Линейными являются алгоритмы отпирания дверей, заваривания чая, приготовление одного бутерброда. Линейный алгоритм применяется при вычислении арифметических выражений, если в нем используются только сложение и вычитание.
дано (перечисляются аргументы)
надо (перечисляются результаты)
кон
алг открой замок
нач
достань ключ
вставь в замочную скважину
поверни налево два раза
(замок открыт)
Какое из приведенных описаний удовлетворяет требованиям описания алгоритма на алгоритмическом языке (что пропущено в каждом случае). Укажите под какой буквой дана правильная запись.
Простейшие линейные программы.
Программа — набор инструкций для вычислительных машин и устройств. В языке программирования Бейсик используют следующие операторы:
REM — записываются комментарии к программе. Компьютер на этот оператор внимание не обращает.
PRINT (?) -позволяет выводить результаты на экран, выражение заключённое в кавычки выводится без изменения.
INPUT — позволяет вводить данные в результате выполнения программы, встретив оператор INPUT компьютер на экране печатает знак вопроса и ждет ввода данных.
END — указывает на завершение программы.
Для начала строчки программы можно нумеровать в порядке возрастания.
20 INPUT «Введи радиус круга, R и П«; R, П
1. Определить среднюю экономию горюче-смазочных материалов в автобусном парке за месяц, если известна средняя экономия в день по бензину, дизельному топливу, солидолу.
20 INPUT «ВВЕДИ бензин-В, диз.топ.-D, солидол-С, кол-во дней -N»; B, D, C, N
20 INPUT «ВВЕДИ T1, T2, T3, T4, T5»; T1, T2, T3, T4, T5
30 T=T1 + T2 + T3 + T4 + T5
50 ? «за сутки»; N; «циклов»
40 ? «подоходный налог составляет»; N; «руб»
Видео:Длина окружности. Площадь круга - математика 6 классСкачать
Задача. Вычислить площадь круга.
Дано: R, радиус круга.
Требуется: S, площадь руга.
Запишем алгоритм словесно (на русском языке). То есть запишем последовательность команд, выполнение которых позволит при заданном значении радиуса круга найти его площадь:
Прочесть (получить) значение R. (ВВОД ДАННЫХ)
Присвоить переменной S значение выражения 3,14*R*R. (КОМАНДА ПРИСВАИВАНИЯ)
Записать (вывести) полученное значение S. (ВЫВОД РЕЗУЛЬТАТА)
Короче можно записать так:
Прочесть значение R
Записать значение S
Знак «:=» означает «присвоить». Запись А:=А+2 в программировании она означает команду присваивания. Сначала исполнитель вычисляет значение выражения, стоящего в правой части, а затем полученное значение присваивает переменной, стоящей в левой части. Например, после выполнения команд х:=3; х:=х*5 переменная х примет значение 15.
Графическая форма представления основана на замене типичных алгоритмических команд определенными геометрическими фигурами.
Разветвляющиеся алгоритмы. Команда ветвления.
Существует широкий круг задач, при решении которых необходимо сделать определенный выбор в зависимости от выполнения некоторых условий. Процесс решения таких задач описывается алгоритмом, тип которого определяется как ветвящийся (разветвляющийся). В разветвляющихся алгоритмах принцип линейного автоматического перехода от команды к команде, от действия к действию в порядке естественного следования не является всеобщим, так как иногда возникает необходимость произвольного перехода к предписанию, то есть нарушения линейности переходов. Ветвящиеся алгоритмы допускают два способа представления — графический и словесный.
При графическом представлении алгоритма ветвление (развилка, выбор дальнейших действий) организуется с помощью логического элемента (ромб с записанным внутри условием), имеющего один вход и несколько (в простейшем случае — два) выходов. Назначение логического элемента — проверка заданного условия. В зависимости от выполнения (истинности) или невыполнения (ложности) проверяемого условия возможен выход соответственно на ветвь «Да» или «Нет». Пример:
Задача: вычислить y=|x|.
Дано: х – значение аргумента.
Требуется: у – значение функции. Связь: y =
Словесное представление:
Прочесть значение x.
Записать значение у
Упражнение.Какое значение примет Z в результате выполнения алгоритма
ЕСЛИ X>Y, ТО Z:=X*X+Y
Вид получившейся графической схемы объясняет, почему алгоритм, соответствующий ей, назвали ветвящимся. Кроме того, на схеме наглядно проявляется важное свойство ветвящихся алгоритмов: их исполнение всегда проходит только по одному из возможных путей, который определяется конкретными текущими условиями, причем в каждом случае от начала алгоритма (входа) до его конца (выхода). Это свойство присуще всякому логически правильно составленному алгоритму и является признаком правильной организации ветвлений.
Составляя алгоритм решения задачи о вычислении абсолютной величины заданного значения переменной, мы получили так называемую полную условную конструкцию. Общий вид полной условной конструкции, реализующей ветвление при графическом представлении алгоритма, изображен на рисунке
Здесь Q — проверяемое условие; P1, P2, …, Pn — действия, которые должны быть выполнены в случае истинности условия Q (положительная ветвь ветвления); T1, T2, …, Tm — действия, выполняемые, если условие Q ложно (отрицательная ветвь ветвления).
При словесном представлении алгоритма полная условная конструкция реализуется командой ветвления вида:
Циклические алгоритмы. Команда повторения
При составлении алгоритмов решения достаточно большого круга задач нередко возникает потребность в неоднократном повторении одних и тех же команд. Алгоритм, составленный с использованием многократных повторений одних и тех же действий (циклов), называется циклическим.
Однако «неоднократно» не значит «до бесконечности». Организация циклов, никогда не приводящая к остановке в выполнении алгоритма (так называемое «зацикливание»), является нарушением требования его результативности — получения результата за конечное число шагов.
Рассмотрим графическое представление циклического блока алгоритма. В него входят в качестве базовых следующие структуры: логический элемент с проверкой условия Р и блок S, называемый телом цикла. Здесь тело цикла S расположено после проверки условия Р (цикл с предусловием), поэтому может случиться, что при определенных условиях блок S не выполнится ни разу. Такой вариант организации цикла, управляемый предусловием, называется цикл-пока. При словесном представлении алгоритма команда, организующая повторение в цикле-пока имеет вид:
Пока Р повторять
S
Конец цикла
Таким образом, если Р не выполняется, то предусмотрен выход из цикла на команду, записанную после строки «Конец цикла». Здесь условие Р — это условие на продолжение цикла.
Возможен другой случай, когда тело цикла S выполняется по крайней мере один раз и будет повторяться до тех пор, пока не выполнится условие Р. Такая организация цикла, когда тело цикла, расположено перед проверкой условия Р, носит название цикла с постусловием или цикла-до. Истинность условия Р в этом случае — причина окончания цикла. Команда, организующая цикл-до, приведена ниже:
Повторять
S
Пока не Р
Конец цикла
Отметим основное отличительное свойство циклических алгоритмов: количество действий, исполняемых в процессе выполнения алгоритма, может существенно превышать количество команд, из которых организован цикл. Чтобы в этом убедиться, достаточно алгоритм «проиграть», то есть выполнить его шаг за шагом при некоторых наборах допустимых исходных данных, перевоплотившись в предполагаемого педантичного исполнителя. (Отметим также, что перед началом этапа программирования полезно проводить указанным образом «проигрывание» любого алгоритма, так как эта процедура позволяет легко обнаружить ошибки, допущенные в логической организации алгоритма).
Для примера напишем блок-схему алгоритма вычисления суммы всех натуральных чисел от 1 до введенного пользователем N. Надо отметить, что можно было бы обойтись линейным алгоритмом, используя формулу суммы n членов арифметической прогрессии. Однако нам интересно именно на этом простом примере проиллюстрировать работу циклического алгоритма.
Наша цель – получить тело цикла, т.е. блок команд, который будет повторяться несколько раз.
Шаг | ||||
S:=0; | Усовершенствуем, программу, введя новую переменную i, которая пробегала бы все числа от 1 до 100. | S:=0; | S:=0; i:=0; | |
S:=S+1; | i:=1; S:=S+i; | i:=i+1; S:=S+i; | ||
S:=S+2; | i:=2; S:=S+i; | i:=i+1; S:=S+i; | ||
S:=S+3; | i:=3; S:=S+i; | i:=i+1; S:=S+i; | ||
… | … | … | ||
S:=S+100; | i:=100; S:=S+i; | i:=i+1; S:=S+i; |
Итак, тело нашего цикла:
Найдем условие продолжения цикла. Так как перед входом в цикл значение переменной i равно 0. Поставим условие продолжения , , =. Любой порядковый тип является упорядоченным, но не наоборот. Так вещественные типы и тип string упорядоченные, но не порядковые.
Целые типы
В языке Турбо Паскаль определено 5 целых типов:
Shortint (-128 . 127, 1 байт),
Integer (-32767 . 32768, 2 байта),
Longint (-2147483648 . 2147483647, 4 байта),
Byte (0 . 255, 1 байт),
Word (0 . 65535, 2 байта).
Для целых чисел определены такие операции. Унарные: +,-. Бинарные: сложение, вычитание, умножение, получение частного (div) и остатка (mod) при целочисленном делении и некоторые другие. Также с целыми числами можно производить операции, результаты которых не целые числа. Это обычное деление и операции отношения. Кроме того, имеется большое количество встроенных функций для работы с целыми числами: abs, sqr, sqrt, sin, cos, exp, ln и др.
Вещественные типы
В Турбо Паскале имеется 5 вещественных типов.
Real (занимает 6 байт, диапазон от 2.9E-39 до 1.7E+38 по модулю, точность 11-12 значащих цифр)
Single(занимает 4 байта, диапазон от 1.5E-45 до 3.4E+38 по модулю, точность 7-8 значащих цифр)
Double(занимает 8 байт, диапазон от 5.0Е-324 до 1.7Е+308по модулю,точность 15-16 значащих цифр)
Extended (занимает 10 байт, диапазон от 3.4E-4932 до 1.1E+4932 по модулю, точность19-20 значащих цифр).
Comp(занимает 8 байт, диапазон от -9.2E-18 до 9.2E+18, хранятся точно, поскольку это целые числа)
Вещественные типы являются упорядоченными, но не порядковыми. Операции над вещественными числами: сложение ,вычитание, умножение, деление и операции отношения. Кроме того, имеется большое количество встроенных функций для работы с числами: abs, sqr, sqrt, sin, cos и т.п.
Вещественные числа хранятся неточно. Каждый из имеющихся вещественных типов гарантирует правильное хранение только определенного количества значащих цифр, их называют верными цифрами. С математической точки зрения, из за особенностей внутреннего представления речь идет об относительной погрешности.
Неточности в хранении вещественных чисел могут привести к тому, что при вычитании близких чисел может произойти потеря значимости. Это же объясняет, почему следует избегать сравнения вещественных величин на точное равенство.
ПРИМЕР: тип Single — хранится 7-8 знаков после десятичной точки, тип Double — 15-16, тип Extended — 19-20.
program sravnenie;
var x : single; y : double; z : extended;
Begin
writeln(‘z=’,z);
end.
Эта программа выдаст в результате число z=9.93410748106882E-0009. Обычно принято считать, что a=b, если выполняется условие abs(a-b) 5)
3. Заданное натуральное число N является двузначным и кратно K.
(N >= 10) And (N C) And (A + C > B) And (B + C > A) And
((A = B) Or (B = C) Or (A = C))
(A + B > C) And (A + C > B) And (B + C > A) And
9. Прямоугольник с измерениями A, B подобен прямоугольнику с соответствующими измерениями C, D.
Abs(A / C — B / D) 0)
11. Дано натуральное число N — некоторый год. Этот год является високосным.
(N Mod 4 = 0) And (N Mod 100 0) Or (N Mod 400 = 0)
(N Mod 4 = 0) And Not((N Mod 100 = 0) Xor (N Mod 400 = 0))
Переменные логического типа Boolean занимают в памяти один байт и могут принимать одно из двух значений False — ложное или True — истинное. Этот тип является порядковым (Ord(False) = 0, Ord(True) = 1) и, следовательно, упорядоченным. Результат любых операций сравнения имеет логический тип и может быть присвоен логической переменной. Для операндов типа boolean определены следующие логические операции: NOT — отрицание (превращает false в true, а true в false), AND — логическое умножение «и», OR – логическое сложение «или», XOR — исключающее или (true если операнды разные). Принцип действия этих операций можно проиллюстрировать такими схемами:
Символьный тип
Символьный тип Char также называют литерным. Он позволяет работать с символами, которые записываются двумя способами: в одинарных кавычках или по их коду, например ‘a’, ‘B’, ‘*’ или, что то же самое, #97, #130, #42. В отличие от текста программы на паскале, символы, соответствующие строчным и заглавным буквам различаются. Множество значений типа Char представляет собой полный набор ASCII — символов (американская стандартная кодировка). В компьютере хранятся шестнадцатеричные коды символов (1 байт), которые и используются в операциях отношения (сравнения). Функция Ord выдает код соответствующего символа, который может быть от 0 до 255. Обратной функцией, которая по коду выдает соответствующий символ, является функция Chr.
Дата добавления: 2015-12-08 ; просмотров: 2134 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Видео:9 класс, 24 урок, Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороныСкачать
Решение задач. День первый. Задачи Begin1-10
Итак, с сегодняшнего дня мы начинаем вести новую рубрику: «Решение задач», в которой будем рассматривать задачи, взятые из сборника М.Э.Абрамяна «1000 ЗАДАЧ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ».
Открыв задачник и прочитав аннотацию, Вы, скорее всего, озадачитесь тем, что данное пособие предназначено для студентов механико-математического, физического и экономического факультетов, но смею Вас заверить, что это весьма универсальная книга, которая подходит как студентам, так и школьникам. Возможно, задачи из первых разделов книги покажутся Вам простыми — в этом случае используйте наш разбор только для проверки своих решений; но если же по каким-либо причинам решить задачи Вы не в состоянии, то тогда присоединяйтесь к нам.
Begin1. Дана сторона квадрата a. Найти его периметр P = 4·a.
Прежде всего напомню, что для ввода и вывода информации, в Паскале используют следующие операторы:
- Read (Readln) — ввод значений с клавиатуры;
- Write (Writeln) — вывод результата (и вообще чего-либо) на экран.
Блок-схема
Таким образом, решение задачи становится очевидным.
Begin2. Дана сторона квадрата a. Найти его площадь S = a 2 .
При решении данной задачи воспользуемся функцией sqr . Можно, конечно, вычислять квадрат, умножая число само на себя (S=a*a), но при вводе действительно больших чисел наша программа будет выполняться гораздо дольше, нежели при использовании sqr .
Блок-схема
Begin3°. Даны стороны прямоугольника a и b. Найти его площадь S = a·b и периметр P = 2·(a + b).
Да, задача по сути своей проста и подобна предыдущим, поэтому поскорее составим к ней решение и перейдем к следующей.
Блок-схема
Begin4. Дан диаметр окружности d. Найти ее длину L = π·d. В качестве значения π использовать 3.14.
У вас, наверняка, возникает вопрос π — это константа или переменая? Так как π не изменяется в течение программы, π — константа. Вообще в Паскале уже встроена такая константа, но ее значение:
А так как в условии задачи указано, что в качестве значения π нужно использовать 3.14, то следует объявить π в разделе описания констант.
Блок-схема
Begin5. Дана длина ребра куба a. Найти объем куба V = a 3 и площадь его поверхности S = 6·a 2 .
Для решения задачи используем функцию power(x, a), где a — степень, x — число возводимое в степень (разумеется, использовать ее мы будем только для возведения числа в третью степень, квадрат числа по-прежнему находим с помощью sqr(x) ).
Блок-схема
Begin6. Даны длины ребер a, b, c прямоугольного параллелепипеда. Найти его объем V = a·b·c и площадь поверхности S = 2·(a·b + b·c + a·c).
Блок-схема
Begin7°. Найти длину окружности L и площадь круга S заданного радиуса R:
L = 2·π·R, S = π·R 2 .
В качестве значения π использовать 3.14.
Блок-схема
Begin8. Даны два числа a и b. Найти их среднее арифметическое: (a + b)/2.
Блок-схема
Begin9. Даны два неотрицательных числа a и b. Найти их среднее геометрическое, то есть квадратный корень из их произведения: √(a*b).
Напомню, что для нахождения квадратного корня мы используем функцию sqrt .
Блок-схема
Begin10. Даны два ненулевых числа. Найти сумму, разность, произведение и частное их квадратов.
Блок-схема
Ну вот и все. Следующая публикация с решением задач выйдет в ближайшие дни.
🎥 Видео
Длина окружности. Площадь круга. 6 класс.Скачать
Блок-схемы для начинающих (Блок схемы алгоритмов)Скачать
Длина окружности. Математика 6 класс.Скачать
Вычисление площади круга и длинны окружности по заданному радиусу в Паскаль с применением константыСкачать
Блок-схема циклического алгоритма. Вычисление n!Скачать
Площадь круга. Математика 6 класс.Скачать
ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ и ПЛОЩАДЬ КРУГА 9 класс геометрия АтанасянСкачать
15 Задача: Вычислить площадь и длину окружности круга при помощи PythonСкачать
КАК НАЙТИ ПЛОЩАДЬ КРУГА, ЕСЛИ ИЗВЕСТЕН ДИАМЕТР? Примеры | МАТЕМАТИКА 6 классСкачать
Центр кругаСкачать
Лучший способ найти площадь кругаСкачать
Как находить площадь любой фигуры? Геометрия | МатематикаСкачать
Математика это не ИсламСкачать
Площадь сектора и сегмента. 9 класс.Скачать
Самый подробный урок про Блок-схемы, Понимание, Чтение и Создание блок-схемСкачать
Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
Вычисление площади и периметра прямоугольника в ПаскальСкачать
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника,его стороны и радиуса вписанной окружностиСкачать