Меньшее зубчатое колесо называют шестерней, большее — колесом.
Параметрам шестерни приписывают индекс 1, параметрам колеса — индекс 2 (рис.16.8).
Точка П называется полюсом зацепления. Линия Т-Т — это касательная, проведенная к начальным окружностям. Линия N—N — это нормаль.
Рис. 16.8. Основные геометрические параметры эвольвентного зацепления
1. Начальные окружности — это окружности диаметром и , которые в процессе зацепления перекатываются одна по другой без скольжения.
При изменении межосевого расстояния меняются и диаметры начальных окружностей.
У отдельно взятого колеса начальной окружности не существует, поэтому ее нельзя принять за базу для определения параметров зубчатой передачи.
2. Делительные окружности — это окружности диаметрами d, по которым обкатывается инструмент при нарезании зубьев (рис. 16.8).
Делительная окружность принадлежит отдельно взятому колесу.
У большинства зубчатых передач диаметры делительных и начальных окружностей совпадают ; . Исключение составляют передачи с угловой коррекцией.
3. Межосевое расстояние
. (16.1)
4. Окружной шаг зубьев p — это расстояние между одноименными сторонами двух соседних зубьев, взятое по дуге делительной окружности.
, (16.2)
где — толщина зуба по делительной окружности; — ширина впадины по делительной окружности.
Для пары сцепляющихся колес окружной шаг должен быть одинаковым.
Основной шаг измеряется по основной окружности
, (16.3)
где — угол зацепления, т. е. угол между нормалью N—N и касательной Т—Т.
5. Окружной модуль зубьев
Модулем зубьев m называется часть диаметра делительной окружности, приходящейся на один зуб.
Полная длина делительной окружности зубчатого колеса:
, (16.4)
где z — число зубьев; или , число p является трансцендентным, что неудобно при изготовлении или расчете зубчатых колес. Поэтому в качестве основного расчетного параметра принято рациональное число , которое обозначается буквой m (мм) и называется модулем зубьев. Для пары зацепляющихся колес модуль одинаков. Модулем называется часть диаметра делительной окружности, приходящейся на один зуб.
6. Высота головки и ножки зуба
Начальная окружность делит зуб по высоте на головку и ножку
; ; , (16.5)
где с — радиальный зазор.
7. Дугой зацепления s называется путь, проходимый профилем зуба по начальной окружности за время фактического его зацепления.
Для обеспечения непрерывности зацепления:
Коэффициент перекрытия для плавности и непрерывности зацепления должен выполнять условие
. (16.7)
8. Передаточное отношение:
. (16.8)
Существует понятие передаточного числа:
. (16.9)
- Детали машин
- Геометрические параметры эвольвентного зацепления
- Начальные окружности
- Делительная окружность
- Окружной шаг зубьев
- Основной шаг
- Окружная толщина зуба и окружная ширина впадины
- Окружной модуль зубьев
- Высота головки и ножки зуба
- Длина активной линии зацепления
- Коэффициент торцового перекрытия
- iSopromat.ru
- Элементы зубчатого зацепления
- 📺 Видео
Видео:Модуль шестерни и параметры зубчатого колесаСкачать
Детали машин
Видео:Зубонарезание для чайников за 6 минут. Часть I - теорияСкачать
Геометрические параметры эвольвентного зацепления
Эвольвентное зацепление зубчатых колес характеризуется различными геометрическими параметрами, оказывающими существенное влияние на свойства и работу передачи. К таким параметрам относятся диаметры начальной, основной и делительной окружностей, окружной шаг зубьев, модуль зацепления, высота головок и ножек зубьев, длина активной линии зацепления, угол наклона линии зуба косозубого колеса, коэффициент перекрытия и некоторые другие.
В обозначении геометрических параметров зацепления используют индексы, относящиеся к характерным окружностям зубчатых колес:
- w – начальной;
- b – основной;
- a – вершин зубьев;
- f – впадин зубьев.
Параметрам, относящимся к делительной окружности, индекс не присваивается.
При обозначении параметров пары зубчатых колес индекс «1» присваивается шестерне, «2» — колесу.
Начальные окружности
Начальными называют окружности, которые в процессе зацепления перекатываются одна по другой без скольжения (рис. 1), при этом отношение их радиусов (расстояний от центров О1 и О2 до полюса П ) при неизменном межосевом расстоянии О1О2 тоже остается неизменным.
При изменении межосевого расстояния aw меняются и диаметры dw начальных окружностей шестерни и колеса, т. е. у пары зубчатых колес может быть множество начальных окружностей.
У отдельно взятого колеса начальной окружности не существует – по определению этот параметр образуется в зацеплении, т. е. в зубчатой передаче.
Межосевое расстояние определяется по формуле:
Делительная окружность
Окружность, на которой шаг p и угол зацепления α соответственно равны шагу p и углу α профиля инструментальной рейки, называют делительной окружностью (рис. 1). Эта окружность принадлежит отдельно взятому колесу, ее диаметр d при изменении межосевого расстояния остается неизменным.
Делительные окружности совпадают с начальными, если межосевое расстояние пары зубчатых колес равно сумме радиусов делительных окружностей.
У большинства зубчатых передач диаметры делительных и начальных окружностей совпадают, т. е.:
Исключение составляют передачи с угловой модификацией.
Окружной шаг зубьев
Расстояние между одноименными сторонами двух соседних зубьев, взятое по дуге делительной окружности, называют окружным шагом зубьев по делительной окружности и обозначают буквой p (рис. 1).
Для пары зацепляющихся зубчатых колес окружной шаг зубьев должен быть одинаковым.
Основной шаг
Этот параметр, обозначаемый pb , относится к основной окружности. На основании второго и четвертого свойств эвольвенты расстояние по нормали между одноименными сторонами двух соседних зубьев равно шагу pb .
Из треугольника О2ВП (см. рис. 1) диаметр основной окружности db2 = 2 rb2 = d2 cos αw , откуда основной шаг может быть определен по формуле:
Окружная толщина зуба и окружная ширина впадины
Окружная толщина зуба st и окружная ширина впадины et по дуге делительной окружности колеса передачи без смещения теоретически равны. Однако при изготовлении зубчатых колес на теоретический размер st назначают такое расположение поля допуска, при котором зуб получается тоньше, чем и гарантируется боковой зазор j (рис. 1), необходимый для нормального зацепления. По делительной окружности всегда st + et = p .
Окружной модуль зубьев
Из определения окружного шага следует, что длина делительной окружности зубчатого колеса πd = pz , где z – число зубьев. Следовательно,
Шаг зубьев p , так же как длина окружности, включает в себя трансцендентное число π , а поэтом шаг — также число трансцендентное. Для удобства расчетов и измерения зубчатых колес в качестве основного расчетного параметра принято рациональное число p/π , которое называют модулем зубьев , обозначают m и измеряют в миллиметрах:
d = mz или m = d/z .
Модуль зубьев m – часть диаметра делительной окружности, приходящаяся на один зуб.
Модуль является основной характеристикой размера зубьев. Для пары зацепляющихся колес модуль должен быть одинаковым.
Для обеспечения взаимозаменяемости зубчатых колес и унификации дорогостоящего зубонарезного оборудования и инструмента значения m регламентируются стандартом в диапазоне от 0,05 до 100 мм.
В соответствии со стандартным рядом I модуль может принимать следующие значения: 1,0, 1,25, 1,5, 2,0, 2,5, 3,0, 4,0, 5,0, 6,0, 8,0, 10,0.
Стандартный ряд II значительно расширяет диапазон применяемых на практике модулей ( m = 1,125, 1,375, 1,75 и т. д.).
При выборе модулей из стандартных рядов первый ряд следует предпочитать второму.
Высота головки и ножки зуба
Делительная окружность делит зуб по высоте на головку ha и ножку hf . Для создания радиального зазора с (см . рис. 1) необходимо
Для передачи без смещения ha = m .
Длина активной линии зацепления
При вращении зубчатых колес точка зацепления S (см. рис. 1) пары зубьев перемещается по линии зацепления NN . Зацепление профилей начинается в точке S’ пересечения линии зацепления с окружностью вершин колеса и заканчивается в точке S» пересечения линии зацепления с окружностью вершин шестерни.
Отрезок S’S» линии зацепления называют длиной активной линии зацепления и обозначают gα . Длину gα легко определить графически, для чего радиусами окружностей вершин обоих колес отсекают на линии зацепления NN отрезок S’S» и замеряют gα .
Коэффициент торцового перекрытия
Коэффициентом торцового перекрытия εα называют отношение длины активной линии зацепления к основному шагу:
где z1 и z2 – числа зубьев шестерни и колеса; β – угол наклона линии зуба косозубого колеса.
Непрерывность работы зубчатой передачи возможна при условии, когда последующая пара зубьев входит в зацепление до выхода предыдущей, т. е. когда обеспечивается перекрытие работы одной пары зубьев другой. Чем больше пар зубьев одновременно находится в зацеплении, тем выше плавность работы передачи.
За период работ пары зубьев точка их зацепления проходит путь, равный по длине gα (см. рис. 1), а расстояние между профилями соседних зубьев по линии зацепления равно основному шагу pb . При gα > pb необходимое перекрытие зубьев обеспечивается.
По условию непрерывности зацепления должно быть εα > 1. С увеличением количества зубьев z увеличивается и коэффициент торцового перекрытия εα .
Видео:Что такое МОДУЛЬ шестерни? Ты ТОЧНО поймешь!Скачать
iSopromat.ru
Основной закон зацепления профилей зубьев колес зубчатых передач гласит: для нормальной безотрывной работы передачи, составленной из двух профилей, входящих в высшую кинематическую пару, необходимо, чтобы нормаль к этим профилям в точке контакта в любой момент времени проходила через мгновенный центр их относительного вращения.
Зубья зубчатых колес составляют высшую пару IV класса, т.е. представляют собой некоторые поверхности, находящиеся в контакте.
Таким образом, профили зубьев – это кривые (а в некоторых случаях прямые) линии.
На рисунке 34 показаны два профиля, находящиеся в контакте в точке А. Скорость точки А, принадлежащей первому профилю (V1), перпендикулярна радиусу О1А, соответственно, скорость точки А, принадлежащей второму профилю (V2), перпендикулярна радиусу О2А.
Рассмотрим проекции этих скоростей на общую нормаль (N-N), проведенную к профилям в точке их контакта (С1 – проекция скорости V1 , С2 – проекция скорости V2). Могут получиться различные соотношения между значениями этих проекций:
- С2 > С1 – точка А, принадлежащая второму профилю (А2), в направлении нормали движется быстрее точки А, принадлежащей первому профилю (А1). Второй профиль «убегает» от первого, в следующий момент произойдет разрыв кинематической пары (нарушится контакт между звеньями);
- С1 > С2 – точка А1 в направлении нормали движется быстрее точки А2 (положение на рисунке 34 соответствует этому случаю), то есть точка А1 стремится к внедрению во второй профиль. Если вычертить следующее положение механизма, то первый профиль в области точки А будет накладываться на второй.
В теории зацепления это явление носит название «интерференция профилей». В реальном механизме это приведет к заклиниванию или поломке передачи. Очевидно, что оба этих положения недопустимы – и разрыв кинематической пары, и, тем более, заклинивание и поломка делают передачу неработоспособной; - С1 = С2 – условие нормальной безотрывной работы профилей.
Из рисунка 34 видно, что ΔAV1C1 подобен ΔO1AB1 , и, соответственно, ΔAV2C2 подобен ΔO2AB2 . Из подобия треугольников можно записать отношение сходственных сторон:
Здесь i12 – передаточное отношение от первого профиля ко второму (это отношение угловой скорости на входе к угловой скорости на выходе).
Из подобия треугольников O1B1W и O2B2W (W – точка пересечения общей нормали N-N с линией центров O1O2) получаем:
VW1 – скорость точки W, связанной с первым профилем,
VW2 – скорость точки W, связанной со вторым профилем.
Эти скорости совпадают не только по величине, но и по направлению (VW1 ⊥ O1W, VW2 ⊥ O2W, т.е. оба вектора перпендикулярны межосевому расстоянию O1O2).
Две точки совпадают по своему положению и имеют одинаковые скорости, то есть их относительная скорость равна нулю (VW1W2=0). Таким образом, точка W является мгновенным центром относительного вращения рассматриваемых профилей.
Исходя из вышеизложенного, можно следующим образом сформулировать условие работоспособности передачи, составленной из двух профилей, входящих в высшую кинематическую пару:
— для нормальной безотрывной работы профилей необходимо, чтобы нормаль к этим профилям в точке контакта в любой момент времени проходила через мгновенный центр их относительного вращения.
Это условие носит название основного закона зацепления.
Профили, удовлетворяющие основному закону зацепления, называются сопряженными, а кривые которыми они описаны являются взаимоогибаемыми кривыми. При работе передачи взаимоогибаемые кривые перекатываются друг по другу со скольжением. Геометрическое место мгновенных центров скоростей, связанных с первым и вторым колесами, являются центроидами.
При работе передачи центроиды касаются в мгновенном центре относительного вращения и перекатываются друг по другу без скольжения. При постоянном передаточном отношении центроиды представляют собой окружности, которые в теории зацепления называются начальными окружностями.
Таким образом, передачи с постоянным передаточным отношением – это передачи с круглыми колесами, которые используются в большинстве случаев практики. В этом случае мгновенный центр при работе передачи не меняет своего положения и называется полюсом зацепления.
Видео:Деление окружностиСкачать
Элементы зубчатого зацепления
Стандартами на зубчатое зацепление вводятся определенные обозначения параметров:
Z – число зубьев колеса;
d – диаметр;
h – высота;
p – шаг (расстояние между одноименными профилями зубьев, измеренное по дуге какой-либо окружности);
S – толщина зуба (также измеряется по дуге окружности);
e – ширина впадины между зубьями;
a – межосевое расстояние.
Вводятся также буквенные индексы, показывающие, к какой окружности относится параметр:
w – начальная окружность;
b (или B) – основная окружность;
a – окружность вершин;
f – окружность впадин;
Y – окружность произвольного радиуса;
Без буквенного индекса – делительная окружность. Делительная окружность – это окружность, на которой шаг (и угол профиля) является стандартным:
Как видно из формул, вносить в стандарт непосредственно значения шага неудобно, т.к. при этом диаметр делительной окружности всегда будет величиной иррациональной (при изготовлении круглых деталей измеряют диаметры, поэтому надо, чтобы именно диаметры имели удобную величину). Поэтому в стандарт вводится величина, характеризующая отношение шага к числу π , которая называется модулем зацепления ( обозначается «m» и представлена в стандарте в миллиметрах).
Таким образом, основные параметры делительной окружности определяются следующими формулами:
Модуль зацепления, с одной стороны обеспечивает условие взаимозаменяемости колес (работать в паре могут любые колеса одного модуля), с другой стороны определяет область применения зубчатых передач (передачи с m
Курсовой проект по ТММ >
Уважаемые студенты!
На нашем сайте можно получить помощь по техническим и другим предметам:
✔ Решение задач и контрольных
✔ Выполнение учебных работ
✔ Помощь на экзаменах
📺 Видео
Лекция «Цилиндрические зубчатые передачи. Основные параметры»Скачать
Выбираем степень точности шестерен и зубчатых колес.Обозначение на чертеже. ГОСТ 1643-81Скачать
Зубчатые передачиСкачать
Зубонарезание для чайников за 6 минут. Часть I - теорияСкачать
6.3 Зубчатые цилиндрические передачиСкачать
Лекция «Зубчатые передачи»Скачать
Как определить шестернюСкачать
Лекция «Конические зубчатые передачи»Скачать
Зубчатые колесаСкачать
Ответы на вопросы по листу №3 ТММСкачать
Лекция 4. Конические зубчатые передачиСкачать
Лекция 5. Червячные передачиСкачать
Штангензубомер ШЗН-18. Как измерить зуб шестерни?Скачать
Геометрические параметры зубчатых колёс. Перекрытие. Смещение.Скачать
5.1 Зубчатые передачиСкачать
КПД эвольвентного прямозубого зацепления. (Excel-калькулятор).Скачать