методическая разработка (геометрия, 11 класс) на тему
Учёные всегда стремились упростить себе жизнь – придумывали новые, простые методы решения, универсальные для множества задач, позволяющие быстро решить даже самую трудную задачу. Именно таким методом и является векторно-координатный.
«Векторный» путь построения геометрии предложил в 1918 году известный немецкий математик Герман Вейль. Векторы можно использовать как для решения планиметрических задач, так и для стереометрических.
Векторно-координатный метод решения задач позволяет с лёгкостью решать даже самые громоздкие и сложные задачи, избегать долгих доказательств теорем. С помощью векторов можно вычислять расстояния и углы, доказывать теоремы, строить перпендикулярные и параллельные прямые и отрезки, строить сечения, доказывать равенство геометрических фигур и многое другое. Использование этого метода при решении задач также способствует развитию творческого мышления, ведь векторы, используемые при решении задачи, необходимо выбрать самому.
В настоящее время векторно-координатный метод используется в алгебре, геометрии, физике, механике; понятие векторного пространства используется в теории вероятностей, математической экономике, биологии, лингвистике и т.д.
Данная разработка адресована тем учителям, которые хотят расширить знания своих учеников в области аналитической геометрии, научить их решать более сложные по сравнению с обязательным уровнем задачи, содержит необходимый теоретический материал, а также подборки задач, решаемых как векторным, так и координатным методами, примеры доказательств теорем стереометрии методами аналитической геометрии. Наличие стереометрических задач на построение сечений, нахождение расстояний и углов актуально в плане подготовки учащихся к решению геометрических задач части «С» единого государственного экзамена.
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок- мастер-класс «Решение задач стереометрии векторно-координатным методом»
- «Снятие эмоционального напряжения у детей и подростков с помощью арт-практик и психологических упражнений»
- Векторы в пространстве и метод координат
- Система координат в пространстве
- Плоскость в пространстве задается уравнением:
- 🎥 Видео
Видео:Стереометрия 10 класс. Часть 1 | МатематикаСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vektory_i_koordinaty.doc | 566.5 КБ |
Видео:Аксиомы стереометрии и их следствия. 10 класс.Скачать
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме :
«Применение векторно-координатного метода в решении стереометрических задач»
Автор: Симакова Н.Б, учитель математики ГБОУ СОШ №264 Санкт-Петербурга.
Учёные всегда стремились упростить себе жизнь – придумывали новые, простые методы решения, универсальные для множества задач, позволяющие быстро решить даже самую трудную задачу. Именно таким методом и является векторно-координатный.
«Векторный» путь построения геометрии предложил в 1918 году известный немецкий математик Герман Вейль. Векторы можно использовать как для решения планиметрических задач, так и для стереометрических.
Векторно-координатный метод решения задач позволяет с лёгкостью решать даже самые громоздкие и сложные задачи, избегать долгих доказательств теорем. С помощью векторов можно вычислять расстояния и углы, доказывать теоремы, строить перпендикулярные и параллельные прямые и отрезки, строить сечения, доказывать равенство геометрических фигур и многое другое. Использование этого метода при решении задач также способствует развитию творческого мышления, ведь векторы, используемые при решении задачи, необходимо выбрать самому.
В настоящее время векторно-координатный метод используется в алгебре, геометрии, физике, механике; понятие векторного пространства используется в теории вероятностей, математической экономике, биологии, лингвистике и т.д.
Данная разработка адресована тем учителям, которые хотят расширить знания своих учеников в области аналитической геометрии, научить их решать более сложные по сравнению с обязательным уровнем задачи, содержит необходимый теоретический материал, а также подборки задач, решаемых как векторным, так и координатным методами, примеры доказательств теорем стереометрии методами аналитической геометрии. Наличие стереометрических задач на построение сечений, нахождение расстояний и углов актуально в плане подготовки учащихся к решению геометрических задач части «С» единого государственного экзамена.
Краткая историческая справка
Вейль, Герман Клаус Гуго (Hermann Klaus Hugo Weyl) (1885-1955)-немецкий математик. Окончил Геттинтенский университет. В 1913-1930 годах – профессор Цюрихского политехнического, в 1930-1933 годах – профессор Геттингенского университета, после прихода к власти фашистов в 1933 году эмигрировал в США, работал в Принстоне в институте перспективных исследований.
Труды посвящены тригонометрическим рядам и рядам по ортогональным функциям, теории функций комплексного переменного , дифференциальным и интегральным уравнениям. Ввёл в теорию чисел т. н. « Суммы Вейля »Труды Вейля по прикладной линейной алгебре имели значение для последующего создания математического программирования , а работы в области математической логики и оснований математики до сих пор вызывают интерес. В 1918 году предложил «векторный» путь построения геометрии.
Основные понятия и теоремы
- Вектором называется отрезок, для которого указано, какой из его концов считается началом, а какой – концом. Направление вектора на рисунке (от начала к концу) отмечается стрелкой.
А
- Любая точка пространства также может считаться вектором. В таком случае вектор называется нулевым. Начало и конец этого вектора совпадают.
- Длиной ненулевого вектора называется длина самого отрезка.
- Два ненулевых вектора называются коллинеарными, если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых.
- Векторы называются сонаправленными, если они коллинеарны и лучи, содержащие эти векторы, сонаправлены.
- Векторы называются равными, если их длины равны и они сонаправлены.
- Векторы называются компланарными, если при откладывании от одной и той же точки они будут лежать в одной плоскости.
- Любой данный вектор можно разложить по двум данным неколлинеарным векторам, причём коэффициенты разложения определяются единственным образом.
- Любой данный вектор можно разложить по трём данным некомпланарным векторам, причём коэффициенты разложения определяются единственным образом.
- Сложение двух векторов по правилу треугольника:
- Сложение двух векторов по правилу параллелограмма:
- Сложение нескольких векторов по правилу многоугольника:
- Сложение трёх некомпланарных векторов по правилу параллелепипеда:
- Вычитание двух векторов по правилу треугольника:
- Если векторы а и b коллинеарны, причём а – ненулевой, то существует такое
число, что а=k*b, где к – некоторый коэффициент.
- Пусть даны три вектора: а, b и с. Если окажется, что хотя бы один из них может быть представлен в виде суммы произведений двух других векторов на некоторые числа, то в этом случае данную тройку векторов называют линейно зависимой.(т.е.эти векторы компланарны).
Если не один из векторов а, b и с не является линейной комбинацией двух остальных, то векторы а, b и с называются линейно независимыми.
- Аксиома размерности: существует три линейно независимых вектора, но всякие четыре вектора линейно зависимы.Из аксиомы следует. Что максимальное число линейно независимых векторов равно 3. Это и означает, что пространство трёхмерно.
- Теорема: Любой вектор а может быть единственным образом представлен в виде линейной комбинации любых трёх линейно независимых векторов.
Пусть i, j, k – линейно независимые векторы и а – произвольный вектор. Докажем, что
вектор а может быть представлен в виде линейной комбинации векторов i, j, k, то есть
На основании аксиомы размерности четыре вектора а, i, j, k линейно зависимы. Это означает, что среди них существует хотя бы один вектор, который является линейной комбинацией остальных. При этом возможны два случая:
1)Вектором, который является линейной комбинацией трёх остальных, является именно а.
Тогда эта линейная комбинация является искомым представлением вектора а и останется доказать только его единственность.
2)Линейной комбинацией остальных векторов является один из данных линейно
независимых векторов i, j, k:
i=n 1 a+n 2 j+n 3 k
В этом разложении число n 1 ≠0. Если n 1 =0, то имели бы
Последнее означает, что векторы i, j, k линейно зависимы, что противоречит условию теоремы. Следовательно n 1 ≠0.
Пользуясь распределительностью умножения вектора на число, выполним следующие преобразования:
или, прибавляя к обеим частям последнего равенства векторы, противоположные векторам получим:
Обозначив числа , , соответственно через х, у и z, получим равенство
Докажем теперь единственность представления вектора а. Допустим, что кроме этого разложения существует ещё такое:
a=x 1 i+y 1 j+z 1 k
xi+ yj+ zk= x 1 i+y 1 j+z 1 k
откуда можно получить, что
(х – х 1 )i+(y – y 1 )j+(z – z 1 )k=0
Если допустить, что хотя бы одна из разностей равна нулю (скажем х – х 1 ), то будем иметь:
→→→
Это означает, что векторы i, j, k линейно зависимы. Получается противоречие с условием теоремы. Следовательно, допущение неверно. Отсюда х – х 1 =0; y – y 1 =0; z – z 1 =0, или x=x 1 , y=y 1 , z=z 1 , ч.т.д.
- Если через некоторую точку пространства проведены три попарно перпендикулярные прямые, на каждой из них выбрано направление (оно обозначается стрелкой) и выбрана единица измерения отрезков, то говорят, что выбрана прямоугольная система координат в пространстве. Прямые с выбранными направлениями называются осями координат, а их общая точка – началом координат. Она обычно обозначается буквой О. Оси обозначаются так: Ох, Оу, Оz – и имеют названия: «ось абсцисс», «ось ординат», «ось аппликат».Вся система координат называется Oxyz. Три плоскости, проходящие через оси координат называются координатными плоскостями. Точка О разделяет каждую из осей координат на на два дополнительных луча. Луч, направление которого совпадает с направлением оси, называется положительной полуосью, а дополнительный к нему луч – отрицательной полуосью.
- В прямоугольной системе координат каждой точке М пространства сопоставляется тройка чисел, которые называются её координатами.
- Зададим в пространстве прямоугольную систему координат. На каждой из положительных полуосей от начала координат отложим единичный вектор, то есть вектор, длина которого равна единице. Обозначим эти векторы как i, j, k . Они называются координатными векторами. Эти векторы не компланарны, поэтому любой вектор можно представить в виде
a=xi+yj+zk , причём коэффициенты разложения определяются единственным образом. Эти коэффициенты называются координатами вектора в данной системе координат.
- Каждая координата суммы двух и более векторов равна сумме соответствующих координат этих векторов. Каждая координата разности векторов равна разности координат этих векторов.
- Каждая координата вектора равна разности соответствующих координат его конца и начала.
- Каждая координата середины отрезка равна полусумме соответствующих координат его концов.
- Длина вектора вычисляется по формуле: │a│= √x 2 +y 2 +z 2
- Скалярное произведение векторов равно произведению длин этих векторов на угол между ними.
a*b=│a│*│b│*cos α , где α – угол между этими векторами.
Скалярное произведение векторов в координатах выглядит так:
ab=x 1 x 2 +y 1 y 2 +z 1 z 2 при a и b . Если векторы перпендикулярны, их скалярное произведение равно нулю.
- Уравнением плоскости α, проходящей через точку М и
перпендикулярной к ненулевому вектору n является уравнение:
A(x-x 0 )+B(y-y 0 )+C(z-z 0 )=0
Решение задач с помощью векторов и скалярного произведения векторов:
Доказательство некоторых теорем :
Пусть точки А, В, С и Р такие, что ОР=mOA+nOB+рОС (OА, ОС и ОВ линейно независимы).Тогда необходимое и достаточное условие их принадлежности одной прямой состоит в следующем: m+n+р=1.
Пусть точки А, В, С и Р лежат в одной плоскости, тогда векторы
АР=ОР-ОА, АВ=ОВ-ОА, АС=ОС-ОА будут линейно зависимыми, следовательно
OP=(1- n- p)OA+nOB+pOC
И в силу единственности разложения вектора OP по векторам ОА, ОВ, ОС получим
m=1- n –p или m+ n+ p=1
Пусть m+n+p=1, тогда
Отсюда АР=nAB+pAС и по определению P принадлежит плоскости АВС.
Если две плоскости α и β имеют общую точку М, то найдётся по меньшей мере, ещё одна общая точка N у этих плоскостей.
Так как плоскость может быть задана любыми тремя точками, не лежащими на одной прямой, то плоскость α можно задать точками М, А, В, а плоскость β – точками М, С и D.
На основании теоремы о том, что любой вектор может быть представлен в виде линейной комбинации любых трёх линейно независимых векторов можно записать:
Построим вектор MN=a. Имеем:
Докажем теперь. что M=N . Если допустить, что M=N, то MN=0, тогда MD+
(-k 3 )MC=0, или MD=k 3 MC. Это означает, что векторы MD и MC линейно зависимы и точки M, C и D лежат на одной прямой, что противоречит их выбору.
Следовательно, M=N. Теорема доказана.
3) Признак перпендикулярности прямой и плоскости: Если прямая АВ перпендикулярна к двум пересекающимся прямым СD и СЕ, принадлежащим плоскости α, то прямая АВ ┴ α.
Пусть MN – произвольный вектор плоскости α и MN≠0. Так как векторы CD и СЕ
не компланарны, то MN = nCD+mCE. Тогда
AB*MN=AB(nCD+mCE)=AB(nCD)=AB(mCE)=n(AB*CD)+m(AB*CE). По условию
AB*CD=0 и АВ*СЕ=0. Отсюда АB*MN=n*0+m*0=0, т.е. АВ ┴ MN. Тогда по определению прямой, перпендикулярной к плоскости, АВ ┴ α. , ч.т.д.
Нахождение расстояний и углов:
Введём понятие базиса – это пара неколлинеарных векторов, заданных на плоскости, благодаря которым любой вектор можно разложить по ним. В пространстве базис – это три некомпланарных вектора.
Каждое ребро призмы АВСА 1 В 1 С 1 равно 2. Точки M и N – середины рёбер АВ и А 1 С 1 . Найти расстояние от точки М до прямой СN, если известно, что угол А 1 АС=60 гр. и прямые А 1 А и АВ перпендикулярны.
Решение: Рассмотрим базис, состоящий из векторов АА 1 =а, АВ=b и АС=с, и составим таблицу умножения для векторов этого базиса.
Расстояние от точки М до прямой СN равно расстоянию от точки М до её проекции на прямую CN. Пусть Р – проекция точки М на прямую СN. Тогда
МР=СР-СМ=хСN-СМ для некоторого числа х.
CN= a – 1/2c и СМ=1/2b – c , то
МР=x(a – 1/2c) – (1/2b – c)=xa-1/2b+(1 – x/2)c
Поскольку прямые МР и СN перпендикулярны, то
МР*СN=0, т.е. (xa-1/2b+(1 – x/2)c)*(a – 1/2c)=0
Раскрывая скобки и пользуясь таблицей умножения для нашего базиса, получаем 3х+1/2=0, откуда х= –(1/6)
Значит, МР= –(1/6)а-1/2b+13/12c
Искомое расстояние МР равно
│МР│=√((1/6)а-1/2b+13/12c) 2 _____
Снова раскрывая скобки и пользуясь таблицей умножения, находим МР=√105/6 . Таким образом, расстояние от точки М до прямой СN равно √105/6
В пирамиде DABC грань АСD – правильный треугольник со стороной 3√2, грань АВС – равнобедренный прямоугольный треугольник (угол АСВ = 90 гр.), ребро ВD равно 3. найти объём пирамиды.
Решение: Построим линейный угол двугранного угла АС ( угол DKO) и обозначим его через φ. Очевидно, что угол между векторами KD и CB равен линейному углу двугранного угла АС. найдя этот угол, мы из прямоугольного треугольника КОD, в котором │KD│=│AD│*sin угла DAK, т.е.
вычислим │DO│ – длину высоты тетраэдра.
BD 2 =CK 2 +KD 2 +CB 2 =2CK*KD-2CK*CB-2KD*CB, значит 3 2 = ((3√2)/2) 2 + ((3√6)/2) 2 + (3√2) 2 +0-0-2*((3√6)/2)*3√2cos φ,
откуда cos φ=√3/2 и φ=30 гр.
Из треугольника КОD находим высоту тетраэдра
Наконец, объём пирамиды
Введём понятие радиус-вектора : если в пространстве фиксирована некоторая точка
О, то каждая точка пространства характеризуется вектором ОА.ОА и есть радиус-
вектор. Если точка М лежит на прямой АВ и АМ=kAB, то ОМ=(1-k)OA+kOB.(1)
На рёбрах DA,DB,AC тетраэдра DABC взяты соответственно точки L, N, F так, что DL=1/2DA,DN=1/3DB,AF=1/4AC. В каком отношении плоскость, проходящая через точки L,N,F делит ребро BC?
Пусть М – точка пересечения рассматриваемой плоскости с ребром BC и
Так как точки M,N,L,F лежат в одной плоскости, причём последние три точки не лежат на одной прямой, то по формуле
DM=kDL+lDN+(1 – k – l)DF=ka/2+lb/3+(1 – k – l)(3/4a+1/4c).
С другой стороны, по формуле (1)
где m – отношение ВМ:ВС. Так как векторы а,b,с не компланарны, то на основании утверждения о разложении вектора по трём некомпланарным, мы получим систему:
k/2+(1 – k – l)3/4=0, l/3=1 – m,
Отсюда m=2/5 и ВМ:МС=2/3.
Длины рёбер тетраэдра АВСD равны a,b,c,d,m,n,k. Найти расстояние от вершины А до точки пересечения медиан грани ВСD.
Пусть О – точка пересечения медиан грани ВСD. Обозначим угол ВАС=φ 1 , угол САD= φ 2 , угол DАВ= φ 3 .
Воспользуемся равенством (1), преобразуя его для точки пересечения медиан треугольника, вершин треугольника и точки А:
АО 2 =1/9(АВ+АС+АD) 2
или, используя формулу квадрата суммы трёх чисел:
Последнее равенство перепишем так:
АО 2 =1/9(a 2 +b 2 +c 2 +2ab*cos φ 1 +2bc*cos φ 2 +2ac*cos φ 3 ).
АО 2 =1/9(3(a 2 +b 2 +c 2 ) – (m 2 +n 2 +k 2 )).
│АО│=1/3√3(a 2 +b 2 +c 2 ) – (m 2 +n 2 +k 2 )
Следствие: Если длины всех рёбер тетраэдра равны а, то
Векторное уравнение плоскости: Если точки А,В,С,D принадлежат одной плоскости, три из которых не лежат на одной прямой, и точка О – произвольная точка пространства, то выполняется следующее равенство
OD=aOA+bOB+cOC , где а+b+с=1
В правильной треугольной пирамиде SABС (АС – основание) точки К,L и М принадлежат рёбрам SA и SC,SB соответственно так, что
В каком отношении плоскость KLM делит высоту пирамиды SO?
Пусть Р – точка пересечения плоскости KLM с высотой пирамиды SO, тогда на основании вышеизложенного можно записать следующее равенство
3/4a=1/3x
решив эту систему, получим что x=18/29
Решение задач с помощью метода координат:
Задачи на построение:
На рёбрах АА 1 и CD куба АВСDA 1 B 1 C 1 D 1 взяты соответственно точки P и Q – середины этих рёбер, а в грани А 1 В 1 C 1 D 1 взята точка О 1 , в которой пересекаются диагонали А 1 С 1 и B 1 D 1 . Через точку О 1 проведём прямую m, параллельную прямой PQ.
Введём в пространстве прямоугольную систему координат Вхуz, как показано на рисунке. В этой системе координат:
В(0;0;0), А(1;0;0), С(0;1;0), В 1 (0;0;1)
Найдём координаты (v 1 ;v 2 ;v 3 ) точки V – точки, в которой прямая m пересекается с плоскостью какой-нибудь грани призмы, например с плоскостью грани СDD 1 C 1 . Ясно, что так как точка V лежит в плоскости СDD 1 , то её вторая координата v 2 =1. Таким образом, V(v 1 ;1;v 3 ). → →
Найдём координаты точек P,Q и О 1 , координаты векторов O 1 V и PQ. Получаем
O 1 V(v 1 -1/2;1/2;v 3 -1), PQ(-1/2;1;-1/2) → →
так как прямая m параллельна прямой PQ, то O 1 V││PQ, и , значит координаты этих векторов пропорциональны, т.е.
откуда v 1 =1/4, v 3 =3/4, и , следовательно, V(1/4;1;3/4). Строим точку V по её координатам и затем строим прямую m, проходящую через точки O 1 и V.
Вершина В прямоугольного параллелепипеда АВСDA 1 B 1 C 1 D 1 с отношением рёбер AB:DA:AA 1 =1:2:3 принята за начало прямоугольной системы координат, а
векторы ВА, 1/2ВС и 1/3ВВ 1 приняты соответственно за единичные векторы i, j, k.
Построить сечение параллелепипеда плоскостью α , заданной в этой системе координат уравнением 4x + y — 2z — 2=0.
Для построения данного сечения найдём три точки, принадлежащие плоскости α, но не лежащие на одной прямой, например, точки пересечения плоскости α с осями координат. Так, если плоскость α пересекает ось Вх в точке К, то точка К имеет координаты (к;0;0). Подставляя эти координаты в уравнение плоскости α ,получим к=1/2. Таким образом, плоскость α пересекает ось Вх в точке К(1/2;0;0). Построим эту точку.
Аналогично если плоскость α пересекает ось Ву в точке L, то точка L имеет координаты (0;l;0). Подставляя эти координаты в уравнение плоскости α , найдем, что L(0;2;0). Построим точку L (она совпала с точкой С).
Точно так же находим, что плоскость α пересекает ось Вz в точке М(0;0;-1). построим эту точку и затем построим сечение призмы плоскостью α, проходящей через точки К,L,M.
Получаем четырёхугольник КСD 2 A 2 .
На рёбрах A1D1 и CD куба ABCDA1B1C1D1 взяты соответственно точки Р и Q – середины этих ребер построим сечение куба плоскостью α , проходящей через прямую РQ перпендикулярно плоскости α.
Введём в пространстве прямоугольную систему координат Вхуz с началом в точке
В и единичными векторами i=BA, j=BC, k=BB 1 .
Найдём нормальный вектор n 1 (k 1 ;l 1 ;m 1 ) плоскости АВ 1 С. Так как n 1 ┴АВ 1 и n 1 ┴АС.
Находим координаты векторов АВ 1 и АС:
AB 1 (-1;0;1) , AC(-1;1;0)
Далее получаем систему уравнений
k 1 *(-1)+l 1 *0+m 1 *0=0
k 1 *(-1)+l 1 *1+m 1 *0=0
откуда, полагая, например, k 1 =1, находим l 1 =1, m 1 =1, т.е. n 1 (1;1;1). →
Составим теперь уравнение плоскости α.. Найдём для этого вектор n 2 (k 2 ;l 2 ;m 2 ) – нормальный вектор этой плоскости. Так как плоскость α. перпендикулярна
плоскости АВ 1 С и вектор n 2 перпендикулярен плоскости АВ 1 С, то n 2 ┴ α.. Кроме
того, PQ││ α . Тогда ясно, что вектор n 2 перпендикулярен векторам n 1 (1;1;1) и
k 2 *1+l 2 *1+m 2 *1=0
k 2 *(-1/2)+l 2 *1/2+m 2 *(-1)=0 →
откуда, полагая, например, m 2 =2, находим l 2 =1, k2=-3, т.е. n 2 (-3;1;2)
Теперь составим уравнение плоскости α, проходящей через точку Q(1/2;1;0) перпендикулярно прямой PQ. Получаем:
или после упрощений: 6x-2y-4z-1=0
Построим сечение куба плоскостью α . Для этого найдём ещё одну точку, принадлежащую плоскости α .
Если плоскость α пересекает ось Bx в точке L, то точка L имеет координаты (l;0;0).
Подставляя эти координаты в уравнение плоскости α, находим l=1/6. Таким образом, L(1/6;0;0). Строим точку L.
Теперь плоскость α построим как плоскость, проходящую через точки P,Q и L. Основным следом этой плоскости является прямая QL. Получается многоугольник ELQD 2 P. ( На рисунке также построена прямая TV – линия пересечения плоскости α с плоскостью АВС).
Задачи на вычисление расстояний и углов:
В основании пирамиды МАВС лежит равнобедренный треугольник с прямым углом при вершине С. каждое боковое ребро образует с плоскостью основания угол, равный 45 гр. На ребре МВ взята точка К – середина этого ребра. Найдём угол между прямой АК и плоскостью МВС.
Установив, что медианно МО грани МАВ является высотой пирамиды, т.е. МО┴АВ и МО┴ОС, и что ОА =ОС=ОМ, зададим в пространстве прямоугольную систему координат Охуz, как показано на рисунке.
В этой системе координат O(0;0;0), A(1;0;0), C(0;1;0), M(0,0,1)
Находим далее координаты точек В и К, вектора АК, коллинеарного прямой АК, и
векторов ВС и ВМ. Получаем B(-1;0;0;), K(-1/2;0;1/2), AK(-3/2;0;1/2), BC(1;1;0), BM (1;0;1). → → →
Если вектор n(k;l;m) перпендикулярен плоскости МВС, то n┴BC и n┴BM, или в координатах:
k*1+l*1+m*0=0
откуда, полагая, например, что k=1, находим, что l=-1, m=-1, т.е. n(1;-1;-1).
Пусть φ – это искомый угол. Тогда
Таким образом, угол между прямой АК и плоскостью МВС равен arcsin (2√30)/15.
На ребре АВ куба АВСDA 1 B 1 C 1 D 1 взята точка Р – середина этого ребра. Найдём расстояние от вершины А1 до плоскости С 1 DP.
Зададим в пространстве прямоугольную систему координат Bxyz, приняв, например, вершину В куба за начало системы координат, а векторы
ВА, ВС и ВВ 1 соответственно за единичные векторы i, j и k. В этой системе координат B(0;0;0), A(1;0;0), C(0;1;0), B1(0;0;1).
Составим уравнение плоскости С1DP, для чего найдём координаты точек C 1 , D, P и
векторов DC 1 и DP. Получаем:
C 1 (0;1;1), D(1;1;0), P(1/2;0;0), DC 1 (-1;0;1), DP(-1/2;-1;0).
Если вектор n(k;l;m) – нормальный вектор плоскости C 1 DP, то n┴DC 1 и n┴DP, или в координатах:
k*(-1)+l*0+m*1=0
Из этой системы уравнений находим ( с точностью до множителя пропорциональности)
k=2, l=-1, m=2.Итак, вектор n(2;-1;2) – нормальный вектор плоскости C 1 DP. Тогда, так как плоскость C 1 DP проходит, в частности, через точку D(1;1;0), её уравнение будет следующим:
или, после упрощений 2x-y+2z-1=0.
Если, далее, точка Н(h 1 ;h 2 ;h 3 ) – основание перпендикуляра, опущенного из точки А 1 (1;0;1)
на плоскость C 1 DP, т.е. если вектор A 1 H(h 1 -1;h 2 ;h 3 -1) перпендикулярен плоскости C 1 DP, то
A 1 H││n. Это значит, что
Так как точка Н лежит в плоскости C 1 DP, то её координаты удовлетворяют уравнению плоскости С 1 DP:
2h 1 -h 2 +2h 3 -1=0 (2)
Решим систему, составленную из уравнений (1) и (2). Положим, что (1)=t. Тогда h 1 =2t+1, h 2 = — t и h 3 =2t+1, и, следовательно, 2(2t+1) – (-t) + 2(2t+1)=0, откуда t= — 1/3. Значит,
координаты вектора А 1 Н будут следующими:
Теперь находим расстояние А 1 Н:
Таким образом, мы убедились, что использование векторно-координатного метода позволяет с лёгкостью решать множество задач самых разных типов, избегать громоздких доказательств теорем. Решать таким методом задачи очень просто и интересно, можно сэкономить время и силы. Такое решение задач хорошо тем, что человек не механически действует по образцу решения задач данного типа, повторяя одни и те же действия, а творчески подходит к работе. Хотя и можно распределить векторно решаемые задачи на группы, но каждое решение всё-таки обладает индивидуальностью, неповторимостью.
Учитель может добавлять свои задачи, легко изменять данные задачи путем «зеркального» изменения условия, изменения вводных данных и т.д. Надеюсь, что данная работа будет полезна для коллег, работающих в профильных классах, а также ведущих элективные курсы по аналитической геометрии.
Список используемой литературы:
«Применение векторов для решения задач»
СПб, СМИО Пресс 2002г.
«Векторное построение стереометрии»
изд. «Народная асвета»,1974г.
«Сборник задач по стереометрии с методами решений»
4.Болтянский В.Г., Ягиом И.Н.
«Векторы и их применение в геометрии в книге: Энциклопедия элементарной математики», том 4
М.,Главное издательство физмат литературы, 1963г.
5.Журнал «Математика в школе», №2,№3, 1984г.
6.Журнал «Математика», №39, 2001г.
7.Ионин Ю.И., Некрасов В.Б.
«Векторы в геометрических задачах»
«Задачи к урокам геометрии 7-11»
СПб, МПО «Мир и семья – 95», изд. ООО «Акация», 1996г.
9. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др.
учебник «Геометрия 9-10»
Изд. «Просвещение», 1982г.
Видео:Вектор. Сложение и вычитание. 9 класс | МатематикаСкачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Применение аналитической геометрии к решению стереометрических задач».
ВЫЧИСЛЕНИЕ РАССТОЯНИЙ И УГЛОВ Рассмотрим несколько геометрических задач, для решения которых необходимо вычислить те или иные расстояния или углы в пространст.
Использование координатно — векторного метода при решении стереометрических задач
Изучение данного метода является неотъемлемой частью школьного курса геометрии. Но нельзя забывать, что при решении задач координатно- векторным методом необходим навык алгебраических вычислений.
Методическая разработка по теме: «Применение векторно-координатного метода в решении стереометрических задач»
Учёные всегда стремились упростить себе жизнь – придумывали новые, простые методы решения, универсальные для множества задач, позволяющие быстро решить даже самую трудную задачу. .
Методическая разработка урока геометрии по теме «Применение теоремы синусов и косинусов при решении практических задач», 9 класс
На уроке разбирается решение задачи измерения высоты недоступного объекта различными способами: с использованием подобия, теорем синусов и др.
Определение области применения координатного метода при решении стереометрических задач на примере задания 14 ЕГЭ
Векторно-координатный метод — весьма эффективный и универсальный способ нахождения любых углов или расстояний между стереометрическими объектами в пространстве Автор обосновывает использование в.
рабочая программа курса по выбору «Векторный и координатный метод в решении стереометрических задач»»
Содержит характеристику курса и учебно-тематическое планирование.
Применение координатно-векторного метода при решении стереометрических задач
Мастер-класс по теме «Применение координатно-векторного метода при решении стереометрических задач». Разбор задач ЕГЭ.
Видео:Первые теоремы стереометрии.Скачать
Урок- мастер-класс «Решение задач стереометрии векторно-координатным методом»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Видео:Аксиомы стереометрии. 10 класс.Скачать
«Снятие эмоционального напряжения
у детей и подростков с помощью арт-практик
и психологических упражнений»
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Открытый урок — мастер класс в 11 информационно-технологическом профильном классе по теме:
«Векторно-координатный метод решения задач
1) рассмотреть векторно-координатный метод с применением скалярного произведения векторов для решения задач на нахождение углов
2) показать преимущество этого метода по сравнению с традиционными методами;
3) показать эффективность использования этого метода на экзамене.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, 13 нетбуков.
Ход урока: Класс разделен на 4 разноуровневые группы обучающихся.
У учащихся на нетбуках презентация по теме для использования при
Учитель: При подготовке к ЕГЭ по математике, задача С 2 вызывает у учащихся много вопросов. Сегодня мы хотим показать, что использование векторно-координатного метода решения задач такого типа упрощает решение, дает возможность по новому взглянуть на возможность решить эти задачи на экзамене.
1 группа : Задания по теории: угол между скрещивающимися прямыми, прямой и плоскостью, между плоскостями. Способы введения системы координат в кубе, треугольной призме, четырехугольной пирамиде, координаты точек.
Определение 1: Углом между скрещивающимися прямыми называется угол между пересекающимися прямыми, параллельными данным скрещивающимися прямым.
Определение2: Если прямая a пересекает плоскость α и не перпендикулярна плоскости α, то углом между прямой и плоскостью α называется угол между прямой a и ее проекцией на плоскость α.
Из определения угла ϕ между прямой и плоскостью следует, что 0 º ≤ ϕ ≤ 90 º. Но угол между векторами может принимать значения от 0 º до 180 º. Поэтому возможны два случая:
1) 0
( )= + ϕ; + ϕ = —
Определение 3: Углом между плоскостями называется угол между прямыми, по которым плоскость, перпендикулярная линии пересечения двух данных плоскостей, пересекает эти плоскости. ( угол ϕ)
Координаты вершин куба в прямоугольной системе координат в пространстве со стороной равной единице:
А(1;0;0),В(0;0;0) , С(0;1;0),Д(1;1;0),А 1 (1;0;1),В 1 (0;0;1), С 1 (0;1;1), Д 1 (1;1;1) .
Координаты треугольной призмы в прямоугольной системе координат в
пространстве со стороной равной единице:
А( 0;0;0) , В ( 0; 1; 0), С ( ;0), А 1 ( 0; 0; 1), В 1 (0; 1; 1),С 1 (
Координаты четырехугольной пирамиды в прямоугольной системе координат в пространстве со стороной основания ,равной единице:
А(1; 0; 0),В(0;0;0), С(0;1;0),Д(1;1;0), S (
Алгоритм решения задач на нахождение угла между скрещивающимися прямыми векторно-координатным методом:
Угол между скрещивающимися прямыми заменяем углом между направляющими векторами этих прямых , который можно вычислить по теореме о скалярном произведение векторов по формуле:
Cos φ = , где | a * в| – модуль скалярного произведения векторов , а и – длины этих векторов.
Алгоритм решения задач на нахождение угла между прямой и плоскостью векторно-координатным методом :
Угол между прямой и плоскостью вычисляется по формуле
, где – направляющий вектор прямой, — вектор нормали к плоскости, а и – длины этих векторов.
Вектор нормали к плоскости находим из условия его перпендикулярности двум непараллельным векторам плоскости. Чтобы найти координаты вектора нормали необходимо рассмотреть два скалярных произведения и приравнять их нулю.
Алгоритм решения задач на нахождение угла между плоскостями векторно- координатным методом: .
Углом между плоскостями считают угол между векторами нормали к плоскостям , который можно вычислить по формуле
= , где и –векторы нормали к плоскостям, а
– длины этих векторов
В это время учащиеся во 2, 3, 4 группах решают задачи.
2 группа : Задача1.
В правильной треугольной призме АВСА 1 В 1 С 1 все ребра которой равны 1, найти косинус угла между прямыми АВ и В 1 С.
1) Введем систему координат как на рисунке.
3 группа: Задача 2.
В правильной четырехугольной пирамиде , все ребра которой равны 1, найти косинус угла между прямой АС и плоскостью А S Д.
1) Введем систему координат как на рисунке.
Координаты ( -1; 1; 0).Найдем координаты вектора нормали ( х; у; z) к плоскости АSД. Для этого выберем в плоскости АSД два непараллельных вектора .
Координаты векторов
х =0, при z =1, х= у =0.И так ,
4 группа: Задача 3.
В кубе АВСДА1В1С1Д1 точки Е и F – середины ребер соответственно А1В1 и А1Д1. Найдите косинус угла между плоскостями АЕF и ВДД1.
. Плоскость ВДД 1 – это диагональное сечение куба. Вектор перпендикулярен этой плоскости, поэтому – это вектор нормали к плоскости ВДД 1.
А ( 0; 0; 0;), С(1; 1; 0) , тогда = 1 ( 1; 1; 0).
2) Найдем вектор нормали 2 (х; у; z) к плоскости АЕF. Выберем в этой плоскости два непараллельных вектора и
3) Определим координаты векторов: А(0; 0; 0) , Е ( ½; 0; 1), F (0; ½; 1).
4) Запишем скалярные произведения 2 * и 2 * и приравняем их нулю
1/2х + 0у + z = 0, z = — 1/2х,
0х + ½ у + z = 0; z = — 1/2у, при х = у =1, z = — ½.
И так, вектор нормали 2 ( 1; 1 ; — ½)
5) Найдем косинус угла между 1 и 2.
Старшие в группах оформляют решение на доске. Учащиеся обсуждают решение задач, осуществляя взаимопроверку.
2. Самостоятельная работа. Решение задач из сборников ЕГЭ, С2.
3. Подведение итогов урока: И так, мы рассмотрели разнообразные виды задач на нахождение угла между скрещивающимися прямыми, прямой и плоскостью, между плоскостями. За 30 минут решили 3 вида задач, убедились, что векторно – координатный метод позволяет сэкономить время на экзамене.
4.Домашнее задание: задачи из сборника ЕГЭ, С2.
Видео:Векторный метод в стереометрии. Задача 14 профильный ЕГЭСкачать
Векторы в пространстве и метод координат
Существует два способа решения задач по стереометрии
Первый — классический — требует отличного знания аксиом и теорем стереометрии, логики, умения построить чертеж и свести объемную задачу к планиметрической. Способ хорош тем, что развивает мозги и пространственное воображение.
Другой метод — применение векторов и координат. Это простые формулы, алгоритмы и правила. Он очень удобен, особенно когда времени до экзамена мало, а решить задачу хочется.
Если вы освоили векторы на плоскости и действия с ними — то и с векторами в пространстве разберетесь. Многие понятия окажутся знакомыми.
Видео:Стереометрия - это ПРОСТО! Урок 1. Аксиомы Теоремы Задачи. Геометрия 10 классСкачать
Система координат в пространстве
Выберем начало координат. Проведем три взаимно перпендикулярные оси X, Y и Z. Зададим удобный масштаб.
Получилась система координат в трехмерном пространстве. Теперь каждая его точка характеризуется тремя числами — координатами по X, Y и Z. Например, запись M(−1; 3; 2) означает, что координата точки M по X (абсцисса) равна −1, координата по Y (ордината) равна 3, а координата по Z (аппликата) равна 2.
Векторы в пространстве определяются так же, как и на плоскости. Это направленные отрезки, имеющие начало и конец. Только в пространстве вектор задается тремя координатами x, y и z:
Как найти координаты вектора? Как и на плоскости — из координаты конца вычитаем координату начала.
Длина вектора в пространстве – это расстояние между точками A и B. Находится как корень квадратный из суммы квадратов координат вектора.
Пусть точка M – середина отрезка AB. Ее координаты находятся по формуле:
Для сложения векторов применяем уже знакомые правило треугольника и правило параллелограмма
Сумма векторов, их разность, произведение вектора на число и скалярное произведение векторов определяются так же, как и на плоскости. Только координат не две, а три. Возьмем векторы и .
Произведение вектора на число:
Скалярное произведение векторов:
Косинус угла между векторами:
Последняя формула удобна для нахождения угла между прямыми в пространстве. Особенно если эти прямые – скрещиваются. Напомним, что так называются прямые, которые не параллельны и не пересекаются. Они лежат в параллельных плоскостях.
1. В кубе ABCDA1B1C1D1 точки E и K — середины ребер соответственно A1B1 и B1C1. Найдите косинус угла между прямыми AE и BK.
Если вам достался куб — значит, повезло. Он отлично вписывается в прямоугольную систему координат. Строим чертеж:
Длина ребра куба не дана. Какой бы она ни была, угол между AE и BK от нее не зависит. Поэтому возьмем единичный куб, все ребра которого равны 1.
Прямые AE и BK — скрещиваются. Найдем угол между векторами и . Для этого нужны их координаты.
Запишем координаты векторов:
и найдем косинус угла между векторами и :
2. В правильной четырехугольной пирамиде SABCD, все ребра которой равны 1, точки E, K — середины ребер SB и SC соответственно. Найдите косинус угла между прямыми AE и BK.
Лучше всего выбрать начало координат в центре основания пирамиды, а оси X и Y сделать параллельными сторонам основания.
Координаты точек A, B и C найти легко:
Из прямоугольного треугольника AOS найдем
Координаты вершины пирамиды:
Точка E — середина SB, а K — середина SC. Воспользуемся формулой для координат середины отрезка и найдем координаты точек E и K.
Найдем координаты векторов и
и угол между ними:
Покажем теперь, как вписать систему координат в треугольную призму:
3. В правильной треугольной призме ABCA1B1C1, все ребра которой равны 1, точка D — середина ребра A1B1. Найдите косинус угла между прямыми AD и BC1
Пусть точка A — начало координат. Возьмем ось X параллельно стороне BC, а ось Y перпендикулярно ей. Другими словами, на оси Y будет лежать отрезок AH, являющийся высотой треугольника ABC. Нарисуем отдельно нижнее основание призмы.
Запишем координаты точек:
Точка D — середина A1B1. Значит, пользуемся формулами для координат середины
отрезка.
Найдем координаты векторов и , а затем угол между ними:
Смотрите, как легко с помощью векторов и координат найти угол между прямыми. А если требуется найти угол между плоскостями или между прямой и плоскостью? Для решения подобных задач нам понадобится уравнение плоскости в пространстве.
Видео:18+ Математика без Ху!ни. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.Скачать
Плоскость в пространстве задается уравнением:
Здесь числа A, B и C — координаты вектора, перпендикулярного этой плоскости. Его называют нормалью к плоскости.
Вместо x, y и z можно подставить в уравнение координаты любой точки, принадлежащей данной плоскости. Получится верное равенство.
Плоскость в пространстве можно провести через любые три точки, не лежащие на одной прямой. Поэтому для того, чтобы написать уравнение плоскости, берем координаты трех принадлежащих ей точек. Подставляем их по очереди в уравнение плоскости. Решаем полученную систему.
Покажем, как это делается.
Напишем уравнение плоскости, проходящей через точки M (1; 0; 1), N (2; −2; 0) и K (4; 1; 2).
Уравнение плоскости выглядит так:
Подставим в него по очереди координаты точек M, N и K.
То есть A + C + D = 0.
Аналогично для точки K:
Получили систему из трех уравнений:
В ней четыре неизвестных: A, B, C и D. Поэтому одну из них мы выберем сами, а другие выразим через нее. Правило простое — вместо одной из переменных можно взять любое число, не равное нулю.
Пусть, например, D = −2. Тогда:
Выразим C и B через A и подставим в третье уравнение:
Решив систему, получим:
Уравнение плоскости MNK имеет вид:
Умножим обе части уравнения на −3. Тогда коэффициенты станут целыми:
Вектор — это нормаль к плоскости MNK.
Уравнение плоскости, проходящей через заданную точку имеет вид:
Угол между плоскостями равен углу между нормалями к этим плоскостям:
Не правда ли, знакомая формула? Скалярное произведение нормалей поделили на произведение их длин.
Заметим, что при пересечении двух плоскостей вообще-то образуется четыре угла.
Мы берем меньший из них. Поэтому в формуле стоит модуль скалярного произведения — чтобы косинус угла был неотрицателен.
4. В кубе ABCDA1B1C1D1 точки E и F — середины ребер соответственно A1B1 и A1D1. Найдите тангенс угла между плоскостями AEF и BDD1.
Строим чертеж. Видно, что плоскости AEF и BDD1 пересекаются где-то вне куба. В классическом решении пришлось бы строить линию их пересечения. Но векторно-координатный метод значительно всё упрощает. Не будем ломать голову над тем, по какой прямой пересекаются плоскости. Просто отметим координаты нужных нам точек и найдем угол между нормалями к плоскостям AEF и BDD1.
Сначала — нормаль к плоскости BDD1. Конечно, мы можем подставить координаты точек B, D и D1 в уравнение плоскости и найти коэффициенты, которые и будут координатами вектора нормали. А можем сделать хитрее — увидеть нужную нормаль прямо на чертеже. Ведь плоскость BDD1 — это диагональное сечение куба. Вектор перпендикулярен этой плоскости.
Итак, первый вектор нормали у нас уже есть:
Напишем уравнение плоскости AEF.
Берем уравнение плоскости и по очереди подставляем в него, вместо x, y и z, соответствующие координаты точек A, E и F.
Пусть С = -1. Тогда A = B = 2.
Уравнение плоскости AEF:
Нормаль к плоскости AEF:
Найдем угол между плоскостями:
5. Основание прямой четырехугольной призмы BCDA1B1C1D1 — прямоугольник ABCD, в котором AB = 5, AD = √33. Найдите тангенс угла между плоскостью грани AA1D1D и плоскостью, проходящей через середину ребра CD перпендикулярно прямой B1D, если расстояние между прямыми A1C1 и BD равно √3.
Эта задача наглядно показывает, насколько векторный метод проще классического. Попробуйте, для разнообразия, построить необходимые сечения и провести все доказательства — как это делается в «классике» 🙂
Строим чертеж. Прямую четырехугольную призму можно по-другому назвать «параллелепипед».
Замечаем, что длина и ширина параллелепипеда у нас есть, а вот высота — вроде не дана. Как же ее найти?
«Расстояние между прямыми A1C1 и BD равно √3». Прямые A1C1 и BD скрещиваются. Одна из них — диагональ верхнего основания, другая — диагональ нижнего. Вспомним, что расстояние между скрещивающимися прямыми равно длине их общего перпендикуляра. Общий перпендикуляр к A1C1 и BD — это, очевидно, OO1, где O — точка пересечения диагоналей нижнего основания, O1 — точка пересечения диагоналей верхнего. А отрезок OO1 и равен высоте параллелепипеда.
Плоскость AA1 D1 D — это задняя грань призмы на нашем чертеже. Нормаль к ней — это любой вектор, перпендикулярный задней грани, например, вектор или, еще проще, вектор .
Осталась еще «плоскость, проходящая через середину ребра CD перпендикулярно прямой B1D». Но позвольте, если плоскость перпендикулярна прямой B1D — значит, B1D и есть нормаль к этой плоскости! Координаты точек B1 и D известны:
Координаты вектора — тоже:
Находим угол между плоскостями, равный углу между нормалями к ним:
Зная косинус угла, находим его тангенс по формуле
Получим:
Ответ:
Угол между прямой m и плоскостью α тоже вычисляется с помощью скалярного произведения векторов.
Пусть — вектор, лежащий на прямой m (или параллельный ей), — нормаль к плоскости α.
Находим синус угла между прямой m и плоскостью α по формуле:
6. В кубе ABCDA1B1C1D1 точка E — середина ребра A1B1. Найдите синус угла между прямой AE и плоскостью BDD1.
Как всегда, рисуем чертеж и выбираем систему координат
Находим координаты вектора .
Нужно ли нам уравнение плоскости BDD1? В общем-то, без него можно обойтись. Ведь эта плоскость является диагональным сечением куба, а значит, нормалью к ней будет любой вектор, ей перпендикулярный. Например, вектор .
Найдем угол между прямой и плоскостью:
Ответ:
Расстояние от точки M с координатами x0, y0 и z0 до плоскости α, заданной уравнением Ax + By + Cz + D = 0, можно найти по формуле:
7. В основании прямоугольного параллелепипеда BCDA1B1C1D1 лежит прямоугольник ABCD со сторонами AB = , AD = . Высота параллелепипеда AA1 = . Найдите расстояние от точки A до плоскости A1DB.
Построим чертеж и выпишем координаты точек:
Запишем уравнение плоскости A1DB. Вы помните, как это делается — по очереди подставляем координаты точек A1, D и B в уравнение Ax + Be + Cz + D
Решим эту систему. Выберем
Тогда
Уравнение плоскости A1DB имеет вид:
Дальше все просто. Находим расстояние от точки A до плоскости A1DB:
В некоторых задачах по стереометрии требуется найти расстояние от прямой до параллельной ей плоскости. В этом случае можно выбрать любую точку, принадлежащую данной прямой.
🎥 Видео
Координаты вектора в пространстве. 11 класс.Скачать
10 класс, 2 урок, Аксиомы стереометрииСкачать
Аналитическая геометрия, 1 урок, Векторы в пространствеСкачать
Стереометрия 10 класс. Часть 2 | Математика | TutorOnlineСкачать
Геометрия 10 класс (Урок№18 - Компланарные векторы. Векторный метод решения задач.)Скачать
Все теоремы по геометрии 10 классСкачать
Понятие вектора. Коллинеарные вектора. 9 класс.Скачать
Стереометрия с нуля до уровня ЕГЭ. Координатно-векторный метод. Задачи на доказательствоСкачать
10 класс, 3 урок, Некоторые следствия из аксиомСкачать
Векторы. Метод координат. Вебинар | МатематикаСкачать
СУММА ВЕКТОРОВ 10 11 класс стереометрия АтанасянСкачать
ЕГЭ. Математика. Промежуточный срез № 7 по теме «Стереометрия. Векторы и координаты». ПовторениеСкачать