского пути», «Дежурная служба портового надзора».
На пиджаке с центральной бортовой застежкой (синем, бежевом, белом) носят (см. рисунок):
на левой стороне груди:
ленты орденов и медалей на планках; значок ВЛКСМ;
на правой стороне груди:
знак «За безаварийную работу» — 1;
знаки «Капитан дальнего плавания», «Механик I разряда» — 2;
служебные знаки: «Морская инспекция», «Администрация Северного морского пути», «Дежурная служба портового надзора» — 3.
На пиджаке со смещенной бортовой застежкой носят повседневно (см. рисунок):
на левой стороне груди:
ленты орденов и медалей на планках;
знак депутата Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик, местных Советов;
значок ВЛКСМ;
на правой стороне груди:
знак «За безаварийную работу» — 1;
знаки «Капитан дальнего плавания», «Механик I разряда» — 2;
служебные знаки: «Морская инспекция», «Администрация Северного морского пути», «Дежурная служба портового надзора» -3;
знак об окончании высшего или среднего учебного заведения — 4.
На пиджаке со смещенной бортовой застежкой носят в торжественные дни (см. рисунок):
на левой стороне груди:
ордена и медали, носимые на колодочках;
знак депутата Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик, местных Советов;
значок ВЛКСМ;
на правой стороне груди:
почетный знак лауреата Ленинской или Государственной премии СССР (над другими); ордена и медали, носимые без колодочек;
» «За безаварийную работу» —1;
» «Капитан дальнего плавания», «Механик I разряда» — 2;
» об окончании высшего или среднего учебного заведения — 3; знак «Победитель социалистического соревноваяия» — 4;
» «Ударник пятилетки»— 5;
» «Почетный работник морского флота» — 6;
» «Почетный полярник» — 7; другие нагрудные знаки, на которые выданы удостоверения.
Начальник Главной морской инспекции ММФ.
№ п/п | Сезонно-климатические виды одежды | Номер форменного комплекта | Пиджак со смещенной бортовой застежкой белый | Пиджак со смещенной бортовой застежкой черный | Пиджак с центральной бортовой застежкой синий | Пиджак с центральной бортовой застежкой бежевый | Пиджак с центральной бортовой застежкой белый | Верхняя сорочка белая на поясе | Брюки черные | Брюки бежевые | Верхняя сорочка белая с коротким рукавом | Куртка синяя на поясе | Куртка бежевая на поясе | Шорты бежевые |
1 | Форма летняя для всего командного состава: выходная повседневная (кроме пассажирских судов) | 1 | + | + | + | |||||||||
2 | Форма летняя высшего командного состава ММФ, а также комсостава пассажирских судов | 2 | + | + | + | |||||||||
3 | Форма летняя (для жаркой погоды) для всех работнпков ММФ То же | 4 5 | + + | |||||||||||
4 | Форма зимняя для всего командного состава: выходная повседневная | 8 | + | + | ||||||||||
5 | Форма тропическая только для плавсостава | 6 | + | + | ||||||||||
6 | Форма для рядового состава: летняя зимняя | 7 | + | + | + | + |
Примечание. Допускается в жаркую погоду ношение белых брюк, белых ботинок и белого брючного ремня.
Начальник Главной морской инспекции ММФ.
№ п/п | Наименование предметов | Единица измерения | Количество | Сроки носки, годы |
9.1.1 | Пальто с совмещенной бортовой застежкой из драпа черного цвета, с пристегивающимся утеплителем и меховым воротником | шт. | 1 | 4 |
9.1.2 | Пальто летнее с центральной бортовой застежкой из шерстяной ткани черного цвета | шт. | 1 | 3 |
9.1.3 | Костюм со смещенной бортовой застежкой из шерстяной ткани черного цвета: пиджак брюки | шт. пара | 1 1 | 2 1 |
9.1.4 | Пиджак со смещенной бортовой застежкой летний из шерстяной ткани белого цвета | шт. | 1 | 3 |
9.1.5 | Костюм с центральной бортовой застежкой из шерстяной ткани: пиджак темно-синего цвета брюки черного цвета | шт. пара | 1 1 | 2 1 |
9.1.6 | Костюм с центральной бортовой застежкой летний из шерстяной или полушерстяной ткани бежевого цвета: пиджак брюки | шт. пара | 1 1 | 2 1 |
9.1.7 | Пиджак с центральной бортовой застежкой летний из полушерстяной ткани белого цвета (для командного состава пассажирского флота) | шт. | 1 | 2 |
9.1.8 | Костюм тропический из хлопчатобумажной и льняной ткани: верхняя сорочка с короткими рукавами белого цвета из хлопчатобумажной ткани брюки короткие бежевого цвета из льняной ткани | шт. пара | 2 2 | 3 3 |
9.1.9 | Плащ | шт. | 1 | 3 |
9.1.10 | Фуражка черная из шерстяной ткани с кожаным ремешком | — | — | |
9.1.11 | Фуражка летняя с кожаным ремешком, с двумя белыми чехлами | — | — | |
9.1.12 | Ботинки (полуботинки) черные хромовые | — | — | |
9.1.13 | Шапка-ушанка черного цвета из натурального меха с кожаным верхом | — | — | |
9.1.14 | Эмблема | |||
9.1.15 | Верхние сорочки | |||
9.1.16 | Перчатки |
№ п/п | Наименование предметов | Единица измерения | Количество | Сроки носки, годы |
9.2.1 | Полупальто со смещенной бортовой застежкой из полушерстяного драпа черного цвета | шт. | 1 | 3 |
9.2.2 | Куртка из полушерстяной ткани темно-синего цвета | шт. | 1 | 2 |
9.2.3 | Брюки к ней из полушерстяной или суконной ткани черного цвета | пара | 1 | 1 |
9.2.4 | Свитер темно-синего цвета | шт. | 1 | 3 |
9.2.5 | Костюм летний из хлопчатобумажной или льняной ткани бежевого цвета: куртка брюки | шт. пара | 2 2 | 3 3 |
9.2.6 | Костюм тропический из хлопчатобумажной ткани бежевого цвета: рубашка с короткими рукавами брюки короткие | шт. пара | 2 2 | 3 3 |
9.2.7 | Плащ | шт. | 1 | 3 |
9.2.8 | Фуражка черная из суконной ткани | |||
9.2.9 | Фуражка летняя с двумя белыми чехлами | |||
9.2.10 | Ботинки черные хромовые | |||
9.2.11 | Шапка-ушанка из черной овчины с кожаным верхом | |||
9.2.12 | Эмблема |
Примечания: 1. Женщинам выдаются: вместо пальто мужского — пальто женское, вместо плаща мужского — плаш, женский, вместо костюмов мужских — костюмы женские (жакет, юбка), вместо верхних сорочек — блузки, вместо фуражек — берет, вместо ботинок — туфли.
2. Для головных уборов, обуви, эмблем, верхних сорочек, блузок и перчаток сроки носки не устанавливаются, так как они приобретаются работниками за наличный расчет.
Нормы выдачи и сроки носки предметов утверждены начальником Мортехснаба ММФ.
🎥 Видео
Нагрудный знак выпускника. Нужен ли диплом вуза?Скачать
Нагрудной знак СССР Херсконское Мореходное училище ММФ.Скачать
Форма гражданских моряков - кто, что и как.Скачать
Знак нагрудный ромб Высшие курсы МВД СССРСкачать
Значки и знаки ссср ценные и нетСкачать
Нагрудные Знаки подводного флота России и СССР. Коллекция советских и российских знаков.Скачать
13 Береговые навигационные знакиСкачать
Знак. "За дальний поход" история появления знака.Скачать
✓ Что такое вектор? Чем отличается понятие "вектор" от понятия "направленный отрезок" | Борис ТрушинСкачать
Знаки «Гвардия» для Военно-морского флота СССРСкачать
Знаки "Ромбы"Скачать
Координаты вектора в пространстве. 11 класс.Скачать
ВМФ СССР За дальний поход крейсер Дембельский #ссср #флот #вмф #фалеристика #знак #крейсерСкачать
Каюта на судне.Каюта Старшего Помощника Капитана.Скачать
Мэр Владивостока наградил капитана "Седова" ЗорченкоСкачать