О чем эта статья:
Видео:Центральная симметрия. 6 класс.Скачать
Что такое симметрия
Симметрия — это соразмерность, пропорциональность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от центра. Говоря проще, если обе части от центра одинаковы, то это симметрия.
Ось симметрии фигуры — это прямая, которая делит фигуру на две симметричные части. Чтобы наглядно понять, что такое ось симметрии, внимательно рассмотрите рисунок.
Центр симметрии — это точка, в которой пересекаются все оси симметрии.
Вернемся к рисунку: на нем мы видим фигуры, имеющие ось и центр симметрии.
Рассмотрите фигуры с осевой и центральной симметрией.
- Ось симметрии угла — биссектриса.
- Ось симметрии равностороннего треугольника — биссектриса, медиана, высота.
- Оси симметрии прямоугольника проходят через середины его сторон.
- У ромба две оси симметрии — прямые, содержащие его диагонали.
- У квадрата 4 оси симметрии, так как он сразу и квадрат, и ромб.
- Ось симметрии окружности — любая прямая, проведенная через ее центр.
Витрувианский человек да Винчи — хрестоматийный пример симметрии. Принято считать, что, чем предмет симметричнее, тем он красивее. Хотя, по секрету, в природе нет ничего абсолютно симметричного, так уж задумано. Вся идеальная симметрия — дело рук человека.
Видео:8 класс, 9 урок, Осевая и центральная симметрияСкачать
Осевая симметрия
Вот как звучит определение осевой симметрии:
Осевой симметрией называется симметрия, проведенная относительно прямой. При осевой симметрии любой точке, расположенной по одну сторону прямой, всегда соответствует другая точка на второй стороне этой прямой.
При этом отрезки, соединяющие эти точки, перпендикулярны оси симметрии.
Осевая симметрия часто встречается в повседневной жизни. К сожалению, не на фото в паспорте и не в стрелках на глазах. Но её вполне себе можно встретить в половинках авокадо, на морде кота или в зданиях вокруг. Осевая симметрия — неотъемлемая часть архитектуры. Оглядитесь и поищите примеры осевой симметрии вокруг вас.
В геометрии есть фигуры, обладающие осевой симметрией: квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник.
Давайте разберемся, как построить фигуру, симметричную данной относительно прямой.
Пример 1. Постройте треугольник A1B1C1 ,симметричный треугольнику ABC относительно прямой.
- Проведем из вершин треугольника ABC три прямые, перпендикулярные оси симметрии, выведем эти прямые на другую сторону оси симметрии.
- Найдем расстояние от вершин треугольника ABC до точек на оси симметрии.
- С другой стороны прямой отложим такие же расстояния.
- Соединяем точки отрезками и строим треугольник A1B1C1, симметричный треугольнику ABC.
- Получаем два треугольника, симметричных относительно оси симметрии.
Пример 2. Постройте треугольник, симметричный треугольнику ABC относительно прямой d.
- Строим по уже известному алгоритму. Проводим прямые, перпендикулярные прямой d, из вершин треугольника ABC и выводим их на другую сторону оси симметрии.
- Измеряем расстояние от вершин до точек на прямой.
- Откладываем такие же расстояния на другой стороне оси симметрии.
- Соединяем точки и строим треугольник A1B1C1.
Пример 3. Построить отрезок A1B1, симметричный отрезку AB относительно прямой l.
- Проводим через точку А прямую, перпендикулярную прямой l.
- Проводим через точку В прямую, перпендикулярную прямой l.
- Измеряем расстояния от точек А и В до прямой l.
- Откладываем такое же расстояние на перпендикулярных прямых от прямой l по другую сторону и ставим точки A1 и B1.
- Соединяем точки A1 и B1.
Больше примеров и увлекательных заданий — на курсах по математике в онлайн-школе Skysmart!
Видео:Определение центра дуги окружности, построение окружности по 3 точкамСкачать
Центральная симметрия
Теперь поговорим о центральной симметрии — вот ее определение:
Центральной симметрией называется симметрия относительно точки.
Фигуры с центральной симметрией, как и фигуры с осевой симметрией, окружают нас повсюду. Центральную симметрию можно заметить в живой природе, в разрезе фруктов и в цветах.
Давайте разберемся, как построить центральную симметрию и рассмотрим алгоритм построения фигур с центральной симметрией.
Пример 1: Постройте треугольник A1B1C1 ,симметричный треугольнику ABC, относительно центра (точки О).
- Соединяем точки ABC c центром и выводим эти прямые на другую сторону оси.
- Измеряем отрезки AO, BO, CO и откладываем равные им отрезки с другой стороны от центра (точки О).
- Получившиеся точки соединяем отрезками A1B1 A1C1 B1C1.
- Получаем треугольник A1B1C1, симметричный треугольнику ABC, относительно центра.
Пример 2. Построить отрезок A1B1, симметричный отрезку AB относительно центра (точки О).
- Измеряем расстояние от точки B до точки О и от точки А до точки О.
- Проводим прямую из точки А через точку О и выводим ее на другую сторону.
- Проводим прямую из точки B через точку О и выводим ее на другую сторону.
- Чертим на противоположной стороне отрезки А1О и B1О, равные отрезкам АО и АB.
- Соединяем точки A1 и B1 и получаем отрезок A1B1, симметричный данному.
Видео:Как построить точку, симметричную точке А(5;-3) относительно оси Оу Как решить задачу по геометрииСкачать
Задачи на самопроверку
В 8 классе геометрия — сплошная симметрия: центральная, осевая, зеркальная да какая угодно. Чтобы во всем этом не поплыть, больше тренируйтесь. Чертите и приглядывайтесь, угадывайте вид симметрии и решайте больше задачек. Вот несколько упражнений для тренировки. Мы в вас очень верим!
Задачка 1. Рассмотрите симметричные геометрические рисунки и назовите вид симметрии.
Мы рассмотрели примеры осевой и центральной симметрии и знаем, что:
Симметрия относительно прямой — осевая
Симметрия относительно точки — центральная
Задачка 2. Пусть M и N какие-либо точки, l — ось симметрии. М1 и N1 — точки,
симметричные точкам M и N относительно прямой l. Докажите, что MN = М1N1.
Подсказка: опустите перпендикуляры из точек N и N1 на прямую MМ1.
Задачка 3. Постройте фигуру, симметричную данной относительно прямой a.
Видео:Осевая симметрия. 6 класс.Скачать
Симметрия окружности
Есть ли симметрия в окружности? Сколько осей симметрии имеет окружность? Что является центром симметрии окружности?
Окружность имеет бесконечно много осей симметрии.
Осью симметрии окружности является любая прямая, содержащая диаметр окружности.
Проведём произвольный диаметр AB окружности.
Отметим на окружности произвольную точку X.
Из точки X проведём хорду, перпендикулярную диаметру.
Обозначим точки пересечения этой прямой с диаметром AB как P и X1.
Так как хорда перпендикулярна диаметру, то диаметр проходит через середину.
Следовательно, XP=X1P, а значит, точка X1 симметрична точке X относительно прямой, содержащей диаметр AB.
Имеем: точка, симметричная произвольной точке окружности относительно произвольного диаметра, также принадлежит окружности. Следовательно, любой диаметр окружности является её осью симметрии.
Что и требовалось доказать .
Окружность — центрально-симметричная фигура.
Осью симметрии окружности является её центр.
Отметим на окружности произвольную точку X.
Проведем через точку X диаметр XX1.
XO=X1O (как радиусы).
Таким образом, точка, симметричная произвольной точке окружности относительно её центра, также принадлежит окружности. Значит, окружность — центрально-симметричная фигура, а центр симметрии окружности — это центр окружности.
Видео:№421. Даны точки А, В и М. Постройте точку, симметричную точке М относительноСкачать
Урок математики в 3-м классе по теме «Симметрия. Точки симметрии»
Цель урока:
- формирование понятия «симметричные точки»;
- учить детей строить точки, симметричные данным;
- учить строить отрезки, симметричные данным;
- закрепление пройденного (формирование вычислительных навыков, деление многозначного числа на однозначное).
На стенде «к уроку» карточки:
1. Организационный момент
Учитель обращает внимание на стенд:
— Дети, начинаем урок с планирования нашей работы.
Сегодня на уроке математики мы совершим путешествие в 3 царства: царство арифметики, алгебры и геометрии. Начнем урок с самого главного для нас сегодня, с геометрии. Я расскажу вам сказку, но «Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок».
«:У одного философа по имени Буридан был осёл. Однажды, уезжая надолго, философ положил перед ослом две одинаковые охапки сена. Он поставил скамейку, а слева от скамейки и справа от нее на одинаковом расстоянии положил совершенно одинаковые охапки сена.
Рисунок 1 на доске:
Осел ходил от одной охапки сена к другой, но так и не решил, с какой охапки ему начать. И, в конце концов, умер с голоду».
— Почему осел так и не решил, с какой охапки сена ему начать?
— Что вы можете сказать про эти охапки сена?
(Охапки сена совершенно одинаковы, находились на одинаковом расстоянии от скамейки, значит, они симметричны).
2. Проведем небольшую исследовательскую работу.
— Возьмите лист бумаги (у каждого ребенка на парте лежит лист цветной бумаги), сложите его пополам. Проколите его ножкой циркуля. Разверните.
— Что у вас получилось? (2 симметричных точки).
— Как убедиться в том, что они действительно симметричны? (сложим лист, точки совпадают)
3. На доске:
Как вы думаете, симметричны ли данные точки? (нет). Почему? Как нам убедиться в этом?
Симметричны ли эти точки А и В?
Как мы можем это доказать?
(Измерить расстояние от прямой до точек)
Возвращаемся к нашим листочкам цветной бумаги.
— Измерьте расстояние от линии сгиба (оси симметрии) сначала до одной, а потом до другой точки (но сначала соедините их отрезком).
— Что вы можете сказать про эти расстояния?
— Найдите середину вашего отрезка.
Где она находится?
(Является точкой пересечения отрезка АВ с осью симметрии)
4. Обращаем внимание на углы, образованные в результате пересечения отрезка АВ с осью симметрии. (Выясняем с помощью угольника, каждый ребенок работает на своем рабочем месте, один уч-ся на доске).
Вывод детей: отрезок АВ находится под прямым углом по отношению к оси симметрии.
— Сами того не ведая, мы сейчас с вами открыли математическое правило:
Если точки А и В симметричны относительно прямой или оси симметрии, то отрезок, соединяющий эти точки, находится под прямым углом, или перпендикулярен этой прямой. (Слово «перпендикулярен» выписано отдельно на стенде). Слово «перпендикулярен» произносим вслух хором.
5. Обратим внимание, как это правило написано у нас в учебнике.
Работа по учебнику.
Найдите симметричные точки, относительно прямой. Будут ли точки А и В симметричны относительно этой прямой?
6. Работа над новым материалом.
Поучимся строить точки, симметричные данным, относительно прямой.
Учитель учит рассуждать.
Чтобы построить точку, симметричную точке А, нужно перенести эту точку от прямой на то же расстояние вправо.
Далее уч-ся рассуждают у доски.
7. Будем учиться строить отрезки, симметричные данным, относительно прямой. Работа по учебнику.
Учащиеся рассуждают у доски.
8. Устный счет.
На этом мы закончим наше пребывание в Царстве «Геометрия» и проведем небольшую математическую разминку, побывав в царстве «Арифметика».
В то время, когда все работают устно, два учащиеся работают на индивидуальных досках.
А) Выполните деление с проверкой:
Б) Вставив нужные цифры, решите пример и проверьте:
Устный счет.
- Продолжительность жизни березы 250 лет, а дуба в 4 раза больше. Сколько лет живет дуб?
- Попугай живет в среднем 150 лет, а слон в 3 раза меньше. Сколько лет живет слон?
- Медведь позвал к себе гостей: ежа, лиса и белку. И в дар ему преподнесли горчичницу, вилку и ложку. Что подарил медведю еж?
Ответить на этот вопрос мы сможем, если выполним данные программы.
- Горчичница — 7
- Вилка — 8
- Ложка — 6
(Еж подарил ложку)
4) Вычислите. Найдите лишний пример.
- 810 : 90
- 360 : 60
- 420 : 7
- 560 : 80
5) Найдите закономерность и помогите записать нужное число:
3 9 81 2 16
5 10 20 6 24
Далее проверяем решение примеров уч-ся на доске:
9. А сейчас немного отдохнем.
Послушаем «Лунную сонату» Бетховена. Минутка классической музыки. Уч-ся кладут голову на парту, закрывают глаза, слушают музыку.
10. Путешествие в царство алгебры.
Угадай корни уравнения и сделай проверку:
Уч-ся решают на доске и в тетрадях. Объясняют, как догадались.
11. «Блицтурнир» .
а) Ася купила 5 бубликов по а рублей и 2 батона по b рублей. Сколько стоит вся покупка?
Составляем выражение: а*5 + b*2
Далее каждый составляет свою задачу по данному выражению, самостоятельно записывает ее решение.
Проверяем. Делимся мнениями.
12. Подведение итогов.
Итак, мы закончили наше путешествие в царство математики.
🔍 Видео
Нахождение точки, симметричной данной относительно плоскости в пространствеСкачать
Осевая и центральная симметрия, 6 классСкачать
Как найти точку, симметричную точке А(3;4) относительно начала координат. Как решать. Простой способСкачать
Геометрия 8 класс (Урок№7 - Осевая и центральная симметрия.)Скачать
начертить окружность. Привести уравнение окружности к стандартному виду. Координаты центра и радиус.Скачать
ВПР 6 класс. 12 задание. Фигура симметиичная данной относительно оси.Скачать
Построить описанную окружность (Задача 1)Скачать
№968. Напишите уравнение окружности с центром в точке А(0; 6), проходящей через точку В (-3; 2).Скачать
Центральная симметрия. Как построить фигуру, симметричную данной относительно точкиСкачать
Симметрия относительно точки (центральная симметрия). Пример 2Скачать
Построение середины отрезкаСкачать
Симметрия относительно точки, линии. Математика 6 класс. Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ, ЦТ, экзаменуСкачать
Построение окружности по трём точкам.Скачать
Осевая и центральная симметрии. 6 класс.Скачать