Рассмотрим кинематику движения протяженного тела, размерами которого в условиях рассматриваемой задачи пренебречь нельзя. Тело будем считать недеформируемым, другими словами, — абсолютно твердым.
Движение, при котором любая прямая, связанная с движущимся телом, остается параллельной самой себе, называется поступательным.
Под прямой «жестко связанной с телом» понимается такая прямая, расстояние от любой точки которой до любой точки тела остается постоянным при его движении.
Поступательное движение абсолютно твердого тела можно охарактеризовать движением какой-либо точки этого тела, так как при поступательном движении все точки тела движутся с одними и теми же скоростями и ускорениями, а траектории их движения конгруэнтны. Определив движение какой-нибудь из точек твердого тела, мы вместе с тем определим движение всех остальных его точек. Поэтому при описании поступательного движения не возникает новых проблем по сравнению с кинематикой материальной точки. Пример поступательного движения показан на рис. 2.20.
Рис.2.20. Поступательное движение тела
Пример поступательного движения показан на следующем рисунке:
Рис.2.21. Плоское движение тела
Другой важный частный случай движения твердого тела — это движение, при котором две точки тела остаются неподвижными.
Движение, при котором две точки тела остаются неподвижными, называется вращением вокруг неподвижной оси.
Прямая, соединяющая эти точки, также неподвижна и называется осью вращения.
Рис.2.22. Вращение твердого тела
При таком движении все точки тела движутся по окружностям, расположенным в плоскостях, перпендикулярных оси вращения. Центры окружностей лежат на оси вращения. При этом ось вращения может находиться и вне тела.
Видео 2.4. Поступательное и вращательное движения.
Угловая скорость, угловое ускорение. При вращении тела вокруг какой-либо оси все его точки описывают окружности различного радиуса и, следовательно, имеют различные перемещения, скорости и ускорения. Тем не менее, можно описать вращательное движение всех точек тела одинаковым образом. Для этого используют иные (по сравнению с материальной точкой) кинематические характеристики движения — угол поворота , угловую скорость , угловое ускорение .
Рис. 2.23. Вектора ускорения точки, движущейся по окружности
Роль перемещения при вращательном движении играет вектор малого поворота , вокруг оси вращения 00′ (рис. 2.24.). Он будет одинаков для любой точки абсолютно твердого тела (например, точек 1, 2, 3 ).
Рис. 2.24. Вращение абсолютно твердого тела вокруг неподвижной оси
Модуль вектора поворота равен величине угла поворота причем угол измеряется в радианах.
Направлен вектор бесконечно малого поворота по оси вращения в сторону движения правого винта (буравчика), вращаемого в том же направлении, что и тело.
Видео 2.5. Конечные угловые перемещения — не векторы, так как не складываются по правилу параллелограмма. Бесконечно малые угловые перемещения – векторы.
Векторы, направления которых связаны с правилом буравчика, называют аксиальными (от англ. axis — ось) в отличие от полярных. векторов, которыми мы пользовались ранее. Полярными векторами являются, например, радиус-вектор, вектор скорости, вектор ускорения и вектор силы. Аксиальные векторы называют также псевдовекторами, так как они отличаются от истинных (полярных) векторов своим поведением при операции отражения в зеркале (инверсии или, что то же самое, переходе от правой системы координат к левой). Можно показать (это будет сделано позже), что сложение векторов бесконечно малых поворотов происходит так же как и сложение истинных векторов, то есть по правилу параллелограмма (треугольника). Поэтому, если операция отражения в зеркале не рассматривается, то отличие псевдовекторов от истинных векторов никак не проявляет себя и обходиться с ними можно и нужно как с обычными (истинными) векторами.
Отношение вектора бесконечно малого поворота ко времени, за которое этот поворот имел место
называется угловой скоростью вращения.
Основной единицей измерения величины угловой скорости является рад/с. В печатных изданиях, по причинам никакого отношения к физике не имеющим, нередко пишут 1/с или с -1 , что, строго говоря, неверно. Угол — величина безразмерная, но единицы его измерения различны (градусы, румбы, грады …) и их необходимо указывать, хотя бы во избежание недоразумений.
Видео 2.6. Стробоскопический эффект и его использование для дистанционного измерения угловой скорости вращения.
Угловая скорость как и вектор , которому она пропорциональна, является аксиальным вектором. При вращении вокруг неподвижной оси угловая скорость не меняет своего направления. При равномерном вращении остается постоянной и ее величина, так что вектор . В случае достаточного постоянства во времени величины угловой скорости вращение удобно охарактеризовать его периодом Т :
Период вращения — это время, за которое тело совершает один оборот (поворот на угол 2π) вокруг оси вращения.
Слова «достаточного постоянства» означают, очевидно, что за период (время одного оборота) модуль угловой скорости меняется несущественно.
Часто используют также число оборотов в единицу времени
При этом в технических приложениях (прежде всего, всякого рода двигатели) в качестве единицы времени общепринято брать не секунду, а минуту. То есть угловая скорость вращения указывается в оборотах в минуту. Как легко видеть, связь между (в радианах в секунду) и (в оборотах в минуту) следующая
Направление вектора угловой скорости показано на рис. 2.25.
Рис. 2.25. Направление вектора угловой скорости
По аналогии с линейным ускорением вводится угловое ускорение как скорость изменения вектора угловой скорости. Угловое ускорение также является аксиальным вектором (псевдовектором).
Угловое ускорение — аксиальный вектор, определяемый как производная по времени от угловой скорости
При вращении вокруг неподвижной оси, в более общем случае при вращении вокруг оси, которая остается параллельной самой себе, вектор угловой скорости также направлен параллельно оси вращения. При возрастании величины угловой скорости || угловое ускорение совпадает с ней по направлению, при убывании — направлено в противоположную сторону. Подчеркнем, что это лишь частный случай неизменности направления оси вращения, в общем случае (вращение вокруг точки) ось вращения сама поворачивается и тогда сказанное выше неверно.
Связь угловых и линейных скоростей и ускорений. Каждая из точек вращающегося тела движется с определенной линейной скоростью , направленной по касательной к соответствующей окружности (см. рис. 19). Пусть материальная точка вращается вокруг оси 00′ по окружности радиусом R. За малый промежуток времени она пройдет путь , соответствующий углу поворота . Тогда
Переходя к пределу , получим выражение для модуля линейной скорости точки вращающегося тела.
Напомним, здесь R — расстояние от рассматриваемой точки тела до оси вращения.
Рис. 2.27. Направление движения искр при заточке инструментов.
Так как нормальное ускорение равно
то с учетом соотношения для угловой и линейной скорости получаем
Нормальное ускорение точек вращающегося твердого тела часто называют центростремительным ускорением.
Дифференцируя по времени выражение для , находим
где — тангенциальное ускорение точки, движущейся по окружности радиусом R.
Таким образом, как тангенциальное, так и нормальное ускорения растут линейно с ростом радиуса R — расстояния от оси вращения. Полное ускорение также линейно зависит от R :
Пример. Найдем линейную скорость и центростремительное ускорение точек, лежащих на земной поверхности на экваторе и на широте Москвы ( = 56°). Мы знаем период вращения Земли вокруг собственной оси Т = 24 часа = 24х60х60 = 86 400 с. Отсюда находится угловая скорость вращения
Средний радиус Земли
Расстояние до оси вращения на широте равно
Отсюда находим линейную скорость
и центростремительное ускорение
На экваторе = 0, cos = 1, следовательно,
На широте Москвы cos = cos 56° = 0,559 и получаем:
Мы видим, что влияние вращения Земли не столь велико: отношение центростремительного ускорения на экваторе к ускорению свободного падения равно
Тем не менее, как мы увидим в дальнейшем, эффекты вращения Земли вполне наблюдаемы.
Связь между векторами линейной и угловой скорости. Полученные выше соотношения между угловой и линейной скоростью записаны для модулей векторов и . Чтобы записать эти соотношения в векторном виде, используем понятие векторного произведения.
Пусть 0z — ось вращения абсолютно твердого тела (рис. 2.28).
Рис. 2.28. Связь между векторами линейной и угловой скорости
Точка А вращается по окружности радиусом R. R — расстояние от оси вращения до рассматриваемой точки тела. Примем точку 0 за начало координат. Тогда
то по определению векторного произведения, для всех точек тела
Здесь — радиус-вектор точки тела, начинающийся в точке О, лежащей в произвольном фиксированном месте, обязательно на оси вращения
Но, с другой стороны
Первое слагаемое равно нулю, так как векторное произведение коллинеарных векторов равно нулю. Следовательно,
где вектор R перпендикулярен оси вращения и направлен от нее, а его модуль равен радиусу окружности, по которой движется материальная точка и начинается этот вектор в центре этой окружности.
Рис. 2.29. К определению мгновенной оси вращения
Нормальное (центростремительное) ускорение также можно записать в векторной форме:
причем знак «–» показывает, что оно направлено к оси вращения. Дифференцируя соотношение для линейной и угловой скорости по времени, находим для полного ускорения выражение
Первое слагаемое направлено по касательной к траектории точки на вращающемся теле и его модуль равен , поскольку
Сравнивая с выражением для тангенциального ускорения, приходим к выводу, что это — вектор тангенциального ускорения
Следовательно, второе слагаемое представляет собой нормальное ускорение этой же точки:
Действительно, оно направлено вдоль радиуса R к оси вращения и его модуль равен
Поэтому данное соотношение для нормального ускорения является другой формой записи ранее полученной формулы.
- Матрицы поворота, углы Эйлера и кватернионы (Rotation matrices, Euler angles and quaternions)
- Матрицы поворота и углы Эйлера
- Axis Angle представление вращения
- Кватернионы
- Основные операции над кватернионами
- Сложение, вычитание и умножение на скаляр.
- Норма и модуль
- Обратный кватернион или сопряжение ( conjugate )
- Инверсный (inverse) кватернион
- Тождественный кватернион
- Скалярное произведение
- Вращение 3d вектора
- Умножение кватернионов
- Конвертирование между кватернионом и Axis Angle представлением
- Конвертирование кватерниона в матрицу поворота
- Конвертирование матрицы поворота в кватернион
- Вектор угла поворота что это
- 📸 Видео
Видео:18+ Математика без Ху!ни. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.Скачать
Матрицы поворота, углы Эйлера и кватернионы (Rotation matrices, Euler angles and quaternions)
Объект обычно определяется в удобной для его описания локальной системе координат (ЛСК), а его положение в пространстве — в глобальной системе координат (ГСК).
В трёхмерном пространстве переход из одной СК в другую описывается в общем случае системой линейных уравнений:
Уравнения могут быть записаны через матрицы аффинных преобразований в однородных координатах одним из 2-х способов:
В ортогональных СК оси X, Y и Z взаимно перпендикулярны и расположены по правилу правой руки:
На рисунке справа большой палец определяет направление оси, остальные пальцы — положительное направление вращения относительно этой оси.
Все три вектора направлений есть единичными.
Ниже приводится единичная матрица для 2-х способов записи уравнений геометрических преобразований. Такая матрица не описывает ни перемещения, ни вращения. Оси ЛСК и ГСК совпадают.
Далее рассматривается матрица для второго способа матричной записи уравнений (матрица справа). Этот способ встречается в статьях значительно чаще.
При использовании матрицы вы можете игнорировать нижнюю строку. В ней всегда хранятся одни и те же значения 0, 0, 0, 1. Она добавлена для того, чтобы мы могли перемножать матрицы (напомню правило перемножения матриц и отмечу, что всегда можно перемножать квадратные матрицы). Подробнее см. Композиция матриц. Однородные координаты.
Остальные 12 значений определяют координатную систему. Первый столбец описывает компоненты направления оси X(1,0,0). Второй столбец задает направление оси Y(0,1,0), третий – оси Z (0,0,1). Последний столбец определяет положение начала системы координат (0,0,0).
Как будет выглядеть матрица Евклидового преобразования (преобразование движения) для задания ЛСК , с началом в точке (10,5,0) и повёрнутой на 45° вокруг оси Z глобальной СК, показано на рисунке.
Рассмотрим сначала ось X. Если новая система координат повернута на 45° вокруг оси z, значит и ось x повернута относительно базовой оси X на 45° в положительном направлении отсчета углов. Таким образом, ось X направлена вдоль вектора (1, 1, 0), но поскольку вектор системы координат должен быть единичным, то результат должен выглядеть так (0.707, 0.707, 0). Соответственно, ось Y имеет отрицательную компоненту по X и положительную по Y и будет выглядеть следующим образом (-0.707, 0.707, 0). Ось Z направления не меняет (0, 0, 1). Наконец, в четвертом столбце вписываются координаты точки начала системы координат (10, 5, 0).
Частным случаем матриц геометрических преобразований есть матрицы поворота ЛСК относительно базовых осей ГСК. Вектора осей ЛСК здесь выражены через синусы и косинусы углов вращения относительно оси, перпендикулярной к плоскости вращения.
От матрицы преобразований размером 4*4 можно перейти непосредственно к матрице поворота 3*3, убрав нижний ряд и правый столбец. При этом, система линейных уравнений записывается без свободных элементов (лямда, мю, ню), которые определяют перемещение вдоль осей координат.
Путем перемножения базовых матриц можно получать комбинированные вращения. Ниже рассмотрены возможности комбинировать вращениями через матрицы поворота на примерах работы с углами Эйлера.
Видео:Матрица поворотаСкачать
Матрицы поворота и углы Эйлера
От выбора осей и последовательности вращения зависит конечный результат. На рисунках отображена следующая последовательность вращения относительно осей ЛСК:
- оси Z (угол alpha);
- оси X (угол beta);
- оси Z (угол gamma).
Получил от читателя этой статьи вопрос: «Как понять, из каких углов поворота вокруг осей X,Y,Z можно получить текущее положение объекта, когда в качестве задания мы уже имеем повернутый объект, а нужно вывести его в это положение, последовательно повернув его из какого-то начального положения до полного совмещения с заданным?»
Мой ответ: «Если я правильно понял вопрос, то Вас интересует, как от начального положения перейти к заданному положению объекта, используя для этого элементарные базовые аффинные преобразования.
Начну с аналогии. Это как в шахматах. Мы знаем как ходит конь. Необходимо переместить его в результате многоходовки в нужную клетку на доске — при условии, что это возможно.
Подробно эта проблематика рассмотрена в статье Преобразование координат при калибровке роботов.
Умение правильно выбирать последовательность элементарных геометрических преобразований помогает в решении множества других задач (см. Примеры геометрических преобразований).»
Можно получить результирующую матрицу, которая определяет положение ГСК относительно ЛСК. Для этого необходимо перемножить матрицы с отрицательными углами в последовательности выполнения поворотов:
Почему знак угла поворота меняется на противоположный? Объяснение этому простое. Движение относительно. Абстрагируемся и представим, что ГСК меняет положение относительно неподвижной ЛСК. При этом направление вращения меняется на противоположное.
Перемножение матриц даст следующий результат:
Результирующую матрицу можно использовать для пересчета координат из ГСК в ЛСК:
Для пересчета координат из ЛСК в ГСК используется результирующая обратная матрица.
В обратной матрице последовательность поворота и знаки углов меняются на противоположные (в рассматриваемом примере снова на положительные) по сравнению с матрицей определения положения ГСК относительно ЛСК.
Перемножение матриц даст следующий результат:
Выше был рассмотрен случай определения углов Эйлера через вращение относительно осей ЛСК. То же взаимное положение СК можно получить, выполняя вращение относительно осей ГСК:
- оси z (угол (gamma+pi/2));
- оси y (угол угол beta);
- оси z (угол (-alpha)).
Определение углов Эйлера через вращение относительно осей ГСК позволяет также просто получить зависимости для пересчета координат из ЛСК в ГСК через перемножение матриц поворота.
В рамках рассматриваемой задачи вместо угла gamma в матрицe Az используем угол gamma+pi/2.
Также легко можно перейти к зависимостям для пересчета координат из ГСК в ЛСК.
Обратная матрица получается перемножением обратных матриц в обратном порядке по сравнению с прямым преобразованием. При этом каждая из обратных матриц вращения может быть получена заменой знака угла на противоположный.
Детально с теоретическими основами аффинных преобразований (включая и вращение) можно ознакомиться в статье Геометрические преобразования в графических приложениях
Примеры преобразований рассмотрены в статьях:
Видео:Угол между векторами. 9 класс.Скачать
Axis Angle представление вращения
Выбрав подходящую ось (англ. rotation axis) и угол (англ. rotation angle) можно задать любую ориентацию объекта.
Обычно хранят ось вращения в виде единичного вектора и угол поворота вокруг этой оси в радианах или градусах.
q = [ x, y, z, w ] = [ v, w ]
В некоторых случаях удобно хранить угол вращения и ось в одном векторе. Направление вектора при этом совпадает с направлением оси вращения, а его длина равна углу поворота:
q = [ x, y, z]; w=sqrt (x*x +y*y +z*z)
В физике, таким образом хранят угловую скорость. Направление вектора совпадает с направлением оси вращения, а длина вектора равна скорости (в радианах в секунду).
Можно описать рассмотренные выше углы Эйлера через Axis Angle представление в 3 этапа:
q1 = [ 0, 0, 1, alpha]; q2 = [ 1, 0, 0, beta]; q3 = [ 0, 0, 1, gamma ]
Здесь каждое вращение выполняется относительно осей текущего положения ЛСК. Такое преобразование равнозначно рассмотренному выше преобразованию через матрицы поворота:
Возникает вопрос, а можно ли 3 этапа Axis Angle представления объединить в одно, подобно матрицам поворота? Попробуем решить геометрическую задачу по определению координат последнего вектора вращения в последовательности преобразований через Axis Angle представления:
q = [ x, y, z, gamma ]
Есть ли представление q= [x, y, z, gamma] композицией последовательности из 3-х этапов преобразований? Нет! Координаты x, y, z определяют всего лишь положение оси Z ЛСК после первого и второго этапов преобразований:
При этом ось Z, отнюдь, не есть вектор вращения для Axis Angle представления, которое могло бы заменить рассмотренные 3-х этапа преобразований.
Еще раз сформулирую задачу, которая математически пока не решена: «Необходимо найти значение угла (rotation angle) и положение оси (rotation axis), вращением относительно которой на этот угол можно заменить комбинацию из 3-х поворотов Эйлера вокруг осей координат».
К сожалению, никакие операции (типа объединения нескольких преобразований в одно) с Axis Angle представлениями нельзя выполнить. Не будем расстраиваться. Это можно сделать через кватернионы, которые также определяют вращение через параметры оси и угол.
Видео:Часть 3 Поворот вектораСкачать
Кватернионы
Кватернион (как это и видно по названию) представляет собой набор из четырёх параметров, которые определяют вектор и угол вращения вокруг этого вектора. По сути такое определение ничем не отличается от Axis Angle представления вращения. Отличия лишь в способе представления. Как же хранят вращение в кватернионе?
q = [ V*sin(alpha/2), cos(alpha/2) ]
В кватернионе параметры единичного вектора умножается на синус половины угла поворота. Четвертый компонент — косинус половины угла поворота.
Таблица с примерами значений кватернионов:
Представление вращения кватернионом кажется необычным по сравнению с Axis Angle представлением. Почему параметры вектора умножаются на синус половины угла вращения, четвертый параметр — косинус половины угла вращения, а не просто угол?
Откуда получено такое необычное представление кватерниона детально можно ознакомиться в статье Доступно о кватернионах и их преимуществах. Хотя программисту не обязательно знать эти детали, точно также как и знать, каким образом получены матрицы преобразования пространства. Достаточно лишь знать основные операции с кватернионами, их смысл и правила применения.
Видео:Алгебра 10 класс Поворот точки вокруг начала координат ЛекцияСкачать
Основные операции над кватернионами
Кватернион удобно рассматривать как 4d вектор, и некоторые операции с ним выполняются как над векторами.
Видео:СКАЛЯРНОЕ УМНОЖЕНИЕ ВЕКТОРОВ ЧАСТЬ I #математика #егэ #огэ #формулы #профильныйегэ #векторыСкачать
Сложение, вычитание и умножение на скаляр.
Смысл операции сложения можно описать как «смесь» вращений, т.е. мы получим вращение, которое находится между q и q’.
Что-то подобное сложению кватернионов выполнялось при неудачной попытке объединить 3 этапа Axis Angle представления.
Умножение на скаляр на вращении не отражается. Кватернион, умноженный на скаляр, представляет то же самое вращение, кроме случая умножения на 0. При умножении на 0 мы получим «неопределенное» вращение.
Пример сложения 2-х кватернионов:
Видео:Вектор. Сложение и вычитание. 9 класс | МатематикаСкачать
Норма и модуль
Следует различать (а путают их часто) эти две операции:
Модуль (magnitude), или как иногда говорят «длина» кватерниона:
Через модуль кватернион можно нормализовать. Нормализация кватерниона — это приведение к длине = 1 (так же как и в векторах):
Видео:Вращательное движение. 10 класс.Скачать
Обратный кватернион или сопряжение ( conjugate )
Обратный кватернион задает вращение, обратное данному. Чтобы получить обратный кватернион достаточно развернуть вектор оси в другую сторону и при необходимости нормализовать кватернион.
Например, если разворот вокруг оси Y на 90 градусов = (w=0,707; x = 0; y = 0,707; z=0), то обратный = (w=0,707; x = 0; y = -0,707; z=0).
Казалось бы, можно инвертировать только компоненту W, но при поворотах на 180 кватернион представляется как (w=1; x = 0; y = 0; z=0), то есть, у него длина вектора оси = 0.
Фрагмент программной реализации:
Видео:§35 Формулы поворота координатных осейСкачать
Инверсный (inverse) кватернион
Существует такой кватернион, при умножении на который произведение дает нулевое вращение и соответствующее тождественному кватерниону (identity quaternion), и определяется как:
Видео:Урок 3. Произведение векторов и загадочный угол между векторами. Высшая математика | TutorOnlineСкачать
Тождественный кватернион
Записывается как q[0, 0, 0, 1]. Он описывает нулевой поворот (по аналогии с единичной матрицей), и не изменяет другой кватернион при умножении.
Видео:ВЫЧИТАНИЕ ВЕКТОРОВ ЧАСТЬ I #егэ #огэ #математика #геометрия #профильныйегэСкачать
Скалярное произведение
Скалярное произведение полезно тем, что дает косинус половины угла между двумя кватернионами, умноженный на их длину. Соответственно, скалярное произведение двух единичных кватернионов даст косинус половины угла между двумя ориентациями. Угол между кватернионами — это угол поворота из q в q’ (по кратчайшей дуге).
Видео:Скалярное произведение векторов. 9 класс.Скачать
Вращение 3d вектора
Вращение 3d вектора v кватернионом q определяется как
причем вектор конвертируется в кватернион как
и кватернион обратно в вектор как
Видео:Урок 44. Вращение твердого тела. Линейная и угловая скорость. Период и частота вращения.Скачать
Умножение кватернионов
Одна из самых полезных операций, она аналогична умножению двух матриц поворота. Итоговый кватернион представляет собой комбинацию вращений — сначала объект повернули на q, а затем на q’ (если смотреть из глобальной системы координат).
Примеры векторного и скалярного перемножения 2-х векторов векторное произведение — вектор: Скалярное произведение — число:
Пример умножения 2-х кватернионов:
Видео:Радиус векторСкачать
Конвертирование между кватернионом и Axis Angle представлением
В разделе Axis Angle представление вращения была сделана неудачная попытка объединить 3 Axis Angle представления в одно . Это можно сделать опосредовано. Сначала Axis Angle представления конвертируются в кватернионы, затем кватернионы перемножаются и результат конвертируется в Axis Angle представление.
Пример конвертирования произведения 2-х кватернионов в Axis Angle представление:
Фрагмент программы на C:
Видео:Как находить угол между векторамиСкачать
Конвертирование кватерниона в матрицу поворота
Матрица поворота выражается через компоненты кватерниона следующим способом:
где
Проверим формулы конвертирования на примере конвертирования произведения 2-х кватернионов в матрицу поворотов:
Определяем элемент матрицы m[0][0] через параметры кватерниона:
Соответствующее произведению кватернионов (q1 и q2) произведение матриц поворотов было получено ранее (см. Матрицы поворота и углы Эйлера):
Как видим, результат m[0][0], полученный через конвертирование, совпал с значением в матрице поворота.
Фрагмент программного кода на С для конвертирования кватерниона в матрицу поворота:
При конвертировании используется только умножения и сложения, что является несомненным преимуществом на современных процессорах.
Часто для задания вращений используют только кватернионы единичной длины, но это не обязательно и иногда даже не эффективно. Разница между конвертированием единичного и неединичного кватернионов составляет около 6-ти умножений и 3-х сложений, зато избавит во многих случаях от необходимости нормировать (приводить длину к 1) кватернион. Если кусок кода критичен по скорости и вы пользуетесь только кватернионами единичной длины тогда можно воспользоваться фактом что норма его равна 1.
Видео:Формула поворота РодригаСкачать
Конвертирование матрицы поворота в кватернион
Конвертирование матрицы в кватернион выполняется не менее эффективно, чем кватерниона в матрицу, но в итоге мы получим кватернион неединичной длины. Его можно нормализовать.
Фрагмент программного кода конвертирования матрицы поворота в кватернион:
Видео:Угловая скорость и радианная мера углаСкачать
Вектор угла поворота что это
3)Угол поворота, угловые скорость и ускорение. Уравнение вращательного движения. Полное ускорение, центростремительное, тангенсальное. Связь вращательных их линейных величин.
Угол поворота — это физическая величина, характеризующая поворот тела, или поворот луча, исходящего из центра вращения тела, относительно другого луча, считающегося неподвижным.
Угловой скоростью называется векторная величина, равная первой производной угла поворота тела по времени:
Линейная скорость точки
Если ( = const , то вращение равномерное и его можно характеризовать периодом вращения T — временем, за которое точка совершает один полный оборот, т.е. поворачивается на угол 2 p . Так как промежутку времени D t = T соответствует = 2 p , то = 2 p / T , откуда
Число полных оборотов, совершаемых телом при равномерном его движении по окружности, в единицу времени называется частотой вращения:
Угловым ускорением называется векторная величина, равная первой производной угловой скорости по времени:
При вращении тела вокруг неподвижной оси вектор углового ускорения направлен вдоль оси вращения в сторону вектора элементарного приращения угловой скорости. При ускоренном движении вектор сонаправлен вектору (рис.8), при замедленном — противонаправлен ему (рис.9).
Тангенциальная составляющая ускорения
Нормальная составляющая ускорения
Основое уравнение динамики вращательного движения материальной точки — угловое ускорение точки при ее вращении вокруг неподвижной оси пропорционально вращающему моменту и обратно пропорционально моменту инерции.
Ta к как вектор скорости направлен по касательной к траектории, то вектор D v n , перпендикулярный вектору скорости, направлен к центру ее кривизны. Вторая составляющая ускорения, равная
называется нормальной составляющей ускорения и направлена по нормали к траектории к центру ее кривизны (поэтому ее называют также центростремительным ускорением).
Полное ускорение тела есть геометрическая сумма тангенциальной и нормальной составляющих (рис.5):
Итак, тангенциальная составляющая ускорения характеризует быстроту изменения скорости по модулю (направлена по касательной к траектории), а нормальная составляющая ускорения — быстроту изменения скорости по направлению (направлена к центру кривизны траектории).
В зависимости от тангенциальной и нормальной составляющих ускорения движение можно классифицировать следующим образом:
1) , а n = 0 — прямолинейное равномерное движение;
2) , а n = 0 — прямолинейное равнопеременное движение. При таком виде движения
Если начальный момент времени t 1=0, а начальная скорость v 1 = v 0, то, обозначив t 2 = t и v 2 = v , получим , откуда
Проинтегрировав эту формулу в пределах от нуля до произвольного момента времени t , найдем, что длина пути, пройденного точкой, в случае равнопеременного движения
3) , а n = 0 — прямолинейное движение с переменным ускорением;
4) , а n = const . При скорость по модулю не изменяется, а изменяется по направлению. Из формулы a n =v 2 /r следует, что радиус кривизны должен быть постоянным. Следовательно, движение по окружности является равномерным;
5) , — равномерное криволинейное движение;
6) , — криволинейное равнопеременное движение;
7) , — криволинейное движение с переменным ускорением.
Понятно, что линейные и соответствующие им угловые величины должны быть определенным образом связаны между собой. Найдем эти связи.
При повороте радиуса, проведенного в точку М (см. рис. 2), на угол φ точка пройдет по дуге окружности путь
. (1)
За малое время Δt точка проходит расстояние , где φ2 и φ1 — углы поворота в конце и в начале интервала Δt. Разделив последнее равенство на Δt и учитывая , что и , получим
. (2)
Заметим, что соотношение (2) связывает между собой линейную и угловую скорости не только при равномерном движении точки по окружности, н о- и при неравномерном движении тоже. Изменение модуля скорости точки за время Δt есть , где ω2 и ω1 — угловые скорости в конце и в начале промежутка Δt. Разделим последнее равенство на Δt и учтем, что и , тогда касательное ускорение
. (3)
Соотношения (1), (2) и (3) дают для движущейся по окружности точки простую связь между линейными и угловыми величинами: линейная величина равна произведению радиуса окружности на соответствующую угловую величину. Эти соотношения получены нами для конкретной точки М колеса троллейбуса, но они справедливы и для любой другой точки вращающегося (как равномерно, так и неравномерно) тела.
📸 Видео
11 класс, 5 урок, Угол между векторамиСкачать
§7 Направляющие косинусы вектораСкачать
А.7.19 Поворот в трехмерном пространствеСкачать