Философия исторический вектор развития

Развитие философии: этапы, причины, направления, концепция, история и современность

Философия исторический вектор развития

Иметь представление о развитии философии необходимо всем образованным людям. Ведь это основа особой формы познания мира, которая вырабатывает систему знаний о самых общих характеристиках, фундаментальных принципах бытия, предельно-обобщающих понятиях, отношении человека и мира. На протяжении всего существования человечества задачей философии считалось изучение общих законов развития общества и мира, самого процесса мышления и познания, нравственных ценностей и категорий. Фактически философия существует в виде большого количества разнообразных учений, многие из которых противостоят и дополняют друг друга.

Видео:Тема 2. Основные этапы развития философии // Орлов В.В.Скачать

Тема 2. Основные этапы развития философии // Орлов В.В.

Зарождение философии

Философия исторический вектор развития

Развитие философии началось практически одновременно в нескольких частях земного шара. В греческих средиземноморских колониях, Индии и Китае в VII-VI веках до нашей эры впервые началось формирование рационального философского мышления. Не исключено, что более древние цивилизации уже практиковали философское мышление, но никаких работ или доказательств, которые могли бы это подтвердить, не сохранилось.

Отдельные исследователи считают древнейшими образцами философии афоризмы и пословицы, сохранившиеся от цивилизаций Месопотамии и Древнего Египта. При этом считается несомненным влияние этих цивилизаций на греческую философию, на мировоззрение самых первых философов. Среди источников зарождения философии Арсений Николаевич Чанышев, занимавшийся этой проблемой, выделяет науку мифологию и «обобщение обыденного сознания».

Общим элементом развития и возникновения философии стало формирование философских школ. По схожей схеме происходило становление индийской и греческой философии, а вот развитие китайской сдерживалось из-за консервативного общественно-политического устройства общества. Изначально хорошо проработаны были только области политической философии и этики.

Видео:Что такое философия Средневековья и Возрождения? Очень краткоСкачать

Что такое философия Средневековья и Возрождения? Очень кратко

Причины

Развитие философии — это обобщение существующих типов человеческого мышления, которые отражают существующую действительность. До определенного момента реальных причин для ее возникновения не существовало. Впервые они начинают формироваться в первое столетие до нашей эры. Появляется целый комплекс причин, связанных с гносеологическими и социальными.

Рассказывая кратко о развитии философии, остановимся на каждой группе причин. Социальные проявляются:

  • в формировании подвижной социальной классовой структуры;
  • в появлении разделения физического и умственного труда, то есть впервые формируется класс людей, которые постоянно занимаются мыслительной деятельностью (аналог современной интеллигенции);
  • происходит территориальное социальное разделение на две части — город и село (в городе аккумулируется человеческий опыт и культура);
  • появляется политика, развиваются межгосударственные и государственные связи.

Есть три подтипа гносеологических причин:

  • появление науки, а именно: математики и геометрии, которые основаны на определении единого и всеобщего, обобщении действительности;
  • возникновение религии — это приводит к нахождению в ней единой божественной сущности и духовного сознания, в которых отражается вся окружающая действительность;
  • формируются противоречия между религией и наукой. Философия становится своеобразным посредником между ними, духовный триединый комплекс обслуживает формирование человечества — это религия, наука и философия.

Существует три особенности развитии философии. Изначально она возникает как плюралистическая, то есть идеализм, материализм, религиозная философия.

Затем она возникает в двух основных типах — рациональная и иррациональная. Рациональная опирается на теоретическую форму изложения, науку и социальную проблематику. В результате греческая философия стала духовным выражением всей западной культуры. Восточная иррациональная философия опирается на полухудожественную или художественную форму изложения и вселенскую проблематику, определяя человека как космическое существо. А вот с точки зрения греческой философии, человек — социальное существо.

Видео:Основные этапы развития истории философии (часть 3)Скачать

Основные этапы развития истории философии (часть 3)

Этапы развития философской мысли

Существует несколько этапов развития философии. Их краткую характеристику приведем в этой статье.

  1. Первый исторический этап развития философии — период ее становления, который пришелся на VII-V века до нашей эры. В этот период ученые стремятся осознать сущность мира, природы, устройства космоса, первопричины всего, что их окружает. Яркими представителями являются Гераклит, Анаксимен, Парменид.
  2. Классический период в истории развития философии — это IV век до нашей эры. Сократ, Аристотель, Платон и софисты осуществляют переход к изучению человеческой жизни и гуманитарной проблематике.
  3. Эллинистический период развития философии — III век до нашей эры — VI век нашей эры. В это время на первый план выходит индивидуальная этика стоиков и эпикурейцев.
  4. Философия Средневековья охватывает достаточно большой временной пласт — с II по XIV века. Именно в этот исторический этап развития философии появляются два основных источника. Это установки монотеистической религии и идеи античных мыслителей прошлого. Формируется принцип теоцентризма. Ученых преимущественно беспокоят вопросы о смысле жизни, душе, смерти. Принципом откровения становится божественная сущность, обнаружить которую удается только при помощи искренней веры. Философы массово толкуют священные книги, в которых ищут ответы на большинство вопросов мироздания. На этом этапе развитие философии это три стадии: анализ слова, патристика и схоластика, то есть максимально рациональное толкование различных религиозных идей.
  5. XIV-XVI века — философия эпохи Возрождения. В этот период развития философии мыслители возвращаются к идеям своих античных предшественников. Активно развивается алхимия, астрология и магия, которые в то время мало кто считает лженауками. Сама философия прочно связывается с новой космологией и развитием естествознания.
  6. XVII век — время расцвета новейшей европейской философии. Многие науки оформляются отдельно. Разрабатывается метод познания, основанный на чувственном опыте. Разуму удается очиститься от некритичного восприятия окружающей действительности. Это становится ключевым условием достоверного знания.
  7. Английская философия просвещения XVIII века занимает особое место в периодах развития философии. Просвещение появляется в Англии параллельно зарождению капитализма. Выделяются сразу несколько школ: юмизм, берклианство, концепция здравого смысла шотландской школы, деистический материализм, который подразумевает, что Бог после сотворения мира перестал принимать участие в его судьбе.
  8. Век Просвещения во Франции. В это время начинается становление и развитие философии, во время которого на первый план выходят идеи, ставшие идеологической основой будущей Великой Французской революции. Двумя главными лозунгами этого периода стали прогресс и разум, а его представителями Монтескье, Вольтер, Гольбах, Дидро, Ламетри, Гельвеций, Руссо.
  9. Немецкая классическая философия дает возможность анализировать разум в познании, достигать свободы. В представлении Фихте, Канта, Фейербаха, Гегеля, Шеллинга познание превращается в активный и самостоятельный творческий процесс.
  10. В 40-е годы XIX века происходит становление и развитие философии в направлении исторического и диалектического материализма. Его основателями становятся Маркс и Энгельс. Их главная заслуга состоит в открытии неосознаваемой мотивации человеческих действий, которое обусловлено материально-экономическими факторами. В этой ситуации социальными процессами движет экономическая необходимость, а борьба между классами обусловлена стремлением владеть конкретными материальными благами.
  11. Во второй половине XIX века развивается неклассическая философия. Она проявляется в двух крайних ориентациях: критическая проявляется в нигилизме по отношению к классической философии (яркие представители — Ницше, Кьеркегор, Бергсон, Шопенгауэр), а традиционалистская пропагандирует возврат к классическому наследию. В частности, речь идет о неокантианстве, неогегельянстве, неотомизме.
  12. В процессе развития философии Новейшего времени яркими проявлениями становятся ценностная окраска и антропологизм. Главный вопрос, который их беспокоит, — как придать смысл человеческому существованию. Они выступают за уход от рационализма, ставят под сомнение лозунг победы разума над косностью природы и несовершенством окружающего их общества.

В таком виде можно себе представить историческое развитие философии.

Видео:Абсолют, философско-эзотерическая беседа, вектор развитияСкачать

Абсолют,  философско-эзотерическая беседа, вектор развития

Развитие

Одно из первых понятий, которым заинтересовались философы, стало развитие. Современному представлению о нем предшествовали сразу две идеи развития в философии. Одна из них была платонической, которая определяла данное понятие как развертывание, которое позволяет проявлять возможности, заложенные в зародыше, с самого начала, исходя из имплицитного существования к эксплицитному. Вторая идея заключалась в механическом понятии развития как количественного увеличения и совершенствования всего сущего.

Уже в представлении о социальном развитии философии Гераклит изначально сформулировал положение, в котором подразумевал, что все одновременно существует и не существует, так как все постоянно изменяется, находится в непрерывном процессе исчезновения и возникновения.

К этому же разделу можно отнести идеи развития рискованным приключением разума, которые в XVIII веке излагал Кант. Многие области было просто невозможно представить как развивающиеся. К ним относится органическая природа, небесный мир. Кант применил данную идею, чтобы объяснить возникновение Солнечной системы.

Одной из главных проблем методологии истории и философии является исторической развитие. Его следует отличать от телеологической идеи прогресса, как и от естественнонаучного понятия эволюции.

Философия развития для человека стала одной из центральных тем.

Видео:Теория культурно-исторических типов Н.Я. ДанилевскогоСкачать

Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

Направления

Как только цивилизованный человек научился осознавать себя в окружающем мире, у него сразу появилась потребность теоретически определить систему отношений между универсумом и человеком. В связи с этим в истории этой науки существует несколько основных направлений развития философии. Два основных — это материализм и идеализм. Также существует несколько разнообразных течений и школ.

Философия исторический вектор развития

В основе такого направления развития философии, как материализм, лежит материальное начало. Сюда можно отнести воздух, природу, огонь, воду, алейрон, атом, непосредственно материю. В связи с этим человек понимается, как порождение материи, которая развивается максимально закономерно. Он атрибутивен и субстанциален, обладает уникальным собственным сознанием. В его основе лежат не духовные, а материальные явления. При этом бытие человека определяет его сознание, а образ жизни непосредственно влияет на его мышление.

Яркими представителями данного направления считаются Фейербах, Гераклит, Демокрит, Гоббс, Бэкон, Энгельс, Дидро.

В основе идеализма духовное начало. К нему относятся Бог, идея, дух, некая мировая воля. Идеалисты, среди которых стоит выделить Канта, Юма, Фихте, Беркли, Бердяева, Соловьева, Флоренского, определяют человека как порождение духовного начала, а не объективно существующего мира. Весь предметный мир в этом случае считается произведенными от объективного или субъективного. Сознание определенно осознает бытие, а образ жизни определяется мышлением человека.

Видео:2.8 Философия эпохи Возрождения - Философия для бакалавровСкачать

2.8 Философия эпохи Возрождения - Философия для бакалавров

Философские течения

Философия исторический вектор развития

Теперь разберем самые крупные и популярные из существующих философских течений. Рибо, Декарт, Липпс, Вундт относятся к дуалистам. Это устойчивое философское течение, в основе которого лежат два самостоятельных начала — одновременно и материальное, и духовное. Считается, что они существуют параллельно, одновременно и в то же время независимо друг от друга. Дух не зависит от тела и наоборот, мозг не считается субстратом сознания, а психика не зависит от нервных процессов в мозге.

Основной принцип диалектики заключается в том, что в человеке и универсуме все развивается по законам взаимодействия противоположностей, с переходом от качественных изменений к количественным, с поступательным движением от низшего к высшему. В диалектике как раз выделяют идеалистический подход (его представители Гегель и Платон), а также материалистический (Маркс и Гераклит).

Смысл метафизического течения состоит в том, что и в человеке, и в универсуме все либо устойчиво, статично и постоянно, либо все постоянно изменяется и течет. Такого взгляда на окружающую действительность придерживались Фейербах, Гольбах, Гоббс.

Эклектики предполагали, что в человеке и универсуме есть что-то изменчивое и постоянное, а есть абсолютное и относительное. Поэтому никогда ничего определенного о состоянии объекта сказать просто нельзя. Так считали Джеймс и Потамон.

Гностики признавали вероятность познания объективного мира, а также способность сознания человека адекватно отражать окружающий его мир. К ним относились Демокрит, Платон, Дидро, Бэкон, Маркс, Гегель.

Агностики Кант, Юм, Мах отрицали вероятность познания человеком мира. Они даже ставили под сомнение саму возможность адекватно отражать мир в человеческом сознании, а также познавать мир в целом или его причинах.

Скептики Юм и Секст Эмпирик утверждали, что не существует однозначного ответа на вопрос о познаваемости мира, так как существуют непознанные и познанные явления, многие из них могут быть таинственными и загадочными, есть и мировые загадки, которые человек просто не в состоянии осознать. Философы, относившиеся к этой группе, постоянно сомневались во всем.

Монисты Платон, Маркс, Гегель и Фейербах давали объяснение всему окружающему миру исключительно на основании единственного принципа идеального или материального. Вся их система философии была построена на едином общем основании.

Позитивисты Мах, Конт, Шлик, Авенариус, Карнап, Рейхенбах, Мур, Витгенштейн, Рассел определяли эмпириокритицизм, позитивизм и неопозитивизм как целую эпоху, которая отражала идеи, означающие все позитивное, подлинное, то, что может быть получено в ходе синтетического объединения результатов частных наук. При этом саму философию они рассматривали как особую науку, способную претендовать на самостоятельные исследования действительности.

Феноменологи Ландгребе, Гуссерль, Шеллер, Финк и Мерло-Понти становились на субъективно идеалистическую позицию в системе «человек-универсум». Свою философскую систему они строили на интенциональности сознания, то есть его направленности на объект.

Философия исторический вектор развития

Экзистенциалисты Марсель, Ясперс, Сартр, Хайдеггер, Камю и Бердяев давали двойственную оценку системе «человек-универсум». Они определяли ее с атеистической и религиозной точки зрения. В конечном счете они сходились в том, что постижение бытия является нерасчлененной целостностью объекта и субъекта. Бытие в этом смысле представляется как непосредственное данное человечеству существования, то есть экзистенция, конечной точкой отсчета которой является смерть. Время, которое отводится на жизнь человеку, определено его судьбой, связано с сущностью экзистенции, то есть смертью и рождением, отчаянием и судьбой, раскаянием и деянием.

Герменевты Шлегель, Дильтей, Хайдеггер, Шлейермахер и Гадамер имели особое видение взаимоотношений между человеком и универсумом. В герменевтике, по их мнению, было основание всех наук о философском аспекте природы, духе, историчности человека и исторического познания. Любой, кто посвящал себя герменевтике, был в состоянии дать максимально прозрачное описание ситуации, если избегает ограниченности и произвола, а также вытекающих из него неосознанных ментальных привычек. Если человек ищет не самоутверждения, а понимания другого, то готов признать собственные ошибки, вытекающие из неподтвержденных предположений и ожиданий.

Персоналисты представляли немецкую, русскую, американскую и французскую систему философских взглядов. В их системе присутствовал приоритет в философском осмыслении действительности человеком. Особое внимание уделялось личности в ее вполне конкретных проявлениях — действиях и суждениях. Персона, сама личность в данном случае являлась базовой онтологической категорией. Основным проявлением ее бытия были волевая активность и деятельность, которые сочетались с непрерывностью существования. Истоки личности коренились не в ней самой, а в бесконечном и едином божественном начале. Эту философскую систему развивали Козлов, Бердяев, Якоби, Шестов, Мунье, Шелер, Лендсберг, Ружмон.

Структуралисты совершенно по-своему воспринимали человека и универсум. В особенности их восприятия действительности было выявление совокупности отношений между элементами единого целого, которые в состоянии сохранить свою устойчивость в любых ситуациях. Науку о человеке они вовсе представляли невозможной, исключение — полное абстрагирование от сознания.

Видео:Особенности философии Древней Индии и КитаяСкачать

Особенности философии Древней Индии и Китая

Отечественная школа

Исследователи всегда выделяли, что важной особенностью возникновения и развития русской философии всегда было обусловлено перечнем культурологических и исторических факторов.

Еще одним ее важным источником было православие, которое формировало важнейшие духовные связи с мировоззренческими системами остального мира, в то же время позволяло проявлять специфику отечественной ментальности по сравнению с Востоком и Западной Европой.

В формировании и развитии русской философии большая роль принадлежит нравственно-идеологическим основаниям древнерусских народов, которые получили выражение в ранних эпических памятниках славян и мифологических традициях.

Видео:Вектор развития современной герменевтики | Нина Щербак | РХГАСкачать

Вектор развития современной герменевтики | Нина Щербак | РХГА

Особенности

Философия исторический вектор развития

Среди ее особенностей выделяли то, что вопросы познания, как правило, отодвигались на второй план. При этом отечественной философии был свойственен онтологизм.

Другая ее важнейшая черта — антропоцентризм, так как большинство вопросов, которые она была призвана решать, рассматривались через призму проблем конкретного человека. Исследователь отечественной философской школы Василий Васильевич Зеньковский отмечал, что эта черта проявилась в соответствующей моральной установке, которую соблюдали и воспроизводили практически все русские мыслители.

С антропологизмом связаны и другие черты философии. Среди них стоит выделить склонность к акцентированию внимания на этической стороне решаемых вопросов. Сам Зеньковский называет это панморализмом. Многие исследователи делают акцент на неизменных социальных проблемах, называя в связи с этим отечественную философию историософичной.

Видео:Введение в философию №1Скачать

Введение в философию №1

Этапы развития

Большинство исследователей считает, что отечественная философия зародилась в середине первого тысячелетия нашей эры. Как правило, вести отсчет начинают с формирования религиозных языческих систем и мифологии славянских народов того периода.

Еще один подход связывает возникновение философской мысли на Руси с утверждением христианства, некоторые находят основания, чтобы отсчитывать начало русской истории философии с укреплением Московского княжества, когда оно стало главным культурными и политическим центром страны.

Философия исторический вектор развития

Первый этап развития русской философской мысли продолжался до второй половины XVIII века. В это время произошло зарождение и развитие отечественного философского мировоззрения. Среди его представителей выделяют Сергия Радонежского, Иллариона, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Филофея.

Второй этап формирования и становления отечественной философии пришелся на XVIII-XIX века. Именно тогда появилось русское просвещение, его представители Ломоносов, Новиков, Радищев, Феофан Прокопович.

Григорий Саввич Сковорода сформулировал бытие, состоящие из трех миров, к которым он относил: человека (микрокосм), Вселенную (макрокосм) и мир символической реальности, который объединял их воедино.

Наконец, свой вклад в развитие русской философии внесли идеи декабристов, в частности, Муравьева-Апостола, Пестеля.

Видео:2.26 Русская философия - часть 1 - Философия для бакалавровСкачать

2.26 Русская философия - часть 1 - Философия для бакалавров

Современный период

Философия исторический вектор развития

Развитие современной философии в России фактически продолжается со второй половины девятнадцатого века. Вначале все развивалось в двух противоборствующих направлениях. Сначала обозначилось противостояние славянофилов и западников. Одни считали, что у страны собственный уникальный путь развития, а вторые были за то, чтобы на пути прогресса страна перенимала зарубежный опыт. Среди ярких представителей славянофилов нужно вспомнить Аксакова, Хомякова, Киреевского, Самарина, а у западников — Станкевича, Грановского, Герцена, Кавелина, Чаадаева.

Потом появилось материалистическое направление. В нем выделялся антропологический материализм Чернышевского, позитивизм Лаврова, естественнонаучный материализм Мечникова и Менделеева, анархизм Кропоткина и Бакунина, марксизм Ленина, Плеханова, Богданова.

Фактически в противовес им выступали представители идеалистического направления, к которым себя относили Соловьев, Федоров, Бердяев, Булгаков.

В завершение темы стоит непременно отметить, что отечественная философия всегда отличалась разнообразием течений, направлений и воззрений, которые нередко совершенно противоречили друг другу. Но лишь в своей совокупности они сегодня отражают всю глубину, сложность и оригинальность идей великих русских мыслителей.

Видео:1.4. Основные этапы развития философииСкачать

1.4. Основные этапы развития философии

Основы философии

Философия исторический вектор развития

Процесс формирования новой системы образования в нашей стране предусматривает обновление как содержания учебного курса «Основы философии», так и формы его освоения. Данный учебник – это изложение курса «Основ философии» в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов III поколения по специальностям среднего медицинского образования: 060102 Акушерское дело, 060501 Сестринское дело, 060101 Лечебное дело, 060301 Фармация, 060203 Стоматология ортопедическая, 060205 Стоматология профилактическая. Учебник предназначен для студентов медицинских колледжей и техникумов.

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Раздел I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы философии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1.1. Предмет и функции философии

Мировоззрение — система взглядов, определяющая отношение человека к миру, дающая ориентиры и регулирующая его поведение. Мировоззрение — результат интегрального образования, совокупность знаний, убеждений, ценностей и норм.

Выделяют несколько уровней мировоззрения:

— бытовое — формируется под непосредственным влиянием материальных условий жизни;

— религиозное, как результат веры в сверхъестественное;

— естественно-научное, как результат научного освоения мира;

— философское, как синтез философии и науки.

Первая форма мировоззрения — миф.

Мифы — древние сказания разных народов о делах богов и героев. Миф давал целостное миропонимание, единство реальности и фантазии, знания и веры. Миф рассказывал о прошлом и предсказывал будущее. Религия — столь же древнее мировоззрение, как миф. Специфика религии — наличие культовой системы, т.е. обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Миф становится религиозным, когда включается в культовую систему.

Функция религии — преодолеть относительные изменчивые аспекты человеческой жизни и возвыситься до абсолютного и вечного. Религия стремится придать смысл, значение и устойчивость человеческому бытию.

Философия буквально означает любовь к мудрости. Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (VI–V вв. до н.э.).

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер. Философия — система общетеоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, отношение человека к миру и другим людям.

Философия — это теоретический уровень мировоззрения.

Философские учения — логически связанные между собой принципы и идеи, которые могут объединяться в философские системы. Выделяют различные типы философских систем, не только по хронологии, но и по предмету философии, ее основным проблемам.

Философия Древнего Востока и Античности — космоцентризм. Гармония космоса и человека, стремление распознать единую сущность.

Философия Средневековья . Теоцентризм. Мир человека рассматривался через Бога.

Философия Возрождения (XIV–XVI вв.). Антропоцентризм (гуманизм). Реабилитация не только духа, но и тела человека.

Философия Нового времени (XVII–XVIII вв.). Естественнонаучное освоение мира. Философия — методология науки.

Немецкая классическая философия . Творческий субъективизм. От субъекта к объекту. От бытия к деятельности.

Марксизм . Диалектический материализм.

Философия ХХ в . Идея свободы. Человек в мире и мир в человеке.

Сквозь философские системы проходят философские направления, т.е. совокупность философских учений, принципиальных положений, которые могут существовать в течение длительного исторического периода (материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм).

Развитие философии — результат борьбы различных философских систем и направлений.

Предмет философского размышления и способ решения философских проблем исторически и естественнонаучно обусловлены и предлагают целый спектр решений: от нравственного совершенствования личности до социально-политического преобразования общества; от историко-материалистического анализа до экзистенциально — персоналистического подхода к проблемам мира и человека. Философия возникла из потребности рациональным образом объяснить устройство мира, понять природу и человека как единую систему. Философское мышление призвано дополнить все знания о мире до целостности. Дополнить не произвольно (искусство, фантастика), а на основе обобщения всего многовекового человеческого познания. Задача философии — привить людям культуру мышления. Ведь культура мышления — не просто смекалка, не просто первозданный ум, а ум развитый, способный преодолевать противоречия, рассматривать явления мира в развитии и взаимосвязи.

В итоге можно выделить следующие основные функции философии.

Мировоззренческая — разрабатывает систему наиболее общих взглядов на мир и человека.

Методологическая — ориентирует научный прогресс и одновременно использует его достижения для собственного развития.

Гносеологическая — разрабатывает теорию познания и прививает навыки творческого мышления.

Материализм. Материя была всегда. На определенном этапе ее развития у высокоорганизованной материи появилась способность чувствовать и мыслить, возникает идеальное (Ф. Бэкон, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).

Вульгарный материализм: «Идеальное не существует, мозг продуцирует мысль, как печень желчь» (конец XVIII в., Г. Бюхнер, К. Фохт, Я. Молешотт).

Объективный идеализм: «Первичной была идея. Из нее все произошло, в том числе и эволюционным путем» (Платон, Гегель). Современный французский философ Тейяр де Шарден: «Во всем было психическое начало, но в неживом оно не получило развития».

Субъективный идеализм (Д. Беркли, Д. Юм): «Существуют только я и мое сознание. Оно порождает окружающий мир. Явления мира — это комплексы наших ощущений».

Дуализм (Аристотель, Р. Декарт, О. Кант).

«Существуют два явления мира: материальное и идеальное. Каждое имеет свои законы. Они соприкасаются, но не зависят друг от друга».

Современный нейрофизиолог Экконз: «Мозг — это приемник, который эволюционно изменялся. Это обычный механизм по приему размытого в воздухе сознания. Если мозг современен, то воспринимает всю сложность идей».

Диалектика и метафизика — два подхода к состоянию мира.

Диалектика рассматривает мир, все явления в развитии и взаимосвязи (Гераклит, Г. Гегель).

Метафизика не отрицает развитие (количественное изменение), но вне взаимосвязи (французские материалисты XVIII в., Л. Фейербах).

Одна из основных проблем философии — познаваемость мира. Существуют различные подходы в решении этой проблемы (схема 1):

1. Материализм утверждает, что мир познаваем, в основе познания лежит способность высокоорганизованной материи чувствовать и мыслить. Сознание человека отражает объективный мир.

Основные направления классической философии

Философия исторический вектор развития

2. Агностицизм — философия, отрицающая познаваемость мира (И. Кант: «Я узнаю, но, может быть, это не познание мира». Д. Беркли: «Вещи — комплексы наших ощущений»).

3. Скептицизм. Сомнение в познавательных способностях человека (Д. Юм).

4. Позитивистская концепция. Огюст Конт: «С развитием науки функции философии отмирают. Она превращается в ненужное знание. Наука больше не нуждается в стоящей над ней философии, а должна опираться на себя».

5. Экзистенциализм. «Проблема философии — понять человека: что это такое? Основной вопрос философии: нужно ли жить или нет. Если да, то с помощью веры, религии, философии» (Ж. — П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю).

1.2. Философия Индии. Индуизм

Национальная религия Индии — индуизм — развивалась в русле философских школ, именуемых даршанами. Учения этих шести школ помогали верующим найти путь к спасению в освобождении индивидуальной души от земной оболочки и слиянии с верховным абсолютом Брахмой.

Самые древние священные книги индуизма, написанные на санскрите, дошли до нас под названием Веды («мудрость» или «знание»). Они представляют собой религию арийских завоевателей.

Веды состоят из четырех книг. Каждая из них делится на три части. В первой части содержатся гимны, славящие богов, во второй дано руководство по соблюдению ритуалов, а в третьей объясняется религиозное учение. Заключительная часть Вед называется Упанишады (от словосочетания «сидеть около ног учителя»), которые представляют собой комментарии к Ведам.

Традиционный индуизм признает существование великого множества богов и богинь, но главными из них считается триада богов — Брахма, Вишну и Шива. В индуизме религиозное поклонение практикуется только в отношении Вишну и Шивы. Хотя Брахма является главой триады, культ его отсутствует, потому что люди считают его недосягаемой высшей действительностью. Он, скорее, представляет философскую идею религии, над которой следует размышлять, а не поклоняться ей.

Воплощения Вишну. Веды описывают Вишну, имеющего много различных имен, как богохранителя и как творческую космическую энергию. Поклонение Вишну связано с мессианским учением о его периодических явлениях на земле в различных воплощениях. Индуисты разных сект поклоняются ему в одном из воплощений или во всех десяти. Этот бог представляется как борец за правду. В своем последнем, десятом воплощении он явится на небесах сидящим на белом коне, чтобы истребить все зло и нечисть и установить на земле праведность.

Самыми важными воплощениями Вишну являются седьмое и восьмое. В седьмом он называется Рама и совершает поход по Северной Индии на остров Шри-Ланку для освобождения своей жены Ситы, которую похитил демон Равана. Рама и Сита являются не только воплощением Вишну, но также несут в себе все человеческие и духовные качества, известные во Вселенной.

В восьмом воплощении Вишну носит имя Кришны, который требует всецелого посвящения человека своему богу и исполнения долга (дхармы). Принц Арджун, который вместе с родными братьями был незаконно лишен права на царство, сомневается, должен ли он вступить в борьбу со своими двоюродными братьями, которые захватили в свои руки царство его отца. Кришна убеждает Арджуна вступить в бой и уговаривает подчиниться его воле. В борьбе за правое дело от человека требуется полное посвящение Кришне, а также терпение и самоотречение.

Индуизм практикует поклонение также богу Шиве, занимающему третье место в индуистской триаде. Шива более грозен и сложен, чем Вишну. Он исполняет много ролей и характеризуется как творец и разрушитель, аскет, бог плодородия, безумный танцор и йог со «вставшими копной волосами». Он символизирует вечный ритм жизни и смерти во Вселенной. Как говорится в одном мифе, Шива создал реку Ганг. Наиболее распространено изображение Шивы в виде четырехрукого танцора, символизирующего проявление творческой и разрушительной вселенской энергии Бога. В отличие от Вишну Шива не имеет перевоплощений. Однако несколько богинь связаны с ним супружескими узами. К ним относятся: Шакти, являющая собой символ женственности и плодородия и представляющая оборотную сторону мужественности Шивы, и Кали, которая, будучи великой богиней и женой Шивы, представляет силу разрушительную. Кали внушает большой страх, и культ поклонения ей был связан с половыми оргиями. Таким образом, Шива и связанные с ним богини представляют сочетание положительных и отрицательных начал, существующих во Вселенной и в мире людей.

Учение о перевоплощении. Основой учения индуизма является вера в перевоплощение души (сансара). Индуизм признает душу вечной. Однако после смерти тела душа рождается в другом теле, которое может быть телом человека, животного или растения. Конечной целью перевоплощения является достижение полного совершенства. Этого совершенства душа достигает либо после жизни в последнем теле, либо во время пребывания в последнем теле, что считается более предпочтительным.

Закон кармы. Душа, по закону кармы, может переходить из тела в тело бесчисленное количество раз, как вверх по типу совершенства, так и вниз в наказание за нарушение предписаний. Слово «карма» буквально переводится как «действие, деятельность». Иначе говоря, закон кармы — это закон неизбежного морального воздаяния или возмездия. После смерти тела душа, находившаяся в нем, наследует результат своих бывших поступков и намерений. Это может повлечь за собой как улучшение нового материального воплощения (рождение в более привилегированной общественной среде или с лучшим здоровьем), так и его ухудшение (рождение в условиях менее благоприятных, чем прежние). Исходя из того, кем был человек и какой проступок он совершил, определяется мера его наказания. Закон кармы действует автоматически. Суда нет. Есть только процесс движения вперед или возвращения назад — то, что индусы называют колесом перевоплощений, путем собственного совершенствования.

Учение о перевоплощении остро ставит вопрос об употреблении в пищу мяса животных. Ведь если человек был или может стать после смерти животным, а любое животное потенциально является человеком, то убивать животное и есть его мясо — кощунство. Если и допускается приношение в жертву животных, то только во благо души приносимого в жертву животного и того, кто приносит жертву.

В Индии корова почитается как священное животное. Не только не едят ее мяса, но отдают ей божеские почести. Существует обычай приводить к умирающему корову, чтобы он мог умереть, держась за ее хвост.

Кастовая система общества. Учением о перевоплощении и законом кармы индусы оправдывают деление своего общества на касты. Они считают, что люди, достигшие большего совершенства, являются членами высших каст, а менее совершенные составляют низшие. Но существуют люди, которые не достойны даже самой низкой касты. Самая высшая и почетная каста — это брахманы. Они занимают положение священников и философов, изучают священные книги и находятся на содержании у государства. Члены низших каст и все люди вообще обязаны почитать их за святых, потому что брахман «выше всех на земле» и «все, что существует в мире, принадлежит ему». Как священники они часто исполняют роль гуру — учителей.

Вторая каста — это кшатрии, или воины. К ней принадлежат правители, политические деятели, те, кто служит в армии и полиции. В третью касту — вайшии — входят купцы, земледельцы. Самая низкая каста — шудры. Ее составляют рабочие и слуги. Людям этой касты не дозволено изучать Веды и участвовать во многих религиозных ритуалах. Их обязанностью является обслуживание членов более высоких каст. Что касается тех, кто не родился с правом принадлежности к какой-либо касте, они считаются изгоями общества, неприкасаемыми. Попасть в высшую касту или потерять ее можно лишь в результате перевоплощения души по закону кармы. Вот почему индусы не видят ничего несправедливого в кастовой системе.

Кроме деления всего общества на четыре касты и неприкасаемых внутри каждой касты имеются различные градации и ступени. Вопросы брака, разных привилегий и деловых связей регулируются принадлежностью людей не только к разным кастам, но также и к их различным градациям. Кастовую систему религии исповедует большинство граждан Индии.

«Спасение». К «спасению» в индуизме ведут три главных пути: путь дел, путь знания и путь посвящения.

Путь дел предусматривает исполнение церемоний, обязанностей и священных ритуалов, посещение святых мест для совершения обрядов. Река Ганг считается святой. Ее называют Матерью Ганг. К ней ежегодно собираются десятки тысяч индусов, для того чтобы смыть грехи в ее водах.

Путь знания состоит в освобождении разума от представления себя отдельной от Брахмана (т.е. от единой реальной действительности) личностью. Люди, исповедующие индуизм, верят, что человек представляет собой не отдельную личность, а является частью всего, что его окружает, того, что они называют Брахманом. Они находятся в состоянии майя (иллюзии), думая о себе как об отдельных личностях. Ничего отдельного нет, все едино и все является Брахманом. В этом мы видим проявление идей монизма (дух и материя составляют единое целое) и пантеизма (все является Богом). Эти идеи связаны с идеей праны, всепроницающей универсальной энергией. Людям, которые развивают свои способности для ее восприятия, она становится доступной. Важное место в пути знания занимает система йоги. Слово «йога» означает единство или единение. Процедура йоги должна привести человека к полному прозрению, вернуть разуму его изначальную чистоту. Цель йоги заключается в воссоединении человека с единой высшей действительностью — Брахманом. Посвящение себя Богу должно выражаться в поклонении и любви к тому Богу, которого индуист избирает для почитания. Любовь эта должна распространяться и на взаимоотношения между людьми. «Спасение» (если его можно назвать «спасением») всецело зависит от дел самого человека.

Понятие вечности в индуизме . Цель, к которой стремится последователь индуизма, — нирвана. Это истинная сфера бытия и полной свободы, конечное освобождение не только от процесса перевоплощений, но и от своей личности. Подобно тому как выброшенная океаном капля воды, падая обратно, сливается с массой воды и перестает быть каплей, так и душа, освободившись от «колеса земных воплощений», растворяется в нирване. Хотя это состояние трудно объяснить, индусы говорят, что оно не является состоянием лишения. Некоторые называют нирвану чистым интуитивным сознанием. По контрасту с учением индуизма, Библия говорит о вечном сохранении личности человека, о его вечном общении со Всевышним Богом-Творцом как с отдельной высшей личностью.

В индуистской триаде богов кроме трансцендентной идеи, представляемой Брахмой, существуют идеи о неразрывной связи добра и зла, представленные соответственно богами Вишну и Шивой. Боги индуистов являются отражением реального мира, в котором есть и добро, и зло. Однако, в конце концов, все едино, все соединяется в Брахмане, как едином, целом и вечном.

Идеи индуизма обычно принимаются европейцами не в форме философии религии, а в форме психологических или физических упражнений для улучшения здоровья или душевного состояния. Однако они нередко присоединяются к индуистским культам и становятся последователями какого-нибудь гуру, занимаются медитацией и йогой. Система йоги — философская школа. Цель ее — освобождение духа от неких причин, вынуждающих человека, его дух к бесконечным перевоплощениям. Под освобождением понимается полное обособление индивидуума от мира, замкнутость в себе. Жаждущий достичь подобного состояния должен пройти через 8 ступеней йоги:

— контроль над дыханием;

1.3. Учение Будды

Будда родился приблизительно в 560 г. до н.э. в Северо — Восточной Индии. Его отец был раджой.

Согласно одному из преданий, отец Гаутамы старался изолировать сына от внешнего мира, чтобы тот не знал отрицательных сторон жизни, чтобы мир его души не омрачила печаль. Однако Гаутама все же узнал о реальной жизни, полной страданий и горя. Гаутама стал задумываться над загадкой жизни, искать ответы на вопросы, почему страдают люди и как избавить их от страданий. И 29-летний Будда в поисках истины, оставив семью и дом, отправился странствовать по дорогам Индии. В течение 6 лет он искал истину в индуизме, изучая разные дисциплины йоги. Потом Гаутама вел жизнь строжайшего аскета, довел себя до полного физического истощения и был близок к смерти. Однако он не умер и, придя в себя, понял, что аскетизм не откроет истины.

Ответ, который нашел Будда. Просветление снизошло на Гаутаму, когда он, размышляя, сидел в тени дерева, вошедшего в предания под названием дерева бодхи. (Бодхи на санскрите означает «пробуждение», а буквальный перевод имени Будда — «пробужденный».) Так Будда получил ответ, которого усиленно искал на протяжении шести лет.

В чем же заключается этот ответ? Суть его выражена в следующем: всякого рода желание, а точнее, стремление к воплощению желания, является источником всех проблем, осложняющих жизнь людей. Люди строят свою жизнь так, чтобы чего-то достичь, что-то приобрести, хотят жить, наслаждаясь и властвуя над другими, стремятся к своему превосходству. Но не все они добиваются исполнения своих желаний, ибо желания зачастую превосходят возможность их исполнения. Кроме того, желания одних могут входить в противоречие с желаниями других. И даже исполненное желание не приносит ожидаемого ощущения счастья, ибо на смену ему рождается новое. Следовательно, любое желание, исполненное и неисполненное, является причиной страдания, и для того чтобы обрести внутреннюю свободу и душевный покой, человек должен избавиться от всех своих желаний как «неверного состояния разума».

Гаутама верил, что в момент пробуждения своего разума под деревом бодхи он, освободившись от всех своих желаний, освободился также и от необходимости пережить циклы перевоплощений, чтобы достичь нирваны и стать Буддой.

Достигнув просветления, Гаутама мог бы остаться «просветленным для себя» и после смерти перейти в нирвану. Однако, согласно буддистским писаниям, он победил это искушение и, отложив достижение наивысшего блаженства в нирване, решил помогать людям как Буддапросветитель. Он пошел в мир к людям, стал учить их истине, которую постиг сам, чтобы каждый человек, выполнивший его наставления, смог тоже стать просветленным (буддой).

Средний путь Будды: «четыре великие истины» и путь восьми ступеней. Путь к просветлению, который предлагал людям Гаутама, называется средним путем, т.е. чтобы достичь состояния нирваны, человек не должен истязать себя строгим аскетизмом, вместе с тем, он не должен наслаждаться роскошью, как это было в жизни самого Гаутамы до того, как он оставил семью. Лучше всего держаться среднего уровня жизни. Просветления можно достичь через принятие учения Будды и практическое следование его советам. Советы, или заповеди, Будды известны как «четыре великие (в другом переводе — благородные) истины»:

— избавление от страданий;

— путь, ведущий к этому избавлению (освобождению).

И истолковываются истины следующим образом.

Первая истина провозглашает, что жизнь полна страданий и боли, которые проявляются в рождении, в перенесении всякого рода мучений, в болезни, старости и смерти.

Вторая истина говорит, что причина боли заключается в желании наслаждаться и в стремлении к удовлетворению чувственных побуждений.

Третья истина учит, что для освобождения от страданий человек должен избавить себя от всякого рода стремлений и желаний.

И, наконец, четвертая истина для достижения освобождения предлагает путь, состоящий из восьми ступеней, который предполагает последовательное выполнение строго определенных требований.

Первая ступень: необходимо иметь правильные взгляды, т.е. принять четыре великие истины и путь восьми ступеней.

Вторая ступень: принятие правильного решения — отказ от чувственных стремлений и от желания нанести боль другому человеку или живой твари.

Третья ступень: говорить правду, принять решение не лгать, не клеветать, не говорить что — то недоброе против другого человека, а также не болтать попусту языком.

Четвертая ступень: правильное поведение, жить так, чтобы не убивать любую живую тварь, пользоваться только тем, что дают тебе люди, не совершать незаконного полового акта.

Пятая ступень: правильный выбор, человек должен зарабатывать на жизнь только таким способом, который не наносит другим вреда.

Шестая ступень: правильно направленное усилие, сопротивление своим злым побуждениям и максимальное старание развить в себе добрые черты характера и совершать только добрые деяния.

Седьмая ступень: правильное созерцание, стремление быть наблюдательным, усердным, внимательным и свободным от желаний и печали.

Восьмая ступень: правильная медитация, которая достигается путем концентрации.

Гаутама Будда верил, что во Вселенной обитают различные божества и демоны, но смотрел на них как на временные существа, которые, подобно людям, рождаются и умирают. И потому считал бесполезным надеяться на их помощь и обращаться к ним с молитвой. Гаутама отвергал путь спасения индуизма — путь посвящения. Признавая закон кармы, Будда в то же время был убежден, что человек, принадлежащий к любой касте, может достичь совершенства в течение одной земной жизни и избежать возмездия за злые дела, совершенные во время прошлых воплощений. Только тем, кто не ищет просветления, учил Будда, суждено узнать последствия своей кармы.

Хотя Будда верил в теорию перевоплощения, у него был свой, особый взгляд на душу. В индуизме душа нерушима и переходит, не нарушая своей целостности, из одного воплощения в другое, неся в себе свою карму. Согласно учению Будды, душа состоит из своего рода психологических компонентов. Каждое новое воплощение не оставляет их состав неизменным, но соотношение между настоящим и прошлым воплощениями сохраняется. Это соотношение и определяет характер кармы. Как печать оставляет свою форму, если придавить ею воск, так и каждое воплощение передает что-то свое следующему. Священная книга буддизма — «Типитака».

1.4. Философия Китая. Даосизм

Середина I тысячелетия до н.э. — период, когда почти одновременно в трех очагах древней цивилизации — Индии, Китае и Греции произошел переход от мифологического мировоззрения к философии, интеллектуальному поиску истины, опирающемуся на знание.

Проблема китайского общества в это время заключалась в организации жизни народа при помощи правильной системы управления государством. В этот период сосуществовали несколько философских школ. Незыблемость существующего строя является основным принципом конфуцианства. Это идеология патриархальной монархии. В «Чжоу-юнь» весь традиционный уклад жизни сведен к пяти отношениям:

— отношения между государем и чиновниками;

— родителями и детьми;

— старшими и младшими братьями;

Конфуцианского жречества не было. Правилам исполнения обрядов отец учил сына. Существовала система экзаменов на государственные должности, где требовали знание конфуцианства. Сущность этого учения, которое со временем превратилось в религию, состояла в соблюдении традиций, в реализации отношений к гражданским обязанностям.

В III в. до н. э. получила распространение философия Цзоу Яня.

Центральной темой философии Цзоу Яня являются 5 элементов — вода, огонь, дерево, металл, земля. Цзоу Янь создал умозрительную концепцию развития мира, в основе которой лежат эти 5 элементов. Элементы сменяются согласно своему характеру, который определяется силой. При ее помощи они преодолевают сопротивление друг друга в следующем порядке. Земля, дерево, побеждающее землю, металл, который победит дерево, огонь, который побеждает металл, вода, которая побеждает огонь, и вновь земля, которая побеждает воду. Характер же взаимного преодоления был приписан 5 элементам с точки зрения их использования человеком. Остановимся более подробно на философских идеях даосизма.

Даосизм. Древнекитайская идея дао. В Древнем Китае было распространено поклонение явлениям природы. Круговорот в природе и точный порядок движения небесных светил китайцы объясняли существованием бога неба (небесного начала) — Тянь. Цель своей религии китайцы определили как сохранение естественного ритма жизни и стремление к гармонии во всех взаимоотношениях. Причиной всякого рода бедствий служит нарушение гармонии между людьми и природой. Слово даосизм происходит от китайского «дао». Его можно перевести как «путь», «главное движение всего естественного в мире».

Противоположные принципы инь и ян. Дао воплощает в себе идею непостижимой, могущественной и безличной силы, которая управляет круговоротом всех событий во Вселенной. Эта сила выражается в двух противоположных источниках энергии инь и ян. В то время как инь олицетворяет женское начало, зло, темный и пассивный аспект бытия, ян — деятельность, жизнь и изобилие. Взаимодействие этих двух начал — источник круговорота жизни. Все предметы и живые существа, включая людей, содержат в себе оба начала, но в разных пропорциях, которые не всегда одинаковы в разное время. Так, у живого дерева преобладает ян, но в процессе «умирания» в нем увеличивается содержание инь. Этим взаимозамещением полярных первоначал и объясняли причину перемен в явлениях природы и жизни людей. Поэтому еще до появления учения Лао-Цзы в Китае были философы, которые, отвергая цивилизацию, хотели жить по законам природы.

Учение Лао — Цзы. Нет абсолютной уверенности в исторической подлинности существования Лао — Цзы, которого считают основоположником даосизма. Имя его означает «старый философ» и связано с легендами, повествующими о жизни Лао — Цзы. Но если такой человек жил, то его рождение можно отнести примерно ко времени между 604 и 570 гг. до н.э.

Учение даосизма содержится в книге «Дао дэ цзин» и состоит из двух аспектов: политического и философского.

В политике, чем меньше правительство вмешивается в жизнь людей, тем лучше. Об этом повествует также и легенда о жизни самого Лао — Цзы. Главным в существовании человека Лао-Цзы считал философскую сторону его бытия.

Философия Лао — Цзы принимает принципы дао, инь и ян и, исходя из них, строит философию жизни человека.

Дао являет собой непостижимую, всеобъемлющую и непобедимую силу, на основе которой существует и движется все в мире, и человек должен согласовывать с ней свою жизнь. Если всякая тварь, включая птиц, рыб, животных, живет согласно дао, то и для человека не существует причины не жить в гармонии с этим «путем всех вещей» и позволить естественным принципам инь и ян свободно оперировать его жизнью. Такой подход Лао-Цзы назвал увэй (бездеятельность и неактивная жизнь) и видел причину бед человека в пренебрежении силой дао, в старании улучшить ее или в активном сопротивлении ей. Все, говорится в даосизме, должно происходить естественным путем. Ни на что не нужно нажимать и ничем не нужно управлять.

Если все люди будут следовать дао и откажутся от стремления улучшать естественный ход развития с помощью создаваемых ими законов, в мире наступит гармония человеческих отношений. Так, если имущество не будет считаться ценным, то не будет и краж, если не будет брачных законов, то не будет и прелюбодеяния. Иными словами, человек, следующий дао, смирен и некорыстолюбив, он знает путь небесный и следует только ему. Таким образом, он нравственен без соблюдения законов и добродетелен без признания его добродетельным.

Сила добра (дэ), являясь составляющей увэй, препятствует рождению гнева и честолюбия, не допускает непрошеного вмешательства в чужую жизнь. Насильственное же воздержание от проявления человеческих стремлений не может не повлечь за собой отрицательных последствий.

В монистической системе Лао — Цзы нет места для Бога-Творца, воплощенного в личность, которому нужно молиться и от которого можно ожидать ответа. Человек должен сам решать свои проблемы и спасать себя от бед. Первоначальный даосизм мало отличается от пантеизма, но ему не чужд и атеизм. Смерть — столь же естественное явление, как и рождение. В смерти человек переходит лишь в другую форму существования дао. В конце концов, тот же дао, который создал гармонию из хаоса, может снова привести Вселенную в состояние хаоса. В этом нет ничего странного, и это не должно восприниматься как нежеланное. Путь дао, по Лао-Цзы, — единственно правильный путь, открытый человеку.

Принципы акупунктуры и акупрессуры. Согласно учению Лао-Цзы, человек должен быть пассивным и никоим образом не мешать действию дао. Словно в нарушение этого главного постулата даосизма, древнекитайская идея дао легла в основу создания методов лечения, которые получили название акупунктуры (иглоукалывание) и акупрессуры (надавливание на определенные места тела). В этом методе дао проявляется как универсальная энергия ци, воплощающая собой жизнь, неотделимую от тела, единое материальное начало всего живого. В понятии субстанции ци, которая течет сквозь все живые организмы, кроется ключ к пониманию основы китайской медицины. Считается, что ци вдыхается вместе с воздухом, воспринимается с пищей и питьем. Войдя в тело, она проникает в сеть 12 невидимых каналов, называемых меридианами, каждый из которых связан с особым органом (например, с сердцем, мочевым пузырем) и разделяет полярность инь и ян этого органа. Двенадцать меридианов расположены симметрично по обе стороны тела и делятся на тесно связанные пары.

Нарушение баланса между инь и ян считается причиной болезни органа или всего организма, и лечение сводится к восстановлению этого баланса с помощью иглоукалывания или давления, которые, в соответствии с учением о ци, регулируют течение энергии. Диагноз ставится после прощупывания пульса на обеих руках. Пульс при этом методе определяется в трех зонах на каждой руке. Зоны, в свою очередь, имеют по два положения каждая: поверхностное и глубокое. Таким образом, все двенадцать положений соотносятся с двенадцатью меридианами и соответственно определяют их состояние.

1.5. Учение Конфуция

Конфуцианство возникло в VI в. до н.э. Его основатель Конфуций (551–479 гг. до н.э.).

Как свидетельствуют источники, Конфуций был правительственным сановником. Однако интриги чиновников вынудили его отказаться от поста, и 13 лет он провел как странствующий философ, старавшийся убедить правителей в необходимости проведения реформ на основании выдвигаемых им идей. Однако попытки его были безуспешными.

Труды Конфуция известны под названиями: «Древняя история», «Книга песнопений», «Книга церемоний», «Книга перемен» и «Анналы весны и осени». Конфуций умер разочарованным: его идеи не были приняты влиятельными лицами. Но, как это часто случается в истории, философские идеи Конфуция были восприняты и получили широкое распространение после его смерти.

Философия Конфуция. Учение Конфуция представляет философию этики, которая охватывает все области человеческой жизни, включая религию. Конфуций обращается к вопросам семьи, общества, государства и человека. Человеческую природу философ оценивал позитивно, хотя знал, что люди способны не только на добро, но и на зло. Однако он был уверен, что с помощью воспитания и доброго примера можно искоренить зло из жизни людей.

Времена Конфуция были временами междоусобных войн и смут. Поэтому свою главную задачу философ видел в том, чтобы установить мир и внести гармонию в жизнь людей. С этой целью он предлагал им следовать пяти главным добродетелям. Самой важной Конфуций считал добродетель «жэнь» (человечность, доброта и благоволение), которая заключается в том, чтобы желать благо другим.

Для пояснения роли каждой из добродетелей Конфуций берет в пример плодовое дерево. «Жэнь» (человечность) — это его корни, «ий» (справедливость) — ствол, «ли» (идеальное поведение) — ветви, «жи» (мудрость) — цветы и, наконец, «хсинь» (верность) — это плоды дерева добродетели. Добродетель — «ли» (идеальное поведение), по мнению Конфуция, должна играть самую важную роль в воспитании нравственности правителя и его народа. С помощью «ли» Конфуций считал возможным достичь общественной и политической гармонии, что, в свою очередь, должно привести к осуществлению высшей гармонии — между небом и землей. Конфуций не отвергал принципы инь и ян. Однако центральная идея учения даосизма — дао не отразилась в учении Конфуция. В его философской системе дао является не всеобщим, а лишь моральным принципом Вселенной.

Разница между конфуцианством и даосизмом заключается в том, что для достижения идеала даосизм предлагал учение, в основу которого заложена идея увэй — идея пассивности, бездеятельности. Конфуцианство же утверждало, что только работая над собой, человек может достичь нравственного совершенства. Даосисты это положение учения Конфуция расценивали как преступное вмешательство в деятельность всемогущего дао.

Отношение Конфуция к предкам. Конфуций учил, что лучше всех добродетель «ли» соблюдали предки, которые искали добра для общества и следовали благородным правилам поведения. Он приводил в пример легендарных древних вождей, правление которых не омрачено насилием. Личные моральные качества, руководившие ими, стремление к добродетельной жизни — вот что создавало им авторитет у народа. Конфуций считал важным знание истории, говорил о необходимости ее преподавания. Китайский философ верил, что идеальные правила существовали только в древности и что истинной цивилизации можно достичь только путем морально-нравственных улучшений природы человека. Для того чтобы человек смог занять достойное положение в обществе, он, по Конфуцию, должен полагаться не на рождение в благородной семье, а на самосовершенствование.

Правила пяти великих взаимоотношений. Для достижения высокой степени нравственности Конфуций предлагал людям правила так называемых пяти великих взаимоотношений, пяти основ благородного поведения:

1. Доброе отношение отца к сыну и почтительное отношение сына к отцу.

2. Мягкое отношение старшего брата к младшим и уважительное отношение младших братьев к старшему.

3. Праведное отношение мужа к жене и послушание жены мужу.

4. Отеческое отношение старших людей к младшим и почтительное отношение младших к старшим.

5. Великодушное отношение правителей к министрам и гражданам и верность министров и граждан своим правителям.

Конфуций верил, что во Вселенной принцип дао выражен понятием «тэ», силой, которая помогает людям придерживаться данных правил взаимоотношений. Она может помочь занимающим высокое положение относиться милостиво к нижестоящим, а нижестоящим помогает оказывать почтение и повиновение тем, кто занимает более высокое общественное положение. И если люди согласятся регулировать этими правилами отношения друг с другом, то не будет ни ссор, ни распрей, ни войн и в их жизни — семейной, общественной и государственной, воцарится гармония.

Сыновнее благочестие и сознание своего места. Следует подчеркнуть, что в соответствии с существовавшим в Китае древним культом — почитанием предков, Конфуций особенно подчеркивал важность сыновнего благочестия. Оно заключалось в повиновении сына отцу и вообще верности семье. Сын должен повиноваться отцу до смерти отца, а затем своему старшему брату. На отце лежит обязанность воспитать сына в добродетели. Поэтому отец должен вести себя по отношению к сыну так, чтобы тот смог проявить свою добродетель. Для того чтобы правило сыновнего благочестия соблюдалось, чтобы оно стало нормой жизни, каждый гражданин страны должен в точности знать обязанности, связанные с его положением, т.е. какие обязанности возлагаются на сына, отца, мужа, жену, правителя, подчиненного. Незнание этих правил или их несоблюдение приводит к хаосу в мышлении человека, что становится причиной его неконтролируемого, беспорядочного, своевольного поведения.

Путем принуждения нельзя привести людей к проявлению добродетели. Это стремление должно идти от сердца, рождаться на основе искренних побуждений. Но ведь искренние побуждения у человека могут быть не только добрыми, но и злыми. Как быть? Конфуций учил, что во всякое время человек должен придерживаться золотой середины.

Отношение Конфуция к религии. Что касается религии, то Конфуций ее не отвергал. Он исполнял принятые ритуалы и приносил жертвы духам предков. Однако все его внимание было направлено на то, чтобы быть полезным обществу. То, что приносило пользу обществу, Конфуций считал важным. Однажды кто — то его спросил, следует ли людям исполнять обязанности по отношению к предкам. Он ответил также вопросом: «Не научившись служить людям, можно ли служить духам?» В другом случае он высказался так: «Стремиться к тому, чтобы народ выполнял свой долг в почитании духов и душ умерших, но держаться от них подальше. Это и есть мудрость». Однако, несмотря на высказанные мысли, именно Конфуцию приписывается авторство «Книги перемен» (одной из книг «Пятикнижия»), которая обыкновенно использовалась китайцами для гаданий.

Взгляды Конфуция на политику. Конфуций учил, что улучшение положения в стране должно начинаться с правителей. Если они будут поступать честно и благородно, граждане скоро последуют их примеру. Для пояснения своей мысли Конфуций употребил такую метафору: «Добродетель князя подобна ветру, а добродетель народа подобна траве. Когда ветер подует, трава, естественно, согнется». Поэтому необходимо, чтобы правители, как это было в древности, являлись примером для граждан. Для того чтобы совершенствовать свой характер, правители должны следовать моральным законам дао, а для лучшего понимания дао следует развивать чувство «жэнь» — чувство человечности.

Философы Мэн-Цзы и Хань Фэй-Цзы. После смерти Конфуция довольно известными философами были Мэн — Цзы (около 371–298 гг. до н.э.), Хань Фэй-Цзы (около 298–238 гг. до н.э.).

Мэн — Цзы считается ортодоксальным конфуцианцем. Подобно Конфуцию, он учил, что в основе человеческой природы заложено добро, несмотря на то что не все люди достигают высокого уровня нравственности. Его известное изречение гласит: «Как вода в природе течет вниз, так и человек по природе добр». Кроме того, Мэн — Цзы учил, что Небо наблюдает за положением дел на земле, побуждая граждан восставать против злых правителей, чтобы освобождаться от зла и устанавливать добро.

Хань Фэй — Цзы отвергал идею природной доброты человека. Он считал, что человеку свойственно совершать зло. Поэтому он нуждается в воспитании и управлении на основе законов. Традиции, обычаи, ритуалы помогают сдерживать страсти человека, соблюдать в жизни порядочность и благопристойность. По его мнению, мудрые правители древности знали злую природу человека и поэтому установили точные правила, контролирующие поведение людей. Хань Фэй-Цзы не верил в существование чего-то сверхъестественного и в то, что Небо отвечает на молитвы. Он смотрел на вещи так, как смотрели на них даоисты, и был убежден, что существует только безличный путь всех вещей — дао. Кроме того, он не верил ни в демонов, ни в духов предков, полагая, что церемониальные обряды имеют значение лишь для живых людей. Они ничего не дают мертвым.

Культ Конфуция в Китае. Конфуцианство по сравнению с даосизмом занимало в Китае более высокое положение. На протяжении большей части исторического развития страны именно оно было ее официальной религией. Репутация Конфуция выросла до того, что в Китае во II в. до н.э. при императоре У-ди Конфуций был обожествлен, официально был принят культ Конфуция, а принципы конфуцианства канонизированы. Не признанному при жизни философу воздавали почести, его награждали титулами, в его честь строили храмы, ему приносили жертвы.

Видео:Философия на пальцах "Античность как исток философской мысли"Скачать

Философия на пальцах "Античность как исток философской мысли"

Исторические этапы развития философии

На протяжении всей истории формирования философского познания, учения постоянно менялись и совершенствовались. Отдельные этапы развития философии четко выделяют периоды изменения философской мысли. По ним можно проследить историю становления общества, развития науки и политики; предположить, какими будут дальнейшие варианты изменения аспектов бытия.

Видео:Волынская А.М. Учение В.И. Вернадского как вектор развития современной наукиСкачать

Волынская А.М. Учение В.И. Вернадского как вектор развития современной науки

Древний Восток

Философия исторический вектор развития

К учениям Древнего Востока относят школы, сформировавшиеся в Древнем Китае, Египте, Месопотамии, Индии. Появлению философской мысли способствовали особенности стран: их уровень развития экономической, социальной и политической сферы. Древние мыслители отходили от мистического понимания мира и постепенно вырабатывали рациональный взгляд на природу и людей.

Характерные черты философии Древнего Востока:

  • приближенность к предфилософии;
  • преемственность поколений, сохранение традиций;
  • естественно-научные знания вынесены за рамки философии;

Отсутствие упорядоченных философских систем не помешало народам Древнего Востока развивать науку и искусство. На территории Египта и Месопотамии были найдены первые рукописные труды. Возраст, сохранившихся архитектурных построек египтян, исчисляется тысячами лет, а открытия китайских и индийских врачевателей используются в современной медицине.

Видео:Что такое Позитивизм? И в чём его проблема...Скачать

Что такое Позитивизм? И в чём его проблема...

Античный период

Философия античного периода считается колыбелью науки, непосредственным началом зарождения философской мысли. Основной вопрос, которым задавались мыслители — принципы мироустройства. Они стремились понять законы природы, сущность человека и его место в мире. Вначале, философы в своих суждениях опирались на мифы: они наделяли явления природы чертами личности, а небесные светила считали божествами. Для раннего античного периода была характерна натурфилософия — восприятие мира как единой системы, части которой зависят друг от друга и развиваются параллельно.

Два ярчайших представителя античной эпохи: Демокрит и Платон. Они создали уникальные, противоречащие друг другу взгляды: материализм и идеализм. Демокрит за несколько веков до изобретения микроскопа смог предположить, что все вещества состоят из атомов — маленьких частиц, не видимых глазу. Платон придерживался иррационального подхода, пытаясь объяснить происхождение вещей с мистической точки зрения. Переломный момент в античной философии произошел в 5 веке до н. э., когда Сократ в центр философского познания поставил не природу, а человека.

Видео:Философия Канта за 10 минутСкачать

Философия Канта за 10 минут

Средневековье

В эпоху Средневековья, теология была неотъемлемо связана с философией. Философами считались религиозные деятели: богословы, пророки, учителя. Они занимались изучением и переводами религиозных текстов, проповедовали, укрепляли в странах Западной Европы христианство. Средневековье вошло в историю как период самого активного и безапелляционного насаждения религиозных догм. Церковь фактически управляла государством, ведя с несогласными жестокую борьбу. В философии не допускалось вольнодумия, от мыслителей требовали признания главенства веры над разумом.

Согласно представлениям христианства, Бог — творец мира: природы, Космоса и людей. Человек создан по образу Бога: помимо физического тела у него есть душа. Она живет вечно, а после смерти физического тела отправляется в Рай, к своему создателю. Но чтобы заслужить вечную жизнь в Раю, человек должен жить по заповедям, всегда между добром и злом выбирать добро. Души злых людей недостойны быть рядом с Богом, после смерти они попадают в Ад, где искупают свои грехи вечными страданиями.

Адаптированное христианское учение, преподававшееся в школах и университетах, называлось схоластикой. Она объединила в себе все религиозные тексты, с которым должен быть знаком человек, желавший заниматься наукой. Выдающийся философ Ф. Аквинский был первым мыслителем средневекового периода, попытавшимся соединить догматизм религии и развитие науки. Он считал, что познание не противоречит вере, если ученый руководствуется христианской моралью.

Видео:Великие философыСкачать

Великие философы

Эпоха Возрождения

Среди этапов философии, Возрождение (или Ренессанс) занимает особое место: это революционный период, освободивший науку от влияния религии. Главной проблемой философии становится человек: его происхождение, цель жизни, способы познания и творческие возможности. Человек приравнивается к Богу – будучи его творением, он сам может творить.

Особенности эпохи Возрождения:

  1. Культ искусства: наряду с учеными и политическими деятелями почитаются художники, поэты и драматурги.
  2. Повышенный интерес к красоте, в первую очередь, красоте человеческого тела.
  3. Переосмысление философии античности, частичный возврат к натурфилосфиии.
  4. Развитие общества: ориентация на человека и его потребности, зарождение гуманизма.

Знаменитые представители Ренессанса внесли огромный вклад в развитие мировой науки и культуры. Изобретения Леонардо да Винчи опережали время на столетия вперед, творения Шекспира, Данте, Микеланджело стали классикой литературы и живописи.

Философия исторический вектор развития

Видео:Основные этапы развития русской философии. КраткоСкачать

Основные этапы развития русской философии. Кратко

Новое время

Для философии Нового времени, центром изучения остается человек и общество. Она придерживается гносеологического подхода: понимание мироустройства возможно благодаря познанию. Инструмент познания — логика, рациональное мышление.

Признаки философии Нового времени:

  • изучение методов познания, придание им первостепенной важности;
  • наукоцентризм — наука ставится выше всего остального, философия воспринимается как один из инструментов развития научного знания;
  • создание сводов законов — общественная жизнь претерпевает изменения, подчиняясь новым политическим, правовым, моральным нормам;
  • практический подход довлеет над теоретическим.

Философия Нового времени создала базу для развития научного подхода, применяемого в современной философии. Благодаря открытиям Канта, Локка, Гегеля, Ницше стали возможны фундаментальные изменения в социуме, появились предпосылки к техническому прогрессу.

Видео:2.4 Античная философия: Сократ, Платон, Аристотель - Философия для бакалавровСкачать

2.4 Античная философия: Сократ, Платон, Аристотель - Философия для бакалавров

Период развития классической философии

Для классической и постклассической школы характерен отказ от рационализма, как единственного способа познания. Мыслители отказались и от четкого разграничения концепций идеализма и материализма. Догматизм и опора философской мысли на авторитеты также отошли в прошлое.

Характерные черты классического периода:

  1. Множественность предметов изучения. Появляется много новых предметов изучения, и вследствие этого — новые направления философии.
  2. Плюрализм. Классическая философия поощряет появление разнообразных направлений, основанных на материалистической и идеалистической концепции. Среди мыслителей встречаются как рационалисты и атеисты, так и приверженцы интуитивного подхода. Ни одно из учений не наделяется особой значимостью, допустимы любые способы познания.
  3. Антропоцентризм. Главный предмет изучения — человек. Он рассматривается комплексно, мыслители стараются найти ответы на все, возникающие перед ними, вопросы: смысл жизни, кризис личности, роль человека в мировой истории.
  4. Толерантность. Представители школ, использующих диаметрально противоположные подходы, не вступают в открытую конфронтацию. Они стремятся к диалогу и поиску компромисса.

Большинство представителей классического периода — немецкие философы. Классическая немецкая философия сформировала основные постулаты, перешедшие в новейшую философию.

Видео:2.3 Античная философия: досократики - Философия для бакалавровСкачать

2.3 Античная философия: досократики - Философия для бакалавров

Новейшая философия

Философия исторический вектор развития

Современная или новейшая философия начала свою историю с критического анализа немецкого идеализма, в частности, концепции Гегеля. Главные постулаты эпохи Просвещения и немецкого идеализма теперь воспринимаются как абстрактные понятия, не имеющие под собой рациональной основы. Чистый разум уступает место разуму зависимому, подверженному влиянию различных внешних обстоятельств.

В 20 веке возникают новые направления: феноменология и аналитическая философия. Они становятся ведущими и определяют развитие учения и в 21 веке.

📽️ Видео

Философия Гегеля за 10 минутСкачать

Философия Гегеля за 10 минут
Поделиться или сохранить к себе: