- Ваш ответ
- решение вопроса
- Похожие вопросы
- Плоское зеркало
- Содержание
- Изображение в плоском зеркале
- Построение мнимого изображения светящейся точки
- Расположение и размеры предмета и его мнимого изображения относительно зеркала
- Построение мнимого изображения предмета
- Пример задачи
- Применение плоских зеркал
- Зеркало. Построение изображений в плоском зеркале
- 📽️ Видео
Видео:Сферические зеркала, построение изображения в сферическом зеркале. 8 класс.Скачать
Ваш ответ
Видео:Урок 200 (осн). Построение изображения в плоском зеркалеСкачать
решение вопроса
Видео:Физика. 8 класс. Построение изображения в плоском зеркалеСкачать
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,288
- гуманитарные 33,620
- юридические 17,900
- школьный раздел 607,127
- разное 16,830
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Видео:Плоское зеркало. Изображение в плоском зеркале | Физика 8 класс #28 | ИнфоурокСкачать
Плоское зеркало
Содержание
Из прошлых уроков вы уже знаете, что свет распространяется прямолинейно в однородной среде, а при столкновении с какой-либо поверхностью — отражается.
Один из видов отражения называется зеркальным. При слове «зеркало» мы представляем себе плоское стекло, на одну сторону которого нанесено специальное покрытие, содержащее серебро. Но в физике зеркалом может считаться любой предмет, имеющий гладкую плоскую поверхность.
У зеркал есть одна интересная особенность, которая нас и будет интересовать в этом уроке. Мы видим в зеркале отражения — себя и окружающих нас предметов.
Мы же видим предметы благодаря свету, но предметы в зеркале — ненастоящие. Что происходит на самом деле? Как это объясняет физика? В данном уроке вы узнаете много нового и интересного о, казалось бы, такой простой и привычной вещи, как зеркало.
Видео:8 класс, 29 урок, Линзы. Построение изображений в линзахСкачать
Изображение в плоском зеркале
Плоское зеркало — это плоская поверхность, зеркально отражающая свет.
Рассмотрим изображение, которые мы получаем с помощью него.
Возьмем плоское зеркало $MN$ (рисунок 1). У нас есть источник света $S$, от которого идет расходящийся пучок света. Мы изобразим его с помощью расходящихся лучей $SO$, $SO_1$ и $SO_2$.
Рассмотрим все лучи по очереди:
- Луч $SO$
Луч достигает зеркала и отражается. Угол падения равен $0 degree$, значит (по закону отражения света) угол отражения тоже будет равен $0 degree$. Отраженный луч $OS$ совпадает с лучом $SO$, но имеет другое направление
- Луч $SO_1$
Этот луч падает на зеркало под углом $alpha_1$ и отражается под углом $beta_1$. По закону отражения: $angle beta_1 = angle alpha_1$
- Луч $SO_2$
Данный луч падает на плоское зеркало под углом $alpha_2$ и отражается под углом $beta_2$ ($angle beta_2 = angle alpha_2$)
Мы видим, что в глаз попадет расходящийся пучок света, который определяют лучи $SO_1$ и $SO_2$.
А теперь продолжим все отраженные лучи за зеркало. Они сойдутся в точке $S_1$. Эта точка называется мнимым изображением точки $S$.
Изображение в плоском зеркале называют мнимым, так как оно получается в результате пересечения не реальных лучей света, а их воображаемых продолжений.
В итоге, получается, что в глаз попадает расходящийся пучок света, исходящий как будто бы из точки $S_1$. Но в этой точке сходятся не сами лучи, а только их продолжения. В действительности изображения в этой точке нет: нам только кажется, что из этой точки исходят лучи.
Видео:Построение изображения в плоском зеркале и его характеристикаСкачать
Построение мнимого изображения светящейся точки
Источник света, подобный тому, что мы рассмотрели выше, принято называть светящейся точкой (точка $S$ на рисунке 1). Построить мнимое изображение такой точки очень просто.
На рисунке 1 мы описали пучок света с помощью трех лучей, чтобы обратить ваше внимание на то изображение, которое попадает в глаза. Для построения такого изображения на чертеже нам хватит выделить всего два луча:
1. Луч, перпендикулярный зеркалу
2. Луч, падающий под углом
Второй луч мы выбираем удобным для нас образом, чтобы он попадал на зеркало под каким-то углом падения $alpha$.
Итак, возьмем светящуюся точку $S$ и плоское зеркало $MN$ (рисунок 2).
Из точки $S$ опустим перпендикуляр на зеркало. Мы отметили первый луч $SA$. Отраженный луч будет совпадать с ним, но иметь обратное направление — $AS$.
Отметим второй луч — $SB$, он падает на поверхность зеркала под углом $alpha$. Опустим на поверхность зеркала перпендикуляр $BC$ и отложим от него угол $beta$, по закону отражения света равный углу $alpha$. Мы получили отражённый луч $CD$.
Теперь необходимо продолжить лучи $AS$ и $CD$ за зеркало до их пересечения. Точка их пересечения $S_1$ — это мнимое изображение светящейся точки $S$.
Видео:Сферические зеркала, построение изображения в сферическом зеркале. Практическая часть. 8 класс.Скачать
Расположение и размеры предмета и его мнимого изображения относительно зеркала
Используя признаки равенства треугольников на рисунке 1, мы можем доказать, что $S_1O = OS$. То же самое можно проделать и с отрезками $AS$ и $AS_1$ на рисунке 2. Значит, изображение предмета находится на таком же расстоянии за зеркалом, на каком предмет расположен перед зеркалом.
Подтвердим этот факт простым, но очень показательным опытом. Возьмем обычную линейку и вертикально укрепим на ней кусок плоского стекла, как на рисунке 3.
Стекло будет являться полупрозрачным зеркалом. С одной его стороны мы видим зеркальное отражение предметов, а с другой — то, что происходит за этим стеклом.
Также у нас имеются две одинаковые свечи. Одну поставим на расстоянии 3 см от зеркала и зажжем. Мы видим ее отражение в зеркале. Кажется, что оно находится позади стекла.
Наша задача — разместить вторую свечу с другой стороны зеркала так, чтобы она тоже казалась зажженой. Передвигая ее, найдем это положение.
Что мы получили? Незажженная свеча находится именно в том месте, где наблюдается изображение горящей свечи (рисунок 3, а). А теперь взгляните на линейку — за зеркалом свеча находится тоже на 3 см от него. Расстояние от свечи до стекла и от ее изображения до стекла одинаковы.
Итак, мы подошли к интересному выводу.
Мнимое изображение предмета в плоском зеркале находится на том же расстоянии от зеркала, на каком находится сам предмет.
Из этого опыта также очевидно, что высота изображения свечи равна высоте самой свечи (рисунок 3, б). Ведь, передвигая свечу за зеркалом, мы добились того, что она полностью совпала с изображением зажженной свечи.
Размеры изображения предмета в плоском зеркале равны реальным размерам предмета.
Из своего жизненного опыта каждый из нас знает, что когда мы смотрим на изображение предмета в зеркале, мы видим его симметричную форму (рисунок 4).
Это означает, что в зеркале «право» и «лево» меняются местами. Например, зеркальное изображение левой руки представляет для нас как бы правую руку.
Давайте подведем итоги.
Изображение предмета в плоском зеркале:
- Мнимое (находится на пересечении продолжений лучей, а не самих лучей)
- Прямое (не перевернутое)
- Равное по размеру самому предмету
- Находится за зеркалом на таком же расстоянии, как и предмет перед ним
- Симметричное предмету
Видео:Изображение в вогнутом зеркалеСкачать
Построение мнимого изображения предмета
Вы уже узнали определение плоского зеркала и установили его свойства. Теперь давайте рассмотрим, как самостоятельно построить мнимое изображение любого предмета в зеркале.
На чертеже у нас есть плоское зеркало и предмет $AB$ (рисунок 5).
Начнем построение изображения. Для этого опустим из точки $A$ перпендикуляр $АС$ на плоское зеркало. Теперь измерим и зафиксируем длину этого отрезка ($AC$).
Продлим отрезок $AC$ за зеркало и отложим расстояние, равное его длине. Так мы получили точку $A_1$ — мнимое изображение точки $A$.
Проделаем то же самое с точкой $B$. Опустим перпендикуляр на зеркало, продолжим и на определенном расстоянии отметим точку $B_1$.
Теперь осталось только соединить две полученные точки. Так мы получили мнимое изображение $A_1B_1$ предмета $AB$.
Видео:Построение изображения треугольника в собирающей линзе. ЕГЭ по физике 2020Скачать
Пример задачи
Солнечные лучи при падении образуют с горизонтом угол $varphi = 40 degree$. Под каким углом к горизонту нужно расположить плоское зеркало, чтобы отраженные лучи пошли вертикально вверх?
Дано:
$varphi = 40 degree$
$eta — ?$
Для решения задачи нам понадобится рисунок 6.
Как мы получили такую картинку? Давайте разберемся.
Первом делом проводим линию горизонта $MN$ и отмечаем наш источник света ($S$). Солнечные лучи представим в виде одного падающего луча $SO$. Отмечаем угол между падающим лучом и линией горизонта — угол $varphi$.
Теперь нарисуем отраженный луч $OD$. По условию задачи $OD perp MN$.
По закону отражения света угол падения равен углу отражения. Поэтому мы разделим угол, образованный на картинке падающим и отраженными лучами, пополам — проведем биссектрису $OC$. Отметим угол падения $alpha$ и угол отражения $beta$.
Теперь вспомните, как мы строим отражённый луч. Для этого мы проводим перпендикуляр к отражающей поверхности. В нашем случае, эта поверхность — это зеркало, а перпендикуляр у нас уже есть — $OC$. Значит, поверхность зеркала должна располагаться перпендикулярно этому отрезку.
Таким образом изобразим на рисунке зеркало и отметим искомый угол $eta$.
Теперь можно приступать к решению задачи.
Посмотреть решение и ответ
Решение:
Из условия задачи $OD perp MN$, $angle MOD = 90 degree$.
Из рисунка мы видим, что $angle MOD$ составляют два угла: $angle MOS$ и $angle SOD$.
Значит, $angle SOD = 90 degree — varphi$.
$angle SOD = 90 degree — 40 degree = 50 degree$.
По закону отражения света $angle alpha = angle beta$. Именно эти два угла и составляют $angle SOD$. Выразим этот угол через углы падения и отражения:
$angle SOD = alpha + beta = 2alpha$.
Теперь мы можем найти угол $alpha$:
$alpha = frac = frac = 25 degree$.
Рассмотрим прямоугольный треугольник $OCA$.
$angle COA = 90 degree$.
С другой стороны:
$angle COA = eta + varphi + alpha$.
Отсюда найдем угол $eta$:
$eta = angle COA — varphi — alpha = 90 degree — 40 degree — 25 degree = 25 degree$.
Ответ: $eta = 25 degree$.
Видео:Урок 201 (осн). Задачи на построение изображения в плоском зеркалеСкачать
Применение плоских зеркал
В повседневной жизни нас окружает множество плоских зеркал. Они нашли очень широкое применение как в быту, так и в технике.
Например, плоские зеркала используют в фарах различных автомобилей, прожекторов. И помимо этого, мы можем упомянуть и о дорожных и автомобильных зеркалах (боковых и заднего вида). Многие оптические приборы содержат в своем устройстве одно или несколько зеркал: объективы фотоаппаратов, лазеры, телескопы, перископы).
Перископ — это специальный прибор для наблюдения за поверхностью моря с подводной лодки, идущей на небольшой глубине (рисунок 7).
Простейший перископ представляет собой трубу, в углах которой расположены зеркала. Они наклонены относительно трубы на $45 degree$. Сделано это для изменения хода световых лучей. Благодаря этому человек, находящийся у нижнего края трубы может видеть то, что находится у ее верхнего края.
Также в настоящее время зеркала используются в дизайне интерьеров. С их помощью создается иллюзия пространства — большой объем в небольших помещениях.
Интересный прием с зеркалами используют в магазинах. Один предмет помещают между несколькими зеркальным поверхностями, и создается впечатление, что предмет не один, а их много. Это возможно, если установить зеркала под определенным углом $alpha$ друг к другу. Здесь работает формула, позволяющая рассчитать количество изображений $n$: $n = frac$.
Видео:Отражение света, законы отражения, плоские зеркала. 8 класс.Скачать
Зеркало. Построение изображений в плоском зеркале
Разделы: Физика
Класс: 8
– учащиеся должны знать понятие зеркало;
– учащиеся должны знать свойства изображения в плоском зеркале;
– учащиеся должны уметь строить изображение в плоском зеркале;
– продолжить работу по формированию методологических знаний и умений, знаний о методах естественнонаучного познания и уметь применять их;
– продолжить работу по формированию экспериментальных исследовательских умений при работе с физическими приборами;
– продолжить работу по развитию логического мышления учащихся, по формированию умения строить индуктивные выводы.
Организационные формы и методы обучения: беседа, тест, индивидуальный опрос, исследовательский метод, экспериментальная работа в парах.
Средства обучения: Зеркало, линейка, ластик, перископ, мультимедийный проектор, компьютер, презентация (См. приложение 1).
- Проверка д/з (тест).
- Актуализация знаний. Постановка темы, целей, задач урока вместе с учащимися.
- Изучение нового материала в процессе работы учащихся с оборудованием.
- Обобщение результатов эксперимента и формулирование свойств.
- Отработка практических навыков построения изображения в плоском зеркале.
- Подведение итогов урока.
1. Проверка д/з (тест).
(Учитель раздает карточки с тестом.)
Тест: Закон отражения
- Угол падения луча света на зеркальную поверхность равен 15 0 . Чему равен угол отражения?
А 30 0
Б 40 0
В 15 0 - Угол между падающим и отраженными лучами равен 20 0 . Каким будет угол отражения, если угол падения увеличится на 5 0 ?
А 40 0
Б 15 0
В 30 0
Ответы для теста.
Номер задачи | Правильный вариант ответа |
№1 | В |
№2 | Б |
Учитель: Обменяйтесь своими работами и проверьте правильность выполнения, сверив ответы с эталоном. Поставьте оценки, учитывая критерии оценок (ответы записаны на обратной стороне доски).
Критерии оценок за тест:
на оценку “5” – все;
на оценку “4” – задача № 2;
на оценку “3” – задача № 1.
Учитель: Вам была на дом задача № 4 Упр.30 (учеб. Перышкин А. В.) исследовательского характера. Кто справился с этим заданием? (Ученик работает у доски, предложив свою версию.)
Текст задачи: Высота Солнца такова, что его лучи составляют с горизонтом угол 40 0 . сделайте чертеж (рис.131) и покажите на нем, как нужно расположить зеркало АВ, чтобы “зайчик” попал на дно колодца.
2. Актуализация знаний. Постановка темы, целей, задач урока вместе с учащимися.
Учитель: Сейчас вспомним основные понятия, изученные на предыдущих уроках, и определимся с темой сегодняшнего урока.
Поскольку ключевое слово зашифровано в кроссворде.
Вопросы к кроссворду: 1) попадание небесного объекта в тень другого объекта 2) область пространства, куда свет не попадает от светового источника 3) явление, с помощью которого мы можем видеть предметы, которые сами не светятся 4) ученый, основатель геометрии, писавший о прямолинейном распространении света 5) наука (раздел физики) о природе и свойствах света 6) линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света 7) свойство лучей, при котором падающий и отраженный луч могут меняться местами |
Учитель: Какое ключевое слово получили? ЗЕРКАЛО.
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
Да, тема урока: Зеркало. Построение изображения в плоском зеркале.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Учитель: На какие вопросы вы бы сегодня хотели получить ответы, учитывая тему урока?
(Дети задают вопросы. Учитель подводит итог, ставя, таким образом, цели урока.)
- Изучить понятие “зеркало”. Выявить виды зеркал.
- Узнать, какими свойствами оно обладает.
- Научиться строить изображение в зеркале.
3. Изучение нового материала в процессе работы учащихся с оборудованием.
Деятельность учащихся: слушают и запоминают материал.
Учитель: приступаем к изучению нового материала, следует сказать, что зеркала бывают следующие:
Учитель: Сегодня мы более подробно изучим плоское зеркало.
Учитель: Плоским зеркалом (или просто зеркало) называют плоскую поверхность, зеркально отражающую свет
Учитель: Запишите в тетрадь схему и определение зеркала.
Деятельность учащихся: выполняют записи в тетраде.
Учитель: Рассмотрим изображение предмета в плоском зеркале.
Вы все хорошо знаете, что изображение предмета в зеркале образуется за зеркалом, там, где его на самом деле нет.
Как это получается? (Учитель излагает теорию, учащиеся принимают активное участие.)
S – точечного источника света MN – зеркальную поверхность На нее падают расходящиеся лучи SO, SO1, SO2 По закону отражения эти лучи отражаются под таким же углом: SO под углом 0 0 , SO1 под углом β1 = α 1, SO2 под углом β2 = α 2 В глаз попадает расходящийся пучок света. Если продолжить отраженные лучи за зеркало, то они сойдутся в точке S1. В глаз попадает расходящийся пучок света, как будто исходящий из точки S1. Эта точка называется мнимым изображением точки S. |
Слайд 5. (Экспериментальная деятельность учащихся.)
Опыт 1. У вас на столе имеется маленькое зеркало. Установите его в вертикальном положении. Перед зеркалом на небольшом расстоянии расположите ластик в вертикальном положении. А теперь возьмите линейку, и положите ее так, чтобы ноль был у зеркала.
Задание. Прочтите вопросы на слайде и ответьте на них. (Вопросы части А.)
Учащиеся формулируют вывод: мнимое изображение предмета в плоском зеркале находится на таком же расстоянии от зеркала, как и предмет перед зеркалом
Слайд 6. (Экспериментальная деятельность учащихся.)
Опыт 2. А теперь возьмите линейку, и расположите ее вертикально вдоль ластика.
Задание. Прочтите вопросы на слайде и ответьте на них. (вопросы части Б)
Учащиеся формулируют вывод: размеры изображения предмета в плоском зеркале равны размерам предмета.
Задания к опытам.
Часть А |
|
Часть Б |
|
Слайд 7. (Экспериментальная деятельность учащихся.)
Опыт 3. На ластике справа поставьте черту и разместите его снова перед зеркалом. Линейку можно убрать.
Задание. Что вы увидели?
Учащиеся формулируют вывод: предмет и его изображения являются фигурами симметричными, но не тождественными
4. Обобщение результатов эксперимента и формулирование свойств.
Учитель: ИТАК, эти выводы можно назвать свойствами плоских зеркал, перечислим их еще раз и запишем в тетрадь.
Слайд 8. (Учащиеся записывают свойства зеркал в тетрадь.)
- Мнимое изображение предмета в плоском зеркале находится на таком же расстоянии от зеркала, как и предмет перед зеркалом.
- Размеры изображения предмета в плоском зеркале равны размерам предмета.
- Предмет и его изображения являются фигурами симметричными, но не тождественными.
Учитель: Внимание на слайд. Решаем следующие задачи (учитель спрашивает ответ у несколько ребят, а затем один учащийся излагает ход своих рассуждений, опираясь на свойства зеркал).
Деятельность учащихся: активное участие в обсуждении анализа задач.
1) Человек стоит на расстоянии 2м от плоского зеркала. На каком расстоянии от зеркала он видит свое изображение?
А 2м
Б 1м
В 4м
2) Человек стоит на расстоянии 1,5м от плоского зеркала. На каком расстоянии от себя он видит свое изображение?
А 1,5м
Б 3м
В 1м
5. Отработка практических навыков построения изображения в плоском зеркале.
Учитель: Итак, что такое зеркало мы узнали, установили его свойства, а теперь должны научиться строить изображение в зеркале, с учетом выше указанных свойств. Работаем вместе со мной в своих тетрадях. (Учитель работает на доске, учащиеся в тетради.)
Правила построения изображения | Пример |
|
6. Подведение итогов урока.
Учитель: Применение зеркала:
- в быту (по нескольку раз в день мы проверяем, хороши мы выглядим);
- в автомобилях (зеркала заднего вида);
- в аттракционах (комната смеха);
- в медицине (в частности в стоматологии) и во многих других сферах, особый интерес представляет перископ;
- перископ (применяют для наблюдения с подводной лодки или из окопов), демонстрация прибора, в том числе и самодельного.
Учитель: Вспомним, что мы сегодня изучили на уроке?
Что такое зеркало?
Какими свойствами оно обладает?
Как построить изображение предмета в зеркале?
Какие свойства учитываем при построении изображения предмета в зеркале?
Что такое перископ?
Деятельность учащихся: отвечают на поставленные вопросы.
Домашнее задание: §64 (учеб. Перышкин А. В. 8 класс), записи в тетради изготовить перископ по желанию № 1543, 1549, 1551,1554 (задачник Лукашик В. И.).
Учитель: Продолжите фразу …
Рефлексия:
Сегодня на уроке я научился …
Сегодня на уроке мне понравилось …
Сегодня на уроке мне не понравилось …
Выставление оценок за урок (выставляют учащиеся, объясняя при этом, почему ставят именно такую оценку).
- Громов С. В. Физика: Учеб. для общеобразоват. учеб. учреждений/ С. В. Громову, Н. А. Родина. – М.: Просвещение, 2003.
- Зубов В. Г., Шальнов В. П. Задачи по физике: Пособие для самообразования: Учебное руководство.– М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
- Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
- Колтун М. Мир физики. Издательство “Детская литература”, 1984.
- Марон А. Е. Физика. 8 класс: Учебно-методическое пособие / А. Е. Марон, Е. А. Марон. М.: Дрофа, 2004.
- Методика преподавания физики в 6–7 классах средней школы. Под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой. М., “Просвещение”, 1976.
- Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.– М.: Дрофа, 2007.
📽️ Видео
Урок 396. Построение изображений с помощью линзСкачать
Физика 9 класс (Урок№28 - Отражение света. Плоское зеркало.)Скачать
Мнимое изображениеСкачать
Отражение света от выпуклого зеркалаСкачать
Изображение предмета в плоском зеркалеСкачать
Урок 403. Оптика сферических зеркалСкачать
11 класс, 10 урок, Изображение в плоском зеркалеСкачать
Отражение света от плоского зеркалаСкачать
Сферические зеркала. Построение изображений в сферических зеркалахСкачать