Равновеликие фигуры — это фигуры, которые имеют одинаковые площади.
Равновеликие тела — это тела, которые имеют равные объёмы (равновеликие тела часто также называют равновеликими фигурами). Равные фигуры — это фигуры, которые совпадают при наложении (у них соответствующие стороны равны и соответствующие углы равны).
Равные фигуры имеют равные площади, поэтому равные фигуры являются также равновеликими. Обратное, вообще говоря, неверно.
Примеры равновеликих фигур .
1) Прямоугольник и квадрат, изображенные на рисунке 1, — равновеликие фигуры.
То есть, прямоугольник со сторонами a и b и квадрат со стороной c являются равновеликими, если
2) Треугольник и квадрат, изображенные на рисунке 2 — равновеликие фигуры, так как имеют равные площади.
Площадь квадрата S=3²=9.
Треугольник со стороной a и проведенной к ней высоте ha и квадрат со стороной c являются равновеликими, если
3) Треугольник и трапеция, изображенные на рисунке 3 — равновеликие, поскольку их площади равны.
Треугольник со стороной c и проведенной к ней высотой hс и трапеция с основаниями a и b и высотой h являются равновеликими, если
Видео:Вписанная и описанная окружность - от bezbotvyСкачать
Методическое пособие «Решение геометрических задач аналитическим способом»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Видео:Задача.Окружность и прямоугольник вписаны в квадрат.Скачать
Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
по теме: «Решение геометрических задач аналитическим способом»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Уравнения первой и второй степени
Алгебраические преобразования. Тождества и неравенства
Тригонометрические тождества и уравнения
Уравнения и неравенства смешанного вида
Задачи на построение
Задачи на отыскание наибольших и наименьших значений
Зависимости между элементами треугольника
Зависимости между элементами четырехугольника
Зависимости между элементами тетраэдра
Решение задач по математике имеет большое общеобразовательное и воспитательное значение. Процесс решения задачи представляет собой поиск выхода из затруднения или пути обхода препятствия, — это процесс достижения цели, которая первоначально не кажется сразу доступной [7]. Решение задач является специфической особенностью интеллекта, а интеллект – это особый дар человека; поэтому решение задач может рассматриваться как одно из самых характерных проявлений человеческой деятельности [11]. Поиск решения нестандартной задачи развивает инициативу, настойчивость и сообразительность.
Сборник: «Решение геометрических задач аналитическим способом» рассчитан на то, чтобы показать рациональность применения аналитического способа при решении геометрических задач во время подготовки к выпускным экзаменам, тестированию.
1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.
Уравнения первой и второй степеней.
В начале приведем примеры задач по геометрии, приводимые к алгебраическим уравнениям первой и второй степени.
Для решения таких задач следует сделать чертеж и составить уравнение, выражающие связь между данными и неизвестными элементами фигуры [6].
Пример 1. Длины боковых сторон трапеции равны 3 и 5. известно, что в трапецию можно вписать окружность. Средняя линия трапеции делит ее на две части, отношение площадей которых равно 5/11.
Найти длины оснований трапеции [9].
Обозначим ВС=х, AD =у, т.к. в четырехугольник ABCD можно вписать окружность, то х+у= BC + AD = AB + CD =8. Поскольку KL — средняя линия трапеции, то из теоремы о пропорциональных отрезках отсекаемых параллельными прямыми, следует, что высоты трапеций KBCL и AKLD равны h /2. Для площадей этих трапеций имеем
Алгебраические преобразования. Тождества и неравенства.
Часто в повседневной жизни мы можем услышать, что кто-то купил новую вещь, совершил какую-либо глупость, употребил грубое выражение и многое другое. Но это всего лишь слухи, а так ли это на самом деле задумывается не каждый. Тот, кто воспринимает этот слух всерьез, имеет перед собой готовую «задачу на доказательство»: ему предстоит снять со слуха покров сомнения, он должен доказать (или опровергнуть), что данное действие было совершено, и это доказательство или опровержение должно быть им мотивировано со всей доступной в данном случае убедительностью. Когда мы встречаемся с математической задачей на доказательство, нам предстоит снять сомнение в правильности четко сформулированного математического утверждения — мы должны доказать или опровергнуть его.
При решении задач на доказательство находят применение тождества и неравенства, известные из школьного курса алгебры. Некоторые задачи могут быть решены способом составления уравнений [3] .
Пример 2. Дан треугольник ABC , в котором АВВС. Доказать, что биссектриса угла В лежит между медианой и высотой, проведенными из той же вершины В [4].
Пусть BC = a , AC = b и AB =с (с≠а)
Если угол С – тупой, то основание высоты BD лежит на продолжении стороны AC и значит AD > b > AF . В этом случае AD > AF > AM , т.е. биссектриса BF лежит между медианой BM и высотой BD .
Пусть С – острый угол, найдем AD . Пусть AD= x . Из ∆ ABD ; имеем: BD 2 = AB 2 — AD 2 , BD 2 = BC 2 — DC 2 , откуда c 2 -x 2 =a 2 -(b-x) 2 . . Покажем, что:
D> AF , т.е. . Рассмотрим разность: .
Т.к. c > a и с+ a > b , то разность положительна. Отсюда AD > AF . Итак, AD > AF > AM , биссектриса BF лежит между медианой BM и высотой BD .
Тригонометрические тождества и уравнения.
Тригонометрические функции находят применение при решении самых разнообразных задач. Существуют задачи, приводимые к тригонометрическим уравнениям, а так же задачи, решаемые путем введения вспомогательных неизвестных. При решении задачи аналитическим методом не требуется остроумных вспомогательных построений, задача сводиться к применению формул, решено уравнение, доказательству тождеств.
Пример 3. В равнобочной трапеции основание AD равно диагонали AC . Известно, что CAD = CDM , где М – середина ВС. Найти углы трапеции [5].
Дано: ABCD – равнобедренная трапеция; AD = AC ; M – середина ВС; CAD = CDA
Найти: BAD , ABC
Пусть CAD = φ , тогда ADC = ACD =90 0 — φ /2. Поскольку по условию MDC = CAD = φ , то CMD = MDA = ADC — MDC =90 0 -3/2 φ , MCD =90 0 + φ /2. По теореме синусов для треугольника MCD найдем:
Но М – середина ВС следовательно, проекция MD на , т.е. .
Из равнобедренного треугольника ACD найдем .
Приравняем:
Таким образом:;
Ответ: ,
Уравнения и неравенства смешанного вида.
Геометрические задачи на вычисление углов иногда приводят к уравнениям более сложного вида, чем тригонометрические уравнения. Например, одна из частей уравнения может быть линейной функцией неизвестного угла, а другая – тригонометрической функцией того же угла. Уравнения такого вида могут быть решены приближенно графическим методом и методом проб. Иногда целесообразно пользоваться обоими способами [2] .
Пример 4. В прямоугольном треугольнике ABC катет AB равен 3, катет АС равен 6. Центры окружностей радиусов 1,2 и 3 находятся соответственно в точках А, В, С. Найти радиус окружности, касающийся каждой из трех данных окружностей внешним образом [4].
Дано:,
Сделаем скелетный чертеж. Нам достаточно провести отрезки OA , OB , OC , где О – центр искомой окружности. Если радиус четвертой окружности равен х, то АО=1+х, ОВ=2+х, ОС=3+х. Введем еще одно неизвестное: , тогда .
Запишем теорему косинусов для треугольников АОС и АОВ. Получим систему уравнений:
Выразим из первого уравнения , а из второго
Используем соотношения
Ответ:
Задачи на построение.
Алгебра и тригонометрия находят применение не только при решении задач на вычисление и на доказательство, но и при решении задач на построение. Задачи на построение являются традиционными задачами в курсе геометрии. Разработкой методов решения этих задач математики занимаются еще со времени Древней Греции [1].
Задачей является непосредственное применение алгебраического метода к геометрическим построениям. Простейшие примеры такого применения изучают еще в школьном курсе геометрии. Так, каждый из нас знает, что построение четвертого пропорционального к трем данным отрезкам выражается формулой . Со школы, знаем построение, дающее отрезок , т.е. среднее пропорциональное двух данных отрезов. Умеем строить гипотенузу с прямоугольного треугольника по данным его катетам, т.е. выполнять «построение» для формулы . Умеем построить катет прямоугольного треугольника по данным гипотенузе и другому катету, что соответствует формуле и т.п. Все эти простейшие построения должны быть хорошо известны, т.к. в конечном счете, именно к ним сводится всякое более сложное применение алгебраического метода [12].
Пример 5. В данную окружность вписать прямоугольник, равновеликий данному квадрату [12].
АНАЛИЗ: пусть в окружность вписан прямоугольник ABCD , равновеликий квадрату со стороной а. Диагональ АС прямоугольника можно построить: она является диаметром окружности; треугольники АВС и ACD конгруэнтны, задача будет решена, если удастся построить точку В, а для этого достаточно построить высоту BH треугольника АВС.
Пусть АС=α и ВН= х. Выразим площадь прямоугольника ABCD через α и х, приравняв её площади данного квадрата, получим уравнение αх=а 2 , откуда х=а 2 /α.
ИССЛЕДОВАНИЕ. Задача имеет решение тогда и только тогда, когда х=а 2 /α, а это равносильно условию (диаметр окружности не меньше диагонали данного квадрата).
ПОСТРОЕНИЕ. В начале построим отрезок ВН, пользуясь полученной формулой . Для этого проведем диаметр АС данной окружности и на окружности построим точку М, так, чтобы АМ=а. Тогда получим: перпендикуляр МЕ к диаметру АС. Тогда получим: . После чего остается на расстоянии х которая пересечет окружность в точке В, и построить точку D симметричную В относительно центра окружности.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО. Т.к. АС и BD – диаметры окружности, то ABCD – прямоугольник. Площадь S прямоугольника равна площади квадрата со стороной а, действительно, .
Легко убедиться в том, что если за неизвестное х принять длину стороны прямоугольника, то формула, выражающая х через длины данных отрезков, окажется громоздкой, и для решения задачи придется выполнить более сложные построения. Таким образом, выбор неизвестных при решении задачи алгебраическим методом имеет существенное значение.
Задачи на отыскание наибольших и наименьших значений.
Задачи на максимум и минимум могут быть также решены элементарными средствами, без использования производной. Одни из них сводятся к нахождению наибольшего или наименьшего значения квадратного трехчлена, другие – к исследованию выражении, содержащего тригонометрические функции.
Хорошо известно, что решение «экстремальных» задач, независимо от того, ч то относятся ли они к арифметике, алгебре, геометрии или математическому анализу, могут строиться двумя принципиально различными путями. Прямым называется такое доказательство какого-либо экстремального свойства, в котором, скажем, определяется фигура непосредственно сравнивается с производной другой фигурой, удовлетворяющей всем условиям поставленной задачи, и оказывается, что первая фигура лучше (или не хуже) каждой другой. Напротив, косвенное доказательство сводиться к рассуждению, показывающему, что все фигуры, кроме какой-то одной (или нескольких), не могут служить решением задачи, поскольку для каждой такой фигуры можно найти другую лучшую, чем она, откуда уже и делается вывод о том, что решение задачи является та единственная фигура, которую мы не можем «улучшить» [3].
Пример 6. Периметр треугольника ABC равен 2р. Какое наибольшее значение может иметь длина заключенного внутри треугольника и параллельного ВС отрезка касательной к вписанной в АВС окружности? Для какого треугольника (каких треугольников) достигается это значение [13]?
Пусть вписанная окружность S треугольника касается его сторон ВС ,АС и АВ длин а, в и с в точках D , Е и F , а прямой KL (где ) — в точке М. Из равенства длин касательных, проведенных из одной точки, следует, что и
Таким образом, периметр 2Р треугольника ALK равен:
Из ∆ABC
, где
Таким образом, наибольшее возможное значение длины m отрезка KL достигается для всех треугольников ABC с основанием
(т.е. в+с=3а); это значение равно
Ответ: для треугольников с основанием .
Зависимости между элементами треугольника.
Среди задач по геометрии встречаются задачи, касающиеся треугольников. Здесь используются теоремы синусов и косинусов, а также формулы, выражающие элементы треугольника через его стороны [5].
Пример 7. В равнобедренном треугольнике KLM длина основания КМ равна а, а длина высоты, опущенной из точки К на боковую сторону ML , равна h . Найти длины всех медиан треугольника [6].
Дано ∆ KLM , KL = LM , KM =а, KP = h , LR = RM , KQ = QM
Рассмотрим ∆ KPM ,
. N — точка пересечений медиан
Откуда
Ответ:
Зависимости между элементами четырехугольника.
Решения их можно получить средствами алгебры и тригонометрии. В некоторых случаях полезно прибегать к вспомогательным построениям, именно с помощью них порой можно очень быстро увидеть правильный путь к получению результата.
Пример 8. В окружность вписан четырехугольник ABCD , диагонали которого взаимно перпендикулярны и пересекаются в точке Е. Прямая, проходит через точку Е и перпендикулярная к АВ, пересекает сторону CD в точке М. доказать, что ЕМ – медиана треугольника CED , и найти ее длину, если AD =8см, АВ=4см и CDB = [2].
Дано: AD =8см; АВ=4см; CDB =
Обозначим через К точку пересечения прямых АВ и ЕМ. Поскольку углы CDB и CA B опираются на одну дугу, то . Из равенства, что это означает, что — равнобедренный, т.е.
Итак, — равнобедренный DM = EM . Доказано, что СМ= DM или, что ЕМ – медиана. Из . Из
Ответ:
Зависимости между элементами тетраэдра.
Рассмотрим метрические соотношения между элементами тетраэдра (произвольной треугольной пирамиды – простейшего из всех многогранников, играющего в стереометрии ту же роль, какую в планиметрии играет треугольник). Что же касается свойств тетраэдра, иногда они в точности аналогичны свойствам плоского треугольника, а иногда своеобразно преломляют известные из планиметрии факты [8].
Пример 9. Ребра равногранного тетраэдра равны а, в и с. Вычислите его объем V и радиус R описанной сферы [10].
Решение: Достроим данный тетраэдр до прямоугольного параллелепипеда; пусть x, y и z – ребра этого параллелепипеда. Тогда и
Так как , где — диагональ параллелепипеда, а , то
Следовательно равенства и и вычитая из них равенство , получаем
Аналогично находим и . Так как объем тетраэдра в три раза меньше объема параллелепипеда, то
Ответ: ;
Таким образом, применение дополнительного построения позволяет упростить решение задачи.
Александров А.Д., Вернер А.А., Рыжик В.И. Геометрия. – М.: просвещение, 1995
Владимиров Ю.Н., Королько Е.А., Фролова И.В. Математика. Учебное пособие для абитуриентов, — 2-е изд., исправ. – Новосибирск: НГУЭУ, 2006. – 192 с.
Готман Э.Г., Сконец З.А. Решение геометрических задач аналитическим методом. – М.: Просвещение, 1979
Дополнение к сборнику заданий для проведения письменного экзамена по математике за курс 11-летней школы с углубленным изучением математики (геометрии).
Жарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике / учеб. Пособие для 10 класса средней школы /. – М.: 1989
Методическое пособие по математике для поступающих в Московский институт стали и сплавов. – М.: 1970
Пойа Д. Математическое открытие. – М.: Наука, 1976
Прасолов В.В., Шарыгин И.Ф. Задачи по стереометрии. – М.: Наука, 1989
Сборник тестов по математике./Учебно-методическое пособие. Астана: РГКП «Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования», 2012. – 251 с.
Сборник тестов по математике./Учебно-методическое пособие. Астана: РГКП «Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования», 2012. – 224 с.
Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научится решать задачи. – М.: просвещение, 1984
Четверухин Н.Ф. Методы геометрических построений: Учпедку -1952
Шклярский Д.О., Ченцов Н.Н., Яглом И.М. Геометрические неравенства и задачи на максимум и минимум. М: Наука, 1970
Видео:Задача.Окружность и прямоугольник вписаны в квадрат.Скачать
Алгебраический метод
- 9.2. Данный отрезок разделить на две части, относящиеся как V2 : 7з.
- 9.3. Дан отрезок единичной длины. Построить отрезки длиной 7п, где п — натуральное число.
- 9.4. Построить точку М внутри треугольника АВС, такую что расстояния от М до сторон АВ, ВС и СА относятся как 1:2:3.
- 9.5. Построить точку М, расстояния от которой до данных точек А, В и С относятся как 1:2:3.
- 9.6. В данный круг вписать прямоугольник, равновеликий данному квадрату.
- 9.7. В данный круг вписать прямоугольник данного периметра.
- 9.8. Провести прямую, которая одновременно делит пополам площадь и периметр данного треугольника.
- 9.9. Через две данные точки провести окружность, касательную к данной прямой.
- 9.10. Построить треугольник, равновеликий данному и имеющий то же основание, одна из сторон которого имеет данную длину.
- 9.11. Построить отрезки, длины которых выражаются абсолютными величинами корней квадратного уравнения: a) x 2 + px + q 2 — 0; б) х 2 — рх — q 2 = 0, где р > 0, q > 0.
- 9.12. Построить прямоугольный треугольник по гипотенузе с и биссектрисе (Зс.
- 9.13. В данный квадрат со стороной а вписать квадрат со стороной Ъ так, чтобы только одна его вершина лежала на стороне данного квадрата.
- 9.14. Построить квадрат, равновеликий данному треугольнику.
- 9.15. Построить равнобедренный прямоугольный треугольник, равновеликий данному прямоугольнику.
- 9.16. Через данную точку А, лежащую вне окружности, провести прямую так, чтобы отношение AM : MN было равно отношению двух данных отрезков а и Ъ, М и JV — точки пересечения прямой с окружностью и М лежит между А и N.
- 9.17. Через вершину Л данного квадрата ABCD со стороной а провести прямую так, чтобы отрезок этой прямой, ограниченный точками ее пересечения с CD и продолжением ВС, был равен данному отрезку I.
- 9.18. Провести прямую, параллельную стороне АС треугольника АВС и пересекающую две другие стороны АВ и ВС соответственно в точках М и N, так, чтобы площадь треугольник MBN относилась к площади трапеции AMNC как т : п, где тип — данные отрезки.
- 9.19. Через данные точки А и В провести окружность, отсекающую от данной прямой МК хорду данной длины I.
- 9.20. Построить прямоугольный треугольник по его гипотенузе с и сумме S одного из его катетов и проведенной к нему медиане.
- 9.21. Построить прямоугольный треугольник по радиусу R описанной около него окружности и радиусу г вписанной в него окружности.
- 9.22. Построить правильный 15-угольник, вписанный в данную окружность.
- 9.23. Провести три различные прямые, параллельные основаниям трапеции и пересекающие боковые стороны так, чтобы данная трапеция разбилась этими прямыми на четыре равновеликие.
🎬 Видео
Если в четырёхугольник можно вписать окружностьСкачать
Всё про углы в окружности. Геометрия | МатематикаСкачать
Как вписать квадрат в окружностьСкачать
ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИК И ОКРУЖНОСТЬ: прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция и окружностьСкачать
Вписанные и описанные четырехугольники. Практическая часть. 9 класс.Скачать
Строим вписанную в данный треугольник окружность (Задача 2).Скачать
В любой прямоугольник можно вписать окружность. | ОГЭ 2017 | ЗАДАНИЕ 13 | ШКОЛА ПИФАГОРАСкачать
Построение равностронего треугольника.Скачать
Геометрия Докажите, что если в прямоугольник можно вписать окружность, то этот прямоугольникСкачать
Как решить любую задачу с четырёхугольниками? | Математика TutorOnlineСкачать
Окружность №16 из ОГЭ. Вписанные и описанные многоугольники. Квадрат и окружность.Скачать
Прямоугольник и окружностьСкачать
8 класс, 39 урок, Описанная окружностьСкачать
9 класс, 23 урок, Окружность, вписанная в правильный многоугольникСкачать
Построить описанную окружность (Задача 1)Скачать
№701. Начертите три треугольника: остроугольный, прямоугольный и тупоугольный. В каждыйСкачать
9 класс, 24 урок, Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороныСкачать