Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Построение узора из окружностей 5 класс

Видео:Построение узора из окружностей.Скачать

Построение узора из окружностей.

Орнамент — ловкий циркуль

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Предмет: наглядная геометрия.Презентация «Орнамент — ловкий циркуль» для учащихся 5-х (6-х) классов.

Построение орнамента при помощи циркуля и линейки, 6 образцов и композиции. Учащиеся учатся технике работы с чертежными инструментами и развивают образное мышление в игровой форме. Возможность вариантов раскраски, составления своего орнамента. Не включены работы учащихся и карточки-задания.

Впервые презентация опубликована в 2010 г. (личная страница) на Интернет-портале https://proshkolu.ru

Источник: Ловкий циркуль. Пайкен Инна-Майя Олевовна. Киев, «Вэсэлка», 1988

Просмотр содержимого документа
«Орнамент — ловкий циркуль»

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

содержит в неявном виде

наиболее древнюю часть

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Разделочные доски, подушки, ковры и …

  • Циркуль поможет не только на уроках геометрии и черчения.
  • С его помощью можно подготовить прекрасные подарки: разделочные доски, орнаментом можно украсить книжные закладки, расшить домашние тапочки, кухонные подхватки и подставки, полотенце или платочки, сделать елочные украшения и т.д.
  • Орнаменты составляются с помощью семейств концентрических окружностей, деления окружности

на 3, 6 и 12 равных частей.

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

  • Строй окружности, равномерно увеличивая радиусы.
  • То же повтори из второго центра.
  • Проследи, как постепенно образуется симметричный орнамент.

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

* Не меняя радиуса,

на этой окружности

и снова нарисуй окружность.

* Точки их пересечения станут центрами новых окружностей.

* Внутри основного круга постепенно возникает цветок.

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

3. КОВЕР – ЛЕПЕСТКИ

  • Если центры расположить симметрично и из каждого строить окружности разного радиуса, может получиться

по прямой линии.

изменить радиусы так,

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

3. КОВЕР – ЛЕПЕСТКИ

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

можно получить необычный орнамент – Каскад.

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

  • Если перемещать центры окружностей по прямой линии

и при этом изменять радиусы так, чтобы

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

* Проведи прямую линию 1.

* Разместив на ней центры так,

удастся плавно соединить окружности.

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

7. Пример, как можно использовать разные принципы построения узоров

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

3. КОВЕР – ЛЕПЕСТКИ

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Временно отсутствуют в данном варианте

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Спасибо за внимание!

Алматы, КГУ «ШГ № 5»

Ловкий циркуль Пайкен Инна-Майя Олевовна Киев «Вэсэлка» 1988

Видео:Школа для родителей. Циркуль, окружность, радиус, диаметр.Скачать

Школа для родителей. Циркуль, окружность, радиус, диаметр.

Как начертить узоры из окружностей

Видео:Рисунок гелевой ручкой|Рисунок циркулем|Рисуем узоры гелевой ручкой|Рисунок цветными карандашамиСкачать

Рисунок гелевой ручкой|Рисунок циркулем|Рисуем узоры гелевой ручкой|Рисунок цветными карандашами

Орнамент с помощью циркуля

Однажды в детстве я листал мамин школьный альбом по рисованию. И поразился очень красивым узорам в кругах. Оказалось, что они нарисованы при помощи циркуля. Сначала легонько рисуются лепестки (сколько нужно), а потом это обводится фломастерами или красками. Маминого альбома сейчас уже не найти, есть только мои детские рисунки на эту тему (отсканил):

Видео:Построение пятиугольника циркулемСкачать

Построение пятиугольника циркулем

Как рисовать циркулем?

Вот простая пошаговая инструкция:

  • Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 классаРисуем окружность
  • Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 классаНе меняя радиуса (!) циркуля, втыкаем его в любую точку на окружности
  • Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 классаИз этой точки проводим циркулем внутри круга (линия должна пройти через центр круга!)
  • Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 классаВтыкаем циркуль в новое место пересечения
  • Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 классаОпять рисуем часть окружности
  • Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 классаПродолжаем, и вот он — первый лепесток 😃
  • Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 классаРисуем круги из всех точек пересечения, получаем цветок
  • Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 классаТеперь можно всё повторить, начиная из другой точки (на рисунке она зелёная)
  • Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 классаБольше повторов — больше красоты
  • Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 классаМожно ограничить область рисования дополнительным кружочком

В процессе вам может понадобиться транспортир, чтобы найти промежуточные точки на окружности. Первоначальный цветок состоит из лепестков. Значит, угол между лепестками равен 360 / 6 = 60 градусов. Красиво начинать от дополнительных точек под кратными углами. Например, 15, 30, 45, 60°. Или 20, 40, 60°.

Можно обойтись только циркулем, если вы умеете находить середину отрезка:

• Из концов отрезка рисуем две одинаковые окружности
• Проводим прямую через их пересечение

Таким образом можно поделить отрезок (а в нашем случае — дугу окружности) на 2, 4 и более частей.

Видео:Как нарисовать с помощью циркуля 2Скачать

Как нарисовать с помощью циркуля 2

Спирограф

Про мамины рисунки я вспомнил, когда увидел китайскую линейку для рисования узоров — там используется похожий принцип. Движения очень простые, а красота неописумая!

И пример узоров, которые можно ею нарисовать:

Видео:КРАСИВЫЕ УЗОРЫ С ПОМОЩЬЮ ЦИРКУЛЯ! ВАУ!!Скачать

КРАСИВЫЕ УЗОРЫ С ПОМОЩЬЮ ЦИРКУЛЯ! ВАУ!!

Построение орнаментов. Использование окружностей.

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Мы уже упоминали, что путем вращения исходного элемента вокруг некоторого центра создаются разнообразные розетки. Что же получится, если вращать при этом круг? Предположим, точка вращения находится на его окружности. Тогда мы получим розетку из кругов, каждый из которых касается соседнего в двух точках (в центре и одной из точек дуги).

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

На рисунке таких кругов четыре, и для удобства дальнейших построений они вписаны в круг большего диаметра.

Воспользуемся полученным рисунком как вспомогательной сеткой линий. Оставим лишь правые половинки окружностей. В результате получается фигура, напоминающая древний индусский символ развития, в двадцатом веке более известная как свастика:

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Если точка вращения находится вне круга, то в получившейся розетке образовавшиеся круги могут либо вообще не касаться друг друга, либо (как крайний случай) соприкасаться с соседним кругом только в одной точке:

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Убрав части дуг как вспомогательные линии, получим красивую конструкцию, встречающуюся порой в готической архитектуре:

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Количество вспомогательных кругов, полученных за счет вращения исходного, может быть разным. Например, три:

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

А если их всего два, то легко построить фигуру, известную как древний восточный символ единства противоположных сущностей — Инь и Ян:

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Во многих сложных и красивых орнаментах угадывается лежащий в их основе прием вращения окружностей. Взгляните внимательно на следующий пример. Каждый из четырех кругов внутри этого орнамента получен путем горизонтального и вертикального сдвига соседнего круга. Внутри кругов вы без труда обнаружите элементы дуг, преобразованных в линии растительного мотива. Работает только что описанный прием.

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Сдвигая круги и кольца только по горизонтали легко получить звенья одной цепи.

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Изменяя диаметры колец, нетрудно получить довольно сложные переплетения.

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Наконец, применяя прием вертикального и горизонтального сдвига, а также работая со вспомогательной сеткой, можно заполнить переплетенными кольцами все пространство листа.

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Отдельные колечки часто также встречаются как дополнительные декоративные элементы в различных орнаментах.

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Из книги Орнаменты народов мира: Практическое пособие / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. — СПб.: Кристалл, 1998 г.

Видео:Ловкий циркуль часть 1Скачать

Ловкий циркуль часть 1

Рисунок из кругов для детей: 1 класс, 2 класс (картинки и раскраски)

Рисунок из геометрической формы «круг» — одно из тех заданий, которые могут быть выполнены в подготовительных классах детского сада или начальных классах на уроках ИЗО или технологии.

Каждый из вариантов рисунка представлен в виде раскраски, затем изображение уже заполнено цветом. В зависимости от задания вы можете либо распечатать раскраску из кругов или выполнить рисунок из кругов по образцу. Картинки из кругов разовьют умение представлять целое по частям, а из частей собирать целое.

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 классаРисунок из кругов для детей: 1 класс, 2 класс (картинки и раскраски)

Видео:Тор. Построение / Сакральная ГеометрияСкачать

Тор. Построение  /  Сакральная Геометрия

Конспект урока » Орнамент в круге, овале» (5 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Видео:Математика 5 класс (Урок№26 - Окружность и круг. Сфера и шар.)Скачать

Математика 5 класс (Урок№26 - Окружность и круг. Сфера и шар.)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Информационно-технологическая карта урока

Раздел тематического планирования

Технологии изготовления предмета труда

2.2.1 Орнаментальное искусство

ФИО учителя: Пилявская Т.Ю.

Орнамент в круге, овале.

Особенности расположения узоров и композиций.

5.2.1.1.5 з нать и использовать инструменты (ножницы, циркуль) , приспособления (линейка) , используемые в изготовлении орнамента;

5.2.1.1.9 различать и называть цвета красок, подбирать гармонические сочетания цветов в декоративной росписи;

5.2.1.1.10 закрашивать элементы орнамента красками , соблюдая контуры рисунка, направление штрихов;

5.2.1.1.11 выполнять построение замкнутого орнамента (в квадрате, ромбе, круге, овале);

5.2.1.1.12 уметь использовать симметрию, пропорции, чередующиеся элементы в составлении орнаментов;

Цели обуче-ния, которые достигаются на данном уроке

Ознакомить учащихся с замкнутым орнаментом, заполняющим круг, овал.

Закрепить знания детей о симметрии, пропорции, художественной выразительности.

Совершенствовать умения составления узора одинаковыми или чередующими элементами.

Развивать умения ориентироваться в задании, планировать работу и анализировать выполненную работу.

Развивать у учащихся умения пользоваться ножницами, линейкой и карандашом.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, гибкость и ловкость пальцев, пространственное и творческое воображение, произвольное внимание, зрительную память, глазомер, тактильные анализаторы, абстрактное и образное мышление, активную связную диалогическую речь, долговременную память, пространственную ориентировку, чувство цвета и его преобразование, чувство ритма и меры, наблюдательность, творческую деятельность.

Формировать у детей прочные умения и навыки пространственных и временных понятий.

Формировать терпение, усидчивость, стремление доводить до конца начатое дело, самостоятельность, интерес к составлению собственных сюжетов и композиций.

Поддерживать интерес учащихся к творческому воспроизведению изделия в разной технике.

Расширять кругозор учащихся, словарный запас, понимание художественных терминов.

Воспитывать любовь к народному творчеству.

Воспитывать художественный вкус в процессе правильного и гармоничного расположения элементов на плоскости и в пространстве.

Воспитывать аккуратность, усидчивость, навыки взаимопомощи.

Воспитывать любовь к труду, усидчивость, самостоятельность, аккуратность в выполнении работы, эстетический вкус, экономию материала.

иллюстрации, образцы аппликаций орнамента

ножницы, бумага (плотная), бумага для фона, цветная бумага, картон, карандаши (простые, цветные), стирательная резинка, клей, кисточки, рабочие коробки, рабочая одежда

(повторение, сообщение новых сведений, закрепление, практическая работа).

зооморфный, антропоморфный, орнамент, симметрия, ассиметрия, композиция, ритм, мотив, раппорт, розета, бордюр

После каждого ответа учащихся поощрять положительными эмоциями, показывать, как хорошо они справляются с выполнением задания, если есть ошибки, указать на них и проанализировать их причины, способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся, создание благоприятной учебной атмосферы

Применяются следующие приёмы: «Чистый родник», фронтальный (формативный) опрос, метод «Мозговой штурм», коллективная и индивидуальная работа, «Обратная связь», «Вопрос-ответ», «Рассуждаем вместе», «Рефлексия по кругу», «Большой палец», «Таблица ЗУХ», рефлексия — «Светофор»

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Дифферен-цирован-ный подход к ученикам

I . Психолого-педагогический настрой

Подготовка учащихся к занятию

Подготовка рабочих мест

Сообщение темы и цели занятия

Стратегия «Чистый родник»

Цель: задать позитивный настрой на урок

Задание: У вас на партах лежат карточки «Настроение родника», вы должны найти в списке имя прилагательное, которое будет описывать ваше желание и настроение, объясните свой выбор.

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Ученики 1-2, 3 тип. группы

Что такое орнамент?

Какие элементы применяются в орнаменте ?

Какие виды орнаментов вы знаете?

Какие типы орнаментов в зависимости от структуры вы знаете?

Что называется симметрией в искусстве?

Что такое плоскость симметрии?

Как выполняется симметричная фигура (деталь)?

Какие виды симметрии в орнаменте вы знаете?

Что такое мотив?

Что такое раппорт узора?

Что такое бордюр?

Что такое розета?

Что такое композиция в орнаменте ?

От чего зависит цветовое решение орнамента?

Какие бывают орнаменты?

Как изображаются природные формы в орнаменте?

От чего зависит характер орнамента?

Учащиеся 1-2 группы -отвечают самостоя-тельно,

3 группы – с помощью учителя

III . Сообщение новых сведений

Орнамент в круге, овале.

Особенности расположения узоров и композиций.

Метод «Мозговой штурм» (актуализация знаний, опыта учащихся)

А родня – одни блины. (круг)

Если взял бы я окружность,

С двух сторон немного сжал,

Отвечайте дети дружно —

На вид орнамент не приметен,

Но он столетия живёт.

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережёт.

Для чего я это стихотворение

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 классаУзор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Как вы думаете, что мы будем сегодня выполнять ? Орнамент в круге, овале

Ой, знаете ребята, я несла вам орнамент на тарелочке, а он рассыпался и теперь мне нужна ваша помощь. Помогите собрать орнамент обратно на тарелочку.

Но чтобы собрать правильный орнамент, мы должны с вами вспомнить основные правила построения.

Кто из вас помнит, что такое орнамент?

Орнамент это узор из повторяющихся в определённом порядке одинаковых рисунков элементов.

А чем же орнамент отличается от узора? Мы знаем, что разница между понятием «орнамент» и «узор» небольшая, так как эти художественные элементы напрямую взаимосвязаны.

Но есть небольшая разница, какая?

Узоры в основном берутся из природы, а орнамент продумывает и создаёт человек.

А для чего нам нужны орнаменты?

Орнамент предназначается для украшений различных предметов (посуды, текстильных изделий, мебели, книг и т. д.), архитектурных сооружений.

Какие виды орнамента вы знаете?

Если изображаются растения, то это растительный орнамент, а если геометрические предметы это геометрический орнамент.

Давайте вспомним основные геометрические формы , а также назовём какого цвета эта форма (показать цветные фигуры квадрата ,круга, треугольника, овала…).

Чтобы определить в какой форме мы будем рисовать, отгадайте загадку:

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня! Круг

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Выведение темы урока

Мы с вами начинаем изучать новую тему: « Орнамент в круге, овале. Особенности расположения узоров и композиций.

Мы с вами знаем, что бы правильно построить орнамент нам нужно соблюдать

следующие основные правила: соблюдать ритм, симметрию и гармоническое

Ритм – м ногократное повторение одних и тех же рисунков.

Симметрия- это когда части рисунка или какого – то предмета как бы зеркально отражаются, т.е. левая и правая половинки одинаковы.

Линия, которая делит наш предмет пополам, называется осью симметрии . И, конечно же, мы должны соблюдать гармоничное сочетание цветов.

Цвета могут у нас чередоваться, тогда рисунок будет смотреться интереснее.

Орнамент нельзя раскрашивать всё одним цветом и слишком большое количество

цветов тоже не совсем гармонично смотрится.

Посмотрите на изображение орнамента и определите, есть ли тут ошибки?

Узор для украшения зависит от формы изделия, его назначения.

Замкнутым орнаментом заполняют геометрические фигуры: квадраты, ромбы, круги, овалы, многоугольники.

Орнамент в круге называют – розетой.

В орнаменте применяются растительные, геометрические элементы.

Основная особенность орнамента – его ритмичность – повторение одинаковых или чередование разных элементов узора.

Цветовое решение композиций зависит от национального стиля, выбранного украшения, имеющих материалов.

Орнаменты по цвету могут быть как монохромным (одноцветным), так и полихромным (многоцветным).

Монохромный – в орнаменте использован один цвет, кроме цвета фона.

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 классаУзор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Полихромный (от греч. polys – многочис-ленный и chroa — цвет) — это многоцвет-ный орнамент , в котором использовано два и более цветов, вся цветовая палит-ра. Полихромный орнамент более популя-рен, чем монохромный.

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 классаУзор из окружностей с помощью циркуля для 5 классаУзор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Природные формы в орнаменте обычно стилизованными (упрощенными)

Характер орнамента зависит как от формы, материала и назначения украшаемой вещи, так и от техники исполнения.

Композиция – построение художественного произведения, т.е. взаимное расположение, величина основных и дополнительных фигур на выбранном формате (листе).

Узор – рисунок, представляющий собой сочетание линий, цветов, теней и т.д.

При размещении элементов орнамента в круге сначала находим и показываем (помечаем) центр, диагонали круга. Берём готовый круг диаметром 30*30 см (можно 20*20, 15*15 см). Начинать следует с размещения одного крупного элемента только в центре, затем менее крупные элементы только по воображаемым углам, только по диагоналям и т.д. В дальнейшем круг делится на 4 равные части, в каждой из которых располагается элемент, который может повторяться или чередоваться. После этого располагать элементы узора по краям круга, при этом середина круга остается свободной. Еще один вариант расположения элементов узора — по диагоналям.

Аналогичная работа проводится и при построении узора в овале.

Чтобы составить узор в круге, нужно вычертить круг, разделить его на равные части (3, 4, 6, 8, 10, 12) и провести внутри 2-3 дополнительные окружности в зависимости от размеров элементов узора и самого орнамента.

Затем равномерно расположить узор по сетке вспомогательных линий.

При самостоятельном составлении орнамента учащийся проговаривает и рисует эскиз. Элементы для орнамента ученик выбирает из предложенных учителем элементов или придумывает сам. Выполнив набросок орнамента, подбирает цветовое решение. При раскрашивании орнамента внимание обращается на прорисовывание деталей элементов орнамента. Для рисования орнамента можно использовать не только белую, но и цветную бумагу.

Раскрасить орнамент нужно в два цвета, которые сочетаются между собой. Вспомним правила раскрашивания. Раскрашиваем в одном направлении, начиная от линии рисунка, двигаясь к середине.

Видео:Красивое деление окружности на 20 частей циркулемСкачать

Красивое деление окружности на 20 частей циркулем

Проект по математике «Рисование циркулем»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Видео:Как нарисовать пятиконечную ЗВЕЗДУ с помощью циркуляСкачать

Как нарисовать пятиконечную ЗВЕЗДУ с помощью циркуля

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОШ №1» Г.ЖИЗДРЫ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Автор: Мурнаева Валентина,

учащаяся 5б класса

Руководитель: Яшина Н.М.,

С детства я очень люблю рисовать. Однажды на уроке математики, когда мы изучали тему «Окружность и круг», нам предложили нарисовать рисунок циркулем. Можно было скопировать рисунки из учебника, можно было придумать свой рисунок. Я очень увлеклась этим занятием и позднее решила этому посвятить свой проект.

Тема моего проекта называется « Рисунки циркулем».

вручную сделать практические и творческие задачи на построение циркулем.

изучить сведения по этому вопросу в школьном учебнике математики,

сделать самостоятельно рисунки циркулем,

найти новые способы создания рисунков с помощью различных источников информации,

сделать мультимедийную презентацию о создании простейшего орнамента циркулем.

Гипотеза: я предположила, что рисование циркулем – это просто и увлекательно и это занятие кому-нибудь нужно.

Начав с копирования рисунка из учебника, я стала, затем придумывать свои и выполнять рисунки в цвете. Мне очень нравился этот процесс. Мне нравилось, что учитель меня хвалит и поддерживает. Затем мы стали усложнять рисунки, придумывая целые композиции, например: животное, цветок, какой-нибудь сюжет, а затем стали придумывать орнаменты. Это было уже непросто, не все получалось. Я стала искать рисунки в интернете, в библиотеке. Оказывается, что существуют целые программы на компьютере, чтобы рисовать циркулем не вручную, а с помощью машины, т.е. техники.

Таким образом, я поняла, что очень сложные и красивые рисунки не так легко создать, что человек позвал на помощь себе машину.

Я узнала, что орнаменты применяются в строительстве, для украшения, в раскраске стекол для различных целей, для раскраски тканей и т.д.

В ходе работы я столкнулась с такими проблемами: во-первых, что в 5 классе не изучается, как с помощью циркуля делить отрезок пополам и многие другие задачи на построение, во-вторых, способы составления рисунка, которые я нашла в интернете, не так легко повторить, надо много времени и терпения, чтобы разобраться.

Мне удалось достичь цели проекта, потому что мне нравится рисовать, мне нравится получать удивительные, красивые композиции и орнаменты. Мне удалось изучить возможности циркуля, этого чудо-устройства.

В моей работе присутствует коллекция лучших рисунков циркулем моих одноклассников. Мне удалось в течение нескольких месяцев заниматься творчеством, создавая необычные рисунки, окрашивать их в различные цветовые гаммы. Не все рисунки получились, какие хотелось бы. Не смотря на это, я получила большое эстетическое удовольствие в процессе выполнения этого проекта. Я также рада, что выбрала такой проект, который соединил мое любимое занятие с математикой.

Совершенствование техник работы с циркулем——————————-18

С детства я очень люблю рисовать. Однажды на уроке математики, когда мы изучали тему «Окружность и круг», нам предложили нарисовать рисунок циркулем. Можно было скопировать рисунки из учебника, можно было придумать свой рисунок. Я очень увлеклась этим занятием и позднее решила этому посвятить свой проект.

Тема моего проекта называется « Рисунки циркулем».

вручную сделать практические и творческие задачи на построение циркулем.

изучить сведения по этому вопросу в школьном учебнике математики,

сделать самостоятельно рисунки циркулем,

найти новые способы создания рисунков с помощью различных источников информации,

сделать мультимедийную презентацию о создании простейшего орнамента циркулем.

Гипотеза: я предположила, что рисование циркулем – это просто и увлекательно и это занятие кому-нибудь нужно.

Ци́ркуль (от лат. circulus — круг, окружность) — инструмент для черчения окружностей и дуг окружностей , также может быть использован для измерения расстояний, в частности, на картах. Может быть использован в геометрии, черчении, для навигации и других целей.

Циркуль делается из металла и состоит из двух частей, соединённых шарниром. Обычно на конце одной из них располагается игла, на конце другой — пишущий предмет, например грифель карандаша, рейсфедер или специальный держатель для рапидографа. У измерительного циркуля иглы на обеих ножках.

Специальный набор, содержащий помимо циркуля дополнительные принадлежности (такие как сменные стержни, иглы) и инструменты (кронциркуль, измерительный циркуль, рейсфедер ), а также футляр с соответствующими углублениями для них называется готовальней .

Циркуль изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране впервые обнаружены в Нижнем Новгороде. Писатель Ю.Олеша писал: «В бархате лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжёлая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку ».

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Я поразилась очень красивым узорам в кругах. Оказывается, что они нарисованы при помощи циркуля. Сначала легонько рисуются лепестки (сколько нужно), а потом это обводится фломастерами или красками. Круговой орнамент. Как рисовать циркулем?

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 классаУзор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Я разработала простую пошаговую инструкцию кругового орнамента.

Я узнала, что орнаменты применяются в строительстве, для украшения, в раскраске стекол для различных целей, для раскраски тканей и т.д.

Пошаговая инструкция «Орнамент с помощью циркуля ».

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

2.Не меняя радиуса циркуля (!) , втыкаем его в любую точку на окружности

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

3. Из этой точки проводим циркулем внутри круга (линия должна пройти через центр круга)

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

4. Втыкаем циркуль в новое место пересечения

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

5. Опять рисуем часть окружности

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

6. Продолжаем, и вот он –первый лепесток.

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

7. Рисуем круги из всех точек пересечения, и получаем цветок

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

8. Теперь можно все повторить , начиная из другой точки

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

9. Больше повторов – больше красоты!

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

10. Можно ограничить область рисования дополнительным кружочком

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

В процессе может понадобиться транспортир, чтобы найти промежуточные точки на окружности. Первоначальный цветок состоит из 6-ти лепестков. Значит, угол между лепестками равен 360 / 6 = 60 градусов. Красиво начинать от дополнительных точек под кратными углами. Например, 15, 30, 45, 60°. Или 20, 40, 60°. Можно обойтись только циркулем, если умеешь находить середину отрезка: Делим отрезок пополам с помощью циркуля.

Делим отрезок пополам с помощью циркуля:

• Из концов отрезка рисуем две одинаковые окружности

• Проводим прямую через их пересечение.

Таким образом можно поделить отрезок (а в нашем случае — дугу окружности) на 2, 4 и более частей .

Начав с копирования рисунка из учебника, я стала, затем придумывать свои и выполнять рисунки в цвете.

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Мне очень нравился этот процесс. Мне нравилось, что учитель меня хвалит и поддерживает. Затем мы стали усложнять рисунки, придумывая целые композиции, например: животное, цветок, какой-нибудь сюжет, а затем стали придумывать орнаменты. Это было уже непросто, не все получалось. Я стала искать рисунки в интернете, в библиотеке.

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 классаУзор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

УУзор из окружностей с помощью циркуля для 5 классадивительный по красоте цветок можно нарисовать при помощи циркуля, а затем заполнить цветом, если захочется. С чего следует начинать? Для начала нужно сходить в магазин, чтобы купить циркуль, альбом или ватман. Для раскрашивания пригодится все, чем можно раскрашивать: краски, мелки, карандаши или фломастеры.

Нарисуем циркулем окружность (я буду называть ее центральной). Сохраняя этот радиус, поставим острие циркуля на полученную окружность в любом месте и нарисуем еще одну окружность. Двигаясь по часовой стрелке, установим оУзор из окружностей с помощью циркуля для 5 классастрие циркуля в точке пересечения последней окружности с центральной и начертим еще одну окружность. Снова поставим острие в точку пересечения предыдущей окружности с центральной и проведите окружность. Двигаясь таким образом, мы получим окружность с шестью окружностями-лепестками. Теперь опустим перпендикуляр из точки пересечения двух окружностей-лепестков на отрезок, соединяющий две соседние точки пересечения окружностей-лепестков с основной окружностью. Если есть линейка, просто можно измерить расстояние между этими точками и отметить середину отрезка. Перпендикуляр из этой точки пересечет основную окружность в точке, куда нужно установить острие циркуля и провести окружность. Затем, двигаясь по часовой стрелке, как и в первом круге окружностей, нУзор из окружностей с помощью циркуля для 5 классаужно начертить еще шесть. В конечном итоге у нас получится цветок с двенадцатью лепестками-окружностями.

Сказать, что рисование оного – завораживающий процесс, значит, вообще ничего не сказать. Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 классаУзор из окружностей с помощью циркуля для 5 классаУзор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Рисование яблока циркулем

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 классаНа этом возможности циркуля не заканчиваются. После этого с помощью циркуля можно нарисовать яблоко. Этот способ я нашла в интернете. Кажется, что «Это очень просто»! Но это не так.

Я ни один раз, начинала этот процесс заново. Но когда я смола нарисовать свое яблоко, моему восторгу не было предела. Хотя сам процесс рисования не сложный, но захватывающий, т.к. грифель циркуля, рисуя все новые окружности, преображает рисунок в затейливые формы.

ЧУзор из окружностей с помощью циркуля для 5 классатобы получить такое яблоко, я нарисовала основную окружность — не очень большую. Карандашом разбила ее на маленькие, равные части (дуги). Зафиксировала одну точку — сделала ее поярче (на моем рисунке это точка А). Ножку циркуля ставлю в ближайшую точку А 1 и провожу окружность радиусом равным А 1 А, затем ножку циркуля в точку А 2 и провожу окружность радиусом равным А 2 А и продолжаю пока не дойду до точки А n -провожу окружность радиусом равным А n А. Когда начинаешь строить, то понимаешь принцип построения рисунка – все окружности должны пройти через одну точку. А дальше как — подскажет фантазия. Конечно, умные люди давно уже разработали специальные программы, с помощью которых не менее умные машины без особого труда нарисуют нам эту красоту и этот процесс иллюстрируют приведенные ниже картинки.

ТУзор из окружностей с помощью циркуля для 5 классаУзор из окружностей с помощью циркуля для 5 классаУзор из окружностей с помощью циркуля для 5 классаеперь меня отделяет от создания шедевра один маленький шаг — делаю толщину линии побольше и раскрашиваю каждый четный круг в желтый цвет, а нечетный в черный. И получаем шедевр поп-арта, которому позавидовал бы сам Малевич.

Моя гипотеза о том, что рисование циркулем – это просто и увлекательно и это занятие кому-нибудь нужно, оказалась верна. Простые рисунки нетрудно рисовать, а сложные — труднее. Но если знаешь шаги, как рисовать простые орнаменты, то разберешься и с трудными. Можно рисовать яблоко и другие замечательные вещи.

Я узнала, что орнаменты применяются в строительстве, для украшения, в раскраске стекол для различных целей, для раскраски тканей и т.д.

В ходе работы я столкнулась с такими проблемами: во-первых, что в 5 классе не изучается, как с помощью циркуля делить отрезок пополам и многие другие задачи на построение, во-вторых, способы составления рисунка, которые я нашла в интернете, не так легко повторить, надо много времени и терпения, чтобы разобраться.

Мне удалось достичь цели проекта, потому что мне нравится рисовать, мне нравится получать удивительные, красивые композиции и орнаменты. Мне удалось изучить возможности циркуля, этого чудо-устройства.

В моей работе присутствует коллекция лучших рисунков циркулем моих одноклассников. Мне удалось в течение нескольких месяцев заниматься творчеством, создавая необычные рисунки, окрашивать их в различные цветовые гаммы. Не все рисунки получились, какие хотелось бы. Не смотря на это, я получила большое эстетическое удовольствие в процессе выполнения этого проекта. Я также рада, что выбрала такой проект, который соединил мое любимое занятие с математикой.

Я вручную сделала то, что сейчас обычно рассчитывается на компьютере.

Оказывается, что существуют целые программы на компьютере, чтобы рисовать циркулем не вручную, а с помощью машины, т.е. техники.

Таким образом, я поняла, что очень сложные и красивые рисунки не так легко создать, что человек позвал на помощь себе машину.

В каком-то смысле я воскресила древнюю практику. Моя мотивация – творческое самовыражение и самопознание – сравнима с мотивацией древних ученых, которые считали линии, углы и числа проявлением божественного». По-моему, мое творчество – это отличная возможность увидеть в себе нечто новое через призму древних знаний.

Видео:Построение пятиугольника циркулем и линейкойСкачать

Построение пятиугольника циркулем и линейкой

Орнамент — ловкий циркуль

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Предмет: наглядная геометрия.Презентация «Орнамент — ловкий циркуль» для учащихся 5-х (6-х) классов.

Построение орнамента при помощи циркуля и линейки, 6 образцов и композиции. Учащиеся учатся технике работы с чертежными инструментами и развивают образное мышление в игровой форме. Возможность вариантов раскраски, составления своего орнамента. Не включены работы учащихся и карточки-задания.

Впервые презентация опубликована в 2010 г. (личная страница) на Интернет-портале https://proshkolu.ru

Источник: Ловкий циркуль. Пайкен Инна-Майя Олевовна. Киев, «Вэсэлка», 1988

Просмотр содержимого документа
«Орнамент — ловкий циркуль»

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

содержит в неявном виде

наиболее древнюю часть

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Разделочные доски, подушки, ковры и …

  • Циркуль поможет не только на уроках геометрии и черчения.
  • С его помощью можно подготовить прекрасные подарки: разделочные доски, орнаментом можно украсить книжные закладки, расшить домашние тапочки, кухонные подхватки и подставки, полотенце или платочки, сделать елочные украшения и т.д.
  • Орнаменты составляются с помощью семейств концентрических окружностей, деления окружности

на 3, 6 и 12 равных частей.

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

  • Строй окружности, равномерно увеличивая радиусы.
  • То же повтори из второго центра.
  • Проследи, как постепенно образуется симметричный орнамент.

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

* Не меняя радиуса,

на этой окружности

и снова нарисуй окружность.

* Точки их пересечения станут центрами новых окружностей.

* Внутри основного круга постепенно возникает цветок.

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

3. КОВЕР – ЛЕПЕСТКИ

  • Если центры расположить симметрично и из каждого строить окружности разного радиуса, может получиться

по прямой линии.

изменить радиусы так,

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

3. КОВЕР – ЛЕПЕСТКИ

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

можно получить необычный орнамент – Каскад.

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

  • Если перемещать центры окружностей по прямой линии

и при этом изменять радиусы так, чтобы

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

* Проведи прямую линию 1.

* Разместив на ней центры так,

удастся плавно соединить окружности.

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

7. Пример, как можно использовать разные принципы построения узоров

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

3. КОВЕР – ЛЕПЕСТКИ

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Временно отсутствуют в данном варианте

Волошина Н.Н., 2010

Узор из окружностей с помощью циркуля для 5 класса

Спасибо за внимание!

Алматы, КГУ «ШГ № 5»

Ловкий циркуль Пайкен Инна-Майя Олевовна Киев «Вэсэлка» 1988

🔥 Видео

ПОСТРОИТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ПЯТИУГОЛЬНИК [construction a regular pentagon]Скачать

ПОСТРОИТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ПЯТИУГОЛЬНИК [construction a regular pentagon]

Рисуем цветок с помощью циркуляСкачать

Рисуем цветок с помощью циркуля

Как начертить узор циркулемСкачать

Как начертить узор циркулем

Рисуем цветок циркулем !Скачать

Рисуем цветок циркулем !

Как нарисовать с помощью циркуля 1Скачать

Как нарисовать с помощью циркуля 1

1 2 2 деление окружности на 5 равных частейСкачать

1 2 2  деление окружности на 5 равных частей

разметка узора циркулемСкачать

разметка узора циркулем

как пользоваться циркулем.Скачать

как пользоваться циркулем.
Поделиться или сохранить к себе: