Расчет отношения окружности головы к длине тела

Процентиль окружности головы ребёнка

Если вас интересует рост и развитие вашего ребенка, этот процентильный калькулятор окружности головы даст необходимое представление о них. Мы подробно объясним, как пользоваться им, что такое диаграммы роста ребенка и как интерпретировать результаты измерений

Зачем проверяют окружность головы новорожденных?

Окружность головы ребенка отражает объем головного мозга и, следовательно, является показателем развития. Первый замер производится в роддоме либо сразу после рождения, либо на следующий день после него.

Череп новорожденного составляет большую часть его тела и в среднем должен составлять около 35 сантиметров. К тому времени как ребенку исполняется месяц, его голова должна вырасти до 38 сантиметров. Мальчики, как правило, несколько крупнее девочек, но, что характерно, разница в окружности головы между полами не превышает и одного сантиметра.

Видео:Измерение окружности головы у детейСкачать

Измерение окружности головы у детей

Как замерить объем головы

Пользуйтесь гибкой измерительной лентой – идеально подойдет швейный сантиметр;

Лента должна обхватывать наиболее выступающую часть черепа – это на один палец выше бровей, над ушами и, наконец, вокруг самой широкой части задней стенки черепа;

Лучше всего повторить замеры три раза.

Далее возьмите наибольшее число и вбейте в поле «Окружность головы». Не забудьте указать пол и возраст вашего малыша! В поле выдачи вы получите точный перцентиль, в который он вписывается, а также графическое объяснение.

Расчет отношения окружности головы к длине тела

Designed by commons.wikimedia.org

Если окружность головы ниже 5-го или выше 95-го перцентиля, проверьте, всегда ли малыш находился в этих диапазонах. Если он только недавно попал в эти диапазоны, проконсультируйтесь с врачом.

Видео:Длина окружности. Математика 6 класс.Скачать

Длина окружности. Математика 6 класс.

Как интерпретировать результаты калькулятора?

Туманный термин перцентиль в медицине используется, чтобы оценить некие параметры развития детей (рост, вес и т.д.), основываясь на статистической выборке в его возрастной группе. Все эти данные были получены на результатах измерений сотен тысяч детей и служат ранним индикатором патологий развития.

Врачи рассматривают скорость роста головы как важный фактор:

Ребенок должен следовать той же процентильной линии на графике;

Если результаты пересекают две или более процентильные линии (либо они увеличиваются/уменьшаются как минимум на два диапазона), следует обратиться к врачу. Например, пересечения с 75–85 до 15–25;

Если окружность головы ниже 5-го или выше 95-го перцентиля, проверьте, всегда ли малыш находился в этих диапазонах. Если он только недавно попал в эти диапазоны, проконсультируйтесь с врачом.

Чтобы было понятно, как работает процентильный калькулятор окружности головы, проиллюстрируем примером.

Тем не менее окружность ее головы всегда беспокоила Стэна, так как находится на 25 перцентиле с момента рождения.

В четыре месяца размер головы Софи составляет 39,8 см, таким образом сейчас она находится в 27,78 перцентиле и вписывается в диапазон между 25 и 50 перцентилями. Педиатр сказал бы, что пока она следует той же процентильной линии без серьезных сдвигов вниз или вверх, развитие Софи нормально.

Видео:Измерение окружности головы и грудной клеткиСкачать

Измерение окружности головы и грудной клетки

Изменения окружности головы

Наблюдение за изменением окружности головы является неотъемлемым компонентом врачебного контроля за физическим развитием. Это связано с тем, что окружность головы отражает и общие закономерности биологического развития ребенка, а именно первый (церебральный) тип роста; кроме того, нарушения роста костей черепа могут быть отражением или даже причиной развития патологических состояний (микро- и гидроцефалии). При рождении окружность головы в среднем равна 34—36 см. В дальнейшем она растет достаточно быстро в первые месяцы и годы жизни и замедляет свой рост после 5 лет.

Ориентировочно окружность головы можно оценить по следующим формулам.

Для детей до 1 года: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, на каждый недостающий месяц из 43 см надо отнять 1,5 см, на каждый последующий — прибавить 0,5 см.

Для детей 2—15 лет- окружность головы 5-летнего ребенка равна 50 см, на каждый недостающий год из 50 см надо отнять по 1 см, на каждый последующий — прибавить 0,6 см.

Более точные данные об окружности головы приведены в Приложении 2

Окружность груди является одним из основных антропометрических параметров для анализа изменений поперечных размеров тела. Окружность груди отражает как степень развития грудной клетки, тесно коррелируя при этом с функциональными показателями дыхательной системы, так и развитие мышечного аппарата грудной клетки и подкожного жирового слоя на груди Окружность груди при рождении в среднем равна 32 — 34 см Она несколько меньше, чем окружность головы; в 4 мес. эти окружности сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы

Для ориентировочной оценки скорости развития грудной клетки можно использовать расчет по следующим формулам

  • 1 Для детей до 1 года окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий месяц до 6 нужно из 45 см вычесть 2 см, на каждый последующий месяц после 6 прибавить 0,5 см.
  • 2. Окружность груди у детей в возрасте от 2 до 15 лет- а) для детей до 10 лет: 63 см — 1,5 см (10 — п), где п — число лет ребенка моложе 10 лет, а 63 см — средняя окружность груди ребенка в возрасте 10 лет; б) для детей старше 10 лет: 63 см + 3 см (п — 10), где п — возраст детей старше 10 лет, 3см — среднее увеличение окружности груди за год у детей старше 10 лет, а 63 см — средняя окружность груди ребенка в возрасте 10 лет.

Изменения длины тела с возрастом характеризуются разной степенью удлинения различных сегментов тела (рис. 7) Так, высота головы увеличивается только в 2 раза, длина туловища — в 3 раза, а длина нижних конечностей — в 5 раз. Если принять длину тела за 100%, то на общую высоту головы у новорожденного будет приходиться почти 25% длины тела, а у взрослого — около 13%; длина ноги у новорожденного составляет 40% от длины тела, а у взрослого — 52%. Относительным постоянством отличается длина туловища — во все возрастные периоды она составляет около 40% от общей длины тела. Наиболее динамичны изменения двух сегментов — верхней части лица и длины ноги. Сумма этих сегментов для всех возрастов приблизительно одинакова и составляет около 60% длины тела, из них у новорожденного на верхнее лицо приходится 20% и на ноги —40%, в то время как у взрослого на долю верхнего лица — 8 %, а на ноги —52% длины тела. Таким образом, относительная высота верхнего лица, так же как и относительная длина ноги, является достаточно чувствительным индикатором возрастного изменения пропорций тела. При задержке роста по этим данным можно ориентировочно определить возраст, когда эта задержка произошла.

Еще более показательны для характеристики возрастного изменения пропорций величины индекса, характеризующего отношение длины ноги к высоте верхнего лица Этот индекс может использоваться и для определения степени биологической зрелости ребенка, срока его биологического развития

Расчет отношения окружности головы к длине телаРасчет отношения окружности головы к длине тела

В практике нередко используются и другие показатели пропорциональности развития. Наибольшее распространение получило определение соотношения между верхним и нижним сегментами тела. Для измерения нижнего сегмента пользуются расстоянием о г лобковой точки до основания стопы (пола). Верхний сегмент определяется как разность между длиной тела и величиной нижнего сегмента. В первые недели жизни соотношение сегментов составляет 1,7:1 —1,5:1, в периоде пубертатного роста оно приближается к единице. Широко используется и соотношение между длиной тела (ростом), измеренной в положении сидя, и длиной тела в положении стоя.

Кроме изменения соотношений между длинниками тела, возрастное изменение пропорций существенно сказывается и на соотношениях между длиной тела и различными поперечными размерами (например, соотношения между окружностью головы и длиной тела, окружностью груди и длиной тела). При использовании различных индексов существенно уточняется представление о степени гармоничности и биологическом возрасте телосложения ребенка. Ориентировочные представления о гармоничности телосложения и состоянии питания ребенка можно получить, используя также индексы Эрисмана и Чулицкой.

Индекс Эрисмана — разность между окружностью груди и половиной длины тела (роста) Чаще используется в контроле физического развития школьников.

Индекс упитанности (Чулицкой) представляет собой следующее соотношение. 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени — длина тела. У хорошо упитанных детей первого года жизни величина этого индекса составляет 20 — 25 Снижение индекса подтверждает недостаточность питания ребенка.

Во все периоды детства, а особенно на первом году жизни, у ребенка поверхность тела на единицу массы тела по сравнению со взрослыми относительно большая. Так, у новорожденного на 1 кг массы тела приходится 0,06 м 2 поверхности, в то время как у взрослого — только 0,02 м 2 . Особенно велики эти соотношения у недоношенных и незрелых детей и взрослых.

Ориентировочно рассчитать поверхность тела ребенка можно по следующим формулам.

Для детей, имеющих массу от 1,5 до 100 кг

Расчет отношения окружности головы к длине тела

где S — площадь поверхноститела, М — масса. В числителе М округляется до 0,25 кг, в знаменателе — до 1 кг.

Для детей от рождения до 9 лет: поверхность тела годовалого ребенка равна 0,43 м 2 , на каждый недостающий месяц жизни от этой величины отнимается 0,02 м 2 , на каждый последующий год прибавляется по 0,06 м 2 . Этим расчетом пользуются для определения поверхности тела детей от рождения до 9 лет.

Для детей 10 — 17 лет:

Расчет отношения окружности головы к длине тела

где S — поверхность тела, п — возраст (годы).

Для определения площади поверхности тела ребенка пользуются специальными номограммами, в которых даны в качестве исходных параметров показатели длины и массы тела

Соотношение поверхностей отдельных частей тела также меняется с возрастом. Наиболее изменяется удельная (относительная) поверхность головы. Если на голову новорожденного приходится до 21% поверхности тела, то на голову взрослого человека — только 7,5%. В отношении остальных частей тела эти изменения значительно меньше. Так, на туловище у новорожденного приходится 32%, а у взрослого — 35%, на верхние конечности — соответственно 17 и 19%, на нижние —31 и 39%.

Для детей старше года можно ориентироваться на следующие соотношения («правило девятки»):

Расчет отношения окружности головы к длине тела

Методика антропометрических исследований

Методика антропометрических исследований унифицирована и предусматривает измерения тела стандартными измерительными инструментами.

Расчет отношения окружности головы к длине тела

Измерение длины тела у детей первых 2 лет жизни производится в лежачем положении с помощью специального ростомера в виде доски длиной 80 см и шириной 40 см (рис 8) Боковая сторона ростомера представляет собой сантиметровую шкалу, вдоль которой скользит подвижная поперечная планка. Ребенка укладывают в ростомер на спину так, чтобы его макушка плотно прикасалась к неподвижной поперечной планке ростомера Помощник фиксирует голову ребенка в положении, при кот ором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной вертикальной плоскости Ноги ребенка распрямляют легким надавливанием на колени Подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка.

Расчет отношения окружности головы к длине телаРасчет отношения окружности головы к длине тела

Рост ребенка старшего возраста измеряется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом (рис 9) На вертикальной доске ростомера нанесены две шкалы одна для измерения роста стоя, другая для измерения длины корпуса (роста сидя). Ребенка ставят ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно опущены, колени разогнуты, стопы плотно сдвинуты Голова находится в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода расположены в одной горизонтальной плоскости Измеряемый должен касаться шкалы затылком, межлопаточной областью, крестцом и пятками. Подвижная планка ростомера плотно, но без надавливания соприкасается с верхушечной точкой головы, после чего определяют рост. Рост сидя грудного ребенка измеряется после прижатия подвижной планки к ягодицам ребенка. При этом его ноги перекидываются через планку. Рост сидя старшего ребенка измеряется, когда он сидит на табурете, выпрямив спину и прижавшись к шкале областью крестца, спиной в межлопаточном промежутке и затылком Его голова находится в том же положении, что и при измерении роста стоя, ноги должны быть согнуты в коленных суставах под прямым углом. Рост определяют с помощью подвижной планки по шкале для измерения роста сидя.

Массу тела определяют на специальных детских весах с максимально допустимой нагрузкой до 25 кг и точностью измерения до 10 г (рис 10). Вначале взвешивают пеленку, затем при закрытом коромысле на весы и ранее взвешенную пеленку укладывают полностью раздетого ребенка таким образом, чтобы его голова и плечевой пояс находились на широкой части лотка, а ножки — на узкой. Если ребенок умеет сидеть, то его можно посадить на широкую часть весов, поместив ноги на узкой части. Взвешивающий стоит прямо перед коромыслом весов, правой рукой перемещая гири, а левой страхуя ребенка от падения Показания снимают с той стороны гири, где имеется вырезка, нижняя гиря помещается только в имеющиеся на нижней шкале гнезда. После записи результатов гири ставят на ноль, коромысло закрывают и ребенка снимают с весов. Для определения массы тела ребенка из показаний весов необходимо вычесть массу пеленки.

Измерение массы детей 3 лет и старше проводится утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 г.

Расчет отношения окружности головы к длине тела

Рис. 11. Точки для измерения раз

При измерении роста одновременно можно измерить высоту головы представляющую собой расстояние между верхушечной точкой (подвижной планкой, прижатой к голове) и подбородочной точкой, а также определить высоту верхней части лица — расстояние между верхушечной и нижненосовой точками, и среднюю точку тела, для чего рост стоя делят пополам и полученную точку проецируют на тело ребенка

Длина туловища представляет собой расстояние между верхнегрудинной и лобковой точками, длина руки — расстояние между плечевой и пальцевой точками, длина плеча — расстояние между плечевой и лучевой точками, длина предплечья — расстояние между лучевой и шиловидной радиальной точками, длина кисти — расстояние между шиловидной и пальцевой точками, длина ноги равна высоте стояния вер-

тельной точки над полом, длина бедра — расстоянию между вертельной и верхнеберцовой внутренней точками, длина голени — расстоянию между верхнеберцовой и нижнеберцовой внутренней точками, длина стопы — расстоянию между пяточной и конечной точками

Схематическое изображение длинников тела представлено на рис 11

Окружности измеряют с помощью сантиметровой ленты Окружность головы определяют наложением ленты, проводя ее сзади по затылочной точке, а спереди — по надбровным дугам Ленту накидывают в направлении от правой височной области до левой и результат определяют надо лбом (рис 12)

Расчет отношения окружности головы к длине телаРасчет отношения окружности головы к длине тела

Рис. 12 Измерение окружности головы

Окружность груди измеряют трижды при спокойном дыхании, на высоте вдоха и высоте выдоха Ребенок должен находиться в положении стоя с опущенными руками Измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках (рис. 13). Затем руки опускают и проводят ленту спереди по средне-грудинной точке. У девочек в пубертатном периоде с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над грудной железой в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

Окружность живота измеряют на уровне пупка, а при значительном увеличении его — в области максимального выпячивания

Окружность плеча определяют дважды * при напряженных мышцах и при расслабленной мускулатуре руки. Вначале руку ребенка в супинированном положении сгибают до горизонтального уровня предплечья и накладывают сантиметровую ленту в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы, затем ребенка просят сжать кулак и с максимальной силой согнуть руку в локтевом суставе — производят первое измерение, после этого, не снимая ленты, делают второе измерение — при свободно опущенной руке Это измерение является основным, используемым при расчетах. По разности окружностей, измеренных в напряженном и расслабленном состояниях руки, можно судить о развитии двуглавой мышцы плеча.

Окружность бедра измеряют при горизонтальном наложении сантиметровой ленты под ягодичной складкой Ребенок при этом должен стоять, расставив ноги на ширину плеч. Окружность голени определяют в месте максимального объема икроножной мышцы.

Измерение поперечных размеров и диаметров осуществляется с помощью специальных циркулей. Для определения поперечного диаметра грудной клетки ножки циркуля устанавливают в горизонтальной плоскости между точками, получаемыми при пересечении горизонтали, проведенной через среднегрудинную точку, со среднеподмышечной линией слева и справа Переднезадний диаметр грудной клетки измеряют в горизонтальной плоскости между средне-грудинной точкой и остистым отростком соответствующего грудного позвонка.

Диаметр головы измеряют малым толстотным циркулем. Для определения переднезаднего диаметра одну ножку циркуля фиксируют на глабелле, а другую плавно перемещают по сагиттальной линии затылка до получения наибольшего размера (до затылочной точки). Расстояние между глабеллой и затылочной точкой представляет собой переднезадний диаметр головы. Поперечный диаметр головы измеряется установлением ножек циркуля на правой и левой теменных точках, находящихся на 1,5 — 2 см выше верхнего края ушной раковины.

Плечевой (биакромиальный) диаметр измеряют большим циркулем, устанавливая его ножки на плечевых точках Вертельный (битрохантериальный) диаметр представляет собой расстояние между вертельными точками.

При измерении нижнего и верхнего сегментов тела за длину нижнего сегмента тела принимается высота стояния лобковой точки. Размер верхнего сегмента представляет собой разницу между ростом и нижним сегментом.

Расстояние растяжения представляет собой расстояние между кончиками III пальцев горизонтально вытянутых и выпрямленных во всех суставах рук.

Филиппинский тест. Для выполнения этого теста правую руку ребенка при вертикальном положении головы накладывают поперек середины темени. Пальцы руки при этом вытянуты в направлении ушной раковины. У ребенка старше 5 лет кончики пальцев достают до ушной раковины.

Для практики представляет особый интерес сочетанная оценка различных антропометрических признаков, а иногда и параллельная оценка данных антропометрических и данных физиологических исследований. С этой целью используют метод «профилей» или «соматограмм» (морфограмм), который представляет собой графическое изображение положения ряда признаков по отношению к средним величинам этих признаков, выраженное в сигмальных, центильных или балловых интервалах. Может использоваться и шкала отклонения в процентах Для детей раннего возраста широко применяется профиль Мартина, который включает в себя линию, соединяющую точки сигмального отстояния или отклонения измеренных у ребенка величин от возрастно-половой средней арифметической. Для девочек препубертатного и пубертатного возраста используются морфограммы, включающие в себя, кроме длины тела и окружности груди, еще и сумму нескольких измерений таза. Такая морфограмма позволяет выявлять дисгармонию полового развития девочки-подростка и принимать соответствующие меры по диагностике и лечению.

Видео:Длина окружности. Площадь круга - математика 6 классСкачать

Длина окружности. Площадь круга - математика 6 класс

Раздел 3. Понятие и критерии биологического возраста

При описании основных морфологических особенностей человека в различные возрастные периоды используют, как правило, средние показатели. Индивидуальные различия в процессах роста и развития могут варьироваться в широких пределах. Особенно эти различия проявляются в период полового созревания, когда за сравнительно короткий промежуток времени происходят весьма существенные морфологические и физиологические перестройки организма. Существование индивидуальных колебаний процессов роста и развития явилось основанием для введения такого понятия, как биологический возраст, или возраст развития (Никитюк Б.А., Чтецов В.П., 1990).

Возраст индивидуума в каждый конкретный момент времени можно охарактеризовать с различных позиций − хронологический, биологический и моторный, или двигательный.

Наиболее распространенными типами возраста человека считают абсолютный и условный возраст. Абсолютный возраст − это собственно календарный или хронологический возраст, т.е. отрезок времени от даты рождения до конкретной даты его определения.

Возраст человека, оцененный по степени развития (или зрелости) отдельных признаков и систем признаков, получил название биологического возраста.

Введение в научный оборот термина «биологический возраст» связано с именами В.Г. Штефко, Д.Г. Рохлина и П.Н. Соколова (30-40 гг. XX в.). Биологический возраст отражает основные характеристики онтогенетического развития и, прежде всего, гетерохронность роста, созревания и старения на разных уровнях организации.

Биологический возраст (возраст развития) характеризует состояние обмена веществ и зрелость функциональных и морфологических систем организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического (календарного возраст).

О биологическом возрасте, прежде всего, судят: по зубной и скелетной зрелости, по уровню половой зрелости и моторной зрелости. Оценка биологического возраста производится путем сопоставления соответствующих показателей развития индивида со стандартами, характерными для данной возрастной, половой группы. Для правильной оценки биологического возраста необходимо использовать несколько показателей в их сочетании.

В дошкольном (начиная с 5 лет) и младшем школьном возрастах ведущими показателями биологического развития являются: длина тела, прибавка длины тела за последний год, общее количество постоянных зубов на верхней и нижней челюсти суммарно. В качестве дополнительных показателей в дошкольном возрасте могут быть использованы: изменения в пропорциях тела (отношение окружности головы к длине тела) и «Филиппинский тест». При проведении «Филиппинского теста» правая рука ребенка при вертикальном положении головы кладется поперек середины темени, пальцы руки вытянуты в направлении левого уха, рука и кисть плотно прилегают к голове. «Филиппинский тест» считается положительным, если кончики пальцев достигают верхнего края ушной раковины (Рис. 1).

Расчет отношения окружности головы к длине тела

Рис. 1. Выполнение «Филиппинского теста»

Зубной возраст. Зубная зрелость определяется по количеству и последовательности прорезывания зубов и сопоставлению этих данных с существующими стандартами. Представления о сроках прорезывания молочных и постоянных зубов являются информативными показателями биологического и физического развития детей младенческого, раннего детства, дошкольного и младшего школьного возрастов. После завершения процесса кальцификации зубы сформировываются окончательно и более не подвергаются изменениям. Зубной возраст используется как индикатор биологического возраста только до 13-14 лет, так как молочные зубы прорезываются с 6 месяцев до 2 лет, а постоянные зубы – с 6 лет до 13, за исключением третьих моляров (Табл. 1).

Примерные сроки прорезывания постоянных зубов у детей дошкольного и школьного возраста (в годах) (Баранов А.А., с соавт., 2010):

Стадии прорезывания зубовЦентральный резецБоковой резецКлыкI премолярII премолярI молярII моляр
Мальчики
Начало прорезывания5,8-6,06,0-6,29,58,58,65,510,5
Средние сроки6,57,310,59,511,56,512,5
Конец прорезывания7,58,012,511,012,57,513,0
Девочки
Начало прорезывания5,5-5,76,09,58,58,55,510,5
Средние сроки6,0-6,27,010,59,011,06,012,0
Конец прорезывания7,58,012,510,012,07,512,5

При определении общего количества постоянных зубов учитываются зубы всех степеней прорезывания − от четкого появления режущего края или жевательной поверхности над десной до полностью сформировавшегося зуба.

На рубеже первого и второго детства наиболее информативны и удобны в применении два критерия биологической зрелости: одонтологический и Филиппинский тест в качестве соматического критерия. Необходимость их одновременного использования диктуется низким уровнем корреляций между ними. Распределение детей по степени зрелости в общей выборке различается в зависимости от пола и критерия зрелости. По обоим критериям зрелости девочки старше мальчиков, но по соматическому средний уровень зрелости преобладает у девочек, а по одонтологическому − у мальчиков; среди последних также меньше акселератов и больше ретардантов. Гармония оценки биологической зрелости наблюдается менее чем в 40% случаев, причем у мальчиков преобладает совпадение средних оценок, а у девочек совпадение критериев зрелости повышается от ретардации к акселерации. (Н.Р.Карелина, Е.Н.Комиссарова, Т.В.Панасюк, 2011). Существует связь между сроками прорезывания зубов и физическим развитием. Так, прорезывание постоянных зубов происходит несколько раньше у девочек, чем у мальчиков, за исключением первых моляров и медиальных резцов, появление которых происходит почти одновременно. У девочек длительность прорезывания короче, чем у мальчиков. Наибольшие отличия установлены в сроках появления клыков, которые прорезываются в нижней челюсти у девочек на 11-12 месяцев раньше, чем у мальчиков. Сроки и очередность прорезывания в некоторой степени зависит от условий среды. У детей из хорошо обеспеченных семей сроки прорезывания постоянных зубов происходит на 3,5 месяца раньше, чем у детей из неблагополучных семей. У детей, живущих в районах, где наблюдается повышенная концентрация в воде фтора, сроки прорезывания постоянных зубов задерживаются. При гиперфункции щитовидной железы, при раннем удалении молочных зубов постоянные зубы прорезываются раньше. Прорезывание постоянных зубов в значительной мере определяется наследственностью. Сроки прорезывания зубов более консервативны, чем сроки оссификации скелета или развития вторичных половых принаков. При исследовании моно- и дизиготных близнецов было показано, что между индивидами одной пары наблюдается большее сходство по зубной зрелости, нежели по соматической или костной (Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В., 1999).

Скелетная зрелость (костный возраст). Данный критерий используется для всех периодов онтогенеза. Показателями возрастных изменений костей являются стадии оссификации скелета: учитывается число точек окостенения, время и последовательность их появления, а также сроки формирования синостозов. Окостенение скелета тесно связано с биологическим развитием организма. Существуют несколько методов определения зрелости скелета. Наиболее показательны процессы в костях кисти. Для каждой из шести костей запястья получают балл зрелости с последующим их суммированием. Сумма баллов сверяется с нормативом. В период старения критерием биологического возраста являются проявления остеопороза и остеосклероза, остеофиты, различные деформации суставов. Зрелость скелета дифференцируется с учетом не только возрастных, но и половых особенностей: окостенение скелета у девочек опережает аналогичные процессы у мальчиков. В дальнейшем костный возраст девочек также опережает костный возраст мальчиков на 12-18 месяцев. В период полового созревания эта разница увеличивается до 18-24 месяцев. Динамика полового созревания влияет на развитие скелета. Началу активного функционирования половых желез соответствует появление сесамовидной кости в первом пястно-фаланговом суставе. Этот элемент костной системы формируется одновременно с вторичными половыми признаками. Пубертатный скачок роста приходится на время формирования сесамовидной кости и образования синостоза в первой пястной кости. Существует взаимосвязь между половым созреванием и оссификацией скелета: при раннем половом развитии созревание скелета ускоряется, а при позднем – задерживается. У девочек с ранним сроком менархе костный возраст опережает календарный, а при поздних сроках – костный возраст отстает от календарного.

Костный возраст определяется по стадиям окостенения (оссификации) скелета: учитываются число точек окостенения, время и последовательность их появления, а также сроки наступления синостозов. Для определения костного возраста на практике в большинстве случаев используют рентгенограмму костей кисти и запястья, оценивая стадии оссификации. При анализе рентгенограмм с целью оценки биологического возраста пользуются сравнением со стандартными рентгенограммами, приведенными в специальных атласах, либо определяют сроки появления точек окостенения и формирования синостозов в отдельных костях. В литературе пока нет общепринятой схемы для оценки степени синостозирования эпифизарных зон. Ряд авторов предлагают определять в баллах фазы образования синостозов. Целесообразно пользоваться схемой Б. А. Никитюка и В. В. Безюка (1971). Согласно этой схеме, фазы формирования синостоза определяются следующим образом: 0 баллов — эпифизарная зона открыта; 1 балл — начало синостозирования, закрыто менее половины протяжения эпифизарной зоны; 2 балла − синостозирование охватило от половины до ⅔ зоны роста; 3 балла — синостозирование почти всей эпифизарной зоны, по краям сохранились небольшие, свободные от костной ткани участки; 4 балла — синостозирование закончено, на месте эпифизарной зоны остается в виде белой полоски участок склерозированной кости; 5 баллов — участок склероза в эпифизарной зоне исчез.

У взрослых процесс старения костей выражается изменением компактного вещества (его истончение), губчатого (разряжение с исчезновением отдельных трабекул), а также изменения рельефа наружной поверхности кости (появление костных выступов — остеофитов) (Б.А.Никитюк, В.П.Чтецов, 1990; Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В., 1999).

По срокам формирования вторичных половых признаков оценивают половое созревания подростков. Половое созревание, или возмужалость, − это морфофункциональная перестройка организма в ходе индивидуального развития, в связи с приобретением им способности к продлению рода. Несмотря на то, что первичным звеном в этом процессе являются нервная система, эндокринный аппарат и половые органы, изменениям подвергаются размеры тела, особенности телосложения, отдельные органы и системы органов. Антропометрические признаки могут не менее информативно охарактеризовать половое созревание, чем так называемые вторичные половые признаки.

Интенсивность протекания полового созревания имеет индивидуальные различия. В качестве индикаторов биологической зрелости используют показатели развития вторичных половых признаков. Уровень полового созревания детей пубертатного возраста достаточно надежно характеризуется стадией развития вторичных половых признаков.

Для установления степени полового созревания определяется (Баранов А.А., с соавт., 2010):

У девочек − оволосение подмышечных впадин (Ax), оволосение лобка (P), развитие грудной железы (Ma), возраст наступления первой менструации (Me). Первая менструация − это наиболее четкая веха на пути полового созревания женского организма. Остальные признаки связаны с ее появлением, при этом развитие молочных желез связано со сроками начала менструаций теснее, чем появление волос на лобке и в подмышечных впадинах.

Последовательность развития вторичных половых признаков у девочек выглядит следующим образом. Вначале происходит расширение тазовых костей и усиливается отложение жира в этой области и в области бедер. Одновременно появляются первые изменения в молочных железах, затем начинается развитие железистой ткани. В этот же период увеличиваются яичники, начинают развиваться половые пути. Пубертатный скачок роста начинается у девочек вскоре после первых признаков обволошения лобка и достигает максимума в год, предшествующий началу менструаций. В отношении времени появления конкретного признака полового развития у девочек можно сказать следующее. Молочные железы начинают увеличиваться в интервале от 8,5 до 13 лет. От этого момента до менархе проходит в среднем больше 2 лет. Начальное обволошение лобка начинается на 3-8 месяцев позже первых признаков роста молочных желез. Обволошение подмышечных впадин начинается через 1,5 года после лобкового и достигает максимума к 18 годам. С 9−10 лет и до окончания полового созревания происходит интенсивное развитие внутренних элементов половой сферы женщины. Менархе у девочек в настоящее время отмечается в возрасте 12,5−13,5 лет. Существуют расовые отличия. Отклонением от нормы следует считать увеличение молочных желез до 8 лет или возраст менархе 9−10 лет, отсутствие развития вторичных половых признаков у девочек 13 лет и отсутствие менархе в 15 лет.

Активизация роста тела в длину (пубертатный скачок роста) происходит примерно за год до появления менструаций, а усиленное накопление подкожной жировой ткани − через год после ее наступления. В период становления менструальной функции к организму предъявляются высокие требования, адаптация к которым сопровождается снижением активности соматического роста и расходом энергии, аккумулированной в жировых депо организма. Пубератный скачок роста у девочек наступает раньше, чем у мальчиков (9,6+0,1 у девочек, 11,7+0,09 – у мальчиков).

У мальчиков − оволосение подмышечных впадин, оволосение лобка, мутация голоса (V), оволосение лица (F), развитие кадыка (L). Самый ранний признак − увеличение яичек, оно начинается с 9 лет и достигается их максимум в 13–14 лет. Вторичные половые признаки появляются позднее: волосы на лобке − в 12 лет, на верхней губе и в подмышечных впадинах – в 14 лет, на подбородке − в 15 лет, набухание грудных желез − в 14 лет, первые поллюции в среднем − в 14,8 года.

Субъективность оценки признаков полового созревания затрудняет разработку нормативных значений половой зрелости. Можно признать, что отсутствие следов растительности на лобке и в подмышечных впадинах в 15–16 лет требует внимания медиков.

Между стадиями полового созревания и интенсивностью ростовых процессов у мальчиков, как и у девочек, существует определенное соответствие. Мутация голоса обычно предшествует наибольшей активизации роста; усиленное оволосенения лобка, появление выступа щитовидного хряща гортани совпадают с максимальным приростом длины тела, появление растительности на лице соответствует снижению темпов роста тела в длину.

Степень развития этих показателей определяется по следующим критериям:

Развитие волос в подмышечной впадине:

Ах0 − отсутствие волос;

Ax1 − единичные, короткие;

Ax2 − занимают центральный участок впадины, более густые;

Ax3 − расположены по всей подмышечной впадине, длинные, вьющиеся.

Развитие волос на лобке:

Р0 − отсутствие волос;

P1 − единичные, короткие;

P2 − занимают ограниченное пространство, более густые, длинные;

P3 − на всем треугольнике лобка, длинные, вьющиеся, густые;

P4 − расположены на бедрах, а у мальчиков вдоль белой линии живота.

Развитие молочной железы:

Ма0 − детская стадия;

Ma1 − сосок поднят над околососковым кружком, молочная железа не выдается;

Ma2 − сосок и околососковый кружок выступает в виде конуса, молочная железа несколько приподнята;

Ma3 − сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, железа поднята на большем пространстве;

Ma4 − сосок поднимается над околососковым кружком, молочная железа сформирована, свойственна взрослой женщине.

F1 − появление густого пушка над верхней губой;

F2 − появление отдельных жестких волос на лице;

F3 − наличие сформированных усов и бороды.

L1 − не контурируется, но ясно выражен при пальпации;

V2 − установившийся мужской.

В заключении составляется формула полового развития.

Примеры формулы полового развития:

Девочки Ax0 P1 Ma1 Me0 Мальчики Ax1 P2 F0 L0 V0

Ax3 P4 Ma3 Me 11 лет Ax3 P4 F2 L1 V1

Таким образом, определение биологического возраста подростков по степени выраженности вторичных половых признаков может служить надежным критерием для правильной оценки их развития.

В среднем и старшем школьном возрастах оценка уровня биологической зрелости осуществляется по длине тела и погодовой ее прибавке, степени выраженности вторичных половых признаков. Длина тела определяется с помощью ростомера или антропометра, а ее прибавка − по разнице в показателях длины тела на день обследования и за предыдущий год. Отношение окружности головы к длине тела − коэффициент ОГ/ДТ − определяется как частное от деления величины окружности головы на длину тела, выраженное в процентах.

Функциональными критериями биологического возраста также служат показатели, отражающие зрелость нервной и вегетативных систем, опорно-двигательного аппарата. К биохимическим критериям относятся ферментативные, гормональные и цитохимические показатели. При определении биологического возраста используются возрастные показатели метаболизма. Так, с 2-3 дней до 1,5 лет обмен повышается, с 1,5 лет до 18-20 лет постепенно снижается, в пубертатном периоде наблюдается некоторое повышение скорости общего обмена веществ.

Моторное развитие детей.

Существуют представления не только о биологическом возрасте, но и о двигательном возрасте, как степени совершенства в выполнении человеком естественных движений тела и той их сумме, которой он обладает на момент времени, оцениваемый хронологическим или паспортным возрастом. Спектр движений ребенка очень наглядно говорит о степени его неврологического развития. В первые годы моторика ребенка может служить одним из надежных критериев его биологического возраста. Уже во второй половине беременности происходит образование целого ряда подкорковых структур двигательного анализатора, интегрирующих деятельность экстрапирамидной системы. Этот уровень по Н.А. Бернштейну называется «таламопаллидарным». Весь двигательный арсенал плода ребенка первых 3—5 мес жизни может быть отнесен к моторике этого уровня. Он включает все рудиментарные рефлексы, формирующиеся позотонические рефлексы и хаотические или «спонтанные» движения новорожденного ребенка. Следующим этапом развития является включение в регуляцию полосатого тела с его разнообразными связями, в том числе и с корой головного мозга. На этом этапе начинается и формирование пирамидной системы. Данный уровень организации движений назван «пирамидностриарным». Движения этого уровня включают в себя все основные крупные произвольные движения, формирующиеся на 1—2-м годах жизни. Наиболее отчетливо смена одного двигательного возраста другим прослеживается на 1-м году жизни ребенка, когда он последовательно овладевает умением держать голову (2-3 месяца), садиться с поддержкой и без поддержки (5-7 месяцев), стоять, ходить 8-12 месяцев). Совершенствование этих движений продолжается многие годы (А.В. Мазурин, И.М.Воронцов, 2000) .В период раннего, первого и второго детства двигательный возраст определяется совершенствованием естественных видов движений, степень которого зависит от двигательных качеств (скоростных, силовых и т.д.), развивающихся на основе анатомо-физиологических задатков в условиях двигательной деятельности.

📺 Видео

Математика это не ИсламСкачать

Математика это не Ислам

Сперматозоид-чемпион | наглядно показано оплодотворениеСкачать

Сперматозоид-чемпион | наглядно показано оплодотворение

Длина окружности. Площадь круга. 6 класс.Скачать

Длина окружности. Площадь круга. 6 класс.

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языку

Практический навык Измерение роста пациентаСкачать

Практический навык Измерение роста пациента

ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать

ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!

Физика - движение по окружностиСкачать

Физика - движение по окружности

Антропометрические измерения у детей окружности головы,груди, роста и весаСкачать

Антропометрические измерения у детей окружности головы,груди, роста и веса

Изменение окружности головы и грудной клеткиСкачать

Изменение окружности головы и грудной клетки

Отношение длины окружности к её диаметру. Площадь круга.Скачать

Отношение длины окружности к её диаметру. Площадь круга.

Педиатрия №2 "Физическое и психомоторное развитие детей"Скачать

Педиатрия №2 "Физическое и психомоторное развитие детей"

Рост, вес, окружность головы новорожденного | ВАЖНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРИ РОЖДЕНИИСкачать

Рост, вес, окружность головы новорожденного | ВАЖНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРИ РОЖДЕНИИ

Женщина за 50. Половая жизнь в зрелом возрастеСкачать

Женщина за 50. Половая жизнь в зрелом возрасте

Как проверяют учеников перед ЕНТСкачать

Как проверяют учеников перед ЕНТ

Аскаридоз лошадейСкачать

Аскаридоз лошадей

Площадь круга. Математика 6 класс.Скачать

Площадь круга. Математика 6 класс.
Поделиться или сохранить к себе: